Как активизировать и развивать функции правого полушария мозга. Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития

Как активизировать и развивать функции правого полушария мозга. Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития

13.10.2019

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Функции головного мозга четко разделены, направлены на выполнение различных функций. Каждому полушарию необходимый особый подход, а потому и развивать их нужно по-разному.

Задача каждого полушария

Давайте разберемся, за что отвечает каждое из полушарий. Итак, левое полушарие - это логика, буквальное восприятие информации, математические способности, письмо, чтение, способность к языкам.

Левое полушарие отвечает за построение причинно-следственных связей. Таким образом, понимаем, что левополушарное мышление по сути своей довольно-таки рационально. Теперь давайте перейдем, к правополушарному мышлению, более спонтанному и иррациональному.


Правое полушарие отвечает за воображение, эмоции, способности к музыке, изобразительному искусству. Среди многих хорошо нам всем известных талантливых и творческих людей есть много левшей, то есть людей с доминирующим правополушарным мышлением.

Это, например, Моцарт, Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие. Кроме того, правое полушарие отвечает за интуицию и образное мышление.

Итак, после того как мы разобрались, для чего же нам нужно правое полушарие, давайте перейдем к тому, как его можно развить. Конечно, одним из способов является просто более частое использование левой части тела - той, которую оно контролирует.

То есть можно начать с того, что больше использовать левую руку, например, когда чистите зубы, едите, моете посуду и т.д. Некоторые рекомендуют научиться писать левой рукой. Однако, тут важно понимать, что злоупотребление подобного рода действиями может негативно сказаться на вашей психике, вплоть до развития эпилепсии.

Поэтому рекомендуется использовать более "безопасные" методы. Первый из них - это научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Когда человек играет на чем-либо он задействует обе руки - левую и правую, что как раз и способствует развитию правого полушария у правшей и левого - у левшей.

Также своеобразной тренировкой полушарий мозга является печатание текста и другие подобные действия. Теперь рассмотрим второе упражнение - чтение слов с конца, т.е. если вам нужно прочесть слово "красный", вы его читаете как "йынсарк". Так можно проделывать с любыми текстами.

Кстати о цветах: хорошей тренировкой для правого полушария будет также если перед вами будут слова, обозначающие какой-либо цвет, при этом они сами будут написаны другим цветом, и вы будете произносить не сами слова, а цвет которым они написаны.

Например, у вас есть слово "красный", которое написано зеленым цветом. Вам нужно будет произнести слово "зеленый". На первый взгляд просто но далеко не у всех получается сделать это быстро.

Еще одно эффективное упражнение - дотроньтесь указательным пальцем правой руки до кончика носа, а левой - до правого колена. Затем хлопните в ладоши и сделайте наоборот, т.е. пальцем левой руки коснитесь кончика носа, а правой - левого колена. И так делайте столько раз, насколько хватит терпения. При этом старайтесь выполнять это как можно быстрее.

  1. Нужно учиться не просто сопереживать другим людям, а смотреть на мир его глазами, таким образом, человек глубоко соприкасается с действительностью других людей.
  2. Нужно учиться рисовать, воспринимая окружающий мир абстрактным образом, для начала можно стать дизайнером своей квартиры, делать фото, доверять своей интуиции при выборе цветовой гаммы.
  3. Человеку нужно часто слушать расслабляющую музыку, во время которой можно отдохнуть, собрать свои помысли, направить созидательную энергию в правильное русло.

А при одновременной работе обеих рук (рисование, набоб текст на компьютере, игра на музыкальных инструментах) в работу включаются оба полушария, а значит, эффективно развивается головной мозг.

При движении дотронуться левой рукой до колена левой ноги, а правой – к правой ноги. Количество раз увеличивать при каждой тренировке. Важно следить за ритмом, при этом нужно смотреть на рисунок с 2 параллельными линиями, расположить который нужно на уровне глаз.

Для следующего упражнения необходимо принять удобное положение, стоя или сидя. Одновременно руками нарисовать рисунок, можно на бумаге или в воздухе, обязательно с зеркальным отражением руки.

Упражнения на не симметрию

Упражнение выполняется аналогично первому симметричному, но руки должны касаться противоположной коленки – правая рука- левая коленка. Рисок для визуализации при движении – Х.

Для развития правого полушария нужно регулярно выполнять гимнастику для пальцев, можно делать такие упражнения - выпрямить указательный палец правой руки и большой палец левой. Затем зеркально распрямить указательный палец левой руки и большой – правой. Со временем нужно увеличивать ритм.

Вот такой небольшой список упражнений поможет вам развить правополушарное мышление безо всякого ущерба для себя и своей психики.

Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.

3. Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

4. Делаем массаж

На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже - точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.

5. Развиваем мелкую моторику рук

Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой - большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой - вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой - внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.

Упражнения

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой - треугольник (или другие геометрические фигуры, главное - чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой - за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой - кончика носа.
  5. Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.

Инструкция

Разобравшись с назначением левого полушария, ученые довольно долго терялись в догадках: что же досталось полушарию правому, за что оно? Ответ был найден не сразу. Эксперименты показали, что правое полушарие заведует целостным восприятием действительности, наглядно-образным мышлением, восприятием музыки, художественных образов и т.п. Это, можно сказать, интуитивный блок нашего мозгового «компьютера».

Развивать способности, за которые ответственно правое полушарие мозга , можно и нужно. Это способствует воспитанию целостного взгляда на реальность, укрепляет интуитивное постижение мира, развивает творческое воображение.

Если говорить в самых общих чертах, то усиление работы правополушарных отделов мозга происходит, когда мы прослушиваем музыкальные произведения, предаемся мечтаниям, медитируем в уединении, занимаемся рисованием, любыми другими видами творческой деятельности, связанной с оперированием целостными образами.

Естественный путь развития правой части мозга включает в себя активное участие в тех видах социальной активности, которые задействуют функции, свойственные этому мыслительному блоку. Сочинение стихов, литературное творчество, пусть даже в таких простых его формах, как ведение личного , блога; пение, танцевальный кружок, рисованию – всех видов такой правополушарной деятельности не перечислить.

Существуют также и специальные методики стимулирования работы интуитивного блока мозга . В их основе лежит представление о способности человека к управляемому воображению. Для этого используется , спокойная , музыка для релаксации, отсутствие отвлекающих шумовых помех.

Погружаясь в расслабленное состояние, вы можете мысленным образом рисовать картины, отражающие ваши позитивные намерения или то состояние, которого вы предполагаете достигнуть. Сеанс такого рода может продолжаться от нескольких минут до часа. Результатом его становится активизация работы правого полушария мозга , вплоть до получения интуитивных ответов на некоторые вопросы, касающиеся казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций.

Полезный совет

Дополнительные источники:
«Как получать все, что хочешь, практически ничего не делая или Небесная 911», Роберт Стоун, 2008.
«Развитие правого полушария», Мэрили Зденек, 2004.

Источники:

  • Логика или интуиция? Зачем развивать правое полушарие
  • правая часть мозга

Общеизвестно, что мозг человека состоит из двух полушарий. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, точные расчеты. Правое — способствует развитию воображения, творческих способностей, интуиции, является генератором новых идей. Как правильно развивать полушария мозга, чтобы стать гармоничной личностью?

Правильно развивать полушария мозга можно, тренируя руки. Для этого необходимо привычные манипуляции, которые автоматически выполняет правая рука (если человек левша, то левая) начинать проделывать другой рукой.

Начинать следует с простых действий. Например, нажимать кнопки пульта ДУ перелистывать записи, вынимать из чехла мобильный , чистить зубы и т.д. левой рукой. Постепенно задача усложняется: можно попробовать печатать, рисовать левой рукой. Если занятия войдут в привычку, положительный результат не заставит себя ждать.

Работают обе руки – развиваются оба полушария

Психофизиологии разработали специальный комплекс упражнений для развития полушарий. Но практика показывает, что ближе тренировки посредством действий, которые за долгие годы в привычку. Одной из наиболее эффективных методик считается «зеркальное рисование». Для этого ничего особенного не нужно. Достаточно положить перед собой блокнот или чистый лист бумаги, взять в обе руки по

Для улучшения работы мозга создано много препаратов, как синтетических так и натуральных, и не всегда они дают желаемый результат. Но есть методики, которые при своей кажущейся простоте очень эффективно улучшают работу мозга. Так значительно активизировать умственную мобильность поможет асимметричная гимнастика для мозга.

Упражнения этой гимнастики синхронизируют работу мозга, так как одновременно нагрузку получают оба полушария.

Асимметричная гимнастика для мозга

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что в своей работе доказал, что левое и правое полушария имеют свою специализацию, свою сферу управления организмом. И когда происходит дисбаланс между полушариями, мозг работает не продуктивно.

Если создать методики, которые помогут синхронизировать оба полушария мозга, то можно добиться повышения качества обучения и сохранения функций мозга, которые утрачиваются с возрастом.

Так и была создана гимнастика, которая активизирует работу мозга.

Вот эти одиннадцать упражнений для полушарий мозга

Выполняя эти упражнения постоянно, вы отметите, что у вас значительно улучшилась память, вы стали более сообразительны, даже эмоциональный фон вашего настроения стал более позитивным.

Первое упражнение. Кулак-ладонь

Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

Второе упражнение. Ухо-нос.

Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

Третье упражнение. Капитанское

Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Четвёртое упражнение. Класс

Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Казалось бы всё просто, но тоже сразу может не получаться. Фиксируйте положение рук при смене позиций. Но после того как вы полностью освоите это упражнение, можно и усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук.

Пятое упражнение. Победитель

Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. Старайтесь не путаться.

Упражнение 6. Перекрёсток пальцев

На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Седьмое упражнение

Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки

Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Девятое упражнение. Пазлы

На одной руке выставляем два пальца -указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Десятое

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины