Учение а. смита о национальном богатстве и разделении труда. Адам смит исследование о природе и причинах богатства народов

Учение а. смита о национальном богатстве и разделении труда. Адам смит исследование о природе и причинах богатства народов

30.09.2019

Очень кратко Процветающая экономика базируется на принципе экономической свободы. Основанный на эгоизме предпринимателя, разделении труда и свободной конкуренции, рынок обеспечивает справедливость и равенство.

Книга 1

В книге анализируются экономические факторы, способствующие росту богатства народов. Под богатством понимается доход общества, произведённый в течение определённого периода.

Основой экономического роста и производительности является разделение труда. Разделение труда способствует:

  • «увеличению ловкости работника». Совершенствуя мастерство, кузнецы, например, способны «выделывать каждый свыше 2300 гвоздей в день»;
  • сбережению времени, теряемого при переходе от одного вида труда к другому. Это позволяет работнику заниматься одним делом и не «глазеть по сторонам»;
  • изобретению машин, облегчающих и сокращающих труд.

Причиной разделения труда является природная склонность человека к обмену. Разделение труда зависит от размеров рынка. Обширный рынок создаёт благоприятные условия для разделения труда и производства. При узком рынке разделение труда бессмысленно - деревенский плотник, например, вынужден быть мастером на все руки, иначе ему не выжить. Расширение рынков происходит за счёт новых видов транспорта (речное и морское судоходство).

Каждый товар обладает потребительской и меновой (свойством обмениваться на другую вещь) стоимостью. В качестве иллюстрации приводится пример воды и алмазов: нет ничего полезнее воды, но за неё ничего не купишь. Алмазы потребительской стоимости не имеют, но их меновая стоимость огромна. Товар имеет рыночную и естественную цену. Рыночная - это цена, зависящая от баланса спроса и предложения. Естественная цена - это денежное выражение меновой стоимости.

При свободной конкуренции спрос и предложение уравновешивают рыночную и естественную цену.

Но главным мерилом стоимости любого товара является труд. Стоимость товара - это естественное свойство вещи, которое она имеет от природы. В раннем обществе стоимость определялась трудом, затраченным на производство товара, и трудом, покупаемым в процессе обмена. В цивилизованном обществе количество этих видов труда не совпадает, так как второй вид меньше первого.

Любая стоимость складывается из трёх видов доходов: заработной платы, прибыли и ренты.

Заработная плата - это цена труда. Следует различать номинальную и реальную заработную плату. Первая определяется размером денег, а вторая зависит от изменения цен на предметы потребления. Величина заработной платы зависит от роста населения. С ростом богатства увеличивается спрос на труд, повышается заработная плата, растёт благосостояние общества. В результате ускоряется прирост населения, приводящий к избытку рабочих рук - заработная плата понижается и рождаемость сокращается. Это, в свою очередь, приводит к недостатку рабочих и повышению заработной платы.

Уровень заработной платы также зависит:

  • от приемлемости различных занятий (оплата труда тем выше, чем менее приятна работа);
  • от затрат для приобретения нужных навыков (образованные и обученные люди в среднем зарабатывают больше тех, кому не хватает образования или подготовки);
  • от степени постоянства работы по найму (более высокая оплата, если постоянная занятость не гарантирована);
  • от доверия к наёмным работникам и их ответственности (принятая на себя ответственность должна вознаграждаться);
  • от вероятности получения ожидаемой платы в условиях, когда она совсем не гарантирована (профессии с высоким уровнем риска гарантируют в среднем более высокую оплату, чем профессии с низким уровнем риска).

Люди не одинаково склонны к труду, но рыночный механизм воздаёт всем, независимо от профессии.

Прибыль - это вычет из продукта труда рабочего. Стоимость, созданная им, распадается на две части. Одну из них получает рабочий в форме заработной платы, а другая образует прибыль хозяина. Прибыль является результатом того, что рабочий делает сверх нормы, необходимой для создания своей зарплаты.

Рента также представляет вычет из продукта труда. Её появление связано с возникновением частной собственности на землю. Землевладелец требует увеличения ренты даже в том случае, если улучшение земли произведено арендатором за свой счёт.

Книга 2

Темой книги является капитал и факторы, способствующие его накоплению.

Капитал - это запас незавершённой продукции, позволяющий производителю преодолеть временной разрыв между затратой ресурсов и появлением конечного продукта. От капитала владелец получает доход. Капитал делится на основной и оборотный. Отличие между ними в том, что первый приносит прибыль «без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения», а второй «постоянно уходит от него в одной форме и возвращается к нему в другой». К основному капиталу относятся не только орудия труда и постройки, но и сумма «приобретённых и полезных способностей всех жителей и членов общества».

Далее вводится определение валового и чистого дохода. Валовой доход государства - это весь годовой продукт страны. Чистым доходом считается та его часть, которую жители этой страны могут, не затрачивая своего капитала, отнести к своему потребительскому запасу.

Капитал общества увеличивается благодаря тому, что часть годового дохода сберегается. Этому способствует производительный труд и бережливость.

Производительный труд увеличивает ценность продукта, когда «цена этого предмета может впоследствии... привести в движение количество труда, равное тому, которое первоначально произвело его». Он «реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать». Чем больше доля производительного труда, тем выше будут возможности увеличить объём производства в будущем. Сравнивая рабочих мануфактуры со слугами, автор замечает, что первые не только возмещают свою заработную плату, но и приносят хозяину прибыль. Предприниматель беднеет, если держит много слуг. Все, кто не создаёт прибыль - непроизводительные работники. Наряду с актёрами и паяцами, к ним относятся «государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот».

«К бережливости нас побуждает желание улучшить наше положение» и это желание сильнее, чем «стремление к наслаждениям», толкающее к расходам. Бережливый человек - это благодетель общества. Автор защищает посредников и розничных торговцев, потому что их труд производителен.

Завершая книгу, автор приводит схему оптимального распределения капиталов в масштабах страны. Во главе иерархии производства находится сельское хозяйство, так как его продукции достаточно для выплаты ренты, заработной платы и прибыли. На втором месте по производительности стоит промышленность. На третьем - внутренняя торговля, затем внешняя и, наконец, транзитная торговля, не влияющая на производительность.

Книга 3

Книга представляет изложение истории народного хозяйства стран Европы.

При естественном развитии «большая часть капитала всякого развивающегося общества направляется, прежде всего, в земледелие, а затем в мануфактуры и в последнюю очередь во внешнюю торговлю. Такой порядок вещей настолько естествен... он всегда... соблюдался в той или иной мере... Во всех современных европейских государствах он оказался во многих отношениях перевёрнутым на голову». Это обусловлено «обычаями и нравами», сохранившимися от исторического прошлого многих стран.

Основным тормозом развития земледелия являлось рабство. Если свободный крестьянин заинтересован в результатах труда, то «крепостной, не могущий приобретать ничего, кроме своего пропитания, старается лишь не переобременять себя чрезмерным трудом и не даёт продукту земли намного превысить то, что необходимо для его существования». К этому добавлялись крестьянские повинности и тяжёлые налоги, «лежащие на крестьянах». Государственная политика также «была неблагоприятна для улучшения и возделывания земель» (запрещался, например, вывоз хлеба без специального разрешения). Торговля не развивалась, «ввиду нелепых законов против тех, кто повышал и понижал цены, скупщиков, а также привилегий, даровавшихся ярмаркам и рынкам».

Развитие городов являлось причиной подъёма сельского хозяйства, а не следствием:

  • города предоставляли деревне «большой и готовый рынок для сырого продукта сельских местностей, они поощряли обработку земель и их дальнейшее улучшение».
  • капиталы городских жителей «часто затрачивались на покупку имевшихся в продаже земель, из которых значительная часть нередко оставалась бы невозделанной».
  • городская экономика приводила «к установлению порядка и нормального управления, а вместе с ними и к обеспечению свободы и безопасности личности в сельских местностях, жители которых до того времени жили в почти постоянном состоянии войны со своими соседями и в рабской зависимости».

Поэтому промышленные европейские страны, в отличие от стран с развитым земледелием, развивались очень медленно.

Книга 4

В книге критикуются различные аспекты политики меркантилизма. В каждом случае объясняется, для какой цели был издан тот или иной закон, введены пошлины или ограничения. Затем показывается, к чему это приводило в итоге - каждый раз выясняется, что рассматриваемая мера либо не достигала своей цели, либо приводила к противоположному результату.

Политэкономия рассматривается как отрасль знания, необходимая государственному деятелю. Её задача состоит в увеличении богатства и могущества.

Личный интерес - мощный двигатель процветания общества. Стремясь к собственному благу, люди направляются «невидимой рукой» рынка к более высоким целям общества. Отдельному человеку необходимо предоставить «совершенно свободно преследовать по собственному разумению свои интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого другого лица и целого класса». Поэтому, если человек увеличивает своё богатство путём предприимчивости, трудолюбия и бережливости, он тем самым увеличивает и богатство общества. При этом свободная конкуренция, уравнивая нормы, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями.

Книга заканчивается призывом обратить внимание на потребителя, интересы которого «почти постоянно приносят в жертву интересам производителя».

Книга 5

Основными темами, рассматриваемыми в книге, являются вопросы налогообложения и роли государства в экономике.

Уплату налогов следует возложить на всё без исключения - на труд, капитал, землю. В отдельной главе перечислены принципы налоговой политики:

  • налоги должны платить все граждане, каждый - соответственно своему доходу;
  • уплачиваемый налог должен быть зафиксирован, а не изменяться произвольно;
  • любой налог должен уплачиваться в такой форме, которая наименее стеснительна для плательщиков;
  • налог должен устанавливаться по принципу справедливости.

Все государства должны развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других местах. Так сложится международное разделение труда, выгодное всем странам. Любые попытки помешать такому разделению в международном масштабе принесут только вред.

У государства есть «три весьма важные обязанности»: обеспечение военной безопасности, правосудие и «обязанность создавать и содержать определённые общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам или небольшим группам».

Адам Смит

Исследование о природе и причинах богатства народов

Первый перевод с английского (П. Н. Клюкин при поддержке группы переводчиков): Смит А. ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ И НАПРАВЛЯЮТ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ИЛЛЮСТРИРУЮТСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ АСТРОНОМИИ [НАПИСАНО ДО 1758 ГОДА]


Редакционный совет тома:

Автономов B. C. – член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель факультета экономических наук НИУ ВШЭ.

Ананьин О. И. – кандидат экономических наук, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ.

Афанасьев B. C. – доктор экономических наук, профессор кафедры истории народного хозяйства и экономических учений МГУ им. М. В. Ломоносова.

Васина Л. Л. – кандидат экономических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории, руководитель группы MEGA.

Клюкин П. Н. – доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ, зав. лабораторией изучения наследия российских экономистов Института экономики РАН.

Макашева Н. А. – доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ, зав. отделом экономики ИНИОН РАН.

Энтов P. M. – академик РАН, доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ, лауреат премии А. Смита (A. Smith Award) – 1999 г.

Под научной редакцией П. Н. Клюкина


© П. Клюкин, перевод, 2016

© ООО «Издательство «Эксмо», 2016

От редакции

Масштабная серия «Антология экономической мысли», выходившая в издательстве «Эксмо» в 2007–2011 гг. и посвященная творчеству великих экономистов прошлого, возобновляется вновь. Тома, ее составляющие, будут выходить теперь уже вторым изданием . Они, по возможности, будут отличаться от первого издания дополнительным набором новых текстов и переводов. Все сочинения по-прежнему публикуются не в сокращенном, а в полном варианте. Главная задача серии прежняя – сделать доступными для российского читателя памятники мировой экономической литературы, способствовать подъему уровня российской экономической мысли. Стремясь к решению этой задачи, мы имеем в виду не только качественное воспроизведение текстологического материала (хотя и это в наше время само по себе уже неплохо), но и привлечение талантливой молодежи к осмыслению ключевых проблем современности, к поиску новых идей и концепций. В этой связи публикация оригинальных текстов, побуждающих к самостоятельным размышлениям над книгой, является в настоящее время, на наш взгляд, насущной потребностью. Справочные и иные материалы, а также разнообразные приложения, приводимые в каждом томе, помогут сориентироваться в большом потоке информации и лучше разобраться в проблематике, связанной с тем или иным классическим автором-экономистом.

Первые выпуски серии посвящены классической политической экономии. Как и в 2007 г., серия открывается изданием «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита (1723–1790), в последний раз издававшимся в нашей стране в полном объеме в 1962 г. под редакцией проф. В. С. Афанасьева. Однако в отличие от всех предыдущих изданий в настоящем издании публикуется первый полный перевод на русский язык «Истории астрономии» Смита (написан до 1758 года). Этот очерк, по единодушным отзывам Й. Шумпетера, М. Фридмана, а также известных отечественных экономистов (в частности, А. В. Аникина), представляет собой блестящее введение в творческую лабораторию Смита, позволяет глубже понять, как зарождался и развивался его метод исследования экономических и социальных проблем. Подробные примечания к тексту открывают российскому читателю по существу неизвестного еще Смита, который, тем не менее, уже оперировал метафорой «невидимой руки Юпитера».

Вслед за изданием А. Смита, преследующего помимо дидактических, как видим, также и научно-популярные цели, готовятся к печати избранные сочинения Д. Рикардо, преемника Смита в развитии политической экономии в Великобритании в начале XIX в.

В выпусках по классической экономии перевод термина «value» (за исключением новых переводов) везде оставлен как «стоимость», чтобы не идти вразрез со сложившейся долгой традицией. Читатель должен иметь в виду, однако, что в дореволюционных переводах классиков он переводился как «ценность», считаясь «естественным словоупотреблением русского языка».

Колонтитулы, вследствие большей информативности, сделаны сложные; поэтому в ряде мест они приводятся в сокращенном виде. Примечания авторов по-прежнему обозначены цифрами, редакторские примечания – звездочками. Издания снабжаются, как минимум, именными указателями. Дополнительные особенности оговариваются в каждом следующем томе отдельно.

В. С. Афанасьев

Адам Смит: политическая экономия мануфактурного капитализма

«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) великого шотландского ученого Адама Смита (1723–1790) – это труд подлинного энциклопедиста, совершившего революцию в политической экономии, внесшего существенный вклад в становление и развитие таких экономических наук, как история народного хозяйства и экономической мысли, а также теория государственных финансов. Эта работа Смита представляет огромный интерес и для историков, социологов, философов и других обществоведов.

«Богатство народов», потребовавшее от Смита более двадцати пяти лет упорного труда, составило эпоху в мировой экономической мысли. Преодолев отраслевую ограниченность теорий своих предшественников, Смит превратил политическую экономию в подлинно общественную науку, оказывающую самое непосредственное воздействие как на современную экономическую мысль, так и на хозяйственную практику наших дней. Известный американский экономист Кеннет Э. Боулдинг писал: «Современная экономическая теория ведет свою родословную от «Богатства народов» Адама Смита…».

Теория Смита во многом предопределила дальнейшее развитие политической экономии. Последующие школы экономической мысли складывались и эволюционировали в значительной степени под влиянием теории Смита. И в наши дни это влияние простирается не только на трактовку важнейших проблем экономической теории (соотношение рыночного и государственного регулирования капиталистической экономики, движущие силы экономического развития и т. п.), но и на ее основную структуру. Парадокс, требующий своего объяснения, состоит в том, что экономическое учение Смита выступило в качестве теоретического исходного пункта противоборствующих друг с другом важнейших течений современной экономической мысли: марксизма и неоклассики.

Рыночные экономические реформы, проводимые в последние годы во многих странах мира, в том числе и в России, непосредственно связаны с концепцией «невидимой руки конкуренции», разработанной Смитом более двухсот лет назад.

Со временем сама работа Смита превратилась в подлинное богатство народов. Произведения, подобные «Богатству народов» Адама Смита, появляются раз в столетие. Для XIX века – это «Капитал» Карла Маркса (I том в 1867 г.), а для XX века – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Джона Мейнарда Кейнса.

До конца XVIII века «Богатство народов» выдержало десять английских изданий, не считая публикаций в США и Ирландии, и было переведено на датский, голландский, испанский, немецкий и французский языки, в том числе на два последних языка – неоднократно. Его первый русский перевод, предпринятый молодым чиновником министерства финансов Николаем Политковским, был опубликован в Санкт-Петербурге в четырех томах в 1802–1806 гг. Всего же на русском языке осуществлено десять изданий «Богатства народов». После Второй мировой войны в СССР и России эта работа Смита выходила трижды – в 1962, 1991 (не полностью: лишь книги I и II в составе «Антологии экономической классики» т.1) и в 1993 годах.

«Богатство народов» Смита включает в себя пять книг, из которых первые две посвящены анализу проблем политической экономии капитализма. Первая книга имеет заголовок, отражающий литературные традиции того времени: «Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами народа». Вторая книга озаглавлена: «О природе капитала, его накоплении и применении». Третья книга – «О развитии благосостояния у разных народов» – посвящена проблемам истории народного хозяйства. В четвертой книге – «О системах политической экономии» – Смит критикует своих предшественников – меркантилистов и физиократов, которым он противопоставляет свою систему политической экономии. Название пятой книги – «О доходах государя или государства» – свидетельствует о том, что ее предмет – государственные финансы. «Богатство народов» Адама Смита – это своего рода экономическая энциклопедия последней четверти XVIII века.

Богатство — годичный труд народа, который создает фонд продуктов для существования и удобства жизни

Богатство — не деньги и не специфический продукт какой-либо отрасли. Источник богатства не следует искать только во внешней торговле или сельскохозяйственном производстве

Богатство — продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессий

Сущность богатства — годовой труд нации, направляемый на потребление

В основе роста богатства — разделение труда

Продукты труда создаются как товары — для обмена

В основе пропорций обмена лежат затраты труда. Не индивидуального. а общественно необходимого;

Пропорции обмена определяются трудовыми затратами — в соответствии с законом стоимости

Кто является создателем богатства?

Трудовая теория стоимости. Источники богатства

Каковы источники роста богатства в соответствии с взглядами А. Смита, Д. Рикардо? Адам Смит считал, что источник богатства не следует искать во внешней торговле (меркантилисты) или сельскохозяйственном производстве (физиократы). Богатство — продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессий.

Источником богатства, создателем всех ценностей служит труд. Посредством труда первоначально различные блага (продукты питания, одежда, материал для жилища) были отвоеваны у природы и преобразованы для нужд человека. «Труд был первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все веши. Не золотом и серебром, а именно трудом изначально были куплены все на свете богатства».

Итак, по концепции классиков, истинный создатель богатства — «годовой труд каждой нации», направляемый для потребления. По современной терминологии, это — валовой внутренний продукт (ВВП). Терминология изменилась, и в настоящее время под национальным богатством понимают уже не годовой продукт нации, как во времена Смита, а накопленный и синтезированный труд за многие годы, богатство нации как результат материализованного труда нескольких поколений.

Смит проводит различие между теми видами труда, которые воплощаются в материальных вещах, и теми, которые подобно труду домашнего слуги представляют собой услугу, а услуги «исчезают в самый момент их оказания». Если груд полезен, это еше не означает, что он производителен.

По Смиту, производителен труд в материальном производстве, т.е. труд рабочих и фермеров, строителей и каменщиков. Их труд создает стоимость, умножает богатство. А труд чиновников и офицеров, администраторов и ученых, писателей и музыкантов, юристов и священников стоимости не создает. Их труд полезен, нужен обществу, но не производителен.

«Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре... который продолжал бы существовать и по прекращении труда...»

Предпосылка роста богатства — разделение труда. Оно способствует применению более совершенных машин и механизмов, более эффективных приемов, облегчающих труд, делающих его более результативным.

Знаменитый пример Смита с работой булавочной мануфактуры упоминается во многих учебниках. Если каждый, работая в одиночку, выполняет все операции, то за день работы он способен произвести 20 булавок. Если же в мастерской занято 10 рабочих, каждый из которых специализируется на одной операции, то вместе они произведут 48 000 булавок. В результате мануфактурной организации труда его производительность возрастает в 240 раз.

Обмен товара на товар эквивалентен затраченному труду. Результат обмена взаимовыгоден. Пропорции обмена определяются общественно необходимыми затратами труда (согласно закону стоимости).

В числе других факторов умножения богатства Смит выделяет рост населения, увеличение доли населения, участвующего в производстве, переход от мануфактуры к фабрике, свободу конкуренции, отмену таможенных барьеров.

Вклад А. Смита в экономическую науку

Первое . О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В отличие от физиократов, которые считали, что экономический строй — это система, которую должен открыть творческий ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изобретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует.

Ученый распознает и описывает его механизм, составные элементы и отношения. В основе хозяйственного механизма находится и действует «экономический человек». В погоне за собственной выгодой он направляется «невидимой рукой» к достижению такого результата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.

Второе . Свободе экономической деятельности индивидумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает прот ив излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритредерства, против протекционизма.

Третье . Теории стоимости и цены разработаны как исходные категории в общей теоретической системе экономической науки. Основной труд Смита отличают многоплановость рассматриваемых проблем, их систематизация, с одной стороны, реализм, практическая значимость многих положений — с другой.

Идея экономической свободы

Наибольшую популярность идеи Адама Смита приобретают в Европе в период становления и развития капиталистических отношений. Интересы класса буржуазии заключались в предоставлении ей полной экономической свободы, в том числе ориентированной на куплю-продажу земли, наем работников, использование капитала и др. Идея экономической свободы на практике, бесспорно, являлась прогрессивным моментом в развитии общества, так как сдерживала произвол монархов и давало широкие возможности развитию в экономической системе.

Соотношение ролей индивида и государства в экономической системе

Философские основы, на которые опиралась теория Адама Смита, касались прежде всего системы получения и социально-этических норм экономической деятельности, роли государства в регулировании экономических процессов, а также роли отдельных субъектов (групп субъектов).

С позиции Адама Смита, государство должно выступать в качестве т. н. «ночного сторожа». Оно не должно устанавливать и регулировать экономические процессы, его основная функция - в осуществлении судебной, учредительной, а также защитной функции в обществе. Таким образом, роль государственного управления в экономике, с точки зрения Смита, должна иметь минимизированный характер.

Что касается роли индивида, то здесь следует обратиться к идее «экономического человека». "Исследование о природе и причинах богатства народов" Смита характеризует отдельного индивида в рамках экономического процесса как лицо с эгоистической направленностью, руководствующееся в своих действиях соображениями личной выгоды. Действия «экономического человека» построены по принципу эквивалентного возмещения. Данный принцип формирует систему экономического обмена, представляющую собой фундамент естественной для человеческой жизнедеятельности рыночной экономики.

Закон «невидимой руки»

Помимо государства и отдельных индивидов, экономические процессы в обществе регулируются определенными Адам Смит называет их «невидимой рукой». Действие таких законов не зависит от воли и сознания общества. Однако при этом управление экономическими процессами осуществляется на порядок выше, чем управление на государственном уровне. В свою очередь, каждый индивид, руководствуясь собственной выгодой, может принести гораздо больше пользы обществу, чем если бы он был ориентирован на пользу обществу изначально.

Система богатства народов

"Исследование о природе и причинах богатства народов" Адама Смита выделяет в качестве основы богатства количество трудящихся субъектов в государстве и производительность труда данных субъектов. Источник же богатства, в свою очередь, определяется за счет годового труда каждой отдельной нации, народа в расчете на ее годовое потребление.

Система разделения труда является необходимым условием Благодаря ей в трудовом процессе совершенствуются рабочие навыки для той или иной конкретной операции. Это, в свою очередь, определяет экономию времени, необходимого при переходе рабочим от одной операции к другой. Разделение труда на микро- и макроуровне, как определяет "Исследование о природе и причинах богатства народов" Смита, по своему происхождению различно. В процессе работы мануфактуры специализацию рабочих определяет управляющий, между тем в народном хозяйстве функционирует упомянутая выше «невидимая рука».

Нижняя граница заработной платы рабочего должна определяться стоимостью минимума средств, необходимого для существования трудящегося и его семьи. Также здесь имеет место влияние материального и культурного уровня развития государства. Помимо этого, размер заработной платы зависит от таких экономических характеристик, как спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Адам Смит являлся активным сторонником высокого уровня заработной платы, которая должна улучшать положение низших слоев народа, заинтересовывая материально работника в повышении его производительности труда.

Сущность прибыли

Смит предлагает двоякое определение понятия прибыли. С одной стороны, она представляет собой вознаграждение деятельности предпринимателя; с другой - определенное количество труда, не оплаченное капиталистом рабочему. При этом прибыль зависит от размеров задействованного капитала и не связана с количеством затрачиваемого труда и его сложностью в процессе управления предприятием.

Таким образом, "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адама Смита сформировало особое представление о человеческом обществе как о гигантском механизме (машине), правильные и согласованные движения которой в идеале должны обеспечить эффективный для всего общества результат.

Впоследствии идея Смита о том, что для получения прибыли каждый индивид должен исходить из собственных интересов, была опровергнута американским математиком С его точки зрения, существуют ситуации, в которых имеет место «невыгода» (отрицательная сумма либо взаимовыгодная связь). При этом Нэш отмечает тот факт, что данное поведение экономических субъектов отвечает (отказ от насилия, вероломства и обмана). Доверительная атмосфера между субъектами рассматривалась Нэшем в качестве необходимого условия экономического благосостояния общества.

«Исследование о природе и причинах богатства народов» имело огромное влияние на развитие политической экономии. Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на новые направления, продолжает развиваться до настоящего времени. Очень велико было и практическое влияние книги Смита на современное ему и последующее законодательство было весьма значительно. Объясняется это тем, что в «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит воспринял лучшие общественные идеи своего века и дал им талантливое истолкование; вооружившись против правительственной опеки и произвола, он сумел связать требование хозяйственной свободы с широким философским принципом целесообразности и тонким анализом основных свойств человеческой природы; не ограничиваясь отвлеченною аргументациею, он обнаружил в своем исследовании необыкновенное знание жизни и искусное умение освещать теоретические положения разнообразными фактами живой действительности.

Портрет Адама Смита

В противоположность средневековому миросозерцанию, подчинявшему личность духовному и, светскому авторитету и требовавшему вмешательства власти во все отношения подданных для ограждения приобретенных прав и привилегий и установившихся обычаев, «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита ставит в центре хозяйственного общежития индивидуальную личность. Свойственное ей стремление к благосостоянию придает особый характер её хозяйственной деятельности, побуждая всегда стремиться к получению наибольших выгод при наименьших пожертвованиях. Благоприятный исход борьбы в хозяйственной деятельности индивидуума является, по мнению Смита, наиболее выгодным и для всего общества, благосостояние которого заключается в довольстве входящих в состав его единиц. И если свободная борьба интересов оказывается плодотворной, то естественным является требование невмешательства со стороны государства в хозяйственные отношения. Исходя из этих общих воззрений, Адам Смит дал в своем исследовании систематическую обработку вопросов современной теоретической экономии, экономической политики и финансовой науки.

Первые две книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящены общей системе экономической науки. Основное положение, которым начинается исследование, говорит, что источниками богатства нации является годичный продукт труда её членов. Эта трудовая теория стоимости сразу отметила различие между Адамом Смитом и точкой зрения меркантилистов и физиократов . Результаты труда тем значительнее, чем больше его производительность; последняя зависит от разделения труда; разделение труда в обществе вызывает потребность в обмене продуктов. Касаясь обмена, Смит переходит к понятию стоимости и, определив значение потребительной и меновой стоимости, обращается к вопросу о мериле стоимости и отвечает, что таким мерилом является труд, как не изменяющийся в своей собственной стоимости. Но обычным орудием мены, для определения стоимости, являются драгоценные металлы, весьма для того пригодные, ибо цена их мало колеблется; впрочем для сопоставления цен на большом протяжении времени лучшим мерилом сравнения служит хлеб. В состав цены годичного продукта производства, согласно Смиту, входят заработная плата, как вознаграждение за труд (первоначально она – единственный элемент), прибыль, принадлежащая собственникам капитала, и рента, возникающая с установлением частной собственности на землю. Исследуя причины повышения или понижения указанных частей цены товаров, Смит входит сначала в анализ естественной и рыночной цены и излагает закон колебания рыночных цен в зависимости от изменений спроса и предложения.

Вторая книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящена капиталу. Указав, что капитал есть та часть продукта, которая назначается для дальнейшего извлечения дохода, Адам Смит определяет содержание оборотного и основного капитала, и дальше входит в рассмотрение валового и чистого дохода нации и условий накопления капитала. При этом он говорит о производительном и непроизводительном труде, определяя первый как такой труд, который воплощается в материальных благах. Главным источником накопления капитала является бережливость, но важное значение имеет и увеличение производительности труда, и целесообразное применение капитала. В последнем отношении Смит предпочитает приложение капитала к земледелию, где «природа работает с человеком». Третья книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» содержит исторический очерк различных форм промышленности. Четвертая книга посвящена критике учений меркантилизма и физиократов и изложению взглядов Адама Смита на задачи государства в сфере народного хозяйства. Высказываясь вообще за свободу торговли, Смит, однако, одобряет навигационный акт и в ослаблении протекционизма советует соблюдать надлежащую осторожность. От общего требования невмешательства Смит отступает (в пятой книге) в вопросе о народном воспитании, горячо высказываясь за поддержание государством всех учреждений, полезных народу в культурном отношении. В последней книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» Смит излагает теорию налогов, формулирует общие начала правильного налогообложения и вслед за рассмотрением отдельных налогов подробно останавливается на вопросах переложения.

Отдельные вопросы, рассматриваемые Адамом Смитом в его исследовании о народном богатстве, обсуждались многими авторами до него, и среди меркантилистов XVII и первой половины XVIII столетия многие высказывали по частным поводам весьма основательные суждения. Но в этих ранних исследованиях нет сознания законосообразности общественных явлений, нет глубоких общих принципов, связующих воедино разрозненные положения. Этими чертами отличается «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита, но ими же характеризуется школа физиократов , несомненно имевшая на Смита заметное влияние. Не только общее положение о гармонии хозяйственных интересов и вытекающие из него требования свободы и невмешательства, но и некоторые частные исследования, как, например, о капитале, о стоимости и цене и др., получили уже в школе Кенэ надлежащую разработку. Есть известия, что Адам Смит сформулировал свои общие воззрения по экономическим вопросам еще в 1755. Отчасти они нашли выражение в его философском трактате «Теория нравственных чувств», но несомненно, что сближение с физиократами значительно укрепило его в собственных воззрениях, Во всяком случае, однако, за «Исследованием о природе и причинах богатства народов» Смита остается великая заслуга систематического исследования всей совокупности хозяйственных явлений на основании одного общего принципахозяйственного интереса личности .

Создав систему, Адам Смит, вместе с тем, основал школу, которой указал и предметы, подлежащие изучению, и приемы исследования. Ближайшие его последователи в Англии и других государствах остались верны его индивидуалистическому анализу общественных отношений, приуроченному исключительно почти к меновому хозяйству, его учению о невмешательстве в промышленную жизнь, его космополитической точке зрения, они усвоили его метод, придав дедуктивному приему исследования еще более абстрактный характер. Реакция, возникшая против классической школы,поколебала некоторые основные положения, установленные Смитом. Время, минувшее со времени выхода в свет «Исследования о природе и причинах богатства народов», прошло для науки не бесплодно, и основные учения Адама Смита получили или совершенно новую (о ренте, о капитале), или более полную и тщательную обработку (о стоимости, цене, о прибыли и заработной плате и др.). Но система и основные задачи науки о народном хозяйстве остаются до сего времени в том виде, как они установлены великим шотландским ученым.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины