Астрономия станет обязательной. Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы

Астрономия станет обязательной. Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы

11.10.2019

Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства», интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят! Вот, пусть они и изучают астрономию!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

необходимость преподавания астрономии в школе

Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства», интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят! Вот, пусть они и изучают астрономию!»

На первый взгляд в этом рассуждении логика есть. Но давайте, распространим этот подход на другие дисциплины средней школы.

МАТЕМАТИКА. А для чего ее изучать? Существуют калькуляторы, которые считают точнее, чем человек. Вот, если работяге потребуется что-то сосчитать, он и будет пользоваться калькулятором, а всякими там биномом Ньютона да интегралами пусть специалисты занимаются. Разве не так?

ПИСЬМО. А пишущие машины для чего? А скоро будут такие, что прямо с голоса печатать будут, грамматически абсолютно правильно, только лист в машину заложи. Расписаться научился - и хватит!

ИСТОРИЯ. Вот уж, в практической жизни совершенно ни к чему! Что было, то прошло и изменить его нельзя. А что будет, так того все равно никто не знает. Да и саму-то историю историки каждые несколько лет переписывают по-новому. Так нечего на нее и время тратить.

ГЕОГРАФИЯ. Тоже не нужна! Круглая Земля, или плоская, так работяге «без разницы», а если надо куда ехать, то купил билет, да и езжай!

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Все, что тебе, работяге, знать нужно, тебе расскажут и покажут по телеку.

ФИЗИКА, ХИМИЯ. Опять-таки, где бы ты ни работал, от тебя требуются не твои знания, а точное исполнение инструкций по работе и по технике безопасности. И вообще, чтобы стать Большим человеком, образование ни к чему. Александр Данилович Меншиков ни читать, ни писать не умел, а стал светлейшим князем и богатейшей персоной, без всяких книг! Вот это и есть достойный пример!

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Вот это нужно, пожалуй, в первую очередь! И для того, чтобы работа шла легче, и для того, чтобы при случае «дать» кому как следует! И развлечения для него просты: телек, если уж очень устал, хоть спи перед ним, никто не осудит, или дискотека «для живого общения», ну, конечно, и умственные игры, такие, как «козел», карты.

И учить такого работягу десять или более лет, да еще за счет всего народа, нет никакой надобности; читать научился, расписаться умеет, мускулы накачал - и иди работать, хоть с десяти лет. Учить тебя курить и водку пить не приходится - сам научишься!

Все сказанное выше далеко не преувеличение. Такого рода обучение, когда на первом месте стоит стадион, можно видеть в США, с которых у нас сейчас стараются брать пример во всем, начиная с эстрады, детективных фильмов и кончая школьным образованием. При этом напрочь забывают, что США - это страна из людей, бросивших свои исторические родины, нравы, обычаи, нередко даже презирающие их, стремящихся на новом месте урвать от жизни как можно больше и побыстрее, хотя бы за счет здоровья, жизни, хоть чужой, хоть своей. Восхищаясь достижениями инженеров и ученых США, не следует забывать, что значительная часть их «выписана» из стран Европы, в том числе из России, где обучение подрастающего поколения не такое прагматичное. В нашей стране был принят закон о всеобщем обязательном среднем образовании, но в то же время полно недоучек, мало чем отличающихся от показанных выше «работяг». Причин такого положения несколько, и полезно хотя бы некоторые из них вспомнить.

Иждивенческий подход к образованию: «раз есть закон, так пусть сами меня и учат, а я могу и бездельничать, все равно «они» должны меня выпустить, иначе им же попадет!» Вот и мучаются педагоги, натягивая «тройку» явному бездельнику (иногда за «мзду»!).

Чисто прагматический подход, который встречается главным образом среди сельского населения, где среднее образование представляется причиной, отвлекающей подростка от крестьянского труда, в котором для семьи каждая пара рук дорога. Подобный взгляд на образование встречается, причем часто и среди малокультурных и малообеспеченных слоев рабочих, дети которых стремятся как можно быстрее приобщиться к жизни и труду взрослых.

Стремление высшего партийного руководства подготовить массовые кадры «освободителей мирового пролетариата от ига капитализма». Кадры эти, естественно, предполагались «нашими»

Естественно, что видя свое предназначение в мировой революции, эти подростки совершенно не ощущали потребности в обучении наукам, да заодно не ощущали потребности в обыкновенной человеческой нравственности, заменяя ее «классовым революционным сознанием».

Создается впечатление, что руководители высокого ранга не всегда понимают, даже не догадываются, что упрощенный подход к обучению подрастающего поколения в масштабе такой крупной страны, как наша, приведет за сравнительно короткое время к резкому расслоению общества на громадную массу кое-как обученных «работяг», ничего не знающих, кроме той работы, для выполнения которой их проинструктировали;людей с резко суженным интеллектом, ничем не интересующихся, поскольку такими их и воспитали, с низменными обычаями и привычками, фактически таких же, какими были рабы Рима и египетских фараонов, но при более высоком техническом уровне производства, и - на технократов, инженеров и ученых, которых обучали и воспитывали за высокую плату, заранее зная, что готовят господ над рабами. И эти господа, подобно касте египетских жрецов, в своих кабинетах и лабораториях будут развивать науку, технику, которая труд рабов делает более производительным. Эта каста будет властвовать над «работягами» - рабами, а некоторых сотрет в порошок силами незначительного количества господ инженеров без необходимости привлечения армии или полиции.

Таким образом, могут быть два пути организации образования подрастающего поколения:

· всеобщее, равное для всех по его содержанию, сходное с тем, что было у нас, и

· раздельное, по разным программам, для рабочих упрощенное, а для будущих технократов с углубленным изучением наук.

Первый путь дает всеобщие кадры людей, которые могут не только сознательно относиться к порученной им работе, но и принимать активное участие в ее совершенствовании в силу своей подготовленности. Из этих людей выявляются наиболее талантливые для получения дальнейшего высшего образования. При этом сохраняется возможность общения всех людей, так как фундамент их знаний заложен одинаковый.

Второй путь дает два вида кадров: тех, кто управляет, и тех, кто выполняет работу, руководствуясь строго выполняемыми инструкциями. Практически, из второй группы никогда не выйдут те, кто может занять место в управлении и создании новой техники. В силу резкого различия в подготовке и воспитании этих групп, взаимное общение между ними будет совершенно исключено. И чем дольше будет сохраняться такая система воспитания и обучения, тем дальше эти две группы будут отделяться одна от другой.

Складывается впечатление, что у нас начинают склоняться ко второму пути образования и воспитания подрастающего поколения в силу его простоты, непродолжительности для работяг, меньших затрат со стороны государства. Но при этом не учитывается, что рано или поздно общество станет таким, каким показали его в «Машине времени» Г.Уэллс и Р.Бредбери в «451° по Фаренгейту».

Если дифференцированное обучение будет принято, если громадный класс «работяг» в городе и на селе будет проходить упрощенное обучение только тому, что необходимо для практической деятельности, то уровень развития общества снизится до неолита. Более того уже этим одним будет заложена основа будущего социального взрыва.

Следует помнить, что комплекс наук, принятых для обучения подростков, создавался на протяжении многих лет и имел своей целью в конечном счете дать подростку гармоническое развитие не для сиюминутной работы, а для работы в его будущем. Упрощенное обучение, оглядывающееся на потребности прошлого, дать этого не может. Обучение в школе дает подготовку на многие десятилетия вперед. Вот об этом часто забывают и некоторые из «руководства», которым само их положение должно подсказывать необходимость в дальновидности.

Вернемся к школьному обучению подростков. Есть одна наука, стоящая особняком. Она сочетает в себе точность и логичность математики, постановку задач, характерную для физики, химии, естествознания, и сама подчас ставит перед этими науками задачи или обобщает результаты их достижений при изучении внешнего мира, не зависящего от деятельности человека. Результаты ее обобщений нередко ложатся в основу философских обобщений и норм нравственности. В силу этого науку эту в древности считали матерью всех наук и называли Космографией, а сейчас именуют Астрономией. Великий Ломоносов, основывая первый Российский университет, первой наукой поставил математику, в второй - Астрономию, которая развивает мироощущение человека и его мировоззрение.

Астрономия играет очень большую роль в формирования правильного взгляда на мир у подрастающего человека и не странно ли, что через 300 лет после Ломоносова, у нас происходит «затирание» этой науки, преподающими ее учителями математики и физики, которым всегда хочется на свои дисциплины отвести побольше часов, с молчаливого согласия школьного руководства, а подчас и не только школьного. И если у школы есть два-три школьных телескопа, то они мирно стоят в шкафу, поскольку для астрономических наблюдений необходимо тратить ночное время, чего преподавателю физики или математики совсем не хочется делать.

С другой стороны, если попадается преподаватель физики и астрономии, который знает свой предмет не только в объеме учебника, старается дать своим ученикам то, что должно давать по программе, то результаты получаются достаточно впечатляющими.

Приведу только один пример знакомого мне преподавателя физики и астрономии в одной из школ г. Уссурийска, Михайлова Анатолия Владимировича. Сразу оговариваюсь, что он сумел поставить дело так, что мог негласно вносить изменения в расстановку часов программы, чего офицальноему конечно не разрешили бы. Выражаясь современным языком он работал «на конечный результат». Вот, что он делал и каковы были результаты. В период месячного практикума по физике (в физмат.классах) он включил в месячную сетку часов весь курс астрономии. К этому времени курс оптики был уже пройден (и математики, соответственно). Уроки подкреплялись и подоспевшей темой по физике - теорией относительности. Для наблюдений использовались пять школьных телескопов, из них три менисковых, девять пединститутских, да еще были заимствованы у математиков пять теодолитов. Для класса в 32 человека при выполнении индивидуальных заданий этого оказалось вполне достаточно. Наблюдения проводились на окраине города. Ребята получали фотографии Луны, Сатурна, Юпитера со спутниками, падения метеоритов, фотографировали участки звездного неба. Потом проводилась математическая обработка и сдача зачетов по материалам наблюдений. Ребята делали для себя маленькие открытия: определение скорости движения метеоритов и др. В период летних каникул девятиклассники расположились лагерем вблизи Станции Службы Солнца, где ребятам доверили настоящую работу по фотографированию Солнца, математическую обработку полученных данных. В то время на Солнце произошла уникальная вспышка, о которой сообщил в «Комсомольскую правду» корреспондент ТАСС. Через пару дней посыпались запросы на самую восточную уссурийскую станцию из Гринвича, Пик-дю-Миди, из ЮАР и пр. Пять сотрудников станции оказались в цейтноте и им пришли на помощь три десятка добровольных и весьма добросовестных помощников. Математическую обработку эволюции солнечных пятен поручили трем ребятам одновременно, работавшим независимо друг от друга и если результаты сходились, то они считались научно достоверными. За три дня все было обработано и отправлено. В переводе данных на английский, французский, испанский языки помогали тоже ребята. Проверка показала, что ребята выполняли работу на уровне младших научных сотрудников и зачастую точнее, чем штатные сотрудники. По завершению работы директор Станции подытожил: «Если бы не твои ребята, я со своим штатом и за месяц не управился бы!»

С тех пор прошло много лет. Ребята эти давно стали взрослыми. Из того выпуска состоялось девять кандидатов наук (эти данные примерно шести - семилетней давности), все на переднем крае науки: биофизика, криогеника, физика твердого тела, биохимия, генная инженерия, астрофизика...

У астрономов есть могучий подспудный резерв, это - любители. Их достаточно много и они спонтанно возникают, когда человек посмотрит на небо и задумается над тем, что же он видит. В отличие от математики, географии, например, где любители углубляют полученные фундаментальные знания, любителем астрономии может быть и тот, кто впервые посмотрел на небо заинтересованным взглядом, и тот, кто углубленно изучил какой-то раздел астрономии, и тот, кто самостоятельно изготавливает астрономические инструменты. Они все равны и все поймут друг друга. И нередко любитель астрономии отличается от профессионала только уровнем математической подготовки, да еще возможностью распределять свое время не в зависимости от жесткого плана регулярных работ.

Известно, что обнаружение комет, Новых звезд нередко делаются именно любителями и только вслед за ними эстафету подхватывают профессионалы со своими точными приборами и методами наблюдений. Так же известны любители астрономии, которые строили инструменты, размерами и качеству которых нередко удивляются профессионалы. И немало было случаев, когда любитель становился профессионалом, которого ни один специалист не мог упрекнуть в верхоглядстве, в дилетанстве.

Если же любители объединяются в клубы, то они нередко создают при хорошем руководстве очень интересные, подчас уникальные конструкции, что видно, например, по работам клуба имени Д.Д.Максутова в Новосибирске, под руководством Л.Л.Сикорука. Кстати, сам Д.Д.Максутов, выдающийся оптик, не только практик, но и теоретик, начинал как любитель. И привлечь людей, притом всех возрастов, к занятию астрономией много легче, чем, например, к занятию математикой (вспомните свои школьные кружки)!

Когда в ноябре 1973 года Л.Л.Сикорук выступил по Новосибирскому телевидению с рассказом о предстоящем прохождении кометы Когоутека, показал 100 мм рефрактор и обещал помочь желающим построить телескоп, то на его предложение откликнулось 400 человек. Это ли не показатель подспудной тяги людей к астрономии! (см. «Земля и Вселенная» № 1/81).

Наука Астрономия не пострадает от нашего пренебрежения ею, пострадает будущее Человечества, а возможно и его дальнейшее существование.

Из всего сказанного вытекает следующее.

Каждый человек должен иметь возможность получить среднешкольное образование. Документ об образовании должен отражать полноту усвоения единой программы, хотя бы и различными методами.

Астрономия должна преподаваться двумя циклами, в младших и в средних классах, по программам различной сложности. Преподаванию должно уделяться внимание, как одной из ведущих дисциплин. При этом программу следует пересмотреть, сделав упор на объяснение физической природы астрономических явлений и прежде всего тех, которые происходят повседневно и регулярно, четко разграничить их причины и следствия, увязать астрономию с другими науками.

Включить обязательное проведение учащимися самостоятельное выполнение лабораторных работ, астрономических наблюдений. При этом создать условия, стимулирующие преподавателей к проведению ночных наблюдений с учащимися.

Присоединяясь к мнению коллеги, хочу привести несколько примеров из своей практики учителя физики и, когда-то, астрономии. Когда 25 лет назад я преподавала астрономию в школе, то это был любимый всеми предмет. Астрономию изучали в 11 выпускном классе, она входила в перечень экзаменов на выбор. В выпускные классы шли учиться, чтобы поступить в ВУЗ. Все, кто имел «стадионные» цели в жизни уже ушли в ПТУ и благополучно рубили «бабло» или спивались. А оставшиеся успешные дети с восторгом изучали основы Мироздания, независимо от профиля класса-гуманитарного или физико-математического. Успешно сдавали экзамен, так как многое уже знали из курса математики, физики, биологии, географии. Астрономия обобщала и объединяла в единую картину Мира разрозненные знания. Мои очень занятые ребята ездили на ночные наблюдения в Планетарий, Пулковскую обсерваторию. Выступали на олимпиадах. Ходили на ночные наблюдения на местности, учились ориентироваться по звёздам. Это было полезно и очень романтично, что немаловажно для подростков. А сколько нового они узнали про календарь и систему счёта времени! Этого ни один предмет не упоминал даже. Несколько человек даже поступать пошли в Аэрокосмическую академию! Когда предмет астрономии исключили из Федерального компонента, то ввели в конце 11 класса несколько уроков на вопросы астрономии. Науку просто растерзали! Физ-мат. классы в это время загружены ЕГЭ, и скачки «галопом по Европам» -полная профанация.А ведь можно приобщать учеников к астрономии хотя бы в рамках программы по физике.

класс

Тема урока курса физики

Соответствующие вопросы астрономии

Механическое движение

Виды траекторий движения тел с первой, второй, третьей космической скоростью.

Расчёт пути и времени движения

Скорость света. Световой год.

Масса и плотность вещества

Расчёт массы звезды, планеты.

Явление тяготения.

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах. Причина отсутствия атмосфер у планет.

Вес тела. Невесомость.

Особенности состояния невесомости. Влияние невесомости на живые организмы.

Атмосферное давление

Особенности атмосфер у планет Солнечной системы.

Виды теплопередачи. Излучение

Излучение Солнца. Свойства излучений и их действие на живые организмы.

Магнитные явления

Магнитосфера Земли и её значение для жизни. Магнитное поле Солнца. Солнечные пятна. Активность Солнца. Магнитные поля небесных тел.

Электрические явления. Строение атомов. Элементарные частицы

Межзвёздная среда. Свойства элементарных частиц. Потоки излучений. Космические лучи.

Оптика. Законы излучения, распространения, отражения и поглощения света.

Солнечные и лунные затмения. Самосветящиеся и отражающие свет небесные тела. Альбедо. Линия терминатора. Атмосферная рефракция. Истинные размеры светил. Цвет и светимость светил. Условия видимости светил.

Оптика

Устройство линзового телескопа. Видимая и абсолютная звёздная величина

Механические явления

Свободное падение-движение под действием силы тяжести. Расчёт пути и времени падения тел на других небесных телах.

Движение по окружности

Движение искусственных спутников Земли.

Закон всемирного тяготения

Центр тяжести Солнечной системы. Гелиоцентрическая система. Состав и масштабы Солнечной системы. Сила тяжести на других светилах-расчётные задачи. Законы Кеплера. Фаэтон- жертва тяготения. Вероятная гибель динозавров.

Невесомость. Перегрузки.

Проблемы межпланетных полётов. Условия пребывания в космосе для живых организмов. Подготовка космонавтов к полётам. История советской и российской космонавтики.

Импульс. Реактивное движение.

Значение работ Циолковского для развития космонавтики. Движение ракет.

Магнитное поле.

Сравнительная оценка магнитных полей небесных объектов. Связь магнитосферы со строением и составом ядра светила.

Электромагнитные колебания

Свет- электромагнитная волна. Свойства э/м волн. Качественное изучение состава небесных тел по спектрам. Рефракция атмосферы. Спектрограф. Спектроскоп.

Строение атома и атомного ядра. Энергия атомного ядра

Источники энергии Солнца и звёзд. Возраст звёзд. Время жизни и эволюция звёзд. Классификация звёзд по интенсивности излучения в связи с запасами ядерного топлива. Протон-протонный цикл.

Механические явления. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести.

Расчёт орбит небесных тел. Решение количественных задач. Законы Кеплера. Эксцентриситет орбит. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Условия видимости планет. Система счёта времени. Солнечный и лунный календарь.

Молекулярная физика

Расчёты скорости движения частиц. Температура атмосфер. Опыт Штерна. Оценка параболических скоростей. Реликтовое изл.

Магнитное поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд

Детекторы ионизирующих излучений Солнечного ветра. Магнитосферы небесных тел. Солнечные пятна. Солнечная активность. Связь магнитного поля светила с агрегатным состоянием, составом и строением ядра.

Механические колебания.

Периодически переменные звёзды.

Электромагнитные волны. Свет. Плотность потока излучения. Свойства э/м волн. Скорость света.

Скорость света. Расчёт расстояний в Солнечной системе и Галактике. Отражение света-альбедо. Законы преломления и атмосферная рефракция. Линзовые телескопы: устройство, принцип работы, применение.

Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.

Телескопы-интерферометры. Спектральный анализ. Диаграмма спектр-светимость. Классификация звёзд. Эффект Доплера и красное смещение в спектрах звёзд.

Виды излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма излучения.

Типы звёзд по видам излучений. Связь температуры, массы, размеров звёзд с типом излучений. Обнаружение двойных и кратных звёзд. Спектр космических излучений. Межзвёздная среда.

Квантовая физика.

Фотоны. Световое давление и свечение хвостов комет.

Атомная физика

Модели атомов и состояние вещества во Вселенной.

Ядерная физика

Расчёт энергетического выхода ядерных реакций в недрах звёзд. Оценка времени жизни светила по интенсивности ядерных реакций. Классификация светил (белый, красный, чёрный карлик, гигант)

Детекторы частиц

Спектр космических лучей. Действие И.И. на живые организмы.

Реакции синтеза

Протон-протонный цикл в звёздах

Термоядерный синтез

Оценка возраста небесных тел. Эволюция звёзд

Физика элементарных частиц

Вещество и антивещество во Вселенной. Скрытая масса.

Элементы теории относительности

Физика вещества звёзд. Черные дыры. Расчёт критической массы. Эволюция звёзд. Эволюция Вселенной.

Практикум по подготовке к ЕГЭ. Элементы астрономии в курсе физики

1.Расчёт расстояний до тел Солнечной системы. 2. Размеры и масштаб Галактики. 3.Годичный параллакс. 4. Парсек.5. Параллаксы звёзд

Формула Погсона. Связь видимой и абсолютной звёздной величины.

Закон Вина.

Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. «О бесконечности Вселенной и Мирах». Гипотезы возникновения Солнечной системы.

Все основные вопросы астрономии можно и нужно рассматривать хотя бы в рамках физики. Вопросы космогонии и космологии остаются за рамками физики, но им легко найдётся место в рамках тех нескольких часов, что даны на астрономию в 11 классе.


Приказываю:

Утвердить прилагаемые , которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39 и от 31 января 2012 г. N 69 и от 23 июня 2015 г. N 609.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 июня 2017 г. N 506

Изменения,
которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

1. В части II "Среднее (полное) общее образование":

1.1. В разделе "Общие положения":

а) в абзаце двенадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Учебные предметы Астрономия и Естествознание представлены только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения учебный предмет Естествознание может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.";

в) в абзаце четырнадцатом после слов "Физическая культура" дополнить словом ", Астрономия".

1.2. После раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по физике" дополнить разделом следующего содержания:

"Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии

Базовый уровень

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Звезды

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Наша Галактика - Млечный Путь

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.".

1.3. В разделе "Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию" (базовый уровень):

а) в абзаце третьем позиции "Современные естественно-научные знания о мире" подраздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" слова "Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, Эволюция звезд и планет, Солнечная система)" исключить;

б) в подразделе "Требования к уровню подготовки выпускников" (базовый уровень):

в позиции "знать/понимать" слова "эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика," исключить;

в позиции "уметь" слова ", разбегание галактик" исключить.

2. В подразделе "2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования" раздела "Пояснительная записка":

а) в абзаце двадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) дополнить новым абзацем двадцать вторым следующего содержания:

"Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом";

в) абзацы двадцать второй - двадцать шестой считать соответственно абзацами двадцать третьим - двадцать седьмым.

Обзор документа

Утвержден стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии. Это обусловлено введением астрономии в качестве отдельного учебного предмета.

Определены обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее - в материале «Реального времени».

Иммунитет к лженауке

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике. Фото petrsu.ru

ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета. В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов - регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года - такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого - этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие - не только дети, но и взрослые - на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело - кто будет преподавать? - говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ , каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор - Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых - это решит Министерство образования Татарстана, - говорит Бикмаев.

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли - все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, - говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами - из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, - говорит Рустем Бикмуллин.

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», - говорит завкафедрой. С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире - запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, - говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции. Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта - изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер. Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Дарья Турцева

Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила о том, что принято решение вернуть в российские школы такой предмет, как «Астрономия» уже в 2017-2018 учебном году. Мотивировали изменение программы тем, что дети, завершая один из важнейших этапов обучения, покидают школьные стены без фундаментальных познаний о том, как устроена Солнечная система, что является недопустимым в XXI веке.

Директор московского центра образования Евгений Ямбург рассказал журналистам:

«Согласно социологическим исследованиям, 60% подростков уверены, что именно Солнце вращается вокруг Земли. Нет необходимости перегружать учеников сложными понятиями, но они должны иметь общекультурные представление о космосе и вселенной».

На протяжении многих лет курс «Астрономия» был обязательным для учеников 11 класса и входил в инвариантную составляющую школьной программы. На изучение предмета отводился 1 час в неделю, а читать Астрономию имели право учителя физики.

С 2008 года в результате реформ предмет убрали из программы, внеся астрономические понятия в курс общей физики. Стоит заметить, что перекраивание программы также привело к уменьшению часов на преподавание физики. Вместо 4 часов в программе стандарта остались только 2, что, по мнению многих учителей, не могло не отразиться на качестве знаний учащихся.

Предмет «Астрономия» в 2017-2018 учебном году

На первый взгляд введение астрономии в школах России уже в 2017-2018 учебном году – новость хорошая. Многие учителя и родители считают, что нет ничего плохого в том, что дети получат возможность открыть для себя увлекательный мир звезд. Но, какой будет реализация этой замечательной инициативы?

Отталкиваясь от поправок, внесенных в ФГОС Министерством образования, можно утверждать, что 2017-2018 учебный год не преподнесет на чуда и Астрономия в школе появится в том же виде, в котором она преподавался до 2008 года. Это значит, что:

  • предмет будут изучать в 11 классе;
  • на освоение предложенного объема выделят 36 часов (1 урок в неделю);
  • преподавать астрономию будут все те же учителя физики.

Но, есть и ряд не очень приятных известий.

  1. Разделив курсы «Физика» и «Астрономия», необходимое количество часов в 2017-2018 году на изучение нового предмета предложено выделить путем урезания количества уроков физики (а теперь вспомним, что речь об 11 классе). Таким образом, ученики, решившие сдавать ЕГЭ по физике, окажутся, мягко говоря, в затруднительном положении.
  2. Качество преподавания. Ни для кого не секрет, что материально-техническая база среднестатистической школы не позволяет в полной мере преподнести ученикам предмет на современном уровне. Более того, единицы школ смогут позволить себе астронома на должности учителя, тогда как среднестатистические учителя физики не имеют глубоких познаний в данной области.
  3. О выпуске новых учебников речь не идет. Исходя из заявления Васильевой, детям будет предложено учиться по старым книгам, которые еще хранятся в школьных библиотеках.

Исследования и мнения ученых подтверждают, что Астрономия как предмет в школе действительно нужна, но в таком ли формате, как это предлагается в 2017-2018 году и с какого класса начинать знакомить учеников со звездами – предмет жарких дискуссий.

Многие учителя физики едины во мнении, что ознакомительный курс «Астрономия» разумнее было бы ввести в 7-8 классе, адаптировав программу к возрастным особенностям учеников, не забирая такие важные часы у выпускников, все силы которых сконцентрированы на определенных предметах, необходимых для успешного вступления в ВУЗы.

Программа 11 класса по Астрономии на 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году ученикам 11-х классов школ без углубленного изучения физики предстоит освоить такие темы, как:

  1. Введение в астрономию. Тема раскроет суть предмета, ознакомит учащихся со специальным оборудованием, понятием небесных координат и основами измерения времени.
  2. Строение Солнечной системы. В блоке даются основные понятия о Солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, размерах небесных тел и расстояниях между планетами, а также изучаются законы Кеплера.
  3. Физическая природа тел Солнечной системы. В теме даются понятия природы Луны, планет-гигантов, астероидов, метеоритов, комет, болидов и метеоров.
  4. Солнце и звезды. Изучая данный блок, ученики узнают о физической природе различных звезд, ознакомятся с их характеристиками.
  5. Строение и эволюция вселенной. Тема знакомит учеников с основными понятиями – Галактика и Мегагалактика, а также дает общее представление о теориях развития галактик, выдвигаемых различными учеными астрономами.

Для проведения контроля качества знаний в 2017-2018 году учитель может применять помимо устных ответов учеников такие виды работ, как:

  • тесты;
  • практические работы (с использованием звездных карт или школьного астрономического календаря);
  • доклады;
  • рефераты;
  • презентации.

Выполнение дополнительных работ, требующих от ученика больших временных затрат, допускается только с согласия учащегося.

Многие учителя, работающие в школе достаточно давно, еще помнят, каким шоком для всех некогда стала отмена предмета. Насколько успешным будет возвращение Астрономии в 2017-2018 учебном году, можно будет сказать только по его завершению. А потому, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что нам предстоит еще не раз вернуться к обсуждению этой темы.

В российских школах предмет "астрономия" начиная с 2008 года фактически поставлен вне закона - под предлогом того, что ни один из действующих учебников астрономии не был разрешен и допущен к использованию в школах.А правило сейчас такое - нет разрешенного учебника, следовательно, данный предмет преподавать нельзя. Видимо, чиновники от Министерства образования и науки посчитали, что знания о Вселенной и космических законах для наших детей являются совершенно излишними.

Прямого запрета изучать астрономию в школах нет, в некоторых школах астрономию всё же преподают в качестве спецкурсов, но ни один из написанных недавно учебников не имеет грифа Министерства образования, рекомендующего использовать учебник в образовательном процессе. Да и учителей, которые могут преподавать астрономию в старших классах, катастрофически не хватает.

Напомню, что парадоксальным образом, ликвидация астрономии как обязательного предмета в российских школах состоялась как раз накануне 2009года, объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международным годом астрономии. На словах постоянно заявляя о своем стремлении стать частью международного сообщества, заявляя о желании вступить в ВТО, на деле Россия проигнорировала резолюцию ООН. Такое неадекватное поведение чиновников от образования вызвало бурную реакцию многих учителей, преподавателей вузов и научного сообщества.

В 2009 году российские астрономы попросили власти: «вернуть преподавание астрономии в школы, восстановить астрономическую подготовку в педагогических ВУЗах, и обеспечить господдержку популяризации этой науки» - говорится в принятом за основу тексте резолюции конференции. В заявлении российских учёных говорилось:«ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире, астрологии, магии, колдовства, в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен. Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей. Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека. В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений "обрекаются на астрономическую безграмотность"

Эту инициативу поддержал и ректор Московского Государственного Университета Виктор Садовничий. «Астрономия должна вновь войти в число обязательных школьных предметов» - сказал он – «а в ВУЗах необходимо возродить подготовку учителей астрономии. Человек, глядя на небо, должен иметь элементарные представления о том, что оно собой представляет. Астрономия – это культура, это знания, которые должен иметь каждый культурный человек. Что такое звёзды, что такое планеты, что такое материя, что такое космос, почему он бесконечен».

Так почему же в школах надо изучать астрономию?

На протяжении тысячелетий основы астрономических знаний – основы представлений о Вселенной входили в систему подготовки подрастающих поколений. Еще в монастырских школах средневековья астрономия наряду с арифметикой, геометрией и музыкой входила в «квадривиум» – высшую ступень семи свободных искусств, обязательных для изучения предметов. Отсюда эта схема перешла в возникшие в XII–XIII веках первые университеты.

В гимназиях России существовал обязательный курс описательной астрономии – космография. Астрономия как обязательный предмет входила и в учебные планы советской средней школы. Впрочем, были и в те годы попытки изъять астрономию из программы средней школы. Незадолго до начала Великой Отечественной войны некие «мудрецы» из тогдашнего Наркомпроса попытались убрать астрономию из программ средней школы. Тогда ведущие астрономы страны обратились к академику А. А. Благонравову, являвшемуся тогда Президентом Академии артиллерийских наук (существовала в свое время такая академия), а он имел право непосредственно обращаться к И. В. Сталину. И вот достаточно было одного телефонного звонка Благонравова Сталину – и вопрос о восстановлении астрономии в школе был немедленно решен.

Почему же так актуально изучение астрономии в средней школе? Это необходимо современному образованному человеку в силу тех важных социальных функций, которые выполняет астрономия на протяжении всей истории человечества и в которые современная эпоха вносит новые грани. Первая из этих функций – прикладная. Это разработка методов ориентации во времени и пространстве, что является необходимым условием производственной деятельности человека, его социального бытия и его повседневной жизни. Вторая функция – общекультурная: это определение места и роли человека в структуре Вселенной. Астрономическая картина мира на протяжении тысячелетий была и есть неотъемлемой составной частью научной картины мира в целом; той ее частью, которая дает человеку представление о пространственно-временной структуре мира, в котором он живет и действует. Здесь следует подчеркнуть и то обстоятельство, что при всех своих тесных связях с физикой, астрономия является самостоятельной целостной наукой со своими специфическими объектом и методом исследования.

Да и вообще, что нужно доказывать, если мы первые создали космические корабли, первые преодолели земное притяжение! Мы первые покорили космос! Мы первые вышли в открытый космос! Именно наши ракеты "Протон" выводят спутники любых стран на орбиты! Россия готовит космонавтов любых стран! Космонавтика - одно из немногих направлений науки, где мы ещё сохраняем лидирующие позиции в мире.

И всё это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывала детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты! Учёные международного уровня! И очень обидно, что именно теперь, когда весь остальной цивилизованный мир увлекся астрономией, мы - перестали преподавать её в школе.

Хотя,следуя логике наших правителей, зачем нашим детям знать законы мироздания, иметь научное представление о мире? Достаточно им компьютерных игр-стрелялок на тему "звёздных войн", фантастических фильмов о пришельцах типа "Скайлайна" да курса закона божьего... Да "Фабрик звёзд"... В итоге сейчас мало кто из современной молодёжи может ответить на простейшие вопросы: кто такой Циолковский, чем отличаются планеты от звёзд и почему случаются солнечные затмения...

В 2009г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609г. Галилео Галилей направил, созданный им телескоп, в сторону Луны, Солнца, звезд и планет и обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна кольца, а Млечный путь состоит из звезд. В настоящий момент астрономия переживает еще одну революцию. Сегодня это одна из наиболее бурно развивающихся наук, где открытия следуют один за другим. В России со времен Петра I астрономия была обязательным предметом в школах и училищах. В начале XX века именно интерес к астрономии привел Фридриха Цандера к конструированию межпланетного реактивного самолета. В 60-ые гг. XX века невозможно было себе представить, что астрономия будет изгнана из программы среднего образования. Тогда космические аппараты, созданные нашими учеными, открывали для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Сегодня, увы, фундаментальными космическими исследованиями занимаются другие страны: Европа, США, Япония, Китай, Индия, а в России чиновники считают, что с нас хватит космического извоза за и космического туризма за бабки....

Генассамлея ООН в своей резолюции отмечала, что астрономия является одной из старейших фундаментальных наук, что она оказывает серьезнейшее влияние на развитие других наук, прикладные исследования, культуру, философию и т.д., что астрономия является совершенно необходимой наукой, которую следует изучать, начиная с детского возраста.

И сведение на нет изучения астрономии в российских школах идет параллельно с уходом России из области фундаментальных наук и из таких областей высоких технологий, как космос. На словах власти ратуют за инновационное развитие России, а на деле занимаются разрушением фундаментального образования, убирая из школ и вузов астрономию и заменяя теорию эволюции бредовыми мифами о семи днях творения. Особо знаково, что это происходит именно сейчас, в годы грандиозного научного прорыва в области астрономии и физики космоса ведущих стран мира...

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины