Этапы управления риском

Этапы управления риском

23.09.2019

Решение - центральное звено любого управления. Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии решений.

По области принятия могут быть выделены геополитиче­ские, внешнеполитические, внутриполитические, экономические, финансовые, технологические, конструкторские, эксплуатационные риск-решения. Эти типы решений находятся в системной связи и могут влиять друг на друга. По месту в процессе управления риском могут быть вы­делены решения:

- риск-целеполагания по выбору целей управления риском. Это решения, которые в наименьшей мере могут быть исследованы и формализованы. Формальные методы синтеза целей не разработаны;

- риск-маркетинга по выбору способов (предупредить, снизить, страховать, поглотить) или инструментов (конструктив­ные, технологические, финансовые и т.п) управления риском.

Эти решения допускают формализацию, в частности, использо­вание функционально-логических методов;

- риск-менеджмента по поддержанию баланса в тре­угольнике «люди - ресурсы - цели» в процессе достижения по­ставленных риск-целей при выбранных на этапе риск-маркетинга инструментах управления риском.

Снижение риска возможно:

1) на этапе планирования операции или проектирования образцов - введением дополнительных элементов и мер;

2) на этапе принятия решений - использованием соответ­ствующих критериев оценки эффективности решения, например, критериев Вальда («рассчитывай на худшее») или Седвиджа («рассчитывай на лучшее») или критерия, при котором показатель риска ограничен по величине (при этом альтернативы, не удо­влетворяющие ограничению на риск, не рассматриваются);

3) на этапе выполнения операции и эксплуатации техни­ческих систем - посредством строгого соблюдения и контроля режимов эксплуатации.

В рамках каждого из направлений принимаемые меры бу­дут иметь различное отношение эффективности (снижения веро­ятности недопустимого ущерба) к затратам на их обеспечение. Эти меры связаны с расходами и требуют их увеличения при росте сложности систем, поэтому в определенных условиях эко­номически может оказаться более целесообразно расходовать денежные средства не на предупреждение или снижение рис­ка, а на возмещение возможного ущерба. В последнем случае используют механизм страхования.

Таким образом, если в процессе подготовки решения бу­дет выяснено, что меры по снижению риска малоэффективны и дороги одновременно, то может оказаться экономически более целесообразно застраховать свои действия. При этом ставится задача не предотвращения, а возмещения ущерба.

В соответствии с подходами в менеджменте можно вы­делить риск-решения традиционного, системного, ситуаци­онного, социально-этичногоменеджмента.

По прогнозной эффективности в управлении рисками можно выделить: ординарные, синергические и асинергические варианты решений и систем.

Ординарные варианты риск-решений - это такие ва­рианты решений, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта при управлении риском соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности.

Синергические варианты риск-решений - это варианты решений, при принятии которых эффективность расходования ресурсов при управлении рисками резко возрастает, то есть эффект носит явно выраженный непропорционально воз­растающий характер.

Синергические решения появляются при разработке но­вых безопасных технологий (в сельском хозяйстве – это новые виды удобрений и пищевых добавок), поиске и устранении или защите наиболее уязвимых мест, конструировании оригинальных уст­ройств и др.

Поскольку синергический эффект в управлении рисками в любом случае в конце концов выражают в денежной форме, то синергический эффект технологий, организации труда и т.п. обнаруживается в финансовой сфере.

Асинергическими называют варианты реше­ний, не позволяющие получить нормативный эффект от инве­стированных в управление рисками средств. В числе наиболее частых причин таких решений можно назвать: запаздывание при исполнении решения, отсутствие необходимых ресурсов, отсутствие организации, мотивации, порождаемых решениями конфликтов и др.

По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение риск-решений выделяют системы, работающие в реальном масштаба времени -такие системы, в которых решения принимаются и реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объек­том, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления, принятии кризисных решений. Такое положение наиболее характерно для растениеводческой отрасли сельского хозяйства, в частности, при принятии решений о начале сева и уборки при наличии соответствующих природных условий и ресурсов.

Представляется возможным выделить из решений в ре­альном масштабе времени «кризисные решения». Известен пе­ревод слова «кризис» как «момент принятия решений».

Кризисным решениемназывается решение, прини­маемое в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний.

Управление рисками занимает особое место в инвестици­онных решениях. Причины, обуславливающие необходимость экономических инвестиций, - это обновление материально-тех­нической базы, наращивание объемов производственной дея­тельности, освоение новых видов деятельности. Для россиийского АПК самым актуальным является обновление и увеличение материально-технической базы. По последним статистическим данным оснащенность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевной площади в России в 12-15 раз ниже, чем в западноевропейских странах. Нагрузка на трактора и прочую технику превышает нормативную. Таким образом, существует еще и риск недостатка технических средств для уборки и обработки почвы.

Для управления рисками в процессе инвестиционной дея­тельности часто используется диверсификация- распределение инвестиций, а следовательно и рисков, между несколькими объ­ектами, для которых характерны различные по своей физической природе и времени проявления риски. Возможны пространствен­ная и временная оптимизация распределения инвестиций.

Пространственная оптимизация распределения ин­вестиций- это такая оптимизация, при которой общая сумма финансовых ресурсов на конкретный период ограничена свер­ху. Имеется несколько взаимно независимых инвестиционных проектов, каждый из которых характеризуется различными по своей природе, интенсивности, времени проявления рисками. Временная оптимизация распределения инвестиций- это такая оптимизация, при которой общая сумма финансовых ресурсов, доступная для финансирования в планируемом году, ограничена сверху. Имеется несколько доступных независимых инвестиционных проектов, которые не могут быть реализованы в планируемом году одновременно. Однако в следующем году оставшиеся проекты либо их части могут быть реализованы. Требуется оптимально распределить проекты по годам с уче­том эффективности инвестиций, располагаемых ресурсов, сред­них по времени рисков.

Принятие решения инвестиционного характера, как и лю­бой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализо­ванных методов.

      Типовые алгоритмы риск-решений.

Если проблема хорошо структурирована на основе пред­метной и статистической информации, то возможно применение запрограммированных решений. Тогда методические особен­ности различных типов менеджмента находят отражение при разработке алгоритмов подготовки и принятия риск-решений.

Разработка специальных алгоритмов принятия риск-реше­ний может обеспечить необходимый уровень качества организа­ционных решений, снизить роль субъективных факторов. Очень важно, что это может ускорить процесс управления рисками.

Вообще говоря, для каждой из типичных для организации риск-проблем может разрабатываться конкретный алгоритм приня­тия решений. Вместе с тем представляется возможной разработка алгоритма принятия риск-решений для различных типов менеджмента.

Алгоритм принятия риск-решений при традиционном менеджменте может включать следующие операции:

Обнаружение риск - проблемы;

Сбор информации об источниках, особенностях вредных факторов, уязвимости объекта риска, порожденных воздействи­ем вредных факторах последствиях и ущербах;

Отображение этой информации в удобном для анализа виде;

Анализ этой информации о рисках, уязвимости объекта, возможной тяжести ущерба;

Определение целей управления при решении риск-про­блемы;

Идентификация риск-проблемы с ранее практически имев­шей место;

Изучение применявшихся при этом приемов управления

рисками и их последствий;

Выбор варианта действий на основании аналогии и здра­вого смысла;

Алгоритм принятия решений при системном риск-менеджменте может включать следующие операции:

Контроль и обнаружение риск- проблемы;

Сбор информации;

Анализ информации о рисках в системе;

Исследование соотношений рисков отдельных элементов

Исследование соотношений рисков различной физической

Исследование соотношений частоты и тяжести рисков от­дельных элементов;

Генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к каждому из рисков каждого элемента системы и прогноз эффективности этих воздействий для более высокого иерархического уровня - уровня системы;

Оценка и верификация вариантов решений;

Алгоритм принятия решений при ситуационном риск-менеджменте может включать следующие операции:

Обнаружение (контроль) риск-проблемы;

Сбор информации о рисках, вредных факторах, уязви­мости в конкретной ситуации;

Отображение информации в удобном для анализа виде;

Анализ информации о рисках ситуации (источники, объ­екты риска; возможные управляющие воздействия; прогноз их

эффективности);

Диагностика проблемы и ранжирование рисков ситуации;

Определение целей управления риском в конкретной си­туации с учетом располагаемых ресурсов;

Разработка критерия оценки эффективности управления рисками в конкретной ситуации;

Верификация и оценка вариантов риск-решений;

Принятие, оформление, доведение до исполнителей, ис­полнение, контроль выполнения решений.

Алгоритм принятия решений при социально-этическом менеджменте Суть этого типа менеджмента в недопущении ката­строфического воздействия на объекты и субъекты менеджмента.

Один из возможных вариантов такого специального алго­ритма принятия риск-решений включает:

Сбор информации относительно: источников риска, их физической природы, частоты, состояния и уязвимости объекта управления, располагаемых управляющих воздействий, пара­метров недопустимых состояний объекта управления;

Анализ этой информации;

Диагностика риск-проблемы;

Определение целей управления при решении проблемы;

Разработка критерия оценки катастрофического (недопус­тимого) состояния;

Разработка критерия оценки эффективности управления рисками;

Генерация перечня возможных управляющих риском воздействий;

Прогноз последствий каждого из управляющих риском воздействий;

Оценка того, являются ли допустимыми последствия при каждом из располагаемых воздействий;

Если последствия управляющего риском воздействия не являются допустимыми, то такое воздействие исключается из множества рассматриваемых;

Если последствия управляющего риском воздействия признаны допустимыми, то оно относится к множеству рас­сматриваемых управляющих воздействий;

Разрабатывается критерий оптимальности принимаемого решения по управлению риском;

Верификация и оценка вариантов решений;

Из множества рассматриваемых решений выбирают наи­лучшее в соответствии с принятым критерием оптимальности;

Оформляют принятое решение;

Доводят принятое решение до исполнителей или соот­ветствующих органов управления;

Исполняют решение;

Контролируют, изменяются ли, и если изменяются, то насколько критически, параметры недопустимых состояний объ­екта управления;

Если имеет место критическое изменение параметров недопустимых состояний объекта, то возвращаются к реализа­ции п.1 настоящего алгоритма.

Поскольку морально-этический (японский) менеджмент при­меняется по отношению к персоналу, то алгоритм принятия риск-решений при таком менеджменте здесь не рассматривается.

Алгоритм принятия решений при стабилизационном риск-менеджментеможет включать следующие операции:

Обнаружение риск-проблемы;

Сбор информации об изменении параметров риска;

Исследование динамики изменения состава и величин параметров риска объекта управления;

Оценка времени, имеющегося в распоряжении, на выпол­нение операций управления риском (то есть времени, в течении которого объект управления еще будет находиться в управляе­мом состоянии с вероятностью не менее заданной);

Распределение времени на операции подготовки, приня­тия и исполнение решений с целью обеспечения риска объек­та управления на приемлемом уровне с вероятностью не ме­нее заданной;

Системный анализ информации о рисках;

Диагностика риск-проблемы;

Определение целей управления риском при решении

проблемы;

Генерация перечня возможных управляющих риском воз­действий;

Прогноз последствий (ухудшение или улучшение риск-ситуации) при их применения;

Определение рациональной интенсивности управляющих риском воздействий, обеспечивающих нужную тенденцию изме­нения риска;

Принятие, оформление, доведение до исполнителей, кон­троль выполнения и времени выполнения решений.

Естественно, что для решения конкретных задач с исполь­зованием того или иного типа менеджмента эти алгоритмы могут изменяться в соответствии со спецификой конкретной задачи.

      Финансовое управление рисками.

Управление финансовым риском занимает в управлении риском особое место. Во-первых, это связано с тем, что лю­бой риск имеет финансовые последствия. Во-вторых, это важ­но потому, что выделение финансовых ресурсов позволяет, а объем располагаемых финансовых ресурсов существенно влияет на выбор метода и эффективность управления риском.

Центральным действующим лицом риск-менеджмента являются субъекты риска. Условимся называть субъектами рискатех, кто принимает риск на себя и управляет изме­нением вероятности реализации риска или размером воз­можного ущерба.

Выделение субъектов риска и формулировка их опреде­лений важны потому, что определяют основные цели и на­правления исследования их деятельности в условиях риска.

Выделяют следующие субъекты риска:

этнос- совокупность людей, объединенных общими свой­ствами, поведением, и ведущая экономическую деятельность на определенной географической территории;

элита этноса- это часть этноса, принимающая от его имени управленческие решения или другим образом влияющая на его поведение;

активная часть этноса- это та часть этноса, которая способна влиять на принимаемые решения и эффективность их реализации в силу участия в работе органов государствен­ного управления, экономической деятельности, участия в обще­ственных организациях;

предприниматель - это член этноса, осуществляющий экономическую деятельность, который вкладывает в собствен­ное дело, управляемое им непосредственно (или с его учас­тием), свой собственный или заемный капитал с учетом ре­зультатов анализа и оценки таких параметров дела, как про­гнозируемые затраты, доход, ликвидность, безопасность;

инвестор вкладывает в чужое дело, влиять на управ­ление которым он не может или не хочет, свой или заемный капитал на продолжительный срок, руководствуясь оценкой таких параметров дела, как прогнозируемые затраты, доход, ликвидность, безопасность,

стратегический инвестор- это инвестор, владелец крупного пакета обыкновенных (голосующих) акций, использую­щий его для участия в управлении эмитентом, для выдвижения своих представителей в совет директоров. Его представители в совете директоров участвуют и отстаивают интересы такого инвестора в стратегическом, перспективном, текущем, опера­тивном управлении эмитентом;

спекулянт - тот участник рыночных отношений, кто на относительно короткий период вкладывает свои или заемные средства в операции купли-продажи (тем самым осуществляя ролевое страхование изменения цены) актива. Спекулянт ана­лизирует операции с оценкой прогнозируемых параметров: за­траты, доход, ликвидность, безопасность. Спекулянт готов идти на определенный повышенный риск ради возможной реальной выгоды. Он использует компенсирующую (вознаграждающую) функцию риска. В результате ряда совершенных за определен­ный период актов купли-продажи спекулянт в основном имеет определенную прибыль;игрок - тот участник рынка, кто идет на риск в условиях заведомо малой вероятности выигрыша в силу психофизических особенностей характера. Суммарным итоговым результатом ряда совершенных игроком за определенный период актов купли-продажи и других рыночных действий обычно является убыток.

Необходимо заметить, что менеджер является наемным работником, который имеет подчиненных и наделен правом при­нимать решения в оговоренной сфере. Менеджер может быть субъектом риска жизни, здоровья, трудоспособности подчинен­ных ему сотрудников и имущественного риска для предприятия.

Субъект риска должен синтезировать возможные вариан­ты действий в рамках, определяемых финансовым и другими отраслями права.

Представляется возможным утверждать, что риск в ме­неджменте имеет три составляющие:

1) объективную составляющую, учитывающую область деятельности, положение ОПС на рынке и т. п.;

2) методическую составляющую риска, определяемую це­лями и технологиями различных типов менеджмента;

3) индивидуальную составляющую, определяемую психо­физическими особенностями конкретного менеджера.

Приступая к реализации любой производственной или коммерческой программы, предприниматель или менеджер должны оценить связанные с этим риски и выбрать соответ­ствующие этим рискам способы действий. Принимая решения, менеджер должен включать в правило выбора наилучшего ва­рианта действий (то есть в критерий) параметр риска.

Ущерб от финансового риска может быть возмещен:

1) страхованием на случай потери прибыли (косвенных убытков);

2) страхованием неплатежа (невозврата кредита);

3)гарантийного страхования.

При этом нужно учитывать, что финансовый риск отож­дествляют с коммерческим. А для страхования коммерческих рисков характерно, что страховой случай (неполучение ожи­даемой прибыли) имеет место по окончанию срока договора страхования.

Хеджирование позволяет произвести оплату риска и убытка по мере реализации товаров или финансовых инстру­ментов по форвардным или фьючерсным контрактам.

Маркетинг финансовых инструментов риск-менедж­ментавключает алгоритм выбора таких инструментов (в том числе страховой услуги и конкретного страховщика) для реше­ния задач обеспечения бесперебойности реализуемого им вос­производственного процесса или его части.

Для того, чтобы выбрать один из альтернативных ин­струментов и вариантов действий может быть предложен следующий алгоритм финансового управления рисками:

1) сформулировать цель действий;

2) синтезировать критерий - правило выбора наилуч­шего варианта действий из ряда возможных;

3) провести анализ внешней среды, в которой прово­дится операция или работает система для выделения возмож­ных источников риска,

4) провести анализ разрабатываемой операции или си­стемы с целью выделения возможных источников риска

5) провести анализ внешней среды, в которой прово­дится операция или работает система с целью выделения объектов, уязвимых по отношению к поражающим факторам, которые могут возникнуть при реализации источников риска;

6) оценить частоту появления источника риска для от­дельных элементов системы и(или) операции. На основе этой информации составить перечень наиболее вероятных страхо­вых случаев (пожар, кража, неурожай, падеж скота и т.д.);

7) разработать прогноз - оценить вероятность страхо­вого случая и средний возможный ущерб при каждом из стра­ховых случаев;

8) оценить финансовые затраты на то, чтобы пред­упредить (исключить возможность реализации или снизить ве­роятность) возможность реализации риска;

9) используя критерий, провести рациональное распреде­ление и(или) оптимизировать распределение финансовых ресурсов между мероприятиями:

По устранению источника риска;

По снижению риска посредством уменьшения интенсив­ности поражающих факторов или уязвимости объектов, которые могут подвергнуться воздействию поражающих факторов;

По компенсации ущерба (последствий) риска (В этом случае заключают договор страхования. При наступлении стра­хового случая и возникновении ущерба его компенсируют за счет сумм, полученных по страховке.);

10) оценить уровень безопасности и достаточность принятых мер. А если будет признана недостаточность мер по предупреждению и снижению рисков, то оценить располагаемые остаточные финансовые ресурсы, которые могут быть направ­лены на страхование;

11) если окажется более целесообразным страхование, то вначале необходимо оценить возможность использования в условиях конкретной операции нефондового страхования.

12) в противном случае (использовать нефондовое стра­хование невозможно) оценить рациональную цену страхо­вой услуги. Для этого страхователь должен сам оценить воз­можный ущерб от реализации источников риска с учетом веро­ятности появления соответствующих страховых случаев.

13) выбрать страховщика- страховую организацию для заключения договора страхования с учетом размера соб­ственного капитала страховщика, деловой репутации, цены услуги, результатов аудита деятельности этой страховой компа­нии за предшествующий период и всей другой доступной ин­формации.

В сфере государственного и муниципального управления последствия решений могут быть намного глобальнее, чем, например, в отдельной организации, и охватывают намного больший объем целевой аудитории и заинтересованных групп. Именно в связи с этим в сфере принятия государственных решений одним из важных направлений деятельности является управление рисками.

Управление рисками – это процесс выявления, анализа и оценки рисков с целью принятия обоснованных решений в отношении выявленных рисков, а также реализации комплекса мер, направленных на минимизацию угрозы реализации неблагоприятных событий и возможного ущерба.

Анализ российской практики управления рисками показывает, что по сравнению с другими странами, более успешными в этой области, нам необходимо совершенствовать организацию этого процесса в секторе государственного управления Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации одно из немногих федеральных органов исполнительной власти, которое ведет активную работу по внедрению практики эффективного управления рисками, разработало следующие рекомендации:

1. Сформулировать общее (единое) понимание риска и процесса управления рисками

В последнее десятилетие в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР используется понятие «управление рисками на уровне предприятия». Суть комплексного подхода к правлению рисками заключается в следующем:

Увязка рисков государственного ведомства, бюджетных учреждений с их целями и задачами. Результаты оценки рисков должны учитываться при принятии ключевых управленческих решений на уровне подразделений и организации в целом. Оценка рисков обязательно включается в формулировку стратегии государственного ведомства и бюджетных организаций.

· Составление профиля (реестра) рисков на уровне государственного ведомства, бюджетного учреждения в целом. Профиль рисков организации формируется после того, как выявлены, оценены и ранжированы все риски; отобраны ключевые риски, установлены взаимосвязи между ними, определены меры и действия в их отношении, установлены ответственные лица и подразделения за выполнение мероприятий, имеются в наличии инструменты и процедуры мониторинга выполнения мероприятий;

· Принятие общего цикла и основных этапов процесса управления рисками в организации. Государственного ведомство и подведомственные организации разрабатывают и внедряют единый цикл процесса управления рисками, включающий общие этапы, инструменты и методы управления;

· Управление рисками является непрерывным процессом. Оно включает постоянный мониторинг, контроль за исполнением мероприятий по управлению рисками, периодический пересмотр реестра (профиля) рисков организации, выявление и оценку новых рисков, связанных с новыми направлениями деятельности и возможностями по их развитию.

2. Утвердить цикл (основные этапы) комплексного управления рисками

· Определить цели и задачи;

· Идентифицировать риски;

· Провести анализ рисков (вероятность, последствия);

· Определить степень рисков;

· Количественно оценить риски;

· Выработать отношение риска к другим рискам;

· Проводить мониторинг/пересмотр профиля рисков.

3. Определить ключевые цели и увязать их с основными группами рисков

Что касается ФОИВ, то их цели и полномочия формулируются в соответствующих положениях, утверждаемых постановлением Правительства РФ или указом Президента РФ.

Выполнение каждой задачи связано с определенными рисками; набор этих рисков варьируется в зависимости от задачи (функции). Чем важнее поставленная задача, чем значимее выполняемая функция, тем более серьезными являются соответствующие риски. Этап идентификации рисков включает также и предварительную классификацию выявленных рисков.

Вероятность наступления риска оценивается в процентах, а возможный ущерб – в денежном выражении. Для компаний частного сектора нередко требуется точный количественный анализ рисков, особенно когда речь идет о выборе между несколькими возможными сценариями инвестиций или решениях о предоставлении кредитов. Что касается организации сектора государственного управления, то, как свидетельствует зарубежная практика, им в большинстве случаев бывает достаточно трудно сделать количественную оценку вероятности наступления неблагоприятных событий и рассчитать количественный ущерб. Точная количественная оценка рисков государственными ведомствами и бюджетными учреждениями возможна в тех случаях, когда оцениваемые риски уже реализовывались раньше, и размер ущерба был определен (примером может служить нарушение законодательства, когда на организацию были наложены санкции в определенном размере). Когда количественную оценку провести невозможно, то специалисты общаются к качественной оценке, используя различные специализированные методы: матрицы рисков и управленческих решений, карты рисков и т.д.

5. После того как риски проанализированы и оценены, важно ранжировать их в соответствии с критериями наступления и размерами возможного ущерба

Набор наиболее вероятных рисков неодинаков для различных ФОИВ и организаций подведомственной сети. В федеральных министерствах значительную долю рисков составляют внешние риски, связанные с государственной политикой. В федеральных агентствах и федеральных службах приоритетными могут оказаться риски, связанные с выполнением задач, сформулированных вышестоящими организациями.

6. После анализа, качественной оценки рисков и принятия решения в отношении каждого из оцененных рисков Комитет по рискам формирует сводный реестр (профиль) рисков организации

Комитет по рискам - подразделение, формируемое с целью надлежащей организации и контроля за реализацией мероприятий по анализу, оценке и ранжированию рисков, а также мероприятий по снижению их уровня в организации.

После формирования сводного реестра рисков он конкретизируется для каждого структурного подразделения. При этом задачи по управлению рисками, поставленные перед отдельными структурными подразделениями, ставятся уже исходя из общих задач ведомства. Таким образом, процесс управления рисками принимает двусторонний характер: сначала риски выявляются на уровне подразделений, затем из них формируется реестр, определяются методы и процедуры по управлению этими рисками как в целом по ФОИВ, так и применительно к отдельным подразделениям, а затем эти мероприятия доводятся для исполнения каждому из участвующих в процессе управления рисками подразделений.

7. Руководители ведомства и структурных подразделений должны осуществлять процесс мониторинга выполнения плана мероприятий по управлению рисками

8. В целях формирования системы управления рисками в государственном ведомстве необходимо подготовить и издать ведомственный нормативный акт, который содержал бы следующие разделы:

· Положение об управлении рисками в организации

· Положение о Комитете по рискам

· Утверждение ведомственных форм отчетности в сфере управления рисками (таблиц рисков, карт рисков, реестра (профиля) рисков и т.д.)

· Список ответственных лиц за управление рисками на уровне организации в целом и отдельных подразделений

· Указания о необходимости внесения изменений в административные регламенты, порядок документооборота, организации и должностные инструкции работников в части, касающейся обязанностей по управлению рисками.

· Указания по информационному обеспечению проводимых мероприятий по созданию системы управления рисками.


Заключение

Большая часть управленческих решений носит вероятностный и многоальтернативный характер. При РУР всегда существует вероятность выбора альтернативы с высокой степенью риска (как правило, альтернативы, являющиеся предпочтительными с точки зрения выигрыша, наиболее рискованны). Любая альтернатива обладает той или иной степенью риска, избавиться от которого полностью практически невозможно, однако ЛПР должно стремиться учитывать возможные риски и предусматривать снижение их уровня и обеспечивать резервы для компенсации потерь в случае их возникновения. Международный опыт бизнеса свидетельствует, что причиной большинства банкротств являются грубые ошибки и просчеты в менеджменте. Поэтому предприниматели и менеджеры должны уделять особое внимание эффективному управлению риском.

В процессе анализа принятия управленческих решений в условиях риска можно прийти к выводу, что существуют определенные выработанные механизмы, способные помочь ЛПР в данной ситуации. К таким механизмам относятся различные правила (такие, как правило Чебышева, правило максимума выигрыша, оптимизации рисков), карты рисков, таблицы рисков, матрицы рисков. Главное отличие ситуации риска от ситуации, например, неопределенности в том, что степени риска можно просчитать с определенной долей вероятности, и уже основываясь на данных расчетов, принимать наиболее верное управленческое решение.

Управление рисками на предприятии не может быть совокупностью моментных действий. В любом случае это целый процесс направленных действий. Более того, процесс риск-менеджмента должен быть частью общего управления бизнесом для достижения результата.

Как таковой процесс управления рисками включает несколько этапов.

Следует учесть, что в практике эти этапы не обязательно реализуются в строгой последовательности, а могут выполняться и параллельно. Общая схема риск-менеджмента представлена на рис. 8.5.

Основы бизнеса

Рис. 8.5. Этапы процесса управления рисками

Как видно на данном рисунке, существует общая последовательность действий, отражающая логику процесса управления риском (жирные стрелки). Кроме этого, есть обратные связи между этапами, т.е. на любом из них можно вернуться на предьщущий. На последнем этапе, как мы далее увидим, производится общая оценка и анализ произведенного процесса. Результаты этого этапа будут учтены при дальнейшей реализации каждого этапа процесса риск-менеджмента (стрелки справа).

На 3-м этапе принимаются решения об используемых методах управления рисками, что может затребовать уточнения информации о рисках (этап 1) или определить схему процесса мониторинга (этап 5).

Тема 8. Риски в бизнесе

Такова логика последовательности реализации этапов управления риском на предприятии. Теперь рассмотрим каждый из этих этапов несколько подробнее.

Этап 1. Идентификация и анализ риска. Под идентификацией рисков понимают выявление рисков, их специфики, выделение особенностей их реализации, включая изучение размера экономического ущерба, а также изменение рисков во времени, степень взаимосвязи между ними и изучение факторов, влияющих на них. Этот процесс подразумевает определение следующих моментов:

> источники неопределенности и риска;

> последствия реализации риска;

> источники информации;

> численное определение риска;

> взаимное влияние рисков друг на друга.

На данном этапе, прежде всего, создается информационная база для реализации дальнейшего процесса управления рисками: сведения о риске, его последствиях и величине экономического ущерба, количественная оценка параметров риска и т.д. Дополнительно следует отметить, что идентификация и анализ риска осуществляются не единовременно. Скорее они представляют собой непрерывный процесс, осуществляемый в риск-менеджмента.

Этап 2. Анализ альтернатив управления риском. Существует целый набор разнообразных методов, позволяющих снизить степень риска и величину ущерба. На данном этапе такие методы рассматриваются и анализируются применительно к конкретной ситуации. Т.е. менеджер решает, как можно снизить риск, потери в случае наступления рисковой ситуации, ищет источники покрытия этого ущерба.

Сами по себе методы риск-менеджмента достаточно разнообразны. Это связано с неоднозначностью понятия риска и наличием большого числа критериев их классификации. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим основные методы, а здесь ограничимся лишь кратким их обзором.

Подходы к управлению рисками можно сгруппировать по способам минимизации негативного влияния неблагоприятных событий.

> Уклонение от риска (Risk elimination) - это набор мероприятий, приводящих к полному избеганию влияния неблагоприятных последствий рисковой ситуации.

Основы бизнеса

> Локализация риска (Risk reduction, Risk mitigation) - это действия, приводящие к уменьшению ущерба путем выделения наиболее рисковых активов и придания им полной автономии (финансовой, управленческой, научной). В данном случае фирма принимает риски на себя (Risk retention, Risk assumption).

> Диссипация риска (Risk transfer) - это меры, позволяющие переложить ответственность и возмещение возникающего вследствие наступления рисковой ситуации ущерба на другого субъекта.

> Комплекация риска включает в себя следующие методы:

Дособытийные методы управления рисками - осуществляемые заблаговременно мероприятия, направленные на изменение существенных параметров риска (вероятность наступления, размеры ущерба). Сюда можно отнести методы трансформации рисков (Risk control, Risk control to stop losses), которые связаны, в основном, с препятствованием реализации риска. Обычно эти методы ассоциируются с проведением превентивных мероприятий.

Послесобытийные методы управления рисками - методы, осуществляемые после наступления ущерба и направленные на ликвидацию последствий. Они направлены на формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба. В основном это методы финансирования риска (Risk financing, Risk financing to pay for losses).

В графическом виде обе приведенные здесь классификации представлены на рис.

Этап 3. Выбор методов управления риском. Здесь менеджер формирует антирисковую политику для фирмы, а также политику, направленную на снижение степени неопределенности в работе. Основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание, сводятся к следующим:

> выбор наиболее эффективных методов управления рисками;

> определение влияния выбранной программы на совокупный риск в деятельности организации.

Тема 8. Риски в бизнесе

Классификация методов управления рисками.

По подходам к минимизации риска.

По соотношению управляющих мер и рисковой ситуации.

Рис. 8.6. Классификация методов управления рисками

Выбор методов управления рисками сводится к расчету экономико-математической модели, где критериями и ограничениями выступают экономические и вероятностные характеристики риска (определенные на первом этапе процесса риск-менеджмента). Однако здесь могут добавляться и другие параметры, например, технические или социальные.

При разработке системы риск-менеджмента менеджер должен учитывать, прежде всего, принцип ее результативности. Он заключается в том, что управляющие воздействия должны направляться не на все, а в первую очередь, на те риски, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность компании. В условиях, скажем, бюджетных ограничений, наиболее незначительные риски должны отбрасываться с целью экономии ресурсов (пассивная стратегия). В то же время за счет освобожденных средств проводится интенсивная работа с более серьезными рисками (активная стратегия).

Основы бизнеса

Результат данного этапа - программа управления рисками на предприятии. Она представляет собой детальное описание мероприятий, которые необходимо предпринять, ресурсное и информационное обеспечение, критерии определения эффективности программы, распределение ответственности и др.

Этап 4. Исполнение выбранного метода управления риском. Здесь непосредственно реализуется программа, разработанная на ігредьгдущем этапе. Вопросы, которые решаются на данном этапе, касаются технической специфики гфинимаемых решений:

> конкретные мероприятия, которые следует реализовать;

> сроки исполнения этих мероприятий;

> источники и состав ресурсов, необходимых для осуществления этой работы;

> определение ответственных лиц.

Таким образом, устраняются противоречия и двусмысленность в планировании и контроле исполнения программы управления риском.

Этап 5. Мониторинг результатов и совершенствование системы управления риском. Данный этап реализует обратную связь в системе управления рисками. Первая задача этой связи заключается в определении общей эффективности функционирования системы в целом. Кроме того, выгавляются узкие места и слабые стороны риск-менеджмента на предприятии.

Вторая задача - анализ реализованных за период рисков, включая причины их реализации и связанные с этим изменения программы управления риском, если таковые требуются.

Как следует из названия этапа, он направлен не только на наблюдение за процессом риск-менеджмента, но и на выявление тех усовершенствований, которые могут повысить эффективность работы данной системы. Таким образом, к указанным задачам можно добавить следующие вопросы:

> вклад каждого реализованного мероприятия в общую эффективность системы;

> возможные коррективы в составе этих мероприятий;

> гибкость и эффективность системы принятия решений.

Помимо перечисленного, на данном этапе происходит пополнение информационной базы о рисках. Обновленная информация используется на следующем цикле процесса риск-менеджмента.

Тема 8. Риски в бизнесе

Особенностью расчетов эффективности на данном этапе является учет гипотетических потерь. Это связано с тем, что за анализируемый период риски могли вообще не реализовываться, а расходы на функционирование системы управления рисками будут в любом случае. Если учитывать только реальные потери, то в некоторых случаях соотношение потерь и затрат будет говорить о нулевой эффективности работы системы риск-менеджмента. Однако отсутствие потерь может служить свидетельством высокой ее эффективности.

Основная цель оценки эффективности реализованных мероприятий заключается в адаптации их системы к изменяющейся внешней среде, прежде всего, через следующее:

> замена неэффективных мероприятий более эффектавными (в рамках существующих ограничений);

> изменение в организации исполнения программы управления риском.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины