Выбор профессии: "внутренне осиротеть". Как выбрать профессию? Советы родителям

Выбор профессии: "внутренне осиротеть". Как выбрать профессию? Советы родителям

Как избежать ошибок в выборе профессии

…В последние годы нередко можно прочитать в газетах о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов - лечащим врачам, потребители - производителям недоброкачественных продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга. Причина большинства техногенных катастроф - халатность и недостаточный профессионализм.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена?

Ошибка может быть вызвана отсутствием, недостатком или искажением информации. Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3—4 профессий, о содержании которых имеется смутное представление. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Кстати, эти предубеждения стали складываться только после революции. В предпринимательской среде существовала особая иерархия. Предпринимателем 1-го ранга считался промышленник, то есть производитель продукции, а за ним шел купец (продавец этой продукции, посредник). Самую низшую ступень занимали банкиры, которых презрительно называли процентщиками и ростовщиками.

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии - выбор из соображений «престижа». «Престиж» - понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию “за компанию”, не думая о том, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все - телесериалы, советы случайных людей, мода.

Выбор профессии не ставит крест на других ваших интересах. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые - как великого химика. «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тетчер стала великим политиком.

«Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему…»

(Ю.М. Орлов. Самопознание и самовоспитание характера)

Но правильный выбор профессии - еще не все. Если человек не развивается, может наступить профессиональная деформация - явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить и оценивать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех строить; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз - наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.

Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Чем вы будете за него расплачиваться? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью.

Летчики, космонавты, подводники, полярники, пожарные, саперы работают в условиях высокой степени риска. «Вряд ли сейчас существует профессия, в которой чувство нового так неразрывно переплеталось бы с риском, как в профессии космонавта», - пишет летчик-испытатель Е.В.Хрунов.

Участник первой экспедиции на Луну М.Коллинз рассказывал: «В космосе на каждого участника полета ложились нечеловеческие нагрузки - нервные, физические, нравственные. Космос не прощает даже малейших ошибок. А ты рискуешь главным - своей жизнью и жизнью товарищей… Это слишком большое напряжение, от которого не уйдешь и десять лет спустя».

Есть люди, для которых риск является жизненной потребностью. Эти люди стремятся к опасности и находят в ней радость и смысл жизни. Многие известные летчики, космонавты, путешественники говорят о своей любви в детстве к подвижным играми, экстремальным видам спорта. Но этого недостаточно. Способность принимать решения в критических ситуациях, развитая интуиция с опорой на знания и навыки, быстрота реакции, безупречное здоровье, отличная спортивная форма - вот основные требования экстремальных профессий.

Но рисковать можно не только своей жизнью и здоровьем. По-своему опасны профессии и учителя, и судьи, и врача. Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.

Мы рассмотрели факторы, определяющие профессиональную успешность - требования рынка труда, учет своих интересов, склонностей и способностей. Правильный выбор профессии - это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений.

(5 голосов : 4.6 из 5 )

Детство пролетает как сон. Большую часть своей сознательной жизни мы являемся взрослыми людьми. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько успех нашей взрослой жизни зависит от того, как мы «поработали» в детстве?

Как учились в школе, сколько книг успели прочитать, в каких ремеслах себя попробовать? Сумели ли вовремя понять, чем бы хотели заниматься в жизни, и определиться, какая профессия нам по душе и по силам? Согласитесь, от родителей здесь тоже очень многое зависит. И каждый родитель рано или поздно встает перед вопросом: как помочь своим детям в выборе жизненного пути?

В качестве «шпаргалок» для решения этой непростой задачи предлагаем Вашему вниманию размышления семейного и детского психолога Елены Громовой.

Во сколько лет у ребенка должна появиться хотя бы мысль о будущей профессии, и когда стоит бить тревогу и предпринимать какие-то действия родителям, чтобы ребенок задумался о своем будущем?

— Надо сказать, что мысли о будущей профессии приходят к детям достаточно часто и меняются несколько раз. Поэтому следует предоставлять им возможность объять все, что они хотят, и не заставлять насильно ходить на те дополнительные занятия, которые ребенок выбрал. Некоторые родители говорят: «Раз уж выбрал, пусть ходит». Но кто это сказал? Ребенок еще не знает себя, он себя только узнает и познает, и он должен многое попробовать, чтобы понять, что ему нравится, что ему близко. Если уже к 9-му классу, когда ребенок сдает экзамены ГИА в школе, и когда уже есть возможность выбора: идти в колледж, или уходить в 10-й класс дальше учиться, — он еще не определился, тогда стоит задуматься – куда же ему все-таки двигаться дальше. До 8-го класса и начала 9-го можно еще спокойно дать ему возможность менять свое мнение.

— Моему сыну 10 лет, и он профессией футбола бредит уже практически, как начал разговаривать. Стоит ли серьезно к этому относиться, или может, нужно предлагать ему какие-то другие варианты профессий, а не только футболиста, есть же еще что-то интересное. Я не знаю, посоветуйте .

— Мне кажется, что родителям нужно трезво оценить успехи ребенка. Если он занимается на протяжении долгого времени, и тренер говорит, что из мальчика может действительно получиться в будущем хороший футболист, и карьера может сложиться, то может быть, уже так рано, но определилась его будущая судьба. Если Вы видите, что все не так гладко, и есть чувство неуверенности в том, что это его путь, то, надо все-таки находить какие-то запасные пути, они никогда не помешают, и посмотреть, что же еще ребенку дается, что же еще ребенку интересно, помимо футбола. Футбол, в крайнем случае, может остаться хобби на всю жизнь. Если у ребенка все сузилось на футболе, то есть риск, что когда у него что-то не заладится на каком-то этапе, это может стать серьезным стрессом в его жизни именно в том случае, когда отступать будет некуда, если больше ничего нет.

Когда моя дочь подросла, и пришло время выбирать профессию, она очень долго затруднялась. Хотелось бы услышать совет психолога — как помочь подростку определиться с будущей профессией.

— Я думаю, что для начала стоит определить, что же все–таки интересно девочке, и к какому типу профессии она больше себя относит, что у нее получается лучше. В традиционной классификации выделяют несколько типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек – знаковая система», «человек – человек» и «человек — художественный образ». Есть еще новые веяния в этом вопросе: кто-то выделяет шестой тип: «человек — самореализация». Традиционно их пять. Давайте, я о них расскажу немного подробнее.

«Человек- природа» . Естественно, что таким людям нравится взаимодействовать с живой или с неживой природой, вообще с природой. Им нравится проводить время в заботе о животных, им интересен мир растений, и здесь можно сразу понять, что этот человек относится к этому типу.

«Человек- техника» . Здесь все тоже лежит на поверхности — это человек, у которого достаточно легко получается взаимодействовать с техникой. Например, он может быстренько починить что-то, разбирается во всех механизмах, они его слушаются и поддаются ему.

«Человек — знаковая система» . Это человек, которому интересно, у которого хорошо получается взаимодействовать с миром знаков, информацией в виде таблиц, цифр, чертежей — все что связано с обозначением, т. е. с превращением информации в знаковую систему. Если человеку это интересно, то можно подумать о том, чтобы искать ему специальность именно в этом направлении.

«Человек — человек» . К этому типу относится человек, которому нравится взаимодействовать с людьми. Он любит общаться, легко идет на контакт, для него общение очень важно в жизни. Поэтому ему больше всего подойдут такие профессии, которые требуют общения с другими людьми.

«Человек — художественный образ» . Это творческие люди, которым интересно рисовать, петь, танцевать — то есть не просто что-то выполнять, а именно привносить что-то свое. К ним относятся художники, актеры, и т.д.

Шестой тип, который уже сейчас выделяют: «человек – самореализация» . Это человек, для которого важно добиться каких-то определенных результатов, показать себя, реализовать себя в чем-то. Это спортсмены, политические деятели, фотомодели, — профессии, связанные с реализацией именно самого себя. Хотя надо сказать, что очень многие профессии взаимодействуют с разными типами, и нельзя сказать, что какая-то профессия относится только к одному-единственному типу. И, тем не менее, важно понять, к каким именно хотя бы двум типам Вы больше относитесь, ведь это уже поможет Вам сузить круг.

Я бы еще сказала, что есть люди исполнительского типа и есть люди творческого типа. Кому-то проще выполнять готовое задание, которое ему дали. Есть люди – исполнители, очень хорошие исполнители. Им нужна такая работа, где для них все предсказуемо, есть четкий график работы, режим дня, есть четкие обязательства, объем работы. А есть те, которым, наоборот, очень тесны определенные рамки, и им проще работать в каком-то творческом режиме, когда они сами могут решить — в какой день им поспать, а в какой поработать до 12 часов или до 2-х часов ночи. Когда они сами определяют примерные сроки для себя — они более свободны, и для них это очень важно. Каждый конкретный человек должен, прежде всего, честно ответить самому себе на вопрос: «Я больше исполнитель, или я больше творческая натура, чего во мне больше»? И тогда будет понятно, учитывая эту особенность, по какому профессиональному пути стоит двигаться, а где будет достаточно трудно.

Вообще, при выборе профессии необходимо учитывать интересы, способности и личностные качества. Бывает так: есть интерес к чему-то, а способностей в этом направлении не хватает. Или способности хорошие, но нет определенных личностных качеств, которые нужны именно для этой профессии. К примеру, профессия работника МЧС – ребенку интересно, он может освоить это, а не хватает выносливости, выдержки, самообладания. И тогда встает вопрос: выбирать ли этот путь, если чувствуется подобное расхождение. Если совсем затруднительно с выбором, тогда стоит искать запасной вариант. А бывает ситуация, когда человек настолько хочет идти по данному профессиональному пути, что он занимается самовоспитанием, и ему удается выработать в себе какие-то личностные качества, которых не было изначально — ради того, чтобы быть в этой профессии.

— Меня зовут Аня, мне 15 лет, я не знаю, какую мне выбрать профессию. Помогите, пожалуйста.

— Наверное, здесь все-таки стоит обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, чтобы понять, какие же все-таки есть сильные стороны. Я не верю, что в одном человеке вот так уж подобрано, что не за что зацепиться — не может быть такого. Здесь речь может идти о том, что что-то не раскрыто в человеке, потому что каждому из нас даются какие-то способности, но не все их раскрывают. Вероятно, в этом случае девочке не повезло, и она не разглядела — или родители не разглядели, не помогли ей увидеть в себе то, что она может выбрать. Предметы на «три» — это не показатель того, что она может или не может дальше идти учиться — шанс есть всегда, поэтому главное — разобраться в себе и найти какие-то зацепочки: что же все-таки больше нравится, что лучше получается.

— Посоветуйте, куда может подросток 15-ти лет, самостоятельно обратиться, где ему могут помочь с выбором профессии?

— Во-первых, это школа, в которой он учился. В каждой школе есть ответственные за профориентацию, поэтому надо подойти к директору, к завучу, и спросить о том, кто же в школе отвечает за профориентацию. Иногда это бывает психолог, который совмещает эти две должности, иногда социальный педагог, иногда просто отдельный специалист, или просто учитель, который отвечает за профориентацию. Есть государственные бюджетные центры профориентации, где можно пройти бесплатную диагностику и получить профконсультацию. Если у вас нет возможности получить платную услугу, чтобы определиться с выбором профессии, есть и бесплатные ресурсы, которыми надо воспользоваться. Сейчас в интернете очень много статей на тему, как лучше себя узнать, выложены профориентационные тесты.

Моей дочке 17 лет, с детства увлекается танцами, поет, хотела бы стать «звездой», но говорит, что у нее нет для этого достаточного таланта, и теперь она будет всю жизнь несчастна, так как ничем другим заниматься не хочет. Говорит: «Выбирай для меня любую профессию, но хотя бы денежную». Учится она хорошо и имеет шансы поступить в любой вуз. Что мне делать – действительно выбрать для нее профессию — брать такую огромную ответственность на себя или…. Посоветуйте.

— Здесь я бы задалась вопросом: действительно ли по этому пути у ребенка нет шанса достичь успеха, действительно ли у девочки много каких-то ожиданий, амбиций, а на самом деле, она и поет не очень, и танцует так себе. И тогда, может быть, стоит дать ей возможность найти себя в чем-то еще, а все остальное оставить как хобби.

Если здесь все-таки речь идет о том, что у нее неплохо получается петь и танцевать, но есть какая-то заниженная самооценка, неуверенность в том, получится ли у нее — тогда это уже личностные проблемы, которые надо решать. Если у нее все неплохо получается, может быть, она и решит эти проблемы и пойдет вперед. А потом – ведь стать «звездой», можно и имея высшее образование. Если девочка уже определилась с каким-то художественным направлением танца, пения – может, ей стоит пойти в музыкальное направление, и если ее там признают, возьмут, это будет для нее определённой поддержкой, что все-таки у нее что-то получается, и первым шагом на пути к своим мечтам. Но все-таки я бы сказала, что изначально добиться такого успеха, стать знаменитостью — это все-таки такой инфантильный запрос – в некотором роде детский, нормальный для подростка. Если у человека всегда была только задача стать знаменитым, и вдруг это действительно не получается, то для него весь мир рушится. Надо все-таки вокруг своей мечты что-то ещё сооружать и засеивать, чтобы было, на что опереться и чем жить.

Я бы не стала рекомендовать маме поддаваться этому ощущению дочери: «что воля, что неволя — все равно», «выбирай за меня, я пойду учиться, куда скажешь». Ответственность за выбор принимает человек – подросток, в данном случае. И то, что она для себя выберет, какое направление — она будет идти этим путем долгие годы. И очень легко свалить на кого-то вину: «ну, вы же выбрали, вы же хотели, и я, пожалуйста, пошла». Нет, извините, выбор делает все-таки сам человек, который будет этим путем и двигаться вперед. Поэтому маме нужно набраться сил и терпения, чтобы выдержать это и не поддаться на такие провокации. И все-таки необходимо обязательно поддержать дочь, потому что возникает такое ощущение, что дочке не хватает какой-то поддержки в этот момент, она разочарована, ведь ее мечтания и мысли о том, что она будет знаменитой, не воплощаются.

На самом деле, получив профессию, которая соответствует личностным качествам, и выбрана с учетом интересов и способностей, человек всегда сможет найти, куда ее применить. И я бы еще сказала вот о чем: образование отнюдь не заканчивается дипломом — есть профессии, где нужно учиться, и учиться постоянно. Поэтому переобучиться, пойти другим путем всегда можно, если ты умеешь и любишь учиться.

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач «Мамина школа»

Подростковый возраст – нелегкий период в жизни каждого, это время определения своего места в обществе, становления личности. У ребенка, воспитывающегося в семье, всегда есть поддержка, опора, а для воспитанника детского дома подростковый возраст – последний период пребывания в нем. Как правило, эта категория детей плохо представляет жизнь вне детского дома и оказывается не готовой к самостоятельной жизни.

Перед подростком встает необходимость выбора: кем быть, каким быть. Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии. Решение этого вопроса не может являться простым следствием физического и социального развития, а для детей-сирот ситуация осложняется многими факторами. В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т.д. Поэтому в наше время все возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии разрешить различные психологические проблемы, одной из которых является определение себя в обществе. Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.

Проблемы профессионального самоопределения указывают, что выбор профессионального пути является одним из важнейших факторов образа жизни: именно с интеграцией в социум, нахождением и занятием в нем определенной социальной позиции, связаны основные задачи социализации – личностное и профессиональное самоопределение. Для решения этих задач необходимы дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения, жизненной позиции. Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста занимались многие отечественные ученые. Подростковый период обычно рассматривается разными авторами (А.К. Маркова, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников) в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивации интересы подростков приобретают большую глубину и устойчивость, а некоторые из них преобразуются в постоянное увлечение.

Теория профориентационного вопроса рассмотрена в трудах А.К. Марковой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, И. В. Аношкина, Э. Ф. Зеер. Так, Н.С. Пряжников дает понятие профориентации, описывает сущность профориентационной работы в разных возрастах. А.К. Маркова выделила компоненты профессионального самоопределения, само же профессиональное самоопределение рассматривала в качестве результата профориентации. Е.И. Головаха обозначила общепедагогические и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

В научной литературе сегодня достаточно подробно представлена Специфика профессионального самоопределения воспитанников детского дома (Г.И. Аникина, Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.А. Ряхина и др.). Авторы разных исследований указывают на то, что б ольше половины выпускников детских домов не имеют осознанных профессиональных намерений. Зачастую выпускники вступают в самостоятельную жизнь без четких жизненных и профессиональных ориентиров, что приводит к печальным последствиям.

В связи с этим перед педагогами и сотрудниками детских домов возникает необходимость воспитывать в выпускниках готовность к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом их склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, способностей; способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Для ребёнка-сироты профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет своё место в жизни и ту систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным. Очень важно, что такой выбор позволит предотвратить самоопределение в роли сироты-иждивенца, к которой склонны выпускники детских домов.

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных.

Профессиональная ориентация подростков в условиях детского дома.

Профессиональная ориентация подростков в условиях детского дома имеет свои особенности и сложности, вытекающие из специфики развития воспитанников детских домов: отставания темпа психического развития, наличия ряда качественных негативных особенностей.

Итак, подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Рассмотрим них.

Проживание в детском доме обуславливают замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда – ограниченность и однообразность социального контакта.

Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения.

Обеднение контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом.

У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Например, на вопрос о мечте многие ребята отвечают примерно так: «Отучиться 11 класс, поступить в университет, а дальше будет видно». Несформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.

У детей-сирот крайне сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбора («я так хочу», «я мечтаю»). Факторы: отсутствие своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах. Воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений.

Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п. Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий.

В связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются.

Преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации.

У ребенка- сироты отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых. Из двух уровней отношений между взрослыми и детьми: безусловная любовь со стороны родителей, родственников на первом уровне и объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором. У ребят из детского дома нет первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для адекватной самооценки.

Наличие этих и многих других факторов обуславливает следующие особенности самосознания подростков-сирот:

Склонность избегать ответственности за любой выбор и передавать ее опекающему взрослому,

Наличие потребности в психологическом слиянии, наличие нерасчлененного отношения к себе,

Стремление размыть границы собственного «Я», содержание которого бедно, слабо структурировано и часто зависит от ситуации.

Из вышесказанного следует, что главным направлением профориентационной работы с выпускниками из детских домов в условиях современной России должна быть помощь ребенку в самоопределении и в адаптации к реальным условиям жизни. Необходимо целенаправленно формировать способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях и готовность к внутренним компромиссам.

Воспитывая и обучая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательному труду. Труд должен приносить радость и удовлетворение и был во благо окружающим. Необходимо помочь подросткам в выборе профессии. И здесь очень важна профессиональная ориентация, которая представляет собой систему подготовки к свободному, сознательному выбору профессии, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда региона.

Понятно, что воспитаннику детского дома, очень сложно сделать правильный выбор. Они имеют лишь смутные представления о профессиях. Они еще не научились слышать, видеть и познавать самих себя. А зачастую выбор профессии осуществляет руководство учреждения, не учитывая ни мнения воспитанника, ни его способностей и возможностей. Не надо объяснять, к какому результату это приводит.

Чтобы каждый воспитанник выбрал дело по сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги детского дома должны много потрудиться. Еще в начальной школе необходимо вести работу по ознакомлению ребят с профессиями, особенно недопустимо бросать работу в среднем звене. Выпускники девятых классов должны иметь как можно более подробные представления о профессиях, они должны быть осведомлены о том, какие профессии востребованы в их регионе, где они проживают. Ребятам, конечно, необходимо получать профконсультации и проходить профдиагностику, чтобы узнать к какому типу профессий он относится и какую профессию ему необходимо получить, чтоб в дальнейшей жизни получать только удовлетворение от работы. Благодаря профконсультированию и профдиагностике воспитанник сможет познать себя, увидеть свои перспективы.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согластно статистике лишь 15-20% воспитанников детских домов твердо знают в каком учебном заведении начального профессионального или среднего профессионального образования они продолжат учиться и смогут реализовать свои профессиональные намерения. Примерно такое же количество воспитанников вообще не задумываются о своих профессиональных планах. 70% не имеют четкой профессиональной позиции и в среднем у 10% выпускников детских домов нет желания продолжать обучение где-либо.

Бросают сразу

Через год

Через два года

45%

30%

Профессиональный выбор и личностное самоопределение – это одна из стержневых проблем в воспитании детей-сирот.

В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Ребенку-сироте в большей степени приходится рассчитывать на свои собственные силы. Помощники и опора детей - те взрослые, которые с ними работают. Это воспитатели детских домов и интернатов, педагоги, психологи, социальные работники, медицинские работники.

Поэтому, одним из важнейших направлений всего педагогического
коллектива детского дома является организация работы п о профессиональной ориентации воспитанников. Выбор профессиональной деятельности во многом зависит от того, как человек оценивает отношения людей определенной профессиональной группы. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

В ОГОБУ « Детский дом №2» была разработана программа «Дорога в жи знь» . Анализ показал, что число воспитанников, поступающих в ВУЗы, ССУЗы увеличилось. Работа по программе способствовала дальнейшему развитию у детей способности к профессиональному самоопределению, т.е. осознанному выбору индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Целью системы профориентации является «формирование у воспитанников способности выбора сферы деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда».

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым
человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее
активного целеустремлённого деятеля общественного производства, но,
главное - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профессиональной работы в детском доме, в организации и проведении которой невозможно переоценить роль педагогов, знающих ребёнка в течение длительного времени.

Цель программы :

Содействие в актуализации процесса и механизмов профессионального самоопределения воспитанников и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Задачи:

1. повышать уровень психологической компетенции воспитанников посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании

2. формирование у воспитанников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в

своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии

3. ознакомление воспитанников со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции

4. активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса.

В реализации этих задач важное значение отводится беседам, классным часам, дискуссиям, профориентационным играм, тренинговым и диагностическим формам активизации воспитанников с выдачей рекомендаций кому какая профессия подходит.

Программа «Дорога в жизнь» предполагает поэтапное формирование профессионального самоопределения: психофизиологического, нравственного, практического.

I ЭТАП: Профессиональное просвещение - ознакомление
воспитаннкиов с различными видами труда в обществе, разнообразием
профессий, тенденциями их развития, а так же потребностями страны в
целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии,
особенностями трудоустройства и т.д.

II ЭТАП: Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей,
склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных
типологических особенностей, профессиональных намерений).

III ЭТАП: Профессиональная консультация - помогает в выборе
профессии, соответствующей индивидуально-психологическим

особенностям воспитанника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профилактическая консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения воспитанника.

Благодаря систематической профориентационной работе расширилась «география» поступления воспитанников детского дома в вузы и ссузы.

Сравнительный анализ поступивших в учебные з аведения

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Всего поступили

39 чел.

38 чел.

19 чел.

ВУЗы

2 чел. - 5,2%

5 чел. - 13,2%

3 чел. - 15,8%

ССУЗы

21чел- 53,8%

15 чел. - 39,5%

2 чел. - 10,5%

ПУ

12 чел. - 30,7%

12 чел. - 31,6%

11 чел. - 57,9%

10 кл.

4 чел. - 10,6%

6 чел. - 15,8%

3 чел. - 15,8%

2015-2016 у.г всего 17 выпускников ВУЗ-1 чел -6%

ССУЗ-16 чел -94 %

видно, что основная доля выпускников обучаются в профессиональных училищах, что говорит о неготовности выпускников продолжить обучение в 10 кл. и в высших учебных заведениях в силу своих способностей.

Таким образом, к концу подросткового возраста у человека складываются ряд новообразований (самоопределение, рефлексия на самого себя, новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества) позволяющих ему осознанно определиться с выбором будущей профессии.

Сделать труд радостным может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку- сироте выбрать профессию.

Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.

В чём заключаются сложности выбора?

Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.

«Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».

Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .

Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :

  1. Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.
  2. Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.
  3. Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

Какие существуют мотивы?

Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:

  • мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
  • желании быть успешным в глазах окружающих
  • боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.

Внутренние мотивы связаны с:

  • характером подростка
  • склонностями
  • привычками.

Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:

  1. Престиж.
  2. Высокий уровень зарплаты.
  3. Карьерный рост.
  4. Интерес к профессии.
  5. Условия работы.
  6. Образовательные возможности (доступность образования).

Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.

Профориентация в школе

В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?

  1. Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
  2. Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
  3. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
  4. Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.

«А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».

Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии

Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.

Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.

Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:

  1. Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
  2. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
  3. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
  4. Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.

Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины