Разбор по чл предложения онлайн. Синтаксический разбор предложения онлайн: Лучшие сервисы

Разбор по чл предложения онлайн. Синтаксический разбор предложения онлайн: Лучшие сервисы

01.10.2019

Разбор предложения по членам, или синтаксический разбор предложения, - это обязательная часть учебной программы по русскому языку. Тому, кто не справится с этим заданием, не стоит и мечтать об отличных оценках в табеле и/или аттестате. Причем, в отличие от многих новомодных методик, совсем недавно появившихся в учебниках и методических пособиях, синтаксическим разбором предложений и словосочетаний занимались еще наши бабушки и дедушки – и на уроках, и в качестве домашнего задания. Да и контрольные работы по лингвистике не обходятся без этого задания.

Наверняка вы знакомы с ним не понаслышке. Но даже самым смышленым ученикам никогда не мешает закрепить и/или углубить свои знания. Поэтому, независимо от успеваемости в школе, предлагаем вам подробно обсудить и запомнить, как разобрать предложение по членам правильно и без ошибок.

Синтаксический состав предложения. Члены предложения
Начнем с того, что сверим терминологию. Синтаксический разбор и разбор предложения по членам – это равнозначные названия одного и того же процесса, который заключается в анализе состава предложения и определении принадлежности каждого слова к той или иной части речи. Разница между ними заключается только в объеме работы: синтаксический разбор подразумевает более глубокий анализ параметров предложения, а разбор по членам – это, как правило, только часть общего синтаксического анализа. Тем не менее, именно разбор предложения по членам вызывает у большинства школьников основные затруднения. Возможна причина: в вариативности роли слов в предложении. Дело в том, что даже относящиеся к одной части речи слова могут выполнять в предложении разные роли. Причем различаться они будут и в рамках одного, и в нескольких разных предложениях. Фигурально выражаясь, можно было бы назвать каждый член предложения некой должностью, на которой «работает» слово. Перейдя на другое место работы, то есть в другое предложение, оно может сменить свою должность и, соответственно, выполнять уже другие функции. Более того: членом предложения может быть не только одно слово, но и словосочетание.

Именно поэтому многие ученики школ и даже студенты высших учебных заведений порой путаются и неверно идентифицируют члены предложения. Помочь им восстановить понимание можно, если прояснить базовые понятия синтаксического состава предложения. Начать можно с простых упражнений, постепенно усложняя задания и вводя в них новые, сбивающие с толку и тренирующие навыки синтаксического разбора, элементы. Например, для начала следует запомнить, что все члены предложения, даже самого короткого, делятся на:

  1. Главные члены предложения. Их всего два: подлежащее и сказуемое. Вместе они образуют так называемую грамматическую основу предложения. Не в каждом предложении одновременно присутствуют оба главных члена, но один из них необходим всегда.
  2. Второстепенные члены предложения. Их три: определение, дополнение и обстоятельство. Могут наличествовать в предложении в любых сочетаниях и количествах, все вместе или по одному.
И главные, и второстепенные члены предложения имеют собственные, четко определенные характеристики, по которым их и становится возможным определить и отличить друг от друга. Даже опытные филологи иногда ведут споры о том, какую функцию выполняет в предложении то или иное слово, но то касается лишь частных случаев авторского синтаксиса в очень сложных, длинных предложениях художественных и научных текстов. В школах обычно даются задания на основе типичных и наглядных примеров, для анализа которых нужно лишь один раз как следует запомнить те параметры, которые определяют члены предложения. Для успешного выполнения задания достаточно всего двух таких параметров: это вопрос, на который отвечает каждый член предложения, и та часть речи, которая чаще всего выступает в этой роли:
  • Подлежащее обозначает (называет) тот предмет, объект или явление, о котором идет речь в предложении. Соответственно, оно логично становится ответом на вопросы «Кто?» и/или «Что?». В большинстве случаев в роли подлежащего выступает имя существительное или местоимение, а также числительное в сочетании с существительным (напр., «множество вариантов»).
  • Сказуемое рассказывает о том, что делает или что происходит с подлежащим. Чтобы найти в предложении сказуемое, задайте вопрос: «Что делает?» (делал/сделает) объект. Не удивительно, что сказуемым обычно бывает глагол. В отдельных случаях в качестве сказуемого может выступать имя существительное или другие части речи.
  • Определение описывает предмет и сообщает его признаки, поэтому отвечает на вопросы «Какой?» (какая/какое/какие), «Чей?» и т.п. Как правило определениями бывают прилагательные и причастия.
  • Дополнение раскрывает содержание предложения в связи с предметом (подлежащим). Оно может отвечать на любой вопрос косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного): «Кого?» («Чего?»), «Кому?», («Чему?»), «Кем?», («Чем?»), «Откуда?» и т.п. Дополнениями бывают как деепричастия, так и другие части речи вместе с предлогами.
  • Обстоятельство раскрывает подробности действия и обозначает его место, время, способ и другие характеристики. В предложении обстоятельство – это тот член, который отвечает на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?», «Где?» и «Как?». Обстоятельствами часто бывают существительные, наречия, реже – другие части речи.
Сам факт наличия в предложении тех или иных членов позволяет говорить о делении предложений еще на две категории. Это может показаться усложнением учебной работы, но на самом деле понимание этой характеристики помогает легче определять актуальную каждого слова в предложении. Поэтому важно запомнить, что по составу предложения делятся на:
  1. Нераспространенные предложения – то есть не имеющие других слов, кроме подлежащего и/или сказуемого (грамматической основы).
  2. Распространенные предложения – то есть включающие в себя, помимо грамматической основы, и второстепенные члены. Их количество не важно: если они есть, то предложение автоматически считается распространенным.
Предложение может быть полным, если в нем присутствуют оба главных члена, или неполным – если один из них отсутствует и угадывается лишь по контексту. Эти параметры обязательно указываются при разборе предложения по членам, в противном случае учитель при проверке задания наверняка снизит оценку. Кроме того, необходимо научиться различать две и большее количество грамматических основ в рамках одного предложения. Такое явление не редко – на практике сложные (содержащие больше одной грамматической основы) предложения встречаются намного чаще, чем простые (включающие только одну грамматическую основу).

Как сделать разбор предложения по членам
Теперь давайте практической работой закрепим теоретические знания о том, как разобрать предложение по членам. Для этого нам понадобится система условных обозначений, с помощью которых маркируются разные члены предложения. Традиционным способом является подчеркивание слов в предложении фигурными линиями в зависимости от синтаксической роли. Эти обозначения общепризнаны и н письме, и в печатном тексте, поэтому запомните их один раз, чтобы впредь всегда использовать при разборе предложения по членам:

  • Подлежащее подчеркивают одной линией.
  • Сказуемое подчеркивают двумя линиями.
  • Определение подчеркивают волнистой линией или горизонтальным зигзагом.
  • Дополнение подчеркивают пунктиром.
  • Обстоятельство подчеркивают пунктиром с точкой.
Для примера возьмем задание средней сложности: простое предложение (одна грамматическая основа), распространенное и полное:

Вечером небо осветила полная луна.


Если вам будет сложно сразу разобрать предложение по членам самостоятельно, сделайте это с помощью пошаговой инструкции:
  1. Вдумчиво прочтите предложение, обращая внимание не только на его содержание, но и на форму: порой именно в ней скрываются каверзные моменты и сложности анализа.
  2. Найдите подлежащее: в данном предложении на вопрос «Что?» отвечает слово «луна». Подчеркните его одной прямой линией.
  3. Найдите сказуемое, отталкиваясь от подлежащего: «Что сделала луна?». Луна осветила (небо). Значит, сказуемое в том предложении: «осветила». Подчеркните этот глагол двумя параллельными прямыми линиями.
  4. Найдите определение (признак подлежащего): «Луна какая?». Луна полная. Слово «полная» - это определение, подчеркните его волнистой линией.
  5. Найдите дополнение: «Что осветила луна?». Луна осветила небо. «Небо» - то дополнение в данном предложении, подчеркните это слово пунктиром.
  6. Найдите обстоятельство: «Когда луна осветила небо?». Луна осветила небо вечером. Соответственно, «вечером» - это определение, которое следует подчеркнуть пунктиром с точкой.
  7. В процессе выполнения задания записывайте вопросы, которые связывают слова в единую по смыслу систему. Пишите их прямо над предложением, сопровождая стрелками от одного слова к другому. Например: Стрелка от слова «луна» к слову «полная» должна быть подписана вопросом «Какая?». Стрелка от слова «осветила» к слову «небо» должна быть подписана вопросом «что?». Это дает возможность преподавателю при проверке задания видеть, каким образом вы его выполняли, и в какой последовательности развивался анализ предложения.
Сложные, неполные предложения требуют еще большей внимательности при синтаксическом разборе. Не забывайте, что одним членом предложения словосочетания могут быть целые словосочетания – и тогда они подчеркиваются именно так, как единый член. Это же правило распространяется на устойчивые выражения и обособленные второстепенные члены предложений. Например, в предложении «Они вернулись, не солоно хлебавши» «они вернулись» – это грамматическая основа, а «не солоно хлебавши» - обстоятельство. Что касается сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, то при их разборе главное – найти и не перепутать каждую из грамматических основ. Для удобства разбора и проверки на письме разделите простые предложения в составе сложного косой чертой – это покажет преподавателю, что вы в совершенстве владеете инструментами синтаксического разбора, и наверняка повысит вашу оценку. Умение правильно разобрать предложение по членам приходит с опытом и практикой, поэтому выполняйте как можно больше подобных заданий самостоятельно, не бойтесь совершать ошибки и учитесь на них. Удачи вам и отличных оценок!

На вопрос что такое разбор по частям речи? заданный автором Евровидение лучший ответ это













лето - существительное
выдалось - глагол
жарким - прилагательное
поэтому - союз
дети - существительное
дома - существительное
не - отрицательная частица
сидели - глагол
они - местоимение
много - наречие
купались - глагол
в - предлог
речке - существительное
часто - наречие
загорали - глагол
на - предлог
солнышке - существительное
лежа - деепричастие
в - предлог
траве - существительное
а - союз
по - предлог
вечерам - существительное
развлекались - глагол
разными - прилагательное
играми - существительное
ссылка

Ответ от Приспособиться [новичек]
Части речи нужны для тех, кто хочет научиться писать предложения безукоризненно, то есть совсем без ошибок. То есть научиться правильно ставить знаки препинания. Основной массе людей это в общем-то и не надо, так как можно примерно запомнить, как обычно пишутся те или иные виды предложений просто из опыта многократного перечитывания различных текстов. Но если человек работает по профессии, где нужно заготавливать какие-то грамотно составленные тексты, то ему необходимо знать правила русского языка в совершенстве. Это необходимо например создателям учебников по русскому языку, учителям русского языка, составителям различных законов, правил, форм документов, бланков и публичных надписей.
Части речи В русском языке выделяют десять частей речи (в скобках приведены общепринятые сокращения), которые объединены в 3 группы: самостоятельные, служебные и междометия. Самостоятельные части речи несут основную смысловую нагрузку в предложении и отвечают на соответствующие вопросы. К ним относятся:
1. имя существительное (сущ., кто?, что?) - называет предметы;
2. имя прилагательное (прил., какой?) - описывает предмет, давая понятие о его характеристиках;
3. имя числительное (числ., какой по счету?, сколько?) - называет порядковый номер или количество;
4. глагол (гл., что делать?) - выражает действие предмета. Дополнительно выделяют две глагольные формы - это причастие (прич., какой?) и деепричастие (дееприч., что делая?, что сделав?), которые выражают признак предмета по действию и дополнительное действие соответственно;
5. местоимение (мест., кто?, что?) - указывает на предмет, но не называет его;
6. наречие (нар., как? когда?, где? куда?, почему? и т. д.) - называет признаки действия, признаки предмета, указывают на время, место, цель и т. п.
Служебные части речи предназначены для связки самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения, для создания сложных предложений и придания им различных оттенков. Это:
предлог (пр.) - выражает зависимость между словами, указывают на положение в пространстве, времени;
союз (с.) - служит для связки однородных членов предложения между собой и простых предложений в сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные;
частица (част.) - придаёт словам и предложениям различные оттенки значения.
Междометие (межд.) - часть речи, которую нельзя отнести ни к самостоятельным, ни к служебным, придает тексту эмоциональную окраску и выражает различные чувства и побуждения.
Разбор предложения на примере:
Это лето выдалось жарким, поэтому дети дома не сидели; они много купались в речке, часто загорали на солнышке, лежа в траве, а по вечерам развлекались разными играми.
Теперь рассмотрим по порядку, какие части речи встречаются в этом предложении.
это - указательное местоимение
лето - существительное
выдалось - глагол
жарким - прилагательное
поэтому - союз
дети - существительное
дома - существительное
не - отрицательная частица
сидели - глагол
они - местоимение
много - наречие
купались - глагол
в - предлог
речке - существительное
часто - наречие
загорали - глагол
на - предлог
солнышке - существительное
лежа - деепричастие
в - предлог
траве - существительное
а - союз
по - предлог
вечерам - существительное
развлекались - глагол
разными - прилагательное
играми - существительное
Источник: нажми тут синитаксический разбор (и то, не по частям речи, а по тому, чем слово является в предложении (подлежащее, сказуемоеи т. д.) , а морфологический - это когда разбирается определенная часть речи.
А вот морфемный- это по частям слова (корень, суффикс и т. д.)
XD копируем всё это


Ответ от Дашенька Мандрица [новичек]
разбор по честям это -морфологический разбор слова))


Ответ от Набросок [новичек]
Т


Ответ от ПУТИН [активный]
ра п п п п ggggggggg g g пол


Ответ от Оля [мастер]
Разбор по частям речи-это синтактический разбор предложения надо выделить главные члены (подлежащие и сказуимое) и второстипенные члены (определение, дополнение и обстоятельство) и с верху написать части речи сокращенно.


Ответ от *Bortnik Victoria* [активный]
синтаксический развор предложения (т. е сказуемое, подлежащее, дополнение и т. д.)


Ответ от Муля [активный]
вам же морфологический нужен?
Образцы морфологического разбора.
Имя существительное:
- начальная форма (именительный падеж, ед. ч.) ;
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- тип склонения;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Хлеб - имя существительное, н. ф. - хлеб, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе, является прямым дополнением. (Если сообразили, можно уточнить, что в данном значении не имеет формы множественного числа.)
Имя прилагательное:
- разряд (качественное, относительное или притяжательное) ;
- полное или краткое (только о качественном) ;
- степень сравнения (только о качественном) ;
- род (только у единственного числа) ;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Пустое - имя прилагательное, н. ф. - пустой; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.
Имя числительное:
- начальная форма (И. п. для количественного, И. п. , ед. ч. , м. р. -для порядкового) ;
- разряд по значению (количественное, порядковое) ;
- разряд по составу (простое, сложное, составное) ;
- падеж;
- род и число (у порядковых и некоторых количественных) ;
- роль в предложении.
Образен разбора в предложении "прошло три года":
Три - имя числительное, н. ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет, подлежащее.
Местоимение:
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , если изменяется по родам и числам) ;
- разряд по значению;
- род (если есть) ;
- падеж;
- число (если есть) ;
- роль в предложении.
Образец разбора:
С него - местоимение, н. ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе, обстоятельство места.
Глагол:
- начальная форма (инфинитив) ;
- возвратный или нет;
- переходный или нет;
- вид;
- спряжение;
- наклонение;
- время (только у изъявительного наклонения) ;
- лицо (у настоящего, будущего времени и повелительного наклонения) ;
- род (у прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе) ;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Убрали - глагол, н. ф. - убрать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, сказуемое.
Причастие (форма глагола настолько "особая", что требует самостоятельной схемы разбора) :
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , м. р.) ;
- от какого глагола образовано (инфинитив) ;
- вид;
- время;
- возвратное или нет (о действительном) ;
- переходное или нет (о действительном) ;
- краткое или полное (о страдательном) ;
- род (только в ед. ч.) ;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":
Падающий - причастие, н. ф. - падающий, от глагола "падать", несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (также очень своеобразная форма глагола) .
- от какого глагола образовано;
- вид;
- возвратность;
- переходность;
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":
Падая - деепричастие, от глагола "падать", несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.
Наречие:
- разряд по значению;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.

Запомни:

Член предложения

Обозначает/ показывает

Отвечает на вопросы

Подчеркивается

Подлежащее

главные члены предложения

о ком или о чем говорится в предложении

кто? что?

Сказуемое

называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он

что делает? что делал? что будет делать? каков?

Определение

второстепенные члены предложения

признак предмета

какой? какая? какое? какие? чей? чья?

Дополнение

на какой предмет или явление направлено действие

кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Обстоятельство

как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки .

1.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

2.В предложении есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? –с гор – это обстоятельство места.

с гор каких? – высоких – это определение.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид предложения по цели высказывания.

II. Вид предложения по интонации.

III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

V. Второстепенные члены предложения.

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки . (Повеств., невоскл., распр.)

Это предложение

I. Повествовательное.

II. Невосклицательное.

III.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

о ручейках говорится, что они побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.

V. Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.

Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

С гор каких? – высоких – это определение.

Запомни:

III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений(.?!).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай так : Слава нашей Родине ! Слава труду !

41. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.

Делай так : Грачи , скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки препинания при однородных членах:

О да (=и) О

О, да (= но) О

и О, и О,и О,и О

или О, или О,или О,или О

О, и О,и О,и О

42.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Делай так:

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

[ ], [ ].

43.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Делай так :

1) Олег успокаивал мать: "Все будет хорошо".

2) Он крикнул: "Вперёд, ребята!"

3) Он спросил: "Ты откуда, парень?"

4) "Я тебя не выдам", - обещал Иван.

5)"Пожар!" – крикнула Таня.

6) "Кто это был?" – спросила Оля.

7) "Я врач, - сказал он,- сегодня дежурю".

"П, - а, - п".

8) "Наше присутствие необходимо, - закончил Петров.- Выезжаем утром".

"П, - а. - П".

9) "Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано".

"П? - а. - П".

10) "Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе".

"П! - а. - П".

11) "Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!"

"П, - а. – П!"

УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».

В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.

Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.

Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.

Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит| №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:

№20 Мороз – мороз ы .

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

Самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;

Самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;

Подбор проверочных слов;

Повторение правил.

Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.

Литература

1.Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа XXI века).

2.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Просвещение,1994.-256 с.

3. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2007.-317 с.

4. Справочник для начальных классов. Пособие для учащихся 3-5 классов, их родителей и учителей. /Т.В. Шклярова - М.: "Грамотей", 2012, 128 с.

Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

План синтаксического разбора предложения

1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Распространенное или нераспространенное.

5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

Образец синтаксического разбора предложения

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Это предложение сложное, первая часть:

(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

вторая часть:

(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

Пример синтаксического разбора предложения

Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

Это предложение простое.

(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.

Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.

Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.

Вконтакте

Что показывает синтаксический анализ

В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.

Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.

Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.

Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .

На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:

  • подл. – сущ., мест.;
  • сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
  • опред. – прил., мест., числ.;
  • доп. – сущ., мест.;
  • обст. – наречие, сущ. с предлогом.

С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.

Характеристика синтаксических единиц

Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.

Определяем вид:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.

Находим грамматическую основу.

Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.

Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:

  • по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
  • по распространённости: распространённое или нераспространённое;
  • по полноте: полное или неполное.
  • чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.

Определяем к какому типу относится сложное предложение:

  • сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
  • сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
  • бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).

Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.

Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.

Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.

Здесь больше параметров для анализа .

После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.

Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

Как составить схему

Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.

  1. Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
  2. Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
  3. Предложения с оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами , а подчёркивается волнистой линией.
  4. В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.

Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.

Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест;
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:

  • по строению – двусоставное, распространённое, полное;
  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.

IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].

Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.

Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.

Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.

Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].

Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.

Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.

Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.

Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.

Схема: [- = и = О, О, О].

Разбор сложных предложений

Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.

Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.

Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.

Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.

Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.

Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.

Схема: [- =], (что = (которые = -).

Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.

Схема: [- =], и [=].

Образец БСП : Ветер воет, гром грохочет.

Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.

Схема: [- =], [- =].

Синтаксический разбор простого предложения

Как делать синтаксический разбор

Вывод

Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины