Социальный институт образования. Социальная роль и функции института образования

Социальный институт образования. Социальная роль и функции института образования

30.09.2019

В социологической науке накоплен достаточный опыт исследований социального института. В трудах западных (П. Бурдье, Э. Гидденса, К. Манхейма, Т. Парсонса и др.) и отечественных (В. И. Добренькова, А. И. Кравченко, С. С. Фролова и др.) социологов раскрыты функции, структуры, различные аспекты деятельности социальных институтов.

Вместе с тем в настоящее время отсутствует единое классическое определение социального института. Приведем, на наш взгляд, наиболее полное, развернутое определение, сделанное на основе анализа различных научных подходов к социальному институту как к основному структурному элементу общества: социальный институт представляет собой ролевую систему, включающую нормы и статусы; совокупность традиций, обычаев, правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регу-

лирующих определенную сферу общественных отношений и др.

Институт образования, наряду с институтом семьи и брака, политическими, экономическими институтами, институтом религии, является фундаментальным институтом в общественной жизни.

Однако институт образования приобрел свой статус не сразу, а в процессе исторического развития. Исторически в передаче знаний отсутствовал системный характер, они передавались от случая к случаю. С возникновением социального института образования передача знаний от случайных социальных связей перешла к целенаправленному процессу обучения и воспитания; постепенно складывалась и нормативно-правовая база в рамках подготовки обучающихся на различных уровнях образования.

Основная функция института образования - когнитивная (передача знаний и навыков из поколения в поколение) и социализирующая (социализация подрастающего поколения).

Основные нормы института образования - соблюдение регламентирующих документов, определение, освоение стандартов поведения личности в группе, нравственный аспект поведения личности в группе.

В процессе обучения и воспитания в сознании обучающегося закрепляются мировоззренческие, социокультурные, духовнонравственные ценности.

Основными группами в данном социальном институте являются школы, колледжи, университеты, спортивные команды, студенческие советы, ассоциации учителей и родителей, ассоциации вузов и т. д.

Социальные функции образования достаточно подробно раскрыты в работе выдающегося немецкого философа и социолога, одного из создателей социологии знания Карла Манхейма «Диагноз нашего времени».

Представим социальные функции образования по К. Манхейму.

  • 1) формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;
  • 2) содействие политическому, экономическому и культурнотехнологическому развитию общества;
  • 3) развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;
  • 4) подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме.

Социальную обусловленность образования, его связь с обществом К. Манхейм рассматривает в рамках фрагментарного и интегрального образования как двух противопоставленных друг другу концепций. Фрагментарное образование характеризуется как независимая от общества область жизни. Интегральное образование имеет практикоориентированный характер и соединяет обучение с реальной действительностью. Ученый указывает: «... цель школьного обучения состояла не в том, чтобы передать учащимся определенный набор готовых знаний, а в том, чтобы научить их эффективнее учиться у самой жизни».

Развитие интегрального образования, по мнению К. Манхейма, влияет на этическую составляющую воспитания полноценной личности и индивида.

Современные проблемы системы образования ученый видит в рассогласовании вопросов обучения и воспитания личности: «...если семья, школа, клиники, занимающиеся воспитанием детей, суды для несовершеннолетних будут действовать изолированно и не учитывать влияние друг друга, они не достигнут эффекта».

Изучая эпоху либерализма, К. Манхейм установил, что образование было слишком обособленным; его главный недостаток состоял в игнорировании общественных потребностей. Система образования не могла или не желала признать существование общества как важного фактора человеческих отношений, влияющего на цели и методы образования.

К. Манхейм считает, учителю, который стремится дать ученикам не «абстрактное» образование, а «хочет воспитать их для жизни в существующем обществе», необходимо иметь в виду «кризис культуры», который влияет на духовную жизнь общества и на индивидов. «Это прежде всего колоссальные изменения, связанные с развитием промышленной цивилизации, такие, как частичное и даже полное разрушение наших привычек, обычаев и традиционных ценностей. Это социальные процессы, способствующие распаду семьи и общества».

Проблем культурной деградации общества была рассмотрена и

Э. Дюркгеймом, который ввел в научный оборот термин «аномия», что означает определенное состояние общества, при котором существуют разногласия, утрачены нравственные ценности и нормы поведения в обществе.

Особую роль в социологии образования занимает изучение социального неравенства в получении образовательных услуг. Причиной данного неравенства являются коммерциализация образования и отсутствие одинаковых стартовых возможностей обучающихся, которое просматривается на протяжении всех этапов получения образования, отсутствие так называемых социальных лифтов. При обучении в дальнейшем будут стираться грани данных стартовых возможностей, но все-таки они в настоящее время являются базовыми для того, чтобы попасть в элитный класс, элитный колледж, элитный вуз и т.д. В настоящее время государство предприняло ряд преобразований в данном направлении. Принята и работает Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2012-2016 гг., которой присвоен статус Президентской. Целью данной Программы является создание системы работы с молодежью, предоставляющей равные стартовые возможности, учитывающей индивидуальные способности молодых граждан и создающей условия для успешной социализации и эффективной самореализации с последующей интеграцией в социально-экономические процессы страны. Одной из задач Программы является сопровождение и поддержка талантливых молодых людей на протяжении всего процесса обучения до начала полноценной трудовой деятельности.

Введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в школах, который должен был способствовать формированию социальных лифтов. Однако ЕГЭ создает дополнительные, в том числе психологические, педагогические (подготовка к тестированию отучает думать нестандартно, творчески), финансовые (необходимость инвестиции в проект финансовых средств, которые могут быть направлены на развитие и совершенствование образовательного процесса) проблемы.

Систему социальных лифтов помогают государству создавать и общественные организации, в том числе благотворительные фонды «Боль моя», «Дети мира».

Образование и общество (П. Бурдье, Д. Хомане). Проблемы образования и общества в социологии были изучены такими учебными, как П. Бурдье и Д. Хомане. В период реформирования российской системы образования выводы, сделанные французскими социологами, становятся достаточно актуальными.

В работе П. Бурдье «Воспроизводство: элементы теории системы образования» представлены результаты эмпирических исследований по проблемам образования, раскрываются и изучаются особенности взаимоотношений между преподавателями и учениками.

Как и Р. Будон, П. Бурдье изучал «неравные шансы на отбор» и как следствие - неравенство в получении образования. Изучая неравенство, П. Бурдье в своем исследовании также обратился к урбанизации респондентов (Париж и Провинция). Применяя такие параметры, как языковой капитал и степень отбора, ученый сделал вывод, что обучающиеся в Париже показывают более высокий уровень образования, нежели обучающиеся в Провинции.

Особое внимание ученый уделяет развитию и совершенствованию языковой компетенции обучающихся, утверждая, что уровень языковой компетенции является неотъемлемым условием обучения. Язык - это не просто средство коммуникации, по мнению П. Бурдье. Он дает, помимо более или менее богатого словарного запаса, еще и систему более или менее сложных категорий, так что способность разбираться и управляться со сложными структурами, логическими или эстетическими, зависит отчасти от сложности языка, усвоенного в семье.

Ученый представил определенные механизмы, с помощью которых структура классовых отношений пытается воспроизвестись, использую «габитус» - принцип практик индивида: «это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит... характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик».

П. Бурдье предложил схематическое отображение логики, по которой система детерминаций, связанных с классовой принадлежностью, действует на протяжении всей учебной карьеры, но структура этой системы детерминаций меняется в зависимости от веса, который может приобрести тот или иной фактор (например, культурный капитал или доходы) в совокупности факторов на разных этапах обучения.

  • 1) дистанцирование, отдаленность от культурно-исторических центров;
  • 1) демографические характеристики; которые связаны с классовой принадлежностью и социальным положением;
  • 2) гарантия занятости, доходы и надежды на карьерный рост, жилище и условия труда, свободное время и т.д.;
  • 3) диспозиции в отношении школы и культуре (отношение к обучению, авторитету, образовательным ценностям);
  • 4) языковой капитал, предварительная подготовка, капитал социальных связей и престиж, информация о системе образования;
  • 5) средние доходы, доходы в начале и конце карьеры, позиция в экономических и социальных структурах;
  • 6) отношение к исходному классу и школе, в зависимости от учебного прошлого и от принадлежности к социальному классу в конце карьеры;
  • 7) диплом и школьные связи.

Виды образования: Формальное и неформальное образование, светское образование.

Для каждой исторической эпохи и для каждого типа общества характерны свои формы и виды образования. В научных работах, посвященных изучению проблем социологии образования, нет четкого разделения понятия на «формы и виды образования». К видам современного образования сегодня принято относить: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру. Рассматривая виды и формы современной системы образования необходимо выделить главные из них, а именно: непрерывное, дистанционное, дополнительное и самообразование.

В современном обществе образование осуществляется в интересах и при активном участии государства и человека. Согласно Федеральному закону №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность в Российской Федерации структурируется по следующим видам: общее образование, профессиональное, профессиональное обучение и дополнительное образование . Общее образование обязательно для всех граждан.

Рассмотрим уровни общего образования.

  • 1. Дошкольное образование
  • 2. Начальное общее образование
  • 3. Основное общее образование
  • 4. Среднее общее образование

Согласно Федеральному закону дошкольное образование вводится в образовательную деятельность как самостоятельный уровень общего образования.

Реализация общеобразовательных программ осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными.

В системе российского образования основным системообразующим элементом является образовательное учреждение. Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным периодам развития ребенка: детству, отрочеству, юности. В настоящее время необходима консолидация всех социальных институтов в системе социализации де- тей/молодежи при координирующей роли образовательного учреждения.

Профессиональное образование базируется на общеобразовательном компоненте. Уровни профессионального образования в настоящее время включают:

  • 1. Среднее профессиональное образование
  • 2. Высшее образование - бакалавриат
  • 3. Высшее образование - специалитет и магистратура

Высшее образование осуществляет подготовку кадров высшей квалификации.

В структуру уровня среднего профессионального образования вводятся два вида программ СПО (среднее профессиональное образование), включающих подготовку квалифицированных рабочих (служащих), подготовку специалистов среднего звена

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование- это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено магистратурой, аспирантурой, соискательством и докторантурой.

Магистрант - это человек, имеющий высшее профессиональное образование и степень бакалавра, продолжающий свое обучение с целью углубить специализацию по определенному профессиональному направлению и заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Докторант - это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» введен третий уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и иные виды подготовки). Образовательная деятельность может осуществляться следующими организациями:!) образовательными организациями; 2) научными организациями и иными организациями в случаях, установленных Федеральным законом. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с момента предоставления ей лицензии, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствовало нием образовательных стандартов и меняющимися условиями научно- технического прогресса.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального и высшего образования; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитанников - для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы коррекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей и по заключению пси- холого-медико-педагогической комиссии.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (интернаты, детские дома) решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей открытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодействие носит цикличный характер). Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели - развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.

Современный мир развивается быстрыми тепами: требуются высокопрофессиональные кадры, которые способны в короткие сроки осваивать новейшие производственные и управленческие технологии. Конкурентоспособность сегодня зависит как от деятельности формальных образовательных институтов, так и от неформального сектора системы образования, которая включает в себя различные курсы повышения квалификации, тренинги, программы и т. д.

Все большее значение в современной системе отечественного образования приобретают три важные формы: формальное, неформальное и информальное (спонтанное) образование, которое связывается исключительно с самостоятельной активностью индивида в многообразной культурно-образовательной среде. Термины «формальное» и «неформальное» образование сегодня очень часто встречаются в современной социально-педагогической литературе. Они отражают суть двух важных, но кардинально противоположных типа организации обучения. Рассмотрим их более подробно.

Формальное образование характеризуется четкими организационными стандартизированными формами. Основная цель формального образования - сформировать систему базовых знаний. Цель неформального образования - восполнить недостающие знания в какой-либо интересующей индивида сфере, провести с интеллектуальной пользой свободное время, а также удовлетворить насущную потребность в знания по отдельно взятой тематике. Формальное образование по своему характеру является обязательным, неформальное - добровольным.

В формальном образовании цели, задачи и контроль за осуществлением образовательной деятельности ставит и осуществляет образовательное учреждение. В неформальном образовании такие функции остаются за индивидом, который самостоятельно решает, каким образом будет осуществлять процесс обучения: по какой системе и программе, в каком образовательном учреждении.

Формальное образование включает многоэтапную, долгосрочную программу обучения, результатом которой является итоговая аттестация, получение государственного или международного диплома установленного образца, т.е. законодательное установление прав молодого специалиста заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по направлению обучения, занимать более высокие должности в иерархии управления и власти, поступать в учебные заведения более высокого профессионального ранга.

Таким образом, рассматривая формальное и неформальное образование в общей системе отечественного образования, необходимо сказать, что формальное образование проходит в образовательных учреждениях согласно структурированной концепции с обязательной сертификацией (получение диплома, аттестата, сертификата т. п.). Неформальное образование не ставит перед собой цель обязательной сертификации слушателей. Но тем не менее оно также имеет цели, ставит задачи и рассчитывает на определенный результат обучения. В рамках такого вида обучения слушатели также могут получить документ (сертификат, свидетельство и т.п.), подтверждающий прохождение данного конкретного курса, модуля или темы. Но это условия не является обязательным.

Под информальным образованием в настоящее время понимается любая образовательная активность индивида вне формальной системы: занятия в клубах, кружках, на тренингах и курсах. Документ о прохождении дополнительного образования слушатели могут получить, но он не будет признан государством на официальном уровне. Такой вид образования индивид получает исключительно в соответствии со своим выбором и желанием. Систематизация видов информаль- ного образования в настоящее время отсутствует, но специалисты отмечают следующие:

  • - учение по методу проб и ошибок;
  • - самообразование с целью поиска ответов на вопросы и разрешения практических проблем;
  • - приобретение новых знаний в ходе использования глобальной сети Интернет и по средствам СМИ;
  • - эстетическое развитие в процессе художественной и творческой деятельности;
  • - обогащение духовного мира в процессе любительской художественной деятельности;
  • - выполнение работы или задания под руководством компетентного специалиста.

Информальное обучение с каждым годом становится все популярнее в молодежной среде и у людей среднего возраста, поскольку помогает приобретению необходимых знаний и умений для эффективной деятельности в современных организациях, компаниях и на производстве.

Социально-экономические и политические преобразования в России, социальная дифференциация общества, потеря нравственных ценностей и ориентиров оказали существенное негативное влияние на уровень духовного развития общества: произошло снижение образовательного и культурного уровня, что отразилось на циничном отношении граждан к закону, социальным и государственным институтам.

Недостаточный уровень развития социальных институтов и традиций гражданского общества, а также отсутствие механизмов их формирования и распространения вызывают рост необразованности, отсутствие толерантности и увеличение конфессиональной нетерпимости, что, в свою очередь, ведет к усилению ксенофобии и экстремизму. Поэтому все острее встает вопрос о выработке и реализации единой государственной политики в сфере гражданского образования, в основе которого должно лежать воспитание, образование и светское просвещение. Основу светского образования и просвещения составляют научная картина мира, знание и уважение истории и культуры государства и входящих в него этносов и т.п. Перед системой российского образования стоит наиважнейшая цель - готовить молодое поколение к жизни в гражданском обществе и правовом государстве, осознавать основные приоритеты страны, беречь и восполнять культурное наследие. Все это составляет основу светского образования и воспитания общества.

Светское воспитание и просвещение является важным условием развития демократии, поддержания культурных ценностей и устоев общества, формирования в обществе активной гражданской позиции, включающей в себя:

  • понимание национальных интересов, национальных традиций и стратегий развития страны;
  • грамотность в политико-правовой сфере, т.е. умение реализовывать права и обязанности по выполнению функций гражданина как субъекта правовых и политических норм, умение выдвигать и избирать в органы государственной власти и местного самоуправления наиболее достойных сограждан, способных наиболее эффективно выполнять свои функции в случае их избрания в федеральные или местные органы власти;
  • нравственную зрелость как совокупность этических знаний и умений совершать рациональный и ответственный моральный поступок, а также этически грамотно оценивать, как своё поведение, так и поведение сограждан, в особенности работающих в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • знание культуры светского поведения и политкорректность, умение разбираться в конфессиональном разнообразии и особенностях этнических и религиозных традиций и ценностных ориентиров, различать признаки агрессивного невежества, социальных патологий, ксенофобии, ультранационализма, религиозной нетерпимости, догматизма и экстремизма;
  • понимание основ социально-экономической жизни, сочетаемое с навыками позитивного созидания, осведомлённость о собственных профессиональных склонностях, способностях и возможностях, умение ориентироваться в сфере рыночных и государственных отношений, трудовом и налоговом законодательстве, усвоение навыков организации труда и трудового процесса, знание норм трудовой, коллективной и корпоративной этики и т.д.;
  • понимание вопросов экологии, а именно: зависимости условий человеческого существования от сохранения и защиты окружающей среды, эмиграционных и миграционных процессов, обладание навыками поддержания чистоты и порядка в семье, ближайшем окружении и на природе в целом; понимание уникальности природы, любовь к ней, нетерпимость к бытовым и промышленным загрязнениям окружающей среды;
  • развитый эстетический вкус и владение высокими стандартами в оценке литературы, искусства и художественной культуры, выработка зрелого эстетического отношения к себе, ближайшему окружению и природе, умение украшать и облагораживать места своего обитания - семейное жилище, рабочее место, зоны отдыха и т.п.;
  • высокая степень социализации, обладание способностью к самоорганизации и кооперации с согражданами в целях решения насущных социальных проблем территориальных образований различного уровня - от квартиры и лестничной площадки, подъезда жилого дома и двора до улицы, посёлка, района, города, региона, страны в целом;
  • грамотность в области общественной безопасности; противодействие социальным порокам общества - алкоголизму, наркомании, игромании, коррупции, мошенничеству, шарлатанству, воровству, бандитизму, хулиганству, табакокурению, сквернословию и другим антиобщественным и опасным для здоровья формам поведения;
  • уважение к самому процессу непрерывного светского образования и воспитания, знание его основ, целей, методов, умение вести с целью самообразования самостоятельный поиск и освоение информации из различных источников, умение её анализировать, критически осмысливать и использовать для развития и совершенствования своего гражданского мировоззрения;

Составными частями светского образования являются:

  • знание феноменов государственности и гражданственности, истории их становления и развития в России и за рубежом, знание опыта государственного строительства как в нашей стране, так и за рубежом;
  • свод знаний по правам и обязанностям человека и гражданина, умение правильно ими пользоваться и соблюдать их, владение основами демографии, миграционных процессов, понимание гражданской ответственности за самообразование, образование своей семьи, своей нации;
  • приобщение к светской культуре поведения, изучение этических, эстетических и экологических норм и правил, усвоение понятия цивилизованности;
  • воспитание патриотизма, трудолюбия, усвоение общепринятых и признанных цивилизованным человечеством ценностных ориентиров, умение слышать голос совести и откликаться на него, понимание практической значимости ценностей скромности, сострадания, доброжелательности и добродетельности;
  • обучение здравомыслию, критичности и самокритичности, этнической и религиозной толерантности, нетерпимости к порокам общества, знание способов борьбы с ними, а также способов поддержания физического и нравственного здоровья в семье и в кругу своего общения;
  • обучение методам социальной и гражданской активности, са-

моорганизации, самореализации и социального партнерства.

Основными целевыми группами светского образования и воспитания являются:

  • школьники и студенты, беспризорные и безнадзорные дети и маргинальные группы молодёжи;
  • педагоги, воспитатели, преподаватели, а также работники государственных систем воспитания, образования и просвещения и частных воспитательно-образовательных учреждений;
  • работники государственных и частных СМИ;
  • государственные и муниципальные работники, рабочие и служащие, в особенности чиновники, работающие в системах законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • военнослужащие, сотрудники силовых структур и МЧС, работники частных охранных предприятий;
  • руководители политических партий и общественных организаций;
  • менеджеры государственных и частных предприятий;
  • лица иностранного происхождения, подавшие заявку на получение российского гражданства, а также арестованные, заключённые, ссыльные и другие «группы риска», которые по окончанию обучения должны в обязательном порядке сдать специальный экзамен.

В настоящее время продолжается процесс реформирования отечественной системы образования и роль социологии как науки об обществе и его основных социальных институтах постоянно возрастает. Социология образования обозначает и раскрывает проблемы современной системы образования, профессионального образования, интеллектуальные и социально-культурные проблемы молодого поколения, составляющие и определяющие основу развития общественной жизни.

  • Кондрашин, И., Кувакин, В. Проект: Национальная программа «Гражданское образование исветское воспитание населения российской федерации» ссылкаhttp://www.smolpedagog.ru/article%2020.html
  • Наряду с политическими и экономическими институтами существенное значение имеет функционирование иных, в том числе — социально-культурных институтов, таких как институты системы образования, науки, здравоохранения, культурно- воспитательные учреждения, система права и правосудия, армия и т. д. Все эти (и другие) институты общества — предмет специализированных социологических исследований.

    Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации (социализация ребенка) служат семьи, и социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер.

    Параллельно с названными , действующими в течение всей жизни, являются общественные структуры (политические, юридические, религиозные, средства массовой информации и т. д.). Здесь социализация имеет по преимуществу целенаправленный характер. В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации: передача культуры и развитие личности.

    Исторически институциональные структуры целенаправленной социализации вплоть до Нового времени охватывали сравнительно незначительную часть общества и обеспечивали цель формирования единой политической, религиозной, военной и экономической элиты. В настоящее время система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, решающую роль в жизни общества. Если исторически приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью представителей узкого, привилегированного слоя элиты, то в настоящее время производительный потенциал общества непосредственно определяется широким распространением специализированного знания. Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение массового образования.

    Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время, образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Функция передачи культуры наиболее представлена в обществах с ярко выраженным исторически ориентированным самосознанием, где существует озабоченность сохранением традиционных ценностей, опасение их утраты вне специальной системы соответствующего образования. Реализация такой функции образования находит выражение в поощрении дисциплин гуманитарного цикла — истории общества, языка, литературы, географии, религии и философии.

    К числу проблем, возникающих в связи с реализацией функции передачи культуры, относится проблема сочетания консервативного, охранительного элемента культурного наследства (вне которого передача культурных ценностей невозможна), с элементами культуры, позволяющими сохранить ее динамизм, сочетать уважение к традиции со способностью их критической оценки. В своем крайнем выражении консерватизм образования может принимать форму индоктринации либо политического (идеология тоталитаризма), либо религиозного (фундаментализм), либо национального (этноцентризм) характера.

    Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества. Большинство современных стран характеризуется наличием различных этнических, расовых, религиозных групп. Образование может вносить вклад в формирование (особенно среди подрастающего поколения) чувства общности исторической судьбы, принадлежности к данному единому обществу и, сохраняя национальные особенности культурного своеобразия таких групп, содействовать выработке общих ценностей, предпочтений, идеалов и устремлений в рамках культурной интеграции.

    В настоящих условиях перед системой образования в России стоит необходимость решения задач как содержательного , так и структурно-организационного характера.

    К числу организационных относится задача сочетания государственных учебных заведений, бесплатного образования с развивающимися образовательными учреждениями негосударственного, платного образования (строго говоря, термин «бесплатное образование» не вполне точен, оно бесплатно для учащихся, но такого рода образование оплачивается через государственный бюджет, оплачивается налогоплательщиками, населением в целом). Очевидно важное социальное значение такого образования, гарантированного Конституцией РФ. Его поддержание и развитие напрямую зависят от размера государственного бюджета и доли в нем, выделяемой для этой цели.

    Вместе с тем очевидна правомерность параллельного развития системы платного, негосударственного образования. Его доступность напрямую зависит от уровня доходов граждан. Платная система образования позволяет расширять материальную базу таких заведений, обеспечивать повышенную оплату преподавателям, что позволяет улучшать на конкурсной основе их состав, претендовать на повышенный (элитный) уровень обучения, гибко реагировать на возникающие новые потребности в специализации такого образования и т. д. По мере развития платной системы образования проявится ее элитный характер.

    В конечном счете в сфере образования также проявится универсальный принцип: то, что дороже стоит, обладает лучшим качеством (и больше ценится). Такова явная социальная функция подобной системы. Ее латентная функция выразится в том, что дифференциация в уровне, качестве образования не только выразит, отразит дифференциацию граждан по уровню доходов, но и предоставит своим выпускникам лучшие стартовые условия для социальной мобильности, продвижения по социальной лестнице и занятия соответствующих социальных позиций, т. е. внесет свой вклад в социальную стратификацию общества.

    Интеллект в технотронную эпоху. В истории человечества каждый период развития цивилизации может быть охарактеризован различными символами общественного богатства, основной силой, движущей производством. Так, для традиционного, по преимуществу сельскохозяйственного производства символ богатства — это хлеб, орудие производства — человеческая (и животная) сила. Для сменившего его индустриального производства символ богатства — металл, основное орудие — инструменты, машины, механизмы, невероятно увеличившие силу человека.

    Сегодня, в постиндустриальную, технотронную эпоху возникает новый символ общественного богатства, представляющий собой в этих условиях решающую силу дальнейшего экономического развития. Таков микрочип — нервная клетка компьютера. Его вещественная, материальная сила ничтожна — это кристалл кремния, песчинка. Но в эту песчинку впечатана микросхема — высшее достижение технического интеллекта, и именно в этом высокая ценность такой песчинки. Это же обстоятельство выявляет и решающую силу («орудие») общественного производства технотронной эпохи - высокоразвитый интеллект человека.

    Человечество по-прежнему не может жить без хлеба и металла. Ему пo-прежнему нужны сила человека и мощь механизмов. И конечно, интеллект неизменно вел человека по дороге цивилизации. Однако именно сегодня он выступает как самостоятельная, решающая сила общественного производства. Ни количество угля и стали, ни рост урожая не решают сами по себе сегодня вопрос об уровне развития общества, о его созидательном потенциале. Но если сегодня «интеллект решает все», то общество и те его институты (образование, воспитание), которые призваны воспроизводить духовное богатство общества, сохранять достигнутый уровень знания и интенсивно развивать его, готовить тех, кто будет делать все это, — то именно такое общество с подобными высокоэффективными системами образования сможет занять и сохранить достойное место в сегодняшнем мире. Перед таким вызовом стоит в наше время Россия.

    1. Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

    Другими словами, социальные институты представляют собой относительно устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.

    Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.

    С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны - это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

    Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

    Структура социального института :

    1. Набор социальных позиций и ролей.

    2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.

    3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.

    4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.

    5. Материальные средства и ресурсы, обеспечивающие функционирование сферы.

    Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, то есть контролируют, упорядочивают поведение индивидов. С другой стороны, социальные институты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.

    Социальный институт представляет собой более широкое образование, чем организация. Основные признаки, присущие социальным институтам и отличающие их от других образований:

    1. Социальным институтам присуща устойчивость в пространстве и времени, т.е. историчность.

    2. Специфичность институционального поведения, которое реализует взаимозависимость индивидов в целостную систему взаимодействия.


    3. Обязательность норм и требований данной институционализированной формы деятельности для большинства представителей взаимодействия данного рода.

    В зависимости от типов потребностей общества выделяют различные типы социальных институтов.

    1. Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).

    2. Политические, связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура, парламентаризм).

    3. Культурные, которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, искусство).

    4. Религиозные, удовлетворяющие духовные потребности индивидов.

    5. Институт брака и семьи.

    Основные функции социального института как такового:

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области.

    2. Функция интеграции и сплочения общества.

    3. Функция регулирования и социального контроля.

    4. Коммуникативная функция или включение людей в деятельность.

    Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.

    Явные функции социального института - те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. (Так, явная функция социального института семьи - воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни).

    Латентные (скрытые) функции социального института - положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. (Так, латентная функция института семьи - социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи).



    Дисфункции социального института - явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.

    Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института.

    Институционализация представляет собой процесс придания различным типам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей.

    Процесс институционализации включает в себя несколько моментов:

    1). Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.

    2). Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения.

    3). Интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

    В качестве признака институционализации социальной области можно рассматривать появление новой социальной общности, занятой специализированной деятельностью, появление социальных норм (в том числе юридически закрепленных), регулирующих эту деятельность, учреждений и организаций, обеспечивающих защиту определенных интересов. Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта.

    В современных условиях в нашем обществе институционализация новых форм хозяйственной деятельности связана с появлением норм, законов, благоприятствующих их развитию, специальных учреждений, организаций, занятых подготовкой, оформлением новых форм, например, путем приватизации, защищающих интересы частных собственников.

    2. Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. И формальный результат этого процесса - аттестат, диплом, свидетельство.

    Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни :

    1. Дошкольное.

    2. Начальное.

    3. Среднее.

    4. Высшее.

    5. Аспирантура

    Система образования также включает различные виды:

    1. Массовое и элитарное.

    2. Общее и техническое.

    В современном виде образование возникло в Древней Греции . Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор. Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).

    В Древнем Риме школа преследовала целью решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.

    В средние века формируется религиозное образование. Функционируют 3 вида учебных заведений:

    1. Церковно-приходские. 2. Кафедральные. 3. Светские.

    В 12-13 веках в Европе возникают университеты , а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.

    Широкое распространение образование получило в течение последних двух-трех веков. Рассмотрим те социальные перемены, которые способствовали развитию образования.

    Первой из таких перемен стала Демократическая революция . Как видно на примере Французской революции (1789-1792 гг.), она была вызвана растущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах.

    В ответ на это требование были расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять собой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народные массы должны хотя бы знать буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным с участием народа в политической жизни.

    Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и в разное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования - главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальные возможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.

    Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция . На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложные виды деятельности.

    Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу - например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

    Как социальный институт образование формируется в 19 веке , когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США - 86% молодежи, Япония - 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%.

    Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада - 287, США - 257, Куба - 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. - 219, 2000-01 уч.г. - 259. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах.

    В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения , в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественнонаучных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

    Функции образования:

    1. Социально-экономическая. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации

    2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

    3. Социализирующая. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества.

    4. Интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

    5. Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. - 53%.

    6. Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.

    7. Гуманистическая. Всесторонне развитие личности учащегося.

    Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».

    Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.

    Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

    Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

    Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

    На рубеже XX века четко обозначились основные тенденции обновления образования:

    Демократизация всей системы обучения и воспитания;

    Повышение значимости фундаментальной компоненты образования;

    Гуманизация и гуманитаризация образования, использование новейших технологий обучения;

    Интеграция разных форм и систем образования, как на национальном, так и на мировом уровнях.

    Основная идея реформирования - развитие образования на основе принципа беспрерывности, который предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное совершенствование в течение всей жизни.

    Проблемы в функционировании образования в Украине:

    1. Существует угроза падения уровня профессионального образования.

    2. Ухудшение условий учебно-воспитательного процесса.

    3. Ухудшение качества педагогических кадров.

    4. Потеря образованием своего качества быть эффективным средством достижения личных жизненных целей.

    5. Угроза потери позитивных черт отечественной системы образования и воспитания.

    ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ

    1. Брак - исторически сложившаяся, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

    До возникновения института брака в обществе существовал промискуитет - состояние общества, характеризующееся отсутствием каких-либо запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, при котором любой мужчина данного общества мог выступать сексуальным партнером любой женщины данного общества.

    Формы брака:

    1. Групповой брак - несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

    2. Полигамия - один индивид одного пола вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов:

    а) полиандрия (или многомужество);

    б) полигиния (или многоженство).

    3. Моногамия (или парный брак).

    По предпочитаемому партнеру выделяют браки:

    1. Экзогамия - брачный партнер выбирается за пределами данного рода, группы, клана.

    2. Эндогамия - брачный партнер выбирается только в рамках данного рода, группы, клана.

    По социально-демографическим, этническим, образовательным признакам супругов браки бывают:

    1. Гомогамные - супруги имеют сходный возраст, образование, профессии, принадлежат к одной этнической группе.

    2. Гетерогамные - супруги значительно различаются по перечисленным признакам.

    По форме регистрации браки бывают:

    1. Гражданский.

    2. Церковный.

    По юридическому закреплению:

    1. Законный брак.

    2. Свободный брак (или сожительство).

    Родословная и наследование имущества в браке могут осуществляться:

    1. По женской линии.

    2. По мужской линии.

    3. По обеим линиям.

    Институт брака является одним из древнейших социальных институтов. В ходе исторического развития претерпевает серьезные изменения. В рабовладельческом обществе государством признавался лишь брак свободных граждан, супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на брак.

    Распространение трудовой деятельности женщин, снижение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к кризису классического брака (что проявляется в росте числа разводов), с другой --к развитию новых форм брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.

    2. Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

    Признаки семьи:

    1. Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления.

    2. Совместное проживание.

    3. Общий семейный бюджет.

    Как малая группа семья изучается на микроуровне, особое внимание обращается на анализ межличностного взаимодействия в семье, организацию семейной жизни, групповое поведение.

    Как социальный институт семья изучается на макроуровне, анализируются ее социальные функции, взаимовлияние семьи и экономики, политики, религии, культуры и т.д.

    По типу семейной структуры семьи бывают:

    1. Нуклеарные - состоят из супругов и зависимых от них детей.

    2. Расширенные - состоят из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.

    3. Неполные - отсутствует один из супругов.

    По типу властной структуры семьи бывают :

    1. Патриархальные.

    2. Матриархальные.

    3. Эгалитарные (равноправные).

    По месту проживания молодоженов:

    1. Патрилокальные - молодожены проживают с родителями мужа.

    2. Матрилокальные - молодожены проживают с родителями жены.

    3. Неолокальные - молодожены проживают отдельно от родителей.

    4. Унилокальные - молодожены проживают с теми родителями, у которых есть жилплощадь.

    По количеству детей семьи бывают:

    1. Бездетные.

    2. Малодетные (1-2 ребенка).

    3. Многодетные (3 и больше).

    В зависимости от возрастных характеристик супругов выделяется:

    1. Молодежная семья (возраст супругов до 30 лет);

    2. Семья среднего супружеского возраста;

    3. Пожилая супружеская пара.

    Функции семьи:

    Сфера семейной деятельности Типы функций
    Общественные Индивидуальные
    1. Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения Удовлетворение потребности в детях
    2. Воспита тельная Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества Удовлетворения потребности в родительстве, контактах с детьми, самореализация в детях
    3. Хозяйствен но-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим
    4. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги)
    5. Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи
    6. Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в браке
    7. Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
    8. Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов.
    9. Эмоциональ ная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви
    10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

    3. Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной.

    Данный переход влечет за собой следующие изменения:

    Развитие двух жизненных центров - работы и дома;

    Рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;

    Снижение престижа и влияния религии;

    Сексуальную революцию;

    Демократизацию брачно-семейного законодательства;

    Изобретение надежных средств контрацепции.

    Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи, индустриальному и постиндустриальному - современная. Основные характеристики этих моделей представлены в таблице.

    Традиционная семья Современная семья
    1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью 1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида
    2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя 2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим
    3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной 3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире
    4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца 4. Высокая социальная и географическая мобильность
    5. Централизованная расширеная семейно-родственная система с доминированием старших 5. Децентрализованная нуклеарная семья
    6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи 6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов
    7. Патриархальная властная структура семьи 7. Эгалитарная властная структура
    8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций 8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности
    9. Культура многодетности с жестким табу на предупреждение и прерывание беременности 9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл

    Тенденции развития современной семьи:

    1. Абсолютное и относительное увеличение количества разводов.

    2. Увеличение числа детей, рожденных вне брака и воспитывающихся в неполных семьях.

    3. Уменьшение средней продолжительности брака.

    4. Откладывание момента вступления в брак.

    5. Увеличение количества людей, проживающих в свободном браке.

    6. Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.

    7. Увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак.

    Негативные тенденции развития института семьи породили ряд теорий, которые критически рассматривают будущее семьи:

    1. Пессимистическое утверждение про упадок семьи, которое выводится из противопоставления современной семьи патриархальной семье в традиционном обществе (Р.Флетчер).

    2. Утверждение о несоответствии семьи современному индустриальному и постиндустриальному обществу с надеждой на возможную модификацию семьи (Б.Мор).

    3. Семья - тормоз на пути общественного развития, так как в ней детям прививают взгляды и нормы, которые не соответствуют быстро меняющейся реальности, они не способны жить в новой среде, тормозят развитие нового (В.Райх, Г.Маркузе).

    4. Критика семьи как оплота грубости и насилия.

    5. Феминистская критика семьи как инструмента угнетения женщины.

    6. Критика семьи за то, что она чаще других социальных институтов создает предпосылки для психических заболеваний и неустойчивых психических состояний.

    Новые (альтернативные) формы семьи и брака:

    1. Брачный контракт, заключенный на определенный срок.

    2. Брак с трехлетним испытательным сроком.

    3. Групповой брак.

    4. Серийная моногамия.

    5. Гостевой брак.

    6. Гомосексуальный брак.

    7. Жизнь в коммуне.

    Понятие социального института

    Любое общество при нормальном функционировании нуждается в социальной стабильности, которая обеспечивается наличием общепринятой системы норм, правил и ценностей, включающих идеалы, моральные нормы, веру, традиции и т.д.

    Механизмом обеспечения целостности и устойчивости общества и социальных структур является социальный институт, который представляет собой комплекс ценностей и норм, с помощью которых осуществляется управление деятельностью людей в сферах жизнедеятельности.

    Замечание 1

    Таким образом можно сказать, что социальный институт – это организация, которая осуществляет удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Можно говорить об эффективной деятельности социального института при соблюдении некоторых условий, а именно:

    • наличия системы социальных норм и правил, которые осуществляют управление поведением людей;
    • внедрения деятельности института в ценностную структуру общества, что позволяет институту обеспечить свою деятельность правовой базой и осуществлять контроль над поведением членов общества;
    • наличие ресурсов и условий для его нормального функционирования

    Сущность института образования

    Для нормального функционирования общества и воспроизводства его структуры необходим социальный институт образования. Он позволяет передать накопленный социальный опыт, знания, ценности, установки, идеалы от предшествующих поколений последующему поколению, а также способствует усвоению этих знаний и ценностей нынешним поколением.

    Образование как социальный институт является самостоятельной системой, которая выполняет задачу последовательного обучения и воспитания индивидов, ориентированных на получение определенных знаний, ценностей, навыков, норм, сущность которых определяется обществом и его особенностями.

    Современная социология выделяет формальное и неформальное образование.

    • Формальное образование включает в себя наличие в обществе системы образовательных учреждений, осуществляющих функцию обучения, а также предписанного государством образовательного стандарта, который предписывает минимальные объемы знаний и умений, требуемых обществом. Система формального образования зависит от принятых и приоритетных в обществе культурных стандартов и идеологии.
    • Неформальное образование является частью социализации личности человека, оказывая ему помощь в усвоении социальных ролей и статусов, норм и ценностей, а также способствует духовному развитию, то есть неформальное образование – это несистематизированное усвоение человеком знаний и навыков, осваиваемых им стихийно в результате взаимодействия с окружающим миром.

    Рассматривая образование как социальный институт, следует говорить, прежде всего, об институте формального образования.

    Функции образования как социального института

    Образование выполняет множество функций. В зависимости от направлений исследования, выделяют различные функции, наиболее распространенными являются следующие функции:

      Распространение культуры в обществе.

      Данная функция заключается в передаче культурных ценностей между поколениями. Каждый народ имеет свои культурные особенности, поэтому институт образования является универсальным средством передачи и сохранения культурных традиций народов.

      Социализация.

      Институт образования считают одним из основных институтов социализации, поскольку образование формирует мировоззрение молодого поколения. Благодаря усвоенным в процессе образования ценностям и установкам, молодое поколение становится частью общества, социализируется и вовлекается в социальную систему.

      Социальная селекция.

      Данная функция подразумевает посредством образовательного процесса осуществление различного подхода к учащимся с целью отбора наиболее талантливых и способных, что позволяет молодежи получить статус, отвечающий ее интересам и способностям.

      Замечание 2

      Таким образом, результатом селективной функции образования, является распределение социальных позиций в социальной структуре общества, а также осуществление данной функции способствует социальной мобильности, поскольку получение той или иной ступени образования позволяет продвинуться выше по каналам социальной мобильности.

      Функция социального и культурного изменения.

      Данная функция осуществляется посредством процесса научных исследований, научных достижений, которые вносят вклад и изменения в сам образовательный процесс, технологии, экономику, в свою очередь, образовательный процесс также вносит изменения в процесс научных исследований. Таким образом, можно наблюдать взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса и общества.

    Структура системы образования

    Система образования является сложной формальной организацией. В ней существует иерархическая система управления, возглавляет которую аппарат министерства.

    Ниже располагается департаменты образования регионов, которые координируют и управляют школами и среднепрофессиональными учреждениями региона.

    Следом идет руководство школ и образовательных учреждений среднепрофессионального звена – ректоры, деканы, директора и завучи.

    Для системы образования также характерна специализация видов деятельности. Так, например, учителя и преподаватели различаются по предметам, которые они преподают. Высшие и среднепрофессиональные образовательные учреждения специализируются по своим профессиональным и образовательным программам.

    В системе высшего образования существует также иерархия должностей преподавателей.

    Замечание 3

    Особенностью образования как системы является стандартизация образовательного процесса. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с обязательными учебными планами.

    Преподаватель выступает в роли административного руководителя, который организует и управляет учебным процессом в группе.

    Социальные функции системы образования
    Функции образования в производственно-экономической сфере
    Функции образования в сфере культуры
    Функции образования в социально-политической сфере
    Проблемы социологии образования

    Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами .

    Признаками института образования являются:

    1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
    2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
    3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
    4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
    5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование , равенство при обучении

    Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

    Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование , среднее специальное образование , высшее образование , послевузовское образование , систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

    Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

    В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.

    Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

    С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

    В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

    © 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины