Система социальной защиты. Система социальной защиты населения

Система социальной защиты. Система социальной защиты населения

13.10.2019

Структура органов социальной защиты населения состоит из следующих элементов:

Государство в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Большое значение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Управление государственной системой социальной защиты зависит от уровня, на котором она реализуется. Гусов, К.Н. Право социального обеспечения России / К.Н. Гусов М.О. Буянова. - М.: Проспект, 2013. - С. 321.

Для управления, контроля создается единая система исполнительных органов в области социальной защиты, которую образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы.

Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.

На федеральном уровне управление системой социальной защиты осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ.

Руководство системой социального страхования осуществляется при помощи специализированных Фондов: Пенсионного, Фонда Социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

На региональном уровне управление осуществляется органами исполнительной власти субъекта федерации. Так, в Москве функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты граждан осуществляет столичный Департамент социальной защиты населения (Положение о Департаменте на сайте www.dszn.ru).

Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

На местном, уровне чаще всего действует управление социальной защиты населения при районной администрации. Рассмотрим для примера структуру управления в г. Мытищи Московской области:

На рисунке 1 представлена структура социальной защиты.

Рисунок 1. Структура социальной защиты

Районные управления социальной защиты населения являются территориальными структурными подразделениями региональных министерств или департаментов социальной защиты населения и реализуют функции по социальной защите в отношении населения конкретного муниципального образования.

Понимание особенностей организационной структуры органов социальной защиты необходимо для церковного социального работника ввиду того, что он сможет, экономя силы и время, непосредственно обращаться к компетентному специалисту для разрешения конкретной проблемы. Сложность изучения данной темы заключается в том, что каждый регион систему органов и учреждений формирует самостоятельно и даже региональный орган, который управляет всей социальной сферой, может называться совершенно по-разному, что несколько усложняет понимание функций и задач этих органов. Так, если в Москве - это Департамент социальной защиты населения, то в Ленинградской области - это Комитет социальной защиты населения, Министерство социальной политики - в Свердловской области, Комитет социального обеспечения - в Курской области. Гусов, К.Н. Право социального обеспечения России / К.Н. Гусов М.О. Буянова. - М.: Проспект, 2013. - С. 322.

Вывод. Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.

Социальная защита населения

Социальная защита населения государства выступает сегодня одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики.

Суть данного направления заключается в том, чтобы установить и в дальнейшем поддерживать стабильное и общественно-необходимое положение населения и каждого его члена в соответствии с его потребностями и социальными возможностями. Но этом определение относится к наиболее обширным, далее мы проанализируем более локальное определение.

Замечание 1

В более узком смысле социальную защиту трактуют в качестве обеспечения и дальнейшей гарантии стабильного, фиксированного уровня доходов для той части населения, которая из-за некоторых причин и в силу конкретных обстоятельств и трудностей не в силах самостоятельно обеспечить свое полноценное существование.

  • инвалиды,
  • безработные,
  • лица без определенного места жительства,
  • люди, страдающие от серьезных физических и психических заболеваний и отклонений,
  • матери-одиночки или отцы-одиночки,
  • многодетные семьи,
  • сироты и пенсионеры, нуждающиеся в патронаже.

В качестве принципов, которые легли в основу социальной защиты населения сегодня, стоит выделить следующие:

  • во-первых, это гуманность и толерантность, понимание прав и свобод человека, даже если он страдает от каких-либо отклонений от норм.
  • во-вторых, адресность – перед тем, как назначить человеку социальную помощь, необходимо проверить уровень его жизни и доходов, а также обстоятельства, по которым он оказался в такой достаточно сложной и противоречивой ситуации.
  • в-третьих, комплексность социальной защиты, которая коснется не только экономического положения человека, но и его социальной защиты, культурного подъема, повышения уровня образования и последующего трудоустройства.

Система социальной защиты населения и ее структурные особенности

Система социальной защиты выступает в качестве целого комплекса мер. Сюда входят законодательные акты и приказы президента или главы государства, планирование и реализация особых мероприятий, а также организаций, которые обеспечивают полную реализацию мер по социальной защите особых категорий населения, поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Система подразумевает наличие достаточно сложной структуры, в которую входят следующие элементы.

Социальное обеспечение наиболее неблагополучных лиц или отдельных социальных групп. В России такое направление возникло гораздо раньше всех остальных – в 20-е годы 20 века. Оно означало создание особой государственной системы материального обеспечения, а также для обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан. Социальное обеспечение выражается в виде выплат пенсий, а также пособия по временной нетрудоспособности, родам, по уходу за ребенком; субсидий и льготных условий на проживание, обучение и здравоохранение. После того, как система социального обеспечения стала в большей степени ориентироваться на рынок, она утратила свои привычные функции но часть ее наиболее важных элементов вошла в современную систему социальной защиты населения;

Социальные гарантии – еще один вид предоставления социальной помощи, которые направлен на обеспечение граждан без учета их трудового вклада, а также без особой проверки нуждаемости. В данном случае работает принцип распределения социальных гарантий в зависимости от потребностей человека, а также учитывая имеющиеся ресурсы.

В России к социальным гарантиям относится целый ряд аспектов. Во-первых, это гарантия бесплатного медицинского обслуживания; во-вторых общедоступность образования, возможность бесплатного образования для любого человека, независимо от его социального положения и статуса, а также происхождения; в-третьих, обеспечение каждому минимального размера оплаты труда, а также минимального размера стипендии и пенсионных выплат.

Социальное страхование – еще один из видов социального обеспечения, который направлен на защиту экономически активного населения. В данном случае важную роль играет наличие определенных социальных рисков, основанных на коллективной солидарности при дальнейшем возмещении ущерба. В качестве социальных рисков авторы выделяют старость, потерю кормильца, потерю трудоспособности, безработица, болезнь, заболевание, связанное с профессиональной деятельностью.

Социальная поддержка как одна из форм социальной защиты

Социальная поддержка (социальная помощь) – один из способов социальной защиты населения, который направлен на помощь конкретным социально-уязвимым и незащищенным группам населения. Помощь может осуществляться несколькими путями: денежные выплаты, а также в виде натуральных выплат (предоставление бесплатной одежды и продуктов питания). Финансирование проводится за счет общих налоговых поступлений.

Для того, чтобы человек получил социальную поддержку, необходимо проверить, насколько сильно он или члены его семьи нуждаются в данном виде помощи. для идентификации степени нужды проводится проверка по данным о доходах (обязательное условие – доходы должны быть ниже прожиточного минимума и минимальных жизненных стандартов). Именно это условие является обязательным элементов политики по борьбе с бедностью населения. Она обеспечивает минимальный гарантированных доход, который позволит человеку и его семьи удовлетворять их витальные потребности. Также, благодаря социальной защите человек может заявить о своих правах и свободах, а также о своей значимости для общества.

Деятельность в сфере социальной защиты возможна лишь в процессе обучения и становления специально обученного персонала – социальных работников. Это люди, которые должны ориентироваться не только в социальной сфере, но и в экономическом, политическом и культурном отсеках общества. Важно также исследовать сферу психологии, поскольку социальная помощь зачастую носит характер вынужденной реабилитации, диагностики и дальнейшей адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Правила и положения социальной защиты населения напрямую зависят от регламентируемого закона и направления этого вида поддержки населению.

Основа государственной соцгарантии является минимализированным социальным стандартом, который определяют условия жизни людей.

Например, для матери новорожденного ребенка устанавливаются одни правила по поддержке, для пожилого человека (пенсионера) другие.

Защита населения призвана определять необходимый минимальный уровень жизни, чтобы граждане РФ не оказались за чертой бедности, устанавливать важные для определенных социальных групп льготы, позволять некоторыми бесплатно пользоваться теми или иными услугами.

Суть социальной защиты

Сама соц защита является системой распределения ресурсов между незащищенными слоями населения. Классифицируется и определяется незащищенность по некоторым принципам.

Общественные денежные фонды базируются на источнике финансирования со стороны бюджета.

Таким образом, средства, направляющиеся на соц , сформированы за счет налогообложения. Соц защита - это:

  • забота РФ о людях, которые утратили трудоспособность;
  • реализация гарантий для населения;
  • рамки, обеспечивающие поддержание минимального установленного уровня жизни.

Принципы социальной защиты

Соц защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом - неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Без владения некоторыми ресурсами, которые добываются посредством трудоспособности, не может поддерживаться жизнедеятельность граждан. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • адаптивность. Соц защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Органы социальной защиты в РФ

Структура органов, отвечающих за социальный статус граждан состоит из:

  • государственных органов (обеспечивают правовую основу, стратегию и тактику социальной политики);
  • гражданские сообщества (объединения, организации, фирмы и предприятия);
  • благотворительные и добровольные.

Управление соц защитой на федеральном уровне в России занимается Министерство труда.

Руководят Пенсионные, социально-страховые и медицинские фонды страхования.

В регионах исполнительными органами соцзащиты в РФ является Департамент. По вопросам в районах Москвы можно обратиться к органам районной администрации.

Объекты социальной защиты

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • люди-чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи и малообеспеченные;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.

Еще одна мера защиты соц защиты граждан - социальное страхование, однако это направление принято в государственном масштабе считать вспомогательным.

Оно охватывает лица, которые потеряли трудоспособность, а также касается тех, кто содержит нетрудоспособных граждан.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания соц защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов не возможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • соцстимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются ;
  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Участники страхования людей от жизненных сложностей, препятствующих поддерживать минимальный уровень жизни, - это государство, страховые негосударственные фонды и коммерческие, а также благотворительные организации.

Акция! Платная консультация - БЕСПЛАТНО!

Структура социальной защиты -- это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечениеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -- возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29544 -- предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии, стипендии;

социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. -- до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 -- до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны -- 2000 рублей; участники ВОВ -- 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников -- 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень -- 1000 рублей; первую степень -- 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование -- защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html

Существует две формы социального страхования -- обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы -- социальное обслуживание http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров -- в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы -- те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html Эффективность в социальной сфере -- это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат -- это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Система мероприятий, осуществляемых гос. и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Иногда соц. защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы соц. защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности .

Виды социальной защиты. Гос. формы: доступное здравоохранение; льготы; доступное образование; пенсия; система соц. обслуживания и предоставления соц. услуг; меры соц. поддержки. Негосударственные формы: добровольное соц. страхование; благотворительность; частные системы здравоохранения и др.

Система соц. защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер соц. защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Соц. обеспечение - создание гос. системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к соц. обеспечению относятся пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, помощь семьям в содержании и воспитании детей, семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.

2. Соц. гарантии - предоставление соц. благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к соц. гарантиям относят: гарантированное бесплатное мед. обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии, стипендии; соц. пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; и др.); пособия при рождении ребенка; ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются соц. льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

Соц. страхование - защита экономически активного населения от соц. рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными соц. рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, проф. заболевание, смерть кормильца. Существует 2 формы соц. страхования - обязательное (при поддержке гос-вом его фондов) и добровольное (при отсутствии гос. помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.


Соц. поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью. Соц. поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения соц. службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания соц. статуса, адаптации в обществе.

Деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль соц. сферы - соц. обслуживание. Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется соц. работой . Объектом соц. работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр. Субъекты соц. работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это гос-во в целом, осуществляющее соц. политику через гос. органы соц. защиты.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины