Историография как научная дисциплина. Становление исторической науки в России. Историография

Историография как научная дисциплина. Становление исторической науки в России. Историография

История - это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.

История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.

История - это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое - это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.

Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение,

позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».

История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.

История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.

История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.

История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.

Изучение любой науки, как известно, начинается с ее определения, раскрытия понятий и категорий, которыми она оперирует.

Термин «история» происходит от греческого слова «ίστορία»– исследование, рассказ. В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству.

Первоначальное значение этого слова продолжает широко использоваться в бытовой лексике и литературе. Это слово вошло во все современные языки. В науке термин “история” используется в большинстве языков, в двух основных смыслах:

Ø История – как всякий процесс развития в природе и обществе, т.е сам объективный процесс развития Вселенной, Земли, природы, общества, отдельных наук.

Ø История – как наука - комплекс общественных наук (историческая наука), изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История дает нам знание о прошлом с целью понимания настоящего и перспектив развития в будущем.

Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 до н. э. - около 425 до н. э.) - древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата - «Истории», - описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицеронназвал его «отцом истории».

История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. Т.1. Курс русской истории.Ч.1. - М.,1956. - С. 14).



В современной исторической науке происходит заметное слияние этих двух значений вследствие повышенного внимания к изучению влияния, во-первых, геологических и биологических факторов на развитие отдельного человека и человеческого общества; во-вторых, через изучение влияния человеческой цивилизации на окружающую среду. Проблемы экологии становятся тем мостиком, который соединяет естественные, гуманитарные и точные науки, и потому они постепенно переходят в область практической политики.

Таким образом: История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс , ко­торый раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хо­зяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, ме­ждународных отношений, деятельности исторических личностей.

Структура исторического знания.

Сегодня историческая наука - это целый комплекс взаимосвязанных между собой наук. Представим схему исторических наук в виде трехгранной усеченной пирамиды. Историческое знание имеет несколько граней.

Во-первых, этоистория отдельных видов человеческой деятельности – Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности, Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний:

ü гражданская история,

ü история государства и права,

ü история хозяйства,

ü военная история,

ü история культуры,

ü науки и техники,

ü политическая история,

ü история экономики,

ü история духовной культуры и др.

Легко заметить, что каждый из этих разделов включает более частные деления, например история экономики – историю земледелия, историю ремесла, историю промышленности. Политическая история – историю войн, революций, государства и права, наконец, историю династий и многое другое.

Другой гранью является всемирная история , которая опирается на историю видов человеческой деятельности, включает её в себя, но в свою очередь, делится на

ü историю континентов,

ü историю стран,

ü отдельных народов,

ü отдельных регионов

Третьей гранью исторической науки является ряд исторических дисциплин , которые обслуживают собственно историческую науку, разрабатывающих и общие вопросы методики и техники исторических исследований.

ü вспомогательные исторические дисциплины, а также различные методы исторических исследований,

ü археология,

ü источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников),

ü палеография (история письма),

ü геральдика (гербы),

ü сфрагистика (печати),

ü нумизматика (монеты, медали, ордена),

ü топонимика (изучение названий географических пунктов)

ü этнография и др.

Такая структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, который резко усилился в конце XIX – начале XX века. Завершает эту структуру «философия истории» или точнее, теория исторического процесса , которая призвана на основе накопленного сегодня исторического материала раскрыть общие закономерности, тенденции развития человеческого общества, и при этом выделить совокупность тех факторов, которые определили различные этапах его развития.

История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных фактов, событий, что дает возможность их сопоставления, обобщения, экстраполяции. Многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут успешно решаться только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития. В этом смысле по способу познания общественных явлений и процессов все общественные науки являются историческими.

Сложившуюся совокупность общественных дисциплин, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации (история, философия, социология, политология, юриспруденция, филология, языкознание, этика и др.) в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой гуманитарных наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в совокупности гуманитарные науки способны решить в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью познания его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего.

Изучение гуманитарных дисциплин со­ставляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способству­ет интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

В структуре исторического знания четко видна взаимосвязь истории, как с точными, так и естественными науками, не говоря уже о других гуманитарных науках. Попробуйте сами определить наиболее видимые линии этой взаимосвязи.

Конспект лекций

Учебно-методические материалы

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Курс обучения завершается экзаменом в соответствии с объемными требованиями. Итоговый контроль (ЭКЗАМЕН) проводится в форме ответов на вопросы, систематизированные в билеты.


1) Белюков Д.А. Отечественная история: учебное пособие. – Великие Луки, 2010. – 276 с.

2) Некрасова, М.Б. Отечественная история: учеб. пособие для бакалавров / М.Б. Некрасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 378 с.

1) Фортунатов В. В. Отечественная история в схемах и комментариях. – Спб. Питер, 2009. - 224 с.

2) История России с древнейших времен до наших дней: учебник / Клименок Н. Л. И др. – М.: «Проспект», 2008. - 464 С.

3) Кузнецов Ю. Н. Отечественная история. Учебник – М.: Дашков и К, 2009. - 816 С.

Раздел 1. Введение в отечественную историю

  1. Предмет истории.
  1. Предмет истории.

Термин «история» (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) принято рассматривать в двух значениях:

Во-первых, как процесс развития природы и человечества,

Во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.

История изучает всю совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую.

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам) и др.

Историческая наука основываются на ряде принципиальных положений:



1. Уважение ко всем без исключения народам и культурам, признание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мотивы и законы их функционирования (необходимо помнить о специфике каждого явления, что определяет цивилизационный подход);

2. Осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества (история призвана показать, насколько хрупким бывает равновесие общественных сил, соотношение человека с природой, как трудно дается их восстановление).

3. Рассмотрение человека как части социального организма, сложной общественной системы (человек должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования, ведь именно он реализует закономерности истории, придает вещам смысл, мыслит и совершает ошибки под воздействием своих и чужих идей);

4. Самоценность индивидуального и свобода мысли (история населена неповторимыми личностям, за которыми должно признаваться право на свободу воли, тем самым за историей признается право на случайность, альтернативность, а за историками – право размышлять о нереализованных возможностях);

5. Принцип соразмерности и сопричастности (исследование повседневности – история быта, история своей семьи, своего города, своей земли, включенных в контекст более масштабной истории);

6. Принцип единства (понимание синхронности событий, взаимодействия истории с географическим пространством, человека и среды).

Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:

1. Религиозный (теологический, провиденциальный): объяснение происхождения человечества, его развитие божественной волей (В.С.Соловьев Е.Н.Трубецкой и др.);

2. Естественно-научный (натуралистический):

Географический детерминизм – климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяют характер исторического развития (Ш.Монтескье);

Демографический – решающее значение в истории имеет прирост народонаселения, которое ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям (Т.Мальтус);

Этногенетический – решающим фактором истории является развитие этносов (Л.Н.Гумилев);

3. Социально-экономический (формационный): К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и историки советского периода Человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества;

4. культурно-исторический (культурно-цивилизационный):

Приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса (Дж.Вико, И.Г.Гердер, Г.Ф.Г.Гегель);

Концепция замкнутых (локальных) цивилизаций (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.);

Своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории (Н.А.Бердяев, К.Ясперс и др.)

По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы:

История мира в целом;

История какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика);

Народа (китаеведение, японоведение);

Группы народов (славяноведение).

История России научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

  1. Сущность, формы и функции исторического сознания.

В современной отечественной литературе под историческим сознанием подразумевают свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает, свое прошлое.

Историческое сознание может быть массовым и индивидуальным. Массовое историческое сознание представляет собой способ рационального воспроизведения и оценивания социумом движения общества во времени. Индивидуальное историческое сознание является результатом, с одной стороны, приобщения к знаниям о прошлом, а с другой, – осмысления прошлого и генерации чувства сопричастности с ним.

Выделяют два вида исторического сознания: целерациональное и ценностно-рациональное . В первом виде сознания доминирует ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Оно не только всегда конкретно, но и теоретично. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность.

Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.

Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий действительность в сознании. Исторические мифы создаются коллективным воображение или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и признанное формировать желаемые образцы социального поведения.

Хронистическое сознание ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. Вместе с тем в таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях, которые замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности, скрепленной определенными идеями и моральными сентенциями.

Научное сознание основывается на историзме, требующем рассматривать явления в развитии, в связях с другими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. Научное историческое сознание имеет специализированный характер, его источником и носителем является научное сообщество.

Трансформация исторического сознания происходит обычно в условиях кризиса общественной системы, при смене политических режимов, при резком изменении курса развития, когда в ситуации «переоценки социально значимых ценностей» начинается «переписывание истории».

Общество в целом заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выполняет функцию социальной стабильности, объединяя различные поколения, социальные группы на основе осознания общности своей исторической судьбы.

Воспитательная функция исторического сознания связано с господствующей в обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражающее «общепринятую», или официальную, точку зрения на прошлое, санкционируется, как правило, государством и выступает в качестве составной части гражданского и патриотического воспитания.

Функция исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения возрастает в переломные моменты общественного развития. В кризисной ситуации, стремясь постичь смысл происходящих событий, люди обращаются к своему прошлому.

  1. Методология и методы изучения истории.

Методология включает в себя ряд научных принципов: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.

Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:

Общенаучные;

Собственно исторические;

Специальные (заимствованные у других наук).

Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

К общенаучным методам исследования относятся исторический, логический методы и метод классификации. Исторический метод позволяет воспроизвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический метод связан с историческим, он обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выделить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, систематизирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению новых законов.

Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы:

1. Методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронистический, метод периодизации.

2. Методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный.

Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри них – по проблемам. С учетом проблемно-хронологического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии.

Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и тоже время в разных местах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.

Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный метод позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный метод устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках.

Специальные методы : математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.

В основе изучения курса отечественной истории лежат следующие методологические положения:

1. Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями.

2. Сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими факторами.

  1. Понятие и классификация исторического источника.

В качестве базы исторического познания выступают исторические источники. Соответственно, важнейшим этапом в структуре исторического исследования является формирование его источниковой базы.

Важнейшая задача исследователя – установить максимальное количество источников. При этом количество источников еще не говорит о реальной исторической роли события.

Огромное количество и неисчерпаемые информационные возможности источников вызвали потребность в их систематизации и классификации.

До недавнего времени в источниковедении в рамках этого подхода существовало подразделение всех источников на семь типов: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические (фольклорные), фонодокументы и кинофотодокументы. Эта классификация учитывала, с одной стороны, наиболее общие черты, характерные для тех или иных источников (происхождение, содержание, форма), а с другой, – объекты исследования отдельных отраслей исторической науки. Такая классификация довольно условна. Отдельные ее типы могут совмещаться.

Правомерным представляется подразделение исторических источников на четыре типа:

Вещественные;

Письменные;

Изобразительные (изобразительно-графические и изобразительно-художественные);

Фонические.

Наличие источников информации само по себе не гарантирует объективной реконструкции прошлого. Для этого необходимо правильное прочтение и истолкование источников. Здесь на помощь исследователю приходят такие дисциплины, как источниковедение, герменевтика, палеография и др.

Успехи исторической науки прямо связаны с расширением круга источников, вводимых в научный оборот, повышением их информационной отдачи, новым прочтением и доведением важнейших из них до массового сознания, а также совершенствованием методов обработки, хранения, анализа и передачи информации.

  1. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Историография России – это описание российской истории и исторической литературы. Это часть исторической науки в целом, ее отрасль, изучающая совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме.

Научное освещение российской истории начинается с ХVIII в. Первый научный труд по истории России принадлежал В.Н.Татищеву – крупнейшему историку эпохи Петра I. В его капитальном труде «История Российская с самых древнейших времен» впервые дана схема отечественной истории, состоящая из нескольких этапов.

М.В.Ломоносов – автор ряда трудов по русской истории («Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история»), в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства. Он доказал древность племени Русь, предшествовавшего призванию Рюрика, показал исконность поселений славян в Восточной Европе.

Первый капитальный труд по истории Российского государства принадлежал Н.М.Карамзину – видному историку, писателю и публицисту. В конце 1803 г. он предложил Александру I свои услуги для написания полной истории России. Н.М.Карамзину официально поручили написание истории России. Всю свою последующую жизнь он посвятил главным образом созданию «Истории государства Российского» (12 томов). Центральная идея труда: самодержавное правление – наилучшая форма государственности для России. Историк выдвинул идею о том, что «…Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием».

С.М.Соловьев – автор своеобразной энциклопедии русской истории, многотомного капитального труда «История России с древнейших времен». Принцип этого исследования – историзм. Он не делит историю России на периоды, а соединяет их, рассматривает развитие России и Западной Европы в единстве. Закономерность развития страны сводит к трем определяющим условиям: «природа страны», «природа племени», «ход внешних событий».

Крупный русский историк В.О.Ключевский придерживался позитивистской «теории фактов». Он выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического процесса историк считал «умственной труд и нравственный подвиг». В развитие России он признавал огромную роль государства (политический фактор), придавал большое значение процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор). В «Курсе русской истории» В.О.Ключевский дал периодизацию прошлого страны. В ее основу положены географический, хозяйственный и социальный признаки, которые, по его мнению, определяли содержание исторических периодов.

В.О.Ключевский оказал влияние на формирование исторических взглядов как буржуазных историков (П.Н.Милюков, М.М.Богословский, А.А.Кизеветтер), так и историков-марксистов (М.Н.Покровский, Ю.В.Готье, С.В.Бахрушин).

В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли:

Первобытнообщинный строй (до IХ в.); феодализм (IХ – середина ХIХ в.);

Капитализм (вторая половина ХIХ в. – 1917 г.);

Социализм (с 1917 г.).

В рамках этих формационных периодов выделялись этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Так, феодальный период делили на три этапа:

- «ранний феодализм» (Киевская Русь);

- «развитой феодализм» (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства);

- «поздний феодализм» («новый период русской истории», разложение и кризис феодально-крепостнических отношений).

Период капитализма распадался на два этапа: «домонополистический капитализм» и «империализм».

В советской истории выделялись этапы «военного коммунизма», «новой экономической политики», «строительства основ социализма», «полной и окончательной победы социализма» и «развития социализма на собственной основе».

В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации отечественной истории произошла переоценка как отдельных ее событий, так и целых периодов и этапов. Появилась периодизация отечественной истории с точки зрения альтернативности исторического ее развития, рассмотренного в контексте мировой истории. Некоторые историки предлагают выделить в отечественной истории два периода: от Древней Руси к императорской России (IХ–ХVIII вв.); расцвет и закат Российской империи (ХIХ–ХХ вв.).

Многие историки российской государственности выделяют десять ее периодов:

Древняя Русь (IХ–ХII вв.);

Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII–ХV вв.);

Русское (Московское) государство (ХV–ХVII вв.);

Российская империя периода абсолютизма (ХVIII – середина ХIХ в.);

Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина ХIХ – начало ХХ в.);

Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.);

Период становления советской государственности (1918–1920 гг.);

Переходный период и период нэпа (1921–1930 гг.);

Период государственно-партийного социализма (1930 – начало 1960-х гг.);

Период кризиса социализма (1960–1990-е гг.).

Такая периодизация обусловлена несколькими факторами. Главный из них – социально-экономический уклад (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и фактор государственного развития. Данная периодизация, как и всякая другая, условна, однако она позволяет в определенной мере систематизировать учебный курс и рассмотреть основные этапы формирования государственности в России.

За последние годы опубликованы труды Б.А.Рыбакова, Б.Д.Грекова, С.Д.Бахрушева, М.Н.Тихомирова, М.П.Покровского, А.Н.Сахарова, Ю.Н.Афанасьева и др. Изучая историю России в контексте мирового исторического процесса, необходимо учитывать, что традиционное представление о зарубежье после распада СССР коренным образом изменилось. Историческая реальность ввела в научный оборот такие понятия, как «ближние зарубежье» и «дальнее зарубежье».

Вопросы для самоконтроля

  1. Что изучает история?
  2. Почему историю называют многоотраслевой наукой?
  3. Назовите основные принципы исторической науки.
  4. Охарактеризуйте философские подходы к осмыслению исторического прошлого.
  5. Дайте характеристику историческому сознанию.
  6. Раскройте особенности конкретных методов изучения истории.
  7. В чем необходимость использования широкой источниковой базы для исследователя? Какие классификации исторических источников Вам известны?
  8. Раскройте основные этапы развития отечественной историографии.

История - 1) в самом общем смысле означает всякий процесс развития природы и человечества; 2) как наука (историческая наука ) изучает во всей конкретности и многообразии существование отдельных индивидов в прошлом, а также социальных общностей людей и результатов их деятельности (равно как и взаимодействия) в хронологическом развитии.

Историческая наука является неотъемлемой частью общественного познания в целом. Слово «история» в качестве синонима словосочетанию «историческая наука» употребляется не только в смысле уже известного знания о совокупности фактов прошлого, но и обозначает предмет этого знания. Объектом познания исторической науки является всё многообразие явлений общественной жизни человечества на всём протяжении его бытия во времени как в целом, так и в частности. В сферу изучения истории включена экономическая, социально-политическая, духовная жизнь общества. Учитывая, что субъектом истории является человек, а именно - отдельные индивиды, коллективы и сообщества, задача исторического познания заключается в выяснении генетической связи всех общественных явлений, происходивших в истории, установлении закономерностей исторического процесса. Чтобы выполнить свою задачу историки стремятся собрать максимально полный фактический материал о событиях, явлениях и процессах минувшей исторической реальности; осуществляют систематизацию и обобщение фактов, рассматривают их во взаимосвязях друг с другом. Но как наука история не ограничивается простым повествованием о событиях, она также пытается понять и объяснить пройденный человечеством путь. Люди с помощью истории стремятся постичь смысл происходящих, пусть даже уже канувших в прошлое, перемен и потрясений в их собственной жизни и жизни социума для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

По сути, история есть не что иное, как форма познания изменчивого, временного, преходящего. К особенностям истории как науки можно отнести следующее:

  1. поскольку объект исторического познания, принадлежа к прошлому, не существует в настоящем в виде реального бытия, то историк изучает его опосредованно, посредством исторических источников - вещественных, письменных, устных, визуальных;
  2. познающий историю субъект неизбежно включён в познаваемую им общественную среду, являющуюся прямым порождением исторического прошлого;
  3. приходится принимать во внимание качественную незавершённость процесса развития истории.

Становление и развитие исторической науки

Первоначально исторические представления, которые появились как попытки осмыслить антропо- и этногенез, бытовали и передавались в виде устных преданий. Они были тесно переплетены с религиозными учениями о мироздании, поскольку в устной культуре дописьменного общества практически отсутствовала разница между мифом и историей. Главной особенностью мифологических, сакральных образов исторического времени было положение о циклической картине развития мира, мысль о постоянной повторяемости явлений. В дальнейшем возникают эпические сказания, рассказывающие о наиболее значительных событиях в истории рода, племени, народа, ранних государств. Изобретение письменности стало крупнейшей вехой в развитии исторических знаний, поскольку появилась возможность сохранять в фиксированном виде для последующих поколений более или менее достоверные свидетельства современников об исторических событиях и их отношении к ним. Примерно во 2-ой половине 2-го тыс. до н.э. наряду с воззрениями о цикличности и повторяемости истории рождаются идеи об однонаправленном линейном, т.е. необратимом развитии жизни и общества.

В античную эпоху (5 в. до н.э. - 5 в. н.э.) начинают складываться предпосылки для вычленения истории из единой познавательной системы социума и превращения её в самостоятельную отрасль знания. Тогда же создаются первичные письменные исторические сочинения. При переходе от Античности к Средневековью (3-5 вв.) формируется и впоследствии утверждается в качестве господствующей на протяжении всех средних веков религиозная христианская парадигма исторического развития. В ней была отринута распространённая в античности циклическая схема, возобладал догмат о провиденциальной обусловленности направления развития истории как единого, глобального линейного процесса, основных его этапов, цели, смысла и значения каждого из них. Центральным пунктом тут был тезис о телеологичности времени - его строгой ориентированности от прошлого к будущему, от акта первотворения к концу мира, предопределяемых Божественным провидением.

Вплоть до начала Нового времени (рубеж 16-17 вв.) история носила описательный, эмпирический характер. Непосредственным объектом её внимания были внешние события человеческой истории в хронологической последовательности, изучение отдельных, частных сторон исторического процесса. В Новое время историки всё больше пытаются в своих трудах объяснять причинно-следственные связи различных общественно-политических явлений. В конечном итоге это предопределило складывание исторической науки в качестве отдельной области знания. В странах Западной Европы и России это произошло в 18-19 вв. Именно тогда историческая наука приступила к вычленению элементов, связей, рассмотрению эволюции структуры человеческого общества, механизма исторического процесса, стали формироваться национальные и научные историографические школы. Одновременно в исторической науке возникают различные научные направления и концепции, обусловленные доминированием тех или иных мировоззренческих и историософских идей, различием в методологических подходах.

Преобладающими во 2-ой половине 19-20 вв. стали две парадигмы исторической науки: формационно-стадиальная (марксистская) и цивилизационная. Формационно-стадиальная теория исходит из того, что история человечества есть единый процесс прогрессивного развития, проходящего через определённые стадии. Переход от одной крупной стадии, называемой общественно-экономической формацией, происходит в силу смены общественно-экономического уклада, который определяется способом производства материальных и духовных благ, влияющим на организацию социума и политических институтов. Цивилизационный принцип объяснения исторического процесса пытается выявить некую базовую модель культурной динамики локальных цивилизаций, под которыми понимают большие, исторически сложившиеся общности людей, занимающих определённую территорию и имеющих присущие им особенности социально-экономического и культурного развития. Историки, основывающие свои исследования на цивилизационном подходе, уподобляют историю цивилизации с процессом развития живого организма, последовательно проходящим через несколько фаз роста и упадка.

На рубеже 20-21 вв. в исторической науке происходят сложные, неоднозначные и порой противоречивые процессы. С одной стороны, история сближается с другими гуманитарными, социальными и, отчасти, с естественными науками, в чём проявляется её интегральный характер. Осуществляется активное восприятие методов, разработанных иными науками. Вместе с тем продолжается дальнейшая дифференциация исследовательских направлений внутри самой исторической науки. В этом некоторые специалисты усматривают угрозу расщепления исторической науки на отдельные подотрасли других наук. Во многом это обусловлено современными тенденциями развития общественного сознания, увлечённом доктринами постмодернизма с его безграничным релятивизмом, признанием совместного существования собственно научного и паранаучного знания, стиранием граней между подлинным исследованием и различными, как правило, «сенсационными» открытиями, которые обнародуются людьми, не обладающими профессиональной подготовкой и знаниями.

Если первоначально написанием исторических трудов занимались отдельные авторы, которые трудились независимо друг от друга, то в дальнейшем, по мере превращения истории в настоящую науку, работа историков начинает приобретать характер коллективного творчества. Издавна центрами изучения истории являлись университеты, где её преподавание всегда было важной компонентой комплекса гуманитарных наук. В Новое время в разных странах стали образовываться исторические общества, комиссии и иные ассоциации, члены которых обменивались информацией о результатах исследований, занимались сбором и публикацией исторических документов. В 20 в. дополнительно возникли специализированные исследовательские структуры, объединяющие значительные группы (коллективы) специалистов, занятых целенаправленным изучением различных исторических проблем: академии наук, исторические институты и т.п. В настоящее время осуществляется объединение усилий и координация деятельности историков на международном уровне посредством Международного комитета исторических наук (МКИН), различных фондов и др. организаций. Система архивов и исторических музеев вносят существенный вклад в накопление, хранение и обработку исторических памятников. Важную роль играют периодические исторические издания, которые способствуют обнародованию плодов изысканий историков, популяризируют исторические знания.

Различия в методологических подходах, наряду с особенностями творческих индивидуальностей исследователей, приводят к разнообразию трактовок исторических сюжетов, складыванию научных школ, возникновению конкурирующих концепций, создают основу для научных дискуссий.

Функции исторической науки

Будучи комплексной сферой научного познания общественного развития, история, как любая другая наука, в первую очередь выполняет познавательную (онтологически-познавательную) функцию. Историческая наука даёт возможность установить связи и взаимовлияния между явлениями, выявить тенденции изменений в обществе, прояснить место человека или отдельных сообществ людей в перманентно меняющейся картине бытия, показать органичное единство прошлого, настоящего и будущего, предлагает обществу суждения и выводы, которые должны помочь избежать повторения совершённых в прошлом ошибок (так называемые, «уроки истории»). Одновременно историк, подобно любому другому человеку, занятому интеллектуальным трудом, занимается своими исследованиями не только ради достижения конкретной практической цели, но также удовлетворяет собственный познавательный интерес.

Следующая выполняемая историей функция - коммуникативная. Историки не просто накапливают некий объём информации, но и перерабатывают её для актуального использования в настоящем и будущем. Близка по своим задачам к коммуникативной ещё одна функция истории - сохранение социальной памяти. Историческая наука транслирует знания о прошлом новым поколениям человечества, формирует представления о связи времён, о различных аспектах социальной практики. Наряду с языком, обычаями и традициями, а также культурой и религией история служит одним из главных средств репрезентации собственной идентификации для целых народов и отдельных людей, способствует интеграции общества, создаёт представление об общей исторической судьбе. С этим прямо связаны фиксация в памяти людей важнейших событий в жизни общества, выработка идеологии государств, политических воззрений и доктрин, программ общественных движений. Историческая наука формирует историческое сознание, т.е. совокупность представлений о своём личностном прошлом и прошлом всего человечества.

Важнейшее место занимает образовательная функция. Она заключается в разъяснении историками обществу сути познанных ими явлений, исторических путей, пройденных народами и государствами, причин былых успехов и неудач.

Близка к образовательной также воспитательная функция, посредством которой осуществляется социализация отдельных личностей и подрастающих поколений. История является действенным средством в воспитании патриотических чувств. Историческая наука востребована обществом и властью в качестве одного из эффективных инструментов для разъяснения социальных и политических проблем, для поиска способов их разрешения.

Общество признаёт также прогностическую функцию исторической науки, поскольку она анализирует прошлое человечества во всей конкретности и многообразии ради лучшего понимания настоящего состояния общества и определения перспектив будущего развития. Некоторые учёные говорят также об эстетической функции исторической науки, которую они трактуют как основу и мотив для синтеза теоретического и эстетического освоения мира.

Структура исторической науки

Колоссальный объём фактического материала, всеобъемлющий характер изучения истории как единого процесса с охватом всех эпох и аспектов прошлого человечества предопределяют дифференциацию исторической науки на отдельные части и элементы.

По пространственно-географическому признаку историю принято разделять на отечественную (т.е. собственной страны) и всеобщую (т.е. зарубежных стран и народов). В свою очередь всеобщую историю подразделяют на национальную (иными словами, этническую) и региональную. Первая изучает историю отдельных стран и народов. Вторая объединяет истории связанных общими чертами культурно-исторического развития различных стран и народов. Сложность изучения региональной истории заключается в том, что понятие «исторический регион» достаточно условно, оно не совпадает по своим территориальным рамкам с устойчивым понятием «географический регион». К национальной истории примыкает краеведение (местная, локальная истории) - комплексная дисциплина, где ведущую роль наряду с историей играет география.

Хронологически развитие всемирной истории сегодня обычно представляют по следующей схеме: от первобытного общества через восточные деспотии Древнего мира, а также античные Грецию и Рим к Средневековью, Новому и Новейшему времени. Нередко вычленяют ещё период современной (текущей) истории, условно обозначающий совокупность явлений и процессов, свидетелями которых являются живущие в настоящее время люди (в среднем - три поколения).

Одним из вариантов глобальной периодизации истории является широко распространившееся во 2-ой половине 20-го в. теоретические построения о переходе от общества, потребляющего продукты природы, к обществу производящему, которое, в свою очередь, прошло в своём развитии как минимум две фазы - аграрную (другое именование - традиционную) и индустриальную. Впоследствии индустриальная фаза переходит в постиндустриальную, которую нередко сейчас называют информационным обществом.

Также в исторической науке есть дифференциация по профилю и проблематике исследований. Многие из разделов исторической науки выделились в обособленные научные специальности и самостоятельные научные или учебные дисциплины, имеющие специфические особенности и задачи. Некоторые из них ориентированы на изучение конкретных проявлений человеческой деятельности: , экономическая история , история культуры , религии , естествознания и техники, история повседневности, гендерная и пр. Другие сосредоточены на рассмотрении отдельных периодов истории человеческого общества (история первобытного общества, антиковедение, медиевистика и т.п.) или истории отдельных территорий и народов (славяноведение, африканистика, синология, индология, американистика и т.д.).

Усложнение решаемых историей задач, многообразие аспектов и используемых познавательных средств, привело к внутренней специализации исторического знания. Из состава исторической науки выделились источниковедение, вспомогательные и специальные исторические дисциплины, историография.

Теория истории представляет собой область общих представлений об истории в целом или об отдельных исторических явлениях и процессах. В теории рассматриваются общие проблемы изучения истории как реальности (онтология) и истории как познания (гносеология).

Методология истории выступает как раздел исторической науки о методах познания. Она «является теоретическим выражением практики конкретно-исторического исследования в виде методов, принципов, научных исторических понятий и т.д. Обобщая практику исследовательской работы историка, методология даёт возможность осмысленно относиться к познанию, вырабатывать и сознательно применять приёмы, процедуры, способы, теоретические принципы анализа общих и частных конкретно-исторических проблем» . Методология истории находится в тесной связи с развитием исследовательских методик, которые, хотя и служат конкретным инструментарием специалиста, оказывают определённое воздействие на формирование методологической базы истории как науки.

Методология и теория исторической науки определяют понимание самим историком характера, факторов и направленности исторического процесса.

Исторические дисциплины, несмотря на кажущуюся независимость друг от друга, органически связаны между собой и образуют единую систему исторической науки. Опираясь на общие принципы, только в своей совокупности они способны дать действительно научное представление о прошлом в целом и решить в диалектическом единстве главную задачу - познать минувшие страницы истории человеческого общества с целью лучшего понимания его настоящего и перспектив дальнейшего развития.

Методы исторических исследований и взаимосвязи истории с другими науками

Цели и задачи исторической науки диктуют основные приёмы работы историка, выбор методов для осуществления конкретного исторического исследования.

Наиболее фундаментальным научным методом, сопряжённым со способностью мыслить категориями времени,места и причинности является принцип историзма . Принцип историзма обязывает рассматривать факты, явления, события без каких-либо изъятий в их генезисе и развитии, непрерывной связи с конкретными историческими условиями, выявлять и фиксировать качественные изменения в структуре объекта при переходе от одного исторического состояния к другому. На основе принципа историзма история рассматривается как непрерывный процесс развития, причём подчёркивается своеобразие сущностных характеристик отдельных исторических эпох.

Широко применяется системный подход, когда на историю общества смотрят как на цельную систему, в которой необходимо проанализировать её структуру, выявить составляющие элементов всех уровней, установить функции как системы в целом, так и отдельных её компонентов, а также внешние условия, в которых формируется и развивается система.

Проблемно-хронологический метод предполагает «расчленение» широкой темы исследования на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявить тенденции исторического процесса, формирует научную базу его периодизации , указывает на общее и особенное в истории, позволяет за внешними, явственными чертами явлений увидеть их глубинную сущность.

Перечисленными выше методами далеко не исчерпывается методический арсенал исторической науки. Тем более что, хотя корректно выбранный метод исследования позволяет более или менее точно описать и объяснить отдельные стороны исторического процесса, даёт ключ к решению конкретных исследовательских задач, однако он не может считаться исчерпывающим и универсальным. Обычно в историческом исследовании применяется сочетание различных методов, что позволяет историку максимально расширить спектр решаемых научных задач. Историки активно прибегают к использованию общенаучных методов исследования: объективизма, анализа и синтеза, дедукции и индукции и пр. Практически в любой науке присутствует исторический аспект, в рамках которого изучается её собственная история.

Центральное место в методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарного изучения прошлого за счёт интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией и иными науками. Движение по этому пути позволило историкам увидеть новые горизонты исследований, способствовало возникновению новых дисциплин, лежащих на стыках с другими науками (историческая география, историческая демография, историческая социология, психоистория и т.д.). Параллельно осуществляется заимствование методического инструментария смежных наук. Так, например, с вовлечением в исследовательский оборот массовых источников в исторической науке получили распространение математические (количественные) методы. Из социологии в историю пришёл контент-анализ; использование подходов, выработанных психоанализом, часто применяется для объяснения мотивов поведения отдельных исторических персонажей.

Наиболее сложной и трудно разрешаемой проблемой исторической науки, которую, наряду с частью историков, пытаются осмыслить философы и некоторые представители иных гуманитарных и социальных наук, является проблема наличия смысла в истории (философия история, историософия). Поиск смысла истории осуществляется в рамках наиболее крупных мировоззренческих парадигм. Пожалуй, самым ранним по времени возникновения и имеющим немалое число адептов сегодня является понимание истории как воплощения Божественного промысла. Просветители 18 в. старались объяснить содержание и смысл исторического процесса как неуклонный прогресс развития разума и наук. Г.В.Ф. Гегель и его последователи вернулись к телеологическому обоснованию сути истории на основе широкой абстракции и облекли сам процесс развития в диалектические формы. Что касается историков-позитивистов, то они фактически сняли проблему смысла истории, сосредоточившись на выяснении причинно-следственных связей между отдельными явлениями и событиями. Приверженцы марксистской идеологии прилагали усилия, чтобы рационалистически трактовать смысл истории, хотя создали фактически собственную телеологическую конструкцию на базе теории общественно-экономических формаций и классовой борьбы.

Представляется, что на вопрос о смысле истории, как реально и самого по себе существующего явления, независимого от познающего субъекта, невозможно дать однозначный ответ. Недаром в 20 в., особенно на исходе столетия, в своих построениях мировая историческая наука всё более определённо перешла на позиции релятивизма. На рубеже 20-21 вв. это привело к широкому увлечению постмодернизмом, который провозглашает приемлемыми все объяснения.

Виппер Р. Очерки теории исторического познания. М., 1911;
Carr H.E. What is history? L., N.Y., 1961;
Утченко С.Л. Глазами историка. М., 1966;
Блок М. Апология истории, или Ремесло истории. М., 1974;
Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976;
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М., 1979;
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984;
Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986;
Жуков Е.М. Очерки методологии истории. 2-е изд. М., 1987;
Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое: эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М., 1988;
Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993;
Тойнби А. Постижение истории. М., 1996;
Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999;
Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2000;
Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000;
Мизес Л. Теория и история. Интерпретация социально-экономоческой эволюции. М., 2001;
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 2002;
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. М., 2003;
Томсон Р.П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003;
Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М., 2003;
Философия социальных и гуманитарных наук. /Под ред. С.А.Лебедева. М., 2006;
Дьяконов И.М. Пути истории. 2-е изд. М., 2007;
Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

1.1 Понятие, объект и предмет истории.

1.2 Исторические источники и факты.

1.3 Методы и принципы исторического исследования.

1.4 Функции истории.

1.5 Подходы к изучению истории.

1.1 Понятие, объект и предмет истории

В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует несколько значений понятия история . Основными являются следующие: 1) история – рассказ, повествование; 2) история – это процесс развития природы и общества во времени; 3) история – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Объектом исторической науки (т.е. что она изучает) является вся совокупность фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь общества в прошлом. Поскольку прошлое человечества очень многообразно, его изучают не только историки. Чтобы определить границы исследования для различных общественных наук, существует предмет науки. Предметом исторической науки являются закономерности развития человеческого общества. Таким образом, главной целью истории становится познание законов общественного развития в прошлом для того,чтобы объяснить настоящее.

История включает в себя историю мира в целом (всеобщая история), историю какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика и т.д.) и историю отдельных стран, народов, цивилизаций (отечественная история, славяноведение и др.).

Историческая наука хронологически делит прошлое на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю и новейшую историю.

Историческая наука имеет много отраслей: истории экономическая, политическая, социальная, военная, религии, культуры, историческая география, историография ит.д.

История – это комплекс наук, куда относятся специальные исторические науки археология (изучает историю происхождения человека и общества по вещественным источникам древности) и этнография (изучает быт и нравы народов).

1.2 Исторические источники и факты

Для установления закономерностей исторического развития необходимо исследовать множество фактов, событий и процессов на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследователя, которое используется как основание для какого-либо утверждения о прошлом.

Выделяют следующие виды источников:

а) письменные (летописи, законы, указы и т.д.);

б) вещественные (орудия труда, одежда, жилища и т.д.);

в) этнографические (традиции различных народов мира);

г) лингвистические;

д) устные;

е) аудиовизуальные (фото-, кино-, видеодокументы, звукозаписи).

Изучением различного рода источников занимаются источниковедение (отдельная отрасль исторической науки) и ряд вспомогательных исторических дисциплин, предметом которых является всестороннее исследование какого-либо одного источника или отдельныхего сторон, например:

Нумизматика (наука о монетах).

Генеалогия (наука о происхождении и родственных связях людей).

Геральдика (наука о гербах).

Историческая метрология (наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом системы мер и весов).

Палеография (наука, изучающая различные системы письма в их развитии).

Сфрагистика (наука о печатях).

Хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари разных народов) и др.

Из исторических источников извлекаются исторические факты – утверждения о прошлом, которые вводятся в научный оборот.

Выделяют следующие виды фактов:

а) абсолютные, т.е. утверждения о действительно происходивших событиях. Например: «22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война».

б) вероятностные, т.е. утверждения о предполагаемых событиях, действительность которых не установлена, но и сама возможность их полностью не опровергнута. Например: «Александр I закончил свою жизнь в Сибири под именем старца Федора Кузьмича в 1846 г.».

в) ложные, т.е. утверждения о событиях, никогда не происходивших. Подобные примеры можно без труда найти в массовой печати. Например: «При И.В. Сталине было репрессировано 40 млн. человек».

От фактов необходимо отличать интерпретацию (т.е. толкование) фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Можно по-разному представлять и оценивать историческую ситуацию, но это не отменит случившихся событий.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины