Деловое общение, как социально-психологический феномен. Способы психологического воздействия. Лекция на тему "общение как феномен"

Деловое общение, как социально-психологический феномен. Способы психологического воздействия. Лекция на тему "общение как феномен"

01.10.2019
Социальная психология: конспект лекций Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление

1. Понятие общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.

Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.

Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.

Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.

Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.

В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.

В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения ); взаимодействие (интерактивный аспект общения ); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения ).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным .

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение , определяющее социальные коммуникативные процессы.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный .

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик ); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович ); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный ); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко ) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

Из книги Психология стихийного массового поведения автора Назаретян Акоп Погосович

Лекция 4-5. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы – Ой, что деется! Вчерась траншею рыли - Откопали две коньячные струи! – Говорят, шпионы воду отравили самогоном, Ну а хлеб теперь – из рыбной чешуи! B. C. Высоцкий Феномен слухов и его

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 20. Проблемы социально-психологической адаптации Сама по себе проблема «адаптации» по укоренившимся в науке методологическим воззрениям почему-то считается "одной из кардинальных и важнейших задач биологии" , но никак не психологии. И в данном положении, на

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом.Этот феномен получил в социальной психологии

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 21 Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов 1. Понятие реабилитации Процесс психологической реабилитации особенно важен в случаях, когда окончание стационарного лечения не означает, что больной полностью восстановился и

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 13. Межличностное общение в социальной группе Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что они работают для достижения общих целей.

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности Общение – это специфическая форма взаимодействия индивида с другими индивидами, как членами общества.Процедура общения состоит из нескольких составляющих:1) потребность в общении –

Из книги Технология ведения тренинга: Теория и практика автора Фопель Клаус

3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

Зов и явление Я - Дух нерожденного.Кто меня зовет?Выбирайте лучшие слова!Вложите в них ваши лучшие чувства!Выбирайте лучшую музыкальность для зова!И все это пошлите мне!Ваш голос с Земли начнет воспитывать меня на Небесах и притягивать к вам.Ну, как?Зовите, зовите,

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ В жизни социально-психологическое обучение происходит по-разному. Оно начинается в семье, продолжается на детских площадках, в школе, в различных образовательных учреждениях и т. п. Оно происходит, как правило, спонтанно или

Из книги автора

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ 4 Общение как коммуникация и взаимодействие Понятие «Общение». Общение как коммуникация.Невербальные средства общения.Вербальные средства общения.Общение как взаимодействие. Формы

  • Прокопенко Иван Александрович , Начальник сектора по работе с казачьими обществами Волгодонского района. Заместитель атамана Первого Донского округа ВКО ВВД по работе с казачьей молодежью

Введение.

Глава I. Общение – уникальный социально-психологический процесс.

1.2. Виды общения.

1.3. Техника и приемы общения.

1.4. Роль общения в социально-психологическом развитии личности.

Заключение.

Библиография.

Введение

Тема “Общение как социально-психологический феномен” - одна из интересных и важных тем социальной психологии; тема, которая всегда является актуальной. Ведь человек живет в обществе, является членом его, человек, в отличие от животного наделен речью – неотъемлемой частью общения человека с человеком. Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека . Социально-психологический феномен – общение дает возможность человеку контактировать друг с другом, обогащаясь новыми знаниями, дает человеку возможность осознания своей значимости в жизни. в деятельности, к этому изначально стремится человек. “Если бы наши предки не имели этого пламенного стремления к собственной значимости, то не было бы цивилизации. Без него мы недалеко ушли бы от животных” .

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми. Вот поэтому-то отсюда и вытекает главная цель данного реферата: показать, что общение – это действительно социально-психологический феномен. Задачи работы следующие: 1)показать роль общения в развитии человека; 2)показать виды, технику и приемы общения.

Интересный материал для раскрытия темы представляют следующие источники: “Азбука гражданина” - составитель А.Иванов, в котором большое внимание уделяется той роли общения, которую оно играет в жизни молодого поколения. “Эстетика на каждый день” В.Брожика дает возможность человеку увидеть и оценить роль общения в повседневной жизни, доктор философии, профессор Владимир Брожик в популярной форме освещает важность эстетики общения. Психолог М.Р.Гинзбург в своем труде “Путь к себе”, показывает, что верно видеть и понимать самого себя – непростое дело, в котором одна из важных ролей принадлежит общению. Хрестоматия для учащихся старших классов “Из истории русской гуманистической мысли” составителя А.Ф.Малышевского и других – богатый материал из истории общения. Книга Дейла Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” – это своеобразный учебник умения общения, где известный американский специалист в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений внимание читателей обращает на умение общаться, от этого зависти очень многое в жизни и деятельности самого человека. “Краткий психологический словарь” под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, как и труд А.В.Петровского “Быть личностью” – нужный и интересный материал по предмету “Социальная психология”. Труды Артура Владимировича Петровского, академика АПН, издаются не только у нас в России, но и за рубежом. “Культура личности – в чем она?” – это беседы о прекрасном в жизни и человеке (сост. К.Ф.Луганский: Общ. ред. Л.С.Акентьевой), где тоже немаловажная роль принадлежит общению. Работа Е.Мелибруда “Я – Ты – Мы” – это важный помощник психологической возможности улучшения общения, когда человеку интересна сама возможность развить свои психологические способности, важные в общении с людьми. “Мир человека” составителя А.Романова дает возможность молодому поколению прикоснуться к традициям своего народа, которые невозможны без общения в быту, жизни, в деятельности. Труд “Психология” Роберта Семеновича Немова, известного российского психолога, доктора наук, профессора, академика и члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук Международной академии психологических наук, дает богатый материал по теме данной работы, обращая наше внимание на то, что “общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью” , что общение - это действительно социально-психологический феномен. “Культурология. Энциклопедический словарь” Константина Михайловича Хоруженко – всегда важный помощник в работе над рефератом, он является синтезом базовых культурологических материалов; само понятие общение здесь раскрывается так: “общение – взаимодействие между людьми, главным образом непосредственные. Понятие общение используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами (“межнациональное общение”, “общение культур” и др.), т.е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может не может осуществляться, минуя межиндивидуальные контакты” .

Все источники, используемые в реферате, дают возможность глубокого понимания значимости общения в жизни человека, помогают раскрытию самой темы данной работы.

Глава I.
Общение – уникальное социально-психологическое явление

Содержание, цели и средства общения

Общение, как социально-психологический феномен, в жизни человека имеет “значение не меньшее, чем воздух, которым дышим. В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения… Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь” .

Общение присуще всем высшим живым существам. Но только на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы. В образе жизни различных высших животных и человека выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами, первая – это деятельность, а вторая – и есть общение, где взаимодействуют друг с другом живые существа, организм с организмом, обмениваясь информацией. “В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому . Содержание общения могут составлять сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии личности. Один человек другому передает информацию о своих потребностях и рассчитывает на то, что тот, к кому он обращается, будет участвовать в удовлетворении этих потребностей. Кроме того, через общение человека с человеком, могут передаваться и данные об эмоциональном состоянии личности. “Одним из важнейших фактов человеческой жизни является то, что люди испытывают различные эмоциональные переживания и стремятся их испытать. Основной источник этих переживаний – ситуации межличностного общения” . Это и удовлетворенность, и радость, и гнев, и печаль, и страдание и т.п. Важно то, что “удовлетворение эмоциональных потребностей возможно во всех формах контактов… люди часто недооценивают этот факт, пренебрегают им или даже пытаются как-то ему противостоять. Это обстоятельство, возможно, связано с убеждением, что эмоции препятствуют интеллектуальной работе и профессиональной деятельности. Так появляются требования избавить профессиональную деятельность или научные исследования от эмоций, хотя полностью исключить моменты удовлетворения эмоциональных потребностей из межличностного общения попросту невозможно. В результате эмоциональные проблемы чаще всего вытесняются из сферы сознания, а это скорее вредно, чем полезно” . Содержание общения человека с человеком многопредметно, оно является самым разнообразным по своему внутреннему содержанию. Ведь в общении друг с другом люди получают информацию о мире, получают богатый жизненный опыт, знания, развивают свои способности, умения и навыки. Например, чтобы лучше понять человека, чтобы была польза от общения, чтобы понравиться людям, следует воспользоваться следующими простыми советами: “Искренне интересуйтесь другими людьми” и “Говорите о том, что интересует вашего собеседника” .

Важную роль в общении имеет сама его цель. “Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности” . У животных и человека цели могут быть разными: у животных целью общения может быть побуждение другого животного к каким-либо действиям или же –предупреждение о том, что необходимо не предпринимать никаких действий (предупреждение об опасности, это одно из важных действий). И человек может побуждать человека к каким-либо действиям, но, что особенно важно – это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений. И здесь не обойтись без того, что так важно в развитии личности – “учиться понимать себя, свой внутренний мир, свои мысли, чувства и переживания… формировать себя” . В личных взаимоотношениях надо находить твердую опору, самому решать возникающие сложные вопросы. “Дело в том, что люди довольно часто пытаются переложить решение собственных проблем на чужие плечи. Однако никто, кроме них самих их решить не может. То есть решить-то, конечно, можно – временно. До того, как возникнет новая проблема. Проблем в жизни много. Привыкнет человек к костылям и так и будет ковылять по жизни, опираясь то на один костыль, то на другой. Совсем без костылей ходить разучится. Будет на ровном месте спотыкаться. По жизни не ковылять надо, а идти широко и смело – на своих ногах… Ничего нет на свете интересней жизни …” – дает мудрый совет психолог М.Р.Гинзбург . Все это присуще человеческому общению. И если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения насущных для них биологических потребностей, то у человека цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей нравственного роста, нравственного развития и других. И здесь важны средства общения, которые “можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому” . Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов (руками, касанием тела), может быть передана и воспринята на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движениями другого человека и восприятие сигналов, которые производит один из общающихся). Человек, используя данные ему от природы способы передачи информации, изобретает и усовершенствует другие. Например, язык и другие знаковые системы, письменность, ее формы и виды (тексты, рисунки, схемы, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (это и радио, и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). “По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля” . И это не удивительно. “Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя” .

Виды общения

Виды общения определяются в зависимости от содержания, цели и средств общения человека с человеком. По содержанию общение делится на следующие виды: материальное, оно направлено на обмен предметами и продуктами деятельности. Здесь участники, занятые индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые сами по себе являются средством удовлетворения их насущных потребностей. Следующий вид общения – когнитивное общение, которое предполагает обмен знаниями, что очень важно в жизни человека, в его социально-психологическом развитии. “Распространение просвещения и общий разум показали, что опыты суть основание всего естественного познания. <…> Речь есть, кажется, средство к собранию мыслей воедино; ее способию одолжен человек всеми своими изобретениями и своим совершенствованием” . Все, что достигнуто человеком на земле, все это благодаря, в первую очередь, конечно же обмену знаниями, то есть когнитивному виду общения. Следующий, немаловажный вид общения – кондиционное общение, что представляет собой обмен психическими или физиологическими состояниями, здесь человек на человека оказывает такое влияние, которое рассчитано на то, чтобы привести того или иного человека в определенное психическое состояние (успокоить или же, напротив, возбудить собеседника, поднять настроение или же испортить его, т.е. оказать в конечном счете определенное воздействие на самочувствие одного человека на другого). И здесь важно понимать друг друга в общении. “Умение понимать все, что происходит с людьми и в самих людях, постигать смысл их поступков, переживаний, мыслей, стремлений, осознавать внутренний смысл целых ситуаций, возникающих в результате поступков нескольких людей, - это способность, значение которой трудно переоценить. Особенно важно уметь осознавать не только то, что касается других, но и собственное поведение, свои реакции в конкретных ситуациях межличностного общения. Эта способность формируется на основе выработки в себе навыка быстро и однозначно вносить в суждения о людях и о себе самом. Склонность быстро и бесповоротно судить о людях мешает по-настоящему глубоко их понимать” . В общении этого вида следует разносторонне оценивать личность, понимать ее действия и внутренние переживания, так как “только человек, являющийся объектом нашей познавательной деятельности, может вынести окончательное суждение о том, правильно ли мы его понимаем” .

Мотивационное общение – это общение такого вида, которое предусматривает обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. “Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении” . Влияние одного человека на другого может ассоциироваться со способностью подчинять людей своей воле. “Основным инструментом, с помощью которого мы устанавливаем контакты с другими и определенным образом влияем на них, является наша личность со всеми присущими ей ограничениями и особенностями. Если воздействие на другого человека определяется характером моих потребностей, стремлений и желаний, то практически всегда в ответном воздействии на меня со стороны этого человека точно так же отражаются и его потребности, стремления и желания. Реальные последствия направленного воздействия заключаются в обмене взаимных влияний и затрагивают обоих партнеров. Это может происходить в виде борьбы и стычек, а возможно, в форме совместной деятельности и взаимодействия. Таким образом способность к оказанию влияния на другого человека можно понимать как умение строить отношения в желанном отношении” .

Важное значение в социально-психологическом развитии личности имеет следующий вид общения – деятельностное общение, которое в основе своей содержит обмен действиями, операциями, умениями, навыками. “Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности” .

Вторую важную группу видов общения составляют общения, выделяемые по целям общения. Они следующие: биологическое и социальное в соответствии с потребностями, которые лежат в их основе. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей, это общение, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, кроме этого – и на установление и развитие интерперсональных отношений и личностного роста индивида. Межличностные контакты смогут принести обоюдную пользу людям только тогда, когда обе стороны будут поступать так, чтобы их поступки в конечном счете и привели к ожидаемому положительному результату. “Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из этих рассуждений выкристаллизовалась только одна важная заповедь. Она не нова. Она также стара, как сама история. Заратуштра внушал ее огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Лао-Цзы, основатель даосизма, завещал ее своим последователям в Ханьской долине. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождества Христова. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи девятнадцать столетий назад. Он суммировал ее в одной мысли – важнейшем, пожалуй, принципе на свете: “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” .

В зависимости от средств общения выделяют следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное. С помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение, а опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: это природные предметы (след на земле, палка, брошенный камень и др.), это могут быть и культурные предметы (печать, радио, телевидение, знаковые системы, записи символов на различных носителях и др.).

Прямое и косвенное общение тоже имеет немаловажное значение в социально-психологическом развитии личности. Прямое общение опирается на личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся сторон в самом акте общения (телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга). И здесь, безусловно, “умение видеть связи между собственным поведением и реакциями других, между поступками окружающих и своим поведением помогает адекватно понимать людей. Эта двусторонняя связь поведения одного человека и внутренних реакций другого является ключом к пониманию того, что на самом деле происходит между людьми. Чтобы понять эту связь, следует идти навстречу друг другу, облегчая взаимопонимание. А для этого необходимы открытость и доверие, развитое самосознание и согласие с самим собой” . Косвенное общение – это такое общение, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди (переговоры между конфликтующими сторонами, например, в какой либо группе или семье). Эти два вида общения, прямое и косвенное, еще раз подчеркивают то, что “человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми” .

Интересны и важны следующие виды общения – деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение, как частный момент, включено в какую-либо совместную деятельность и является средством повышения качества данной деятельности, содержанием делового общения служит то, чем заняты люди. Личностное же общение направлено на психологические проблемы внутреннего характера, интересы и потребности, затрагивающие личность человека: это и поиск смысла жизни, и определение своего отношения к тому человеку, который для данной личности значим, к тому еще, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и др. “В межличностных отношениях неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни. Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане” . нельзя уходить от разрешения конфликтов, их надо разрешать обязательно, так как это вредит самой личности и межличностным отношениям.

В жизни человека общение не может существовать как обособленный процесс или же самостоятельная форма активности. Общение обязательно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая немыслима без этого социально-психологического феномена.

Свою, определенную роль, выполняет как инструментальное, так и целевое общение. “Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении” .

Есть еще один вид общения, который важен для человека, он присущ только человеку – это вербальное общение, которое тесно связано с невербальным общением: общение при помощи мимики, жестов, через прямые сенсорные или телесные контакты, невербальное общение не предполагает использование речи. А вот вербальное общение предполагает усвоение языка, оно богаче всех форм общения, хотя и не может полностью заменить другие формы и виды общения.

Какой бы вид общения мы ни взяли, ясно одно – все виды имеют свое значение в социально-психологическом развитии личности. Ведь общение и деятельность человека тесно связаны друг с другом, хотя и существуют между ними различия. “Результатом деятельности обычно является создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, главным образом, формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности” .

Техника и приемы общения

Содержание, цель и средства общения, виды общения тесно связаны с такими важными понятиями в социальной психологии как техника и приемы общения. “Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное” . Человек, прежде чем вступить в общение с другим человеком, определяет свои интересы, соотносит их с интересами человека, с которым общается, оценивает человека как личность, вырабатывает технику и приемы общения, которые наиболее подходят при данном общении. А потом, уже в ходе самого общения, контролирует ход и результаты общения. Здесь следует обратить внимание на то, как правильно завершить общение, чтобы у собеседника осталось соответствующее впечатление о себе, сделать так, чтобы у собеседника в дельнейшем возникло (или же, напротив, не возникло) желание общаться дальше.

Начиная общение с человеком, следует помнить о том, что здесь техника общения включает такие элементы: принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, которые привлекают внимание партнера, они должны быть направлены на преднастройку партнера, на определенное восприятие информации. Важное значение придается выражению лица, так как это должно отражать три главных момента: цель сообщения, желаемый результат общения и демонстрируемое отношение к собеседнику. Здесь важно буквально все: и занимаемая поза при общении, и выражение лица. Например, разговор собеседников, который проходит лицом к лицу, облегчает общение, в то время как общение, при котором кто-то из сторон смотрит в сторону, или же стоит вполоборота, будет, безусловно, затруднять общение.

Очень внимательно при общении следует относиться к начальным словам и тону, ведь официальный тон и подчеркнутое обращение на “Вы” уже может означать, что обращающийся к партнеру при общении не намерен переходить на дружеский лад. И в то же время обращение на “ты”, дружеский тон располагают собеседников друг к другу, а улыбка, которая подчеркивает дружеское отношение, делает общение приятным. От умения улыбаться может многое зависеть в жизни человека, улыбка способна сделать больше, чем что-то другое в технике общения. “Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее. И нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей” .

Жесты человека при общении, так же как и выражение лица, его мимика часто являются непроизвольными, поэтому можно наблюдать, как общающиеся, чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, могут отводить в сторону глаза и прятать руки.

“В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения” . При обратной связи происходит сознательный контроль коммуникативных воздействий, здесь и наблюдение за собеседником, и оценка его реакций, и последующие изменения в соответствии с этим своего собственного поведения. Обратная связь при общении позволяет собеседникам видеть себя со стороны и правильно судить о себе в процессе общения, кроме того еще обратная связь дает возможность партнерам соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось, к примеру, причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова, здесь же имеет место и коррекция, которую вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера по общению. “Таким образом, умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей личности. От коммуникативных способностей, которые включают в себя и навыки общения человека с человеком, зависит во многом успешность общения. Люди отличаются друг от друга и по возрасту, и по образованию, и по уровню культурного и психологического развития, и по жизненному и профессиональному опыту и пр. От этого зависит в какой-то степени и коммуникативность их в общении. Образованные и культурные люди обладают более выраженными способностями коммуникации, чем необразованные и малокультурные. “Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в обществе определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий” .

Говоря о технике и приемах общения, следует обратить внимание и на то, что они различны и по возрастным особенностям (дети, подростки, юноши и девушки, взрослые, пенсионеры и пр.) Более непосредственны в общении, конечно же, дети, в их технике общения первенство принадлежит невербальным средствам, общение у детей часто носит чрезмерно эмоциональный характер, здесь слабо развита и обратная связь. “С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь” . Кроме того на технику общения и приемы общения оказывает влияние и то, кем по профессии являются общающиеся. Актеры могут в технике общения использовать свой профессиональный игровой стиль общения, а руководители, к примеру, могут в общении опираться на менторский тон, врачи же делают опору в общении на повышенное внимание, сочувствие к собеседнику.

Техника и приемы общения важны и необходимы в человеческом общении. Общаясь, человек обогащает себя и дает возможность своему собеседнику увидеть себя в данном общении, приобрести нужную и полезную информацию. Следует помнить о том, что нужно быть не только собеседником, но и слушателем. “Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе” .

Роль общения в социально-психологическом развитии личности

Общение, как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, - это высшее благо, данное человеку, которое порождается потребностями совместной деятельности, включает в себя обмен информацией. В результате общения люди взаимодействуют друг с другом. “Общение является непременным условием любых форм социальной и индивидуальной жизни человека. Благодаря ему оказалась возможной совместная деятельность людей по овладению природой и удовлетворению индивидуальных потребностей. В процессе общения формируются образцы и модели поведения человека, которые впоследствии “входят внутрь” человека. Мышление, способность к анализу и оценка, образ мира и самого себя формируются у индивида в ходе общения. Внимательно прислушавшись к своей внутренней жизни, любой из нас наверняка обнаружит непрекращающийся процесс внутренней коммуникации – внутренние диалоги самого разного характера, споры, критику, оправдание. Словно какая-то часть наших бесед с другими из повседневной жизни перешла во внутренний план и вплелась в структуру личности” .

Общение необходимо каждой личности, основным или естественным способом существования личности является ее связь с другими личностями, сосуществование с ними, а не изоляция от окружающих и жизнь исключительно для самого себя. “Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность” . С самого своего появления на свет человек имеет возможность общаться, если бы этого не было, то человек никогда бы не стал культурно и нравственно развитой личностью, лишившись общения, человек теряет многое. На ранних этапах человеческой жизни (онтогенеза) для развития ребенка очень большое значение имеет общение со взрослыми. Именно в это время все свои социальные и психологические качества ребенок приобретает почти исключительно через общение, потому что вплоть до начала школьного обучения, а вернее до наступления подросткового возраста, ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие маленького гражданина начинается с общения, это и есть его первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе, благодаря этому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. А уже позже, на втором-третьем году жизни ребенка появляется и предметная деятельность, которая тоже является условием и средством социального и психологического развития личности.

Именно в общении, в начале через прямое подражание, потом через словесные инструкции, приобретается основной жизненный опыт ребенка. Взрослые, с которыми общается ребенок, являются носителями этого опыта, и именно через общение, а никаким другим путем этот опыт не может быть приобретен маленьким гражданином, личностью. Здесь все важно для ребенка: и интенсивность общения, и разнообразие содержания, целей и средств общения, потому что все это очень значимо в социальном и психологическом развитии личности ребенка. Все виды общения приносят неоценимую пользу человеку. “Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации” . Немаловажную роль в развитии личности играет и материальное общение, потому что благодаря ему человек получает необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, а они в свою очередь выступают в качестве условия индивидуального развития личности. Фактором интеллектуального развития личности является когнитивное общение, когда обе стороны в общении обмениваются информацией, взаимно обогащаясь знаниями. Состояние готовности к научению, формулировку установок, необходимых для оптимизации других видов общения дает кондиционное общение, именно оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному развитию человека.

Значимую роль в социально-психологическом развитии личности оказывает и мотивационное общение, которое служит источником дополнительной энергии для человека, так же как приобретенные в результате мотивационного общения новые интересы, мотивы и цели деятельности увеличивают психоэнергетический потенциал личности, который способствует социальному развитию личности.

Межличностный обмен – деятельностное общение, в результате которого через обмен действиями, операциями, умениями и навыками происходит развитие личности, так как совершенствуется и обогащается ее собственная деятельность.

Биологическое и социальное общения играют важную роль в развитии личности, ведь первое служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций, а второе, социальное – обслуживает общественные потребности людей и, кроме того, является фактором, который способствует развитию форм общественной жизни (групп, коллективов, организаций, наций, государств, человечества в целом). А невербальное общение дает возможность развития личности еще до того, как ребенок научился говорить, еще способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, помогая ему тем самым становиться более способным к межличностным контактам и открывать для себя более широкие возможности в собственном развитии. Значение вербального общения вообще неоценимо и в психологическом, и в социальном развитии личности. “Оно связано с усвоением речи, а она, как известно лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного” .

Все виды общения, безусловно, имеют свое исключительное значение в развитии личности, в их ряду достойное место занимают непосредственное и опосредованное общение. “Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением” .

Таким образом, роль общения в социально-психологическом развитии личности, безусловно, велика, ведь “общение с людьми формирует личность человека, каждый человек, живя в мире людей, формирует и изменяет этот мир” .

Заключение

Тема “Общение как социально-психологический феномен”, рассматриваемая в данном реферате, является интересной, важной и актуальной, так как одной из важнейших особенностей общения является создание условий, способствующих социально-психологическому развитию личности. Общение – это действительно феноменальный процесс, без которого невозможна жизнь человека, именно это явилось главной целью данной работы и было рассмотрено в реферате. А через задачи: 1)показать роль общения в развитии человека; и 2)показать виды, технику и приемы общения; данная тема была углублена и раскрыта, использована была при этом интересная библиография.

Общение дает человеку то, что так необходимо в его жизни – ведь “вступая в отношения с другими людьми, каждый из нас устанавливает определенные отношения и с самим собой. Способность людей помогать друг другу в трудных ситуациях и в процессе личностного роста тесно связана с их умением поддерживать конструктивные отношения с собой” . Кроме того – общение, какой бы вид мы ни взяли, способствует разностороннему интеллектуальному развитию личности. Только общаясь, человек способен утвердиться в обществе. Человек постепенно, идя по жизни, накапливает культуру общения, развивается психологически. “Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественность целей и широким выбором средств общения” .

Библиография

  1. Азбука гражданина: Сборник / Сост. А.Иванов. -М.: Молодая гвардия, 1980. -250 с.
  2. Брожик В. Эстетика на каждый день / Пер. со словац. С.Д.Баранниковой. -М.: Знание, 1991. -208 с.
  3. Гинзбург М.Р. путь к себе. -М.: Педагогика, 1991. -106 с.
  4. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. А.Ф.Малышевский и др.: Общ. ред. А.Ф.Малышевского: Науч. ред. А.И.Ракитова. -М.: Просвещение, 1993. -288 с.
  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.П.Зинченко и Ю.М.Жукова. –Самара: Самарский дом печати, 1994. -528 с.
  6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  7. Культура личности – в чем она? Беседы о прекрасном в жизни и в человеке / Сост. К.Ф.Луганский: Общ. ред. Л.С.Акентьевой. –Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1986. -142 с.
  8. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. / Вступ. ст. и общ. ред. А.А.Бодалева и А.Б.Добровича. –М.: Прогресс, 1986. -256 с.
  9. Мир человека / Сост. А.Романов. -М.: Молодая гвардия, 1985. -207 с.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.
  11. Петровский А.В. Быть личностью. -М.: Педагогика, 1990. -112 с.
  12. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -640 с.

§ 2. Виды и формы общения.

§ 3. Коммуникативная компетентность.


Полный конспект лекции

§ 1. Понятие и структура общения.
Категория «общение», проблема общения является одной из центральных в психологической науке, наряду с категорией «мышления», «деятельность», «личность».

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность . В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.


  1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь , с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

  2. Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

  3. Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.
Рассмотрение трёх сторон общения в единстве – важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стилей, методов общения.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения :


  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности .

  2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением с взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы.

  3. Функция подтверждения . В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У.Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».

  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений . Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения.

  5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

§ 2. Виды и формы общения

Общение чрезвычайно разнообразно, выделяется большое количество форм общения , которые составляют противоположные пары.


вербальное


невербальное

межличностное


массовое

межперсональное


ролевое

доверительное


конфликтное

личное


деловое

прямое


опосредованное

законченное


незаконченное

кратковременное


длительное
Типы межличностного общения:

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования

Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия взаимного развития.
Уровни общения.

1. Примитивный уровень. Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий.

2. Манипулятивный уровень. В целом характеристика этого субъекта («манипулятора») такова: для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду: если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую.

3. Стандартизированный уровень. Подлинного ролевого взаимодействия при этом уровне не происходит. Как видно из самого названия, общение здесь основывается на неких стандартах, а не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друга и постепенном развертывании каждый из них своего «ролевого веера». Другим названием этой формы общения может быть «контакт масок ».

4. Конвенциональный уровень. Этот уровень представляет собой полноценное человеческое общение. Словом «конвенция», или согласие, в психологии обозначают свод правил поведения, большей частью неписанных, но все, же передаваемых из поколения в поколение, потому, что в этих правилах закреплен уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. Контакт на конвенциональном уровне требует от партнеров высокой культуры общения. Умение «держать» диалог на этом уровне, а тем более «приводить» его к такому уровню можно уподобить сложному искусству.

3. Игровой уровень. Уровень общения, который располагается «над» конвенциональными, т.е., обладая полнотой и человечностью последнего, превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. В общении на игровом уровне партнёры «играют друг друга», «отражаются друг в друге» подобно отличным актёрам. Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, духовной утонченности.

4. Деловой уровень. Еще один уровень диалога, располагающийся выше конвенционального, - деловое общение. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на «деловом уровне», они нередко выглядят как общение на манипулятивном или стандартизированном уровне. Особенность делового общения: «Я» человека отодвинуто назад, на первом месте – дело. Общаясь на деловом уровне, люди выносят из контактов не только определенные зримые «плоды» совместной деятельности, но также исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты или напротив – антипатии.

5. Духовный уровень. Высший уровень человеческого общения – духовный. Для любой фазы контакта характерно следующее: партнёр воспринимается как носитель духовного начала. Ценя духовное начало в другом, мы развиваем его и в себе. Ведь личность, вообще, обретает себя во всей полноте только тогда, когда она находится в диалоге с другой личностью.


§ 3. Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни . Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:


  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации .

Структура коммуникативной компетентности.


Структурные компоненты:

Когнитивный компонент связан с познавательными процессами личности, особенностями их развития, формированием специфических и общекультурных знаний, коммуникативных умений и т.д.

Следующий компонент коммуникативной компетентности – мотивационно-ценностный. В основе мотивации лежит потребность, которую многие считают решающим фактором поведения человека.

Рефлексивный компонент отражает интерес к самоанализу коммуникативной деятельности, к самоисследованию, самопознанию и т.д. Коммуникативная рефлексия, как известно, отвечает за осознание и рациональное объяснение чувств, эмоций, возникающих при общении.

Функциональная структура коммуникативной компетентности включает следующие компоненты :

Перцептивный компонент коммуникативной компетентности предполагает познание людьми друг друга на основе процесса восприятия, соотнесения обнаруженных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, интерпретацию и прогнозирование на этой основе поступков собеседника. Этот аспект коммуникативной компетентности характеризуется адекватным осмыслением ситуации и адекватным восприятием собеседника.

Речевой компонент коммуникативной компетентности характеризуется адекватным обменом информацией с учетом соответствующих норм и образцов коммуникативного поведения. Качества, составляющие речевой аспект, - наиболее «видимая» сторона коммуникативной компетентности. В их числе: грамотное оформление речи; адекватное применение средств невербального общения; адекватная эмоциональная насыщенность речи; рациональное использование языковых средств; значимость речевого высказывания для собеседника; выбор языковых средств, доступных для собеседника; связность и логичность высказываний; богатство речи; располагающие манеры общения и голос.

Интерактивно-практический компонент коммуникативной компетентности раскрывается через следующие характеристики: адекватная постановка целей общения и эффективность их выполнения, соотношение рационального и эмоционального в общении, умение занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, конструктивно разрешать коммуникативные конфликты. Этот аспект отражает взаимодействие людей с учетом имеющихся у них коммуникативных умений, способы непосредственной организации их совместной деятельности.

Осознавая, что подобное выделение коммуникативных качеств не является универсальным при структурировании коммуникативной компетентности личности, подчеркнем, что перечень коммуникативных качеств может варьироваться в том или ином диапазоне в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов.


Контрольные вопросы для закрепления:

  1. Дайте определение общения. Что входит в его структуру?

  2. Опишите процедуру общения по этапам.

  3. Перечислите функции общения.

  4. Назовите виды общения и типы межличностного общения, охарактеризуйте последние.

  5. Какие уровни общения вы знаете?

  6. Что такое коммуникативная компетентность?

  7. Какие структурные компоненты коммуникативной компетентности выделяются в психологии?

После изучения данной главы студент должен:

  • знать психологическое значение понятия "общение";
  • уметь описать общение как специфический психологический феномен, отличающийся от поведения и индивидуальной деятельности;
  • владеть некоторыми приемами прогнозирования и предотвращения конфликтных ситуаций в общении.

Общение как психологический феномен

Более 100 лет исследований в области экспериментальной общей психологии привели ученых к мысли о необходимости создания новой отрасли науки, которая бы занималась изучением общения людей. Это было вызвано целым рядом причин. Во-первых, психические процессы, психические свойства и состояния проявляются по-разному в разных жизненных ситуациях, но особенно в тех, которые сопровождаются общением – как непосредственным, в частности в малых социальных группах, так и опосредованным, например при восприятии рекламы. Во-вторых, психологи обратили внимание на возможность эмпирического изучения социальных явлений, которые требуют глубокого психологического анализа, в частности межличностных оценок и сравнений, поведения людей в группах, поведения потребителей и пр. В-третьих, многие смежные науки, такие как экономика, социология, политология, история и др., потребовали от психологов объяснить, почему именно в обществе происходят те или иные явления, которые не находят ответов в рамках общей психологии, но явно имеют психологическую природу. Например, были поставлены вопросы относительно того, как возникают паника на биржах или этнические и религиозные конфликты.

И наконец, в-четвертых, некоторые ученые осознали тот факт, что в процессе общения определенные предметы и явления начинают приобретать для людей особые свойства, какими ранее не обладали. Было показано, что некоторые свойства объектов, играющих важную роль в жизни людей, в реальности не существуют, а проявляются только в социальных условиях, при непосредствен ном или опосредованном общении. В частности, такое представление во многом отражено в понятиях теории символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида , представителя Чикагской социологической школы (рис. 9.1). Эти свойства имеют символическую природу: их ощущают, воспринимают и ценят одни люди, но абсолютно не воспринимают и не ценят другие. Например, было замечено, что подобными свойствами обладают продукты творческой деятельности. Иногда они даже становятся "сверхценными" для определенных групп людей, при этом очень часто независимо от тех материальных затрат, которые потребовались на их создание. Так появилось представление о социально-психологическом феномене, который получил название сверхчувственных свойств .

Рис. 9.1.

Приблизительно по этим (и некоторым другим) основаниям возникла новая отрасль науки – социальная психология . Объектами ее изучения стали различные типы, виды, формы и условия общения и деятельности, а также феномены общения, которые влияют на психические процессы, свойства и состояния людей.

Стремясь понять, чем занимается социальная психология, в первую очередь следует обратить внимание на то, что люди по-разному общаются друг с другом: есть люди очень общительные (экстраверты), а есть необщительные, замкнутые (интроверты). Второе, что должно привлечь наше внимание: в процессе общения люди оказывают воздействие, влияют друг на друга и меняют свое поведение в зависимости от характера общения, степени и форм такого воздействия. Но самое интересное, это, наверное, то, что общение людей способно порождать нечто новое в природе, то, чего ранее никогда не существовало. Иногда может возникнуть впечатление, что это новое появляется как бы из ничего, однако на самом деле его источником является именно общение людей друг с другом. Такая идея возникла в результате теоретического анализа феномена социального в ряде социально-психологических теорий.

В частности, в соответствии с теорией Дж. Г. Мида, человек – социальный продукт межличностного взаимодействия. Он принимает на себя некие роли под влиянием других людей ("обобщенный другой"), В процессе социализации формируется рефлексирующее социальное "Я", т.е. его происхождение полностью социально. Главное в социальном "Я" – способность становиться объектом самонаблюдения , в результате чего внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Для глубокого описания этого явления Мид использовал понятие "самость". Это свойство не является врожденным, его происхождение также сугубо социально. Чтобы эффективно взаимодействовать, человек должен понимать намерения других людей. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид называл принятием роли. Процесс принятия роли предполагает, что индивид с помощью воображения ставит себя на место того человека, с которым общается. Ключевое понятие символического интеракционизма – взаимодействие (интеракция ). Основой взаимодействия служит не совместная деятельность, а обмен символами.

Дж. Г. Мид, а также Ю. Хабермас, X. Блумер и др„ развивая взгляды социолога Георга Зиммеля, утверждали, что общество построено на обмене жестами и символами посредством языка. Утверждалось, что для понимания поведения людей необходимо познание внутреннего символического смысла, некоего языкового кода, который понятен только участникам взаимодействия. В процессе социализации определяющую роль играют так называемые значимые другие – люди, чьи суждения и действия являются эталоном при формировании собственных суждений, мнений и поведения человека.

  • Биография Дж. Г. Мида довольно примечательна. Он родился в США, учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где познакомился с работами В. Вундта. Мид никогда не имел ученой степени, но преподавал социальную психологию в США в университете Чикаго. Не имея научного статуса, он не опубликовал ни одной своей книги, однако имел большое влияние. Лекции Дж. Г. Мида были собраны и опубликованы уже после его смерти.

Слайд 2

Понятие общения

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Виды общения: невербальное (бессловесное) общение - общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Слайд 3

Уровни общения

Внутриличностное - мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д. Межличностное - общение между двумя и более людьми. Общественное - общение человека с большой аудиторией.

Слайд 4

Стороны общения

Первая - коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения (интерактивная) - взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения (перцептивная) - восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Слайд 5

Невербальное общение

Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Слайд 6

Общение как межличностное взаимодействие

Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая чтото, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.

Слайд 7

Общение как понимание людьми друг друга

За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Слайд 8

Слайд 9

Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства.

Слайд 10

Причинное объяснение поступков другого человека

Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции или причинной интерпретации. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно - либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому человеку тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации.

Слайд 11

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Слайд 12

Элементы общения

1.отправитель (тот, кто передает информацию); 2. сообщение (посылаемая информация); 3. канал - форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод, то есть мимика, жесты, поза, письменная речь); 4. получатель (тот, кому посылается сообщение); 5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено).

Слайд 13

Каналы общения

Устная речь - получатель ее слышит. Неречевое сообщение - это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит. Письменное сообщение - слова и символы, которые получатель прочитывает.

Слайд 14

Этапы процесса общения

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в общение. 2. Ориентировка в целях общения, во внешней ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания общения. Человек представляет себе, что именно он скажет.

Слайд 15

5. Сознательно или бессознательно человек выбирает конкретные средства общения, речевые фразы, которыми будет пользоваться. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.

Слайд 16

Правила эффективного общения

Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Стоит попытаться понять достоинства другого человека Постараться понять других людей Стараться быть доброжелательным и приветливым

Слайд 17

Обращаться к человеку по имени, отчеству Учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника Быть хорошим слушателем Уважение к мнениям другого, избегать говорить человеку, что он не прав

Слайд 18

Вопросы могут быть

закрытые (общие), на которые ответ может быть односложным - «да» или «нет»; открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Слайд 19

Цель контактов между медицинским работником и пациентом

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент.

Слайд 20

Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Слайд 21

Умение медработника понять больного человека

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента. Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля.

Слайд 22

Соматогении и психогении

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины