Елена леонтьева - организация инвалидов-колясочников "свободное движение"

Елена леонтьева - организация инвалидов-колясочников "свободное движение"

20.05.2019

Е. Г. ЛЕОНТЬЕВА

Научно-популярное издание

Екатеринбург

ÁÁÊ Ñ 550.44 ÓÄÊ 316.35 Ë 478

Научно-популярное издание

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА

Издание подготовлено Екатеринбургской городской общест венной организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точ ки зрения потребностей инвалидов-колясочников».

Юмористические рисунки – Дмитриев Валерий Николаевич

Издание осуществлено при финансовой поддержке Институт а «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»

© Леонтьева Е. Г., 2001

© Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Свободное движение», 2001

© «Издательство «БАСКО», 2001

Посвящается

моему мужу Николаю и сыну Л¸вушке

Прошу не судить эту книгу строго, потому что по образовани ю я не архитектор, а инженерэкономист. В 1983 году окончила Уральский политехнический ин ститут. Затем работала, поступила в аспирантуру.

Так случилось, что в возрасте 27 лет в результате несчастног о случая оказалась в инвалидной коляске. И вот тогда-то я поняла, как мало наше общество дум ает об инвалидах, пожилых гражданах, родителях с детскими колясками да и просто об обычных людях. Создание равных условий в обществе для всех, в том числе и для инвалидов, стало делом не только моей жизни, но и тех людей, кого объединила эта идея.

Буду очень рада, если это издание послужит толчком для введения в программы подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, стро ительства, конструирования и дизайна специального курса по изучению вопросов формирования до ступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Елена Леонтьева

Выражаю глубокую и искреннюю благодарность за помощь в создании этой книги:

Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия» за финансирование этого издания; инвалиду I группы Вячеславу Карелину за информационную поддержку при подборе материалов для книги; архитектору Виталию Романову за профессиональную помощь и поддержку;

радиоинженеру Валерию Дмитриеву за юмористические картинки; студентке III курса УрАГС Анне Пановой за помощь при переводе книги «Designing for Accessibility»;

а также большому числу хороших людей, кто помогал словом и делом.

Это издание – попытка объединить разрозненную информацию из самой разной литературы и заполнить информационный вакуум в области теории и практ ики проектирования с учетом обеспечения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жилым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., кас ающихся инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирования безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.

Это своеобразное учебное пособие для начинающих «чайник ов», которое может стать настольной книгой и для профессиональных архитекторов.

На основе двухлетнего опыта непосредственного участия а втора издания (инвалида на коляске) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксплуатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с то чки зрения «конечного потребителя» – инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными.

Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содер жит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступности в полном объеме не удается (при реконструкции и т.д.)

На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.

Это пособие научит инвалидов одновременно как понимать «язык» архитекторов, так и говорить на «языке» архитекторов (вместо фразы «это крутой пандус» говорить «уклон этого пандуса больше 8%»). Книга написана простым и понятным языком, чтобы дать инвалидам возможность получить необходимый минимум знаний по проектированию. Инвалиду трудно стать профессиональным архитектором, но зато он по жизни – «профессиональный» инвалид. Только совместная работа архитекторов и инвалидов может принести реаль ные плоды.

Важно, чтобы архитекторы научились проектировать общест венные здания и сооружения поновому, создавая равные возможности их использования все ми без исключения категориями населения.

Одна из главных целей создания этой книги – сухие фразы и цифры нормативных документов окрасить эмоциональной палитрой чувств и ощущени й. Архитектору необходимо не просто запомнить нормативы, а важно понять их и прочувствовать: кому конкретно это надо и – главное – почему. Тогда появится мотивация, работа приобретет эмоциональную окраску, возникнет чувство сопричастности. Архитектор начнет проект ировать не простоправильно, а главное – удобно для инвалидов. То есть с помощью этой книги архитектор научится видеть проект глазами инвалида.

Нам бы хотелось узнать Ваше мнение об этой книге: насколько интересна, полезна и своевременна она для Вас. Мы ждем Ваших отзывов.

Местная общественная организация «Екатеринбургская гор одская общественная организация инвалидов-колясочников «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ».

Председатель правления – Леонтьева Елена Геннадьевна.

Адрес: 620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 31а, ком. 208. E-mail: [email protected]

Пейджер: тел. 588-700 или 002 абонент 15416

ОО «Свободное движение» является официальным представи телем общественных организаций инвалидов г. Екатеринбурга по вопросам создания доступно й среды для инвалидов, проводит консультации, выдает технические условия на проектирование, согласует строительные проекты в стадии рабочих чертежей, принимает в эксплуатацию готовые объекты.

1. ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................

2. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ.........................................................................................................

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ..............................................................................................

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................................................................

3.2. ПОКРЫТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ И ПОЛОВ............................................................................

3.3. ОБОРУДОВАНИЕ......................................................................................................................

4. ПАРАМЕТРЫ ЗОН И ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ.................................................................

4.1. ГАБАРИТЫ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ. ЗОНЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ.........................

4.2. ПРОХОДЫ И КОРИДОРЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ................................................

4.3. ЗОНЫ РАЗВОРОТА КРЕСЛА-КОЛЯСКИ.....................................................................................

4.4. ПЛОЩАДКИ ПЕРЕД ВХОДОМ В ЗДАНИЕ ИЛИ ПОМЕЩЕНИЕ. РАЗМЕРЫ

ВХОДНЫХ ТАМБУРОВ.....................................................................................................................

5. ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ...............................................................................................

6. ДВЕРИ И ПРОЕМЫ ДВЕРЕЙ. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ...........................................

7. ПОРУЧНИ.......................................................................................................................................

8. ЛЕСТНИЦЫ....................................................................................................................................

9. ПАНДУСЫ......................................................................................................................................

9.1. ЧТО ТАКОЕ ПАНДУС? ...............................................................................................................

9.2. УКЛОН ПАНДУСА.....................................................................................................................

9.3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАНДУСАМ. .......................................................................................

10. НЕНОРМАТИВНЫЕ ПАНДУСЫ......................................................................................................

11. КНОПКА ВЫЗОВА........................................................................................................................

12. ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ............................................................................................................

13. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ.............................................................................

13.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ............................................................................................................

13.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УМЫВАЛЬНЫХ ПРИ ТУАЛЕТАХ.......................................

13.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

ÍÀ КРЕСЛАХ-КОЛЯСКАХ.................................................................................................................

13.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ,

ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ОПОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.........................................................................

13.5. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЖСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТУАЛ ЕТОВ.........................

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТУАЛЕТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В УГЛУ

КОРИДОРА ИЛИ ПОМЕЩЕНИЯ.......................................................................................................

14. БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ. ПЕШЕХОДНЫЕ ПУТИ................................

15. ПАРКОВКИ...................................................................................................................................

17. АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРАНИЦЫ ИНТЕРНЕТА....................................................................

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Если Вы хоть раз ходили по российскому городу с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать «цирковые кульбиты», подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в магазин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка âñå-òàêè можно взять на руки! А что делать инвалиду, который может передвигаться только на коляске – на инвалидной коляске?!

По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них – 8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорнодвигательного аппарата), в том числе 2 000 – инвалиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатеринбурга не захотели мириться с тем, что они лишены элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатеринбургскую городскую общественную организацию инвалидов-колясочников «Свободное движение», объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже – в марте 1999 года). Председатель организации – Елена Геннадьевна Леонтьева.

С первых же дней создания «Свободное движение» тесно сотрудничает с городским Управлением по социальной политике, активно вклю- чилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной программы «Доступный город», цель которой – обеспечение доступа инвалидов-опорников к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, возможность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей организация за 2 года добилась очень серьезных и зримых успехов.

Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, предпринятых в 1998 году по решению этой проблемы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организаций инвалидов. Ими стали: председатель организации «Свободное движение» Елена Леонтьева, передвигающаяся в инвалидной коляске, и заместитель председателя Вячеслав Карелин, пе-

редвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не открывается ни один социально-значимый объект в городе, за исключением офисов, жилых домов и дорог. Надо отметить, что это произошло практически одновременно с введением

â действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 каждом (!) объекте, построенном в 1999 году

â г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недоработок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах, в которых обращалось лишь укрупненное внимание на вход в магазин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свободного передвижения внутри (например, закладывались традиционно узкие двери в туалет). Практически не изменились на тот момент требования к вводимым офисам и жилым зданиям.

Связано это с тем, что нельзя в одночасье на- учиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из архитекторов, проектировщиков, специалистов Управлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что архитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное – удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и дополнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно дорогую нормативную литературу, у них нет возможности получить необходимую информацию и консультацию, так как пока просто нет компетентного органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть недостатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок.

Статистика принятых инвалидами объектов показала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г. Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т. е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бетонный заезд для инвалидов на коляске). Остальные 60 объектов (91%) можно считать лишь ус- ловно-доступными, так как в соответствии с проектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслуживания инвалида на коляске прямо на улице или

помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловле-

«Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»,

но тем, что из этих 66 лишь один объект был пост-

общественная организация «Свободное движе-

роен на новом месте, а остальные появились пос-

ние» сформировала библиотеку специальной

ле реконструкции жилых квартир на первом этаже

литературы, в которой собраны нормативные

в существующих домах. В случае реконструкции

и другие профильные материалы, касающиеся

оборудовать крыльцо каждого магазина необходи-

доступной среды для инвалидов. Уже несколь-

мым по строительным нормам и правилам (СНиП)

ко десятков проектных организаций и частных

пандусом практически невозможно, так как при

лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплат-

высоте крылечка 1 метр нормативный пандус бу-

ными услугами этой библиотеки. Но даже зна-

дет длиной минимум 10–12 метров. И хотя кнопок

ние нормативов не решает всех возникающих

вызова нет в СНиП, местные власти нашли имен-

но такой выход из тупиковой ситуации. Однако в

статье 15 Закона РФ предлагается несколько дру-

Основная проблема проектирования заклю-

гой выход: «В случаях, когда действующие объек-

чается в том, что в нормативных документах

ты невозможно полностью приспособить для нужд

изначально определены одинаковые требова-

инвалидов, собственниками этих объектов долж-

ния как к вновь строящимся зданиям, так и к

ны осуществляться по согласованию с обще-

реконструируемым объектам, что в принципе

ственными объединениями инвалидов меры,

не верно. Создать доступ для колясочников

обеспечивающие удовлетворение минималь-

всегда гораздо сложнее при реконструкции,

ных потребностей инвалидов». Следовательно,

чем при новом строительстве. Именно поэто-

в этих случаях непосредственное участие инва-

му в данном издании обобщен практический

лидов в согласовании проектов в каждом городе

опыт решения возникающих проблем и даны

просто необходимо. В Законе подчеркивается, что

ответы на наиболее часто возникающие воп-

только сами инвалиды, а не здоровые люди мо-

росы. Большое поле для деятельности инва-

гут определить критерии своих минимальных по-

лидов связано также с изменением существу-

требностей и предложить свои мероприятия уже

ющих стереотипов при проектировании жилых

не для свободного доступа, а хотя бы для облег-

чения доступа в здания инвалидам (найти это про-

межуточное положение между полным отсутстви-

В связи с тем, что российская нормативная

ем доступа и свободным доступом). Одновремен-

база строительных норм и правил очень сильно

но возникает вопрос: «А что такое минимальные

отстает от требований времени, в книге представ-

потребности инвалидов? Каковы их критерии? И

лена более «продвинутая» концепция строитель-

кто должен взять на себя ответственность за при-

ства с учетом потребностей инвалидов, исходя

нятие субъективного решения?» Никакого мето-

из мировых тенденций и на основе международ-

дического материала или строительных норм и

ных стандартов. Эта концепция лет на пять, а

правил по этому вопросу на сегодня просто нет.

может и больше, опережает существующие нор-

А архитекторам в таких случаях просто необхо-

мативы. Именно поэтому субъективная точка зре-

посредственно инвалидами. Нигде также точно

мнением. Но это дает пищу для анализа и раз-

не прописано, каким образом должна быть орга-

мышлений.

низована работа инвалидов, источники финанси-

рования этой работы. Именно èç-çà этого в Ека-

Хочу обратить Ваше особое внимание, что

теринбурге инвалиды добились официально-

Официальные нормативные требования

го согласования с ними проектов лишь в фев-

рале 2000 года. Такого опыта проведения экс-

ко зрительно отличить друг от друга, так как

пертизы проектов самими инвалидами на тот

они набраны разным шрифтом. Нормативные

момент в России не было.

требования также обозначены точкой.

Требования по обеспечению условий доступа,

Если бы все 66 вышеуказанных принятых

систематизированные в издании, подобраны из

объектов прошли согласование с инвалидами еще

разных действующих нормативных документов и

на стадии проекта, то абсолютно реально инва-

представлены в виде дословных цитат с после-

лиды могли бы подсказать архитекторам, как еще

в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свобод-

þ – таким знаком обозначены наиболее ча-

ный или облегченный доступ инвалидам на ко-

ляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5

сто возникающие вопросы, на которые я

объект. С накоплением опыта и знаний процент

постаралась дать ответы.

таких объектов мог бы повышаться.

Надеемся, что эта книга, выпущенная при фи-

нансовой поддержке Фонда Сороса, окажет ре-

Благодаря победе в конкурсе общественных

альную помощь всем, кто участвует в процессе

проектов и получению гранта от Института

создания условий доступа для инвалидов.

2. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ

2.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», 24 ноября 1995 года ¹ 181-ÔÇ.

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года ¹ 1449 статья 15 введена в действие с 1 января 1999 года.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-пра- вовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски è собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и

информации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

Разработка проектных решений на но-

вое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Организации независимо от организационноправовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением

только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

2.2. ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ 62-91*. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. – М.: ГП ЦПП, 1994.

ÂÑÍ 62-91 утвержден приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г. ¹ 134. Дата введения 1992-01-01.

ÂÑÍ 62-91* является переизданием ВСН 62-91 с изменениями, утвержденными приказом Госкомархитектуры 29 ноября 1991 г. ¹ 166 и постановлением Минстроя России 26 июля 1994 г. ¹ 18-3.

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование планировки и застройки населенных мест, разработку проектов на строительство новых и реконструкцию эксплуатируемых зданий и сооружений в целях создания полноценной среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. При проектировании следует соблюдать требования СНиП 2.07.01-89*, ÑÍèÏ 2.08.01-89* è ÑÍèÏ 2.08.02-89* и других действующих нормативных документов.

В случаях, когда при реконструкции застройки существующих зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников изложенные

â настоящем документе требования (кроме требований безопасности) не могут быть выполнены

â полном объеме, по согласованию с территориальными органами архитектуры и градостроительства, государственного надзора, социальной защиты населения (включая общественные организации инвалидов) следует принимать решения, в наибольшей степени обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов и престарелых, а также возможность передвижения пешеходов с детскими колясками.

Требования настоящего документа обязательны для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и реализующих в строительстве проекты планировки и застройки населенных мест, а также проектные решения отдельных зданий, сооружений и их комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения.

Выпуск 2. Градостроительные требования. – М.: ГП ЦПП, 1995.

Положения вышеназванных документов имеют рекомендательный характер, но становятся обязательными при включении требований по обеспечению доступности инвалидам зданий, помещений и сооружений в архитектурно-планиро- вочное задание на проектирование.

Рекомендации применимы к объектам массового строительства и, в первую очередь, к объектам жилищного, гражданского и производственного назначения, приближенным к жилью, а также могут использоваться в качестве основы для составления заданий на проектирование крупных уникальных объектов. Основная часть положений Рекомендаций относится к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата. Специфи- ческие особенности инвалидов этой категории в наибольшей степени влияют на особенности проектирования зданий с учетом маломобильных групп населения. Среди них следует выделить две подгруппы: инвалиды, использующие при передвижении различные приспособления для ходьбы и кресла-коляски. Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата по своим антропометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от здоровых людей. Они испытывают затруднения в передвижении, движении по сложному маршруту и в затесненном пространстве, в преодолении различных препятствий в виде лестниц, порогов и т.п., в пользовании балконами, лоджиями, обычной мебелью и оборудованием.

2.4. ИЗМЕНЕНИЕ 3 СНиП 2.08.02-89*. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. – 1999.

Введено в действие с 1 марта 1999 года Постановлением Госстроя России от 26 января 1999 г. ¹ 4. Изменения в разделы документа внесены с целью обеспечения в общественных зданиях и сооружениях условий доступности для маломобильных посетителей.

2.5. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ 35- 201-98. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. – М.: ГУП ЦПП, 1998.

Введен в действие совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 года ¹ 18-22/13.

Документ РДС 35-201-98 определяет порядок реализации требований доступности при разработке, согласовании и утверждении проектной документации и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов.

Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты

населения и учете мнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение архитектурно-пла- нировочных заданий (АПЗ), заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.

2.6. ÃÎÑÒ Ð 51261-99. УСТРОЙСТВА ОПОРНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ. Типы и технические требования. – М.: Госстандарт России, 1999.

Настоящий стандарт распространяется на стационарные опорные реабилитационные устройства (перила, поручни и т. п.), устанавливаемые в доступных для инвалидов общественных местах, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта. Опорные устройства предназначены для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих для передвижения креслаколяски. Стандарт не распространяется на опорные технические средства реабилитации инвалидов, предназначенные для индивидуального пользования (костыли, ходунки, трости, подножки, подлокотники и спинки кресел-колясок è äð.).

2.7. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей. – М.: ГУП ЦПП, 2000.

Свод правил выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных посетителей) СНиП 2.08.02.-89* «Общественные здания и сооружения» и содержит рекомендательные нормы и правила. СП учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживающего персонала, в данном Своде правил не рассматриваются.

ÑÏ 31-102-99 состоит из трех частей:

1. Общие положения.

2. Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений.

3. Специальные требования к отдельным видам зданий (учреждения образования, управления, лечебные, спортивные, культурно-просве- тительные; магазины, столовые, вокзалы, гостиницы, санатории, банки, почтовая связь и т.д.).

2.8. Калмет Х. Ю. ЖИЛАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВАЛИДА. – М.: Стройиздат, 1990.

Книга, выпущенная тиражом 15000 экземпляров, содержит 120 страниц эскизов – примеров оборудования жилой среды для нужд инвалидов. Примеры обобщают отечественный и зарубежный опыт, проверены инспекторами и инвалидамиконсультантами. Рисунки из этой книги часто используются для иллюстраций в различной отече- ственной нормативной литературе.

2.9. ÃÎÑÒ 23457-86. Технические средства организации дорожного движения. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ. – М., 1987.

2.10. ÃÎÑÒ Ð 51256-99. Технические средства организации движения. ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА. – М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

2.11. ÃÎÑÒ 24698-81. Двери деревянные наружные для жилых и общественных зданий.– М., 1981.

2.12. Designing for Accessibility/ Centre for Accessible Environments. – London, 1999.

0

Люди с инвалидностью должны настойчивее предлагать чиновникам решать свои проблемы. Действенным шагом может стать создание комиссии по формированию доступной среды при администрации городов или районов. В Екатеринбурге такой орган зарекомендовал себя с лучшей стороны: инвалиды добились права вносить свои предложения в архитектурные и строительные документы, а чиновники сняли с себя головную боль — разбираться в нормативах ради слепых или колясочников. Такой механизм сможет начать работать и в Коми. В этом убеждена председатель е катеринбургской общественн ой организации колясочников «Свободное движение», автор пособия «Доступная среда глазами инвалида» Елена Леонтьева. В Сыктывкаре она провела трехдневный семинар для людей с инвалидностью и работников социальной сферы. В интервью интернет-журналу « » эксперт рассказала, как колясочники могут добиваться своих целей, работая с чиновниками.

Фото Максима Полякова

— Как вас встретил Сыктывкар? Насколько доступными показались объекты, в которых вы уже побывали — аэропорт и Центр культурных инициатив «Югор», где вы поселились?

— В аэропорту не было специальной коляски, чтобы меня не таскать на руках. Я немного отвыкла от этого. Уровень в больших городах-миллионниках другой. Либо меня везут через «рукава», либо есть специальная машина с подъемником. И сам аэропорт типичный, это сооружение брежневских времен со всеми плюсами и минусами. У нас в Екатеринбурге такой снесли и построили четыре новых терминала. Что касается гостиницы, то меня порадовало то, что там оказался номер, в котором можно жить на коляске. Не каждый город таким может похвастаться. И я рада, что в «Югоре» оказался номер, куда можно спокойно заехать. Но в туалете в санузле поставили большую ванну, что-то вроде джакузи. Из-за нее я не могу подъехать к раковине. Поэтому ванну я использую, как большую раковину. А еще на входе есть ступенька, а ведь там можно было бы «разогнать» пандус.

— Ваше отношение к этой ситуации уже больше философское? Вы же уже не первый и не десятый раз с этим сталкиваетесь.

— Я понимаю, что все регионы в стране у нас начинали в этом вопросе с одного уровня. Только кто-то пошел побыстрее, кто-то помедленнее. Большую роль играет то, какие регионы попали в пилотный проект по отработке системы доступности. И второе — запланировано ли крупное событийное мероприятие. В том же Сочи еще три года назад ничего не было: ни перил, ни пониженных бордюров. Это было чистое депрессивное поле. А сейчас посмотрите, какими темпами там все делается к Олимпиаде… У нас в Екатеринбурге было огромное строительство около шести лет ради ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). К ШОСу глобально переделали инфраструктуру, построили большое количество гостиниц. Когда я в 2006 году приезжала на семинар в Челябинск, в городе не было ни одного номера для людей с инвалидностью. Меня поселили на вокзале, где была зона отдыха. Только что я была в Ижевске. На всю столицу Удмуртии всего два номера для инвалидов, и один из них я заняла. Я понимаю, что все регионы идут с разной скоростью. Но ведь важно, чтобы было желание двигаться.

— Вы на семинаре в Сыктывкаре посоветовали людям с инвалидностью предложить местным властям создать комиссию по решению вопросов доступной среды. Насколько этот орган важен сегодня?

— Сегодня не хватает элементарных знаний о том, что такое доступная среда и универсальный дизайн . Пока считается, что это слова-синонимы, но это разные понятия. Архитекторов и строителей как не учили этому, так и не учат. Нужны элементарные знания. Даже если тебе выделят миллионы, то их можно потратить так, что от этого не получится большой доступности. Будет так, как Москве: там вложены миллионы, но при этом тактильные плиты , которые сделаны для незрячих, мешают всему городу, они его уродуют. Я думаю, что придется потратить много миллионов, чтобы все это убрать. Это неразумное решение. Но еще вопрос не только в том, чтобы узнали, как правильно, но и в том, как заставить начать движение…

И как заставить?

— Мы это тоже обсуждаем. К сожалению, в российских законах и нормативах не прописан нормальный механизм создания доступной среды. Я спрашиваю людей в разных городах, когда у них начали создавать доступную среду. Кто-то отвечает, что два года назад, кто-то говорит, что три. Но первые шаги были сделаны 1 января 1999 года, когда заработала статья №15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Екатеринбург стал готовиться к этому с 1998 года. Для меня странно, что большинство регионов стали обращать внимание на этот вопрос два-три года назад, когда запустили федеральную программу «Доступная среда», когда стали выделять деньги. А что они делали до этого? Мы уже долгое время массово строим дома универсальными, чтобы в каждой квартире мог жить человек с любой формой инвалидности. Иначе потом приходится вкладывать огромные деньги, чтобы перестроить, а это не всегда возможно. Очень важно запускать механизмы, чтобы те деньги, которую будут тратиться, реализовывались с участием тех людей, для кого это делается. Чиновник или архитектор никогда не жил в шкуре человека с инвалидностью. Он предполагает, основываясь на строительных нормах и правилах. Очень часто эти рассуждения неправильные.

— Как отреагировали участники семинара на ваше предложение создать при муниципалитетах комиссии по доступности среды?

— Они зацепились за эту идею. Они говорят, что сейчас людей с инвалидностью не принимают. В госорганах не хотят в этом диалоге участвовать, потому что на них все свалилось, а тут еще надо учитывать мнение людей с инвалидностью. А еще есть и такое понятие, как инвалидный эгоцентризм. Каждая категория тянет одеяло на свою сторону. Возникают противоречия. И чиновникам разбираться в этом всем… Иначе обстоят дела в США, где есть специальные институты, такие как институт универсального дизайна в Бостоне. Там есть понятие «пользователь-эксперт». Например, незрячий человек, который в теме вопроса, понимает нормы и правила, знает законы, — он не тянет на себя одеяло. Таких в институте 210 человек. Они тестируют новую идею с точки зрения интересов разных групп. А у нас в России среди инвалидов, к сожалению, не так много людей, которые готовы работать в диалоге и рассуждать конструктивно.

— Как вы, ваша организация, контролируете то, как эффективно были потрачены деньги на доступную среду.

— У нас удачно сложилась ситуация, что администрация города стала создавать доступную среду еще до 1 января 1999 года. Был создан координационный совет по делам инвалидов, куда вошли руководители всех районов, глава города его возглавлял. Это был очень хороший механизм. Несколько инициативных человек пришли к чиновникам и попросили их рассказать, как они собираются реализовывать муниципальную программу «Инвалид», и как они смогут в этом участвовать. Это было 7 человек, которые имели хорошее образование и профессию. Все проекты на тот момент проходили согласование в комитете по соцполитике. Соцработникам приносили чертежи, а они не знали, что с ними делать. С 1 января 1999 года двух человек, в том числе и меня, ввели в госкомиссию по приемке зданий и сооружений. В итоге мы брали списки, обследовали места и делали свое заключение. У нас была масса замечаний, поэтому мы попросили разрешения заниматься этим вопросом самостоятельно. Нам сказали — пожалуйста. Чиновники были рады.

— В той ситуации была важна инициатива конкретных людей. То есть вас.

— Среди людей с инвалидностью мало людей с образованием, которые могут разговаривать с чиновником на равных. Если ты на коляске, то ты должен быть по уровню подготовки и мышления на голову выше чиновника, чтобы он хотя бы воспринял тебя, как равного. Я с отличием закончила институт, писала диссертацию, И когда я в результате несчастного случая оказалась в коляске, я поняла, что я хочу что-то делать. Меня раздражало, что за меня соцработник в магазин ходит. Но я ведь не лодырь, я просто не могу туда добраться. У нас уровень образования ребят, которые собрались в организации, был высоким. Все с высшим образованием. Мы понимали, что сейчас из городского бюджета выделят деньги, и нам было важно, чтобы они были потрачены там, где мы хотим. Мы самоорганизовались: в каждом районе назначили ответственного среди колясочников и поручили им обзвонить своих знакомых инвалидов-косялочников, просили назвать три объекта, исключая свой подъезд, которые необходимы для жизни в первую очередь. Мы собрали предложения и выбрали часто повторяющиеся объекты. Потом мы составили списки по каждому району с указанием адресов и отдали их в администрацию. Там были удивлены, так как появились инвалиды, которые не говорили, что им нужно дать все и сразу, и пришли с конкретикой, таблицами, контактами. В итоге одним из первых объектов, который переделали, был перекресток, где снизили бордюры. Нас позвали его протестировать. После этого с нами стали работать.

Е. Г. ЛЕОНТЬЕВА

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА

Научно-популярное издание

Екатеринбург 2001

ББК С 550.44 УДК 316.35 Л 478

Научно-популярное издание ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА



Издание подготовлено Екатеринбургской городской общественной организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точки зрения потребностей инвалидов-колясочников».

Компьютерная графика - Романов Виталий Витальевич

Юмористические рисунки - Дмитриев Валерий Николаевич

Издание осуществлено при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»

©Леонтьева Е. Г., 2001

© Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация

инвалидов-колясочников «Свободное движение», 2001

© «Издательство «БАСКО», 2001


Посвящается моему мужу Николаю и сыну Лёвушке

Прошу не судить эту книгу строго, потому что по образованию я не архитектор, а инженер-экономист. В 1983 году окончила Уральский политехнический институт. Затем работала, поступила в аспирантуру.

Так случилось, что в возрасте 27 лет в результате несчастного случая оказалась в инвалидной коляске. И вот тогда-то я поняла, как мало наше общество думает об инвалидах, пожилых гражда­нах, родителях с детскими колясками да и просто об обычных людях. Создание равных условий в обществе для всех, в том числе и для инвалидов, стало делом не только моей жизни, но и тех людей, кого объединила эта идея.

Буду очень рада, если это издание послужит толчком для введения в программы подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, строительства, конструирования и дизайна специального курса по изучению вопросов формирования доступной для инвалидов среды жизне­деятельности.

Елена Леонтьева

Выражаю глубокую и искреннюю благодарность за помощь в создании этой книги:

Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса ). Россия» за финансирование этого издания;

инвалиду I группы Вячеславу Карелину за информационную поддержку

при подборе материалов для книги;

архитектору Виталию Романову за профессиональную помощь и поддержку;

радиоинженеру Валерию Дмитриеву за юмористические картинки;

студентке III курса УрАГС Анне Пановой за помощь при переводе книги

«Designing for Accessibility»; а также большому числу хороших людей , кто помогал словом и делом.

Это издание - попытка объединить разрозненную информацию из самой разной литературы и заполнить информационный вакуум в области теории и практики проектирования с учетом обес­печения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жи­лым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., касающихся инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирова­ния безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.

Это своеобразное учебное пособие для начинающих «чайников», которое может стать на­стольной книгой и для профессиональных архитекторов.

На основе двухлетнего опыта непосредственного участия автора издания (инвалида на коляс­ке) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксп­луатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с точки зрения «конечного потребите­ля» - инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными.

Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содержит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступ­ности в полном объеме не удается (при реконструкции и т.д.)

На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.

Это пособие научит инвалидов одновременно как понимать «язык» архитекторов, так и гово­рить на «языке» архитекторов (вместо фразы «это крутой пандус» говорить «уклон этого пандуса больше 8%»). Книга написана простым и понятным языком, чтобы дать инвалидам возможность получить необходимый минимум знаний по проектированию. Инвалиду трудно стать профессио­нальным архитектором, но зато он по жизни - «профессиональный» инвалид. Только совмест­ ная работа архитекторов и инвалидов может принести реальные плоды .

Важно, чтобы архитекторы научились проектировать общественные здания и сооружения по-новому, создавая равные возможности их использования всеми без исключения категориями на­селения.

Одна из главных целей создания этой книги - сухие фразы и цифры нормативных доку­ментов окрасить эмоциональной палитрой чувств и ощущений. Архитектору необходимо не про­сто запомнить нормативы, а важно понять их и прочувствовать: кому конкретно это надо и -главное - почему. Тогда появится мотивация, работа приобретет эмоциональную окраску, воз­никнет чувство сопричастности. Архитектор начнет проектировать не просто правильно , а глав­ное - удобно для инвалидов. То есть с помощью этой книги архитектор научится видеть про­ ект глазами инвалида .

Нам бы хотелось узнать Ваше мнение об этой книге: насколько интересна, полезна и своевре­менна она для Вас. Мы ждем Ваших отзывов.

Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация инвалидов-колясочников «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ».

Председатель правления - Леонтьева Елена Геннадьевна.

Адрес: 620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 31а, ком. 208.

E-mail: [email protected]

Пейджер: тел. 588-700 или 002 абонент 15416

ОО «Свободное движение» является официальным представителем общественных организаций инвалидов г. Екатеринбурга по вопросам создания доступной среды для инвалидов, проводит кон­сультации, выдает технические условия на проектирование, согласует строительные проекты в стадии рабочих чертежей, принимает в эксплуатацию готовые объекты.


  1. ПРЕДИСЛОВИЕ 6

  2. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ 8

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ 11


  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 11

  2. ПОКРЫТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ И ПОЛОВ 12

  3. ОБОРУДОВАНИЕ 13
4. ПАРАМЕТРЫ ЗОН И ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ 14

  1. ГАБАРИТЫ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ. ЗОНЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ 14

  2. ПРОХОДЫ И КОРИДОРЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ 15

  3. ЗОНЫ РАЗВОРОТА КРЕСЛА-КОЛЯСКИ 17

  4. ПЛОЩАДКИ ПЕРЕД ВХОДОМ В ЗДАНИЕ ИЛИ ПОМЕЩЕНИЕ. РАЗМЕРЫ
ВХОДНЫХ ТАМБУРОВ 17

  1. ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ 19

  2. ДВЕРИ И ПРОЕМЫ ДВЕРЕЙ. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ 20

  3. ПОРУЧНИ 25

  4. ЛЕСТНИЦЫ 29

  5. ПАНДУСЫ 37

  1. ЧТО ТАКОЕ ПАНДУС? 37

  2. УКЛОН ПАНДУСА 37

  3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАНДУСАМ 37

  1. НЕНОРМАТИВНЫЕ ПАНДУСЫ 46

  2. КНОПКА ВЫЗОВА 48

  3. ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ 49

  4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ 50

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 50

  2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УМЫВАЛЬНЫХ ПРИ ТУАЛЕТАХ 51

  3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
НА КРЕСЛАХ-КОЛЯСКАХ 51

13.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ,

ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ОПОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ 54


  1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЖСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТУАЛЕТОВ 54

  2. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ В РЯДУ ТУАЛЕТНЫХ КАБИН. ОСОБЕННОСТИ
    ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТУАЛЕТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В УГЛУ
КОРИДОРА ИЛИ ПОМЕЩЕНИЯ 54

  1. БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ. ПЕШЕХОДНЫЕ ПУТИ 55

  2. ПАРКОВКИ 59

  3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОВЫМ ПОДХОДАМ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖИЛЫХ ДОМОВ 61

  4. АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРАНИЦЫ ИНТЕРНЕТА 63
1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Если Вы хоть раз ходили по российскому го­роду с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать «цирковые кульби­ты», подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в мага­зин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка все-таки можно взять на руки! А что де­лать инвалиду, который может передвигаться только на коляске - на инвалидной коляске?!

По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них -8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорно-двигательного аппарата), в том числе 2 000 - ин­валиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатерин­бурга не захотели мириться с тем, что они лише­ны элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатерин­ бургскую городскую общественную организа­ цию инвалидов - колясочников «Свободное дви­ жение» , объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже- в марте 1999 года). Председатель организации - Елена Геннадьевна Леонтьева.

С первых же дней создания «Свободное дви­жение» тесно сотрудничает с городским Управ­лением по социальной политике, активно вклю­чилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной про­граммы «Доступный город», цель которой - обес­печение доступа инвалидов-опорников к объек­там социальной инфраструктуры, жилым, обще­ственным и производственным зданиям, возмож­ность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей органи­зация за 2 года добилась очень серьезных и зри­мых успехов.

Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, пред­принятых в 1998 году по решению этой пробле­мы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организа­ ций инвалидов . Ими стали: председатель орга­низации «Свободное движение» Елена Леонтье­ва, передвигающаяся в инвалидной коляске, и за­меститель председателя Вячеслав Карелин, пе-

редвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не от­ крывается ни один социально - значимый объект в городе , за исключением офисов, жи­лых домов и дорог. Надо отметить, что это про­изошло практически одновременно с введением в действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного до­ступа инвалидов к объектам социальной инфра­структуры» Закона РФ «О социальной защите ин­валидов в Российской Федерации».

В каждом (!) объекте, построенном в 1999 году в г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недо­ работок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах , в которых обраща­лось лишь укрупненное внимание на вход в мага­зин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свобод­ного передвижения внутри (например, заклады­вались традиционно узкие двери в туалет). Прак­тически не изменились на тот момент требова­ния к вводимым офисам и жилым зданиям.

Связано это с тем, что нельзя в одночасье на­учиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из ар­хитекторов, проектировщиков, специалистов Уп­равлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что ар­хитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное - удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и до­полнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно доро­гую нормативную литературу, у них нет возмож­ности получить необходимую информацию и кон­сультацию, так как пока просто нет компетентно­го органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть не­достатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок.

Статистика принятых инвалидами объектов по­казала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г.Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т. е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бе­тонный заезд для инвалидов на коляске). Осталь­ные 60 объектов (91%) можно считать лишь ус­ловно-доступными, так как в соответствии с про­ектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслужи­вания инвалида на коляске прямо на улице или

помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловле­но тем, что из этих 66 лишь один объект был пост­роен на новом месте, а остальные появились пос­ле реконструкции жилых квартир на первом этаже в существующих домах. В случае реконструкции оборудовать крыльцо каждого магазина необходи­мым по строительным нормам и правилам (СНиП) пандусом практически невозможно, так как при высоте крылечка 1 метр нормативный пандус бу­дет длиной минимум 10-12 метров. И хотя кнопок вызова нет в СНиП, местные власти нашли имен­но такой выход из тупиковой ситуации. Однако в статье 15 Закона РФ предлагается несколько дру­гой выход: «В случаях, когда действующие объек­ты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов долж­ны осуществляться по согласованию с обще­ ственными объединениями инвалидов меры , обеспечивающие удовлетворение минималь­ ных потребностей инвалидов» . Следовательно, в этих случаях непосредственное участие инва­лидов в согласовании проектов в каждом городе просто необходимо. В Законе подчеркивается, что только сами инвалиды, а не здоровые люди мо­гут определить критерии своих минимальных по­требностей и предложить свои мероприятия уже не для свободного доступа, а хотя бы для облег­чения доступа в здания инвалидам (найти это про­межуточное положение между полным отсутстви­ем доступа и свободным доступом). Одновремен­но возникает вопрос: «А что такое минимальные потребности инвалидов? Каковы их критерии? И кто должен взять на себя ответственность за при­нятие субъективного решения?» Никакого мето­дического материала или строительных норм и правил по этому вопросу на сегодня просто нет. А архитекторам в таких случаях просто необхо­димы какие-то рекомендации, разработанные не­посредственно инвалидами. Нигде также точно не прописано, каким образом должна быть орга­низована работа инвалидов, источники финанси­рования этой работы. Именно из-за этого в Ека­ теринбурге инвалиды добились официально­го согласования с ними проектов лишь в фев­ рале 2000 года . Такого опыта проведения экс­пертизы проектов самими инвалидами на тот момент в России не было.

Если бы все 66 вышеуказанных принятых объектов прошли согласование с инвалидами еще на стадии проекта, то абсолютно реально инва­лиды могли бы подсказать архитекторам, как еще в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свобод­ный или облегченный доступ инвалидам на ко­ляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5 объект. С накоплением опыта и знаний процент таких объектов мог бы повышаться.

Благодаря победе в конкурсе общественных проектов и получению гранта от Института

«Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия», общественная организация «Свободное движе­ние» сформировала библиотеку специальной литературы, в которой собраны нормативные и другие профильные материалы, касающиеся доступной среды для инвалидов. Уже несколь­ко десятков проектных организаций и частных лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплат­ными услугами этой библиотеки. Но даже зна­ние нормативов не решает всех возникающих проблем.

Основная проблема проектирования заклю­чается в том, что в нормативных документах изначально определены одинаковые требова­ния как к вновь строящимся зданиям, так и к реконструируемым объектам, что в принципе не верно. Создать доступ для колясочников всегда гораздо сложнее при реконструкции, чем при новом строительстве. Именно поэто­му в данном издании обобщен практический опыт решения возникающих проблем и даны ответы на наиболее часто возникающие воп­росы. Большое поле для деятельности инва­лидов связано также с изменением существу­ющих стереотипов при проектировании жилых домов.

В связи с тем, что российская нормативная база строительных норм и правил очень сильно отстает от требований времени, в книге представ­лена более «продвинутая» концепция строитель­ства с учетом потребностей инвалидов, исходя из мировых тенденций и на основе международ­ных стандартов. Эта концепция лет на пять, а может и больше, опережает существующие нор­мативы. Именно поэтому субъективная точка зре­ния автора может не совпадать с официальным мнением. Но это дает пищу для анализа и раз­мышлений.

Хочу обратить Ваше особое внимание, что официальные нормативные требования и субъективные рассуждения автора очень лег­ ко зрительно отличить друг от друга , так как они набраны разным шрифтом . Нормативные требования также обозначены точкой .

Требования по обеспечению условий доступа, систематизированные в издании, подобраны из разных действующих нормативных документов и представлены в виде дословных цитат с после­дующими комментариями автора.

- таким знаком обозначены наиболее ча­ сто возникающие вопросы , на которые я постаралась дать ответы .

Надеемся, что эта книга, выпущенная при фи­нансовой поддержке Фонда Сороса, окажет ре­альную помощь всем, кто участвует в процессе создания условий доступа для инвалидов.

В Российской Федерации существует специальная программа для инвалидов, которая называется «Доступная среда». Она действует уже в течение нескольких лет. Такое понятие, как «доступная среда», у обычных, не имеющих отношения к этому плану, людей чаще ассоциируется с постройкой пандусов. Однако только лишь с их помощью не получится адаптировать пространство под нужды маломобильного человека. Только установка пандусов не приносит пользы, а иногда даже представляет опасность (в случае неправильной установки и несоблюдении стандартов). Необходимо понимание такого фактора: доступная среда для инвалидов является многоуровневой программой, включающей в себя множество мероприятий, в ходе которых требуется устранение всех участков, представляющих опасность для маломобильного человека.

Предназначение программы

Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта. Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан. Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.

Задачами государственной программы являются:

  • разработка новейших технологий для инвалидов;
  • оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
  • обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
  • повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
  • как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
  • создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
  • внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.

Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2019 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2019 году. Его окончание планируется к 2020 году.

Что такое доступная среда для маломобильного человека

Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, .

Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.

Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией

Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов

Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:

  • Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
  • На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
  • Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
  • Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.

Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.

В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:

  • жилая комната;
  • санузел совмещённый;
  • коридор (не меньше четырёх квадратных метров).

Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.

Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:

  • создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
  • подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
  • применение новых методов и технических средств для обучения;
  • включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.

Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.

Кроме того, в кабинетах предусмотрена и игровая зона, где проводят паузы во время занятий и между уроками. Спальни в домах для детей-инвалидов проектируются отдельно для девочек и мальчиков. В таких заведениях имеются раздевалки, санузлы, комнаты для стирки и индивидуальных занятий, кладовки.

Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.


На территории школ и детских садов размещаются различные площадки: игровые, бассейн, для физкультурных, реабилитационных и гимнастических занятий и многое другое

Как смотрит на программу маломобильный человек Леонтьева Е.Г.

Инженер-экономист Леонтьева Е.Г. написала учебное пособие с нормативными требованиями и комментариями по доступной среде. Это было ещё в 1983 году, задолго до появления программы «Доступная среда». Однако книга актуальна и сейчас. Автор окончила политехнический университет на Урале, после чего устроилась на работу и закончила аспирантуру. В 27 лет случилась в её жизни трагедия, после которой женщина оказалась в кресле для инвалидов. Только в тот момент Елена Леонтьева поняла, что в жизни очень мало делается для маломобильных, а также пожилых людей. Тогда она начала заниматься вопросом создания условий, уравнивающих всех граждан.

В книге глазами инвалида рассматриваются насущные вопросы по проектированию зданий, посетив которые, маломобильный человек не будет чувствовать себя «лишним». Среди прочих в них изложены и следующие проблемы:

  • проектировка умывальников в санузлах;
  • создание туалетов для инвалидов-колясочников;
  • проектировка санузлов, пригодных для инвалидов-опорников;
  • мужские туалеты общественного пользования;
  • оформление удобного направления открывания дверей в кабинках туалета;
  • проектирование дверей по всей территории помещения;
  • облагораживание территории, которая прилегает к зданию;
  • создание пешеходных путей;
  • проектирование парковки.


Кроме того, в издании детально описаны рекомендации по проектированию жилых помещений для маломобильных людей

По словам Елены Геннадьевны Леонтьевой, книга создана, чтобы осуществить толчок в динамике процесса не только строительства, но и предварительного этапа, подготавливающего жильё для граждан с наличием инвалидности. Издание содержит в себе методические рекомендации по выполнению конструкций, архитектуре, дизайну. Данная литература изучает вопросы доступности не только общественных или жилых зданий, но и окружающей их среды для маломобильных людей. Издание писалось с помощью множества нормативных документов, среди которых СНиПы, ГОСТы, медицинские стандарты.

Давайте знакомиться. Я - Леонтьева Елена Геннадьевна, эксперт по доступной для маломобильных граждан архитектурной среде и универсальному дизайну, председатель Екатеринбургской городской общественной организации инвалидов-колясочников "Свободное движение", член Общественной палаты г. Екатеринбурга, член Совета по делам инвалидов при губернаторе Свердловской области, была членом Градостроительного Совета Екатеринбурга.

Мне можно написать по электронному адресу: [email protected]

Мою новую (сентябрь 2013 года) полноцветную научно-популярную книгу Елена Леонтьева «Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базовый курс» можно приобрести в издательстве «TATLIN» (ТАТЛИН) тел/факс: 378-33-01 [email protected] 620062, Россия, Екатеринбург, ул. Малышева, д. 105 оф. 320 или в офисе Москвы +7 495 604-41-27, [email protected] Доставка по почте, курьером в Москве или Екатеринбурге. Можно самим приехать и купить в офисах издательства. Цена издательства - 630 500 рублей. Книгу можно купить в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга, в интернет-магазинах. Например, в ОЗОНе.

Желательно для работы иметь обе книги, так как они разные: одна дополняет другую.

Фильм об обучающем семинаре/тренинге, который я проводила в октябре 2015 года в Мурманске


Запись прямого эфира со мной 08.07.2015 на "Радио Москвы. Екатеринбург", передача "Переходя на личности". Ведущая в студии - Маргарита Балакирская. Слушать по ссылке http://www.echoekb.ru/programs/arhiv/60/4 751/

Интервью газете "Известия Удмуртская республика" "Доступная среда включает в себя много тонкостей и нюансов " от 17 июля 2014 года по итогам мастер-класса на Форуме живых городов.

Запись выступления на Форуме живых городов в Ижевске, 2014 г

Дорогие общественники, занимающиеся созданием доступной среды.

На вебинаре, который проводила недавно РООИ "Перспектива", выяснилось, что в новой редакции СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", подготовленной к утверждению, была пролоббирована поправка, благодаря которой ЭКСКЛЮЗИВНОЕ право согласования задания на проектирование раздела по обеспечению доступности инвалидов и других маломобильных граждан при реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений будут иметь ТОЛЬКО общероссийские общественные объединения инвалидов (ВОГ, ВОИ, ВОС).

То есть внесенные в СП изменения дают необоснованные привилегии и преференции крупным организациям инвалидов, исключая из каждодневной работы небольшие, но эффективно действующие на территории конкретного поселения или города небольшие организации. В этом прослеживается явная коррупционная составляющая, лоббирование интересов трёх вышеупомянутых организаций, которые смогут зарабатывать денежные средства на согласовании задания, обучении экспертов, окажутся в привилегированном положении при получении возможных грантовых средств на реализацию этой работы.

Поэтому я написала по этому поводу письмо-обращение от Екатеринбургской общественной организации инвалидов-колясочников Свободное движение и отправила его в Минстрой России через электронную приёмную http://www.minstroyrf.ru/openworld/#contacts Смотрите таблицу внизу. В верху таблицы я переключилась сначала на "обращение юридических лиц", заполнила все данные, вложила письмо и отправила. Получила на электронную почту номер, под которым было зарегистрировано письмо, пароль доступа в личный кабинет для отслеживания письма. В заявке поставила галочку, что хочу получить ответ на электронную почту.

Сокращённый вариант письма отправила также на электронный адрес [email protected] в адрес НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОКУМЕНТОВ. Адрес указан на той же странице Минстроя, но чуть выше.

Так как новая редакция СП 59.13330.2012 полностью подготовлена, но ещё официально не утверждена и не вступила в действие, у нас с вами есть шанс добиться отмены этой поправки. Предлагаю вам присоединиться к этой акции и тоже отправить письмо от имени своей организации инвалидов в Минстрой. Текст письма, который я подготовила и отправила, можно скачать по ссылке https://cloud.mail.ru/public/DW12/KHHLoSgbL

Вы можете просто скопировать готовое письмо, а можете написать другое, взяв из текста необходимую информацию.

Давайте сообща бороться за равенство и справедливость! Давайте сделаем так, чтобы нас услышали! Репост приветствуется.

Если у кого-то буду ещё идеи по изменению ситуации, подключайтесь. Инициатива только приветствуется

Оригинал взят у simfeya в Наземный переход или подземный? По земле.

Продолжаю рассказ о состоявшейся в понедельник акции двух общественных организаций: НКО "Свободное движение" и Фонда собействия развитию городов "Город.PRO." Напомню, что поводом для этой акции стали споры вокруг проекта переустройства одного из городских перекрёстков, предполагающего строительство подземного перекрёстка. Общественники показали, что подземный переход, даже самый лучший, всё равно неудобен для некоторых категорий маломобильных горожан.
В первых двух частях я рассказала о том, как спускались в подземный переход инвалиды-колясочники и молодые здоровые женщины, на время пересевшие в коляски , насколько неудобно это маломобильным гражданам.
Сегодня о том, как колясочники преодолевают перекрёстки по земле.

Молодая красивая женщина на коляске привлекает внимание, необычно же.

Въезд во двор расположен ниже уровня тротуара, и тут возникает вечное препятствие - поребрик. Явно непреодолимо.

Бросившийся на помощь прохожий так решительно схватился за коляску, что чуть не уронил сидевшую в ней Ларису. Женщина предпочла встать и перевезти коляску самостоятельно.

С остальными препятствиями Лариса вполне справилась сама. Идти по такому асфальту здоровому человеку чуть менее комфортно, чем по целому, а вот на коляске ощущения другие - будто едешь по стиральной доске, каждая неровность отдаётся в спине.

Дальше ещё препятствие - тротуар, суженный из-за того, что владелец киоска захватил часть тротуара.

Пока Лариса медленно продвигается к перекрёстку, Игорь движется так быстро, что я чуть не потеряла его из вида. Из-за своих физических особенностей - плохо слушаются руки - мужчина может передвигаться только таким способом: отталкиваясь ногой, поэтому движется спиной вперёд, приходится всё время смотреть через плечо.

При этом он довольно ловко справляется с неровностями дороги,

и первым выезжает на зебру, как только загорается зелёный свет пешеходам.

Обратите внимание: на этом переходе бордюр понижен.

На противоположной стороне тоже.

И вдруг тротуар оказался перегорожен - какой-то мудак нехороший водитель припарковался на нём, перегородив почти целиком.

К сожалению, такой умник был не один - водитель этой "газели" разворачивается, будто не видит человека на коляске.


Но всё закончилось благополучно, мы вернулись на тот же перекрёсток, с которого начинали.

Наша акция продемонстрировала довольно наглядно: подземный переход создаёт излишние сложности для маломобильных граждан, пересекать улицу с его помощью тяжелее и времени уходит больше, тогда как правильно оборудованный наземный переход удобен, переходить через него просто и быстро.

Оригинал взят у simfeya в Наземный переход или подземный? Почувствуй на себе.

В первой части я рассказала о том, как сложно пользоваться лифтами в подземное переходе людям с особенностями здоровья. Но трудности в пользовании подземными переходами есть не только у инвалидов, а у тех, кого в законе называют "маломобильными гражданами": это не только инвалиды всех категорий, в том числе слабовидящие или слепые; но и граждане, испытывающие трудности с передвижением; имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата; женщины на последних месяцах беременности; пешеходы с маленькими детьми, а так же с детскими колясками; граждане с сумками/чемоданами на колёсиках; граждане с тяжёлым и/или негабаритным грузом; граждане, передвигающиеся на скейтах, роликах, велосипедах, самокатах. То есть практически каждый горожанин в тот или иной момент своей жизни бывает "маломобильным"
Итак. Первой сесть в инвалидное кресло решилась Майя.


А дальше всё, как и ожидалось. Успешно преодолев небольшой подъём, женщина подъехала к двери...

Это очень непросто, открыть тяжёлую дверь, сидя на коляске.

Выехать из лифта тоже не так-то просто.

Всё. Выехав из лифта в накопитель, Майя решила дальше передвигаться без коляски, очень уж трудно дался ей такой спуск под землю.

Теперь в коляску садится Лариса.

И снова двери открываются с трудом.

Спустились вниз. В принципе на этом можно было и закончить, потому что уже всё ясно, но Лариса захотела подняться наверх на другом лифте.

Следующая дверь. Её получилось открыть только с помощью постороннего мужчины, бросившегося на помощь.

Накопитель совсем маленький. Если сейчас навстречу из лифта выйдет кто-то с детской коляской - не разъехаться.

Лифт тоже невелик.

Эта дверь тоже не поддалась.

Спасибо доброй женщине - дверь открыла и подержала. Но даже при открытой двери, сложно преодолеть порог. Небольшой и полого заделанный, но всё равно - ещё одно препятствие.

Следом за нами, уже привычно приподняв над порогом, Надежда вывезла коляску с дочкой.

Но это, на самом деле, самый лёгкий вариант, потому что альтернатива только пандус.

А у велосипедистов альтернативы нет, велосипеды в лифты не входят.

Очень хочется каждого считающего, что подземный переход делается для блага маломобильных граждан, посадить на коляску и дать попробовать: а как это - перебраться на ту сторону под землёй.
Кстати, я регулярно бываю маломобильной, поэтому я голосую за НАЗЕМНЫЕ переходы.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины