Трудовая мобильность. Сущность и факторы социально-трудовой мобильности

Трудовая мобильность. Сущность и факторы социально-трудовой мобильности

28.09.2019
  • Типы организаций
  • Гуанси в Китае: организация или рынок?
  • Лекция 3. Организационная структура предприятия
  • 3.1. Организационные структуры предприятия в их эволюции
  • Линейная структура
  • Функциональная структура
  • Линейно-функциональная структура
  • Дивизиональная структура
  • Проектная структура
  • Матричная структура
  • Смешанная структура
  • Лекция 4. Организационная культура фирмы
  • 4.1. Понятие организационной культуры
  • 4.2. Структура и функции организационной культуры
  • 4.3. Управление организационной культурой
  • Лекция 5. Человеческий капитал предприятия. Кадровая политика на железнодорожном транспорте
  • 5.1. Сущность понятия «человеческий капитал»
  • 5.2. Производственная специфика, определяющая характеристики отраслевой кадровой политики
  • 5.3. Эффективная молодежная политика – объективная необходимость реализации политики модернизации экономики России
  • Найм и учет мс Оценка мс Развитие мс, управление внутрикорпоративной карьерой мс Активизация потенциала мс
  • Подсистема Подсистема Подсистема Подсистема
  • Раздел п. Управление индивидуальным
  • 6.2. Социальные роли личности в организации
  • 6.3. Структура личности
  • 6.4. Специфика личности руководителя
  • Работа с негативным лидером
  • Инженер или руководитель?
  • Лекция 7. Психофизиологические особенности работника
  • 7.1. Состояния человека в труде
  • 7.2. Гендерные особенности трудовой деятельности
  • 7.3. Возрастные особенности работников
  • 7.4. Способности человека как фактор успешности труда
  • 7.5. Влияние состояния здоровья на эффективность труда
  • Лекция 8. Мотивация и стимулирование труда
  • 8.1. Понятие мотива и мотивации к труду
  • 8.2. Понятие стимула и стимулирования труда
  • 8.1. Понятие мотива и мотивации к труду
  • Организация
  • 8.2. Понятие стимула и стимулирования труда
  • Материальные стимулы
  • Нематериальные стимулы
  • 8.3. Теории мотивации труда
  • Традиционный подход
  • Подход с позиции школы “человеческих отношений”
  • Подход с позиции человеческих ресурсов
  • Современные подходы. Современные подходы к мотивации формировались под влиянием трех основных теоретических направлений.
  • Содержательные теории мотивации
  • 8.4. Практика и приемы мотивации труда в России и за рубежом
  • 8.5. Схема стимулирования труда
  • 8.6. Корпоративная система оплаты труда работников железнодорожного транспорта
  • Компенсационные выплаты
  • Учет межличностных отношений
  • Ситуация “поощрение”
  • Лекция 9. Трудовая адаптация работника
  • 9.1. Понятие трудовой адаптации
  • 9.2 Структура трудовой адаптации
  • Трудовая адаптация
  • Пассивная адаптация
  • Активная адаптация
  • 9.3. Стадии и этапы трудовой адаптации
  • 9.4. Показатели и факторы, определяющие результат трудовой адаптации
  • 9.5. Управление трудовой адаптацией работника
  • Лекция 10. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров
  • 10.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления
  • Трудовая мобильность
  • 10.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема
  • Основные факторы, влияющие на текучесть кадров
  • 10.3. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров
  • 10.4. Управление текучестью кадров
  • Лекция 11. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника
  • 11.1. Профессия. Классификация профессий
  • 11.2. Понятие профессионализма уровни, этапы, ступени профессионализма
  • 11.3. Трудовая карьера работника
  • 11.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
  • Лекция 12. Пути активизации творческого потенциала работника
  • 12.1. Сущность творческого потенциала работника
  • 12.2. Формы активизации творческого потенциала работников
  • 12.3. Пути развития творческого потенциала работников
  • Лекция 13. Формирование лидерского потенциала руководителя
  • 13.1. Значение лидерства и лидеров в организации
  • 13.2. Повышение эффективности лидеров на производстве
  • 13.3. Особенности лидера хх1 века
  • 13.4. Методы руководства и их роль в повышении эффективности управления
  • Лекция 14. Управление временем и стрессом
  • 14.2. Влияние стресса на эффективность производственной деятельности.
  • 14.1. Развитие навыков управления стрессом
  • 14.2. Влияние стресса на эффективность производственной деятельности
  • Основные проявления стресса на рабочем месте:
  • Основные виды стрессоров, возникающих в организациях
  • 14.3. Устранение стрессоров на рабочем месте. Методы снижения стрессогенности рабочей среды
  • 14.4. Развитие навыков эффективного управления временем
  • Тест «Наличие навыков управления временем»
  • Интерпретация результатов
  • Оценка времени, выбор целей, определение приоритетов и отсеивание лишнего
  • Планирование времени. Создание реалистичных, работающих планов. «Пожиратели времени» и «пожарные случаи»
  • Оценка использования своего рабочего времени
  • Лекция 15. Особенности работы с проявлениями девиантного поведения сотрудников
  • 15.1. Служебные злоупотребления и пути их предупреждения
  • 15.2. Безответственность и пути ее предупреждения
  • 15.3. Проявления пьянства, алкоголизма и наркомании
  • Лекция 10. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров

    10.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления

    10.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема.

    10.3 Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров

    10.4. Управление текучестью кадров

    Цели лекции

      рассмотреть трудовую мобильность работника и охарактеризовать формы ее проявления

      рассмотреть понятие текучести кадров

      показать расчет коэффициента текучести кадров

      рассмотреть виды, типы, формы текучести кадров

      показать положительные и отрицательные стороны текучести кадров

      описать основные факторы, влияющие на текучесть кадров

      показать методы расчета экономических потерь, вызванных текучестью

      рассмотреть пути сокращения текучести кадров

      представить методику управления текучестью кадров

    10.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления

    Персонал организации не является чем-то застывшим, он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других работников. А значит, имеет место термин "перемещение персонала".

    Перемещение персонала - процесс изменения места работника в организационной структуре управления.

    Перемещение персонала является способом повышения эффективности использования персонала; позволяет в ряде случаев покрыть потребность в персонале на определенных рабочих местах, не прибегая к внешним источникам.

    Способность к перемещению отдельных лиц из одной социальной группы в другую в социологической литературе рассматривается как социальная мобильность.

    Термин "мобильность" введен русским социологом Питиримом Сорокиным и изначально рассматривался только как социальная категория.

    Однако, на сегодняшний день появилась необходимость в реструктуризации экономики и в переводе людей с менее производительных рабочих мест на более производительные места. Причем новые вакансии не обязательно будут создаваться в тех местах, где будут высвобождаться работники.

    Поэтому появилась потребность в работниках, способных быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям организации, к смене трудовых функций, рабочих мест. А значит, появился новый термин - трудовая мобильность .

    Трудовая мобильность - способность работника соответствовать требованиям развития общества, уровню развития науки, техники и технологии и готовность к изменениям или перемещениям.

    Формы проявления трудовой мобильности различны (рис. 10.1).

    Наличие мобильных работников обеспечивает конкурентоспособность в глобальной экономике, возможность быстрой перестройки организации, обновления продукции.

    Трудовая мобильность

    Профессиональная

    Территориальная

    Межорганизационная

    Внутриорганизационная

    Отраслевая

    Рис. 10.1 Формы проявления трудовой мобильности

    Профессиональная мобильность - это способность к изменениям в содержании трудовой деятельности, вызванной разными причинами, которая предполагает готовность работника при необходимости освоить новые для себя функции работы.

    Профессиональная мобильность связана с наличием у работников дополнительных или смежных профессий, степенью освоения своей профессии, хорошей базовой теоретической подготовкой, как условием быстрого освоения новых функций, мотивацией, направленной на изменения трудовой деятельности.

    Чтобы обеспечить достижение профессиональной мобильности работника не только с позиции интересов самих работников, но и интересов организации необходимо обучать работников смежным профессиям, повышать квалификацию и осуществлять переподготовку кадров, что приводит к профессиональному росту работника.

    Широта кругозора и творческих возможностей работников позволяет в силу необходимости (взаимопомощь, увеличение нагрузки, выпуск новой продукции) менять их расстановку по видам работ на кратковременный или продолжительный период времени.

    Примером профессиональной мобильности может служить повышение разрядов, категорий, степеней, званий.

    Внутриорганизационная мобильность - это способность и готовность как к смене, так и совмещению должностей, отличающихся содержанием работ, к изменению специализации, к перемещению в пределах одной организации.

    Внутриорганизационная мобильность связана с наличием у работников дополнительных или вторых профессий, со степенью адаптированности и освоением новой должности, с высокой профессиональной мобильностью, с наличием определенных мотивов к такого рода трудовым отношениям.

    Для повышения внутриорганизационной мобильности необходимо повышать профессиональную мобильность, информированность работника с точки зрения карьерного роста, развивать его и обучать новым профессиям и технологиям.

    Таким образом, при совмещении должностей или освоением работником других профессий и даже видов деятельности появляется возможность ротации кадров в соответствии с требованиями организации, повышается мобильность работника, трудовая адаптация и мотивация труда.

    Примером внутриорганизационной мобильности может служить вертикальная, горизонтальная или ступенчатая карьера.

    Межорганизационная мобильность - это способность и готовность сменить организацию в поисках нового места работы, которая предполагает освоение работником новых "правил игры", новых требований относительно работы или должности.

    Межорганизационная мобильность связана с наличием у работников высокой профессиональной (даже без смены профессии) и внутриорганизационной (в случае смены должности или карьерного роста) мобильности, с высокой степенью адаптированности, с освоением новой организационной культуры, с сильной мотивацией к трудовой деятельности.

    Для повышения межорганизационной мобильности необходимо повышать профессиональную и внутриорганизационную мобильность, информированность работника с точки зрения его возможностей и потребностей предприятий, улучшить работу по трудовой адаптации работника, развивать самоменеджмент и самомаркетинг.

    Примером межорганизационной мобильности может служить переход из одной организации в другую с сохранением должности, вызванный различными причинами, или с повышением в должности.

    Отраслевая мобильность - это способность изменить профиль работы и готовность, в связи с этим, сменить организацию, что предполагает освоение работником не только новых требований относительно своей работы или должности, но и освоение новой специфики работы, а также способность к межорганизационным перемещениям.

    Отраслевая мобильность связана с наличием у работника высокой профессиональной, внутриорганизационной и межорганизационной мобильности, с наличием универсального образования, с широким кругозором, творческим потенциалом, целеустремленностью, разнообразным опытом работы.

    Для повышения отраслевой мобильности необходимо повышать все формы мобильности (профессиональную, внутриорганизационную, межорганизационную), информированность работника об актуальных профессиях и потребностях предприятий, совершенствовать систему образования, а также систему мотивации и стимулирования труда, развивать творческий потенциал и целеустремленность работника.

    Примером отраслевой мобильности может служить переход из нефтенной промышленности в железнодорожную отрасль.

    Территориальная мобильность - это готовность и возможность сменить место жительства в поисках нового места работы, а также способность к территориальным перемещениям. Осуществляемые при этом дополнительные затраты рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

    Территориальная мобильность связана с наличием у работника всех форм трудовой мобильности, с наличием мобильных средств связи и передвижения, с высокой степенью адаптированности и стремлением к карьерному росту.

    Сейчас географическая мобильность работника достаточно низка. Основными препятствиями являются административные барьеры, неразвитость рынка жилья и социальных программ, отсутствие информации.

    Кроме того, существенно ограничивает территориальную мобильность низкие доходы. Традиционно наиболее мобильной является молодежь, однако именно молодые специалисты больше всего страдают от недостатка средств для получения образования, повышения квалификации и переквалификации.

    Невысокая территориальная мобильность не означает отсутствия у работников желания искать новую работу.

    Что можно сделать для повышения территориальной мобильности?

    Ключевыми мерами являются пропаганда мобильности, устранение административных барьеров, развитие системы образования, создание возможностей для профессиональной переориентации работников, стимулирование переподготовки работников, совершенствование кадровой политики организаций.

    Руководители опасаются, что увеличение территориальной мобильности приведет к увеличению конкуренции между регионами или городами и массовому оттоку трудовых ресурсов. Однако, повышение территориальной мобильности заставит руководителей приложить гораздо больше усилий для привлечения и удержания квалифицированных кадров.

    Для того чтобы в полной мере использовать трудовой потенциал работника, нужно повышать трудовую мобильность работника. В современном мире нужны не просто образованные работники, а работники, могущие и желающие учиться и приспосабливаться к новым условиям.

    Повышение трудовой мобильности работника необходимо не только для того, чтобы преодолеть негативный эффект от реструктуризации экономики, но и для того, чтобы успешно развиваться в будущем. Современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникают очень часто, а технический прогресс почти полностью меняет представление об условиях труда в старых отраслях. В результате даже на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому надо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться.

    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    В качестве примера можно привести опыт штата Массачусетс США. В конце 60х годов Массачусетс столкнулся с проблемой необходимости серьезной структурной перестройки своей экономики, поскольку традиционная для этого штата отрасль перестала быть конкурентоспособной. Эта проблема была успешно решена за счет использования научного потенциала штата, в котором находятся два ведущих американских университета - Гарвард и Массачусетский Технологический Институт. В результате в 90е годы Массачусетс стал одним из наиболее успешных американских штатов, второй Силиконовой долиной, с очень высоким уровнем жизни и рекордно низким уровнем безработицы - чуть больше 1%. 67

    В современной глобальной экономике, чтобы не отставать от конкурентов, недостаточно идти - нужно бежать, а чтобы перегонять их, необходимо бежать очень быстро. Те страны, в которых трудовая мобильность работника высока, могут быстро развиваться, не испытывая продолжительных экономических катаклизмов, тогда как в более инертных странах возможны серьезные задержки и отставания в развитии в случае недостаточной трудовой мобильности работников.

    Трудовая мобильность работника должна иметь серьезную информационную поддержку. Обеспечение широкого доступа к Internet существенно изменит спрос на образовательные услуги: люди будут более полно представлять себе свои возможности и потребности. Именно недостатком информации объясняется в первую очередь то, что, несмотря на сильную образовательную систему, показатель отдачи от образования в России чрезвычайно низок.

    Белорусский Государственный Университет Транспорта

    факультет безотрывного обучения

    кафедра "Экономика транспорта"

    Контрольная работа

    По предмету:

    Экономическая социология

    Социально-трудовая мобильность. Миграция как вид социально-трудовой мобильности

    Выполнила: ст-ка IV курса, гр.ЗБ-41

    шифр ЗБ-05-570n 225644 г.Лунинец,

    Брестская обл. ул. Красная д.8 кв.2

    Юрцевич О.С.

    Проверил:

    Янчинская Я.В.

    Гомель, 2008


    План работы

    1. Сущность, типы, виды, методы анализа и функции социально-трудовой мобильности

    2. Факторы социально-трудовой мобильности

    3. Миграция как вид социально-трудовой мобильности

    Список использованной литературы


    1. Сущность, типы, виды, методы анализа и функции социально-трудовой мобильности

    Социально-трудовая мобильность – это перемещения людей из одних социально-профессиональных групп, сфер занятости, видов трудовой деятельности и рабочих мест в другие. В современной экономической литературе для обозначения данного явления используется и упрощенное понятие "трудовая мобильность".

    Социально-трудовая мобильность многообразна. Обратим прежде всего внимание на некоторые типы перемещений.

    1. Меж- и внутрипоколенные перемещения. К первым относятся перемещения людей в межпоколенном плане, профессионально-трудовые изменения в их жизни по сравнению с "родителями".

    К внутрипоколенным относят профессионально-трудовые перемещения людей в течение их "индивидуальной" жизни и карьеры. Совокупность этих перемещений образует так называемый "жизненный путь человека" (согласно терминологии зарубежной социологии), который характеризуется количеством, структурой и качеством профессионально-трудовых изменений, а также их значением и последствиями для конкретного работника. Каждый человек обладает "бедной" или "богатой", "хорошей" или "плохой" профессионально-трудовой биографией, при этом оценка данной биографии следует со стороны как работодателя и управленца в случае найма на работу, так и трудового коллектива в период работы. В этом отношении существует немало справедливых и несправедливых стереотипов и предубеждений, способных иногда определить многое в жизни человека, его карьере.

    2. Горизонтальные и вертикальные перемещения. Они различаются по простому критерию – неизменению или изменению статуса. Основная проблема здесь заключается в следующем. Наряду с явно горизонтальным (текучесть кадров, кадровые перестановки) и явно вертикальными (передвижение в иерархии управления) существуют перемещения и неопределенного характера, которые трудно идентифицировать с точки зрения горизонтальности и вертикальности. Во-первых, есть немало случаев, когда очень сложно и противоречиво соотносятся такие показатели статуса в трудовой и экономической сферах, как должность, заработная плата и условия труда. Во-вторых, часто очень весомым оказывается субъективный фактор, т.е. имеет большое значение то, как сам человек и окружающие воспринимают какие-то изменения в работе и социально-экономическом положении, что они считают "понижением" и "повышением". С этими двумя обстоятельствами связаны некоторые практические проблемы регулирования трудовых отношений, противоречия трудового поведения и даже трудовые конфликты.

    3. Внешние и внутренние перемещения. Любая группа типа трудового коллектива и организации имеет внутреннюю и внешнюю плоскость мобильности, т.е. существуют перемещения внутри данной группы, а также перемещения из и в нее. Внешние и внутренние социально-трудовые перемещения взаимосвязаны, и эта взаимосвязь имеет не только экономико-организационный, но социально-психологический характер.

    4. Единичные и групповые перемещения. Обратим внимание на то, что последние бывают либо социально-экономическими (совпадение множества перемещений вследствие одной для всех социально-экономической причины), либо социально-психологическими (основаны на каких-либо эффектах группового поведения – моде, договоре, подражании, панике).

    5. Расовые и перманентные перемещения. Работник иногда достигает желаемых целей в труде и занятости лишь одним изменением рабочего места, а иногда он совершает несколько переходов в поиске удовлетворяющего его труда.

    6. Вынужденные и добровольные перемещения. Вынужденными могут считаться не только перемещения по управленческому решению без согласия работника, но и всякие "самостоятельные" перемещения, мотивируемые как конфликтные или основанные на сложном, неуверенном или принудительном выборе. Во всех других случаях перемещения добровольны.

    Поскольку любые факты социально-трудовой мобильности объективно и субъективно направлены на какие-то цели экономической, технологической и социальной организации труда и занятости, можно говорить именно о функциях социально-трудовых перемещений. В качестве важнейших выделим некоторые из них:

    ü экономия материальных затрат т ресурсов; предотвращение планируемой и неожиданной вообще в определенный ответственный момент текучести кадров;

    ü решение проблемы дефицита или избытка определенной рабочей силы;

    ü рациональная занятость;

    ü гуманная занятость;

    ü предотвращение потенциальной конфликтности;

    ü разрешение актуальной конфликтности;

    ü временное замещение рабочих мест;

    ü поощрение за трудовые, показатели и стимулирование;

    ü ознакомление с определенной работой в каких либо целях;

    ü достижение соответствия работы квалификации;

    ü достижение соответствия труда работоспособности с точки зрения возраста и здоровья;

    ü кадровые перестановки и изменения в случае реорганизации и инновации;

    ü урегулирование распределительных отношений.

    Нетрудно заметить, что перечисленные функции отражают социально-психологические и социально-экономические ситуации. Кроме того, если одни функции реализуются автоматически в результате перемещения, то реализация других в большей мере зависит от характера осуществления перемещения или от особенностей поведения человека после перемещения. Этим обстоятельством прежде всего и определяется простой или несложный характер социально-трудовой мобильности.

    2. Факторы социально-трудовой мобильности

    Факторы социально-трудовой мобильности – это все объективные и субъективные обстоятельства, которые влияют на перемещения, вынуждают к ним или делают их невозможными, способствуют или препятствуют им. Знание и учет факторов необходимы с точки зрения как правильной интерпретации перемещений, так и их практического регулирования, стимулирования или предупреждения.

    Рассмотрим основные факторы социально-трудовой мобильности.

    1. Общие социально-экономические причины и мотивы. Они представляют собой наиболее очевидную категорию факторов, на которую обращают внимание в первую очередь:

    ü экстремальный мотив (предельно простой случай – перемещения происходят вследствие либо реального кризиса определенной сферы занятости, либо "предвидения" неперспективности рабочих мест самими работниками);

    ü мотив максимального или минимального достижения и сохранения (в одних случаях они происходят только ради особенно значительных доходов, в других – ради самых малых выигрыша, прибавки в заработке, в третьих – при перемещениях по нематериальным причинам людей интересует хотя бы сохранение прежнего уровня оплаты труда);

    ü имущественный мотив (решающее значение имеет возможность либо стать собственником, либо выгодно и безболезненно "избавится" от конкретных средств производства с целью желаемого изменения занятости);

    ü косвенный мотив (формально перемещения происходят ради каких-то нематериальных целей – соответствия работы специальности и квалификации, лучших организационных условий труда, но последние имеют для человека именно то значение, что позволяют эффективнее работать и больше зарабатывать).

    На разных уровнях и в разных потоках социально-трудовой мобильности мы можем определять и сравнивать удельные веса социально- экономической мотивации и перечисленных мотивов.

    2. Социально- культурные модели и особенности профессиональных ориентаций. На перемещение в сфере труда оказывают влияние особенности поведения людей в "выборе профессий". Различают две модели такого поведения.

    Первая – все профессии и занятия относительно равноценны в социально-экономическом плане, индивиды же ориентируют себя на разные виды труда с учетом своих предрасположенностей, желаний и способностей.

    Вторая – в представлениях общества существуют явно "хорошие" и явно "плохие" в социально-экономическом плане виды труда, и все, естественно, ориентируются на "хорошие". Соображения предрасположенности имеют очень малое значение.

    3. Образование и его доступность. Уровень квалификации. Профиль образования и квалификации вообще или в данной экономической ситуации определяет амплитуду возможностей выбора вида труда и, следовательно, возможностей профессиально-трудовой мобильности, диверсификации деятельности.

    Высококвалифицированные работники преимущественно более инертны. В перемещении к другим видам труда их сдерживают затраты времени и сил на обучение, накопленный опыт и мастерство в прежней работе. На уровне высококвалифицированного труда перемещения малоэффективны. Низкоквалифицированные работники перемещаются более безболезненно, для них сама проблема их квалификации часто несущественна.

    4. Возраст и стаж работы. Возраст обычно рассматривается как препятствие горизонтальным перемещениям, поскольку с ним понижаются адаптивные способности, усиливаются инертность и консерватизм. Человек, имеющий большой стаж работы на данном предприятии, в данной профессии, на данном рабочем месте, может просто не желать "усложнять" свою профессионально-трудовую биографию в самом ее конце.

    В то же время возраст и стаж работы могут способствовать вертикальным перемещениям. Во-первых, они свидетельствуют обычно об определенных профессионально-трудовых заслугах и опыте, что и дает основание к административному повышению статуса человека. Во-вторых, возраст и стаж работы дают самому человеку моральное основание и мотив стремиться к повышению профессионально-трудового и экономического статуса, к социальному и экономическому росту.

    5. Семейное положение и обстоятельства. С образованием семьи или увеличением количества детей человек может поменять работу из соображений более высокой оплаты. По семейным причинам он может искать и новую работу, которая дает больше свободного времени, имеет более удобную структуру рабочего времени и т.д.

    6. Отношение к конкуренции и профессионально-трудовая самооценка. Экономисты и социологи используют такое понятие, как "конкурентные группы занятости", которое отражает совокупность социальных, профессиональных, квалификационных, возрастных, образовательных категорий работников, имеющих основание претендовать на определенное рабочее место. Таким образом, каждому рабочему месту соответствует свой состав конкурентных групп. Различается и сам конкурентный статус (величина конкурентных групп). На определенные рабочие места могут претендовать многие, но стремятся к ним не все, на другие могут претендовать немногие, хотя почти все стремятся к ним.

    7. Информированность. Люди принимают решение о перемещении в профессионально-трудовой сфере, соглашаются или не соглашаются на перемещение с учетом и под влиянием той информации, которой они владеют, которая им доступна.

    8. Принципиальное отношение к работе и привязанность к коллективу. Есть люди, которые не покидают свою работу даже при ее ухудшающихся социально-экономических условиях. Причиной подобного поведения может быть не только инерция. Во-первых, в данном случае играет роль особая любовь и преданность своей профессии, а иногда и конкретным профессионально-трудовым задачам и функциям. Во-вторых, вероятен и фактор человеческих отношений, ценности и привычности для работника его коллектива, нежелания разрушать какие-то совместные планы, создавать себе авторитет заново в другой трудовой общности.

    3. Миграция как вид социально-трудовой мобильности

    Миграция – это перемещение людей в территориальном плане, в том числе и изменение места жительства. Так как все случаи миграции имеют профессионально-трудовые и имущественно-доходные причины или последствия, они являются важной проблемой экономической социологии.

    Миграция вызывается множеством причин, наиболее типичными из которых являются:

    ü резкие изменения в региональном размещении производства (например, в поселении господствует какой-то один вид производства, свертывание которого создает огромную проблему работы для всех в нем проживающих);

    ü возможность реализовать свои профессиональные ориентации, получить работу на лучших условиях оплаты в другом месте жительства, по специальности и желаемой должности;

    ü стремление к лучшим условиям и качеству жизни; состояние здоровья и необходимость изменения климатических условий жизни и работы;

    ü семейно-брачные обстоятельства, воссоединение с семьей, родными;

    ü потребность в обновлении образа жизни, определенной культуре и познании;

    ü необходимость и возможность улучшения жилищных условий;

    ü социальные и этнические конфликты;

    ü трудовые конфликты и конфликты в семье;

    ü случайные обстоятельства и др.


    Список использованной литературы

    1. Галко И.К. Экономическая социология / И.К.Галко, Е.З.Ломоносов. – Мн.: Бел. наука, 2001. – 717с.

    2. Дорин А.В. Экономическая социология: Учеб. пособие. Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997. – 254с.

    3. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2005. – 432с.

    Белорусский Государственный Университет Транспорта факультет безотрывного обучения кафедра "Экономика транспорта" Контрольная работа По предмету: Экономическая социология Социально-трудовая моб

    Трудовые перемещения (мобильность) является одной из форм социальных перемещений, представляет собой изменение места приложения труда и места работника в системе общественного разделения труда. А поскольку место в общественной и организации труда и характер выполняемой работы - важнейшие признаки социального положения работника, то трудовые перемещения является основой социальных перемещений, влияющих на изменения социальной структуры обще щества и подчиняются ее закономерностямм.

    В основу трудовой мобильности возложена также законы разделения и перемены труда, воспроизводства рабочей силы, рост потребностей, а также такие закономерности общественной и группового сознания, как нормы и ценности те, мотивы поведения и потребностей.

    Действие законов и закономерностей оказывается, с одной стороны, в изменениях в общественном производстве, требованиях к характеристикам работников, а с другой - в изменении социальных условий жизни и, соответственно, - структура. Ури потребностей и мотивов поведения работников. Таким образом, непрерывно изменяются как характеристики отдельного работника и трудовых ресурсов в целом, так и параметры системы мест применения труда, п орушуе соответствие между работником и рабочим местом и создает предпосылки трудовых перемещень.

    Для понимания сущности трудовой мобильности и правильной интерпретации ее проявлений важно знать, под влиянием каких факторов возникает и изменяется трудовая мобильность

    Под факторами трудовой мобильности понимают все объективные и субъективные обстоятельства, влияющие на перемещение, заставляют них или делают их невозможными, способствуют или препятствуют им

    В социологической литературе обычно выделяют следующие основные факторы трудовой мобильности

    Общие социально-экономические причины и мотивы. Они представляют собой наиболее очевидную категорию факторов, на которую обращают внимание в первую очередь:

    Экстремальный мотив (перемещения происходят вследствие либо реального кризиса определенной сферы занятости, или «предсказания» неперспективности рабочих мест самими работниками);

    Мотив максимального или минимального достижение и сохранение (в одних случаях перемещения происходят только для особо значительных доходов, в других - ради самого выигрыша, увеличение в заработной обитку, в третьих - при перемещениях по нематериальным причинам людей интересует хотя бы сохранения прежнего уровня оплаты труда)

    Имущественный мотив (решающее значение имеет возможность или стать владельцем или выгодно и безболезненно"избавиться"конкретных средств производства с целью желаемого изменения занятости);

    Косвенный мотив (формально перемещения происходят ради каких-то нематериальных целей - соответствия работы специальности и квалификации, лучших организационных условий труда, которые дают человеку возможные ость эффективнее работать и больше зарабатывать.

    Заметим, что мотивация трудовой мобильности редко опирается только на одну побуждение. Чаще всего она является результатом полимотивацийного влияния с приоритетами одного или нескольких побуждений

    Социально-культурные модели и особенности профессиональных ориентаций. На перемещение в сфере труда влияют особенности поведения людей в выборе профессий. Различают две модели такого поведения:

    Первая модель - все профессии относительно равноценны в социально-экономическом плане; индивиды же ориентируют себя на различные виды труда с учетом своих склонностей, желаний и способностей;

    Вторая модель - общество различает заведомо"хорошие"и"плохие"в социально-экономическом плане виды труда, и все, естественно, ориентируются на"хорошие"Склонности имеют при этом мизерное значение

    Обе модели поведения в выборе профессий конкурируют между собой, хотя при определенных условиях та или иная модель может быть доминирующей

    Образование и ее доступность. Уровень квалификации. Профиль образования и квалификации вообще в данной экономической ситуации определяет амплитуду возможностей выбора вида труда и, следовательно, возможностей профессионально-трудовой овой мобильности, диверсификации деятельноститі.

    Высококвалифицированные работники, как правило, более инертны. В перемещении к другим видам труда их сдерживают затраты времени и сил на обучение, приобретенные опыт и мастерство в прежней работе. На уровне высоко оквалификованои труда перемещения малоэффективны низкоквалифицированные работники перемещаются более безболезненно, для них сама проблема квалификации часто несущественна. В нынешней ситуации участились випа ки, когда образование и квалификация делают человека психологически мобильной и в определенных пределах придают ей шансы получить другие рабочие места есть сама возможность перемещений в высококвалифицированных работников относительно выше, чем у низко квалифицированныхваних.

    Возраст и стаж работы. Возраст рассматривается преимущественно как препятствие для горизонтальных перемещений, поскольку с ним снижаются адаптивные способности, усиливаются инертность и консерватизм. Подобная оценка превалирует у работодателей при приеме на роботту.

    Однако возраст и стаж работы могут также способствовать вертикальным перемещением. Во-первых, они свидетельствуют об определенных профессионально-трудовые заслуги и опыт, что и дает основания для административного повышения статуса у человека. Во-вторых, возраст и стаж работы самой человеку дают моральные основания и мотивы стремиться к повышению профессионально-трудового и экономического статуса, к социальному и экономическому ростуня.

    Семейное положение и обстоятельства. С созданием семьи или увеличением количества детей человек может поменять работу зачастую ради высокой оплаты время по семейным обстоятельствам она может искать такую??работу что даст ей больше свободного времени или обеспечит удобную структуру рабочего дня тощщо.

    Отношение к конкуренции и профессионально-трудовая самооценка. Экономисты и социологи используют такое понятие, как конкурентные группы занятости, отражает совокупность социальных, профессиональных, квалификаци ных, возрастных, образовательных категорий работников, имеющих основания претендовать на определенное рабочее место. Таким образом, каждому рабочему месту соответствует свой состав конкурентных групп. Различается и сам к онкурентний статус (величина конкурентных групп). На некоторые рабочие места могут претендовать многие, но стремятся к ним не все, на другие - способны претендовать некоторые, хотя почти все стремятся к ни них.

    Наряду с объективной конкуренции на рабочие места случаются и субъективно-личностные особенности отношения к ней. В профессионально-трудовых перемещениях одни ориентируются только на максимально доступные рабочие места (избегают конкуренции), для других труднодоступность, наоборот, привлекает, стимулирует (участвуют в конкуренции).

    Информированность. Как известно, люди принимают решение о перемещении в профессионально-трудовой сфере, соглашаются или не соглашаются на них с учетом и под влиянием той информации, которой они владеют и а какая им доступна. Примечательно, что фактор информированности распространяется не только на актуальные, но и на потенциальные характеристики труда. Так, если одни в решении о перемещении исходят только из фактов сего днишнього дня, то другие стремятся прогнозировать, оценивать перспективы. Это различие особенно существенно для профессионально-трудовых перемещений в нестабильной социально-экономической ситуации, когда характер и зн ачущисть данной работы может сильно изменяться во времячасі.

    Принципиальное отношение к работе и привязанность к коллективу. Есть люди, которые не оставляют свою работу даже в случае ухудшения ее социально-экономических условий. Причиной подобного поведения может быть не только др. нерция. Во-первых, играет роль особая любовь к своей профессии и преданность ей, а иногда и конкретным профессионально-трудовым задачам и функциям. Во-вторых, вероятные фактор человеческих отношений, ценности и значимость для работника его коллектива, нежелание разрушать какие-то общие планы, снова создавать себе авторитет в другой трудовой сообществноті.

    Завершая рассмотрение факторов трудовой мобильности, заметим, что их влияние в значительной степени сказывается на степени реализации функций трудовой мобильности

    Роль трудовой мобильности в обществе обусловлена??тремя основными функциями. Экономическая функция заключается в содействии обеспечению народного хозяйства рабочей силой и тем самым повышению эффективности и производства. Социальная функция реализуется через совершенствование социальной структуры общества, полное удовлетворение потребностей работников в трудовой сфере, создание условий для самореализации и развития личности работника. Социально-психологическая функция заключается в изменениях социально-психологического климата в трудовых коллективах, уменьшении социально-психологической напряженности в обществе, согласовании социально-психологических механизмов взаимодействия работника с малой группой, трудовым коллективом, обществом в циломому.

    В совокупности этих основных функций различают более конкретные их проявления * 100:

    * 100:. См.:. Дорина. АВ. Экономическая социология с 98

    Экономия материальных затрат и ресурсов;

    Предотвращение незапланированными и неожиданной целом или в определенный ответственный момент текучести кадров;

    Решение проблемы дефицита или избытка рабочей силы;

    Рациональная занятость;

    Гуманная занятость;

    Предотвращение потенциальной конфликтности;

    Разрешение актуальной конфликтности;

    Временное замещение рабочих мест;

    Поощрение за трудовые показатели и стимулирования;

    Ознакомление с конкретной работой с определенной целью;

    Достижение соответствия квалификации работника выполняемой им работе;

    Достижение соответствия трудоспособности (с точки зрения возраста и здоровья) выбранной труда;

    Кадровые перестановки и изменения в случае реорганизаций и инноваций;

    Урегулирование распределительных отношений

    В методологическом плане важно различать цели, задачи и объекты исследования трудовых перемещений на теоретическом, теоретико-прикладном и конкретно-социологическом уровнях. Так, на уровне общества изучаются изменения трудовых ресурсов в соответствии с динамикой системы мест применения труда. Для промышленности - это движение кадров между отраслями и внутри них. На конкретном предприятии - движение работников в как внутри предприятия, так и за его пределами. Разнообразие объектов исследования предполагает и значительную дифференциацию видов трудовых перемещений. Поэтому в процессе анализа трудовых перемещений важно знает ты, каких видов они бывают и в каких формах реализуются в сфере рабопраці.

    Критерием классификации трудовой мобильности служат прежде всего ее содержание, сущностные характеристики. Различают следующие основные типы трудовой мобильности:

    Социально-трудовые перемещения, обусловленные изменениями социальных позиций индивидов в связи с изменениями того места, которое они занимают в системе общественного разделения труда (профессионально-квалификационные, мижпр рофесийни, отраслевые и межотраслевые, территориальные и другие перемещения работников)

    Социально-трудовые перемещения, обусловленные последствиями научно-технического прогресса. Известно, что автоматизация производства, его компьютеризация, развитие энергетики, поиск и внедрение новых материалов в и технологий и т.п. ведут к отмиранию тех или иных профессий и появления новых. Этот тип трудовой мобильности тесно связан с предыдущимм;

    Стихийные трудовые перемещения работников, связанные со специфическими социально-экономическими, технологическими, организационными условиями на конкретных предприятиях (в отличие от подобных на других предпр предприятиях, в организациях) и обусловлены собственными пожеланиями работников или инициативе администрации

    Стихийные перемещения работников в сфере общественного производства, обусловленные действием объективных рыночных законов и связанные с общими проблемами занятости населения в рыночном обществе, имеющиеся истю безработицы и др.;

    Меж-и внутришньопоколинни перемещения (до первой относятся перемещения людей между поколениями, профессионально-трудовые изменения в их жизни по сравнению с"отцами"). Внутришньопоколиннимы является профессионально-тру вдове перемещения людей в течение их индивидуальной жизни и карьеры. Совокупность этих перемещений образует так называемый жизненный путь человека (согласно терминологии зарубежной социологии), что характ еризуеться количеством, структурой и качеством профессионально-трудовых изменений, а также их значению и последствиям для конкретного работникаа;

    Горизонтальные и вертикальные перемещения (различаются по простому критерию - неизменность или изменчивость статуса);

    Единичные и групповые перемещения; последние бывают или социально-экономическими (совпадение множества перемещений вследствие общей для всех социально-экономической причины), или социально-психологическими (основан ни на каких-либо эффектах группового поведения - моде, договоре, подражании, панике)

    Разовые и перманентные перемещения. Работник иногда достигает желаемых целей в труде и занятости только одной сменой рабочего места, но иногда он осуществляет несколько перемещений в поиске работы, которая бы его зак овольняла. Иногда в социологической литературе встречаются выделения видов трудовой мобильности. Критерием такого выделения есть конкретный предмет изменения. Эти виды могут быть без или с изменением места прожи ния, места работы, организации, профессии, специальности, статустусу.

    Различают также формы трудовых перемещений. Если перемещения происходят внутри предприятия, то могут осуществляться как в организованной форме (переводом на другие рабочие места), так и в неорган изований (внутризаводской текучесть кадров). За пределами предприятия - в форме организованной миграции (организованный набор, переселение семей, общественные призывы, перевода работников на другие подп приятия) и неорганизованной миграции (текучесть кадров между предприятиями, отраслями, сферами производстваа).

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Понятие социальной мобильности ввел в социологию П. Сорокин. Трудовая мобильность - процесс перемещения рабочей силы на рабочие места. Переход на новое рабочее место может сопровождаться изменением вида занятости (профессии), территории, работодателя. Трудовая мобильность обусловлена потребностями экономики в труде определенного содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к изменениям в существенных характеристиках труда.

    Существуют два основных вида Межпоколенная и Внутрипоколенная.

    Существуют два основных типа социально-трудовой мобильности: Вертикальная и Горизонтальная .

    Факторы, влияющие на трудовую мобильность:

    1) настоятельность перемещения

    2)желательность нового места работы

    3)легкость мобильности

    4)информативность

    Типология мобильности может производиться на следующих основаниях:

    1) по направлению : горизонтальная (Отраслевая, Профессиональная, Территориальная (иногда называют географической) или вертикальная мобильность (Восходящая и Нисходящая.)

    Территориальная мобильность или миграция

    Внутренняя

    ü Между городами

    ü Между городом и деревней

    ü Между деревнями

    ü Эмиграция

    ü иммиграция

    2) по источнику перемещения : структурная и обменная . Структурная мобильность есть производная социально-экономических изменений происходящих в обществе (промышленный рост или упадок, изменение структуры рабочих мест и т.д.). Обменная мобильность в основе своего возникновения имеет социальные факторы, такие как: предоставление широко спектра социальных гарантий и льгот, предоставление возможности получения образования, изменения в ценностно-мотивационной структуре общества.
    3) по возрастному принципу - меж - и внутрипоколенная мобильность.
    К межпоколенным перемещениям относятся профессионально-трудовые изменения в жизни индивида по сравнению с предшествующими поколениями. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.
    Внутрипоколенные перемещения характеризуются профессионально-трудовой мобильностью работников в течение всего жизненного пути. Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.
    4) по сфере проявления : мобильность может быть внешняя и внутренняя .
    Перемещения работников внутри коллектива называются внутренними и, как правило, не оказывают сильных социально-психологических воздействий на работника, так как не нарушают привычную для него структуру взаимодействия с коллегами.
    Внешние перемещения представляют собой мобильность между профессиональными группами. Они могут быть вызвана разными причинами, как по инициативе работника, так и без нее. Внешяя форма мобильности учитывается как новый наем.
    5) по субъекту, участвующему в процессе перемещения : единичная и групповая . Единичные перемещения это изменение профессионального положения одного субъекта вследствие действия внешних или внутренних мотиваторов данного субъекта. Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно. При групповом перемещении происходит совпадение множества частных перемещений под действием одной социально-экономической или психологической причин. К последним, например, относятся групповые изменения поведения под действием таких факторов как мода, подражание, паника и т.д.

    6) по степени свободы возникновения : вынужденная и добровольная . К вынужденными перемещениям относятся перемещения по инициативе администрации без согласия работника, перемещения, вызванные конфликтными отношениями работника в коллективе или перемещения, основанные на принудительном выборе. Другие формы трудовой мобильности носят добровольный характер.

    7) Наверное, тоже самое, что и в п.6, но называется по-другому. Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

    Понятие социальной мобильности ввел в социологию П. Сорокин. Трудовая мобильность - процесс перемещения рабочей силы на рабочие места. Переход на новое рабочее место может сопровождаться изменением вида занятости (профессии), территории, работодателя. Трудовая мобильность обусловлена потребностями экономики в труде определенного содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к изменениям в существенных характеристиках труда.

    Существуют два основных вида Межпоколенная и Внутрипоколенная.

    Существуют два основных типа социально-трудовой мобильности: Вертикальная и Горизонтальная .

    Факторы, влияющие на трудовую мобильность:

    1) настоятельность перемещения

    2)желательность нового места работы

    3)легкость мобильности

    4)информативность

    Типология мобильности может производиться на следующих основаниях:

    1) по направлению : горизонтальная (Отраслевая, Профессиональная, Территориальная (иногда называют географической) или вертикальная мобильность (Восходящая и Нисходящая.)

    Территориальная мобильность или миграция

    Внутренняя

    ü Между городами

    ü Между городом и деревней

    ü Между деревнями

    ü Эмиграция

    ü иммиграция

    2) по источнику перемещения : структурная и обменная . Структурная мобильность есть производная социально-экономических изменений происходящих в обществе (промышленный рост или упадок, изменение структуры рабочих мест и т.д.). Обменная мобильность в основе своего возникновения имеет социальные факторы, такие как: предоставление широко спектра социальных гарантий и льгот, предоставление возможности получения образования, изменения в ценностно-мотивационной структуре общества.
    3) по возрастному принципу - меж - и внутрипоколенная мобильность.
    К межпоколенным перемещениям относятся профессионально-трудовые изменения в жизни индивида по сравнению с предшествующими поколениями. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.
    Внутрипоколенные перемещения характеризуются профессионально-трудовой мобильностью работников в течение всего жизненного пути. Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.
    4) по сфере проявления : мобильность может быть внешняя и внутренняя .
    Перемещения работников внутри коллектива называются внутренними и, как правило, не оказывают сильных социально-психологических воздействий на работника, так как не нарушают привычную для него структуру взаимодействия с коллегами.
    Внешние перемещения представляют собой мобильность между профессиональными группами. Они могут быть вызвана разными причинами, как по инициативе работника, так и без нее. Внешяя форма мобильности учитывается как новый наем.
    5) по субъекту, участвующему в процессе перемещения : единичная и групповая . Единичные перемещения это изменение профессионального положения одного субъекта вследствие действия внешних или внутренних мотиваторов данного субъекта. Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно. При групповом перемещении происходит совпадение множества частных перемещений под действием одной социально-экономической или психологической причин. К последним, например, относятся групповые изменения поведения под действием таких факторов как мода, подражание, паника и т.д.


    6) по степени свободы возникновения : вынужденная и добровольная . К вынужденными перемещениям относятся перемещения по инициативе администрации без согласия работника, перемещения, вызванные конфликтными отношениями работника в коллективе или перемещения, основанные на принудительном выборе. Другие формы трудовой мобильности носят добровольный характер.

    7) Наверное, тоже самое, что и в п.6, но называется по-другому. Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

    © 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины