Новая конституция ссср. Политическое развитие

Новая конституция ссср. Политическое развитие

23.09.2019

Брежневская конституция 1977 года была последним основным законом Советского Союза. Ее приняли из-за неактуального документа-предшественника, принятого еще при Сталине. На декларативном уровне это была самая демократическая советская конституция.

Основные черты

7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва была принята Конституция развитого социализма. Она состояла из введения (преамбулы), 9 разделов, 21 главы и 174 статей. В самом начале документа составители поместили короткий обзор 60-летнего пути советского государства. Ярлык «развитого социализма» появился из-за того, что в конституции общество СССР было названо развитым социалистическим. Согласно марксистско-ленинской трактовке, это состояние было одной из ступенек на пути к коммунизму.

Важнейшим тезисом конституции была шестая статья первого раздела. В ней закреплялось ведущее положение КПСС. Партия называлась ядром всей политической системы. Закреплялось немалое значение деятельности комсомола, профсоюзов и других общественных организаций, созданных властями. Конституция развитого социализма гласила, что основой экономики огромной страны является социалистическая собственность, которая делится на два типа - государственную и колхозно-кооперативную.

Принятие нового основного закона Советского Союза подтолкнуло власти к подготовке таких же документов для всех союзных республик. Например, в РСФСР новая конституция была принята в апреле 1978 года. Она действовала 15 дет и даже пережила сам Союз.

Предпосылки появления

У принятия основного закона 1977 года было множество причин. Важнейшей из них можно назвать изменение всей политической системы. Конституция развитого социализма заменила так называемую сталинскую конституцию, принятую в 1936 году. За прошедшие 40 лет в стране многое изменилось. Политический режим стал заметно мягче по сравнению с эпохой террора.

Первая комиссия, обсудившая перспективы принятия нового главного документа страны, была собрана еще при Хрущеве в 1962 году. В первую очередь юристам пришлось отойти от прежней догмы о классовой борьбе. К тому времени в СССР ее уже не было. Диктатура пролетариата была установлена давно, а никакой буржуазии в Советском Союзе не было.

Отличие от прежней конституции

Новая концепция с перерывами разрабатывалась полтора десятилетия. Хрущев уже лишился власти. Проблему принятия основного документа страны у него переняло политбюро Брежнева. Прогресс советского общества за 40 лет составители конституции видели во многих его характеристиках. Во-первых, при Сталине считалось, что социалистическая экономика страны построена на ресурсах, оставшихся после ликвидации капитализма. Теперь же, в 1977 году, народное хозяйство СССР имело собственную основу, которая формировалась в течение последних десятилетий.

Когда принималась сталинская конституция, рабочий класс составлял около трети населения страны, а когда была издана Конституция развитого социализма, его численность приблизилась к двум третям. Если прежде опорой государства были пролетарии, то теперь оно стало общенациональным. В 70-е популярным был лозунг о нерушимом союзе рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Всенародное обсуждение

В июне 1977 года, за четыре месяца до официального принятия основного закона, в СССР началось всенародное обсуждение проекта конституции. Согласно официальной статистике, в нем участвовало больше 140 миллионов человек (около 80 % взрослого населения страны). Рассмотрение проходило на собраниях в колхозах, воинских частях и на предприятиях.

Всего прошло около 1,5 сотен подобных мероприятий. Встречи инициировались в творческих организациях, профсоюзах, кооперативных объединениях, комсомоле и партийном кругу. Формально проект рассмотрели все существовавшие на тот момент советы. Таким образом, они исполняли свою функцию органов властей. Было получено 400 тысяч предложений о необходимых поправках в некоторых статьях.

Принятие документа

И вот 27 сентября состоялось заседание специальной конституционной комиссии. Был одобрен проект, включавший в себя некоторые поправки и дополнения. Уже после этого произошло принятие Конституции развитого социализма. Дата события стала важной вехой для Коммунистической партии. Было официально заявлено, что страна перешла на новый этап своего развития, и именно этому событию посвящен новый основной закон.

Последнее голосование состоялось 7 октября 1977 года, за месяц до 60-летней годовщины Октябрьской революции. Оно проходило в несколько этапов. Сначала депутаты проголосовали за преамбулу, после чего так же по-отдельности голосовали за каждый раздел. Последним был принят проект конституции в целом.

Социалистическая демократия

Какие главные перемены принесла Конституция развитого социализма? Дата ее принятия ознаменовалась фиксацией обновленной политической системы. В документе впервые для описания советского государства было использована фраза «социалистическая демократия». Если прежде считалось, что главным носителем власти является пролетарский класс, то теперь эта функция приписывалась всему советскому народу.

Органы власти получили новое название (Советы народных депутатов). Именно они стали главным инструментом народовластия в стране. Конституция СССР (развитого социализма) принята была как документ, подтверждающий их основную роль в государственном управлении жизнью общества. Все прочие органы были подотчетны и подконтрольны этим Советам. Специально для них в конституцию был включен четвертый раздел, аналога которому прежде не было. Были продлены полномочия Верховного и местных Советов (на 2 и 2,5 года соответственно). Составители основного закона подчеркивали ведущую роль этих органов в государственном, социально-культурном и хозяйственном строительстве.

Избирательное право

В новом документе были вновь закреплены уже прежде оглашенные принципы равного, всеобщего и прямого избирательного права. Голосование оставалось тайным. Но в то же время принятие Конституции развитого социализма (дата: 7 октября 1977 года) привнесло некоторые перемены в избирательную систему. Важным моментом было снижение возрастного ценза. Теперь на выборах в Советы могли голосовать граждане 18 лет (раньше был порог в 21 год), а в Верховный совет - жители СССР 21 года (прежде только 23 лет). Так в одночасье страна получила дополнительную волну молодых избирателей.

Подчеркивалось право общественных организаций участвовать в подготовке к выборам. Все расходы на их проведение государство брало исключительно на себя. Для большинства Советов вводилось ограничение сроков депутатов, которое составляло два избирательных цикла.

Национальный вопрос

Важно, что принятие Конституции развитого социализма отразило новый подход власти к национальному вопросу. Народы СССР с самого начала возникновения этого государства, с юридической точки зрения, были равны между собой. У каждой достаточно крупной нации была своя автономная республика. Конституция развитого социализма 1977 года смотрела на их отношения несколько иначе. Документ гласил о формировании единого советского народа. Это была новая историческая общность людей. Все они, кроме совсем пожилых людей, родились уже после революции, а значит, росли и жили в одинаковых условиях.

Говоря не о равенстве наций, а об их единстве, идеология предлагала всем советским людям сплотить свои усилия в создании и усовершенствовании народного хозяйства. Принятие Конституции развитого социализма - это шаг в сторону уравнивания республик между собой. Уже в 80-е гг. чрезмерная централизация власти в Москве стала часто критиковаться среди нерусского населения, что наглядно показало существование межэтнической проблемы в СССР. Когда в республиках вслед за Москвой стали принимать собственные конституции, эти документы полностью дублировали всесоюзную версию.

Государство и личность

«Государство и личность» - это второй раздел, который включала в себя Конституция развитого социализма. Год 1977-й ознаменовался новым декларируемым отношением власти к индивиду. В конституции не раз говорилось о высоком приоритете интересов личности в государстве и обществе.

Значительно расширился круг свобод, прав и обязанностей советских граждан. Многие из них были отмечены в прошлой конституции, однако появилось и много нового. Было провозглашено право человека на жилище, охрану здоровья, пользование культурными достижениями. В СССР устанавливалась свобода технического, творческого и научного творчества. Эти декларации часто шли вразрез с действительностью. По-прежнему существовали худсоветы, цензура и т. д. Все это не мешало тому факту, что Конституция СССР (развитого социализма) на декларативном уровне была самой что ни на есть демократической.

Экономическая система

Как и закон-предшественник, новый документ затрагивал основы экономики СССР. Конституция развитого социализма была принята во время расцвета плановой системы. Пятилетки, начатые еще Сталиным, продолжались и стали главным атрибутом советского производства. В конституции подчеркивалось, что руководство всесоюзной экономикой осуществляется согласно государственному планированию. Использовались такие стимулы и рычаги, как централизованное управление, инициатива хозяйственных предприятий, себестоимость, прибыль и т. д.

Давно прошло то время, когда первые большевики грезили о государстве, в котором не будет денег и других ненавистных признаков капитализма. Часть буржуазной системы все-таки присутствовала в советской экономике, и конституция подтверждала этот факт. Допускалась индивидуальная деятельность в области ремесленных и кустарных промыслов, обслуживания и сельского хозяйства.

Основной закон подчеркивал приоритетность общественно-полезного труда. Как известно, в Советском Союзе до последних лет его существования продолжали судить за тунеядство и отсутствие работы. Повседневной нормой было проведение общественных субботников и других коллективных трудовых мероприятий.

Другие положения

Одним из важнейших принципов политической советской системы был объявлен принцип законности. Он раскрывался в 57 статье, согласно которой государственные органы были обязаны уважать личность, а также охранять свободы и права граждан.

Впервые советская конституция оговаривала принципы ведения внешней политики. Отношения с другими государствами строились на множестве документов, принятых международным сообществом. В Основном Законе 1977 года было воспроизведено немало цитат их этих источников. Например, составители повторили часть заключительного акта совещания в Хельсинки, по результатам которого были установлены новые нормы сотрудничества на европейском континенте.

7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял новую конституцию, которая оказалась четвертой и последней в истории советской страны. Этот Основной закон, получивший гордое название «конституция развитого социализма» прекратил свое действие в 1991 году, как только перестал существовать сам Советский Союз.

Старт конституционному процессу в новом советском государстве дала Первая Конституция, которая была принята в 1918 году в связи с образованием РСФСР. Она отражала актуальный на тот момент призыв «Вся власть Советам!», который из простого лозунга превратился в основополагающий принцип строительства нового государства. В связи с чем, Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

Вторая Конституция (первая Конституция СССР) была принята в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года в связи с образованием СССР. Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

После индустриализации, коллективизации и фактической кардинальной реформы власти, которая стала результатом победы И.В.Сталина в ожесточенной внутрипартийной борьбе, принцип «Вся власть Советам» хотя и продолжал существовать формально, однако реальное значение полностью утратил. Это обстоятельство потребовало соответствующего законодательного оформления, в результате чего появилась Третья конституция - Конституция СССР от 1936 года, которую в народе окрестили «сталинской». Из самого этого прозвища следовало, что единоличная власть вождя теперь поддерживалась конституционно, как и главенство партийных структур над государственными. И кроме того, новый Основной Закон окончательно закрепил приоритет союзного законодательства над республиканским, утвердив таким образом жесткую (практически царскую) централизацию власти.

Последняя Конституция СССР («брежневская») была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Она хотя и не вносила существенных изменений в государственный строй, однако ее общий дух вносил некоторую либерализацию во внутриполитическую практику, как бы подчеркивая окончательный конец сталинской эпохи. Одним из моментов такой либерализации стал ввод нового понятия - «трудовой коллектив», который вносился в список легальных общественных организаций и наделялся формальным правом законодательной инициативы и правом выдвижения кандидатов в органы власти. Что хотя и чисто номинально, но уравнивало трудовые коллективы в правах с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и другими легальными организациями.

Эта видимость «опоры на трудовой народ» так импонировала руководству страны, что законодательная база деятельности трудовых коллективов постоянно расширялась. Результатом чего стало появление в 1983 году специального закона «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

Брежневская конституция внесла еще ряд изменений чисто косметического характера. Например, советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов, а срок их полномочий продлен до 2,5 лет (срок полномочий Верховного Совета продлили до 5 лет). Важным было и то, что эта конституция законодательно закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6), которая и так существовала фактически. Этот последний в истории СССР Основной закон вошел в историю как «конституция развитого социализма».

За весь период действия последней Конституции СССР поправки в ее текст вносились шесть раз и касались в основном статей, посвященных деятельности органов власти. А формальный конец ее действия наступил вместе с прекращением существования самой страны, для которой она была написана. Это случилось 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Республика Беларусь). В этот день президентами РСФСР и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности.

История России ХХ - начала XXI века Милов Леонид Васильевич

§ 2. Конституция СССР и положение в стране в годы позднего «развитого социализма». 1977-1985

Конституция 1977 г. Новый Основной закон, часто называвшийся «Конституцией развитого социализма», принят 7 октября. По жестокой иронии Истории, завершение разработки и введение его в действие пришлись на время, когда социализм утратил способности к динамичному развитию. Работа над проектом закона заняла долгие годы. Первый проект, который призван был заменить Конституцию 1936 г., готовился и обсуждался вскоре после Великой Отечественной войны. Однако до принятия новой Конституции дело тогда не дошло.

В апреле 1962 г. Верховный Совет СССР утвердил состав Конституционной комиссии во главе с Хрущевым. С его отставкой и ревизией курса на непосредственное строительство коммунизма направление дальнейшей работы над проектом Конституции, естественно, изменилось. Угроза существованию традиционных наций со стороны грядущей «коммунистической нации» (и беспокойство в национальных республиках на этот счет) была снята записью в резолюции XXIII съезда КПСС, из которой следовало, что советский народ как новая общность многонационален.

Работа над проектом Конституции завершалась в соответствии с указаниями XXV съезда партии (февраль 1976 г.), когда либеральные и технократические тенденции в руководстве страной были прерваны, окончательно возобладала доктрина партийности, формировался жесткий внешнеполитический курс, были ярко выражены персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии. Одновременно пропагандировались тезисы об упрочении «ведущей роли рабочего класса», о возрастании социальной однородности общества, расширении прав и свобод граждан (следствие подписания Хельсинкского акта), растущем демократизме. Все это находило отражение в новом проекте Конституции, авторы которого были вынуждены подчас соединять несоединимое.

Завершенный проект Конституции в мае 1977 г. был одобрен пленумом ЦК и вынесен на обсуждение общественности. 7 октября на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета девятого созыва Конституция была принята. В ней подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей Конституциями 1918, 1924 и 1936 гг.

Конституция состояла из преамбулы и девяти разделов: Основы общественного строя и политики; Государство и личность; Национально-государственное устройство; Советы народных депутатов и порядок их избрания; Высшие органы власти и управления; Основы построения органов государственной власти и управления союзных республик; Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; Герб, флаг, гимн и столица; Действие Конституции и порядок ее применения.

Главной новацией была преамбула, в которой констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства». Таким образом, «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели государства называлось построение «бесклассового коммунистического общества». Основой экономической системы Союза ССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы, социальной основой - союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, статусе народного депутата.

Новая глава (не имевшая аналогов в предыдущих Конституциях) трактовала вопросы внешней политики. Подчеркивалась ее направленность на обеспечение благоприятных международных условий «для построения коммунизма в СССР»; на «укрепление позиций мирового социализма; поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс». Закреплялся принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. На практике эти положения порой вступали в противоречие с обязательствами соблюдения принципа суверенного равенства и прав народов распоряжаться своей судьбой, оправдывали внешнеполитическую экспансию социалистического государства.

Впервые в Основном законе отражен действительный механизм власти в СССР. КПСС называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (6-я статья). Это узаконение реальной роли партии привело к монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений. Оно резко повышало значение партийного аппарата по всей властной вертикали, превращало членство в партии в практически обязательное условие для любой служебной карьеры.

На развитие «подлинной демократии» были ориентированы новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права - на обжалование действий должностных лиц: судебную защиту от посягательства на честь и достоинство; критику действий государственных и общественных организаций. В Конституции закреплялись права на охрану здоровья, жилище; пользование достижениями культуры; на свободу творчества.

Согласно Конституции, все Советы депутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие - составляли единую систему органов государственной власти. Высшим из них являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он правомочен был решать важнейшие государственные вопросы: принятие, изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями ВС СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет министров СССР. Конституция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик.

Новый Основной закон сохранял положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. Многочисленные предложения, направленные на устранение иерархии национальных образований (и народов) внутри Союза ССР путем возвращения к традиционному, дореволюционному территориальному принципу административного деления страны, выравнивания статуса республик, перевода отдельных республик из автономных в союзные, в расчет не были приняты. В то же время само определение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» (ст. 69) свидетельствовало о стремлении усилить федеральные централистские начала. В противоречии с этим находилось закрепленное Конституцией за каждой союзной республикой «право свободного выхода из СССР» (ст. 71), подчеркивание ее суверенности (ст. 75, 80).

Таким образом, Конституция СССР 1977 г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.

Изменения в государственно-политическом руководстве в последние годы нахождения у власти Брежнева. Следствием отказа от экономических методов управления стала централизация, бюрократизация и разбухание управленческого аппарата. К 1985 г. общая численность управленцев в стране приблизилась к 18 млн человек: на каждых 6–7 работающих приходился один руководитель. Наиболее значительный бюрократический слой (11,5 млн) составлял низовой аппарат предприятий и организаций. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10 % госбюджета. Подчеркивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось ее численным ростом. К середине 80-х гг. в ней насчитывалось 19 млн человек. Соответственно расширялся и партийный аппарат.

В 1982 г. партийная структура включала 14 ЦК компартий союзных республик, 6 крайкомов, 150 обкомов, 2 горкома, приравненных к обкомам (Московский, Киевский), 10 окружкомов, 872 горкома, 631 городской райком, 2885 сельских райкомов, 419,7 тыс. первичных партийных организаций. Таким образом, одних только первых лиц в партийной иерархии в начале 80-х гг. набиралось (если не считать первичные парторганизации, 80 % которых состояли из 3- 45 членов партии) 4570 человек. Однако продвижение наверх уже не было, как раньше, связано с обязательным восхождением по партийной лестнице. Высшая элита страны с 70-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а пугем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа, Высшая школа профдвижения, Высшая комсомольская школа, Дипломатическая академия, Институт международных отношений.

Вместе с тем в настоящие бастионы бюрократии превращались министерства и ведомства. К 1985 г. союзный аппарат органов управления министерств и ведомств насчитывал 107 тыс. человек, республиканский - 140 тыс., число работников министерств АССР, краевых, областных управлений и отделов составляло 280 тыс. человек. С 1965 г. министерства были абсолютными монополистами в своей отрасли. Они распоряжались всеми ресурсами, непосредственно руководили предприятиями и организациями по всей стране. Переход к строительству предприятий-гигантов практически во всех отраслях привел к расширению влияния их руководителей.

Главной опорой верховной власти в годы брежневского генсекства стал ЦК КПСС и особенно его аппарат. Если во второй половине 60-х гг. основные решения принимались на пленумах, то в последующем центр властных полномочий все больше смещался в отделы ЦК. Общая численность ответственных сотрудников аппарата ЦК достигала 1500 человек. Пленумы ЦК и съезды партии, хотя и собирались регулярно, стали все больше носить формальный характер, лишь «одобряя» подготовленные аппаратом решения. Механизм пополнения аппарата ЦК и самого Центрального Комитета к концу 70-х гг. был отлажен до «совершенства». В определенных пропорциях соблюдалось представительство в аппарате республиканских партийных организаций, краев и областей, ВПК, науки и искусства, правоохранительных органов. В ЦК и его аппарате отражались интересы всех властных структур. Такая ситуация стала благоприятной для лоббирования интересов регионов и отраслей.

Высший уровень власти в стране представляли около тысячи человек в Москве и около 3 тыс. по всему Советскому Союзу. В это число входили руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупнейших министерств (обороны, внутренних дел, МИДа), секретари обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. В него включались министры, заместители министров, члены коллегии министерств и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, являвшиеся членами и кандидатами в члены ЦК и ЦКК КПСС. На местах к этому перечню добавляются заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик, директора крупнейших промышленных предприятий, командующие военными округами и крупными воинскими частями, начальники управлений КГБ.

Высшее руководство страны к концу 70-х гг. выродилось в настоящую геронтократию. Средний возраст входящих в Политбюро (21–22 члена и кандидата в члены), секретарей ЦК (10–11) за 1971–1981 гг. вырос с 60 до 68 лет. «Коллективное руководство» проявляло исключительное внимание к здоровью друг друга. 24 марта 1983 г. было принято специальное решение об ограничении времени работы членов и кандидатов в члены Политбюро старше 65 лет. Увеличивалась продолжительность отпуска, один день в неделю они могли работать в домашних условиях. Брежнев около 6 последних лет имел 3 выходных дня в неделю; врачи требовали для него еще один выходной. По этой причине заседания Политбюро, принимавшие важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15–20 мин.

Установленные при «позднем Брежневе» порядки сохранились до 1985 г. «Можно по-всякому смотреть на возрастной состав Политбюро, - говорил Ю. В. Андропов (1983). - Здесь концентрация политического опыта нашей партии, и поэтому спешная, непродуманная замена людей далеко не всегда может быть на пользу дела». С заменой действительно не спешили. В 1978 г. вместо скончавшегося Ф. Д. Кулакова секретарем ЦК по сельскому хозяйству избрали М. С. Горбачева, 1-го секретаря Ставропольского крайкома КПСС.

Новым кандидатом в члены Политбюро в марте 1976 г. стал Г. А. Алиев, 1-й секретарь ЦК КП Азербайджана, затем (с ноября 1978 г.) - Э. А. Шеварднадзе, 1-й секретарь ЦК КП Грузии. Погибшего в октябре 1980 г. в автомобильной катастрофе П. М. Машерова на посту кандидата в члены Политбюро заменил новый 1-й секретарь ЦК КП Белоруссии Т. Я. Киселев, скончавшийся в 1983 г. На руководство КГБ был выдвинут В. В. Федорчук (май 1982 г.).

Подчеркивая свою значимость, представители старой гвардии в Политбюро охотно награждали себя всевозможными премиями, орденами и медалями. Л. И. Брежнев с 1981 г. стал рекордсменом по обладанию «Золотыми звездами» Героя. Три брошюры воспоминаний генсека («Целина», «Малая земля», «Возрождение»), подготовленные с помощью профессиональных журналистов, отмечены Ленинской премией по литературе (1979).

Вопрос о своем преемнике Брежнев склонялся решить в пользу К. У. Черненко. В качестве резервной фигуры рассматривался 1-й секретарь ЦК КП Украины В. В. Щербицкий. По свидетельству В. В. Гришина, незадолго до смерти Брежнев «хотел на ближайшем пленуме ЦК рекомендовать Щербицкого генеральным секретарем ЦК КПСС, а самому перейти на должность Председателя ЦК партии».

«Застой» «развитого социализма» стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые по-прежнему включали госдачи, спецпайки, спецлечение, спецтранспорт и т. п. Однако все эти атрибуты «власти-собственности» нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Стремление к обеспечению безбедного существования родных и наследников в условиях безопасности от преследований для номенклатуры, установленной при Брежневе, привело к тому, что в значительной части она не считала обязанной жить по «моральному кодексу строителей коммунизма».

Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр. Было, например, образовано надуманное Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства, которое возглавил свояк Брежнева. Сын Брежнева без должных на то оснований стал 1-м заместителем министра внешней торговли (в 1983 г. освобожден от должности). Зять Брежнева стал заместителем министра МВД. Сын Андропова с 1979 г. успешно делал карьеру в МИДе, в 1984 г. стал послом в Греции.

Наиболее коррумпированными в годы позднего «развитого социализма» были среднеазиатские республики, где дача взяток чиновникам составляла целую систему. Началось сращивание партийного и государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. По позднейшим оценкам, в середине 70-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 80-х гг. - 18 %, к 1985 г. - 21 %, а в 1989 г. - 25 %. В стране множились бригады «шабашников», строивших дачи и целые поселки. Легальными школами капитализма были молодежно-жилищные кооперативы (МЖК), создававшиеся с 1971 г. для обеспечения молодых семей квартирами на основе хозрасчета. К середине 80-х гг. только в Москве действовали 52 МЖК. Комсомольцы, «выбивая» фонды, стройматериалы, кредиты, становились предпринимателями. Впоследствии на базе МЖК вырастали строительные фирмы, банки.

Все это происходило на фоне навязчивой псевдокоммунистической пропаганды, непрерывных праздников и награждений по случаю разных годовщин, юбилеев и успехов в «совершенствовании» «развитого социализма». В то же время созданный десятилетиями производственный механизм страны продолжал действовать, улучшая условия жизни сотням миллионов людей.

Поиски путей упрочения социализма при Андропове и Черненко. 12 ноября 1982 г., через два дня после смерти Л. И. Брежнева, пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК Ю. В. Андропова. Ему было 68 лет. С июня 1967 г. он был председателем КГБ, а после смерти М. А. Суслова в феврале 1982 г. - главным идеологом партии. Нетерпимость к инакомыслию, приверженность авторитарному стилю, репутация просвещенного партократа, личная скромность - все эти качества перевесили шансы других претендентов на высший пост. Как нельзя лучше они отвечали и ожиданиям «простого народа»: навести порядок в стране, укоротить привилегии, пресечь мздоимство, повести борьбу с «теневиками». Первые шаги Андропова-генсека не обманули ожиданий. «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, - заявил он в декабре 1982 г., - но начинать надо именно с нее». Одновременно было дано указание готовить серьезные меры в сфере экономики. В 1983 г. начат широкомасштабный экономический эксперимент в трех республиканских и двух союзных министерствах (Минтяжмаше и Минэлектропроме).

С начала 1983 г. сотрудники КГБ занялись выявлением нарушителей трудовой дисциплины. Рейдами по магазинам, кинотеатрам, баням и т. п. выявлялись и наказывались те, кому в это время полагалось находиться на работе. Одновременно был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле. Отдан был под суд и расстрелян начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома; следом за ним заключены под стражу 25 ответственных работников московского Главторга, директора крупнейших московских гастрономов, автомобильного магазина. Потеснены были позиции «хлопковой мафии» в Узбекистане; добрались до 1-го секретаря Краснодарского обкома КПСС С. Ф. Медунова, министра МВД Н. А. Щелокова и его заместителя Ю. М. Чурбанова, крупно замешанных в коррупции. За короткое время правления Андропова в Москве сменено более 30 % партийных руководителей, на Украине - 34 %, в Казахстане - 32 %.

Страна с напряженным вниманием следила за информационным нововведением, предвосхитившим будущую «гласность». Каждую неделю газеты публиковали сообщение «В Политбюро ЦК КПСС». Опираясь прежде всего на Д. Ф. Устинова и А. А. Громыко, Андропов «омолодил» Политбюро и Секретариат ЦК. В Политбюро введены Г. А. Алиев, ставший 1-м заместителем председателя правительства СССР Н. А. Тихонова; В. И. Воротников (председатель Совмина РСФСР с июня 1983 г.); М. С. Соломенцев (председатель Совмина РСФСР до июня 1983 г., позже председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС с июля 1983 г.). Новым кандидатом в члены Политбюро стал В. М. Чебриков (председатель КГБ с декабря 1982 г.). Новыми секретарями ЦК избраны Н. И. Рыжков (заведующий экономическим отделом ЦК); член Политбюро Г. В. Романов (1-й секретарь Ленинградского обкома партии, отвечающий в Политбюро за координацию работы предприятий ВПК); Е. К. Лигачев (заведующий отделом оргпартработы ЦК).

Большое оживление в обществоведении вызвала статья Ю. В. Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» (Коммунист, 1983, № 3). Генсек предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма». Признание противоречий и трудностей «развитого социализма» и фраза Андропова «мы не знаем общества, в котором живем» воспринимались как необходимая предпосылка для дальнейшего самопознания и возможного реформирования советского общества. Однако «возрождение коммунистического фундаментализма» оказалось недолгим. 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, скончался.

Некоторое наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с его именем, дали заметный экономический эффект. По официальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2 % (против 3,1 % - в 1982 г.); национальный доход вырос на 3,1 %; промышленное производство - на 4 %; производство сельскохозяйственной продукции - на 6 %.

Андропова на посту генерального секретаря ЦК и Председателя Президиума Верховного Совета сменил давний соратник Брежнева К. У. Черненко. (Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяжелая форма астмы.) Его приход к власти сразу же обернулся отказом от андроповских новаций. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК при Черненко не произошло, но на второе место в руководстве вместо Н. А. Тихонова был выдвинут М. С. Горбачев. Борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции оборваны на уровне среднего управленческого звена. Представители партийной и государственной элиты вновь оказались вне всяких подозрений. На время самыми важными стали разговоры о новой Программе КПСС и дискуссия о «стадии развития общества», которую предлагалось теперь именовать не развитым, а развивающимся социализмом. Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придающая «мощное ускорение развитию народного хозяйства».

Знаковым для периода нахождения у власти Черненко стало восстановление в партии Молотова (июнь 1984 г.). Просталинское настроение старой генерации Политбюро при этом было отчетливо выражено Устиновым, предлагавшим восстановить в партии и Маленкова с Кагановичем. По его словам, «ни один враг не принес столько бед, сколько принес нам Хрущев своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина». Однако В. М. Чебриков напомнил о резолюциях на списках репрессированных и о потоке писем с возмущениями, которые следует ожидать в случае восстановления. Неизвестно, как разрешился бы этот вопрос, поскольку «ренессанс» позднего «брежневизма» вскоре закончился.

Положение в экономике и социальной сфере. Неспособность руководства переломить негативные тенденции в народном хозяйстве обусловила дальнейшее снижение темпов экономического развития. В 10-й пятилетке (1976–1980) национальный доход вырос на 21 %, объем промышленной продукции - на 24 %, сельскохозяйственной - на 9 %. В 11-й пятилетке (1981–1985) соответствующие показатели составляли 16,5, 20 и 11 %. В начале правления М. С. Горбачева на волне «ускорения» планировалось увеличить в 12-й пятилетке (1986–1990) национальный доход на 20–22 %, промышленную продукцию - на 21–24 %, продукцию сельского хозяйства - вдвое.

Среднегодовые темпы прироста национального дохода, составлявшие, по официальным данным, в 1971–1975 гг. 5,7 %, в годы 10-й пятилетки снизились до 4,3 %, 11-й - до 3,6 %. Соответствующие показатели среднегодовых приростов промышленной продукции равнялись 7,4, 4,4 и 3,7 %, сельскохозяйственной - 2,3, 1,7 и 1,4 %.

Аналогично снижались и показатели роста производительности общественного труда. Плановые задания по увеличению валовой продукции промышленности в 10-й пятилетке удалось выполнить на 67 %, в 11-й - на 77 %; по увеличению продукции сельского хозяйства и того меньше - соответственно на 56 и 42 %. Последние цифры свидетельствуют, помимо прочего, о невысоком качестве народнохозяйственного планирования.

Задания 11-й пятилетки, утвержденные на XXVI съезде КПСС (март 1981 г.), не были выполнены ни по одному показателю. Тем не менее развитие страны имело поступательный характер. Темпы роста национального дохода (вновь созданная стоимость во всех отраслях сферы материального производства) на протяжении всех 70-х гг. сохранялись на уровне 4,9 % ежегодного прироста, и даже в самую «застойную» пятилетку (1981–1985) обеспечивался ежегодный прирост в среднем на 3,6 % в год. Альтернативные данные показывают, что в 70-е гг. национальный доход ежегодно возрастал на 2,1 %, а в 1981–1985 гг. - на 0,6 %, но и эти показатели были ненамного ниже, чем в большинстве развитых стран. Что же касается общего промышленного производства, то с 1970 по 1988 г. оно возросло в СССР в 2,38 раза против 1,32 раза в Англии, 1,33 - в ФРГ, 1,48 - во Франции, 1,68 - в США, в 2 раза - в Японии.

Национальное богатство России в 1970–1980 гг. прирастало в среднем на 7,5 % в год против 10,5 % ежегодного прироста в 60-е гг. В целом брежневский, андроповский и черненковский периоды (1964–1985) характеризуются ежегодным приумножением национального богатства на 6,5 %, и лишь в горбачевский период этот показатель снизился до 4,2 % в год. Рост валового внутреннего продукта России в эти годы характеризуется следующими данными. В 1985 г. его объем составлял 3494 млрд руб. и был в 2,9 раза больше, чем в 1964 г., и в 1,4 раза больше, чем в 1977 г.

СССР располагал мощной многоотраслевой экономикой, обеспеченной практически всеми видами сырья, кадрами ученых, инженеров, рабочих. Произошли существенные сдвиги в решении извечной для страны транспортной проблемы. За 60-80-е гг. произведена полная замена паровозов тепловозами, самолетов с поршневыми моторами на реактивные, речные и морские суда оснащены дизельными двигателями. В народном хозяйстве появились мощные специализированные грузовые автомобили, комфортабельные скоростные автобусы, налажено массовое производство легковых автомобилей («Волга» с 1956 г., «Запорожец» с 1960 г., «Жигули» с 1970 г.), заметно расширилась и улучшилась автодорожная сеть, был создан магистральный трубопроводный транспорт. Производственный потенциал был вполне высоким и позволял вести эксперименты по переустройству экономики в нужном направлении без коренной перетряски жизни народов страны. Однако руководству СССР периода позднего «развитого социализма» эта задача оказалась не по силам.

«Наверху», конечно, многие осознавали неблагополучие в развитии экономики. Предпринимались и попытки найти выход из положения. В 1979 г. группой аналитиков под руководством заместителя председателя Совмина академика В. А. Кириллина был подготовлен доклад о состоянии и перспективах советской экономики. Он содержал реалистическую картину тяжелого положения советской экономики: страна начинает безнадежно отставать в использовании передовых технологий, а нарастающие проблемы нельзя решить без радикального, структурного реформирования экономики. Предложения аналитиков, как и все более ранние проекты реформ в экономике, были так или иначе связаны с представлениями о необходимости расширения роли элементов рыночных отношений в социалистической экономике.

Однако доклад вызвал лишь раздражение и недовольство большинства членов Политбюро. В. А. Кириллин был снят с работы. Это, по всей видимости, стало одной из причин обострения болезни.

А. Н. Косыгина. В октябре 1980 г. он был освобожден от работы. Назначенный 23 октября 1980 г. председателем Совмина Н. А. Тихонов к реформам относился столь же подозрительно, как и Брежнев.

«Совершенствование» управления народным хозяйством пошло в ставшем к концу 70-х гг. уже привычным русле замещения экономических рычагов административными. Постановление ЦК от 12 июля 1978 г. «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» делало упор на дальнейшее повышение роли государственного плана как важнейшего инструмента государственной политики. Число обязательных плановых показателей вновь было увеличено, их содержание уточнялось в одновременно принятом постановлении «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Параллельно с этим усложнялась и дифференцировалась отраслевая структура управления экономикой.

Попытки интенсифицировать экономику посредством составления многочисленных программ автоматизации и комплексной механизации, носивших административно-бюрократический характер, оказались малоэффективными, поскольку они не влияли на зарплату и уровень жизни. Не удавались и попытки реанимировать трудовой энтузиазм. Многочисленные трудовые почины, вахты, встречные обязательства, работа по бездефектному методу имели мало общего с ударничеством довоенных лет и трудовым энтузиазмом послевоенной пятилетки. Они чаще всего были «инициативой» партийных органов, а не масс, и быстро угасали. Это, конечно, не исключает того, что в трудовых коллективах было немало замечательных, уважаемых мастеров своего дела и честных тружеников, служащих примером для подражания.

С конца 70-х гг. нарастало влияние ряда объективных факторов, препятствовавших развитию экономики экстенсивными методами. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости в 60-х гг. привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Так, добыча топлива с 1971 по 1980 г. увеличилась в СССР более чем в 3 раза, газа - более чем в 8, а нефти - почти в 7 раз. Нефть и газ были важнейшими предметами советского экспорта. Только от вывоза нефти страна получала ежегодно около 16 млрд долларов. Доля топлива и энергоносителей в общем объеме советского экспорта выросла С 15,6 % в 1970 Г. ДО 54,4 % - В 1984 г. В 1960 г. почти вся нефть и газ добывались в европейской части СССР, в середине 80-х гг. две трети общесоюзной добычи нефти и газа обеспечивала Западная Сибирь. Добывать топливо в северных районах страны становилось все труднее, и в 1984 г. впервые за годы советской власти годовая добыча нефти снизилась.

За 1965–1982 гг. общая валютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила около 170 млрд долларов. Возникла явная зависимость страны от конъюнктуры мирового рынка. Падение цен на уголь и нефть на мировом рынке в середине 80-х гг. стало важнейшей причиной финансового и бюджетного кризиса. Годы позднего «развитого социализма» стали называть годами «застоя» прежде всего потому, что, поглощая потоки нефтедолларов, советское руководство мало что сделало для перестройки экономических механизмов.

В декабре 1978 г. введена в строй первая очередь огромного Волгодонского завода тяжелого машиностроения (Атоммаш). Именно здесь начиналось поточное производство различных типов ядерных реакторов для АЭС. Однако наряду с работами по завершению этого строительства сооружались дорогостоящие, бесперспективные и экологически небезупречные Астраханский газоконденсатный комбинат, газохимический комплекс Тенгизгюлимер, канал Волга - Чограй в Калмыкии.

Деревне, традиционно выступавшей донором экстенсивного развития промышленности, с годами все труднее было играть прежнюю роль. Капиталовложения в сельское хозяйство хотя и возрастали, но явно недостаточно. Молодежь продолжала уезжать в город. С 1967 по 1985 г. деревню ежегодно покидало в среднем 700 тыс. человек. Средний возраст сельских жителей неуклонно повышался.

Особенно тяжелое положение складывалось в Нечерноземье - на огромной территории исторического центра России, охватывающей 29 областей и автономных республик. Это была тяжелая расплата за непонимание того, что в «холодной стране» инвестиции в сельское хозяйство должны быть в несколько раз больше, чем в практике властей. Тем не менее реализация принятого в 1974 г. постановления «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» позволила построить ряд крупных производственных комплексов. Несомненным достижением стало и завершение электрификации села. Однако на развитие социальной сферы и на инфраструктуру средств выделялось значительно меньше, сельский быт продолжал оставаться примитивным и тяжелым. Продукция, проданная государству колхозниками Нечерноземья в 1980 г., после всех реформ, оставалась убыточной. По молоку убыток составлял 9 %, по крупному рогатому скоту - 13 %, по свиньям - 20 %, по птице - 14 %, по шерсти - 11 %. Это оставалось одной из главных причин упадка сельского хозяйства.

Курс на укрупнение мелких населенных пунктов фактически обнаруживал незаинтересованность властей в развитии каждой деревни из-за высоких затрат на индивидуальное жилищное строительство, дороги, мосты, газопроводы. В результате число населенных пунктов постоянно сокращалось под предлогом неперспективности. Жизнь в отдаленных от центральных усадеб деревнях замирала. Закрывались школы, больницы, магазины, предприятия службы быта. По материалам переписей населения 1959 и 1989 гг., численность сельского населения в стране сократилась на 10 %, в Нечерноземье - на 42 %. Число сельских поселений в РСФСР уменьшилось за это время на 139 тыс., в Нечерноземье - на 76 тыс. Возникла и обнаружила тенденцию к росту особая категория сельских поселений, не имеющих трудоспособного населения. Традиционный и важнейший источник роста численности населения страны фактически не действовал. Исторический центр России исчезал, словно в каком-то мощном катаклизме. Политику ликвидации мелких деревень писатель В. Белов с полным основанием охарактеризовал как «преступление против крестьянства».

В результате преобразований на селе к концу 1985 г. в стране насчитывалось 26,2 тыс. колхозов и 22,7 тыс. совхозов. В них было занято соответственно 12,7 и 12 млн человек и производились примерно равные объемы продукции сельского хозяйства (на 73,9 и 75,2 млрд руб.).

Обстановка кризиса, складывавшегося в сельском хозяйстве в условиях позднего «развитого социализма», коренным образом отличалась от дореволюционного положения в российской деревне. Несмотря на все потрясения советского периода истории и разрушения военных лет, совокупные усилия советской власти и крестьянства позволили увеличить к началу 80-х гг. производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с дореволюционным уровнем в 3–4 раза, годовую производительность индивидуального труда в сельском хозяйстве более чем в 6 раз, а часовую в 10-И раз (средняя продолжительность рабочего дня крестьянина составляла около 7 ч, а в начале века - 11). Общественная производительность труда в агропромышленном комплексе СССР с учетом худших природных условий (по биоценозу в 2,9 раза, продолжительности стойлового содержания скота в 3,4 раза и т. д.), в сущности, не уступала американскому. Все это позволяло Советскому Союзу иметь общенародный продовольственный фонд, достаточный для того, чтобы гарантировать своим гражданам потребление продовольствия на 1/3 большее, чем в среднем в мире.

При всем этом поиски вывода деревни из кризиса, предпринятые в конце 70-х гг., во многом лежали в традиционном архаичном стереотипе мышления. М. С. Горбачев, ставший в 1978 г. секретарем ЦК по сельскому хозяйству, возглавил разработку очередного проекта его оздоровления под названием «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г.» (одобрена в мае 1982 г.). Ее суть состояла в комплексном использовании всего арсенала административно-бюрократических мер для решения продовольственной проблемы в стране к 1990 г.

В основе программы лежала идея агропромышленной интеграции - установления производственных связей между колхозами, совхозами, предприятиями пищевой промышленности, торговыми, строительными и транспортными организациями. Производство замыкалось в единый государственный агропромышленный комплекс. На региональном уровне в АПК объединялись все предприятия, связанные с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, с производством удобрений, сельхозтехники и пр. Создавались соответствующие структуры агропромышленных объединений. В ноябре 1985 г. высшей инстанцией стал Госагропром СССР, вобравший функции пяти союзных министерств. К середине 80-х гг. в агросфере экономики действовало 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. Однако агропромышленная интеграция не принесла ожидаемого эффекта. За счет дополнительных бюджетных ассигнований в 11-й пятилетке удалось преодолеть спад производства в сельском хозяйстве и даже обеспечить некоторый его рост по сравнению с 10-й. В целом же намеченных показателей достичь не удалось. Продуктов на «душу населения» в стране больше не становилось. Советский Союз был вынужден ввозить из-за рубежа все большее количество продовольствия. В 1976–1980 гг. импорт составлял 9,9 % от уровня сельскохозяйственного производства страны, в 1980 г. - 18,1 %, в 1981 г. - 28,4 %.

Стратегическая, длящаяся десятилетиями недооценка необходимости особо крупных вложений в сельское хозяйство «холодной страны» и быт крестьян обернулась проеданием нефтедолларов и отсутствием масштабных инноваций в высокотехнологичные отрасли хозяйства. А это имело в будущем роковые последствия.

В целях ускорения развития сельского хозяйства в южных районах страны в начале 80-х гг. в СССР разработаны проекты переброски части стока северных рек на юг: сибирских - в Среднюю Азию, европейских - в Каспий через Волгу. Проекты широко обсуждались в правительстве, находили поддержку в южных регионах страны. Благодаря резкой критике общественности, прежде всего русских писателей (В. Белов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Распутин) и ученых (академики А. Л. Яншин, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков), осуществление экологически опасных проектов в 1986 г. было отложено.

Противоречия индустриальной модернизации страны отражались и на социальной сфере. Социальная структура советского общества приобретала все более городской характер, что явно не соответствовало географической специфике страны. Численность населения городов выросла с 164 млн человек в 1979 г. до 180 - в 1985 г., сельское население уменьшилось с 99 до 96 млн. Численность рабочих и служащих в народном хозяйстве с 1975 до 1985 г. выросла со 102 млн до 118,5 млн, число колхозников сократилось с 15 до 12,5 млн человек. Горожане составляли почти 2/3, в отдельных республиках и регионах - до 3/4 населения. Однако его общий прирост происходил главным образом за счет высокой рождаемости в среднеазиатских республиках. Естественный прирост населения в 1986 г. составлял в России 0,68 %, в то время как в Эстонии, Латвии он равнялся 0,40 %, на Украине и в Литве - 0,44 и 0,66 %, в Белоруссии и Грузии - 0,74 и 0,99 %, в Молдавии - 1,30 %, в Казахстане и Армении - 1,81 и 1,83 %, в Азербайджане - 2,09 %; а в Киргизстане и Туркменистане - 2,55 и 2,85 %, в Узбекистане и Таджикистане - 3,08 и 3,52 %.

Несмотря на официальный тезис об усилении социальной однородности общества, на деле усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни различных слоев населения. Доходы верхнего слоя, составлявшего около 2 % населения, в 20–25 раз превосходили заработки низших слоев. По официальным данным на март 1986 г., 4,8 % рабочих и служащих народного хозяйства СССР зарабатывали менее 80 руб. в месяц; 32,3 % - 80-140; 29,5 % - 140–200; 22,7 % - 200–300; 9,5 % - свыше 300 руб. На рабочего в СССР в виде заработной платы приходилась все меньшая часть стоимости созданного им продукта. В 1971 г. доля зарплаты в чистой продукции промышленности составляла 58 %, а в 1985 г. - 36 %. В середине 80-х гг. свыше 50 млн человек все еще были заняты на производстве неквалифицированным ручным трудом.

Уравнительные тенденции привели к падению престижа квалифицированного труда. Это имело тяжелые последствия, сдвигало в «тень» доходы, получаемые сверх официальной зарплаты. Росла прослойка врачей, помогавших больным за дополнительную плату; расширялись репетиторские услуги в сфере образования; в товарный оборот включался используемый гражданами жилищный фонд. Теневая экономика была связана и с чисто уголовной деятельностью, хищениями товаров и сырья, махинациями с отчетностью, изготовлением на государственных предприятиях и последующей продажей неучтенной продукции через государственную торговую сеть, с валютными операциями. По различным оценкам, к середине 80-х гг. в теневой сфере экономики было занято 15 млн человек. Ее объемы оценивались в 80 млрд руб. В городах на долю этой экономики приходился ремонт 45 % квартир, 40 % автомобилей, 30 % бытовой техники. На селе эта доля доходила до 80 %.

Вместе с тем о позитивных сдвигах в развитии общества свидетельствовали многократный рост расходов на культуру; увеличение тиражей книг, периодических изданий; укрепление материальной базы СМИ. В 70-е гг. страна вступила в эпоху «телевизионной культуры». Однако в целом доля государственных средств, выделяемых на социальные и образовательные нужды в условиях позднего «развитого социализма», сокращалась. При Брежневе доля на просвещение в государственном бюджете была меньше, чем даже перед войной, когда страна была гораздо беднее. Это происходило на фоне роста расходов на содержание бюрократических и управленческих структур.

В конечном итоге 60-80-е гг. были временем существенного повышения благосостояния народа. Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих, занятых в 1970 г. в промышленности, равнялась 133,3 руб. в месяц, в сельском хозяйстве - 100,9 руб., она в 2,2 и 1,6 раза превышала прожиточный минимум. Дополнительные доходы из фонда общественного потребления и личных подсобных хозяйств значительно увеличивали этот разрыв. Съезды партии постоянно требовали усилить внимание к производству товаров потребления и обеспечить коренные сдвиги в качестве и количестве товаров и услуг для населения. Повышались денежные доходы населения, увеличивалась гарантированная заработная плата колхозников, оклады низкооплачиваемых слоев населения подтягивались к оплате среднеоплачиваемых. Однако в реальности эта политика приводила к тому, что нередко ущемленными в оплате труда оказывались специалисты высокой квалификации. Создавалась нелепая ситуация, когда в машиностроении и строительстве инженеры получали меньше, чем рабочие-сдельщики. Если в конце 50-х гг. инженерно-технические работники в целом получали на 70 % больше, чем рабочие, то к середине 80-х гг. разрыв составил лишь 10 %, что снижало престиж инженерной профессии и не способствовало развитию научно-технического прогресса.

Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965–1975 гг. выросли на 46 %, в 1976–1980 гг. - еще на 18 %, в 1981–1984 гг. - на 10 %. Вместе с тем на протяжении 70-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн человек. В 11-й пятилетке новое жилье получили еще 50 млн человек. В 1976–1980 гг. построено жилых домов площадью 527,3 млн кв. м, в 1981–1985 гг. - 552,2 млн. Городской жилищный фонд увеличился с 1867 млн кв. м в 1975 г. до 2561 млн в 1985 г. Это было огромное достижение.

Жизнеобеспечение людей в годы «развитого социализма» улучшалось в результате огромного по масштабам дорожного строительства. Эксплуатационная длина железных дорог Министерства путей сообщения СССР увеличилась с 125,8 тыс. км (конец 1960 г.) до 144,9 тыс. км в конце 1885 г. Длина автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием за это время возросла с 258 тыс. км до 812 тыс. км. К построенным в послевоенные годы метрополитенам в Ленинграде (1955) и Киеве (1960) во времена «застоя» прибавилось метро еще в 8 крупнейших городах - Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1972), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком и Новосибирске (1985). Быт людей в городе в основном вышел на современный уровень и существенно улучшился на селе (главным образом за счет завершения его электрификации). Были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, в основном решившая проблему белка в рационе питания. Громадные вложения в Сибирь и Урал, сделанные в 1960-1980-е гг., в принципе обеспечивали жизнь страны на многие десятилетия вперед. Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965–1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены.

Советские люди пользовались бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, государство несло большие расходы по содержанию жилищного фонда. Выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления, в 1979 г. составляли 4,9 млрд руб., а в 1985 г. - 9,3 млрд. К концу 70-х гг. возрастало или было стабильным потребление непродовольственных товаров и обеспечение товарами длительного пользования.

Розничные цены на основные потребительские товары не претерпели существенных изменений по сравнению с 50-ми гг., увеличивались медленнее, чем заработная плата основной массы трудящихся. В целом ситуация в этом отношении в 50-80-е гг. была куда как более выигрышной в сравнении с 30-ми и 40-ми гг.

С 1962 г. цены на продовольствие почти не менялись, за исключением рыбных и деликатесных товаров, шоколада, кофе, цитрусовых и винно-водочных изделий. В целом индекс государственных розничных цен на все товары повысился в 1984 г. по сравнению с 1965 г. на 11 %. Повышение цен на продовольственные товары произошло главным образом за счет алкогольных напитков. Если это влияние исключить, то повышение цен на продовольствие составляло к 1965 г. - 6 %, а к 1980 г. - 2 %. Достигалось это во многом за счет дотаций государства по продаже продовольствия, главным образом мяса и молока. Впервые дотации появились в 1965 г. в сумме 3,6 млрд руб. и увеличивались в последующем почти на 4 млрд руб. в год, создавая известные «ножницы» цен и серьезные перекосы в экономике. В 1987 г. дотации составляли 57 млрд руб. Рыночные цены на продукты питания в среднем в 2,5 раза превышали государственные розничные цены.

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 38. РЕАЛИИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА РЕФОРМЫ – ХОРОШО, НО СТАБИЛЬНОСТЬ – ЛУЧШЕ… После снятия Хрущева в стране очень популярным стало слово «волюнтаризм». Обвиняя отстраненного лидера в волевых методах руководства, в отсутствии логики и экономической целесообразности в

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Глава 15 СССР в годы «перестройки» (1985–1991) После смерти в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов. Новый советский лидер попытался направить экономическую стратегию государства на интенсификацию производства, повышение

Из книги История России. XX – начало XXI века. 9 класс автора

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Конституция СССР 1977 г. Изменения в государственном управлении Очередная Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. Во вводной ее части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 34. КУЛЬТУРА ЭПОХИ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА» Образование и наука. Достижения советской науки и культуры в конце 1960-х – начале 1980-х гг. во многом были обусловлены состоянием отечественной системы образования. В этот период советская школа стала самой массовой и

автора Верт Николя

Глава XI. Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя» (1965 -

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

II. КРИЗИС «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА» В конце 50–х гг. Хрущев поставил перед народным хозяйством СССР грандиозную задачу: догнать и перегнать американскую экономику. Сместившая «кукурузника» команда выказала более скромные амбиции: построение коммунизма было отодвинуто в

Из книги Новейшая история России автора Шестаков Владимир

Последняя Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. По своей структуре новая Конституция отличалась от трех предшествующих ей (1918, 1924 и 1936 годов) и вошла в историю как «Брежневская» (иногда ее называют «Конституция развитого социализма»).

Вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР впервые был поставлен Н.С. Хрущевым еще на внеочередном XXI съезде КПСС. Затем XXII съезд постановил приступить к разработке проекта Конституции СССР, а 25 апреля 1962 года Верховный Совет СССР принял постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Одновременно была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым, которая более десяти лет практически бездействовала, поскольку в ноябре 1967 года Брежнев заявил о построении в СССР развитого социалистического общества, и, естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разрабатывать проект новой Конституции.

Майский Пленум ЦК КПСС 1977 года рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его, после этого Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 года проект новой Конституции СССР был опубликован в центральной и местной печати. Началось его всенародное обсуждение, которое продолжалось около четырех месяцев. В обсуждении приняло участие свыше 140 млн. человек, или более 4/5 взрослого населения страны, а многие предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения, были учтены и использованы при доработке проекта Конституции. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва проект нового Основного Закона СССР подвергся всестороннему обсуждению, в 118 статей были внесены поправки и добавлена еще одна статья.

7 октября 1977 года Верховный Совет единогласно утвердил Конституцию СССР. Она состояла из преамбулы, содержащей некоторые положения политического, научного и практического значения (в ней констатировалось построение развитого социалистического общества, создание общенародного государства, а в качестве цели указывалось построение «бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении»), и 174-х статей. Все статьи нового Основного Закона СССР объединялись в 9 разделов, 7 из них имели деления на главы (всего 21 глава).

Конституция состояла из следующих разделов: 1) основы общественного строя и политики; 2) государство и личность; 3) национально-государственное устройство; 4) советы народных депутатов и порядок их избрания; 5) высшие органы власти и управления; 6) основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; 7) правосудия, арбитражи и прокурорский надзор; 8) герб, флаг, гимн и столица; 9) действие Конституции и порядок ее применения.

Многие историки и юристы же увидели в принятии Конституции СССР 1977 года стимуляцию дальнейшего развития права и существенного обновления советского законодательства.

Конституция развитого социализма

Сохраняя премственность идей и принципов конституционного законодательства прошлых лет, Конституция СССР 1977 г. обогатила их новыми положениями, разработанными партией применительно к современной эпохе. В ней был учтен большой опыт обновления и совершенствования советского законодательства за последние два-три десятилетия, а также опыт конституционного творчества зарубежных социалистических стран, где в 70-х годах были приняты новые конституции.

Конституция СССР законодательно закрепила как общие принципы социалистического строя, так и основные черты развитого социалистического общества. В ней записано, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Главным принципом государственной власти в СССР является полновластие народа: политическую основу страны составляют Советы народных депутатов. Дальнейшее развитие получили ленинские идеи о Советах как органах народовластия. Новое их наименование — Советы народных депутатов — отражает общенародный характер Советского государства.

Всем своим содержанием Конституция СССР направлена на дальнейшее развитие и углубление социалистической демократии. Сохраняя ранее закрепленные социально-экономические и политические права (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение и пр.), она углубила их содержание, расширила круг прав и свобод граждан с учетом условий и возможностей зрелого социализма и усилила гарантии их осуществления. В частности, в конституционном порядке дополнены права граждан на жилище и охрану здоровья, на пользование достояниями культуры, гарантирована свобода научного, технического и художественного творчества.

В Конституцию внесены положения о широком участии общественных организаций и трудовых коллективов в управлении делами общества и государства, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Существенно расширяет демократизм советского общества получившее дальнейшее развитие в Основном Законе право граждан объединяться в общественные организации, способствующее развитию политической активности трудящихся и удовлетворению их многообразных интересов.

Гарантируя права и свободы личности, Конституция на более высокий уровень подняла вопрос об обязанностях граждан: честно трудиться, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать социалистическое Отечество, строго соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР.

Законодательно закреплена в Конституции руководящая и направляющая роль Коммунистической партии, являющейся ядром политической системы развитого социалистического общества.

Экономическую основу СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной. Социальной основой государства, по определению Конституции, является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Главная цель социальной политики государства заключается в том, чтобы способствовать усилению социальной однородности общества — «стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР».

Дальнейшее развитие получил в Конституции СССР ленинский принцип социалистического интернационализма. На современном этапе развитого социализма поднялось на новую ступень социальное и интернациональное единство, монолитность советского народа как новой исторической социальной и интернациональной общности людей. Но советский народ не есть какая-то новая нация. В докладе «О проекте Конституции (Основного Закона) СССР и итогах его всенародного обсуждения» Л. И. Брежнев показал необоснованность и неправильность предложений о введении в Конституцию понятия единой советской нации, о ликвидации союзных и автономных республик или резком ограничении суверенитета союзных республик. «Социально-политическое единство советского народа вовсе не означает исчезновения национальных различий. Благодаря последовательному проведению ленинской национальной политики мы, построив социализм, одновременно — впервые в истории — успешно решили национальный вопрос. Нерушима дружба советских народов, в процессе коммунистического строительства неуклонно происходит их сближение, взаимное обогащение их духовной жизни. Но мы встали бы на опасный путь, если бы начали искусственно форсировать этот объективный процесс сближения наций. От этого настойчиво предостерегал В. И. Ленин, и от его заветов мы не отступим».

В новой Конституции сохранены полностью оправдавшие себя принципы федеративного устройства СССР. Зафиксированные в ней принципы национально-государственного устройства обеспечивают подлинно демократическое сочетание общих интересов многонационального Союза ССР и интересов каждой союзной республики. Углубляя гарантии суверенных прав союзных республик, расширяя их компетенцию, Конституция СССР в соответствии с прогрессирующим процессом сближения наций, указывает на необходимость укрепления общесоюзного государства. Советский Союз определен как «единое союзное многонациональное государство... СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма».

Советское государство обеспечивает суверенитет союзных республик при их глубокой ответственности за решение единых интернациональных задач. «Суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР», — гласит статья 81.

В Конституции 1977 г. законодательно закреплены главные цели и основные принципы внешней политики СССР.

В отличие от предыдущей в Конституции СССР 1977 г. выдвинут ряд программных положений, раскрывающих перспективы дальнейшего коммунистического строительства. В преамбуле Основного Закона подчеркнуто, что «высшая цель Советского государства — построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление». Исходя из этого определяются главные задачи общенародного государства в области экономики, социального развития, культуры, воспитания нового человека, в сферах внешней политики и обороны страны. Раскрытие в Конституции СССР перспектив советского общества имеет большое вдохновляющее значение, оно дает возможность яснее представить формы и пути нашего движения к коммунизму, придает целеустремленность усилиям трудящихся в строительстве нового общества.

Новая Конституция СССР законодательно закрепила важнейшее историческое завоевание советского народа за 60 лет Советской власти — построение зрелого социалистического общества. Ее принятие вооружило трудящихся мощным орудием строительства коммунизма. Новая Конституция явилась могучим средством дальнейшего развития и углубления социалистической демократии.

Неоценимо международное значение Советской Конституции. Она еще выше подняла международный авторитет Советского Союза, умножили притягательную силу идей социализма, ярко раскрыла перед миром сущность, гуманизм, огромные преимущества социалистического строя, социалистической демократии, миролюбивый характер внешней политики СССР. Принятие новой Конституции внесло выдающийся вклад в великое дело строительства коммунизма в нашей стране, в теорию и интернациональную практику строительства мирового социализма, в дело борьбы трудящихся всего мира за свободу, за прогресс человечества, за прочный мир на земле.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины