Межличностными называют конфликты. Типы межличностных конфликтов

Межличностными называют конфликты. Типы межличностных конфликтов

26.09.2019

Конфликт (он же спор или ссора) – это естественная составляющая жизни любого человека, который живет, взаимодействует с окружающей средой и в частности людьми. Конфликты бывают разных видов, что зависит от того, в какой среде он проявляется. К примеру, в межличностных конфликтах человек зачастую оперирует интересами целого коллектива, в то время как во внутриличностных конфликтах обращает внимание на собственные желания и потребности. Конфликты всегда становятся социальными, поскольку речь идет о человеке, который и создает конфликт.

Навряд ли какой читатель интернет-журнала сайт не сталкивался с конфликтными ситуациями в своей жизни. Психологи рекомендуют уже привыкать к тому, что человек периодически будет с кем-то спорить и выяснять спорные вопросы на повышенных тонах, даже не приходя к общему решению. Дело в том, что конфликт – это столкновение ваших интересов с чужими. Два и более человек не всегда желают одного и того, думают одинаково, что естественным образом приводит их к конфликтам.

Конфликт – это:

  1. Когда вы хотите поехать на море, а ваш партнер – в горы.
  2. Когда вы хотите потратить деньги компании на развитие, а другие участники – на увеличение зарплат сотрудникам.
  3. Когда вы боретесь за справедливость, а группа других людей – за достижение своих успехов.

Когда вы мыслите и хотите не того, что другие люди, когда ваши действия окружающие не воспринимают или вы возмущены чьим-то поведением, когда чья-то свобода ограничивается поступками другого человека, тогда возникает спор, который естественен в мире людей. Поэтому остается только решать, как из него выходить, чтобы конфликт не стал постоянным спутником.

С какой целью разделяют виды конфликтов?

Отдельно специалисты выделяют виды конфликтов. С какой целью это делается? Если понять, какой конфликт возник между людьми, тогда становится легче его разрешить. Однако специалисты начинают рассмотрение темы с огромного разнообразия понятия самого термина. Что такое конфликт? И здесь существует множество вариантов ответов.

Среди всего многообразия выделим самый подходящий для современного человека: конфликт – это противоборство участников при возникновении разногласий. Когда человек взаимодействует с социумом, у него периодически возникают разногласия во мнениях, желаниях, потребностях, взглядах с другими людьми. Это приводит к противостоянию за право считать свое мнение единственно правильным. Однако конфликт – это не просто противостояние, борьба, но и стремление разрешить возникшую ситуацию, то есть найти способы примирения, решения и устранения конфликтной ситуации.

Как можно общаться с человеком, который считает свое мнение единственно правильным? Никак. Высказал свое мнение и разговор завершился, поскольку все остальные слова будут направлены на то, чтобы доказать, почему ваше мнение правильное, причем с безуспешными результатами. Поэтому такие люди являются плохими учителями и собеседниками. Они – плохие учителя, потому что требуют от учеников полного подчинения и их копирования (какие-либо новшества в развитии не приветствуются). Они – плохие собеседники, потому что нужно думать точно так же, как и они, и иметь такие же мысли, как у них.

Наверное, уже становится понятным, что человек, который считает свое мнение единственно правильным, не может достичь успеха. Несомненно, он обладает какими-то познаниями и умениями, которые полезны. Но если встает вопрос о том, чтобы научиться чему-то новому или изменить свое мнение, то здесь возникает агрессия, сопротивление или ответное нападение. Человек полагает, что уже знает все, что ему нужно знать, поэтому любые нововведения не по его инициативе он воспринимает без охоты. Только тогда, когда он считает, что нужно чему-то новому научиться, он начинает этим заниматься. И при этом довольно часто навязывает свою идею другим людям, думая, что они тоже должны этому научиться (в противном же случае они становятся в его глазах «отсталыми» и «глупыми»).

Человек, который считает свое мнение единственно правильным, — тяжелая личность. Таким людям ничего не скажешь и ничто не докажешь, поскольку если ваше мнение не совпадает с их мнением, тогда вы неправы, что бы вы там ни думали и как ни аргументировали. Вы неправы — и все тут! Что поделать, если человек считает себя всезнающим, всемогущим и умудренным опытом? Лучше оставить такого «господина» в покое, чтобы лишний раз не ущемлять его большое эго, которое готово всеми правдами и неправдами доказать, что оно самое ценное и умное.

Виды социальных конфликтов

Социальные конфликты являются наиболее распространенными видами, поскольку речь идет о противостоянии человека с другим человеком или даже целой группой за право обладания ценным ресурсом, из-за которого и разгорелся . Здесь выделяют помимо спорящих сторон:

  1. Свидетелей – индивиды, которые просто наблюдают за конфликтом со стороны.
  2. Подстрекателей – личности, которые совершают действия, подстрекающие сторон на дальнейшее ведение спора.
  3. Пособников – , которые различными способами (техническими средствами или советами) усиливают конфликт.
  4. Посредников – личности, которые пытаются конфликт устранить, разрешить.

Только спорящие стороны находятся в непосредственной конфронтации. Остальные участники могут не находиться в состоянии борьбы или ненависти к кому-либо.

Предмет спора отличается от причины и повода развития конфликта:

  • Причина возникает по объективным обстоятельствам, которые всегда связаны с потребностями спорящих сторон.
  • Поводом становится некий внешний фактор, который может быть малозначительным. Он может быть случайным или социально созданным.

Конфликтную ситуацию следует отличать от противоречия – когда стороны вообще не сходятся и ни в чем не похожи (ни во мнении, ни в интересах, ни в направленности деятельности). Противоречия бывают:

  1. Субъективными и объективными. Объективные разногласия возникают независимо от воли и интеллекта человека, что противоположно в ситуации с субъективными спорами.
  2. Неосновными и основными.
  3. Неантагонистическими и антагонистическими. При неантагонистическом конфликте у сторон наблюдается согласованность интересов, поэтому они могут разрешить спор путем нахождения компромисса, уступок.
  4. Внешними и внутренними. Внутренние конфликты возникают внутри группы из-за несовпадения мнений или противоречия с установленными порядками. Внешние споры возникают между группами лиц.

Для развития конфликта всегда нужно противоречие, из-за которого стороны испытывают внутреннее напряжение и неудовлетворенность своих интересов, что вызывает у них желание противостоять.

Виды и функции конфликтов

Конфликты могут нести как положительную сторону, так и отрицательную. В конфликте люди замечают, что жизнь является не такой однообразной, какой ее видит человек. Если есть другое мнение, которое может быть правильным, значит, не все так просто. При этом конфликты могут привести к разрушению личности и дезорганизации команды, поэтому очень важно выделять виды и функции конфликтных ситуаций, чтобы быстро их разрешать.

Видами конфликтов внутри коллектива могут быть:

  1. Употребляемые средства: насильственные и ненасильственные.
  2. Длительность: разовые и повторяющиеся, долгосрочные и краткосрочные, затяжные.
  3. Форма: внутренние и внешние.
  4. Вместимость (объем): региональные и национальные, групповые и личные, локальные и глобальные.
  5. Характер развития: преднамеренные и спонтанные.
  6. Тип отношений: индивидуально и социально-психологические, международные и внутринациональные.
  7. Источник образования: ложные, субъективные и объективные.
  8. Воздействие на ход развития: прогрессивные и регрессивные.
  9. Сфера социального бытия: политические, экономические, семейно-бытовые, этнические.

В зависимости от количества участников в конфликте выделяют групповые, межличностные и внутриличностные споры. Нередко человек чувствует внутри себя конфликт. Он может возникать по причине столкновения двух важных идей или желаний, которые требуют реализации в конкретной ситуации, при этом не могут быть одновременно реализованы. Конфликт может возникать по причине необходимости выбора между двумя одинаково значимыми вариантами, которые сами по себе могут быть несовершенными. Также человек конфликтует, когда видит, что все предложенные варианты ему непривлекательны, поэтому он становится перед дилеммой.

Человек выполняет различные роли в социуме, поэтому здесь выделяют конфликты:

  • Личностные – когда человек должен выполнять одну роль, а он считает, что должен выполнять другую, поскольку это согласуется с его интересами.
  • Межличностные – когда человек уже привык играть одну роль, поэтому ему трудно переключаться в другую.
  • Межролевые.

В организации (компании), где трудится большое количество разных людей со своими потребностями, профессиональными навыками и взглядами, направленностями в деятельности, тоже возникают конфликты. Их зачастую называют групповыми, поскольку конфликт возникает между группами людей из разных сфер производства. Здесь каждая группа находится на позиции «мы – они».

Видами конфликта в организации являются:

  1. Вертикальные – когда спор возникает между разными слоями по иерархии сотрудников.
  2. Горизонтальные – когда спорят люди из различных сфер организации.
  3. Смешанные – когда происходит смешение вертикальных и горизонтальных позиций.
  4. Деловые – проблемы возникли на уровне решения какого-то рабочего вопроса.
  5. Личные – конфликт носит неформальный характер.
  6. Симметричные – когда в конфликте выигрывают обе стороны.
  7. Ассиметричные – когда выигрывает в споре всего лишь одна сторона либо она теряет больше, чем другая.
  8. Деструктивные – когда конфликт наносит урон компании.
  9. Конструктивные – когда конфликт способствует развитию компании.

Виды межличностных конфликтов

Межличностные конфликты являются самыми частными, когда на уровне личных потребностей человек сталкивается с непониманием, отрицанием или негодованием окружающих. Межличностные конфликты возникают на уровне человека с другим лицом или даже группой лиц. Причем возникают споры всегда на уровне коммуникации. Здесь выделяют такие виды межличностных конфликтов:

  1. Ценностные – когда затрагиваются ценности участников.
  2. Конфликт интересов.
  3. Нормативные – нарушение одним из участников правил отношений.

Конфликт возникает, если:

  • Присутствуют расхождения во мнениях и желаниях, которые очень значимые.
  • Необходимо преодолеть несогласие с целью восстановления взаимоотношений.
  • Участники активничают или пассивничают с целью устранения или уменьшения конфликта.

Для преодоления межличностных конфликтов участники должны пойти на сотрудничество, когда будут учитываться не только их пожелания и потребности, но и интересы второй стороны.

Виды внутриличностных конфликтов

Когда противоречия возникают внутри человека, их называют внутриличностными конфликтами. Здесь выделяют виды:

  • Ролевые – столкновение двух и более ролей, которые человек может играть в одной ситуации. Здесь нужно выбрать, какую роль играть, что порой трудно, поскольку каждая из них дает свою пользу и приносит свой вред.
  • Мотивационные – человек колеблется между своими внутренними желаниями и обязанностями.
  • Когнитивные – несовпадение представлений субъекта о происходящих событиях и тем, как должно было быть.

Способы разрешения конфликтов

Разрешение конфликтов должно стать главной целью сторон, которые принимают участие в споре. Результатом могут стать негативные или позитивные способы. Под негативными понимаются методы, которые в итоге приведут к разрушению отношений между сторонами. К позитивным способам относятся те, которые позволяют разрешить конфликт и сохранить связь.

Можно различными способами разрешать конфликты. Какой выберут люди, зависит уже от их поведения и желания пойти на примирение. Если в итоге все останутся довольными, тогда их способ примирения оказывается самым удачным.

Итог

Конфликты являются нормальными для людей, которые не могут желать и думать одинаково. Однако другим вопросом остаются способы разрешения конфликтов. Если люди хотят сохранить отношения, тогда они должны направить все силы на решение спора, а не на его усиление или продолжение.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра социальной коммуникации


Межличностные конфликты

курсовая работа


Студента 2 курса отделения информации и коммуникации

Гришкевича И. А.

Научный руководитель:

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной коммуникации Мазаник М. Н.


Минск, 2013



ВВЕДЕНИЕ

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 1: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

2 Причины и функции межличностного конфликта

3 Структура и динамика межличностного конфликта

ГЛАВА 2: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В КОММУНИКАЦИИ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

3 Разрешение межличностного конфликта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


В обычном, бытовом понимании человек трактует конфликт как нечто негативное, ассоциирующееся нерациональностью с враждебностью, страхом, угрозами. Некоторые переживания настолько интенсивны, что у людей закрепляется оборонительная реакция, и они начинают считать, что конфликт - явление крайне нежелательное, его следует избегать, а если он произошел, то требует немедленного разрешения. Их нельзя за это судить, ведь они, отчасти, правы: конфликты бывают очень разрушительными, отнимают много времени и сил. Однако, как бы мы ни старались, конфликты в той или иной форме всегда сопровождают нашу жизнь, от семейных и до геополитических, и каждый может убедиться в этом на своем опыте. Следовательно, раз мы не можем их миновать, надо учиться уменьшать их количество и напряженность, учиться управлять ими. Однако все это требует времени, которого у нас нет, так как в наше время коммуникация претерпевает серьезные изменения, все социальные процессы ускоряются и усложняются, а наша жизнь наполняется ситуациями, в которых требуется решать многочисленные противоречия.

Любой конфликт (межнациональный, межгосударственный, организационный и т.д.) сводится к межличностному. Межличностные конфликты охватывают почти что все сферы человеческих отношений. Они всегда присутствовали в жизни человека, с самого начала его социальной жизни и, по-видимому, до конца. Самой проблеме межличностных конфликтов было уделено много внимания, так как, как было сказано выше, конфликты существовали всегда во все времена, а самым базовым типом конфликтов являлся межличностный.

Сегодня психология рассматривает конфликт в позитивном ключе, в качестве развития организации и личности, трактует конфликт как двигатель прогресса. Она учит смотреть не на негативные, а на позитивные стороны конфликтов, чего подавляющее большинство из нас не делали до этого. Если не бояться конфликтов, а каждый раз анализировать их, то мы обнаружим, что многих ошибок мы могли легко избежать, просто вовремя заметив их и предприняв соответствующие меры.

Проблема разрешения конфликтов сейчас приобретает большую актуальность не только в плане улучшения состояния человека, но и в практических целях, преимущественно в экономике и политике, где превалируют деловые отношения.

Таким образом, овладение навыками успешной коммуникации в конфликтных ситуациях имеет не только теоретическое значение, но также поможет в повседневной жизни и в карьере каждого человека.

Объект работы: межличностный конфликт.

Предмет работы: конфликтное взаимодействие в ходе коммуникации и способы его разрешения

Цель: изучить межличностный конфликт как коммуникационное явление.

Дать характеристику межличностному конфликту

Выявить причины и функции межличностного конфликта

Рассмотреть динамику межличностного конфликта

Рассмотреть модели коммуникации применительно к межличностному конфликту

Определить стратегии поведения людей

Обозначить методы разрешения межличностных конфликтов


ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ


Анцупов, А.Я. Шипилов, А. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Анцупов, А. Шипилов. - Юнити: Москва, 2000. - 507 с.

Содержит в себе обобщение и систематизацию научных знаний о конфликтах, которые получены в различных областях российской науки. Излагаются основы конфликтологии, приводится понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены принципы, методы и методики урегулирования, предупреждения и изучения конфликтов.

Полно и систематизировано изложена информация о конфликтах на понятном студенту языке. Содержит нужную информацию, которая служит базой для проведения исследований либо самостоятельного изучения предмета.

В хрестоматии представлено большое количество полезной систематизированной и структурированной информации, направленной на практическое применение. Рассмотрены пути разрешения конфликтов и дан перечень полезных советов.


ГЛАВА 1. ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА


1 Понятие и характеристика межличностного конфликта


Слово «конфликт» пришло в современные языки из латыни (conflictus - столкновение), оно является международным и не нуждается в переводе.

Для того чтобы дать определение межличностному конфликту, нужно обозначить, что же такое «конфликт». Определение этому понятию давали очень многие авторитетные социологи и психологи, рассматривая это явление с многих сторон, и многообразие вариантов толкований делает проблематичным выделение какого-либо конкретного. Однако большинство авторов сходятся на том, что в конфликте присутствует противоречие, которое принимает форму разногласия, в котором чаще всего принимают участие два или более субъекта.

Проанализировав определения многих авторитетных авторов, можно попробовать дать общее определение конфликта. Итак, конфликт - это ситуация, в которой происходит столкновение двух субъектов на основе противоречий, каждый из которых стремится овладеть объектом разногласия либо отстоять свою точку зрения, которая не только несовместима с точкой зрения оппонента, но и часто противоположна ей.

Ввиду своей масштабности и разнообразия, конфликт имеет множество разных видов. Межличностный конфликт - самый распространенный вид конфликтов. Он может быть определен как ситуация противостояния конкретных участников лицом к лицу, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Большое количество исследователей сходятся на следующих признаках межличностного конфликта:

Биполярность - в конфликте существуют две противоположные позиции.

Конкуренция - стремление к восполнению потребности либо уничтожение оппонента.

Наличие субъектов конфликта.

Активность, направленная на преодоление противоречия.

Аналогично тому, как личностные конфликты различаются тем, какие именно проблемы затрагиваются возникшим противоречием, Крылов выделяет базовые характеры межличностных конфликтов:

Ценностные конфликты. Ситуации, в которых происходит разногласие на основании несовместимых представлений, которые представляют особое индивидуальное значение для субъектов. У каждого человека есть система ценностей, которая имеет для него большое значение и отражает то, что является смыслом для субъекта.

Конфликты интересов. Ситуации, в которых цели, мотивы и планы участников несовместимы либо противоречат друг другу.

Конфликты в результате нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила регулируют порядок взаимодействия, без них оно оказывается невозможным.

Фактором является также повод возникновения конфликта, то есть событие, которое переводит скрытые трудности в открытую среду, приводя к конфронтации.

Последним фактором он выделяет такой параметр, как острота конфликта. В любом конфликте есть проблема, но степень ее значимости в разных ситуациях и у разных субъектов тоже будет разным. Чем более значимы проблемы, которые присутствуют в конфликте, тем менее человек настроен на уступки и компромиссы.

Согласно А. В. Дмитриеву, существуют следующие типы межличностного конфликта:

Чувственно-аффективный. Самый распространенный тип межличностного конфликта. Начинается с острого и неприятного вопроса, который был обращен одной из сторон к другой. Сторона, к которой был обращен вопрос, испытывает негативные чувства к другой стороне и старается игнорировать ее и сводить общение к минимуму. Первой главной особенностью является постепенное развитие конфликтной ситуации, накопление раздражения, которое не приводит к развязке конфликтной ситуации. Вторая особенность - разнонаправленность позиций сторон, т.е. первая сторона пытается получить ответы на вопросы, не получает и раздражается, а вторая пытается игнорировать и уходить от первой, что приводит к расшатанному моральному состоянию последней с последующим возникновением конфликтной ситуации.

Бескомпромиссный. Начинается с взаимных замечаний, упреков, которые продолжают использоваться в качестве главных аргументов до того момента, пока одна из сторон не победит, при этом ни одна их них не намерена идти на уступки. Очень деструктивный тип.

Эмоционально невыдержанный. Начинается с агрессивности одного из субъектов, в то время как другой субъект интерпретирует поведение агрессора как неправильное и поддерживает конфликт. Сам конфликт характеризуется отсутствием у участников желания понять друг друга и разобраться в ситуации, недовольством друг друга, резкой формой общения, деструктивностью. Такой конфликт носит характер затяжного.

Вежливо-обидчивый. Главная характеристика этого типа - вежливость. Самый миролюбивый тип. Начинается конфликт с вежливого выражения несогласия одного из партнеров с мнением другого, при этом оба чувствуют неловкость и некоторую вину за участие в конфликте. Оба сразу же готовы к примирению.

Агрессивный. Оба участника настроены на деструктивное поведение и выход из ситуации без компромисса ввиду подавления эмоциями рассудка. Самый опасный тип. Форма взаимодействия - словестная перепалка, крайняя форма - драка.

За каждым из типов конфликтов кроются свои причины, к которым нужен особый подход. Эти типы отличаются аспектами межличностных отношений либо взаимодействий, которые были затронуты. Но одни и те же причины могут порождать разные конфликты. Следовательно, характер конфликтов определяется характером проблем между участниками, а причина возникновения проблем - внешней средой и обстоятельствами.


2 Причины и функции межличностных конфликтов


Чтобы разрешить конфликт, прежде всего, необходимо узнать его причины. Если этого не сделать, конфликты нельзя будет ни разрешить, ни, тем более, предупредить.

Какие-либо определенные причины межличностных конфликтов очень разные. Трудно выделить какую-либо одну классификацию, так как каждый автор предлагают свою.

Причиной конфликтов выступают конфликтогены - слова либо действия, которые могут способствовать появлению конфликта. Ключевым словом тут является «могут», так как не все конфликтогены приводят к конфликту, ибо к некоторым из них (грубость, неучтивость) мы привыкаем и реагируем по-другому.

Конфликтоген имеет одну закономерность, которая и делает его таким опасным, и это свойство - эскалация. Людям свойственно уделять меньшее внимание тому, что они говорят, и большее - что говорят им, что является своеобразным катализатором развития конфликта. Субъект принимает конфликтоген x, который был отправлен ему другим участником, однако он принимает его не таким, каким он был послан, а реагирует сильнее, умножая этот конфликтоген, получая, допустим, 1.5x. На конфликтоген субъект старается ответить большим конфликтогеном, и выходит, что тот, кто отправил первый конфликтоген, в следующем ходе получает конфликтоген, предположим, 2x, а далее запускается цепная реакция. Это можно объяснить тем, что субъект, получивший в свой адрес конфликтоген, хочет компенсировать психологический урон, нанесенный ему, и отвечает агрессией на агрессию, чтобы избавиться от психологического дискомфорта, при этом агрессия, чтобы не прогадать, идет с «запасом».

В современной конфликтологии существуют несколько групп причин конфликтов:

Объективные.

Делятся в соответствии с социальными сферами на экономические, социальные, политические, идеологические. На эти факторы субъект не может повлиять кардинально.

Социально-психологические.

Пересечение интересов, ценностей, искажение информации, несоответствие ролевым ожиданиям, психологическая несовместимость и естественные стремления к власти и богатству.

Организационно-управленческие.

Связаны со структурными особенностями в организациях, функциями внутри них, соответствием личности и должности и ситуациями в управлении.

Личностные (субъективные).

Субъективные критические оценки, конфликтоустойчивость, настроенность на конструктивное разрешение.

По мнению американского конфликтолога В. Линкольна, существуют пять типов причинных факторов конфликтов:

Информационные факторы.

Для одной из сторон информация не приемлема, происходит ее отторжение (неполнота, слухи, актуальность, правдивость, интерпретация, посторонние факторы).

Поведенческие факторы.

Характеристики поведения, которые отвергаются одной из сторон (стремление к доминантности, агрессия и эгоизма, угроза безопасности, подрыв самооценки, непредсказуемость, дискомфортность).

Факторы отношений.

Неудовлетворенность взаимодействием между субъектами (баланс сил, важность отношений, личностная совместимость, разница в уровне образования, история и длительность отношений).

Ценностные факторы.

Принципы поведения, которые ожидаются участниками (собственные системы взглядов и поведения, групповые традиции и ценности, способы действия и методы институтов, политические, религиозные, региональные и культурные ценности, системы убеждений и соответствующие им ожидания).

Структурные факторы.

Обстоятельства, которые характеризуются стабильностью, объективностью и неизменностью (система управления, политические течения, власть, социальные нормы, права собственности, стандарты поведения, традиции, религии, географическое положение, частота контактов с социумом).

Эта классификация позволяет не только определить источники конфликтов, но и помочь решить их, особенно при недостатке информации.

У А. Кармина встречается классификация, которая хороша тем, что в ней можно выявить источники конфликта и сферу, в которой они возникают:

Ограниченные ресурсы.

Самая часто встречаемая объективная причина конфликтов. Люди по природе своей эгоистичны, поэтому считают, что именно они нуждаются и имеют право на обладание теми либо иными ресурсами.

Различия в целях.

Различия в представлениях, ценностях, мировоззрении.

Различия в поведении и опыте.

Личностные особенности оппонентов.

Неудовлетворительные коммуникации.

Различные аспекты взаимозависимости.

Среди функций конфликтов принято выделять положительные и отрицательные.

Положительные:

Устранения противоречия.

Оценка индивидуально-психологических особенностей людей.

Сброс психологического напряжения.

Развитие личности и межличностных отношений.

Улучшение качества индивидуальной деятельности.

Самоутверждение.

Отрицательные:

Негативное воздействие на психику.

Возможные травмы оппонентов.

Нарушение межличностных связей.

Формирование негативного образа оппонента.

Негативное отражение на деятельности личности.

Закрепление в опыте решения проблем насильственными способами.

Также, по отношению к участникам конфликта, выделяют конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные:

Познавательная (конфликт в качестве симптома противоречий в отношениях).

Функция развития (совершенствование участников и процесса коммуникации).

Инструментальная (конфликт как инструмент разрешения противоречий).

Перестроечная (рост взаимопонимания и снятие факторов, обостряющих межличностную коммуникацию).

Деструктивные:

Разрушение совместной деятельности.

Ухудшение отношений оппонентов.

Отрицательное эмоциональное состояние оппонентов.

Снижение эффективности будущего взаимодействия.

В большинстве своем люди чувствуют только отрицательную и деструктивную сторону конфликтов, так как она не требует каких-либо знаний в области конфликтологии или любых других усилий со стороны участников конфликта, то есть это аффективное состояние. Положительные же стороны влияют пассивно и чаще всего незаметно для нас, дают опыт в разрешении и некоторую устойчивость. Также они требуют от участников определенного уровня подготовленности для более эффективного действия.


3 Структура и динамика межличностных конфликтов


Конфликт - один из видов процесса взаимодействия между людьми, и, как и каждый процесс, он обладает определенной структурой.

Структурой является совокупность устойчивых связей конфликта, которые обеспечивают его целостность, равность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Любая межличностная конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение, это две стороны одной медали. К объективным элементам относятся участники (субъекты), предмет, объект, условия. К субъективным элементам относятся конфликтное поведение, мотивы сторон и информационные модели конфликтной ситуации. Подробнее о каждом из них:

Участники (субъекты) - непосредственные стороны, люди, участвующие в противоборстве. Противоречие их интересов лежит в основе конфликта. Могут выступать в качестве как частных, так и официальных либо юридических лицах. На основании степени участия в конфликте выделяют основных участников, других и группы поддержки.

Основные участники конфликта - субъекты, совершающие активные действия друг против друга, будь то защита либо атака.

Группы поддержки. Почти всегда за оппонентами стоят силы, которые в любой момент могут повлиять на конфликт пассивными либо активными действиями. Это отдельные индивиды либо группы.

Другие участники - те, кто оказывают эпизодическое влияние на конфликт.

Предмет - противоречие, которое послужило причиной, ради которой субъекты вступают в конфликт. В противоречии отражены столкновения интересов и целей сторон, и проблема будет той же до тех пор, пока оно не будет разрешено. Каждая сторона стремится разрешить противоречие в свою пользу.

Объект - некий дефицитный ресурс, который стремятся получить участники конфликта. Объектом выступает материальная, социальная и духовная ценность. Сам объект может быть делимым и неделимым, и в зависимости от того, как субъект его расценивает, зависит ход конфликта.

Условия (микро- и макросреда) - факторы, особенности окружающей среды, которые определяют возникновение, ход развития и характеристики конфликта.

Микросреда - ближайшее окружение субъекта.

Макросреда - социальные группы.

Мотивы - то, что движет человеком, определяет направление, связанное с удовлетворением потребностей. Стороны в большинстве случаев скрывают свои мотивы, поэтому выявить их в процессе конфликта довольно проблематично.

Конфликтное поведение - активность субъекта, которая направлена на предмет конфликта и сохраняет текущее противоречие. Это поведение обладает своими тактиками, стратегиями и принципами. Основными принципами являются концентрация и координация сил, экономия ресурсов и «удары» по уязвимым частям противника.

Информационные модели - субъективная представленность каждого из участников конфликта всех вышесказанных элементов.

Что касается динамики, то в межличностном конфликте можно выделить стадии:

Предконфликтная ситуация.

Это период, который предшествует конфликту, он также может быть благополучным, но чаще характеризуется напряженностью в отношениях. Тут возникает объективная проблемная ситуация и осознание участниками того, что ситуация является конфликтной.

Событие, которое повлияло на создание конфликта. Может выступать также в качестве незначительного инцидента, которое являлось «последней каплей».

Развитие.

Серия конфликтных действий сторон после завязки и до кульминации конфликта либо, если участники достаточно компетентны, до поиска разрешения конфликта.

Тут возможны 2 фазы: конструктивная и деструктивная.

Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что осознается оппонент цели, объект конфликта, средства достижения цели, правильная оценка своего состояния, «веса», возможностей и определяется способность на адекватную оценку себя и оппонента. Единственное, что может не удовлетворять оппонентов, это, во-первых, стиль ведения разговора (высокий тон, ориентация на себя, превалирование личных интересов, слабая обратная связь, игнорирование), а во-вторых - неречевые характеристики поведения (избегание разговоров, остановка либо ухудшение совместной деятельности и т.д.).

Деструктивная фаза конфликта (которая относится только к нереалистической, т.е. когда конфликт беспредметен) характеризуется тем, что начинается тогда, когда неудовлетворенность оппонентов друг другом, способ решения проблем выходят из под контроля и, следовательно, ситуация становится неуправляемой. В свою очередь, эта фаза разбивается еще на 2 стадии:

Психологическая. Стремление завысить свои возможности и занизить возможности оппонента.

Повышение активности. Взаимные оскорбления, понижение восприятия и т.д.

Кульминация.

Характеризуется тем, что наступает, когда степень напряженности конфликта достигает своего пика и наносит существенный вред участникам. После этого идет осознание участниками того, что надо искать выход.

Завершение.

Переход от конфликта к поиску решения проблемы. Тут можно выделить такие понятия, как цена конфликта и цена выхода из конфликта.

Цена конфликта - сумма трех показателей:

Энергозатратность - сколько было потрачено сил, времени и ресурсов на конфликт.

Ущерб - тяжесть негативных последствий, которые создал оппонент.

Потери - ухудшение ситуации в результате конфликтных действий обоих сторон.

Цена выхода из конфликта - разница между минусами выхода из конфликта и плюсами. Если значение превышает отметку нуля, то перспектива выхода из конфликта и получение выгоды становятся очевидными для конфликтных сторон.


ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В КОММУНИКАЦИИ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ


1 Модели межличностной коммуникации


Межличностные конфликты - часть коммуникации в обществе, они неотделимы друг от друга, они тесно переплетены между собой. Нельзя разрешать конфликт, не зная принципов работы коммуникации между людьми.

На сегодняшний день существует множество моделей коммуникации в обществе - Лассуэла, Шеннона-Уивера, Ньюкомба, Якобсона, Лотмана, Эко и других. Каждая из них по-своему уникальна, предлагает что-то новое, а также дополняет предыдущие, однако все они схожи.

Для анализа коммуникации в обществе можно взять модель Умберто Эко, так как она является известной и одной из последних.

Итак, что же включает в себя модель Эко?

Источник.

Отправитель.

Приемник.

Сообщение.

Можно внести некоторые поправки в эту модель: источник и сигнал совмещаются в отправителе (источником выступает мозг, сигналом - артикуляционный аппарат), таким же образом совмещаются приемник (органы чувств) и адресат. В итоге мы получаем следующую модель:

Отправитель.

Сообщение.

Сообщение здесь - форма, которую адресат наделил смыслом на основе какого-либо кода.

Канал - способ передачи сообщения, однако тут есть риск того, что сообщение исказит свой смысл под действием шума. Этот риск можно уменьшить, если усложнить систему кодирования либо дублировать информацию, делать ее избыточной.

В данной модели субъектами конфликтной ситуации являются отправитель и адресат. Как мы можем видеть, практически каждый элемент, за исключением кода и, частично, канала, может стать причиной развития конфликтной ситуации.

Отправитель и адресат могут обладать рядом несовместимых характеристик, что может привести к конфликту.

Способ передачи сообщения может очень часто варьироваться и иметь множество форм, однако он также влияет на конфликтную ситуацию.

Шум здесь является деструктивным элементом, который может разрушить коммуникацию или изменить ее настолько, что значение сообщения может быть принято адресатом с точностью до наоборот.

Что касается кода, то отправитель заранее кодирует сообщение так, чтобы оно было понятно адресату, или, наоборот, не понятно. Тут присутствует элемент манипулирования, что так часто можно заметить в межличностных конфликтах.

И, наконец, сообщение. Сообщение является средством передачи информации, коммуникации между субъектами. От его наполнения зависит, будет ли конфликт решен, создан либо остановлен превентивно.

После коммуникативного акта отправитель и адресат меняются местами, и процесс повторяется заново.

Эта модель хороша тем, что ее можно применить к любой конфликтной ситуации и понять, где же начался конфликт.


2 Поведение людей в межличностных конфликтах


Каждый межличностный конфликт имеет как начало, так и конец, как завязку, так и разрешение. Однако путей достижения разрешения конфликта великое множество, и пути эти зависят от параметров, которыми обладают люди, а именно темперамента, характера и уровня личностного развития.

Темперамент человек получает при рождении, он - неотделимая часть не только нашей психики, но и организма, так как обусловлен центральной нервной системой. Темперамент рассматривали и классифицировали такие личности, как Гиппократ и И. П. Павлов, которые внесли наибольший вклад.

Существует 4 типа темперамента:

Сангвиник.

Сильный, уравновешенный, подвижный.

Самый лучший тип темперамента для решения конфликтной проблемы.

Флегматик.

Сильный, уравновешенный, инертный.

Второй лучший тип, но ему не свойственна инициативность.

Сильный, неуравновешенный, подвижный.

Этот тип может быть самым разрушительным в конфликтах, так как полагается не на расчет, а бурностью эмоциональной реакции.

Меланхолик.

Слабый, неуравновешенный, инертный.

В этом случае субъект будет пассивен в конфликте, он может его избегать либо приспосабливаться.

Темперамент оказывает очень сильное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах, и практически у каждого типа есть свои плюсы и минусы, которыми можно управлять.

Что касается черт характера, то их типология была разработана Юнгом, и в ней выделяется 4 пары противоположных типов:

Интроверт - Экстраверт.

Интуитивисты - Сенсорные.

Чувствующие - Мыслительные.

Воспринимающие - Решающие.

У каждого типа характера есть 4 предпочтения, по одной на каждом ряду. В соответствии с этой типологией, всего типов характера - 16. Этот дуализм обусловлен тем, что мозг человека состоит из двух полушарий - левого и правого, которые формируются к семи годам и больше не изменяются. Левое полушарие - рассудочная и логическая деятельность, правое - подсознательная деятельность и эмоции. Это также объясняет, почему часть из нас левши, а друга - правши.

Проблема конфликтов связана с нестыковкой типов характеров, с противоположными наборами характеристик, что мешает решению совместной задачи.

Можно попробовать выделить пять типов конфликтных личностей:

Демонстративный.

Хорошая приспособляемость к ситуациям, любит быть в центре внимания, избегает усилий, нерационален. В конфликтах чувствует себя комфортно.

Ригидный.

Критичен к другим, но не к себе, обладает завышенной самооценкой, обидчив, прямолинеен. В конфликтах характеризуется низкой адаптивностью, что мешает поведению в конфликте.

Неуправляемый.

Импульсивен, агрессивен, непредсказуем, имеет завышенную самооценку, недостаточный самоконтроль. Плохо контролирует ситуацию в конфликте и не сопутствует сотрудничеству.

Сверхточный.

Перфекционист, переживает из-за неудач, требователен ко всем, включая себя, обидчив, внешне сдержан и беден. Плохо ориентируется в конфликтной ситуации.

Бесконфликтный.

Поддается внушению, слабовольный, зависим от чужого мнения, противоречит сам себе. В конфликте чаще всего идет на компромисс или старается избегать его.

Целенаправленно конфликтный.

Манипулятивный, активный, планомерный. В конфликте ведет себя уверенно, оценивает позиции и с помощью конфликта достигает цели.

Стили (стратегии) поведения в конфликте - ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения.

Выделяют 5 стилей:

Сотрудничество.

Совместные действия для решения проблемы, которые предполагают разный взгляд на проблему. Удовлетворение решением обеими сторонами.

Компромисс.

Уступки в чем-то важном с каждой стороны до той степени, когда оба удовлетворены решением.

Соперничество.

Настойчивое и бескомпромиссное навязывание решения, диктовка своих интересов и использование всех средств для победы.

Приспособление.

Готовность субъекта уступить с целью сохранения отношений, понижение стремлений и, как следствие, принятие навязываемых решений.

Избегание.

Попытка уйти от конфликта, нахождение в стадии конфликта при отсутствии активных действий для его разрешения.

Эти стили (стратегии) реализуются через следующие тактики:

Захвата и удержания объекта конфликта. Условие: объект должен быть материален.

Физического насилия. Уничтожение материальных ценностей, блокирование деятельности и нанесение телесных повреждений.

Психологического насилия. Оскорбление, обман, клевета, дискриминация и т.д.

Давления. Требования, угрозы, приказы, шантаж.

Демонстративных действий. Привлечение внимания к своей персоне, а именно публичные высказывания, попытки самоубийства и т.д.

Санкционирования. Отказ от выполнения, увеличение рабочей нагрузки, наложение запрета.

Коалиций. Целью является усиление ранга в конфликте, т.е. создание союзов, групп, обращение в СМИ и органы власти.

Фиксации своей позиции. Самая применяемая тактика. Применение логики, фактов, критика, просьбы и убеждения.

Дружелюбия. Корректное обращение, демонстрация готовности решить проблему, поощрение, извинение и т.д.

Названные стили могут быть как спонтанными, так и целенаправленно используемые. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, иногда доминирует одна из них, однако в ходе конфликта стратегии могут меняться.


3 Разрешение конфликтов


Без установления причин и мотивов участников невозможно разрешить конфликт. Для разрешения конфликтов также требуется управлять конфликтом. Управление конфликтом - целенаправленное воздействие по устранению причин, из-за которых произошел конфликт, воздействие на поведение участников конфликта с целью его коррекции и поддержание определенного допустимого уровня конфликтности.

Процесс управления зависит от некоторого числа факторов, основные из которых приведены ниже:

Адекватность восприятия (объективная и точная оценка своих действий и действий оппонента).

Готовность для обсуждения проблем с оппонентом в открытую.

Создание дружелюбной атмосферы для сотрудничества.

Определение основания конфликта.

Также существуют другие факторы, но они слабо поддаются влиянию, такие как стереотипы, мотивы и потребности, предрассудки и т.д.

Стоит заметить, что избегание конфликта не является его разрешением, а только лишь отсрочкой и передышкой, поэтому симптомы, которые соответствуют избеганию конфликта, не способствуют решению проблемы.

Также стоит избегать затянутой фазы эскалации, так как тут конфликт может принять угрожающие масштабы, и контролировать такую ситуацию становится все сложнее.

Однако прежде, чем переходить к разрешению конфликтной ситуации, стоит учесть ряд условий, которые имеют значение при взаимодействии сторон.

Добровольность действий с обеих сторон.

Нельзя заставить человека выполнять те действия, которые нужны нам, то есть оппонента надо убеждать, пользуясь конструктивной аргументацией.

«Зеркальное отражение».

Каждое действие субъекта будет сказываться на отношении к нему и действий оппонента.

Зависит от того, с представителем какой социальной группы общается субъект, и какая личность у оппонента.

Эти 3 аспекта являются предпосылками разрешения конфликтной ситуации.

Существует список правил бесконфликтного общения, которые могут помочь разрешить межличностный конфликт или, как минимум, снизить интенсивность его протекания:

Не употреблять конфликтогены.

Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

Проявление эмпатии к оппоненту.

Использование благожелательных посылов.

Чтобы разрешить конфликт, субъекту также требуется осознавать ряд некоторых правил, которые делают процедуру разрешения конфликта более легкой. Они следующие:

Конфликтная ситуация - все, что надо устранить.

Конфликтная ситуация возникает раньше конфликта.

Формулировка помогает определить причины.

Задавайте себе вопрос «Почему» до тех пор, пока не узнаете истинной причины.

Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами без использования слов, описывающих конфликт.

Обходиться минимумом слов в формулировке.

Для успешного разрешения конфликта требуется:

Принять установку на разрешение конфликта, выгодное обеим сторонам.

Регуляция своего поведения по отношению к оппоненту рациональным способом.

Пытаться найти общие точки соприкосновения позиций.

Подготовка и проведение переговоров, функционально - при посреднике.

Различают 2 модели переговоров:

Взаимных выгод.

Когда находятся решения, которые удовлетворяют обе стороны.

Смысл данной модели в том, что при исходе конфликта совсем не обязательно, что одна сторона выигрывает за счет другой, а что существует возможность обоюдного выигрыша. Главное тут - интересы, а не позиции.

Уступок и сближения либо торга сторон.

Суть модели в том, что во время конфликта при противоречии интересов участники идут на взаимные уступки до тех пор, пока не находят точку соприкосновения.

В наше время значительно возросла степень и роль такого человека, как медиатора (посредника). Однако, не смотря на очевидные положительные атрибуты присутствия медиатора, выделяют также и негативные:

Вмешательство медиатора нарушает стабильность внутри отношений сторон конфликта.

Присутствие и действия медиатора могут привести к завершению конфликта, однако это будет только внешнее воздействие, внутренняя же мотивация может оставаться незатронутой, что в будущем может повлиять на отношения между субъектами.

Потенциальная опасность того, что действия медиатора могут привести к развитию и ухудшению конфликта.

Чтобы избежать подобных проблем, участникам конфликта необходимо доверять медиатору, при этом шансы на успех, когда обе стороны выбрали медиатора, гораздо выше, чем когда только одна сторона выбрала его.

У медиатора существуют следующие тактики:

Вмешательство, которое направлено на установление и поддержание контакта с субъектами конфликта, завоевание их доверия.

Контекстуальное вмешательство, которое используется для установления благоприятного переговорного климата, предупреждение осложнений (также эмоциональных) и т.д.

Вмешательство, связанное с процессом принятия решений или рассмотрением вариантов.

Выделяют 3 стратегии медиатора:

Логическая (анализ, обсуждение и т.д.).

Агрессивная (угрозы, принуждения и т.д.).

Патерналистская (дает советы индивидуально каждому участнику конфликта, обсуждает, одобряет и поощряет).

Задача медиатора сложна тем, что ему приходится иметь дело с двумя сторонами конфликта, каждая из которых уверена, что именно она имеет объективное видение ситуации.

Самая большая проблема в конструктивной работе с конфликтом - нежелание сторон разрешить конфликт. Стороны не будут стремиться разрешить конфликт, так как каждой из них комфортно на своей стороне, а поиск выхода требует покинуть эту сторону и начать поиск совместного с оппонентом решения.

межличностный конфликт поведение коммуникация


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Межличностные конфликты всегда были и всегда будут. Они будут встречаться каждый день по нескольку раз, некоторые привычные, некоторые новые. Мы не можем предотвратить появление конфликтов, так как они - важная и неотъемлемая часть общества и человеческой сущности. Все, что можно сделать - облегчить протекание конфликтов, изменить свое отношение к ним, научиться ими управлять, а при желании - использовать их для достижения своей цели.

Межличностные конфликты не потеряют свою актуальность, как не потеряют актуальность и способы их разрешения, так как на протяжении всей истории, а особенно в наше время с развитием глобализации и появлением интернета, коммуникация постоянно эволюционировала и изменялась, менялись и добавлялись новые формы взаимодействия, создавались новые сферы и институты, в каждом из которых конфликт проистекал по-разному, изменяясь вместе с человеком.

Для выхода из конфликтной ситуации совсем необязательно, чтобы оба участника конфликта имели определенные навыки управления конфликтной ситуацией, достаточно, если хотя бы один субъект будет ими владеть, и тогда шансы на то, что ситуация разрешится рациональным путем с наименьшими потерями возрастет во много раз.

Чаще всего не конфликты разрушительно действуют на людей, а то, как мы эмоционально переживаем во время них. Это угрозы, страх, враждебность, словом, всякое острое эмоциональное переживание. Эти последствия, к сожалению, не ограниченные и не кратковременные. Они могут распространиться на другие сферы деятельности человека и преследовать его на протяжении долгого периода жизни, а также переносить эти страхи и опасности на других людей либо воспитывать своих детей в этой атмосфере.

Межличностные конфликты крепко связаны с другими видами конфликтов. Допустим, они могут возникнуть как следствие внутриличностного конфликта, когда человек, который не может найти ответы на интересующие его вопросы, начинает вовлекать в свои проблемы других людей, что может привести к конфликту. Также межличностные конфликты включены во внутригрупповые и межгрупповые, так как единицами групп выступают субъекты, а при межличностном конфликте внутри группы конфликт переходит в статус группового, потому что в конфликте есть стороны, определенные точки зрения, которые могут разделять несколько человек. Таким образом, межличностные, внутриличностные и групповые конфликты создают некоторую замкнутую систему, элементы которой обуславливают друг друга.

В психологии признаётся двойственный характер конфликта. Признается то, что она способствует предотвращению окостенения системы отношений и является стимулом к изменениям, к прогрессу человека и общества в целом. Настоящую пользу конфликты будут приносить тогда, когда мы научимся рационально ими управлять.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ


1. Анцупов, А.Я. Шипилов, А. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Анцупов, А. Шипилов. - Юнити: Москва, 2000. - 507 с.

Бабосов, Е. М. Социология конфликтов: учеб.-метод. пособие / Е. М. Бабосов. - Минск: Изд-во БГУ, 2011. - 399 с.

Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина - СПБ.: Питер, 2004. - 464 с.

Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие / А. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

Кармин, А. Конфликтология / А. Кармин - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 448 с.

Крылов, А. Психология / А. Крылов. - Издательство Проспект; Москва, 2005 - 744 с.

Линкольн, У.Ф. и др. Переговоры. / У. Линкольн. - СПб.: Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1998. - 159 с.

Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов. - М.: Наука, 1973. - 661 с.

Сельченок, К. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / К. Сельченок. - Харвест, АСТ, 2007. - 565 с.

Скотт, Г. Дж. Конфликты: пути преодоления / Г. Дж. Скотт. / Пер. с англ. - К. : Изд-во Об-во Верзилин и КЛТД, 2000. - 246 с.

11. Юнг, К. Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - Спб.:Азбука, 2001. - 370 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Межличностный конфликт – это конфронтация, возникающая в процессе коммуникативного взаимодействия индивида с социальным окружением. Другими словами, межличностный конфликт в группе это в некотором роде противоречие, возникающее в отдельной ситуации у субъектов, когда они начинают воспринимать события в качестве проблемы с психологической составляющей, которая требует незамедлительного разрешения. Обязательным условием для зарождения межличностного конфликта является наличие противоречия, создающего препятствие для общения или достижении персональных целей.

Межличностные конфликты в коллективе являются наиболее распространенными, нежели иные разновидности конфронтаций.

Конфликты в межличностных отношениях

Противостояние в межличностных отношениях зачастую рассматривают в качестве столкновения в процессе взаимодействия. Эти столкновения могут наблюдать в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую межличностные конфликты в коллективе возникают вследствие дефицита каких-либо ресурсов или средств, например, при наличии нескольких кандидатов на одну престижную вакансию.

Другими словами, межличностными конфликтами называют открытое противостояние взаимодействующих индивидов на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации. Данная разновидность конфронтаций обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу.

Межличностные конфликты в организации могут зарождаться как между индивидами, которые впервые встретились, так и между хорошо знакомыми субъектами. В любом случае существенную роль во взаимодействии играет индивидуальное восприятие участника и его оппонента. Преградой на стези нахождения общего языка между субъектами может стать отрицательная установка, образовавшаяся у одного соперника в отношении другого оппонента.

Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.

Кроме того, люди могут сталкиваться в межличностных конфронтациях, защищая интересы отдельного коллектива, организации, социальных институтов. Напряженность противостояния в таких конфликтах и возможности нахождения компромиссных решений во многом обуславливаются конфликтными установками тех коллективов, представителями которых являются участники конфронтации.

Все межличностные конфликты в организации, зарождающиеся вследствие столкновения интересов или целей, условно можно подразделить на три разновидности. Первая – предполагает столкновение принципов, в котором воплощение интересов и устремлений одного участника может быть реализовано исключительно за счет ограничения интересов другого участника.

Вторая – затрагивает только форму взаимоотношений между субъектами, не ущемляя при этом их материальных и духовно-моральных потребностей и целей. Третья – являет собой реально не существующие противоречия, спровоцированные или искаженной (ложной) информацией, или неправильной трактовкой фактов и событий.

Также социальные межличностные конфликты можно подразделить на такие виды:

— стремление к доминированию, то есть соперничество;

— разногласия, относящиеся к вопросу нахождения наилучшего пути решения совместной проблемы – спор;

— обсуждение спорной проблемы, то есть дискуссия.

Профилактика межличностных конфликтов, их предупреждение или урегулирование всегда направлены на сбережение имеющейся структуры межличностного взаимодействия.

Нередко в качестве источника противостояния можно выявить такие факторы, которые повлекут разрушение сформировавшейся системы взаимоотношений. Вследствие этого можно выделить две категории функций конфликта – конструктивные (то есть положительные) и деструктивные (то есть негативные).

К первым относят: функцию развития, познавательную, инструментальную и перестроечную функции.

Познавательная функция заключается в обнаружении симптома неблагополучных отношений и выявлении возникших расхождений.

Конфронтация считается важнейшим источником процесса совершенствования взаимодействия и развития всех ее участников. В этом заключается функция развития.

Разногласия являются инструментом разрешения расхождений (инструментальная функция).

Противостояние ликвидирует факторы, изъедающие существующие межличностные отношения, способствует формированию взаимопонимания между оппонентами (перестроечная функция).

Деструктивные «миссия» конфликтов имеет связь:

— с ухудшением или полным развалом взаимоотношений;

— разрушением имеющегося совместного взаимодействия;

— негативным самочувствием оппонентов;

— низкой результативностью дальнейшей совместной деятельностью.

Причины межличностных конфликтов

Зарождение и эскалация конфликтов обусловлены воздействием следующих групп причин: объективных и личностных групп, внутригрупповой фаворитизм, социально-психологических и организационно-управленческих.

К объективным причинам, главным образом, можно отнести обстоятельства взаимоотношений людей, приведшие к конфликту интересов, убеждений и установок. Объективные факторы ведут к созданию обстановки или ситуации, предшествующей непосредственно конфронтации.

К числу субъективных причин, провоцирующих социальные межличностные конфликты, в основном, относят индивидуально-психологические особенности соперников, из-за которых оппоненты избирают конфликтный стиль разрешения противоречий. Не существует жесткого разделения субъективных факторов и объективных причин столкновений. Кроме того, противопоставлять их считается также неправомерным. Поскольку часто в основе субъективной причины конфронтации лежать фактор практически не зависящий от индивида, то есть объективный.

Итак, среди объективных факторов выделяют:

— столкновение значимых духовно-материальных интересов индивидов в ходе их жизнедеятельности;

— низкая разработанность нормативно-правовых процедур разрешения противоречий между людьми;

— дефицит значимых для нормального существования и взаимодействия людей духовно-материальных благ;

— неудовлетворяющий потребности образ жизни большинства граждан (например, бытовая неустроенность);

— устойчивые стереотипы межличностных взаимоотношений и межгруппового взаимодействия индивидов, способствующие зарождению противостояния.

Организационно-управленческие причины конфронтаций можно подразделить на структурно- и функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.

Противопоставление структуры организации требованиям ее профессиональной деятельности образуют структурно-организационные факторы. Устройство организации должно быть обусловлено задачами, которые ей предназначено решать. Добиться оптимальной адекватности устройства организации решаемым ею задачам практически неисполнимо.

Несоответствие функциональных связей предприятия внешней среде, нарушение взаимосвязей между структурными единицами предприятия и отдельными работниками образует функционально-организационные причины зарождения конфликтов.

Личностно-функциональные факторы характеризуются недостаточным соответствием работника по каким-то определенным качествам занимаемой должности.

С ошибками, которые допускают руководители и их подчиненные в ходе решения профессиональных задач, связаны ситуативно-управленческие факторы.

Исследования производственных столкновений показали, что вследствие ошибочных, заведомо конфликтогенных решений руководителей, возникает более 50% ситуаций конфронтаций, из-за несовместимости – 33%, вследствие неправильного кадрового подбора – 15%.

Социально-психологические факторы связаны с возможными значительными искажениями информации или ее потерями в ходе межличностного взаимодействия (например, вследствие ограниченности словарного запаса людей, дефицита времени, сознательного утаивания информации, сложностей в понимании, невнимательности). Обычно индивид, услышанное не воспринимает сразу на веру. Вначале он оценивает информацию, делает выводы. Зачастую такие выводы могут разительно отличаться от сказанного собеседником.

Несбалансированное ролевое поведенческое реагирование при коммуникации двух субъектов также провоцирует межличностное противостояние.

Различные способы оценивания личности и результатов деятельности способствуют формированию конфликтной ситуации.

Межличностный конфликт пример – руководитель оценивает плоды работы сотрудника, при этом он берет в качестве основы оценивания то, что подчиненной не смог сделать в сравнении с нормой или другими подчиненными, которые делают аналогичную работу лучше, одновременно с этим сам подчиненный оценивает собственный труд по достигнутому им результату. Результатом подобного поведения является разное оценивание одного и того же дела, что провоцирует возникновение конфронтации.

Предпочтение членов одного коллектива представителям других общественных групп, другими словами внутригрупповой фаворитизм наблюдается вследствие:

— присущего индивиду конкурентного характера взаимодействия с социальным окружением и отдельными субъектами;

— ограниченных способностей индивидов к децентрализации, то есть изменение собственного убеждения в результате его соотнесения с убеждениями окружения;

— неосознанного либо осознанного стремления получать от окружающего социума больше, нежели отдавать им;

— устремленности к власти;

— психологической несовместимости людей.

Межличностный конфликт в группе также наступает и вследствие личностных причин, таких как:

— отсутствие устойчивости к негативному воздействию стрессовых факторов при социальном взаимодействии;

— недоразвитая способность к сопереживанию (дефицит );

— заниженный либо завышенный уровень и степень ;

— различные акцентуации характера.

Особенности межличностного конфликта

Ситуации конфронтаций между личностями наблюдаются в разнообразных областях человеческой жизнедеятельности. Ведь любой конфликт в любом случае сводится к межличностному противостоянию.

Проблемы межличностных конфликтов изучали в большей мере последователи психологического подхода в конфликтологии. Можно выделить следующие главные концепции межличностного противоборства:

психоаналитический подход (К. Хорни);

— теория удовлетворения потребностей (К. Левин);

— теория зависимости от контекста (М. Дойч).

Согласно психоаналитической традиции Хорни истолковывала межличностное противостояние в качестве результата внутриличностного конфликта. Другими словами, внутриличностное противоборство первично, а межличностное столкновение вторично. Таким образом, внутриличностные и межличностные конфликты всегда взаимосвязаны, поскольку межличностное взаимодействие индивида предопределено характером разрешения им собственных внутриличностных расхождений. Поскольку конфликты, проистекающие внутри личности, являют собой столкновение противоположно направленных ценностей индивида (интересов, мотивов, потребностей, идеалов), они воздействуют на поведенческое реагирование личности, ее самочувствие, устремления и т.п. Острые конфликты, происходящие внутри личности, ведут к деструкции имеющихся межличностных взаимоотношений на работе либо в семейной жизни.

Субъект, пребывающий в состоянии , вызванной внутриличностным противоборством, испытывает эмоциональное напряжение, вследствие чего его поведение в межличностной конфронтации зачастую может принимать разрушительные формы, направленные на уничтожение условий, которые препятствуют реализации потребностей.

Внутриличностные и межличностные конфликты взаимообусловлены. Часто внутриличностное противостояние перерастает в межличностные конфликты. Кроме того, отсутствие согласия внутри личности воздействует на эскалацию между личностями столкновений в организации.

К. Левин к противостоянию между личностями относит разногласия, возникающие между индивидуальными потребностями личности и внешней объективной реальностью. Уровень значимости межличностного противостояния объясняется глобальностью затрагиваемых потребностей.

М. Дойч рассматривал между личностями конфронтацию в качестве элемента системы межличностных взаимоотношений. Он исходил из пяти ключевых измерений межличностного взаимодействия и выделил шестнадцать типов социальных межличностных взаимоотношений.

Восемь из этих типов относятся к конфликтному (конкурентному) взаимодействию, в пределах которого складываются довольно многообразные взаимоотношения, приобретающие разные формы.

Межличностному противостоянию свойственен ряд особенностей. Во-первых, противоборство индивидов в межличностных конфронтациях основывается на фундаменте столкновения их личностных мотивов и происходит оно «здесь и сейчас».

Во-вторых, особенности и проблемы между личностями конфликтов заключаются в проявлении в них психологических индивидуальных характеристик всех участников конфликта в полном объеме. Такие характеристики влияют на динамику разгорания межличностного противостояния, его течение, формы взаимодействия и исход.

Между личностями противоборство отличается повышенной эмоциональностью, включением практически всех аспектов взаимоотношений между конфликтующими участниками и затрагиванием интересов не только прямых участников противостояния, но связанных с ними профессиональными либо личными отношениями индивидов.

Как правило, в данном виде противоречий эмоциональная составляющая превалирует над рациональной.

Субъектами межличностной конфронтации выступают индивидуумы, у которых система притязаний не совпадает. Объектом – выступает определенная потребность, основной причиной – средство ее удовлетворения. Как правило, предметом данного вида противостояния служат противоречия, включающие проявления противоположных интересов субъектов конфликтной ситуации.

Типы межличностных конфликтов

Подобно тому, как личностные конфронтации разнятся по противоречиям, затрагиваемым возникшими проблемами, можно выделить основные типы конфликтов, наблюдающихся между индивидами: ценностные противоречия, столкновения интересов, конфронтации, возникающие вследствие нарушения правил взаимодействия.

Противоречия, зарождающиеся на почве несовпадения представлений, носящих особенно значимый характер для индивидов, называются ценностными конфликтами. Ценностная система индивидов отображает наиболее значимое для них, исполненное личностного смысла.

Межличностный конфликт пример – партнеры, находящиеся в браке, видят свой смысл существования семьи, когда такие смыслы противоположны, зарождаются конфликты.

Однако не всегда различия в ценностях провоцируют ситуации конфронтации. Люди, имеющие различные политические убеждения, религиозные воззрения могут успешно сосуществовать вместе. Конфликт ценностей зарождается тогда, когда различия воздействуют на взаимоотношения людей либо же «посягают» на ценности другого. Доминирующие ценности выполняют функцию регуляции, направляя действия индивидов, тем самым создавая определенные стили их поведенческого реагирования во взаимодействии.

Поведение в межличностном конфликте зависит от схожести доминирующих ценностей. Кроме того, людям свойственно переубеждать оппонентов, навязывая собственные воззрения, вкусы, что также провоцирует конфликты.

Конфликтами интересов называются ситуации, в которых интересы, устремления, цели участников являются несовместимыми либо противоречащими друг другу. К этой разновидности столкновений относятся все ситуации конфронтации, затрагивающие вопросы распределения (потенциала, который возможно поделить) или зарождающиеся на почве борьбы за владение чем-то (доходом, который невозможно поделить).

Распространенной разновидностью между личностями противостояния являются столкновения, зарождающиеся вследствие нарушения норм взаимодействия. Правила совместного взаимодействия – это неотъемлемая часть самого взаимодействия. Они выполняют регулятивную функцию взаимоотношений людей. Без таких норм взаимодействие оказывается невозможным.

Разрешение межличностных конфликтов

Предпосылкой для появления столкновения является ситуация конфронтации. Она зарождается при несовпадении целей сторон, устремлении к противоположным интересам, применении полярных средств удовлетворения потребностей. Ситуация конфронтации – это условие появления столкновения. Для перехода ситуации непосредственно в противостояние необходим толчок.

Управление межличностными конфликтами рекомендуется рассматривать во внутреннем и внешнем аспекте. Внешний аспект отображает управленческую активность со стороны руководителя либо иного субъекта управления в отношении определенному конфликту. Внутренний аспект содержит в себе применение технологий эффективного коммуникативного взаимодействия и разумного поведенческого реагирования в конфликте.

Управление межличностными конфликтами должно учитывать причины и характер межличностных взаимоотношений участников до столкновения, их взаимные приязни и неприязни.

Выделяют основные методы разрешения межличностного противостояния:

— нежелание принимать участие в урегулировании конфронтации и защищать персональные интересы, желание выйти из ситуации противостояния (уклонение);

— стремление смягчить ситуацию конфронтации, сберечь взаимоотношения, уступая напору оппонента (приспособление);

— управление столкновением посредством давления, использования власти или применения силы, чтобы вынудить противника принять точку зрения оппонента (принуждение);

— достижение собственных целей, не учитывая интересов соперника;

— урегулирование противостояния посредством взаимных уступок (компромисс);

— совместное нахождение решения, способного удовлетворить потребности и цели всех участвующих в конфликте сторон (сотрудничество).

Урегулирование и профилактика межличностных конфликтов являются важными составляющими управленческого воздействия. Профилактика столкновений, возникающих между субъектами, должна быть устремлена на организацию жизнедеятельности индивидов, которая минимизирует вероятность появления конфронтации или деструктивного развития противостояния между ними.

Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные . Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного. Знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной статье.

Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных потребностей, целей, интересов, мотивов, не совместимых в конкретной ситуации.

Проблеме межличностного конфликта в большей мере уделяют внимание представители психологического направления в конфликтологии. Выделяют следующие основные концепции межличностных конфликтов:
- Психоаналитическая интерпретация ();
- Концепция удовлетворения потребностей ();
- Концепция зависимости от контеста (М. Дойч).

В соответствии с психоаналитической традицией К. Хорни интерпретирует межличностный конфликт, как результат внутриличностного, то есть межличностный конфликт вторичен по отношению к внутриличностному. Межличностные взаимоотношения человека предопределяются характером разрешения им своих внутриличностных конфликтов.

К. Левин у межличностным конфликтам относит противоречия между собственными потребностями человека и внешней объективной действительностью. Степень серьезности межличностного конфликта объясняется значимостью затрагиваемых потребностей.

В рамках ситуационного подхода межличностный конфликт рассматривается как элемент общей системы межличностного взаимодействия. М. Дойч, исходя из пяти основных измерений межличностных отношений, выделяет шестнадцать типов межличностных отношений.

Среди этих шестнадцати типов: восемь относятся к конкурентному (конфликтному) взаимодействию, в рамках которого могут складываться весьма разнообразные отношения, приобретающие различные формы.

Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизнсвский рассматривают межличностные конфликты, возникающие в детской среде в процессе игр.

Г.В. Андреева, Л.Б. Шнейдер, Т.М. Мишина, А.И. Тащевой, В.П. Левкович, О.Э. Зуськова и др. межличностный конфликт рассматривают через призму семейных отношений.

К. Бютнер, Л.Б. Филонов, Т.В. Драгунова, Д.Г. Трунов, А.И. Захаров и др. анализируют межличностные конфликты в сфере взаимоотношений подростков с родителями и социальным окружение как способ самоутверждения, самореализации.

Другая сфера межличностных отношений, для которой характерен высокий уровень межличностных конфликтов - работа, взаимодействие в . Этой проблемой занимаются Н.В. Гришина, СИ. Ерина, Д. Кац и Р. Кан.

Следует подчеркнуть, что в межличностном конфликте человек может выступать его инициатором. А может быть втянутым в него случайно, неожиданно для самого себя. Во всех случаях необходимо учитывать, что в межличностном конфликте всегда присутствуют два взаимосвязанных компонента: содержательный и психологический.

Таким образом, межличностный конфликт следует рассматривать как частную, специфическую форму взаимодействия между людьми в процессе их и совместной .

Межличностному конфликту присущ ряд особенностей.

В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, па основе столкновения их личных мотивов. В межличностном конфликте в полном объеме проявляются индивидуальные социально психологические особенности субъектов конфликта, влияющие на динамику его развития, формы конфликтного взаимодействия, ход и исход. Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически все сторон отношений между конфликтующими сторонами и затрагивают интересы не только непосредственных участников, но и тех, с кем они непосредственно связаны, либо служебными, либо межличностными отношениями. В межличностном конфликте эмоциональная сторона, как правил, преобладает над рациональной. У межличностного конфликта высокая вероятность быстрого вхождения в фазу эскалации.

Субъектами межличностного конфликта выступают конкретные личности - индивидуумы, обладающие несовподающей системой притязаний.

Объектом межличностного конфликта выступает конкретная (материальная, духовная), а основной причиной - способ ее удовлетворения. Предметом межличностного конфликта, как правило, служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы его субъектов.

Таким образом, в межличностном конфликте проявляются потребности, цели и ценности людей: их , интересы; , . Участники межличностного конфликта субъективно воспринимают и осознают его конкретную конфликтную ситуацию, по-разному они видят приемы и способы ее дальнейшего разрешения.

Наиболее распространенными формами реальных межличностных конфликтов выступают взаимные обвинения, ссоры, нападки, защита, в них каждый участник конфликта стремиться самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов. Эти формы конфликтного взаимодействия в большей степени свойственны фазе эскалации.

Сферы проявления межличностного конфликта, как указывалось выше, весьма многообразны. Вместе с тем, по мнению С. М. Емельянова их можно свести к трем основным группам.
1. Коллектив (организация)
2. Семья
3. Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.)

Наряду с общей классификацией межличностного конфликта, где основанием является сфера его проявления, следует осушавлять типологизацию и по другим основаниям.

Существует классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S и S в межличностных отношениях: симпатий (+) и антипатий (-).

Если взять за основание для классификации движущие силы и субъекгов межличностного конфликта, выделяют ресурсные и ценностные конфликты.

Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности, необходимых человеку.

Ценностные конфликты обусловлены взаимоисключающими культурными стереотипами, верованиями и убеждениями, оценками и отношениями.

По критерию реальности и истинности - ложности: межличностные конфликты подразделяют :
- Случайный, условный;
- Подлинный;
- Ложный;
- Смещенный;
- Латентный;
- Неверно приписанный.

Подлинный конфликт существует объективно и воспринимается адекватно.
Случайный или условный конфликт - конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами.
Смещенный конфликт - имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый.
Неверно приписанный конфликт - между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы.
Латентный конфликт - должен был произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
Ложный конфликт - отсутствуют объективные основания для межличностного конфликта, он существует только в силу ошибок восприятия и понимания.

При этом необходимо учитывать, что в межличностных конфликтах немалую роль играет иррациональная мотивация. В них не всегда рациональное преобладает над эмоциональным и иррациональным, зачастую, как раз наоборот.

Рассматривая непосредственные причины и источники межличностных конфликтов, особое внимание следует обращать на базовые потребности человека, такие как: потребности в пище, сексуальные потребности, потребность в безопасности, привязанности, самоуважении, справедливости, доброте, самореализации и т.д. В случае возникновения угрозы их удовлетворения, возникает потенциальная конфликтная ситуация, которая может привести к острым формам межличностного конфликтного взаимодействия. В том, что межличностный конфликт перерастет из потенциальной конфликтной ситуации, а она в межличностных отношениях присутствует [фактически всегда, в открытые формы, значительная роль принадлежит конфликтогенам: проявлениям агрессивности, эгоизма, категоричности, превосходства и др.

Определенный интерес при рассмотрении причин межличностного конфликта представляет подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет пять основных типов причинных факторов межличностного конфликта:

1. Информационные факторы - не восприятие информации одной из сторон или обеими сторонами.
2. Поведенческие факторы (конфликтогены) - неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, не приемлемые одним из субъектов конфликта.
3. Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами.
4. Ценностные факторы - ценностная иерархия, которой придерживаются конфликтующие стороны, ее степень несовпадения,
5. Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно поддаются изменению. Для преодоления их требуются значительные ресурсы: материальные, физические, интеллектуальные.

Межличностный конфликт выполняет как конструктивную, так и деструктивную функции. Обе эти функции одновременно присутствуют в любом конфликте, но в каждом конкретном одна из них преобладает.

Конструктивные функции межличностного конфликта проявляются, как правило, в создании общности людей, причастных к решению проблемы, расширении сферы сотрудничества; в процессе более глубокого взаимного познания, прояснении собственных интересов и интересов партнера, выходе на новый уровень взаимопонимания.

Конструктивные функции межличностного конфликта:
- Познавательная функция - конфликт вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались.
- Функция развития - при соблюдении этических норм в процессе конфликтного взаимодействия конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимоотношений.
- Инструментальная - конфликт - основной инструмент разрешения межличностных противоречий.
- Перестроечная - рационально разрешенный конфликт выводит межличностные взаимоотношения на новый уровень, снимает факторы напряженности, способствует развитию взаимопонимания.

Деструктивные функции межличностного конфликта проявляются тогда, когда один из оппонентов прибегает к агрессивным асоциальным формам противоборства, что, как правило, приводит к адекватной реакции другой стороны, межличностный конфликт входит в фазу эскалации. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы.

В конечном счете любой межличностный конфликт рано или поздно имеет свое разрешение. А целым рядом межличностных конфликтов необходимо управлять. Управление межличностными конфликтами, возникающими в организации, непосредственная обязанность соответствующего руководителя (менеджера). При управлении и разрешении межличностных следует учитывать, что определяющим фактором в этих процессах выступает субъектов в процессе развития конфликта, его эмоциональная сторона.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины