Проф этика государственных служащих. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих

Проф этика государственных служащих. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих

23.09.2019

4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии. Во втором разделе мы переходим от рассмотрения вопросов теоретической этики к проблемам практической, прикладной этики . Эта отрасль науки о морали охватывает нравы конкретных людей и социальных групп. Одной из разновидностей прикладной этики является профессиональная этика - направление этики, исследующее нравы членов определённого профессионального сообщества, их моральные ориентиры и стоящие перед ними этические проблемы. В специфических условиях профессиональной деятельности общеэтические ценности тесно переплетаются с нормами профессиональной морали. Такого рода исследования имеют аналитически-рекомендательный характер.

Важнейшей областью профессиональной морали является профессиональная деонтология. В интерпретации специалистов профессиональная деонтология - (от греч. deontos - должное, logos - учение) это «часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определённой профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями» 13 . К числу деонтологических актов относятся тексты присяг, клятв, уставов, моральных кодексов и отдельных законов, затрагивающих нравственные обязанности представителей той или иной профессии. В силу особого общественного значения принципы профессиональной деонтологии в разной степени регламентируют действия людей в профессиях врача, юриста-правоприменителя, военнослужащего, педагога, чиновника.

Ниже, в главах данного раздела, мы обратимся к исследованию нравов сообщества госслужащих, выявим нравственные регуляторы, которыми они руководствуются, обозначим этические проблемы госслужбы, волнующие общество и самих чиновников, попытаемся понять возможные пути их разрешения.

Профессиональная этика госслужащих - система норм, регулирующая поведение чиновников в специфических условиях госслужбы. В России согласно федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» к категории «государственных служащих» относятся только лица, занимающих государственные должности в государственных органах , т.е. наделённых властью институтах государства, а не в любых государственных организациях. «Государственная служба» в российском законодательстве определяется как работа, выполняемая в государственных органах, т.е. управленческих структурах государства и отличающаяся по содержанию и форме от исполнительного труда рабочих.

Поэтому субъектами служебной этики выступают лица, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью в органах государственной службы. Предметом профэтики госслужбы является отношение госслужащих к моральным ценностям общества, института государства и своей профессии, воплощение этих нравственных ориентиров в конкретной фактической работе и частной жизни.

4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры. Для того, чтобы приступить к выявлению и описанию нравственных ориентаций чиновников, нам необходимо выбрать ракурс для вычленения их внутренней социокультурной организации. «Объяснительной моделью», позволяющей рассмотреть чиновничество как специфическое профессиональное сообщество, корпорацию с относительно общими внутренними ценностными установками и проблемами, является понятие субкультуры.

В гуманитарных науках субкультура - (от лат. sub - под) это культура определённой локальной социальной общности. В этом смысле субкультура представляет собой совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальная человеческая группа, занимающая в обществе специфическое положение, пытается усвоить и переосмыслить доминирующую систему ценностей. Субкультура как культура сообщества или корпорации может быть также в определённом контексте определена как корпоративная культура 14 , - эти понятия в нашей работе мы будем использовать как синонимы. Характерными чертами субкультуры или корпоративной культуры микро- или макросообщества являются:

    Организационная структура, вызванная профессиональными традициями, профилем деятельности и спецификой решаемых задач;

    «Корпоративное сознание» (самоидентификация, самосознание, интеллект, менталитет, система координат, задающая умонастроения членов сообщества);

    Деонтология и регуляторы поведения (профессиональные нормы, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка)

    Своеобразный «стиль» поведения, предполагающий создание и поддержание определённого образа (имиджа)

    Манеры поведения (этикет, протокол, «правила игры» принятые в корпорации);

    Жаргон, язык или речевые стандарты и правила, принятые в этой группе; сюда также могут относиться стандарты официальной, деловой переписки, формы приветствия и официального обращения к руководству и сослуживцам

    Представление членов корпорации о своей социальной «миссии» как о программе социальных задач и приоритетов, прямо не связанных с коммерческим эффектом и получением прибыли, характеризующих влияние оказываемой сообществом услуги на стиль, качество и образ жизни потребителей;

    Понимание членами корпорации процесса цивилизации как нравственного и организационного совершенствования самих себя и своего сообщества

    Временная ритмизация жизнедеятельности. Искусственная настройка ритмов времени, которое в зависимости от степени интенсивности переживания, насыщенности событиями может быть либо спиралеобразным (цикличным, вялотекущим, застойным), либо линейным (прогрессивным, активным, ёмким, содержательным)

    Организация пространственного ландшафта. Искусственное конструирование профессиональной среды и её обратное воздействие на коллективное сознание и психику людей

    Механизмы вхождения (инкорпорирования) и выдворения (выбраковки) членов корпорации. Используемые сообществом для отбора «фильтры» (профессиональный, квалификационный, интеллектуальный, этический ценз, - требования, соответствие которым является основанием для принятия в корпорацию, а несоответствие - для выдворения)

    Организация власти как механизма контроля и распределения социальных благ (общественного признания, организационных ресурсов, зарплаты)

    Формальные и неформальные «центры силы» и элиты (лица и группы лиц, обладающие этическим, профессиональным авторитетом, которые выступают источниками нравственных и организационных импульсов)

    Состояние социально-психологического климата.

    Этическая типология субъектов - членов корпорации, их плюсы и минусы, оптимальные и нежелательные роли, удельный вес, долевое соотношение типажей, поиск их оптимального сочетания;

    Соотношение традиций и инноваций (устоявшихся моделей организации и новых идей, социальных, профессиональных ценностей, технологий)

    Соотношение «ритуального» и повседневного как пропорциональное сочетание торжественных мероприятий и обыденных ситуаций. При этом ритуал (корпоративный праздник, встреча, съезд, присяга, награждение) выполняет функцию морально-психологической настройки членов коллектива на групповые, корпоративные ценности, приводит к воодушевлению ими. Между ритуалами в обыденных ситуациях члены корпорации по инерции живут в "возвышенных" состояниях, а когда психологический «заряд» ослабевает, возникает потребность в новом ритуале.

    Соотношение «игрового» и «серьёзного» как сочетание свободных, творческих, личных, неформальных отношений и официальных; при этом важен определённый, гармоничный баланс;

    Стоящие перед корпорацией исторические «вызовы» (глобальные и локальные) и вырабатываемые сообществом «ответы» в виде новых идей, решений и ценностей. Сюда также относятся прогнозы проблемных ситуаций, неблагополучных вариантов развития событий, их профилактика;

    Отношение корпорации к другим корпорациям - игрокам на этом культурном, социальном, профессиональном поле.

    Оценка социальной, профессиональной, экономической эффективности применяемых стратегий коррекции социально-психологического климата, методик культивирования высоких этических и организационных стандартов.

Сквозь призму некоторых из этих критериев мы попытаемся рассмотреть менталитет, корпоративную культуру и служебную этику чиновничества в ретроспективе российской истории. Или субкультуру чиновничества в ретроспективе российской истории.

Вопросы для самоконтроля

    В чём заключается специфика прикладной, в частности профессиональной этики?

    Что такое «профессиональная деонтология»?

    Что понимают под термином «субкультура»?

    Как можно истолковать понятия «профессиональная субкультура», «корпоративная культура»?

    Каковы основные критерии описания профессиональной субкультуры (корпоративной культуры профессионального сообщества)?

Список дополнительной литературы

    П.С. Гуревич. Субкультура //Культурология ХХ век. Словарь. - «Университетская книга», С-Пб. 1997, С. 450-453

    Пигалев А.И. Понятия традиционной культуры, массовой культуры, субкультуры, контркультуры //Пигалев А.И. Культурология. Курс лекций - Волгоград, Изд. ВолГУ, 2002 г.

    Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - С-Пб, 2001 г.

    Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов // Этика сотрудников правоохранительных органов - «Щит-М», М., 2001г. - С. 12-21

Контрольные задания для самопроверки

Задание 1.

Профессиональная субкультура - это:

    культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам

    культура профессионального сообщества

    культура масс

Задание 2.

Профессиональная деонтология - это:

    установки и мотивации членов профессионального сообщества, связанные с получением прибыли

    совокупность норм, однозначно регламентирующих должное поведение человека в определённой профессиональной сфере, закрепляется в текстах клятв, присяг, моральных кодексов, уставов и т.д.

    образ профессионального сообщества в общественном восприятии

Задание 3.

Социальная миссия профессионального сообщества - это:

    система социокультурных приоритетов, прямо не связанных с получением прибыли, характеризующих влияние производимой данным сообществом услуги на образ, стиль, качество жизни потребителя

    мотивации членов профессионального сообщества, связанные исключительно с получением прибыли

    установка на поиск новых ресурсов развития профессионального сообщества.

Задание 4. Выберите верный вариант ответа:

Механизм инкорпорирования в профессиональное сообщество - это:

    механизм включения в корпорацию новых членов на основе определённых требований, ценза и т.д.

    механизм реализации инноваций

    механизм выдворения дискредитировавших себя членов сообщества

Управленческая деятельность государственных служащих представляет собой сложную систему взаимоотношений:

С государством по поводу исполнения государственными служащими делегированных им полномочий;

С гражданами в вопросах защиты их прав и законных интересов и опосредования их отношений с государством;

Внутри самой социально-профессиональной группы для достижения целей государства, создания здорового, продуктивного морально-психологического климата на рабочем месте и условий для самореализации каждого из служащих.

Управленческий процесс не может быть в полной мере эффективным, если его выстраивать только на обезличенных принципах управления, особенно рациональной бюрократии, на холодно-разумных, прагматических началах без лишних эмоций и чувств. Технократические, формально-правовые, утилитарно-прагматические подходы, новые информационные технологии в системе управления недостаточны. Без духовно-нравственной составляющей они мертвы. Прежде, чем принять решение, необходимо просчитать его ближайшие и отдаленные последствия для имеющих к нему отношение людей, представить себе всю тяжесть нравственного бремени обязательств, которые возлагаются на исполнителей в результате принятия решений, оценить степень ответственности, в том числе нравственной, за результаты принятого решения.

Правовые нормы, регулирующие сложную систему взаимоотношений государственных служащих, также затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Вне пределов их действия остается множество ситуаций, не поддающихся правовой оценке. Чем выше квалификация и статус должностного лица, тем меньшей стандартизованностью отличается процесс решения задач. Соответственно, возникает возможность выбора варианта решения на основе личного усмотрения. А это – поле действия моральных факторов, здесь имеют значение сила общественного мнения и внутренние саморегуляторы – долг, совесть, честь.

Таким образом, этический момент пронизывает все стороны деятельности и поведения государственного служащего. Этим определяется актуальность и особая практическая значимость изучения этики государственных служащих.

Со времен Аристотеля понятием «этика» (от греческого – привычка, нрав, обыкновение) обозначается философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.

Многообразие видов профессиональной деятельности, где объектом труда становится непосредственно человек, потребовало выработки особых профессиональных этических кодексов, преломляющих принятые в обществе моральные требования и вырабатывающих свои нормы поведения. Так стали возникать различные виды профессиональной этики. Этика государственного служащего – один из молодых видов профессиональной этики, истоки которого относятся ко времени становления государственности. Социально-правовой статус данного вида этики обусловлен особыми отношениями и обязательствами с государством и его гражданами.

Этика – это кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их взаимной деятельности, направленной на создание нормального морально-психологического климата в трудовом коллективе.

Основываясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного служащего вырабатывает свою систему этических принципов и норм.

Этические принципы государственного служащего

Принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями выступает сегодня важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного служащего. Утверждение этого принципа есть своеобразная социальная и духовная база управления персоналом. Закрепление принципа законности в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» подчеркивает его значимость и приоритетность в государственной службе современной России.

Принцип гуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Этот принцип вытекает из конституционных требований и положений Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», предусматривающего обязанность государственного служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.

Принцип беспристрастности и независимости. Осуществляя моральный выбор в процессе выработки, принятия и реализации решений, государственный служащий обязан руководствоваться интересами государства и общества, согласовывая с ними свои личные интересы.

Принцип ответственности предполагает наличие у государственного служащего гражданской совести – обостренного чувства личной ответственности перед обществом и людьми, профессиональной честности и чести – внутреннего нравственного достоинства, проявляющегося в единстве слова и дела.

Принцип справедливости. Он реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в действенной защите прав граждан.

Принципы законности, гуманизма, беспристрастности, ответственности, справедливости лежат в основе этической оценки деятельности органов государственной власти, характеризуя нравственное содержание деятельности государственной службы в целом как социально-правового института и каждого должностного лица в отдельности. Нарушение или подмена одного из принципов ведет к ослаблению других, а вместе они служат показателем «состояния здоровья» государства. Поэтому названные принципы составляют основу этических кодексов государственной службы и государственного управления многих стран.

Этические принципы дают общие ориентиры, направление, обеспечивая целостность и жизнеспособность государственной службы, как системы, и выражая ее высшие ценности. Этические нормы предписывают определенный стиль поведения, содержат ограничения, рекомендации, запреты, являясь как бы гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга в достижении общих целей, избегать конфликтов на личной почве.

Этическая норма является одной из наиболее простых форм нравственного требования. С одной стороны, этическая норма выступает как элемент моральных отношений, а с другой – как форма морального сознания, проявляясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения, исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.

В процессе развития человечества этические нормы в форме общечеловеческих ценностей вырабатываются каждым обществом, каждой личностью в отдельности.

На этой основе можно выделить всеобщие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом правиле нравственности» (поступай по отношению к другим, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе).

Общие нормы распространяют свои требования на всех членов данного общества, выступая средством оформления, регулирования, оценивания отношений и взаимодействия людей.

В процессе первичной социализации каждый человек включается в различные социальные группы, являясь одновременно членом пяти-шести таких групп. Поступая на государственную службу, он входит в коллектив, представляющий собой достаточно сложную систему формальных и неформальных групп, каждая из которых устанавливает свою собственную систему ценностей и вырабатывает на их основе свои этические кодексы. Между этими кодексами всегда существуют несоответствия, а иногда и противоречия.

Групповые нормы обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Государственный служащий в коллективе усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает личностную позицию и формы социального поведения, в которых он существует как личность.

Личностные нормы выступают как характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о самом себе. Следование личностным нормам связано с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от них сопровождается чувством вины, самоосуждения и даже нарушением личности.

Таким образом, поведение государственного служащего сложно детерминировано. Оно управляется посредством как внешних экономических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном взаимодействии. В каждый момент они представляют государственному служащему право морального выбора на основе предъявляемых к нему требований.

Человек высокой нравственной культуры, граждански ориентированный, социально активный, мотивированный на высококачественное исполнение своих служебных обязанностей, руководствуется, прежде всего, понятием долга, общего интереса и гуманности, составляющими содержание его личностных норм. Люди с размытыми нравственными ценностями легко адаптируются к требованиям групп с отклоняющимися целями и корпоративными интересами.

Корпоративная этика государственных служащих – это результат осознания ими своей принадлежности к особой социально-профессиональной группе людей. Данная группа обладает делегированными государственно-властными полномочиями и реальными возможностями влиять на положение дел в стране. Вследствие этого формируется чувство повышенной ответственности, перспективное мышление, стремление и способность к учету многих фактов и возможных последствий своих действий.

Однако из-за несовершенства нормативно-правового регулирования государственной службы вследствие дефектов морального сознания и этического воспитания определенной части чиновников, а также в условиях неразвитости структур гражданского общества как фактора социального контроля и социального влияния развивается деформация профессионального сознания чиновника и формируются в государственной службе «самодостаточные» структуры, живущие и функционирующие по своим этическим законам.

К факторам, способствующим формированию «корпоративной» этики, следует отнести:

Наличие властных полномочий;

Реальную возможность выступать выразителем государственного интереса.

Власть у чиновника есть всегда, только объем этой власти может быть большим или меньшим. А власть – это не только инструмент реализации принимаемых решений, но и фактор, существенно влияющий на образ мыслей, характер и поведение управленца. Недостаточно четкое разграничение полномочий, а следовательно, и ответственности между федеральными, региональными властными структурами и органами местного самоуправления; бюрократизация государственного аппарата и разрыв социальных связей с обществом; низкая правовая культура чиновников, бездействие законов, отсутствие отработанных механизмов отбора государственных служащих по нравственному признаку в процедурах приема на государственную службу и карьерного продвижения – все вышеперечисленные факторы благоприятствуют утверждению «корпоративной» этики.

Причины «корпоративной» этики кроются в социально-правовой незащищенности чиновников, покровительстве должностями и господстве принципа «ты – мне, я? тебе», отсутствии законодательной базы и реальных механизмов предупреждения и пресечения явлений коррупции и протекционизма.

Признаками «корпоративной» этики являются:

Безразличие к социальному смыслу своей профессиональной деятельности;

Подмена общественных интересов корпоративными, личными;

Бюрократический псевдоколлективизм;

Псевдоактивность, имитация бурной деятельности, за которой скрывается равнодушие к своему делу, безынициативность;

Псевдовнимательность, имитация заботы о людях, скрывающая безразличие к проблемам и судьбам зависящих от власти людей.

Социальные последствия господства «корпоративной» этики в деятельности государственных служащих тяжелы и опасны не только для государственной службы, но и для государства, всего общества в целом.

Разрыв с преобладающей в обществе моралью, подмена государственных интересов узко корпоративными дискредитируют должность государственного служащего в глазах общественности, разрушают доверие к нему и власти в целом, закрепляют в массовом сознании устойчиво отрицательный имидж чиновника, лишает государство опоры в обществе.

Социальная защищенность общества и каждого его члена, в том числе и государственного служащего, доверие к органам государственной власти и их полномочным представителям могут покоиться только на строгом соблюдении каждым должностным лицом законности, на неотступном следовании принципам и нормам морали общества.

Этот документ — не просто свод правил. В его основе лежит целый перечень международных и российских документов, в том числе и главный закон страны — Конституция. А также общепризнанные нравственные нормы общественной морали.

Зачем и для чего нужен

Государственный аппарат, вся его вертикаль — это сложная система власти, подразумевающая различные уровни подчинения, доступа к информации, ответственности и полномочий. Для обеспечения слаженной и эффективной работы такого сложно структурированного «организма» требуются четкие правила поведения в рамках профессиональной служебной этики. Рассматриваемый документ обязателен к применению всеми госслужащими вне зависимости от чина, группы, класса и занимаемой должности.

Чем предусмотрен

Применение Кодекса предусматривается прежде всего особым социально-правовым статусом госслужащих. Все дело в том, что положение этой группы людей обуславливает не только влияние на них догм и правил общественной морали (не важно, задокументированы они где-либо или нет), но и влияние поведения самих государственных служащих на формирование этики служебного и межличностного общения. То есть чиновник является своего рода образцом для простых граждан и своих подчиненных.

К тому же, прямо или опосредованно, он олицетворяет собой власть, декларирует полномочия, определяет отношение к конкретным вопросам и вариантам их решения. Полезно изучить документ и простым гражданам, это поможет правильно реагировать на действия чиновников в той или иной ситуации, согласуясь со сводом правил и ожидая от властьимущих поведения и реакций в строго определенных рамках.

Типовой кодекс этики государственных и муниципальных служащих

На данный момент служебные отношения между госслужащими в нашей стране регулируются актуальным «Кодексом этики и служебного поведения». В документе четко прописаны цели и задачи свода правил, их обязательность для служащих любых должностей и даже уровень ответственности за нарушения положений документа. То, насколько госслужащие знают и соблюдают «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих», является одним из основных критериев качественной оценки их работы и поведения на службе.

К основным принципам, регламентирующим служебное поведение чиновников, относятся:

  • добросовестное и профессиональное исполнение должностных обязанностей;
  • понимание смысла своей работы, как признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • недопущение превышения полномочий;
  • лояльность к любым группам, различающимся по социальному, профессиональному и другим критериям;
  • главенство профессионализма над личными интересами;
  • противодействие коррупционным и другим преступлениям в рамках полномочий и закона;
  • корректность, внимательность и соблюдение законности во всех ее проявлениях.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих

Что будет за несоблюдение Кодекса

Каждый случай нарушения действующих положений документа рассматривается специальной комиссией. В статье 10 настоящего Кодекса определена ответственность госслужащих за любые нарушения. Помимо моральной ответственности, предусмотрена и юридическая:

  • дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения;
  • административная и уголовная ответственность, предусмотренная законодательством.

I. Общие положения

1.1. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Кодекс) разработан в соответствии с Федеральными законами от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, N 29, ст. 3123; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 1, ст. 31), от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228), Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658), Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол заседания от 23 декабря 2010 г. N 21), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

1.2. Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми рекомендуется руководствоваться государственным служащим Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - государственные служащие) независимо от замещаемых ими должностей.

1.3. Гражданину Российской Федерации, поступающему на государственную службу в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - государственная служба), рекомендуется ознакомиться с положениями Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей служебной деятельности.

1.4. Государственный служащий призван принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации может ожидать от государственного служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

1.5. Целью Кодекса является определение этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

1.6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

1.7. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих

2.1. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету МЧС России;

л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МЧС России, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

о) соблюдать установленные в МЧС России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

2.2. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

2.3. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

поведения государственных служащих

3.1. В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

3.2. В служебном поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

3.4. Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

3.5. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

4.1. Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов или аттестационных.

4.2. Соблюдение государственными служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Лекция 1. Служебная этика. Понятие, сущность.

Бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

Служебная этика 1 - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый – подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель).Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

Лекция 2. Специфика формирования этики государственной службы

1. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем

Государственная служба 2 - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно --распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

Её территориальное устройство;

Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучести рабочей силы;

Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины