Что такое системный менеджмент. Какие системы менеджмента качества существуют

Что такое системный менеджмент. Какие системы менеджмента качества существуют

26.09.2019

Прежде чем детально рассматривать системы, целесообразно уточнить понятие «менеджмент». Многие понимают его, как дословный перевод, - «управление». На самом деле, оно несет более емкое определение и представляет собой систему управления бизнес-процессами на предприятии…

Функции менеджмента

Исходя из структуры бизнес-процессов, к ним можно отнести планирование, маркетинг, разработку, закупки, изготовление, продажи, логистику, поставки и эксплуатационное обслуживание или предоставление услуги и т. д. Участники семинаров и тренингов нередко сводят определение функций менеджмента к трем основным - организация, планирование, контроль. Но такой набор функций не является достаточным для обслуживания бизнес-процессов, управление которыми требует более широкого спектра действий:

  1. Постановка цели перед бизнес-процессом.
  2. Сбор информации о ситуации на рынке по данному бизнес-процессу.
  3. Анализ собранной информации.
  4. Формулирование выводов по результатам анализа.
  5. Выбор стратегии достижения цели.
  6. Планирование достижения цели. Определение задач и способов их решения.
  7. Разработка системы мотивации для решения задач и достижения цели.
  8. Контроллинг (поэтапный контроль) выполнения мероприятий плана по решению задач, направленных на достижение цели.
  9. Сбор информации по результатам контроллинга.
  10. Анализ результатов контроллинга и при необходимости корректировка цели.

Определив функции менеджмента, мы можем перейти к более детальному рассмотрению пяти систем управления бизнесом.

Административная система управления

Административное управление - это комбинация мер воздействия на подчиненных убеждением, принуждением или примером, с целью их мотивации для выполнения возложенных на них задач. Такую систему можно представить в виде пирамиды, на вершине которой стоит руководитель, ниже - заместители, затем начальники отделов, далее менеджеры по продажам товаров или услуг и конечный потребитель.

Эта система слабо работает в современном бизнесе. Она досталась нам по наследству от социалистической общественной формации и плановой экономики. Однако, как показывает мониторинг рынка Украины, 30–40% бизнес-структур все еще применяют ее.

Недостатки системы

  1. Очевидное влияние человеческого фактора, которое заключается в том, что информация, пройдя путь от руководителя до менеджера, претерпевает искажения.
  2. Информация об изменении ситуации на рынке первоначально поступает к менеджеру. Руководитель является ее вторичным получателем и вынужден принимать адекватное решение на основе искаженной информации.
  3. Эта система не успевает адекватно реагировать на изменения рынка, на который постоянно выходят новые фирмы и торговые марки.
  4. Эксплуатация системы возможна на предприятиях, не имеющих разветвленную структуру, численностью от 5 до 20 человек.

Целевая система управления

Целевое управление - это способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленных целей. Именно коллективные действия сплачивают сотрудников. Такой подход предполагает, что управляющий устанавливает совместно с каждым из своих подчиненных согласованные цели и задачи, определяющие ответственность последнего за ожидаемые результаты. Эти задачи становятся объектом контроля, сопровождения и оценки. Управляющий должен обозначить для каждого из сотрудников аппарата его задачи на ближайший и более длительный период, с тем, чтобы любой из них знал, чего от него ждут, чего следует добиваться в течение определенного периода времени, и какого качества должна быть работа.

Руководитель также обязан обеспечить исполнителя ресурсами, достаточными для доведения работы до конца, регулярно контролировать и анализировать ход достижения взаимосогласованных целей, оценивать коллективные результаты вместе с подчиненными и давать им необходимые советы и консультации.

Чтобы сосредоточить усилия на выполнении совместно установленных целей, управляющему следует позаботиться о том, чтобы вызвать у подчиненных наибольшую заинтересованность и мотивацию успеха, предоставив им право вырабатывать свой собственный стиль работы, всячески развивая инициативу и поощряя использование как новых, так и традиционных методов.

Составляющие поведения руководства

  1. Поддержка. Поведение, внушающее подчиненному чувство собственной значимости.
  2. Гармонизация отношений. Поведение, которое поощряет членов коллектива на развитие взаимовыгодных отношений.
  3. Акцент на достижение целей. Поведение, стимулирующее энтузиазм в достижении групповых целей или совершенства в работе.
  4. Содействие работе. Поведение, которое способствует достижению целей с помощью программ, координации и планирования, а также обеспечения необходимыми ресурсами - инструментами, материалами, техническими знаниями.

Эффективное управление бизнесом

Управление персоналом является одной из ключевых функций, которая обеспечивает эффективную работу предприятия, ведущую к достижению поставленной цели с наименьшими затратами финансов и времени. Целевая система управления предполагает три уровня:

  1. Управляющий уровень , к которому относятся учредители, руководитель предприятия, начальники отделов, подразделений.

    Функция: выработка стратегической цели предприятия на ближайшие 1–2 года.

  2. Основной уровень . К нему относятся руководители подразделений, отделов, команд и их коллективы, роль которых - довести до коллектива стратегические цели предприятия.

    Функция: обозначение отдельных задач, требующих решений на пути достижения поставленных целей.

  3. Индивидуальный уровень . При нем каждый член команды или отдела вместе с исполнителем и руководителем определяют, какие задачи будет решать тот или иной сотрудник.

    Функция: разработка списка мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленные задачи.

После того, как каждый сотрудник подразделения составит перечень мероприятий по решению тех или иных задач, этот список выносится на обсуждение команды, отдела. Опыт показывает, что нередко разные члены команды выполняют одинаковые действия, а в случае недостижения предполагаемых результатов появляется возможность перенести ответственность на другого члена команды. Во избежание подобных последствий, необходимо в ходе обсуждения распределить действия между сотрудниками так, чтобы они не дублировались.

Информация, полученная при решении задач на основном уровне, доводится до управляющего состава, где она утверждается согласно стратегической цели. При такой схеме работы цель формируется и уточняется всем коллективом предприятия, при этом она становится реальной и объединяет людей.

После того, как стратегическая цель выработана, по аналогии разрабатываются и тактические цели на полугодие, год, а также оперативные цели на 1–3 месяца. Целевая система управления наиболее приемлема для предприятий, имеющих в своем составе 20–50 человек. Мониторинг рынка Украины показывает, что такую систему управления применяют порядка 20% фирм, к тому же большая часть из них применяет смешанную систему - административную и целевую.

Процессная система управления

Бизнес - это связанный набор однотипных действий (функций), которые преобразуют исходный материал или информацию в конечный продукт или услугу в соответствии с предварительно установленными правилами.

Цели определяют бизнес-процессы, а бизнес-процессы определяют требования к ресурсам, организационной структуре и информации.

Управляющие процессы

  • Стратегическое планирование
  • Управление рисками
  • Разработки новой продукции
  • Распределение ресурсов
  • Определение бизнес-процессов
  • Разработка стратегических целей

Основные процессы

  • Маркетинг
  • Продажа
  • Логистика
  • Планирование
  • Производство

Вспомогательные процессы

  • Подбор персонала
  • Повышение его квалификации
  • Связь

Эффективное управление бизнес-процессом

Эффективная деятельность - качественная деятельность. Качество - это способность системы к адекватной реакции на внутренние и внешние изменения.

Адекватность реакции предполагает получение осмысленного решения за минимально короткое время. Вот как выглядит цикл эффективного управления:

Степень управления системой зависит от эффективного управления процессами. Эффективность управления зависит от степени понимания сути процессов и их целей.

Этапы освоения управления процессами

  1. Анализ и описание существующей деятельности, ошибок, процессов, структуры и информационного обеспечения.
  2. Создание модели деятельности и подготовка персонала (миссия - цели, процессы - ресурсы и информация).
  3. Создание плана перехода от одного этапа к другому с анализом риска.
  4. Создание и реализация технического проекта для информационной поддержки процесса.

Процессную систему управления необходимо использовать на предприятиях, имеющих в своем составе более 50 человек. Мониторинг рынка Украины показывает, что такую систему управления используют порядка 20% фирм.

Проектная (линейно-целевая) система управления

Такая система управления применяется в случае, если предприятие желает освоить новое направление деятельности либо разработать новый продукт или услугу. В этом случае назначается руководитель проекта, в подчинение которому предоставляются работники из других бизнес-процессов (либо со стороны).

Для эффективной работы этой системы управления необходимо учесть нижеследующие условия:

  • поставленная цель должна быть реальной;
  • руководитель проекта должен быть хорошим менеджером, способным объединить команду для достижения поставленной перед проектом цели;
  • в коллективе должны быть подобраны психологически совместимые люди, которые готовы поступиться своими амбициями во имя достижения цели, стоящей перед проектом.

Самообучающиеся быстроразвивающиеся компании

Быстроразвивающиеся компании (предприятия, фирмы) состоят из нескольких проектных команд, имеющих многолетний опыт работы над различными проектами. Эти команды обучают друг друга, поэтому они быстро развиваются, осваивая новые направления бизнеса, разрабатывая новые продукты, услуги. Основным условием для успеха этой системы управления, является систематическая четко спланированная программа постоянного самообучения.

ИТОГИ

  1. В настоящее время коммерческий рынок Украины находится в состоянии непрерывного роста в пределах 20–25% по каждому сегменту. Поэтому, если объемы продаж или выполненных работ на вашем предприятии ежегодно увеличиваются на 25%, то это скорее заслуга общего развития рыночной ситуации. В связи с этим на рынке отсутствует жесткая конкуренция, которая вынуждала бы руководителей применять более совершенные системы управления и меры, направленные на повышение эффективности работы фирмы, а также улучшение качества товаров и услуг.
  2. Более жесткая конкуренция в сегменте ликероводочных изделий и продуктов питания провоцирует появление новых торговых марок, сконцентрированных в руках предприятий-лидеров этих сегментов, постоянно работающих над совершенствованием своего продукта, структуры предприятия и системы управления.
  3. Проанализируйте, какая система управления применяется на вашем предприятии, и определите, в каком направлении ее надо совершенствовать.
  • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией

И в конечном счете прибыли. Кроме (СМК, — ред.) на слуху модели делового совершенства (business excellence, — ред.), бережливое производство (lean-management, — ред.), парадигма , . Спасибо низкому российских материалов по теме: топ-менеджеру бывает трудно не то что понять, что выбрать для себя из перечисленного арсенала. Проблема возникает и как им пользоваться. (СМК – Quality Management Systems – QMS, — ред.) – наиболее освоенный российским рынком механизм научного и практического менеджмента. Достаточно сказать, что, по данным опроса, на который ссылается брошюра Минпромторга (Министерство промышленности и торговли, — ред.) «Бережливое производство и системы менеджмента качества», 97% отечественных промышленных предприятий, охваченных исследованием, по международному стандарту ISO 9001. Для сравнения, с lean-инструментами работали только 36% выборки. Но даже большинство менеджеров не очень разбираются в возможностях, которые им доступны в сфере СМК. Систему для них делают , а сертификаты выдают . Но персонал быстро отторгает чуждые и непонятные «западные штучки». Это говорит только об одном: даже если вы купили что-нибудь «под ключ», нужно уметь еще этим пользоваться, иначе толку от приобретения не будет никакого. Внутри СМК вас встретит такое же , как вообще в системах управления бизнесом.

Виды СМК

Кристаллизуется в национальных или международных стандартах. По ним же устоявшиеся подходы воспроизводят на новых после проведения независимых аудитов. Существуют универсальные и отраслевые СМК. Универсальные, которые претендуют на возможность внедрения в любых компаниях, независимо от размера, сферы деятельности и точки мира, где они ведут свою деятельность, представлены знаменитым стандартом ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». пользуется монопольным статусом среди универсальных стандартов. Других достаточно известных документов, чтобы они стали по-настоящему востребованы, . Универсальность имеет ряд . Из них первым по важности является то, что введение в стандарт детализированных , с методами и примерами – невозможно, если он универсальный. Дело в том, что чем больше появляется подробностей, тем большую роль играет конкретная ситуация конкретной внедряющей организации. Нельзя, например, написать, как работать в рамках системы с особенностями создания автокомпонентов, поскольку универсальность означает, что по этим же стандартам системы качества будут создавать на предприятиях, которые вообще не работают с автокомпонентами. Так и появился стандарт СМК QS 9000 «Требования к системе качества». Сейчас данный норматив уже отменен, но ранее его утвердили для себя гиганты – они приняли для себя свой автомобильный норматив по системам менеджмента качества. Сегодня таких отраслевых стандартов множество: TL 9000 – СМК для телекоммуникационной отрасли, AS/EN 9110 – аэрокосмическая отрасль, ISO/DIS 22006 и UNI 11219 – СМК для сельского хозяйства, ASQ E2014, IRAM 30100, HB 90.3 – строительство, IRAM 30000, ISO IWA 2, Guide 44, – эти стандарты для систем в образовании. Такие стандарты на сегодняшний день существуют практически в каждой отрасли. Посмотрите, какие у вас.

Поначалу между отраслевыми и универсальными стандартами существовал определенный антагонизм. Международная организация по стандартизации ( – International Organization for Standardization, — ред.) испытывала опасение, что развитие отдельных нормативов обессмыслит ISO 9001. Дело было, наверное, не столько в амбициях ISO, сколько в том, что отсутствие более или менее известных стандартов СМК делают невозможным формулирование единых требований ко всем в данном аспекте на международном рынке. В конечном счете – это удар по развитию и интеграции глобальной торговли. Отраслевые стандарты, вроде QS 9000, не могут способствовать облегчению трансграничных связей по определению – ведь как узкоспециализированные нормативные документы они могут быть интересны относительно узкому кругу компаний. Однако и проблемы отсутствия важных для отраслей деталей иначе, чем через отдельные стандарты отраслевых ассоциаций решать не удавалось. Предпринимались попытки со стороны ISO выпускать адаптации ISO 9001 для разных отраслей. Именно в русле этой тенденции Международная организация опубликовала ISO/TS 16949 – это тот же ISO 9001, только с деталями для автомобильной отрасли. Но такие попытки нельзя признать успешными. Так или иначе, в конце концов, удалось прийти к компромиссу, когда группы профессиональных ассоциаций и заинтересованные стороны на национальном уровне все-таки принимают свои стандарты СМК, но они написаны по согласованию с ISO на основе универсальных требований ISO 9001. Новые стандарты воспроизводят текст универсального документа, а затем добавляют те детали, которых в нем не хватает, но которые важны для отрасли. Впрочем, некоторое количество стандартов «бунтарей», которые посвящены проблемам СМК в той или иной отрасли, но игнорируют ISO 9001 все-таки существует.

Особняком стоят системы менеджмента качества, которые организации создают для себя сами. Дело в том, что некоторые крупные организации предпочитают не опираться на универсальные подходы, а построить что-то самостоятельно, оформив все в виде, например, стандартов предприятия. Своими собственными, выросшими на корпоративной почве системами качества эти организации очень гордятся, иногда они экспортируют свой опыт в другие компании. Например, известная организация по качеству (American Society for Quality, — ред.) способствует связям своих членов, которые только внедряют системы с другими участниками работы, которые готовы показать и рассказать о своем опыте.

Что выбрать СМК, lean-менеджмент, какую-нибудь модель делового совершенства или ERP-систему?

Для этого нужно понимать, что каждый из этих инструментов может вам дать. Модели делового совершенства – сегодня наиболее известны Модель Болдриджа и Европейская модель делового совершенства (EFQM, — ред.) – это стратегические, глобальные подходы к управлению. Если системы качества сфокусированы на достижении качества продукции и услуг, то, например, для EFQM – это только часть проблемы. Эта модель сфокусирована даже не на качестве, а на результатах работы. Качество по версии моделей делового совершенства – только часть проблемы и в стандартах, где закреплены их требования затронуто много других аспектов: , устойчивое развитие, социальная ответственность и так далее. Можно без особой натяжки сказать, что требования ISO 9001 перекрывают 20-30% требований Европейской модели делового совершенства. У каждого специалиста своя методика, но некоторые эксперты в области управленческого консалтинга полагают, что внедрение СМК – это хорошая подготовительная процедура на пути к работе с моделями делового совершенства.

Большую проблему для руководителя составляет выбор между СМК и ERP-системами или интеграция того и другого, то есть одновременное внедрение. Спору нет, и СМК и ERP посвящены работы и соответствия. Но два этих подхода отличаются в том, что находится в центре внимания. Для СМК главное: автоматизация процессов, связанных с качеством, по всей фирме, не только в отделе качества. ERP в свою очередь сориентирована на взаимодействиях по вопросам качества и на данных в цепи поставок и в производственных процессах. есть некоторые элементы, которые перекрываются и предпринимателям неизбежно придется выбирать на каких подходах сделать акцент. Речь идет о следующих структурных элементах:

  • Управление и документирование несоответствий.
  • Работа с жалобами.
  • Качество поставок, внутренние и внешние аудиты.
  • Управление изменениями.
  • Корректирующие и предупреждающие действия.
  • Обучение.
  • Калибровка и поддержание инструментов для предупреждающих действий.

Чтобы определиться предпочесть ли элементы СМК или ERP, нужно прежде всего хорошо изучить потребности заинтересованных сторон в организации, хорошо понимать процессы работы.

Lean-менеджмент и система менеджмента качества относятся друг к другу как частное к общему. Lean – это совокупность конкретных инструментов, а ISO 9001, по которому обычно внедряют системы менеджмента качества представляет собой свод требований, причем в этом нормативном документе принципиально не прописаны методы и инструменты, при помощи которых достигается соответствие требованиям. Данный вопрос оставляется на усмотрение руководителей конкретных организаций. Другое дело, что lean-инструменты , то есть, они могут быть частью действующей СМК по международному стандарту. Можно сказать, даже для каких элементов модели СМК по ISO подойдут lean-инструменты в качестве механизма выполнения установленных требований: процессный подход, непрерывное улучшение процессов, снижение вариабельности, повышение качества.

И.Г.Альтшулер, Теория систем и системный менеджмент. Программа курса

Часть 1. Введение

От кирпичей – до замысла зодчего. Невозможное возможно. Лишние элементы системы. В клетке собственных представлений. Истории 3 спутников и ГЭС. Плюсы и минусы «теневой» экономики. Философские методы. Диалектический анализ. Законы диалектики и законы развития. Семь стратегических изменений. От наблюдений – к пониманию и от него - к действиям. От событий до ментальных моделей.

Часть 2. Системное мышление и теория систем

Ключевые термины. Общая классификация систем. Соотношение теории систем, теории организации и кибернетики. Конфигурация теории систем. Надсистемы, подсистемы, функции, свойства и признаки. Что такое система? Основные принципы системности. Пример – система образования. О важности критериев. Границы системы. От аналитического к системному мышлению. Перспектива «большой картины». Шесть типов мышления для 21 века. Эффективное слушание и вопросы. Что важно для системного мыслителя? Стереотипы мышления и «паралич идей». Особенности системного мышления. Четыре основных положения системной методологии. Пространство и время, эксперименты с пространственными и временными рамками. Циклы и пределы. Истории как ключ к пониманию взаимосвязей. Пример из истории железных дорог США. «Трагедия» общин и самоограничения. Чем определяется поведение системы? Статистическое мышление и вариации. Системное и локальное вмешательство. Чем грозит непонимание теории вариабельности? Л.Берталанфи - когда применимы аналитические процедуры? Восемь уровней сложности систем по К.Боулдингу. жесткий и мягкий системные подходы, их составляющие и истории развития. Тест на нетривиальное мышление.

Часть 3. Подходы, сценарии, модели

Функционально-структурный подход. Объектно-структурный анализ. Процедуры системного анализа. Хаос и порядок. Силы развивающие, поддерживающие и ослабляющие. Системный подход и интуиция. Методы исследования будущего. Сценарий будущего от Shell. Сценарный анализ. Как проявляется кризис в области образования и познания? Управление образовательными системами, принципы управления, «петля качества» для образовательных услуг. О моделях и «модельном» управлении. Вычислительные эксперименты. Информационные модели. Дерево текущей реальности. Примеры системных, концептуальных и ментальных карт. Программы и сценарии.

Часть 4. Ключевые понятия, законы, теории

Объемные и полифоничные модели, юмор как способ сдвига шаблонов. Человек как многоуровневая система с многоуровневыми шкалами измерений и ценностей. Внутренняя парадоксальность целей. Системы знаков. Разрывы коммуникации. Пример – снег у эскимосов. Системные понятия – цели, границы, внешней среды, неопределенности. Система как цепь. Элементы и связи – усиливающие и уравновешивающие. Примеры реализации закона самосохранения. Закон необходимого разнообразия. Принцип эмерджентности. Принцип внешнего дополнения. Закон обратной связи. Пример петли: невнимание к жалобам. Петли обратных связей. Различия и масштабы. Фон Нейман: надежные системы из ненадежных элементов. Теория хаоса. Теория катастроф и «флаги» катастроф. «Фабрики мысли».

Часть 5. Информация и управление

Управление – контроль – наблюдение. Системный подход в менеджменте. Ситуация или структура? Основные понятия управления. Систематизация. Проблемы управления предприятиями. Роли менеджмента. Ценности и управление. Понятие проблемы, решения, точности решения. Взаимодополняющие способности. Различные точки зрения на проблему. Рефрейминг и другие подходы к решению проблем. Технология решения проблем: от диагностики до реализации решений. Проблемы команды (группы). Преимущества игровых подходов. Свойства управляемости объекта. «Решенология» С.П.Никанорова. Как возрастает количество возможных решений. Управляемость и изменения. Почему не была создана в СССР общегосударственная АСУ? Абстракция как следствие управленческой немощи. Что нужно знать, чтобы управлять объектом? Системные целостности. Почему возрастает роль целеориентированного управления? Осуществимы ли комплексные программы реформ? Как организовать процесс выработки и принятия решений? Как управлять сложными объектами во время комплексного кризиса? Сравнительные характеристики моделей управления компаниями в 20 и 21 веке. Капризы неопределенности. Индикативная нормативность, польза и вред точности. Ментальная палитра. Централизация и децентрализация, синергетический эффект и синергетический дефект. Эффект рычага и подготовка к встрече с «пределом». Стратегический вопрос – «почему?». Организация как целостная система, а не совокупность разрозненных процессов. Иерархия сил, подрывающих конкурентное преимущество. Процесс изменений или как оторваться от прошлого? Сравнительный анализ методов внедрения изменений. Тенденции развития современного менеджмента. Что такое менеджмент? Четыре способности быстродействующих организаций. Пример Тойоты. Способ управления неопределенностями, ожиданиями и неожиданностями. Сложная система как паутина. Стрессовые испытания систем. Какими должны быть в идеале производство и поставка? Эволюция управленческих систем. Возможен ли бюрократический порядок в жизненных ситуациях? Примеры из военной и бизнес-практики. Теория ограничений Голдратта и пять направляющих шагов. Классификация производственных инноваций по глубине. Признаки современного конкурентоспособного университета. Информация и разнообразие. Источники информации. Информационная перегрузка и информационные системы. Примеры: карта рисков проекта, дорожные карты образовательных проектов, уровни проектирования, фазы жизни проекта. Управление как умение отрабатывать возмущения.

Часть 6. Стратегическое управление и ресурсная теория

Прессинг 4С (конкуренции, перемен, рынков и компьютеризации). Глобальные факторы и виды целеполагания. Эволюция проблем и методов стратегического управления. Двойственности проблем стратегического управления. «Треугольник» корпоративной стратегии. Пространство бизнес-инноваций. Всегда ли нужна оптимальность? Сущность стратегического управления. Отличие стратегического и оперативного подходов. Четыре компонента анализа для формулирования стратегии. От стратегического планирования – к стратегическому управлению. Три основных метода стратега. Принципы стратегического управления по К.Омае и М.Линдгрену. Четыре уровня стратегий. «Колесо» бизнеса. Семь взаимосвязанных областей инноваций. Организационные инновации. Корпоративное и венчурное управление. Мышление – обучение –действие. Три золотых правила фирмы Dell. Устойчивое конкурентное преимущество. Пять внешних двигателей перемен. Зачем нужна системная креативность в управлении? Бытие фирм как конкуренция. Ресурсная теория: от реактивности – к проактивности. Концепция динамических способностей как идея перманентной трансформации. Когда применимо стратегическое планирование?

Часть 7. Системные дефекты и патологии, ограничения подхода

Примеры: коммунистическая система, система коррупции. Патологии: в строении организаций, в организационных отношениях, в управленческих решениях. Патологии управленческих команд и командообразования. Дезорганизация как нарушение правил порядка. Ограничения системной методологии. Несистемные подходы. Контрсистемные элементы.

Часть 8. Заключение, выводы, литература

Выдающиеся ученые и практики, внесшие вклад в теорию систем. О системах и системном подходе. Об изменениях и управлении. О проблемах и решениях. О ценностях и стратегии. Расширение горизонта – от «как?» к «зачем?». Рекомендуемая литература. Сведения об авторе.

Приложение 1. Основы инженерного консалтинга

Приложение 2. Аутсорсинг. 10 заповедей.

Приложение 3. Архитектура изменений

Приложение 4. Системный подход в менеджменте

Приложение 5. Механические и органические организации

Приложение 6. Теории хаоса и катастроф, синергетика

Приложение 7. Универсальные технологии управления

Приложение 8. Management in the Knowledge Economy

Система менеджмента - понятие, на первый взгляд, абсолютно понятное. Однако, как показывает практика, для многих система менеджмента ассоциируется только со стандартами по системам менеджмента: и т.д. Многие ошибочно полагают, что если в организации не внедрена система менеджментав соответствии с одним или несколькими стандартами, то и системы менеджмента нет как таковой.

До внедрения системы менеджмента в соответствии с каким-либо стандартом необходимо сначала провести сравнительный анализ существующей системы менеджмента на соответствие этому стандарту (), о чем сразу предупреждаю организации. Довольно часто я слышу в ответ, что, собственно, пока изучать нечего, т.к. система менеджмента еще не внедрена.

Начну с того, что система менеджмента (система управления ) в том или ином виде присутствует в каждой организации, а точнее - ее неотъемлемая часть (независимо от вида деятельности, численности, формы собственности, прибыльности и т.д.). Иными словами, если организация работает на рынке, все еще не закрылась, то она, конечно же, имеет систему (ы) менеджмента. Насколько эта система менеджмента (система управления ) эффективна и результативна – это уже другой вопрос.

Как правило, система менеджмента любой организации в той или иной степени соответствует требованиям стандартов по системам менеджмента. Например, большинство таких стандартов требуют, чтобы ответственность и полномочия сотрудников были установлены и доведены до сведения сотрудников. В организациях постсоветского пространства широко практикуется разработка должностных инструкций сотрудников, что является ярким примером реализации данного требования. В мировой практике были случаи, когда уже на начальном этапе внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 (или в ходе GAP анализа) было установлено практически полное соответствие существующей системы управления требованиям данного стандарта. Яркий пример – военная или космическая промышленность.

Таким образом (обобщу все выше сказанное):

1.У каждой организации имеется своя система менеджмента (или системы менеджмента);

2.Каждая система менеджмента , как правило, в той или иной степени соответствует требованиям стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и т.д.

Система менеджмента - это очень обширная тема, которую я продолжу в других сообщениях на моем блоге. Если Вам понравилась эта статья (или не понравилась) или Вы не согласны со мной, пишите, буду рада комментариям. Задавайте Ваши вопросы, я обязательно на них отвечу.

В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления.

Для этого взаимодействия характерно то, что:
субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;
объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации.

Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие - объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения - объекты управления.

Субъект управления - это звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собранием акционеров. В зависимости от этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных - группа лиц, подразделение, орган управления.

В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые,
информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно в качестве объектов управления - ресурсов могут выступать:
- товарные запасы;
- финансовые ресурсы;
- информационный массив;
- персонал организации.

В любой организации протекает множество процессов, начиная с процесса управления и до производственного процесса. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим в качестве объектов управления - процессов могут выступать:
- производственный процесс;
- торгово-технологический процесс;
- маркетинговая деятельность предприятия;
- материально-техническое снабжение предприятия и т. д.

К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации продукции, затраты, качество продукции и т. д. Соответственно в качестве объектов управления - результатов могут служить:
- качество производимых товаров или оказываемых услуг;
- результаты управленческой или производственной деятельности;
- производительность труда;
- производственные или управленческие затраты и т. д. Небезынтересно привести также другие определения управления. Так, видный исследователь П. Друкер (США) считает, что управление - это "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу". Американский ученый К. Киллен определил управление как "выполнение работы чужими руками". Ф. Тейлор считал, что управление - это "искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом".

Следует заметить, что отечественные авторы управление нередко определяют как воздействие субъекта на объект, т. е. его сводят в значительной мере к деятельности субъекта управления. При этом управление рассматривается как одностороннее действие, направленное на объект, что приводит к неверным выводам о сущности управления. В результате подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта их субординационным расположением за пределами рассмотрения остается, в частности, движущее начало управления - противоречие между субъектом и объектом. Поэтому как бы полно ни учитывались возможность и готовность объекта управления выполнять управленческие команды, если они рассматриваются только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет не адекватной фактическим возможностям осуществления управления. Следовательно, нельзя рассматривать управление исключительно с позиций субъекта управления.

Кроме того, следует заметить, что в настоящее время господствует подход к управлению, согласно которому результат управляющего воздействия прямо пропорционален приложенным усилиям. Однако это имеет место только в случае, когда управляемая система находится в равновесном состоянии с окружающей средой и внутренними процессами.

Если система находится в сильно неравновесном состоянии, она начинает подчиняться законам нелинейного характера (отклик системы непропорционален силе воздействия на нее).

В то же время для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.

Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т. п.), во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т. е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.

Так, если объект управления не является собственником средств производства, то его готовность выполнять управленческие команды зависит от того, насколько его потребности будут удовлетворены в результате этого, а его возможность выполнять команды связана с его производственными возможностями. В этом случае для того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать механизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют.

Необходимо заметить, что существует значительное количество видов управления. Видовое разнообразие управления можно характеризовать набором бифуркационных признаков, иногда обозначаемых словами-антонимами. В табл. 2.1 приведены главным образом противостоящие по противоположным качествам дихотомические виды управления.

Разнообразие видов управления этим не исчерпывается. Так, вне поля зрения остались многочисленные разновидности управления, связанные с его функциональной специализацией, такие, как управление персоналом, сбытом, запасами, транспортом, трудом, издержками, качеством, инвестициями, финансами и т.д.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

Следует вспомнить, что система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы:
- целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;
- структурности;
- взаимозависимости структуры и среды;
- иерархичности;
- множественности описания каждой системы. Возвращаясь к системе управления, следует заметить, что такая система обладает соответствующей структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые целостные свойства, называемые эмерджентными.

Система управления современной организацией (предприятием) должна отвечать следующим основным требованиям:
обладать высокой гибкостью;
быть адекватной сложной технологии производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;
оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;
учитывать конкуренцию на соответствующем рынке товаров (услуг);
учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;
обеспечивать высокую эффективность управления предприятием;
способствовать развитию организации;
обеспечивать внедрение достижений науки и передовой практики;
обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) быстро фиксировались (в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались контрмеры, возвращающие систему управления в прежнее нормальное состояние.

Непременным элементом любой системы управления является связь. Связь можно определить как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает воздействие.

Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т. д.

Прямая связь - это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т. д.

Обратная связь - это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. Как правило, обратная связь выступает важным регулятором в системе управления.

Приведенные прямые и обратные связи относят к вертикальным. Кроме них существуют также горизонтальные связи, позволяющие реализовать неформальные отношения, способствующие передаче знаний и навыков, обеспечивающие координацию действий субъектов одного уровня по достижению системой управления поставленных перед ней целей.

Систему управления можно представить в общем, элементарном виде, состоящем из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.

Существуют разные представления о системе менеджмента современной организации. Так, О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют в системе управления три подсистемы . Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление. Данную подсистему можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называется структурно-функциональной и выступает как бы в роли "остова" системы управления.

Вторая подсистема - информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются: управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления; интересы и поведенческие нормы участников процесса управления; информация и коммуникации в системе управления.

Совокупность данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую подсистему, хотя у отдельных систем управления могут быть и дополнительные блоки, например блоки национальных интересов, национальных управленческих стереотипов и т. д. В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации резко возрастает роль данной подсистемы.

Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, распространению и практическому воплощению.

Данная подсистема может быть разделена на две части: первая - ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие, вторая - обеспечивает ее развитие.
В нашем представлении система управления (менеджмента) современной предпринимательской организации должна включать пять подсистем (рис. 2.2):
- обеспечивающую;
- целевую;
- производственную;
- развития;
- сбытовую (рыночную).

В представлении профессора Р. А. Фатхутдинова система менеджмента организации включает четыре подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.

При этом компонентами целевой подсистемы системы менеджмента организации являются: повышение качества выпускаемых товаров и услуг, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

Обеспечивающая подсистема системы менеджмента организации включает: методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение и правовое обеспечение.

Функциональная подсистема включает следующие компоненты: маркетинг, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование.

Управляющая подсистема системы менеджмента организации включает: управление персоналом, социологию и психологию менеджмента, разработку и реализацию управленческих решений, анализ в принятии решений, прогнозирование в принятии решений.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины