Тоталитарные режимы в европе. Возникновение тоталитарных режимов в западной европе

Тоталитарные режимы в европе. Возникновение тоталитарных режимов в западной европе

После подавления революций в странах Центральной Европы к власти стали приходить фашистские силы. Во многих странах установились авторитарные режимы. Связно это было с разочарованием многих слоёв населения в своей повседневной жизни, поиске общего врага и привлекательностью лозунгов реакционных сил. О процессах в странах Центральной и Южной Европы будет рассказано на данном уроке.

Установление фашистских режимов в странах Центральной и Южной Европы

Предисловие

Первая мировая война, сама по себе ставшая беспрецедентным социальным потрясением для народов Европы, выступила также в роли катализатора многочисленных социальных конфликтов. Нестабильность военных времен, тяжелые экономические последствия войны, отсутствие в большинстве стран общенационального компромисса в отношении стратегии послевоенного развития, столкновение политических сил с коренным образом различающимися принципами и программами - все эти явления заставили многих европейцев сделать выбор в пользу сильной власти с самыми широкими полномочиями в ущерб правам и свободам отдельных граждан. 1920-30-е гг. стали временем установления авторитарных и тоталитарных режимов во многих европейских странах.

Это время стало периодом расцвета фашистских партий, в основе идеологии которых лежали консервативные ценности, ярко выраженный национализм, милитаризм, антикоммунизм, идея полного превосходства национальных и общественных интересов над частными, стремление к социальной справедливости.

События

1922 г. - в Италии Национальная фашистская партия, возглавляемая Бенито Муссолини, проводит марш на Рим (марш на Рим) с требованиями передачи власти фашистам. В итоге король Виктор-Эммануил II, вынужденный уступить давлению, назначает Муссолини премьер-министром. После этого в стране постепенно установился тоталитарный режим, в рамках которого были отменены парламентские выборы, запрещены все партии, кроме фашистской, оппозиция подвергалась преследованиям и насилию. Италия также начала проводить агрессивную внешнюю политику, завоевав в 1930-е годы Эфиопию и Албанию.

1926 г. - в Португалии военные при поддержке консервативно настроенной части общества проводят государственный переворот, конечным итогом которого стало установление авторитарного политического режима под названием Новое государство , имевший ярко выраженные фашистские черты. С 1932 по 1968 год во главе страны стоял Антониу ди Оливейра Салазар («Новое государство» профессора Салазара ).

1933 г. - к власти в Германии приходит Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером. НСДАП, имевшая в 1920-е годы на своем счету неудачную попытку военного переворота (Пивной путч 1923 года), считанные проценты электоральной поддержки, в годы мирового экономического кризиса завоевала массовую поддержку немцев. Этому среди прочего способствовали разочарование немцев во властях, неспособных победить кризис, удачная пропагандистская игра НСДАП на чувстве уязвленной национальной гордости после Версальского мира, отсутствие в Германии длительной демократической традиции. После прихода к власти нацисты развернули репрессии в отношении политических оппонентов (в первую очередь коммунистов) и гражданского населения (в первую очередь евреев), а также стали проводить агрессивную внешнюю политику. В Германии был установлен тоталитарный режим (программа НСДАП).

1934 г. - во Франции фашистские партии предпринимают попытку штурма Бурбонского дворца, который служил местом заседаний Национальной Ассамблеи. Правительство вынуждено подать в отставку. Популярности фашистских партий во Франции во многом способствовал пример Италии и Германии, где фашисты пришли к власти и добились определенных экономических успехов. Тем не менее, на парламентских выборах 1936 года победу одержал Народный фронт, представлявший собой широкую коалицию коммунистических, социалистических и антифашистских политических сил. Фашистские партии попали под запрет.

1936 г. - начало гражданской войны в Испании. После того как победу на парламентских выборах с минимальным перевесом одерживает близкий по составу французскому Народный фронт, консервативно настроенная часть военной верхушки во главе с генералом Франсиско Франко совершает попытку переворота, вылившуюся в гражданскую войну. В 1939 году война заканчивается победой Франко. Единственной легальной партией в стране становится фашистская Испанская Фаланга. В Испании устанавливается диктатура Франко, просуществовавшая вплоть до его смерти в 1975 году.

Заключение

Причины популярности фашистских партий
. Многие жители Европы были разочарованы в идеях парламентаризма и демократии, так как существующие политические системы часто оказывались не в состоянии решить государственные проблемы (например, в период мирового экономического кризиса), а сильная власть рассматривалась как альтернатива многопартийной системе, в рамках которой отсутствие политического консенсуса между различными силами приводит к постоянным кризисам и препятствует стабильному развитию.
. Многие из европейских стран не имели длительных демократических традиций, поэтому значительная часть их жителей не стремилась защищать демократические ценности и была готова предоставить всю полноту власти одной политической силе.
. Фашистские партии умело строили свою риторику вокруг чувства национальной гордости, защиты традиционных ценностей и т. д.

Конспект

По окончании Первой мировой войны, Италия не получила обещанных ей Антантой территорий. Фактически, Италия являлась страной-победительницей, но практически была лишена всех привилегий при подписании мирного договора.

Многие итальянцы, видя это предательство, не могли мириться с таким положением вещей. Индустриальная база, развивавшаяся благодаря войне, не смогла быстро перестроиться на мирный ритм работы и вскоре пришла в упадок. Два миллиона человек оказались безработными.

На волне всеобщего недовольства, в политической жизни Италии возникает и набирает популярность новая партия фашистов под руководством Бенито Муссолини (Рис. 1). Партия выступала за сплочение вокруг одного вождя - дуче - всех слоёв итальянского общества. Для процветания Италии необходимо было расширять, в том числе и военным путём, колониальные территории, угнетать другие народы и выкачивать из них всё, что только можно. Сторонниками Муссолини были вернувшиеся с фронта солдаты, рабочие, служащие и проч., объединявшиеся в союзы (фаши ).

Рис. 1. Бенито Муссолини ()

Для обеспечения своей безопасности фашисты стали создавать т.н. отряды «чернорубашечников » - боевиков, главным образом, из молодёжи и фронтовиков. Для достижения своих целей, Муссолини открыто приказывал избивать своих политических противников, открыто применять силу.

В октябре 1922 года Муссолини во главе тысяч «чернорубашечников» двинулся на Рим, чтобы взять власть. Во избежание гражданской войны, король Италии Виктор Эммануил сделал Муссолини премьер-министром. Видя первые и значительные успехи фашистского режима, итальянцы проголосовали за Муссолини на выборах в парламент Италии, тем самым официально дав власть в руки будущему диктатору. Муссолини установил в Италии режим единоличной власти - диктатуры. Любое инакомыслие подавлялось. Все служащие, государственные чиновники и проч. должны были быть фашистами. Он распустил профсоюзные организации, заменив их корпорациями, и истребил практически всех политических оппонентов.

Похожие процессы происходили и в Германии. В 1923 году в Мюнхене, сторонники молодого политика - Адольфа Гитлера, устроили т.н. (Рис. 2). Члены созданной в 1920 году Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП ), разгорячённые алкоголем и речами своего вождя (фюрера), ринулись устраивать переворот, захватывая государственные учреждения, но были разогнаны полицией. Гитлер был заключён в тюрьму, но вскоре был выпущен, т.к. пользовался поддержкой, в том числе, и людей из власти.

Рис. 2 «Пивной путч» ()

После выхода из тюрьмы Гитлер и его сторонники стали создавать массовую НСДАП, а её популярность стала увеличиваться изо дня в день. Идеология нацистской партии была довольно проста и, тем самым, пользовалась большой популярностью среди простого немца. Во всех бедах, неудачах и поражениях, в том, в каком положении живут немцы, винили евреев. Крупные еврейские капиталы в Германии должны были быть конфискованы в пользу немецкого народа. Целью нацистов было жизненное пространство, которое Гитлер видел на Востоке. Славяне, цыгане, евреи, демократы, коммунисты, пацифисты (осуждающие войну, её не приемлющие) - все они были врагами нацистов и подлежали физическому истреблению на благо Германии. Для борьбы с врагами необходимо было сплотить в единую нацию разные слои общества, стереть и подавить социальную борьбу. Нацисты стали создавать свою силовые организации - «штурмовые отряды» (СА).

Такая идеология, подкреплённая завораживающими речами Гитлера на публику, была проста и понятна простому немцу и не могла не вызывать симпатий. Крупным собственникам, капиталистам также выгодно было поставить на молодую партию, ставящую своей целью подавить социальную борьбу, тем самым не допустив социальной революции, за что так ратовали коммунисты.

На протяжении 1920-х гг. экономическое положение Германии продолжало оставаться тяжёлым. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. окончательно подорвал экономическую базу страны.

На волне непрекращающегося экономического кризиса немцы в 1933 году подавляющим числом голосов избрали в рейхстаг (парламент) членов НСДАП. Канцлером Германии, т.е. главой правительства, стал лидер партии Адольф Гитлер.

Германия и Италия стали странами, где фашистский режим был открыто признан. В других странах Европы установились авторитарные режимы. Они устанавливались в ходе военных или иных переворотов. Так, авторитарные режимы установились в Венгрии (М. Хорти), Болгарии (А. Цанков), Албании (А. Зогу), Польше (Ю. Пилсудский), военная диктатура в Португалии и Испании, диктаторские режимы в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, Эстонии и Латвии (Рис. 3).

Таким образом, практически все страны Европы в 1920-30е гг. являлись авторитарными диктаторскими режимами, где не соблюдались элементарные права и свободы человека.

Рис. 3. Страны Европы и установление профашистских и фашистских режимов ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Интернет-портал Kultoroznanie.ru ().

1. Прочитайте Главу 8 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1-7 на с. 90.

3. Какова социальная опора фашистских режимов? Почему?

Формирование тоталитарных режимов в странах Европы

в 1930-е гг.

Урок проводится с использованием технологии проблемного обучения и метода группового кооперативного обучения. Педагогический процесс организуется таким образом, чтобы каждый обучающийся был равноправно с остальными включён в учебную деятельность и был достигнут коллективный результат.

Каждая мини-группа получает конкретное задание или решает, какую либо проблему.

Оборудование урока:

Цели урока:

Образовательные:

    На примере социально – политической истории Италии, Германии и Испании в 1920 – 1930-е гг. обобщить и углубить представления учащихся об основных признаках тоталитарного режима

    Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы

    Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии, Германии и Испании

    Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения

    Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века

Развивающие:

Развитие аналитического и синтезирующего мышления

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы

Отработка навыков работы в должном темпе

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно

Реализация принципа проблемности развивающего обучения

Воспитательные:

    Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов

    Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности

    Воспитание гуманности

План урока.

    На базе знаний по обществознанию, повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарный режим, его признаки».

    Италия в 1920 – 1930-е гг. Особенности итальянского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

    Германия в 1920 – 1930-е гг. Особенности германского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

    Испания в 1920 – 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

    Работа с документами.

Вступительное слово

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период.

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии.

I . Повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарные режимы, их признаки».

Рождении тоталитаризма

Переходим к первому пункту плана. Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился, нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.

Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?

1.1. На основе знаний по обществознанию сформулируйте определение понятия «тоталитаризм».

Тоталитари́зм (от totalis - весь, целый, полный; totalitas - цельность, полнота) - , имеющий полный (тотальный ) над всеми аспектами жизни общества и человека.

1.2. Перечислите признаки тоталитарного режима, распределите их по трём направлениям: экономические, политические, социальные (таблица на доске).

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма:

    ликвидация конституционных и

    сращивание партийного и государственного аппарата

    единовластие одной партии

    контроль над семейной жизнью

    организованный террор и репрессии

    централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной)

    монополия власти на информацию

    культ вождя, наличие лидера-диктатора

    милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизм, расизм.

Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве .

Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага.

Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Формулировка проблемы.

Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.

Проблемные вопросы формулируются на доске.

    Почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?

II . Работа в группах.

Три группы работают над вопросами и сравнительными таблицами, а четвёртая работает с документами.

Италия.

В рабочих группах ученики, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы.

2.1. Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?

Ответ:

Тяжелое экономическое положение

Массовое недовольство, движение трудящихся

Во всех бедах винили правительство либералов

Фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)

Царившая обстановка неуверенности

Неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике

2.2. При чтении учебника выпишите Италии в 1920 – 1930-е гг.

Ответ:

Ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)

Муссолини, фактически, единоличный правитель

Чистка государственного аппарата

1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет

города Ватикан)

Вмешательство в экономику

Ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности

Активная внешняя политика

Создание корпоративной системы

2.3. Перечислите особенности итальянского фашизма.

Ответ:

В Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна

Антисемитизм в Италии не возводился в ранг государственной политики

В руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера

Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки

Германия

2.5. Что способствовало приходу фашистов к власти в Германии?

Экономический и политический кризис

Отсутствие политической стабильности

Чувство национального унижения, охватившее общество после Первой мировой войны (инфляция, контрибуция)

Популярность националистических идей

Страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением

2.6. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Германии в 1920 – 1930-е гг.

Террор противников (создание тайной полиции (гестапо), концентрационных лагерей)

Ликвидация буржуазно – демократических свобод

Упразднения принципа разделения властей

Запрет всех партий, кроме НСДАП

Максимальная централизация хозяйственной жизни

Организация общественных работ для ликвидации безработицы

- «ариизация» экономики

Вооружение армии

Поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика

2.7. Перечислите особенности германского фашизма.

Крайняя агрессивность – стремление завоевать мировое господство

Крайний национализм и расизм

Антисемитизм возведён в ранг государственной политики

Сосредоточение всей власти в руках Фюрера

Партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

Цензура, слежка, доносительство

2.8. А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти?

Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным.

Испания

2.9. Что способствовало приходу фашистов к власти в Испании?

Всеобщее недовольств исходом революции

Совершается размежевание социал-демократических сил

Слабая компартия

Объединение богатых и могущественных реакционных сил

Ликвидация основных социальных достижений революции

Победа Народного фронта активизировала испанский фашизм

Мятеж и гражданская война

Гражда́нская война́ в Испа́нии (июль - апрель ) - конфликт между в лице правительства испанского (республиканцы, ) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала (мятежники), поддержанного фашистской , нацистской и , в результате которого была ликвидирована Испанская республика и свергнуто республиканское правительство.

2.10. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Испании в 1920 – 1930-е гг.

Создание реакционных партий (Фаланга)

Внесудебное преследование всех участников демократического движения

1936г. сосредоточение военной и гражданской власти в руках Франко

Указ о жёстком контроле государства над прессой и книгоизданием

- создание синдикатов

2.11. Перечислите особенности испанского фашизма.

Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно-тоталитарного.

    режим навязан военной силой при помощи извне

    большое влияние сохранила католическая церковь

    фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы

    режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой

    все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией

    и деология носит гораздо менее тоталитарный характер, нежели итальянский фашизм и немецкий нацизм

    Главная особенность испанского фашизма это испанская фаланга. Именно с этой организацией связано наименование этого течения в Испании – фалангизм.

2.12. Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры?

Победа Народного фронта активизировала испанский фашизм, группировки в партии «Фаланга». В середине июля 1936 в испанском Марокко, а вслед за тем во многих городах Испании начался военно-фашистский мятеж, главой которого стал генерал Франко. Мятежники получили щедрую помощь - военными материалами и людьми - со стороны Германии и Италии. На их стороне оказались правительства Англия и Франции. Два с половиной года длилась гражданская война в Испании. То, за что бились республиканцы, они пытались осуществить уже в ходе войны было преступлено к национализации крупной промышленности, более 300 тыс. крестьян. семей получили безвозмездно 5,5 млн. га земли, б/приняты законы о 48 –час. раб. неделе, охране труда, соц. обеспечении. Не только Каталония, но и Баскония получили национальную автономию. В конце марта испанский фашизм торжествовал победу.

После работы с таблицами анализ каждого вопроса .

1) Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии, Германии и Испании?

2) Каковы основные мероприятия тоталитарных правительств?

3) Особенности национальной фашистской диктатуры в Италии. Германии и Испании?

4) Рассмотрение индивидуальных вопросов по каждому государству.

4.2. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е годы?

Ответ учеников: Все признаки, записанные на доске, подходят к тоталитарным режимам, утвердившимся в странах Европы в 1930-е годы.

Сходство практики тоталитарных режимов в экономике заключалось в ее сверхмонополизации, распространении сферы государственного регулирования на все основные отрасли хозяйства, в нарушении принципа частной собственности.

3. 4 группа работает с документами по вопросам:

На основе нижеприведённых фрагментов из книги А.Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека/общества/мира в свете национал- социалистической идеологии.

3.1. Почему физическое развитие молодёжи нацисты предпочитали её образованности?

На основе документов отвечает 4 группа.

3.2. Каковы основные черты тоталитарной идеологии? Ответ на основе дополнительного материала (ученик готовит заранее).

Основными постулатами нацистской идеологии были антисемитизм, антидемократизм, антимарксизм, расизм, национализм и шовинизм, а инструментами политики и идеологии НСДАП были террор и пропаганда. И позже массовое убийство, как виновных, так и невиновных. Террор же - это осуществление внутреннего закона движения.

Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека с целью искоренения угрозы режиму в виде инакомыслия. В соответствии с идеологическими установками конструируется новый тип личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе.

Целью идеологии объявлялось создание принципиально нового общества, нового человека. Одновременно указывался враг, который подлежал беспощадному уничтожению в борьбе за достижение этой цели. Как бы ни очерчивался круг враждебных движению людей и явлений, в него обязательно включались либерализм и его ценности. Борьба за победу «нового порядка» представлялась как «последний и решительный бой», требующий тотальной мобилизации.
Ценности «нового порядка» могли определяться по-разному, но они обязательно были обращены в будущее и имели абстрактный характер. Место безусловных нравственных ценностей, морали должна была занять преданность идеологии, причем право истолкования подлинных интересов движения закреплялось за одним или немногими лидерами. Речь шла о готовности исповедовать те идеи, которые именно в данный момент провозглашают вождь, партия. В этом главное отличие тоталитарной доктрины от традиционных, в том числе религиозных, ее вариантов.

3.3. Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.

4. Обобщающая беседа.

4.1. Каковы общие социально – экономические, политические и культурно – исторические предпосылки утверждения тоталитарных режимов?

4 группа на основе анализа делает вывод, что общими социально – экономическими, политическими и культурно – историческими предпосылками утверждения тоталитарных и авторитарных режимов в 1930-е гг. были:

    Разочарование большинства населения (ремесленники, крестьяне, ветераны войны, безработные) условиями послевоенного мира; социально-экономический и политический кризис.

    Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к стабильности, «сильной руке».

    Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей, финансистов, земельной аристократии из-за боязни революционного взрыва и заинтересованности в государственных заказах.

    Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса (лидеры СДПГ и КПГ недооценивали фашистскую угрозу и продолжали борьбу за лидирующую роль в рабочем движении).

    Изменение тактики самих фашистских партий, их активная борьба за массы, внимание к парламентским формам деятельности.

4.3. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма?

Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского, итальянского и испанского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми.

Итак, главный вопрос, который мы поставили в начале урока:

Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии и Испании к власти приходят фашисты. Появление тоталитарных государств не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения. Для чего утверждались тоталитарные режимы? Для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции. Создания нового социального порядка.

В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.

При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.

Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.

Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень Волобуев Олег Владимирович

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг.

Возникновение тоталитарных режимов в Западной Европе

Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. В Италии и Германии, в отличие от США, Великобритании и Франции, где выход из кризиса был найден в условиях сохранения демократии, кризисная ситуация привела к утверждению диктатур и возникновению тоталитарных режимов.

Сторонники коммунистических идей видели выход в революции и построении бесклассового социалистического общества. Их противники, напутанные размахом коммунистического движения и мечтавшие о твёрдом порядке, стремились к установлению диктатуры. Среди сторонников жёстких мер были мелкие собственники, предприниматели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьяне, люмпен-пролетариат. В условиях экономических неурядиц они мечтали о перераспределении общественных богатств за счёт крупных собственников, путём экспроприации имущества состоятельных представителей национальных меньшинств, территориальных захватов и грабежа других стран.

Ж. Грос. Столпы общества

Диктаторские режимы характеризовались установлением контроля государства над жизнью каждого отдельного человека и общества в целом. Само же государство сращивалось с правящей партией, получавшей безграничную власть. Другие политические силы либо ликвидировались, либо превращались в «декорации». Конкретную личность тоталитаризм растворял в массе – народе, классе, партии, стремясь навязать ей общие для всех идеи, образ жизни, противопоставить «своих» и «чужих». В то же время в обществе формировалась безграничная власть одного человека – вождя. Идеология правящей партии, выступавшей от имени всего народа, становилась единственной и господствующей. Разрушалось гражданское общество.

Для тоталитаризма характерна целостность всех структур социального бытия – общества, государства, партии, личности. Руководство государства ставило перед обществом глобальную цель, которую необходимо было достичь любыми средствами, невзирая на трудности и жертвы. Такой целью могло быть осуществление идеи величия нации, создание тысячелетней империи или достижение всеобщего блага. Это предопределило агрессивную природу тоталитаризма.

Важным инструментом являлась мощная пропаганда, проникавшая всюду. Официальные идеологи, средства массовой информации, всецело зависевшие от власти, ежедневно и ежечасно «промывали мозги» простым гражданам, убеждая людей в правильности поставленной властями цели, мобилизуя их на борьбу за её осуществление. Одна из задач пропаганды заключалась в определении и разоблачении «врагов». «Врагами» могли быть коммунисты, социалисты, капиталисты, евреи и все, кто мешал достижению великих целей. Вслед за одним поверженным противником немедленно находился другой. Тоталитарный режим не мог обойтись без постоянного поиска врага, необходимость борьбы с которым предопределяла ограничение демократии и материальных потребностей людей.

Итальянский фашизм

Первый тоталитарный режим в Западной Европе сформировался в Италии. В 1922 г. сторонники лидера фашистов Бенито Муссолини совершили «поход на Рим», названный позже «фашистской революцией». Демонстрация силы настолько впечатлила правящие круги страны, что Муссолини было предложено возглавить правительство. Так, с внешним соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая антидемократическая сила – фашизм. Вскоре фашисты приступили к ликвидации демократии в Италии. Была запрещена деятельность оппозиционных партий, ликвидирована свобода слова, наказанию подвергались все, кто выступал с критикой фашизма.

Придя к власти, фашисты стали активно вмешиваться в экономику. Согласно принятой в Италии Хартии труда, профсоюзы заменялись корпорациями, объединявшими представителей государства, рабочих и предпринимателей по отраслям производства. Эти организации должны были не только управлять экономикой, но и сглаживать противоречия между предпринимателями и пролетариатом. Идеологи фашизма утверждали, что создание корпораций ведёт к ликвидации классовых различий и классовой борьбы в обществе. По их мнению, на смену классовому антагонизму должно было прийти единство народа. Государство не только взяло на себя регламентацию трудовых отношений, но и стремилось регулировать хозяйственную деятельность. Была монополизирована банковская система, промышленность поставлена под контроль государства. На всех важнейших постах в политике и экономике находились лишь члены фашистской партии. В то же время фашисты не ставили вопрос о национализации предприятий, признавая право частной собственности.

В 1930-х гг. Италия осуществляла политику автаркии, заключавшуюся в ликвидации зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности. Эти действия стимулировали развитие национальной промышленности, в первую очередь военной. Фашистское правительство приняло программу перевооружения армии, чтобы приступить к захватнической политике.

Приход к власти в Германии национал-социалистов

Экономический и политический кризис в послевоенной Германии был глубже и тяжелее, чем в других европейских государствах. Этой ситуацией воспользовалась крайне националистическая расистская организация, именовавшая себя Национал-социалистической рабочей партией Германии (НСДАП). Её возглавил бывший фронтовик А. Гитлер. В программе партии главными врагами государства назывались представители крупного капитала, выдвигались антисемитские и «патриотические» лозунги, содержались требования экспроприировать нетрудовые доходы, передать государству монополистические концерны, обобществить и передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянам – помещичьи земли. Заявлялось, что эти пункты программы могут быть претворены в жизнь только путём установления власти НСДАП и её вождя – Гитлера.

Рейхсканцлер Германии А. Гитлер и президент П. Гинденбург после прихода к власти нацистов

Большого влияния на немецкое общество нацисты добились в годы мирового экономического кризиса. К этому времени численность нацистской партии значительно возросла и её лидеры успешно использовали в своих интересах ситуацию нестабильности, падения авторитета традиционных политических партий Веймарской республики. Нацисты создали штурмовые отряды, которые терроризировали противников.

Успеху нацистов способствовал страх правящих кругов Германии перед ширившимся коммунистическим движением. Некоторым действия нацистов казалась меньшим злом, чем лозунги коммунистов, не скрывавших своей цели установления диктатуры пролетариата. Гитлер нашёл сторонников и среди крупных промышленников, которых официальная нацистская пропаганда критиковала.

Советское руководство и Коминтерн не сразу оценили масштаб угрозы, которую нёс миру нацизм. Долгое время они считали своим главным противником социал-демократов, которых лидеры Коминтерна именовали «социал-фашистами», призывая к беспощадной борьбе с ними. Раздоры между социал-демократами и коммунистами в Германии значительно облегчили Гитлеру приход к власти.

В начале 1930-х гг. поддержка нацистов со стороны избирателей быстро росла. В парламенте (рейхстаге) члены НСДАП сформировали значительную по численности фракцию.

30 января 1933 г. президент П. Гинденбург назначил Гитлера главой правительства – рейхсканцлером. После этого нацисты немедленно приступили к осуществлению плана захвата власти. В ночь на 28 февраля вспыхнуло здание Рейхстага. В этом преступлении безосновательно обвинили коммунистов. Провокация стала поводом для введения в стране чрезвычайного положения и отмены всех демократических прав и свобод.

В марте 1933 г. на парламентских выборах в условиях открытого террора штурмовиков и бешеной пропагандистской кампании нацисты получили 43 % голосов. Это позволило им объявить о своей победе и начать расправу над противниками. В Германии оказались под запретом все политические партии, кроме НСДАП, ликвидировалась свобода печати. Начались повальные аресты противников нацизма. В стране была создана сеть концлагерей, в которых содержались политические заключённые. Орудием осуществления репрессий стала государственная тайная полиция – гестапо.

Гитлеровский режим

После захвата власти гитлеровцы приступили к переустройству внутренней жизни Германии. Экономическая политика нацистов была направлена на максимальную централизацию хозяйственной жизни. Государство осуществляло контроль за экономикой через Генеральный совет немецкого хозяйства, были созданы шесть хозяйственных групп – промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банков, страхового дела. Страну разделили на хозяйственные округа, все предприятия включались в соответствующие отраслевые и территориальные объединения, которые распределяли заказы, кредиты, поставки сырья, определяли уровень цен и зарплаты, перечень и параметры выпускаемой продукции. Все предпринимательские союзы переходили в подчинение министерства экономики, которое возглавлял назначенный правительством «фюрер германского хозяйства». Укрупнялись промышленные предприятия. В ряде случаев собственники предприятий стали лишь их формальными хозяевами. Всем распоряжались государственные чиновники и функционеры нацистской партии. Около 80 % продукции производилось по государственным заказам. С экономической и политической самостоятельностью германской буржуазии было покончено.

Нацистские штурмовики развешивают плакаты, призывающие к бойкоту магазинов, принадлежащих евреям

Нацисты стремились поднять авторитет новой власти среди всех слоев населения. За счёт организации общественных работ была ликвидирована безработица, мелкие собственники получили различные льготы. Происходила сопровождавшаяся пропагандистской шумихой «ариизация» экономики – экспроприация собственности евреев. Одна часть принадлежавших им банков и предприятий была национализирована, другая – передана немецким капиталистам. Однако в целом уровень жизни народа при нацистском режиме не только не вырос, но даже снизился: правительство выкачивало средства для вооружения армии.

С помощью средств массовой информации нацисты манипулировали сознанием миллионов людей. Было создано специальное министерство пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом. Оно использовало научно-технические достижения, в частности радио, которое слушали 26 млн немцев. Жителям Германии внушались расистские идеи о «полноценных» и «неполноценных» нациях. Уставший от невзгод обыватель вдруг узнавал, что принадлежит к «высшей» арийской расе и должен стать хозяином мира. Националистическая и расистская политика нацистов не ограничивалась одной лишь пропагандой. По всей стране началось преследование евреев и цыган, целью которого было их физическое уничтожение. Гитлер начал ускоренно готовиться к войне за «жизненное пространство для немецкого народа», которое виделось ему прежде всего на востоке – в землях славянских народов.

Антидемократические режимы в других странах Европы

В 1920-1930-х гг. диктатуры были установлены во многих европейских странах. В Австрии в начале 1930-х гг. возник режим, напоминавший итальянский. После поражения республиканцев в гражданской войне 1939 г. фалангисты во главе с генералом Франсиско Франко установили в Испании полное господство. В соседней Португалии в 1930-е гг. сложился правый авторитарный режим Антониу ди Оливейра Салазара. Этот университетский профессор провозгласил создание в Португалии «Нового государства», в котором практически вся полнота власти перешла в его руки.

В большинстве стран Восточной Европы установились разного рода антидемократические режимы. Польский генерал Ю. Пилсудский в 1926 г. совершил государственный переворот и установил единоличную власть, стремясь провести «санацию» политической системы страны. Уже после смерти генерала, в 1935 г. была издана новая конституция, полностью отменявшая парламентско-демократическую систему и вводившая авторитарную военную диктатуру.

«Королевская диктатура» была установлена в Югославии, Румынии и Болгарии. Югославский король Александр, стремясь избежать нарастания межнациональных противоречий, в 1929 г. отменил действие конституции, распустил парламент и запретил политические партии. Однако это не привело к желаемому результату, а сам монарх был убит радикальными националистами. В Румынии король Кароль II в 1938 г. отменил прежнюю конституцию и установил абсолютную монархию. Внешнеполитические неудачи привели к отречению короля и переходу диктаторской власти в руки генерала Иона Антонеску, опиравшегося на фашистскую партию. После коммунистического восстания 1923 г. в Болгарии установилась власть авторитарных правительств, которые сменила диктатура короля Бориса III, жестоко преследовавшего своих политических противников.

Плакат периода гражданской войны в Испании, призывающий к борьбе с фашизмом

Во всех Прибалтийских странах парламентские режимы также были заменены авторитарными. В 1927 г. президент Литвы Антанас Сметона объявил себя «вождём нации» и распустил парламент. Он управлял страной террористическими методами, опираясь на военных. В Латвии премьер-министр Карлис Ульманис также совершил государственный переворот и установил единоличную власть, официально именуясь «вождём и отцом нации». Эстония, подобно своим соседям, не избежала установления в середине 1930-х гг. антидемократического диктаторского режима во главе с Константином Пятсом.

Международные отношения в 1930-е гг. Нарастание фашистской агрессии

От нацистской Германии исходила угроза принципам послевоенного урегулирования. Гитлеровский режим взял курс на ликвидацию военных статей Версальского договора, тем самым начав подготовку к захватам в Европе. Рейхстаг утвердил военный бюджет, который предусматривал крупные ассигнования на содержание военно-воздушного флота, запрещённого Версальским договором. В 1935 г. в результате плебисцита – всенародного опроса – Германии была возвращена Саарская область, и немецкая военная промышленность получила доступ к важному стратегическому сырью – углю и железной руде. В том же году в Германии была восстановлена всеобщая воинская повинность, воссоздан Генеральный штаб, в стране развернулось строительство подводного флота. Нарастала угроза новой войны. Лига Наций, из которой со скандалом вышли Япония и Германия, оказалась не в силах остановить агрессию.

Германские нацисты и японские милитаристы не скрывали антикоммунистических взглядов и стремления к захвату советских территорий. Поэтому кризис Версальско-Вашингтонской системы, которую пропаганда большевиков многие годы называла «империалистической» и «разбойничьей», вызвал серьёзную обеспокоенность у советского правительства. СССР превратился в сторонника укрепления европейской и мировой безопасности. Ещё в начале 1930-х гг. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В 1933 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В 1934 г. Советский Союз вступил в Лигу Наций, подтвердив тем самым свой статус великой державы.

В 1935 г. был подписан франко-советский договор о взаимопомощи, однако реализовать его оказалось практически невозможно. Используя заключение договора между СССР и Францией в качестве предлога, германское правительство расторгло Локарнские соглашения 1925 г., признававшие незыблемость границ Германии с Францией и Бельгией, и ввело войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Немцы начали возводить здесь мощные укрепления, ограничивая возможности Франции оказать помощь Советскому Союзу, а также своим союзникам Польше и Чехословакии в случае германской агрессии. Польша отказалась пропускать через свою территорию любые иностранные войска, поэтому в случае нападения Германии на Францию Красная Армия не смогла бы нанести удар агрессору.

Антифашистский плакат Социал-демократической партии Германии

Западные страны оказались неспособны противопоставить реваншистской политике Германии что-либо, кроме дипломатических протестов. Более того, Великобритания и Франция стремились направить германскую агрессию в сторону СССР. Во время гражданской войны 1936–1939 гг. в Испании усилилась подозрительность в отношениях между Советским Союзом и странами Запада. Советскому руководству не удалось убедить Великобританию и Францию отказаться от политики невмешательства в испанские дела и помочь республиканскому правительству, в то время как Германия и Италия оказывали военную поддержку мятежникам генерала Ф. Франко. Следствием поражения республиканцев стало укрепление положения Германии и Италии, войска которых получили ценный боевой опыт, а также ослабление позиций СССР и Коминтерна.

Мечтая о восстановлении Римской империи в Восточном Средиземноморье и стремясь к обретению колоний, фашистская Италия в 1935 г. начала агрессию против одной из немногих независимых африканских стран – Эфиопии (никогда не являвшейся владением Древнего Рима), а в 1939 г. захватила Албанию.

В 1936 г. в результате подписания Японией и Германией Антикоминтерновского пакта начал складываться блок агрессивных государств, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. Так возникла «ось Берлин – Рим – Токио».

Возникновение тоталитарных и авторитарных режимов, основанных на идеологии национализма и расизма, было характерной чертой жизни Европы в первой половине XX в. Антидемократизм находил питательную почву среди широких слоев населения, разочарованных неспособностью демократических правительств справиться с трудностями в условиях либеральной экономики. Агрессивный тоталитаризм поставил человечество на грань новой войны.

Вопросы и задания

1. Почему, по вашему мнению, в XX в. возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

2. В чём заключаются общие характерные черты тоталитарных режимов?

3. Какую роль идеологи тоталитаризма отводили государству?

4. Почему в Германии стал возможен приход А. Гитлера к власти?

5. Что составляло идеологическую основу политики германских нацистов?

6. В чём проявлялось нарастание военной угрозы в 1930-х гг.?

7. Как вы думаете, можно ли было остановить агрессию фашистских государств в Европе? Почему не удалось этого сделать?

8. Б. Муссолини заявлял:

«Фашистское государство организует нацию, но после этого оставляет индивидуумам достаточно простора; оно ограничило бесполезные и вредные свободы, но зато сохранило существенные. Не индивидуум, а только государство может быть тем, чьё мнение должно быть решающим в данной области… Поскольку для фашиста всё содержится в понятии государства, ничего человеческого или духовного не существует; и тем более не имеет какой-либо ценности вне государства. В этом смысле фашизм является обобщающим, фашистское государство – синтез и единство всех ценностей – объясняет, развивает и даёт силу всей жизни народа».

Что понимал Б. Муссолини под «бесполезными и вредными свободами»? Каким образом он с ними боролся?

Какую роль отводили фашисты государству в жизни общества?

В каких ещё странах существовал сходный взгляд на роль государства?

Из книги Разгром 1941 (На мирно спящих аэродромах...) автора Солонин Марк Семёнович

Глава 10 ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Между обнаружением вражеского самолета (действие, вероятность которого практически никак не зависела от ТТХ истребителя) и открытием огня на поражение находится этап боевого маневрирования, успех которого, разумеется, зависит от летных

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг Возникновение тоталитарных режимов в Западной Европе. Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей

Из книги Крах империи (Курс неизвестной истории) автора

Глава 1. Рост, рост и рост Страна, которая в течение веков пучится и расползается, как кислое тесто, и не видит перед собой других задач.А. АмальрuкЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА РОССИИРоссийская империя росла весь XIX век. Но после южных приобретений конца ХУIII века уже не было ничего

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Авторитарные режимы 1938–1944 гг. Авторитарный режим Кароля II. С точки зрения основных своих государственных учреждений Великая Румыния перестала существовать с момента установления первой диктатуры в своей истории, а выборы 1937 г. впервые предоставили возможность

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Вопросы международной торговли и международной политики в период до 1814 г. Сначала в сфере внешней политики действовали представители двух поколений рода Бернсторфов, а затем кронпринц Фредерик. Хотя их роли не были главными, они ставили перед собой четкие цели. И

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

ТОТАЛИТАРНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ЯПОНИИ В ноябре 1936 г. Япония присоединилась к Антикоминтерновскому пакту, члены которого развязывали фашистскую агрессию в Старом Свете. Все они определяли себя как тоталитарные, термин, использованный Бенито Муссолини для обозначения

Из книги Краткая история аргентинцев автора Луна Феликс

Тоталитарные режимы Чтобы понять логику события того времени, нужно учитывать повсеместный расцвет тоталитарных режимов, с 1933 г. укреплявших свои политические и военные позиции, и фактически управлявших Европой. Если посмотреть на события того времени с позиций

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Часть четвертая ТОТАЛИТАРНЫЕ ДВОЙНИКИ Историческая теория, если брать все ее аспекты, весьма обширна. В частности, в этой книге, в рамках Поисков периодичности, упоминается день Икс, возрасты человечества, а также революционные внутригодовые импульсы. Но 400-летний,

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 8 ТОТАЛИТАРНЫЕ США (1897–2041) Деревенская и глубоко провинциальная страна, США много выиграли от двух мировых войн, обогатились чрезвычайно на фоне разоренной и разбитой Европы и неожиданно для себя вышли в мировые лидеры. Этим тут же воспользовалась наша история,

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

автора

§ 6. Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм Формирование авторитарных режимовПроцесс демократизации не принёс большинству народов Европы заметного улучшения жизни. Особенно это касалось среднеразвитых стран – тех, которые не входили в число лидеров

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

§ 10. Рост международной напряжённости. Гражданская война в Испании Подготовка Германии к войнеГермания стала именоваться Третьим рейхом (империей). Тем самым Гитлер подчёркивал, что продолжает традицию двух прежних империй – Римской и Германской. Был установлен

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

§ 22. Коммунистические режимы в Азии Строительство социализма в КитаеСразу после прихода к власти Коммунистическая партия Китая (КПК) приступила к проведению индустриализации и социалистическим преобразованиям. Стала поступать советская помощь – оборудование, сырьё,

Из книги Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев, 1900-1945 автора Кенен Герд

Мировая война и массовые тоталитарные движения Основной социальной энергией направленного внутрь реваншизма питались все массовые тоталитарные движения той эпохи - как коммунистические, так и фашистские. Всякий раз они возникали в момент политической и военной

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. БОРЬБА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗА МИР И РАЗРЯДКУ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Противоборство двух внешнеполитических стратегий на международной арене. В международной политике 50–е годы были решающим периодом проверки стратегии мирового социализма в историческом

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

Семинар 7 Корпоративные, тоталитарные и протестные идеологии Проблематика темыПредпосылки формирования политических идеологий «по ту сторону левого и правового». Синтез категорий витализма, органицизма и корпоративизма. Идеология солидаризма и ее этический

Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже правящая элита (например, правящая партия или религиозная организация), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и её идеологии.

Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставившего столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более устойчив и рушится только в случае упадка всей системы и её идеологии.

Тоталитаризм.

Черты :

1) Отдаленность от власти, периферийное положение. (США, Франция, Бельгия. В Финляндии, Дании, Нидерландах фашисты смогли добиться большего – проникнуть в местные и центральные органы власти. В Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Румынии и Югославии фашисты часто вели сильное наступление на демократию).

В 1926 г. В Португалии и в 1939 г. В Испании возникла особая разновидность режима – иберийская модель фашизма, в которой наряду с фашистами имели влияние крупные землевладельцы и католическое духовенство.

2) Формирование широкой опоры в массах, своими лозунгами вовлекая все слои населения – лозунги стабильности, националистические, расовые

3) Капитал оказывал чаще всего мощную поддержку фашизму.

4) Нацеленность на завоевание новых территорий.

5) Наличие господствующей партии.

6) Милитаризация хозяйства – гос. регулирование, внеэкономическое принуждение.

Черты:

1) Ограниченный плюрализм, если это не противоречит интересам сохранения существующей системы.

2) Единовластие или небольшое число носителей власти.

3) Опора на силу.

4) Недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Однако авторитаризм, в отличие от тоталитаризма, допускает существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику.

6) Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы на выборах.

К таким странам относились Испания, Португалия, почти все страны Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Приход фашистов к власти в Италии . Фашистская организация Боевой союз во главе с бывшим социал-демократом Б. Муссолини возникла в Италии в 1919 г. В условиях обострения ситуации в стране, очень пострадавшей в результате участия в Первой мировой войне, фашисты требовали проведения преобразований в интересах народа: гарантии гражданских свобод, 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы, ограничение крупного капитала, участие рабочих в управлении и т.д. Создавались военизированные фашистские отряды для борьбы за эти требования. В начале 20-х гг. XX в. обстановка в Италии все более ухудшалась. Правительство оказалось не способным контролировать ситуацию в стране. Муссолини, создавший в 1921 г. Национальную фашистскую партию, потребовал места в правительстве для фашистов. В октябре 1922 г. фашисты устроили так называемый поход на Рим. 30 октября Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

Приход нацистов к власти в Германии . К 1923 г. ситуация в Германии была близка к катастрофической. Резко обесценилась денежная единица - марка. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация I-гранами Антанты Рура. По всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультралевыми силами. Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Члены возникшей здесь в 1919 г. Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) по примеру Муссолини готовили поход на Берлин. Одним из главных инициаторов этого похода был А. Гитлер. Связанные с нацистами отряды штурмовиков были созданы в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя места в мирной жизни. В ноябре 1923 г. Гитлер на митинге в огромном пивном зале Мюнхена объявил о начале национальной революции и о формировании национального правительства. Но на следующий день полиция расстреляла демонстрацию нацистов. После подавления путча Гитлер оказался в тюрьме. Там он написал книгу «Моя борьба» («Майн Кампф»), в которой изложил нацистскую идеологию. В декабре 1924 г. он был освобожден из заключения и начал перестройку своей партии. Численность партии росла. Вместо недисциплинированных штурмовиков формируются организованные по армейскому образцу отряды СС. При партии были созданы детские, молодежные и женские организации. Теперь Гитлер рассчитывал захватить власть не насильственным, а конституционным путем. Экономический кризис 1929-1933 гг. породил многомиллионную безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП получила на выборах в рейхстаг 107 мандатов. На выборах 1932 г. нацисты заняли первое место. Гитлер обещал немецкому народу «обеспечение старости» и «народную экономику». Во всех экономических бедах страны Гитлер обвинял Америку, «английский империализм», «мировое еврейство» и «предательское правительство». Крупнейшие германские промышленники открыто поддержали Гитлера. Помогало нацистам отсутствие единства среди левых сил: коммунисты и социал-демократы отчаянно боролись друг с другом. По требованию промышленников президент Гинденбург назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером - главой правительства. На мартовских выборах 1933 г. Гитлера поддержали 44 % избирателей.

Политика тоталитарных режимов . В конце февраля 1933 г., воспользовавшись поджогом рейхстага, Гитлер ввел в Германии чрезвычайное положение. Были ликвидированы свободы слова, печати и собраний, под контроль членов нацистской партии перешли органы государственного управления и радио. Гитлер добился принятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что позволило ему издавать собственные законы. Одним из первых законов стал запрет коммунистической партии, а значит, и деятельности ее членов в рейхстаге. Многие члены социал-демократической партии также были лишены права голоса. С июля 1933 г. в Германии допускалась лишь деятельность национал-социалистической партии. В 1934 г. после смерти президента Гинденбурга Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера.

Контроль за политической деятельностью в Германии осуществляла тайная полиция во главе с Гиммлером. Ей же подчинилось и управление трудовых и концентрационных лагерей.

Многие нацисты требовали принятия решительных мер против евреев. Уже в апреле 1933 г. они добились издания закона о запрете евреям работать в правительственных учреждениях. Осенью 1935 г. все евреи Германии были занесены в особые списки, лишены гражданства и права голоса. Многие промышленники еврейского происхождения, не получая от государства заказов, обанкротились и стали продавать свои предприятия по дешевке. В октябре 1938 г. произошла так называемая хрустальная ночь, в ходе которой были разбиты стекла и витрины 7000 магазинов, принадлежавших евреям. Началась эмиграция евреев из Германии. Для пропаганды нацистских идей было создано специальное министерство пропаганды во главе с Геббельсом. На площадях запылали огромные костры из книг писателей, неугодных вождям рейха.

Вместо разогнанных профсоюзов власти создали Фронт немецких рабочих. Дети с 6 до 14 лет входили в организацию «Дойче Юнгфельк» («немецкая молодежь»). Следующей ступенью был «Гитлерюгенд», членами которой были юноши от 14 до 18 лет. В 1936 г. вышел новый закон о молодежи, согласно которому членство в нацистских организациях являлось обязательным для любого юноши. Режим, созданный Гитлером в Германии, пользовался достаточно серьезной поддержкой общества. Была фактически ликвидирована безработица. Немалую роль в создании новых рабочих мест сыграла политика вооружения. Государственным промышленникам предоставлялись крупные кредиты, их снабжали сырьем. Но основная роль в проведении модернизации отводилась частным предприятиям «Сименс», «Крупп», «ИГ Фарбен».

Немецкому обществу импонировала смелость Гитлера, решительно покончившего с условиями Версальского договора, создавшего авиацию и военно-морской флот. Его считали главным инициатором возрождения новой Германии.

Авторитарные режимы . В середине 30-х гг. XX в. в Европе возникли многие диктаторские и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить революционное движение. К 1934 г. революционное движение было подавленo и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Пилсудского в Польше. Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы, земельные магнаты. Большинство государств с авторитарными режимами было втянуто в экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, считали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина - боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.

Гражданская война в Испании и установление диктатуры Франко . В апреле 1931 г. в Испании установилась республика. К концу 19 55 г. все левые силы объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. республиканцы одержали победу на выборах в парламент. В июле 1936 г. генералы-монархисты во главе с Франко подняли мятеж против республиканского правительства. Завязались бои как в самой Испании, так и в ее колониях. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось «национальное правительство», которое потребовало установления в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступление мятежников против сил республиканского правительства. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все чаще начинали принимать непосредственное участие в боевых действиях на стороне войск Франко.

С начала мятежа Франция и Англия проводили политику «невмешательства» и не поставляли оружие в Испанию. Эта политика играла на руку мятежникам, поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия Франко. С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпасы, в войне участвовали военные специалисты, добровольцы из СССР. Одновременно создавались интернациональные бригады из сторонников левых антифашистских взглядов из всех стран мира. В 1937-1938 гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 г. франкисты начали всюду теснить республиканцев. Распри и столкновения в их лагере усугубляли положение. После потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снабжение республиканцев оружием. В марте возник заговор в рядах командования республиканцев. Войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В стране установилась диктатура Франко.

Известно, что есть разные формы и типы политических систем. Одной из самых интересных является тоталитаризм. И хотя в современном обществе такое устройство государства не поддерживается, даже сегодня остаются страны, в которых правительство контролирует все сферы жизни граждан. Давайте разберемся, что такое тоталитарный режим, каковы его особенности, плюсы и минусы. Остаются ли сегодня государства с подобной политической системой?

Что такое тоталитарный режим?

Это форма правления государством, при которой права граждан сильно ущемлены, со стороны спецслужб осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни людей, средства массовой информации никогда не проводят расследования и не выступают против официального правительства, оппозиция во власти либо вообще отсутствует, либо является “карманной”, то есть не идет против правящей партии и даже контролируется ею.

Считается, что данный тип политической системы возник в ХХ веке, однако сами идеи системы появились еще раньше. Сегодня тоталитарный политический режим занимает первое место по степени недемократичности, и в истории он получил вполне определенное место среди форм государственного правления. Впервые термин “тоталитаризм” стал использовать Муссолини в 1925 году. Именно им установленный режим вполне соответствовал тому, что сегодня принято считать тоталитаризмом.

Критерии тоталитаризма

Говоря о том, что такое тоталитарный режим, уместно привести основные характеристики этого политического устройства:

  • Существует массовая партия, которая буквально срастается с государством и концентрирует в себе всю власть. Чаще всего партия тесно связана с военными структурами. Она создана недемократическим способом и строится вокруг одной личности ‒ лидера.
  • Большое значение имеет идеология. Тоталитаризм и идеология ‒ вещи, очень тесно связанные друг с другом. Здесь всегда есть своя “Библия”, а саму идеологию может определять лидер партии, причем он имеет возможность изменить свое решение в течение суток. Так было в 1939 году, когда в СССР правительство вдруг стало считать, что нацистская Германия не является более врагом социализма. Более того, система Германии считалась лучшей, а демократия буржуазного Запада ‒ ложной. Кстати, эта мысль продержалась в СССР в течение двух лет, пока Германия не напала на СССР.
  • При тоталитаризме экономика и производство полностью контролируются правительством. Более того, образование, досуг граждан, СМИ и другие сферы жизни также контролируются государством.
  • В тоталитарном государстве есть очень жесткий полицейский контроль, который по типу своей деятельности близок к терроризму. То есть полиция может легко застрелить человека (вина которого в суде не доказана) без каких-либо последствий для себя. Суды если и присутствуют, то они являются на 100% зависимыми и принимают только те решения, которые угодны правительству или лично лидеру.

Это и есть основные черты тоталитарного режима.

Инакомыслие

При данном политическом устройстве личное мнение граждан по поводу официального пути развития государства запрещается, если оно не соответствует официальному. Догматизм, другие идеологии находятся под строжайшим запретом, поэтому у граждан редко возникают мысли о том, что их государство проводит неправильную политику. Однако если подобные мысли и есть у людей, то они их скрывают. В противном случае человека за инакомыслие могут посадить в тюрьму без каких-либо доказательств его вины.

При тоталитаризме отсутствуют политические партии (кроме правящей). В нацистской германии, например, существовал закон, который прямо запрещал образование других партий. Теперь вы более понимаете, что такое тоталитаризм, но это еще не все.

Виды

Политическое устройство государства является сложным, и его в зависимости от особенностей можно разделить на определенные виды. В частности, выделяют “левый” и “правый” тоталитарные режимы, которые имеют между собой много общего, но в то же время отличаются друг от друга.

Правый

Один из самых жестких и известных тоталитарные режимы в Европе является так называемый правый тоталитаризм, при котором существует идея расового и этнического превосходства одного народа над остальными. При этом рыночная экономика сохраняется, существует институт собственности, но главное ‒ существование идеи превосходства. Из истории мы знаем, что правые тоталитарные режимы в Европе были представлены двумя формами:

Левый тоталитаризм

В отличие от правого, левый тоталитарный политический режим опирается на плановую экономику и полностью уничтожает рынок. Отличные примеры стран с данной формой правления: СССР, КНДР, Куба, Китай, Вьетнам. Она базируется на идеологии марксизма-ленинизма, которая предполагает:

  1. Построение общества, где будут удовлетворяться потребности всех граждан.
  2. Отмену частной собственности и создание полностью регулируемой экономики.
  3. Главную роль пролетариата.
  4. Возможность создания коммунизма во всех странах.
  5. Переход к новому обществу через диктатуру пролетариата.

Если при “правом” тоталитарном режиме в Германии в качестве социальной основы использовались экстремистски настроенные граждане, то при “левом” социальную основу составляет пролетариат и низшие классы. А все другие классы по данной идеологии признаются непрогрессивными, поэтому действия властей направляются на их искоренение. На практике это означало ликвидацию частной собственности и крестьянства. А для создания “светлого будущего” могут использоваться любые способы, в том числе и террор.

Если сравнивать левые и правые устройства с тоталитарным режимом в Испании, установившимся в 1939 году, то устройство Франко (диктатор Испании) не получило массовой социальной базы (в отличие от той же нацистской Германии), а государство не пыталось установить жесткий контроль над гражданами своей страны.

Ситуация сегодня

И хотя подобная форма политического устройства сегодня является менее популярной и активно критикуется разными политическими лидерами, экспертами и СМИ, она все равно установлена в некоторых государствах. В частности, самым известными является тоталитарное устройство КНДР (именно эта страна сегодня мелькает по телеканалам). Также в Зимбабве до недавнего времени была установлена диктатура Мугабе, хотя совсем недавно там был осуществлен военный переворот, в результате которого диктатор потерял свою власть. Впрочем, власть военных также устанавливает тоталитаризм в стране.

Еще одной страной с устойчивой диктатурой является Судан с президентом Омаром Хасаном во главе. Нельзя забывать и про Саудовскую Аравию с ее монархией и тоталитарным устройством. Это позволяет сделать вывод, что история тоталитарных режимов продолжается.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое тоталитарный режим, каковы его основные особенности и формы. Возможно, это худшая из возможных форм правления, которая чаще всего приводит к революции, перевороту и даже к гражданской войне.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины