Каким путем создается специфический иммунитет? Виды иммунитета. Защита организма от инфекций и инородных тел Иммунитет обеспечивается фагоцитозом и способностью организма вырабатывать

Каким путем создается специфический иммунитет? Виды иммунитета. Защита организма от инфекций и инородных тел Иммунитет обеспечивается фагоцитозом и способностью организма вырабатывать

07.06.2021

Каждый организм индивидуален по белковому составу, и иммунная система "стоит на страже" этого индивидуального состава.

Иммунитет – способность организма сохранять полученный по наследству индивидуальный состав белков; способ защиты организма от генетически чужеродных живых тел и веществ.

Виды иммунитета:

1. Неспецифический , направленный против любого чужеродного вещества (антигена). Он проявляется в виде гуморального, за счет продукции бактерицидных веществ, и клеточного, в результате которого осуществляется фагоцитоз и цитотоксический эффект.

2. Специфический , направленный против определенного чужеродного вещества. Реализуется в двух формах – гуморальный (продукция антител В-лимфоцитами и плазматическими клетками) и клеточный, который реализуется главным образом с участием Т-лимфоцитов.

Органы иммунной системы. Под иммунной системой в узком значении слова обычно понимаются механизмы защиты от чужеродного в генетическом отношении вещества, которые реализуются с участием лимфоцитов. Иммунная система – это совокупность лимфоидных иммунокомпетентных органов, тканей и клеток (вилочковая железа – тимус, лимфоузлы, селезенка, лимфатическая ткань аппендикса и пейеровых бляшек кишечника, миндалин носоглотки, костный мозг, лимфоциты и макрофаги), обеспечивающих механизмы иммунитета. Иммунная система распознает чужеродные агенты или антигены. Антигены – крупномолекулярные вещества с генетически чужеродной структурой или пространственной конфигурацией. Антигены: белки, полисахариды, липиды, полимеризованная нуклеиновая кислота.

Виды лимфоцитов:

1) клетки, узнающие чужеродный антиген и дающие сигнал началу иммунного ответа – антигенреактивные клетки, или клетки иммунологической памяти;

2) клетки-эффекторы, непосредственно выполняющие процесс элиминации чужеролного в генетическом отношении материала – цитотоксические клетки, или клетки-киллеры (убийцы), или клетки-эффекторы ГЗТ;

3) клетки, помогающие образованию эффекторов – хелперы;

4) клетки, тормозящие начало и осуществляющие прерывание, окончание иммунной реакции организма – супрессоры;

5) В-клетки, вырабатывающие иммуноглобулины

Всего у человека 10 12 лимфоцитов или 10 6 клонов. Число же возможных антигенов – около 10 4 . Это означает, что часть лимфоцитов "свободна" и готова к встречи с неизвестными еще антигенами.

Иммунитет обеспечивается иммунокомпетентными клетками, среди которых различают:

1. антигенпрезентирующие клетки (макрофаги, моноциты, эндотелиоциты, дендритные фагоциты), основной функцией которых является подготовка антигенных детерминат к распознаванию;

2. регуляторные клетки – лимфоциты (хелперы или помощники, супрессоры или подавители иммунного ответа, памяти);

3. эффекторные клетки – лимфоциты иммунной защиты (киллеры и антителопродуценты).

Основными иммунокомпетентными клетками являются лимфоциты, среди которых выделяют тимусзависимые или Т-лимфоциты и бурсазависимые или В-лимфоциты. Термин "бурса" произошел от фабрициевой сумки птиц, у млекопитающих и человека аналогом бурсы птиц является костный мозг. Т- и В-лимфоциты обеспечивают, соответственно, клеточный и гуморальный иммунитет.

Т-лимфоциты. Их развитие сначала в красном костном мозге, а затем в тимусе. 1. Хелперы – Th (I и II); 2. Цитотоксические (ЦТК) – киллеры; 3. Регулирующие (РЛ) – супрессоры. Обучаются в тимусе, обучение "строгое" в 2 этапа: обучаются узнавать собственные белки и учатся с ними не реагировать, но способны реагировать с другими; 99% погибают в результате плохого обучения.

В-лимфоциты. У птиц в "бурсовой сумке", у млекопитающих в красном костном мозге, селезенке и лимфоузлах; специфический иммунитет – направлен против конкретного белка; обучается сначала узнавать чужой антиген, а потом вырабатывать на них антитела. Клоны обученных В-лимфоцитов – большая часть превращается в плазматические клетки, из которых синтезируются иммуноглобулины; требуется 7 дней для размножения; клетки памяти.

Неспецифический иммунитет – в отношении всех антигенов и не всегда помогает: клеточный иммунитет, связанный с фагоцитозом; система комплимента – группа из 20 белков, которые находятся в плазме, по след. Атакуют белки: с-реактивный белок; цитокины – интерфероны α, β, ƴ – обладают противовирусной активностью.

Фагоцито́з - процесс, при котором специально предназначенные для этого клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают твердые частицы. Осуществляется двумя разновидностями клеток: циркулирующими в крови зернистыми лейкоцитами (гранулоцитами) и тканевыми макрофагами. Открытие фагоцитоза принадлежит И. И. Мечникову, который выявил этот процесс, проделывая опыты с морскими звёздами и дафниями, вводя в их организмы инородные тела. Например, когда Мечников поместил в тело дафнии спору грибка, то он заметил, что на неё нападают особые подвижные клетки. Когда же он ввёл слишком много спор, клетки не успели их все переварить, и животное погибло. Клетки, защищающие организм от бактерий, вирусов, спор грибов и пр., Мечников назвал фагоцитами.

У человека различают два типа профессиональных фагоцитов:

Нейтрофилы

Моноциты (в ткани - макрофаги)

Основные этапы фагоцитарной реакции сходны для клеток обоих типов. Реакция фагоцитоза может быть подразделена на несколько этапов:

1. Хемотаксис (стадия сближения). Фагоцит сближается с объектом фагоцитоза, что может быть результатом случайного столкновения в жидкой среде. Но главным механизмом сближения, по-видимому, является хемотаксис - направленное передвижение фагоцита по отношению к объекту фагоцитоза. Активное передвижение отчетливо наблюдается при наличии опорной поверхности клетки. Подобной поверхностью в естественных условиях служит ткань. В реакции фагоцитоза более важная роль принадлежит положительному хемотаксису. Ранее других клеток в очаг воспаления мигрируют нейтрофилы, существенно позже поступают макрофаги. Скорость хемотаксического перемещения для нейтрофилов и макрофагов сопоставима, различия во времени поступления, вероятно, связаны с разной скоростью их активации.

2. Адгезия фагоцитов к объекту (стадия прилипания). Обусловлена наличием на поверхности фагоцитов рецепторов для молекул, представленных на поверхности объекта (собственных или связавшихся с ним). Коснувшись объекта, фагоцит прикрепляется к нему. Лейкоциты, прилипшие в очаге воспаления к стенке сосуда, не отрываются даже при большой скорости кровотока. В механизме прилипания большую роль играет поверхностный заряд фагоцита. Поверхность фагоцитов заряжена отрицательно. Поэтому лучшая адгезия наблюдается, если объекты фагоцитоза заряжены положительно.

3. Стадия поглощения. Объект фагоцитоза может перемещаться двумя способами. В одном случае оболочка фагоцита в месте контакта с объектом втягивается и объект, прикрепленный к этому участку оболочки, втягивается в клетку, а свободные края мембраны смыкаются над объектом. Второй механизм поглощения - образование псевдоподий, которые обволакивают объект фагоцитоза и смыкаются над ним так, что, как и в первом случае, фагоцитированная частица оказывается заключенной в вакуоль внутри клетки. С помощью псевдоподий макрофаги поглощают микробов.

4. Стадия внутриклеточного переваривания. К вакуоли, содержащей фагоцитированный объект (фагосоме), присоединяются лизосомы и содержащиеся в них неактивные ферменты, активируясь, изливаются в вакуоли. Образуется пищеварительная вакуоль. В ней устанавливается рН около 5,0, что близко к оптимуму ферментов лизосом. В лизосом ах имеется широкий спектр ферментов, в том числе расщепляющих биологические макромолекулы рибонуклеазы, протеазы, амилазы, липазы.

Антитела. Они выполняют распознавание и специфическое связывание соответствующих антигенов и эффекторную функцию: антитело индуцирует физиологические процессы, направленные на уничтожение антигена (лизис, стимуляция специализированных иммунокомпетентных клеток). Все антитела можно разделить на 5 больших классов – IgG, IgM, IgA, IgD, IgE.

Иммуноглобулины IgG содержатся в сыворотке, имеют два участка для связывания антигена, осаждают растворимые в воде антигены, вызывают склеивание корпускулярных антигенов, вызывают их лизис, но при условии, что на антигене будет комплемент. В силу особенностей строения способны проходить через плаценту. Благодаря этому плод во время беременности получает от матери антитела против ряда возбудителей инфекционных болезней. Все остальные иммуноглобулины не способны в норме проходить через плацентарный барьер.

Иммуноглобулины IgM содержатся в сыворотке и лимфе. Они способны преципитировать (осаждать), агглютинировать (склеивать) и лизировать антигены. Этот класс иммуноглобулинов обладает наибольшей способностью к связыванию комплемента.

Иммуноглобулины IgA обнаружены в сыворотке и слизистых оболочках. Они не могут преципитировать, агглютинировать и лизировать корпускулярные антигены Под их влиянием активируется комплемент, в результате чего происходит опсонизация бактерий, что облегчает их захват фагоцитами (нейтрофилами и макрофагами).

Иммуноглобулины IgD находятся в сыворотке, они не способны связывать комплемент. Роль их до настоящего времени не ясна.

Иммуноглобулины IgE выявляются в сыворотке, не связывают комплемент, очевидно, участвуют в аллергических реакциях, так как при этих состояниях их концентрация в крови существенно возрастает.

Защитная система организма, которая оберегает нас от вредных воздействий извне, называется иммунитетом. Чем крепче, сильнее защитная сила, тем здоровее человек. Существует неспецифический и специфический иммунитет, каждый вид одинаково важен. Для того чтобы наш организм вовремя справлялся с бактериями и вирусами и не давал развиваться заболеванию, иммунитет нужно постоянно укреплять. Формирование иммунитета, его обновление происходит на протяжении всей жизни. В статье разберем более подробно, как формируется специфический и неспецифический иммунитет. Что нужно делать, чтобы он вовремя справлялся со своей защитной функцией?

Понятие специфического иммунитета

Как специфический, так и неспецифический иммунитет формироваться начинает из стволовых клеток. В дальнейшем их пути расходятся: неспецифический отправляет свои клетки в селезенку, дорога специфического - в тимус или вилочковую железу. Там каждый из них превращается в антитела, которые уже выполняют свои защитные функции. Чем больше н а своем пути иммунная система встречает микроорганизмов, тем больший запас антител у нее появляется для борьбы с различными заболеваниями. Это и служит ответом на вопрос, почему домашние, изнеженные дети чаще болеют, чем те, которые растут на природе, на свежем воздухе.

Приобретенный (специфический) иммунитет - это способность организма не воспринимать определенные инфекции, формируется она всю жизнь. Специфический иммунитет в медицине подразделяют на два вида: активный и пассивный. Каким путем создается специфический иммунитет активный? Специфический иммунитет связан с фагоцитозом. Он появляется после перенесенных заболеваний либо при вакцинации, когда вводятся ослабленные бактерии и вирусы. Как только иммунная система сталкивается с возбудителем, происходит выработка антител. Повторное заболевание, вызванное этими же вирусами, пройдет в более легкой форме или совсем минует организм. Антитела, уже существующие в организме, быстро нейтрализуют врагов.

Пассивный специфический иммунитет

Для формирования в организм искусственно вводятся уже готовые антитела. Так, например, используется Также пассивный иммунитет формирует грудное вскармливание, вместе с молоком матери ребенок уже получает готовые защитные антитела.

Активный специфический иммунитет - это реакция на определенного возбудителя. Так, например, она появляется после вакцинации от оспы. Следует помнить, что наличие антител в крови, их активная работа, сопротивление возбудителям зависят от общего состояния иммунной системы, ее здоровья.

Неспецифический иммунитет

Формирование неспецифического, как и с пецифического иммунитета связано с фагоцитозом. Врожденный передается на м от родителей с генами, составляет он 60% всех наших защитных сил.

Фагоциты - клетки, которые поглощают чужеродные нам организмы. Формируются из стволовых клеток, "инструктаж" проходят в селезенке, где учатся распознавать чужаков.

Действует неспецифический иммунитет эффективно и просто: обнаруживает антигены и сразу их удаляет. Важная миссия и особенность неспецифического иммунитета - способность бороться и уничтожать опухолевые раковые клетки.

Как организована защита в нашем организме

На пути микробов первым барьером встает наша кожа, а также слизистые. Кроме механической защиты они еще обладают и бактерицидными свойствами, при условии, что на них нет повреждений. Защита обеспечивается секретами сальных и потовых желез. К примеру, уже через 15 минут при контакте со здоровой кожей погибает возбудитель брюшного тифа. Слизистыми выделяются секреты, которые крайне губительны для микробов.

Если микробы высокопатогенны или их атака слишком массированная, барьеров слизистой и кожи становится недостаточно. В таких случаях бактерии и вирусы проникают в организм. Возникает воспаление, при котором происходит включение сложных механизмов иммунитета. За работу принимаются лейкоциты, фагоциты, происходит выработка специальных веществ (иммуноглобулина, интерферона) для борьбы с «врагом». Такие реакции организма вызывает неспецифический иммунитет.

В это же время подключается специфический иммунитет, который образовывает факторы защиты - антитела, направленные на борьбу с определенным микробом. Во многом эффективность и скорость выработки антител будет зависеть от того, посещал ли уже организм данный возбудитель. Специфический иммунитет обеспечивается уже имеющимися антителами. Знакомые патогенные микроорганизмы будут быстро уничтожены. Если столкновения еще не было, то организму требуется время для выработки антител и для борьбы с новым незнакомым «противником».

Структура иммунной системы

Специфический иммунитет обеспечивается лимфоцитами одним из способов: гуморальным или клеточным. Вся иммунная система представляется в виде комплекса лимфоидной ткани и лимфоидных органов. Относятся сюда:

    костный мозг;

    селезенка;

    тимус;

    лимфатические узлы.

Также в состав иммунной системы включены:

    носоглоточные миндалины;

    лимфоидные бляшки в кишечнике;

    лимфоидные узелки, находящиеся в слизистой ЖКТ, урогенитальных путей, дыхательной трубки;

    лимфоидная диффузная ткань;

    лимфоидные клетки;

    межэпителиальные лимфоциты.

Главными элементами в иммунной системе можно назвать лимфоидные клетки и макрофаги. Лимфоидные органы являются для лимфоидных клеток «складами».

Что ослабляет иммунитет

Из-за чего у человека происходит Организм теряет свои защитные свойства из-за ряда причин, к которым можно отнести:

    неполноценное питание, нехватку витаминов и минералов;

    злоупотребление гормональными препаратами и антибиотиками;

    хронические стрессы и усталость;

    воздействие радиационной обстановки, атмосферных загрязнений.

Кроме этого, снизиться иммунитет может после оперативного вмешательства, наркоза, при большой кровопотере, ожогах, травмах, при интоксикациях и инфекциях, при частых простудах, хронических заболеваниях. Особенно снижение иммунитета проявляется после ОРВИ и гриппа.

Отдельно нужно выделить детский иммунитет. В период развития ребенка выделяют пять этапов, когда иммунитет может снизиться до критической отметки:

    возраст до 30 дней;

    с 3 по 6 месяцы;

    на 2 году жизни;

    с 4 по 6 год;

    в подростковом возрасте.

В педиатрии даже существует понятие ЧБД (часто болеющие дети), сюда относятся малыши, которые заболевают четыре раза за год и более.

Укрепление иммунитета

Чтобы усилить защитные функции, необходимо принимать меры по укреплению неспецифического и с пецифического иммунитета.

Неспецифический иммунитет укрепляется, если повышается общая сопротивляемость организма. Как правило, когда говорят, ч то нужно укрепить иммунитет, имеют ввиду именно неспецифический вид. Что для этого требуется:

    соблюдение режима дня;

    полноценное питание - содержание в пище необходимого количества минералов, витаминов, аминокислот;

    зан ятия спортом, закаливание организма;

    при ем препарат ов, укрепляющи х и усиливающих иммунитет, например с бета-каротином;

Избега йте частого приема антибиотиков, придержива й т е с ь только назначений врача.

Укрепление (создание) специфического иммунитета

Специфический иммунитет создается путем введения вакцины. Действует он целенаправленно против какого-либо заболевания. Стоит учитывать, что при проведении активной вакцинации, то есть при вводе ослабленных возбудителей болезни, защитные реакции организма сразу же направляются на выработку антител для борьбы с недугом. Вследствие этого реакция организма на другие инфекции временно ослабляется. Поэтому перед проведением вакцинации необходимо повысить, укрепить собственный неспецифический иммунитет. В ином случае есть вероятность быстро подхватить какой-либо вирус.

Способность иммунитета противостоять каким-либо «вторжениям» во многом зависит от такого фактора, как возраст человека. К примеру, иммунитет новорожденного располагает только теми антителами, которые передались ему от матери, поэтому в есть большая вероятность различных заболеваний. Издавна принято не показывать малыша посторонним в первый месяц и не выносить из дома, чтобы защитить его от различных специфических антигенов. У людей в пожилом возрасте снижается активность вилочковой железы, поэтому они часто становятся беззащитными перед различными вирусами. При выборе иммунокоррекции эти особенности возрастов необходимо учитывать.

Прививки

Вакцинация является надежным способом приобретения специфического иммунитета и возможностью защититься от конкретного заболевания. Активный иммунитет формируется за счет выработки антител на введенный ослабленный вирус. Сам по себе он не способен вызвать заболевание, однако способствует включению иммунитета, который реагирует именно на это заболевание.

Важно помнить, что после любой прививки может наблюдаться реакция, а также небольшие побочные эффекты в легкой форме. Это нормально, не стоит паниковать. У ослабленных детей часто обостряются хронические заболевания после прививок, потому что силы основного иммунитета направляются на выработку антител к введенному препарату. лучше реагируют, частота развития побочных эффектов не превышает 2%. Для того чтобы избежать осложнений, необходимо организм подготовить, нормализовать неспецифический иммунитет. Для этого подойдут все меры, описанные выше.

ТЕМА 21. ЧЕЛОВЕК. ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ ОРГАНОВ: ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ПОКРОВНАЯ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ЛИМФООБРАЩЕНИЯ. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Основные понятия темы:

Опорно-двигательная система и ее функции, Строение кости, Строение скелета, Особенности скелета человека, Группы мышц, Повреждения скелета, Строение, функции и повреждения кожи, Строение сердца и сосудов, Круги кровообращения, Состав крови, Функции клеток крови, Группы крови, Иммунитет, Лимфатическая система, Размножение и развитие человека

1. В состав пояса верхних конечностей входит

2. В сокращении мышечных волокон участвуют белки

3. К коже прикрепляются мышцы

4. Изгибы позвоночника человека связаны с

5. К производным эпидермиса кожи относят

1) сальные и потовые железы

2) ногти и волосы

3) молочные железы

4) подкожную жировую клетчатку и рецепторы

6. Эпидермисом называется

1) наружный слой кожи

2) внутренний слой кожи

4) подкожная жировая клетчатка

7. Большой круг кровообращения начинается в

8. Малый круг кровообращения называют

9. Артериями называют сосуды, по которым

1) движется только артериальная кровь

2) движется только венозная кровь

3) кровь движется к сердцу

4) кровь движется от сердца

10. Внутренняя среда организма образована

1) ферментами, водой и минеральными солями

2) лимфой, кровью и тканевой жидкостью

3) тканевой жидкостью и гормонами

4) гормонами и плазмой крови

11. Сывороткой крови является

1) межклеточное вещество

2) плазма без фибриногена

3) физиологический раствор

4) лимфа без фибриногена

12. Иммунитет обеспечивается фагоцитозом и способностью организма вырабатывать

15. Форменные элементы, обеспечивающие свертывание крови, называются

16. Естественный приобретенный иммунитет возникает после

3) болезни

4) прививки

17. Искусственный пассивный иммунитет возникает после

1) введения вакцины

2) введения лечебной сыворотки

3) болезни

4) прививки

18. Оказывая первую помощь человеку при обморожении, необходимо

1) растереть поврежденную часть тела снегом

2) согреть поврежденную часть тела горячей водой

3) наложить теплоизолирующую повязку и дать обильное горячее питье

4) растереть поврежденную часть тела снегом, а после согреть поврежденную часть тела горячей водой

19. При повреждении позвоночника пострадавшего следует положить

1) на твердую поверхность лицом вниз

2) на мягкую поверхность лицом вниз

3) на твердую поверхность лицом вверх

4) на мягкую поверхность лицом вверх

20. Гиподинамия – это результат

1) малоподвижного образа жизни

2) физического перенапряжения

3) болезни, связанной с перееданием

4) динамических повреждений скелета

21. У больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных

1) снижается количество эритроцитов в крови

2) разрушается иммунная система организма

3) уменьшается скорость свертывания крови

4) разрушаются тромбоциты

22. Артериальная кровь превращается в венозную в

2) лимфатических сосудах

4) печеночной вене

23. Венозная кровь превращается в артериальную в

1) капиллярах малого круга кровообращения

2) лимфатических сосудах

3) капиллярах большого круга кровообращения

4) печеночной вене

24. Наибольшая эффективность достигается при работе мышцы в

1) быстром темпе с максимальной нагрузкой

2) медленном темпе со средней нагрузкой

3) среднем темпе со средней нагрузкой

4) быстром темпе с минимальной нагрузкой

25. Лучшей профилактикой застоя венозной крови является

26. При ранении ржавым гвоздем пострадавшему следует

1) обработать рану и сделать прививку против столбняка

2) обработать рану и ввести противостолбнячную сыворотку

3) только продезинфицировать рану

4) отправить пострадавшего домой, перевязав рану

27. Естественный иммунитет практически не вырабатывается против

28. По какому признаку можно поставить диагноз: серповидно-клеточная анемия ?

1) отсутствие лимфоцитов

2) снижение количества лейкоцитов

3) изменение формы эритроцитов

4) повышение уровня гемоглобина

29. Для определения скорости свертывания крови надо делать анализ на

30. Утрачивают ядра в процессе специализации

31. Большой круг кровообращения у человека заканчивается в

В1. Из левого желудочка кровь направляется

А) к легким

Б) по артериям

В) по венам

Г) по малому кругу кровообращения

Д) к пищеварительной, выделительной и опорно-двигательной системам

Е) по большому кругу кровообращения

В2. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом

Таблица для ответов:

Таблица для ответов:

Таблица для ответов:

В5. Установите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в большом круге кровообращения

А) Левый желудочек

Б) Правое предсердие

В) Капилляры

Г) Полые вены

Е) Средние и мелкие артерии

В6. Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца

А) правое предсердие

В) левый желудочек

Г) легкие

Д) левое предсердие

Е) правый желудочек

В7. Выберите признаки, характерные для лейкоцитов крови

А) живут 120 дней

Б) живут 10 дней

В) безъядерные

Г) в 1 мм3 5 млн клеток

Д) в 1 мм3 8000 клеток

С1. Как изменится состав крови у альпиниста , неделю находящегося на большой высоте? Почему?

С2. Человек спокойно ест яйца, мясо и другие продукты, содержащие белки. Почему же мясные и яичные белки не вводят сразу в кровь?

С3. Зачем в венах нужны клапаны?

С4. Какими тканями образована кожа человека? Чем отличаются эти ткани?

Цель : Изучить защитные свойства организма.

Задачи:

  1. Раскрыть материал о защитных свойствах организма.
  2. Познакомить с видами иммунитета.
  3. Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями и роль вакцин в выработке иммунитета.
  4. Объяснить сущность СПИДа.

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: проблемно-поисковый.

Формы урока: комбинированный урок.

Методы урока: наглядные, словесные.

Ход урока

Учитель. Что же такое иммунитет?

Когда во время эпидемии один человек заболевает, а другой нет, то говорят, что второй невосприимчив к инфекции, или иммунитету, а у первого иммунитет слабый или отсутствует вообще. Вот почему на вопрос: что такое иммунитет – чаще всего говорят: это состояние невосприимчивости организма к инфекции.

Человеку пересадили чужую кожу. Что тогда? Организм стремится разрушить или отторгнуть чужеродные для него вещества. В этом проявление иммунитета. Таким образом, иммунитет – это сила, которая охраняет внутреннее постоянство организма от вторжения живых и мертвых чужеродных тел. Благодаря иммунитету ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие же люди становятся еще более стойкими к действию микробов. Возбудители болезни отступали. С ними защитные силы организма при новой встрече расправлялись легче.

Что же составляет главную иммунную силу организма?

Ученикам предлагается прокомментировать рисунок.

Если в организм проникло много чужеродных тел, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и разрушаются. При этом освобождаются вещества вызывающие местную воспалительную реакцию, сопровождающую повышением температуры. Гной , при ангине, который образуется в тканях при воспалении, это скопление погибших лейкоцитов.

Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм называемый иммунитетом. Если чужеродных тел проникло в организм очень много, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и, в конце концов, разрушаются. Защита организма от чужеродных тел осуществляется не только при помощи фагоцитоза. В организме также образуются особые белки - антител , обеззараживающие чужеродные тела и их яды. Лимфоциты - вид лейкоцитов.

Вывод : фагоцитоз и выработка антител - единственный защитный механизм, называемый иммунитетом.

Ученики называют механизмы (изученные ранее), препятствующие проникновению в организм инфекций: защитные барьеры организма против инфекций?

а) 1-й барьер – кожа, слизистые оболочки (слюна, слезы, пот);

б) 2-й барьер – элементы внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (Лейкоциты ).

Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (Иммунитет ).

Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (Также благодаря иммунитету – в частности белковая несовместимость ).

Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника с. 122 и заполняют схему «Виды иммунитета»:

Проверка правильности выполнения задания со схемой учебника приведенной на с.124.

Учитель . Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции, и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.

Иммунные свойства организмов впервые открыл – Эдуард Дженнер , англ. врач (1749-1823) сделал первую прививку от оспы. Сообщение ученика.

В 1883 г. И.И. Мечниковым сформулирована теория иммунитета. Сообщение ученика.

Перед человечеством стоит вопрос «Как уберечь человека от заражения инфекционной болезнью». Сообщение учащегося о дифтерии.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с понятием «вакцина», «прививка», «лечебная сыворотка» с. 122 учебника.

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией вырабатывают исскуственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки - вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни.

Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотка. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Против дифтерии также применяют лечебную сыворотку.

Вывод : иммунная система выполняет следующие функции:

  • способность выявлять любые чужеродные агенты, попавшие в организм и отторгать их;
  • отторгать чужеродные клетки, возникающие в самом организме вследствие мутаций;
  • способность формировать иммунную память, которая может существовать в течение жизни и обеспечивать защитную реакцию на повторное внедрение микроорганизмов.

Учащимся предлагается вспомнить, какие инфекционные заболевания они знают или какими болели сами? Инфекционные (вирусы, бактерии) – ОРЗ, воспаление легких, грипп, птичий грипп, СПИД, коклюш, дифтерия, полиомиелит, корь, оспа.

Учитель. Какое страшное заболевание вам известно, разрушающее всю иммунную систему? (СПИД ).

Дается расшифровка понятию СПИД. Учащиеся делают сообщения об этом опасном заболевании.

Схема строения вируса СПИДа

«Вы должны знать меры профилактики ВИЧ/СПИДа»

  • Воздержание.
  • Соблюдать взаимную верность.
  • Использовать презерватив.
  • Избегать случайных половых связей.
  • Не употреблять наркотики.

Итак, вы получили самое главное – понятие об иммунитете.

Закрепление : с.125 учебника.

Контроль

  1. Вакцина-это:
    а) культура микробов;
    б) культура ослабленных микроорганизмов;
    в) плазма крови от переболевших людей или животных.
  2. Первую прививку от оспы сделал:
    а) Э.Дженнер;
    б) И.И.Мечников;
    в) Э.Пауль.
  3. Кем было открыто явление фагоцитоза?
    а) Э.Дженнер;
    б) И.И.Мечников;
    в) Э.Пауль.
  4. Что такое иммунитет?
    а) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;
    б) образование антител;
    в) процесс фагоцитоза.
  5. Назови виды иммунитета:
    а) естественный;
    б) приобретенный;
    в) искусственный.

Учащимся предлагается решить задачи (если не успели решить в классе, доделать дома).

  1. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
  • А. У него есть естественный врожденный иммунитет.
  • Б. У него естественный приобретенный иммунитет.
  • В. У него искусственный иммунитет.
  • Г. У него есть тромбоциты.
  • Д. У него есть эритроциты.
  1. Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. На какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?

Домашнее задание : с.122 учебника. Рабочая тетрадь задание 96.

Вопрос 1. Что такое иммунитет?
Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также инородных тел и веществ и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.

Вопрос 2. К какому виду иммунитета относится фагоцитоз?
Фагоцитоз относится к неспецифическому (клеточному) виду иммунитета.

Вопрос 3. Как образуются антитела?
В организме человека имеются специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это - костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Вырабатываемые в них лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет. Лимфоциты могут жить очень долго; они обладают «иммунной памятью», то есть усиленной реакцией при повторной встрече с чужеродным телом. Т-лимфоциты формируются в тимусе, В-лимфоциты - в лимфатических узлах. Т-лимфоциты - это тимусзависимые лейкоциты. Это клетки киллеры - они убивают чужеродные клетки. Есть также Т-лимфоциты хелперы: они стимулируют иммунитет, взаимодействуя с В-лимфоцитами. Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит.

Вопрос 4. Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?
Нет, так как каждый вид антител обезвреживает только соответствующий антиген.

Вопрос 5. Что такое воспаление? Каковы его признаки?
Воспаление - это сложная приспособительная сосудисто-тканевая реакция организма на повреждение целостности тканей и проникновение чужеродных организмов или веществ.
Основныеобщие признаки воспаления: повышение температуры тела и изменение состава крови. Местные признаки воспаления: краснота, боль, жар, припухлость, нарушение функции.

Вопрос 6. Какие заболевания называют инфекционными? Что для них характерно?
Инфекционные заболевания - это заболевания, которые вызываются патогенными бактериями (сыпной тиф, чума, холера, сифилис, туберкулез, ангина и др.), а также вирусами (грипп, СПИД, герпес, гепатит, корь, бешенство, натуральная оспа, энцефалит, многие злокачественные опухоли и др.). Инфекционные заболевания заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Под цикличностью течения заболевания принято пони мать закономерную смену симптомов болезни. Так, после попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. Здесь происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой - нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител. Болезнь не наступает, если антителам удается в самом начале подавить размножение возбудителя. В противном случае постепенно развиваются симптомы болезни. В это время в организме происходит интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител. В стадии выздоровления антитела начинают сдерживать размножение возбудителя и нейтрализуют его яды. Человек выздоравливает.

Вопрос 7. Что такое «ворота инфекции»?
Путь, через который возбудитель болезни попадает в организм, называют «воротами инфекции».
Вопрос 8. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
Бацилло- и вирусоносители представляют опасность для окружающих, так как такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины