Объекты и субъекты социальной работы. Объекты и субъекты в социальной работе

Объекты и субъекты социальной работы. Объекты и субъекты в социальной работе

26.09.2019
Основы социальной работы: Шпаргалка Автор неизвестен

7. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

7. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами – те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту.

В качестве субъектов социальной работы выступают:

1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся:

Государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

Различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.;

Администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных выше субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторов-управленцев и исполнителей, практических социальных работников, оказывающих непосредственную помощь, поддержку обеспечивающих социальную защиту клиентов, представителей рассмотренных выше объектов социальной работы.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений. К ним относятся руководители практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи социальной работы, которые анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.

В России практически создано уже несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др.

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.Ключевые понятия и

Из книги автора

5. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная работа как общественный феномен и особый вид деятельности включает в себя целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели и управление. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя

Из книги автора

6. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с

Из книги автора

8. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития:

Из книги автора

10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учитывая интегративный, междисциплинарный характер социальной работы, можно вычленить в ней органически взаимосвязанные элементы, называемые чаще направлениями: социальный диагноз, социальная терапия, социальная

Из книги автора

12. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной.Социальная работа – это

Из книги автора

14. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Возникновение, становление и развитие социальной работы связано с родовыми потребностями общества на каждом этапе своего существования в постоянном совершенствовании социальных отношений. Благотворительность и милосердие

Из книги автора

16. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Педагогические принципы выражают закономерности, действующие в учебно-воспитательном процессе становления личности. Источниками педагогических принципов являются идеология, гносеология, психология, передовой опыт

Из книги автора

17. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Эффективность методов социальной работы в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками. Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового, в их

Из книги автора

19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Исходя из того, что психология изучает влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, их связь с распространенностью, возникновением, проявлениями и динамикой эмоциональных и поведенческих

Из книги автора

25. ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Функции технологий социальной работы диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального

Из книги автора

28. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в

Из книги автора

34. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА Объектами социальной защиты являются дети – лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в

Из книги автора

52. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности правового положения вынужденных мигрантов в России.Реинтеграция мигрантов предполагает учет ряда правовых аспектов при получении визы, вида на

Из книги автора

53. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ Действующая Концепция государственной миграционной политики России определяет систему основных принципов и приоритетов для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в

Из книги автора

58. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления.(ОСУ). Под ОСУ социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых

Субъекты и объекты социальной работы

Субъект и объект социальной работы -- важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы -- это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Объект социальной работы -- клиент -- человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях.

В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид;

группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.

Субъект социальной работы -- это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица -- специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники -- волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Сущность социальной работы. Цель, задачи, предмет социальной работы

Социальная работа - профессия для тех, кто имеет сильное желание помогать улучшать жизнь других людей. Социальная работа -- профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Социальные работники помогают людям, помогая им справляться с решением вопросов в их повседневной жизни, таких как семейные и личные проблемы, отношения с родственниками.

Социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии. Последние тенденции, направлены на максимальное огосударствление и формализацию этого вида деятельности, либо на сведение участия государства в этой области к минимуму.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.

В социальной работе важное значение имеет социальное, психологическое и физиологическое благополучие личности. В связи с этим основные цели социальной работы:

Увеличение степени самостоятельности клиента, раскрытие возможностей и способностей личности наиболее эффективно разрешать жизненные проблемы;

Создание условий, способствующих максимальному проявлению потенциала клиентов и возможности получить все, что им положено по закону;

Адаптация или реадаптация людей в обществе;

Создание условий индивиду, чтобы он мог жить с чувством собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих, несмотря на отклонения в физическом или психическом развитии или жизненный кризис;

Достижение такого результата, когда клиент сможет справляться со своими проблемами самостоятельно и необходимость в помощи социального работника отпадет.

На макроуровне социальная работа выражается в определенных мерах по улучшению среды обитания людей:

Содействие в создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе;

Предотвращение социально-политических и национально- этнических конфликтов;

На мезо уровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи человеку, семье и различным группам нуждающихся. Формы деятельности разнообразны -- от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится исходя из запросов личности (клиента) и направлена на восстановление или сохранение социетальных и психоментальных связей индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Помощь предлагается в виде индивидуальных консультаций, патронажа и работы в группах. Таким образом, главная цель социальной работы -- не только забота о благосостоянии личности, семьи, общины, но и раскрытие их возможностей и способностей к нормальной жизнедеятельности.

Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:

1. Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее я их жизни.

2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует. Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента.

3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления. Необходимость социального законодательства и политических действий социальных работников по вопросам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адресной помощи нуждающимся, соблюдения этнического равноправия, организации медицинского страхования, профессиональной подготовки и переподготовки, профилактики и искоренения преступности, требует активного участия в избирательных кампаниях, административных структурах, средствах массовой информации, социальных акциях профсоюзов, женских, экологических и иных общественных организациях.

4. Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений. Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, полноценного сбалансированного питания, организация диспансеризации и вакцинации населения способствуют поддержанию здоровая нации, сохранению оптимального уровня жизни.

5. Организовывать научные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы, издавать научную и методическую литературу для практикующих работников и студентов.

6. Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категории граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.


Введение

1 Объекты социальной работы: история и реальность

2 Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы

3 Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность проблемы . Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальная работа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.

Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объект социальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии его социальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек во всем богатстве его жизненных проявлений – высшая ценность, конечный критерий и цель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения и категорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адресной социальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, а также в социальной адаптации и реабилитации.

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.

Степень разработанности . В настоящее время проблеме объекта и субъекта социальной работы посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы В. Афанасьева , Н. Ф. Басова , Л. Г. Гусляковой , И. П. Зайнышева , К. В. Кузьмина И. Курбатова , В. П. Мельника , П. И. Нищеретнего , П. Д. Павленка , А. Н. Панова , М. В. Ромм , Т. А. Ромм , Б. А. Сутырина , С. В. Тетерского , Л. В. Топчего , М. В. Фирсова , Е. И. Холостовой , П. Я. Циткилова и мн. др.

Объект курсовой работы – социальная работа.

Предмет работы – объект и субъект социальной работы.

Цель – анализ специфики объектов и субъектов социальной работы.

Задачи исследования сводятся к следующему:

1. Описать объекты социальной работы: история и реальность.

2. Рассмотреть основные субъекты социальной работы и степень их включенности в практику социальной работы.

3. Выявить характер субъектно-объектных отношений в социальной работе.

Методами нашей работы являются метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод статистического анализа.

Научно-практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в практической деятельности социального работника.

1. Объекты социальной работы: история и реальность

Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:

– инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности);

– неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);

– сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);

– безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи);

– малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);

– безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе);

– отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий);

– конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями;

– физическое, психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие;

– одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности) и пр. .

Еще в ветхозаветные времена возникла традиция особого отношения к вдовам и сиротам, притеснение которых со стороны других людей рассматривалось как действие, нарушающее волю Бога и подлежащее, в силу этого, суровому наказанию. Вдовы и сироты были тогда олицетворением беззащитности перед лицом тех трудностей, с которыми сталкивались люди в своей жизни. Традиции особого отношения к ним поддерживалась христианством, которое не только принимало соответствующие решения на своих Вселенских соборах (например, в Халкидоне в 437 г.), но и предпринимало практические действия, направленные на улучшение их положения, т. е. занималось благотворительной деятельностью .

Кроме вдов и сирот, объектами такой деятельности стали считать нищих (особое отношение к которым в России получило название нищелюбия), инвалидов, стариков и другие группы нуждающихся. Общей чертой представителей всех этих групп, которые в настоящее время принято называть социально незащищенными, является то, что – по сравнению с другими людьми – они находятся в наиболее тяжелом положении и не в состоянии сами (т. е. без посторонней помощи) улучшить его .

С. М. Соловьев в отмечал, что в отличие от германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, славяне были милостивы к старым и детям. У восточных славян были приняты семейные обычаи поддержки людей пожилого возраста – «старцев». Из преданий известно об опеке над сиротами («приймаки», «мирские дети», «годованцы») и вдовами. До сих пор существует многовековые традиции социальной помощи, например, «помочь» («толока») – обычай согласно которому соседи приглашаются на большую спешную работу, затем работников обильно угощают. Такого рода помощь оказывается вдовам и немощным .

Устав князя Владимира I от 996 г. определил впервые основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие. Но главным в Уставе князя Владимира I являлось «нищелюбие»: накормить голодного, напоить страждущего и т. п. .

Согласно Стоглавому собору, основными объектами призрения выступали: прокаженные и престарелые; здоровые нищие, которые не могут тем не менее работать (дети-сироты); здоровые взрослые нищие и бродячие .

В период правления Петра I происходит пересмотр основных категорий призреваемых, все изменения имели целью борьбу с профессиональным нищенством. Основными объектами государственной системы призрения выступали: старые и увечные (нетрудоспособные нищие); убогие и юродивые; сироты, незаконнорожденные дети, безнадзорные дети .

В XVIII веке в России была сформирована система государственной социальной помощи в отношении нищих, сирот и убогих. Со второй половины XIX века в качестве объекта призрения стали рассматривать и тех, кто, не являясь «дряхлыми и убогими», в числе которых отдельные лица и семьи, нуждающихся в помощи «от бедности» были отнесены: переселенцы, рабочие, уходивших на отхожие промысли и на поиски сторонних заработков; безработные и неподготовленные к труду, недоимщики по государственным податям, а также крестьяне, не имевшие права на получение кредита в банке .

В начале XX в. появляются новые категории: пострадавшие во время войн (Русско-японская война 1904-1905 г.г., Первая мировая война); малолетние преступники; рабочие и служащие (в 1903 г. был издан Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горно-заводской промышленности», согласно которому при увечье или временной потере работоспособности из-за производственной травмы, назначались пенсии и единовременные пособия) .

На рубеже XIX -XX вв. основным объектом государственного и общественного призрения становятся дети, в числе которых: сироты, инвалиды, учащиеся. К началу XX века в России складывается более или менее четкая система объектов социальной работы: сироты, больные дети (слепые, глухонемые, увечные), вдовы, бедные, бездомные, учащиеся, военные, раненые и больные .

Тем самым, в дореволюционный период в России, в числе основных объектов системы социальной работы выступали различные группы населения, прежде всего наиболее бедные его слои.

После революции, одной из основных категорий социального обеспечения стали инвалиды ВОВ, трудящиеся, пенсионеры, инвалиды труда, безнадзорные и беспризорные дети. Конституция СССР, принятая в 1936 г., закрепляла в числе важнейших прав граждан право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Таким образом, практически всегда в России оказывали адресную помощь особо нуждающимся и только в советский период – всем нуждающимся.

В настоящее время объектом социальной работы являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т. е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования или специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни .объектов и субъектов социальной политики РФ Схематично объект и субъекты социальной ...

  • Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе

    Дипломная работа >> Социология

    ... социальной работы 1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы 1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе 2 Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях 2.1 Система социальной работы ...

  • Социальная работа и психология (1)

    Дипломная работа >> Психология

    ... объекта и предмета теории социальной работы с понятием "социальное взаимодействие". Объект и предмет социальной работы , с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы ...

  • Социальная политика и социальная работа : место и роль социальной политики в теории социальной работе

    Курсовая работа >> Социология

    И социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы ; коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы ; проблемы социальной стратификации и неравенства в социально ...

  • В практике социальной работы при опоре на гуманистический подход формируется личностно-ориентированная, или клиент центрированная (Р. Мэй) модель взаимодействия с объектом оказания помощи, когда специалист ставит задачу на основе самоактуализации клиента. Здесь в центре теоретического и практического внимания находится активность человека. Прежде всего, это касается рассмотрения возможностей клиента социальных служб, который предстает как целостный индивид в единстве его различных сторон и выступает в качестве важнейшего элемента процесса оказания социальной помощи.

    Клиент становится субъектом действия по мере обретения им способностей самостоятельно выбирать формы своего поведения из ряда альтернатив и навыков переживания жизненной ситуации, управления ею. При этом опыт человека, обеспечивающий его «личностный рост», совершенствуется в индивидуальных и групповых формах работы.

    В современной теории социальной работы проблема субъекта и объекта социальной работы рассматривается во взаимосвязи, поэтому субъект и объект социальной работы могут быть лишь условно представлены в ее системе на различных уровнях (табл. 4.1).

    На макроуровне социальной деятельности субъектами и объектами являются общество, государство, органы управления социальной работой. На мезоуровне - социальные группы (семья, производственный коллектив, община и пр.), государственные и частные социальные службы различных типов, общественные и благотворительные организации. На микроуровне взаимосвязанные субъекты и объекты - специалисты по социальной работе и практические социальные работники различных квалификаций, исследователи и преподаватели социальной работы как предметной области, клиенты социальных служб, т.е. люди, нуждающиеся в социальной помощи и предоставляющие ее другим.

    Таблица 4.1

    Субъекты и объекты социальной работы (И. Г. Кузина) 1

    К субъектам социальной работы относятся профессиональные социальные работники высшего и среднего звена, люди, занимающиеся социальной работой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие социальной работе, работники административно-управленческих структур социальной сферы.

    В рамках личностного подхода к объектам социальной работы ими выступают лица, нуждающиеся в изменениях их социального окружения, отношений с другими людьми и собственной социальной ситуации посредством практики социальной работы. Эти люди сталкиваются с социальными проблемами, приводящими к неудовлетворению их потребностей.

    В более узком смысле слова объектами социальной работы являются лица и группы лиц, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Этих людей принято называть также социально уязвимыми группами населения, понимая под уязвимостью отклонение от количественной нормы жизнедеятельности в данном обществе.

    Приведем характеристику субъектов и объектов в социальной работе, призванных решать цели и задачи профессиональной деятельности (табл. 4.2).

    Таблица 4.2

    Характеристика объекта социальной работы

    1 Теория социальной работы / под общ. ред. И. Г. Кузиной. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. С. 18-19.

    Характеристика

    Название документа

    (посетитель,

    заказчик)

    социальной

    Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается

    Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». М., 2003

    Физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (например, парко-, алкозависи- мые, лица с психическим расстройствами, пациенты хосписа)

    Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    Основанием для классификации объектов социальной работы могут выступать состояние их здоровья; правовое положение; материальное положение; имущественное положение; тин поведения и т.д. 1 Так, на основе каждого из названных критериев можно выделить следующие категории объектов: инвалиды; люди, чьи права были нарушены вследствие национальных и религиозных конфликтов; бедные; жертвы социальных и иных катастроф, повлекших за собой утрату их имущества; лица с девиантным поведением.

    Выделяют и группы объектов по комбинированным критериям - дети- сироты, беспризорные и безнадзорные дети; одинокие малообеспеченные пожилые люди и пр. Наличие нескольких критериев уязвимости обусловливает особо трудное социальное положение человека и группы. Однако объекты социальной работы включают в себя не только тех людей, которые уже оказались в трудной жизненной ситуации. С учетом превентивного аспекта социальной работы особое внимание должно уделяться группам населения, имеющим очевидную возможность оказаться в трудной жизненной ситуации.

    Главным субъектом и объектом социальной работы при любом подходе выступает человек (табл. 4.3). Он предстает важнейшим компонентом процесса оказания и получения социальной помощи и поддержки 2 .

    Таблица 43

    Характеристика субъекта социальной работы

    • 1 См.: Социальная работа: теория и практика: учеб, пособие / иод рсд. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвиной. М. : ИНФРА-М, 2001. С 15.
    • 2 См.: Теория социальной работы / под общ. ред. И. Г. Кузиной. С. 27.

    Характеристика

    Название документа

    Работник социальной службы

    Лицо, непосредственно предоставляющее либо организующее предоставление социальных услуг клиентам социальной службы

    ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения

    Социальная

    Предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся п ред п р и н и матсл ьс ко й деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица

    Российская

    Федерация

    Социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

    Ответы к экзамену по социальной работе.

    Миссия социальной работы в современном обществе.

    Реформирование российского общества, развертывание новых и модернизация традиционных форм социальной жизни сделали в последние десятилетия особенно актуальным вопрос о роли и значении социальной работы, ее методологии и технологиях в системе социальных институтов и отношений. Масштабные структурные изменения в экономике, вызванные новыми экономическими реалиями и технологиями, индивидуализация образа жизни и плюрализация ценностных систем делают социальную работу в жизни современного общества стабилизирующим фактором, способствующим поддержанию общественного равновесия, повышению благосостояния.

    Причины становления социальной работы.

    В литературе возникновение социальной работы обычно датируют концом XIX началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников.

    Основными причинами становления социальной работы являются следующие:

    1. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;

    2. урбанизация и индустриализация;

    3. увеличение социальных связей и отношений человека. Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе.

    3. Цель и задачи социальной работы в современном обществе.

    Цель социальной работы – обеспечение нормальных, достойных человеческого существования условий жизни. Достигается посредством социальной политики, которая предполагает создание в обществе системы социальных отношений, основанной на регулировании и оптимизации объективно существующих интересов различных социальных групп при растущей эффективности производства.

    К основным задачам социальной работы относятся :

    - диагностика социальных и личных проблем, ситуаций;

    - социальная профилактика, т.е. осуществление системы мер по предупреждению возникновения кризисных ситуаций для личности, группы людей;

    - социальная адаптация, т.е. процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям в социальной среде, к условиям жизни;

    - социальная реабилитация, т.е. система мер по восстановлению или компенсации нарушенных функций взаимодействия индивида с окружающей социальной средой;

    - социальная терапия (коррекция);

    - социальное обслуживание;

    - социальное проектирование;

    - социальный надзор;

    - социальное попечительство, т.е. забота, покровительство кому-либо;

    - социальное наставничество;

    - социальное нововведение – реализация социальных проектов.

    Актуальные проблемы социальной работы в России и Беларуси.

    Социальная программа в России:

    Пенсионный фонд РФ - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» . Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 133 тысяч социальных работников [

    Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

    § назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);

    § учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

    § назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

    § персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

    § взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

    § выдача сертификатов на получение материнского капитала;

    § выплата средств материнского капитала;

    § управление средствами пенсионной системы;

    § реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);

    § с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

    § с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

    Социальная программа РБ:

    «Дети Беларуси»

    Главными задачами программы являются: улучшение качества жизни детей, усиление государственной поддержки семей и детей, сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития подрастающего поколения. Координирующая роль и функция в реализации программы “Дети Беларуси” - за Министерством труда и социальной защиты.

    До 2009 года планируется провести поэтапное повышение размеров пособий на детей в возрасте до трех лет (до 100% бюджета прожиточного минимума) для всех категорий матерей. Уже в нынешнем году расширится контингент получателей бесплатного питания детям первых двух лет жизни. Продолжится работа по совершенствованию законодательства в части уменьшения налогооблагаемой базы при исчислении подоходного налога для работников, воспитывающих детей и детей-инвалидов. Предполагается увеличение размера финансовой поддержки в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство или приобретение жилья с 30% до 50% (в случае рождения третьего ребенка или наличия трех детей) и с 50% до 70% (в случае рождения четвертого ребенка или при наличии четверых детей).

    В текущем пятилетии продолжится работа по созданию условий для развития новых форм семейного жизнеустройства – опеки, патроната, усыновления. Предусмотрено строительство 56 жилых домов для семей, осуществляющих воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках программы будут возводиться учреждения постинтернатной адаптации детей сирот, их трудоустройства. В структуре территориальных центров социального обслуживания населения за пять лет планируется открытие 23 отделений дневного пребывания детей-инвалидов.

    Большое значение придается в программе дальнейшему укреплению и сохранности здоровья детей.

    5. Предмет и объект в социальной работе.

    Объект социальной работы - клиент - человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

    Предметом социальной работы является, прежде всего, человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу. Специалист в области социальной работы выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан, и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена, прежде всего, тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные человека способы его существования. Это может быть обусловлено многими причинами, в том числе и вне государственного характера. Обратной реакцией человека, который не получает достаточных гарантий со стороны государства, является отчуждение, аполитичность, асоциальность. При таком взаимоотношении страдающими сторонами оказываются обе: и человек, и государство. Социальный работник как посредник между человеком и государством, личностью и обществом на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства к человеку и интересы человека к государству. Социальная работа является одновременно формой общественной деятельности, социальной практикой, синтезом научно-теоретических знаний и учебной дисциплиной.

    Субъекты социальной работы, их характеристика.

    Субъект социальной работы - это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

    Общество красного креста и красного полумесяца:

    международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

    Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле» .

    Составные части Международного Красного Креста:

    § Международный комитет Красного Креста (МККК).

    § Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП).

    § Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

    РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД - благотворительная общественная организация, создана в 1991 на основе Советского детского фонда им. В. И. Ленина (учрежден в 1987). Объединяет усилия общественности по укреплению роли и авторитета семьи, оказанию особой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, а также детям, пострадавшим от стихийных бедствий, эпидемий, войн.

    Ассоциация социальных педагогов:

    Задачи и цели:

    • социально-психологическая помощь неполным и конфликтным семьям, семьям, имеющих проблемных детей;
    • развитие правовой и др. культуры родителей;
    • поддержка в кризисной ситуации;
    • объединение педагогической и др. общественности в вопросах укрепления семьи, развития ребенка, гуманизации и демократизации среды его обитания.

    Основные направления работы на современном этапе:

    Образовательные программы для социальных педагогов: семинары, круглые столы, консультации, педагогические мастерские;
    - культурно-образовательные программы для родителей и детей: семинары-тренинги, праздники, презентации совместного творчества родителей и детей, акции и др.;
    - семейные клубы.
    Основополагающим принципом деятельности ООСПиР "Эола" является открытое взаимодействие в социуме, направленное на развитие, защиту, гуманизацию и демократизацию среды обитания семьи и ребенка.

    © 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины