Налогообложение нко осуществляющих коммерческую деятельность. Налог на прибыль некоммерческой организации

Налогообложение нко осуществляющих коммерческую деятельность. Налог на прибыль некоммерческой организации

26.09.2019

Некоммерческие организации, как видно из самого их названия, создаются не для получения прибыли. Вот их основные виды деятельности: социальная, благотворительная, культурная, образовательная, научная.

НКО (кроме ассоциаций, союзов, СРО и профсоюзов), конечно, вправе заниматься и предпринимательской деятельностью. Но только если она направлена на достижение основных целей организации.

В связи с этим в налогообложении некоммерческих организаций очень много особенностей. Поговорим про налоги некоммерческой организации.

Когда возникает обязанность перечислить налог на прибыль

Самое важное при расчете налога на прибыль - безошибочно классифицировать доходы, которые поступают в компанию. Ведь по правилам некоммерческие организации должны уплачивать налог только с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.

Если поступления предусмотрены уставом, обязанности перечислить с них налог нет. Но и тут доходы должны соответствовать статье 251 НК РФ.

Так, например, целевое финансирование (гранты, инвестиции) и целевые поступления (пожертвования, вступительные и членские взносы) не будут облагаться налогом, если отвечают следующим требованиям:

Получены безвозмездно;

Использованы в срок по целевому назначению;

Потрачены на ведение уставной деятельности или содержание НКО.

И последнее важное условие: организация, которая получает целевые средства, обязана вести раздельный учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности (если она ведется) и от уставной. Об этом сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Ведь если средства одновременно используются целевым и нецелевым образом, компания вправе уплачивать налог только с части, задействованной в предпринимательской деятельности.

В каком случае доходы НКО будут облагаться налогом, а в каком нет, можно сказать только при детальном анализе каждого из финансирований. Ведь здесь все зависит не только от конкретного вида целевых поступлений. Но и от организационно-правовой формы некоммерческой организации.

Вот, например, ассоциации и союзы не вправе заниматься бизнесом. Все поступления должны быть связаны с их уставной деятельностью. И уж далеко не все некоммерческие организации могут получать пожертвования. С добровольных взносов, скажем, потребительские кооперативы должны будут заплатить налог на прибыль.

А вообще доходы НКО от производства и реализации товаров или работ нужно определять так же, как и у коммерческих компаний. Но есть и свои особенности. Разберем случай, когда компания продает основное средство, купленное за счет целевых средств (или полученное в качестве целевых поступлений).

Пример
Какие налоги некоммерческой организации нужно заплатить при продаже основного средства, купленного на целевые средства

Фонд «Вера» получил пожертвование от ЗАО «Строймаш» на покупку компьютера стоимостью 47 200 руб. Бухгалтер установил срок полезного использования - 24 месяца. Но через год после эксплуатации фонд решил продать компьютер за 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).

В этом случае налог на прибыль составит 15 440 руб. ((35 400 руб. - 5400 руб. + 47 200 руб.) × 20 %).

Фонд «Вера» уплатит и НДС - 5400 руб.

Как видно, некоммерческой организации нужно заплатить налог на прибыль с дохода от реализации и всей стоимости основного средства. Потому что средства, полученные для покупки компьютера, использованы нецелевым образом. Ведь к моменту продажи срок полезного использования объекта не истек. А значит, реализованное имущество в целом не отработало по назначению. По этой же причине бухгалтер начислил НДС. Если посчитать налог на прибыль только с продажной и остаточной стоимости имущества, это может вызвать спор с налоговиками.

Теперь обратимся к внереализационным доходам, с которыми часто сталкиваются некоммерческие организации. Здесь речь пойдет об имуществе, которое получено безвозмездно, но к целевому отношения не имеет.

Стоимость таких объектов в налоговом учете признавайте исходя из рыночных цен. Их может подтвердить либо получатель, либо независимый оценщик.

Особое внимание обратите вот на какой момент. Повсеместно в своей деятельности НКО используют офисную технику или мебель бесплатно. Как правило, они принадлежат учредителям или сотрудникам организации. Так вот, если передача имущества не оформлена как пожертвование или организация не платит за пользование арендную плату по договору, то имущество считается безвозмездно полученным. С него придется заплатить налог на прибыль. Так установлено пунктом 8 статьи 250 НК РФ.

А вот если кто-то на безвозмездной основе оказал некоммерческой организации какую-то услугу или выполнил работу, то с этого платить налог не нужно. Так сказано в подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ.

Пару слов скажем о процентах, полученных по банковским счетам. Обычно банк начисляет проценты с той суммы, что хранится на расчетном счете. Если так, то НКО должна учесть полученную прибавку в составе внереализационных доходов. Ведь этого требует пункт 6 статьи 250 НК РФ.

Причем, следовать этому правилу придется вне зависимости от того, предназначены деньги для целевого использования или коммерческого.

Безусловно, за НКО остается право уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы. В каких случаях это можно сделать, а в каких нет - подробно расписано в таблице.

Таблица.
Какие расходы включаются в базу по прибыли, а какие нет
НКО ведет только уставную деятельность НКО ведет уставную и предпринимательскую деятельность
Отрицательные курсовые разницы - Обязательные взносы или вклады, уплачиваемые НКО -
Материальные расходы -
Расходы на оплату труда - Расходы на оплату труда, произведенные за счет доходов от предпринимательства +
Выплаченные штрафные санкции -
Банковские расходы - Материальная помощь работникам -
Коммунальные платежи - Амортизационные отчисления по ОС, приобретенным за счет доходов от предпринимательства и используемым в коммерческой деятельности +
Арендная плата -
Сумма начисленной амортизации по ОС, купленному на целевые средства - Пени, перечисленные в бюджет -

Кстати, некоммерческие организации наравне с другими компаниями вправе создавать резерв предстоящих расходов. Он позволит равномерно учитывать доходы и расходы при определении базы по налогу на прибыль. Такая возможность появилась у НКО только с прошлого года, когда законодатели дополнили Налоговый кодекс РФ статьей 267.3.

Уплата НДС

Как и в случае с налогом на прибыль, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает, только если НКО занимается предпринимательской деятельностью. С целевых поступлений, которые не связаны с оплатой реализованных товаров или работ, услуг и использованы по назначению, НДС считать не нужно.

Кроме того, если некоммерческая организация получила внереализационный доход с этих средств, НДС перечислять не понадобится.

Имеет ли некоммерческая организация право на вычет НДС? Имеет, но только если товары или работы приобретены за счет коммерческой деятельности и строго использованы в предпринимательстве. НДС, уплаченный поставщикам при приобретении за счет целевых средств товаров, имущества или работ, к вычету не принимают.

А сумму входного налога НКО включают в стоимость товаров, имущества или работ. На это указывает подпункт 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

ВОПРОС - Мы арендуем помещение. В нем ведем и основную, и предпринимательскую деятельность. Учитывать расходы по аренде раздельно нереально. Можно ли принять к вычету входной НДС?

Нет, нельзя. Порядок деления налога не предусмотрен Налоговым кодексом. А считать пропорцию исходя из выручки организация не имеет права. Ведь у НКО в рамках уставной деятельности отсутствует понятие «отгруженные товары (работы, услуги)».

Некоммерческие организации имеют право на льготы по НДС. Все случаи перечислены в статье 149 НК РФ. Например, от налогообложения освобождается безвозмездная передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности. Об этом сказано в подпункте 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Или реализация услуг, связанная с социальной защитой населения (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 кодекса).

И все равно, если НКО и применяют льготы, они должны оформлять счета-фактуры, но без выделенной суммы налога. В противном случае организации следует перечислить указанный налог в бюджет.

Кстати, некоммерческие организации с небольшими оборотами реализации по предпринимательской деятельности вовсе освобождены от НДС. Главное, чтобы величина выручки за три предыдущих месяца подряд не превышала 2 млн руб. без учета НДС. Об этом прямо сказано в пункте 1 статьи 145 НК РФ. В выручку включаются все доходы в денежной и натуральной форме, которые связаны с расчетами по оплате реализованных товаров или работ. За исключением целевых поступлений, они выручкой не признаются.

Но даже если НКО пользуется льготами или вовсе освобождена от уплаты НДС, ей все равно нужно будет выставлять покупателям счета-фактуры на стоимость реализуемых товаров и работ. И сдавать налоговую декларацию по НДС в общем порядке.

Уплата налога на имущество с объектов, которые НКО использует в коммерческой деятельности

Некоммерческие организации никто не освобождал и от налога на имущество. Но все-таки законодатели время от времени расширяют перечень объектов, которые не облагаются этим налогом. Так, например, Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ обновили пункт 4 статьи 374 НК РФ. К льготируемым объектам добавили памятники истории, культуры и суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Для некоторых НКО льготы по налогу на имущество устанавливают региональные власти. Несколько послаблений предусмотрено статьей 381 НК РФ. Например, для религиозных предприятий (п. 2 ст. 381 НК РФ) или организаций инвалидов (п. 3 ст. 381 НК РФ). Но помните: льгота предоставляется в отношении имущества, которое используется в уставной деятельности.

Что если наравне с уставной организация ведет предпринимательскую деятельность? И при этом использует льготируемое имущество в коммерческих целях. Тогда привилегию можно применить только к той части имущества, которая используется в уставной деятельности. Для этого стоимость объектов можно распределять:

Пропорционально занимаемой ими площади;

Исходя из удельного веса финансирования в общей сумме доходов.

Рекомендуем использовать первый способ, потому как он позволяет не пересчитывать пропорцию для распределения стоимости ОС несколько раз. Но какой бы из вариантов вы ни выбрали, закрепите его в учетной политике.

ВОПРОС - Мы в июне купили основное средство, которое льготируется по налогу на имущество. На учет поставим только в июле. Как определить его среднегодовую стоимость?

Чтобы рассчитать среднегодовую стоимость такого имущества, нужно сложить остаточную стоимость объекта на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 1 января следующего года. Затем полученную сумму разделить на 13 - количество месяцев в календарном году, увеличенное на единицу. Об этом сказал Минфин России в письме от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26 . Возможно, инспекторы из вашей ИФНС укажут на то, что стоимость объекта нужно было делить на 7 (6 мес. + 1). Однако их позиция неправильная. Можете смело использовать указанную выше методику, раз ее поддерживает Минфин.

И еще. Не забывайте, что НКО тоже не платят налог с движимого имущества, принятого на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года. Такое правило прописано в подпункте 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Налог на прибыль в некоммерческих организациях

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации, далее - НКО).

Юридические лица, являющиеся НКО, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ (далее - Закон N 7-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона N 7-ФЗ НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с Законом N 7-ФЗ НКО могут создаваться в следующих формах:

общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 6 Закона N 7-ФЗ);

фонды (ст. 7 Закона N 7-ФЗ);

государственная корпорация (ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ);

некоммерческие партнерства (ст. 8 Закона N 7-ФЗ);

частные учреждения (ст. 9 Закона N 7-ФЗ);

автономная некоммерческая организация (ст. 10 Закона N 7-ФЗ);

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 11 Закона N 7-ФЗ).

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). При этом согласно ст. 52 ГК РФ все виды и цели деятельности НКО должны быть указаны в их учредительных документах.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком.

НКО при определении налоговой базы по налогу на прибыль не включают в доходы средства целевого финансирования.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен ст. 251 НК РФ. Так, в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налогооблагаемой прибыли не включаются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При определении налоговой базы по налогу на прибыль также не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций, и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, остальные доходы, включая внереализационные, должны облагаться налогом на прибыль.

Например, согласно п. 14 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования в виде полученных грантов.

Под грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов“ утвержден Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению.

Как уже указывалось, гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онко-гематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез) - никакие другие направления охраны здоровья населения не освобождаются от налогообложения.

Освобождаются от налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - направление гранта должно иметь ссылку хотя бы на конкретную статью Конституции РФ.

Также освобождаются от уплаты налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан - конкретная программа должна быть в наличии.

Освобождаются от налогообложения (в части средств, поступившего целевого финансирования и целевых поступлений на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) не только фонды, созданные в форме НКО (т.е. именно фонды), но и другие организации (в том числе коммерческие), создавшие соответствующие фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Необходимо также отметить, что целевые поступления, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, полученные в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, должны учитываться НКО с даты их получения в составе внереализационных доходов. Товары и минеральное сырье, признанные подакцизными, указаны соответственно в пп. 1 и 2 ст. 181 НК РФ.

При определении налоговой базы НКО в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“. При применении данного положения следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения). Поэтому в подтверждение целевого использования средств, предназначенных для содержания НКО и ведения уставной деятельности, по окончании налогового периода в налоговые органы должен представляться отчет о целевом использовании полученных средств.

Этот отчет представляется в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (лист 07 “Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования“).

Обратите внимание! Федеральным законом от 30.12.2006 N 276-ФЗ (далее - Закон N 276-ФЗ) “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ внесены изменения в п. 2 ст. 251 НК РФ. В пункте 2 ст. 4 Закона N 276-ФЗ указано, что п. 2 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 13-15:

“13) денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“;

14) денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“;

15) денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

Пункт 2 ст. 4 указанного закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций (ст. 5 Закона 276-ФЗ). То есть, как предусмотрено пп. 1-3 Закона N 276-ФЗ до 1 января 2008 в тексте НК РФ пп. 13-15 ст. 251 отсутствуют. Следовательно, НКО смогли бы данные средства исключить из состава доходов при составлении в 2008 г. налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 г. Однако Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формировании благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности“ в Закон N 276-ФЗ внесены изменения, в частности, в п. З ст. 5.

Согласно внесенным изменениям п. 2 ст. 4 Закона N 276-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2007 г., т.е. законодатель перенес момент вступления в силу данных поправок. Значит НКО могут не учитывать данные средства уже при составлении налоговой декларации за 9 месяцев 2007 г.

Таким образом, согласно внесенным изменениям, средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, признаются целевыми поступлениями и, следовательно, не включаются в доходы при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а именно:

денежные средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ (далее - Закон N 275-ФЗ) (подп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ);

денежные средства, полученные НКО - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (подп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ);

денежные средства, полученные НКО от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (подп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ). Пунктом 1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ определено, что при формировании целевого капитала использование дохода от целевого капитала может осуществляться в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки). Кроме того, НКО - собственник целевого капитала вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием целевого капитала и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10% суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год. Такими расходами являются, в частности:

оплата аренды помещений, зданий, сооружений;

расходы на приобретение основных средств и расходных материалов;

расходы на проведение аудита;

выплату заработной платы работникам НКО;

расходы на управление НКО или ее отдельными структурными подразделениями;

расходы на приобретение услуг по управлению НКО или ее отдельными структурными подразделениями.

Некоммерческие организации должны организовать раздельный учет целевых поступлений и доходов, полученных при ведении предпринимательской деятельности, а также организовать порядок раздельного учета расходов в рамках целевого финансирования и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

При отсутствии у НКО раздельного учета средств целевого финансирования, целевых поступлений и доходов от предпринимательской деятельности имущество и денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Кроме того, средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению, иначе они подлежат включению во внереализационные доходы организации. В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.

Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что НКО, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы, независимо оттого, возникает ли у них объект налогообложения или нет.

Пунктом 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. НКО, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода представляют НКО, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы.

В состав декларации НКО, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль, должны включить:

титульный лист (лист 01);

лист 07 (при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пп. 1 и 2 ст. 251 НК РФ).

Это следует из п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приложение 2 к приказу N 24н).

Рассмотрим порядок начисления амортизации в НКО в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество НКО, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. При этом необходимо одновременное соблюдение этих двух условий, иначе, если хотя бы одно из этих условий нарушено, то имущество НКО подлежит амортизации. Иными словами, если имущество приобретено за счет целевых поступлений, а используется в коммерческой деятельности, такое имущество подлежит амортизации. Кроме того, использование этого имущества не по целевому назначению, т.е. для коммерческой деятельности, его стоимость подлежит включению в доход организации в целях налогообложения прибыли на основании п. 14 ст. 250 НК РФ.

Как мы уже отмечали, подробный перечень средств целевого финансирования для целей налогообложения прибыли определен в подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ и является закрытым.

Напомним, что амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество, которое:

находится у налогоплательщика на праве собственности;

используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

имеет срок полезного использования более 12 месяцев;

имеет первоначальную стоимость более 10 000 рублей за единицу.

В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов: линейным или нелинейным.

Срок полезного использования основного средства в налоговом учете зависит от того, к какой амортизационной группе относится то или иное основное средство. Эти группы приведены в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы“.

Всего выделено десять групп, и для каждой группы установлен “свой“ интервал срока полезного использования основных средств. Конкретный срок службы в пределах этого интервала НКО выбирает самостоятельно.

Нередко бывает, что одно и то же имущество может использоваться как в уставной, так и в предпринимательской деятельности. Можно ли начислять амортизацию по такому основному средству?

В подпункте 2 п. 2 ст. 256 НК РФ говорится, что амортизация не начисляется по имуществу НКО, которое используется в уставной деятельности. Правда, как мы уже указывали, этот подпункт содержит еще одно условие: основные средства должны быть приобретены за счет целевых поступлений или получены в качестве таковых. И эти условия должны выполняться одновременно. Если же одно из них не соблюдается? Так, например, НКО приобрело за счет целевых поступлений основное средство и использует его как в уставной деятельности, так и в коммерческой деятельности. В этом случае можно учесть при налогообложении ту часть амортизации, которая соответствует доходам от предпринимательской деятельности.

Налоговые органы предлагают определять эту часть амортизации следующим образом:

1) к полученным за отчетный период доходам надо прибавить сумму поступивших целевых средств;

2) величину доходов от предпринимательства разделите на полученный результат; таким образом, мы определим, какой процент занимают доходы в общей сумме поступлений;

3) умножить этот процент на сумму начисленной амортизации по основным средствам, которые используются и в коммерческих, и в уставных целях.

В итоге мы рассчитаем ту величину амортизации, которую можно будет учесть при расчете налога на прибыль.

Мы рассмотрели ситуацию, когда основное средство приобретено за счет целевых поступлений. Теперь рассмотрим ситуацию, когда НКО в качестве целевых поступлений получила основное средство и использует его как на ведение уставной деятельности, так и в коммерческой деятельности. На основании подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ полученное в качестве целевого поступления основное средство, в части его использования для ведения уставной деятельности амортизации не подлежит. В части использования этого же основного средства для ведения коммерческой деятельности амортизация также не начисляется, так как согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.

Напомним, что НКО должны в обязательном порядке организовать раздельный учет уставной и коммерческой деятельности.

Например, основное средство куплено за счет прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, но используется исключительно в уставных целях. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу относится только то имущество, которое предназначено для того, чтобы получать доход. В данном случае ни о каких доходах мы говорить не можем, поэтому в налоговом учете имущество, предназначенное только для некоммерческой деятельности, не амортизируется.

Если НКО приобрела основное средство за счет членских взносов, пожертвований или бюджетных средств, но стала использовать его в коммерческих целях или же получила основное средство в качестве целевых поступлений, но использует также для предпринимательской деятельности, в этом случае стоимость таких основных средств включается в доход НКО (п. 14 ст. 250 НК РФ). Ведь речь идет о нецелевом использовании средств.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, вы можете ознакомиться в книге “Некоммерческие организации“ ЗАО “BKR-Интерком-Аудит“.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. 26.06.2007).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. 24.07.2007).

3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ (ред. от 26.06.2007 с изм. от 19.07.2007).

4. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

5. Федеральный закон от 30.12.2006 N 276-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

6. Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“.

7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов“.

8. Приказ Минфина России от 07.02.2006 N 24н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения“.

Н.А. Беляева,

консультант по налогам и сборам ЗАО “BKR-Интерком-Аудит“

Все некоммерческие организации (далее - НКО), как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом в качестве доходов учитываются, как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного имущества.
Если некоммерческая организация размещает временно свободные денежные средства на депозитных счетах в банках, сдает в аренду помещения, выполняет платные работы и услуги и т.п., то эта деятельность считается предпринимательской и НКО является плательщиком налога на прибыль.
Согласно требованиям Налогового Кодекса все доходы необходимо разделить на две категории: доходы от реализации; внереализационные доходы. Доходами от реализации признается выручка, полученная в денежной или натуральной форме, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, от реализации прочих видов имущества и имущественных прав. Выручка определяется исходя из цен реализации, определяемой сторонами сделки. К числу внереализационных доходов относятся доходы от долевого участия в других организациях; курсовые разницы; суммы штрафов, пеней; доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду; в виде процентов по договорам займа (кредита); в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; другие доходы. Наряду с общими видами доходов, не учитываемых для налогообложения, некоммерческие организации должны внимание уделить следующим особенностям. При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются средства, полученные в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. К указанным средствам, в частности, относятся средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Кроме того не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные ими по целевому назначению. К указанным целевым поступлениям относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования; имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования и др. Под средствами и имуществом, полученными на благотворительную деятельность, понимаются средства и имущество, поступившее некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Перераспределение целевых поступлений между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями при определении налоговой базы не учитывается. В бюджетных учреждениях в составе доходов, подлежащих налогообложению, не учитывается также стоимость имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней. Все некоммерческие организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны обеспечить раздельное ведение учета доходов, полученных в рамках целевого финансирования и расходов, произведенных за счет указанных средств. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как средства, подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования отнесены средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Ведение некоммерческими организациями и бюджетными учреждениями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений, и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. При организации налогового учета затрат, учитываемых для целей налогообложения, бюджетные учреждения сумму доходов от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не могут направить на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Если в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов. В любом случае для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При организации налогового учета необходимо учитывать, что в некоммерческих организациях не подлежит амортизации имущество, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Не амортизируется также имущество, полученное в рамках целевого финансирования; имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; имущество, полученное медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке. Не подлежит амортизации также и имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления этой деятельности. Общая ставка налога на прибыль – 24%, 6,5% уплачивается в федеральный бюджет и 17,5% в бюджет субъектов РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Декларации подаются в налоговый орган не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, должны представлять декларации по налогу на прибыль в упрощенной форме по истечении налогового периода. Следует также учитывать, что все некоммерческие организации, получающие имущество и средства в виде целевых поступлений и целевого финансирования, а также имущество и средства в рамках благотворительной деятельности в составе декларации за налоговый период должны представить Отчет о целевом использовании этих средств.

Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с , необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что д оходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

Порядок ведения раздельного учета

В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС - квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

  • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
  • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
  • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Заполнение налоговой декларации

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"

Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
  4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
  5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Е. Титова,
О. Монако,
В. Пименов,
М. Миллиард,
А. Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Законодательство допускает создание различных обществ. Большая часть из них учреждается для ведения предпринимательской деятельности. Однако в последнее время все большее распространение получают некоммерческие организации. Налогообложение и бухучет таких объединений имеют ряд специфических черт. Разберемся далее в некоторых нюансах.

Общие сведения

Объединения, осуществляющие общественно-полезную деятельность, регистрируются как некоммерческие организации. Учет и налогообложение таких обществ осуществляются по общим и специальным правилам. В большинстве случаев объединения создаются для ведения социально-значимой, законной деятельности. Однако на практике встречаются и недобросовестные лица, учреждающие НКО для сокрытия доходов и уклонения от исполнения бюджетных обязательств. Деятельность таких объединений регламентируется ФЗ № 7 и иными нормативными актами. В них определяются условия и правила работы, порядок оформления и сдачи отчетной документации, а также . Необходимо сказать, что вне зависимости от цели, для достижения которой было учреждено НКО, объединение является полноправным участником бюджетных правоотношений.

Классификация

Некоммерческие организации разделяются на следующие типы:

  1. Негосударственные. Они осуществляют деятельность за счет собственных средств.
  2. Государственные. Такие НКО находятся на бюджетном финансировании.
  3. Автономные.

НК закрепляет за НКО обязанность составлять отчетность и предоставлять декларации с приведением всех расчетов по отчислениям в местный, федеральный и региональный бюджеты. Кроме того, организациям необходимо вести бухучет и сдавать документацию на общих основаниях.

Специальные правила

Рассматривая бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций, необходимо отметить, что объединения вправе самостоятельно разрабатывать формы отчетности, на основании образцов, утвержденных Минфином. В документации, используемой для расчета бюджетных платежей, должна присутствовать информация о предпринимательской и уставной работе объединения. Если коммерческая деятельность не осуществляется, соответственно, данные о ней отсутствуют, и организация вправе не предоставлять отчеты о:

  1. Корректировке капитала.
  2. Движении финансовых средств.

Кроме того, НКО может не сдавать приложения к балансу и пояснительную записку. Общества, находящиеся на бюджетном финансировании, обязаны отчитываться об использовании полученных средств. Информацию указывают в формах, утвержденных Минфином. Этот документ включается в общую отчетность. К ней прилагается письмо, в котором приводится перечень бумаг, передаваемых контрольному органу.

НДС и отчисление с дохода

Можно сказать, что налогообложение социально-ориентированных некоммерческих организаций базируется на этих двух платежах. При их расчете и взимании во внимание принимаются льготы, связанные со спецификой деятельности НКО. Она обуславливается следующим:

  1. Получение прибыли не выступает как приоритетная задача. При этом для осуществления некоторых видов деятельности объединение должно иметь лицензию.
  2. НКО вынуждены возмездно предоставлять гражданам и юрлицам определенные виды услуг или выполнять работы, приносящие прибыль. Такая ситуация обуславливается необходимостью обеспечивать основную деятельность объединения. При этом НКО не проходит регистрацию в статусе субъекта предпринимательства.

Эти два признака обуславливают особенности налогообложения некоммерческих организаций .

Условия для льгот

Перечень видов дохода, которые могут не включаться в число объектов бюджетных обязательств при использовании средств по назначению, утверждается Минфином. Налогообложение некоммерческих организаций в РФ может осуществляться по таким льготным условиям при соблюдении ряда требований. Они закрепляются отраслевыми нормами. Требований всего два:

  1. Ведение раздельного учета целевых поступлений и использование их исключительно по назначению. В конце отчетного года НКО предоставляет в ФНС отчет.
  2. Ведение учета не только целевых, но и прочих поступлений.

Последние можно условно поделить на два вида:

  1. Реализационные доходы. Их НКО получает по итогам предоставления услуг или производства работ.
  2. Внереализационные доходы. В их число входят средства, которые объединение получает из других источников. Например, это могут быть доходы от сдачи внаем собственности, штрафы и пени за неуплату взносов и пр.

В случае несоблюдения какого-либо из приведенных выше условий НКО теряет льготы.

Расходы и доходы

Налогообложение прибыли некоммерческих организаций осуществляется во всех случаях, когда объединение получает доход, делающий его работу выгодной. Для расчета, в первую очередь, определяется база. Она представляет собой разницу между величиной поступлений (без акцизов и НДС) и затрат. Последние должны иметь документальное подтверждение и обоснование. предполагает отнесение к расходам:

  1. Затрат на зарплату сотрудникам.
  2. Материальных издержек.
  3. Амортизационных отчислений.
  4. Прочих расходов.

Документально подтвержденными могут считаться только такие издержки, которые указаны в первичных или иных отчетных документах (договорах, платежных бумагах и пр.), Экономически обоснованными затраты являются тогда, когда они произведены в рамках нормативных локальных актов общества. К таким издержкам относят, например, командировочные, расходы на ГСМ и пр. Как указывает 41 статья НК, в качестве дохода может выступать исключительно экономическая выгода. Ее НКО может получать в денежном либо натуральном эквиваленте. Соответственно, если выгоды поступления не принесли, то доходом они не признаются.

НДС

Налогообложение некоммерческих организаций , осуществляющих продажу продукции либо предоставляющих услуги, включает в себя это отчисление в обязательном порядке. Между тем законодательство предусматривает освобождение от НДС некоторых видов деятельности. Следует особо подчеркнуть, что послабления не предусмотрены для объединения в целом. Освобождение допускается в отношении только определенных видов деятельности общества. К ним относят все работы, имеющие социальную значимость. В их число, в частности, входит присмотр за пенсионерами и инвалидами в специализированных муниципальных и госучреждениях соцзащиты населения. Между тем наличия только социально-значимого характера недостаточно для освобождения деятельности от НДС. Законодательство закрепляет следующие дополнительные требования:

  1. Соответствие оказываемой услуги установленные предписаниям (к примеру, месту или срокам предоставления).
  2. Наличие разрешения на ведение деятельности (если она подлежит лицензированию).

Таможенная пошлина

Ставка того или иного сбора не зависит от организационно-правового типа общества, характера сделки или иных факторов. Законодательство допускает освобождение некоторых товаров от таможенных пошлин. В эту категорию попадают:


Отчисления с имущества

Налогообложение некоммерческих организаций включает в себя взимание ряда региональных платежей. К ним, в первую очередь, относят отчисления с имущества. При этом отчетность по данным платежам должны сдавать все НКО, даже те, которые пользуются льготами. Право на послабления при уплате налога с имущество следует заявлять при подаче декларации. Для определения величины платежа используется среднегодовая стоимость собственности. Для ее расчета необходимо знать остаточную цену имущества (недвижимого и движимого). Она определяется как разность между начальной стоимостью и амортизацией, начисляемой каждый месяц. Этот порядок расчета используется во всех обществах как коммерческих, так и некоммерческих. НК закрепляет ставку отчисления с имущества в 2.2 %. Региональные власти, однако, могут ее снизить.

Особенности льгот

Налогообложение некоммерческих организаций осуществляется по разным правилам, в зависимости от характера послаблений, предусмотренных законодательством. По данному признаку можно разделить НКО на 3 группы:


Транспортный платеж

Система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает обязанность осуществлять такое отчисление по общим правилам. Объединения должны направлять платежи в региональный бюджет за любые транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке и находящиеся у них на законных правах (в оперативном управлении, собственности, хоз. ведении). Речь в данном случае не только об автомобилях, но и о воздушных, водных судах, снегоходах и прочих ТС.

Земельные отчисления

Они относятся к категории местных налогов. Обязанность по отчислению таких платежей установлена для НКО, имеющих землю в собственности, пожизненном владении, бессрочном пользовании. В последнем случае участки передаются предприятиям муниципальной и госсобственности, органам госвласти, структурам территориального самоуправления, а также казенным ведомствам. Ставка земельного налога - 1.5% от кадастровой стоимости надела. Законодательство допускает безусловное освобождение от обязанности уплачивать его для:

  1. Обществ инвалидов, если они выступают в качестве единственных собственников земли и в них участвует не менее 80% лиц с ограниченными возможностями.
  2. Религиозных объединений.
  3. Учреждений уголовно-исполнительной сферы.

Не имеют права на льготы бюджетные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры, спорта, искусства, кинематографии, здравоохранения, образования. Определенные послабления для них могут предусмотреть местные власти.

УСН для НКО

Упрощенная система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает освобождение объединений от обязанности осуществлять ряд бюджетных отчислений. В частности, льготы распространяются на платежи с доходов и имущества, а также НДС. При этом обществу придется перечислять единый налог, предусмотренный на УСН. Объединение может выбрать один из двух вариантов, закрепленных в НК. Так, для НКО предусмотрены ставки:

  1. 6 % при выборе типа обложения "доходы". Отчисления производятся с любых поступлений, признаваемых в качестве экономической выгоды согласно НК.
  2. 15 % при выборе типа обложения "доходы минус затраты". Соответственно, из поступлений вычитаются расходы, и с разницы производится отчисление. В случае ее отсутствия (или если затраты превышают доход) выплачивается налог по минимальной ставке 1 %.

Важный момент

На практике часто возникает вопрос: предусмотрено ли ? Ведь, по факту, они являются доходом. Между тем такие поступления признаются целевыми средствами. Соответственно, налогообложение пожертвований некоммерческим организациям не предусмотрено. По всем целевым поступлениям должны отражаться доходы и расходы. Стоит также заметить, что не предусмотрено налогообложение:

  • членских взносов некоммерческих организаций ;
  • грантов;
  • целевых субсидий;
  • средств, переданных учредителями.

При использовании УСН руководитель объединения может самостоятельно вести отчетные документы.

Автономная некоммерческая организация: налогообложение

Прежде чем рассматривать специфику начисления и уплаты средств в бюджет, необходимо понять, что такое АНО. В качестве автономной признается организация, учрежденная на общественных началах. Как правило, такие объединения создаются для оказания разных услуг в сферах культуры, науки, спорта, здравоохранения и так далее. Общество может учреждаться и гражданами, и юрлицами. При этом доля каждого участника в капитале не может превышать 1/4. Учредители передают свое имущество объединению безвозвратно. На практике чаще всего возникает вопрос: может ли применять УСН автономная некоммерческая организация? Налогообложение по упрощенному типу действительно предусмотрено законодательством. Для АНО действуют те же правила, что и для других объединений. Другими словами, руководство общества может выбрать наиболее подходящую ставку (6 % или 15 %). При этом важно точно рассчитать ту экономическую составляющую, которая станет объектом обложения.

Пример

Рассмотрим схему расчета налога по УСН для условного объединения, получившего прибыль 485 тыс. руб. и потратившего 415 тыс. руб. Сначала определим величину отчисления по ставке 6 %. Для этого доход умножим на тариф:

485 000 х 6 % = 29 100.

Теперь произведем расчет по ставке 15 %:

(485 000 - 415 000) х 15 % = 10 500.

Соответственно, из расчетов понятно, какой тип обложения выгоден для объединения. Не следует забывать, что выбор осуществляется в строгой зависимости от специфики деятельности общества. Не всегда расчет, выгодный для одной организации, будет эффективен для другой.

ЕНВД

Этот тип налогообложения также может использоваться автономной организацией. Величина отчисления определяется по формуле:

ЕНВД = П х Б х КК х КД х 15%, в которой:

  1. П - физическая величина, установленная для конкретного вида деятельности в зависимости от рабочей территории, численности сотрудников и пр.
  2. Б - базовый уровень дохода, устанавливаемый на государственном уровне для отдельного типа работ, выполняемых объединением.
  3. КД - коэффициент-дефлятор. Он устанавливается ежегодно Правительством и учитывает целый ряд показателей.
  4. КК - коэффициент корректировки. Он предусматривается на местном уровне.

Для расчета необходимо принимать во внимание специфику деятельности объединения, критерии, утвержденные органами власти.

Сроки сдачи документов

Как и для любых других обществ, для НКО установлена обязанность своевременного предоставления отчетности контрольным органам по всем налогам. При этом для каждого отчисления предусматривается свой срок сдачи декларации. Рассмотрим некоторые периоды:

  1. Единый налоговый отчет. Он предоставляется плательщиками, которые ведут деятельность, не приводящую к движению денег на банковских счетах либо в кассе, и не имеют объектов обложения по соответствующим отчислениям.
  2. Отчет по НДС. Он сдается ежеквартально до 25 числа первого месяца, идущего за завершенным кварталом.
  3. Декларация по отчислению с дохода. Она направляется только теми субъектами, у которых возникает обязательство по уплате такого налога. Предоставление отчетности осуществляется до 28 марта периода, следующего после отчетного года.
  4. Декларация по единому налогу по УСН. Она сдается до 31 марта периода, идущего вслед за завершенным.

Специфика перехода на УСН

Некоммерческая организация вправе начать использовать упрощенную систему обложения при соблюдении ряда условий:

  1. Ее доходы за 9 мес. не превысили 45 млн руб. Эта сумма определяется за год, в котором объединение подает заявление.
  2. Среднее количество сотрудников не больше 100 чел.
  3. Объединение не имеет филиалов.
  4. Остаточная стоимость активов составляет не больше 100 млн руб.
  5. НКО не выпускает подакцизные товары.

Переход на УСН допускается с 1 января будущего года. Уведомление в ФНС необходимо направить до 31 декабря текущего периода. Эксперты не рекомендуют спешить с переходом на УСН, если в этом нет острой необходимости для объединения.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины