Социальные инновации: понятие, особенности, классификации, источники социальных инноваций. Большая энциклопедия нефти и газа

Социальные инновации: понятие, особенности, классификации, источники социальных инноваций. Большая энциклопедия нефти и газа

23.09.2019

Cтраница 1


Социальное нововведение осуществляется особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и трудно определить конкретное состояние их реализации, насколько полно эти нововведения реализованы.  

Постоянные и систематические социальные нововведения становятся формой устойчивого функционирования всего социального организма.  

Еще одна особенность социальных нововведений - отсутствие стадии изготовления, которая обычно тяжело проходит у нововведений технических.  

Раскрывая противоречивый характер социальных нововведений, Н.И. Лапин подчеркивает особую значимость внутреннего различия между радикальными и совершенствующими видами инновационной деятельности. Совершенствование хорошо уживается с существующими организационными структурами, вписывается в них. Радикальное же нововведение подрывает или даже взрывает эти структуры и потому вызывает противодействие.  

Кроме того, с социальными нововведениями связан один из распространенных типов инновационной патологии: перерождение этих новшеств в старые формы, возвращение социальных систем после нововведений к исходному состоянию.  

Комплексным характером воздействия инновационного процесса на технологические, организационные и социальные нововведения, когда способность работников к овладению новыми знаниями выступает основным конкурентным преимуществом предприятий.  

Однако - оставляя в стороне всякое осуждение и вопрос относительно необходимости такого сдерживания безрассудных социальных нововведений - праздный класс неизбежно и последовательно тормозит процесс приспособления к окружающей среде, который называется продвижением общества или социальным развитием. Позицию, характерную для праздного класса, можно кратко выразить в афоризме: Все, что ни есть, все правильно, тогда как закон естественного отбора в приложении к социальным институтам подводит к аксиоме: Все, что ни есть, все неправильно. Не то чтобы современные институты были совершенно неподходящи для современного общества, но они всегда и неизбежно в той или иной степени не соответствуют ему по своему назначению. Они являются результатом до некоторой степени неполного приспособления системы общественной жизни к экономической ситуации, существовавшей в какой-то момент развития в прошлом; и поэтому погрешность в степени их приспособленности несколько больше того промежутка, который отделяет настоящую ситуацию от прошлой. Правильно и неправильно употребляются здесь, не выражая, конечно, никаких соображений по поводу того, чему должно или чему не должно быть. Эти слова употребляются просто с эволюционной (нейтральной по отношению к морали) точки зрения с намерением обозначить совместимость или несовместимость с результативным эволюционным процессом.  

Прикладные исследования завершаются детальной проработкой управленческих решений и в конечном счете - внедрением в практику социальных нововведений.  

Но харизма быстро увядает, поэтому она выступает как некая историческая увертюра, пусковой механизм установления новых социальных порядков, социальных нововведений. В любом обществе - основанном или на традиционной, или на рациональной мотивации социальных действий, - преодоление устоявшегося, привычного требует особых усилий, которые возможны лишь на основе особого эмоционального порыва, доверия, создающего не только рассудочное, но и чувственно практические основания для признания, легитимации нового, его утверждения на практике. Харизма нужна новому властителю, устанавливающему новые порядки, законы, уставы, иначе говоря, харизма является фактором преобразования.  

Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.  

Кроме того, должны быть выявлены нормативные ценности всех заинтересованных сторон. Анализ нормативной составляющей обязан стать неотъемлемым элементом планирования социальных нововведений. Только так, по Ульриху, можно правильно оценить последствия и побочный эффект внедряемых социальных новаций. Критический подход противопоставляется догматическому подходу заинтересованных сторон и нередко циничному подходу экспертов. Ульрих считает, что системный подход полезен не как теоретическая конструкция, а как практический способ решить, что именно следует сделать в конкретной ситуации.  

Кроме того, должны быть выявлены нормативные ценности всех заинтересованных сторон. Анализ нормативной составляющей обязан стать неотъемлемым элементом планирования социальных нововведений. Только так, полагает Ульрих, можно правильно оценить последствия и побочные эффекты внедряемых социальных новаций. Критический подход как бы противопоставляется часто догматическому подходу заинтересованных сторон и нередко циничному подходу экспертов.  

Профессиональный уровень социолога лучше всего и проверяется в том, как он сумеет выделить качественные критерии социального эффекта в прямом соответствии с природой изучаемых процессов. Будет ли эффект оцениваться по показателям сугубо организационным (введение новых форм работы, обслуживания, самоуправления), или же будет предложено учесть качественную результативность социальных нововведений - ключевой вопрос. Лучший способ качественной проверки социального эффекта нововведений - контрольное обследование с использованием точно таких же приемов и методов, которые были разработаны для получения информации в основном исследовании: экспертные оценки, опросы, наблюдения, анализ документов и соответствующей статистики.  

США), детально изучались взгляды, настроения и политические установки, потребности и интересы, а также образ жизни двухсот тысяч американцев. В результате была разработана стратификация американского общества: выделены три основных слоя в нем и девять групп внутри каждого из них. Это позволяло достаточно точно прогнозировать их реакцию на различные социальные нововведения.  

Это позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую, ускоряет и удешевляет процесс создания новшества. Конечно, сравнительно невелики расходы на разработку проектов социальных нововведений в отличие от технических. Но социальные нововведения проходят с большим напряжением, поскольку затрагивают интересы и цели разных людей и стрессовые точки социальных нововведений обнаруживаются чаще.  

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Исторический аспект термина

Термин «социальная инновация» в его современном значении связывают с именем Мухаммада Юнуса (Muhammad Yunus), автора концепции микрокредитов, лауреата нобелевской премии мира за спасение от нищеты миллионов людей.

Инновация является одним из распространенных социальных процессов , связанных с переходом в иное состояние и сопровождающихся абсолютным пересмотром устаревших положений и норм, образованием новых групповых общностей.

Социальные инновации упоминались в трудах известных деятелей, таких как Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) и Питер Друкер в 1960-е годы. В 1970-е годы термин социальные инновации начали использовать французские авторы, в частности, Жак Фурнье , Жак Аталли и Пьер Розанваллон . Однако социальные инновации и их проявления появились задолго до этого. К примеру, Бенджамин Франклин , предложил ряд модификаций, относящихся к социальной организации общин, и с их помощью они могли бы решать свои обыденные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например, Роберт Оуэн , которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а величайшие социологи, Макс Вебер , Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

Исследования социальных инноваций стали довольно популярны в 20 веке. Йозеф Шумпетер , например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей, как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг иными современными способами. В трудах, посвященных технологическим изменениям, начиная с 1980-х годов все больше внимания стало уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Классификация социальных инноваций

1) По степени охвата социальных факторов:

Комплексные;

Локальные.

2) По сферам общественной жизни:

Политические;

Экономические;

Инновации в культурно-духовной сфере;

Инновации в социальной сфере.

3) По периоду реализации:

Стратегические;

Тактические.

4) По составляющим социальной сферы организации:

Персонал;

Условия труда;

Организационная культура;

Социальная инфраструктура.

5) В зависимости от среды реализации:

Внутренние;

Внешние.

6) По форме реализации:

Вещественные;

Организационные;

Культурные.

7) По масштабу использования:

Единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;

Диффузные, распространяемые на многие объекты.

8) в зависимости от конечной цели:

Инновации, направленные на обновление принципа осуществления деятельности;

Инновации направленные на создание нового продукта деятельности.

Роль социальных инноваций в развитии общества

Социальные инновации имеют огромное значение для экономического развития и улучшения качества жизни людей в больших городах

  • Согласно результатам исследования, проведенного Frost & Sullivan в сотрудничестве с компанией Hitachi Europe Ltd., к 2020 г. 56% населения Земли будет проживать в городской среде, а к 2025 г. более 35 городов станут гигантскими мегаполисами .
  • К 2025 г. в мире появится 26 «умных» городов, а к 2020 г. объем рынка технологий интеллектуальных городов достигнет феноменального объема 1,57 трлн. долл. США .

Под «социальными инновациями» подразумевается развертывание технологий и новых бизнес-моделей для улучшения качества жизни людей и социальной инфраструктуры в соответствии с глобальными мега-тенденциями. Целью является достижение устойчивого развития общества, в котором удовлетворение экологических и экономических потребностей осуществляется сбалансированным образом. В отчете содержатся сведения о том, как возможно капитализировать рынок социальных инноваций, и приведены рекомендации по оценке влияния инноваций на уровень удобства, благосостояния, возможности выбора для граждан, а также уменьшение стресса и повышение уровня безопасности в обществе. Подробный отчет можно изучить тут.

К 2020 г. 56% населения планеты будет жить в городах. К 2025 г. более 35 городов по всему миру станут гигантскими мегаполисами. Это рождает потребность в новых инновационных решениях, и именно здесь на первый план выходят социальные инновации. В этой области активно ведутся разработки, однако еще мало сделано для того, чтобы определить это понятие и оценить его потенциальное влияние на мировую экономику и качество жизни людей.

«Бизнес способен помочь в достижении устойчивого развития, а также сбалансированных экологических, социальных и экономических потребностей, - говорит Дитер Реннерт (Dieter Rennert), исполнительный директор Hitachi Europe Ltd . - Однако необходимо, чтобы бизнес-стратегия социальных инноваций базировалась на измеряемых показателях влияния на общество».

Согласно результатом исследования, существует пять мега-тенденций и, соответственно, пять областей, в которых социальные инновации могут помочь решить задачи, стоящие перед человечеством.

  • Урбанизация . К 2025 г. в результате массовой миграции более 35 городов по всему миру превратятся в гигантские мегаполисы и, соответственно, крупные экономические центры. Мегаполисы вместе с пригородами сформируют мега-регионы, мега-коридоры или мега-трущобы. Города будущего будут иметь несколько деловых центров, а девелоперы будут возводить здания с учетом неизбежных будущих изменений. Перераспределение богатства приведет к значительному экономическому неравенству в пределах города.
  • Интеллектуальность, как новая экологичность. «Зеленые» продукты и услуги будут все активнее улучшаться или даже заменяться «умными» продуктами и услугами. «Интернет вещей» объединит более 80 миллиардов устройств по всему миру. Интеллектуальные цифровые технологии станут ключевым фактором эффективности и устойчивого развития. Умные, экологически устойчивые города будут возводиться «с нуля» с применением новейших эко-инноваций, позволяющих сократить энергопотребление и улучшить все аспекты человеческой жизни. К 2025 г. в мире появится 26 таких «умных» городов; объем соответствующего рынка составит 1,57 трлн. долл. США к 2020 г.
  • Энергетика . Урбанизация и стремление к энергетической безопасности определяют развитие энергетики, однако будущее данной индустрии не будет всецело зависеть от выбора энергоносителей. Растущие расходы на электроэнергию и внимание к вопросам защиты окружающей среды стали катализатором инноваций в сфере управления энергоэффективностью, таких как «умные» электросети, обеспечивающие контроль, наглядное отображение инфраструктуры и, как следствие, более экологичное, надежное и интеллектуальное энергопотребление.
  • Мобильные технологии. Урбанизация и современные средства связи оказывают значительное влияние на городскую мобильность и логистику . Перед компаниями, которые позиционируют себя как партнеры и поставщики услуг для городов, открываются заманчивые деловые и инвестиционные перспективы. По прогнозам, к 2020 г. почти 1 млн. парковок будут оборудованы системами управления парковочным пространством, предоставляющими водителям нужную им информацию в режиме реального времени. Около 26,2 млн. человек будут пользоваться услугами каршеринга , а число таких автомобилей достигнет 450 000. В период 2010–2020 гг. во всем мире более 500 млрд. долл. США будет потрачено на высокоскоростные железнодорожные линии. Их общая протяженность составит более 70 000 км. Сети железных дорог свяжут не только города и страны, но даже континенты. В 2035 г. поездка на поезде из Лондона в Пекин станет реальностью.
  • Здравоохранение . Смещение акцента с лечения на профилактику заболеваний посредством своевременной диагностики приведет к сокращению расходов на лечение с 70% в 2007 г. до 56% к 2020 г. Интеллектуальные лекарства, виртуальные больницы и электронные документы изменят облик здравоохранения. Ключевым элементом такой программы будут инновации, направленные на удовлетворение потребностей конкретного пациента. В развитых странах - несмотря на требования пациентов - изменения в сфере законодательства и предоставления медицинских услуг происходят медленно, в то время как в развивающихся странах создаются новые бизнес-модели, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей пациентов с помощью экономичных инновационных разработок.

«Компании из разных отраслей сегодня осознают, что инновации - это не только стратегический инструмент для получения прибыли, но возможность помочь в решении глобальных задач, стоящих перед человечеством, - уверен Джон Распин (John Raspin), Frost & Sullivan. - Социальные инновации оказывают огромное влияние на качество жизни человека, не говоря уже об их преимуществах для экологии. С их помощью люди смогут решить насущные проблемы - именно эта реальная польза реальному человеку делает социальные инновации такой важной и востребованной областью».

Один из сотрудников российской типографии стал замечать, что большое количество ненужной бумаги после окончания рабочего дня просто выбрасывают. Он начал собирать эту бумагу и делать из неё недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.

В Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу – но не как учителя. Они стали участниками проекта «школьные дедушки» и участвуют в жизни школы, помогают детям и учителям. Инициатива «школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а сегодня это национальная организация с 10 офисами, расположенными в разных уголках страны. Эта инициатива принесла пользу, не только самим школьным дедушкам, которые стали активно участвовать в жизни общества и почувствовали себя полезными, но и учителям которым стало легче работать. Некоторые «школьные дедушки» вообще оформились на постоянную работу. Учителям часто не хватает опыта по предотвращению конфликтов, а с помощью «дедушек» улучшается обстановка в школе и дети на уроках ведут себя лучше.

Один из ключей успеха этой инициативы, как признались основатели проекта, в том, что с самого начала данный проект поддержали директора школ, учителя и центры занятости.

«Большая газета» один из успешных проектов в Великобритании, где одна организация производит профессиональный журнал и продает его бездомным за половину стоимости, а они продают его прохожим на улице за полную стоимость. Этот проект помогает бездомным развивать важные навыки, адаптироваться в обществе и в дальнейшем найти работу.

«Большая газета» стала масштабным проектом. Продавцов газеты можно увидеть ежедневно во всех городах Великобритании. Это является хорошим примером того, как идея может стать основой большого национального социального предприятия.

Напишите отзыв о статье "Социальные инновации"

Примечания

Литература

  • , Center for Social Innovation
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1020 дней)) , Энциклопедия социологии
  • . - Ульяновск: УлГУ, 2003. – 87 с.

Отрывок, характеризующий Социальные инновации

Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения.
В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию.
Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его.
– Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне.
Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами.
– Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант.
– Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j"ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его.
– Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны.
Наполеон утвердительно кивнул головой.
Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению.
– Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он.
Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал.
Дивизия Фриана, так же как и другие, скрылась в дыму поля сражения. С разных сторон продолжали прискакивать адъютанты, и все, как бы сговорившись, говорили одно и то же. Все просили подкреплений, все говорили, что русские держатся на своих местах и производят un feu d"enfer [адский огонь], от которого тает французское войско.
Наполеон сидел в задумчивости на складном стуле.
Проголодавшийся с утра m r de Beausset, любивший путешествовать, подошел к императору и осмелился почтительно предложить его величеству позавтракать.
– Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он.
Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.
– Allez vous… [Убирайтесь к…] – вдруг мрачно сказал Наполеон и отвернулся. Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам.
Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает.
Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.

Социальные инновации - новый термин, который тесно связан с такими понятиями, как государственно-частное партнерство, корпоративная социальная ответственность, социальное предпринимательство и благотворительность. Как эти явления развиваются в России сегодня? В каких случаях граждане принимаются активно участвовать в решении проблем общества? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответила Ольга Качелкина, руководитель оргкомитета Международной конференции "Социальные инновации", которая завершилась в Москве в октябре.

- Ольга Алексеевна, что такое социальные инновации?

— Это новые проекты, идеи и инициативы, направленные на улучшение жизни общества - как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства. За рубежом под социальными инновациями понимаются нововведения в социальной сфере, которым не более трех лет, но мы смотрим на этот термин несколько шире.

- Не могли бы вы пояснить его значение на примере конкретного проекта?

— Пожалуйста. Например, автор проекта "Ecopad" Алексей Травин работал в типографии и видел, сколько там после окончания рабочего дня остается ненужной бумаги, которую просто выбрасывают. Он стал собирать эту бумагу и делать из нее недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам. Таким образом решается социальная проблема и экономятся ресурсы. Вот пример социального предпринимательства, которое является частью социальных инноваций. И подобных проектов очень много.

О социальном предпринимательстве в России уже знают. Шесть лет успешно работает Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", учрежденный бизнесменом Вагитом Алекперовым именно с целью развития в нашей стране социального предпринимательства. А вот тему социальных инноваций в этом году обсуждали впервые, поэтому нам было важно собрать не только ведущих российских экспертов в области корпоративной социальной ответственности, государственно-частного партнерства в социальной сфере, социального предпринимательства и благотворительности, но и руководителей профильных международных организаций. Эти направления давно существуют в России, но они нуждаются в усовершенствовании, в новых подходах. Например, благотворительности, по мнению экспертов, не хватает прозрачности, которая необходима, чтобы к этому сектору было больше доверия.

Доверие важно и в государственно-частном партнерстве. Это сложный процесс, который строится, в том числе, на взаимном доверии и договоренностях всех сторон - государства, бизнеса и общества. В отдельных регионах, например ХМАО, проекты ГЧП успешно реализуются, но если говорить о России в целом - таких проектов недостаточно. И причиной является, прежде всего, кризис доверия.

Также нужны инновации в сфере корпоративной социальной ответственности. Сегодня, по мнению экспертов, главная инновация заключается в том, чтобы перейти от разрозненных мероприятий и акций к планомерным долгосрочным стратегиям, которые неразрывно связаны со стратегиями самих компаний. Именно поэтому мы собрали на конференции российских и международных экспертов - чтобы обсудить, в каком направлении двигаться дальше.

Вы упомянули, что одно из направлений социальных инноваций связано с трудоустройством социально незащищенных групп населения, и привели в пример многодетных матерей. Есть ли проекты, связанные с трудоустройством инвалидов и других групп людей, испытывающих сложности с поиском работы?

— Безусловно. Трудоустройство незащищенных групп граждан - одна из приоритетных задач, которую решают социальные проекты. Например, Евгений Рапопорт, руководитель проекта "Авоська дарит надежду", дал работу слепым людям, под его началом трудятся 60 человек, они делают авоськи. Сейчас, к сожалению, не все и помнят, что такое авоська. Казалось бы, она осталась в Советском Союзе, ведь мы совсем про нее забыли. Между тем, это весьма удобный в быту, легкий, компактный и не загрязняющий окружающую среду предмет (в отличие от пластиковых пакетов, которых хватает на один раз и которые выбрасываются в бесчисленном количестве). Плюс к тому продукция проекта "Авоська дарит надежду" получается по-настоящему яркой, индивидуальной. Неудивительно, что проект Евгения Рапопорта интересен как собственно авоськами, так и тем, что он помогает найти работу людям с ограниченными возможностями.

- А что побуждает предпринимателей заниматься подобными проектами?

— Я думаю, что желание помогать и нести ответственность не только за себя, готовность решать проблемы окружающих. В России много тех, кто думает не только о собственной прибыли и безбедной жизни. Предприниматели понимают, что у нашей страны много проблем, что вокруг много людей с, мягко говоря, скромными финансовыми возможностями, тех, кому трудно получить работу. Через свой бизнес социальные предприниматели и стараются им помогать.

Вы сказали, что сегодня не достаточно разработана нормативно-правовая база, регулирующая государственно-частное партнерство. Какие еще острые проблемы препятствуют развитию этой сферы?

— На конференции мы провели 9 воркшопов, каждый был посвящен конкретной теме, например "Молодежь и люди серебряной экономики - как объединить их возможности для создания социальных проектов", "Чего не хватает социальному предпринимательству в России сегодня", "Развитие территорий". Модераторы воркшопов поставили перед участниками четко определенные задачи, и в итоге мы получили цельный анализ проблем и предлагаемых решений. Главная трудность, с которой сталкиваются руководители социальных проектов - это недостаток информации, площадок, где они смогли бы поговорить, найти новых участников, помощников, а возможно, и инвесторов.

Важным итогом конференции стало появление нескольких новых партнерств. Сегодня таким проектам не хватает нескольких очень важных вещей, и прежде всего, поддержки со стороны общества и государства. В свою очередь, обществу не хватает информированности, внимания СМИ к социальным проектам. Мы же мы планируем повышать интерес к данной теме по всем направлениям. В частности, Ростислав Вылегжанин из "Московских новостей" провел специальный воркшоп, на котором учил социальных предпринимателей интересно представлять свои проекты СМИ, чтобы о них захотели рассказывать журналисты.

Вообще, когда мы начинали готовить конференцию, многие говорили: "Что вообще такое социальные инновации? Эти два слова не могут стоять вместе!" Но, например, в Европе и в Америке практически при каждом вузе есть лаборатория социальных инноваций. Там это устоявшийся термин, а в России еще нужно объяснять, что это такое. Бывает, что человек занимается социальным проектом, но он себя не идентифицирует как социального предпринимателя или инноватора, то есть нужна информационная поддержка еще и этого направления.

- Вы уже подвели первые итоги конференции?

— Да, мы проанализировали работу всех воркшопов, выяснили основные потребности руководителей социальных проектов и проблемы, с которыми они чаще всего сталкиваются. Надо отметить, что тех, кто уже занимается социальным бизнесом или готов им заниматься, в нашей стране достаточно. Безусловно, еще предстоит выработать единую стратегию развития социальных инноваций в России, и этим займется Институт развития социальных инноваций, который предложил создать Вагит Алекперов. По мнению всех экспертов и участников конференции, у социальных проектов в России есть все шансы занять лидирующие позиции в области решения социальных проблем.

По материалам Wikipedia

К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

Данное понятие имеет множество пересекающихся значений. Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими, как методы и технологии источников открытого доступа. С другой стороны, они ассоциируются с такими социально-ориентированными новшествами, как микрокредиты и дистанционное обучение. Концепция «социальные инновации» применима к социальному предпринимательству (предпринимательство не обязательно должно быть инновационным, но оно может быть проводником инноваций), имеет отношение к процессам модернизации государственной политики и управления. Социальные инновации могут иметь место в государственном секторе, в коммерческом, некоммерческом и общественном секторах, а также в сферах взаимодействия между ними. Большое количество исследований посвящено созданию условий для межсекторального сотрудничества, нацеленного на социальные преобразования. Социальные инновации приобретают все большую значимость в научно-образовательной среде.

Выдающимися примерами социального предпринимательства являются деятельность Мухаммеда Юнуса, основателя банка «Грамин», открывшего новый способ оказания поддержки развитию инноваций посредством предоставления микрокредитов населению целого ряда развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, и Стивена Голдсмита, бывшего мэра Индианополиса, которому удалось привлечь частный сектор к участию в работе городских служб.

Социальные инновации обсуждались в трудах таких деятелей, как Питер Друкер и Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) в 1960-е годы. В 1970-е этот термин начали использовать французские авторы, в частности, Пьер Розанваллон, Жак Фурнье и Жак Аталли. Однако социальные инновации и их проявления возникли задолго до этого. Бенджамин Франклин, к примеру, предложил ряд модификаций, касающихся социальной организации общин, с помощью которых они могли бы решать свои повседневные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например Роберт Оуэн, которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а великие социологи, Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

Исследования социальных инноваций приобрели популярность в 20 веке. Джозеф Шумпетер, например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг новыми способами. Начиная с 1980-х годов, в трудах, посвященных технологическим изменениям, все больше внимания уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Для периода 2000-х характерны такие проявления социальных инноваций, как блоги и веб-сайты, а также организации, ведущие свою деятельность на стыке академических исследований и практической реализации.

Основные направления социальных инноваций включают:

Инновации в сфере государственных услуг, впервые внедренные в ряде Скандинавских и Азиатских стран. Правительства все больше осознают необходимость модернизации в таких сферах, как здравоохранение, образование и развитие демократии.

Социальное предпринимательство, проявляющееся в создании новых социально-ориентированных организаций.

Бизнес – особенно в сфере оказания услуг.

Источники открытого доступа, благодаря которым интеллектуальная собственность становится всеобщим достоянием.

Комплексные адаптивные системы со встроенными механизмами, позволяющими адаптироваться к изменяющимся условиям.

Коллективный подход, позволяющий объединить усилия всех заинтересованных сторон, например, акционеры и менеджеры, совместно принимающие решения о развитии бизнеса, или бизнес, взаимодействующий с органами государственного регулирования в целях совершенствования законодательства.

Распространение (диффузия) инноваций, проявляющееся в открытии новых областей применения и совершенствовании инноваций, продолжающихся после их внедрения.

Локальные аспекты, создающие благоприятные местные условия для внедрения инноваций.

Институциональная поддержка: на правительственном уровне, политическими и общественными деятелями, фондами, партнерскими организациями, объединяющими средства, предоставляемые государственным, частным и корпоративным секторами.

Введение

1. Основные понятия инноваций в социальной сфере

1.1 Инновации в социальной сфере

1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

1.3 Механизмы реализации

2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

2.1 Инновации в здравоохранении

2.2 Инновации в образовании

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность социальных отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Объектом работы является социальная сфера в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является инновации в социальной сфере.

В работе проводится анализ настоящего и будущего развития социальной сферы России.

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

1.Рассмотреть основные понятия социальной сферы и инновации в социальной сфере.

2.Выявить механизмы реализации инноваций.

3.Проанализировать механизмы реализации инновации в социальной сфере РФ.

1. Основные понятия инноваций в социальной сфере

.1 Инновации в социальной сфере

Современное социально-экономическое развитие России показывает, что инновационный путь развития это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. В тоже время инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

На современном этапе развития экономической науки, в частности теории инноваций, происходит выделение таких направлений, как формирование новшеств, распространение (диффузия) нововведений, выработка инновационных решений, адаптация и приспособление инноваций к человеческим потребностям.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Особенно актуальна их роль в сфере охраны здоровья, где сложилась очень неблагоприятная ситуация. На сегодняшний день широкое распространение получила платная медицина, но только 10-20% населения может себе позволить оплачивать медицинские услуги. В связи с этим, задача удвоения ВВП является вторичной, главной же задачей государства является повышения уровня и качества жизни человека.

Инновация представляет собой процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.

Инновации - это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное понятие одинаково применимо как к средствам и технологиям работы, так и к тому, как организации или отдельные лица ведут себя, работают, действуют. Любая инновация начинается с хорошей идеи, но означает она гораздо большее. Инновация связана с процессом превращения хорошей идеи в нечто, что может быть использовано, реализовано или достигнуто.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств. Эти отношения опосредуются движением венчурного капитала и информации.

Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.С. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь)

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства , относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

инновация социальный здравоохранение образование

Инновационные процессы в социальной сфере.

Инновационный процесс можно представить в следующей очерёдности этапов:

.Идея. Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду.

.Открытие. Установление существования ранее не известных явлений, материалов, зависимостей, связей и т.п.

.Исследование. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров.

.Разработка. Превращение результатов исследования и наблюдений в конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей.

.Изобретение. Выявление свойств и признаков нововведения, пригодных для патентирования или публикации.

.Внедрение. Продвижение нового продукта на рынок или новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке.

.Текущая реализация. Серийное производство, создание сбытовой сети.

Инновационный процесс должен охватывать, по крайней мере, все фазы до начала внедрения нового продукта на рынок или технологий в производство. Инновационный процесс всегда подвергается огромному риску. Степень риска при осуществлении различных инноваций различна.

Как показывает история многих стран, наиболее благоприятным периодом для появления инноваций является следующая за экономическим кризисом депрессия. Считается, что депрессия усиливает потребность в инновациях для выхода из кризиса. Если в периоды подъема экономики инновации могут способствовать дестабилизации относительно устойчивой экономики, то в периоды социально-экономического спада новые идеи призваны играть роль средства, способствующего выходу из кризиса.

Появлению инноваций в социальной сфере могут способствовать такие процессы, как:

- обострение социальных проблем, что требует новых подходов к их решению;

- отсутствие необходимых ресурсов для развития социальной сферы, что требует более действенных способов их поиска;

- тенденция ужесточения требований к качеству услуг учреждений социальной сферы и приведения их к международным стандартам.

Идентификация потребности социальной сферы в инновациях определяет необходимость более четкой и адекватной формулировки понятия «инновация» и смежных понятий с учетом особенностей социальной сферы. Это позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность деятельности социальных организаций и служб при удовлетворении социальных потребностей населения.

Как отмечают многие исследователи, в точном определении инноваций существует ряд методологических разногласий - инновации представляют как процесс, результат, идея, возможность. Проведенный нами анализ современных подходов, а также публикаций и изданий на эту тему выявил следующее общее определение инноваций: инновация - это реализованная творческая идея, создавшая новую ценность. Опираясь на это определение можно сформулировать определение инновационного процесса как процесса преобразования идеи в инновацию, включающего три этапа:

этап генерирования идеи (креативный этап),

этап воплощения идеи,

этап внедрения (коммерциализации) идеи.

Такое определение инновационного процесса позволяет взглянуть на задачу создания инноваций, в частности в социальной сфере, с точки зрения достижения целей каждого из этапов этого процесса. Поэтому рассмотрим этапы инновационного процесса более подробно и выделим их особенности применительно к социальной сфере.

Этап генерирования новых идей можно охарактеризовать как креативный аспект инновационного процесса. Некоторые исследователи определяют креативности ведущую роль, поскольку без идей не будет шансов на их реализацию. Процесс креативности, или творчества, «состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто». Данное определение отражает умение творческой личности рассматривать ситуацию «другими глазами» и видеть благоприятные возможности там, где другие видят лишь проблемы. Однако креативность важна не только на индивидуальном уровне: осознание того, что является допустимым в рамках определенной системы (группы, организации и т.п.), также влияет на уровень творческой деятельности.

Инновационные изменения станут тем успешнее, чем большая часть сотрудников будет вовлечена в выявление и решение ее проблем. Как показывает передовой опыт социальных служб и учреждений, участие работников в инновационном процессе - это важнейшая форма развития персонала организации. Успех в области управления инновациями в социальных организациях зависит от:

·организационной сплоченности;

·от степени включенности руководителя в управление инновациями;

·от постоянного контакта с сотрудниками, делегирования им права принимать ключевые решения и от готовности руководителя к снятию барьеров на пути нововведений.

Важное значение приобретает обучение специалистов по социальной работе методам управления инновационными процессами и развития креативности для профилактики эффекта «сопротивления персонала нововведениями». В том случае, когда служебная деятельность специалиста обеднена, стереотипна, жестко закреплена в одних и тех же действиях и результатах, наблюдаются различные проявления профессиональных деформаций, снижение эффективности работы, профессиональное выгорание.

С целью усиления новаторской деятельности персонала в организациях социального профиля и профилактики сопротивления персонала нововведениям необходимо применение различных мотивирующих действий, включая материальное и моральное поощрение сотрудников-новаторов, поддержание эффективных коммуникаций сотрудниками как внутри организации, так и за ее пределами. Персонал учреждений должен быть хорошо осведомлен о стратегических и практических задачах, которые необходимы для развития организации.

Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.

На креативном этапе инновационного процесса очень важно использовать все возможные источники инновационных возможностей. Среди них можно выделить:

·поиск непредвиденных событий и учет их влияния;

·поиск несоответствия между желаемым и действительным;

·изменение в структуре рынка и законодательных ограничениях;

·новые знания и технологии;

·демографические изменения;

·насущная потребность клиентов.

Причем наиболее значимым с позиции достижения цели социальной работы является удовлетворение потребностей клиентов в социальных услугах. Оценка потребностей в таких услугах может осуществляться с точки зрения их объема, номенклатуры, имеющихся ресурсов государственных органов, организации или конкретного социального работника. Несмотря на то, что система социального обслуживания развивается в нашей стране уже полтора десятка лет, из всех видов услуг наиболее распространенными по-прежнему являются выдача денежной и вещевой помощи.

Опыт ряда стран показывает, что инновационная социальная работа должна строиться на опережающем, эвристическом предложении услуг, которое будет порождать осознанный спрос на них. В частности, инновации в социальной сфере могут касаться в большей степени:

занятости, доходов, качества жизни населения;

здравоохранения, материнства и детства, жизни сбережения людей;

всех видов и форм образования;

культуры и досуга;

социальной защиты;

обеспечения прав граждан на жилье;

общественной безопасности;

охраны окружающей среды;

работа с беженцами и вынужденными переселенцами;

общественного попечительства в отношении детей, инвалидов, стариков и малоимущих граждан.

Основным результатом креативного этапа инновационного процесса должны являться инновационные идеи. Но любая идея, какой бы она замечательной не была, требует усилий по ее воплощению. Воплощение инновационной идеи представляет собой четко организованные действия по ее превращению в продукт (товар, услугу, процесс, технологию). Этап воплощения предполагает оценку потенциала идеи, определение необходимого объема ресурсов на ее воплощение и разработку необходимой организационной модели.

Для расширения качественных социальных услуг социального сервиса требуется серьезная государственная поддержка социальных учреждений, выступающих центром по разработке и внедрению инновационных методов и технологий в работе с разными группами населения. Источники финансирования инновационной деятельности таких учреждений могут быть как внешние, так и внутренние.

Внешнее финансирование предполагает привлечение средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Внутренние источники финансирования инновационной деятельности социальных организаций могут включать в себя часть прибыли организации, часть амортизационных отчислений, акционерный капитал и т.д. Широкое распространение в ряде регионов России имеют также полное или частичное финансирование на конкурсной основе инновационных программ и проектов за счет средств бюджета региона; предоставление бюджетных ссуд на реализацию социальных инноваций. Важное значение приобретает разработка и внедрение в деятельность социальных служб нормативно-правовых документов, способствующих развитию инновационной деятельности в регионах.

В настоящее время процесс воплощения инновации достаточно хорошо разработан на теоретическом уровне, существует множество моделей, описывающих различные аспекты процесса воплощения инноваций. Одним из наиболее распространенных методов реализации инноваций в социальной сфере является проектный метод. Среди достоинств этого метода специалисты называют возможность в рамках проекта эффективно достигать поставленных целей в условиях заданных параметров: сроков, стоимости, качества и т.п.

Однако при реализации инноваций в социальной сфере необходимо учитывать особенности, связанные некоммерческим характером отношений. Как известно, модель финансирования некоммерческой организации основана на бюджете (внешние средства), а не прибыли (собственные средства). Кроме того, некоммерческая организация имеет большое количество заинтересованных сторон, что при социальной специфике деятельности снижает потенциал нововведений. Нацеленность деятельности некоммерческих организаций на достижение определенных идеалов затрудняет оценку их деятельности с точки зрения сопоставления затрат и результатов. Именно этими особенностями определяются трудности воплощения инноваций в социальной сфере.

Этап первый - создание инноваций, научные исследования и разработки, подготовка конструкторской, технологической документации.

Второй этап - внедрение (коммерциализация) инноваций. Поскольку инновация может считаться таковой только при условии, что ее внедрение принесло результат, полезный для целевой группы, основная цель инновационного процесса на этом этапе - получить ценность от внедрения инновационной идеи. Ценность может определяться качеством и уникальностью продукта, а также тем, насколько продукт удовлетворяет нужды целевой группы или решает ее проблемы. Ценностью могут также выступать дополнительные выгоды, связанные с реализацией инновации. Для организации, внедряющей инновацию, основной задачей является повышение до максимума ценности конечного продукта, получаемой от реализации креативной идеи. На практике ценность определяется по-разному: как финансовый выигрыш, увеличение качества, повышение удобства, сокращение затрат. В некоммерческих организациях возврат средств не может считаться критерием успеха инновации и поэтому ценность должна определяться другими критериями, связанными, прежде всего, с социальными установками и нормами общества.

Важным вопросом при внедрении инноваций является учет рисков этого процесса и использование наиболее подходящих организационных структур. Из-за сложности и комплексности процесса внедрения социальных инноваций, наличия большого количества заинтересованных сторон, высокого риска этого процесса возникает необходимость создания специализированных структур, задача которых состояла бы в объединении усилий и ресурсов участников взаимодействия для достижения взаимовыгодных целей. Эти структуры могут представлять собой технологические активные комплексы с интегрированной структурой организации, специализированные формы, научно-исследовательские центры, различные поддерживающие структуры. Данные комплексы должны быть направлены на обеспечение устойчивой взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструктуры, иметь развитые сети неформального обмена информацией для создания каналов внедрения социальных инноваций.

Поскольку для социальной сферы в большей степени характерны инновации эффективности (поддерживающие инновации), направленные на модификацию уже существующих механизмов и практик, усовершенствование или видоизменение в социальных услугах и социальных программах, возникает необходимость трансформации деятельности непосредственно социальных организаций.

Как показывает практика, потребность в инновациях в социальной сфере во многом обусловлена внутренней потребностью социальной организации в повышении своих ресурсов за счет инноваций. Главное отличие инновационных организаций заключается в ориентации на изменения, которые становятся нормой для их деятельности. Для деятельности таких социальных организаций характерны следующие особенности:

·постоянная деятельность по созданию инноваций;

·финансирование создания нововведений, осуществляемое отдельно от текущей деятельности.

Таким образом, результативность инновационного процесса определяется суммарным эффектом от внедрения инновационных идей, т.е. ценностью для целевой группы. Социальные инновации должны быть нацелены на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед государством и обществом в обеспечении социального благополучия и социальных прав населения.

В качестве перспективных направлений инновационной деятельности в социальной сфере можно выделить такие направления, как:

·расширение спектра социальных услуг по удовлетворению социальных потребностей разных групп населения (социальный сервис);

·увеличение субъектов инновационной деятельности, вовлечении их в процесс решения социальных проблем широких слоев населения (социальное партнерство);

·информатизация социальной сферы как основы современного научно-технического прогресса;

·внедрение в практику социальных учреждений, служб инновационных стратегий развития, связанных с разработкой новых, более качественных товаров и услуг для населения и т.д.

Устойчивое инновационное развитие предполагает осуществление социальной политики на новых принципах, включающих:

- взаимную солидарную ответственность всех субъектов социальной политики (государства, неправительственных организаций, бизнес - структур, социальных работников, непосредственно граждан за результаты социального развития);

- открытость социальной политики обществу;

- развитие традиционных форм социальной работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Миссия социальной работы как формы деятельности направлена на достижение позитивных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Как особая технология управления интеграционными процессами в обществе, социальная работа призвана обеспечивать социальный мир и социальное благополучие в обществе. Поэтому поиск альтернативных путей обновления тесно связывается с внедрением инноваций во все сферы жизнедеятельности.

.3 Механизмы реализации

Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяются объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.

По своей сути, механизм реализации социальной политики представляет собой сложную систему институциональных и не институциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить оформить социальные интересы граждан, социальных групп населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Механизм реализации социальной политики в России ориентирован на решение важнейших социальных проблем.

Механизм реализации социальной сферы имеет сложную структуру:

субъект сферы политики - государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

объект сферы политики - социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социальной сферы;

методы реализации социальной сферы:

предметно-политическая деятельность по решению задач социальной сферы на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В обновлении нуждаются все аспекты социальной сферы.

Традиционно считалось и считается, что социальная сфера очень консервативна. Люди привыкают жить в определённых условиях и опасаются перемен даже там, где они крайне необходимы. Во-вторых, практически все инновации в социальной сфере принимаются без учёта позиций самих граждан. Мы, к сожалению, так и не научились взаимодействовать с людьми, готовить их к инновационным изменениям.

Например, как трудно идёт процесс перехода на электронные носители. Просто потому, что многие, особенно пожилые люди, не владеют самыми простыми навыками работы за компьютером. Порой они даже не умеют его включать. Поэтому программа обучения пожилых людей компьютерной грамотности возникла неслучайно. Пока мы не научим граждан пользоваться благами инновационных достижений, мы так и будем встречать с их стороны отпор любым изменениям.

За последние три года через Центр социальных инноваций прошли порядка 200 проектов. Но одним из первых направлений, в котором начались инновационные изменения, стало здравоохранение.

2.1 Инновации в здравоохранении

Нововведения в сфере здравоохранения осуществляются в виде создания новых технологий, медицинских приборов, препаратов, лечебных методик, или организационных процессов, внедряемых в производство товаров или оказание услуг.

С позиции управления инновационной деятельностью целесообразно выделить следующие виды инноваций в области здравоохранения:

·Медицинские технологические инновации, которые связаны с появлением новых методов (способов, приемов) профилактики, диагностики и лечения на базе имеющихся препаратов (оборудования) или новых комбинаций их применения;

·Организационные инновации, реализующие эффективную реструктуризацию деятельности системы здравоохранения, совершенствование организации труда персонала и орг. структуры управления.

·Экономические инновации, обеспечивающие внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения;

·Информационно-технологические инновации, направленные на автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков в отрасли;

·Медико-фармацевтические, медико-технические инновации, являющиеся разновидностью медицинских технологических инноваций, однако предполагающих, как императив, использование новых лекарственных средств (технических систем), конкурентоспособных по цене и основным параметрам медицинской эффективности.

К продуктовым и процессным инновациям в системе здравоохранения следует отнести те, которые охватывают как систему предупреждения и лечения заболевания, реабилитации больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и оборудования, новых информационных, учетных, управленческих и других благ, способствующих повышению качества медицинских услуг и т.д.

В области инвестирования в медицинские инновации российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство.

Для успешного развития медицины необходимо правильное сочетание ясных государственных гарантий населению и равных прав всех участников рынка вне зависимости от форм собственности. Что касается возможности частичного инвестирования в инновационные технологии, то оно сдерживается, с одной стороны, недостаточным информационным обеспечением, а с другой - отсутствием чётких государственных гарантий и преференций.

Как отмечается в Национальном докладе «Инновационное развитие - основа модернизации экономики России», в России, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности.

Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой развития науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же запаздывает или откладывается на неопределённые сроки.

Тревожит тот факт, что в масштабах страны эффект от инновационной деятельности почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты между наукой и бизнесом, эффективное функционирование национальной инновационной системы в целом.

Устранение основных проблем в развитии науки, образования, инноваций требует существенных ресурсных и временных затрат. Однако затягивание их разрешения чревато не просто консервацией сложившейся ситуации, но и вполне вероятной деградацией всех базовых элементов инновационного цикла. Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике.

Следует отметить, что создаваемые отечественными предприятиями и вузами разработки востребованы незначительно. Это связано, прежде всего, с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищённостью отечественных разработок. Дальнейшее развитие данной ситуации может привести, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудования, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности отечественного здравоохранения.

Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстаёт от передовых стран по объёмам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. В большинстве стран мира ассигнования на «науки о человеке» составляют не менее 30% от общих затрат на фундаментальные исследования.

Вопросы поддержания необходимого состояния медицинских изделий и использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направляемых на их производство, закупку, должную эксплуатацию и утилизацию, не решаются в достаточной мере. В настоящее время многие направления современной медицины требуют серьёзной технологической оснащенности. Реализация современных технологий в отечественных учреждениях практического здравоохранения сдерживается, в том числе, из-за отсутствия эффективных механизмов допуска этих технологий на рынок.

Таким образом, инновации могут быть техническими, подразумевать разработку или улучшение продуктов или процессов, либо административными, т.е. быть направленными на совершенствование организационной структуры и процессов управления и осуществления работы. Такие инновации часто могут осуществляться независимо друг от друга. Тем не менее, в некоторых случаях реализация инноваций в одной сфере может зависеть или даже требовать инноваций в другой.

Как следует из программных документов Правительства Российской Федерации, инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

В настоящий момент в России есть компоненты, необходимые для развития инновационных медицинских технологий: инвесторы, компании, импортирующие зарубежные инновационные разработки, и изобретатели.

Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики и лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.

Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.

2.2 Инновации в образовании

Реформа образования должна проводиться с учетом принципа «не навреди». Главного внимания требуют организационно-технические условия осуществления образования, особенно это касается учреждений, обеспечивающих общую среднюю школьную подготовку на селе и в малых городах страны.

Нуждается в специальном внимании среднее профессиональное образование, которое должно готовить специалистов, способных встраиваться в новые и новейшие технологии. Реструктуризация высшего образования имеет своей целью готовить профессионалов высшей квалификации, совмещающих обучение с осуществлением научно-исследовательских работ. Финансирование образования должно иметь три источника: государственный бюджет (преимущественно регионального уровня), предприятия, которые готовят для себя рабочую силу необходимой квалификации, и граждане, выбирающие платные формы обучения .

Государство в лице своих законодательных органов определяет минимальную образовательную «корзину», доступ к которой имеет каждый гражданин страны.

Практическое претворение в жизнь социальных реформ определяет три особенности алгоритма их реализации:

главное условие успешности реформ - это системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики;

корневой составляющей всех ее сегментов является трансформация модели заработной платы;

в условиях чудовищной поляризации идеология социальных реформ не может не иметь пере распределительного характера, реализуемого через налоги и социальное страхование.

Заключение

В завершение работы кратко подведем основные итоги, к которым мы пришли в процессе многоаспектного анализа инноваций в социальной сфере.

Мы пришли к пониманию социальной инновации как сознательно организуемого нововведения или нового явления в практике социальной работы, формирующегося на определённом этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющего целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Динамика преобразований, происходящих в стране, практически не отразилась на учреждениях социального обслуживания. Даже о реальных перспективах зарождения и развития рынка социальных услуг говорить не приходится в то время, когда государство не торопится расстаться со своей ведущей ролью. Соответственно, такой консерватизм сдерживает инициативу как существующих государственных учреждений соц. обслуживания, так и не приветствует появления учреждений негосударственного сектора.

Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов управления. Такие инновации являются результативными, поскольку они улучшают качество жизни населения.

Кроме достижения основной цели, инновации призваны решить следующие задачи:

повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы;

улучшения качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества;

снижения социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.

Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:

высокой неопределенностью последствий крупных инноваций;

сложностью оценки эффекта инновации;

комплексностью инновации: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры.

Кроме того, инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.

Основными направлениями инновационной деятельности в социальной работе сегодня являются:

Расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения.

Информатизация социальной сферы. Под информатизацией социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства.

Увеличение разнообразия организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.

Социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых технологий мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.

Список используемой литературы

1.<#"justify">2.Осипов Г.В. Москвичев Л.Н. Чернощек О.Е. Социологический словарь. М.: Норма, 2008

3.Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Экономика, 2006 - 518 с

4.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - с. 11.

5.Красникова Е.О., Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент - М.: Окей-книга, 2009 - 184 с.

.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент - М.: Инфра-М, 2008 - 176 с.

.Жариков В.В. Управление инновационными процессами - Тамбов: ТГТУ, 2009 - 180 с.

.Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. 2-е изд. - СПб: Питер, 2006 - 384 с.

.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007 - 335 с.

.Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент - М.: Юнити-Дана, 2005 - 446 с.

.Попов В.Л. Управление инновационными проектами - М.: Инфра-М, 2009 - 336 с.

.Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями - М.: Эксмо, 2008 - 432 с.

. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - 2009 г. - 216 с.

14.Сибурина Т.А. Управление здравоохранением: о путях перехода к инновационно - стратегической модели развития // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2007- №1.- С. 95-107, №2. - С. 63 - 69.

15.Российские инновации в медицинской технике. - 2010. - №4 (390). - Режим доступа: #"justify">16.Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление - М.: Юнити-Дана, 2006 - 287 с.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины