Курсовая работа: Социально-психологические теории личности. Социально психологические теории личности

Курсовая работа: Социально-психологические теории личности. Социально психологические теории личности

01.10.2019

Социальная психология содержит ряд психологических теорий развития личности.

1. Теория личности Ч. Кули и Дж. Г. Мида

Социолог Чарльз Кули использовал понятие "зеркало личности", выдвинув идею, что самосознание индивида отражает оценки и мнения людей, с которыми он взаимодействует . Позднее эту мысль подхватил Джордж Герберт Мид, которыйполагал, что самосознание человека является результатом его социальных взаимодействий, в ходе которых он учится смотреть на себя как бы со стороны, как на объект.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:

1) имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его.

2) игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

3) стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы.

Мид считал, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я- сам» и «Я-меня». «Я-сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я-меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я-сам» реагирует на воздействие «Я-меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я-сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я--сам» знаю, что люди считают «Я-меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я-меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

2. Теория личности З. Фрейда. Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-эго («сверх-Я»).

Ид («Оно») - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.



Суперэго («сверх-Я») - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии: оральдная, анальная, фаллическая, латентный период, генитальная стадия.К аждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в альнейшем и Суперэго.

3. Теория личности К. Юнга. По мнению К.Юнга в структуре психики о выделяется защитное образование, которое называет Персоной. Она-то и создает проблему истинного Я и ложного Я, или Я и не-Я. Персона, являясь своеобразной маской, которую человек надевает в ответ на требование общества, скрывает его истинное Я. Она представляет лишь то, чем человек кажется самому себе, или то, что он демонстрирует окружающим, а не его истинную сущность, не то, чем он является на самом деле. Человек отождествляет себя со своей маской. Ее он демонстрирует обществу, поскольку общество от него этого требует. В этом случае можно говорить об обезличивании человека, нивелировке его сущности и в целом о нереализовавшемся истинном Я. Срастание Я и Персоны означает, по Юнгу, омассовление индивида.

К.Г. Юнг указывает на реальную опасность, угрожающую самосознанию индивида. И сам Юнг, и его последовательница Эстер Хардинг приводят немало убедительных доказательств того, насколько типичной является ситуация, когда человек воспринимает в качестве своей сущности те социальные маски и оценки, которые навязывает ему социальное окружение. В этом случае Я-концепция и Персона индивида совпадают. Чтобы этого избежать человек не должен полагаться только на мнения и оценки окружающих, не должен идентифицироваться со своими социальными ролями, ему необходимо и самому активно участвовать в формировании Я-концепции путем самопознания, самоисследования, самоанализа.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

студентки 1 курса 7 группы

специальности 1-03 04 03 «Практическая психология»

заочной формы обучения

по дисциплине «Общая психология»

Кемза Екатерины Владимировны

Гродно, 2013

1. Процессы самоосознавания: самопознание, самопрезентация, самоконтроль, самооценка, самоуправление, самоактуализация, саморазвитие …………………………………………………………….. 3

2. Социально-психологические теории личности Дж. Мида, Ч. Кули….. 12

3. Расстройства внимания …………………………………………….…… 14

4. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения ………………………………….….…………. 16

5. Литература ………………………………………………………………. 18

1. Процессы самоосознавания: самопознание, самопрезентация, самоконтроль, самооценка, самоуправление, самоактуализация, саморазвитие.

Самоосознавание (самовосприятие, самоощущение) – процесс непосредственного восприятия индивидом собственных психических актов, в которых представлены: а) его физические, психические и личностные качества, результатом чего является формирование непосредственного чувственного образа самого себя, а также тех психических актов, которые он рассматривает как; б) непосредственно представляющие образы окружающего его внешнего, объективного мира. При этом внутриличностная область и то, что индивид считает для себя внешним миром, не имеют раз и навсегда установленной между собой границы: то, что сегодня считается внутренним, завтра может стать внешним и наоборот. Образ собственного Я субъективно воспринимается обычно как чрезвычайно устойчивый и неизменный на протяжении всей жизни индивида, сохраняющийся в самых разных его состояниях (сон, другие состояния изменённого сознания, бодрствование, колебания настроения, заболевания). Субъективно этот образ обычно малодифференцирован, в норме индивид лишь чувствует, что у него есть собственное Я, и от этого Я исходят эмоции, мысли и побуждения. Природа самоосознавания является предметом разного рода достаточно умозрительных гипотез, поскольку его процессы недоступны исследованию методами естественных наук. Главным источником фактического материала о механизмах самоосознавания является феноменология его расстройств. Нарушения самоосознавания достаточно разнообразны, они образуют две группы: а) симптоматика так называемой деперсонализации – дереализации и б) другие продуктивные психопатологические симптомы, в развитии которых патология самоосознавания имеет существенное, если не основное значение, но последнее обстоятельство многими исследователями не принимается во внимание либо оспаривается. В различных монографиях и руководствах по психологии, включая современные, рубрика «самоосознавание» обычно отсутствует, словно последнего не существует вообще или оно не имеет заслуживающего внимания значения.

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

К средствам самопознания относятся:

Самоотчёт, в том числе в форме дневника;

Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами;

Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология;

Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке :

Понимание себя (поиск точных знаний о себе);

Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе);

Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной - они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой :

самооценка = успех / притязание

То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний.

Самопрезентация – акт самовыражения, направленный на создание определенного впечатления о себе у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей. В англоязычной литературе наряду с термином самопрезентация используется понятие «управление впечатлением». Теоретической базой для развития исследований самопрезентации послужили труды представителей символического интеракционизма Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера, И. Гофмана, которые впервые исследовали закономерности социальной перцепции в процессе межличностного взаимодействия. Наиболее существенный вклад в изучение механизмов самопрезентации внес И. Гофман, создав концепцию социальной драматургии, в которой он рассмотрел процесс самопрезентации через исполнение человеком социальных ролей. Он проанализировал, как взаимодействует команда исполнителей определенных ролей и публика, на которую это исполнение направлено. Одной из центральных задач исследования самопрезентации является выявление стратегий, под которыми понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание определенного образа в глазах окружающих.

Другими словами самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль предполагает наличие эталона в форме субъективных представлений или критериев и возможность получения представления о контролируемых действиях и состояниях. Появление и развитие самоконтроля обусловлено требованиями общества к социальному поведению человека. Самоконтроль имеет регулирующую функцию, а также может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Задачи самоконтроля :

Регулирующая функция самоконтроля позволяет человеку решать задачи, поставленные им самим или предложенные кем-либо. Люди, владеющие искусством самоконтроля, способны совершать осознанные действия, контролировать проявление своих эмоций, и руководствуясь мотивацией, достигать собственных целей или вносить личный вклад в достижение коллективных целей. Как практический психолог, я особенно важное место отвожу эмоциональному самоконтролю – ведь именно в области эмоций и чувств наиболее полно проявляется бессознательное, внутренняя жизнь личности, ее психическая реальность.

Формы и навыки самоконтроля:

Эмоциональный самоконтроль может приобретать в некоторых случаях формы внутреннего диалога с самим собой – людям, поддерживающим его, возможно, знакомы скверное настроение и вспышки эмоций. В общественном транспорте или других местах, где много людей, нередко случается сталкиваться с грубостью, наглостью, проявлениями агрессии. Люди импульсивные, поддаваясь эмоциям, возможно, могут затеять ссору, дело может дойти и до драки, но те, кто достаточно хорошо контролирует себя, смогут найти достойный ответ, косвенно продемонстрировав человеку, что он не прав, и вызвав уважение к себе.

Если личность способна осознать переживаемую ситуацию и установить баланс между эмоциями (переживаемым состоянием) и сознанием, ей легче контролировать их проявления и не допустить негативного поведения, направляя эмоции в правильное русло. В некоторых случаях, например, связанных с бизнесом, работой, социальными отношениями, требующих самодисциплины, выдержки, искусства владения собой, навыки самоконтроля крайне важны. Представьте себе руководителя компании или другого топ-менеджера, который, понимая, что подчиненные на заседании совета директоров представили отчет, из которого следует, что они из рук вон плохо справились с работой, начинает стучать кулаком по столу или кричать на сотрудников. Импульсивность эмоционально заражает, но далеко не всегда способствует эффективности деятельности. Но если руководитель достаточно хорошо владеет собой, если его самоконтроль на достаточно высоком уровне, он поведет себя иначе. Он будет осознавать неудачи команды, но не будет торопиться с суждениями. Продумав вопросы, он созовет сотрудников, поделится своим отношением к случившемуся и, в манере, свободной от агрессии, вынесет взвешенное решение.

Самооценка – представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки :

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности;

Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка – это оценивание человеком самого себя.

Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка . Человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе - высший уровень самооценки.

В современной психологии есть три вида самооценки :

Заниженная;

Нормальная;

Завышенная.

Самоуправление – процесс, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного внешнего контроля над ними.

Самоуправление является особым видом деятельности, имеющим сознательно-волевую составляющую, которая позволяет человеку согласовывать и увязывать объективные требования жизни с субъективными целями, необходимое с желаемым. В основе такого увязывания и согласования объективного и субъективного лежит система мотивов человека и психологические свойства, работающие на их удовлетворение – способность предвидения, рефлексия, волевые свойства самосознания. Имеется несколько типов самоуправления, отличающихся друг от друга по критерию успешности: 1) «самоуправление выживания»; 2) «самоуправление внешних достижений», основанное на мотиве успешной конкуренции; 3) «самоуправление гармонизации», направленное на поддержание равновесия между внешними и внутренними целями и ценностями.

Самоуправление жизнедеятельностью личности – это, прежде всего, знание личности о себе и своем поведении, своих действиях и поступках, своих мыслях, эмоциях и мотивах.

Самоактуализация – процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю (позитивную) природу.

В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей».

По мере удовлетворения нижележащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Саморазвитие – это концентрация человека на самосовершенствовании и самореализации своих целей и желаний. Оно может быть физическим, умственным, эмоциональным и духовным. Саморазвитие начинается с желания реализовать наше высшее предназначение через преодоление отрицательных качеств и поведения, приобретенного в течение всей жизни. Саморазвитие позволяет людям жить в полную силу, а не быть ограниченными отрицательным мышлением, неуверенностью в себе и ограничениями из прошлого.

Саморазвитие является непростой задачей. Часто это требует от нас противостояния сформированным убеждениям о себе, нашим воспитанием и нашим взглядам на жизнь. Многие предпочитают не внимательное изучение того человека, каким они являются или стали, а продолжение жизни с теми же убеждениями и привычками, с которыми они пришли к ситуации в которой они сейчас находятся.

Саморазвитие – это мероприятия, которые улучшают самопознание и личность, развивают таланты и потенциал, повышают качество жизни и реализуют мечты. Саморазвитие это и весело и сложно, это изменения в вашей жизни, которые выкинут вас из зоны вашего комфорта. Если вы не изменитесь, то и в жизни вашей ничего не изменится.

Цели саморазвития :

Достижений цели с помощью изменения мыслей, решений и действий. Вытекающих из мыслей и решений;

Применение простых принципов в своей повседневной жизни, чтобы изменить результаты навсегда.

Все начинается с повседневной практики, шаг за шагом, эти процессы изменили уже тысячи жизней и привели к успеху многих людей.

Социально-психологические теории личности

Дж. Мида, Ч. Кули

К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология – выявление ее сущностных черт , обусловленных образом жизни. К ним относятся :

Свойства социально-исторических типов личности, обусловленные

природой данной формации;

Черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и

образующие социально-классовую типологию;

Социально-типологические особенности национального характера

как продукт историко-географического развития данного народа;

Профессиональная типология личности.

В социальной типологии принято выделять два типа личности: идеальный и нормативный.

К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.


Похожая информация.


В 1931 г. Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития». Примерно в это же время, в 1937 году Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезировать оказалась неудачной, и Олпорт вынужден был отказаться от определения личности.

К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности:

1917–1936 гг.– личность как профиль психических черт;

1936-1950 гг.- личность как опыт человека;

1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст;

1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности. В 1969 году состоялся Всесоюзный симпозиум по проблемам личности, который прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода.

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологиче­ской и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования лич­ности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту - общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформу­лирован личностный принцип, который требует исследовать пси­хические процессы и состояния личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, К.К. Платонова (Москва); А.Ф. Лазурского - В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург).

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА (1889-1960)

Зависимость психических процессов от личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в отличии от их индивидуальных (личностных) особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности.

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности.

Следующее важное положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий.

Для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна важны следующие положения:

психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются и формируются;

психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

Что может личность? Это вопрос о способностях, об одаренности.

Выделив эти аспекты психического облика личности, Л.С. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки переходят затем в характер и закрепляются там в виде свойств. Наличие интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей стимулирует интерес к работе.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность, или, напротив, самомнение и беспечность.

Таким образом, в жизни все стороны психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА (1892-1973)

Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует отметить два положения, значимых для теоретического осмысления проблемы личности.

Первое из них то, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть – отношения, замыкающие на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение по мысли В.Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последователь- ность поведения личности. Что касается направленности, то она по мнению В.Н. Мясищева «выражает доминирующее отношение, или его интеграл». Эмоциональность представлена одним из компонентов в структуре отношения.

Второе положение – понятие «отношение».

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действитель- ности. По мысли В.Н. Мясищева, отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом.

В.Н.Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конактивную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.

Эмоциональный компонент способствует формирова- нию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.

Познавательный (оценочный) компонент способству- ет восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.

Поведенческий (конативный) компонент способст- вует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.

Личность – это система ее отношений, а процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений. В.Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется «предотношением», в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).

В дальнейшем, у 2-3 летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.

В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.

В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

Отношения и установки В.Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Установка бессознательна и потому она безлична, а отношение сознательно, хотя, как подчеркивает В.Н. Мясищев, мотивы или источники их могут не осознаваться. Другое отличие отношения от установки заключается в том, что отношение характеризуется избирательностью, а установка – готовностью. Отношение представляет самостоятельный класс психологических понятий.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА (1906-1984)

Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека

К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В которой выделял следующие подструктуры:

Направленность и отношения личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение. К.К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К.К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

Опыт: «знания, умения, навыки и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, это и позволяет их считать свойствами личности. Качества этой подструктуры рассматриваются на психолого-педагогическом уровне.

Индивидуальные особенности психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли). К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура на индивидуально-психологическом уровне.

Биопсихические свойства, в которые входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент)». Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Активность этой подструктуры определяется силой нервной системы и изучается она на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем, часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, другие лежат на пересечении подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур».

Основной недостаток этого подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей. В результате, главной проблемой в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.

К концу 70-х, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Б.Ф. ЛОМОВА (1927-1989)

Видный отечественный психолог Б.Ф. Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неоднозначностьпроблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сво­дятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается ана­лизом только отдельных психических функций и состояний, ее прежде всего интересует формирование и развитие лич­ности человека. В этой связи проблема соотношений биоло­гического и социального выступает преимущественно как про­блемаорганизм и личность. Одно из этих понятий сформиро­валось в контексте биологических, другое - социальных на­ук, но и то и другое относится к индивиду как представите­лю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятииорганизм - структура человече­ского индивида как биологической системы, в понятийлич­ность - его включенность в жизнь общества. Исследуя формирование и развитие личности, отече­ственная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношенийиндивид - общество не может быть понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение со­циальных программ, сложившихся в данном обществе на дан­ной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом при помощи спе­циальных социальных институтов, в первую очередь систе­мы воспитания и образования.

Таким образом, детерми­нация развития индивида имеет системный характер и отлича­ется высокой динамичностью. Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты. Попытки пред­ставить ее как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов - это очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсаль­ный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биоло­гическое выступает по отношению к психическому как его ме­ханизм, в других - как предпосылка, в -третьих - как содержа­ние психического отражения, в -четвертых - как фактор, влия­ющий на психические явления, в-пятых - как причина отдель­ных актов поведения, в шестых - как условие возникновения психических явлений и т.д.

Еще более многообразны и многоплановы отношения пси­хического к социальному. Все это создает очень большие труд­ности в изучении триадыбиологическое - психическое - социальное. Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно опре­деляется конкретными обстоятельствами психического разви­тия индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях. Вернемся к вопросу о понимании психологической сущности личности. Охарактери­зовать, что такое личность, именно в ее содержательном психо­логическом плане» оказалось не простой задачей. И решение этого вопроса имеет свою историю.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА (1903-1979)

В отличие от многих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. Суть ее в том, что, по мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями». Очевидно, что в основе представлений о личности лежит марксистский постулат о ней как о совокупности общественных отношений. На первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность». Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. А.Н. Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека. А.Н. Леонтьеву удается разграничить понятия индивид и личность. Если индивид – это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающего его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформируемые, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. Личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинщтейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагал: если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции» (активностью), то тогда справедливо: «внутренне (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит в «отвязанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности»- отмечает А.Н. Леонтьев.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.

По сути, потребность замещается мотивом, т.о. иерархия деятельностей превращается в иерархию мотивов.

В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций, - говорит А.Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива до рациональной оценки субъектом своей деятельности». Рациональная оценка, следующая за переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А.Н. Леонтьевым.

Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности».

Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (смыслов-целей);

общая структура этих связей, мотивов-целей.

Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Б.Г. АНАНЬЕВА (1907-1972)

По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.

Человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) психики.

Поэтому, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др. В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности, признание неизбежности судьбы человека.

С точки зрения социологического подхода личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. В связи с этим уместно привести цитату К. Маркса о том, что «личность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных отношений». Основной недостаток данного подхода заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности.

С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Здесь важно различать близкие, но нетождественные понятия: «индивид», «человек», «личность».

Индивид - понятие, которое изучается в рамках психогенетики, психофизики, дифференциальной психологии и других отраслей.

Человек - понятие биосоциальное. И в психологическом, и в юридическом смысле оно шире понятия «личность». К. К. Платонов говорил, что «личность - это человек как носитель сознания».

На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией. Дело в том, что по-английски личность - это персона.

Этимология слова «личность» помогает разобраться в социально-психологической природе понятия. В русском языке слово «личность» означает личину, т. е. маску. Это обстоятельство подчеркивает типическое в личности, что позволяет говорить о ней как о социотипе, архетипе.

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем:

1) он объясняет механизмы социализации личности;

2) раскрывает ее социально-психологическую структуру;

3) позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира); «Я-характеристики» («Я-концепцию», «Я-образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.

§ 2. Характеристика социально-психологических теорий личности

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные.

Более подробно содержание этих теорий излагается в книге А. Хьелла, Д. Зиглера «Теории личности» (СПб., 1997).

Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д. Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

В последнее время активно разрабатывается акмеологический подход к изучению личности (акме - вершина в развитии взрослого человека). Наибольший вклад в разработку данного понимания личности внесли такие психологи, как А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.

Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.

Конкретизировав это утверждение А. Маслоу, американский ученый Э. Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй - манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общении актуализаторы, с одной стороны, и манипуляторы - с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый интерес к ним, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, веру в себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и опять-таки тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.

Не отрицая существования в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других - как манипуляторы, Э. Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей. Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное - форму выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя из этого, Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».

Для первого, по наблюдениям Э. Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго - кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего - холодная расчетливость, для четвертого - имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого - терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого - разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого - демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого -лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с целью получения желаемого от них.

Представляется, что описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома применимо и к нашей действительности. Выдающийся немецко-американский психолог Э. Фромм еще в 50-е годы XX в. утверждал, что при нацеленности общества на рынок знаний потребителя манипулирование им становится первостепенной задачей момента. По мнению ученого, из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми.

Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы - мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Социолог И. С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа» (Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. - С. 23).

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не предполагает абсолютно одинаковых для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными или, как их назвал В. Н. Мясищев, психологическими.

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли эти люди своими характеристиками потребностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъективной значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.

Понятно, что результат влияния названных факторов, который оценивается такими показателями, как характер (содержание), широта, глубина, устойчивость, действенность, не может быть одинаковым для всех людей. Если человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую он входит, для него положительно значимы и очень авторитетны, то, по исследованию Е. Б. Старовойтенко, они сильнейшим образом воздействуют на внутреннее становление личности, на ее самодвижение и появление в ней новых ценностных доминант. Влияние, исходящее от авторитетных и значимых для личности людей (общностей), побуждая личность к самоанализу и саморефлексии, позволяет видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, выстраивать и осуществлять программы движения к этому будущему.

Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, осуществлять поиск общностей и создавать такие, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.

Необходимо заметить, что в результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе.

Таким образом, отношению личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, нешаблонный характер познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на них.

Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдельных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широким социально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помогают ему ответить на вопросы: «Кто я есть?», «Почему я такой?», «Чего я могу и должен достичь и каким образом?»

Более глубокое проникновение в «Я-концепцию» позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, «Я» реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), с другой -идеальное «Я» (каким бы он хотел стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (каким он стремится и старается стать), фантастическое «Я» (каким бы он желал стать, если бы это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Следует отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, динамическое и фантастическое «Я». Впрочем, столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «Я» над другими - «Ты» и «Вы» - в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений.

Рассматривая характеристики «Я», нельзя также не заметить, что у одних людей их «Я» обладает большей автономностью по отношению к воздействиям извне и большей способностью отстраняться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их «Я» плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний. В результате у первых налицо способность к саморегуляции и самоконтролю, у вторых же эта способность выражена очень слабо или совсем отсутствует .

Психоаналитический подход З. Фрейда (1856-1939) к пониманию личности

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру.

З. Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности - психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавления нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направлении психотерапии.

Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.

Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца.

Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

Психоанализ Карла Юнга (1875-1961)

Швейцарский ученый К. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты данного народа, отличные от черт, приписываемых матери других народов. Есть и более обобщенный архетип матери - один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью.

Юнг выделяет несколько основных (для понимания структуры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона - это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эго - центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень - центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус - идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.

Самость - центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.

С точки зрения Юнга, архетипом является и знаменитый эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии.

Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преимущественно направлена либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентации.

Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937)

Основные принципы австрийского врача-психиатра А. Адлера -холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежде всего целями превосходства и овладения средой.

А. Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива - стремления к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство, они стремятся господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство - невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Процесс этот начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали свою профессию в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными (играющими роль защит), которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независимыми друг от друга привычки и особенности поведения приобретают единство в контексте жизни и целей индивида, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни.

А. Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация - основные черты здорового индивида.

Бихевиористский подход к пониманию личности

Слово «бихевиоризм» происходит от английского behaviour -поведение. Бихевиоризм использует для объяснения поведения два основных понятия: стимул (S ) и реакция (R ), сознание и прочие субъективные понятия отрицаются. Сторонники бихевиоризма стремятся иметь дело только с наблюдаемыми фактами. В этом смысле поведение, каким бы сложным оно ни было, может исследоваться как и любой другой наблюдаемый феномен.

Американский психолог, лидер бихевиоризма Б. Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Личность определяется им как сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории.

Если И. Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Б. Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемого оперантного обусловливания -награждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реакций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляющие стимулы регулируют поведение и управляют им.

Первичные подкрепители - прямые физические вознаграждения. Вторичные подкрепители - нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег - один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Б. Скиннера, - только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизненного опыта.

Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказание. Он считает, что «мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите от тирании - это максимально возможное обнаружение техники управления...»

Понимание личности с позиций гуманистической психологии

Позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естественным образом присущи организму. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс полагал, что в каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически.

Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его «Я-концепция». Человек, по Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о том, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако есть актуальный жизненный опыт, который может противоречить сложившейся «Я-концепции». И тогда возникает, по Роджерсу, неконгруэнтность (т.е. несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом. Это несоответствие может быть разрешено либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом. Он убежден, что тенденция к здоровью усиливается благодаря межличностным отношениям, в которых один из участников свободен от неконгруэнтности, способен к самокорректировке. Принятие самости - предпосылка к более подлинному и более легкому принятию других. В то же время быть принятым другими - возможность с большей готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя - основной способ личностного роста.

А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии -всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ З. Фрейда представляет нам больную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация.

А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др.

А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующейся личности:

1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Межличностность и опыт высших состояний.

9. Чувство сопричастности, единение с другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Различение средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Самоактуализирующееся творчество.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация - это не уход от проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным.

А. Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:

1. Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации с повышенным сознаванием и интересом.

2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы надо искать внутри себя.

5. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», умение верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответствии с ними.

6. Развитие своих потенциальных возможностей.

7. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.

8. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.), потребность безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа

Немецкий психолог Эрик Берн постулирует три возможных состояния «Я» человека: Родитель, Взрослый и Ребенок. Человек в процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый момент времени обнаруживает одно из этих состояний. Пояснить это можно так:

1. У каждого человека были родители, и каждый независимо от возраста хранит в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как он их воспринимал).

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их «Я». На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

3. Любой человек был раньше ребенком, поэтому несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый таит в себе маленького мальчика или девочку.

Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). При анализе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. - СПб., 1992).

Эрик Берн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми, очень мало времени посвящая подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение.

Как правило, игра усваивается в детстве, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры является пребывание в том или ином состоянии «Я», которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое». Например, взрослый, привыкший в детстве к критике и наказаниям, получаемым от собственной матери, может и во взрослом состоянии как бы нечаянно совершать поступки, вызывающие на него гнев со стороны женщины (это может быть жена, начальница на работе и т.д.). Это будет приносить ему неосознаваемое удовлетворение от переживания своего детского состояния, оказанного ему, пусть негативного, внимания и испытываемого при этом чувства вины.

Эрик Берн составил целую картотеку подобных игр, которые часто повторяются в психотерапевтической практике. В качестве примера можно привести описание игры «Если бы не ты», довольно типичной для супружеских отношений (из книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди»):

«...Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После того как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло на ее установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал больше ей разрешать. Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятельности и записалась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи.

Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд ему подобных, пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента. В дальнейшем это дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы заниматься различными делами, «если бы не он». У многих ее подруг мужья тоже были деспотичными, так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу играли в «если бы не он».

Однако вопреки ее жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал ей большую услугу, запрещая делать то, чего она сама очень боялась. Более того, он фактически не давал ей возможности догадаться о своем страхе. Это, наверное, и была одна из причин, по которой ее Ребенок весьма прозорливо выбрал такого мужа...»

Таким образом, миссис Уайт занимается игрой, подлинные причины которой (избегание пугающих ее ситуаций) не осознаются. Игра предполагает наличие двух ролей: мужа-тирана и подавляемой им жены.

Для того чтобы выйти на свою проблему и решить ее, необходимо отказаться от игры, игра создана как средство избегания проблемы.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Экзистенциализм - одно из интереснейших и глубоких направлений западной философии. Впервые термин «экзистенция» («существование», «сущность») был употреблен С. Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Э. Гуссерля, Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. Естественно, что психология и психотерапия XX в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения. Представителями экзистенциальной психологии можно считать В. Дильтея, Э. Фромма, В. Франкла и др. Ф. Перлз считает гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии.

Покажем основные черты экзистенциальной психотерапии на примере психотерапии крупнейшего ее представителя В. Франкла.

Основным сугубо человеческим стремлением, по В. Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни - сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни в принципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Он всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек может найти и реализовать смысл жизни при любых обстоятельствах.

В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть -орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценденцией человека. Смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. В. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждал, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.

Наоборот, отсутствие смысла жизни, так сказать, экзистенциальный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. Франкл писал, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни. Он считал, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум.

Нормальное чувство счастья, по Франклу, - явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), сексуального и другого наслаждения. Однако чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, т.е. рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья.

Восточно-психологические теории личности

Медитация (от лат. meditatio - размышления) - метод работы со своей психикой, пришедший к нам из восточных систем совершенствования человека: йоги и буддизма. Как таковая отдельно медитативная психотерапия обычно не выделяется, метод медитации используется в рамках той или иной психотерапевтической системы. Однако значение этого метода столь велико, различных техник медитации так много, что можно говорить о существовании отдельного медитативного направления психотерапии.

Чрезвычайно легко и в то же время трудно дать определение медитации. Легко потому, что таких определений множество, трудно потому, что все они не отражают этого понятия в его полноте. Прояснить его можно, сравнив с другими базовыми понятиями психотерапии: деятельностью и общением. Если деятельность -это всегда взаимодействие субъекта (S ) с объектом (О), где вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) принадлежит субъекту, то общение - это взаимодействие субъекта с равноправным ему субъектом, когда активность в равной мере принадлежит обеим сторонам. В случае же медитации нет второй стороны, нет деятельности и нет общения, субъект не рефлексирует, беседуя с самим собой, он просто становится собой.

Мы часто занимаемся медитацией, хотя не отдаем себе отчета в этом. Когда мы задумываемся, уходим в себя, и в этом неопределенном состоянии вдруг находим неожиданный, совершенно новый ответ на нашу проблему, происходит инсайт (озарение, просветление), всегда сопровождаемый яркой эмоциональной реакцией: радостной улыбкой, восклицаниями и т.д. Так Архимед закричал: «Эврика!»

В восточной практике также считается, что медитация ведет к озарению, просветлению, интуитивно-мгновенному постижению, т. е. к развитию и инсайту. Во время медитации происходит развитие самого субъекта как «инструмента» познания, благодаря чему достигается новое, более совершенное знание, недостижимое прежними средствами познания.

В чань-буддизме процесс медитации осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке. Сочетается это с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния. Сосредоточенность сознания в данном случае вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В дальнейшем медитирующий должен выработать в себе способность к несознательной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет, как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной адекватностью.

Медитация - это такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать над другими .

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.

2. Видмайер Д. Социальная психология. - СПб., 1987.

3. Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб., 1999.

5. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. М. Дружинина. - М., 1999.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины