Тайное оружие США против Кореи: раскрыта подоплека ядерных испытаний Пхеньяна

Тайное оружие США против Кореи: раскрыта подоплека ядерных испытаний Пхеньяна

26.09.2019

Ланьков

И сейчас отношения между Китаем и КНДР неоднозначны. С одной стороны, существование северокорейского государства выгодно Китаю, так как Северная Корея образует геостратегический буфер у китайских границ. Вдобавок кризис в Северной Корее будет иметь негативные последствия для Китая, которому совсем не хочется иметь дело с потоками беженцев, и уж тем более с проблемами, которые могут быть вызваны потерей контроля над северокорейским химическим или ядерным оружием. Кроме того, объединение Кореи противоречит интересам Пекина – чтобы там ни говорили по этому поводу китайские дипломаты. Таким образом, у Китая есть причины, для того чтобы поддерживать Северную Корею на плаву.

С другой стороны, у Китая есть основания быть недовольным многими аспектами северокорейской политики. Особое раздражение в Пекине вызывают ядерные амбиции Пхеньяна. Похоже, в последние полгода недовольство это усилилось. Целый ряд событий последнего времени заставляет подозревать, что отношения Пекина и Пхеньяна вступили в полосу очередного кризиса.

Первым признаком проблем стал скандал вокруг неудачных инвестиций крупной китайской компании "Сиян". Она вложила около 50 миллионов долларов в постройку шахты в Северной Корее, после чего шахта была захвачена северокорейской стороной. Подобные ситуации возникали и раньше, но на этот раз о конфликте пострадавшая китайская сторона заявила открыто.

В августе 2012 года в Китай прибыл Чан Сон-тхэк, ближайший советник Ким Чен Ына. Он надеялся получить дополнительную экономическую помощь, но вернулся с пустыми руками.

В январе 2013 года Китай поддержал резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением запуска северокорейской ракеты. Это решение Китая оказалось неожиданным для большинства наблюдателей.

Наконец, в конце января китайская газета "Хуаньцю шибао" заявила, что в случае проведения Северной Кореей ядерного испытания Китай сократит масштабы помощи КНДР. Это заявление трудно проигнорировать, потому что эта газета входит в холдинг "Жэньминь жибао", то есть подчиняется официальному органу ЦК Компартии Китая.

Конечно, правительство КНДР не слишком прислушивается к мнению своих союзников, в том числе и Китая. Однако сейчас игнорировать недвусмысленные предупреждения из Пекина становится всё сложнее – слишком уж велика экономическая зависимость КНДР от китайской помощи и от торговли с Китаем. Поэтому нельзя исключать, что китайское давление отчасти достигло своей цели и заставило правительство Северной Кореи то ли отложить, то ли отменить ядерные испытания.

Это, безусловно, хорошие новости. Однако следует помнить: Пекин вовсе не собирается загонять Северную Корею в угол и тем более не стремится к тому, чтобы спровоцировать там серьезный кризис. Поэтому, вероятнее всего, Китай и впредь будет поддерживать КНДР на плаву, лишь изредка выражая свое недовольство по поводу тех или иных акций Пхеньяна.

Во-вторых, Китаю необходимо получить от Северной Кореи некие экономические гарантии дееспособности, что возможно только на пути системного усвоения КНДР опыта китайских реформ. В этом случае КНР гипотетически могла бы закрыть глаза на северокорейскую ядерную программу, органично встроив ее в собственную политику "сдерживания" США.

Складывающиеся реалии совершенно иные. КНДР не торопится применять у себя китайский опыт, сосредоточив все силы и ресурсы нации на развитии ядерной программы. Корейская атомная бомба для многих северокорейцев, возможно, является и некоей "национальной идеей", и единственным защитным оружием от Америки и других врагов, и одновременно понятным миллионам объяснением: "почему мы живем так бедно".

При этом Пхеньян требует от Пекина расширения кредитной, продовольственной, энергетической и иной помощи. Китай всегда поддерживал идеологически близкий ему режим, иногда спасая его от смертельной угрозы (Корейская война 1950-1953 гг.). Не оставил он КНДР и после установления дипломатических отношений с Южной Кореей (24 августа 1992 г.), хотя это и вызвало на севере Корейского полуострова бурю негодований и обвинений в предательстве.

В настоящее время в Чжуннаньхае (так называется "китайский Кремль") с растущим раздражением констатируют стойкое нежелание Пхеньяна строить социализм по китайской модели. Причем, если в конце 1990-х начале 2000-х годов многие ученые КНР писали о "легкости и быстроте" реализации данного проекта, указывая на уже апробированный опыт открытых зон КНР, возможности использования китайского финансового и кадрового ресурса, то сегодня тон публикаций резко изменился. Многие эксперты вообще не верят в корейскую модернизацию по китайскому варианту, считают, что Северная Корея "превращается в обузу" на пути Китая "в великую региональную и мировую державу".

Возможно, что одной из причин неудачного визита в КНР 13 августа 2012 г. заместителя председателя Государственного комитета обороны КНДР, ближайшего советника молодого вождя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэка - как раз и стало недовольство китайских руководителей, вызванное подобной "упертостью" северокорейцев. Посланник не смог убедить Ху Цзиньтао в необходимости визита молодого руководителя в КНР до XVIII съезда. Судя по всему, не удалось Чан Сон Тхэку и получить новый льготный кредит в несколько миллиардов долларов.

По сообщениям южнокорейских СМИ, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предъявил корейскому представителю некие китайские претензии, связанные с фактами ущемления Пхеньяном китайского бизнеса, в частности горнодобывающей компании "Сиян групп". Как уверяют источники в Сеуле, северным корейцам было изложено пять условий, без выполнения которых не может идти речи о дальнейшем сотрудничестве, – принятие соответствующих законов о регулировании иностранного бизнеса, борьба с коррупцией, отмена практики введения новых налогов для инвесторов, оказание помощи со стороны властей, реорганизация таможни.

Очевидно, что новому руководству Китая придется встречаться с Ким Чен Ыном и "забыть" временные разногласия. Этого требуют протокол и более общие проблемы региональной и глобальной безопасности. Если бы Си Цзиньпину в итоге удалось каким-то образом вернуть КНДР за стол шестисторонних переговоров и возобновить работу "шестерки", это стало бы сильным "козырем" нового китайского руководителя в его дальнейшей региональной и глобальной "игре" с США и их союзниками.

И до кучи еще немного Ланькова
http://rus.ruvr.ru/_print/103637102.html
Пора признать очевидное: санкции не оказывают на Северную Корею особого влияния. Проблема в том, что за пределами узкого круга экспертов это обстоятельство понимают очень немногие. Зато введение очередных санкций позволяет и дипломатам, и парламентариям демонстрировать избирателям, что они реагируют на угрозу, исходящую от КНДР.

Впервые режим международных санкций в отношении КНДР был введен после первого ядерного испытания, которое состоялось в 2006 году. За семь лет действия этого режима Пхеньян трижды пытался запустить искусственный спутник Земли, причем последняя попытка оказалась удачной, а также провел еще одно ядерное испытание. При этом нельзя сказать, что КНДР достигла этих успехов ценой затягивания поясов. Напротив, период 2006-2012 годов, то есть период санкций, был также временем умеренного, но вполне ощутимого роста экономики КНДР.

Анализ этих обстоятельств вынудил экспертов сделать вывод, что санкции не оказывают заметного воздействия на Северную Корею. Тому есть несколько причин.

Во-первых, в случае с Северной Кореей не работает обычный для всего остального мира механизм действия санкций. От них страдает, как правило, не высшее руководство, а население в целом, в том числе и значительная часть элиты. В результате и население и элита начинают требовать от правительства, чтобы оно отказалось от политических решений, которые вызвали введение санкций.

Такая модель сработала в Югославии и ЮАР. Она может сработать и в Иране, при всем своеобразии его политического режима. Однако в Северной Корее эта политика имеет мало шансов на успех. Население Северной Кореи не имеет никаких возможностей оказывать давление на политику своего правительства. Северокорейцы не голосуют – точнее, голосуют раз в пять лет на официальных выборах, на которых единственный кандидат всегда получает 100% всех голосов. Вероятность мятежа или переворота в Корее также ничтожно мала.

Введение санкций может привести к тому, что значительная часть населения КНДР окажется в действительно бедственном положении – возможно, даже будет голодать, но вот на северокорейское правительство эта ситуация не окажет никакого влияния. Как показал опыт последних 20 лет, никакие страдания населения не могут заставить Пхеньян идти на уступки в вопросах, которые там считают приоритетными.

Во-вторых, режим финансовых санкций, скорее всего, не получит реальной поддержки от Китая, являющегося главным торговым партнером Северной Кореи. Китайские банки найдут способы обходить ограничения. Объёмы северокорейской внешней торговли весьма невелики, поэтому во многих случаях расчёты могут производиться наличной валютой. Вполне можно представить себе северокорейских чиновников, которые будут ездить в Китай с чемоданами, набитыми стодолларовыми купюрами.

На военном параде в Пхеньяне впервые были показаны баллистические ракеты для подводных лодок «Пуккуксонг». Фото Reuters

Пхеньян еще не в состоянии нанести удар по Америке. Об этом говорит неудачное испытание ракеты, проведенное в воскресенье. Тем не менее Вашингтон усиливает политическое и военное давление на КНДР. Чтобы подбодрить союзника, в Сеул прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Встречают его без восторга. Южнокорейцы боятся, как бы непредсказуемый Дональд Трамп не повторил сирийский вариант. Его результаты для страны были бы катастрофическими.

В Пхеньяне в субботу состоялся парад, внушительная демонстрация военной мощи в честь дня рождения отца-основателя КНДР Ким Ир Сена. Причем все это в присутствии многочисленных иностранных репортеров. А на следующее утро случилась неудача с пуском баллистической ракеты с военно-морской базы на восточном побережье страны.

Тихоокеанское командование ВМС США сообщило, что ракета взлетела около 6 утра по местному времени. Она взорвалась почти сразу после пуска. Это затрудняет опознание радиуса действия и размера ракеты. Как бы то ни было, эта неудача усиливает сомнения западных экспертов в заявлениях Пхеньяна о том, что он способен дать ответ ядерным оружием на нападение США.

Эксперты были поражены числом новых ракет, показанных на параде в Пхеньяне. Раньше на таких парадах демонстрировались два типа межконтинентальных баллистических ракет - KN-08 и KN-14. В субботу машины, которые везли ракеты, были те же, что раньше. Но они двигали большие, невиданные прежде канистры. Там могли находиться старые ракеты, совершенно новые или внутри вообще ничего не было.

Испытание ракеты прошло в тот момент, когда из Аляски в Сеул вылетел вице-президент США Майкл Пенс. Как пишет Washington Post, там он должен высказать серьезное предупреждение Северной Корее. Смысл его состоит в том, что КНДР дорого заплатит, если не прекратит провокации.

В Южной Корее публика вряд ли будет бурно приветствовать американского гостя. Южнокорейцы боятся, как бы непредсказуемый хозяин Белого дома не повторил сирийский вариант с ракетной атакой на Корейском полуострове. Его результаты для страны были бы катастрофическими. Вот что пишет в газете Korea Herald священник Роберт Пак. Япония и Китай уже предприняли меры, чтобы обезопасить своих граждан на случай военной конфронтации. А гражданские лица в Южной Корее, которые понесут неисчислимый урон в случае американских превентивных ударов против Северной Кореи, совершенно не подготовлены к такому варианту событий.

При этом сами американские войска в Южной Корее сильно не пострадают. А регион Сеула с его 25-миллионным населением находится в пределах дальности огня северокорейской артиллерии.

И все же не собирается ли Китай вмешаться в потенциальный военный конфликт в Корее? В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил: «Китайцы сомневаются в том, что кому-то в здравом уме может прийти идея нанести удар по Северной Корее. КНДР и Сирия – разные вселенные. Сирию год за годом бомбит Израиль, ничего за этим не следует. Потери от Израиля были сильнее, чем удары «Томагавками». Северная Корея – нечто другое».

Ким Чен Ына в Пекине ненавидят. Они и рады бы изменить формат отношений с КНДР. Но Ким уничтожил всех людей, кто был китайцам знаком и симпатичен в Северной Корее; нет каналов коммуникации, Ким им непонятен и непредсказуем. По неподтвержденным слухам, есть группа северокорейцев, которые не были казнены, а удрали в Китай в расчете на перехват власти, если все пойдет в разнос; но это подтвердить трудно.

С Северной Кореей ничего кардинального китайцы делать не будут с учетом того, что американцы тоже вряд ли что-либо радикальное предпримут. Маловероятно, что Китай будет защищать Северную Корею и следовать старым договорам, прогнозирует Кашин.

Напомним, что между Китаем и КНДР в 1961 году был заключен договор, предусматривавший оказание помощи в случае нападения на одного из участников. Китайские публицисты сегодня нередко высказываются в том духе, что КНДР сама нарушила этот договор, проводя ядерные испытания вопреки решениям ООН. Потому КНР и не обязана выполнять этот договор.

В то же время Пекин не отказался от идеи совместными с Россией усилиями возродить переговоры по Корее. В беседе по телефону с главой МИД РФ Сергеем Лавровым министр иностранных дел Китая Ван И сказал, что Пекин намерен тесно координировать свои действия с Москвой, способствовать скорейшей деэскалации напряженности и продвигать возобновление диалога между всеми сторонами.

Однако в отчете китайской прессы о разговоре ни о каких совместных действиях по Сирии не говорится. Ван И, правда, упомянул необходимость соблюдать суверенитет и территориальную целостность Сирии. Но, как и прежде, Пекин не пожелал осудить американский удар по режиму президента Сирии Башара Асада, предпочтя занять нейтральную позицию.

Мир за конфликтом Вашингтона и Пхеньяна следил с тревогой. Россия и Китай . А Штаты рассчитывают, что Пекин может выступить негласным посредником — и за это Трамп пообещал забыть о торговых разногласиях с Китаем. Япония спешно устанавливает самые современные ракетоперехватчики "Пэтриот". Глава немецкой дипломатии настаивает, чтобы главную роль по предупреждению военной конфронтации взяли на себя Москва и Пекин. Министр иностранных дел Британии Джонсон считает, что раз Северная Корея накалила ситуацию, то за ней должна быть инициатива по нормализации.

Глава российского МИД Сергей Лавров выразился иначе: "Риски очень высокие. Особенно учитывая риторику. Звучат прямые угрозы применить силу, при этом министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что это будет сопряжено с огромным количеством человеческих жертв. Разговоры о том, что нужно нанести превентивный удар по Северной Корее, разговоры из Пхеньяна, что нужно ударить по острову Гуам, по американской военной базе, не прекращаются. Поэтому нас, конечно, это очень тревожит. Я считаю, что когда доходит фактически до драки, то первым должен сделать шаг от опасной черты тот, кто сильнее и умнее".

"Северная Корея планирует запустить баллистические ракеты в направлении острова Гуам". На русский заголовок этой новости можно было бы перевести как "перебранка". Буквально иероглифы под флагами значат "словесный спор".

Что конфликт США и КНДР так и останется на словах, надеется сейчас весь мир, а Китай призывает перевести их в диалог. Это Си Цзиньпин сказал Трампу по телефону лично. Председателя КНР цитирует центральное телевидение Китая.

"Мы настаиваем на решении ядерной проблемы через диалог, переговоры и политические меры. Китай — на основе принципа взаимного уважения — готов поддерживать контакты с США и работать вместе с ними для надлежащего урегулирования ситуации", - говорят дикторы на китайском телевидении.

Трамп заверил, что услышал. Но, несмотря на совет Китая выбирать выражения, риторику не меняет. В эфире CCTV цитируют его уже ставшее крылатым "огонь и ярость". И звучащие неожиданным диссонансом слова министра обороны Меттиса — про ужасы войны. Уберечь мир от них может российско-китайский план "двойной заморозки", который призван остудить пыл обеих сторон.

"Эта инициатива поможет разорвать этот порочный круг, а также совершить прорыв для возобновления мирного диалога. Мы ощущаем, что все большее число стран стали понимать и поддерживать наше предложение и подчеркивать важность дорожной карты, предложенной Китаем и Россией, по мирному решению ядерной проблемы на Корейском полуострове", - заявил 8 августа Ван И, министр иностранных дел Китая.

О совместной инициативе Ван И говорил на саммите министров иностранных дел стран АСЕАН в Маниле. Тему обсудили и на двусторонней встрече с Сергеем Лавровым. План предусматривает немедленное прекращение запусков и испытаний ракет со стороны КНДР и отказ от военных учений со стороны США и Южной Кореи.

"Было бы здорово, если бы Китай, Россия и США — три великих ядерных державы — приложили совместные усилия, чтобы превратить полуостров в безъядерную зону. Или даже пять стран выработали единую позицию. Во-первых, снизить напряженность, во-вторых, возобновить переговоры. В-третьих, любые успешные переговоры основываются на дорожной карте — Россия первой внесла в ее разработку свою лепту. И проблема не в том, что этот план кому-то не нравится, а в том, что они отвергают его и не предлагают ничего взамен", - говорит Йан Сью, старший научный сотрудник Китайского института международных исследований.

Два возможных сценария на случай военных действий на неделе опубликовала одна из государственных газет Китая. Нейтралитет — если первой ударит КНДР. И вмешательство, если начнут американцы.

Резолюция от 5 августа, принятая единогласно, это запрет на инвестиции, создание совместных предприятий и на экспорт из КНДР, в частности, железа, железной руды, свинца, угля и морепродуктов.

КНР — главный торговый партнер Северной Кореи. И с точки зрения традиционных экономических отношений двух стран Китаю новые санкции обойдутся дороже, чем остальным. Но за сохранение мира Китай готов заплатить высокую цену и будет, как всегда, строго и в полной мере выполнять соответствующие резолюции, официально заявил МИД страны.

Согласно опросам, большинство китайцев вероятность войны считают низкой. А вот соседи в панике. Япония поставила ПРО прямо в центре столицы, за два дня перебросила комплексы ПВО "Пэтриот" в западные префектуры и направит в акваторию Тихого океана военные корабли, оснащенные системами слежения и наведения. Но реакцию Токио можно понять: во время последних испытаний 29 июля ракета "Хвасон-14", запущенная КНДР, упала, как сообщалось, с большой вероятностью в пределах особой экономической зоны Японии.

Премьер Синдзо Абэ сейчас слово в слово повторил то же, что и тогда: "Я сделаю все возможное, приложу все усилия, чтобы обеспечить безопасность и защитить собственность граждан Японии".

Южная Корея готовится к худшему: жители сметают сухие пайки, а правительство планирует расширить общенациональные учения по гражданской обороне, запланированные на этот месяц.

"Поскольку станции метро в Южной Корее достаточно глубокие и укрепленные, мы сможем выжить даже в случае ядерной атаки. Но плохо, что об этом мало рассказывают людям и что в укрытиях недостаточно аварийных источников питания", - говорит Йанг Юк, старший научный сотрудник Корейского форума по обороне и безопасности.

"Я только что поняла, что эта станция метро — бомбоубежище, и теперь, если мне нужно будет укрыться, я постараюсь добраться сюда", - рассказывает Парк Йонг, жительница Сеула.

Сеул заявляет, что находится в постоянном контакте с Америкой. 21 августа США и Южная Корея намерены начать совместные учения. Но несмотря на обостренную, если не сказать, накаленную обстановку в регионе, переносить маневры никто не намерен.

Артиллерийский обстрел южнокорейского острова Ёнпхендо 23 ноября 2010 г. вызвал большой резонанс во всем мире и вновь накалил обстановку на Корейском полуострове.

Северная и Южная Корея привычно обвинили друг друга в провокациях и обещали дать решительный отпор агрессорам, а США выразили готовность поддержать союзную Республику Корея. Что же касается Китая, то его реакция была достаточно сдержанной, а заявление по итогам обстрела - выдержано в примирительном духе. Это объясняется не безразличием Китая к этому инциденту, а его особой ролью в противостоянии на Корейском полуострове и особыми отношениями с Северной Кореей.

Связи Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики имеют долгую историю. «Китайские народные добровольцы» практически спасли северокорейский режим в 1950 г., остановив продвижение войск ООН. После Корейской войны Китай оставался партнером КНДР, хотя отношения между двумя социалистическими странами было трудно назвать безоблачными. В период «культурной революции» в Китае наряду с советским ревизионизмом критиковались и северокорейские идеи «чучхе» (что заставило Ким Ир Сена занять нейтральную позицию в советско-китайском конфликте, отказавшись от принятой поначалу ориентации на КНР). Несмотря на взятый в КНДР курс «опоры на собственные силы» (подразумевавший создание независимой экономики и в первую очередь - военно-промышленного комплекса) и самостоятельность в проведении внешней политики, СССР продолжал оказывать Северной Корее как военную, так и экономическую помощь. Продолжал действовать и заключенный в 1961 г. договор между СССР и КНДР «о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи». В то же время КНДР обладала определенными гарантиями и со стороны Пекина (подобный договор с которым был подписан в том же 1961 г.). После распада СССР Китай остался единственным серьезным союзником КНДР. Однако КНР, которая к началу 90-х гг. уже давно вступила на путь экономических реформ и серьезно пересмотрела свои внешнеполитические приоритеты, рассматривала свое партнерство с КНДР с сугубо прагматических позиций. Речь уже не шла о защите идеологически близкого режима от посягательства «мирового империализма». Одной из основных внешнеполитических задач Китая стало обеспечение «мирного окружения» по периметру своих границ, что являлось важным залогом успешного проведения модернизации страны. КНДР была вполне лояльной Пекину, но конфликт на Корейском полуострове или крах режима в Пхеньяне (что в условиях катастрофического положения северокорейской экономики могло быть вполне вероятным сценарием развития событий) рассматривались как серьезные угрозы для безопасности северо-восточного Китая. Еще большей угрозой было бы втягивание КНР в конфликт на стороне КНДР. Наилучшим вариантом развития ситуации для Пекина могло быть сохранение статус-кво. И Китай, сохранявший влияние на КНДР, прилагал все усилия к этому. В ходе кризиса 1993-1994 гг. Китай выступил посредником при заключении «рамочного соглашения» между США и КНДР, которое определяло условия прекращения ядерных разработок со стороны Северной Кореи. В 2003 г., с началом второго ядерного кризиса, Китай снова выступил в числе посредников, активно участвуя в шестисторонних переговорах по урегулированию вновь обострившейся ситуации вокруг ядерной программы КНДР. Китай был особенно ценным участником переговоров, поскольку имел рычаги влияния на северокорейское руководство, и в то же время смягчал жесткое давление на КНДР со стороны США и Японии. Китай неоднократно выступал против введения Советом безопасности ООН санкций против Северной Кореи (которые могли осложнить и без того тяжелое внутренне положение в КНДР и вызвать дестабилизацию обстановки).

Значительную роль Китай играет не только во внешнеполитическом, но и во внешнеэкономическом положении КНДР. После того, как в начале 90-х гг. было в значительной мере свернуто экономическое сотрудничество между Россией и Северной Кореей, роль ведущего торгового партнера КНДР занял Китай. Кроме того, в Северную Корею направляется около 40% всей китайской внешней гуманитарной помощи. На торговые связи с Китаем ориентирована и растущая теневая экономика Северной Кореи. Впрочем, подобная экономическая привязка к Китаю стала для Северной Кореи фактически неизбежной в условиях жесткой политики по отношению к ней со стороны США, Японии и с 2008 г. - Южной Кореи.

Однако усиление влияния Китая в КНДР вызывает определенную тревогу у северокорейской элиты. По словам известного российского исследователя-корееведа Андрея Ланькова, «северокорейцы боятся, что китайцы могут вмешаться и привести к власти те силы, которые они, китайцы, считают более рациональными и выгодными». В интересах КНР было бы проведение реформ в КНДР по китайскому образцу, которые позволили бы в большей мере активизировать экономическое сотрудничество. Но северокорейские правящие круги, боясь утратить монополию на власть (или вообще всю власть) в ходе «открытия» страны, настроены на консервацию режима. Кроме того, несмотря на свою зависимость во многих вопросах от Китая, Северная Корея действует часто безрассудно, специально провоцируя конфликтные ситуации. В частности, это касается ядерных испытаний 3 октября 2006 г. или запуска баллистической ракеты «Тэпходон-2» 5 апреля 2009 г., о которых северокорейское руководство своих китайских коллег даже заранее не поставило в известность. Используя свои ядерные и ракетные программы в качестве элемента шантажа, Северная Корея стремится добиться уступок от США. Однако эскалация напряженности на Корейском полуострове (одними из последних проявлений которой стали обстрел Ёнпхендо и заявление КНДР о готовности обогащать уран) не отвечает интересам Пекина. В итоге, получается замкнутый круг - стремясь выйти на диалог с США (и тем самым, возможно, уйти от зависимости от Китая), КНДР укрепляет стремление Пекина сделать северокорейский режим еще более «зависимым». Появление про-китайского правительства в Пхеньяне может вызвать и крах нынешнего северокорейского режима. Китай в этом случае может просто ввести свои войска на территорию КНДР (чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу в Северной Корее и... установить контроль над основными объектами страны раньше, чем это сделают американцы и южнокорейцы)

Но станет ли обстановка в Северо-Восточной Азии менее конфликтной после превращения Северной Кореи в китайскую сферу влияния? На этот вопрос трудно ответить положительно. С исчезновением буферной зоны в виде КНДР, Китай и США фактически выйдут на прямую линию противостояния. Кроме того, будет возможен всплеск националистических настроений в Южной Корее, поскольку новый режим в Пхеньяне будет восприниматься как установленный «китайскими оккупантами». В случае же прогнозируемого многими политологами сокращения военно-политического присутствия США в регионе, расширивший сферу своего влияния Китай будет вызывать еще большую обеспокоенность со стороны Японии и Южной Кореи, что может вызвать расширение гонки вооружений (в том числе и ядерных) в регионе. В условиях расширяющегося регионального и глобального влияния Китая, для США и их союзников в регионе, как не парадоксально, выгодно сохранение стабильной и независимой Северной Кореи. Юридическое признание свершившегося факта - права КНДР на наличие ядерного оружия, может открыть путь к диалогу. Большую роль в урегулировании отношений с Северной Кореей могла бы сыграть Южная Корея, выдвинув тезис об общих интересах корейской нации (пусть и разделенной на два государства) в противостоянии внешним угрозам. Расширение экономического и гуманитарного сотрудничества с КНДР в перспективе может открыть путь для трансформации политического режима. Этот вариант разрешения конфликта безусловно более сложен, чем прямолинейное давление на Пхеньян и его изоляция, но может в большей степени способствовать разрядке региональной напряженности и будет более гуманным для народа Северной Кореи. С учетом этого, недавняя оговорка Сары Пэйлин о поддержке Соединенными Штатами Северной Кореи выглядит не такой уж и абсурдной.

В российских патриотических кругах наблюдается изрядное недоумение по поводу того, что и Россия, и Китай проголосовали за санкции против Корейской Народно-Демократической Республики в связи с очередными испытаниями ею ракетного оружия, причем оружия, судя по заявленным самой КНДР характеристикам, способного использоваться как ракетно-ядерное.

Естественно, тут возникает множество вопросов. В частности — ни для кого не секрет, что КНДР в значительной степени финансируется торговыми связями с КНР, и санкции бьют как раз по этим торговым связям, что причиняет и самой КНР существенный ущерб. Кроме того, известно, что сами эти ракеты в своей основе "российского происхождения". В частности, популярнейшая среди стран третьего мира Р-11, продаваемая на экспорт как Р-170 и известная в НАТО как Scud, то есть "Шквал", сейчас по большей части производится на экспорт именно в Корею. Например, Ирак был вооружен, насколько я знаю, именно ракетами в корейской модификации. И ясно, что без дальнейших передач наших технологий вряд ли корейцы смогли бы довести этот комплекс до "дальних" и даже "межконтинентальных" вариантов. Так что можно предположить, что отечественная оборонка до недавнего времени что-то зарабатывала на этом взаимодействии (к примеру, на поставках этих ракет тем, кого нежелательно было подкармливать по политическим соображениям напрямую).

Далее: публике непонятна сама причина такой бурной реакции на корейскую ядерную программу. Династия Кимов, несмотря на все экзотические для нас особенности восточной риторики, из-за которых, скажем, официальные заявления корейского телевидения выглядят, на наш слух, как истерика (а журнал "Корея" и в советское время был совершенно неисчерпаемым источником поводов для смеха), — все же показала по меньшей мере куда большую вменяемость и меньшую агрессивность, нежели, например, династия Бушей.

И поэтому многим действительно непонятно — а что, собственно, вызвало такой жесткий международный ответ и чего опасаются Россия и КНР? Почему они не накладывают вето на санкции, а наоборот, поддерживают их себе же в убыток (в том числе политический: показывать партнеру, что ты можешь от него отступиться, никогда не выгодно. Сейчас часто вспоминают события вокруг Ливии, когда Китай и Россия фактически своим бездействием помогли уничтожению этой страны иностранными интервентами).

Комментаторы опасаются: не дано ли теперь добро на разгром северной половины Кореи в интересах даже не южной ее половины, а США? (Республика Корея как раз хотела бы воссоединения страны по китайской формуле "Одна страна — две системы". Препятствуют этому законному желанию корейцев как раз американцы, которые в этом случае потеряли бы повод для пребывания на полуострове. А это колоссальная военная группировка, способная держать под контролем не только сам полуостров, но и обширные прилегающие территории).

Я полагаю, что и российские, и китайские дипломаты понимают все вышесказанное, скорее всего, значительно лучше меня. И если они ведут себя таким "странным" образом — значит, у них есть для этого серьезные основания.

Что это за основания: все не угадаешь, но кое-что понятно.

В частности, понятно, что при всем здравомыслии семьи Кимов и их советников нельзя все-таки исключать, что оружием массового поражения воспользуется кто-нибудь не столь здравомыслящий. Например, какой-нибудь корейский военный, не обученный отличать политическую риторику от реальных действий. Но это, конечно, крайне маловероятно.

Зато весьма вероятно, что самим Российской Федерации и Китайской Народной Республике невыгодно пополнение ядерного клуба как такового.

Просто потому, что сейчас политический вес и России, и КНР в значительной степени опирается просто на их способность причинить неприемлемый ущерб любому агрессору (включая, естественно, США). Но чем сильнее "разбавляется" ядерный клуб, чем больше становится стран, способных на такое, тем меньше оказывается политический вес каждой из них.

Одно дело, когда таких стран в мире всего пять. И другое — когда их становится полсотни.

В данный момент в ядерном клубе, строго говоря, состоят уже семь стран. Это, во-первых, постоянные члены Совбеза ООН Россия, США, Великобритания, Франция и Китай. Во-вторых, это Индия и Пакистан, создавшие свое ядерное оружие вопреки уже существовавшим международным соглашениям (они, правда, просто отказались вступать в Соглашение о нераспространении ядерного оружия. Кстати, за это они подвергались довольно серьезному политическому и экономическому давлению).

Ну и неофициально в этом же клубе состоит Израиль с его великолепной формулировкой: "у нас ядерного оружия нет, но если понадобится, мы его применим без колебаний".

ЮАР создала свое ядерное оружие, но отказалась от него впоследствии. Иран долгое время подозревали в желании создать собственное ЯО, но сейчас достигнуты соглашения, по которым он довольно успешно доказал, что не стремится им обладать.

Вот и весь ядерный клуб. Понятно, что когда он такой маленький — все его члены заинтересованы в том, чтобы он таким же маленьким и оставался. Вне зависимости от симпатий и союзов с другими странами. И Россия, и КНР прежде всего заинтересованы в сохранении собственного политического веса, в том, чтобы к их слову прислушивались как можно внимательнее.

Ну и кроме того. Важно, что принятие этой резолюции сопровождалось весьма серьезными заявлениями в самом Совбезе ООН. В частности, новый постпред России заявил, что путь санкционного давления на КНДР исчерпан. В переводе с дипломатического это означает, что дальнейшие резолюции на ту же тему Россия поддерживать не будет.

Ну и наконец, что самое главное: резолюция принята в тот самый момент, когда КНДР уже достаточно убедительно продемонстрировала собственную возможность причинить неприемлемый ущерб именно самим Штатам. И, таким образом, главная цель ее ядерной программы достигнута.

Замечу, что до недавнего времени КНДР, в общем-то, не нуждалась в межконтинентальных ракетах — потому что ее безопасность была вполне надежно обеспечена группировкой дальнобойной реактивной и ствольной артиллерии в таком месте, откуда Пхеньян в любой момент мог нанести совершенно разрушительный удар по Сеулу. И такой удар был бы достаточен для того, чтобы союзник южной половины Кореи — Америка — защищал бы ее прежде всего собственным отказом от агрессии против северной половины.

Но сейчас власть в США получил президент, провозгласивший своей главной целью возврат рабочих мест, ранее выведенных из Америки, обратно на родину. Это значит, что у него нет особых причин сожалеть о разрушении одного из крупнейших "союзных" промышленных центров, превратившихся в конкурента американской промышленности.

Таким образом, угроза агрессии резко возросла — как мы прекрасно знаем, американцы в любой момент могут придумать повод для агрессии против кого угодно. Да и напасть вовсе без повода с них станется.

Если раньше КНДР гарантировала себе безопасность, "взяв в заложники" Республику Корею, то теперь ей для безопасности понадобилась возможность нанести удар непосредственно по Штатам.

Сейчас, когда эта возможность продемонстрирована американцам достаточно убедительно, — и приняли эту резолюцию.

Грубо говоря, "вам достаточно возможностей, очень хорошо; дальше — не стоит", решили в Москве и Пекине. Корея неплохо защищена от последствий американской агрессивной непредсказуемости — и в то же время ядерный клуб оставили достаточно маленьким и престижным.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины