Как отстранить сотрудника от работы. Отстранение от работы (2) Когда работодатель обязан отстранить от работы работника

Как отстранить сотрудника от работы. Отстранение от работы (2) Когда работодатель обязан отстранить от работы работника

29.03.2024

Когда возникает необходимость отстранить работника от работы и в каких случаях работодатель не только имеет право, но и обязан это сделать? Какие последствия может повлечь неправильное оформление такого отстранения?

Под отстранением от работы понимается временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей. Фактически это означает временное приостановление выполнения им своей трудовой функции. Факт отстранения всегда связан с волеизъявлением работодателя, самостоятельно работник отстранить себя от работы не имеет возможностей и полномочий.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ законодатель возложил на работодателя юридическую обязанность по отстранению (недопущению) от работы работника при наличии оснований, предусмотренных в указанной статье, а также в соответствии с положениями иных нормативных правовых актов действующего законодательства РФ. В первую очередь следует запомнить два важных момента:

1) перечень оснований для отстранения (недопуска к работе) содержится только в законодательстве, иных оснований для отстранения от работы у работодателя нет, и в случае отстранения работника не по законным основаниям для него наступят неблагоприятные правовые последствия - по сути, это будет означать нарушение закона, трудовых прав и свобод работника;

2) работодатель не имеет права выбирать, отстранять или не отстранять работника от работы при наличии указанных оснований: это его юридическая обязанность, и он ее должен выполнить в обязательном порядке, как того требует закон, в ином же случае он будет также привлечен к ответственности.

Общие основания для отстранения от работы содержатся в ст. 76 ТК РФ. Работодатель обязан отстранить от работы работника:

Появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

Не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

Не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ;

При выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения обусловленной работы;

В случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с законодательством РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно его перевести на другую имеющуюся у работодателя работу (при условии письменного согласия), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;

По требованию органов или должностных лиц, уполномоченных действующим законодательством РФ;

В других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отстранение работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (абз. 2 ч. 1 ст. 76 ТК РФ)

В случае обнаружения факта нахождения работника на работе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) работодатель обязан отстранить работника от выполнения им его работы, зафиксировав как факт обнаружения его в таком состоянии, так и факт отстранения. Какой-то стандартной формы для фиксации факта опьянения не предусмотрено, но рекомендуется детальным образом составить документ, отражающий обстоятельства и событие, связанное с этим основанием. Таким документом могут служить докладная записка на имя руководителя организации, например непосредственного начальника работника либо структурного подразделения, в котором он числится, и/или акт, составленный и подписанный несколькими работниками. В содержании такого фиксирующего документа важно отразить:

Кто составил и подписал данный документ;

Когда (дата, время) и где (местонахождение работодателя, адресная информация, указание на рабочее место работника) был обнаружен работник в состоянии опьянения;

Какие были обнаружены фактические признаки состояния опьянения работника (например, неустойчивая поза, запах изо рта, изменение цвета кожи лица, несвязная речь, иные обстоятельства, позволяющие охарактеризовать такое состояние как опьянение);

При наличии - подробное описание последствий нахождения работника на своем рабочем месте и/или выполнения им трудовых обязанностей в состоянии опьянения (нарушения трудовой дисциплины и/или правил трудового распорядка, правил техники безопасности и т.п., ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей, брака при производстве, повреждения имущества, причинения вреда здоровью третьих лиц и т.п.);

Дальнейшие действия в отношении данного работника, например объявление распоряжения непосредственного руководителя (если он обладает такими полномочиями) об отстранении от работы;

Просьба об оформлении отстранения данного работника, проведении медицинского освидетельствования, расследования по установленному факту, о применении к работнику мер дисциплинарного взыскания.

В указанной ситуации основными задачами работодателя и уполномоченных лиц будут:

Подтверждение факта опьянения;

Создание комиссии для установления факта опьянения;

Оформление результатов работы комиссии;

Направление работника на медицинское освидетельствование;

Оформление приказа об отстранении работника от работы и внесение сведений в личную карточку (по необходимости);

Наложение дисциплинарного взыскания на работника.

В случае допуска работника к работе, если оснований для его отстранения больше нет, работодателю рекомендуется оформить данное действие соответствующим приказом о допуске для четкой фиксации периода отстранения работника.

Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (абз. 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ)

Работодатель в силу закона обязан провести инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, обучить работников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания первой помощи пострадавшим на производстве. По итогам таких мероприятий работодатель проводит проверку знания требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ, Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29). Работники, не прошедшие обучение и/или проверку знаний в области охраны труда, должны быть отстранены работодателем без предоставления другой работы. Пройти обучение и проверку знаний обязаны все работники, включая руководителя организации (ст. 225 ТК РФ). Ответственность за организацию обучения и проверку знаний требований охраны труда возложена также на руководителя организации.

Данные мероприятия оформляются следующими документами:

1) положением о порядке организации и проведения обучения по охране труда работников на предприятии;

2) инструкцией по охране труда по профессиям и видам работ;

3) программой обучения по охране труда;

4) приказами:

О возложении на конкретного работника обязанностей по проведению вводного инструктажа;

О возложении на конкретных работников обязанностей по проведению первичного инструктажа на рабочем месте;

О создании комиссии по проверке знания требований охраны труда;

5) программами:

Проведения вводного инструктажа по охране труда;

Проведения первичного инструктажа работников по охране труда;

6) журналами регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте;

7) перечнем профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа.

Факт непрохождения инструктажа фиксируется актом, который составляется либо руководителем организации, либо уполномоченным им на то лицом. Кроме того, это дополнительно подтверждается отсутствием подписи работника в журналах регистрации.

В приказе об отстранении должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность отстраняемого работника, основание отстранения со ссылкой на соответствующую норму закона, а также срок, на который он отстранен. Вместо даты окончания отстранения указывается событие - момент прохождения инструктажа, хотя рекомендуется по возможности указывать дату допуска работника, что позволит избежать спора о дне выхода на работу и надлежащем уведомлении об этом работника.

Следует обратить внимание на то, что работник по данному основанию может быть также отстранен в соответствии с предписанием инспектора государственного надзора; в таком случае в приказе в качестве основания указываются реквизиты вынесенного предписания. Факт вынесения такого предписания может послужить причиной для привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового законодательства.

Непрохождение работником инструктажа в результате его виновных действий, помимо отстранения, повлечет для него и такие неблагоприятные последствия, как неоплата рабочего времени за период отстранения и невключение его в стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 2, 3 ст. 76, ч. 2 ст. 121 ТК РФ). Работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Виновность в таких случаях может быть определена и зафиксирована в виде фактов уклонения от инструктажа, отсутствия подготовки к сдаче экзамена, неявки на экзамен и т.п.).

Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ)

Для отдельных категорий работников работодатель должен организовать за свой счет прохождение обязательных медицинских осмотров, а работники обязаны их успешно пройти (абз. 12 ч. 2 ст. 212, абз. 6 ст. 214 ТК РФ). Обязательные медицинские осмотры могут быть предварительными (при поступлении на работу) и периодическими (в течение трудовой деятельности), внеочередными, специальными, обязательными психиатрическими освидетельствованиями работников (в силу требований закона либо по просьбе работников в соответствии с медицинскими рекомендациями). На время прохождения данных процедур за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Если работник не пройдет такой обязательный осмотр (освидетельствование), то он подлежит отстранению работодателем от работы.

Для подтверждения факта того, что работник не прошел такую процедуру, работодатель может оформить или самостоятельно получить документ, это подтверждающий, и затем приказом оформить отстранение. Работодатель может подтвердить факт непрохождения осмотра (освидетельствования) следующими документами и способами:

Запросить и получить от работника объяснительную записку либо его письменный отказ от прохождения;

Запросить и получить от работника листок нетрудоспособности, выданный в период проведения осмотра;

Запросить у медицинского учреждения, в котором работодатель организовал прохождение процедур, документальное подтверждение неявки работника на осмотр;

Самостоятельно составить и оформить акт об отказе работника от прохождения процедуры.

Важно заметить, что в случае непрохождения обязательного медицинского осмотра либо освидетельствования по вине работника работодатель вправе применить к нему меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные действующим ТК РФ (ст. ст. 191, 192 ТК РФ, пп. "в" п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

При оформлении отстранения по указанному основанию (как и по любому другому) в табеле учета рабочего времени (формы N Т-12 либо N Т-13) необходимо зафиксировать период, фактически отработанный работником до момента издания приказа о его отстранении. Время отстранения отмечается в табеле путем проставления буквенного "НБ" или цифрового "35" кода (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством). Вносить данные об отстранении в личную карточку не обязательно, однако эта информация понадобится работодателю при подсчете стажа работы отстраненного работника, дающего ему право на ежегодный оплачиваемый отпуск, поэтому целесообразно это зафиксировать.

Документом, который подтверждает прохождение осмотра (освидетельствования) работником, является медицинское заключение, выданное уполномоченной медицинской организацией. Работник подлежит допуску к работе при предоставлении такого заключения работодателю.

Отстранение работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения обусловленной работы (абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ)

В ряде случаев работодатель обязан отстранить работника от выполняемой работы по состоянию его здоровья.

Связано это также с ситуацией, когда работник по состоянию своего здоровья не может выполнять те трудовые функции, которые на него возложены трудовым договором. Такая обязанность вытекает из принципа защиты конституционного права работника на охрану его здоровья (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ), реализуя право на охрану здоровья и благополучный труд (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), запрещая работодателю использовать труд лица, которое по медицинским причинам не может далее выполнять свою работу. В силу закона работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае имеющихся у них медицинских противопоказаний к работе (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Для выполнения данной обязанности работодателю важен юридический факт - получение документальных сведений о том, что данный работник по состоянию здоровья больше не может выполнять прежнюю трудовую функцию, т.е. у работника имеются противопоказания к такой работе. Данные сведения могут содержаться в различных документах, в частности:

Медицинском заключении, которое выдается медицинским учреждением после медицинского осмотра (освидетельствования) - как пройденного работником добровольно, так и в силу требований об обязательном прохождении;

Индивидуальной программе реабилитации инвалида (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации");

Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания").

Основная особенность последствий отстранения работника по указанному основанию заключается в том, что срок отстранения по нему ограничен - до оформления работодателем перевода данного работника и, соответственно, применения норм о переводе.

Если срок, в течение которого работник не может выполнять свою работу, составляет более четырех месяцев, у работодателя нет соответствующих свободных вакансий, а работник не дает своего согласия на перевод, то приказ об отстранении не издается. Работодатель в данном случае издает приказ об увольнении (ч. 3 ст. 73 ТК РФ).

До истечения четырехмесячного срока такой работник временно переводится на другую работу. В случае отказа или отсутствия у работодателя соответствующей работы он все равно подлежит отстранению и за ним сохраняется его место работы (должность) на весь указанный в медицинском заключении срок. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.

Отстранение в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с законодательством РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно его перевести на другую имеющуюся у работодателя работу при условии письменного согласия, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ)

Это основание намеренно выделено законодателем в отдельное, поскольку в данном случае у работника имеется специальное право, выданное компетентным органом, и наличие такого специального права у работника позволяет ему выполнять его трудовую функцию, которая на него возложена работодателем (например, охранник с правом на ношение оружия, пилот воздушного судна, член экипажа судна и т.п.).

Ярким примером такого случая может служить отстранение работника, выполняющего функции водителя транспортного средства, который в силу требований закона обязан периодически проходить освидетельствование (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Если будут выявлены противопоказания к дальнейшему управлению транспортным средством, это будет указано в заключении, что обяжет работодателя отстранить такого работника от данной работы (ст. 23.1 рассматриваемого Закона).

В данном случае особенность отстранения связана также с невозможностью перевести работника на другую работу (либо вакантную нижестоящую должность, либо нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом его состояния здоровья. В этой ситуации работодатель обязан предложить такому работнику все отвечающие указанному требованию вакансии, которые у него есть, причем как в данной местности, так и в другой, в случае если это предусмотрено коллективным, трудовым договорами и соглашениями (абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Трудовой договор подлежит прекращению, если срок приостановления специального права будет превышать два месяца или работник лишается данного права (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Особо следует подчеркнуть, что работодатель не имеет права отстранить по указанному основанию работника, у которого в должностной инструкции или разделе трудового договора, посвященного должностным обязанностям, отсутствует условие о том, что он не может исполнять свои прямые обязанности без данного специального права. В таком случае отстранение будет незаконным.

Отстранение по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных действующим законодательством РФ (абз. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ)

Законодатель определил, что органы и должностные лица, которых действующее законодательство наделило таким полномочием, на основании вынесенного соответствующего решения вправе требовать от работодателя отстранения от работы указанного ими работника, и работодатель в случае законности и обоснованности данного требования обязан его исполнить.

ТК РФ не содержит перечня органов и должностных лиц, которые вправе реализовывать это полномочие, поэтому такой перечень определяется анализом относимого к данному вопросу действующего законодательства РФ.

1. Приостановление полномочий единоличного исполнительного органа предполагает отстранение от работы единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора). Пунктом 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, то уставом общества может быть установлено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему. Дополнительным основанием не только для отстранения от работы, но и для расторжения трудового договора с руководителем организации является решение арбитражного суда, в соответствии с которым суд отстраняет руководителя организации-должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований федерального закона (п. 1 ст. 278 ТК РФ, п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

2. В процессе реализации государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства Федеральная служба по труду и занятости обладает полномочиями: выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда (ст. 357 ТК РФ); выдавать предписания об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации (п. 5.1.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (в ред. от 15.06.2010)).

3. Суды Российской Федерации, компетентные рассматривать уголовные дела, руководствуясь пп. 10 п. 2 ст. 29 и ст. 114 УПК РФ, при обоснованной необходимости могут удовлетворять требование временно отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле. Вопрос об отстранении решается судом по ходатайству следователя и с согласия руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя и с согласия прокурора по месту производства предварительного расследования. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом выносится судом в течение 48 часов с момента поступления такого ходатайства. В случае его удовлетворения постановление о временном отстранении направляется по месту работы подозреваемого или обвиняемого. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на получение ежемесячного государственного пособия, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Отмена временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности производится на основании постановления дознавателя, следователя, когда, по мнению указанных лиц, в применении этой меры отпадает необходимость.

Однако следует отметить, что такая процедура отстранения не применяется в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В соответствии с ч. 5 ст. 114 УПК РФ в таком случае Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

4. Требование об отстранении сотрудника от работы вправе предъявлять ряд специализированных инспекций и надзоров (Санэпиднадзор, Госгортехнадзор). Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой. При их согласии они временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Если же такой перевод невозможен, на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

За нарушение технологии сварки или повторяющееся неудовлетворительное качество выполненных производственных сварных соединений сварщики и специалисты сварочного производства могут быть отстранены по решению Госгортехнадзора. Допуск к работе указанных работников возможен только после прохождения внеочередной аттестации и по ее результатам. Данные требования закреплены в Правилах аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 N 63.

5. Государственные санитарные врачи и их заместители также обладают полномочиями по отстранению в соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 30.12.2008). При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители выносят мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства (абз. 3 пп. 6 п. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона).

6. В случае введения на территории Российской Федерации чрезвычайного положения могут быть предусмотрены меры и временные ограничения, в том числе и по отстранению работников от работы. При наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в ред. от 07.03.2005) (чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе эпидемий и эпизоотий, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующих проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ), указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены:

Отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

Отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных п. "ж" ст. 11 настоящего Федерального конституционного закона и п. "в" настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

Оформление документов при отстранении работника по требованию органа или должностного лица

При получении работодателем того или иного документа об отстранении от работы конкретного сотрудника следует внимательно с ним ознакомиться. Проверьте, надлежащим ли органом или должностным лицом предъявлено требование, правильно ли оно оформлено, какое именно решение в нем содержится.

Если в полученном документе содержится не требование об отстранении, а просьба, рекомендация либо предложение отстранить работника от работы, то данное решение об отстранении работника работодатель принимает самостоятельно, в нем нет признаков обязательного исполнения требования об отстранении.

Как правило, время отстранения указывается в постановлении или предписании уполномоченного органа. Варианты определения периода отстранения различны: конкретная дата или условие о совершении тех или иных действий (чаще всего - устранение нарушения).

Если в отношении работника все же получено требование об отстранении, то его нельзя допускать к работе (ст. 76 ТК РФ). Отстранение от работы (недопущение к работе) оформляется соответствующим приказом руководителя организации. Унифицированная форма такого документа не утверждена, поэтому организация имеет право самостоятельно разработать ее с соблюдением определенных требований.

В соответствующем приказе об отстранении обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество и должность работника, основания, в соответствии с которыми он отстраняется от работы, а также период такого отстранения - до истечения срока, установленного в требовании органа или должностного лица об отстранении работника. При указании соответствующего основания в приказе следует отразить реквизиты решения либо постановления соответствующего должностного лица или органа, который обязал отстранить работника. Также рекомендуется в приказе указать дату начала работы после отстранения, в случае если таковая будет известна при вынесении приказа. Это позволит в дальнейшем избежать споров о неявке работника на работу по окончании периода отстранения.

С приказом об отстранении следует ознакомить работника под роспись. Если работник отказывается от подписания ознакомления, то составляется соответствующий акт.

Кроме приказа, организация должна отразить соответствующее отстранение в табеле учета рабочего времени (унифицированная форма N Т-12 или N Т-13), зафиксировав период, фактически отработанный работником до момента издания приказа о его отстранении. Срок отстранения отмечается в табеле путем проставления буквенного "НБ" или цифрового "35" кода (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

В трудовую книжку запись об отстранении работника от работы не вносится .

В личную карточку при отстранении работника вносить запись не обязательно. Однако при необходимости для обеспечения внутреннего учета данную информацию рекомендуется отразить в разд. X "Дополнительные сведения". Фиксация этой информации может пригодиться в дальнейшем при исчислении стажа работы для предоставления отпуска. Также может быть внесена и информация о допуске работника после окончания периода его отстранения от работы.

В течение всего периода отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (в силу ч. 3 ст. 76 ТК РФ), кроме случаев, прямо установленных в законодательстве. Так, например, в случае отстранения от работы в порядке ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ на данный период работнику назначается ежемесячное государственное пособие в размере пяти МРОТ. Время отстранения не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

Определенные тонкости есть в оформлении приказа о допуске к работе по окончании срока отстранения. Здесь следует учитывать, что формальным основанием для допуска является отмена данного требования. Работодателю в этом случае рекомендуется уточнить у должностного лица, направившего требование, каким образом оно будет отменяться.

Допуск лучше всего оформить приказом, поскольку в таком случае в организации будет документ, фиксирующий окончание срока отстранения и допущения работника к работе.

Как и в случае с приказом об отстранении, унифицированной формы нет, поэтому организация оформляет приказ самостоятельно. В нем отражаются фамилия, имя, отчество и должность работника, дата, с которой он должен приступить к работе, и основания для допуска. Также в данном приказе рекомендуется дать указание бухгалтерии о возобновлении начисления заработной платы указанному работнику. Процедура ознакомления с данным приказом стандартна, как и в случае отстранения.

Подводя итог, следует заметить, что отстранение от работы по требованию органов или должностных лиц не такой распространенный случай в трудовых отношениях. Однако именно в этой непопулярности и таится опасность: руководителям, работникам организаций необходимо понимать тонкости данных процедур, рамки полномочий тех или иных должностных лиц и органов власти, имеющих право выдвигать требования об отстранении от работы работника, анализировать правомерность и обоснованность таких требований, отличать требования от рекомендации и/или просьбы, действовать в рамках законодательства, применяя необходимые процедуры и оформляя соответствующие документы.

Основания для отстранения от работы в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ), определены и регулируются не только ТК РФ и трудовым законодательством, но и обширным массивом действующего законодательства, регулирующим специфику трудовых отношений в отдельных сферах, на особых производствах, связанных с государственной службой, в период действия чрезвычайного положения, при расследовании уголовных дел и т.п. Для правомерного определения основания отстранения в таких случаях следует обязательно обратить внимание на нормы, которые регулируют основания и порядок отстранения таких категорий работников в специальных законах и подзаконных нормативных актах, и соблюсти все необходимые для этого требования.

Приказ об отстранении от работы в связи с уклонением работника от прохождения обязательного периодического медицинского осмотра

(образец заполнения)

А.Бенмерабет

"Кадровик.ру", 2015, N 6


Имеются определенные основания, опираясь на которые руководитель обязан отстранить трудящегося от занимаемой должности. Эти критерии основательно описаны в статье 76 ТК РФ . В статье будет дана подробная информация о том, какие возможности имеются в трудовом кодексе (сокращенно — ТК) для увольнения трудящегося.

В каких случаях происходит расторжение трудового договора?

Процесс расторжения трудового договора может произойти в следующих случаях.

  1. По обоюдному желанию.
  2. Окончание времени действия трудового соглашения — по воле работника, либо по воле руководителя.
  3. Перемещение на иную должность по воле работника.
  4. Отказ выхода на работу по причине смены руководства, собственника имущества или в связи с переорганизацией.
  5. Отказ от трудовой деятельности по причине изменения условий трудового соглашения.
  6. Отказ от перевода на другую работу по причине несоответствия здоровья по медосвидетельствованию для текущей должности.
  7. Нежелание выхода на работу вследствие перемещения руководителя в другое место работы.
  8. Обстоятельства, не зависящие от воли обеих сторон.
  9. Несоблюдение правил трудового договора.

Когда работодатель обязан отстранить работника от работы и на каких основаниях?

Перед тем как дать ответ на вопрос, заметим, что есть два понятия в юриспруденции:

  1. Отстранение от труда — руководитель обязан уволить человека.
  2. Прекращение трудового договора — трудящегося временно увольняют с задержкой зарплаты, при этом его место работы остается за ним.

В каких случаях работодатель обязан отстранить сотрудника от занимаемой должности? Ориентируясь на можно перечислить основания, по причине которых руководитель обязан отстранить сотрудника от занимаемой должности:

  1. Сотрудник замечен на месте работы под алкогольным, наркотическим, токсическим или другим воздействием.
  2. Сотрудник не прошел соответствующую проверку обучения и приобретенных навыков в сфере безопасности труда.
  3. Отказ от предварительного, либо периодического медосмотра. Дополнительные подробности о том, что делать, если работник не прошел периодический медосмотр, имеются в данном материале .
  4. Обнаружение после прохождения медосмотра каких-либо болезней, инфекций и т.д.
  5. В случае требования должностных органов, уполномоченных федеративными законами, и в остальных случаях, обоснованных федеральными, либо другими нормативными актами.

Кстати, в определенных случаях подготавливается приказ об отстранении от работы за непрохождение медосмотра — образец в данной статье .


Как отстранить работника от работы — порядок отстранения от работы работника

Порядок отстранения работника зависит от причины, последовательность выглядит следующим образом:

  1. Составляются документы, подтверждающие причину увольнения: акты, фиксирующие поступок, докладная, отказ от прохождения медосвидетельствования и др.
  2. Основываясь на существующих документах выдается приказ об отстранении.
  3. После устранения причин создается приказ, допускающий к работе.

Срок отстранения работника от работы сколько составляет?

Срок также зависит от причины этого отстранения. Кроме того, срок отстранения зависит от целесообразности постановки, так как в некоторых случаях его установить невозможно. К примеру, если человек заразился инфекционной болезнью, то неясно время его полного излечения. Или, если человек вовлечен в сложное судебное разбирательство, будет сложно дать ответ на данный вопрос. Ориентироваться стоит на конкретные обстоятельства.

Образец приказа об отстранении работника от работы

Документ приказа об увольнении трудящегося обязан иметь порядковый номер и составляется на бланке предприятия. Также он обязан содержать следующие данные:

  1. Фамилия, имя и отчество и должность отстраняемого.
  2. Срок, на который отстраняется работник. Отстранение в приказе оформляется на время, пока все причины отстранения не будут устранены. Если возник случай, когда человека необходимо отстранить на срок до 4-х месяцев, руководитель обязан предложить другую должность.
  3. Оплата того периода, во время которого сотрудник уволен. Руководитель может оплатить данный период в размере 2/3 от заработной платы.
  4. ФИО лица, который обязан контролировать ход процесса соблюдения приказа.
  5. Причина увольнения. В приказе необходимо упомянуть ту бумагу, основание которой послужило для увольнения, а также то учреждение, которое его выдало.
  6. Должность руководителя и его подпись.
  7. Должность отстраняемого, его подпись и расшифровка на случай, если отстраняемый будет оспаривать данное решение в суде.

Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ есть несколько случаев, когда работодатель просто обязан отстранить работника от выполняемой работы. У сожаления, такая процедура трудовым законодательством не регламентирована и очень часто вызывает у кадровиков некоторые сложности. Следующая статья подробно расскажет о том, при каких именно обстоятельствах на работодателя ложиться обязанность по отстранению работника от выполняемой работы, и о том, как это правильно оформить документально.

Согласно трудовому законодательству, отстранение от работы является мерой временной и не влечет за собой изменение или прекращение трудового договора, однако в некоторых случаях может предшествовать увольнению работника. В таком деле очень важную роль играет оформление, ведь если такой факт будет документально правильно зафиксирован, то в случае возникновения трудового спора, он избавит работодателя от многих проблем, связанных с ненадлежащим оформлением. В ст. 76 Трудового кодекса РФ содержится несколько оснований, по которым работодатель может отстранить работника от работы. Ниже рассмотрим каждое из них.

1. Работник находится в состоянии наркотического, алкогольного или другого токсического опьянения.

Работодатель может и должен отстранить от работы любого работника, если тот появился на рабочем месте в состоянии наркотического, алкогольного или другого токсического опьянения и не может надлежащим образом выполнять свои трудовые обязанности. Следует отметить, что срок отстранения законодательством не установлен. В Трудовом кодексе только указывает на то, что работодатель может отстранить работника от работы на тот период времени, пока не будут устранены обстоятельства, явившиеся основанием для недопущения к работе или отстранения от неё.

Так как появление работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения считается грубым нарушением трудовой дисциплины, то в таких случаях работодатель может применить любое дисциплинарное наказание, предусмотренное трудовым законодательством, и даже увольнение. Чтобы избежать трудовых споров в дальнейшем, в первую очередь следует факт появление работника в нетрезвом состоянии документально правильно зафиксировать. В п. 42 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" подчеркивается, что состояние наркотического либо алкогольного или другого токсического опьянения можно подвергнуть не только медицинским заключениям, но и другим видам доказательств, которые соответственно должны быть оценены судом.

Для начала, чтобы зафиксировать факт опьянения сотрудника необходимо в присутствии не менее двух свидетелей составить акт. Особых требований по составлению такого акта нет, но есть несколько рекомендаций. Во-первых, составлять подобного рода акты имеет право кадровый работник или любое должностное лицо организации, которое занимает должность не ниже руководителя структурного подразделения. Самое главное в этом деле – это как можно более подробно описать все признаки опьянения, например, нарушение координации движений, резкий запах алкоголя изо рта, неадекватное поведение и др.). Если опьянение носит наркотический или другой токсический характер, то к признакам можно отнести и следующие: расширенные зрачки, бледность, повышенная возбудимость и пр. Как правило, акт должен быть подписан лицом, его составившим, и двумя свидетелями, присутствующими при этом. Далее нетрезвого сотрудника знакомят с содержанием составленного акта и просят дать объяснения причин, побудивших его появиться в таком состоянии на рабочем месте. Если он физически не может или отказывается объясниться, то об этом на акте делают пометку, которую также заверяют подписью свидетелей. После составления такого акта работника в обязательном порядке отстраняют от работы и направляют на медицинское освидетельствование.

Следует помнить, что любой работник в силу ст. 33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 имеет право от медицинского освидетельствования отказаться.

Как правило, медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, которые имеют лицензию на осуществление подобного рода деятельности с указанием наименования услуг и работ. В соответствии с Временной инструкцией "О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" и Методическими указаниями, утвержденными Минздравом СССР 02.09.1988 N 06-14/33-14, медучреждение выдаёт заключение, в котором факт употребления алкоголя или другого вещества, вызвавшего опьянение, не просто констатирует, но и квалифицирует состояние обследуемого, например:

  • трезв;
  • факт употребления алкоголя установлен, но признаки опьянения не выявлены;
  • алкогольное опьянение;
  • кома алкогольная;
  • состояние одурманивания, которое вызвано наркотическими или иными веществами;
  • трезв, но имеются некоторые нарушения функционального состояния, в силу которых необходимо по состоянию здоровья отстранить работника от работы с источником повышенной опасности.

Чтобы специалист определил, сможет ли обследуемый выполнять ту или иную работу, необходимо при подготовке медицинского заключения сообщать врачу о работе, которую этот сотрудник выполняет на рабочем месте. Если был установлен факт употребления алкоголя, но не выявлено признаков опьянения, то у работодателя оснований для отстранения от работы не будет.

На какой промежуток времени следует отстранять от работы находящегося в состоянии опьянения сотрудника? Ответ на такой вопрос во многом зависит от самочувствия и степени опьянения работника. Обычно нетрезвых сотрудников отстраняют от работы на смену или на один рабочий день, а, как правило, на следующий день он уже может приступать к выполнению трудовых обязанностей. Причем расценивать его отсутствие на рабочем месте как прогул нельзя, ведь он все-таки явился на работе.

2. Работник в установленном порядке не прошел обучение и проверку навыков и знаний в области охраны труда

Каждый руководитель и работник в соответствии с требованиями ст. 225 Трудового кодекса РФ должен пройти обучение в соответствии с Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации". Обязанности работников в области охраны труда установлены в ст. 214 Трудового кодекса РФ. Например, они должны проходить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда и стажировку на рабочем месте. А работодатель, согласно нормам ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязан проводить такое обучение работников, в том числе и необходимые инструктажи (вводный, первичный, повторный, целевой, внеплановый), а также фиксировать в журналах установленного образца по ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" знаний на них.

Из этого следует, что если работник обучение в области охраны труда не прошел, то работодатель обязан его отстранить от выполнения работ (абз. 3 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ). На какое время? Как правило сотрудника следует отстранить от работы на срок, необходимый для проведения обучения и надлежащей проверки знаний по охране труда. В случае, если работник по каким-либо причинам уклонился от повторной проверки, его можно отстранить от работы и на более длительный срок (например, на три месяца, потому как в организации плановое обучение и проверка знаний в области охраны труда проводятся в соответствии с графиком) или провести индивидуальное обучение и проверку знаний и допустить его к работе при положительном результате.

3. Работник в установленном порядке не прошел обследование (обязательный медицинский осмотр), психиатрическое освидетельствование

В ст. 213 Трудового кодекса РФ установлено, что обязательный медицинский осмотр за счет средств работодателя должны проходить работники, занятые на тяжелых работах, на работах с опасными или вредными условиями труда (Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83) (к ним относятся и подземные работы) и на работах, связанных с движением транспорта. Такие работники обязаны при поступлении на работу проходить предварительные медицинские обследования, а с целью определения соответствия состояния здоровья поручаемой работе – и периодические осмотры. Следует отметить, что с целью предупреждение распространения и возникновения заболеваний и охраны здоровья населения, периодические и предварительные медицинские осмотры должны проходить работники детских учреждений, водопроводных сооружений и предприятий:

  • лечебно-профилактических;
  • общественного питания и торговли;
  • пищевой промышленности.

Кроме Трудового кодекса, обязанность по прохождению предварительного медицинского осмотра установлена и рядом других федеральных законов, например:

  • ст. 6 Федерального закона N 77-ФЗ от 14.04.1999 "О ведомственной охране" (в отношении работников вневедомственной охраны);
  • ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ от 02.05.1997 "Об уничтожении химического оружия" (персонал объектов по хранению и уничтожению химического оружия);
  • ст. 9 Федерального закона N 38-ФЗ от 30.03.1995 "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в соответствии с Перечнем, который утвержден Постановлением Правительства РФ N 877 от 04.09.1995 для работников отдельных профессий, предприятий, производств, организаций и учреждений, которые должны проходить обязательное медицинское освидетельствование;
  • ст. 23 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
  • ст. 23 Федерального закона N 151-ФЗ от 22.08.1995 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

Порядок проведения периодических и предварительных медицинских обследований и осмотров работников, которые заняты на вредных работах и на работах с опасными и (или) вредными производственными факторами, установлен Приложением 3 к Приказу N 83.

Периодические и предварительные медицинские осмотры (обследования) работников, в соответствии с п. 5 данного Порядка, должны проводится только медицинскими организациями, которые имеют лицензию на указанный вид деятельности. Как правило, комиссия утверждается руководителем такой организации. Причем её председателем должен быть только врач-профпатолог или врач другой специальности, но обязательно имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, а членами комиссии – только специалисты, которые в рамках своей специальности прошли подготовку по профессиональной патологии. Комиссия, учитывая специфику действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к продолжению или осуществлению работы на основании действующих нормативных правовых актов, определяет объемы и виды необходимых исследований.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, которые подлежат периодическим медицинским осмотрам, с указанием производств, цехов, участков, опасных или вредных производственных факторов и после согласования с Роспотребнадзором за два месяца до начала осмотра направляет этот список в медицинскую организацию.

Медкомиссия, после надлежащего проведения необходимых обследований и осмотров, вносит в карту периодических и предварительных медицинских осмотров своё заключение и выписку из амбулаторной карты работника. В течение 30 дней медицинская организация обязана предоставить акт работодателю, центру профпатологии и территориальному органу Роспотребнадзора.
Работодатель, на основании представленной в акте медучреждения информации, должен принять решение об отстранении от работы или недопущении (при трудоустройстве) того или иного работника к работе.

Говоря о психиатрическом освидетельствовании для выполнения деятельности, связанной с источником повышенной опасности, и отдельных видов профессиональной деятельности, то оно, согласно ст. 6 Федерального закона от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", должно проводиться обязательно. Правила прохождения такого освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695, согласно которому оно может проводиться только на добровольной основе и с целью определения пригодности работника по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (Утвержден Постановлением Совмина Правительства РФ от 28.04.1993 N 377).

Следует помнить, что понятие источников повышенной опасности не раскрывается в трудовом законодательстве, поэтому за разъяснениями следует обратиться к ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, в которой под ними понимается использование транспортных механизмов, средств, атомной энергии, электрической энергии высокого напряжения, сильнодействующих ядов, взрывчатых веществ и т.п.; осуществление строительной и другой деятельности, связанной с ней, и т.д.

Отстранить работника от работы по причине непрохождения периодического или предварительного осмотра или психиатрического освидетельствования можно лишь до момента, пока соответствующий осмотр не будет пройден.

Определение противопоказаний для исполнения работы, оговоренной в трудовом договоре

Сотрудник должен быть освобожден от работы, оговоренной в трудовом договоре, в случае выявления противопоказаний для ее выполнения по результатам медицинского заключения, выданного в установленном федеральным законом или другим нормативным правовым актом РФ порядке. Данный пункт указан в абз. 5 ст. 76 Трудового кодекса РФ.

Согласно Конституционному суду в Определении от 29.05.2007 N 357-О-О, освобождение от труда проводится с целью охраны здоровья работника и является одной из гарантий права на труд в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности.
Получив от работника медицинское заключение о противопоказаниях для выполнения работы, которая обозначена в трудовом договоре, работодатель обязан перевести сотрудника на другую соответствующую работу, которая не противопоказана ему по здоровью. Согласно нормам ст. 73 Трудового кодекса РФ сделать это необходимо по письменному согласию работника.

В случае отсутствия у работодателя соответствующей работы, а также при отказе работника от перевода, работодатель должен освободить сотрудника от работы, сохранив при этом место работы и должность на период, указанный в медицинском документе (не более четырех месяцев). Заработная плата в этот период не начисляется. Исключение составляют случаи, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ, другими федеральными законами, трудовым или коллективным договором и соглашениями.

При необходимости временного перевода работника на другую работу на период свыше четырех месяцев или перевода на постоянной основе, по п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ при отказе сотрудника от перевода трудовой договор прекращает свое действие.
Если в отстранении от работы согласно медицинскому заключению нуждаются руководители организаций или разного рода структурных подразделений, заместители руководителей, а также , то по их письменному согласию, вместо прекращения трудового договора срок может быть определен соглашением обеих сторон.

Во время отстранения от работы заработная плата не начисляется. Исключением являются случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, а также трудовым или коллективным договором и соглашениями.

Приостановка на период до двух месяцев действия специального права работника

К специальным правам работника что относятся: право на управление транспортным средством, лицензия, право на ношение оружия. В случае приостановки действия специального права работника на срок до двух месяцев, в результате чего он утрачивает возможность исполнять свои обязанности, обусловленные трудовым договором, и что препятствует переводу работника (с письменного согласия) на другую соответствующую работу, он подлежит освобождению от работы.
В обязанности работодателя входит предложение всех соответствующих вакансий, появляющихся в данной местности и, если это оговорено коллективным или трудовым договором и соглашениями, в других местностях.

Если период приостановления действия специальных прав более двух месяцев или работник лишен прав на постоянной основе, то при невозможности перевода сотрудника на другую работу по п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор расторгается.

В случае приостановления действия специального права работодателя, являющегося юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и т.п. или применения к нему административного наказания по ст. 3.12 Кодекса об административных правонарушения РФ - приостановления деятельности, сотрудники от работы не отстраняются.

Отстранение работников от исполнения работы по требованию должностных лиц или органов, которые уполномочены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ

По требованию должностных лиц и уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ органов работодатель должен отстранять сотрудников от исполнения работы. К должностным лицам относятся инспекторы государственной инспекции труда. Согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ инспектор ГИТ имеет право выдвинуть требование об отстранении от работы сотрудника, не прошедшего обучение технике безопасности труда, инструктаж и проверку знаний по охране труда, а также стажировку на рабочем месте.

Право предъявления требования о временном отстранении от работы принадлежит также главным государственным санитарным врачам, а также их заместителям. Согласно ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" временному отстранению от работы подлежат сотрудники – носители возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут стать распространителями инфекции.

Уполномоченным органом является суд, который по ст. 114 Уголовно-процессуальный кодекс РФ, при наличии ходатайства следователя и согласия прокурора может требовать временного отстранения работника от должности при подозрении последнего в совершении преступления. При этом работодателю высылается документ с требованием об отстранении сотрудника от работы и подлежит обязательному исполнению.

При получении соответствующего документа с требованием отстранить работника от выполнения труда, работодатель обязан тщательно проверить, уполномочено ли лицо или орган выдавать такое требование. Также необходимо обратить внимание на содержание письма. Если оно носит рекомендательный, а не приказной характер, если в нем содержится просьба, а не строгое предписание, работодатель волен сам принимать решение об освобождении сотрудника от работы.

Другие причины для отстранения работника от труда, обусловленные законами и другими нормативными правовыми актами РФ

Любые причины для отстранения сотрудника от работы обязательно должны быть закреплены в законах или иных нормативных правовых актах РФ. Работодатель не имеет права самостоятельно формулировать причины для отстранения сотрудников от работы и закреплять их в нормативных документах.

Документальное оформление отстранения сотрудника от работы
Как правило, причины для отстранения работника от выполнения труда выявляет непосредственный руководитель работника, который обязан сообщить об этом работодателю посредством докладной или служебной записки.

Ст. 76 Трудового кодекса РФ не дает строгих рекомендаций по документальному оформлению отстранения от работы. Лучше всего оформить документ в виде приказа или распоряжения на бланке организации. Письменный документ поможет избежать споров и разночтений с работником. К тому же документально оформленное отстранение от работы гарантирует верность начисления заработной платы.

За отсутствием определенной формы приказа об отстранении, желательно содержание документе следующих сведений:

  • обстоятельств, послуживших причиной отстранения от работы;
  • сведений о документах, служащих основанием для отстранения;
  • периода отстранения;
  • поручений бухгалтерии о форме заработной платы.

В случае отказа работника ознакомиться с приказом об отстранении его от работы, следует составить соответствующий акт в обязательном присутствии двух и более свидетелей.

При оформлении отстранения по ст. 76 Трудового кодекса РФ работник не обязан давать объяснение причин, которые повлекли его отстранение, однако указать их в документе все же желательно. Это в интересах самого работника. Если нет его вины в отстранении от работы, то заработная плата ему выплачивается как за простой (например, если он не прошел обучение по технике безопасности и проверку знаний по охране труда по независящим от него причинам).

После окончания периода отстранения сотрудника от работы неизменно возникает вопрос, как документально оформить его допуск к работе и нужно ли это делать посредством издания отдельного документа.

В случае, если возникают затруднения при определении точной даты окончания отстранения сотрудника от работы, или же оно зависит от времени устранения причин, которые его вызвали, необходимо издать приказ о допуске. В этом случае допуск к работе оформляется отдельным документом. Если же приказ об отстранении уже содержит точную дату его окончания, отдельный допуск оформлять не нужно. Приказ об отстранении прекращает свое действие автоматически.

При необходимости отстранить от работы не одного, а отдельную группу сотрудников (чаще всего это случается, когда часть работников не прошла обязательный медицинский осмотр или не прошла обучение и проверку знаний по охране труда), можно оформить отстранение в виде группового приказа, указав в нем причину отстранения и фамилии отстраненных работников.

Нередко возникает вопрос, может ли сам работодатель принять решение не отстранять сотрудника от работы, если на то имеются причины. Ответ на этот вопрос категоричен. При наличии причины для отстранения от работы, работодатель обязан сделать это, он не имеет права брать на себя ответственность и не отстранять сотрудника от работы. При этом не имеет значения, насколько уважительна причина для отстранения, даже если причина незначительна, работника следует отстранить на небольшой срок, а при устранении этой причины снова допустить к работе.

Однако работодатель должен действовать строго в соответствии с законом. Если будет признано отстранение от работы незаконным, то согласно ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель должен будет выплатить сотруднику не полученную им заработную плату. К тому же, период незаконного отстранения засчитывается в стаж работы, который согласно ст. 121 Трудового кодекса РФ дает право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Оплата за отстранение от работы

За время отстранения от работы или недопущения к ней работнику не начисляется заработная плата. Исключение составляют случаи, которые предусмотрены в Трудовом кодексе РФ или иных федеральных законах.

Если работник был отстранен от труда не по своей вине (не прошел обучение по технике безопасности и охране труда, обязательный медицинский осмотр по независящим от него причинам), ему выплачивается заработная плата за весь период отстранения как за простой. Оплата простоя, согласно ст. 157 Трудового кодекса РФ производится следующим образом: по вине работодателя - не менее 2/3 средней заработной платы сотрудника, по вине работника – без выплаты заработной платы. Если простой не зависел ни от одной, ни от другой стороны, заработная плата начисляется в размере не менее 2/3 тарифной ставки или оклада, которые рассчитан пропорционально периоду простоя.

Работодатель в отдельных случаях может обладать возможностью отстранить сотрудника от работы. Эта процедура находится в рамках действующего российского трудового законодательства, которое тщательно регулирует возможность её применения по отношению к работникам и правовые последствия. Основания и порядок отстранения от работы по ТК РФ могут предусматривать различные причины – от медицинских показаний до алкогольного опьянения.

Что такое отстранение – правовые нормативы и статья ТК РФ

Действующее трудовое законодательство предполагает возможность возникновения в ходе трудовых отношений ситуаций, в которых работник не может быть допущен к исполнению своих рабочих обязанностей в силу различных причин. И данный вопрос имеет правовое регулирование, обеспечиваемое в первую очередь положениями статьи 76 Трудового кодекса РФ. Однако некоторые вопросы, связанные с отстранением от рабочей деятельности, регулируются и иными нормативами, к которым в частности относятся:

  • Ст. 73 ТК РФ. Несмотря на то, что данная статья регулирует основания и порядок перевода работников по медицинским заключениям на иные должности, в ней также рассматриваются и случаи, в которых может быть применено отстранение от трудовой деятельности.
  • Ст. 121 ТК РФ рассматривает применение отстранения в контексте периода времени нахождения в должности и влияния его на размер оплачиваемого отпуска. Так, согласно её нормативам, время нахождения в отстранении не дает права на включение в период труда, исходя из которого устанавливается количество дней отпуска за исключением случаев незаконного отстранения или отстранения не по вине работника.
  • Ст. 234 ТК РФ устанавливает своими нормативами обязанность возмещения работодателем причиненного ущерба работнику, вызванного лишением последнего возможности трудиться на работе, в том числе и в случаях неправомерного отстранения от труда.
  • Ст. 327.5 ТК РФ предусматривает дополнительные причины для отстранения от ведения трудовой деятельности у работодателя иностранных сотрудников или лиц, не имеющих никакого гражданства.
  • Ст. 330.4 ТК РФ регулирует применение отстранения к работникам, занятым в подземных работах, значительно расширяя перечень оснований для таковой меры воздействия.
  • Ст. 331.1 ТК РФ рассматривает дополнительные ситуации, в которых могут быть отстранены от работы трудящиеся, занятые в педагогической сфере.
  • Ст. 348.5 ТК РФ касается принципов отстранения спортсменов от участия в мероприятиях спортивного характера и соревнованиях.
  • Ст. 357 ТК РФ регламентирует права инспекторов труда и наделяет их полномочиями предписывать работодателям отстранение определенных сотрудников от ведения рабочей деятельности.

Причины для отстранения в целом могут быть различными, однако основной является обеспечение безопасности как самих работников, так и окружающих. При этом следует отличать отстранение от простоя или прогула – это абсолютно разные правовые понятия, несущие различные последствия для сторон трудовых взаимоотношений. Также отстранение не относится и к дисциплинарным взысканиям, и в отличие от них назначение отстранения является не правом, а обязанностью работодателя.

Отстранение само по себе предусматривает, что работник не допускается к исполнению своих трудовых обязанностей. Об этом вносится соответствующая запись в табель рабочего времени, составляются и регистрируются иные внутренние документы на предприятии. На период отстранения за работником сохраняется его должность, однако на все время отстранения сотрудника, ему не начисляется заработная плата.

Если впоследствии отстранение от работы по ТК РФ будет признано незаконным на работодателя будет возложена обязанность скомпенсировать все дни отстранения сотрудника как простой, а иные правовые последствия отстранения также должны быть устранены в данном случае.

Виды и причины отстранения работника от работы

Прежде чем приступать к детальному рассмотрению процедуры отстранения, следует понимать, когда допустима её инициация. В частности, работодатель не имеет права использовать этот механизм для приостановки деятельности сотрудников просто по своей инициативе – его применение допустимо исключительно в случаях, определенных Трудовым кодексом. Действующим законодательством предусмотрены следующие основания для отстранения работника от работы:

  • Медицинское заключение. В случае, если по каким-либо причинам работнику противопоказано ведение трудовой деятельности на занимаемой им должности, работодатель может временно отстранить работника от исполнения трудовых обязанностей.
  • Лишение специальных прав, необходимых для исполнения рабочих обязанностей. К таковым может относиться решение суда о дисквалификации, лишение или временное изъятие водительских прав, отзыв лицензии и иные основания, в случае, если длительность такового периода составляет не более одного месяца.
  • Непрохождение обязательного медицинского осмотра, когда таковой предусмотрен нормативами действующего законодательства.
  • Нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения – алкогольного, токсического и наркотического.
  • Требования государственных органов и должностных лиц, например, инспекторов по труду.
  • Отсутствие факта прохождения работником инструктажа по технике безопасности или охране труда, когда таковой является обязательным к прохождению.

Данный перечень является общим и обязательным к применению. Для некоторых профессий и должностей могут быть установлены более широкие рамки ситуаций, в которых может применяться отстранение от работы. В частности, к таковым расширенным основаниям для недопущения сотрудников к исполнению трудовых обязанностей можно отнести:

  • Окончание срока действия полиса медицинского страхования, вида на жительство, патента, разрешения на работу или разрешения на временное проживание, если работник является иностранцем либо лицом без гражданства.
  • Отказ от использования средств индивидуальной защиты, несоблюдение иных требований безопасности, установленных федеральным законодательством, наличие при себе огнеопасных предметов, алкоголя, наркотических веществ или личного имущества, способного нести угрозу безопасности являются причинами для отстранения от подземных работ.
  • Ведение уголовного процесса в отношении педагогических работников, а также иных лиц, чья работа заключается в оказании услуг, направленных на детей по отдельным статьям УК РФ – вплоть до вынесения судом окончательного решения.

Сроки отстранения от работы устанавливаются для каждой ситуации отдельно. В целом, общепринятые нормативы трудового законодательства предполагают, что длиться таковое недопущение к работе может до устранения причин отстранения.

Основания и порядок отстранения от работы по ним

Действующая процедура отстранения имеет достаточно слабое правовое регулирование, поэтому работодателю следует придерживаться простых, но эффективных методов, позволяющих реализовать данные нормы Трудового кодекса. В большинстве ситуаций, механизм отстранения производится следующим образом:

  1. Работодатель получает документ, на основании которого может быть применено отстранение работника. Таким документом может выступать медицинское заключение, докладные иных работников, постановления инспекции по труду, решения суда или иных органов о приостановлении действия специальных прав работников и другие документы.
  2. Работодателем издается приказ об отстранении работника от исполнения рабочих обязанностей до устранения причин, повлекших его.
  3. Копия приказа вручается работнику под акт, подписываемый двумя иными сотрудниками. В случае отказа от получения, также составляется акт. При отсутствии возможности вручить документ работнику, копия его направляется почтовым отправлением с описью и уведомлением.
  4. Работник отстраняется от должности, а на время отстранения в табель учета рабочего времени вносится соответствующая отметка.

В некоторых ситуациях отстранение от работы является невозможным в силу действий сотрудника. Например – при состоянии опьянения. В таком случае работодатель имеет право воспользоваться помощью правоохранительных органов. Если работник же отказывается покидать рабочее место и исполняет свои рабочие обязанности, не взирая на отстранение, с документальной точки зрения он всё равно считается отстраненным с соответствующими правовыми последствиями.

Незаконное отстранение от работы и иные нюансы выполнения процедуры

Процедура отстранения имеет множество дополнительных нюансов, о которых следует знать как работнику, так и работодателю. В первую очередь, если отстранение будет признано незаконным, работник может потребовать оплаты всего положенного ему заработка на период, когда он был отстранен от должности. При этом заработок выплачивается в полном размере, как если бы сотрудник фактически находился на рабочем месте и исполнял свои обязанности.

Отстранение работника, находящегося в состоянии опьянения требует обязательной фиксации этого факта и сбора доказательной базы на случай возможного оспаривания процедуры сотрудником или же при необходимости увольнения работника за данный проступок. Следует обратить внимание, что отстранить работника в данном случае работодатель обязан, а увольнение – является его правом, но может не применяться по отношению к сотруднику.

1. Применяя статью 76 ТК РФ, следует учитывать, что отстранение от работы - временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей по основаниям, перечисленным в Трудовом кодексе, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Отстранение от работы производится либо по инициативе работодателя, либо по инициативе (по требованию) органов и должностных лиц, специально уполномоченных на это федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Перечень оснований отстранения работника от выполнения работы, предусмотренный в комментируемой статье, не является исчерпывающим. Помимо указанных в комментируемой статье, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых работодатель обязан отстранить работника от выполнения им своих трудовых обязанностей.

2. В соответствии с ч. 1 ст 76 ТК РФ работодатель обязан не допускать работника к исполнению трудовых обязанностей, а если он уже приступил к ним, то отстранить его от работы в следующих случаях:

  • 1) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Факт нетрезвого состояния работника либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например свидетельскими показаниями. Свидетельские показания должны быть оформлены актом, составленным с участием представителя профсоюза, если работник, отстраненный от выполнения трудовых обязанностей, является его членом (см. также коммент. к ст. 81);
  • 2) если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работы, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда прямо закреплена в ст. 214 (см. коммент. к ней). Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (БНА РФ. 2003. N 17);
  • 3) если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 (САПП РФ. 1993. N 18. Ст. 1602). Медицинский осмотр (обследование) работники обязаны проходить в случаях, предусмотренных законодательством (см. коммент. к ст. 69). Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 (БНА РФ. 2004. N 38);

4) если при медицинском обследовании у работника выявлены противопоказания для выполнения порученной ему работы и если наличие этих противопоказаний подтверждено медицинским заключением, выданным в установленном порядке;

5) в случае приостановления действия специального права работника на срок до 2 месяцев (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права).

Приостановление действия специального права работника является основанием для отстранения работника от работы при условии, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (см. также коммент. к ст. 74).

Следует иметь в виду, что работодатель вправе отстранить работника от работы в связи с приостановлением действия специального права работника только в том случае, если это право приостановлено на срок до 2 месяцев. Если же этот срок превышает 2 месяца или работник вообще лишен соответствующего права, то трудовой договор с ним подлежит прекращению в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 (см. коммент. к ней);

6) по требованию органов или должностных лиц. Работодатель обязан отстранять работников от работы по требованию органов и должностных лиц только в том случае, если эти органы и должностные лица уполномочены на это федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К числу таких органов и должностных лиц относятся, в частности, органы и должностные лица федеральной инспекции труда.

Требование об отстранении от работы может быть предъявлено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Согласно ст. 114 УПК при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и является обязательным для исполнения работодателем.

В соответствии со ст. 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства.

Пунктом 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что в случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора).

Решение совета директоров о приостановлении полномочий директора (генерального директора) служит основанием для отстранения его от работы в соответствии со статьей 76 ТК РФ (отстранение от работы по требованию органов, уполномоченных федеральными законами для отстранения от работы или недопущения к работе).

Отстранение от работы (приостановление полномочий) руководителя АО по решению совета директоров следует отличать от отстранения от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), которое служит самостоятельным дополнительным основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации, предусмотренным п. 1 ст. 278 (см. коммент. к ней). Согласно п. 1 ст. 69 Закона о банкротстве арбитражный суд отстраняет руководителя организации-должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований указанного Федерального закона.

3. Во всех перечисленных случаях отстранение работника от работы является обязанностью работодателя. При этом следует отметить, что законодатель обязанность отстранять работников от выполнения работы не ставит в зависимость от уважительности или неуважительности причины, по которой работник не прошел обучение, проверку знаний или медицинский осмотр. В этих случаях работник должен быть отстранен от работы при любых обстоятельствах.

4. По смыслу ст. 76 ТК РФ отстранение от работы - это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей. Поэтому отстранение работника от работы в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Так, если работник появился на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или иного токсического опьянения, то он должен быть отстранен от работы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.

Неправомерным в связи с этим будет являться отстранение такого работника от работы в последующие дни, в т.ч., например, до решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания.

Если работник отстранен от работы в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных ее результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению трудовых обязанностей.

Работники, отстраненные от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц, должны быть допущены к работе после отмены в установленном порядке предъявленных требований.

5. Работнику, отстраненному от работы на законных основаниях, заработная плата за время отстранения не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 59 Закона о государственной гражданской службе за государственным служащим, отстраненным от исполнения должностных обязанностей в связи с проводимой в отношении его служебной проверкой, денежное содержание (заработная плата) сохраняется на весь период отстранения.

В случае если работник был отстранен от работы потому, что не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине (например, в связи с болезнью или в связи с тем, что работодатель не организовал соответствующим образом проверку знаний или прохождение медицинского осмотра), оплата за время отстранения от работы производится в этом случае как за простой (см. коммент. к ст. 157).

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины