Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство воспитания патриотизма. Игры коренных народов севера

Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство воспитания патриотизма. Игры коренных народов севера

Игры и игрушки коренных народов Севера

В.С. Фадеева

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха.

С раннего возраста ребёнок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек часто делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным целям, они развивали меткость и остроту зрения. Лук с древности был самой любимой игрушкой у мальчиков. Первый лук ребёнку делали взрослые. Но в 6 – 7 лет мальчики уже сами умели делать для себя лук и стрелы. Игрушки – стрелы делались для детской руки легче и короче, чем у взрослых. Но это были настоящие стрелы.

Из национальных детских игрушек наиболее распространенными являются игрушечные изображения оленей, а также нарты, луки, гуделки, куклы.

Игрушечный олень обычно представляет собой деревянный брусочек (10 см х 2 см) с выступом на одном конце (хвост), косым срезом на другом (голова) и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога.

Детская гуделка (вывко ) состоит из дощечки (10 Х 4 см), сквозь два отверстия в которой продеты нитки (или нитка) из оленьего сухожилия длиной около 25 см, образующие петлю. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка гудит.

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Богу (Нум`у ) и являются чистыми, невинными. Однако, в настоящее время этим куклам религиозного значения не придается. Их шьют обычно сами девочки. Куклы не имеют ног, рук, лица. Это простой тряпичный свёрток с птичьим клювом. Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду.

Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки. Швейные принадлежности хранят в сумочках из меха (падко). Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по её детским игрушкам.

Свободное от работы время ненцы охотно уделяют различным настольным играм. От русских ими были заимствованы шашки, шахматы, карты. Как доски, так и фигурки многие ненцы умели вырезать сами, обычно, впрочем, довольно примитивно. Расцветка полей доски заменялась углублением одних полей по сравнению с другими. Правила игры соответствовали общепринятым.

Среди игр и развлечений на открытом воздухе следует отметить национальные виды соревнований.

Из национальных видов соревнований наиболее распространенными считаются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Ненецкие традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время.

Гонки на оленьих упряжках - красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками радуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований - мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры - в жмурки, колечко, - имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Список литературы

1. География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 328.

2. Культура народов Ямала / Борко Т. И. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

4. Вестник института. Выпуск 3. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях Пятнашки на санках

Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

___________
  • В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.

Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Тюленьи бега

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Тунумиу

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

«Похитители огня»

(для детей среднего школьного возраста) Игровая площадка прямоугольной формы (длиной 30–40 м, шириной 15–20 м). В каждом углу чертится круг диаметром 2–4 м. Каждый круг – крепость. Внутри прямоугольника, отступив от двух узких сторон на 4 м, рисуют линии опасности (или огня) длиной 2–3 м. Играют две команды по десять–пятнадцать человек. Они располагаются вдоль линии опасности. Каждая команда имеет капитана и выбирает себе отличительный знак (элемент национального костюма). Право начать игру первым определяется жеребьевкой. По сигналу капитан команды, начинающий игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков «берет огонь» и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Пойманный становится пленником, его сажают в крепость противника. Если не удается поймать убегающего, а догоняющий доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок, стараясь взять в плен догоняющего.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Правила игры. Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки. Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника. Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

«Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

«Алеутская национальная борьба»

(для детей старшего школьного возраста) Борьба происходит на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе и ловкости, должны оторвать противника от земли и поднять его над собой.

«Перетягивание на руках»

(для детей старшего школьного возраста) Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.

А вот в "Льдинку", русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку" играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек. Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается "зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.

В игру "Олени" ребята из Республики Коми играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал - подходящая по размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками: последний, ухватившийся за кончик палки, - водит. По команде оленевод ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником "оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!", начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть выходит из игры. Помощники оленевода - "люди" тоже стараются осалить "оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и становится очередным "оленеводом".

Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь". Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах. Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или заморозить лунку.

Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5 см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою "прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок, попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги "рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку. Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени, считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками, ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять ямку, ее бывший владелец становится водящим.

Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами. Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше. Водящий - "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия предметов, необходимых для поездки.

Например: "телега", "упряжка", "дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг. "Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван, должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант": носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда "ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после выполнения какого-нибудь задания.

Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и, услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник" скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник", для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому места не досталось - водит.

ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Ловкий оленевод
Цель:
учить бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры, развивать глазомер.
Правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м. от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в оленя.
Рыбаки и рыбки
Цель:
упражнять в беге, развивать быстроту реакции.
Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Белый шаман
Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать слуховое внимание.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Ручейки и озёра
Цель: учить детей участвовать в играх с элементами соревнований, согласовывать свои движения с командой; развивать умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, справедливость.
Правила игры: в ручейках дети бегают друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала (или площадки) – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Отбивка оленей
Цель: приучать детей чётко выполнять правила игры; закреплять умение метать мяч в цель; поддерживать интерес к играм народов севера.
Правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Метать мяч можно только с одного места.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
На новое стойбище
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей; умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом.
Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего – это привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» - все должны построиться в прежней последовательности.
Каюр и собаки
Цель: учить согласовывать движения в команде; развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Олени и пастухи
Цель: учить отражать в игре быт народов севера; упражнять в имитировании движений оленя.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать веточки, которые дети держат в руках.
Куропатки и охотники
Цель: учить внимательно слушать команды, менять характер движений; учить сочетать замах с броском при броске мяча.
Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу; мяч бросать только под ноги убегающих.
Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят – бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летят.
Солнце (хейро)
Цель: учить согласовывать движения в большом круге; воспитывать справедливость, честность.
Правила игры: все игроки увёртываются от солнца при его поворотах.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро!». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Льдинки, ветер и мороз
Цель: учить доводить начатую игру до конца; развивать слуховое внимание; воспитывать дружелюбие.
Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий и быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят-
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «Дзинь, дзинь…» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Ловля оленей
Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;
Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.
Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«НАЗАД – ПО РЕКЕ ПАМЯТИ,

ВПЕРЕД – В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ…»

Составила:

Киле Юлия Алексеевна,

педагог дополнительного образования

1.Историко-педагогическое значение подвижной игры.3

2. Методика проведения игр 5

2.1. «Топтоди купин» (игра с веревкой) 5

2.2. «Сололи» (рыбная охота) 6

2.3. «Альчоа» («игра с косточками») 7

2.5. Метание тынзея на хорей 8

Библиографический список 11

Приложение 12



Пояснительная записка

Настоящая работа представляет собой подробную разработку обучающих и развивающих игр народов Приамурья. В ее основу положены материалы различных традиционных игр народов Приамурья.

Тема методической разработки является весьма актуальной. Хабаровский край представляет собой поликультурное образовательное пространство, для которого в большей степени, чем для других регионов России, характерно не только взаимопроникновение культурных традиций, но и в значительной степени – утрата многих культурных ценностей, отрыв от корней, нарушение преемственности поколений. Поэтому возникла необходимость формирования национального самосознания для успешного взаимодействия детей разных национальностей через систему дополнительного образования.

Новизна разработки состоит в том, что предлагаемые игры адаптированы к условиям современного общества и рассчитаны на детей разных возрастов.

Цель: изучение национальных игр народов Приамурья.

    познакомить с особенностями национальных игр народов Приамурья;

    развивать физическую культуру детей разных возрастов через игровые моменты;

    способствовать воспитанию этнической толерантности;

    способствовать формированию умения действовать сообща, чувства взаимопомощи и уважения.

Представленный материал может быть использован, модифицирован в зависимости от формы занятий, его тематики и уровня учащихся в образовательных учреждениях различного вида.


1.Историко-педагогическое значение подвижной игры

Игры, имеющие подвижный характер, в качестве педагогического средства рассматривались многими мыслителями и педагогами на протяжении всей истории развития человечества. Наука давно занимается описанием, объяснением и классификацией игр детей и взрослых. Она пытается установить природу и значение игры в воспитательной деятельности. При этом отмечается, что основа любой подвижной игры берет свой источник от народных игр, являющихся важнейшим элементом традиционного воспитания, в первую очередь физического.

Подвижным играм в воспитании детей принадлежит весьма существенное место. Исследователь народных игр В.И. Элашвили пишет, «игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих».

Особое место занимали игры и физические упражнения в жизни нанайцев. В стойбищах периодически проводились состязания на лучший коллектив по гребле на лодках, на самого меткого стрелка, самого сильного и ловкого борца, самого сильного и выносливого гребца на оморочке и т.д. Такие соревнования обычно проходили при стечении многочисленных зрителей и болельщиков. Эти соревнования проходили в исключительно напряженной борьбе равных с равными. Характерно, что самыми сильными и ловкими в состязаниях, как правило, оказывались те рыбаки или охотники, которым постоянно сопутствовала удача в промыслах.

В систематических тренировках и регулярных состязаниях принимали участие и дети разного возраста. Это является одной из характерных особенностей традиций коренного населения Крайнего Севера.

Физическое и морально-психологическое воспитание осуществлялось путем систематического выполнения различных упражнений в игровой форме. В задачу воспитания входила подготовка сильного, ловкого, выносливого, мужественного и хорошо владеющего своим делом человека, способного преодолевать любые сложные препятствия в суровом единоборстве с природой.

Обучение проводилось поэтапно в соответствии с возрастными способностями детей. Так, детям из нанайской семьи с самого младшего возраста (как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться на ногах) предлагались физические упражнения на точность движений и игры с сюжетами промыслов. В старшем возрасте дети занимались в естественных условиях, учились правильно работать с веслами, обучались передвижению на лыжах, стрельбе из лука и т.д. Кроме того они играли в групповые игры, выполняли разнообразные прыжковые и беговые упражнения, овладевали приемами национальной борьбы. Таким образом, дети получали разностороннюю физическую подготовку к будущим профессиональным занятиям – рыбалке, охоте.

Со сменой времени года, менялось содержание игр, физических упражнений. Осенью дети были заняты играми «Чакпан», стрельбой из лука, а также играми, которые связаны с преодолением больших расстояний (бег, ходьба). Зимой – ходьба на лыжах, езда на собачьих упряжках и т.д. Весной – игры «Чакпан», стрельба из лука, прыжки с шестом, метание тяжестей и камешков, бег, ходьба. Летом – плавание и ныряние, передвижение на лодках и оморочках и т.д. Таким образом, дети круглый год занимались различными играми и физическими упражнениями. Все это благотворно сказывалось на их здоровье, физическом развитии, на формировании таких положительных моральных качеств личности, как чувство сплоченности, чести, ответственности, дисциплинированности.

2. Методика проведения игр

2.1. «Топтоди купин» (игра с веревкой)

см. Приложение 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра записана в селе Нижние Халбы Комсомольского района со слов директора Нижнехалбинской школы-интерната, заслуженного учителя РСФСР Владимира Ивановича Дигора. В эту игру чаще играли девочки и мальчики 6 -16 лет. Играли с весны и до глубокой осени, на поляне, у дома, у реки. Игра носила командный характер, участвовало в ней от 10 до 20 человек.

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

Развитие силы, ловкости, внимательности, выносливости, смелости. Данные навыки нужны были для промыслов (рыбалка, охота)

Развитие силы, ловкости, внимательности, выносливости, смелости для общефизического развития детей

Оборудование

Веревка, сплетенная из кожи животного

Туристическая веревка 5 м

Описание игры

Двое играющих крутят веревку длиной 5 м. Игроки располагаются по обе стороны крутящейся веревки. Ребята прыгают или перебегают по одному, группой. Прыгать можно на одной или на двух ногах.

Суть игры та же, но прыжки усложняются, игрокам предлагается прыгать через веревку сидя на корточках и в упоре лежа. Скорость вращения веревки может увеличиваться.

2.2. «Сололи» (рыбная охота)

см. Приложение 2

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра записана в селе Найхин, Бельго и Джари. Рыбная охота – это поразить острогой рыбу с оморочки. Проводилась игра летом на песчаном берегу, на поляне, на улицы. В игре участвовало от 3 до 15 человек в возрасте от 6-14 лет. У каждого была палка – острога. Из кочки сена или тальника делали чучело рыбы.

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

Развитие внимательности, ловкости, быстроты, меткости, выносливости для рыбного промысла

Развитие внимательности, ловкости, быстроты, меткости, выносливости для общефизического развития детей

Оборудование

Живая рыба или чучело рыбы из кочки сена или тальника

Чучело рыбы из ткани с ватным наполнением

Описание игры

Один игрок бежит и тянет за собой чучело рыбы. При этом он делает всевозможные рывки, зигзаги, замедляет скорость бега или, увеличивает. Тем самым он усложняет условия игры для попадания острогой. Рыбаки должны попасть рыбу острогой. Кто попадает, тот сменяет тянувшего «рыбу».

По-очереди каждый игрок должен попасть острогой в двигающееся чучело рыбы. В зависимости от возраста скорость движения чучела рыбы увеличивается или уменьшается.

2.3. «Альчоа» («игра с косточками»)

см. Приложение 3

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Игра была распространена среди удэгейцев села Олон. Со слов Суанка Андрея Дзан-дулеевича.

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

В эту игру в основном играли девушки для развития мелкой моторики кисти руки и пальцев

Для развития мелкой моторики кисти руки и пальцев

Оборудование

Косточки суставов задней ноги диких и домашних коз, барана

Деревянные палочки

Описание игры

Игрок брал весь пучок палочек в руку, слегка подбрасывал его вверх, а затем ловил на тыльную сторону ладони этой же руки. Тыльной стороной он опять подбрасывал палочки вверх и ловил этой же рукой как можно больше палочек.

В начале игры рассыпаются 9 деревянных палочек, одна палочка даётся в руку игроку. Участник подбрасывает палочку вверх, и пока она летит, он должен успеть схватить с пола палочки (сколько сможет). Детям младшего школьного возраста даются в обе руки 5 палочек и их нужно подкинуть все.

см. Приложение 4

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

Развитие дыхательной и сердечно - сосудистой системы

Оборудование

Секундомер

Описание игры

По команде делается вдох, и игроки начинают голосить до тех пор, пока не кончится дыхание. Выигрывает тот, кто дольше голосит по времени.

Суть игры та же только усложнили задание, тем, что разрешается смешить соперника.

2.5.Метание тынзея на хорей

см. Приложение 5

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Тынзей метают на дальность и точность. Более распространенным является метание тынзея на точность или на хорей. Тынзей в переводе с ненецкого языка означает аркан. Длина тынзея – 25-27 м. Хорей в переводе с ненецкого означает шест. Длина хорея 3 м. хорей устанавливают вертикально.

Критерии сравнения

Во времена предков

В наше время

Развитие меткости, ловкости, выносливости

Оборудование

Тынзей сплетен из прядей оленей кожи, имеет костяшку, через которую просунут сам шнур и этим самым образовывается аркан. Хорей- это шест, которым управляют оленьей упряжкой

Пластмассовые кольца, деревянный шест

Описание игры

На равнинной площадке в центре устанавливается хорей вертикально высотой 1-2 м. метание производится с любой точки круга. Радиус круга равен 8-10 м.

Метание диска в цель, причем диск- это пластмассовое кольцо, а цель – это деревянный шест на опоре.

Для успешного проведения игр необходимо наличие специального инвентаря:

    веревка длиной 5 м:

    чучело рыбы;

    чакпан 3 шт;

    деревянные палочки 30 штук;

    деревянный шест;

    пластмассовые кольца.

Учащиеся должны:

    быть в спортивной форме;

    соблюдать дисциплину;

    не нарушать правила игры;

Педагог должен:

    провести инструктаж по технике безопасности;

    уметь организовать работу в группах;

    создать благоприятную атмосферу для творческой работы.

Библиографический список

    Бельды В.Ч. Нанайские игры: Учебно-методическое пособие, Хабаровск: Кн. Изд., 1989 – 176 с.

    Каменщикова Е.Н. Игры в культурных традициях народов Амура, Комсомольск – на – Амуре, 2006 – 47 с.

    Киле П.К. Творческое наследие, типография Комсомольского – на – Амуре авиационного производственного объединения, 1993 – 91с.

    Прокопенко В.И. Традиционная физическое воспитание нанайцев: игры и состязания, Екатеринбург: Изд-во Уральск.ун-та, 1992 - 112 с.

    Прокопенко В. И. Самобытные игры нанайцев, Екатеринбург: Изд-во Уральск.ун-та, 1993 - 96 с.

    Элашвили В.И. Игры как средства физического воспитания, Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10.

Приложения

Приложение 1

«Топтоди купин» (игра с веревкой)

Приложение 2

«Сололи» (рыбная охота)


Приложение 3

«Альчоа» (игра с косточками)



Приложение 5

Метание тынзея на хорей



Юлия Хайритдинова
Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей

Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития .

В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных движениях обеспечить трудно, так как климатические условия нашего региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие температуры в осенне-зимний период ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования организма, что приводит к гиподинамии, «моторному голоду» .

В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния здоровья детей проживающих в районе Крайнего Севера . Это вызывает озабоченность и тревогу.

В поиске новых эффективных средств по решению задач укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного населения Крайнего Севера , в частности народов ханты . Большинство исследователей, изучавших народную педагогику аборигенов Севера и Сибири , отмечают, что они создали уникальную систему воспитания личности, способной выдержать суровые условия жизни. В данной системе четко прослеживается полоролевой подход к воспитанию детей . Современные авторы (Градусова Л. В., Кудрявцева Е. А., Репина Т. А. и др.) подчеркивают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с малых лет, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного и физического воспитания . Иначе при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции. И многовековой опыт коренных северян подтверждает мудрость данного подхода к воспитанию детей .

Основным средством физического развития и приобщения их к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства) у ханты являются подвижные игры . Подвижные игры способствуют умственному развитию детей , обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, физическому и психическому закаливанию. Большинство игр детей до 4 лет способствуют развитию навыков ходьбы , бега, а также других видов движений, они носят подражательный характер. С 3 - 4 лет дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и прячется в них.

Детей постарше (от 4 до 7 лет, следуя опыту народной педагогики , ханты готовят к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогают детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствуют осознанию особенностей своего пола. Суровые жизненные условия Севера , трудная промысловая деятельность требуют от народа ханты , чтоб уже с 6-7 летнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них стараются выработать мужественность, выносливость, трудолюбие, правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, женственность, ловкость, быстрота, хороший глазомер. Детям сызмальства внушается, что в тайге нельзя быть никому обузой. Игры этого возраста отличаются от игр предыдущего тем, что здесь дети начинают играть в игры с правилами , которые разнообразны по своему содержанию и организационным формам проведения.

Так же у ханты существует много специальных состязаний, в которых ребенок или взрослый должны показать находчивость, силу, ловкость, мужество и проявить стойкость в борьбе с соперником. В хантыйском фольклоре часто упоминаются состязания и военные игры князей , богатырей, рядовых воинов, «иноземных силачей» (представителей других народов ) . Иногда в состязаниях принимают участие женщины. Даже дедушки и бабушки участвуют в состязаниях вместе с детьми, направляя их игру. После игр подвижного характера состязания физически становятся следующим этапом развития и совершенствования физических и психических качеств.

Игры детей от 10 до 14 лет все чаще имели промысловую направленность, готовили к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствовали воспитанию физических и волевых качеств , специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. У детей ханты в этом возрастном периоде так же, как и в предыдущем, большой популярностью пользовались игры с бегом , прыжками, метаниями.

К четырнадцати-пятнадцати годам хантыйские подростки практически становились полноценными промысловиками. В связи с этим существенно менялась роль народных игр , состязаний и самобытных физических упражнений . Их задачами были уже не только развитие физических качеств и обучение специфическим умениям и навыкам, необходимым для ведения промыслов и домашнего хозяйства, но и дальнейшее их совершенствование и поддержание на оптимальном уровне.

Народные игры в этом возрастном периоде также служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой, изнурительной работы в лесу, на реке.

Значение подвижных народных игр для физического развития детей .

Чрезвычайно разнообразно развивающее и воспитательное значение традиционных народных игр , особенно подвижного характера . С их помощью развиваются различные физические качества , и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее.

Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях : зимние игры , игры в лесу , на воде и т. д. – ни с чем несравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

В практике у многих народов используются разнообразные подвижные игры . Чтобы составить более отчетливое представление о существенных особенностях содержания народных игр , а также обеспечить их правильный выбор для каждого конкретного случая, соответственно конкретным задачам, которые ставятся перед проведением той или иной игры , большое значение приобретает распределение народных игр на группы по определенным сходным признакам.

Я выбрала 2 вида классификации игр :

По направленности на развитие физических качеств ;

По двигательному содержанию.

Классификация подвижных игр по направленности

на развитие физических качеств

Игры на формирование ловкости :

- «Охотники» ;

- «Метание шишек» ;

- «Поиграем в ямки» ;

- «Достань кольцо» ;

- «Ледяные палочки» ;

- «Скачки на одной ноге» .

Игры на формирование быстроты :

- «Ловля оленей» ;

- «Льдинки, ветер и мороз» ;

- «Ручейки и озера» ;

- «Оленьи упряжки» ;

- «Волк и олени» ;

-«Отбивка оленей» .

Игры на формирование выносливости :

- «Прыжки через нарты» ;

- «Бег в снегоступах» ;

- «Прыжки на двух ногах» ;

- «Перетягивание каната» ;

-«Погоня за зверем» .

Игры на формирование силы :

- «Выдра» ;

- «Игра с диском» ;

- «Борьба оленей» ;

- «Переезд» .

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию

Игры с ходьбой :

- «Хейро» ;

- «Медведь и ягодники» ;

- «Важенка и оленята» .

Игры с бегом :

- «Волк и олени» ;

- «Каюр и собаки» ;

- «Ловля оленей» ;

- «Полярная сова и евражки» .

Игры с прыжками :

- «Нарты - сани» ;

- «Оленьи упряжки» ;

- «Тройной прыжок» .

Игры с метанием :

- «Олени и пастухи» ;

- «Куропатки и охотники» ;

- «Охота на волка»

Подвижные игры кореных народов Крайнего Севера

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены) . Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть : «Стой, олень!» . Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры . Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» . Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде ) . В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры . Выигрывает тот , кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану) . Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое) . Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка, вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель) . Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры . Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры . Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка , которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая :

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят :

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово : сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!» . Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры . Выигрывают те дети , у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!» . В игру желательно включать разные движения : подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед : в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот , кто прыгнул дальше.

Правила игры . Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям . В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено , участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров) . Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться) . Пойманного оленя он отводит к себе.

Правила игры . Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.) . На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения) . Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры . После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры . Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины