Режим дня в полтора года и питание. Режим дня и питание ребенка. Самый лучший режим дня

Режим дня в полтора года и питание. Режим дня и питание ребенка. Самый лучший режим дня

19.07.2019

С появлением в семье крохи родителям приходится менять расписание привычных дел. Однако проходит время, малыш подрастает, и мама или папа задумываются, а не пора ли и младшего члена семьи приучать к режиму.

О том, насколько строго его следует придерживаться, спорят многие детские психологи: некоторые утверждают, что это нужно в первую очередь для удобства родителей, другие настаивают, что без распорядка не обойтись самому крохе. Давай разберемся, насколько необходим режим дня, каким он должен быть для годовалого, двухлетнего или трехлетнего ребенка.

Значение режима дня для ребенка

В первую очередь следует подчеркнуть, что при помощи режима гораздо проще планировать день и успевать не только погулять с малышом и накормить его, но и заниматься развивающими играми с ним, уделять внимание дополнительным занятиям. Кроме того, соблюдение режима ребенка позволяет родителямвыделить время и на домашние дела, отдых (что немаловажно для атмосферы в семье).

Составляя режим дня и подходящее расписание для своего ребенка , обязательно учтите продолжительность сна, которая в год должна быть не менее 13,5 часов, в полтора-два года – не менее 12,5 часов, в три – около 15 часов.

Помните, что до полутора лет детки, как правило, спят днем дважды, а после – раз. Укладывая малыша в одно и то же время, вы выработаете у него соответствующую привычку, и процесс укладывания не будет отнимать время и нервы. Кроме того, сон «по расписанию», как утверждают педиатры, является более глубоким, малыш лучше отдыхает и просыпается бодрым и веселым.

Очень важно спланировать и время питания – это позволит предотвратить проблемы с пищеварением и капризы за обеденным столом. К привычному времени в желудке будет вырабатываться желудочный сок, и ребенок будет испытывать чувство голода.


Знаете ли вы? Что касается расписания игр и прогулок, благодаря режиму даже годовалый ребенок будет знать, что перед сном шумные догонялки запрещены, а после завтрака пора на прогулку.

Повторяющиеся действия и ритуалы, как утверждают детские психологи, очень важны для малышей, позволяют им чувствовать себя в безопасности.Отдельно стоит упомянуть о соблюдении режима во время болезни: в этот период распорядок дня и годовалого, и трехлетнего ребенка меняется, и «жить по часам» не получается.

Не стоит будить малыша, если он заснул, а пришло время обеда, или же укладывать его по привычному графику, если он только недавно проснулся. Прислушивайтесь к пожеланиям крохи, а когда здоровье поправится – плавно возвращайте расписание.

Важно! Не стремитесь расписать режим поминутно: он может быть плавающим, однако последовательность действий следует соблюдать строго. Это позволит малышу адаптироваться, если в какой-то день условия изменились. Кроме того, такая стабильность, по утверждениям психологов, позволяет минимизировать количество истерик.

Режим (распорядок) дня для ребенка в 1-1,5 года

В этот период большинство деток днем еще спит дважды. По статистическим данным, режим сна ребенка в возрасте 1 годика должен включать ночной сон (в среднем длится до 10,5 часов), а также два дневных общей продолжительностью до 3 часов.

Следует спланировать день так, чтобы кроха бодрствовал не дольше, чем четыре с половиной часа подряд. Ближе к полутора годам этот показатель можно плавно увеличить на час.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион около 6.30
Завтрак около 7.00
Игры, гимнастика с.30 до 9.15-9.20
Сон с 9.20 до 11.20
Обед 11.30
Игры или прогулка с 12.10 до 15.00
Сон с 15.05 до 16.00
Полдник 16.10
Закаливание, прогулка или игры, занятия с 16.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры, чтение книг родителями с 19.40 до 20.00
до 20.20
Сон 20.30

Подобный график нужно вырабатывать постепенно. Если до года у крохи не было графика, не стоит надеяться, что за один день ситуация исправится. Привыкание к режиму дня у ребенка в возрасте 1 года длится где-то 1-2 месяца. Таким образом, если вы решили приучать кроху к распорядку, наберитесь терпения. Пройдет несколько недель – и все получится.

Важно! Если малыш начинает просыпаться раньше, плохо спит после обеда, следует плавно вносить коррективы в режим дня: иногда ребенок уже в год и два месяца обходится одним дневным сном.


Здесь нужно ставить во главу угла потребности именно вашего малыша.В этот же период нужно продумать, —как научить ребенка засыпать без взрослых—. Удобно выработать для этого определенные ритуалы: например, кроха надевает пижаму, ложится, мама читает ему книжку, подает мягкую игрушку, обнимает и выходит. Очень важно соблюдать порядок действий неизменным.

Не приучайте ребенка спать в полной тишине, иначе он будет просыпаться от малейшего звука, а сам сон будет менее глубоким.

Режим (распорядок) дня для ребенка в 1,5-2 года

Теперь малыши могут бодрствовать до пяти с половиной часов подряд, а одного послеобеденного сна становится вполне достаточно. Число приемов пищи остается неизменным – их четыре. Уделите также внимание формированию гигиенических привычек.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион около 7.00
Завтрак около 7.30
Бодрствование, игры, прогулка с 8.00 до 11.20
Обед 11.30
Сон с 12.10 до 15.10
Полдник 15.15
Прогулка с 15.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры с 19.30 до 20.00
Вечерний моцион, приготовление ко сну с 20.00 до 20.20
Сон 20.30

Если вы планируете отдать кроху в садик в этом возрасте, постепенно приводите режим дня к «детсадовскому»: так для 2-летнего ребенка будет проще перестроиться и приспособиться к новому графику и условиям.


Режим (распорядок) дня ребенка в 3 года

С трех лет ребенок может бодрствовать до 6,5 часов подряд. Удлиняются и промежутки между едой, теперь малыш дольше может играть или гулять.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион 7.00
Завтрак около 7.30
Бодрствование, игры, прогулка, занятия с 8.00 до 12.00
Обед 12.10
Тихие игры, слушание книг 12.40
Сон с 13.00 до 15.00
Гимнастика, игры с 15.10 до 16.00
Полдник 16.10
Прогулка с 16.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры с 19.40 до 20.30
Вечерний моцион, приготовление ко сну с 20.30 до 20.50
Сон 21.00

В этот период, как правило, график ребенка адаптируют к детсадовскому.

Важно! Помните, что у малыша может начаться : у крохи появляется негативизм по отношению к распоряжениям взрослых, капризы, попытки делать все самостоятельно. Если до этого времени распорядок дня уже выработан, малышу и его родителям будет проще пережить такой период.


  • Не пытайтесь выработать режим за день или даже за неделю: вовлекайте кроху в новые правила постепенно. Начните с выработки четкой последовательности действий, постепенно устанавливая для них временные рамки.

  • Перед разработкой режима понаблюдайте за своим чадом, определите его биоритмы. Так будет проще построить режим или адаптировать приведенные выше примеры под вашего кроху.
  • Приучайте ребенка к режиму в игровой форме: на примере игрушек, рассказывая сказки или небольшие истории о важности того или иного действия (например, почему нужно чистить зубки утром).
  • Если случается форс-мажор: поездка куда-либо, поход или прием гостей, режим можно немного сдвинуть, но позже к нему вернуться. Не давайте малышу серьезно сбиваться с распорядка (кроме случаев болезни).
  • Папе и маме (а также бабушкам, дедушкам и остальным родственникам, которые активно участвуют в воспитании) следует заранее договориться о том, каким должен быть распорядок крохиного дня, и всем обязательно придерживаться его. Это особенно актуально, если родители в разводе: вне зависимости от того, где находится кроха, он должен жить по одному графику.
  • Постепенно вырабатывайте у малыша навыки самостоятельности, минимизируйте свою помощь. Не стоит забирать у полуторагодовалого ребенка ложку, если он кушает слишком долго, выбиваясь из графика. При этом важно не перегнуть палку: если у крохи не получается быстро надеть пижамку, помогите ему, иначе малыш будет ложиться в постель разнервничавшийся и возбужденный. Разрешайте ребенку выполнять все большее количество навыков с каждым днем.
  • Приучая кроху к распорядку, не вводите дополнительных новшеств, например, занятий в развивающих центрах, посещения спортивных секций. Слишком много правил одновременно не уложатся в маленькой головке и могут стать причиной дополнительного стресса, возбужденности.

Режим ребенка после года – видео

Насколько необходимым и обязательным является распорядок для деток разного возраста? Как меняется режим, когда кроха болеет, стоит ли тогда придерживаться привычного графика? Евгений Комаровский дает советы родителям, рассказывает о режиме с позиции педиатрии.

Соблюдение режима дает крохе возможность чувствовать себя комфортнее, облегчает в будущем адаптацию к детскому саду. Психологи утверждают: детки, живущие по режиму, спокойнее и увереннее.

Выработав определенный распорядок дня, вы снизите вероятность и количество детских истерик, не будете волноваться о том, поможете крохе стать самостоятельнее. При этом режим не должен быть нерушимой догмой, ведь это всего лишь гибкий инструмент в родительских руках.

Соблюдает ли ваш ребенок распорядок дня, как вы организовали режим? Расскажите об этом в комментариях.

Правильный режим дня и его своевременная организация является залогом здоровья ребенка, его легкой адаптации к садику и в последующем к школе. Кроме того, режим дня является основой воспитания. В организме малыша 1 - 3 лет постоянно происходит ряд изменений, по этим причинам режим дня целесообразно менять. В промежуток от одного до трех лет режим дня несколько меняется трижды.

Родителям важно знать, что все рекомендации не строгие и нет никаких стандартов. И режим ребенка должен совпадать с потребностями ребенка. Резко переводить малыша с одного режима дня на другой нельзя, это может спровоцировать отрицательные эмоции ребенка, малыш станет капризным, из-за недосыпа происходят частые смены настроения, формируется рассеяность, и возможны различные проблемы со здоровьем малыша.

Режим дня малыша от 1 – 1,5 лет.
На втором году жизни в организме малыша происходят различные изменения, дети быстро устают, но за день выполняют очень много полезных и важных дел. Малыши начинают активно ходить, пользоваться ложкой, начинают произносить несложные слова, но словарный запас постоянно пополняется. Все эти действия требуют больших энергетических затрат.

Малыши могут спать один или два раза в день, первый сон может составлять 2 – 2,5 часа, второй сон чуть меньше, около 2 часов. Но чаще всего малыши спят один раз днем, около 3-4 часов. Перед тем как ложиться спать, его необходимо умыть, минимум за полчаса до укладывания в постель. Для того, чтобы малыш хорошо спал, его необходимо укладывать спать на дневной и ночной сон примерно в одно и тоже время. Это поможет сформировать некий рефлекс.
В летнее время года сон малыша должен быть на свежем воздухе, допустимо спать на улице, веранде, если позволяет температурный режим. Если такой возможности нет, то спать малышу необходимо хотя бы при открытой форточке или окне. Также в теплое время года, когда световой день больше, дневной сон ребенка должен быть немного длиннее, а вот укладывать малыша спать на ночь необходимо чуточку позже.

Кормить малыша необходимо 4 раза в день, с перерывом в 3,5-4 часа. Режим дня малыша должен выстраиваться так, что бы после кормления был период бодрствования, активные игры, прогулки, занятия, после необходим сон до следующего кормления. Именно такой распорядок дня обеспечит нормальное состояние малыша.
Продолжительность периодов бодрствования между сном должно составлять 4,5-5 часов. Укорочение времени сна, или удлинение времени бодрствования не допустимо, так как это может привести к перепадам настроения, малыш не сможет сразу уснуть, его нервная система будет слишком возбуждена.

В активный период ребенок малыш может заниматься своими делами, а именно познавать окружающий мир. Малыша необходимо занять прогулками, играми или развивающими занятиями. Очень большое значение уделяется прогулкам с ребенком, прогулки должны совершаться два раза в день. Желательно гулять после обеда и перед ужином, а время прогулок должно быть не меньше часа. В зимнее время это может быть 1,5 часа, но в зависимости от температурных показателей на улице, в теплое время года прогулки смело можно увеличить до 2 часов.
Не менее важны гигиенические процедуры, которые должны проводиться 2 – 3 раза в неделю и обязательно перед сном, ванная расслабляет малышей и поможет легче уснуть. Во время водных процедур малышам необходимо прививать их первые гигиенические навыки. К этим навыкам относится мытье рук, умывание и т.д. так же малыша именно с этого возраста необходимо приучать садиться на горшок, и сидеть рядом с ним пока не получиться результат.

Примерный режим дня для карапузов 1 – 1,5 лет.
Утренний подъем должен быть в 7.30 – 8.00, после пробуждения, необходимы утренние ванные процедуры.
Завтрак 7.30 – 8.00
Бодрствование должно занимать период после завтрака и до обеда, некоторые детки могут захотеть лечь спать уже в 10 – 10.30.
После пробуждения, во временной промежуток между 12 – 15.30, необходимо пообедать, и обязательно погулять с малышом. После прогулки малыши должны ложиться спать, и если малыш спит один раз в день, то предпочтение отдается послеобеденному сну.
После пробуждения в 17.00 следует полдник, и прогулка, карапуз бодрствует до ночного сна. Перед ночным сном, малыша необходимо искупать в 19.30, покормить малыша необходимо в 20.00. Уснуть малыш должен в 20.30 – 21.00.

Режим дня малышей от 1,5 – 2 лет.
В этом возрасте у малышей прибавляется еще больше нужных дел, малыши стоят пирамидки из кубиков, участвуют в процессе одевания, особенно любимы застежки на обуви, уже могут самостоятельно пить, при этом в собственных ручках держать кружку или поильник. В своих играх карапузы применяют увиденное или услышанное, могут кормить любимую игрушку, или пытаться расчесывать ее.
С достижением 1,5 лет, даже те малыши, которые спали 2 раза в день, переходят на режим с одним дневным сном. Продолжительность такого сна составляет 3 – 3,5 – 4 часа. На долю ночного сна приходится 10 – 11 часов, получается, что в общей сумме малыши спят 13 – 14,5 в сутки.

Рацион питания ребенка так же остается 4 разовым, с промежутками между кормлением 3,5 – 4,5 часов. Интервал между кормлениями, когда ребенок не спит, не должен быть больше 3,5 часов. Карапуз во время бодрствования активен, занимается важными и подвижными играми, организм быстро расходует запас энергии. После утреннего пробуждения завтракать ребенок должен не позднее чем через час, такого же правила необходимо придерживаться и перед ночным сном, ужин должен быть не более, чем за час перед сном. Такие простые правила обеспечат ребенку хорошее активное утро, и хороший ночной сон.

Периоды между сном увеличиваются, и должны составлять 5 – 5,5 часов. Все свое свободное время малыши посвящают так же играм, родителям важно помнить об активных и познавательных играх с малышом. Детвора в таком возрасте с удовольствием использует различные лопатки, ведерки, собирает песочные «куличики». По этим причинам количество прогулок с ребенком остается прежним - 2 раза. Но несколько меняется порядок прогулок, с малышом можно гулять либо после завтрака, либо до обеда, и, придя домой покушать и укладываться спать. Вторая прогулка должна быть после полдника. Продолжительность прогулки остается такой же, как и для малышей 1 – 1,5 лет, но допустимо увеличение прогулки не более чем на 20 минут.

К двум годам малыши уже должны самостоятельно проситься на горшок, но это не строгое правило. Бывают ситуации, когда малыши увлечены игрой, и не всегда могут дать понять родителям о своих нуждах. Родителям важно это знать, и не впадать в панику, когда с их ребенком произойдет подобное. Мамам надо предлагать малышу посидеть на горшке, тем самым напоминая и отвлекая его от игры. Обязательно малыша надо высаживать на горшок после и перед сном.

Примерный режим дня для карапузов 1,5 – 2 лет
Просыпаться малыш должен в 7.30, как говорилось ранее, завтрак должен быть не менее чем через час, оптимальное время для завтрака 8.00. за завтраком следует период бодрствования, в этот период можно погулять или занять ребенка полезной и интересной игрой.
В 12 часов с малышом необходимо пообедать, и с 12.30 – 15.30 малыш должен спать. После пробуждения следует полдник и прогулка. В зимнее время года прогулку можно заменить домашним семейным общением, а погулять с малышом, когда светло, т.е. после обеда. Вернувшись с прогулки, в 18.30 малыша необходимо искупать. В 19.30 у малыша должен быть ужин, и только после ночной сон, карапуз должен спать с 20.30 до 7.30.

Режим дня для ребенка от 2 – 3 лет .
Этот возрастной период особенно важный в развитии малыша. Так как идет формирование самостоятельности и творческой натуры ребенка. Малыши уже начинают говорить предложениями, часто повторять все, что слышат вокруг. Речь ребенка постепенно приближается к речи взрослого. Карапузы могут самостоятельно одевать и снимать носочки, рубашку или майку. Просятся на горшок самостоятельно, обозначая какие действия малыш намерен выполнить.

В этот период времени малыши могут отказываться от дневного сна вообще, но родителем важно заменить этот период спокойными играми, или другой деятельностью малыша. Например, рассматривать книжку, или смотреть мультики, такие спокойные периоды в режиме дня ребенка помогут расслабиться нервной системе ребенка и не допустить переутомления. Если малыши спят днем, то, как правило, это послеобеденный сон.

Периоды бодрствования продолжают увеличиваться и составляют 6 – 6,5 часов. Для малышей, которые ведут очень активный образ жизни, или детки, которые ослаблены, периоды бодрствования можно сократить примерно на час. Периоды бодрствования должны состоять из череды активных и пассивных занятий, именно это правило не допустит переутомления нервной системы ребенка, так как малыши и все еще быстро возбудимы, и могут быстро уставать от одного и того же вида деятельности.

Прогулки с малышом могут увеличиваться в летнее время года, если в зимнее время в зависимости от погодных условий прогулки не должны превышать 1,5 часов, так малыш может быстро замерзнуть, то в теплое время года практически все бодрствование и даже дневной сон, можно перенести на улицу.
У малышей 2 – 3 лет уже сформировался стойкое восприятие к горшку, но родителям рано расслабляться, высаживать малыша все еще необходимо, и предлагать сходить в туалет особенно на улице, когда малыш заигрался. В этом возрасте важно закрепить умения малыша, для этого необходимо хвалить малыша, и закрепить это постоянными повторениями.

Применение режим для малышей 2 – 3 лет.
Пробуждение 7.30
Завтрак 8.00
После завтрака следует период бодрствования до 12 можно погулять с малышом, или заняться полезными играми или занятиями.
Обед 12.30
Сон 13.00 – 15.30
После сна, следует полдник 16.00 и прогулка, или занятия до 19.00
Ужин 19.30, купать малыша необходимо перед самым сном.
Ночной сон с 20.30 – 7.30.

Все дети, а особенно маленькие, как никто, нуждаются в режиме дня. Это связано напрямую с тем, что неокрепший детский организм очень чувствителен к изменениям в погоде и в природе в целом. Также ежедневный распорядок дня очень полезен мамам малышей. Какой же должен быть оптимальный режим дня у ребенка от 1 до 3 лет?

Приучить малыша к определенному режиму дня довольно легко и просто. Ведь день не настолько разнообразен, как скажем у школьника. Основой дня ребенка от 1 до 3 лет являются кормление, прогулки и сон. И когда все процедуры выполняются изо дня в день в определенное время, это дает ребенку чувство уверенности и спокойствия.

Режим сна

Если ребенок соблюдает режим и спит днем и вовремя ложится вечером, то это огромная заслуга мамы.

1 год. К концу первого года жизни продолжительность сна детей уменьшается до 15 ч в сутки за счет сокращения дневного сна. Ночью малыш спит так же долго.

2 года. С конца первого года жизни ребенок может спать всего один раз днем. А время бодрствования увеличивается до 5-6 часов подряд.

3 года. После двух лет ребенок спит днем в среднем около двух часов и может спокойно бодрствовать до 12 часов в сутки.

Основные правила при формировании режима сна:

  • Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
  • Обязательно нужно проветривать комнату перед сном.
  • Укрывать ребенка нужно легко, чтобы ему не было жарко, и он не потел.
  • Желательно находиться рядом, пока малыш не заснет: спеть колыбельную, почитать сказку, тихонько поговорить, погладить по животику.
  • За час до ночного сна не устраивать активных игр и беречь малыша от эмоционального перевозбуждения.
  • Не стоит приучать ребенка спать в полной тишине.
  • Продумать процедуру отхода ко сну, которую ребенок будет выполнять сам: собирание игрушек, купание, переодевание в пижаму.

Режим кормления

Кормление - одно из важных составляющих режима дня ребенка. Время приема пищи зависит от режима бодрствования дневного сна.

1-1,5 года. В этом возрасте количество приемов пищи у ребенка должно составлять 4 раза в день с интервалами в 3-4 часа. Затем ребенок как правило бодрствует, а затем спит до следующего кормления.

1, 5-3 года . Ребенок должен есть по прежнему 4 раза в день, но уже с интервалом в 3,5-4 часа. Завтрак должен быть не позже чем через час после пробуждения, так как период ночного сна у него довольно долгий. Ужин тоже должен быть не менее чем за час до сна.

Режим бодрствования

1-1,5 года. Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 - 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника),

Гулять на свежем воздухе нужно 2 раза по 1,5 часа, а летом можно гулять и до 4-х часов, но с легким перекусом во время прогулки.

1,5-2 года. Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 - 5,5 часов. На прогулку с ребенком следует ходить по-прежнему 2 раза в день, после завтрака и полдника.

2-3 года. Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности.

Прогулки в зимнее время не должны быть дольше 2 часов, но в другое время можно и вовсе проводить все время на улице.

Врачи-педиатры советуют такой режим дня для ребенка от 1 до 3 лет :

Режим

1-1,5 года

1,5-2 года

2-3 года

Пробуждение

Прогулка

Прогулка

Прогулка

Ночной сон

Режим дня ребенка влияет не только на его физическое и моральное состояние, но и на дисциплину в целом. Что очень важно как для родителей, так и для самого ребенка.

Режим дня годовалого ребенка не сильно, но все-таки отличается от распорядка, которого необходимо придерживаться в возрасте 10-11 месяцев. Основные изменения в этот период связаны с организацией дневного и ночного сна, изменениями в пищевом рационе, режиме прогулок. Если планируется раннее поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение, режим необходимо составлять таким образом, чтобы он был максимально приближен к распорядку, утвержденному в детском саду. Если ребенок привыкнет все делать по графику, адаптация в яслях пройдет намного легче и быстрее, поэтому начинать приучение следует, как только крохе исполнится 1 год. Большинство детей идут в ясли в 1,5-2 года, поэтому у родителей есть достаточно времени, чтобы изменить существующий режим, если он по каким-то параметрам не соответствует требуемому распорядку.

Как приучить к определенному режиму или изменить существующий

Самая распространенная ошибка, которую совершают многие родители, пытаясь скорректировать распорядок дня годовалого ребенка, – это попытка ввести новые правила быстро. Ребенок не может сразу приспособиться к новому расписанию, особенно если до этого родители не придерживались конкретного распорядка или часто допускали погрешности в режиме. Иногда период привыкания к новым условиям может растянуться на несколько месяцев, поэтому маме нужно набраться терпения и не торопить кроху, если она хочет, чтобы переход на новый распорядок прошел безболезненно.

Важно! Не пытайтесь приучить ребенка к новому режиму дня быстро, наберитесь терпения.

Основные изменения, которые происходят в расписании дня годовалых детей, связаны с организацией дневного сна. Педиатры считают, что большинство здоровых детей в 1 год не нуждаются в двухразовом дневном сне, поэтому при проявлении признаков готовности перехода на одноразовый сон днем необходимо скорректировать режим таким образом, чтобы малыш спал 1 раз в день. Очень важно оценить готовность крохи к такому переводу, так как сон является важным условием здорового роста, правильного развития и эмоционального состояния малыша.

Ребенок готов к переводу на одноразовый сон продолжительностью 3-4 часа, если:

  • в привычное время укладывания (обычно это 10-11 часов утра) он не проявляет признаков усталости, не трет глаза, находится в хорошем настроении;
  • при попытке уложить его на утренний сон активно сопротивляется, плачет;
  • в кроватке не засыпает, играет с погремушками, рассматривает рисунки на постельном белье и мягких бортиках.

Важно! Если ребенок после перевода на одноразовый дневной сон стал капризным, плаксивым, у него испортился аппетит, следует проконсультироваться с врачом: возможно, кроха еще не готов к подобным изменениям.

Если ребенок объективно готов к переходу на одноразовый отдых днем, необходимо сдвигать время укладывания на 30 минут каждую неделю: в первую неделю укладывать спать в 10.30, вторую – в 11 часов и т.д. Придерживаясь такого метода, можно перевести ребенка на комфортный для него режим в течение 1-2 месяцев практически безболезненно.

От того, сколько раз в день спит ребенок, зависит, как именно составить распорядок дня, чтобы в нем было выделено время для прогулок, развивающих игр, занятий, кормлений и отдыха. Ниже приведены два варианта детского распорядка в зависимости от организации дневного отдыха.

Ребенок спит 2 раза в день

Если ребенок нуждается в кормлении перед сном, его также организовывают примерно за 20-30 минут до укладывания.

Ребенок спит 1 раз в день

Подъем у детей, которые спят 1 раз в день, обычно происходит позже, чем у малышей, продолжающих спать 2 раза в дневное время. Это необходимо учитывать при составлении режима.

Чем кормить годовалого ребенка

В год ребенок уже может питаться с общего стола при условии, что семья придерживается принципов здорового и диетического питания и не употребляет продукты, которые могут негативно повлиять на здоровье ребенка: колбасные изделия, специи, маринады, копчености. Важным изменением в этот период должен стать отказ от продуктов детского питания, продающихся в магазинах (готовые пюре, сухие каши и т.д.). Ребенок в этом возрасте не нуждается в питании, приготовленном таким способом, и слишком мягкая, однородная консистенция таких продуктов отрицательно влияет на жевательную функцию, может способствовать формированию неправильного прикуса, речевой задержке и нарушениям в работе челюстно-лицевого мышечного аппарата.


Рацион питания

  1. Молочные каши , в которые можно добавлять кусочки свежих или сушеных фруктов, мед, ягоды.
  2. Супы можно давать в обычном виде, не перетирая до состояния пюре, но важно, чтобы мясо в супе было измельчено, иначе ребенок может подавиться. Одним из вариантов является приготовление супов на овощном бульоне с последующим добавлением мясного пюре или фрикаделек из мяса.
  3. Мясо годовалому ребенку можно давать в виде паровых котлет, муссов, суфле, мягких запеканок. Допускается добавление обжаренного, мелкорубленного фарша к вареным овощам.
  4. Фрукты стоит давать кусочками, постепенно заменяя ими привычные для ребенка пюре.

Важно! Кормить годовалого ребенка следует 5 раз в день, постепенно отказываясь от утренних кормлений смесью или грудным молоком. Интервал между приемами пищи должен составлять не более 4 часов.

Как отучить ребенка от грудного вскармливания

Многие дети к годовалому возрасту сами отказываются от сосания груди, но есть и такие, кто готов питаться грудным молоком до 2-3 лет. После года состав материнского молока уже не удовлетворяет потребности детского организма, поэтому ребенка от грудного вскармливания необходимо отучать. Для этого можно воспользоваться следующими советами.

  • Если ребенок сосет грудь перед сном, можно попробовать предложить ему вместо молока какой-нибудь напиток из чашки или поильника. Это может быть молочная смесь для детей старше 1 года, компот, кефир или жидкая молочная каша. В первые недели напиток должен быть сладким, так как материнское молоко имеет сладковатый вкус, и ребенок может отказаться от пресных напитков.
  • Детей, которые используют грудь вместо соски, можно отвлечь сказкой, укачиванием, песенкой. Даже если кроха плачет и требует грудь, важно выдержать хотя бы 10-15 минут. Если плач после этого не прекратится, следует покормить ребенка, но не более 2-3 минут, и повторить попытку на следующий день.
  • Отучить от утренних кормлений грудью проще всего. Когда ребенок проснется, необходимо сразу предложить ему чай или дать кусочек печенья (сухарика), после чего увлечь игрой. Важно не переусердствовать с кормлением, иначе ребенок может отказаться от завтрака.

Если ребенок еще не готов к отучению от груди, не стоит торопиться. Лучше отложить это на несколько недель, после чего снова повторить попытку.

Важно! Отучать от груди можно только детей, которые умеют пить из чашки или поильника и уверенно удерживают их в руках без посторонней помощи.

Примерное меню годовалого ребенка

Прием пищи Чем кормить
Завтрак Молочная каша из геркулеса с бананом, напиток из ромашки, сухарик.
Второй завтрак Запеченная груша с медом
Обед Щи из капусты с мясными фрикадельками, морковное пюре с куриной котлетой, фруктовый сок.
Полдник Напиток из молока и злаков, детское печенье.
Ужин Отварная рыба с картофельным пюре, куриный желток вареный.
Поздний ужин Перед сном можно дать ребенку кефир или немного натурального йогурта без ароматизаторов и красителей.

Сон и его продолжительность днем и ночью

Продолжительность ночного сна у детей второго года жизни должна составлять около 10 часов без пробуждений. Дневной отдых, независимо от того, сколько раз спит ребенок днем, должен длиться не менее 3,5-4 часов.

Если ребенок в год плохо засыпает или спит ночью, это может быть вызвано несколькими причинами, среди которых:

  • слишком большая продолжительность сна в дневное время;
  • недостаточная физическая активность в течение дня;
  • несбалансированность дневного рациона, приводящая к голоду или, наоборот, тяжести в желудке в вечернее время;
  • короткие и нерегулярные прогулки;
  • несоответствие температуры и влажности в детской комнате санитарным нормам (спать дети должны в хорошо проветриваемых помещениях при температуре не выше 18°);
  • некачественное белье и одежда для сна.

Важно! Ребенок может плохо спать из-за проблем со здоровьем, например, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аденоидов и т.д. Если ребенок, получающий хороший уход, продолжает плохо спать ночью, следует проконсультироваться с участковым врачом.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно в 1 год

  1. Приучать ребенка засыпать самостоятельно необходимо с 8-10 месяцев, так как потом сделать это будет гораздо сложнее.
  2. Примерно за час до ночного сна необходимо создать спокойную обстановку в комнате: выключить телевизор, компьютер, приглушить яркий свет.
  3. Важно в этот период ограничить подвижные и активные игры: идеальным вариантом будет, если за 20-30 мину до ночного сна ребенок уже будет лежать в кровати. В это время мама может разговаривать с ним, читать сказку, петь колыбельную.
  4. Большое значение для ребенка, привыкшего засыпать с мамой, имеет тактильный контакт: мама может гладить кроху по спинке, голове, ручкам.
  5. Не стоит долго держать ребенка на руках перед сном – для удовлетворения его потребности в тактильной близости перед сном достаточно 3-5 минут.
  6. Чтобы процесс расставания с мамой проходил менее болезненно, можно положить в кроватку любимую игрушку малыша.
  7. Перед сном все действия (чистка зубов, надевание пижамы) необходимо проводить в строгом порядке – это будет способствовать выработке привычек, связанных со сном.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины