Декабристы в сибири. Декабристы в Сибири: из политических преступников — в просветители

Декабристы в сибири. Декабристы в Сибири: из политических преступников — в просветители

21.09.2019

Приговоренные к каторжным работам, сразу же были направлены в Сибирь. Многие из них первое время отбывали наказание в различных государственных тюрьмах (Шлиссельбург, Динабург, Кексгольм, Свеаборг и др.). Первая партия осужденных декабристов была отправлена в в конце июля 1826 г. Они были помещены в Нерчинском горном округе на Благодатских рудниках, где работали более года в крайне тяжелых условиях. К концу 1827 г. в Нерчинске было сосредоточено около 100 декабристов. Однако сочло это место ненадежным, и осужденных перевели в Читинский острог. Здесь они жили в общих комнатах и страшной тесноте. В августе 1828 г. декабристам было разрешено снять железные кандалы, и условия заключения были несколько смягчены.

Некоторые жены декабристов (М. Н. Волконская, Е. И. Трубецкая, А. Г. Муравьева), несмотря на все препятствия, чинимые им со стороны властей, и уговоры родных, отправились в конце 1826 г. в Сибирь, чтобы разделить участь своих мужей. За ними потом последовали и другие. Надо было иметь большое мужество, чтобы решиться на такой шаг. Этот благородный поступок вызвал восхищение всех прогрессивных людей России, получил широкий общественный резонанс и был воспет в русской литературе. С А. Г. Муравьевой (женой ) А. С. Пушкин передал свое знаменитое послание декабристам: «Во глубине сибирских руй храните гордое терпенье…» Поэт выражал свое глубокое сочувствие и веру в торжество дела, начатого декабристами. Муравьевой грозило тяжкое наказание, если бы стихотворение было обнаружено, но она не испугалась и передала его осужденным. Хорошо известен ответ поэта-декабриста А. И. Одоевского: «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли…», написанный им в Читинском остроге.

В 1828 г. член Общества соединенных славян, активный участник восстания Черниговского полка И. И. Сухинов предпринял попытку организовать восстание в Зерентуйском руднике, чтобы затем освободить всех заключенных каторжан Нерчинского округа. Заговор вследствие предательства был раскрыт. Сухинов покончил с собой, остальные сообщники были казнены. Среди декабристов Читинского острога также обсуждался план побега. После раскрытия заговора в Зерентуйском руднике от этого плана отказались.

Заговор в Зерентуйском руднике встревожил Николая I. Было решено построить для декабристов новую тюрьму на Петровском заводе, расположенном в пустынном месте, в 600 км от Читы. В августе - сентябре 1830 г. заключенных перевели туда. В новой тюрьме осужденные были размещены по отдельным камерам. Здесь было просторнее, чем в Читинском остроге, но также сыро и темно, потому что окон не было и свет проникал из коридора. Только в результате упорной борьбы заключенных и их родственников, длившейся несколько месяцев, удалось получить разрешение на прорубку окон в камерах.

В Читинском остроге, а затем на Петровском заводе декабристы работали по нескольку часов в день. Весной и летом они выполняли земляные работы по засыпке оврага или по исправлению почтовой дороги. Осенью и зимой мололи муку на мельнице. Некоторые декабристы увлекались ремеслами. Среди них были портные, сапожники, столяры, часовые мастера и др. В Чите и на Петровском заводе осужденные через жен, приехавших к ним, получали русские и иностранные газеты, журналы и книги.

Среди декабристов было много образованных людей, стоявших на уровне знаний своего времени. На каторге возник своеобразный «университет» или «академия», где читались лекции, доклады и проводились занятия по различным отраслям знаний. Осужденное усиленно занимались изучением иностранных языков. Среди них были люди, которые в совершенстве знали английский, французский, немецкий, классические и другие языки и охотно обучали им своих товарищей. На литературных вечерах А. И. Одоевский, П. А. Муханов, М. А. Бестужев выступали с чтением оригинальных и переводных произведений. Н. А. Бестужев, увлекавшийся живописью, создал галерею портретов декабристов и их жен.

В такой атмосфере усиленных научных занятий, напряженного интеллектуального труда, оживленных идейных споров проходила жизнь декабристов на каторге. Большое место в обсуждениях и беседах декабристов занимали не только общественно-политические вопросы, но и история тайного общества. Собравшись вместе, они имели возможность сопоставить разнообразные сведения о деятельности и программе организаций, о восстании 14 декабря 1825 г., о следствии. В результате этих оживленных бесед все более ясным становилось значение тайного общества, его роль в борьбе против крепостного права и самодержавия - борьбе, отвечавшей интересам прогрессивного развития страны. Сведения, почерпнутые из этих бесед, послужили для некоторых декабристов одним из источников при написании мемуаров.

Из воспоминаний И. Д. Якушкина, А. Е. Розена, Н. В. Басаргина и других декабристов известно, что еще в Читинском остроге сложилась большая артель, которая получила свое организационное оформление позднее на Петровском заводе. Возникновение артели было вызвано тем, что материальное положение заключенных на каторге было далеко не одинаковым. В то время как одни получали от родственников значительные суммы, большинство не привезло с собой денег и не могло надеяться на помощь близких и, действительно, ничего не получало-

Учреждение артели на общественных началах укре-пилб материальное и моральное положение неимущей, демократической части осужденных и способствовало сплочению декабристов, находившихся на каторге. Большинство декабристов придавало принципиальное значение артели и рассматривало ее не только как хозяйственную ассоциацию, но как коллектив людей, близких по своим убеждениям и политическим взглядам.

Помимо большой артели существовала малая, средства которой составлялись из добровольных взносов. Целью ее было оказание помощи неимущим для первого обзаведения на поселении. Она продолжала существовать под управлением И. И. Пущина и после выхода всех осужденных па поселение.

По отбытии каторги местами поселения декабристов были назначены различные центры Сибири, где они находились под неусыпным надзором властей. Городничие ежемесячно сообщали губернскому начальству о поведении каждого декабриста. Эти сведения через генерал-губернаторов Сибири поступали в Петербург. Переписка декабристов подвергалась строгой цензуре. Вопрос о доставке писем декабристов адресату окончательно решался в III отделении. Поэтому декабристы и их корреспонденты предпочитали не касаться в письмах, посылаемых по почте, общественно-политических вопросов, если же затрагивали их, то высказывались очень осторожно.

В Сибири перед декабристами встала задача: каким путем в новых условиях служить тем целям, которые были выдвинуты освободительным движением 1816- 1825 гг. «Настоящее житейское поприще наше,- говорил М. С. Лунин,- началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Разнообразная деятельность декабристов в Сибири - просветительная, хозяйственная, литературная - имела общественное значение. Она была призвана разрушить клеветнические измышления, распространяемые царским правительством об участниках тайного общества и его целях, показать, что декабристы руководствовались идеями патриотизма, интересами прогрессивного развития своей страны и народа.

Декабристы много сделали для разоблачения этой клеветы. В своих произведениях они указывали, что их борьба за уничтожение феодально-крепостнической системы, преобразование государственного строя и социальных отношений находит отклик и поддержку в народных массах. М. С. Лунин писал, что преследование членов тайного общества в Сибири «свидетельствует о их политической важности, о симпатиях народа, которыми они постоянно пользуются, и о том, что конституционные понятия, оглашенные ими под угрозою смертною, усиливаются и распространяются в недрах нашей обширной державы».

Основанные Якушкиным и другими декабристами в Ялуторовске училища являлись культурными очагами в Сибири и содействовали просвещению народа. Однако в условиях феодально-крепостнической действительности и реакции, особенно усилившейся после революции 1848-1849 гг. в , эта деятельность декабристов не могла получить широкого распространения.

Декабристам было разрешено вернуться в европейскую часть только в августе 1856 г.

И.А.Миронова “…Их дело не пропало”

декабрист муравьев восстание

О сибирском периоде жизни декабристов имеется богатая литература и огромное количество документального материала. Особенно богаты подробностями об этом периоде жизни декабристов их мемуары.

Отправка в Сибирь началась в июле 1826г.; «преступники» препровождались туда большей частью в повозках, скованными, в сопровождении фельдъегерей. Каторжные работы отбывались сначала главным образом в Нерчинских рудниках. Сюда ко многим декабристам приехали их жёны. Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйти замуж и бросили ради мужей-декабристов свободную и обеспеченную дворянскую жизнь. Революционная традиция высоко чтит этих женщин. Памятником преклонения перед ними является поэма Некрасова «Русские женщины». Особо надо отметить Александру Григорьевну Муравьёву (жену Никиты Муравьёва), взявшую на себя передачу декабристам революционного стихотворения Пушкина - послания декабристам в Сибирь.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье, -

писал Пушкин декабристам: он верил в правоту их дела. Смелая женщина, несмотря на большой риск, передала эти стихи декабристам. От имени декабристов Пушкину ответил декабрист Александр Одоевский. Рукой, закованной в цепи, он писал:

Но будь покоен, бард! Цепями

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы,

Как встарь, смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадёт;

Из искры возгорится пламя

И просвещённый наш народ

Сберётся под святое знамя.

Большое впечатление на декабристов произвело гостеприимство сибиряков, сочувствие и теплота, которыми встретило их сибирское население. Француженка Полина Гебль с удивлением и восторгом писала в своём дневнике о том, что на долгом пути по Сибири она как невеста декабриста встречала повсюду исключительную отзывчивость, теплоту, гостеприимство и бескорыстие сибиряков- русских и бурят.(8)

К осени 1827г. всю каторжную «колонию» декабристов перевели в Читу. Но боязнь побега заставила правительство подумать о специальной тюрьме, где декабристы были бы изолированы и не могли бы найти сообщников для пугавшего правительство побега.

Однако, в связи с этим необходимо сказать о таком событии, как заговор в Зерентуйском руднике. Он был организован в 1828г. членом Общества соединённых славян И.Сухиновым, сыгравшим значительную роль в восстании Черниговского полка.

После восстания Сухинов бежал, долгое время скрывался, был арестован и сослан на каторгу. Вместе со своими товарищами Мозалевским и Соловьёвым он отбывал каторгу отдельно от других декабристов - в Зерентуйском руднике. На каторгу Сухинов принёс самую жгучую ненависть к правительству: «Вредить правительству чем бы то ни было, - вспоминают о нём его близкие товарищи, - сделалось для него потребностью; освободить себя и всех было его любимой мыслью. Он жил только для того, чтобы до последней своей минуты быть вредным правительству. Любовь к Отечеству, составляя всегда отличительную часть его характера, не погасла, но, по словам самого Сухинова, она как бы превратилась в ненависть к торжествующему правительству». Сухинов составил план обширного заговора, имевшего целью освободить декабристов и всех остальных каторжан Нерчинского округа. Но он не искал среди самих декабристов союзников и помощников в выполнении своего замысла. Не надеясь на их поддержку, он стал вербовать сторонников из среды других каторжан, вероятно, в большинстве случаев крестьянского происхождения.

План заговора, по материалам следствия, был таков: решено было навербовать большую группу сторонников, затем в назначенный день и час поднять восстание - сначала в Зерентуйском руднике. Захват оружия был обязательным условием восстания. Товарищ Сухинова Соловьёв рассказывал, что заговорщики, готовясь к выступлению, в лесу тайком «лили пули, делали патроны, которых более 1000 было сделано»(4). Было решено в начале действий прежде всего напасть на цейхгауз, захватить солдатские ружья с патронами, затем идти в казармы, где проживают рабочие», поднять их, разбить тюрьму, освободить «колодников», а тюремных чиновников самих посадить в тюрьму и зажечь». Далее восстание должно было перекинуться на Нерчинские рудники.

Там также первым делом необходимо было захватить оружие - не только ружья, но и пушки; таков был план. Восставшие должны были дальше «проходить по заводам и рудникам, забирать в партию людей, с коими пройти свободно до читинского острога и, буде возможно, освободить из оного всех содержащихся там государственных преступников, с коими соединяясь, сделать тогда особое распоряжение…» Восстание было назначено на 25 мая 1828г. в 10 часов вечера. Пунктом сбора было кладбище.

Но нашелся предатель - участник заговора Алексей Казаков: он выдал рудничному начальству заговорщиков и их планы. Предательство было открыто. Казаков был убит заговорщиками, но было уже поздно.

Участники заговора были арестованы и предстали перед судом. Генерал Лепарский получил полномочия действовать по законам военного времени. На следствии Сухинов «ни в чём признания не учинил» и держался исключительно стойко. По приговору он должен был подвергнуться наказанию плетьми и клеймению лица раскалённым железом. Товарищи тайно оповестили его о приговоре. Сухинов в тюрьме дважды пытался отравиться, но оба раза насильственная помощь отдаляла смерть. Накануне казни, 1 декабря 1828г. Сухинов повесился на ремнях, поддерживавших его цепи. Он прикрепил ремни к печной заслонке и задушил себя в лежачем положении. Так погиб последний декабрист, носивший замысел вооружённого восстания и до конца своей жизни горевший желанием осуществить его.

Заговор в Зерентуйском руднике заставил правительство поторопиться с тюремным строительством. Местом для новой тюрьмы был выбран Петровский каторжный завод близ Иркутска, куда декабристы были переведены из Читы осенью 1830г. Они должны были содержаться там, в камерах без окон под бдительным надзором не отходящих от них часовых.

Длительный переход на Петровский завод декабристы прошли пешком. На пути к ним пришла весть о революции 1830г. во Франции. Они встретили это известие с восторгом.

Условия каторги были, конечно, очень тяжелы. Среди декабристов были случаи психических заболеваний.

Очень тяжелым оказалось и положение ссыльнопоселенцев: каторга в Сибири, вопреки предположениям правительства, оказалась, чуть ли не более «лёгким», чем поселение. Незнакомые с условиями сибирской жизни правительственные чиновники в Петербурге руководствовались при размещении ссыльнопоселенцев лишь географической картой. Между тем часто какой-нибудь заштатный «город», назначенный для поселения, фактически как город и а природе-то не существовал, а оказывался крохотным поселком из двух-трёх юрт. Попавшие туда декабристы страдали от невозможно тяжёлых условий жизни, голода, отсутствия медицинской помощи, невозможности найти работу.

В особенно трудном положении оказались те декабристы, которым родственники по бедности ничего е могли присылать или не могли хлопотать при дворе об улучшении их участи. Большинство этой группы составляли члены Общества соединенных славян. Им помогали более обеспеченные товарищи по заключению, получавшие поддержку от семей. Вообще «славяне» держались на каторге несколько обособленно. Это подметил в своих «Записках» И.Якушкин. по его словам, славяне составляли особый кружок - «наиболее замечательный»; «…приглядевшись к ним поближе, можно было убедиться, что для каждого из них сказать и сделать было одно и то же и что в решительную минуту ни один из них не попятился бы назад».

Декабрист Михаил Сергеевич Лунин и в Сибири повёл с царизмом борьбу не на жизнь, а на смерть.

Под видом писем к своей сестре (в замужестве Уваровой) он развернул невероятно смелую противоправительственную пропаганду. В письмах он клеймил самодержавие, разоблачал его преступления, бездарность высших чиновников, давал оценку правовых институтов самодержавия. Он пытался убедить соотечественников в том, что существующий строй устарел, тормозит развитие страны, и требовал коренных преобразований. Он считал, что на каторге борьба с правительством не кончается, и смело продолжал её один на один. Письма Лунина к сестре переписывались и распространялись по России в копиях. Лунин дал разоблачающую критику на «Донесение Следственной комиссии» - отчёт следствия по делу декабристов. Рукопись сочинения Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» попало в 1841г. в руки III отделения; у Лунина был сделан внезапный обыск, он был арестован и заключён в страшную Акатуевскую тюрьму при Нерчинских горных заводах. Можно сказать, что смертная казнь Лунина была предрешена царизмом: в Акатуе были созданы такие условия, которые не мог бы вынести человек. Лунин погиб в 1845г.

По делу Лунина (в 1842г.) был арестован также член Общества соединенных славян Громнитский - секретарь, переписывавший сочинения Лунина, Громнитский был отдан под надзор местной полиции.

В ссылке И.Д. Якушкин много раз возвращался к вопросу о земельных правах крестьян и помещиков. В сибирский период своей жизни он пришел к выводу о том, что «освобождение крестьян, не предоставив в их владение достаточного количества земли, было бы наполовину обеспечить их независимость». Декабрист пришёл к мысли, что всю землю при освобождении крестьян необходимо распределить между крестьянами и передать в общинное владение. Он считал, что русской сельской общине принадлежит будущее. «Распределение поземельной собственности между крестьянами, - писал И.Д. Якушкин, - и общинное владение ею составляет у нас основные начала, из которых со временем должно развиться все гражданское устройство нашего государства».

Эволюцию претерпели и правовые взгляды Н.А. Бестужева. В 20-х годах он, как и П.И.Пестель, считал, что освобождать крестьян от крепостной зависимости нужно только с предоставления им земли. Будучи на поселении Н.А. Бестужев пришёл к выводу об уничтожении частной собственности на землю. «По-моему, - писал он в письме С.Г. Волконскому 16 февраля 1850г., - земля, воздух, вода, т.е. то, чего мы не можем создать ни одного атома, не может быть нашею собственностью». Признав, что природные богатство не могут принадлежать отдельным лицам, Н.А. Бестужев, задумываясь над вопросом о том, кому же должна принадлежать земля после уничтожения феодальной собственности на неё, писал Трубецкому: «Земля не должна принадлежать никому; она есть собственность государства, народа».

В поисках пути решения аграрного вопроса Н.А. Бестужев приходит к выводу, что земля должна принадлежать тем, кто на ней трудиться. Он исходит из демократических предпосылок признания права каждого на землю: «Каждый, до какой бы он крайности не был доведен, всегда имеет право на клочок земли, который даст ему пропитание». Н.А. Бестужев также становиться сторонником крестьянской общины. «Наши общины, - писал он, - суть не что иное, как социальный коммунизм на практике, где земля есть средства в работе».

Одним из важных итогов пребывания декабристов в Сибири, было создание программы её подъёма производительных сил и культурного уровня. Заслуживает внимания деятельность декабристов по воплощению этой программы. Следует отметить, что её создание началось несколько лет спустя после значительного события в истории Сибири - проведения реформы Столыпина (1819-1822). Помимо экономических и социальных последствий, реформа дала толчок к развитию общественного сознания сибиряков, одним из проявлений былого, в частности, создание кружка красноярской интеллигенции, сложившегося вокруг первого енисейского губернатора А.П. Степанова (1823-1831).

Одним из аспектов изучения общественного движения Сибири периода декабристской ссылки является вопрос о взаимосвязи общественных процессов, протекавших в самой Сибири, и развития декабристской мысли.

В нашей литературе главное внимание уделяется, как правило, влиянию декабристов на сибиряков. В отдельных работах встречаются попытки проследить обратное влияние. В данной статье ставится задача рассмотреть некоторые особенности этого процесса на примере красноярского кружка, а именно: исходя из имеющихся сведений о знакомстве декабристов с краеведческими произведениями красноярцев, а также их контактов, связанных с изучением края либо с развитием его производительных сил, сопоставить взгляды членов кружка с отдельными положениями декабристской программы развития Сибири.

А.П. Степанов известен как человек, проводивший в жизнь мероприятия реформы М.М. Сперанского. Он стремился к распространению просвещения в крае, был близок с рядом декабристов, поселенных в Сибири, выступал как писатель, краевед. С ним на службу в новый губернский центр прибыли чиновники из Европейской России и из сибирских городов. В 1823 г. было создано общество «Беседы о Енисейском крае», ставившие задачи исторического, географического, этнографического и экономического изучения края. Переписка с учреждениями Министерства народного просвещения, а также выявленный нами круг краеведческих произведений красноярцев, пресвященных Сибири, позволяют считать, что общество «Беседы о Енисейском крае» действовало на протяжении нескольких лет. К наиболее крупным произведениям красноярцев, хорошо известным историкам, этнографам и литературоведам, принадлежат «Письма о Восточной Сибири» А.И. Мартоса (М., 1827), «Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.» И. Пестова (М., 1833) и «Енисейская губерния» А.П. Степанова (Спб., 1835). Воспоминания одного из членов кружка А.К. Кузьмина «Из подлинных записок» («Атеней», 1858, ч.2) также представляют интерес для рассмотрения данной темы, так как содержат страницы, посвященные описанию быта населения Енисейской губернии.

Декабристы оставили яркий след не только в истории революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели. Различного рода материалы убеждают в том, как разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских тайных обществ. «Смело могу сказать, - отвечал А.А.Бестужев, - что я не оставил ни одной ветви наук без теоретического или практического изучения, и ни одно новое мнение в науках умозрительных, ни одно открытие в химии или механике от меня не уходило».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал на то, что изолированные от культурных центров, лишённые необходимой духовной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому себя посвятили.

К сожалению, незаслуженно забытым в литературе остаётся вопрос о роли книги в жизни и деятельности ссыльных революционеров. Эта важная проблема одинаково интересна для книговедов, литературоведов, историков и других специалистов. Изучение круга чтения и читательских интересов ссыльных революционеров, формирования и использования их сибирских библиотек дает представление об интеллектуальной активности отдельных декабристов в различные периоды их жизни в Сибири, об оттенках их мировоззрения, о той большой и разнообразной их общественно-полезной деятельности, для осуществления которой использовались книги.

«Область наук невозбранима никому. Можно отнять у меня всё, кроме того, что приобретено наукою, и первейшее и живейшее моё удовольствие состоит в том, чтобы всегда следовать за наукою, - писал Н.А.Бестужев сестре в 1842г. - Я жалею об одном, что много полезных мыслей остались и останутся бесплодны для науки, что чтение без цели, несмотря на всю любовь к познаниям, не даст никакого результата».

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов меньше всего можно назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения. «Если мы, находясь в каземате, не можем [...] действовать с пользою для общества, то ничто не мешает тому, чтоб готовиться к этому действию, если снова представится нам случай к общественной деятельности», - так сформулировал Д.И.Завалишин основную программу занятий знаменитой «казематской академии».

Об увлечении математикой узников Читинского острога свидетельствует письмо А.Г. Муравьёвой от 1 мая 1828г., в котором она просила прислать учебные пособия по арифметике, алгебре и геометрии, указанные в «Каталоге библиотеки Плавильщикова»(5). В списке 26 названий русских авторов и переводных с французского, немецкого и латинского языков. Наряду с учебниками для начинающих здесь приведены и учебники для специальных учебных заведений.

Не менее популярной в Читинском и Петровском казематах была химия, хотя книжный характер освоения этой науки не мог удовлетворить узников. «Книжные пособия по этой части у нас все есть, - писал А.П. Юшневский брату. - Большую часть всего, что здесь имеем по части химии, читал, но без поверки опытом ничего почти в памяти не сохранилось»(6). О пересылке книг по химии для А.И.Вегелина в Читинский острог просила его родных М.Н.Волконская в ноябре 1828г.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством, немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и гражданский долг.

Биологией И.Д. Якушкин интересовался ещё во время учёбы в Московском университете. В Ялуторовске он продолжил свои занятия: изучил местную флору, вёл метеорологические наблюдения, много читал. О своей сибирской библиотеке он рассказывал сыну: «Их стоит на моих полках более двухсот, почти каждая из этих книг заключает в себе положение какой-нибудь отдельной науки, и я перечитываю мою небольшую библиотеку всякий раз с большим и большим удовольствием».

Много неизбывного горя и страданий пришлось испытать декабристам за долгие годы изгнания…

Один за другим уходили из жизни их друзья и товарищи по казематам Петропавловской, Выборгской, Шлиссельбургской, Кексгольмской крепостей, по Нерчинским рудникам, по Читинскому и Петровскому острогам, по глухим углам сибирской ссылки…

До глубины души потрясла всех скоропостижная смерть в страшной акатуйской тюрьме Михаила Лунина- до последнего дыхания ярого и неотступного борца против самодержавия. От Финского залива до мрачных сопок Акатуя, через необъятные российские просторы, сквозь дремучие леса Урала и сибирскую тайгу примчала Екатерина Сергеевна Лунина-Уварова памятник на одинокую могилу своего безмерно почитаемого и любимого брата.

Горькими слезами родных, мужей и подруг были оплаканы кончина Камиллы Ивашевой, Александры Муравьёвой, Катерины Ивановны Трубецкой…

Из года в год, несмотря на бдительную проверку жандармами переписки, узнавали декабристы о новых и новых жертвах неумолимого и неустанного душителя русской свободы- Николая Первого.

Узнали они, что угнан в оренбургскую ссылку певец украинского народа Тарас Шевченко. Что вместе с петрашевцами сослан на каторгу Достоевский. Что отправлен в Вятку под надзор полиции Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин, от сатирического хлыста которого багровели щёки больших и малых николаевских «помпадуров». Что только смерть избавила от заточения в Петропавловскую крепость замечательного революционного критика Виссариона Григорьевича Белинского. Что выдающийся писатель, революционер-демократ Александр Иванович Герцен, вырвавшись из жандармских когтей, вынужден был эмигрировать за границу, покинув родину, любимую всем сердцем.

В 1855 году умер Николай I.

Вступление на трон нового царя полагалось ознаменовать торжествами и «милостями».

Новый шеф жандармов нового царя, Александра II, - Долгоруков- вызвал к себе сына декабриста Волконского Михаила Сергеевича, приехавшего в это время в Москву с докладом об Амурской экспедиции.

Государь император,- напыщенно заговорил Долгоруков,- узнав, что вы в Москве, повелел передать вам манифест о помиловании декабристов с тем, чтобы вы немедленно отвезли его вашему отцу и его товарищам.- И он протянул Волконскому пакет, украшенный сургучными печатями с двуглавым орлом.

В тот же вечер Михаил Волконский выехал в Иркутск по той же самой дороге, по которой 29 лет назад его мать, Марья Николаевна Волконская, держала свой путь из Москвы в Нерчинск. В необычайно короткое время- всего за 15 дней- Михаил преодолел этот путь.

К тому времени из 121 осталось лишь 19 ссыльных декабристов. (9)

Многие декабристы возвратились, но некоторые остались в Сибири. Декабрист Горбачевский, например, и после этого разрешения остался на Петровском заводе: связи с европейской Россией были у него разорваны, родных там не осталось, а те, кто остался, уже были чужими людьми.

Возвратившись после амнистии в европейскую Россию, некоторые декабристы, например, Оболенский, приняли участие в крестьянской реформе 1861г., оказавшись на стороне либерального помещичьего лагеря. Но были декабристы, резко отрицательно отнесшиеся к куцей крестьянской реформе, руководимой дворянами-крепостниками. Горбачевский предвидел неизбежность крестьянских восстаний в связи с реформой: «струна была слишком натянута, чтобы пущенная стрела не пошла прямо к цели».

Декабристы обратили внимание на несметные богатства Сибири, на такие качества её населения, как смелость и отвага, независимость в суждениях, свободолюбие. Они по-настоящему полюбили эту «страну изгнания», её народности и племена, верили в их светлое будущее и своей разносторонней деятельностью стремились приблизить это будущее.

В центре Иркутска есть историко–мемориальный комплекс «Декабристы в Сибири». В его состав входят две старинные княжеские усадьбы, некогда принадлежащие Сергею Григорьевичу Волконскому и Сергею Петровичу Трубецкому. Оба князя были участниками восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, за что стали «государственными преступниками», оба отбывали ссылку в Сибири. Участников восстания, которые в истории больше известны как декабристы, ссылали в Сибирь. Восемь из них имели княжеский титул. А это значит, что родословная их начиналась либо от легендарного Рюрика, либо от Великого князя Литовского Гедимина. Принадлежностью к Великим литовским князьям могли похвастаться Барятинский и Волконский, Голицын и Оболенский, Одоевский и Трубецкой, Шаховской и Щепин-Ростовский. Был среди сосланных и граф Чернышев, который родился в семье одного из любимцев Петра I. У Розена, Соловьева, Черкасова и Штейнгейля был баронский титул. Трое ссыльных до ареста получили генеральский чин. Самому младшему невольному сибиряку Толстому исполнилось двадцать лет на момент ссылки, а самому старшему Горскому - 60 лет. Декабристы получили наказание в виде каторжных работ на рудниках Благодатском, в Чите и на Петровском Заводе. По приказу царя «преступники» должны были содержаться в полной изоляции. Но правительство не предполагало, что любовь способна творить чудеса. Верные жёны и невесты декабристов отправились в Сибирь, нарушив изоляцию любимых. Они стали секретарями своих мужей и морально поддерживали осуждённых. В ссылке бывшие князья и графы стали искусными портными и столярами. А Бестужев смастерил в тюрьме точный хронометр и нарисовал портреты своих товарищей. Благодаря ему мы знаем, как выглядели «первенцы свободы». Первым декабристом – иркутянином стал Муравьев. Получив в качестве наказания ссылку в Сибирь, Муравьёв при этом не был лишен ни своих чинов, ни дворянства. В Иркутск он был назначен городничим. Ссыльный городничий сделал всё, что мог для благоустройства центра города. При нём были положены тесовые тротуары, стали традиционными «московские гулянья» на набережной Амура. В его доме на Спасской площади собирался весь цвет Иркутска, так дом стал центром культурной жизни города. В ссылке декабристы должны были жить согласно многочисленным инструкциям, в том числе им запрещено было заниматься общественной работой, например, педагогикой. Но большинство из них придерживались слов, которые когда-то сказал Лунин: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». А потому декабристы оказали большое влияние на развитие культуры в Сибири. В этом крае у молодёжи появились потребности в учёбе, вошли в моду чтение и подписка на газеты, журналы, проведение вечеров музыкальных и литературных. В усадьбе Волконских стало традицией репетировать и показывать спектакли. Шло время и местное население стало относиться к «государственным преступникам» с особым теплом, а декабристы, в свою очередь, всегда оказывали местным жителям посильную помощь. Большой интерес к ссыльным проявляли купцы. Под влиянием бесед с ними и общений изменялись культурные нравы купеческого сословия Сибири. Таким образом, декабристы способствовали формированию традиций интеллигентности в Иркутске, заложили определённые основы духовности и культуры в городе. Многое сделали декабристы и для организации экспедиций и исследованию Амура.

Загадки истории

В столице Российской империи Санкт-Петербурге на Сенатской площади произошло восстание революционно настроенных дворян, вошедшее в историю как восстание декабристов. Случилось это 14 декабря 1825 года. В тот же день царские войска подавили выступление смутьянов. Главных организаторов в количестве 5 человек повесили, 31 человека приговорили к бессрочной каторге, остальным дали более мягкие наказания: разжаловали в солдаты, посадили в тюрьму, отправили в действующую армию на Кавказ.

Многие из восставших имели семьи. Среди жён нашлись мужественные женщины, поехавшие на каторгу за своими мужьями. Они разделили с ними все тяготы изгнания. Эти женщины вошли в историю как жёны декабристов .

Список жён декабристов

Волконская Мария Николаевна (1805-1863)

Княгиня, урождённая Раевская. В январе 1825 года вышла замуж за Сергея Волконского (1788-1865). Муж участвовала в восстании и был приговорён к 20 годам каторжных работ в Сибири. Жена к этому времени уже родила мальчика. После вынесения приговора выехала вслед за мужем, оставив ребёнка родным.

Жила вместе с супругом на Благодатском руднике, в Читинском остроге, на Петровском заводе в Забайкалье. В 1837 году супруги переехали в село Урик севернее Иркутска на 18 км. С 1845 года Волконские проживали в Иркутске. В доме Волконских в настоящее время работает Иркутский музей декабристов. В 1856 году, после амнистии, семья переехала под Москву в Петровско-Разумовское, проживала также в Москве у родственников.

В ссылке Мария Николаевна родила 3-х детей: 1 мальчика и 2 девочек. Из 4 детей выжили только 2 ребёнка – мальчик Михаил и девочка Елена. С 1858 года семья проживала в селе Воронки в Малороссии. Умерла Волконская в 1863 году от сердечной болезни.

Анненкова Прасковья Егоровна (1800-1876)

Француженка, дочь наполеоновского офицера, урождённая Жанетта Полина Гёбль. В 1823 году приехала в Россию и работала модисткой в торговом доме Дюманси. В 1825 году встретила Ивана Анненкова (1802-1878) и влюбилась в него. После восстания тот был приговорён к 20 годам каторги с дальнейшим пожизненным проживанием в Сибири.

Знакомство молодых людей продолжалось всего 6 месяцев. Но Гёбль видимо сильно полюбила Анненкова, к тому же она была от него беременна. Оставив родившуюся дочь будущей свекрови, женщина поехала в Сибирь вслед за любимым. Встретилась пара в Читинском остроге, а 4 апреля 1828 года молодые обвенчались в читинской церкви. На время венчания с арестанта сняли кандалы, а затем вновь надели.

С осени 1830 года супруги жили в Петровском заводе, с 1835 года в селе Бельское Иркутской губернии. Затем переехали в уездный город Туринск Тобольской губернии. С 1839 года Анненков состоял на гражданской службе. В 1856 году семье разрешили покинуть ссылку. Так как в Москве и Санкт-Петербурге им запретили жить, то они обосновались в Нижнем Новгороде. В этом городе Прасковья Егоровна и умерла в возрасте 76 лет.

Ивашёва Камилла Петровна (1808-1840)

Дочь гувернантки, урождённая Камилла Ле Дантю. Мать служила в семье Ивашёвых, а дочь увидела сына хозяев Василия Ивашёва (1797-1841) и влюбилась в него. Но Ивашёв был богатым дворянином, а девушка всего лишь прислугой. Поэтому ни о каких отношениях, а уж тем более о свадьбе, и разговор идти не мог.

В самом восстании Ивашёв участие не принимал, но принадлежал к обществу заговорщиков. Его осудили на 15 лет каторги, которую он отбывал в Читинском остроге и Петровском заводе. А вот что касается Камиллы, то, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Девушка изъявили желание выйти замуж за осуждённого. Ивашёву об этом сообщили родственники, и тот был несказанно удивлён и растроган благородным порывом молодой красивой девушки.

В сентябре 1830 года Камилла приехала в Петровский завод. Молодые люди сыграли свадьбу, и им целый месяц разрешили жить в доме, специально построенным для молодожёнов. Затем мужу надели кандалы, и он опять перешёл на положение каторжника.

В этом браке Камилла родила 4 детей и 9 лет до своей преждевременной смерти была по-настоящему счастливой женщиной. В 1832 году срок каторги сократили до 10 лет. В 1835 году семья переехала в Туринск, где Ивашёв построил дом. К семейству в 1838 году присоединилась мать Камиллы. А в декабре 1839 года сама Камилла сильно простудилась. Болезнь осложнили преждевременные роды. 7 января 1840 года женщина умерла в возрасте 31 года. Для мужа это стало страшным горем. Он умер ровно через год в день похорон любимой жены.

Муравьева Александра Григорьевна (1804-1832)

Графиня, урождённая Чернышёва, жена декабриста Никиты Муравьёва (1795-1843). Сам Муравьёв участия в восстании не принимал. В это время он находился с женой в Орловской губернии в своём имении. Но его арестовали как одного из руководителей тайного общества и приговорили к 15 годам каторжных работ.

Жена последовала в Сибирь вслед за мужем. Прибыла в Читинский острог в феврале 1827 года, оставив родителям 3-х детей. Александра Григорьевна была первой из жён декабристов, приехавшая к мужу на каторгу. В 1830 году переехала вслед за мужем в Петровский завод. Находясь в Сибири, родила ещё 3-х детей. Живя в ужасных условиях, подорвала здоровье и умерла 22 ноября 1832 года. Среди декабристов это была первая смерть.

Муравьёва хотела, чтобы её прах покоился рядом с прахом отца. Но власти запретили везти тело покойной графини в Европу. Похоронили её в сибирской земле, а над могилой построили часовню.

Нарышкина Елизавете Петровна (1802-1867)

Графиня, дочь военного министра Коновницына Петра Петровича, фрейлина императорского двора. Вышла замуж за Михаила Нарышкина (1798-1863) в сентябре 1824 года. Государыня по случаю брака выдала своей фрейлине 12 тыс. рублей.

Михаил Нарышкин в восстании не участвовал, но входил в тайное общество. Был осуждён на каторжные работы сроком на 8 лет. Жена последовала вслед за мужем в Сибирь. Прибыла в Читинский острог весной 1827 года. В 1830 году переехала вместе с мужем в Петровский завод. В 1833 году чета Нарышкиных перебралась в город Курган Тобольской губернии. Здесь у них был свой дом, который стал культурным и просветительным центром.

В 1837 году бывшего полковника Нарышкина отправили рядовым на Кавказ. А жена с удочерённой девочкой Ульяной отбыла в Псковскую губернию, чтобы проведать родных. Через год переехала в станицу Прочный Окоп на Кавказе, где проходил службу её муж. В 1844 году Нарышкину дали отставку и отправили на постоянное место жительство в село Высокое под Тулой. Там он и скончался в 1863 году.

После смерти мужа Елизавета Петровна переехала в имение своей тётушки в Псковскую губернию. Скончалась в возрасте 65 лет и была похоронена в Донском монастыре в городе Москве вместе с мужем и дочерью, родившейся в 1825 году и прожившей всего 2,5 месяца.

Розен Анна Васильевна (1797-1883)

Дворянка, урождённая Малиновская. С 2-х лет сирота, воспитывалась у родных. Вышла замуж за барона Андрея Розена (1799-1884). Свадьба состоялась в апреле 1825 года. А в декабре муж принял участие в восстании декабристов. Его осудили на 6 лет каторжных работ.

Анна приехала к мужу в Сибирь в 1830 году, оставив 5-летнего сына у родной сестры. В 1831 году родила 2-го сына уже в Петровском заводе. В 1832 году у Розена срок каторжных работ закончился, и семья перебралась в город Курган Тобольской губернии. Здесь семейство купило дом на деньги посланные родственниками. Анна Васильевна занялась врачебной практикой.

В 1837 году вечное поселение было заменено военной службой, и Розены переехали в Тифлис. В 1839 году Розена демобилизовали по состоянию здоровья, и он вместе с семьёй переехал в имение брата под Нарвой. В 1856 году декабристам объявили амнистию, и Анна вместе с супругом уехала в Харьковскую губернию. Там Розены прожили всю оставшуюся жизнь. Жена умерла в возрасте 86 лет, а муж пережил её всего на 4 месяца.

Трубецкая Екатерина Ивановна (1800-1854)

Княгиня, урождённая Лаваль. Вышла замуж за князя Сергея Трубецкого (1790-1860) в мае 1820 года. Женщина никак не могла забеременеть и даже ездила лечиться от бесплодия за границу. Первого ребёнка она родила в 1830 году. Всего же родила 7 детей. Последнюю девочку в 1844 году.

Трубецкой был одной из ключевых фигур восстания, но в решающий день на Сенатскую площадь не явился. Однако это не спасло его от 20-летней каторги и пожизненного поселения в Сибири. Жена последовала вслед за мужем и встретилась с ним на Благодатском руднике в феврале 1827 года. Затем они жили в Петровском заводе, а в 1839 году поселились в селе Оёк Иркутской губернии. В 1845 году семья поселилась в Иркутске. В октябре 1854 года Екатерина Ивановна умерла от рака и была похоронена в иркутском Знаменском монастыре.

Фонвизина Наталья Дмитриевна (1805-1869)

Дворянка, урождённая Апухтина. Вышла замуж в сентябре 1822 года за Михаила Фонвизина (1787-1854). Приходился он молодой жене двоюродным дядей, состоял в тайном обществе, но в восстании участия не принимал, так как ещё в 1822 году вышел из организации. Однако был арестован в своём родовом имении и получил 8 лет каторжных работ.

Жена приехала к мужу в Читинский острог в марте 1828 года, оставив 2-х сыновей на воспитание матери. В 1830 году вслед за мужем перебралась в Петровский острог. Родила там 2-х детей, но те умерли в раннем возрасте. В конце 1832 года пара перебралась на поселение в Енисейск, а в 1835 году переехала в Красноярск. В 1838 году супругам разрешили переехать в Тобольск.

В 1853 году Фонвизиным разрешили вернуться из Сибири в Европу. Они поселись в Московской губернии в имении Марьино. В конце апреля 1854 года Фонвизин умер, и жена стала вдовой. Она переехала в Москву и некоторое время жила там. В мае 1857 году вышла замуж за декабриста Ивана Пущина (1798-1859). Тот как раз отбыл ссылку и приехал в Санкт-Петербург.

Но этот брак продлился недолго. Пущин умер 3 апреля 1859 года. А Наталья Дмитриевна последние годы провела в Москве. К концу жизни её парализовало. Умерла она в возрасте 66 лет, была похоронена в Покровском монастыре.

Шаховская Наталья Дмитриевна (1795-1884)

Княгиня, урождённая Щербатова. Вышла замуж за Фёдора Шаховского (1796-1829) в ноябре 1819 года. Тот состоял в тайном обществе, но вышел из него в 1823 году. Однако его приговорили к 20-летней ссылке. Жена в это время ждала 2-го ребёнка.

Мужа сослали в Туруханск, а в августе 1827 года перевели в Енисейск. Жена, имея на руках маленького ребёнка, не могла выехать к мужу. А тот сам категорически возражал против этого. В 1828 году у Шаховского стали наблюдаться отклонения в психике. Наталья Дмитриевна тут же начала писать во все инстанции, умоляя перевести мужа в Европу, в одно из имений под её личную опеку.

В конце концов, государь разрешил перевести ссыльного в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и содержать его под арестом. Жена поселилась рядом и обеспечила мужу врачебный уход. Но тот скончался в мае 1829 года. Сама Наталья Дмитриевна умерла через много лет в Москве. Похоронили её на Ваганьковском кладбище.

Юшневская Мария Казимировна (1790-1863)

Дворянка, урождённая Крупиковская. За Алексея Юшневского (1786-1844) вышла замуж в 1812 году. Это был её второй брак. Юшневский руководил Южным обществом декабристов. Его приговорили к каторжным работам сроком на 20 лет. В январе 1829 года жена поехала вслед за мужем в Сибирь. Жила с ним в Петровском заводе по 1839 год включительно. Затем супруги жили на поселении в деревнях возле Иркутска. Занимались преподавательской деятельностью.

В январе 1844 года Алексей Юшневский умер в селе Оёк Иркутской губернии. Жене разрешили вернуться в Европу лишь в 1855 году. Умерла Мария Казимировна в Киеве. Имела дочь от первого брака, от второго брака у неё детей не было.

Якушкина Анастасия Васильевна (1807-1846)

Дворянка, урождённая Шереметьева. Жена Ивана Якушкина (1793-1857). Церемония бракосочетания состоялась 5 ноября 1822 года. До ареста мужа родила одного сына, а во время следствия второго. Якушкин состоял в тайном обществе, призывал убить императора. Его приговорили к 20 годам каторги и вечному поселению.

Жена хотела следовать за мужем, но тот настоял, чтобы она осталась в Европе, так как у неё на воспитании было двое маленьких детей. Лишь в 1831 году он дал согласие на приезд жены, посчитав, что сыновья уже подросли и могли остаться на попечении бабушки.

В 1832 году было подано прошение на переезд Якушкиной в Сибирь, но император его отклонил. Государь посчитал, что женщина должна заниматься воспитанием детей, а прошение подано слишком поздно. Это раньше всем жёнам разрешалось ехать за мужьями в ссылку, а теперь нужно думать о подрастающем поколении. Такой же ответ был получен и на второе прошение. Так и не увидев мужа, Анастасия Васильевна умерла за 11 лет до его смерти. В память о жене Якушин открыл в городе Ялуторовске Тобольской губернии школу для девочек.

Заключение

После суда над декабристами император предоставил жёнам осуждённых право развестись с мужьями. Однако подавляющее большинство женщин этого не сделало. Дворянки и аристократки отказались от роскоши, оставили своих детей родственникам и поехали в Сибирь за мужьями.

Все они были лишены дворянства и соответствующих привилегий. Перешли на положение жён ссыльных каторжников. А это предусматривало ограничение в правах переписки, передвижения и запрещало распоряжаться своим имуществом. Дети, рождённые в Сибири, считались казёнными крестьянами.

Однако мужественных женщин ничто не остановило. По зову сердца жёны декабристов отправились в далёкий и плохо обжитый край с его морозами и ужасными бытовыми условиями. Это был великий бескорыстный поступок. Он вызывает искреннее восхищение и по праву считается подвигом.

Сергей Смирнов

Биография Нарышкина

Кто же они, декабристы?

Движение декабристов было вызвано объективными причинами — прежде всего — крепостное право и самодержавие. Молодые люди, интеллигенты, понимали, что именно это является причинами отсталости России…

1.1 Когда и где возникло слово «Декабристы»

Всегда интересно следить за историей возникающего слова, особенно слова с большой судьбой.

«Декабристы» — такое слово. Это историкам принадлежащее слово, неотъемлемый термин исторической науки, оно и достояние художественной литературы…

Влияние декабристов на развитие Забайкальского края

2.1 Переезд декабристов в Забайкалье

Тюрьма мне в честь, не в укоризну, За дело правое я с ней, И мне ль стыдиться сих цепей, Коли ношу их за Отчизну.

Рылеев К.Ф. Места нашего Забайкалья — Нерчинские рудники, Чита, Петровский завод, Селенгинск, Акша, Сретенск и др. — стали местами…

Восстание декабристов: анализ

6. Декабристы в Забайкалье

Наш город Чита тесно связан с декабристами.

Около 100 декабристов были сосланы в Сибирь после восстания на Сенатской площади. Арестанты прибыли в Читу в январе и марте 1827 года. Осенью этого года в Читинском остроге находилось уже 55 декабристов…

Восстание декабристов: историческая случайность или необходимость

2.1.2 Нижегородцы-декабристы

Нижнему Новгороду и Нижегородской губернии в планах декабристов отводилась особая роль.

В «Русской правде» П. И. Пестеля было записано, что после свержения самодержавия Нижний Новгород должен стать столицей Российского государства…

Декабристы в Западной Сибири

2. Декабристы в Тобольске

По мере окончания сроков наказания и по царским амнистиям декабристы были расселены в Восточной и Западной Сибири.

Пятнадцать из них, самая большая декабристская колония на поселении, проживали именно в Тобольске…

История Красноярска (1628-1920)

3.2 Декабристы

1825 год.14 декабря. Восставшие на Сенатской площади. Картечные залпы. Кровь. Восстание подавлено, а его организаторы и активные участники — в казематах Петропавловской крепости.

Следствие. Суд. Приговор…

Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье

Глава I. Движимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье в 30-60 гг. XIX в.

1.1 Литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.) Огромное место в жизни декабристов на каторге в ссылке занимали книги. Дворянские революционеры были людьми высокой культур…

Общественно-политическое движение Приднестровья XIX столетия

2.

Декабристы в Приднестровье

Владимир Раевский учился во 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, после окончания которого был произведен в офицеры и назначен в 23-ю артиллерийскую бригаду.

Исторический калейдоскоп

Молодой прапорщик участвовал в славных баталиях 1812 г….

Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв.

Вопрос № 2. Декабристы и их место в истории освободительного движения в России

Победа над Наполеоном в Отечественной войне, наряду с успешной кампанией в составе антифранцузской коалиции 1813-1814 гг., не только изменила соотношение сил на континенте в пользу России и укрепила ее международный престиж.

Не меньшее, а, пожалуй…

Декабристы на каторге

Предыдущая12345678Следующая

В ночь на 21 и 23 июля 1826 г. две первые партии декабристов (8 человек), приговоренных к отправке в Сибирь, были увезены из Петропавловской крепости.

Почти весь 37-дневный путь до Иркутска они проделали закованными в «ножные железа». В повозках с каждым сидел жандарм.

В Иркутске их принял томский вице-губернатор Н.

П. Горлов, замещавший генерал-губернатора Восточной Сибири. Горлов распорядился расковать присланных декабристов и даже снять военный караул вокруг дома, где их поместили. Доступ к узникам фактически был свободным.

30 августа прибывшим было объявлено о назначении к местам каторжных работ. Они направлялись на расположенные сравнительно недалеко от Иркутска солеваренный завод в Усолье (Е. П. Оболенский и А. И. Якубович), и винокуренные заводы Александровский и Николаевский (А.

3. Муравьев, В. Л. Давыдов, С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой и братья Борисовы). Здесь декабристам не пришлось испытывать тяжесть подневольного труда. Местное начальство относилось к ним с симпатией: например, Оболенский и Якубович вместо изнурительных работ в соляных варницах были поставлены дровосеками, причем весь «урок» выполнялся за них рабочими-каторжанами.

Но пребывание декабристов на Иркутских заводах длилось недолго. Горлов за допущенные послабления указанием царя был предан суду, а декабристов перевели в Нерчинский край.

В октябре 1826 г.

декабристов привезли на Благодатский рудник Нерчинских заводов и заключили в тюрьму. Ежедневно их опускали в подземные шахты, глубина которых достигала 70 саженей. Работали «государственные преступники» в цепях с 5 часов утра до 11 дня. Каждый должен был выработать не менее 3 пудов руды и перенести ее на носилках к месту подъема. Тяжелый труд при скудном питании сказывался на здоровье декабристов.

Тюремщики отличались грубостью и жестокостью. Протестуя против насилий и произвола, декабристы отказались принимать пищу.

Это была первая в истории революционной борьбы в России голодовка.

В то время, когда первые партии сосланных уже отбывали каторгу, около 70 осужденных их товарищей оставались в Петропавловской крепости и других тюрьмах. Для содержания «государственных преступников» в едином месте было начато строительство каторжной тюрьмы на Акатуйском серебряном руднике. В ожидании ее готовности приговоренных к каторге декабристов с начала 1827 г. стали стягивать в Читинский острог, представлявший собой небольшое село из двух десятков изб и нескольких казенных домов.

Помещения острога были заполнены до отказа.

В начале заключения был установлен строгий тюремно-каторжный режим. Все были закованы в кандалы, которые расковывали только в бане и в церкви. Запрещалось иметь перья, бумагу.

Так как в окрестностях Читы не было рудников, декабристов, по указанию коменданта Лепарского, использовали главным образом на земляных работах: они копали ров под фундамент возводимой для них темницы и ямы для частокола вокруг нее, засыпали глубокий ров, который тянулся вдоль Московско-Сибирского тракта.

Декабристы называли этот овраг «Чертовой могилой». В зимнее время работали в помещении: на ручных жерновах мололи рожь.

Вскоре приехавшие к мужьям жены связали узников с внешним миром. Первой прибыла в Читу А.

Г. Муравьева. Пренебрегая опасностью, она привезла стихи А. С. Пушкина «Послание в Сибирь» и «Мой первый друг…», посвященное И. И. Пущину. Ответ на стихи Пушкина, написанный поэтом-декабристом А.

Декабристы в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Одоевским, отразил настроение большинства его товарищей по каземату.

Вскоре возникла мысль о подготовке побега на Амур. Но осуществление замысла было предупреждено событиями на Зерентуйском руднике, куда 28 февраля 1828 г. вместе с партией уголовных преступников были присланы участники восстания Черниговского полка декабристы И. И. Сухинов, В. Н. Соловьев и А. Е. Мозалевский. По дороге у Сухинова возникли смелые мечты о побеге и освобождении читинских узников путем восстания.

В Зерентуе Сухинов, втайне от товарищей, через ссыльных солдат - участников «возмущения» Семеновского полка - вступил в тесные сношения с каторжниками. Разработали план восстания, согласно которому начать надо было с освобождения томившихся на Зерентуйском и соседнем Кличкинском рудниках. Затем намеревались идти на Благодатский рудник, обезоружить там военные команды, освободить остальных, отсюда двинуться на Нерчинск и, захватив там артиллерию, выступить на Читу для освобождения декабристов.

Уже заготавливали оружие, лили пули, изготовили до тысячи патронов. Планы заговорщиков были выданы начальнику рудника одним из участников заговора. Восстание рабочих-каторжан успело начаться лишь в Кличкинском руднике. Николай I, узнав об этих событиях, приказал участников заговора предать военному суду. Сухинова и других активных участников восстания приговорили к расстрелу. Сухинов в ночь перед казнью отвязал ремень, поддерживавший его кандалы, и повесился на нем.

Происшедшие события показали правительству, что оставлять «государственных преступников» среди массы ссыльных было опасно.

Поэтому для поселения декабристов был намечен Петровский железоделательный завод.

Пока на Петровском заводе шло строительство специального здания каторжной тюрьмы, декабристы до 1830 г. оставались в Читинском остроге. Читинские жители, собравшись толпой у каземата, сердечно прощались с декабристами. Путь от Читы до Петровского завода предстояло проделать пешком, в сопровождении усиленного конвоя.

Сентября декабристы вступили в Петровский завод.

Одноэтажное деревянное здание, камеры без окон, свет проникал только из коридоров через прорубленные в дверях маленькие оконца с железной решеткой. К тому же было сыро - здание стояло на болоте.

С 1831 г. семейным ссыльным разрешили жить в домах, выстроенных недалеко от острога. Из этих домов вскоре образовалась целая улица, названная декабристами «Дамской».

Предыдущая12345678Следующая

Музей «Церковь декабристов» - это не одна, а сразу две удивительных достопримечательностей Читы.

Старинная деревянная Михайло–Архангельская церковь – уникальный памятник русского зодчества XVIII века и единственная сохранившаяся до наших дней во всей Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь. Здание храма выстроено в два этажа, а если быть более точным в две церкви.

Жёны декабристов

Верхняя из них освещена во имяСвятого Николая Чудотворца, а нижняя в честь Архангела Михаила. Сегодня это самое старинное здание всей Читы.


Именно в стенах Михайло-Архангельской церкви искали духовного умиротворения и читали молитвы, сосланные в Сибирь, декабристы и их жены. Здесь венчались декабрист И.А.Анненков с француженкой Полиной Гебль и Д.И.Завалишин с дочерью управителя Читинской волостью - Аполлинарией Смоляниновой.

И вот с этими именами связано создание второй достопримечательности…

В середине 80-х годов прошлого века заброшенное здание деревянной церкви было передано для открытия филиала Забайкальского краеведческого музея имени А.К. Кузнецова. Именовать данный филиал стали никак иначе, как Музей декабристов. В коллекции музея можно увидеть личные вещи, старые документы, книги, предметы быта и многое другое, рассказывающее жизни и судьбе сосланных в Сибирь декабристов.

В музейном фонде хранится около 900 уникальных экспонатов, которых когда-то касалась рука сибирских ссыльных. В экспозиции находятся подлинные реликвии - часы и столик Н.А.

Бестужева, шкатулка М.Н. Волконской, предметы дворянского быта, и даже личные письма декабристов и их жен.

Путь декабристов в Сибирь

Музей и мемориальные места декабристов

Выполнили ученики 10б класса:

Посудин Евгений

Павлов Александр

Учитель: Ландихова Татьяна Ивановна

Ковров 2011

Стр.:

Введение…………………………………………………………………………………..2

2. Основная часть.

2.1.Путь декабристов в Сибирь……………………………………………………………3

2.2.Чита……………………………………………………………………………………8

2.3.Иркутск………………………………………………………………………………..14

2.4.…………………………………………………………………………………………21

2.5.………………………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………

4. Список литературы………………………………………………………………………..

Введение.

В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых немыслимо национальное самосознание.

Декабрь 1825 года – явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания, и испытываешь смешанные чувства – гордость и грусть: первое сознательное выступление за свободу – первое трагическое поражение.

Большинство из них были молодые дворяне. Возникший в 1816 году Союз Спасения – первая собственно декабристская организация, Союз Благоденствия, Северные и Южное тайные общества, Общество соединенных славян…Десятилетие шла подспудная работа.

Вооруженные выступления утаить было невозможно….

Неудача военного восстания породила тяжелую расправу: казнь и ссылки. Участники восстания были разосланы в различные города Сибири, где они остались жить до конца своих дней. За ними последовали их жены.

Сейчас о них вспоминают не только как участников восстания.…В Сибири, поскольку они были людьми молодыми нечуждыми к новым знаниям, они оставили о себе светлую память.

В городах их силами были построены церкви, дома, которые в настоящее время являются историко-мемориальными памятниками.

С помощью различных материалов, мы исследуем эти памятные места — это и будет основной целью нашей работы.

Для реализации нашей цели необходимо познакомиться с богатейшим наследием декабристов, заочно посетить места их ссылки, собрать и систематизировать материал по данной теме.

Путь декабристов в Сибирь.

Осужденных отправляли по ночам, маленькими партиями.

Многие думали, что везут не в Сибирь, а в тюремные крепости.

«Скакали день и ночь, — вспоминает А.Е Розен, — в санях дремать было неловко; ночевать в кандалах и одежде было неспокойно; поэтому дремали на станциях по нескольку минут во время перепряжки…Кострома, Макарьев, Котельнич, Вятка, Глазов, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень только мелькнули на нашем пути».

Следующая остановка – старинная столица Сибири – Тобольск.

Путь декабристов (Кострома-Тобольск).

Фельдъегери были разные.

Одни старались облегчить путь узников, делали остановки почаще. Другие же стремились сэкономить проездные деньги, бешено гнали лошадей, проскакивали мимо почтовых станций, плохо кормили заключенных.

В.В Петров.Вид Екатеринбурга. 1789

Дорога в Сибирь показала декабристам глубокое сочувствие населения.

И не только простые люди, но даже многие сибирские губернаторы и чиновники любым способом старались выказать им знаки внимания.

В Тобольске декабристов ожидал теплый прием. Генерал-губернатор Д.Н. Бантыш-Каменский старался облегчить участь декабристов, дать им возможность отдохнуть после мучительной дороги. Но приказ Николая I, запрещающий партиям декабристов встречаться в пути, свел время отдыха к минимуму.

«Мы следовали по главной дороге, — вспоминает А.Е. Розен, — которая одна и есть по всей Сибири…

Путь наш (от Тобольска.

– М.С) лежал через города Тару, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск: девять городов на расстоянии 3000 верст…»

Путь декабристов (Тара — Нижнеудинск).

Путь декабристов (Нижнеудинск – Иркутск).

Вид города Тары.

Гравюра П.А. Артемьева.

Дорога упиралась в Ангару, на другом ее берегу высились колокольни, слышался лай собак, в домах повыше уже зажигались свечи, в домах пониже, потемнее, окна были застеклены закатом.

Высокие триумфальные Московские ворота, поставленные на въезде в город в честь Александра I в 1811 году, пропустили декабристов в Иркутск.

Герои сражений с Наполеоном, закованные в цепи, оглядели ворота эти с грустным чувством – последнее напоминание об их вольных и победных днях.

«Иркутск не был для нас…гостеприимен, — писал А.П. Беляев. – Тут нас привезли прямо в острог, где отвели, конечно, особое помещение. Мы с удовольствием узнали, что часовыми у наших дверей были семеновские солдаты, сосланные сюда….»

В первой партии, прибывшей в столицу Восточной Сибири, было восемь человек — Сергей Волконский, Евгений Оболенский, Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Василий Давыдов, Александр Якубович и братья Борисовы.

Их размещали на близлежащих заводах. Но вскоре после распоряжения Николая I их переправили за Байкал, на серебряный рудник Благодатский.

А в Иркутск прибывали все новые и новые партии декабристов. Их тоже отправляли за Байкал.

Осенью 1826 и зимой 1827 года тот же путь в Сибирь проделали жены декабристов – Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г.

Муравьева.

Героический подвиг русских женщин был, однако, не только подвигом любви – это был своеобразный бунт против заговора молчания, это была во многом сознательная акция против властей.

Тысячи таежных верст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда – ничто не остановило женщин. Казалось, преграды только усиливали их желание соединиться с мужьями, разделить с ними полную горечи чашу изгнания.

Сперва хотели декабристов разбросать по всей Сибири.

Местное начальство было обеспокоено тем, что расселенные по каторжным заводам «Государственные преступники» окажут на рабочих этих заводов, на ссыльнопоселенцев революционное влияние. Генерал-губернатору Лавинскому представлялась страшная картина: каторжники, возбужденные декабристами, объединившись и добыв оружие, идут на Иркутск.

Тогда решили «государственных преступников» объединить в маленькой, в двадцать дворов, деревушке Чите. Через год перевели туда и благодатских узников. Жены декабристов переехали Байкал зимой.

Чита.

В истории Читы большое место занимают декабристы.

Судьбы 85 участников декабристских тайных обществ с 1827 по 1830 год связаны с Читой. Знакомство многих их них состоялось именно здесь. С прибытием декабристов, солдат, казаков охраны и офицеров штаба население Читы удвоилось.

Анненков. Вид Читинского острога. 1820-е гг.

«В эпоху прибытия нашего в Читу это была маленькая деревушка заводского ведомства, состоявшая из нескольких полуразрушенных хат», — говорил декабрист М.А. Бестужев.

В Чите декабристов сперва размещали в небольшом тесном помещении – его впоследствии назвали «Малый каземат», затем заняли еще один, и, наконец, построили «Большой каземат».

Теснота в казематах, особенно пока не был готов «Большой», была неимоверная. Спали прижатые друг к другу.

«На ночь нас запирали.

Выходить за двери могли не иначе, как с конвоем; выходить не куда-нибудь из тюрьмы, а в самой тюрьме. Гулять дозволялось по двору, обставленному высоким заостренным частоколом»

А.П. Беляев, декабрист

Декабристов ежедневно водили на работу – они чистили казенные хлева и конюшни, приводили в порядок улицы. Быт декабристов постепенно приобрел некоторую стабильность: декабристы, люди образованные и незаурядные, стали заниматься музыкой, изучением языков, кто-то занялся огородничеством.

Еще через три года Читинское селение заметно расширилось.

Появились новые дома, лавки, а недалеко от тюрьмы новая улица, которую назвали Дамской: здесь жили приехавшие за сосланными мужьями-декабристами Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, П.Е. Анненкова, Е.П. Нарышкина, А.И. Давыдова. Своим благоустройством Читинское селение обязано трудам тех же декабристов. Декабристы сами сооружали свою тюрьму, налаживали дороги, зарывали глубокий овраг, названный «Чертовой могилой».

И.В Кареев.Чита.

Чертова могила. 1827-1830

Само благосостояние местных жителей поднялось благодаря присутствию состоятельных поселенцев. Декабрист П.И Фаланберг сделал топографический план поселения, которому в будущем предстояло стать городом Читой. Развитию Читы как города во многом способствовал декабрист Дмитрий Завалишин.

П.И Фаленберг

План Читинского острога.1830

Неизвестный художник-декабрист

Вид церкви и улицы в Чите.

В самой старой части Читы находится Михайло-Архангельская церковь — уникальный памятник русского зодчества XVIII в. Это единственная сохранившаяся на территории Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь, освещенная во имя св.

Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Архитектурный облик храма с незначительными изменениями сохранился до наших дней. Почерневшие от времени толстые бревенчатые стены церкви помнят многое. Жители Читы называют ее Церковью декабристов . Здесь искали духовного утешения и молились о своих близких декабристы, их жены. 4 апреля 1828 г. в Михайло-Архангельской церкви обвенчались декабрист И.А. Анненков и француженка Полина Гебль.

В августе 1839 г.

Декабристы в Сибири

жители Читы стали свидетелями венчания в церкви декабриста Д.И. Завалишина и Аполлинарии Смоляниновой — дочери управителя Читинской волостью. У стен церкви похоронена жена Д.И. Завалишина и дочь С.Г. и М.Н. Волконских — Софья. В 1938 году Михайло-Архангельская церковь, как действующая, была закрыта.

В 1985 году в Михайло-Архангельской церкви открылся Музей декабристов .

Сотрудниками музея была проделана большая работа по сбору вещественных и документальных материалов. В настоящее время в музее имеется 1379 экспонатов.

Из них 679 экспонатов основного фонда. За период с 1986 по 2002 год было собрано 217 экспонатов, из них 94 экспоната основного фонда.
За время своего существования музей превратился в центр по изучению декабристского наследия. В музее проводятся литературно-музыкальные вечера, театрализованные представления, музыкальные салоны, чтение лекций с просмотров видеофильмов.

Ежегодно в декабре в музее проходят «Декабристские вечера». К участию в подобных мероприятиях музей привлекает артистов драмтеатра, студентов училища культуры, студентов музыкального училища, артистов филармонии.

В проводимых музеем мероприятиях активное участие принимает библиотека имени Нарышкиных (заведующая Баукова Т.К.). Музей декабристов, отражающий одну из наиболее ярких страниц в истории края, пользуется популярностью у горожан и гостей города и активно посещается».

Чита.

Музей декабристов. Выставочный зал

Чита. Музей декабристов. Каторжные орудия труда.

Чита.

Музей декабристов. Интерьер.

В городе до наших дней сохранились дома тогдашних декабристов.

Так дом, в котором жила Е.П. Нарышкина, жена декабриста М.М Нарышкина, превратился в городскую библиотеку. Библиотечный фонд превышает 23 000 экземпляра, его качественный состав широко известен в городе и является гордостью коллектива. Библиотека проводит исследовательскую работу по теме «Декабристы и Забайкалье», сотрудничает с Музеем декабристов г. Читы, проводит «Декабрьские вечера», «Декабристские чтения». Ежегодно библиотечными документами пользуется более 2 000 горожан, посещают сотни туристов.

В библиотеке побывали многочисленные группы россиян и граждан зарубежных стран: Китая, США, Италии, Франции, Германии и Канады. Библиотека имеет абонемент, читальный зал и отдел истории, посвященный семье декабриста М.

М. Нарышкина. Многие годы библиотека поддерживает дружеские связи с потомком рода Нарышкиных, профессором Московского государственного энергетического университета А. К. Нарышкиным.

Чита. Городская библиотека.

Мемориальная доска на доме Е.П.Нарышкиной.

История первая. О том, как декабриста Дмитрия Завалишина сослали… (внимание!)... из Сибири обратно в Европу.

В 1856 году, спустя 30 лет с начала суровой сибирской ссылки, декабристов помиловали. И многие из них решили вернуться на Большую Землю, кто в Петербург, кто в Москву, а кто-то в деревню к родственникам. Но живший в Забайкалье политический ссыльный Дмитрий Завалишин возвращаться домой не торопился. Почему? Да потому, что бывший морской офицер и заговорщик наконец-то нашел своё место в жизни, нашел своё настоящее призвание - он ударился в публицистику, сегодня его бы назвали блогером. Завалишин активно печатался на политические темы, писал статьи, в которых разоблачал злоупотребления местных властей. Поэтому генерал-губернатор Муравьёв послал императору прошение и монаршим указом Завалишин был сослан из города Читы обратно - в Европейскую часть России. Уникальный случай!

В ссылке декабристы скучали по Петербургу, поэтому, когда Дмитрию Завалишину предложили поработать над планом городского строительства, он распланировал всё точно по клеточкам, как в столице. Поэтому в Чите по сей день так много прямых улиц, прямых углов и прямоугольных кварталов. Кстати, этот город известен самой большой за Уралом городской площадью.

История третья. О том, как декабрист Луцкий дважды убегал с каторги, а после помилования остался жить в Сибири.

Эта история достойна экранизации. Активный участник декабрьского восстания Александр Николаевич Луцкий, красавец-офицер, юнкер лейб-гвардии Московского полка, (того самого полка, который вышел на Сенатскую площадь), во время движения на каторгу по этапу, поменялся именами с одним из уголовников. Наивный сиделец наверное просто не знал - что там за восстание такое произошло в Петербурге, и за что выслали в Сибирь этого богатого господина. За обмен было предложено 60 рублей - это гигантская сумма по тому времени. Уголовник за эти деньги отдал свою лёгкую статью и красивое имя. Вот так в селе под Иркутском и поселился Агафон Непомнящий, бывший дворянин Луцкий.

Однако, спустя три года подмену обнаружили. Видать, жил не по средствам, к тому же слишком изыскано и утонченно изъяснялся мужик Агафон Непомнящий. Ну, вот откуда вор может знать французский язык, и совершенно не владеть феней? За свой дерзкий поступок Луцкому врезали 100 ударов розгами, и отправили в Новозерентуйский рудник Нерчинской каторги, где заковали в кандалы. Луцкий вёл себя примерно, и через некоторое время убедил администрацию в своём «беспорочном» поведении. Ему позволили жить вне острога, хотя каторгу не отменили. Он был обязан каждый день вкалывать в руднике. Декабрист воспользовался своим вольным положением и совершил побег. Его поймали, снова наказали розгами, но на этот раз стали держать в тюрьме, причем там его приковали к тачке.

История четвертая. О том, как декабристы повышали аграрную культуру населения.

Стоит отметить, что ссыльные декабристы выписывали очень много книг, в том числе на иностранных языках. Комендант генерал Станислав Лепарский должен был следить, что именно читают его подопечные. Сначала он пытался сам прочитывать всё, что заказывали ссыльные, но так как он знал только четыре языка, то разобраться ему было сложно, и он это неблагодарное занятие оставил. Сибирская глушь 19-го века и книги на древнегреческом и латыни - представляете себе уровень образования!?

Уже известный вам многогранный человек, моряк, мятежник, публицист, топограф, лекарь и учитель Дмитрий Завалишин выводил породы молочных коров и держал более 40 лошадей. Он выписывал семена по почте и раздавал их крестьянам. Вдумайтесь! - семена по почте! А почта исключительно на лошадиной тяге. Это же… сколько времени семена из Европы шли в Забайкалье?

Кстати, сад Владимира Раевского в иркутском селе Олонки сохранился до сегодняшнего дня. Тот же Раевский выводил у себя на огороде особо крупные арбузы. Его примеру последовали окрестные жители, и скоро дешевые и сладкие олонские арбузы стали вытеснять с рынка дорогие, привозимые издалека, из европейской России. Алексей Юшневский под Иркутском первым стал разводить кукурузу. Михаил Кюхельбекер сам, своими руками, в селе Баргузин возделал три гектара земли, огородил их и посеял хлеб. Это был первый хлеб, посеянный на баргузинской земле. Следом за ним и крестьяне начали расчищать землю под посевы - так в этих краях началось хлебопашество. Более того, политссыльный Кюхельбекер хлопотал перед начальством о том, чтобы крестьяне были снабжены картофелем для посадки.

История пятая. О том, как декабристы лечили людей.

Декабрист Фердинанд Вольф, в прошлом, во время Отечественной войны 12-го года штаб-лекарь 2-й армии, отбывал наказание в Читинском остроге. Он был образованным и искусным врачом. Сначала он лечил только своих товарищей в тюремных казематах, потом начал лечить и тюремщиков, и постепенно стал оказывать помощь всем, кто к нему обращался: служащих и рабочих завода, горожан-читинцев и даже бурят из дальних кочевий. Когда его перевели в Тобольск, то там при местной тюрьме он без всякого вознаграждения исполнял обязанности врача. Когда он умер, то провожать доктора в последний путь вышел весь Тобольск. Очевидец похорон декабрист Владимир Штейнгель описал это так: "Длинный кортеж тянулся до самой могилы. Между простыми людьми слышны были рассказы о его бескорыстной помощи страждущим - это лучшая панегирика доктору Вольфу!"

Когда в середине 19-го века на Тобольск обрушилось страшное бедствие - холера, декабристы Бобрищев-Пушкин, Фонвизин и Свистунов вместе со своими женами, рискуя жизнью, ухаживали за больными. Михаил Кюхельбекер успешно лечил русских, бурят и тунгусов в Баргузине. Нарышкин с женой оказывали медицинскую помощь населению в Кургане. Шаховской - в Туруханске, вездесущий Дмитрий Завалишин - в Чите, Ентальцев, Якушкин, Пущин - в тюменском ЯлУторовске. Друг и однокурсник Пушкина Иван Пущин потом вспоминал об этом так: "Масса нас всех принимает за лекарей и скорее к нам прибегает, нежели к штатному доктору, который всегда или большей частью пьян и даром не хочет пошевелиться".

История шестая. О том, как сибирское изгнание мужей разделили 11 женщин.

Самая лучшая шутка про жён декабристов звучит так: они поехали за мужьями в Сибирь, и испортили им всю каторгу. Это конечно смешно. Но и грустно. Потому как, на самом деле, они их очень сильно поддержали. Поступок 11-ти женщин можно смело назвать подвигом. Ведь в те годы Сибирь была не такой благоустроенной как сегодня. Ни тебе электричества, ни стиральных машин, ни канализации, ни компьютеров с интернетом, ни модных магазинов, ни кафе. Глушь, тайга, отсутствие дорог, и мужья в острогах. Известно, что когда Екатерина Трубецкая, прибыв в Сибирь, увидела в щель тюремного забора мужа в оборванном тулупчике и в кандалах, то потеряла сознание.

Итог всему вышесказанному. У современника, который близко наблюдал жизнь изгнанников на поселении, есть следующие слова: "Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобретали необыкновенную любовь народа". Их действительно любили и уважали. Потому, что, даже находясь в стесненных условиях, они помогали людям. Они строили и пахали. Они лечили и учили. Они приносили пользу людям и Отечеству.

А сколько бы всего хорошего, вечного и доброго они могли бы ещё сделать в своей жизни для своей страны, если бы однажды холодным декабрьским утром не вышли на Сенатскую площадь.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины