Высокий уровень развития способностей человека обеспечивающий достижение. Уровни развития способностей, их характеристика. Развитие способностей

Высокий уровень развития способностей человека обеспечивающий достижение. Уровни развития способностей, их характеристика. Развитие способностей

30.09.2019
Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

78. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.

Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. В структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Однако структура способностей – это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки.

Следующий уровень развития способностей человека – талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Следует отметить, что талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова.

Из книги Сознавание через движение: двенадцать практических уроков автора Фельденкрайз Мойше

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

6. Индивидуальные различия. Гипотеза, согласно которой мозг отчасти подвергается эндокринному влиянию, при всей кажущейся правоте еще должна быть доказана. В этом смысле представляет интерес применение лития для лечения маниакально-депрессивных психозов.

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Индивидуальные различия Мужчина: Являются ли эти последовательности специфичными для индивидов, или имеются какие-то общие черты в переживаниях, которые испытывают разные люди, принимая определенный наркотик?Похоже, что это во многом зависит от наркотика. Мы видели

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Индивидуальные различия: Френсис Гальтон (1822–1911) Своими работами по проблемам психической наследственности и индивидуальных различий человеческих способностей Гальтон привнес в психологию дух эволюционной теории. До него вопрос об индивидуальных различиях в

Из книги История психологии автора Смит Роджер

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Гипноз и самовнушение для развития способностей Как правило, при практическом применении гипноза основной акцент делался на лечение тех или иных заболеваний. Однако некоторые энтузиасты пытались в состоянии транса развивать способности, изучать иностранные языки,

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

Часть третья Индивидуальные различия в поведении

автора Войтина Юлия Михайловна

77. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ЗАДАТКИ В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Одаренность и уровень способностей Проблема одаренности - это прежде всего качественная проблема. Первый, основной вопрос - это вопрос о том, каковы, способности человека, к чемуу него способность и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§20. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении Ознакомившись с тем, насколько сложен процесс восприятия, мы легко можем понять, что у разных людей он протекает неодинаково. Каждый человек имеет свою индивидуальную «манеру» воспринимать, свои привычные способы

Из книги Одаренные дети автора Монкс Франц

§61. Индивидуальные различия в области чувств Различия в эмоциональной стороне психики имеют важнейшее значение для психологической характеристики человека. Чтобы понять человека, надо знать не только то, как он мыслит, как он действует, но и как он чувствует.Каковы же те

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Глава 3 Интеллект, талант и одаренность Иногда слова «одаренность», «талант» и «интеллект» используются как синонимы, а иногда под ними подразумевают совершенно разные вещи. Как же все обстоит на самом деле?Что такое интеллект?Каждый исследователь имеет свое

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

20. Уровни развития коллектива Коллектив как наиболее развитая общность людей не возникает сразу. Он формируется под влиянием внешних и внутренних сил. Рассматривая вопрос формирования коллектива, нужно иметь в виду, что он вырастает из группы. Следовательно, на ранних

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

42. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных

Из книги автора

Упражнения для развития новых способностей Большая часть нашей профессиональной жизни проходит в суете. По сути, вся наша жизнь - суета, и, как бы грустно это ни звучало, далеко не всегда можно остановиться, чтобы заглянуть в будущее. На размышления о нем времени не

Из книги автора

4.2. Уровни развития 1. Поддерживать высокий уровень креативности лидера позволяет следующее: при условии внутренней собранности необходимо просто поразмышлять о возможных путях реализации собственных интересов. Прежде всего, необходимы вложения, нацеленные на

Для обозначения высокого уровня развития способностей в психологии используются понятия «одаренность», «талант» и «гениальность».

В обыденном сознании одаренность традиционно понимается как уровень развития способностей, превосходящий среднестатистистические характеристики. Однако в научной терминологии от подобного количественного подхода отказались почти 100 лет назад, когда стало очевидно, что количество не всегда переходит в качество (см., например, гл. 7).

В психологии понятие одаренности на сегодняшний день является многозначным. Под ним понимаются и совокупность задатков - природных предпосылок способностей, и наличие внутренних (не только врожденных, но и приобретенных) условий для выдающихся достижений в деятельности, и умственный потенциал человека и т.д.

Но наибольшее распространение получил подход, согласно которому одаренность представляет собой качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения той или иной деятельности.

Отметим, что это своеобразие отражено в том, что совместное действие различных способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. При этом можно говорить об общей или специальной одаренности. Первая, как правило, имеет интеллектуальный или творческий характер, а вторая проявляется в конкретном виде деятельности.

Пример

Общая и специальная одаренность могут нс совпадать и даже противоречить друг другу. Яркой иллюстрацией этого является феномен савантизма (от фран. savoire - знающий). Савантами называются умственно отсталые люди (как правило, их интеллект не превышает 60-70 баллов), обладающие сверхъестественными возможностями. Такой человек может повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Он безошибочно выдает результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен, или запросто говорит, на какой день недели придется Новый 3001 год. Некоторые саванты владеют 30 языками, могут спеть все арии, выйдя из оперы, и начертить карту Лондона после полета над городом.

Среди характеристик одаренности исследователи называют, во-первых, несоответствие развития возрастным нормам, ранние, ускоренные темпы развития. При этом очень важно дифференцировать раннее развитие как признак одаренности и как результат усиленного воспитания и обучения (действительно, если согласно модным веяниям ребенка упорно и ежедневно учат чтению с трехмесячного возраста, стоит ли удивляться тому, что в три-четыре года он способен самостоятельно читать?). Возраст проявления одаренности зависит от характера лежащих в ее основе способностей. Так, музыкальная одаренность, как правило, проявляется раньше одаренности в сферах живописи и поэзии, а последняя, в свою очередь, раньше, чем одаренность в области философии или точных наук.

Раннее развитие может находить выражение как в интеллектуальной сфере, так и в реализации отдельных видов деятельности.

Пример

Пример раннего интеллектуального развития приводит В. А. Крутецкий. Он рассказывает о мальчике, который в трехлетием возрасте научился читать, в шестилетием возрасте самостоятельно научился читать па немецком языке, в четыре года овладел нотной грамотой, в семь лет начал самостоятельно изучать химию по энциклопедии. В два с половиной года он считал до 100, а в трехлетием возрасте освоил счет до 1000. В пятилетием возрасте он умножал в уме двухзначные цифры, а в шестилетием начал интересоваться тригонометрическими функциями, вычислял в уме квадратные корни. В восьмилетием возрасте он усвоил различные системы счисления (начиная от двоичной) (Способности и интересы , 1962).

Примером раннего проявления способностей к отдельным видам деятельности может служить поэтическая одаренность жительницы Ялты Ники Турбиной, которая в семилетием возрасте писала такие стихи:

Я - полынь трава,

Горечь на губах,

Горечь на словах,

Я - полынь трава.

И над степью стон,

Ветром оглушен,

Тонок стебелек,

Переломлен он.

Болью рождена Горькая слеза В землю упадет.

Я - полынь трава

(Турбина , 1991).

Другая характеристика одаренности - высокая умственная активность, постоянное стремление к новой информации. Эта характеристика, которую можно назвать любознательностью, более надежна по сравнению с первой.

Помимо этого, одаренный ребенок отличается постоянной готовностью к сосредоточению внимания и эмоциональной вовлеченностью в процесс деятельности. Одаренность складывается не только из способностей, но и из склонности. В ее формировании задействована мотивационная сфера личности.

Итак, о признаках одаренности можно судить посредством наблюдения за характером действий человека. Операционный (или инструментальный) аспект одаренности выражается способами деятельности, типичными для человека, и характеризуется особым строением процесса деятельности, сформированностыо ее индивидуального стиля, высоким уровнем структурированности знаний, умений и навыков, особым способом обучаемости (быстрым или, напротив, замедленным, однако приводящим к эффективной ассимиляции новых знаний). Мотивационный аспект появляется в избирательной чувствительности к определенным сторонам окружающей действительности (звукам, цвету, форме, знакам и т.д.) либо по отношению к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной), переживании удовольствия от деятельности, увлеченности ею, любознательности, высокой критичности к результатам собственного труда, неудовлетворенности собой, стремлении к совершенству.

В современном обществе понятие одаренности приобрело ценностный характер. Большинство родителей стремятся развивать одаренность у своих детей с самого раннего возраста. Существуют специальные развивающие школы для детей раннего возраста, младенцев и даже для еще не родившихся детей (так называемое перинатальное воспитание). Бытует устойчивое мнение, что одаренность надо развивать и поощрять. Однако психология сегодня далека от столь категоричных суждений.

Дело в том, что одаренность - это результат сложного взаимодействия природных задатков и факторов социальной среды, опосредованных деятельностью. В силу сложности этого феномена до сих пор не сложилось единого взгляда на его природу. Можно выделить две альтернативные точки зрения. Согласно первой из них одаренным является любой человек. Этот подход отражает гуманистические тенденции современного общества и лежит в основе идей всеобщего образования и права каждого на развитие собственных способностей. В этом случает акцент действительно необходимо делать на поисках «ключика», который позволит каждому человеку раскрыть свои таланты в полной мере. Однако прямо противоположная точка зрения гласит, что одаренность, как следует из названия, - это дар единицам, избранным. Иначе как объяснить, что высокий уровень достижений в детстве с годами может нивелироваться? В этом случае актуальной является задача поиска, выявления одаренных детей.

Помимо неопределенности вопроса о природе одаренности и, соответственно, путей работы с ней, особого внимания заслуживает тот факт, что одаренность содержит в себе большой потенциал личностных и социальных проблем.

Пример

Более 40 лет назад Н. С. Лейтес обратил внимание на то, что при интенсивном умственном развитии происходит ранняя формализация мышления, что приводит к нарушениям в эмоционально-нравственной сфере. Формализм проявляется как в рассуждениях, отвлеченных от какого бы то ни было жизненного опыта, так и в личных отношениях: «Я ничем нс обязан своим родителям»; «Скромность - это для тех, кто ничего не заслуживает» и т.д. (Лейтес, 2008).

Другой пример. Исследования, проведенные среди выпускников элитных физико- математических гимназий с углубленным изучением иностранных языков, показывают, что при среднем уровне интеллекта выше 150 баллов эти юноши могут переводить стихи с испанского на японский, минуя русские понятия, но при этом не способны строить дружеские отношения и создавать семьи, поскольку репертуар их социальных ролей крайне узок. Авторы исследования объясняют этот факт спецификой социализации одаренных детей, которые чаще (вынужденно или по собственному желанию) контактируют со взрослыми, чем с ровесниками (Богоявленская , 2005).

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии отдельных сторон психики одаренного человека - относительная редкость. Как правило, можно наблюдать «внутреннюю» или «внешнюю» асинхро- нию развития. Первая связана с неравномерностью развития различных психических процессов, вторая - с несоответствием уровня актуального развития внешним требованиям, причем часто эти факторы находятся в тесной взаимосвязи.

Пример

Известно, что у А. Энштейна в детстве страдала орфография, он был косноязычен, но при этом ему не было равных в решении математических задач. Несмотря на свой математический потенциал, среди педагогов он слыл неспособным учеником, что обусловило появление разнообразных поведенческих трудностей и в свою очередь еще больше не нравилось педагогам (Богоявленская , 2005).

Особый класс психологических проблем создает явление затухания одаренности, когда ребенок из «вундеркинда» превращается в обычного, ничем не выделяющегося человека. Причинами этого могут стать переживания различных кризисов одаренности: кризиса креативности, кризиса интеллектуальности, кризиса мотивации достижения или кризиса молчания.

Кризис креативности проявляется в том, что человек прекращает создавать творческие продукты. Его симптомы очевидны: человек теряет способность делать то, что мог делать раньше (писать стихи, рисовать, решать сложные задачи). Чаще всего в основе этого кризиса лежит страх не соответствовать ожиданиям окружающих, ведь, как отмечалось выше, целенаправленное развитие креативности невротизирует людей.

Кризис интеллектуальности характеризуется снижением интеллектуальной продуктивности, связанным с односторонним развитием личности. Вне связи с другими сторонами жизнедеятельности интеллектуальная активность может потерять для своего носителя всякую ценность. Один мальчик точно определил: «Я состою не только из головы, которая любит математику, но и из ног, которые любят футбол, и из желудка, который любит мороженое».

Кризис мотивации достижения выражается в потере интереса к деятельности. У одаренных детей рано развивается рефлексия. Уже к школьному возрасту они способны сравнивать себя с другими и в этом процессе осознавать свою непохожесть на них, причем часто не в свою пользу: «Я не похож на всех, я не такой, я хуже». Стремление «стать как все» может стать причиной, по которой ребенок отворачивается от любимых раньше занятий.

Кризис молчания проявляется в подростковом возрасте. Многие педагоги и психологи считают его неизбежным: на фоне становления личностной идентичности проявления одаренности могут пропасть на период от нескольких дней до нескольких лет, а могут и на всю жизнь.

Итак, причины затухания одаренности весьма различны. Это и незрелость мотивационной и эмоционально-волевой сфер, и заниженная самооценка, и неадекватное отношение со стороны взрослых и сверстников и т.д. Современная педагогическая психология уделяет особое внимание разработке программ работы с одаренными детьми, которые способствовали бы недопущению или преодолению подобных кризисов.

В идеале программа для одаренных детей должна быть широкой, разнообразной, избыточной и выборочной, гибкой, должна включать разные уровни, которые можно было бы задействовать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Предпочтение в таких программах должно отдаваться методам проблемного обучения, в котором активную роль играет сам ребенок. При этом особое внимание необходимо уделять гармоничному развитию ребенка, поощрять включение ребенка в разнообразные социальные связи и отношения. Важно предусмотреть работу по созданию условий для формирования адекватной я-концепции, а также по согласованию усилий педагогов с воспитательными воздействиями семьи.

Высокую степень одаренности в какой-либо области, выдающиеся способности принято называть талантом (от греч. talanton - вес, мера).

Пример

Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка: «Зарыть свой талант в землю»).

О наличии таланта судят но результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной и оригинальностью.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и конкретных задач, стоящих перед данным обществом.

Талант - это всегда сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память - лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность.

Наивысшая степень проявления творческих сил человека получила название гениальности (от лат. genius - дух). Гениальность, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связана с созданием качественно новых творений, которые составляют отдельные эпохи в жизни общества, в развитии культуры.

Философы Античности рассматривали гениальность как нечеловеческое качество, божественную одаренность, а гения - как человеческое воплощение этого божественного духа. Аналогичные взгляды встречаются и в философии эпохи Возрождения и Нового времени, ведь гениальность - это крайне редкое явление.

Мнение ученого

Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число их за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400-500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США (Эфроимсон , 1997).

Сегодня в науке можно выделить два подхода к проблеме гениальности: элитарный, рассматривающий гениальность как уникальный феномен, и эгалитарный, понимающий ее как сочетание обычной работоспособности и удачи.

Результаты научных исследований

Исследования биографий известных людей прошлого и настоящего (М. Ганди, Э. Хемингуэя, Дж. Вашингтона, М. Л. Кинга, А. Линкольна, А. Модильяни) позволили создать «психологический портрет гения»: раннее овладение знаниями в избранной специальности или в искусстве, проявления высокого интеллекта, энергичность, увлеченность учебой и трудом, ярко выраженная независимость, предпочтение работать в одиночку, индивидуализм, умение контролировать себя, стремление контактировать с одаренными людьми, извлечение пользы из быстрого накапливаемого художественного или интеллектуального опыта (Гончаренко , 1991).

Подводя итог краткой характеристике гениальности, необходимо отмстить, что она является высшим уровнем интеграции всех задатков и способностей человека.

Уровни развития способностей.

В психологии встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Л.С. Выгодский писал: «Каждая наша способность работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия…»

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой – либо деятельности, называется одаренностью .

Теплов Б. М. рассматривал одаренность как компонент природных способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов .

В целом, в психологии одаренность определяют как систему, включающую следующие компоненты:

– биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

–сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

– интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

– эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

– высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других .

Однако одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности .

Следующий уровень развития способностей человека - талант (от греч talanton - «вес, мера»). Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.).

По мнению Крутецкого В.А., талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой, большого трудолюбия и настойчивости – с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства .

Следующее определение дает Чудновский В.Э.: «Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называют талантом».

По Рубинштейну С.Л. талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью . Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). Ш. Рише отмечает, что «гений – это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение… А между тем природа не любит исключений. Она стремится искоренить их». Он полагал, что в основе дифференции людей лежат две «психологические силы»: созидательная – проявляющаяся в смелых и неожиданных ассоциациях, и критическая – умеряющая и исправляющая ассоциации. Эти две силы у людей проявляются по-разному. У «безумцев» господствует первая, но нет второй; есть импульс к действию, но отсутствует способность сдерживания его. У «обывателей», наоборот, преобладает критическая сила, сдерживающая созидательную силу, творчество. И лишь у гениев эти силы взаимодействуют. Отсюда: признаками гения являются воображение, «умственный кругозор», ясный и широкий ум, упорство и настойчивость .

Поскольку уже несколько столетий философы не могут дать определение слову «гениальность», В. Гирш приходит к выводу, что этим словом вообще нельзя пользоваться как научно-психологическим понятием.

По мнению В. Гирша «Одинаковые психические склонности могут в одном случае привести к оригинальности, а в другом – нет, так как это в немалой степени зависит от внешних обстоятельств и условий». «Источник гения ищут уже не в нем самом, а во впечатлительности других. Но от этого гениальность теряет всякое значение как психологическое понятие, потому что таковое должно быть неизменным и не зависеть от внешних явлений»

Действительно, при оценке гениальности (впрочем, как и таланта) учитываются внешние критерии – значимость творческого продукта для общества, его новизна, но не потенции творческого ума .

В. Гирш на том основании, что все психические процессы есть у каждого человека, утверждает, что со словом «гениальность» нельзя связать определенное психологическое понятие и что «никто не мог бы сказать, где лежит граница обыденного и начинается гениальность...». «Гениальная деятельность вообще по свойству никогда не бывает отличной от деятельности обыкновенного человека, а дело идет всегда лишь о различных степенях интенсивности общих психологических процессов». Следовательно, между обыденным и гениальным различия не качественные, а лишь количественные.

В. Оствальд (1910) уделил внимание такому вопросу, как способность гения реализовать свое дарование. Он пишет, что одаренных рождается гораздо больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Поэтому общество должно быть заинтересовано в изучении условий формирования гения. Он создал психобиографию как метод исследования одаренности и гениальности, включающий анализ биографий, личных высказываний, частных разговоров и писем великих людей.

В. Н. Дружинин (1999) дает следующую «формулу гения» :

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики. Поскольку креативность, – пишет он, – преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности, которая выражается в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности.

По Рубинштейну С.Л. , гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах . Психические особенности гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, не стандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общественной культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности.

Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче .

Таким образом, способности - это не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие определяется деятельностью, а также знаниями и навыками. Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню развития: способность, одаренность, талант, гениальность.

Библиографический список

    Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- СПб.: Питер, 2009.-416с.

    Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1996.- 468 с.

    Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+, 2005.-512с.

    Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер, 2003.-

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.; 2009.- 434с.

6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004.- 703с.

7. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. – М.:1986, - 336 с.

8. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 4-е изд. - СПб.: 2000.- с. 712

10. Шадриков. Ментальное развитие человека.- М.: 2007.- с. 329

11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.:-352с.

Способности. Виды и уровни развития способностей

Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам . В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Выдвинутый С.Л. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельности и постановка вопроса о развитии способностей в деятельности исходят из представления о способностях как индивидуально-психологических качествах, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности. Способности, по С.Л. Рубинштейну, представляют собой синтетическое образование личности, в основе которых лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.



Б. М. Теплов в своем классическом определении способностей указывает на три признака, характеризующих понятие "способность".

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности (Теплов )- индивидуально психологические особенности человека, только те, которые обеспечивают успешное (эффективное) выполнение какой-либо деятельности. Они не сводятся к приобретенным знаниям, умениям и навыкам, но облегчают их усвоение.

Шадриков : способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности.

Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, необходимо отметить, что она может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность.

Знания, умения и навыки формируются в определённой ситуации, при разрешении определённых теоретических и практических задач. Если в новой ситуации при разрешении новых задач человек достигает успешных результатов, и ещё не были усвоены определенные навыки и умения, то условием успеха можно считать его способности. От способностей, согласно М.В. Гамезо И.А. Домашенко зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

А.Г. Ковалёв указывает, что способность можно определить как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. Выражение «ансамбль свойств» используется автором потому, что он имеет в виду не простое сосуществование свойств, а их органическую связь между собой, их взаимодействие в определённой системе, в которой одни выдвигаются на первый план и являются ведущими, другие опорными, а третьи играют вспомогательную роль.

Мерлин В.С. даёт следующее определение способностей. Способности – это продуктивные индивидуально своеобразные приёмы и способы работы. В качестве способностей могут выступать не только свойства индивида, но и свойства личности.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от ка-кой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б. М. Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Характеристика уровней развития способностей.

По степени развития способностей подразделяют одарённость, талант и гениальность.

Одарённость – уровень, позволяющий легко и быстро добиваться успехов. Одарённость многогранна, она может проявляться в различных видах деятельности. Различают: интеллектуальную, моторную, музыкальную одарённость. Одарённость считают хорошей предпосылкой для достижения успехов в разных областях. Одарённость проявляется рано, но не синхронно. Одарённость довольно отчётливо может проявляться в дошкольном возрасте, часто одарённость проявляется в следующих формах:

Об одарённости свидетельствует ранняя речь

Большой словарный запас

Необычайная внимательность

Ненасытное любопытство

Отличная память.

Одарённость у нас долгое время не изучалась. На западе одарённость изучается; учителей для одарённых детей готовят специально. В последние 15 - 20 лет у нас стали говорить об этой проблеме. Первая лаборатория, изучавшая проблему, была под руководством Матюшкина А.Н. Сейчас реализуется гос. программа «Одарённые дети».

О возможной одарённости можно говорить в следующих случаях:

1) если ребёнок научился ходить, говорить, читать раньше своих сверстников.

2) если ребёнок проявляет интерес к вещам: зачем, как сделаны, где и каким образом используются.

3) запоминает информацию, долго хранит её в памяти.

4) строит гипотезы, необычные для его возраста.

5) если требователен к себе.

6) проявляет заботу, остро реагирует на несправедливость.

7) демонстрирует значительные достижения в какой-то области.

Талант – позволяет человеку легко и быстро добиваться значительных успехов в какой-либо деятельности. Люди добиваются значительных успехов.

«Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия, зависит от потребностей эпохи и государства. В войну развиваются полководческие таланты, в мирное время – инженерные и др.

Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая способность, даже сильно развитая не может быть аналогом таланта.

Структура умственной одарённости (по Петровскому А.В.):

1. внимательность, собранность, постоянная готовность к напряжённой работе.

2. трудолюбие.

3. интеллектуальная деятельность: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Структура специальной одарённости включает ансамбль вышеперечисленных качеств и дополняется рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности.

Гениальность – это такой уровень развития способностей, который позволяет добиваться выдающихся успехов в какой либо деятельности.

О гениальности говорят, когда достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей мало. Принято считать, что за 5000 историю цивилизации их было около 400 человек (например: Аристотель, Ломоносов М.В.).

Продукт, созданный гением известен не только народу или нации, он известен всему миру.

Основоположником экспериментального подхода к решению проблемы способностей, одарённости и таланта является Фрэнсис Гальтон. Заложил основы дифференциальной психологии, психологии способностей. Одарённость в 19 -20 веке понималась как высокий уровень интеллекта (IQ - 140). Считалось, что одарённость проявляется в ряде поколений. Спирмен считал, что в основе интеллекта особый вид энергии, который обусловлен кортикальной активностью.

Айзенк полагал, что 80% интеллекта заданы генетически, а 20% - определяются обучением и воспитанием.

Штерн: одарённость = интеллект + познавательные процессы.

Гилфорд, Торенс, Тейлор, Баронс: на основе наблюдений выделили конвергентный и дивергентный типы. Креативность включает в себя: беглость, гибкость, оригинальность.

Хеллер выделяет компоненты одарённости: когнитивный, мотивационный, социальный.

Фельдхъюсен включает в одарённость общие способности: спсобность хорошо мыслить, перерабатывать информацию, решать проблемы.

Стернберг: пентагональная имплицитная теория одарённости (1997). 5 критериев:

1. критерий превосходства

2. критерий редкости

3. критерий продуктивности

4. критерий демонстративности (неоднократное повторение одного и того же результата).

5. критерий ценности (имеет ценность в данной культуре).

Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.

К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят еще и способности.

Способности характеризуют различия между людьми по уровню выполнения деятельности.

В зарубежной литературе акцент ставится либо на достижения (часто отождествляются достижения и способности), либо на задатки.

1. Способности свобятся к достижениям.

Способность = успех/«цена».

НО: Влияют еще и др. факторы (в т.ч. характер).

=> способности  достижения (не тождество).

«–» зарубежной психологии – недостаток теории.

2. Отождествление способностей и задатков.

Не все способности наследуются. 95% определяется средой.

Отечественная психология.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Однако наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития.

Таким образом, развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности, и какие будут приобретены знания и навыки.

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов.

Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей – это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Следующий уровень развития способностей человека – талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Следует отметить, что талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины