Особенности сферы услуг обуславливающие применение логистического подхода. Логистика и типы логистической деятельности коммерческой организации. рациональный выбор поставщиков и источников поступления ресурсов

Особенности сферы услуг обуславливающие применение логистического подхода. Логистика и типы логистической деятельности коммерческой организации. рациональный выбор поставщиков и источников поступления ресурсов

03.04.2022

Эффективность организации логистики на предприятии зависит от формирования системы логистики предприятия. Система логистики является элементом организации деятельности предприятия. Ее применение позволяет интегрировать различные процессы предприятия и организовывать внутренние процессы с минимальными затратами при оптимальном приспособлении внутренней среды фирмы к внешним факторам, влияющих на ее деятельность. Процесс формирования системы логистики предприятия является сложным, поэтому целесообразно его разделить на несколько этапов. Мы предлагаем следующий раздел (рис. 1):
1-й этап — определение основных аспектов формирования логистической системы;
2-й этап — учет основных факторов формирования логистической системы;
3-й этап — формирование логистической системы предприятия.
На первом этапе процесс формирования системы логистики предприятия необходимо рассматривать с нескольких точек зрения. Логистические методы известны своей многоаспектностью на практике, поэтому при формировании системы логистики предприятия нужно придавать этому большого значения. Нами разработаны основные аспекты формирования системы логистики предприятия, которые изображены на рис. 2. По нашему мнению формировать систему логистики предприятия необходимо с точки зрения главных и второстепенных аспектов. К главным аспектам следует отнести: организационный, функциональный, информационный. К второстепенным аспектам формирования системы логистики предприятия целесообразно отнести: кадровый, финансовый. Учет всех выше предложенных аспектов при формировании системы логистики предприятия обеспечит многогранность логистики и подтвердит ее универсальность как науки на практике. Результатом такого подхода будет гибкость, мобильность системы, а главное ее успешное функционирование в будущем. Определив все аспекты формирования системы логистики предприятия можно переходить ко второму этапу его формирования. Основой этого этапа является учет основных факторов формировании системы логистики.

Основными факторами формирования системы логистики предприятия должны быть:

Миссия предприятия;

Стратегия предприятия;

Риски деятельности предприятия;

Факторы внешней среды предприятия;

Составляющие функционирования логистики на предприятии;

Составляющие организации логистики на предприятии.

Представим подробную характеристику основных факторов формирования системы логистики на предприятии. Миссия предприятия — это четко очерченная причина существования конкретного предприятия. Как правило, миссией современного предприятия можно считать производство продукции или предоставление услуг для удовлетворения требований рынка и получения прибыли. Она дает обобщенные ориентиры по функционированию предприятия и его места в определенной сфере бизнеса. На основе миссии предприятия формулируются цели ведения хозяйственной деятельности. На формирование системы логистики миссия предприятия имеет огромное влияние. Должен существовать четкая взаимосвязь между этими элементами. Логистическая система должна формироваться в одном направлении с миссией и целями предприятия.

Это поможет:

2) выявить действия и решения, препятствующие эффективно вести хозяйственную деятельность;

3) обеспечит реализацию взаемопидпримуючих (синергических) функций логистической системы;

4) обеспечит коррекцию функционирования логистической системы во времени, поскольку все цели миссии предприятия имеют кратко-, средне-или долгосрочный срок прогнозирования. Стратегия предприятия связана с деятельностью предприятия в целом и направлена на выполнение его главной миссии. В процессе ее реализации используются материальные, трудовые, информационные, финансовые ресурсы. Поэтому связь процессов формирования и функционирования системы логистики со стратегией предприятия является очевидным. Основные составляющие функционирования логистики необходимо рассматривать в контексте ее основных функций.

Основными составляющими функционирования логистики является поставка, производство, маркетинг, сбыт, складское хозяйство, транспортное хозяйство, персонал. Поставка обеспечивает поступление материальных потоков в логистическую систему.

Производство — это процесс, направленный на превращение сырья и материалов в готовую продукцию. Он включает в себя управление материальными потоками на стадии производства. Запасы позволяют оптимизировать функционирование всей системы и выполняют важную роль на стадиях обмена между снабжением, производством, транспортировкой и сбытом.

Маркетинг — это выявление требований и предпочтений потребителей. Иными словами этот процесс можно охарактеризовать как исследование рынка.

Сбыт — это процессы, направленные на доведение готовой продукции до потребителей.

Склады — это специальные здания и приспособления, предназначенные для приема, размещения, обслуживания и хранения сырья и материалов, готовой продукции.

Под транспортным хозяйством понимаются транспортные средства и материально-техническая база, с помощью которой реализуются транспортные процессы в рамках производитель-потребитель.

Кадры — определенным образом организованный персонал, осуществляющий управление логистикой, логистическими операциями и реализует выполнение логистических задач для достижения логистических целей.

Все составляющие функционирования логистики являются одним из факторов формирования логистической системы предприятия. Материальный поток проходит через каждую из перечисленных функциональных составляющих логистики. Во время этого процесса происходит постепенное превращение материального потока на различных стадиях его движения под влиянием других логистических потоков и функций. Все процессы, происходящие в этих составляющих должны быть логически структурированы, а основой их функционирования должна быть максимальная взаимодействие между собой и другими факторами формирования логистической системы. Буфером взаимодействия должна выступать логистика на предприятии. Такой принцип функционирования обеспечит эффективное управление логистическими потоками на любом этапе их движения в любой функциональной области логистики. Еще одним фактором формирования системы логистики является составляющие организации логистики на предприятии.

Коммерческие процессы современного предприятия тяжело представить без компьютеров и других информационных, электронных, технических средств. В логистике известно, что из всех логистических потоков именно информационный поток лежит в основе процессов преобразования всех других логистических потоков. Поэтому формирование логистической системы предприятия без логистической информационной системы является неэффективным. Управление логистической системой, как и любой другой экономической системой, должно осуществляться на основе общеизвестных базовых принципов управления в экономике. Мы считаем, что вполне целесообразно применить основные функции менеджмента для управления системой логистики предприятия и организации ее основных процессов. Миссия предприятия, стратегия предприятия, составляющие функционирования логистики и составляющие организации логистики на предприятии являются факторами внутренней среды формирования логистической системы предприятия и предприятие, как правило, может влиять на их ход. К факторам формирования логистической системы предприятия, относящиеся к внешней среде, по нашему мнению, необходимо отнести логистические риски деятельности предприятия и процессы внешней среды предприятия, влияющих на его деятельность. На эти факторы предприятие влиять не может, но они прямо или косвенно влияют на его деятельность. Процессы внешней среды предприятия, влияющих на его деятельность можно условно разделить на две категории: процессы прямого воздействия и процессы косвенного воздействия, которые в свою очередь делятся на группы. К процессам прямого воздействия относятся потребители, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории, другие субъекты рынка. К процессам косвенного воздействия — экономические, политические, законотворческие, наукотворчи, демографические, социально-культурные, технико-технологические, природно-ресурсные и экологические процессы. Величина влияния того или иного фактора определяется в зависимости от условий деятельности конкретного предприятия: сферы его деятельности, величины, местоположения, масштаба действия и тому подобное. Логистическая система в процессе своего функционирования попадает под влияние определенных рисков, которые могут изменить в худшую сторону ее конечный результат. Поэтому при формировании логистической системы во избежание непредвиденных обстоятельств нужно обязательно это учитывать. На рис. 7 схематически изображены основные виды логистических рисков. Основными видами логистических рисков, как видим, являются риски низкой квалификации персонала (человеческий фактор), коммерческие, социальные, технические, экономические, природные риски. Учета рисков при формировании системы логистики предприятия обязательна. В современных условиях хозяйствования, которые существенно могут варьироваться за короткие промежутки времени, предприятие должно иметь резервные ресурсы, дополнительные варианты развития и возможные пути корректировки миссии, основных целей и стратегии предприятия на случай возникновения того или иного риска. Последним, завершающим этапом формирования системы логистики предприятия является именно формирование системы. Логистика, как новая наука, имеет свои определенные особенности организации в практической деятельности. Для того чтобы система логистики функционировала эффективно, процесс ее формирования должен базироваться на системном подходе с учетом разработанных выше аспектов и факторов ее формирования. В основе системного подхода лежит принцип последовательного перехода от общего к частному. Такой подход формирования системы обеспечит плавность и бесконфликтность перехода от одной функциональной области логистики на следующую.

Структурно-организационная модель формирования системы логистики охватывает значительный перечень структурных единиц предприятия и структурных единиц функционирования рынка, в данном случае является ее элементами или подсистемами.

До структурных единиц предприятия целесообразно отнести:

отдел снабжения;

отдел маркетинга;

отдел сбыта;

оптовый склад или распределительный центр;

отдел транспортировки;

отдел логистики;

аптечная сеть.

До структурных единиц функционирования рынка необходимо отнести:

производители;

посредники, транспортные и экспедиторские организации;

аптеки других компаний; потребители.

В практической деятельности интеграция этих элементов образует систему логистики предприятия. Каждый из элементов имеет свою структуру и действует соответственно своим организационным принципам. Взаимосвязь всех элементов является тесным и обратным, что вызывает сложность в выделении каждой из структур отдельно. Такой подход к формированию системы логистики предприятия обеспечивает ее гибкость. Гибкость системы логистики предприятия определяется способностью ее к оперативному реагированию на изменения в микро-и макросреде.

Формирование системы логистики предприятия должно осуществляться за счет согласованности и синхронизации функциональных областей логистики:снабжения, производства, сбыта, транспортного, складского хозяйства и внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия. Игнорирование некоторых факторов приведет к конфликтности функциональных областей системы, негативных последствий в процессе планирования, прогнозирования.

Суть функционирования разработанной структурно-организационной модели системы логистики заключается в ориентации развития предприятия в тех направлениях, которые соответствуют его интересам и возможностям организационно-экономического развития, повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности за счет формирования экономического потенциала. Выводы. Формирование системы логистики предприятия обеспечит плавный переход от одного внутрипроизводственного процесса к следующему, это универсальный инструмент повышения конкурентоспособности, с помощью которого можно устранить препятствия на пути формирования внутрипроизводственной товарно-информационно-финансовой системы для конкретного предприятия и оптимально приспособить ее к внешним макроэкономических систем. За счет формирования системы логистики предприятия повышается качество и производительность труда рабочих, что свидетельствует о мотивационные свойства логистики для персонала. Функционирование логистической системы позволяет объединить все внутренние процессы предприятия в единое целое, координировать их деятельность для оптимизации и бесконфликтно связать их с процессами, происходящими во внешней среде с целью получения максимальной прибыли.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ 5
1.1 Общие принципы управления логистикой 5
1.2 Современные тенденции оптимизации управления логистикой 8
1.3 Особенности и методы оценки логистической деятельности в сфере услуг 10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ В ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Технотранс» 17
2.2 Оценка управления логистикой в ООО»Технотранс» 21
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления логистикой в ООО «Технотранс» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

1. Сумец А.М. Оценка эффективности организационной структуры службы логистики на предприятии // А.М. Сумец. Логистика: проблемы и решения, №3, 2011
2. Баскин А.И., Варданян Г.И. Экономика снабжения предприятия сегодня и завтра/ А.И. Баскин, Г.Н. Варданян – М.: Экономика, 2010. – 560 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений/ А.М. Гаджинский - М.: ИВЦ Маркетинг, 2009. – 452 с.
4. Геронимус В.Л., Шлефрин В.И. Оптимизация транзитного и складского снабжения потребителей / В.Л. Геронимус В.Л., В.И. Шлефрин – М.: Экономика, 2010. – 430 с.
5. Гордон М.П. Развитие логистики в управлении материально-техническим снабжением / М.П. Гордон - М.: ЦНИИТЭ - ИМС, 2010. – 560 с.
6. Денисова И. Д. Организация коммерческой деятельности / И.Д. Денисова – М.: Инфра-М,2010 - 208 с.
7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия / Н.Л. Зайцев – М.: ИНФРА-М, 2011. – 450 с.
8. Залманова М. Е. Логистика М.Е. Залманова - Саратов, 2010. – 540 с.
9. Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев – М.: Проспект, 2011. – 435с.
10. Логистика - наука об управлении материальными потоками. М.: НИИМС, 2009. – 450 с.
11. Логистика / Под ред. Б. А. Аникина. – М.: Инфра-М, 2010. – 345 с.
12. Логистика. Базовый курс: учебник для бакалавров / Под. ред. М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. 818 с.
13. Логистика. Учебное пособие / Под ред. А. Б. Аникина. М.: Инфра-М, 2010. – 480 с.
14. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина.- М.: ИНФРА, 2009. – 540 с.
15. Методические рекомендации по организации снабженческо-сбытовой деятельности на основе маркетинга. – М.: Новый век, 2010. – 670 с.
16. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика В.Е. Николайчук - СПб: Питер, 2009. – 458 с.
17. Управление запасами в логистике – Корпоративный менеджмент. (Электронный ресурс). Режим доступа: www.cfin.ru.
18. Чеботарева Г.Н. Оптимизация процесса поставок в двухкаскадных системах снабжения (задача выбора форм снабжения) / Г.Н. Чеботарева - М.: Дельта,2011. – 422 с.
19. Эффективность логистического управления: Учеб. / Под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2011. – 448 с.
20. Алексеева И.В. Современные концепции, способствующие совершенствованию учетно-аналитического обеспечения принятия стратегических решений [Электронный ресурс]/ И.В. Алексеев – Режим доступа: // http://science-bsea.narod.ru/2006/ekonom-2006.html

- 33.60 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Логистика – относительная новая и молодая область экономики и человеческой деятельности. Логистика охватывает такие виды деятельности, как обмен информацией, транспортная доставка, управление запасами, складом, переработка грузов и упаковка. С каждым днем логистика предприятия рассматривается как сложный процесс направленный на снижение общих издержек. В условиях роста объемов производства, которые привели к резкому увеличению издержек, предприниматели остановились на поиске средств снижения затрат сферы обращения.

В основе успешной логистики лежат использование новых информационных технологий и новых подходов транспортировки и складской деятельности. К сожалению, такие технологии активно внедряют в основном только зарубежные фирмы, а отечественные компании с опаской смотрят на них. Но все же многие предприниматели, видя конкурентные преимущества новых логистических систем, стремятся их внедрять.

Основная цель логистики – это доставка груза в нужное время, в нужное место с минимальными затратами. Необходимость логистики резко возрастает в ходе расширения производства и потребности в оперативной деятельности с целью конкурентной борьбы.

В настоящее время специалиста логистика воспринимают как человека, отвечающего за доставку и хранение товаров. В действительности же настоящий специалист должен организовывать, контролировать и уметь оптимизировать процессы, связанные с доставкой грузов (транспортировка, таможенные процедуры). Специалист должен разрабатывать схемы поставок сырья, планирование производства, а также решение вопросов транспортировки и сбыта готовой продукции. Логистик должен видеть все возможные, удобные и экономичные пути доставки, производства, хранения и реализации товаров. Основанная задача логистики – оптимизация логистических процессов и систем

Если рассмотреть влияние логистики на развитие рыночных отношений, то требования логистики к наблюдению и оценке материалопотока, его организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и получателями продукции. Организуя и анализируя материалопоток на всем его протяжении, они озабочены улучшением комплекса показателей на всем его протяжении, учитывают их не только на своем входе или выходе материалопотока, но и показатели соответственно на выходе и входе у партнера.

Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции и т. д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

В современном обществе повышается роль и значение сферы услуг на всех уровнях управления экономикой. Вместе с этим логистическое видение потоковой природы в сфере услуг является основанием для утверждения того, что логистика в сфере услуг выступает важнейшим фактором изыскания конкурентного преимущества многих хозяйствующих субъектов.

Вещественным потокам в логистике в сфере услуг отводится второстепенная роль. В связи с этим проблемы управления запасами материальных ресурсов здесь не являются центральными, как это традиционно имеет место в промышленности и торговле. Именно это обстоятельство в определенном смысле препятствует адекватному восприятию зон ответственности логистики в сфере обслуживания, несмотря на то, что границы некоторых из них ярко выражены.

Конфигурацию материальных потоков в сфере услуг традиционно определяют функциональные циклы логистики – исполнения заказа. Логика проектирования их структур, включая их сопряжение, как известно, составляет предметное наполнение стратегии интеграции цепей поставок. Деятельность логистических структур является важной составляющей хозяйственной деятельности поставщика услуг, в то же время «невидимой» для его потребителей.

1 СФЕРА УСЛУГ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Сфера услуг в современной системе экономических отношений

С конца девяностых годов прошлого столетия в экономической науке и хозяйственной практике все чаще мы сталкиваемся с проблемами производства и потребления услуг. Повышение роли сферы услуг становится все более очевидной всеобщей закономерностью социально-экономического развития современного общества. Сфера услуг изучается под углом экономики, финансов, менеджмента, маркетинга, права, отраслевых технологий. Ее многоаспектность и глобальность порождают постановку актуальных проблем управления этой весьма перспективной областью теоретической экономики и хозяйственной практики .

Сфера услуг становится самостоятельной областью исследований и разработок. В то же время, по мнению автора этих строк, с теоретической точки зрения, в экономике и управлении услуги изучаются недостаточно комплексно и системно.

Сфера услуг является важнейшей составной частью процесса управления сложными социально-экономическими системами. Общепризнанным является тот факт, что характер развития сферы услуг становится одним из основных предпосылок социально-экономического роста на всех уровнях управления хозяйственной жизнью общества: на международной арене, внутри страны, в отдельно взятом регионе. В связи с этим в ходе ее комплексного исследования необходим учет определенных факторов – системно-функционального, отраслевого, регионального, секторального, иерархического, сферного характера. Некоторые из них рассмотрим подробнее .

Уже, вероятно, у специалистов нет сомнений в том, что услуги следует рассматривать как самостоятельную область знаний и практической деятельности субъектов хозяйствования. Отдельные авторы тех или иных публикаций имеют собственные подходы к пониманию и критериям классификации услуг .

Отличительные особенности услуги как вида продукции широко изучаются в рамках учебных программ учащимися, студентами, слушателями курсов повышения квалификации, а также подготовки и переподготовки кадров.

Вместе с тем, в связи с постоянным повышением роли услуг в экономике, управлении, социальной жизни общества категория «услуга» все больше приобретает разнокачественные аспекты анализа и ипостаси .

В классической экономической теории прошлых столетий традиционно экономика рассматривалась как сфера воспроизводства материальных и духовных благ. Очевидно, что в условиях товарно-денежных отношений эти блага могут иметь товарную форму. Исторически сложилось мнение, что вся продукция может быть в виде товара или услуги. При этом под товаром понимается материальный продукт. Вся продукция, не имеющая материально-вещественного содержания, относится к услугам .

В этой связи возникает ряд вопросов и, в частности: почему материальный продукт, не имеющий товарной формы, называется товаром, а услуга, как вид продукции, нередко трактуется как процесс, а не результат деятельности, и почему понятие «работа» как вид продукции все реже используется в экономическом лексиконе? В последнем случае мы рассматриваем работу именно как результат, а не процесс деятельности, связанный с совершенствованием уже имеющегося материального продукта. В постперестроечные годы работа как вид продукции часто называется услугой в материальной форме. И, таким образом, все услуги делятся на материальные и нематериальные.

Глубинные предпосылки существующих противоречий в дефинициях и содержании отдельных категорий в нашем представлении возникают в результате попыток трактовать многоаспектные категории с позиции разных областей знаний. Например, в маркетинге и социальном управлении под услугой понимают процесс деятельности, а в экономике и финансах – результат деятельности, имеющий стоимостное выражение и соответствующий ему денежный эквивалент .

Услуга может: являться общественным и частным благом; выступать экономическим ресурсом и результатом деятельности организации; стимулировать или сдерживать производство и потребление какого-либо другого продукта; быть объектом и субъектом управления социально-экономическими системами, явлениями и процессами; носить коммерческую и некоммерческую окраску.

Многоаспектность услуги связана с более глубоким пониманием ее содержания и оценок с позиции разных областей теории и практики. А это, в свою очередь, требует уточнения категориального аппарата и более основательного изучения услуг и их классификации. Все это должно находить отражение в науке, учебном процессе, практической деятельности .

Услуги играют качественно разную роль в формировании макроэкономических показателей национальных счетов. Это объясняется тем, что услуга может выступать самостоятельным ресурсом и продуктом и поэтому быть способной учитываться экономической статистикой, а может и не быть таковыми – выполнять обеспечивающую роль в процессе потребления основных факторов производства или создания и поставки какого-либо продукта потребителю. Таким образом, организованный учет услуг не является сплошным и всеобъемлющим. А это означает, что, выступая в одних хозяйственных процессах объектом, а в других – субъектом управления, услуги как бы «растворяются», частично попадая в «теневую» экономику. Этот факт объективен и закономерен: услуги далеко не всегда абсолютно самостоятельны по отношению к другим элементам социально-экономических процессов и, как следствие, имеют независимую субстанцию. В последнем случае их нельзя исследовать в отрыве от основного ресурса или продукта. Данное обстоятельство должно учитываться в ходе формирования научных направлений и учебных курсов в сфере услуг, организационных структур управления хозяйствующих субъектов. В ситуации объективного процесса углубления специализации научно-исследовательской и учебной работы, а также хозяйственной практики, нельзя забывать о факте неспособности значительной части сферы услуг быть «независимой экономической единицей» .

Очевидно, что услуги имеют ярко выраженную отраслевую специфику. Традиционно они изучаются соответствующими отраслевыми структурами. Под влиянием общих процессов глобализации в обществе наблюдается тенденция определенного ухода от отраслевых подходов к управлению сферой услуг. Однако нельзя игнорировать тот факт, что каждая сфера деятельности не может органично функционировать вне определенных, присущих именно данной отрасли, технологических связей. Специфика и многообразие последних побуждают многих специалистов отказываться от анализа отраслевых особенностей сферы услуг и акцентировать внимание на общих закономерностях их функционирования.

Поиск «золотой середины» между отраслевым и функциональным подходами в менеджменте сферы услуг имеет не только теоретико-методологическое, но и большое практическое значение. Нередко весьма актуальными ставятся вопросы перед высшим управленческим персоналом многих организаций относительно целесообразности расширения или сужения их инфраструктурного обеспечения. В подобном решении должен учитываться и региональный фактор инфраструктурного развития внешней среды организации .

Общие процессы сервизации экономики способствуют тому, что лучшим признаком качества той или иной услуги все больше становятся фактические оценки реальных потребителей услуг. Однако это распространено, в первую очередь, на базовые социальные услуги, и во вторую – на прочие стандартизированные услуги. Остается более острой проблемой оценки качества эксклюзивных нестандартизированных услуг.

Не менее важной проблемой в сфере услуг является процесс определения их себестоимости и цены. В условиях децентрализации в системе реформирования многих отраслей экономики и, как следствие, массового перехода на процесс оказания услуг подрядным способом, наблюдается существенный рост текущих издержек многих предприятий. С другой стороны, сохранение собственных инфраструктурных подразделений многими организациями, оказывающих услуги именно системного характера, по нашим финансово-экономическим оценкам, не оправданы и являются результатом непродуманных политики и решений руководства .

С методологической точки зрения финансово-экономическая составляющая управления в сфере услуг получила наименьшее развитие. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, процесс оказания услуг, к сожалению, часто предшествует процессу их финансово-экономической оценки. Во-вторых, тесная технологическая взаимосвязь структурных элементов воспроизводства продукта в материально-вещественной форме осложняет или делает невозможным эту оценку.

Существуют разные альтернативные определения понятия «услуга».

Сделав некоторые обобщения, стоит отметить, что: во-первых, нет абсолютно сферы услуг в целом, есть лишь конкретные формы ее проявления; во-вторых, не может сфера услуг в комплексе выступать единым объектом исследования, существуют отдельные составляющие этой сферы в подобном качестве; в-третьих, комплексное исследование в сфере услуг в настоящее время становится неотъемлемой частью науки и практики менеджмента организации.

1.2 Развитие логистической деятельности в сфере услуг

В последние два десятилетия в теории и практике рыночного хозяйствования наряду с маркетингом и менеджментом развилась новая методология функционирования рынка – логистика. По мнению большинства ученых, логистика рассматривается как новое направление хозяйственной деятельности предприятий, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как научное направление, связанное с оптимизацией процессов товародвижения .

Краткое описание

Логистика – относительная новая и молодая область экономики и человеческой деятельности. Логистика охватывает такие виды деятельности, как обмен информацией, транспортная доставка, управление запасами, складом, переработка грузов и упаковка. С каждым днем логистика предприятия рассматривается как сложный процесс направленный на снижение общих издержек. В условиях роста объемов производства, которые привели к резкому увеличению издержек, предприниматели остановились на поиске средств снижения затрат сферы обращения.

- 79.96 Кб

n:justify">Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством.

Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.

Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами .

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности. К основным особенностям сферы услуг можно отнести:

    • Высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное положение, т.е. часто предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить.
    • Невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные.
    • Инерция покупателя - главный фактор в обеспечении повторяемости покупки услуги.
    • Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности, т.к. обуславливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги.
    • Специфика организации производства услуг. Производителями услуг являются в основном малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и они более эффективны в условиях локального рынка.
    • Специфика процесса оказания услуги. Эта специфика обусловлена обязательным личным контактом продавца и покупателя, что увеличивает требования к профессиональным качествам, этике и культуре производителя.

Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ

В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. В то же время, стремясь сохранить преимущества массового производства, но подчиняясь тенденции индивидуализации, предприниматели все более убеждаются в необходимости организации производства по типу гибких производственно - логистических систем. В сфере обращения, услуг, управления – гибких переналаживаемых логистических систем.

    1. Использование логистического подхода в туристическом бизнесе

Одной из важнейших тенденций развития мирового хозяйства является бурное развитие туристской индустрии. Одномерное определение туризма, связанное, прежде всего, с туристами и организацией туристских поездок, уступает место многомерному понятию – индустрия гостеприимства, в рамках которого объединяются все родственные отрасли экономики, связанные с обслуживанием людей через специализированные предприятия: отели и рестораны, транспортные компании и туристские агентства, зрелищные, спортивные, культурные, развлекательные и игорные заведения. Следует отметить, что в этой отрасли сегодня занят каждый шестой человек трудоспособного населения нашей планеты.

Широкое внедрение логистики в туризме – это объективная необходимость, обусловленная усложнением задач управления, большими объемами информации, обрабатываемой в туристской сфере. Для совершенствования работы туристской фирмы важным направлением является разработка и внедрение автоматизированных систем управления.

Актуальная задача туристской фирмы – сохранение наработанных связей и привлечение новых. В этом и состоит практическая формула успеха. Два главных действующих лица туристского рынка – туроператор и турагент – находятся в постоянном поиске друг друга и туристов.

Управление деловой логистической системой - это системный принцип, охватывающий, в конечном счете, все мероприятия по использованию информации и перемещению потоков туристов по каналам фирмы.

Это означает, во-первых, что специалисты, призванные управлять этой деятельностью, должны понимать проблемы всего предпринимательства в целом и учитывать, что принятие решений в одной области логистической системы (например, в области перевозок) может повлиять на систему в целом. Во-вторых, деловая логистика в туризме самым тесным образом связана с обслуживанием потребителей, учитывает предложение туристского продукта на рынке при заранее определенных затратах и параметрах обслуживания. Это подразумевает наличие рыночных аспектов в логистических системах туризма. В-третьих, основным требованием разработки эффективного управления деловой логистикой является тесная связь между процессами составления тура, продаж и оказания услуг.

В качестве примера успешной автоматизации туристского офиса можно сослаться на фирму «РВБ-Тур», использующую в своей деятельности специализированный программный продукт для турфирм, который называется Voyage Office Pro. Это наиболее полная из существующих компьютерных программ – версия описания процесса делопроизводства и бухгалтерии для работы туристских фирм. Программа необходима как наиболее современный инструмент организации и ведения работы с клиентами и партнерами фирмы, а также для получения статистических и аналитических данных деятельности туристской фирмы. При работе с программой можно использовать следующие режимы:

1. Работа с клиентом: подбор тура из списка пакетов услуг, подбор и калькуляция индивидуального тура для клиента, бронирование пакета услуг, заключение и ведение договоров и дополнительных документов, статистика оплат клиента.

2. Работа с партнерами: закупка услуг (гостиницы, авиакомпании и другие поставщики туристских услуг); автоматическое формирование прайслистов фирмы на основании условий контракта; продажа пакетов услуг фирмам-агентам; подготовка стандартных и индивидуальных турпакетов для партнеров; контроль за поступлением заявок и оплаты от агентов с использованием различных методик расчетов (предоплата, оплата по факту).

3. Описание маршрутов, отелей, предоставляемых услуг и тому подобное.

4. Ведение баз данных: полный учет информации о партнерах и клиентах (анкеты, договоры, заявки туристов, реквизиты партнеров).

5. Калькуляция туров: производится с учетом всех нюансов (сезонных скидок, доплат, особых условий).

6. Получение аналитических отчетов о работе фирмы: заполняемость и прибыльность рейсов, направлений; общая прибыльность работы фирмы.

При использовании электронных систем бронирования вероятность совершения ошибок снижается до минимума, качество обслуживания возрастает, упрощается труд отдельных менеджеров и существенно снижаются расходы на средства коммуникации .

Уже в девяностые года прошлого века туризм превратился в наиболее динамичную отрасль мировой экономики, а с начала нынешнего века туризм влияет на экономику целых стран и регионов. Индустрия туризма является очень эффективной и высокодоходной отраслью, на долю которой приходится около 11% мирового валового продукта. Туризм оказывает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится около 10% капиталовложений. Рост объемов производства в индустрии туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных доходов поступает государству в виде налогов. Собранные таким образом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирование инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной помощи социально незащищенным группам населения, на развитие системы подготовки персонала для сферы туристических услуг. Интеграция нашей страны в мировую экономическую систему, достаточно свободный доступ на рынок иностранных конкурентов, приводит отечественных производителей к необходимости завоевывать свое место на мировом рынке, что требует не только разнообразных знаний и профессионализма в туристической деятельности, но и умение пользоваться новыми прогрессивными методами обработки и приема - передачи информационных и материальных потоков. Вследствие этого возникает необходимость решения ряда управленческих проблем, которые связаны со всесторонним анализом, совершенствованием и развитием конкурентоспособности отечественных структур за счет активного формирования туристического рынка.

Одним из важных факторов повышения конкурентоспособности современных туристических фирм является внедрение логистической системы управления с учетом современных требований бизнес-структур. За особенностями развития туристического рынка в настоящее время требуется нахождение оптимального уровня соответствия потоков, повышения эффективности всей логистической системы компании за счет оптимизации ее структуры, организационно-экономического механизма, оптимизации издержек, ориентированных на максимальное удовлетворение рыночных потребностей.

И как свидетельствует мировой опыт в области туризма, использование разработок и рекомендаций логистики является одним из факторов лидерства в конкурентной борьбе за рынки сбыта туристского продукта.

Рассматривая управления материальными потоками как основной процесс в организации туризма, считается, что постоянное повышение уровня управления будет задачей инновационной логистики, которая является наиболее актуальной составляющей логистики, в которой исследуется возможности и механизмы реального внедрения инноваций в организации текущего и стратегического управления потоковыми процессами путем их оптимизации.

Сегодня на Украине многие предприятия рассчитывают на повышение эффективности функционирования за счет выявления и использования резервов посредством логистических систем. Исследования свидетельствуют, что клиенты фирм логистического сервиса могут снизить общие затраты на 6 - 10% и одновременно улучшить качество обслуживания потребителей.

Процесс внедрения логистического управления не противоречит внутренней экономической политике туристической фирмы, а лишь дополняет их, выводя фирму на высший уровень, обеспечивающий улучшение финансовых дел и микроклимат в коллективе. Результатом трансформации управленческого процесса в логистическое обеспечение должно стать повышение уровня управляемости, мобильности ресурсного потенциала туристической компании, оптимизации и рационализация всех экономических потоков. Логистическая концепция управления развивает такие виды обеспечения, как маркетинговое, организационное, правовое, которые остаются полностью самостоятельными в силу специфики функционирования туристических компаний.

Туристическая отрасль сегодня является единственным комплексом, который включает множество подотраслей, дополняя друг друга, обеспечивают заданные темпы роста объемов туристических и вспомогательных услуг. Каждая из них отличается определенным технологическим процессом, организацией, управлением, продукцией (услугой) и т.д. Взаимодействие потоковых процессов между данными составляющими все еще не позволяет осуществлять эффективное управление резервами, незадействованными в хозяйственном обороте. В связи с вышеперечисленным, возникает потребность поиска наиболее современных методов управления потоковыми процессами и их применения, отличающиеся от ранее используемых, что имеет важное практическое значение и определяет актуальность темы .

В состав логистической системы туристского предприятия входят следующие составляющие:

Информация – планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса;

2.2. Логистика в гостиничном бизнесе………………………………………..12
2.3. Логистический подход в ресторанном бизнесе………………………….21

3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИТИКИ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ…………………………...23
3.1. Логистика в туристической компании «ДЮЛА»......................................23
3.2. Использование логистического подхода в гостинице «Турист».............24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

Часть 2. Проектная часть……………………………………………………

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины