Рак у ребенка: симптомы и лечение. Почему дети болеют раком? Детский онкологический центр. Причины, симптомы и лечение рака у детей

Рак у ребенка: симптомы и лечение. Почему дети болеют раком? Детский онкологический центр. Причины, симптомы и лечение рака у детей

На вопрос, почему взрослые люди болеют раком, есть ответы. Например, неправильное питание в течение длительного времени, вредные привычки, негативное воздействие окружающей среды и наследственность. На вопрос, почему дети болеют раком, ученые и медики до сих пор ищут ответ. Две названные причины чаще всего влияют на развитие болезни у малышей. Это экология и наследственность. Что еще вызывает рак у ребенка? О том, какие виды заболевания бывают у детей, о причинах, симптомах заболеваний, диагностике и современных методах лечения - об этом далее в статье. Итак, по порядку.

Причины рака у детей. Какие?

Воздействие окружающей среды и наследственность. Именно эти две причины, которые чаще всего влияют на развитие рака у детей, и выделяют ученые. Что это значит?

От того, насколько хорошим здоровьем обладают родители, будет зависеть и здоровье будущего ребенка. Статистика неумолима. Дети, родившиеся 25-30 лет назад, были крепче нынешнего поколения. На этом сказывается, прежде всего, образ жизни родителей.

Здоровье будущего ребенка во многом зависит от родителей

Врачи советуют родителям при планировании беременности отказаться от вредных привычек и укреплять организм. Помимо пристрастий к никотину и алкоголю существуют факторы, которые оказывают прямое влияние на детей:

Некачественное питание матери во время беременности;

Работа на вредном производстве во время вынашивания ребенка;

Воздействие экологии;

Прием лекарственных препаратов;

Радиоактивное излучение;

Проводимые ранее аборты;

Преждевременные роды;

Отсутствие грудного вскармливания.

К причинам развития онкологии у детей можно также отнести наличие инфекций и вирусов в крови будущей матери. Возраст женщины тоже имеет значение. Чем моложе будущая мать, тем крепче малыш. И наоборот, чем старше родившая женщина, тем выше шансы развития рака у ребенка. То же самое можно сказать и о мужчинах. Пристрастие к алкоголю, никотину, а в некоторых случаях и к наркотическим веществам, скажется на будущем поколении. И возраст будущего отца, как и матери, имеет значение.

Экология и генетические мутации

Нельзя сбрасывать со счетов окружающую среду, в которой живет малыш. Плохие экологические условия или условия проживания могут стать причиной развития рака у ребенка. В свою очередь, неблагоприятная окружающая среда может способствовать генетической мутации. Она и спровоцирует рак. В настоящее время состояние воды, воздуха, почвы оставляет желать лучшего. Воздух в мегаполисах загрязняется промышленными производствами, выхлопными газами. Почва подвержена загрязнению тяжелыми металлами. В некоторых регионах люди проживают в домах, построенных с использованием радиоактивных материалов.

И это не все. Существуют и другие причины, способствующие развитию онкологии у детей, которые также можно отнести к внешним факторам воздействия:

Длительный прием лекарственных препаратов;

Солнечные ожоги;

Вирусные инфекции;

Пассивное курение;

Стрессовые ситуации.

Современные практики за рубежом

Важный момент. Современная генетика позволяет определить наличие мутаций, наследственных патологий, которые могут привести к развитию рака у ребенка. Что это значит? Во многих западных странах широко распространен метод генетической проверки пар, желающих создать семью. Но даже такой метод не дает стопроцентной уверенности в том, проявится заболевание или нет.

Симптомы онкологии у детей: на что надо обратить внимание родителям и врачам

Что же делать? Какие симптомы рака у детей могут быть, и как они проявляются? Врачи говорят об онконастороженности. Это значит, что педиатры и родители должны знать о простых симптомах, которые могут оказаться предвестниками серьезного заболевания. Они должны быть внимательны.

Зачастую происходит так, что первые признаки рака у детей маскируются под обычные заболевания. Таких случаев встречается немало. Если болезнь не поддается традиционным методам лечения и протекает нетипично - это уже повод обратиться к профильным специалистам. Те, в свою очередь, направят сделать анализы на рак. Нелюбовь родителей посещать поликлиники и стоять в очереди на прием к врачу часто приводит к большим проблемам. Иногда мамы не обращают должного внимания на тревожные симптомы, принимая их за усталость, переутомление, обычное несварение желудка или простуду, которая долго не проходит.

Усталость, вялость, апатия, потеря аппетита и снижение массы тела, высокая температура, рвота, увеличение лимфатических узлов... Это возможные симптомы рака крови у детей.

Отеки лица, слабость, повышенная температура, потливость, бледность - признаки злокачественной опухоли почек, нейробластомы. Боли в глазу, появление косоглазия - симптомы ретинобластомы.

Диагностика: при помощи каких анализов на рак можно диагностировать заболевание у детей?

Диагностировать заболевания у ребенка сложнее, чем у взрослого человека. Симптомы чаще всего маскируются под другие, менее опасные недуги. Иногда заболевание протекает совсем без каких-либо признаков, а обнаруживается случайно, при общем осмотре. Также диагностика осложнена тем, что ребенок не всегда способен правильно сформулировать жалобу - что, где и как сильно болит. Чаще всего злокачественные опухоли у детей обнаруживают на той стадии, на которой происходят анатомофизиологические видимые нарушения.

Для диагностики онкологических заболеваний у детей используются все методы исследований, которые доступны в современной медицине. Например:

Общие и специальные анализы крови;

Общий анализ мочи;

Рентген;

Ультразвуковое исследование;

Магнитно-резонансная томография/компьютерная томография;

Пункция;

Радиоизотопное сканирование.

Для отслеживания генетических мутаций, вызывающих рак, используется молекулярно-биологическое исследование ДНК и РНК.

Детская онкология: классификация рака у ребенка

Классификация онкологических заболеваний у детей различает три вида раковых опухолей:

1. Эмбриональные.

2. Ювенильные.

3. Опухоли взрослого типа.

Эмбриональные опухоли - следствие патологии в зародышевых клетках. При этом ткани образований гистологически схожи с тканями плода или эмбриона. К таким относятся бластомные опухоли: ретинобластома, нейробластома, гепабластома, нефробластома

Ювенильные опухоли. Им подвержены дети и подростки. Опухоли возникают в результате трансформации здоровой или частично измененной клетки в раковую. Процесс, в ходе которого здоровые клетки приобретают свойства злокачественных, называется малигнизацией. Этому могут быть подвержены как полностью здоровые клетки, так и частично измененные, не проявляющие злокачественности - такие как полипы, язва желудка. К ювенильным опухолям относятся карциномы, саркомы, лимфомы, болезнь Ходжкина.

Опухоли взрослого типа - вид образований, который у малышей встречается очень редко. К таким относят некоторые виды карциномы, невриному, рак кожи у детей. Но лечатся они с большим трудом.

Онкология у детей - виды заболеваний, статистика

Вид, который чаще всего распространен среди детей, - лейкемия. Это название объединяет в себе рак мозга и крови. По статистике, доля рака крови в детской онкологии составляет 30%. Как вы видите, это немалый процент. Общие симптомы рака крови у детей - утомляемость, слабость, повышение температуры, потеря массы тела, боли в суставах.

Занимает второе место по частоте заболеваний. 27% приходится на долю данного недуга. Рак мозга у детей зачастую проявляется в возрасте до 3 лет. Происходит нарушение развития эмбриона во внутриутробном периоде. Причинами могут стать:

Болезни женщины во время беременности;

Вредные привычки, такие как курение и употребление алкоголя;

Осложнения при вынашивании плода или при родах.

Нейробластома - рак, которому подвержены только дети. Болезнь развивается в нервных клетках плода. Проявляется у новорожденных и грудных детей, реже - у детей более старшего возраста. Составляет 7% от всех случаев заболеваний раком.

Недуг, который поражает одну, реже обе почки - опухоль Вильмса. Этому недугу подвержены дети в возрасте до 3 лет. Часто такую опухоль диагностируют на стадии, когда она проявляется припухлостью живота. На опухоль Вильмса приходится 5% от всех подобных заболеваний.

Лимфома - онкологическое заболевание, поражающее лимфосистему. Этот рак «нападает» на лимфоузлы, костный мозг. Симптомы заболевания проявляются в опухоли лимфоузлов, лихорадке, слабости, потливости, потере веса. На долю этого недуга приходится 4% от всех онкозаболеваний.

Рабдомиосаркома - рак мышечных тканей. Среди сарком мягких тканей этот вид наиболее распространенный. Составляет 3% от общего числа раковых заболеваний у детей.

Ретинобластома - Встречается у детей в возрасте до 2 лет. Заболевание могут обнаружить родители или врач-офтальмолог благодаря одной отличительной черте проявления недуга. Здоровый зрачок при подсвечивании отражается красным цветом. При этом заболевании зрачок мутный, белого или розового цвета. Родители могут увидеть «дефект» на фотографии. На долю этого недуга приходится 3%.

Рак костей - злокачественная опухоль костей, остеосаркома или саркома Юинга. Этому недугу подвержены лица в возрасте от 15 до 19 лет.

Остеосаркома поражает суставы в тех местах, где костные ткани растут быстрее всего. Симптомы проявляются в болезненности суставов, усиливающихся в ночное время или в моменты активного движения, опухоли места поражения.

Саркома Юинга, в отличие от остеосаркомы, проявляется реже, поражает кости таза, грудной клетки, нижних конечностей. На долю остеосаркомы приходится 3%, а на саркому Юинга - 1% от всех детских заболеваний.

Рак легких у детей - вид онкологии, встречающийся довольно редко. Причиной такого заболевания нередко являются родители - заядлые курильщики. Пассивное курение - одна из причин возникновения недуга. Также рак легких может спровоцировать курение матери во время беременности и в период лактации. Симптомы заболевания очень похожи на признаки бронхита, астмы, аллергии, воспаление легких. Из-за этого рак обнаруживают в запущенной форме. Родителей и врача должно насторожить проявление таких симптомов, как:

Потеря аппетита;

Быстрая утомляемость;

Частое покашливание или сильный кашель с мокротой;

Сильные головные боли;

Отечность в области шеи, лица;

Отдышка.

Семьям, в которых случались заболевания раком, необходимо быть настороже, не упускать начальные проявления болезни. Ранняя диагностика любого недуга - залог успешного лечения.

Методы лечения раковых заболеваний у детей

Лечение рака у подростков и малышей происходит в специальных клиниках и детских онкологических центрах. На выбор метода влияет в основном вид заболевания и стадия болезни. Лечение может включать в себя химиотерапию, лучевую терапию. В некоторых случаях применяется хирургическое вмешательство. Чаще всего используется комбинированное лечение.

Особенность детского рака - это его стремительное развитие вместе с растущим организмом. В то же время это является и его слабым местом. Большинство химиопрепаратов при терапии воздействует на быстрорастущие раковые клетки. В отличие от взрослого, детский организм быстрее и лучше восстанавливается после химиотерапии. Это дает возможность использовать интенсивные методы лечения, но велика вероятность возникновения побочных эффектов. Поэтому врач-онколог должен сопоставить потребность больного ребенка и максимальную дозу воздействия, в то же время - максимально щадящую, которая позволит свести к минимуму воздействие негативных последствий.

На втором месте по применению - лучевая терапия. Радиотерапия применяется в комбинации с хирургическим вмешательством или химиотерапией. При помощи направленного излучения врачи добиваются уменьшения размеров опухоли. Это облегчает ее последующее удаление. Иногда используют только лучевую терапию, без последующей операции.

Широкое применение имеют новые методики. Малотравматические хирургические вмешательства, например, избирательная закупорка кровеносных сосудов (эмболизация), питающих опухоль. Это приводит к их существенному уменьшению. Также используются другие методы:

Криотерапия;

Гипертермия;

Лазеротерапия.

В некоторых случаях применяется А также гемокомпонентная терапия.

Детский центр и институт им. П. А. Герцена

Институт онкологии им. П. А. Герцена является одним из старейших центров в России по диагностике и лечению раковых опухолей. Основан в 1903 году. В настоящее время этот институт онкологии является одним из крупнейших государственных учреждений подобного профиля. Также он широко известен в стране и за границей.

Детский онкологический центр, организованный на базе института, проводит успешное лечение раковых заболеваний. В учреждении, оборудованном по последнему слову техники, используются передовые технологии по борьбе с этим нелегким недугом.

В институте онкологии им. Герцена разработана методика комбинированного лечения онкологических заболеваний, метод индивидуального прогнозирования реакции раковых опухолей на проведение терапии, ведется работа по созданию новейших специальных препаратов. Широко применяются органосохраняющие, функционально щадящие операции. Это позволяет значительно повысить продолжительность жизни онкобольных.

В центре можно пройти комплексное диагностическое обследование, получить консультации специалистов. В случае необходимости здесь проведут высококвалифицированное лечение злокачественных опухолей при помощи современных методик и новейшего оборудования.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, по каким причинам может возникать у детей такое заболевание, как рак. Как видите, их немало. Также мы рассмотрели симптомы подобных недугов. Кроме того, в статье описаны методы их лечения. Главное, чтобы вылечить ребенка, - провести раннюю диагностику, подобрать верное лечение.

ДЕТСКОМУ ОНКОЛОГУ
НЕЗАВИСИМАЯ АССОЦИАЦИЯ ДЕТСКИХ ПСИХИАТРОВ И ПСИХОЛОГОВ

Составила к.м.н. И.П. Киреева
Под редакцией президента НАДПП А.А. Северного

Bristol-Myers Squibb Oncology product

Подробную информацию о противоопухолевых препаратах Бристол-Майерс Сквибб вы можете получить в Российском Представительстве Компании.

ВВЕДЕНИЕ

Онкологические заболевания занимают центральное место среди проблем клинической медицины. Достижения современной терапии привели к тому, что все большее число заболевших переживает длительные сроки после начала лечения, а значительный контингент может быть отнесен к категории выздоровевших. Особенно это касается основного варианта опухолевого процесса в детском возрасте - лейкоза: с каждым годом растет число детей с ремиссиями более пяти лет; медицина и общество в целом сталкиваются с не существовавшими ранее случаями практического выздоровления при острых лейкозах. При этом оказалось, что одно только противоопухолевое лечение с назначением инвалидности, которая дается всем онкологически больным детям, не решает полностью возникших проблем. Результаты лечения детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями, так называемый "уровень качества жизни" определяются не только тяжестью основного заболевания, но и психологическим состоянием, возможными психическими нарушениями как у самого больного, так и у членов его семьи, чему ни в научных исследованиях, ни в практическом здравоохранении в нашей стране почти не уделяется внимания. Проблема тяжело хронически больных детей включает в себя следующие основные аспекты:

Психические расстройства, связанные с длительным и тяжелым течением соматической болезни;
влияние болезни на психическое развитие ребенка;
влияние стрессов и психотерапии на развитие заболевания;
влияние семьи на состояние больного ребенка и влияние хронически больного ребенка на психологический климат в семье.

Л.С.Сагидуллина (1973) выявила синдромы поражения нервной системы у 38,8% больных острым лейкозом детей. И.К.Шац (1989), изучавший детей с острым лейкозом, обнаружил у всех психические нарушения: у 82,6% детей они проявлялись на пограничном уровне и были представлены астеническим, дистимическим, тревожным, депрессивным и психорганическим синдромами. У 17,4% больных наблюдались психотические расстройства. С возрастом и длительностью заболевания увеличивался удельный вес депрессивных состояний, психотические расстройства преобладали у подростков. Нами (И.П. Киреева, Т.Э. Лукьяненко, 1992) были обобщены данные обследования 65 детей 2-15 лет с острыми лейкозами. Психические нарушения в виде астении выявлялись у всех больных. У 46 детей (70,8 %) наблюдались более сложные, требующие специальной коррекции психические нарушения. Какова же клиника наиболее частых психических расстройств у детей с онкологическими заболеваниями?

ЧТО ТАКОЕ АСТЕНИЯ У РЕБЕНКА С ОПУХОЛЕВЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ

Общим для всех больных является астенический симптомокомплекс, который, будучи одной из наименее специфичных форм реагирования на экзогении, может сопровождать заболевание на всем его протяжении, может проявляться только в периоды ухудшения соматического состояния, во время интенсивной химиотерапии, при сопутствующих инфекциях. Выраженность астенического симптомокомплекса пропорциональна тяжести соматического состояния, в ремиссии его проявления сглаживаются.

Нередко астенический синдром предшествует первым проявлениям основного заболевания. В этих случаях при сборе анамнеза выявляется, что за несколько недель, месяцев до манифестации онкологического заболевания ребенок стал более вялым, утомляемым, капризным, обидчивым, плаксивым, был сонливым днем, беспокойно спал ночью. Эти психические нарушения в продромальном периоде нередко не обращают на себя внимание или ошибочно трактуются родителями и врачами как психогенная провокация основного заболевания ("заболел из-за неприятностей в школе", "из-за того, что переживал"), хотя на самом деле имело место возникшее в продромальном периоде заболевания повышенно обостренное реагирование на обыденные события.

Разберем подробно проявления астенического синдрома. Основным симптомом, без которого невозможно диагностировать астению, является физическая утомляемость, усиливающаяся к вечеру. Это выражается в жалобах больных на невозможность выполнить задания на уроках физкультуры, необходимость полежать после небольшой прогулки, в жалобах на слабость: "руки, ноги слабые". Умственная утомляемость выражена меньше или вовсе отсутствует.

Помимо собственно астении (т.е. "отсутствия сил") в астеническом синдроме обязательно присутствуют функциональные соматовегетативные расстройства. Сюда относятся нарушения сна (длительное засыпание с наплывом тягостных воспоминаний о прошедшем или тревожных представлений о будущем, увеличение потребности в сне), уменьшение аппетита, появление потливости, стойкого дермографизма и пр.

Третье облигатное проявление астенического синдрома - эмоциональная (раздражительная) слабость. Это выраженная лабильность настроения с резкими перепадами: то повышенное, то пониженное. Повышенное настроение нередко носит характер сентиментальности с раздражительностью и гневливостью, пониженное - слезливости с капризностью, недовольством окружающими. Смена подобных состояний имеет незначительный повод, причем понижение настроения преобладает. Повышена чувствительность ко всем внешним раздражителям (так называемая "психическая гиперестезия"): громкий голос оглушает, ребенку кажется, что мать или медработники "все время кричат" на него, стук захлопывающейся двери воспринимается как выстрел, швы на одежде кажутся грубыми, яркий свет лампы в перевязочной ослепляет. Снижен болевой порог: уколы ощущаются более болезненно, чем в здоровом состоянии.

К астеническому синдрому могут присоединятся другие невротические и поведенческие расстройства. Например, возникающие накануне или во время медицинских процедур "истерики", рвоты, отказы от еды, утрата навыков опрятности, речи, нарушения поведения вплоть до отказа от жизненно важных лечебных процедур. Это заставляет врачей откладывать процедуры или проводить их под наркозом, имеющим побочные эффекты, небезразличные для ослабленных детей.

Ниже мы приводим (И.К.Шац, 1991). Опросник предназначен для детей с 8-летнего возраста. С младшими детьми и с детьми любого возраста, не имеющими физической возможности самостоятельно заполнить опросник, используется форма интервью, в ходе которого опросник заполняет врач (иногда с помощью родителей). При ответах по шкалам I-VI выбирается один, наиболее подходящий ответ, баллы по шкалам I-VI суммируются, давая количественную характеристику выраженности астении: 18-13 баллов - выраженная астения, 12-7 баллов - умеренная астения, 6-1 - реакция утомления. Балльные характеристики позволяют оценивать динамику состояния до и после лечения. Ответы по шкалам VII-IX количественно не оцениваются, и при ответах на один вопрос могут быть отмечены несколько пунктов. Эти нарушения могут быть симптомами как астении, так и собственно соматического страдания, но их учет важен для общей характеристики состояния ребенка.

ДЕТСКИЕ ДЕПРЕССИИ

Более чем у трети детей с онкозаболеваниями выявляются состояния невротического и депрессивного типов с почти постоянным снижением настроения. Эти дети всегда плаксивы или угрюмы, утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками. Нередко появляется повышенный интерес к своей болезни - больные не по возрасту ориентируются в медицинской терминологии, мероприятиях, связанных с лечением, интересуются ходом лечения, прислушиваются к разговорам окружающих о болезни, высказывают опасение за свое здоровье. Нередко больные находятся в очень сложных отношениях с родителями: ждут их прихода, но все время недовольны тем, как те выполняют их просьбы, конфликтуют с родителями, обвиняют их или себя в своей болезни. Для этих состояний характерны функциональные, не объяснимые основным заболеванием нарушения функций внутренних органов, стойкие нарушения аппетита и сна, ночные страхи, "истерики" по типу аффект-респираторных приступов, истерических припадков.

Ниже мы приводим , (И.К.Шац, 1991). Шкала заполняется врачом на основе клинического наблюдения за ребенком. По каждой из подшкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребенка описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно регистрируются содержательные характеристики тревоги и страха. Шкала дает возможность получить стандартные качественные описания эмоционального состояния и их количественные оценки по отдельным подшкалам и в целом. Последнее выражается частным от деления алгебраической (с учетом знака) суммы набранных баллов на число подшкал (8).

Наряду с оценкой динамики индивидуального состояния шкала дает возможность контролировать эффективность используемых в лечении психотропных средств и психотерапии, сравнивать эмоциональное состояние у различных клинических групп с учетом не только выражженности, но и особенностей эмоциональных нарушений.

ДРУГИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

У части больных (примерно в десятой части случаев) при резком ухудшении соматического состояния развиваются транзиторные психозы с помрачением сознания. В основном встречаются оглушение и делирий.

В случаях легкого оглушения (обнубиляции) у ребенка отмечаются затрудненное осмысление, замедленность всех реакций, эмоциональная индифферентность, ограничение восприятия. Ребенок выглядит вялым, как бы "бестолковым, поглупевшим", рассеянным. При резком раздражении (повышении голоса при вопросе, боли) сознание на некоторое время проясняется. При углублении оглушения развивается следующая его стадия - сомнолентность, при которой ребенок становится как бы сонливым, а будучи выведен из этого состояния внешним раздражителем (громкий голос, яркий свет, боль) может дать ответ на простой вопрос и снова впадает в патологическую дремоту. При тяжелом общем состоянии оглушение может достигать степени сопора с отсутствием речевого контакта и с сохранением реакции только на очень сильные раздражители (вспышка света, громкий звук, боль), в ответ на которые появляются неартикулированные голосовые и недифференцированные защитные моторные реакции. Наконец, при прогрессирующем ухудшении общего состояния возникает кома (выключение сознания) с ослаблением, а потом и с исчезновением безусловных рефлексов, расстройствами дыхательной и сердечной деятельности. Каждая последующая стадия оглушения примерно в два раза короче предыдущей, и у медиков остается все меньше времени для реанимационных мер, если таковые возможны.

Делириозные расстройства возникают на фоне выраженной астении или неглубокого оглушения преимущественно в вечерние и ночные часы. При делириозных эпизодах ребенок становится беспокойным, испытывает страх, у него возникают обманы восприятия, чаще в виде зрительных иллюзий, особенно типа парейдолий, когда в рисунке обоев, трещин на стене мерещатся сказочные существа, лица людей, скалящая зубы морда волка. Могут возникать зрительные галлюцинации, часты слуховые (звон, грохот, оклики по имени, голоса знакомых ребят). Вечерние делириозные эпизоды нередко оцениваются ошибочно - их принимают за детские страхи темноты.

У больных с наследственной отягощенностью по эпилепсии и у больных с органическим поражением головного мозга возможны эпилептиформные расстройства: судорожные припадки, сумеречные помрачения сознания, дисфории. Органический психосиндром развивается в результате органического поражения вещества головного мозга (мозгового кровоизлияния, опухоли, или как последствие тяжелой интоксикации, гипоксии) и характеризуется малообратимым ослаблением памяти, понижением интеллекта различной степени (вплоть до приобретенного слабоумия).

На возникновение, форму и тяжесть психических расстройств оказывает влияние целый комплекс экзогенных и эндогенных факторов. Мощнейшим причинным фактором является психологический. Внезапное наступление серьезного заболевания воспринимается детьми как "трагическое лишение всего", так как приводит к многомесячной госпитализации с отрывом от учебы, друзей, разлукой с домом, тяжелому лечению, которое сопровождается не только частыми болезненными процедурами, но и изменением внешнего облика с появлением ожирения, облысения. Психотравмирующим для больных детей является и то, что они наблюдают страдание других пациентов, узнают об их смерти. Следует отметить, что если раньше считалось, будто понятие смерти доступно лишь детям школьного возраста, то последние исследования (Д.Н.Исаев, 1992) показывают, что это понятие может возникнуть уже между 2-3 годами и даже очень маленькие дети могут испытывать связанную с ним тревогу, которая из-за неспособности выразить словесно свой страх проявляется изменениями поведения, страхами физических повреждений, одиночества.

Помимо психологического фактора в возникновении психических нарушений имеет значение эндогенный фактор предрасположения к психической болезни, соматический фактор, связанный с основным заболеванием и его осложнениями, ятрогенный фактор, обусловленный побочными эффектами медикаментозной и лучевой терапии основного заболевания. В зарубежной литературе довольно много публикаций посвящено психоорганическому синдрому, проявляющемуся спустя месяцы и годы после лучевой терапии, рассматриваются и психоорганические синдромы при цитостатическом лечении.

Психические нарушения при болезнях крови, таким образом, имеют смешанное: психогенное, экзогенно-симптоматическое, экзогенно-органическое происхождение. Патогенез психических нарушений малоизучен и связан с нарушениями мозгового метаболизма, дисциркуляторными изменениями в головном мозге, явлениями отека мозговой ткани.

Возникает вопрос, как осуществлять лечение психических расстройств, затрудняющих терапию основного заболевания, оказывающих неблагоприятное воздействие на "стиль жизни", а по некоторым данным, возможно и на ее продолжительность. И по данным литературы и по нашим данным, изолированное применение психотерапии недостаточно эффективно. Применение же психотропных средств оказалось затруднено. И.К.Шац (1989) рекомендует в терапии больных острым лейкозом применять мезепам, сибазон, феназепам и азафен. Данные литературы по взаимодействию психотропных с противоопухолевыми, гормональными препаратами, влиянию психотропных средств на кроветворение или отсутствуют или противоречивы. При использовании нами психотропных средств уже на малых дозах нередко возникали побочные и извращенные реакции. У некоторых больных положительный эффект наблюдался при применении транквилизаторов, ноотропов, фитотерапии.

Малоразработанной остается и психотерапевтическая тактика. Одним из примеров является вопрос об ориентации пациентов в диагнозе онкологического заболевания. Зарубежные авторы подчеркивают, что больной должен знать все, что он хочет, о своем настоящем и будущем, что ему необходимо знать диагноз. Тяжелый психологический стресс, возникающий при сообщении об онкологическом заболевании, предотвращается с помощью целенаправленной психотерапевтической работы, осуществляемой как врачами, так и психологами, социальными работниками. За рубежом имеется специальная литература для больных лейкозами, опухолями груди и т.д., ведется просветительская работа среди населения. В нашей стране почти не издается литература для больных, не проводится специальной подготовки психотерапевтов, социальных работников для работы в онкологических учреждениях. Отечественные врачи считают, что онкологический диагноз сообщать не следует, так как это лишь усилит страх и неуверенность.

Между тем оказалось, что многие дети, страдающие онкозаболеваниями, особенно подростки, уже на первых этапах лечения знают свой диагноз. При этом дети оказываются в особенно травмирующей ситуации из-за того, что не обсуждают известный им диагноз с родителями или врачами, убежденными, что им удалось скрыть его от ребенка. И дело здесь не только в "утечке информации" о диагнозе. C.M.Binger с соавт. (1969) считают, что несмотря на попытки защитить безнадежно больного ребенка от знания о прогнозе своего заболевания, тревога взрослых передается детям вследствие нарушения эмоционального климата и взаимопонимания в семье.

Длительная болезнь изменяет не только психическое состояние, но и развитие ребенка, приводя к появлению псевдокомпенсаторных образований по типу "условной желательности болезни" или "бегства в болезнь" с фиксацией на ней, что в конце концов может привести к ломке характера в рамках патохарактерологического или невротического развитий личности. У детей, уже перенесших онкологическое заболевание, развивается "посттравматическое стрессовое расстройство": повторяющиеся кошмарные сны и наплывы воспоминаний о болезни, лечении, повышенная чувствительность к психотравмам, раздражительность, агрессивное поведение, всю жизнь продолжающаяся чрезмерная зависимость от родителей при нарушении контактов со сверстниками. Одиночество часто является последствием перенесенной болезни.

В процессе наших попыток проведения игровой психотерапии в отделении мы постоянно наблюдали последствия психической депривации: у детей запаздывало развитие социальных и коммуникативных навыков. Они не умели выражать собственные пожелания, не были знакомы с играми, соответствующими их возрасту, был снижен или вовсе отсутствовал интерес к общению со сверстниками, сужался круг интересов. На вопрос "во что бы хотели играть?" они либо не могли ответить, либо перечисление игр ограничивалось лото и рисованием. Это затрудняло использование в психотерапевтической работе традиционных техник, принятых в нашей стране.

Применение же психотерапевтических техник, созданных за рубежом, еще сложнее. Это отчасти связано с тем, что в нашей стране психотерапия разрабатывалась психиатрами, в рамках "медицинской модели" (В.Н.Цапкин, 1992), в которой процесс лечения понимается как устранение "симптомов-мишеней". За рубежом же психотерапия развивается главным образом не врачами, а гуманитариями, психологами в рамках "психологической модели", которая опирается на психоаналитическую или другие религиозно-философские концепции, требующие или "веры", или многолетнего изучения и не знакомые по-настоящему отечественным специалистам. Кроме того, эти техники не всегда принимаются пациентами, поскольку работа в "психологической модели" включает работу с отрицательными переживаниями с временным их усилением и требует определенной психологической образованности пациента, наличия у него запроса о психологической помощи. Отсюда ясна необходимость разработки эффективной психотерапевтической тактики. Возможность создания эффективных психотерапевтических методик косвенно подтверждается тридцатилетними исследованиями Вашингтонского института психического здоровья (1988), которые привели к итогу, что "психотерапевтическое воздействие обычно приносит пользу, и что различные виды психотерапии оказываются практически одинаково эффективными" (M.B.Parloff, 1988).

СЕМЬЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

Следующий аспект нашей беседы касается семьи. Известно, что душевное благополучие ребенка, его поведение зависят от психического состояния близких может быть в еще большей степени, чем от его физического состояния. Начиная со школьного возраста, а иногда и раньше, дети сознают, что для близких их болезнь стала ударом, и реагируют на ситуацию соответственно отношению к ней родителей. У больных детей, помимо высоких уровней тревоги, выявляются внутренние конфликты, связанные с недопониманием их взрослыми. Дети чувствуют себя покинутыми, формируются патологические отношения с семьей: либо деспотичное поведение больного ребенка с полным игнорированием интересов семьи, либо безразличное отношение к окружению с уходом в свои проблемы, либо, наконец, полная зависимость от родителей с чувством вины перед ними, восприятием болезни как "наказания" за свое "плохое" поведение. Дети, чьи семьи ведут обычный образ жизни, поддерживают привычные социальные контакты, чувствуют себя увереннее и сохраняют эмоциональные связи с членами своей семьи (J.J.Spinetta., L.Maloney, 1978).

Однако, у большей части родителей, чьи дети страдают угрожающими жизни заболеваниями, выявляются психические расстройства (Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э., 1994). Психические расстройства у родителей обусловлены, прежде всего, хронической психотравмирующей ситуацией, переутомлением, финансовыми, жилищными и другими бытовыми проблемами, в частности потому, что онкологические отделения обычно удалены от места проживания, а больной ребенок нуждается в постоянном уходе близких, особенно в наших условиях нехватки младшего и среднего медицинского персонала.

Психические расстройства у родителей проявляются возникающими у большинства из них падением работоспособности, отсутствием аппетита, нарушениями сна и функций внутренних органов. Психологическое тестирование родителей выявляет высокий уровень "ситуативной тревоги", указывающий на доминирование в душевном состоянии тревоги и неудовлетворенности. Сниженное настроение нередко достигает отчаяния, порой с отказом от лечения ребенка у врачей, с попытками обращаться за помощью к знахарям, экстрасенсам, что резко ухудшает прогноз болезни. Коррекция психических нарушений у родителей, таким образом, необходима не только для восстановления их самочувствия и работоспособности, но и потому, что без психокоррекционной помощи семье невозможно формирование у нее адекватного отношения к болезни и лечению ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости:
1) организации междисциплинарных научных исследований по проблеме психических и личностных нарушений у детей, страдающих жизнеугрожающими заболеваниями и в их семьях;
2) проведения научных исследований, направленных на разработку наиболее эффективной медикаментозной тактики при лечении психических нарушений у онкологически больных детей;
3) организации псхисоциальной помощи онкологически больным детям и их семьям.

При этом одни только психологи и психиатры, работающие в системе здравоохранения, не смогут решить всех проблем. Им нужна помощь, участие педагогов, социальных работников, деятелей культуры и религии, поиск сотрудничества не только с больными, но и с их семьями, родственниками и обществом, в котором эти люди живут.

ЛИТЕРАТУРА

Адьювантная психологическая терапия при раке//Медикал Маркет. - 1992, №8.-С. 22-23.

Гиндикин В.Я. Рецензия на книгу "Психосоматика в клинической медицине. Психиатрически-психотерапевтический опыт при тяжелых соматических болезнях." Под ред. Е.Бениша и И.Е.Мейера. Зап. Берлин-Гейдельберг-Нью-Иорк, 1983//Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1987, Вып. 2. - С, 297-299.

Гуськова А.К, Шакирова И.Н. Реакция нервной системы на повреждающее ионизирующее излучение (Обзоры/Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1989, Вып. 2.- С. 138-142.

Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания//0бозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1992, №2.- C.17-28.

Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психосоциальная помощь в детской онкогематологии//Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. - Дубна, 1992. - С. 76-77.

Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психиатрические аспекты в детской соматологии//Научная конференция молодых ученых России, посвященная 50-летию Академии медицинских наук: тезисы докладов. Москва, 1994. - С. 287-288.

Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Учебное пособие. Под ред. Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана. - С.-Птб. ПМИ, 1991.- 80 с.

Сагидуллина Л. С. Поражение нервной системы при острых лейкозах у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 1973. - 21 с.

Шац И.К. Психические расстройства у детей, страдающих острым лейкозом: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Л., 1989. - 26 с.

Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - С. 5-40.

Binger С.М., Ablin A.R., Feurste R.C. et аl. Childhood leukemia: emotional impact on patients and family//New Engl.J.Med. - 1969, Vol. 280. - P. 414-418.

Parloff M.B. Psychotherapy and research: an anaclitic depression// Psychiatry. - 1988, Vol. 43. - P. 279-293.

Spinetta J.J., Maloney U. The child with cancer: patterns of communication and denial//J.Consult.Clin.Psychol. - 1978, Vol. 46., №6.- P. 1540-1541.

Ежегодно составляет пятнадцать эпизодов на каждые сто тысяч детских жизней. В пересчёте на пятнадцать лет детства это означает, что из числа ста тысяч ровесников ежегодно заболевает раком почти двести ребят.

Существует и более оптимистичная статистика, согласно которой большинство детских онкологических заболеваний поддаётся успешному лечению. Это касается опухолей, выявленных на самой начальной стадии их развития. В случае запущенных заболеваний вероятность благоприятного исхода снижается в разы.

К огромному сожалению, количество ребятишек, заболевших раком и поступивших в клинику в самом начале выявления недуга, составляет не более 10% от общего количества случаев. Для того чтобы родители смогли не пропустить первых тревожных сигналов и своевременно показали ребёнка врачу, они должны знать симптоматику основных детских онкологических заболеваний.

Классификация рака у детей

Злокачественные опухоли у детей бывают:

  1. Эмбриональными.
  2. Ювенильными.
  3. Опухолями взрослого типа.

Эмбриональные

Опухоли этой группы являются следствием патологического процесса в зародышевых клетках.

В результате происходит неконтролируемый рост мутировавших клеток, гистология которых, тем не менее, указывает на их сходство с тканями и клетками плода (или эмбриона).

Эту группу составляют:

  • Бластомные опухоли: , .
  • Ряд достаточно редких герминогенных опухолей.

Ювенильные

Эта группа раковых опухолей возникает у детей и подростков в результате образования раковых клеток из совершенно здоровых или частично изменённых клеток.

Малигнизация может внезапно коснуться полипа, доброкачественного новообразования или язвы желудка.

К числу ювенильных опухолей относятся:

  • карцинома;

Опухоли взрослого типа

Этот вид недугов в детском возрасте наблюдается редко. К их числу можно отнести:

  • карциномы (назофарингиальную и гепатоцеллюлярную);

Почему дети заболевают?

До настоящего момента медицина не установила точных причин возникновения онкологии у детей. Мы можем лишь предполагать, что предпосылками развития раковых опухолей являются следующие моменты:

  • Генетически обусловленная предрасположенность. Некоторые виды онкологических заболеваний (например, ретинобластома) могут прослеживаться в нескольких поколениях одной семьи, хотя это не исключает возможности рождения здорового потомства. Рак по наследству не передаётся.
  • Влияние канцерогенных факторов. Это понятие объединяет загрязнённость окружающей среды (почвы, воздуха и воды) большим количеством промышленных отходов, влияние радиации, воздействие вирусов, а также изобилие искусственных материалов в обстановке современных квартир.
  • Канцерогенные факторы , влияя на половые клетки родительской четы, повреждают их и тем самым способствуют неправильному внутриутробному развитию плода, возникновению большого количества врождённых уродств и эмбриональных раковых опухолей.

Симптомы и признаки онкологии по типу

Раннее распознавание тревожной симптоматики гарантирует не только полное выздоровление ребёнка, но ещё и позволяет проводить лечение наиболее щадящими и недорогими методами.

В данном разделе нашей статьи мы приводим список симптоматики, характеризующей разные виды детских онкологических заболеваний.

При обнаружении похожих симптомов родителям заболевшего малыша следует как можно раньше показать его квалифицированному специалисту.

Лейкоз

Синонимами этого злокачественного заболевания кроветворной системы являются термины « » и « ». На него приходится более трети всего количества детских раковых опухолей.

На первом этапе развития лейкоза происходит сначала вытеснение, а потом и замена здоровых клеток костного мозга раковыми.

Симптомами лейкоза являются следующие признаки:

  • быстрая утомляемость;
  • вялость и слабость мышц;
  • анемичность кожных покровов;
  • отсутствие аппетита и резкое снижение массы тела;
  • повышение температуры тела;
  • частые кровотечения;
  • болезненные ощущения в диартрозах и костях;
  • значительное увеличение печени и селезёнки, влекущее за собой увеличение живота;
  • частая рвота;
  • наличие одышки;
  • ощутимое укрупнение лимфатических узлов, расположенных в подмышечных впадинах, на шее и в паховой области;
  • зрительные расстройства и несбалансированная ходьба;
  • склонность к образованию гематом и покраснение кожных покровов.

Рак головного и спинного мозга

Раковые опухоли головного мозга появляются у детей 5-10 лет и обнаруживают себя в следующих симптомах:

  • нестерпимых утренних головных болях, усиливающихся во время кашля и при поворотах головы;
  • приступах рвоты на пустой желудок;
  • нарушенной координации движений;
  • несбалансированности походки;
  • расстройствах зрения;
  • появлении галлюцинаций;
  • полной безучастности и апатии.

Для рака мозга характерно появление судорог, навязчивых идей и психических расстройств. Голова больного ребёнка может увеличиться в размере. Если вовремя не показать его врачу, через полгода непрерывных головных болей начнут появляться признаки задержки психического развития с неизбежным снижением интеллекта и физических способностей.

Симптомы рака спинного мозга:

  • боль в спине, усиливающаяся при лежании и стихающая во время сидения;
  • затруднения при сгибании корпуса;
  • нарушение походки;
  • ярко выраженный сколиоз;
  • утрата чувствительности в зоне поражения;
  • недержание мочи и кала из-за плохой работы сфинктеров.

Опухоль Вилмса

Так именуют нефробластому или рак почки (чаще всего одной, иногда – обеих). Этот недуг обычно поражает малышей в возрасте до трёх лет.

Из-за полного отсутствия жалоб болезнь обнаруживается совершенно случайно, обычно во время профилактического осмотра.

  • На начальной стадии боли отсутствуют.
  • В поздней стадии опухоль крайне болезненна. Сдавливая соседние органы, она приводит к асимметрии живота.
  • Малыш отказывается от еды и теряет вес.
  • Температура незначительно повышается.
  • Развивается диарея.

Нейробластома

Этот вид рака поражает только детскую симпатическую нервную систему. В подавляющем большинстве случаев он наблюдается у ребятишек, не достигших пяти лет. Местом локализации опухоли является живот, грудная клетка, шея, малый таз, нередко поражаются кости.

Характерные признаки:

  • прихрамывание, жалобы на боль в костях;
  • повышенная потливость;
  • упадок сил;
  • побледнение кожи;
  • повышенная температура;
  • нарушение работы кишечника и мочевого пузыря;
  • отёчность лица, глотки, отёки вокруг глаз.

Ретинобластома

Это – наименование злокачественной опухоли глазной сетчатки, характерной для грудничков и дошкольников. Третья часть всех случаев вовлекает в процесс сетчатку обоих глаз. У 5% детей недуг заканчивается полной слепотой.

  • Поражённый глаз краснеет, малыш жалуется на сильную боль в нём.
  • У одних детей развивается косоглазие, у других – симптом светящегося «кошачьего глаза», обусловленный выпячиванием опухоли за границу хрусталика. Её можно увидеть сквозь зрачок.

Рабдомиосаркома

Это – название раковой опухоли соединительных или мышечных тканей, поражающей младенцев, дошколят и школьников. Чаще всего местом локализации рабдомиосаркомы являются шея и голова, несколько реже – мочеиспускательные органы, область верхних и нижних конечностей, реже всего — туловище.

Признаки:

  • болезненная припухлость в месте поражения;
  • «выкатывание» глазного яблока;
  • резкое снижение зрения;
  • осипший голос и затруднённость глотания (при локализации в шее);
  • длительные боли в животе, наличие запоров и рвоты (при поражении брюшной полости);
  • желтушность кожных покровов (при раке желчных протоков).

Остеосаркома

Это – рак, поражающий длинные (плечевые и бедренные) кости подростков. Ведущий симптом остеосаркомы – боль в поражённых костях, имеющая обыкновение усиливаться к ночи. В начале заболевания боли носят кратковременный характер. Несколькими неделями спустя появляются видимые припухлости.

Саркома Юинга

Этот недуг, характерный для подростков 10-15 лет, является бичом для трубчатых костей верхних и нижних конечностей. Отмечались редкие случаи поражения рёбер, лопаток и ключиц. К симптоматике, характерной для , добавляется резкая потеря веса и повышенная температура. Поздние стадии характеризуются нестерпимой болью и параличом.

Это – рак лимфатических тканей или , характерен для подростков.

На фотографиях изображены дети больные раком лимфатических тканей

Симптомы:

  • безболезненные и слегка увеличенные лимфатические узлы то пропадают, то появляются вновь;
  • иногда появляется кожный зуд, обильное потоотделение, слабость, повышенная температура.

Диагностика

Удовлетворительное самочувствие малышей, характерное даже для поздних стадий раковых опухолей – вот главная причина их позднего распознавания.

Поэтому регулярные профилактические осмотры играют огромную роль для своевременного выявления и начала лечения недуга.

  • При малейшем подозрении на раковую опухоль врач назначает ряд лабораторных анализов (крови, мочи) и исследований (МРТ, УЗИ, ).
  • Окончательный диагноз ставится на основании результатов биопсии ( образца опухолевой ткани). Гистология позволяет определить стадию рака. Именно от стадии зависит тактика дальнейшего лечения. При раке кроветворных органов берут пункцию костного мозга.

Лечение

  • Лечение детских раковых опухолей осуществляется в специализированных отделениях детских клиник и в научно-исследовательских центрах.
  • Воздействие на раковые опухоли органов кроветворения производится методами и . Лечение всех прочих видов опухолей производится оперативным путём.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины