Варианты взаимодействия учителей разных предметов. Психологическая задача "конкретная ситуация". По результатам диагностической работы тестируемый учитель может получить один из трех уровней диагностируемых компетенций

Варианты взаимодействия учителей разных предметов. Психологическая задача "конкретная ситуация". По результатам диагностической работы тестируемый учитель может получить один из трех уровней диагностируемых компетенций

17.11.2020

Вы учитель — ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации . Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно Ѕ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).

Цель – создание кадровых условий при проведении предметной недели, которые позволят осознать учащимся ценностный аспект и творческий потенциал предметов, посредством организации предварительного взаимодействия учителей.

Контекст ситуации. В школе работают ______ учителей, обучаются _____ учащихся. В проведении предметной недели планируется задействовать ______ учителей по предметам: ____________, ___________, ___________, а также ________ учащихся. При решении данной профессиональной задачи планируется использовать социальный капитал организации – профессиональные связи между педагогами школы, которые уже существуют, а также потенциальные связи. Исходя из этого, будут отобраны формы взаимодействия учителей.

2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

Учителя каких предметов будут участвовать в предметной неделе?

Обсуждение с администрацией школы плана предметной недели

Каков ценностный аспект предметов? В чем он проявляется наиболее ярко?

Изучение предметного содержания, основной школы, программ учителей

Каким образом можно раскрыть потенциал предметов в рамках предметной недели?

Обсуждение с учителями-коллегами, изучение

Какое взаимодействие необходимо организовать между учителями при подготовке к предметной неделе, чтобы реализовать поставленную цель?

Изучение научно-педагогической литературы, Интернет-источников


3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:


Источник этой информации

Метод работы с этой информации

Методика организации и проведения предметных недель в школе

Изучение и анализ

Интересные формы работы при организации предметных недель

Научно-педагогическая, методическая литература, интернет-источники (nsportal. ru, it-n. ru и пр.)

Изучение и анализ

Формы взаимодействия между учителями в условиях современной информационно-образовательной среды

Интернет-источники (nsportal. ru, it-n. ru и пр.), опыт администрации школ г. Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и пр.

Изучение и анализ


4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

Форма представления – аннотированный перечень возможных форм взаимодействия педагогов.


Форма взаимодействия

Краткая характеристика

Посещение уроков коллег

Необходимо выбрать для посещения уроки, позволяющие раскрыть ценность предмета для деятельности человека, их творческий потенциал. Например, лабораторный практикум по химии, физике, экскурсии на природу по биологии и т. п.

Малый педагогический совет

Обсуждение педагогов возможности проведения предметной недели по итогам посещения уроков, выявление тех элементов предмета, которые заинтересуют учащихся

Проектный офис

Творческая группа из нескольких учителей организует встречи по обсуждению предметной недели, совместное планирование, ко-воркинг и пр.. В данную форму могут входить все формы взаимодействия, описанные ниже.

Мастерская идей

В течение нескольких дней в учительской на доске или в электронной учительской на доске объявлений каждый учитель пишет кратко основную идею проведения предметной недели

Дискуссионная площадка в сети Интернет или в группах мобильных приложений

С помощью чата, форума, мобильных приложений для передачи текстовых сообщений поставить проблему для проведения предметной недели, обсудить варианты ее решения

Совместное планирование предметной недели

С помощью планировщика, календаря (например, Google-календарь и т. п.) спланировать план проведения недели

Совместное создание презентаций (ко-воркинг)

С помощью одного из средств совместной работы (Google-документы, SharePoint и пр.) разрабатывается презентация несколькими учителями для ее демонстрации на предметной неделе

5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т. п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.


Анализ мнения учащихся после проведения предметной недели, их заинтересованность на уроках, повышение мотивации к предмету, улучшение успеваемости, понимание практической значимости предметов.

6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

Данный вариант решения базируется на использовании андрагогического подхода в обучении и основан на научных разработках, А. И, Кукуева, и др., а также на анализе опыта работы практикующих методистов. Решение научно обоснованно и практико-ориентировано. Поэтому мной выбран этот вариант решения.

7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Данное решение применимо для организации взаимодействия педагогов при решении других задач внутри школы (наставничество, кураторство, тьюторство и пр.), при подготовке педагогов к аттестации и пр. При этом могут быть использованы:

Предложенные формы взаимодействия;

Средства взаимодействия (совместная работа в сети, электронная учительская и т. п.).

8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:



9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т. д.) для Вас как педагога и обучающихся.

Перспективы предложенного решения – развитие профессионализма учителей посредством организации взаимодействия, использования социального капитала школы не только для проведения предметной недели, но и для участия учителей в , методических мероприятиях и конференциях, прохождения аттестации и пр.

Сценарий праздничной программы, посвященной Дню учителя.

Цели:

Научить ребят ответственности за подготовку и проведение общешкольного праздника посвященного Дню учителя, укрепить дружбу между учащимися школы.

Задачи :

1. Развивать у учащихся умение планировать мероприятия, организовывать их, делать анализ подготовки и проведения коллективно- творческого дела;

2. Воспитывать чувство уважения к учителям, гордость за то, что они делают;

3. Раскрывать детские способности, таланты;

4. Через деятельность знакомить учащихся с профессией учителя.

Ход мероприятия.

Ведущий :
Сегодня большой, торжественный праздник!
Ведущий:
Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников, воспитателей!
Ведущий:
Ведь каждый из нас выбирает для себя идеал, на который старается быть похожим, и идеал этот - любимый учитель.

Ведущий:
Он для нас самый умный, талантливый, красивый.
Ведущий:
Давайте поприветствуем своих учителей аплодисментами.
Ведущий:
Низкий поклон вам от всех ваших учеников.
Ведущий:

Звучит стихотворение «Учителю».

Ученик:

Осенний лист кружится за окном.

Октябрь. Златая осень балом правит.

С зонтом, но с белым праздничным бантом

Мы в класс спешим учителя поздравить.

Ученик:

Мы в этот день хотим ей пожелать

Быть самой доброй, мудрой и красивой.

А дождь негромко простучит в тетрадь

Сонет осенний, ласковый и милый.

Ученик:

Учитель… С нами он из года в год

Проводит бесконечные уроки.

Домашние заданья задает,

Твердит незабываемые строки.

Ученик:

Вселенские законы постигать

И принимать серьезные решения.

Ученик:

Он строит дом отнюдь не на песке,

Фундамент верный заложить стремится.

И что сегодня пишет на доске,

В дела мирские завтра превратится.

Ученик:

Учитель дарит нам тепло и свет,

Нас собственным примером окрыляет.

А если нужно, мудрый даст совет,

И каждый в классе это понимает.

Ученик:

Учитель – наш надежный друг.

Он знает наши тайны и секреты.

Он – доктор наших маленьких наук.

Спасибо говорим ему за это.

Ведущий:

Для вас, дорогие учителя, ученики нашей школы приготовили свои поздравления, несколько трогательные и смешные. Мы надеемся, что они порадуют вас в этот осенний день и создадут у вас прекрасное настроение.

Песня «День учителя» исполняет коллектив 5 «Б» класса .

Дорогие друзья! Предлагаем вам посмотреть фрагменты мини-фильмов из серии «Ералаш».
Звенит звонок. (На сцену выносят парты, школьную доску и другие атрибуты классной комнаты). За партами сидят учителя. Роль учителей играют дети.

Фрагмент № 1. Урок литературы.
Учитель.
Какуютему проходили?
Никто вразумительно ничего не говорит.
Ученики .
Я болел! Я потерял учебник! У меня не было света!
Учитель .
Александр Блок. Прочти, Сидоров!
Ученик.
Да, пожалуйста: "Выйдь на Волгу,
Чей стон раздается
Над великою русской рекой?"
Этот стон...
Этот стон...
А что? Почему смеетесь? Не Блок? А, вспомнил. Пожалуйста...
" У Лукоморья дуб зеленый..."
Вот, блин! Опять не Блок?
Учитель в ужасе. Звонок.

Фрагмент № 2. Урок математики.
Учительница по математике.
Сколько будет 0,5 + + 0,5?
Вовочка.
Нутром чувствую, что литр, а как математически выразить - не знаю.

Фрагмент № 3.
Учительница.
Почему ты опоздал на урок?
Ученик.
Учиться никогда не поздно.
Фрагмент № 4. Урок в грузинской школе.
Учитель.
Гиви, скажи, дорогой, что такое ос?
Гиви.
Ос - это такой болшой полосатый мух.
Учитель.
Нет, Гиви. Болшой полосатый мух - это пчел, а ос - это то, вокруг чего вертится Земля!
Фрагмент № 5.
Отец (спрашивает сына).
Вовочка, что-то я твоего дневника не вижу?
Вовочка.
У меня его Петька одолжил - своих родителей попугать!
Фрагмент № 6.
Сын.
Мама! Я больше в школу не пойду!
Мама.
Это почему же?
Сын.
Да ну... Петров опять будет из рогатки стрелять, Синицын по голове учебником бить, а Васильев - подножки ставить... Не пойду!
Мама.
Нет, Вовочка, ты должен идти. Во-первых, тебе уже сорок лет, а во-вторых, ты директор школы.

Ученики.
Я еще не все о жизни знаю,
Не до всех добрался букварей,
Но одно вам точно пожелаю:
Помните своих учителей.
Станете вы громким и высоким,
Но и через многие года
В спешке не пройдете мимо окон
Комнаты, где парты в три ряда.
Что о вас мы знаем, дорогие,
Строгие, усталые подчас,
Чем мы вам платили за такие
Думы бескорыстные о нас?
"Неуды" резинками стирали,
Кошек приносили со двора,
Даже беспардонно мы орали,
Если заболеете, "ура!"
Разве мы задумывались толком,
Отчего, забыв о дневниках,
Вы вдруг замолкали возле окон
С мелом, переломленным в руках...
Сколько с веток листьев облетело,
Сколько зим расплавила капель.
Вечер, аттестаты...
И не раз
Гости обнаруживали сходство
С кем-то из родителей у нас.
И потом лишь с возрастом, попозже,
Становилось ясного ясней:
Черточками лучшими похожи
Все мы на своих учителей.

Песня «Хорошее настроение» исполняет творческий коллектив 5 «А» класса.

Дорогие наши учителя! Мы вас действительно любим, ценим и уважаем! И на уроках слушаем внимательно, а некоторые фразы выучили наизусть в алфавитном порядке!

3-й А – А сейчас будет контрольная работа!

4-й Б – Без родителей завтра не приходи!

1-й В – Всё, что я говорю у вас всегда пролетает мимо ушей!

2-й Д – Да сколько же это будет продолжаться!

3-й З – Замолчите, пожалуйста!

4-й И – И где опять ваша вторая обувь?

1-й Н – не суй свой нос куда не надо!

2-й О – Опять двойка!

3-й Р – Раз я говорю – все молчат!

4-й С – Сколько можно повторять одно и тоже!

Танцевальная композиция «Лебединая сказка» исполняет Панфилова Марина 3 «А» класс.


А теперь мы проведем небольшой экзамен для наших педагогов. И в честь праздника мы позволим им воспользоваться подсказками.

Экзамен
На столе лежат билеты и ответы-шпаргалки к ним. Экзаменуемые берут вопрос, зачитывают его вслух, затем берут и зачитывают любую карточку с ответом.

Вопросы.
- Будете ли писать записки родителям о плохом поведении их детей?
- Появятся ли в скором времени любимчики в классах?
- Будете ли будить ученика, заснувшего на вашем уроке?
- Будете ли вы вызывать родителей в школу?
- Будете ли вы время от времени на уроках рассказывать анекдоты?
- Часто ли вы будете опаздывать на уроки?
- Разрешите ли вы пользоваться шпаргалками?
- Собираетесь ли вы использовать указку как холодное оружие?
Ответы.
- Нет, ни в коем случае!
- Даже в мыслях такого никогда не было!
- Может быть. Я над этим еще подумаю.
- Не дождетесь!
- Ишь чего захотели!
- Да! Я об этом давно мечтаю.
- Возможно. Это будет зависеть от моего настроения.
- А почему бы и нет? Кому-то можно, а мне нельзя!

Песня «Добрые сказки детства» исполняет коллектив 3х классов.

Сценка День Учителя

Никитична - Петровна, слышь??? Слышь чо говорю, Петровна!?!?

Петровна - Чо орешь? Слышу я, слышу!

Никитична - Дык говорят шо сегодня праздник! Слыхала???

Петровна - Праздник? Какой праздник? Никитична? Не слыхала ни чо я

Никитична - День Учителя!

Петровна - А те то зачем? Стара ты в школу... Да и первоклассников давно уже набрали...

Никитична - Куда послали?

Петровна - Да набрали, говорю, наб-ра-ли!

Никитична - Так и я говорю - наврали! Говорили что учителям премию, этими, как их, а баксами давали!!! А я и говорю - наврали! А одной вообще сказали, награду - дачу в Испании принимай!

Петровна - Не донимай! Не донимай!

Никитична - Кого понимай? Я понимай? Ты лучше сама понимай.

Петровна - Да понимаю я все, понимаю. А чо тебе за дело-то до учителей???

Никитична - Да просили меня, намедни, в школе попреподавать

Петровна - Че тебе давать?

Никитична - Да не давать, а ПРЕ-ПО-ДА-ВАТЬ!!!

Петровна - А....учить значит!!! Ну а ты чо?

Никитична - А чо я? Я б чо!!! Если б преподавать начала, я б им показала! В угол - гороха бы насыпала! Тех кто балует на горох бы ставила! Они бы у меня ух!!!

Петровна - А чо...(поправляет под платком свои уши) нормальные у меня ухи...нормальные...

Никитична - Да и ухи я б им точно надрала!!! Я бы еще им ремнем - ух!!! (крутит ремнем над головой) Меня б точно дачей в Испании наградили за такую работу!

Петровна - Ага....точно....точно!!! Походом в соц без тебя наградят!!!

Никитична - Да отстань ты, старая. Дай хоть помечтать!

Снимают "маскировку бабушек"

Таким горе-педагогам,

Перекрыты все пути!

Надо лаской и терпеньем

К сердцам школьников идти!

Трудно нас всех воспитать,

Да и знания нам дать.

Так поддайте ремешком…

А коль серьезно - Вам поклон (кланяются учителям)

К микрофону приглашаются Загородний Даниил, Серебряков Родион, Панфилова Марина, Богданова Юля, Качин Денис, Заяц Милена.

Читают ученики, родители которых - учителя.

Так уж нам назначено судьбой ­

Среди многих дат, событий разных

День учителя справляем всей, семьей.

День учителя у нас - семейный праздник.

Может, повезло, а может нет,

В том, что мамы, папы - педагоги.

С ними разделяем много лет

Школьные удачи и тревоги.

Я в родной учительской семье

Педагогикой дышу с пеленок.

И бывает очень трудно мне.

Я - перевоспитанный ребенок.

и на нас идет эксперимент,

Мы прошли все методы и формы.

В доме - воспитательный момент

И всегдa этические нормы.

Нам ненормативным языком

Не общаться даже в чаще леса.

Это, скажем прямо, нелегко,

Хочется порой побыть повесой.

Дома педсоветы каждый день.

Мамы узнают о нас в два счета.

И попробуй прояви тут лень ­

Будет дома нам разбор полетов.

Говорят, что школа - второй дом,

А У нас и дом - вторая школа.

Книги по шкафам стоят битком,

И тетради - к потолку от пола.

Вечером, когда ложусь я спать,

Мама за столом с настольной лампой

Что-то пишет в каждую тетрадь,

Позабыв про бедненького папу.

Папа нас укладывает спать,

Папа часто сам готовит ужин

И собачку водит погулять.

Трудно быть учительницы мужем.

Где б бабуле с внуками играть,

А она опять конспекты пишет.

Мне бы с дедом в мячик погонять,

Он грызет науки и не слышит.

Только мы не сетуем на жизнь,

И куда б ни завели дороги,

Школа нас ведет упорно ввысь,

Мы вас любим, наши педагоги!

Поздравляем вас от всей души!

Пусть обходят стороной ненастья.

Вам желаем покорения вершин,

Трудного учительского счастья!

Песня «Я хочу танцевать» исполняет Иванов Егор 5 «Б» класс.

Песня «Изгиб гитары желтой…» исполняют ученики 10 и 11 классов.

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный

Качнется купол неба большой и звездно-снежный

Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет
Ты что грустишь бродяга а ну-ка улыбнись
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним
Чьи имена как раны на сердце запеклись
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Ведущие .
Дорогие наши учителя! Еще раз от всего сердца, от всей души поздравляем вас с Днем учителя!

С праздником вашим мы вас поздравляем,
Не горевать никогда ни о чем.
Никогда не болеть вам желаем.
Всегда быть счастливыми, любимыми.
Удачи вам всем! И во всем!

И пусть поселятся в семье вашей навечно
Веселье, удача, друг к другу любовь,
Желаем вам счастья,
Здоровья, конечно,
И умных и добрых учеников!

Взаимодействие в системе «учитель – класс» в ходе интегрированного урока.

(Педагогические чтения)

Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки называют ещё метапредметными.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире целом. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, понимают), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая.

Эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовывать педагогическое общение с учениками. Важной функцией такого общения на интегрированном уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача усвоения новых знаний. Таким образом, процесс обучения предполагает взаимодействие (учитель – ученики и ученики друг с другом), под котором понимается, прежде всего, их совместная деятельность.

В условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, между ними должны складываться отношения партнёрства, которое проявляется во взаимосвязи обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков.

Именно такое сотрудничество имел в виду профессор психологии С.Л. Рубинштейн, когда писал: «… учение мыслится как совместное исследование … совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к нему приводит».

Целью взаимодействия является создание системы возможностей для эффективного личностного саморазвития ученика.

Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве, следует иметь в виду наличие трёх основных факторов взаимодействия.

Взаимодействия учителя и ученика

Взаимодействие учеников друг с другом в совместной учебной деятельности

Взаимодействие учителей в системе интегрированных уроков.

При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников.

Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха, чувствует себя раскованно и свободно.

Взаимодействие учителя с обучающимися на уроке – процесс двусторонний. Он протекает гармонично, когда поставлены реальные цели, чётко сформулированы задания, выбрана оптимальная форма организации деятельности для достижения поставленных задач. Учитель всегда помнит, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Поскольку взаимодействие невозможно без общения личностей, то коллектив, а не только личность, рассматривается в качестве субъекта совместной деятельности. Вот почему учителю необходимо владеть следующими умениями: объединять школьников и управлять их взаимодействием; организовывать коллективную, парную и групповые формы работы, коллективные мероприятия.

Групповая форма учебной деятельности очень эффективна. Она воспитывает чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Групповая форма работы учит самостоятельности, способствует решению главных учебных задач, развивает творческие начала личности.

Интегрированные уроки обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями предметниками.

Обучение иностранному языку в интегрированном составе ориентировано на разностороннее развитие обучающихся, их общее образование и воспитание (что достигается за счёт объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных предметов); помогает формировать у обучающихся более целостную картину мира, а которой сам иностранный язык является средством познания и общения.

Высокая эффективность обучения иноязычной деятельности в начальной школе, достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими вилами деятельности, такими как рисование, аппликации, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника.

В среднем звене в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Например, это уроки иностранный язык + география, иностранный язык + информатика, иностранный язык + литература, где обучающиеся получат достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, существовании мира художественной культуры.

Подводя итоги вышесказанного можно сказать, что взаимодействие на интегрированных уроках – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребёнка. Его дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке, Создавая на интегрированном уроке среду взаимодействия, мы можем добиться высокого уровня развития класса и каждого ученика в отдельности.

Специфика преподавания учебных предметов также накладывает отпечаток на характер труда учителя. Следует различать специальные способности (например, к математике) и специальные педагогические способности (умение преподавать математику). Наличие первых не обязательно означает существование вторых. Ведь учителю недостаточно знать свой учебный предмет, надо уметь учить детей этому предмету, вызвать их познавательную активность. Педагогическая квалификация - это не столько знание предмета, сколько умение на его материале развивать ученика и умственно и нравственно. Преподавание разных циклов учебных предметов, требуя наличия специальных педагогических способностей, вместе с тем развивает их далее. Своеобразие учителей разных учебных предметов заключается в том, что у них может складываться особое восприятие окружающего мира сквозь призму своего предмета, например, художественно-образное или абстрактно-логическое.

Педагогическая деятельность, общение и личность учителя гуманитарного цикла определяются тем, что здесь предметом усвоения школьников является прежде всего другой человек, его ценностные ориентации, реальное поведение. Это требует от учителя-словесника, например, глубокой психологической компетентности, так как средствами своего учебного предмета он осуществляет анализ внутреннего мира своих учеников. Педагогическое общение носит глубоко личностный характер,

должно быть постоянно соотносимо с анализом повседневных отношений и поступков учеников класса.

Аналогично в ходе преподавания истории учитель реализует имеющееся у него целостное представление о ходе развития исторических формаций, передавая школьникам как понимание этих общих принципов, так и оценочное отношение к ним.

Поскольку педагогическое общение на уроках этого цикла приобретает пристрастный характер, это требует четкого обозначения позиции учителя, выражения его личностных оценок. Преподавание гуманитарных предметов создает для учителя неограниченные возможности передачи ученикам норм и правил гуманистического общения, понимания ценности другого человека.

У учителя математики педагогическая деятельность направлена на формирование у учащихся учебной деятельности, мышления и памяти, в том числе действий моделирования, знаковых преобразований, умения работать на абстрактном уровне без опоры на конкретный материал. Педагогическое общение учителей этого цикла носит в основном деловой, а порой даже формализованный характер, поскольку оперирование математическим объектом делает язык общения более четким и строгим. Вместе с тем преподавание математики также создает возможности для сотрудничества, организации педагогического общения в демократическом стиле по принципу: «Будем коллегами в совместном поиске знаний». У учителя и учащихся возникает необходимость четко обосновывать свои мысли, придавать своим доказательствам графическую форму. В мире абстракций также возможны эмоциональные оценки в связи с красотой и изяществом математических решений. Трудность математического материала приводит порой к значительной дифференциации учеников на сильных и слабых.

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – забудущее доверенных ему детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он .

Ответственность как и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.


© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины