Социальная нестабильность, ее факторы и стадии развития. Понятие стабильности и нестабильности. Проблема социальной безопасности. Пример социальной нестабильности

Социальная нестабильность, ее факторы и стадии развития. Понятие стабильности и нестабильности. Проблема социальной безопасности. Пример социальной нестабильности

30.09.2019

Понятие социальной стабильности. Проблема стабильности имеет не только научное, но и крайне актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальной нестабильности возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению материального положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества. В действительности социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

В научно-социологическом смысле социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество с отлаженными процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность, исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества. Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие системы «взрываются», становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности, более того, известная неустойчивость, подвижность (как отсутствие закостенелости) просто обеспечивают стабильность.

Согласно современным синергетическим представлениям, неустойчивость в принципе является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Это вполне относится и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в любой точке социального бытия и непредсказуемость конкретной направленности, времени и места возникновения этих изменений.

Факторы социальной стабильности. Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, относящихся к различным сферам его жизнедеятельности - экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, духовной. Прежде всего социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т.е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Существует множество форм контроля, большинство которых мы даже не замечаем. Каждое общество имеет специфическую систему контроля, по крайней мере делает акцент на различных видах контроля. Простейший его вид - взаимный контроль, когда один член группы дает отпор другому за плохое поведение. Такой контроль - непосредственный и взаимный - осуществляется при отсутствии посредников (милиции, полиции, суда и т.д.). Специфической формой социального контроля выступают также традиции и обычаи. Например, обычаи - это определенные обязательные групповые процедуры, которые складываются постепенно без участия какой-либо конституированной власти. Однако нередко обычаи обладают такой силой воздействия на людей, какой не обладает и конституированная власть.

Некоторые другие виды контроля связаны с системой санкций, которые варьируются от индивидуального неодобрения и осуждения до официального наказания в форме штрафов, заключения под стражу. Большинство обществ основывается на разветвленной системе контроля, в которой физическая сила является самым последним средством. Существующие виды контроля тесно взаимосвязаны, и если один ослабляется, то другой сразу же заменяет его.

Среди факторов социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И наоборот, недостаточное влияние, аморфность центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что, в свою очередь, ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества является наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может выполнять самую дестабилизирующую роль. Причем предвидеть направление ее разрушительных действий практически невозможно. Поэтому уберечь общество от люмпенизации, от активных действий экстремистских политических сил - одно из важнейших направлений сохранения его спокойствия и стабильности.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти. В этом отношении одним из защитных механизмов стабильности может стать развитие многопартийности. Конечно, при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами (парламент, исполнительная власть), при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может служить и фактором дестабилизации общественной жизни, Но в принципе многопартийность - это один из защитных механизмов стабилизации общества. Она защищает общество прежде всего от тоталитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп является парламент.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает отражением более широких и масштабных ориентаций социальных групп и слоев, а с другой стороны, в свою очередь, способствует укреплению подобных ориентаций. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Однако ни в теории, ни на практике нельзя отождествлять, смешивать демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает безграничное господство мыслей лишь главного действующего лица, верховного правителя. Разнообразие мнений здесь не допускается. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных групп и слоев. Здесь богатство мнений служит методом, способом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики.

Контрольные вопросы

1. Какие изменения являются социальными?

2. В чем заключаются плюсы и минусы значимых моделей социально-исторических изменений?

3. Каковы основные черты эволюционных и революционных социальных изменений? Чем от них отличаются циклические социальные изменения?

4. Каков механизм воздействия технологических изменений на социальные?

5. Что объединяет и в то же время разделяет такие понятия как «социальные изменения», «социальное развитие», «социальный прогресс»?

6. Как взаимосвязаны социальные изменения и социальная стабильность?

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт подготовки научно - педагогических и научных кадров

Кафедра государственного управления и политических технологий


По дисциплине «Методология исследования социально-экономических и политических процессов»

На тему: «Социальная нестабильность, ее факторы и стадии развития»

Специальность: 00.08.05 - «Экономика и управление народным хозяйством»


Выполнил:

Караткевич А.Г.


Введение

1. Понятие стабильности и нестабильности. Проблема социальной безопасности. Пример социальной нестабильности

2. Социальная стабильность и нестабильность как критерий показателя динамики развития общества. Понятие социального кризиса.

Факторы и стадии развития нестабильности

2. Понятие социальной катастрофы. Социальная нестабильность в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Способность России находить ответы на вызовы времени напрямую зависит от состояния российского общества. История показывает, что на этом пути преуспевают те нации, которые сочетают в себе следующие качества: следование традициям наряду с восприимчивостью к новому; сплоченность одновременно со способностью к самостоятельным действиям каждого; широта взглядов при твердом следовании традиционным нравственным нормам. Сегодня к привычным задачам экономического и социального созидания добавилась необходимость с оружием в руках отстаивать наши жизненные интересы.

Развитие современного российского общества проходит неизбежный кризисный этап. Он характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений. Это создает колоссальные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения, требует глубокого и точного теоретического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений.

Современное социологическое знание решает для себя одновременно целый ряд проблем. Одной из них является поиск и апробирование новых выразительных средств, адекватных ситуации. Этому способствует появление новых социальных сюжетов в общественном процессе, а также обострение противоречий, обусловленных глобальной трансформацией, что нуждается в соответствующем научном осмыслении. Речь идет о системном кризисе, затронувшем все сферы социальных отношений. Кризисное состояние общества является наиболее универсальной характеристикой общества как целостной системы. Тем самым проблематика кризиса нуждается в более углубленном, системном осмыслении, которая связана не только с современной ситуацией, но и с предшествующим развитием российского общества.

Реальные социальные изменения, которые носят устойчивый, необратимый характер, связаны в России в первую очередь с экономическими реформами. А они развиваются сложно и противоречиво. Социально-экономическая напряженность способствует углублению социальных и этнических конфликтов. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

В данной работе я намерен рассмотреть особо актуальную проблему социальной нестабильности в России, выделить несколько ключевых терминов, коими являются социальная безопасность, а также динамика развития общества, и то как она влияет в целом на нестабильность в социальной сфере РФ.

Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, теоретическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни, консолидация современного российского общества - это то, чего ждут и на что надеются россияне уже несколько лет. В такой ситуации возникают даже представления о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных порядков, систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей.

Стабильность и нестабильность социальной системы это две крайние противоположные точки на шкале ее возможных состояний.

Нестабильность - это деформация структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Она может проявляться как на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т.д.), их взаимодействия друг с другом, так и на уровне всего общества.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие современного российского общества проходит неизбежный кризисный этап. Он характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений. Это создает колоссальные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения, требует глубокого и точного теоретического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений.

Цель работы рассмотреть основные представления о нестабильном состоянии социальной системы, раскрыть положительные и отрицательные стороны подобного состояния.


1. Понятие стабильности и нестабильности. Проблема социальной безопасности. Пример социальной нестабильности

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т. д.), их взаимодействия друг с другом, наконец, на уровне всего общества.

Однако понятие нестабильности имеет и более широкий фундаментальный научный и философский смысл. Согласно современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, нестабильность в смысле неустойчивости является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в той или иной точке социального бытия, даже непредсказуемость этих изменений, их конкретной направленности, времени и места возникновения.

В реальной социальной жизни нестабильность, как правило, является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций и деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные)и природные. Воздействие внешних социальных факторов может существенно деформировать и даже разрушить социальную систему. Так, в период захватнических колонизаторских войн были разрушены многие общества в Африке, Азии, Америке, Австралии, уничтожены целые народы, нередко с высокой и уникальной культурой. Существенно нарушить стабильность социальных (социетальных) систем могут и природные катаклизмы. Под их воздействием нередко деформируются или совсем разрушаются некоторые социальные институты, например, экономика, система здравоохранения. Огромный ущерб народному хозяйству, различным системам жизнеобеспечения людей, их жизням наносят землетрясения, наводнения, тайфуны, цунами и т. д.

Внутренние социальные факторы нестабильности социальных систем также весьма многообразны. В целом можно сказать, что нестабильность системы - это разрушение или по крайней мере нарушение ее целостности, деформация структуры и функций. Это положение подробнее можно проиллюстрировать на примере социальных институтов. Нестабильность деятельности социальных институтов проявляется прежде всего в существенном нарушении равновесия между структурными компонентами (например, дисбаланс отраслей народного хозяйства в экономике), в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации во взаимоотношениях между различными социальными институтами.

С социологической точки зрения социальная стабильность - не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, не признаком стабильности, а признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного времени, особенно в 1960- 1970-е гг., правительство старалось держать стабильными, т. е. неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров, затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало экономически невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя. Так что неизменяемость каких-либо систем вовсе не означает их стабильности.

В социологическом смысле социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Она складывается из трех уровней:

1) внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ и т. д.);

2) стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

3) стабильности всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность.

Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. на уровне всего общества. Стабильное общество - это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества. Соответственно, нестабильность также вызвана обществом и имеет способность устаиваться в течение длительного периода, а также иметь губительные последствия для всех слоев и строев социума. Во избежание ситуаций различной нестабильности я введу термин «социальная безопасность», и расскажу немного более подробно об этой теме.

Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Безопасность - социальная норма современного общества. Появление темы «безопасности» в горизонтах социологии нестабильности вызвано рядом обстоятельств. И среди них необходимо прежде всего выделить тесную связь и взаимообусловленность проблем обеспечения стабильного развития, социальных порядков общества и сохранения безопасности России. Далее немного раскроем тему социальной безопасности как ячейку в стабильном сосуществовании в нашей стране, и факторы, которые влияют на нее.

Социальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз. Ее объекты - все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни народа, которые регулируются национальной и социальной политикой. И в этом плане социальная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Как мы все помним, до недавнего времени в социальной политике отсутствовала стратегия социального развития. Следствием этого явились низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокая социальная дифференциация населения, региональная диспропорция в уровне жизни, снижение качества образования и здравоохранения, а также общего уровня духовности и культуры в нашем обществе. И, наконец, во весь рост обозначилась демографическая проблема.

Как известно, в 2005 году появились приоритетные национальные проекты, которые положили начало стратегическому повороту в социальной политике и послужили основой для формирования социальной стратегии в России. Важность этих проектов в том, что они были ориентированы на человека, на необходимость первоочередного решения проблем его образования, его здоровья, его благосостояния.

Для выработки принципов достижения долговременных целей социального развития, которые были провозглашены на известном заседании Госсовета Владимиром Путиным, были определены задачи выстраивания социально-экономической политики как политики управления будущим. И в этом плане необходимо, чтобы концепция социально-экономического развития нашей страны стала стратегией безопасного и устойчивого социального развития, направленного на совершенствование социальных отношений, обеспечение равных возможностей и социальной консолидации.

Это требует серьезных финансовых ресурсов и решения достаточно сложной задачи реализации двух взаимосвязанных, но вместе с тем разновекторных направлений - спроса на равенство и спроса на эффективность. Это требует, в свою очередь, одновременного накопления социальной мобильности и социальной справедливости внутри рыночной экономики, соответствующих уровню и темпу развития общества.

В этом плане социальная безопасность является ключевой гарантией сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал. Для ее обеспечения нужны принятие и выполнение высоких социальных обязательств государства в рамках комплексной системы социальных стандартов.

Новая социальная политика требует постоянного создания и расширения для общества и для каждого гражданина инфраструктуры новых возможностей для самореализации, саморазвития собственных инвестиций граждан в свое будущее и будущее своей семьи. Это нужно осознать всем - и власти, и обществу, и каждому гражданину. Хотя на сегодняшний день существует и накапливается очевидный недостаток подобных возможностей, дефицит профессиональных инструментов: сберегать, страховать, накапливать и вкладывать.

Необходимость решения стратегических задач социального развития требует просчитанных, эффективных и обсужденных с обществом новых принципов финансирования социальной сферы, четкого представления о перспективах ее отдельных направлений, перестройки и повышенной ответственности правительства.

С этой целью, как мы знаем, Минэкономразвития был разработан проект Концепции социально-экономического развития до 2020 года, в котором недостаточно акцентируется внимание на преодолении дифференциации российского общества по качеству и уровню жизни, не предусматриваются обоснованные механизмы сокращения имущественных, территориальных, информационных и иных разрывов между слоями населения, расширения прав и свобод нуждающихся. В доработанном варианте концепции недостаточно обоснована политика доходов, жилищная политика, стандарты отнесения к среднему классу и возможности достижения его доли 50-60 % в общей численности населения страны.

Я считаю, что надо исходить из совершенно другой парадигмы: из признания равной значимости для общества социальной и экономической политики. Это принципиальное положение, которое присутствует в социальных системах тех цивилизованных стран, где во многом решены проблемы социального обеспечения граждан, где приняты социальные стандарты.

Человеческое творчество - слишком сложный феномен, чтобы редуцировать его лишь к социальным и культурным условиям. Но и игнорировать влияние этих условий на творчество нельзя, поскольку они имеют большое значение, представляя собой среду, под воздействием которой находится любая человеческая деятельность.


2. Социальная стабильность и нестабильность как критерий показателя динамики развития общества. Понятие социального кризиса. Факторы и стадии развития нестабильности

Как стабильность (а также кризис и рост), так и безопасность выступают определенными состояниями социального организма, показателями динамики его развития?

Понятие «состояния» служит здесь общетеоретической основой установления внутреннего родства феноменов стабильности и безопасности как феноменов, характеризующих динамику жизненных процессов, социального и экономического развития. На эту особенность состояния стабильности и, соответственно, нестабильности обращает внимание Н.А. Косолапов, который определяет ее следующим образом:

это не статус-кво, а динамика всех и всяческих жизненных процессов, остановить которую не дано никому, причем динамика, не искажаемая экстремальностью внешних или внутренних условий жизни, особенно экстремальностью, искусственно создаваемой или вызываемой;

предсказуемость наиболее существенных, принципиальных параметров и состояний системы, направлений и тенденций ее эволюции и развития;

возможность рационально и эффективно реагировать как политически, так и практически на все перемены, которые рождает жизнь, и делать это своевременно... В психологическом смысле стабильность - это когда человек способен распоряжаться временем, а не время - человеком.».

Соответственно, нестабильность, которую, по мнению Н.А. Косолапова, также необходимо рассматривать как «универсальную форму проявления развития», но развития плохо контролируемого, чреватого конфликтами и опасностями.

«Человек и политические структуры воспринимают ситуацию как нестабильную, а значит, и потенциально угрожающую, опасную в тех случаях, когда они не знают и/или не понимают, что именно происходит; не могут интерпретировать происходящее в привычных для себя понятиях и категориях; не располагают достаточным временем и/или возможным для получения и истолкования необходимой информации; не контролируют или недостаточно влияют на происходящее».

Итак, стабильность и нестабильность можно рассматривать как категории, обозначающие разные степени владения жизненно практическими ситуациями, социальной реальностью, разные уровни безопасности или опасности (смотря какой аспект выбран в качестве исходного). Но они же выступают границами, фиксирующими развитие социальной реальности в качестве потока изменений, имеющего нелинейную природу. Нестабильность в этом случае выражает не только недостаточную способность понимания или контроля изменений социальной реальности, но и объективную возможность возникновения «сильно неравновесных ситуаций», бифуркаций (бифуркация в переводе с латинского означает «развилки, раздвоение надвое» и фиксирует особенности поведения сложных систем, испытывающих сильные внешние и внутренние напряжения).

В частности, нестабильность социальной системы может быть вызвана, как показывает Э. Ласло, вполне рационально объяснимыми причинами - бифуркациями. «Сами нестабильности могут быть различного происхождения. Они могут возникать вследствие недостаточной ассимиляции или плохого применения инноваций.

Толчком к их возникновению могут быть и внешние факторы, такие как гонка вооружений, и внутренние факторы, такие как политические конфликты.

Нестабильности могут быть вызваны крушением локального экономико-социального порядка под влиянием учащающихся кризисов.

Независимо от своего происхождения нестабильности с высокой вероятностью распространяются на все секторы и сегменты общества и тем самым открывают двери быстрым и глубоким изменениям»1.

Социология нестабильности - социологической теории, которая выделяет кризисное развитие общества и нестабильные состояния социальной реальности в качестве объекта своего исследования. При этом основные интересы данных исследований сосредоточены на выявлении социокультурных механизмов, определяющих поведение как отдельных социальных акторов, так и социальной системы в условиях нестабильного, кризисного развития, а также на изучение изменений соотношений между социальными нормами и патологиями - отклонениям и от нормального в ситуациях риска и неопределенности.

Классическая социология накопила немало опыта в анализе феноменов дезинтеграции социальных систем, кризисных ситуаций и конфликтов (например, войн и национальных конфликтов), а также аномии (здесь мы должны вспомнить работы А. Боскова, Э. Гидденса, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, Л. Козера, Л. Крисберга, Т. Куна, Р. Мертона, П. Сорокина, Г. Спенсера, Г. Хоуманса, Ф. Бородкина, А. Здравомыслова, А. Зайцева и др.).

Иное дело, что глубинный системный анализ, отображающий основные сущностные характеристики кризисных, нестабильных форм развития общества, либо отсутствует, что характерно для работ вышеперечисленных авторов, описывающих нестабильности, либо же отвергается как не выдержавший испытание исторической практикой, что, собственно, и случилось с марксистской социологией. А именно в рамках этой последней доктрины проблемы социально-экономического и политического кризиса, социальных революций как радикальных изменений общества, классовой борьбы и войн занимали одно из центральных мест.

Как уже говорилось, нестабильность в развивающихся обществах в той или иной форме существует практически всегда. Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по се контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.

Можно зафиксировать три стадии в этом процессе. Первая - это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей. На уровне всего общества как социетальной системы это главным образом деформации отдельных социальных институтов, о чем уже говорилось.

Вторая - общая нестабильность социальной системы как таковой, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы или, если речь идет о социетальной системе, системный кризис всего общества. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.

При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными Института социально-политических исследований РАН, заключающийся в определении предельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические отношения, обороноспособность. Так, социальная сфера содержит четыре показателя:

1) соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10: 1;

2) доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике - 10%;

3) соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое значение в мировой практике - 1: 3;

4) уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение 8-10%. Во второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели развития российского общества выходили за рамки предельно критических мировых показателей, что самым серьезным образом сказывалось на стабильности российского общества в целом. Например, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 1996 г. выражалось соотношением 15: 1.

Наконец, третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы как таковой, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер.

История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф: 1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской, греко-римской, византийской и других цивилизаций); 2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы (трансформация феодальных или полуфеодальных социальных систем и институтов в Японии, Малайзии и других странах в капиталистические). Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.


3. Понятие социальной катастрофы. Социальная нестабильность в России

Термин «катастрофа» широко применяется в настоящее время для характеристики различных типов исторических ситуаций (войны, революции, экономические кризисы).

Современные толковые словари русского языка дают понятию «катастрофа» следующие определения.

«Катастрофа - событие с трагическими последствиями.».

«Катастрофа - внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия.»

Иное определение дает Е.М. Бабосов, характеризующий катастрофу как «резкое, скачкообразное превращение системы в результате чрезмерного нарастания внутренней и внешней напряженности из устойчивого положения в неустойчивое, угрожающее разрушением ее важнейших компонентов либо переходом в другое качественное состояние».

Соответственно, понятием «социальная катастрофа» обозначаются аналогичные процессы в обществе, приводящие к большим людским, материальным и (или) культурным потерям.

Социально-политическая революция представляет собой период и серию множественных катастроф. В последнее десятилетие ХХ в. в России совпали (точнее слились и вызвали эффект резонанса, взаимно стимулировали друг друга) пики падения по нескольким циклам развития: технологическим, экономическим, национальных отношений, циркуляции элит. В результате возникли множественные катастрофы. Главными в «пакете» российских революционных катастроф стали:

1. социально-экономическая (рекордный по глубине и продолжительности для мирного времени в мировой истории ХХ в. экономический кризис и «обвал» в ключевых отраслях производства).

2. финансовая (многократное сокращение бюджета, лавинообразный рост внешнего долга, гиперинфляция в революционный период, вывоз капитала на протяжении ряда лет, сопоставимый с федеральным бюджетом).

3. социотехнологическая (опережающее падение уровня инвестиций, выбытие основных фондов и рост аварийности).

4. социальная (в узком смысле слова). Ее составляющими в постсоветской России стали: падение уровня жизни, обесценивание честного труда, рост социального неравенства, распространение бедности, массовая детская беспризорность, массовая безработица).

5. Социально-нравственная. Разрушение нравственного здоровья общества выразилось в его криминализации, эпидемии болезней, вызываемых антисоциальным поведением, и замещении социальных и патриотических ценностей антисоциальными и антипатриотическими.

6. Социально - демографическая

7. геополитическая (крушение сверхдержавы, однополярный мир, перекрестные угрозы)

Социальная нестабильность, обусловленная неравномерностью распределения общественных благ, может стать угрозой для политической стабильности общества

Что происходит в современной России? Приходится признать, что социальное здоровье страны серьезно подорвано. В России много бедных людей, одновременно можно наблюдать резкую поляризацию доходов, уравновесить которую не может даже существенный рост общего благосостояния граждан. Иными словами, богатые люди продолжают богатеть, а численность бедняков сокращается весьма медленно. Ситуация усугубляется оттого, что установленный уровень бедности - прожиточный минимум, составляющий сегодня чуть более 4 тыс. руб. на душу населения, - представляется искусственно заниженным по сравнению с западными уровнями. 16,3% россиян официально находятся за чертой бедности. Если применить к России западные стандарты, этот показатель существенно возрастет. Приблизительно столько же - 16% - причисляют себя к среднему классу. Очевидно, что настоящего, многочисленного среднего класса в России не существует ни по объективным экономическим показателям, ни в субъективном восприятии граждан. Существующий же средний класс весьма эклектичен: в силу того, что процесс дифференциации общества по уровню образования и профессиональной принадлежности далек от завершения, главным критерием принадлежности к российскому среднему классу выступает уровень дохода в отличие от США, где принадлежность к среднему классу отражает уровень образования, полученный человеком.

Рост дифференциации в доходах представляет для России серьезную опасность. Социальная нестабильность, обусловленная неравномерностью распределения общественных благ, может стать угрозой для политической стабильности общества. Вместе с тем социологическая квалификация российского общества, будь оно гражданским или тоталитарным, не может связываться преимущественно с политическими моментами и параметрами, что характерно для обществ тоталитарного и гражданского типов. Необходима связь с экономическими, производственно-трудовыми факторами. Тип социальной организации современного российского общества необходимо выводить в первую очередь из данных факторов, а на них уже нанизывать производные от экономики обстоятельства. В основу социологической квалификации типа общественного устройства, социального порядка объективно входят явления, связанные с характером преимущественно трудовых отношений.

Тем самым в современной социологической литературе, что касается анализа общества как целостной системы, как социальной организации определенного уровня малоисследованными остаются следующие социальные проблемы и сюжеты:

сквозные социологические параметры, позволяющие отследить и проанализировать российское общество в том историческом отрезке, в рамках которого решаются вопросы социальной преемственности, рассматриваются условия и тенденции современной глобальной трансформации;

социумные, а не государственно-политические аспекты перехода от советской социальной организации или организации тоталитарного типа к организации демократического, постсоветского типа;

элементы, механизмы и принципы проявления чрезвычайности, напряженности в общественной системе, позволяющие ее квалифицировать как систему измененного, мобилизационного социального порядка;

роль социально-экономических, производственно-трудовых факторов в организации и функционировании российского социума как целостной системы и место организационно-экономических механизмов в. воспроизводстве общественной системы; роль социального насилия и ограничение свободы в организационно-экономических и политических механизмах функционирования российского социума.

Степень разработанности проблемы

Вместе с тем основное внимание исследователей проблем российского общества концентрируется вокруг проблем субъектно-общностной и институциональной его трансформации. Проблема общества как целостной системы либо укладывается в уже сложившиеся мировоззренческие и методологические стереотипы, либо рассматривается на уровне и в качествах социального, экономического и политического пространства. Как таковая проблема макросоциальной организации социума специально не анализируется. Дело не только в том, что она растворяется в других проблемах, сколько в том, что она не имеет своей качественности. Нередко методологические установки анализа общества как системы отождествляются напрямую с теоретическим знанием об особенностях функционирования и характере социума.

Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений, то есть она является нестабильной. Подобное положение связано с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. На начальном этапе преобразования воспринимались населением страны положительно, но в последующем, когда вместо реформации произошла трансформация социальной системы, а коренные изменения в экономике повлекли за собой ослабление материальной основы государства и, как следствие, резкое падение уровня жизни значительной части населения страны, реформы перестали пользоваться поддержкой. В результате проводимой трансформации в России усугубились все те противоречия, которые были характерны для советской системы: неэффективная экономика, коррупция, фактическое неучастие основной массы населения в управлении страной, несоблюдение прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в результате реформ к перечисленным противоречиям добавились такие как: падение уровня жизни основной части населения страны, социальное расслоение общества, демографический кризис, криминализация сознания. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.


Заключение

Отсутствие в нашем обществе массовой идеологии привело к образованию за последние годы буквально "идейного вакуума", когда люди последовательно разочаровались в самых разных идеалах общественного устройства: коммунистическом... демократическом... либеральном... Все идеологические устои, на которых зиждется во многом стабильность общества, рухнули. Следовательно, к общим причинам нестабильности системы относятся сверхнормативные изменения структуры и физических параметров системы, отклонения от нормы характера и прочности внутренних связей, низкая эффективность некоторых элементов. Характерными чертами нестабильной системы являются неравномерность развития, неустойчивость, низкая адаптивность к изменениям, низкий уровень реализации потенциала большинства. Такая система недолговечна.

Наибольшей нестабильностью отличаются социальные системы переходного типа, претерпевающие трансформацию, в связи с осуществлением реформ политической и социально-экономической жизни, осуществляемых по сложному бифуркационному сценарию.

Неустойчивость социальной системы может быть результатом отсутствия сбалансированности ее структуры, низкой эффективности некоторых ее элементов, которые в ответе за предотвращение и ликвидацию последствий воздействий. В качестве примера можно привести маломощные вооруженные силы Ирака, которые оказались не способны отразить внешнюю агрессию, что привело страну фактически к потере суверенитета, а в итоге к разрушению всей системы. К подобному результату могут привести и слабые внутрисистемные взаимоотношения. Так, негативное отношение большинства населения к представителям правоохранительных органов не способствует эффективному решению стоящих перед ними задач, что в купе с несовпадающими системами ценностей ослабляет потенциал общества, что характерно для сегодняшней России.

Кроме того, нестабильность является последствием низкой реализации человеческого потенциала, что выражается в исключении значительной части населения из процесса стабилизации системы. Причиной этого является несовершенство организации системы - несоответствия стоящих и возникающих задач структуре и социальным технологиям, динамизму развития. С одной стороны социальная система неэффективна в связи с тем, что невостребованным остается творческий потенциал людей и это приводит к отделению личности от системы, а с другой стороны - отсутствие удовлетворения потребностей личности также приводит к отдалению от системы и плюс к деградации самой личности. В итоге же снижается совокупный творческий потенциал социальной системы, что влияет на общую стабильность в стране.


Список использованной литературы

1. Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.

2. Овчаров А.О. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. - Н.Новгород: ООО «Цветной мир», 2013. - 260 с.

3. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие для студентов вузов. - М.: КноРус, 2009. - 335.

4. Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие для студентов вузов / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. - М. : Вуз. учеб. : ВЗФЭИ, 2007. - 182 с.

5. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учеб. - М.[и др.]: Питер, 2004.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования М., 1998.

7. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 1998.

8. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа СПб., 1997.

9. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. Основы прикладной социологии. М., 1996.

10. Политические изменения в трансформирующихся переходных обществах: условия и факторы оптимизации: монография / А.Г. Караткевич - СПб.: ЗУМЦ, 2012. - 6,4 п.л.

11. Политические аспекты социопроблем трансформирующегося общества (на примере России и Беларуси): монография / А.Г. Караткевич. - М.: ИД «АТИСО», 2008. - 16 п.л.

12. Караткевич А.Г. К вопросу о структуре системной социотрансформации переходных обществ // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 2. - 1,0 п.л.

13. Караткевич А.Г. Геополитические аспекты глобальных трансформационных вызовов. Часть I // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 3. - 1,0 п.л.

14. Караткевич А.Г. К вопросу об основных тенденциях и направлениях социального взаимодействия в условиях трансформации общества // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 4. - 0,8 п.л.

15. Караткевич А.Г. Рентеграция как фактор социотрансформации и противовес глобализации. Часть II // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 5. - 1,0 п.л.

16. Караткевич А.Г. К вопросу о геополитических аспектах глобальных трансформационных вызовов // Вестник ВолГУ. Серия 4. - 2009 - 0,5 п.л.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

II. Экономическая нестабильность.

Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может быть на руку части компаний. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

III. Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем .

Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д.

Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механиз­мом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не наце­лен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граж­дан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и бо­гатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и ре­ализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Таким образом, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

Обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;

Наличием естественных монополий;

Ограниченностью определенных ресурсов;

Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;

Рисунок 1. Экономические функции государства

Обеспечением достоверности информации;

Обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;

§ правовым обеспечением функционирования рыночного механизма. Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями.

В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

Государство также стремится предотвратить нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию . Например, может быть введен запрет на демпинг , то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России.

Качество многих товаров, а также уровень обслуживания не всегда находится на высоком уровне;

§ тем, что не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоения дальнего космоса, мирового океана требуют очень больших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются государствами.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями с целью приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйство­вания.

Другими словами государственное регулиро­вание экономики – это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сег­менты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, теоретическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни, консолидация современного российского общества — это то, чего ждут и на что надеются россияне уже несколько лет. В такой ситуации возникают даже представления о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных порядков, систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей.

С социологической точки зрения социальная стабильность — не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, не признаком стабильности, а признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного времени, особенно в 1960- 1970-е гг., правительство старалось держать стабильными, т. е. неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров, затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало экономически невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя. Так что неизменяемость каких-либо систем вовсе не означает их стабильности.

В социологическом смысле социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Она складывается из трех уровней:

  • внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ и т. д.);
  • стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;
  • стабильности всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность.

Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. на уровне всего общества. Стабильное общество — это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества.

Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные политические режимы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие режимы «взрываются», становятся средоточием социальных конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова — это демократическое общество.

Таким образом, в обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.

Факторы социальной стабильности

В соответствии с тремя главными уровнями социальной стабильности следует выделять и основные группы факторов, их обеспечивающие. Очевидно, что стабильность каждой социальной системы определяется внутренними факторами системы и внешними факторами по отношению к данной системе. Так, стабильность системы образования как социального института зависит от внутренних факторов — профессиональной подготовленности преподавательского корпуса, оптимального соотношения числа учителей и учеников, программной и методической обеспеченности и т. д. Вместе с тем стабильность деятельности этой сферы (системы) зависит и от многих внешних факторов, таких, в частности, как государственное законодательство и государственная политика в области образования, политическая стабильность общества, материально-техническое и финансовое обеспечение и др. То же самое в принципе можно сказать и о любой другой социальной системе.

Особое внимание следует обратить на вопрос стабильности социальных систем на национально-государственном уровне, т. е. стабильности того или иного общества в целом. Внешние факторы его стабильности очевидны. Это благоприятная международная обстановка, наличие нормальных связей и отношений с другими странами-государствами и, пожалуй, главное, — включенность в глобальную социальную (социетальную) систему. Не случайно, например, Россия в последнее время прилагает максимум усилий для вхождения на равных правах в ряд международных правительственных и неправительственных организаций и органов, что, естественно, будет способствовать социальной стабильности самого российского общества.

Внутренние же факторы стабильности общества весьма многообразны. Важнейшее место среди них занимает стабильное функционирование социальных институтов, охватывающих социальную, политическую, экономическую, культурную системы общества. В стабильном обществе между ними устанавливается определенное соответствие, в результате которого они как бы взаимно поддерживают друг друга. Более того, сбой в функционировании, дисфункция даже какой-либо одной системы оказывает существенное дестабилизирующее воздействие и на все общество как социетальную систему. В этой связи следует особо подчеркнуть важное значение культурной системы, которое на практике нередко недооценивается. Дело в том, что культурная система общества как бы узаконивает, легитимизирует другие системы и господствующие в них порядки. Эти системы (и порядки) в глазах людей должны выглядеть законными, «правильными», справедливыми с точки зрения господствующих культурных идеалов, ценностей и норм. Только тогда люди будут стараться соблюдать эти порядки. В противном же случае происходит отчуждение от народа формально установленных порядков в экономической и политической системах.

Стабильность общества в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти. Одним из защитных механизмов стабильности может явиться развитие многопартийности. Но при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами, при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может стать фактором дестабилизации общественной жизни. Но в принципе многопартийность — это один из защитных механизмов общества против наступления авторитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп служит, как правило, парламент.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус (согласие) в отношении базовых ценностей со стороны основных политических сил и партий, представителей всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает как отражение более широких и масштабных ориентаций социальных групп и слоев, с другой — способствует укреплению этих ориентаций. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе выявляется наиболее остро в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Однако ни в теории, ни на практике нельзя отождествлять демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает «мыслие» лишь главного действующего лица, верховного правителя, будь то император, диктатор, президент или генсек. Разнообразие и многообразие мнений здесь не допускаются. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных слоев и групп. Здесь богатство мнений служит методом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики.

Среди социальных факторов стабильности общества многие исследователи и политические деятели называют факторы, относящиеся к его социально-классовой структуре, его стратификации. Среди них — наличие в обществе достаточно обширного среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, средних размеров частной собственностью. Наличие такого класса обусловливает наличие и укрепление центристских политических сил, которые способны привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И наоборот, недостаточное влияние центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что в свою очередь ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.

Социальная нестабильность

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т. д.), их взаимодействия друг с другом, наконец, на уровне всего общества.

Однако понятие нестабильности имеет и более широкий фундаментальный научный и философский смысл. Согласно современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, нестабильность в смысле неустойчивости является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в той или иной точке социального бытия, даже непредсказуемость этих изменений, их конкретной направленности, времени и места возникновения.

В реальной социальной жизни нестабильность, как правило, является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций и деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные) и природные. Воздействие внешних социальных факторов может существенно деформировать и даже разрушить социальную систему. Так, в период захватнических колонизаторских войн были разрушены многие общества в Африке, Азии, Америке, Австралии, уничтожены целые народы, нередко с высокой и уникальной культурой. Существенно нарушить стабильность социальных (социетальных) систем могут и природные катаклизмы. Под их воздействием нередко деформируются или совсем разрушаются некоторые социальные институты, например, экономика, система здравоохранения. Огромный ущерб народному хозяйству, различным системам жизнеобеспечения людей, их жизням наносят землетрясения, наводнения, тайфуны, цунами и т. д.

Внутренние социальные факторы нестабильности социальных систем также весьма многообразны. Некоторые из них уже назывались в этом параграфе. В целом можно сказать, что нестабильность системы — это разрушение или по крайней мерс нарушение ее целостности, деформация структуры и функций. Это положение подробнее можно проиллюстрировать на примере социальных институтов. Нестабильность деятельности социальных институтов проявляется прежде всего в существенном нарушении равновесия между структурными компонентами (например, дисбаланс отраслей народного хозяйства в экономике), в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации во взаимоотношениях между различными социальными институтами.

Социальные кризисы

Как уже говорилось, нестабильность в развивающихся обществах в той или иной форме существует практически всегда. Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по се контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.

Можно зафиксировать три стадии в этом процессе. Первая - это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей. На уровне всего общества как социетальной системы это главным образом деформации отдельных социальных институтов, о чем уже говорилось.

Вторая - общая нестабильность социальной системы как таковой, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы или, если речь идет о социетальной системе, системный кризис всего общества. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.

При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными Института социально-политических исследований РАН, заключающийся в определении предельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества , означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиант- ное поведение, политические отношения, обороноспособность. Так, социальная сфера содержит четыре показателя:

  • соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10: 1;
  • доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике — 10%;
  • соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое значение в мировой практике — 1: 3;
  • уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение 8-10%. Во второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели развития российского общества выходили за рамки предельно критических мировых показателей, что самым серьезным образом сказывалось на стабильности российского общества в целом. Например, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 1996 г. выражалось соотношением 15: 1.

Наконец, третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы как таковой, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер. История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф: 1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской, греко-римской, византийской и других цивилизаций); 2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы (трансформация феодальных или полуфеодальных социальных систем и институтов в Японии, Малайзии и других странах в капиталистические). Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.

"Финансы: планирование, управление, контроль", 2011, N 5

Для экономических систем всех стран мира, основанных на рыночных механизмах, характерно циклическое развитие - после значительного экономического подъема всегда наступает экономический спад. Данное утверждение верно и для региональных экономических систем, которые являются подсистемами, элементами экономической системы страны. Как правило, состояние региональной экономической системы коррелирует с состоянием экономической системы страны.

Достичь постоянного экономического роста стремятся правительства всех государств, региональные администрации, отдельные предпринимательские структуры, однако пока это не удавалось никому. Практические исследования подтверждают, что в любой экономической системе, основанной на рыночных механизмах, происходят колебательные процессы, волнообразные движения по причине несовершенства данных механизмов. При этом колебания рыночной активности в разных экономических системах достаточно сильно различаются по регулярности, длительности и причинам возникновения. С периодом в несколько лет экономический рост и подъем деловой активности сменяются снижением макро-, мезо- и микроэкономических показателей роста. Возникает экономический спад, спрос и предложение сокращаются, и предпринимательская деятельность затухает.

Экономический спад характеризуется выявлением в экономической системе нестабильных явлений, которые сначала замедляют развитие всей системы, принуждая ее адаптироваться к новым условиям функционирования, а затем экономическая система начинает развиваться более быстрыми темпами, пока не накопит в своей структуре новые противоречия и нестабильные явления. Затем данный цикл опять повторяется.

Однако в экономической литературе более широкое внимание уделяется именно стабильному состоянию экономических систем, равновесию и устойчивости. При этом упускается тот момент, что без нестабильности не может существовать стабильность и порядок. Эти два противоположных состояния являются одним целым одного процесса - развития экономической системы.

Если экономическая стабильность определяется как устойчивое состояние экономической системы, обеспечивающее оптимальное функционирование и развитие данной системы, сохранение ее основных характеристик в условиях воздействия внутренних и внешних изменений, то экономической нестабильностью экономической системы является такое ее состояние, когда идет снижение темпов и динамизма ее развития, появление застойных процессов и явлений, возникновение напряженности в предпринимательских кругах, характеризуемой спадом деловой активности и ростом недоверия предпринимательских структур друг к другу.

Нестабильность конструктивна через разрушительность: стабильность возникает благодаря нестабильности и из нее, нестабильность, как и стабильность, лежит в основе развития экономической системы. Нестабильность разрушительна через конструктивность, так как возникшие к этому моменту сложные упорядоченные структуры становятся все более неустойчивыми.

Конструктивная роль нестабильности в процессе развития экономической системы проявляется следующим образом:

  • нарастание нестабильных явлений в экономической системе является сигналом для выхода системы на один из новых путей развития, на одну из возможных структур;
  • нестабильность лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, механизма согласования темпов их эволюции (коэволюция), т.е. приводит к необходимости согласования интересов всех экономических субъектов на разных уровнях экономической системы страны для преодоления сложившихся противоречий;
  • нестабильность может выступать как механизм переключения, смены различных режимов развития системы, переходов от одной относительно устойчивой структуры к другой.

Коэволюция - сопряженное, взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого. Это принцип глобальной эволюции. Само это понятие пришло из эволюционной популяционной теории.

Понятие коэволюции тесно связано с понятием самоорганизации. Самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями развивающихся систем, а коэволюция - с отношениями между такими системами, с взаимосвязями эволюционных изменений.

Стабильность развития экономической системы любого порядка достигается через преодоление нестабильных явлений, накопившихся за определенный период развития и функционирования различных элементов системы. Понятие нестабильности развития экономической системы региона необходимо освободить от негативного оттенка, так как данная черта присуща таким сложным системам, как региональная экономика. Именно нестабильность может выступать условием стабильного и динамического развития. В региональной экономической системе, которая находится в равновесном состоянии продолжительное время, накапливаются противоречия, приводящие к нестабильному состоянию вследствие того, что система с данной структурой неспособна решать задачи по обеспечению жизнедеятельности человека. Экономика региона способна эффективно развиваться только после разрешения данных противоречий. Для устойчивых стационарных систем малое возмущение "сваливается" на то же самое решение, на ту же самую структуру. Без пары нестабильность-стабильность нет развития. Нестабильность дает толчок к новому этапу в развитии системы.

Как отмечает И.Р. Пригожин, "у термина "нестабильность" странная судьба. Введенный в широкое употребление совсем недавно, он используется порой с едва скрываемым негативным оттенком, и притом, как правило, для выражения содержания, которое следовало бы исключить из подлинно научного описания реальности. Порядок и беспорядок, таким образом, оказываются тесно связанными - один включает в себя другой. И эту констатацию мы можем оценить как главное изменение, которое происходит в нашем восприятии универсума сегодня... Да, мир нестабилен. Но это не означает, что он не поддается научному изучению. Признание нестабильности - не капитуляция, напротив, - приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям, принимающим в расчет специфический характер этого мира".

Стабильность есть пребывание процесса в строгих пространственно-временных рамках. Примером стабильности в физике являются константы (константа Планка, первый закон Ньютона, скорость света в вакууме и т.д.). В экономике - это рыночное равновесие, совершенная конкуренция, свобода экономических субъектов. Стабильность отлична своей когерентностью, т.е. однородностью на больших пространственно-временных интервалах.

Стабильность - строгий набор свойств, где малейшие колебания рассматриваются как помехи, как срыв в нестабильность.

Нестабильность - состояние системы, характеризующееся неоднородностью и разновременностью каждого из протекающих процессов и всех изменений в целом. Это форма наблюдаемых взаимосвязей и причинной обусловленности всех явлений, противоположная стабильному состоянию.

Окружение человека, включая природу и общество с его надстройками, нестабильное, неустойчивое, неравновесное, развивающееся. При рассмотрении проблем такого мира надо учитывать два его противоположных и взаимосвязанных, взаимно обусловливающих друг друга качества, - стабильность и нестабильность, порядок и хаос, определенность и неопределенность.

Нестабильность выступает условием стабильного и динамического развития экономической системы региона, которое происходит за счет уничтожения, изъятия нежизнеспособных форм. Устойчивость и неустойчивость в системе, образование новых структур и разрушение старых, сменяя друг друга, развивают, эволюционируют систему. Стабильность и нестабильность возникают и существуют одновременно: одна включает в себя другую - это два аспекта одного целого, они дают нам различное видение экономических процессов и явлений.

Современная наука, в том числе экономическая, имеет дело со сложными системами, связь между которыми осуществляется не только через порядок, стабильность, но и через нестабильность. Только в единстве стабильности и нестабильности может быть исследована эволюция сложной экономической системы региона и ее элементов. Сложная региональная экономическая система - целое, состоящее из устойчивых и неустойчивых частей. Эволюция такой системы ведет к новому качеству, к новому витку динамического развития.

Эволюцию системы можно, как сказано выше, понимать как целенаправленное движение, изменение этой системы по некоторой траектории развития, состоящей из точек состояний стабильности и нестабильности.

В последние годы активно формируется новое направление исследований - эволюционная экономика. Волнообразный, циклический характер действия основных законов наблюдается в открытой экономической системе. Государственное регулирование, его масштабы и значение претерпевают существенные изменения по мере эволюции экономики. Уменьшение роли государства будет чередоваться с периодами ее волнообразного возрастания. Снижение роли и значения системы государственного регулирования при эволюции социально-экономической системы будет чередоваться с ее усилением на определенных этапах нестабильности в экономической системе, будут наблюдаться периоды либерализации и контроля над ценами и заработной платой.

Устойчивость системы - ее способность сохранять свое движение по траектории на таком уровне потребления ресурсов, который может самоподдерживаться, саморегулироваться достаточно долго.

Традиционная макроэкономика ориентируется на непрерывный и, чаще всего, количественный рост, а не на устойчивость развития, что не учитывает эффективность развития экономической системы.

Эффективность развития системы - результативность процесса развития системы, определяемая как отношение результата, эффекта от ее функционирования к затратам, обусловившим получение результата.

Для современных экономических систем актуальна разработка механизмов, которые обеспечивали бы их устойчивое развитие без количественного увеличения ресурсов, с помощью произведенного труда, стоимости и капитала.

Эволюция системы определяется борьбой организации и дезорганизации в системе, накоплением и усложнением информации, ее организацией и самоорганизацией, сложностью и разнообразием внутрисистемных процессов. Важным критерием эффективности системы является ее динамическая, структурная и организационная предсказуемость, отсутствие аномалий и обеспечение динамического роста, наличие и динамическая актуализация критериев оценки принимаемых решений.

Изучению стабильности и нестабильности развития банковской системы следует уделить особое внимание, так как именно данная система является главным барометром, показывающим состояние экономики. Банки и небанковские организации, входящие в банковскую систему, являются фундаментальным блоком, позволяющим хозяйствующим субъектам страны эффективно функционировать и развиваться. Состояние стабильности и нестабильности банковской системы напрямую связано с состоянием финансов реальной экономики, финансов национальной экономики, а также с состоянием финансовых связей секторов реальной экономики регионов друг с другом.

Банковская система находится в области стабильности, когда она способствует функционированию экономики, а не препятствует ему, и рассеивает финансовые дисбалансы, которые возникают как результат значительных негативных и неожиданных событий.

Состояние стабильности банковской системы характеризуется следующими основными чертами:

  • стабильность платежной инфраструктуры (бесперебойное осуществление расчетов в экономике);
  • стабильность финансовых институтов (банков и небанковских финансовых посредников);
  • стабильность процентных ставок на межбанковском рынке (отсутствие чрезмерной волатильности);
  • запас прочности в банковской системе, достаточный для того, чтобы она могла противостоять негативным экономическим шокам в будущем, абсорбировать негативные экономические шоки и не распространять их на реальную экономику;
  • эффективное распределение финансовых ресурсов в экономике;
  • эффективное управление финансовыми рисками в экономике (выявление, количественная оценка, определение цены и перераспределение рисков).

Стабильность банковской системы связана с проблемой обеспечения максимально возможного уровня финансовой стабильности в экономике, т.е. стабильности финансовых отношений всех секторов экономики.

Согласно определению Ф. Мишкина "финансовая нестабильность возникает, когда шоки, которые действуют на финансовую систему, препятствуют информационному потоку таким образом, что финансовая система не может больше выполнять свою работу по канализированию денежных средств туда, где имеются возможности для продуктивных инвестиций".

По мнению П.В. Каллаура финансовая нестабильность (дестабилизация) подразумевает такой баланс рисков и/или уязвимости в финансовой системе, при котором она перестает осуществлять свои функции, ключевые финансовые посредники не способны выполнять свои финансовые обязательства, а негативные шоки передаются через финансовую систему реальной экономике.

Х. Мински считал, что нестабильность в банковской системе является нормальным функционированием, внутренне порождаемым результатом поведения капиталистической экономики. Нестабильность, в соответствии со взглядами Х. Мински, эндогенно присутствует в рыночной экономике, связана с цикличностью динамики рынков и экономики в целом и может приводить к нестабильности даже без действия внешних шоков.

Рассмотрим процесс нарастания нестабильных явлений в экономической системе согласно концепции Х. Мински.

Фаза оживления делового цикла, которую Х. Мински называет "состоянием спокойного роста", стимулируется повышением оптимизма хозяйствующих субъектов экономики. Ожидаемый доход от использования капитальных активов растет, инвестиционный процесс усиленно набирает обороты. Однако риски еще высоки в силу того, что у предпринимателей и банкиров свежи в памяти недавние спад и депрессия. Поэтому большая часть инвестиций финансируется за счет внутренних источников, а это является причиной того, что в экономике преобладает, по терминологии Х. Мински, обеспеченное финансирование. По мнению Х. Мински, финансовая система в экономике с обеспеченным финансированием является "прочной" по отношению к внешним шокам и воздействиям.

Таким образом, "состояние спокойного роста" является идеальным для экономики. Совокупный спрос и реальный объем производства быстро увеличиваются, цены текущего выпуска если растут, то стабильно и медленно, уровень безработицы форсированно приближается к естественному, да и к тому же благодаря преобладанию обеспеченного финансирования финансовая система здорова и "прочна". Однако "состояние спокойного роста", рассматриваемое в качестве нормального для экономической системы, как состояние, к которому такая система естественно стремится, в реальности не является самоподдерживающимся, как это и показано в концепции Х. Мински.

Чем дольше экономика находится в "состоянии спокойного роста", т.е. чем дольше длится процветание, тем еще более оптимистичными становятся ожидания хозяйствующих субъектов и тем сильнее уменьшаются риски заемщика и заимодавца. Хозяйствующие субъекты все в большей степени проявляют "побуждение к инвестированию", но, ввиду нехватки собственных средств, они вынуждены переходить на внешнее финансирование. Другими словами, увеличивается готовность фирм выпускать пассивы с целью приобретения активов. Банки и другие финансовые институты реагируют на это, не только увеличивая количество денег в обращении, но и предлагая качественно новые их виды. В этот период происходит наибольшее число финансовых инноваций, изменяющих количество и качество денег: с одной стороны, усложняется структура денег за счет появления все менее ликвидных "квазиденег"; а с другой стороны, возрастает количество денег и/или скорость их обращения.

Если же Центральный банк, стремясь охладить конъюнктуру, поднимает учетную ставку процента и сокращает денежную массу в экономике, то это лишь подливает масло в огонь изобретательности финансовых посредников. Высокие и растущие процентные ставки служат вознаграждением за новаторство в финансовой сфере. Увеличение же резервных требований по отношению к традиционным формам кредитных денег (вкладам до востребования и т.д.) и иные подобные меры подталкивают финансовые институты к созданию новых форм денег, которые еще не поставлены под контроль Центрального банка. Особенно этому способствует применение "стратегии управляемых пассивов".

В результате такой финансовой эволюции денежная масса ускользает из-под опеки "творцов денежно-кредитной политики", так что ее эффективность ослабевает.

В результате как уменьшение рисков заемщика и заимодавца, так и финансовые инновации изменяют тип финансирования, который используется сектором хозяйствующих субъектов при осуществлении инвестиционной деятельности. Переход фирм на чрезмерное внешнее финансирование имеет следующие результаты:

а) спекулятивное финансирование , при котором текущие притоки наличности достаточны только для уплаты процентов, но их не хватает на амортизацию долга, и предпринимательский сектор вынужден прибегать к новым займам, осуществляя так называемый ролловерный кредит;

б) "Понци-финансирование" , при котором текущих притоков наличности не хватает даже на выплату процентов за кредит, и предпринимательский сектор вынужден увеличивать задолженность. "Понци-финансирование" представляет собой не что иное, как "финансовую пирамиду".

С преобладанием в экономике этих двух типов финансирования (и особенно последнего) финансовая система становится, по Х. Мински, "хрупкой"; нестабильность в экономике увеличивается, и в ней все сильнее раскачивается маятник деловой активности.

Следует отметить, что "Понци-финансирование" порождается отнюдь не мошенничеством фирм, а общей финансово-экономической обстановкой и, прежде всего, ростом процентных ставок. Их увеличение приводит к возрастанию текущих финансовых обязательств фирм при системе плавающих ставок процента или при использовании ролловерного кредита, т.е. при спекулятивном финансировании. В последнем случае рост процентных ставок неизбежно трансформирует спекулятивное финансирование в "Понци-финансирование".

Но "Понци-финансирование" недолговечно. Рано или поздно хозяйствующие субъекты, использующие этот тип финансирования, не смогут увеличить свою задолженность для выплаты обязательств по меньшей мере из-за риска заимодавца, а также ввиду общей нехватки ликвидности в экономике. Вот почему чем больше вес спекулятивного и "Понци-финансирования", тем больше хрупкость финансовой системы.

Понятие финансовой хрупкости является чрезвычайно важным в теории Мински. Не случайно, как уже отмечалось, его "гипотезу финансовой нестабильности" часто также называют "гипотезой финансовой хрупкости". На основе этих определений становится понятным, почему спекулятивное и "Понци-финансирование" порождает финансовую хрупкость. Понятно также, почему финансовая хрупкость является едва ли не основной причиной циклического спада. Однако главный вывод, который можно вывести на данной стадии анализа теории Мински, состоит в следующем. Повышение степени финансовой хрупкости (финансовая фраджиляция) экономики представляет собой неотъемлемый элемент развития экономики страны. Развитие экономики невозможно без финансовой фраджиляции. Но поскольку такая фраджиляция создает предпосылки для смены конъюнктурного подъема нестабильностью, развитие экономической системы имеет циклическую природу и не может протекать равномерно и сбалансированно.

По нашему мнению, концепция финансовой нестабильности Х. Мински является подтверждением единства аспектов стабильности и нестабильности в процессе развития экономики региона и, в частности, развития банковской системы региона.

Основными признаками нестабильности банковской системы на данном этапе развития экономики страны являются:

  • неспособность банковской системы в достаточной мере выполнять функции аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств;
  • неспособность удовлетворять потребность хозяйствующих субъектов и частных лиц в кредитных ресурсах, высокие процентные ставки на кредитные ресурсы;
  • неспособность обеспечения своевременного проведения расчетов и платежей в экономике;
  • недостоверная оценка и управление финансовыми рисками в банковской системе;
  • некачественное управление институтами банковской системы региона в сложившихся условиях экономической конъюнктуры;
  • высокая волатильность процентных ставок на межбанковском рынке вследствие недоверия институтов банковской системы к друг другу.

Нестабильность в банковской системе возникает в силу нарастания в определенный промежуток времени значительного числа негативных тенденций и противоречий макроэкономического и микроэкономического характера. Они являются следствием сочетания как внешних, по отношению к банковской системе, факторов, так и недостатков самой банковской системы.

Основными макроэкономическими факторами нестабильности развития банковской системы являются:

  • высокое соотношение внутреннего кредита и ВВП;
  • быстрый рост денежного предложения;
  • отток средств вкладчиков из банков вследствие недоверия к банковской системе страны в целом;
  • снижение экспорта, вызванное неблагоприятными шоками на мировых рынках;
  • переоценка национальной валюты в реальном выражении; значительный внешний долг;
  • слабое покрытие резервами краткосрочных обязательств; низкие темпы роста экономики;
  • негативные шоки на фондовом рынке;
  • низкие золотовалютные резервы;
  • высокие процентные ставки на мировом рынке капитала;
  • отток капитала из страны;
  • рост национальных процентных ставок.

Макроэкономические факторы и проблемы являются основными причинами нестабильности в банковской системе региона, поскольку макроэкономическая среда определяет поле деятельности банков. Однако нестабильность банковской системы возникает при синхронном проявлении накопленных проблем большинства банков (микроэкономических факторов) и мезоэкономических факторов, которые могут быть усугублены резкими изменениями макроэкономических факторов.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины