Термин государство относится к предмету изучения географии. География — определение, история, основные отрасли и научные дисциплины

Термин государство относится к предмету изучения географии. География — определение, история, основные отрасли и научные дисциплины

23.09.2019

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГЕОГРАФИИ 1 глава

География по-гречески означает «описание Земли». Это на­ука, отвечающая на вопросы: ЧТО И ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК РАЗМЕЩАЕТСЯ, ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК, КАК ЭТО РАЗ­МЕЩЕНИЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ?

География - комплекс научных дисциплин, изучающих особен­ности размещения объектов природы и общества на земной поверх­ности.

Цель географии - раскрыть единую географическую картину целостности мира как составной части ноосферы Земли (сферы " разума, по В.И. Вернадскому). Она достигается благодаря комп­лексному анализу взаимосвязи природы, человека и его деятель­ности.

Главные отличия географии от других наук;~изучаемые явле­ния и процессы природы и человеческого общества рассматри­ваются как сложные пространственные структуры, jcccho взаи­мосвязанные в своем развитии с территорией;-пространственное (географическое) мышление опирается на использование и ана­лиз географической карты;, главное внимание уделяется поис­ку территориальных различий изучаемых явлений и процессов; в основе географии лежит комплексный (системный) анализ вза­имодействия природных, общественных и культурных явлений на одной территории.

1.1. Объект и предмет изучения географии

Объектом изучения географии является, поверхность- З.е.мли во всем ее разнообразии, которую иногда называют географиче­ской оболочкой. Последняя включает в себя территорию, при­роду (географическую среду) и человеческое общество. Природа состоит из отдельных компонентов (сфер): литосферы (твердой поверхности Земли), гидросферы (водной оболочки Земли), ат­мосферы (воздушной оболочки), почвенного покрова, биосферы (области распространения жизни на Земле). Человеческое обще-/ ство включает в себя людей (население), их деятельность (хозяй­ство), культуру, социальную и политическую жизнь.

Основной предмет изучения географии- пространственная структура географической оболочки и пространственные про­цессы взаимодействия природы^ человека и его деятельности на земной поверхности. -

На становление географии как науки большое влияние оказа­ли смежные научные Дисциплины. Как наука мировоззренческая она тесно связана с философией; как наука природоведческая она использует знания, полученные в физике, химэд| биолощи, геологии; и поскольку география занимается ещё" [территориальных различий в пространственной организации об- Дцества, она гёсно"связана с экономикой, сопио югпси," ie\mi paf фией,этнографией и другими гуманитарными науками.

География^"наука" древняя. Первые географические зна­ния сформировались в древности, когда люди начали постигать особенности и свойства тех"земных ландшафтов, в которых они проживали. Позже эти знания стали" обогащаться благодаря пу­тешествия;^, открытию новых земель и"новых народов, изучению особенностей их существования, культуры, способов ведения хозяйства. И. В. Зорид в свдс$ книге,«Феноменология путешест­вий» писал, что дГ."о^сутствие письменности делало путешествие практически единственным способом коммуникаций», путешест­венник нее «с собой в мир культуру своего этноса». Постепенно знания расширялись, росли сведения о пространственном раз­нообразий форм жизни, культуры разных народов. Если первые географические сведения распространялись устно (через мифы, саги, былины, сказания), то позже появились сведения рукопис­ные и печатные.

Со временем одним из способов сохранения и передачи ин­формации стали географические карты, атласы и глобусы. Древ­нейшие географические карты и планы датируются IV-III ты­сячелетиями до н.э. и составлены в Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Китае.

В античное время Аристотель ввел представление о шаро­образности Земли. Эратосфен определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «мериди­аны», ввел термин «География». В этот же период Поседоний вЭдШшл 13 поясов широтной зональности, а родоначальник страноведения Страбон в 17 томах описал разные территории ЗёИй. Птолемей в «Руководстве по географии» заложил осно­вы для картографического построения и изучения Земли (Дья­конов, 2005).

Эпоха Великих географических открытий (середина XV - середина" XVfl вв.) расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности Земли и о единстве

Мирового океана. География выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знаний. В этот период голландский кар­тограф Меркатор составил карту мира, где были показаны реаль­ные очертания материков и береговых линий/.

В 1722 г.:в России.был создан первый рукописный атлас «Боль­шого Чертежа всему государству Московскому». В Сибири и на Дальнем Востоке совершали свои экспедиции В.И. Беринг, Кра­шенинников, Хабаров, Атласов, и многие другие. Материалы этих экспедиций позволили уточнить границы Российского государс­тва, создать серию топографических карт сибирских территорий. В XVIII-XIX вв. состоялись экспедиции по изучению побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки.

На рубеже XVIII-XIX веков И. Кант, классифицируя все на­уки, отнес математику и физику к сущностным, предметным на­укам; историю - к временным, хронологическим наукам, а гео­графию - к пространственно-хронологическим наукам. Согласно. И. Канту, предметом изучения географии стал анализ размещения объектов в пространстве-времени, а также законов и закономер­ностей их размещения.

Важную роль географическая наука того времени уделяла климату. HI.JI. Монтескьё писал о его роли в развитии общества: «.. .власть клима|аесть первейшмвл^тъв,мире>>.

В XVIII в. Александр фон Гумбольдт вывел взаимосвязь между живой и неживой, природой и определил в качестве главной за­дачи географий? изучение взаимосвязи земных явлений. В XIX в. география перестала быть целостной наукой и распалась на эко­номическую и физическую географию, а затем и они разделились на отдельные ветви знаний. В то же время В.В. Докучаев выдви­нул идею создания ландшафтоведения - единой интегральной географическОй"науки, которая должна синтезировать частные знания по отдельным природным компонентам в единое знание о ландшафте." 1

В XX в. в географии возникли новые направления исследо­ваний и методологические подходы. Прежде всего усилился ин­терес к человеку, всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Возникло новое мировоззрение, утверждающее ценности обще­человеческого, общекультурного достояния и рассматривающее I! первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. Так появились школа «географии человека» во Франции, регио­нальное планирование и геополитика в Германии. После Второй мировой войны стали изучаться 1 географические особенности пространственного поведеНия|Йейовека через его личное воспри­ятие мира.

Рост промышленного производства в мире, обусловивший ухудшение качества природной среды, привел к необходимо­сти изучения ее состояния. Так возникла новая отрасль знания - экология. Большой вклад в ее развитие внесла география, которая предложила свои знания о ландшафтном устройстве земной обо­лочки и причинно-следственных связях взаимодействия ее ком­понентов.

В СССР в послевоенные годы сформировались такиеотрасли географии, как география населения, позже - география культу­ры, политическая география, социальная география. В 1970-х гг. зародилось новое направление в географии - рекреационная география, предметом которой стало изучение деятельности человека в свободное от работы время. Ее теорию разработал B.C. Преображенский и его коллеги. Именно география зало­жила основы первых исследований в области туризма и рекре­ации.

Развиваясь в контакте с другими естественными и гуманитар­ными науками, география активно использует методологию и ме­тоды смежных наук: исторический, системный и другие подходы, математические и статистические методы, и в свою очередь обо­гащает своей теорией и методологией смежные Науки, в частно­сти экологию, демографию, региональную экономику, районную планировку, экономику и менеджмент туризма.

1.2. Задачи географии

Перед географией стоит целый ряд задач, которые она реша­ет как научная дисциплина: 1) выявление особенностей распо­ложения различных объектов природы и человеческого обще­ства; 2) выявление законов и закономерностей их размещения; 3) изучение пространственных закономерностей взаимодей­ствия человека и его деятельности с природной средой; 4) рай­онирование и зонирование территории по разным признакам; 5) типология территорий - регионов, ландшафтов, городов и др.

Выявление особенностей местоположения различных объектов природы и общества связано с географическим описанием мира, например, с описанием местоположения материков, крупнейших горных систем или пустынь земного шара, размещения населе­ния, городов, промышленности, туризма и т.д.

Выявление законов и закономерностей размещения объектов природы и общества вскрывает причины, обусловливающие по­ложение этих объектов на конкретной территории, например, причины появления горных систем или пустынь в данном месте, тех или иных городов, зон и центров туризма.

Изучение взаимодействия человека и видов его деятельности с природной средой дает возможность понять масштабы взаимо­влияния - насколько природа влияет на жизнедеятельность чело­века, и какова степень ее изменения в результате хозяйственной деятельности, возможно ли сохранение природных ландшафтов при устойчивом развитии человеческого общества. Мы живем в эпоху обострения экологического кризиса, когда происходит глобальное преобразование природной среды, приводящее к планетарным изменениям (например, глобальному потеплению климата, вызванному деятельностью человека). Поэтому одной из задач географии становится изучение устойчивого развития общества и природной среды, сохранения биологического и ланд­шафтного разнообразия на Земле.

Районирование - разделение территории на части (районы или регионы) по определенным признакам (особенностям): природным, социальным, культурным или экономическим, отличающим их от соседних территорий, но имеющим между собой сходные черты. Районы могут иметь общие черты либо, наоборот, сильно отличаться друг от друга. Районирование тер­ритории позволяет понять территориальное разнообразие при­родных, культурных и социально-культурных явлений. В про­цессе районирования территории выделяют либо однородные, либо узловые районы. При зонировании территории выделяют участки с преобладанием какого-либо одного признака, причем зоны обычно имеют линейный, полосный или концентриче­ский вид. Выделяют также зоны тяготения (участки террито­рии, которые тесно связаны с каким-либо городом или эконо­мическим центром), природными зонами или климатическими поясами.

Типология территорий, регионов, ландшафтов и городов - одна из самых главных задач географии. Типология - выделение раз­личных типов явлений и процессов одновременно по разным ос­нованиям (признакам). Она отличается от классификации 1*1 раз­деления объектов и явлений природы и человеческого общества по какому-то одному основанию (признаку). Типизация геогра­фических объектов является главной особенностью географии, которая отличает ее от других наук, поскольку благодаря выявле­нию специфических типов объектов географ познает все разно­образие изучаемых им объектов и явлений природы и человечес­кого общества.

* 1.3. Структура географической науки

^ География делится,на две главные ветви - физическую и со­циально-экономическую, которые в свою очередь.подразделяют- ся на научные, подотрасли. Представить это мржно в виде схемы (рис. 1). Физическую географию по специфике изучаемых ею от­дельных KQM^diteHTOB. природы делят на геоморфологию (науку о рельефе), климатологию (науку о климате), биогеографию (на­уку о ^закономерностях размещения разных видов растительнос­ти и животного с мира}, географию почв (науку"о, географическом распространении,разных типов почвы), .гляциологию (науку о ледниках), океанологию (науку о Мировом океане)^ гидрологию суши (науку, о.водах суши) и другие. Отраслью, синтезирующей знания обо всех-компонентах природы, является ландшафтове- дение. В каждой-из отраслей, физической географии важную роль играет экология - наука об окружающей рреде.

Социально-экономическая география делится на политичес­кую географию, географию населения, географию городов, социальную, географиюд-географиюцхрзяйства (промышлен­ности и сельского.хозяйства), географию транспорта, геогра­фию сферы услуг (в т.ч. рекреационную географию, или геогра­фию туризма),--географию культуры, историческую географию и другие.

Физическая и социально-экономическая география имеют различные объекты исследования (природу и человеческое обще­ство). Одна изучает устройство и пространственную организацию природных комплексов, другая - пространственную организа­цию жизни и деятельности людей. Однако природа и человечес­кое общество не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно взаимодействуют, воздействуют друг на друга. Социально-эконо­мическая география не может существовать в отрыве от физичес­кой географии, потому что человеческое общество живет, и разви­вается, используя природу как свою географическую среду и как ресурсную базу для человеческой деятельности.

Поэтому, изучая природу, территориальное размещение де­ятельности человека и самих людей, физическая и социально- экономическая географии взаимодействуют между собой, до­полняя друг друга. На их стыке появляются новые направления географических исследований. Например, рекреационная гео­графия изучает как социально-экономические явления (рекреа­ционную деятельность отдыхающих, формирование туристской отрасли хозяйства), так и природные объекты (природные ресур­сы и климат).

Рис. 1. Структура географии

Люди сами являются компонентами природы и испытывают влияние законов природы. В тоже время человеческое общество оказывает сильное воздействие на природу, причем это влияние зависит от уровня развития человечества.

Воздействие природы на общество велико, оно нередко оп­ределяет развитие общественной жизни. И природа, и общество развиваются по своим собственным законам, хотя человек явля­ется не только общественным существом, но и частью природы. Природа, окружающая человеческое общество и испытывающая воздействие последнего, образует географическую среду челове-



ческого общества. От природных условий зависит образ жизни населения и тип ведения хозяйства. Таким образом, география изучает три взаимосвязанных блока (триаду): «природа - населе­ние - хозяйство». Изучение взаимодействия природы, общества и хозяйства лежит в основе географии.

Менеджеры туризма изучают географию как базовую науку, поскольку она дает представления о природно-климатических, демографических, социально-экономических особенностях того или иного региона, формирующих его туристский потенциал и характер туристской деятельности. Знания о пространственном размещении природных ресурсов, людей и хозяйства, о тенден­циях его развития необходимы для регионального планирования развития туризма, планирования развития объектов туристской индустрии, инвестиций в туристскую отрасль. Область примене­ния географических знаний в туризме показана на рис. 2.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Карта -"основное средство познания в географии. Как модель действительности она обладает большой информативностью, об­зорностью, наглядность^., Это делает ее важнейшим средством изучения объектов и явлений"в разных областях знаний о Земле и обществе. Туризм тесно связан с картой и в большинстве случа­ев немыслим без нее.

2.1 ; . Карта и план местности

Карта - уменьшенное, обобщенное изображение поверхно­сти Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости, построенное по Определенному математическому закону в систе­ме условных обозначений. Математическая основа картй"включа­ет масштаб й картографическую проекцию, который "Определяют степень yivieiи.шбния величины объектов на карте, их правильное географичёское^псйожение, а также характер и степень искаже­ний, неизбежных при изображении шара на плоскости (Геогра­фический энциклопедический словарь, 1960).

План местности ^удйЬвно-зйаковый чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе (1:5000 и крупнее), пост­роенный без учета кривизны земной поверхности. Масштаб пла­на постоянен во всех точках.

Для определения положения географических объектов на зем­ной поверхности используется градусная сеть- система мери­дианов (долгот) и параллелей (широт). При суточном вращении Земли сохраняются две неподвижные точки - полюса, которые служат точками отсчета.

На плане изображаются небольшие участки земной поверх­ности. Он составляется непосредственно на местности. На карте изображают большие территории. При этом используют разнооб­разную информацию в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки.

На план обычно наносят все объекты и детали конкретной местности. На карту в зависимости от их содержания и назначе­ния наносят самые разные объекты, явления или показатели.

При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неиз­бежно искажение изображения объектов. При этом объекты, по­каз которых необходим, но не проходит в масштабе карты, изоб­ражаются внемасштабными знаками.

На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть ме­ридианы (долготы) и параллели (широты). На планах направле­ние на север показывают стрелкой с обозначением «север - юг». На картах направление «север- юг» определяют меридианы, а направление «запад - восток» - параллели.

2.2. Масштаб карты.

Измерения расстояний по планам и картам

Для измерения расстояний по планам и картам надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень умень­шения длины линии на плане или карте по сравнению с действи­тельным расстоянием на местности. Масштабы бывают числен­ные, именованные, графические (линейные).

Численный масштаб выражается дробью, где вчислителе - еди­ница, а в знаменателе - число т, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности, то есть степени уменьшения данных. Числитель и знаменатель обычно даются в одинаковых единицах измерения - сантимет­рах; на английских и американских картах - в дюймах. Чем боль­ше знаменатель, тем меньше (мельче) изображение объектов на карте.

Если масштаб сопровождают пояснением, указывающим со­отношение длин линий на карте и на местности, то это именован­ный масштаб. Его указывают на всех картах.


Часто масштаб рисуют в форме графика внизу карты в виде прямой линии, разделенной на сантиметры. Такой масштаб на­зывается линейным. Справа от нуля подписано истинное рассто­яние на местности, равное одному, двум, или нескольким ве­личинам масштаба. Например, масштаб 1: 10 ООО ООО означает, что 1 см на карте соответствует 100 км (х) на местности. Для того чтобы проще воспринять величину масштаба, необходимо в пра­вой части дроби у числа, состоящего из большого числа нулей, отбросить 5 нулей, получив соотношение 1 см = х км. Зная это соотношение, легко подсчитать расстояние на карте, измерив его линейкой или циркулем и умножив на х. Конечно, при этом не­избежны погрешности, которые зависят от масштаба и проекции карты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее результат изме­рений. Масштаб мелкомасштабных карт обширных территорий непостоянен в разных частях карты, поэтому следует учитывать, что указанный на них масштаб относится к определенным лини­ям или точкам, а не ко всему полю карты. Принятый на топогра­фических картах России масштабный ряд показан в табл. 1.

Таблица 1

2.3. Виды карт. Условные обозначения

Современные географические карты весьма разнообразны. Они подразделяются по содержанию, назначению; охвату терри­торий:

Но содержанию карты бывают общегеографическими и тема­тическими." Н&* общегеографических картах изображают рельеф, реки, озера^ а также^нйселенные пункты, дороги и т.д. Ни один из объектов " нанесенных на карту, не выделяется особо среди дру­гих. Тематические карты передают с большой подробностью один или несколько определенных элементов в зависимости от темы карты. Среди них выделяются физико-географические карты и со­циально-экономические.

При анализе размещения и развития туризма и рекреации используются тематические физико-географические и социаль­но-экономические карты, а также составляются специальные карты туризма. Геоморфологические карты дают информацию о рельефе, климатические - о климате и погодных условиях, биогеографические - об ареалах распространения отдельных растительных сообществ и видах животных, карты населения - о численности населения в городах и сельской местности, плот­ности населения и так далее. Такие карты помогают выделить участки земли, наиболее или наименее благоприятные для от­дыха. Кроме того, специалистами используются синтетические карты, дающие представление сразу о нескольких характеристи­ках территории, например, карты промышленных зон и загряз­нения воздушного и водного бассейнов выбросами в атмосферу и сточными водами. Или, например, составляются оценочные карты с выделением территорий, наиболее или наименее благо­приятных для отдыха или какого-либо вида туризма, когда в од­ну оценку входят разные показатели. При составлении районных планировок курортных зон и местностей часто используются синтетические оценочные карты рекреационных ресурсов. Есть карты, созданные на основе математических моделей, напри­мер, карты частоты схода лавин или землетрясений; динамики разрушения берегов и многие другие. Все эти виды карт в целом помогают менеджерам туризма получить более полное представ­ление об особенностях природы, населения, хозяйства террито­рии, характере и специализации туризма в этом районе. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаи­мозависимости, как в природе, так и в обществе, а также между природными и социально-экономическими объектами, распо­ложенными на одной территории.

По величине масштаба карты делятся на крупномасштабные (изображают небольшие участки земной поверхности крупным планом), среднемасштабные и мелкомасштабные (показывают обширные участки земной поверхности мелким планом). Планы местности имеют масштаб 1: 5000 и крупнее. Крупномасштаб­ные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее передают основные особенности территории. Их создают по результатам обработки аэрофотоснимков и путем непосредственных наблюдений и из­мерений на местности. Искажения на топографических картах весьма незначительны. Среднемасштабные- обзорно-топогра- фические карты масштаба 1: 200 000 - 1 000 000 включительно создают по крупномасштабным картам путем генерализации, т.е. отбора и обобщения объектов в соответствии с назначени­ем карты. Мелкомасштабные - обзорные карты масштаба мельче 1:1000 000 предназначены для изучения больших территорий.

По назначению различают карты учебные, справочные, турист­ские и др. По охвату территории создают карты мира, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей.

В настоящее время с помощью компьютерных технологий со­здаются интерактивные карты. По сути, они напоминают много­слойный пирог, когда на одну картографическую основу нано­сится послойно различная информация о территории. Эти карты можно увеличивать или уменьшать в масштабе, в них можно до­бавлять нужную или убирать ненужную информацию, считывать необходимые данные, одновременно производя расчеты или ри­суя графики. С помощью таких карт осуществляется управление территориями, оценивается качество рекреационных ресурсов и разрабатывается их кадастр, прокладываются новые туристские маршруты и т.д. В прикладных информационных исследованиях эти технологии обобщены в единое научное направление «геоин­форматика». Фактически все географические карты сейчас про­изводят с помощью геоинформационных компьютерных техно­логий.

Для изображения географических объектов на картах приме­няют специальные условные знаки, объяснения которых даются в легенде карты. Легенда Ш ключ к пониманию и чтению карты, поэтому изучение карты необходимо начинать с легенды.

Условные знаки бывают площадными (контурными), ли­нейными и внемасштабными, пояснительными. К площадным (контурным) знакам относят контур леса, озера, городского квартала, ареал распространения растений и животных, террито­рия государства и др.; к линейным - реки, дороги, каналы и т.д. Особую категорию линейных знаков на географических картах составляют изолинии, определяющие высоту над уровнем моря. Цифровые значения горизонталей дают через определенные ин­тервалы. Кроме того, на картах ставят то^ШШ® водоразделах и у урезов воды рек и озер, где подписывающих абсолютные вы­соты. Направление склонов отмечают короткими ^черточками - бергштрихами, проставляемыми перпендикулярно горизонтали и направленными в сторону понижения/склонов.; Разность высот двух соседних горизонталей называют высотой сечения рельефа. Зная эту величину, по числу горизонталей можно вычислить как абсолютную, так и относительную высоту местности. Абсолют­ная высота местности - высота над уровнем мОря; относительная высота - превышение одной точки над другойУВнемасштабными знаками отмечаются объекты, которые не могут быт» выражены в масштабе карты (источник, церковь, памятник, пещера, горная вершина, вулкан). Пояснителъные"щг&ки -т-. это цифры и надписи на карте..

Все условные знаки на топографической карте объединены в следующие группы: отдельные местные предметы; дорожная сеть; гидрография (реки, озера) и сооружения при ней; почвенно- растительный покров; рельеф.

Для определения крутизны склонов на карте измеряют зало­жение (расстояние между двумяасмежными изолиниями).

На топографических картах принято, что заложению в 1 мм соот­ветствует крутизна склона 10 градусов. Вычисляют также высоту сечения h (разность между двумя высотами). Затем по формуле: tg = h /d определяется крутизна склона.

2.4. Использование карт в туризме

В туризме наиболее часто используются: туристские карты и картосхемы. В экскурсионных поездках обычно пользуются мелкомасштабными картами, дающими представления о боль­ших территориях и отдельных регионах, а в походах и путеше­ствиях- крупномасштабными топографическими картами, как правило, масштаба 1: 200 ООО или 1: 100 000 («двухсотки» и «со­тки»), а также специальными спортивными и туристскими, кар­тосхемами. На таких картах показаны населенные пункты, реки, озера, транспортные пути и дороги, специальные объекты туриз­ма. В настоящее время публикуется большое число туристских карт, атласов, картосхем для разных регионов мира - от мировых карт до туристских карт отдельных местностей.

Особенно важны туристские картосхемы. Картосхемы в от­личие от карт не имеют строгого соответствия топографической основе. Здесь может быть искажена проекция, условно показаны объекты, использованы внемасштабные знаки. Туристские кар­тосхемы выпускаются для отдельных, интересных в туристском отношении районов, на которых нанесены объекты культурно- исторического наследия, объекты рекреационной сети (сана­тории, дома отдыха, учреждения спортивного туризма, детские учреждения отдыха), а также объекты транспортной инфраструк­туры (железные дороги^ автомагистрали, аэропорты, морские и речные порты) .

При анализе размещения туризма составляются специальные карты туризма. На них в отличие от туристских карт и картосхем изображаются не только главные объекты туризма (природные, историко-культурные, этнографические), но также выделяют­ся точечными и внемасштабными значками главные и второ­степенные турцентры, курорты всех видов (морские, озерные, бальнеологические, бальнеогрязевые, грязевые, климатические, горноклиматические), элементы рекреационной сети (гостини­цы, санатории и т.д.), наиболее аттрактивные объекты туризма; линейными знаками - транспортная инфраструктура туризма (сеть железных и автомобильных дорог, морских и речных пу­тей) и сеть туристских маршрутов; площадными знаками ку­рортные зоны и агломерации, зоны туристской специализации (на одном или нескольких видах туризма), районы с максималь­ной и минимальной рекреационной нагрузкой на территорию, зоны активной и пассивной туристской притягательности.

2.5. Поясное время и часовые пояса Земли

Земля совершает полный оборот (360°) вокруг своей оси за сутки, т.е. за 24 часа, а за 1 час поворачивается на 15° (360°:24). По поверхности земного шара через каждые 15° проведены мериди­аны, разница между которыми составляет 1 час времени. Поверх­ность Земли условно разделена на 24 часовых пояса от 0 до 23. Время во всех пунктах, лежащих в пределах одного пояса, при­нято считать одинаковым, и называется оно местным временем срединного меридиана этого пояса. Поясное время - это время в границах одного часового пояса. В некоторых странах сущест­вует свое местное время, которое может отличаться от поясного на 30 мин и 45 мин. На Северном и Южном полюсах меридианы сходятся в одной точке, поэтому там понятие часовых поясов, а заодно и местного времени, теряет смысл.

Опр. ДНФ называется совершенной отн-но дан.мн-ва переем-х, если каждая переем-я входит в каждую элементарную конъюнкцию (с отрицанием или без отрицания), причем ровно один раз.Элементарные конъюнкции, вход.в СДНФ д.б.различными.Н-р:

1) xyz xyz– СДНФ от x, y, z.

2) xy– СДНФ от x, y, но не является СДНФ от x, y, z.

Замечания 1. const.º0 – СДНФ;

2. ДНФ, найденная табличным способом, является СДНФ.

3. F= – СДНФ от переменной x, но не является СДНФ от x, y, z, которая может быть из нее получена: F= = = – СДНФ от x, y, z.

Теорема. Всякая ф-ла ал-ры выс-й имеет равносильную ей СДНФ, кот.опр-ся с точ-ю до порядка записи элемент-х конъюнкций.

2. Понятие булевой функции. Таблица истинности формулы Подставляя в ф-лу вместо пропозициональных пер-x, y, z,… значения 0,1, и выполняя действия, мы б.пол-ть знач-я ф-лы.Опр. Булевой ф-цией наз-ся ф-ция, зад. на мн-ве {0,1} и приним.знач-я из этого же мн-ва.Каждой ф-ле алгебры в-й соответствует булева ф-ция и притом единственная. Таблица знач-й этой ф-ции наз-ся таблицей истинности.Лемма. Сущ. 2 n наборов, элементами кот-х явл-ся нули и единицы, длины n. (Длина набора – число символов, входящих в набор).Док-во методом математической индукции:

1. Пусть n=1: Имеем 2 набора {0},{1}.

2. Предположим, что утверждение леммы справедливо для n=k. Существует 2 k наборов длины k, элементами кот-х явл-ся нули и единицы.

Применим к набору (1) след. преобразование: сначала допишем в конце набора 0, а затем 1. В рез-те, из одного набора длины k получим два набора длины (k+1).

Таким же образом поступим с каждым из 2 k наборов. Всего наборов получится:2×2 k =2 k +1 .По принципу мат.индукции утверждение леммы справ-во для люб.нат.числа n.Теорема. Существует 2 2 n булевых функций от n переменных.Р!булевы ф-ции от 2 пер-х:

f 0 º0 – константа, f 1 =x&y – конъюнкция

f 2 = , f 3 =x – повторение аргумента x, f 4 = ,f 5 =y – повторение аргумента y, f 6 = , f 7 =xÚy – дизъюнкция. f 8 = – стрелка Пирса, f 9 =x«y – эквивалентность, f 10 = – инверсия y, f 11 =y®x – импликация,f 12 = – инверсия x, f 13 =x®y – импликация,f 14 = – штрих Шеффера,f 15 º1 – константа. Среди перечисленных 16-ти ф-ций две ф-ции – константы, 4 ф-ции зависят от одной пер-й и 10 – от 2-х.Особую роль играют булевы ф-ции тождественно рав.1 при люб.наборах знач-й пер-х.

Опр. Формула (АВ) наз-ся тождественно истинной (тавтологией), если она принимает значение «истина» при люб.знач-х переем-х, входящих в ф-лу.

Пример: F(x,y)=(x®y) Ú (y®x)

1.ВЫСКАЗЫВАНИЯ.Алгебра высказываний.Высказывания и операции над ними Выс-е–основное,неопределяемое понятие.Любые утверждения,об ист-ти или лож-ти кот-х имеет смысл говорить, мы б.наз-ть высказываниями , при этом мы можем не знать, истинно ли данное выс-е или нет. Выс-ми, например, б.след. утверждения:- «Кама является одной из крупнейших рек России»;- «8 – есть простое число»;- «9000 –я цифра в десятичной записи числа π есть 7». Первое из этих утвержд-й истинно,второе–ложно; ист-ть или лож-ть третьего утверж-я нам неизвестна.Выс-я б.обоз-ть лат.буквами (прописными и строчными, с индексами и без них): A, B, C, ..., A1, A2, C3, …,p, q, r, …, q2, q3 … .Итак, пусть p, q, r –выс-я или пропозициональные (высказывательные) переменные, кот.м.принимать два значения истинности: Л (0; F – false) и И (1; Т – true). Разл. образом сочетая выс.-я м\д собой, мы м.пол-ть новые выс-я. Н-р, из двух выс-й: «Пермь – столица Пермского края» и «8 – есть простое число» м.пол-ть след.выс-я:-«Пермь–столица Перм. края и 8 – есть пр. число»,- «Пермь – столица Пермского края или 8 – есть простое число»,- «Если Пермь – столица Пермского края, то 8 – есть простое число»,- «Пермь – столица Пермского края тогда и только тогда, когда 8 – есть простое число».Из перв.выс-я м. получить новое выс-е - «неверно, что Пермь является столицей Пермского края», т.е. выс-я, явл.отрицанием первого.Приведенные сочетания выс-й образуются при помощи слов «И»; «ИЛИ», «ЕСЛИ…, ТО», «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА…», «НЕ». В математической логике для обозначения этих основных типов сочетаний, имеющих название, используются спец.символы:p q(p&q, pq,p∙q)– читается «пэ и ку») – обозначает сложное выс-е, истинное только в том случае, когда p и q оба истинны. Такое выс-е называют конъюнкцией (от лат. conjunctio – союз, связь) высказываний p и q. p q(читается «пэ или ку») обозначает сложное выс-е, истинное тогда лишь, когда по крайней мере одно из выс-й истинно (м.быть истинными оба выс-я). Такое выс-е наз-т дизъюнкцией (от лат. disjunctio – различение, разобщение) высказываний p и q.p q(p q, p q)– читается «если пэ, то ку», «пэ достаточно для ку», «ку необходимо для пэ», «ку с необходимостью следует из пэ», «из пэ следует ку», «пэ влечет ку») обозначает сложное выс-е, кот.ложно только в том случае, когда p истинно, а q ложно и истинно во всех остальных случаях. Такое выс-е называют импликацией (от лат. implico – тесно связываю) выс-й p и q. В импликативном высказывании p q различают антецедент (основание) – высказывание p и консеквент (следствие)–выс-е q.p q(p q, p q, p q)– читается «пэ тогда и только тогда, когда ку», «пэ если и только если ку», «пэ в том и только том случае, когда ку») обоз-т сложное выс-е, истинное, когда выс-я p и q одновременно оба истинны или оба ложны. Такое выс-е наз-т эквивалентностью выс-p и q. – читается «не пэ», «неверно, что пэ») – есть противоположность p. Обозначает выс-е, истинное, если p ложно и ложное, если p истинно. Такое выс-е наз-т отрицанием высказывания p.Замечание 1. Символы &, , соответствуют бинарным операциям: новое высказывание сопоставляют двум высказываниям p и q, а символ выражает определенную на том же мн-ве унарную операцию: сопоставляет новое высказывание одному высказыванию p.Замечание 2. Слова «и»; «или», «если…, то», «тогда и только тогда, когда…», являющиеся связками в нашем обычном языке, в мат.логике получают несколько иной смысл.В обычном языке союз «и» исп-ся, как правило, для объединения двух предложений, соответствующих друг другу по смыслу в некот.связном повествовании как это бывает при описании последовательности событий (Елена хорошо подготовилась к экзамену Однако в логике «И» м.соединять люб.предл-я, совершенно незав-мо от наличия смыслового соответствия м\д ними.Аналог.союз ИЛИ в обычном языке употребляется в двух смыслах – в смысле исключающем от лат. aut («p или q, но не оба») и в смысле неисключающем от лат. vel («p или q, или оба). Именно в последнем смысле мы б.исп-ть союз ИЛИ чаще. И здесь опять несущественна смысл.зав-ть соединяемых выс-й.Не сущ-на смысловая связь в логике между выс-ми и при построении импликации, хотя в обычном языке сложное предл-е «если p, то q» предп-т м\д p и q отн-е посылки и следствия, или же причины и обусловленного ею дей-я.(Если б. дождь, то мы не пойдем на прогулку).В логике для ис-ти импликации дост-но, чтобы p было ложно или q – истинно.Т.о.,выс-я типа:– Если 7 – простое число, то 2´2=4;– Если 8 – простое число, то 2´2=4;-Если 8 – простое число, то 2´2=5 д.считаться истинным. Утверждение «p тогда и только тогда, когда q» не означает в логике, что составляющие предл-я p и q имеют одно и то же знач-е или один и тот же смысл, оно означает лишь выск-е, кот.истинно, когда оба выс-я истинны или ложны.Все, что говорилось о лог.смысле конъюнкции, дизъюнкции,импликации, эквивалентности и отрицания м.просто и наглядно проиллюстрировать с пом-ю Т.Н.таб-ц истинности.В таблицах выпис-ся всевозможные комбинации ист-х и лож-х зн-й составл.выс-й, а в результирующей колонке указ-ся ист-ть или лож-ть сложного выс-я для кажд.такой комбинации. Б.сопоставлять ист-му выс-ю символ 1, а ложному – символ 0.Вот как выглядят т-цы истинности для &, , и :

Понятие формулы алгебры выс-й. Опр. Алфавитом наз-ся произв.мн-во символов. Введем алфавит, сост.из след. групп символов:x, y, z, p, …А, В,… – пропозициональные переем-е;&, , и :– лог.связки;(,) – 2 технических символа.Опр. (ф-лы алгебры выск-й):Каждая отдельно взятая пропозицион-я перем-я есть ф-ла алгебры выс-й. Ф-лы такого вида наз-ся простейшими (атомами).Если x – формула ал-ры выс-й (АВ), то (Øx) – ф-ла (АВ).Если x и y – ф-лы ал-ры выс-й, то (x&y), (xÚy), (x®y), (x«y) – тоже ф-лы (АВ).Никаких др.ф-л (АВ), кроме получающихся сог-сно п.п.1–3 нет.Опр-я такого типа наз-ся индуктивными. В них имеются прямые пункты (1,2,3), где задаются объекты, к.в дальнейшем именуются определяемым термином и косвенный пункт (4), в к.говорится,что такие объекты исчерпываются зад.в прямых пунктах. Среди прямых пунктов им-тся базисные (1), где указ-ся нек.конкретные объекты, именуемые в дал.определяемым термином, и индуктивные пункты (2,3), где даются правила получения определяемых объектов из уже имеющихся объектов, в частности из объектов, перечисл-х в базисных пунктах.Зам-е: «О силе связок».Для упрощения записи формул (уменьшения числа скобок в них) будем считать, что:порядок выполнения лог.операций над выс-ми д.б.след.:Ø, &, Ú, ®, «внешние скобки, заключающие внутри себя все остальные символы, составл.ф-лу, м.опускать.Учитывая это соглашение, а также опустив знак конъюнкции, ф-лу м.зап-ть в виде .При чтении ф-ла м.б.названа по «последней» операции. Запис.ф-ла П.С. импл-цию.

Предмет изучения географии

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.

Ни одна наука не начинает свое развитие о полного представления об объекте и предмете исследования. Однако, с первых шагов развития таких званий как астрономия и география, ботаника и химия, они начинали двигаться каждая по собственному руслу. И никто не путает объект исследования ботаники и астрономии. Объективной основой разделения наук является, прежде всего, сама объективная реальность. Так как все многообразие предметов и явлений в своей основе имеет конкретные формы движения материи, которые их порождают и являются основой их существования и развития, эти форм движения материи и являются, прежде всего, объектами изучения основных естественных. наук. Но каждая из наук проходит многовековой путь, прежде, чем откроет эту истину.

Так как конкретная форма движения материи имеет материальный носитель, реальные саморазвивающиеся системы, то можно было бы предположить именно их в качестве первоначального объекта исследования наука. Однако, проходит достаточно большое время, пока наука придет к системному пониманию своего объекта.

Длительный путь познания от явления к сущности наука начинает с описания отдельных явлений природы, чтобы постигнув, их взаимосвязь, придти к выводу о том, что объект ее познания системно организован. И лишь после этого наука приходит к открытию форды движения, составляющей сущность этой системы. На этом не заканчивается развитие науки. С точки зрения сущности исследуемого класса явлений наука по-новому осознает всю систему связей своего объекта с объектами пограничных с нею наук.

Сказанное целиком и полностью относится к становлению и развитию географических знаний, превращению их в науку. Справедливо принято считать, что географические знания дают нам представления о природе, населении и хозяйстве. Вот круг интересов развития географической науки с древнейших времен. Постепенное выкристаллизовывание географии как науки приводило к тому, что в области природы для географии важнейшим оказывается изучение климата, стока и рельефа, именно это представление приводило к системному пониманию объекта географии. Именно с этими явлениями география все более и более связывала существование своих основных общегеографических законов. Этим законам подчиняются не только сами названные явления (климат, сток и скульптурные формы рельефа), но также в определенной мере население и хозяйство. География разделилась на физическую (природную) географию и экономическую географию, изучающую население и хозяйство. Наряду с последней выделялись и оформлялись в особые географические дисциплины биогеография и ландшафтоведение. Некоторые из них начали как бы конкурировать (ландшафтоведение) с физической географией. Изучение ландшафтов, например, давало представление о системном характере объекта исследования. На этой основе также формировался комплексный характер географического исследования.


Географическая наука ранее других наук в силу особенностей своего объекта исследования пришла к системному методу исследования. Идея географической формы движения материи вносит определенный порядок в создавшееся различное представление о сущности и характере географических систем и позволяет, на наш взгляд, систематизировать структуру географической науки, снять ненужное напряжение в силу конкуренции физической географии и ландшафтоведения, физической географии и экономической географии и т.д.

Первичным объектом географии является географическая форма движения материи и те материальные системы, которые являются ее носителем. Таким образом, взаимодействие гидросферы и тропосферы, изучение климата, стока и рельефа, а также систем-носителей географической формы движения материи составляет основу содержания географической науки. Однако, как мы уже отмечали, этим не исчерпывается содержание географии. Она изучает взаимодействие географической формы движения с геологической, биологической, социальной формами движения материи. Как отражение этих связей возникают и развиваются экономическая география, изучающая население и хозяйство, биогеография и география почв, геоморфология как наука о скульптурных формах рельефа. Вместе с тем складывается и такая наука, как ландшафтоведение, которое изучает вторичные географические системы, подчиняющиеся некоторым общегеографическим законам, и, которые существуют благодаря климату, стоку и рельефу как тем географическим явлениям, которые создают особую целостность системы.

Все это говорит о том, что географическая мысль постепенно приближается к все более глубокому и всестороннему отражению своего объекта и связей его с объектами других наук. Каждый новый уровень такого погружения, высвечивания новой стороны объекта географии означает раскрытие новых свойств, законов строения и функционирования. Это и составляет предмет исследования географии.

Объект географии есть особая географическая реальность. Предмет географии - это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирования и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соотношения с другими объектами.

2. Географическая среда - основной объект географических наук.

3. Географическая картина мира

4. Основные методы и подходы современной географии.

1. Объект и предмет географических наук.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

    представления об объекте и предмете географической науки;

    представления об основных способах научного географического познания;

    положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;

Идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно -временных природно-общественных геосистем; систе ма естественных и общественных наук о природных, терри­ ториально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фактов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка: 1) природная геосистема, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии, сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких-либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследо­вания. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Ряд географов считает, что интегрирующим ядром географических наук может стать общая география, призванная служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько. С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще вопросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук.

В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания.

Морфологический подход является исходным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы, и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связую­щего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И. П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

    Принцип регионализма, так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.

    Принцип экологизма, отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач.

Перед географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема станов­ления единой географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития, прежде всего ее тео­ретических основ. В настоящее время в связи с резким обост­рением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют:

    интуитивное (доэмпирическое) знание;

    эмпирическое знание (факты);

    теоретическое (послеэмпирическое) знание;

    методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.

География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины