В себя социальные отношения и. Социальные отношения - это отношения человека в обществе

В себя социальные отношения и. Социальные отношения - это отношения человека в обществе

30.09.2019

По типу решаемых задач социальные институты можно разделить на пять групп:

1) экономические, занимающихся производством и распределением материальных благ, организацией труда и т др. (собственность);

2) политические, связанные с осуществлением функций власти (власть, правительство, государство);

3) институты стратификации, определяющие распределение позиций и человеческих ресурсов;

4) родственные институты (семья, брак);

5) культурные институты, связанные с религиозными обычаями, с научной и художественным творчеством; организуют отношения людей к религии, культуры и др. (церковь, искусство)

Основными функциями социальных институтов являются: организационная, регулятивно-управленческая, культурно-воспитательная, контрольная

В-третьих, уровне социальной структуры общества - это социальные общности, слои, социальные группы

В-четвертых, уровень отдельного индивида, поскольку для социологии именно личность является предметом изучения как субъект и объект социальных отношений

Социальные и общественные отношения

Социальные отношения-это относительно самостоятельный специфический вид общественных отношений, который выражает деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жи итти. Понятие"социальные отношения"и"общественные отношения"часто отождествляют. Однако такое отождествление правомерно только тогда, когда социальные отношения подразумевают в широком смысле, противопоставляя их природ им отношениям. Социальные отношения не являются статичными формами социального взаимодействия, они всегда взаимосвязаны с другими отношениями в системе общественных отношений. Для того, чтобы выделить собственно социальные в идносины из системы общественных отношений, необходимо, прежде всего, установить причину, на основе которой они строятсяться.

Известно, что каждый вид общественных отношений реализуется между социальными субъектами по поводу того или иного объекта. Если это отношения по поводу средств производства - это экономические отношения, государственной власти - политические отношения, юридических норм - правовые отношения и т д. Социальные отношения в узком смысле возникают при реализации собственно социального взаимодействия, между различными социальными слоями группами и индивидамами.

Итак, социальные отношения - это отношения между группами людей, многообразные связи между социальными субъектами в процессе их жизнедеятельности

Общественные отношения является более широким понятием, чем социальные отношения. Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей

По сфере проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные

Социальные отношения - отношения, которые существуют наряду с общественными отношениями. К ним можно отнести все формы отношений между небольшими общностями: бытовые, соседские и т п. Это трансформация общественных х норм через призму индивидуальных интересесів.

Социальный интерес и социальная ценность

Социальный интерес - одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, личности, социальной общности, слои, общества

В современном обществе существует большое многообразие интересов, и их согласование - основная задача государства, политических партий и общественных организаций

Понятие"интерес"тесно связано с понятием"ценность"

Ценность в социологии определяют как особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся в мир вещей, предметов и духовных явлений

Социальная ценность - это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп или личности

За субъектами или носителями ценности разделяют на:

1). Индивидуальные ценности. У каждого есть вещи, которые имеют ценностное значение только для отдельной личности и не для кого больше (фотографы, реликвии и т п)

2). Групповые или коллективные ценности. Коллективные ценности образующихся в деятельности социальной общности, слои, группы людей и имеют определенную значимость, сплачивая эту общность

3). Общечеловеческие ценности - это ценности, которые возникают в результате деятельности всех людей, имеющих определенную значимость для всех людей (например, любовь, дружба)

Установление определенных типов социальных и общественных отношений происходит на основе таких процессов:

Пространственный контакт (при случайных встречах);

Психологический контакт (при возникновении определенной заинтересованности между его субъектами)

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1. Социальные отношения - это отношения, которые возникают преимущественно в небольших социальных группах (в семье, фирме, между соседями и т.д.)

2. Общественные отношения -отношения, которые устанавливаются между большими группами людей в экономической, политической, духовной сферах

3. Социальный контакт -взаимодействие на основе обмена ценностями, благами; выявляет потребность в общении и социальном действии. Между субъектами социального контакта лежат определенные ценности. При социальном контакте возникает информационный и механизмы общенияня.

4. Общение - это многоплановый процесс взаимодействия социальных субъектов, организации их жизнедеятельности, реализации потребностей, обмена информацией

5. Социальные нормы -система требований и правил, которые исторически сложились в определенном общественной среде

6. Социальный институт - организованная форма деятельности людей, в большинстве своем закрепленная в правовых и моральных нормах

ВОПРОСЫ

1. В чем заключается суть понятия"общество", его основные признаки?

2. Что означает общество как социальная система?

3. Объясните понятие социального института, его структура?

4. Назовите основные типы социальных институтов

5. Что такое социальные отношения и общественные отношения?

6. Дайте определение понятиям"социальный интерес","социальная ценность"

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарченко. МВ,. Погорелый. О. И. История социологии от античности до начала XX ст-К, 1993

2. Палеха. ЮИ. Ключи к успеху, или. Организационная и управленческая культуры. Монография-К:. ЕУФИМБ, 1999

3. Попова. ИМ. Социология-К:. Тандем, 1996

4. Рущенко 1П. Социология. Курс лекций. Учебное пособие для вузов-Харьков, 1996

5. Смелзер. Н. Социология-М:. Феникс, 1994

6. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений /. Под ред. ОП. Андрущенко-Харьков, 1996

7. Чернит. НЕТ. Социология. Курс лекций-Львов, 1996

8. Щепанский. Я. Элементарные понятия социологии-М, 1969

9. Якуба. ОО. Социология-Харьков, 1996

Понятие «социальные отношения» в отечественной научной литературе употребляется в двух основных вариантах: 1)

в широком смысле, когда им обозначается все относящееся к обществу в отличие от природных явлений (т.е.

Термин равнозначен слову «общественные»); 2)

в узком смысле социальные отношения рассматриваются как часть общественных явлений, которые стоят в едином ряду с другими, однопорядковыми их разновидностями - экономическими, политическими, духовно-идеологическими. Такой подход коррелирует с делением общества на сферы экономической, социальной, политической и духовной жизни (Г.С. Арефьева, B.C. Барулин, Б.А. Чагин).

Существует несколько вариантов трактовки социальных отношений во втором узком смысле. В о - п е р В Ы X, их суть ВИДЯТ в том, что они соединяют людей в социальные общности (Г.В. Осипов). Согласно этой точке зрения отношения между людьми, образующими какую-то одну социально-профессиональную группу, выражают схожесть интересов объединяемых соответствующими признаками людей.

Во-вторых, довольно распространено представление, что социальными являются отношения, складывающиеся по поводу равенства-неравенства, деятельности социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни (Т.И. Заславская).

В-третьих, имеются трактовки социальных отношений, которые определяются как вид или класс общественных отношений, которые складываются между разными социальными субъектами - индивидами, их различными общностями и объединениями, а также между индивидом и социумом любого масштаба - по поводу схожести или различий в социальном статусе, в возможностях удовлетворения жизненных потребностей и способах жизнедеятельности (А.И. Кравченко, Н.И. Лапин).

При анализе этих точек зрения следует сделать небольшое уточнение. Человек все-таки никогда не действует полностью осознанно, различные эмоции (симпатии, антипатии), физическое состояние (например, усталость, эйфория от удачи), склад характера и темперамент, социальные факторы: образование, профессия и ряд других оказывают влияние на установление и ведение отношений в группах (Ю.Г. Волков, 2003).

Социальные отношения могут быть только взаимными, но необязательно позитивными, положительными с обеих сторон. Если стороны по-разному воспринимают и оценивают друг друга, например, одна сторона навязывает дружбу, предлагает совместную деятельность, а другая агрессивно отказывается, провоцирует скандалы - это также социальные отношения. Социология различает три самых общих типа взаимоотношений: кооперацию (сотрудничество), конкуренцию (соперничество) и конфликт.

При кооперации участники взаимодействия имеют согласованные ценности, их деятельность не противоречит ни установкам, ни поведению других и она осуществляется с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Соперничество основано на желании одной стороны установить властные отношения. Власть (способность одних контролировать действия других, даже вопреки желания вторых) имеет определяющее значение в жизни человека и общества. Соперничество нередко сравнивают с соревнованием, когда различные субъекты участвуют в сопоставлении своих действий и их результа тов по согласованным правилам, признающим права соперника и придерживающимся установленных формальных требований и нравственных установлений.

Конкуренция -- основа социально-экономических, рыночных отношений - это борьба за преимущества (капитал, власть, доход) в условиях, когда возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить конкурента. При конфликте наблюдается открытое, прямое противостояние, иногда с оружием в руках (см. Социальный конфликт).

Среди социальных отношений выделяют также отношения социальной зависимости. Одна сторона (индивид, группа) выступает при этом доминирующей, именно совершение ею каких-то действий обязательно влечет за собой действия другой стороны. Часто на практике возникают двойственные взаимозависимые отношения: между молодыми и старшими членами семьи, между студентами и преподавателями, между странами-соседями.

Социальная зависимость основывается и на различии положения в группе. Индивиды с низкой позицией зависимы здесь от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимости могут проявляться как явные, но могут быть также и латентными (скрытыми). Так, ребенок, конечно, зависит от родителей, но и родители в своей жизнедеятельности учитывают интересы детей.

При характеристике социальных отношений следует иметь в виду как субъективную, так и объективную их основу. Так как взаимодействие между людьми, социальными группами и социальными общностями в значительной мере характеризуется осознанными актами поведения (деятельности), в процессе которых возникают явления и процессы, носящие сугубо субъективные черты - депривация (см. Депривация), фрустрация (см. Фрустрация), аномия (см. Аномия), стигма. Однако в этих отношениях происходит процесс их объективизации - они становятся важным, а нередко и решающим фактором развития и функционирования всей общественной жизни. Этот процесс связан с тем, что во многом социальные отношения опосредуются в первую очередь экономическими отношениями, определяющими основу любого общества.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальные отношения - это осознанные совокупности повторяющихся значимых для людей взаимодействий. Если индивиды соотносят свои взаимодействия по своему смыслу друг с другом и придерживаются образцам соответствующего поведения, тогда можно говорить об установлении между ними социальных отношений. Взаимодействия (контакты и единичные действия) становятся социальными отношениями благодаря ценностям и ценностным ориентациям (см. Ценностные ориентации), на которые индивиды и группы людей ориентируются и хотели бы их достичь.

Основная литература

Волков Ю.Г. Социальность // Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. С. 489-490.

Осадная Г. И. Социология социальной сферы. М., 2003.

Осипов Г.В. Социальное. Отношения социальные // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 510, 689-690.

Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

Дополнительная литература

Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // СОЦИС. 2003. № 4. С. 45-52.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Что может социология сказать о наших действиях? С. 33-34.

Образ жизни, социальная сфера // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 2. С. 72-74, 467-468.

Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся нормативно регулируемый характер . Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).

Можно выделить несколько существенных черт социальных отношений:

  • 1. Наличие множества взаимодействий. Например, отношения внутри семьи касаются самых разных проблем: финансы, приготовление пищи, ремонт квартиры, воспитание детей, планирование отпуска или каникул и т.д.
  • 2. Прочность. Социальные отношения тем эффективнее, чем более устойчивы, длительны по времени. Опять-таки обратимся к семейным отношениям. Мужчина и женщина, вступающие в брак рассчитывают, что их совместная жизнь будет продолжительной. И хотя так бывает далеко не всегда, все-таки даже надежда на устойчивость брачных отношений влияет на их поведение по отношению друг к другу, к близким и друзьям обоих супругов.
  • 3. Нормативное регулирование. По преимуществу, социальные отношения являются результатом того, что партнеры следуют определенным, обязательны для них образцам, примерам. Одним правила нам подсказывают, что мы должны делать сами, другие - чего можем ожидать или даже требовать от партнера. То есть, такое разделение правил представляет собой как бы две стороны медали. Следовательно, можно говорить о взаимности прав и обязанностей.

Вспомним, что совокупность такого рода правил, образцов поведения составляют сущность этикета. Роль этикета в обществе всегда была очень велика - об этом свидетельствует его длительная история. Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп, сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Вспомните, например, правила поведения "гостя" и "хозяина".

Однако партнеры ориентируются на взаимное соблюдение правил не только в рамках этикетных форм взаимодействия: например, в рамках традиционной семьи муж обязан был, прежде всего, добыть для семьи средства к существованию, в свою очередь должны была заботиться о домашнем хозяйстве.

4. Статусно-ролевое взаимодействие. Когда мы говорим о правах, обязанностях, которые связывают партнеров социальных отношений, это означает, что они "привязаны" к конкретной социальной позиции, которую занимает тот или иной человек. Иначе говоря, обязательные правила поведения определяются не личностями, а социальными позициями, а занимать их могут разные люди.

Например, во многих школах проводятся так называемые "Дни самоуправления", когда ученики становятся учителями. Если вы участвовали в таких мероприятиях, вспомните, что как только ученик становится учителем, он изменяет тип своего поведения: он проводит урок, может вызвать другого ученика к доске, задать домашнее и т.д. Это становится возможным только в том случае, когда он занимает другую социальную позицию, другой социальный статус.

Поскольку социальные отношения чрезвычайно многообразны, можно предложить несколько вариантов их классификации.

Социальные отношения дифференцируются по видам деятельности. Они могут быть экологическими, правовыми, экономическими, политическими, информационными и т.д.

По целям социальные отношения можно разделить на инструментальные и самоценные (автотелические). Инструментальными называются отношения, участие в которых рассматривается людьми как способ получения какой-то выгода, пользы, при этом само по себе участи не представляет для партнеров никакой ценности. Чаще всего такой характер имеют экономические отношения: купли-продажи, найм рабочей силы, прием на работу и т.д. Как покупатель, например, человек вступает в отношения купли-продажи с продавцом только для того, чтобы получить нужный товар. Однако есть и другой тип отношений, в которые люди вступают только ради того удовлетворения, которые приносят эти отношения, не думая при этом ни о какой выгоде или пользе. Любовь, дружба, игра - это примеры самоценных (автотелических) отношений.

По характеру регуляции можно дифференцировать социальные отношения на формальные и неформальные. В первом случае отношения между партнерами регулируются строгими правилами, предписаниями, нередко закрепленными в письменной форме в виде уставов, должностных инструкций и т.д. В них правила поведения партнеров по отношению друг к другу прописаны очень подробно, скрупулезно, а их нарушение может повлечь за собой серьезные санкции и даже разрушить сами отношения. Во втором случае нормы, определяющие характер взаимодействия партнеров, являются более мягкими, менее обязывающими. Сравните нормы отношения между учеником и учителем и нормы отношения между друзьями.

Предложенные варианты классификации не исчерпывают всего многообразия социальных отношений, однако, уже из этого перечня видно сколь сложные социальные сети, в которые вовлечен каждый человек.

Обществознание

Одно из своих важнейших произведений Государь Макиавелли создал в 1513 году. Произведения Макиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи. В эти страшные годы и появилось произведение Государь Никколо Макиавелли к чтению которого нужно подходить с точки зрения тех исторических событий. В своем произведении вызвавшем массу споров Макиавелли не идет на поводу у тех кто предлагал умилительный идеал государя обладающего лишь превосходными положительными качествами.

PAGE 21

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Реферат

Тема: «Взаимоотношения человека и общества»

Выполнил:

Студент группы У-211

Щербаков И.А.

Проверила:

Быстрова А.Н.

Новосибирск 2012
Содержание


Введение

Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек - общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).

Выяснилось, однако, что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс , которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как "узел" общественных отношений.

Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны постоянно дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.

Целью данной работы является изучение взаимоотношений человека и общества.

Задачи работы: Да Бог с тобой! Эти задачи выполнить – значит, диссертацию написать. Ты мог только изучить и изложить взгляды прочитанных тобой книг. Ну, еще проанализировать при умении это делать.

1.Изучить сущность взаимоотношений человека и общества.

2.Рассмотреть влияние общества на отдельную личность


1. Взаимоотношения человека и общества.

Взаимодействие – объективная и универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Взаимодействие человека существует на различных уровнях бытия, но мы рассмотрим взаимодействие человека и общества.

Изучение и наблюдение взаимодействия человека и общества крайне сложно, поскольку на протяжении всей истории развития человеческого общества оно менялось, модернизировалось и эволюционировалось в результате воздействия разных факторов, как внутренних, так и внешних.

Эти процессы продолжаются и до сих пор, поскольку что нас ждет в будущем, какое будет общество людей, каким будет человек и какие будут формы взаимоотношений, мы можем только прогнозировать.

Взаимодействие людей в обществе всегда мотивировано, оно несет в себе определенные цели, имеет причину и определенную закономерность.

Сущность взаимодействия между людьми и человека и общества заключается, в первую очередь, в удовлетворении потребностей, как частных, так и общественных.

В зависимости от потребностей взаимодействия носят как позитивный, так и, безусловно, негативный характер, но при рассмотрении развития человеческого общества, взаимодействие с большим перевесом имеет, все-таки, позитивный характер.

Взаимодействие ведет к развитию.

Цель взаимодействия – прогресс. Взаимодействие, т.е. деятельность людей друг с другом всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Человек, как космобиопсихосоциальное существо, самый активный из всех живых существ в области взаимодействия, потому что он достаточно глубоко сознает природу и сущность взаимодействия, ее цели и результаты (в некоторых случаях).

Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности.

И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

Взаимодействие человека с обществом может осуществляться в трех основных формах: конформизм, конфликт, сотрудничество.

1. Конформизм проявляется прежде всего в некритическом восприятии общественных требований, стандартов, традиций и следовании им в своей жизни.

Он обусловлен тем, что общество воспринимается человеком как огромная мощная машина направления его жизни, которая обладает правом регулировать ее, в случае сопротивления подавлять человека, она внушает ему страх за свою жизнь, за жизнь своих близких, за сохранение той собственности, которой он обладает.

Зависимость человека от общества начинает им восприниматься или как вынужденное обстоятельство его жизни, или как должная, единственно возможная форма его существования. Человек становится одномерным, массовизированным, частичным.

  1. Конфликт представляет собой борьбу, столкновение человека и общества, направленные на разрешение своих жизненных проблем и противоречий.
  2. Конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами.

Среди них наиболее часто называются следующие: несовпадение общественных и личных интересов, ограничение обществом прав и свобод человека, неадекватная оценка обществом его трудовой, социально-политической и т.д. деятельности, различие жизненных ценностей и ориентаций, склонность отдельных людей к девиантному поведению. «Конфликт нельзя отрицать, он составляет часть человеческой жизни.

Мы используем его как средство для достижения цели, а цель заключается в создании справедливых условий жизни для человека.

Наши действия направлены к этой цели, а мы используем для ее достижения все средства.

Мы знаем, что потребность человека в конфликте существует на самых различных уровнях жизни, и было бы не легко отрицать это. В природе значение конфликтов может быть совсем иным, но для людей конфликт стал фактором огромной важности.

Соперничество, амбиции, стремление быть или не быть чем-то, воля к достижению и т.д. – все это является частью и причиной конфликта» (1, с.164). Конфликтов столько, сколько и нас, и даже больше, поскольку большинство, так или иначе, одновременно участвуют в ряде конфликтов. Человек, включаясь в конфликтную ситуацию, приносит в нее новые особенности. Многообразие видов и проявление конфликтов обусловлено многообразием форм жизнедеятельности общества.

Определение основных видов социальных конфликтов зависит от того, что будет взято за основание классификации.

Если идти по сферам общественной жизни, то можно говорить о политических, идеологических, межнациональных конфликтах в сфере труда, культуры, в семейно-бытовых отношениях и т.п.

3. Сотрудничество (кооперация) представляет собой определенное единство, соответствие направлений деятельности, ценностных ориентаций и взглядов при разрешении каких-либо жизненных проблем и противоречий.

Она основывается на взаимном признании значимости человеком общества и, наоборот, обществом человека.

Человек понимает необходимость передачи определенных своих полномочий, прав, функций обществу, а общество находит поддержку в действиях конкретного человека.

Кооперация не исключает противоречий, борьбу в системе «человек - общество», однако подразумевает, что проблемы в их взаимоотношениях решаются мирным путем, к взаимному удовлетворению.

Отношение сотрудничества, кооперации во многом зависит от наличия в обществе социальной солидарности и партнерства, социальной справедливости.

Сущность сотрудничества заключается в реализации человеком его потребности: потребность в общении, в безопасности, в использовании опыта других и произведенных ими ценностей для удовлетворения собственных запросов, взамен отдавая собственные ценности или результаты труда; если они заинтересуют другую сторону.

Сотрудничество бывает как взаимовыгодным, так и наоборот.

Сотрудничество является ведущим явлением. В кооперации, говоря словами К. Маркса, перед нами, как бы один «совокупный», «комбинированный» рабочий, сотрудничество множеством рук и глаз, способны обрабатывать создавать различные составные части продукта, части, разделенные в пространстве и во времени.

В кооперации (в системе) создается новая производительная сила, массовая, по своей сущности, а сам общественный контакт, взаимодействие рабочих «вызывает соревнование … увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц…». (2, с.327).

Сущность этого взаимодействия заключается во взаимовыгодном сотрудничестве, разделение мира на сферы влияния, во взаимной безопасности для поддержания стабильности в мире и т.д., все это является примером интеграции.

Сотрудничество существует везде и повсеместно, оно определяется обстоятельствами временем, целями, желанием и т.д.

Сотрудничество бывает как позитивным, так и, естественно, негативным, но все же это по большому счету, полезное и нужное взаимодействие между людьми, оно раскрывает свойства и качества субъектов взаимодействия, оно дает толчок развитию новых качеств взаимодействия между субъектами общества.

Таким образом, основными формами взаимодействия человека и общества являются конформизм, конфликт, сотрудничество. Каждая форма обусловлена системой объективных и субъективных причин и факторов. Приоритетной формой и целью общества и человека является сотрудничество.

По мнению П.В.Симонова “личность человека определяется прежде всего совокупностью и иерархией его потребностей (мотивов).

Особенности эмоционального реагирования и темперамент, не говоря уже о так называемых частных свойствах нервной системы (сенсорика, память, программирование и реализация действий), имеют второстепенное значение”.

При этом “субъективность эмоций есть результат неповторимой индивидуальности субъекта, неповторимой истории формирования его природных задатков и процесса онтогенетического развития”

Личность — синтетическое понятие, обозначающее объект, на который не может монопольно претендовать ни одна наука. Личность — сравнительно позднее понятие.

Буквально, оно происходит от слова «личина», означающего маску, которую надевали древнегреческие актеры.

Такое понимание личности подчеркивало социальную обусловленность природы человека и определение его через место или роль в социуме (царь, раб, поэт).

Город Солнца (итал. La città del Sole; Latin: Civitas Solis ) — философское произведение Томмазо Кампанелла , одна из известных утопий .

Кампанелла был итальянским священником, который планировал освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. План был раскрыт, а Кампанелла брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Именно в тюрьме был написан ряд произведений, одно из которых — «Город Солнца».

В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» — идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа. Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равны между собой. Подробности этой идеи Томмазо тщательно прорабатывает и описывает.

Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными.
Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям.

Однако если у человека нет зрения, он может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой может стоять на страже; у глухого есть зрение и т. д. В крайнем случае калека может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа, соответствующая его здоровью.

Личные предпочтения людей считаются не такими значимыми, как их наклонности. Люди занимаются тем, к чему они наиболее способны, но при этом изучают и другие науки и ремесла.

Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырёхчасового труда оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества. Подобная идея есть и у Мора, где утопийцам запрещается работать больше 6 часов. Почему бы людям не позволить работать сверх нормы? Тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства.

Кампанелла пишет: «Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».

Как и в «Государстве» Платона , в городе Солнца господствует духовная аристократия . Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Кампанелла сам был священником, поэтому религия в «Городе Солнца» занимает достойное место.

Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца — учителя и священники — интеллигенция. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто, как не она, могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии . Таким образом, власть в городе Солнца более отдалена от народа, чем в «Утопии» Мора.

И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется общество, где жизнь граждан согласуется с интересами общества и человек сам фактически не решает, что ему делать.

Город Солнца Кампанеллы предлагает альтернативу существовавшему в то время обществу. В процессе повествования автор рассматривает нормы поведения, морали, государственности в «идеальном» обществе, но по сути не меняя существующего общественного строя. Именно поэтому для связи с Богом жителям в городе Солнца необходимы жрецы.

Особого интереса заслуживает предложенная реформа системы образования, способствующая формированию всесторонне развитого, полноценного человека. Так же даются предпосылки к созданию общего универсального языка , способного связать вместе все науки и искусства.

Одно из своих важнейших произведений – «Государь» – Макиавелли создал в 1513 году. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора.

Произведения Макиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи. Условия, в которых он жил, определялись противоречиями в трех сферах: в пределах Флорентийской республики (необходимость развития города-государства), внутри Италии (междоусобная борьба итальянских государств и папства), в рамках Европы (торговая конкуренция, участие итальянских республик в большой европейской политике).

Каково же было в то время состояние Италии? Она перестала быть государством. Все ее части завоевали суверенитет, многие превратились в сеньории. При этом строе сохранились внешние формы республиканского строя, но фактически города-государства управлялись представителями одного знатного рода, передававшего власть по чисто династическому принципу. Италия превратилась в беспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случая устанавливалось монархическое, аристократическое или демократическое правление.

Италия стала ареной войн, которые иноземные державы стали вести за ее земли. Немцы, французы, швейцарцы постоянно нападали на Италию и грабили ее.

В эти страшные годы и появилось произведение «Государь» Никколо Макиавелли, к чтению которого нужно подходить с точки зрения тех исторических событий.

В своем произведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет – каким нужно быть новому государю в реальной жизни – он дает аргументированно, ссылаясь на действительные события мировой истории.

Новый Государь Никколо Макиавелли – это не просто человек, обладающий набором качеств и свойств, не просто идеальный образ. Макиавелли основательно, тщательно, бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ Нового Государя.

Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.

Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И, как и в течение всего произведения, приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения.

Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им.

Именно из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств.«Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности единовластия.

К тому же обвинители «не замечали» в той же главе такие слова автора: «Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив». Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах.

При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит то него самого.

Советует государю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе». То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли призывает государя к бдительности.

Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя.

Много внимания уделяет Макиавелли отношениями нового государя с народом.

Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.

Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.

Правителю, по утверждению автора «Государя», может грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу».

Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ. Он считает достижение равновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрого правителя. Причем небезосновательно считает, что народ гораздо большая сила, чем знатные подданные.

Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, как эту власть сохранить. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденные реальными историческими событиями. В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает большое количество подходящих способов: выбор друзей и советников, постройка или, наоборот, разрушение крепостей, содержание армии и т.д.

Почитание и уважение государя подданными – одно из главных условий сохранения им власти в стране. «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки», — утверждает Макиавелли. По существу, он излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей.

«Государя уважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть не колеблется, если нужно выступить за или против. Макиавелли рисует многосторонний облик нового государя.

Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя — его ближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей». Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников.

Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.

В одной из глав своего произведения Макиавелли пытается предостеречь государя от льстецов. Уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется.

Макиавелли опровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Это не так, наоборот, «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы».

Наделяя нового государя неограниченной властью, Макиавелли, в строгом соответствии с этим, возлагает на него всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Меньше полагаться на судьбу советует автор правителю, а больше уделять внимание правлению, мудрому и умелому. Государь должен рассчитывать прежде всего на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу.

Хотя Макиавелли и признает, что судьба «повинна» в половине происходящих событий, однако вторую половину он отдает в руки человека.

Не раз и не два, в различных главах различной тематики, Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя. Любое войско можно отнести, по его мнению, к одной из четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. И постоянно, рассматривая различные исторические ситуации, автор приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правителя. Макиавелли считает, что собственная сильная армия просто необходима любому правителю, который не хочет потерять власть. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основу любого военного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чем свои».

Одно из самых важных достижений Макиавелли — вычленение политики в самостоятельную науку. Политика, согласно убеждениям Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.

Исходя из требований своего времени, Макиавелли формулирует важную историческую задачу — создание единого унитарного итальянского государства. По ходу мысли Макиавелли приходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишь государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу — построение нового государства.

Исследование построено строго логически, объективно. Макиавелли исходит из реального жизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения на фундаменте этого опыта. «Государь» является живой картиной того времени.

Все упоминаемые лица произведения реальны. Современники автора или исторические деятели выводятся в «Государе» для того, чтобы что-то доказать или опровергнуть. В выборе имен, событий, мест сражений у Макиавелли нет ничего случайного, все выполняет определенную функцию.

Стиль «государя» необычен для научных произведений того времени. Это не стиль трактатов, а стиль человека действия, человека, который хочет вызвать действие.

Произведения Макиавелли — это выражение личности, которая хочет вмешаться в политику и историю своей страны. Макиавелли — это человек, постигающий и раскрывающий основные тенденции своей эпохи, ее главные требования и стремления, решивший коренным образом изменить дальнейшее развитие своей страны.

Весьма показательной в этом отношении является глава IX о гражданском княжестве. В ней Макиавелли раскрывает взаимоотношения государя, знати и народа между собой, их интересы и цели. Власть приобретается благодаря расположению народа или знати. Знатные хотят угнетать народ, а народ не хочет, чтобы его угнетали. В итоге или знатные выдвигают из своих рядов правителя, или народ вручает этот титул своему избраннику. Власть, полученную от народа, Макиавелли считает гораздо более прочной, так как от знати государь может себя обезопасить, но от враждебно относящегося к нему народа — нет.

Убедительно советует Макиавелли государю никогда не навлекать на себя гнев и ненависть народа. Наоборот, мудрый государь всегда найдет способ привлечь народ на свою сторону. Таким образом, расстановка классовых сил, структура политической власти формируют стратегию и тактику всех участников политической жизни государства.

Политические установки Макиавелли покоятся на фундаментальных социальных основах. Политическая жизнь итальянских городов-государств давала Макиавелли большие возможности для социологических наблюдений.

В XVI – XVII веках к его произведениям обращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке — за разъяснениями методов и приемов государственного управления. Для исторической школы XIX века Макиавелли был авторитетным хронистом и историком, в XX веке с ним «советуются» как с классиком политической социологии.


Заключение

Можно сделать следующие выводы по данной работе.

Взаимодействие личности и общества – это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой – воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания.

Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.

Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. Для их более полной характеристики обратимся к примерам. Допустим, что вы хотите жениться (выйти замуж).

Вы сможете это сделать только в том случае, если установите строго определенные отношения с другим человеком и его близкими родственниками, т.е. такие отношения, которые бы заставили их пожелать того же. Вы хотите иметь хорошую семью.

У вас есть все основания для этого, если вы сможете найти верный вариант отношений с членами своей семьи.

Для того чтобы иметь продвижение по службе, мало быть хорошим специалистом. Необходимо еще уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами.

Таким образом все, что мы делаем, есть результат социальных отношений, и что бы мы не делали, мы прежде всего строим, воспроизводим эти отношения. Если человек в чем-то преуспел, это означает, что он прежде всего преуспел в умении устанавливать отношения с другими людьми.

Социальные отношения – это чисто человеческое изобретение. Животные, например, как справедливо отмечал К.Маркс, вообще ни к чему не относятся. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включают в себя два уровня:

Социальный уровень: люди относятся друг к другу через посредство различных социальных групп;

Психологический уровень: это непосредственно межличностные отношения “человек – человек”, “человек – другие люди”.

Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (из предложенного).

Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Связь, например, между А и Б устанавливается тогда, когда А нужен Б, а Б нужен А для выполнения социальных функций.


Список используемой литературы

1. Лоренцо Валла «О свободе Воли»

2.Нико Макиавелли «Государь»

3. Кампанелла «Город Солнца»


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47776. Курс лекцій. Менеджмент 1.85 MB
Централізація і децентралізація управління. Організаційні структури управління. Класифікація і характеристики типів організаційних структур управління. Тема 9 Управління колективами групами працівників.
47777. Курс лекцій. Ісагогіка Священного Писання Старого Завіту 1.3 MB
Післяполонні пророки47 Неканонічні книги48 Старозавітні апокрифи.52 Свідчення Премудрості Ісуса сина Сираха про формування старозавітного канону55 Свідчення ІІї Маккавейської книги про формування старозавітного канону. належить лише рукопис Книги пророка Єремії ІІІ ст. рукопис Книги пророка Ісаї ІІ ст.
47778. Основи правознавства. Курс лекцій 1.21 MB
Рекомендована література: Конституція України. З Конституції України встановлює що людина її життя і здоров"я честь і гідність недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною цінністю. Основні принципи зовнішньої політики України визначені в Декларації про державний суверенітет України 1990 р.
47780. Курс лекцій. Економіка підприємства 1.28 MB
асистент Курс лекцій щодо вивчення дисципліни ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА для студентів спеціальності 6.6 Модуль 1 Загальна характеристика підприємства та його потенціал 1. Інноваційні процеси 10: Технікотехнологічна база підприємства 11. Економічна безпека підприємства 19.
47781. КРАЇНОЗНАВСТВО (КРАЇНИ СНД). КУРС ЛЕКЦІЙ 1.08 MB
Загарбання Московською державою нових територій підготувало грунт для проголошення Росії імперією що сталося у вересні 1721 р. Послідовне здійснення Петром І реформ і зумовлені ними успіхи як на фронтах Північної війни так і в придушенні внутрішнього опору призвели до суттєвих змін у зовнішньополітичній концепції Росії. Саме Катерина ІІ продовжила активну і наступальноагресивну зовнішньополітичну діяльність Росії. Наступним зовнішньополітичним успіхом Росії стало здобуття у союзі з Австрією перемоги у війні з Туреччиною 17871791 рр.
47782. Закономірності зовнішньої форми кристалів 83.5 KB
Поняття про кристали. У сучасній техніці кристали широко використовуються у радіотехніці електроніці автоматиці телемеханіці оптиці. Сьогодні у промислових умовах вирощують штучні кристали алмаз кварц напвпровідникові матеріали германій кремній різноманітні сполуки.
47783. Теоретико-методологічні та історичні засади політології 815.5 KB
у цьому ж коледжі створюється перша школа політичної науки що поклало початок активному формуванню в США системи політичних навчальних і наукових закладів.Моска публікує книгу Елементи політичної науки що дає підстави поширенню політичної науки у Європі з кінця ХІХ ст. Політика це форма суспільної діяльності спрямована на здобуття використання підтримку і повалення політичної влади реалізацію інтересів особи соціальних груп на різних рівнях інститутів політичної системи. Об"єктами політики є всі явища політичного і суспільного життя...
47784. Курс лекцій. Основи охорони праці 528 KB
Предмет і задачі курсу Охорона праці Місце в системі наук. Правові і організаційні питання охорони праці. Система законодавчих актів з охорони праці.

Социальные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. С.о. - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Социальные отношения" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - – отношения социальных субъектов (людей, групп, классов, государственных институтов) по поводу условий существования и положения в процессе общественной жизнедеятельности. Социальные отношения в существенной мере определяются разделением труда в… …

    Социальные отношения - отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др.) … Социология: словарь

    - … Википедия

    Относительно долгосрочные связи между двумя или более человек, которые могут быть основаны на эмоциях, как любовь и симпатия, регулярных деловых взаимодействиях и регулируются законами, обычаями, или взаимной договоренностью, и лежат в основе… … Википедия

    Теневые социальные отношения - социальная «модель» рынка должностей, мандатов народных депутатов, ученых званий и степеней, наград, где за взятку или холопскую лояльность повышается социальный статус физического лица, а культура, наука и образование становятся объектом… … Геоэкономический словарь-справочник

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ - – совокупность отношений между различными социальными субъектами (индивидами как членами общества, социальными группами, классами, государствами, нациями), По значимости, роли в организации, функционировании и развитии общества выделяются… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия

    Социальные взаимодействия и обучение - [лат. socialis общественный] направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий. Основано на понимании социальной ситуации как ситуации развития,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Отношения социальные - относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Понятия «социальные отношения» и «общественные… … Социологический справочник

    СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БИБЛИИ - подход к Библии с т.зр. различных социально–экономич. концепций, а также анализ обществ. и хозяйств. аспектов ПИСАНИЯ. 1. Социальные мотивы в ВЗ. Ветхозав. учение рассматривает социальную жизнь как неотъемлемую часть жизни религиознонравственной … Библиологический словарь

Книги

  • , Кувалдин Виктор Борисович. За последнюю четверть века о глобализации написаны тысячи работ, о глобальном мире единицы. Между тем давно пора исследовать именно продукт многочисленных глобализационных процессов…
  • Глобальный мир. Политика. Экономика. Социальные отношения , Кувалдин В.Б.. За последнюю четверть века о глобализации написаны тысячи работ, о глобальном мире - единицы. Между тем давно пора исследовать именно продукт многочисленных глобализационных процессов -…

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины