Социальная изоляция и социальные изоляты. Поршнев Б. Ф. Последствия изоляции человека от общества

Социальная изоляция и социальные изоляты. Поршнев Б. Ф. Последствия изоляции человека от общества

01.10.2019

Согласно докладу британских исследователей, опубликованному в интернет-издании «Труды Национальной академии наук», изолированные от общества одинокие пожилые люди подвержены большему риску ранней смерти, чем те, которые постоянно поддерживают круг общения. При этом отсутствие социальных контактов является еще большим фактором риска, чем одиночество. Однако причины, по которым она представляет собой столь мощный предиктор смерти, до сих пор не ясны.

«Социальные контакты являются фундаментальным аспектом человеческого существования. Научно доказано, что изолированность от общества вредна для здоровья и может привести к развитию серьезных заболеваний и снижению продолжительности жизни», – сказал ведущий исследователь Эндрю Стэптоу, директор Института эпидемиологии и сотрудник Лондонского Университетского колледжа.

«Во многих отношениях социальная изоляция и одиночество являются двумя сторонами одной медали. Первая указывает на отсутствие контактов с друзьями, родственниками и различными сообществами, в то время как одиночество постоянно провоцирует субъективные переживания из-за отсутствия контактов и общения с людьми», – добавил он.

Исследователи установили, что социальная изоляция является более весомым фактором, препятствующим выживанию, чем одиночество, и связана с большим риском смерти, даже если принимать во внимание возраст и состояние здоровья. Один из экспертов заявил, что сделанные выводы были немного неожиданными.

«Раньше мы полагали, что именно одиночество, а не изолированность от социума усугубляет риск смертности, поэтому сделанные выводы нас немного удивили», – сказал доктор Брайан Бруно, сотрудник кафедры психиатрии из больницы Ленокс Хилл в Нью-Йорке, не принимавший участия в данном исследовании.

Тем не менее, Стэптоу резюмировал: «Превалирование социальной изоляции как более вероятной причины смертности не означает, что одиночество не имеет особого значения, и что мы не обязаны стремиться к тому, чтобы сократить его степень у пожилых мужчин и женщин», – сказал он. – «Мы обязательно должны следить за социальными связями людей старшего возраста, так как поддержание контактов между пожилыми людьми и уменьшение их изоляции может оказаться самым важным аспектом их будущего выживания», – добавил Стэптоу.

Доктор Бруно полагает, что изоляция является важнейшим фактором и в случае, когда речь идет о снижении качества жизни, и в отношении смертности. «Это – очень трудная, чрезвычайно сложная проблема», – сказал он.

«Своим пожилым пациентам я часто говорю о риске, связанном с их изолированностью от общества, и побуждаю их проводить как можно больше времени с другими людьми, будь то семья, друзья, какие-либо группы по интересам, общественные организации или даже выполнение волонтерской работы», – отметил Бруно.

Чтобы оценить, насколько одиночество и изолированность от общества повышают риск смертности, команда Стэптоу собрала данные, касающиеся 6500 мужчин и женщин в возрасте от 52 лет и старше, принимавших участие в английский программе исследования старения в 2004 году.

Люди с ограниченными контактами с родными и близкими, друзьями и различными сообществами были классифицированы как социально изолированные. Исследователи использовали специальный вопросник для оценки одиночества, которое характеризовалось использовавшейся в рамках данного исследования справочной информацией как «неудовлетворенность человека частотой и близостью социальных контактов, или несоответствие между желаемыми и реально существующими взаимоотношениями».

За восемь лет наблюдения 918 человек покинули этот мир именно из-за социальной изоляции и одиночества, так как прочие причины оказались несущественными. В дополнение к этому исследователи выяснили, что изолированность от общества увеличивает риск смерти независимо от здоровья человека и других факторов, включая преклонный возраст, в то время как одиночество, как правило, повышает смертность среди людей с сопутствующими психическими или физическими проблемами.

Steven Reinberg, Health News

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.



Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который

Наверняка вы не раз видели картину: в кафе за столиком сидит два или более человек, распивают ароматный бодрящий напиток и… вместо того, чтобы оживленно беседовать каждый пристально смотрит в свой смартфон. Такой формат общения, увы, не редкость. Хорошо это? Плохо ли? И как современные технологии, а точнее привязанность к ним, влияют на построение взаимоотношений, об этом читайте в статье.

Ирина Франкова, врач, медицинский психолог

Виртуальная популярность = реальное одиночество?

Понятие «отшельник», «затворник» существует во многих культурах с незапамятных времен. Но во времена глобального пользования Интернетом такое явление как социальная изоляция становится все более распространенным и именно сейчас стремительно набирает обороты.

Жизнь в Интернете, использование современных мобильных телефонов с мультифункциями делает общение менее эмоциональным, и сокращает потребность в личном контакте. Это, в свою очередь, приводит к обострению социальной изоляции и нарушению взаимодействия между людьми. «Близкие взаимоотношения» встречаются реже. Все больше услуг и сервисов для потребителей становятся виртуальными, а шанс встретиться с незнакомцем в очереди стремится к нулю. Чаты, социальные сети, онлайн доски объявлений и другие типы коммуникаций в Интернете в настоящее время компенсируют все потребности тех, кто предпочитает оставаться в «виртуальных могилах», дома в одиночестве.

Зависимость от технологий, и как следствие, формирование многочисленных нехимических зависимостей – актуальная проблема в нашем обществе.

Что такое социальная изоляция?

Социальная изоляция – это «ощущение отделения от своей общины» в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий. Подобные состояния так же описаны и другими терминами, такими как «одиночество», «отчуждение». В то время как социальная изоляция, как правило, воспринимается как личная проблема отдельно взятого человека, ее источники глубоко заложены в организации нашего социума. Также социальная изоляция потенциально является одновременно и причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем.

Феномен с броским названием «хикикомори» (hikikomori) пришел к нам из Японии и обозначает следующее: острая социальная самоизоляция, поведение для которого характерно полное уединение/отчуждения от общества в течение 6 месяцев или дольше. То есть человек может внезапно бросить обучение в институте, перестать ходить на работу, перейти на freelance, дети могут систематически отказываться от посещения школы. Это избегание участия в жизни общества на протяжении продолжительного времени, а также сокращение общения вне семьи в период изоляции. Попытки общения, становятся все более кратковременными и имеют поверхностный характер. Значимые, длительные отношения, особенно близкие у людей с острой самоизоляцией отсутствуют.

Как выявить острую социальную самоизоляцию?

Приведем основные критерии:

  • Большую часть суток и почти каждый день человек проводит дома, в отдельной комнате.

Первый критерий выглядит абстрактно, и может казаться нереалистичным. На самом деле при острой социальной самоизоляции большинство людей действительно иногда покидают свое место жительства. Ученым из Японии удалось количественно это проанализировать. Оказывается, что 86% опрошенных с проявлениями острой социальной самоизоляции выходят из дома. В среднем выходят 12 раз в месяц (по сравнению с 24 разами для обычных людей) и проводят около трех часов в течение дня вне дома (по сравнению с 9 и более часами в группе контроля).

  • Прослеживается явное и стойкое избегание ситуаций социальных контактов (посещение школы или работы).
  • Явное и стойкое избегание ситуаций социальных отношений (дружба, контакты с членами семьи).
  • У человека социальная самоизоляция и отчуждение вызывает заметный дистресс*, нарушает нормальную жизнь, препятствует профессиональной (или академическом) жизни, или межличностным отношениям.
  • Продолжительность социальной изоляции составляет не менее 6 месяцев (в настоящее время строгость этого критерия пересматривается).

*Дистресс – стресс, с которым организм не в силах справиться.
Он оказывает разрушительное воздействие на здоровье человека.

Поговорим о причинах

Социальная изоляция и отчуждение может быть вызвана одним из перечисленных состояний:

  • социальной фобией (избегание новых знакомств и общения в группе людей из-за страха испытать стыд, выглядеть глупо);
  • большим депрессивным расстройством (из-за снижения уровня серотонина и нарастания апатии);
  • шизофренией (отчуждение из-за продуктивной/негативной симптоматики заболевания) или избегающим расстройством личности (избегание общения из-за страха быть раскритикованным или отвергнутым) либо быть проявлением острой социальной самоизоляции и не соответствовать критериям других психических расстройств.

Для того что бы знать наверняка чем вызвано желание уединиться на долгий период времени, необходима консультация профессионала (медицинского психолога или врача психиатра).

Социолог Роберт Вайсс (Robert S. Weiss) связал интенсивное одиночество с дефицитом в реализации одной из потребностей человека, а именно, потребности в социальной интеграции (вовлеченности человека в общественную жизнь). Эта потребность обычно реализуется через отношения с друзьями, с коллегами по работе, общение с другими, пусть даже малозначительными людьми в процессе реального взаимодействия. Также в основе одиночества и эмоциональной изоляции лежит дефицит в реализации потребности в привязанности, которую должны удовлетворять интимные отношения (супружеские, отношения влюбленных или любовников) и отношения мать-ребенок.

Наши данные показывают, что социальная изоляция и ограничение контактов с людьми появляется из-за нарушения возможности создавать близкие стабильные длительные отношения. Такая способность закладывается в раннем детстве и зависит от стиля привязанности, который когда-то сформировали родители. Человек с острой самоизоляцией очень одинок и имеет дефицит социальной поддержки. Более того, он оказывается не в состоянии самостоятельно справиться с ней. Он нуждается в поддержке и заботе окружающих.

Если вы обнаружили проявления острой социальной изоляции у себя или своих друзей, близких, знакомых – вы можете:

В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся на кухне и больше оттуда не выходил. Юноша отказывался говорить с людьми и никого к себе не пускал. К тому моменту, когда история просочилась в прессу, молодой человек провел в добровольной изоляции от общества уже три года. Подросток выходил из комнаты раз в полгода только для того, чтобы помыться. Это явление получило в Японии название хикикомори.

Сейчас в Японии количество таких же затворников, как этот юноша, оценивается в 700 тысяч человек. По данным исследований, в некоторых городах в четырех стенах, не имея никакой работы, проводят время до 10 процентов трудоспособного населения. Хикикомори, или хикки, как их еще называют, днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только чтобы справить нужду или купить продукты. Живут при этом молодые люди за счет родителей или на пособия по безработице.

Образ жизни хикикомори стал в Японии столь популярным, что власти страны признали необходимость борьбы с этим феноменом на официальном уровне. Лечением то ли очень ленивых, то ли серьезно страдающих психическими расстройствами молодых людей начали заниматься специализированные клиники, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, были созданы клубы для необщительных людей. В последнее время все чаще говорят о распространении явления и в других странах, в том числе и в России.

История «болезни»

Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.

Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник - суицидальное поведение».

С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе с «Лентой.ру» просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету - это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.

Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип - «хикки-отаку».

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.

Путь к затворничеству

После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете - все больше и больше», - делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.

Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» - «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» - сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», - утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы - влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.

Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.

Призрак хикикомори

Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать». Например, в США были «бездельники» и до хикикомори - «поколение Х» родившихся в середине 1960-х - начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».

Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», - так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».

Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.

Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой «оригинальный феномен»», - отмечает Павлов.

Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», - делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии - скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.

Как заставить хикикомори выбраться из дома? Способов существует множество, и только одно можно сказать определенно: применением грубой физической силы проблему не решишь. Нашему соотечественнику Глебу «излечиться» от боязни общества помог друг. Японец Мацу смог выбраться из дома, начав посещать специальный клуб в Токио для тех, кто долгое время провел в изоляции.

Что ожидает хикикомори в открытом заново большом мире? Японский опыт показывает, что часть молодых людей благополучно смогла вернуться в общество. Те, у кого от длительного пребывания дома развились отклонения, оказались под постоянным наблюдением врачей. Некоторые хикикомори стали крайне агрессивны и начали нападать на людей. Социализацией им придется заняться в тюрьме. Не стоит забывать и о тех хикки, которые покончили жизнь самоубийством.

О судьбе же молодого человека, который в 1999 году заперся у себя на кухне, западной прессе ничего неизвестно.

Из википедии:

Хикикомори (яп. 引き篭もり), разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция») - японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.

Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Хотя течение явления зависит от индивидуальных особенностей, некоторые хикикомори пребывают в изоляции несколько лет подряд, а в редких случаях - десятки лет.

Термин NEET, который расшифровывается как «Not in Employment, Education or Training», часто используется как синоним хикикомори, хотя некоторые исследователи утверждают, что такое смешение неверно. Эта аббревиатура, как и термин «хикикомори», сейчас чаще всего употребляется в восточноазиатских странах - Японии, Китае, Южной Корее. По некоторым исследованиям, в 2002 году в Японии насчитывалось от 650 до 850 тыс.человек, попадающих под это определение. Подобные люди существуют и в США (где их называют «basement dwellers»), и в Европе - в частности, само понятие «NEET» возникло в Великобритании.

В условиях недостатка общения мозг может самостоятельно генерировать впечатления.

Человеку необходимо взаимодействие с себе подобными, особенно в стрессовые периоды. Если нам приходится справляться со сложными испытаниями в одиночку, недостаток эмоциональной поддержки способствует усилению нервного напряжения и ослабляет наши способности к преодолению трудностей.

Эта мысль является главной идеей трейлера нового фильма «Взаперти». Наоми Уоттс играет роль вдовы, живущей в сельском районе Новой Англии со своим сыном, прикованным к постели после автомобильной аварии. Отрезанная снегами от внешнего мира, она постепенно перестает отличать плоды своего воображения от реальности жутковатого дома, который, похоже, действительно населен призраками.

«Взаперти» – далеко не первый фильм, в котором одиночество ведет героя по пути к безумию. Можно вспомнить хотя бы те же «Сияние» и «Изгой». И хотя сюжеты этих фильмов являются художественным вымыслом, научные данные подтверждают, что человеческая психика платит за одиночество немалую дань.

Важность человеческих взаимоотношений

Конечно, окружающие могут раздражать. Но они также служат нам источником комфорта, и впечатляющее количество психологических исследований подчеркивает важность человеческих контактов. Отторжение обществом наносит психике глубочайшие раны, и человек, подвергшийся остракизму, даже может испытывать физическую боль. Одиночество способствует увеличению уровня гормонов стресса, ставит под удар иммунную систему и вызывает снижение когнитивных способностей у пожилых людей. Широко задокументирован вред, наносимый психике заключенных длительным нахождением в одиночной камере.

У человека, длительное время находящегося в одиночестве в статической обстановке, непредсказуемым образом меняется способ обработки сенсорной информации. Если обычно большую часть ресурсов мозг тратит на обработку внешних раздражителей, то монотонность окружения может способствовать обращению внимания внутрь себя – и в этой области далеко не каждый обладает достаточным опытом.

Подобная ситуация может вести к значительным изменениям состояния сознания. Мы начинаем задаваться вопросами относительно нашего окружения. Действительно ли этот скрип наверху – лишь ветер в щелях старого дома, или там кроется что-то более зловещее? Обычно, если мы в чем-то не уверены, мы первым делом смотрим на реакцию окружающих. Но если рядом нет никого, с кем можно обменяться информацией, неопределенность становится трудноразрешимой. И наш разум может быстро прийти к самым мрачным заключениям.

Нечто подобное происходит также и среди небольших групп людей, оказавшихся в изоляции. Многие знания об этом феномене почерпнуты из наблюдений за сотрудниками исследовательских станций в Антарктике, особенно в периоды зимовки.

Экстремальные температуры, длительные периоды темноты, чуждые ландшафты и резкое снижение количества сенсорной информации создают идеальную природную лабораторию для изучения эффектов изоляции и уединения. Волонтеры испытывали изменения аппетита и режима сна. Некоторые оказались не в состоянии отслеживать течение времени и теряли способность концентрироваться. Ограниченность способов времяпровождения и скука от общения с одними и теми же людьми провоцировали стресс. Характер и привычки остальных начинали раздражать до такой степени, что волонтеры сравнивали их с пыткой.

Призрачные видения

Но, возможно, самое странное, что может случиться с человеком в изоляции – это «чувство присутствия» или ощущение, что рядом находится кто-то еще. Обычно это ощущение появляется в условиях низкой физической и социальной стимуляции – например, если вы находитесь в одиночестве в тихом удаленном месте. Холод и стресс также играют свою роль.

Наиболее яркие описания чувства присутствия дают моряки, альпинисты и исследователи Арктики, испытывавшие галлюцинации и даже ощущения выхода из тела. В 1985 году Джошуа Слокум, первым совершивший одиночное кругосветное плавание, заявлял, что во время путешествия он общался с лоцманом корабля Христофора Колумба «Пинта». Якобы лоцман помогал ему вести лодку во время шторма, когда сам Слокум лежал на дне, страдая от отравления.

Живость ощущения присутствия может варьировать от слабого чувства, что за вами наблюдают, до явного видения реальной персоны. Это может быть кто угодно – Бог, призрак, предок или знакомый. Знаменит случай 1933 года, когда британский исследователь Франк Смит пытался подняться на Эверест в одиночку. Он так уверился, что его сопровождает кто-то еще, что даже предлагал невидимому партнеру кусок пирога.

Каковы же возможные научные объяснения этого эффекта? Различные версии включают в себя покачивание лодки (при одиночном плавании), атмосферную и геомагнитную активность. Стресс, недостаток кислорода, монотонная стимуляция могут вызвать изменения в химии мозга, провоцирующие альтернативные состояния сознания. Исследовательская группа под руководством нейробиолога Олафа Бланке недавно получила впечатляющие доказательства того, что стимуляция специфических отделов мозга может вызвать у людей чувство сверхъестественного присутствия.

Хотя ощущение присутствия люди чаще всего испытывают в необычных или опасных местах, можно предположить, что подобный опыт доступен и в более обыденном окружении. Например, стресс от потери любимого человека в комбинации с низкой сенсорной стимуляцией могут создавать схожие биологические условия и провоцировать галлюцинации визитов умершего. В некоторых работах отмечено, что почти половина овдовевших стариков рассказывают о том, что видели умершего супруга. Возможно, этот опыт является частью естественного механизма преодоления горечи потери.

На основании всех этих данных становится ясно, что контакты с другими людьми так же важны для здоровья, как воздух, которым мы дышим. Даже самая крепкая психика может не выдержать длительной изоляции – и мозг начинает самостоятельно воспроизводить имитацию общения в последней попытке сохранить наше душевное здоровье.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины