Свято-Иоанно-Богословский монастырь: Пощупово в Рязанской области. Иоанно-богословский монастырь Современное состояние обители

Свято-Иоанно-Богословский монастырь: Пощупово в Рязанской области. Иоанно-богословский монастырь Современное состояние обители

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области в 25 километрах от города Рязани и является одним из древнейших в Рязанской епархии.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону св. Иоанна Богослова - одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам явившийся ему апостол.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить связь факта основания обители с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь стал деревянным.

Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения Старой Рязани вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся сейчас в Рязанском Краеведческом Музее.

В ХVI - первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место - село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.

Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50 годы XVII века строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Ершова. Это единственные сохранившиеся на территории Рязанской области фресковые росписи такой древности.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.

В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй половине XIX столетия.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н. В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862г.

Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря, с аскетически строгими правилами.

В 1868 - 1870 годах на средства Д.И.Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868 - 1878 годах - новый трехэтажный братский корпус.

Вне монастырской ограды в 1867 были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности так же предоставлялись за счет монастыря.

Уже после смерти Д.И.Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С.Цеханского строится 80 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII - XVIII веков.

Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.

Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой Источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается исцеление 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, случившееся 21 мая 1872 года. В 1874 году над источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года; тогда и началось восстановление.

За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной в древнерусском стиле иконостас работы рязанских мастеров. Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь. Продолжается реставрация Успенского собора. Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В древних Святых вратах устроена часовня во имя иконы Божией Матери Иверской. На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989 - 2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение - Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а так же реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского и новомученика священномученика Иувеналия Рязанского. Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская гостиница, а также здесь погребен почивший в 2007 г. архимандрит Авель (Македонов).

Сведения о современной жизни монастыря. расписание богослужений.

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) - в 5.30, часы и Божественная Литургия - в 8.30. Вечернее богослужение - в 18.00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне - в 17.00, утром в 7.30 (по воскресным дням в 7.00) - утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9.00 - Часы и Божественная Литургия.

Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.

Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.

Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние - сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.

В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.

Престольные праздники.

В Пощупово ездят каждый по своим причинам. Одни в поисках душевного спокойствия и прощения за грехи, другие за чудной фотографией, третьи - прикоснуться к святым мощам в надежде на исцеление от недуга. И к роднику тянутся для священного омовения или проверить силу духа в контакте с водой при температуре в пять градусов. И те, и другие возвращаются в горку, неся заветную ношу (иные в двух руках стараются унести до шести пятилитровых баклажек). Чистейшая природная вода из Пощупово в эпоху экологических неурядиц - бесценное сокровище, доступное каждому. Находятся и такие, кто стремится спуститься в монастырский подвал, где на нескольких стеллажах рядками уложены многочисленные черепа и кости давно умерших монахов.

Гости монастыря - разношёрстная масса из настоящих паломников, странников из далёких мест, семей с детишками, туристов с зеркальными фотоаппаратами и экскурсионных групп, прибывающих на больших комфортабельных автобусах в рамках паломнических туров по стране или вывезенных на прогулку после крупной научной конференции в одном из вузов Рязани. И тех, и других поражает то, что опытный архитектор и дизайнер назовёт идеальной вписанностью архитектурного ансамбля в ландшафт.

Монастырь занял выгодное положение на высоком мысу междуречного плато, крутые склоны которого образуют уступ долины Оки и левый борт глубокого оврага. Того самого, что отделяет родниковую дубраву от монастыря, создавая некоторые трудности в подходе к купели.

Здесь рядом имеется редкий памятник истории - тайная подземная тюрьма, где держали самых опасных государственных преступников. Вход в неё расположен в километре от монастыря на склоне холма - это некое отверстие в земле. Где-то там разветвлённая система подземных ходов с тремя камерами в центре и нишами в стенках. В своё время в одной из камер обнаружили человеческие останки в кандалах.

Добраться в Пощупово довольно просто. С трассы М5 «Урал» Москва – Челябинск надо повернуть на Рыбное и держать путь на есенинские места. Потом дорога разделится, левая уйдет на Константиново, а правая приведёт в Пощупово, повороты оснащены соответствующими указателями. Покажется монастырская лавка, где можно разжиться мёдом, квасом, сбитнем или травяным чаем. Колокольня в непосредственной близости поразит внушительными размерами, как и благоустройство двора при входе в арку Святых ворот: в тёплое время года здесь всегда огромное количество клумб в кустах самых разных роз.

В древности это место, как пишут сказители, имело вид мрачный, суровый и уединённый, «заставлявший невольно любителя пустынножития избрать это место для богомыслия». Старожилы поговаривали, что местность была сплошь укрыта дубовым лесом. И уверяют, что видели несколько дубовых пней, на которых можно было «лечь как угодно».

Существует предание, что когда-то до этих мест дошли монахи и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в IV столетии в Византии мальчиком-сиротой. Неизвестно ничего ни об основателе, ни о времени основания монастыря. Известно лишь, что было это точно до нашествия Батыя на Рязань в 1237 году: летописцы свидетельствуют, что Рязань той зимой обратили в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Пишут, что Батый хотел было ограбить монастырь, но внезапно явился к нему Иоанн Богослов, отчего хан пришёл в ужас и приложил к его образу свою золотую печать. Отказался тогда Батый от нехороших мыслей да и оставил перстень, хранили который якобы 416 лет, пока не решили позолотить им водосвятную чашу.

Летописцы не раз указывали, что икона Иоанна Богослова спасала обитель от невзгод. Поводом к переселению стали многократные нападения крымских татар. После очередного такого разорения монахов решили взять под защиту пограничников - переселить к засечной черте в Михайловском уезде. Не одобрил решения лишь Иоанн Богослов. Братия отправилась к дружине, забрав икону святого в далёкий путь. Но из нового храма образ Иоанна скрылся, появившись вновь на старом месте в монастырском лесу на огромном дубе. Конечно, братия, увидев в возвращении иконы знак свыше, вернулась обратно, к дубу, где стоит сегодня собор во имя Иоанна Богослова. Спил того дуба положен был поверх главного престола монастыря.

Сами постройки обители были в далёкие времена из дерева. Вплоть до середины XVII столетия, когда из камня собрали-таки ограду и Святые врата. Фрески на них также сохранились с тех самых времён, когда Россия оправлялась от смуты при Алексее Михайловиче «Тишайшем», но в то же время её сотрясали крестьянские волнения, оставшиеся в истории как соляной, медный и прочие бунты.

Жизнь в обители идёт своим чередом: возводится двухэтажный Иоанно-Богословский собор и Успенский храм, оба - из камня. Второй за столетия обветшал и до наших дней не сохранился. Но из построек XVII века мы можем видеть сегодня настоятельский корпус и малую шатровую колокольню.

В 1764 году императрица Екатерина II издала знаменитый Указ о секуляризации церковных земель. Идея возникла гораздо раньше. В частности, семью годами ранее ограничить имущество церкви пыталась государыня Елизавета Петровна. Затем в 1762 году за дело взялся Пётр III, а после его смерти начатое довершила Екатерина. К тому моменту в России сложилась крайне тяжёлая ситуация: церковь владела громадной площадью земель, за которую вообще ничего не платила, и это в условиях, когда государство нуждалось в деньгах. Итогом стал тотальный отъём церковных земель в пользу государства.

Чуть менее половины монастырей были попросту упразднены. Оставшиеся 536 обителей поделили на две группы: на гособеспечение поставили 226, остальные 310 финансовой поддержки лишили. Размер бюджетного финансирования был небольшим и потому даже те монастыри, которые получали поддержку из госбюджета, едва сводили концы с концами. В конечном итоге приходилось ограничивать число насельников. Денег на ремонт не хватало, и стены ветшали. Настоятели же, видимо, побаивались сообщать о проблемах, остерегаясь губительного лишения поддержки госбюджета. Оценивая результаты с позиции макроэкономики, Россия, безусловно, выиграла. Земли стали приносить доход, казна пополнялась, и страна стала диктовать условия на европейской арене. В то же время сами европейцы недоумевали, говоря, что подобное с православием не позволяли себе даже басурмане.

Пока власть приводила общегосударственные дела в порядок, поправить дела Иоанно-Богословской обители вызвался благотворитель. Статский советник Давид Иванович Хлудов, сложив полномочия главы Егорьевска, переехал в 1860 году под Рязань. Получив строгое религиозное образование, он щедро жертвовал на монастыри и церкви. Рязанской губернии повезло больше других. Хлудов перестроил Пощуповский монастырь: при его финансовой поддержке реконструировал Иоанно-Богословский собор - тот стал одноэтажным, в соборе обновили иконостас. Позже возвели новый Успенский собор и трёхэтажный братский корпус, Гостиный двор, богадельню с аптекой и собственным фельдшером, церковно-приходскую школу. Крестьянские мальчишки обучались здесь наукам, учебники и канцелярию предоставлял монастырь. Уже после смерти Хлудова, но на его средства в 1901 году строится 76-метровая колокольня, в которой разместили библиотеку с ценными книгами.

Тяжёлые времена настали для монастыря в начале XX века - гонения на церковь при советской власти не прошли бесследно. Обвинили в контрреволюционной деятельности насельников монастыря, а тогдашнего настоятеля архимандрита Зосима арестовали и сослали в Казахстан. Обитель закрыли, а за время простоя пропала из него и главная святыня - чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. Местонахождение иконы с той поры неизвестно.

В год тысячелетия крещения Руси Свято-Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви. Священный Синод назначил наместником архимандрита Авеля. Многие годы он прослужил на Рязанской земле: в селе Городище Рыбновского района, в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани. Служил батюшка и на Ярославской, и на Смоленской земле, и на Святой горе Афон в Греции. Пощуповский монастырь же за 15 лет служения при нём Авеля преобразился до неузнаваемости. Прихожане любили батюшку: в памяти рязанцев Авель остался мудрым и добрым старцем. Дом, в котором Авель прожил свои последние годы на территории монастыря, нынче превращён в музей его имени.

Сегодня можно видеть полное преображение Пощуповского монастыря. В Иоанно-Богословском соборе резной иконостас. Московский иконописец Александр Чашкин расписал алтарь. Отреставрирован Успенский собор. Восстановлен братский корпус с трапезной. В конце 1990-х под малой шатровой колокольней освящён храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме установлен древний тябловый иконостас. В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. В братском корпусе на третьем этаже также освящён храм — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Обустроена трапезная для паломников и храм в честь князей Бориса и Глеба. В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца. Под алтарной частью Богословского собора - храм в честь преподобного Серафима Саровского и священномученика Иувеналия Рязанского.

А на святом источнике была воссоздана часовня, открыта просторная купель и монастырская церковная лавка.







Иоанно-Богословский мужской монастырь села Пощупово

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста расположен на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани, и является одним из древнейших в Рязанской епархии.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам апостол, явившийся ему.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесен из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.

Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества - Рязани (старой) - вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую охранную печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при священномученике Мисаиле, архиепископе Рязанском и Муромском, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и в числе нескольких десятков золотых монет из "кошта" архипастыря употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся ныне в РИАМЗ.

В ХVI - первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место - село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.

Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения долгое время не давали возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50-е годы XVII века строятся каменные ограда и Святые ворота по проекту московского зодчего Юрия Корнильева Ершова. Фрески такой древности сохранились в Рязанской области только в 2-х местах: в Певческом корпусе Рязанского кремля и в Святых вратах Иоанно-Богословского монастыря.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор . В том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Иоанно-Богословский собор. 1689 г.

Мозаичная икона на фасаде собора Иоанна Богослова

Мозаичная икона Иоанна Богослова на апсиде Иоаннобогословского собора

Главный (холодный) собор монастыря. Под его алтарной частью находится храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В усыпальнице погребены последние настоятели монастыря, управлявшие им вплоть до 1930-х годов.
В соборе хранилась древняя чудотворная икона Иоанна Богослова, принесенная на Оку из Византии.

Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Кости из уничтоженного большевиками некрополя.

Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Белое надгробие - архимандрита Авеля (Македонова), принявшего монастырь после советского разорения, стараниями которого он был восстановлен.

Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Надгробия последних настоятелей монастыря.

Из каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.

В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает лишь во второй половине XIX столетия.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н.В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862 года.

Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865 г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, а затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря – с аскетически строгими правилами.

В 1868-1870 годах на средства Д.И. Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868–1878 годах – новый трехэтажный братский корпус.




Храм Успения Пресвятой Богородицы

Фрагмент фаянсового киота в Успенском соборе

Фаянсовый киот в Успенском соборе

Интерьер Успенского собора

Вне монастырской ограды в 1867 г. были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности также предоставлялись за счет монастыря.

Уже после смерти Д.И. Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского строится 80-метровая колокольн я, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII-XVIII веков.

Колокольня

Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года. Тогда и началось восстановление.

За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной, в древнерусском стиле, иконостас работы рязанских мастеров. Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь. Отреставрирован Успенский храм. Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца.

Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская. XVII в.

Церковь Тихвинской иконы Богоматери, Николая Чудотворца и царя-страстотерпца Николая устроена в нижнем ярусе малой шатровой колокольни.

Старинный колокол перед входом в Тихвинскую церковь

Ворота ограды

Святые ворота

Главки над Святыми воротами

В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери .

Иверская часовня. XVII в.

Часть интерьера Иверской часовни

На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и во имя великомученика Пантелеимона. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989-2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» и «Тихвинская».

В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.

Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская костница, а также здесь погребен почивший в 2006 году архимандрит Авель (Македонов).

Деревянный дом наместника с домовой Знаменской церковью

Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.

Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.

Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние – сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.

В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.

Престольные праздники

Братский корпус с домовой Борисоглебской церковью

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины