Методы социального исследования. Лекция: методы социальной работы

Методы социального исследования. Лекция: методы социальной работы

30.09.2019

Г. М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Исследовательские методы характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а методы воздействия представляют практическую социальную психологию.

Общая классификация методов, применяемых в социальной психологии, составленная с учетом сделанных в предыдущем параграфе данной главы замечаний, выглядит следующим образом.
Все методы делятся на две основные группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы применяются при разработке и обосновании научных теорий. Они являются общими для социальной психологии и других, как психологических, так и непсихологических наук. К таким методам можно отнести:
обзорно-аналитический;
критический;
конструктивный.

Суть обзорно-аналитического метода состоит в том, что, пользуясь им, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений.

Критический метод проявляется в том, что сделанное в науке подвергается критическому анализу с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.

Конструктивный метод заключается в том, что сам ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.

К эмпирическим методам, используемым в социальной психологии, относятся следующие:
1) методы наблюдения;
2) методы опроса;
3) методы анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;
4) экспериментальные методы;
5) математические методы.

Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Суть методов наблюдения состоит в том, что при их использовании основную информацию об изучаемом явлении исследователь получает путем наблюдения за ним. К этой группе методов относятся:
открытое наблюдение;
скрытое наблюдение;
свободное наблюдение;
стандартизированное наблюдение;
стороннее наблюдение (наблюдение со стороны, или внешнее наблюдение);
включенное наблюдение.

Специфика открытого наблюдения заключается в том, что, пользуясь им, исследователь ведет свое наблюдение не скрывая, открыто (явно), а людям, поведение и взаимоотношения которых подвергаются анализу, как правило, известно, что за ними наблюдают. Так, например, можно вести наблюдение за общающимися друг с другом людьми, за группой людей в процессе их совместной работы, за поведением людей в толпе.

Особенность скрытого наблюдения состоит в том, что люди, поведение которых исследуется, не знают о том, что за ними наблюдают. Так, например, можно организовать и провести скрытое наблюдение в социально-психологических исследованиях поведения детей, которые в условиях непосредственного наблюдения за ними могут вести себя не вполне естественно и скованно. Однако применение данного метода в отношении взрослых людей имеет определенные этические и правовые ограничения. В большинстве случаев такое наблюдение можно вести только при добровольном согласии на это испытуемых.

Стандартизированное наблюдение предполагает заранее продуманный план или программу наблюдения, в которой четко определено, что наблюдать, как наблюдать, как записывать, как обрабатывать и интерпретировать результаты наблюдения.

Примером стандартизированного наблюдения, применяемого для изучения малых групп, является метод системы категорий (метод категориальной системы), предложенный американским социальным психологом Р. Бейлзом. Его основу составляет следующая система из 12 категорий, в соответствии с которой в ходе наблюдения фиксируется и описывается поведение членов группы:
1) проявляет солидарность;
2) снимает напряжение;
3) выражает согласие;
4) высказывает предложение;
5) выражает мнение;
6) ориентирует других;
7) просит проинформировать;
8) просит высказать мнение;
9) просит высказать предложение;
10) выражает несогласие;
11) создает напряжение;
12) проявляет антагонизм.

Свободным называется такое наблюдение, при проведении которого не существует заранее продуманной программы или схемы. В данном случае все вопросы, связанные с организацией и проведением наблюдения, свободно и произвольно решаются наблюдателем в ходе проведения эксперимента.

Сторонним (наблюдением со стороны, или внешним наблюдением) называют такое наблюдение, при котором сам исследователь не участвует в процессе, за которым ведется наблюдение. Он следит за происходящим со стороны.

Включенным называют такое наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в том процессе, за ходом которого он следит. Этот метод используется в тех случаях, когда наблюдать со стороны за происходящим невозможно (например, в закрытых от посторонних людей социальных группах), или когда стороннее наблюдение изменяет само созерцаемое явление.

Методами опроса называют такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей или анализа их ответов на задаваемые устные или письменные вопросы. В социальной психологии чаще всего используются следующие разновидности опроса:
устный опрос;
письменный опрос;
свободный опрос;
стандартизированный опрос;
открытый опрос;
закрытый опрос;
анкетный опрос.

При устном опросе вопросы и ответы на них получают в устной форме.
При письменном опросе то же самое делается в письменной форме.

Имеются и комбинированные варианты применения данного метода, когда, например, вопросы или ответы на них задают и получают в различных формах, устной и письменной одновременно.

Свободный и стандартизированный опросы мало чем отличаются от свободного и стандартизированного наблюдения, за исключением того, что материалом для анализа в данном случае становятся ответы людей на задаваемые им вопросы.

Открытым называют опрос, при котором опрашиваемые могут давить любые ответы на задаваемые им вопросы, причем ни форма ответа, ни время, затрачиваемое на него, не регламентируются.

Накрытый - это опрос, при котором имеются стандартные, заранее установленные возможные ответы на задаваемые вопросы, а испытуемые только выбирают один из них. К примеру, на каждый из вопросов испытуемому может быть предложено ответить одним из следующих вариантом: «да», «нет» или «не знаю».

Анкетным называют опрос, при котором, помимо прямых ответов на задаваемые вопросы, касающиеся изучаемой проблемы, от испытуемого требуется сообщить некоторые социально-демографические сведения о себе, например профессию, возраст, пол и другие. Такие сведения получают из ответов на дополнительные вопросы, содержащиеся в анкете.

Методами анализа документов или продуктов человеческой деятельности называют способы изучения текстов (документов), относящихся к людям или к группам людей. Имеются в виду тексты или документы, составленные ими самими или содержащие сведения о них. Предполагается, что через такие документы можно раскрыть социальную психологию соответствующих людей или социальных групп.

Контент-анализ - это метод специального, целенаправленного, стандартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характеризующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается. В ходе контент-анализа в тексте (документе) выделяются аналитические, значимые «единицы» - слова, фразы или предложения, несущие в себе определенную информацию об изучаемом человеке или социальной группе. Затем подсчитывается количество таких единиц в исследуемом тексте (документе) и предлагается соответствующая социально-психологическая интерпретация.

Экспериментальные методы - это методы, которые предполагают организацию или использование необычной (экспериментальной) ситуации для исследования социально-психологических явлений. Данная ситуация может быть создана в лаборатории, и тогда эксперимент называется «лабораторный». Она может сложиться сама по себе в реальной жизни, и в этом случае эксперимент носит название «естественный». Наконец, психолог может сам создать необычную ситуацию в реальной жизни. И в этом случае эксперимент будет называться «полевой». Наиболее достоверные, соответствующие реальной действительности знания о социально-психологическом явлении можно получить в естественных или полевых экспериментах.

Математические методы исследования - это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Эти методы являются общими и для всех областей психологии и делятся на две основные группы:
1) методы математической статистики;
2) методы математического моделирования.

С помощью методов математической статистики производится количественная обработка данных, получаемых в ходе исследования, с целью обнаружения имеющихся в них математических связей и закономерностей.

Посредством методов математического моделирования явления, изучаемые в социальной психологии, представляются в виде математических моделей - формул и выражений.

В наиболее систематическом виде эти методы начали изучаться в социологии, когда она из разрозненных наблюдений отдельных фактов и процессов общественной жизни, а также их гипотетиче-ских объяснений превратилась в особую науку об обществе и со-циальной деятельности людей. Название этой науке в 1838 г. дал французский философ Огюст Конт (1798-1857), который и счита-ется родоначальником социологии. Его заслуга состоит в том, что он впервые отказался от утвердившейся традиции строить системы идеального общественного устройства и стал призы-вать исследовать научными методами общество, которое су-ществует в действительности. Поскольку такими научными ме-тодами тогда располагало лишь естествознание, то он пытался распространить их и на изучение общества, рекомендуя строить социологию как своеобразную социальную физику. Несмотря на абсолютизацию методов естествознания, приведших его к провозглашению философии позитивизма, тем не менее исход-ная его установка на тщательное изучение объективных фактов социальной жизни и законов, объясняющих их, была в целом плодотворной и способствовала дальнейшему развитию социо-логии. В XIX в. идеи Конта получили разработку в трудах из-вестного английского социолога Герберта Спенсера (1820-1903), который уделял большое внимание установлению связей между общественными явлениями и подчеркивал большую роль соци-альных законов в объяснении процессов общественной жизни. Однако его интересовали не столько методы и проблемы изучения социальной структуры общества, сколько вопросы его эволюции. Г. Спенсер находился под большим впечатлением от теории эволюции Ч: Дарвина и попытался применить их к из-учению развития общества. Он считал, что общество, как и жи-


вая природа, эволюционирует по принципу «выживания наиболее приспособленных» и поэтому в отличие от Конта не призывал к социальным реформам. Эти его выводы были использованы в дальнейшем социал-дарвинистами, полностью отождествлявшими законы общества с законами борьбы за существование в живой природе.

Детальное изучение методов социологии по-настоящему началось после появления работ выдающегося французского уче-ного Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который справедливо от-мечал, что рассуждения О. Конта и Г. Спенсера «не вышли еще за пределы общих соображений о природе обществ, об отно-шении мира социальных явлений и явлений биологических, об общем ходе прогресса... Для того же, чтобы рассматривать эти философские вопросы, не нужно специальных и сложных при-емов» 1 . Но для исследования конкретных социальных процесс-сов необходимо располагать ясными и точными представле-ниями о самих этих процессах, а методы их познания должны расширяться и углубляться. Дюркгейм заявлял, что социология «не обречена оставаться отраслью общей философии», что она «способна тесно соприкасаться с конкретными фактами» 2 . В работе «Метод социологии» (1895) Э. Дюркгейл задался целью сформулировать основные правила, относящиеся к определе-нию, наблюдению, объяснению и доказательству социальных фактов. Эти правила до сих пор продолжают сохранять свое значение благодаря глубокому проникновению автора в сущ-ность социальных процессов, тонкому различению социального от индивидуального, объективного от субъективного, социоло-гического от психологического.

В отличие от своих предшественников, Дюркгейм прежде всего подчеркивает объективный характер социального факта, который проявляется в том, что носителем его является не ин-дивид, а социум, представляющий собой группу, коллектив или общество в целом. Поэтому такой факт существует не только независимо от индивидуального сознания, но в состоянии ока-зывать воздействие или давление на это сознание. О подобном воздействии свидетельствуют многочисленные примеры: люди, совершенно безобидные в обычных условиях, под влиянием общественных страстей и движений способны совершать не-

1 Дюркгейм ^.Социология. - М.: Канон, 1995. с. 25

2 Там же. - С. 8.


ожиданные для них поступки. Во многих случаях такое воздей-ствие принимает форму принуждения, заставляющее индивида соблюдать, например, правовые законы, нормы нравственности и правила общежития. Постепенно такое принуждение, ока-завшееся полезным, может превратиться в привычку и не ощущаться как принуждение. Даже воспитание ребенка в об-ществе, по сути дела, сводится к тому, чтобы принудить его к соблюдению норм, обычаев и правил поведения, установлен-ных в обществе. Воспитание, следовательно, имеет своей целью формирование социального существа. Все это, таким образом, обосновывает и подтверждает то определение соци-ального факта, которое мы находим у Дюркгейма: «Социальным фактом является всякий способ действия, устояв-шийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее при-нуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» 1

Объективный подход к установлению социальных фактов с наибольшей силой был выражен Дюркгеймом в его первом и основном правиле, которое состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи?. Как свидетельствует он сам, именно это положение вызвало больше всего возражений и многие нашли его парадоксальным и даже возмутительным. В действительности же он отнюдь не утверждал, что социальные факты тождественны материальным вещам. Называя факты вещами, Дюркгейм противопоставлял их идеям и тем самым подчеркивал, что их можно понять только путем наблюдений и экспериментов. Все это противоречило традиционным представлениям тогдашней социологии, в том числе и взглядам О. Конта и Г. Спенсера.

По мнению Дюркгейма, вся предшествующая социология рассуждала, по сути дела, не о вещах, т.е. объективно су-ществующих социальных явлениях, а об идеях. Действительно, даже Конт, провозгласивший общий принцип - социальные явления суть вещи, подчиненные естественным законам, - тем не менее фактически делает объектом изучения социологии идеи. В самом деле, когда он в качестве исходного пункта со-циологии принимает прогресс человечества, заключающийся во


все более полной реализации человеческой природы, то пыта-ется исследовать не реальные социальные факты, а совершенно субъективные представления о человеческой природе. Точно так же поступает Спенсер, который считает, однако, объектом социологии не изучение человечества в целом, а отдельных его обществ, но к исследованию последних подходит не посред-ством конкретных наблюдений, а с помощью заранее заданного определения. По его мнению, «общество существует лишь тогда, когда к совместному пребыванию индивидов добавляется кооперация», что «лишь благодаря этому союз индивидов становится обществом в собственном смысле слова» 1 . Дюркгейм справедливо замечает, что это определение есть лишь умозрение, которое составил себе об обществе Спенсер.

Подобного рода субъективные идеи нередко выдаются в социологии за факты, а неясные, нечеткие и необоснованные идеи - за понятия, тогда как на самом деле они являются всего-навсего предпонятиями. Поэтому одно из требований социологического метода состоит в том, чтобы систематически устранять все предпонятия 2 . Это правило рекомендует социологу избавиться от обыденных понятий и ходячих представлений. Чтобы прийти к новым понятиям, необходимо начать исследо-вание реальных социальных фактов, а не предвзятых идей о них. Для этого следует сначала отделить одни факты, явления, события от других по их внешним признакам, которые даются нам ощущением. «Объектом исследования, - указывает Дюркгейм, - следует выбирать лишь группу явлений, определенных предварительно некоторыми общими для них внешними признаками, и включить в это же исследование все явления, отвечающие данному определению» 3 .

Могут возразить, что поскольку внешние признаки дают поверхностное знание о явлениях, то они оказываются бесполезными для раскрытия их сущности. Такое возражение было бы справедливым, если бы не существовало связи между внеш-ними и внутренними признаками вещей и явлений. На самом же деле во внешнем выражается внутреннее и поэтому, как бы ни были поверхностны внешние свойства, они при правильном подходе указывают социологу путь, по которому он должен идти, чтобы постичь существенные, глубокие свойства обще-

1 Дюргейм Э. Социология. - М.: Канон, 1995. - С.39. 2 Там же. - С. 40.


, Дюркгейм Э. Социология.- М.: Канон, 1995.- С. 45. | 2 Там же. -С.55. И Там же. - С. 58.


ственных явлений. Другое возражение касается использования в процессе познания ощущений, которые могут оказаться и субъективными. Но это возражение в равной мере относится к процессу познания вообще, а не только к социологическому. Чтобы минимизировать влияние субъективности в чувственном познании, следует опираться на такие данные, которые обла-дают достаточной степенью объективности. Для этих целей в физике, например, используются различные приборы и сред-ства измерения, скажем, вместо субъективных ощущений тем-пературы обращаются к термометрам. В социологии также раз-работано множество методик и техник измерения, обеспечи-вающих уменьшение субъективных моментов в эмпирическом исследовании. В связи с этим Дюркгейм заключает, что «когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса соци-альных фактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений» 1 .

При объяснении социальных фактов, Дюркгейм обращает особое внимание на специфический характер законов, которые применяются для этого. Эти законы, как и социологические объяснения, отнюдь не сводятся к психологическим законам, как заявляли многие предшественники, и даже современники Дюркгейма. Так, например, для Конта, считавшего прогресс доминирующим фактом социальной жизни, последний «зависит от исключительно психологического фактора, а именно стремле-ния, влекущего человека ко все большему развитию своей при-роды. Социальные факторы настолько непосредственно выте-кают из человеческой природы, что применительно к первона-чальным фазам истории их можно прямо выводить из нее, не прибегая к наблюдениям» 2 .

По мнению Г. Спенсера, общество возникает только для того, чтобы индивид мог полностью реализовать свою челове-ческую природу. Поэтому в конечном итоге не такая социаль-ная система, как общество, а идеи и цели индивидов опреде-ляют эволюцию общества. «Действие, оказываемое социаль-ным организмом на своих членов, - подчеркивает он, - не может иметь в себе ничего специфического, потому что поли-тические цели сами по себе ничто и являются лишь простым

1 Дюргейм Э. Социология. - М.: Канон, 1995. -С. 67.

2 Конт О. Курс позитивной философии. Т. IV.-- С. 345.


обобщенным выражением целей индивидуальных» 1 . Иными словами, социальные факты могут быть объяснены лишь на основе общих психологических законов. Однако такой способ объяснения совершенно непригоден для социологии хотя бы потому, что социальные факты существуют не только независимо от психологических, но и оказывают, как справедливо отмечает Дюркгейм, «давление на индивидуальное сознание», а это означает, что «они не вытекают из последних, и социология поэтому не есть королларий 2 психологии» 3 .

Защитники субъективного взгляда на метод социологии не-редко заявляют, что поскольку общество в конечном счете со-стоит из индивидов, то первоисточником для объяснения со-циологических фактов должны стать принципы индивидуаль-ной психологии. Такое возражение не выдерживает никакой критики, ибо системы могут состоять из одинаковых элементов и тем не менее быть разными системами. Так, например, живая клетка состоит из тех же молекул и атомов, из которых состоит неживое тело, но никто не назовет их одинаковыми системами. Различие между ними состоит прежде всего в их структуре, т.е. в характере взаимодействия между элементами системы. Дюрк-гейм для характеристики такого взаимодействия использует термин «ассоциация», который близок по смыслу к современ-ному термину «структура». Он справедливо замечает, что нали-чия индивидуальных сознаний недостаточно для существования общества. Для этого необходимо, чтобы эти сознания были ассоциированы определенным образом. «В силу этого принципа, - утверждает Дюркгейм, - общество не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis 4 , наделенную своими особыми свойствами» 5 . Именно поэтому социальные факты не могут быть объяснены психологическими законами. Соответственно этому Дюркгейм формулирует следующее правило: «Определяющую причину данного социального факта следует искать среди предшествующих социальных фактов, а не в состояниях индивидуального сознания» 6: Отсюда становится ясным, что

1 Дюркгейм Э. Социология.- С. 117.

2 Следствие, вывод.

? Дюркгейм Э. Социология. -С. 118. 4 Особого рода.

? Дюргейм Э. Социология. - С. 119. ■* Там же. С. 126.


для него социологическое объяснение заключается, прежде всего, в установлении причинной зависимости между явлениями. Для этого он обращается к тем простейшим индуктивным методам, которые систематизировал Дж. Ст. Милль в своей логике, но считает наиболее полезным для социологических объяснений метод сопутствующих изменений. Суть последнего заключается в том, чтобы исследовать, как изменение одного явления приводит к соответствующим изменениям другого явления: например, по исследованиям Дюркгейма склонность к само-убийству имеет своей причиной ослабление религиозного тра-диционализма. По современным представлениям метод сопут-ствующих изменений есть не что иное, как выражение функ-циональной зависимости между явлениями.

Эта идея в более общей форме получила дальнейшее разви-тие в функционально-структурном подходе к социологии. Заметно изменились также взгляды современных социологов по методам исследования конкретных социальных процессов и парадигмам социологии в целом. Тем не менее принципы научной методологии, впервые использованные Дюркгеймом в его конкретных исследованиях, а впоследствии сформулиро-ванные в правилах метода, продолжают оказывать влияние и на современные социологические теории и практику. Это влияние выражается, прежде всего, в подчеркивании им социальной реальности, отличной от сферы как индивидуально-психологи-ческого, так и природного мира. Не зря поэтому его концепцию характеризуют как «социологизм», который сыграл большую роль в преодолении широко распространенных в его время индивидуа-листических и психологических взглядов на общество.

Не меньшую роль в становлении социологии и разработке ее теоретических методов сыграл другой выдающийся ученый Макс Вебер (1864-1920). Его методологические установки во многом противоположны установкам Э. Дюркгейма, во-первых, потому что он не считает ни общество, ни другие социальные коллективы субъектами действия, поскольку с последними свя-зан определенный субъективный смысл, которым обладают только индивиды; во-вторых, поскольку действия последних осмысленны, постольку и социология должна быть «понимаю-щей», способной посредством интерпретации раскрыть этот смысл. Дюркгейм, как мы видели, хотя и признавал, что созна-ние и мысль в строгом смысле слова присущи только индиви-дам, тем не менее считал, что социальные факты и тем более


общество оказывают на их поведение несравнимо большее воздействие, чем собственные мысли и цели.

Такой новый подход Вебера к социологии во многом был обусловлен влиянием на него тех идей в обществознании, которые стали доминирующими в Германии в последней четверти XIX в. Речь идет о той антипозитивистской позиции, которую заняли многие немецкие историки, философы, социологи и другие гуманитарии, в отношении некритического внедрения методов естествознания в социально-исторические и гуманитарные науки, о чем говорилось в предыдущей главе.

На формирование взглядов Вебера наиболыне влияние ока-зали идеи В. Дильтея, выдвинувшего герменевтику в качестве методологии наук о духовной деятельности. Он разделял с Дильтеем убеждение, что при изучении общества нельзя абстрагироваться от целей, намерений и смысла деятельности людей. Однако он не противопоставлял социально-гуманитар-ное познание естественно-научному, а самое главное - не ограничивал понимание общественных явлений психологиче-ским процессом вчувствования и вживания в духовный мир действующих лиц. По его мнению, такое понимание может быть достигнуто посредством соответствующего истолкования социальных действий. Именно с такой позиции он подходит к определению предмета и задач социологии.

«Социология..., - писал Вебер, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым кау-зально объяснить его процесс и воздействие» 1 . Действием он называет поведение человека, «если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл» 2 . Если такое действие соотносится по смыслу с действием других людей и ориентируется на него, то оно будет называться соци-альным действием. Именно наличие субъективного смысла и его ориентация на других людей отличает социальное действие от других действий, связанных, например, с ожиданием проявле-шия сил и процессов природы, инстинктивной деятельности индивида, его подражательных действий, и даже хозяйственной деятельности, если она не ориентирована на других людей. Та-кого рода «робинзонады» в большом числе сочинялись автора-ми экономических трудов, чтобы подчеркнуть индивидуальный

1 1 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.- С 602

1 2 Там же. - С. 602, 603.


интерес отдельных производителей, не связанных друг с другом в обществе, и представить последнее как совокупность изоли-рованных хозяйствующих единиц.

Понятие социального действия, согласно Веберу, дает воз-можность не только правильно определить предмет социологии и ее методы исследования, но и точнее выявить ее отношение к другим наукам. В отличие от естествознания, изучающего природу, социология требует понимания своего предмета исследования, связанного с раскрытием смысла социальных Действий. Ничего подобного не требуется от естествознания, ибо предметы и явления природы не обладают смыслом. В то же время понимание в социально-гуманитарном познании Вебер не противопоставляет каузальному, или причинному, объяснению в естествознании и, как видно из вышеприведенной цитаты, считает возможным использовать его и в социологии. Поскольку само понимание не сводится им к процессу вчувствования, вживания в духовный мир действующих субъектов, постольку понимание не есть чисто психологический процесс, а следовательно, социология не является частью психологии и не может быть сведена к ней.

С другой стороны, поскольку носителями действий, имею­щих смысловую ориентацию, являются отдельные люди, по­стольку Вебер считает, что ни общество, ни отдельные его уч­реждения и коллективы не являются реальными субъектами социального действия. В этом отношении его подход к социо­логии прямо противоположен точке зрения Дюркгейма, кото­рый считал социальные факты первичными по отношению к индивидуальным мыслям и чувствам, и, чтобы подчеркнуть это, называл их вещами. Поэтому для него исходными являются именно такие социальные реальности, как государство, нация, семья и другие формы коллективных объединений. Вебер не выступал против использования таких понятий в социологии, но не считал их реальными носителями социального действия, а потому не приписывал им смысла, иначе как в метафори­ческом виде.

Для социологического анализа важнейшее значение приоб-ретает, таким образом, социальное действие, которое может быть направлено, с одной стороны, на достижение поставленных самим индивидом целей, а с другой - использование им адекватных средств достижения целей. Такое действие Вебер называет целерациональным и заявляет, что оно не может быть


предметом исследования психологии, ибо цель, которую ставит перед собой индивид, не может быть понята из рассмотрения его индивидуальной духовной жизни, составляющей предмет психологии как науки.

Социология как генерализующая, обобщающая наука отли-чается также от истории. В то время как история «стремится дать каузальный анализ и каузальное сведение индивидуальных, обладающих культурной значимостью действий», социология «конструирует... типовые понятия и устанавливает общие правила явлений и процессов» 1 . Анализ процесса образования таких типовых понятий составляет важнейшую заслугу М. Вебера в разработке методологии социологии.

Идеальный тип представляет собой мысленную конструк-цию, создаваемую «посредством одностороннего усиления одной или нескольких точек зрения», которые «складываются в единый мысленный образ» 2 . С чисто формальной точки зрения такой идеальный тип или мысленный образ можно рассматривать как идеальную модель социального явления или исторического про-цесса. Действительно, сам Вебер считает, что в реальной Дей-ствительности такой образ в чистом виде нигде не существует и потому представляет собой утопию. Как и любая другая идеа-лизация, подобный образ помогает в каждом отдельном случае установить, насколько реальность расходится с ним. Но это мешнее сходство не раскрывает процесса образования идеаль-ных типов и тем более их значения для социально-экономического или исторического исследования.

Лучше всего этот процесс можно проиллюстрировать на Примере теоретического анализа рыночного хозяйства, который дает нам идеальную картину происходящих там экономических процессов. Эти ^процессы в действительности имеют весьма сложный и запутанный характер. Поэтому для их исследования мы, по выражению Вебера, мысленно усиливаем некоторые их элементы, а именно предполагаем, что на рынке господствует свободная конкуренция, каждый из его участников ведет себя строго рациональным образом, ни один не имеет преимуществ перед другими и т. д. Ясно, что ни на каком реальном рынке такие условия никогда не выполнялись, но тем не менее такой реальный тип рынка дает возможность установить, насколько

Вебер М. Избранные произведения. - С. 621, 622. Гам же. - С. 390.


данный конкретный рынок приближается или расходится с рынком идеальным. На этой основе можно в дальнейшем вы-явить другие его характеристики и каузальные связи между его элементами. Такой метод используется также для исследования других социальных, исторических и культурно-гуманитарных явлений. «В исследовании идеально-типическое понятие - средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Идеальный тип - не гипотеза, он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез» 1 .

Создавая типовые понятия и устанавливая общие правила, социология, по мнению Вебера, как и любая обобщающая наука, лишается определенной полноты в сравнении с конкретной действительностью. Вместо этого она достигает большей одно-значности своих понятий, а самое главное - глубже раскры-вает смысл социального поведения и действия, благодаря чему и становится понимающей социологией. Вместе с тем Вебер не отказывается от использования в социологии также широко зарекомендовавшего себя в других науках функционального метода, хотя и считает его предварительной стадией исследова-ния. Изучая функциональные связи между социальными явле-ниями и событиями, мы не ограничиваемся на этом, а в состоянии выйти за их пределы и поэтому способны понять их, т.е. раскрыть их смысл и значение. В связи с этим Вебер про-тивопоставляет функциональный метод естествознания методу понимания социологии. «Мы понимаем, - пишет он, - поведение отдельных индивидов, участвующих в событиях, тогда как поведение клеток мы «понять» не можем, а можем только постигнуть его функционально, а затем установить правила данно­го процесса» 2 .

Оценивая вклад Э. Дюркгейма и М. Вебера в разработку методологии социологии, необходимо отметить, что они с разных сторон подходили к решению ее фундаментальной проблемы: соотношения индивидуального и общего в социальном поведении и действии. Подчеркивая приоритет общего над индивидуальным, Дюркгейм пытался если не объяснить, то по крайней мере свести и обосновать социальное действие индивида, исходя из социально-исторических закономерностей, складывающихся

1 Вебер М. Избранные произведения. - С. 389.

2 Там же. - С. 616.


в данный период времени в конкретном обществе. Оставалось, однако, неясным, каким образом эти законы возникают в об-ществе, если они не учитывают действий индивида, и даже вы-ступают как некоторые априорные положения, с которыми он должен считаться. С другой стороны, М. Вебер, исходя из цен-ностных установок индивида, понимания им смысла социаль-но-исторических и культурно-гуманитарных явлений, вынуж-ден был представить общее как результат субъективного выбора отдельных социальных связей среди огромного разнообразия других. Конечно, такой выбор, безусловно, необходим, но ка-ким критерием следует здесь руководствоваться, остается неяс-ным. Таким образом, чисто объективный подход к методам со-циологии, сближающий их с методами естествознания, с одной стороны, и чрезмерное подчеркивание в них субъективных мо-ментов, связанных с сознательной деятельностью участников социального действия, с другой - одинаково искажают реаль-ный процесс исследования в социологии. Вся трудность такого исследования как раз и состоит в том, чтобы умело сочетать объ-ективность подхода с учетом целесообразной деятельности участников социальных действий и процессов, их целей, инте-pecoв и мотивов поведения. Все эти требования в большей или меньшей степени реализуются в теоретических и эмпирических методах современной социологии.

Эмпирические методы социологии отличаются большим раз­нообразием, поскольку эта наука изучает самые разные сторо-аы общественной жизни, начиная от социальных отношений, укладывающих внутри семьи как ячейки общества, и кончая исследованием структуры таких институтов общества, как госу­дарство, политические партии, классы, системы образования, цравоохранения, пенсионного обеспечения и т.п.

Наиболее знакомым и популярным эмпирическим методом Исследования разнообразных социальных событий и процессов Являются, по-видимому, различные виды социологических обзо-ров начиная от обзоров малых групп и кончая изучением общественного мнения регионов, и даже населения всей страны, текущим актуальным вопросам политической, экономической и культурной жизни. В нашей литературе такие обзоры сто называются социальными опросами.

Статистическая техника для анализа результатов опросов больших групп населения основывается на репрезентативной выборке из всей известной популяции. В социологии к


популяции относятся все люди, о которых исследователь соби-рает соответствующую информацию. Поскольку исследователь не в состоянии исследовать популяцию в целом, то он по уста-новленным в статистике требованиям делает из нее определен-ную выборку. Важнейшими из этих требований являются, во-первых, рандомизация, согласно которой любой элемент может быть выбран из популяции с одинаковой вероятностью, что устраняет предвзятость выборки; во-вторых, репрезентативность выборки, которая должна обеспечить адекватное представление в выборке структуры популяции. Нередко для получения более правдоподобных результатов приходится прибегать к стратифицированной выборке, для чего вся популяция делится на соответствующие страты, или группы, из которых затем наугад выбираются отдельные индивиды. Такая выборка обеспечивает возможность включения в ее состав примерно одинакового процента важнейших групп популяции.

На основе детального статистического. анализа выборки, или образца, в дальнейшем делается прогноз, относящийся ко всей популяции, который представляет собой вероятностное заключение от выборки к популяции, т.е. от частного к общему, о чем шла речь в главе 5.

Техника самого исследования выборки может быть весьма разнообразной: опрос, интервью, наблюдение, хотя чаще всего практикуется именно опрос. Опрос может включать в себя один или несколько вопросов, ответы на которые допускают один или множество вариантов (ответы могут быть даны в устной или письменной форме). Для большей достоверности и убедительности в этих целях большей частью используются тщательно разработанные анкеты. В целом, методы опроса полезны прежде всего тогда, когда исследователь не в состоянии непосредственно судить о предпочтениях, оценках и мнениях людей по различным актуальным вопросам политической, эко-номической и культурной жизни общества, их отношении к мероприятиям и решениям правительства и других властных структур. Они подходят также для дескриптивного анализа со-циальных ситуаций, складывающихся в обществе. Отчасти они могут помочь и в объяснении простейших зависимостей между явлениями путем установления корреляций между их причинами и следствиями.

Трудность проведения опросов, особенно массового харак-тера, заключается не столько в правильной постановке вопро-


сов и последующей статистической обработке полученных ответов, сколько в самой их организации, необходимости построения стратифицированной выборки и обеспечения однозначных ответов на вопросы анкеты, что связано с привлечением для этого квалифицированных людей и значительных финансовых средств.

Важным средством получения надежной социологической информации является так называемое включенное наблюдение когда исследователь непосредственно участвует в работе опре-деленного коллектива в качестве его члена, выполняет возло-женные на него обязанности и одновременно с этим проводит заранее запланированные наблюдения тех или иных явлений. Такие наблюдения изнутри дают более надежную информацию, чем извне, со стороны, особенно если исследователь внедряется в коллектив анонимно, и поэтому окружающие его люди не вменяют своего поведения, как это часто происходит при внеш-нем наблюдении. Многочисленные примеры включенного на-блюдения подробно описаны в социологической литературе. Недостаток их заключается в том, что они применимы лишь для анализа экономических и социальных отношений в малых группах и поэтому заключения, полученные при их исследова-нии, трудно поддаются экстраполяции и обобщению. К тому же проведение их требует от исследователя знания особенно-стей деятельности коллектива, а нередко и соответствующих профессиональных навыков. В отличие от эксперимента или опроса, план проведения включенного наблюдения должен быть достаточно гибким, поскольку исследователь должен сперва войти в незнакомую социальную среду, освоиться с жизнью, обычаями и порядками внутри коллектива и только потом наметить основные проблемы для решения поставлен-ной цели и сформулировать предварительные гипотезы для их проверки.

Наибольшее значение этот метод, по-видимому, имеет при сследовании социальных отношений, обычаев и культуры от-сталых племен и поэтому фактически он давно используется антропологами и этнографами. Такие наблюдения требуют от иследователя не только глубоких специальных знаний, но болыпого терпения, мужества и соблюдения обычаев и традиций изучаемых племен. Как свидетельствует опыт таких известных исследователей, как Н. Миклухо-Маклай, требуются многие месяцы, и даже годы упорного труда, чтобы завоевать


доверие и уважение со стороны туземцев или аборигенов для осуществления своих исследовательских планов.

Таким образом, особенность включенного наблюдения состоит в том, что исследователь получает возможность наблюдать группу, коллектив или племя изнутри и поэтому его выводы будут представлять несравненно больший интерес, чем выводы наблюдателя извне, которые неизбежно окажутся повер-хностными. Но для проведения включенного наблюдения исследователь должен не только полностью погрузиться в заботы и дела коллектива, жить и чувствовать как другие его члены, но и постоянно, систематически вести наблюдения, проверять и исправлять свои гипотезы и предположения - т.е.вести себя именно как исследователь, а не как летописец или хроникер. Очевидно, что результаты, полученные исследователем, будут иметь лишь качественный характер и, разумеется, не будут свободны от некоторых субъективных оценок.

Социальный эксперимент может значительно повысить объективность результатов исследований в разных отраслях соци-ально-экономической, политической и культурно-гуманитарной жизни. Достоинство социального эксперимента заключается, прежде всего,в возможности воспроизведения его результатов другими исследователями, что значительно усиливает к ним доверие ученых.

Главное назначение эксперимента в социологии, как и в естествознании, состоит в проверке гипотез, что придает иссле-дованию целенаправленный и планомерный характер. Действии-тельно, после анализа и обобщения результатов эмпирических фактов социологи выдвигают определенные гипотезы для их объяснения. В таких гипотезах обычно формулируются связи между переменными величинами, характеризующими социаль-ные явления или процессы. Одни из этих переменных являются независимыми и поэтому могут изменяться по желанию экс-периментатора. Другие переменные изменяются в соответствии с изменением независимых переменных и поэтому называются зависимыми от них. В конкретных социологических исследова-ниях обычно независимые переменные отождествляют с причи-ной, а зависимые переменные - с действием, или следствием. При таком подходе задача социального эксперимента сводится к проверке причинной связи между явлениями. Эта проверка заключается в том, чтобы установить, подтверждается ли гипо-теза эмпирическими фактами. В этих целях стремятся количе-


гвенно измерить переменные, описывающие социальные провесы. Поэтому планируемый эксперимент включает по крайней мере три этапа, взаимосвязанных друг с другом:

первый этап - измеряется зависимая переменная, которая отождествляется с действием или следствием независимой переменной, принимаемой в качестве причины;

второй этап - устанавливается, что результат зависимой переменной (ее следствия) вызван воздействием независимой переменной (причины), поскольку именно причина порождает» или вызывает следствие;

третий этап - снова измеряется зависимая переменная, чтобы убедиться в том, что различные ее значения определяются значениями независимой переменной (или независимых переменных).

В простейших случаях имеют дело с двумя переменными, однуиз которых принимают за причину, другую - за след-вие. Однако чаще всего приходится учитывать действие мно-жества причин. Нередко результаты эксперимента дают статис-тескую информацию, которая требует дополнительного анализа и соответствующей математической обработки. В сущности, схема социального эксперимента, как нетрудно летать, основывается на методе сопутствующих изменений, формулированном еще Дж. Стюартом Миллем, выраженном современном математическом языке функциональных зави-лостей. Главная забота исследователя при проведении соци-ьного эксперимента состоит в том, чтобы точно установить, те основные факторы воздействуют на изучаемый процесс, е. определить его причину (или причины). Это проще сделать условиях лабораторного эк

Социальные методы - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации его деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении интересов этой группы заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны, - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения.

Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальные исследования, планирование и регулирование (рис. 16).

Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей.

Социальное планирование - это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Реализуется это путем разработки внутрифирменного плана удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы. Как правило, такой план составляется на один год и (или) 4-5 лет.

Рис. 16. Виды социальных методов управления

Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

Необходимо подчеркнуть, что социальное регулирование трудовых коллективов осуществляется с помощью и других методов. Среди них: способы повышения социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн); методы социальной преемственности (процедуры принятия новых работников в состав фирмы, проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников с большим стажем работы в фирме на заслуженный отдых и др.); методы социального нормирования (установление правил этикета, традиций, внутреннего распорядка работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к не соблюдающим концепцию управления фирмой).

Эффективность социальной работы, проводимой как с индивидами, так и с различными социальными группами населения, во многом зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками. Важнейшая роль в использовании на практике познанных закономерностей принадлежит целостной системе принципов, методов, форм и средств социальной работы, представляющей собой специфический инструментарий научно-практического знания и действия.

1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы
Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов:
1) теоретико-методологического, фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и
2) прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач.
Социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер. Как известно, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования, разные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной своей практической направленностью. Если фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладная наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике.
Фундаментальные социальные знания основываются на теоретических положениях естественных и общественных наук, которые, как правило, не поддаются технологизации. Такого рода исследования не направлены на создание конкретного социального проекта. Их результаты определяют долговременные тенденции и направления социального развития общества. Фундаментальные науки открывают новые направления в теории, тогда как прикладные - занимаются поиском путей практического использования открытий, превращения их в массовые технологии преобразования действительности.
Необходимо подчеркнуть, что современная социальная технология не ограничивается лишь тем, что представляет собой определенную совокупность знаний, опыта и навыков по организации того или иного вида деятельности. Технология становится системой знаний об управлении процессами социального развития, их постоянной рационализации и модернизации. Социальная технология включает в себя знания об экономических условиях, о культурных, психологических, социально-экономических и педагогических последствиях развития социальных процессов. Она связывает все эти знания в единую систему технических, правовых, политических, социально-психологических знаний. Технология, понимаемая подобным образом, не просто сливается с наукой, а сама становится наукой, то есть творчеством.
Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и эмпирический материал.
Для любой науки прикладные исследования технологий являются наиболее трудоемким видом деятельности. В нашей стране термин «социальная технология» прочно вошел в научный оборот лишь в начале 80-х годов. Социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социальной работы. Социальные технологии упрощают использование инструментария, так как внедрение идет «накатанным» путем, но весьма сложны в разработке.
Пути, способы познания и преобразования объективной реальности принято называть методами. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Полученные достоверные знания используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний (в нашем случае - социальная работа) способна воспринять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах смежных социальных наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании и преобразовании мира.
В познании социальных процессов, различных аспектов функционирования и развития методу отводится центральная роль. Владея различными методами, человек приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения, ценности общества. Ведь процессы социального развития реализуются на основе особых принципов и при помощи специфических методов.
Метод - от греческого «methodos» - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).
В получении новых знаний особое место занимают методы научного исследования. С их помощью определяется путь научного познания и установления истины. По утверждению И.П. Павлова, метод в науке - самая первая, основная вещь, главное - выбор правильного метода. При правильном методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при неверном методе и гениальный человек будет работать впустую. На важность метода указывали и другие ученые, философы, практики. Ч. Дарвин, например, подчеркивал, что искусство создания нового состоит в методе поиска причин явлений и в обладании таким множеством знаний, какое только возможно в отношении изучаемого предмета.
Технологическая компетентность специалиста социальной работы означает овладение научными и практическими методами смежных наук, так как социальная работа носит во многом междисциплинарный характер, используя достижения социологии, экономики, педагогики, юриспруденции, экологии, истории и других наук.
Профессионализм социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем. Вместе с тем, социальный работник, занятый научным исследованием, пытающийся с помощью научных методов объяснить суть и эффективность своей практики, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности, а именно:
- начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей;
- необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников;
- необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;
- обсуждение оказанных услуг или отдельных случаев оказания социальных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;
- необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках;
- исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами.
Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов:
1) целью и характером задач, решаемых в ходе исследования;
2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется исследование;
3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника.

2. Классификация социальных методов
Классификация методов социальной работы представляет собой очень сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики социальной работы. Классификация методов - важный компонент научной организации социальной работы. Однако необходимо отметить, что описание и анализ методов, их ранжирование в специальной литературе находится лишь в стадии становления.
Современная система научных методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т.п.
Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы.
1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.
Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод научного исследования расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции.
Следует сказать, что технология с давних пор привлекала внимание философов, так как деятельность человека, по сути, всегда технологична.
Еще Аристотель выделил специфическую для человека деятельность в особое понятие, получившее в его философии название «праксис». Он распространил это понятие не только на сторону материального производства, но и на область межличностных, социальных, нравственных и политических отношений. Именно этот древнегреческий мыслитель довольно близко подошел к осознанию того, что и политическая, и повседневная деятельность людей технологична по своей природе.
Действительно, в рамках любой профессиональной и общественной деятельности повторяются определенные операции или их наборы, т.е. процедуры, которые осуществляются в той или иной последовательности для решения более или менее сходных задач.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:
- метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;
- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;
- метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;
- единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;
- исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;
- метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;
- единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.
Единство качественного и количественного анализа требует применения математических методов и электронно-вычислительной техники в социальных исследованиях. В свою очередь, для этого необходимо методологическое определение места и роли математики в теории и технологии социальной работы.
Одна из особенностей современной науки - ее усиленная математизация. Это не значит, что применение математики в научных исследованиях, в решении и проверке эффективности человеческой деятельности - явление совершенно новое, возникшее только в XX веке. Еще в прошлом веке К. Маркс писал, что наука достигает совершенства только тогда, когда она использует математику;
- генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;
- конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;
- методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;
- метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.;
- системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой или методикой, а иногда - методологией.
Известный социолог В.А. Ядов так раскрывает эти термины: метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, часть вопросов он формулирует в открытой форме, а часть - в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту представляют собой в этом случае методику.
В профессиональной деятельности социального работника метод является способом действия, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее плодотворный путь к успеху.
С помощью научных исследований специалисты-практики могут выяснить, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами), однако социальные работники-профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны.
Методы социальной работы постоянно развиваются, обогащаются, совершенствуются. Они находятся в тесном взаимодействии с формами социальной работы. Но метод и форму социальной работы не следует отождествлять, как это часто случается в практической работе, а иногда и в научных публикациях. Если метод есть путь, способ достижения цели и решения задачи, то форма выступает способом организации содержания работы, сочетания определенных функций работы. Благодаря формам работы методы наполняются конкретным содержанием, выражая существенные связи и отношения социальной работы.
Взаимосвязанный характер социальных, экономических, психологических, педагогических, юридических проблем требует и комплексного их изучения. При этом необходимо не слияние, а кооперация различных наук (гуманитарных и естественных), причем кооперация не простая, а сложная, то есть основанная на межпредметном разделении труда. Поэтому методы теории, методики и технологии социальной работы постоянно обогащаются современным научным аппаратом и методами исследования, широко применяемыми в других науках.
Надо сказать, что использование в социальной работе данных смежных наук связано с определенными трудностями. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда синтезированы и адаптированы к новым потребностям. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в упрощенном варианте и порой практически фальсифицируются в процессе их приспособления. В-третьих, нередко бывает, что социальные работники оперируют конкретными данными или идеями других наук, которые уже устарели или, наоборот, находятся в стадии становления и апробации.
Технология - это система предложенных наукой алгоритмов, процедур, способов и средств, применяемых в социальной практике, которые должны вести к заранее намеченным результатам деятельности, гарантировать получение продукции данного количества и качества. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
Пока технология не создана, преобладает индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.
Необходимо отметить, что деятельность социального работка в силу своего статуса имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить работу лишь в определенных пределах, в частности:
- зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране (рынок труда, безработица, проблемы жилья, своевременность выплаты зарплаты, пенсий, пособий и т.д.);
- фактический уровень обеспеченности необходимыми ресурсами, возможность активного взаимодействия, посредничества с другими социальными учреждениями (государственными институтами, школами, органами правопорядка, медицинскими учреждениями и т.д.);
- границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса.
Задача теоретиков технологии социальной работы - изучать разнообразные аспекты социальных явлений, анализировать, обобщать и затем передавать проверенные данные в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Применение научной теории в технологиях социальной работы - это метод мышления социального работника о человеке, его потребностях и интересах, который в отличие от обыденного, житейского, может быть выделен и проверен на достоверность, верифицирован.
Без знания законов, действующих в конкретных социальных системах и процессах, без связей с гуманитарными и естественными знаниями невозможны ни повышение научности технологии социальной работы, ни ее упорядочение и объективизация, определение специфических закономерностей, свойственных ей функций. Технологический процесс в практике социальной работы - одна из необходимых ступеней. Технология призвана искать наиболее удобные пути решения проблем, оптимизировать усилия, отбирать приемлемые варианты. Вместе с тем без должной гуманизации, предоставления субъекту более широкого выбора и свободы действий она не имеет права на признание и использование.
Процессы социального развития индивидов, социальных групп не спонтанны, они детерминированы и регулируются общественно необходимыми мотивационными аспектами поведения личности (группы), ее интересами и потребностями. Социальная работа, по существу, - это целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем, ситуаций как внутреннего, так и внешнего порядка. Все это повышает роль социального работника как менеджера, организатора, увеличивает значимость его знаний, опыта, интуиции, умения отдавать все силы защите интересов клиента. Работа с людьми - это также обучение и воспитание детей и взрослых, имеющая специфическую направленность, решение психологических ситуаций и проблем социального развития.
Следовательно, методы социального управления занимают значительное место в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.
Основой для классификации методов практической деятельности социальной работы могут служить интересы, потребности индивидов, а также социальные интересы управленческих систем.
Анализ практической деятельности органов управления социальной сферой позволяет выделить четыре основные группы методов социальной работы: организационно-распорядительные или административные, социально-экономические, педагогические, психологические. Иногда говорят и о юридических методах. По мнению ряда авторов, юридические (правовые) методы необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют компетенцию, права и обязанности субъектов управления, возможности маневрирования ресурсами и т.д.
Ведущее место в практике социальной работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.

Классификация методов социальной работы представляет собой очень сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики социальной работы. Классификация методов - важный компонент научной организации социальной работы. Однако необходимо отметить, что описание и анализ методов, их ранжирование в специальной литературе находится лишь в стадии становления.

Современная система научных методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т.п.

Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы.

1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод научного исследования расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции.

Следует сказать, что технология с давних пор привлекала внимание философов, так как деятельность человека по сути всегда технологична.

Еще Аристотель выделил специфическую для человека деятельность в особое понятие, получившее в его философии название «праксис». Он распространил это понятие не только на сторону материального производства, но и на область межличностных, социальных, нравственных и политических отношений. Именно этот древнегреческий мыслитель довольно близко подошел к осознанию того, что и политическая, и повседневная деятельность людей технологична по своей природе. Действительно, в рамках любой профессиональной и общественной деятельности повторяются определенные операции или их наборы, т.е. процедуры, которые осуществляются в той или иной последовательности для решения более или менее сходных задач.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:

- метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;

- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;

- метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

- единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

- исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;

- метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

- единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.

Единство качественного и количественного анализа требует применения математических методов и электронно-вычислительной техники в социальных исследованиях. В свою очередь, для этого необходимо методологическое определение места и роли математики в теории и технологии социальной работы.

Одна из особенностей современной науки - ее усиленная математизация. Это не значит, что применение математики в научных исследованиях, в решении и проверке эффективности человеческой деятельности - явление совершенно новое, возникшее только в XX веке. Еще в прошлом веке К. Маркс писал, что наука достигает совершенства только тогда, когда она использует математику;

- генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;

- конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;

- методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;

- метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.;

- системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой или методикой, а иногда - методологией.

Известный социолог В.А. Ядов так раскрывает эти термины: метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, часть вопросов он формулирует в открытой форме, а часть - в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту представляют собой в этом случае методику.

В профессиональной деятельности социального работника метод является способом действия, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее плодотворный путь к успеху.

С помощью научных исследований специалисты-практики могут выяснить, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами), однако социальные работники-профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны.

Методы социальной работы постоянно развиваются, обогащаются, совершенствуются. Они находятся в тесном взаимодействии с формами социальной работы. Но метод и форму социальной работы не следует отождествлять, как это часто случается в практической работе, а иногда и в научных публикациях. Если метод есть путь, способ достижения цели и решения задачи, то форма выступает способом организации содержания работы, сочетания определенных функций работы. Благодаря формам работы методы наполняются конкретным содержанием, выражая существенные связи и отношения социальной работы.

Взаимосвязанный характер социальных, экономических, психологических, педагогических, юридических проблем требует и комплексного их изучения. При этом необходимо не слияние, а кооперация различных наук (гуманитарных и естественных), причем кооперация не простая, а сложная, то есть основанная на межпредметном разделении труда. Поэтому методы теории, методики и технологии социальной работы постоянно обогащаются современным научным аппаратом и методами исследования, широко применяемыми в других науках.

Надо сказать, что использование в социальной работе данных смежных наук связано с определенными трудностями. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда синтезированы и адаптированы к новым потребностям. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в упрощенном варианте и порой практически фальсифицируются в процессе их приспособления. В-третьих, нередко бывает, что социальные работники оперируют конкретными данными или идеями других наук, которые уже устарели или, наоборот, находятся в стадии становления и апробации.

Технология - это система предложенных наукой алгоритмов, процедур, способов и средств, применяемых в социальной практике, которые должны вести к заранее намеченным результатам деятельности, гарантировать получение продукции заданного количества и качества. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» 13 .

Пока технология не создана, преобладает индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.

Необходимо отметить, что деятельность социального работника в силу своего статуса имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить работу лишь в определенных пределах, в частности:

Зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране (рынок труда, безработица, проблемы жилья, своевременность выплаты зарплаты, пенсий, пособий и т.д.);

Фактический уровень обеспеченности необходимыми ресурсами, возможность активного взаимодействия, посредничества с другими социальными учреждениями (государственными институтами, школами, органами правопорядка, медицинскими учреждениями и т.д.);

Границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса.

Задача теоретиков технологии социальной работы - изучать разнообразные аспекты социальных явлений, анализировать, обобщать и затем передавать проверенные данные в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Применение научной теории в технологиях социальной работы - это метод мышления социального работника о человеке, его потребностях и интересах, который в отличие от обыденного, житейского, может быть выделен и проверен на достоверность, верифицирован.

Без знания законов, действующих в конкретных социальных системах и процессах, без связей с гуманитарными и естественными знаниями невозможны ни повышение научности технологии социальной работы, ни ее упорядочение и объективизация, определение специфических закономерностей, свойственных ей функций. Технологический процесс в практике социальной работы - одна из необходимых ступеней. Технология призвана искать наиболее удобные пути решения проблем, оптимизировать усилия, отбирать приемлемые варианты. Вместе с тем без должной гуманизации, предоставления субъекту более широкого выбора и свободы действий она не имеет права на признание и использование.

Процессы социального развития индивидов, социальных групп не спонтанны, они детерминированы и регулируются общественно необходимыми мотивационными аспектами поведения личности (группы), ее интересами и потребностями. Социальная работа, по существу, - это целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем, ситуаций как внутреннего, так и внешнего порядка. Все это повышает роль социального работника как менеджера, организатора, увеличивает значимость его знаний, опыта, интуиции, умения отдавать все силы защите интересов клиента. Работа с людьми - это также обучение и воспитание детей и взрослых, имеющая специфическую направленность, решение психологических ситуаций и проблем социального развития.

Следовательно, методы социального управления занимают значительное место в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.

Основой для классификации методов практической деятельности социальной работы могут служить интересы, потребности индивидов, а также социальные интересы управленческих систем.

Анализ практической деятельности органов управления социальной сферой позволяет выделить четыре основные группы методов социальной работы: организационно-распорядительные или административные, социально-экономические, педагогические, психологические. Иногда говорят и о юридических методах. По мнению ряда авторов, юридические (правовые) методы необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют компетенцию, права и обязанности субъектов управления, возможности маневрирования ресурсами и т.д.

Ведущее место в практике социальной работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины