Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Лимбическая система мозга. Строение и функции большого мозга

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Лимбическая система мозга. Строение и функции большого мозга

22.09.2019

Динамический стереотип

Типы высшей нервной деятельности.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И.П.Павлов выделил человеческие типы высшей нервной деятельности.



1.Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди пользующиеся чувственными образами. Эмоциональное без контроля реагирование на внешнее влияние.

2.Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы «мыслители», способные к абстрактному мышлению, склонны к рассудочной жизни, к анализу всех явлений и событий.

Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем.

Лекция: Типы ВНД и темпераменты.

1. Биоэлектрическая активность мозга детей.

2. Невроз, классификация, стадии развития.

3. Особенности ВНД у детей и подростков.

Экспериментальные неврозы.

В лаборатории И.П.Павлова путем перенапряжения основных нервных процессов удалось вызвать функциональные расстройства деятельности ЦНС - экспериментальные неврозы. В результате возникает «срыв» ВНД. Он выражается в резком преобладании или возбудительного, или тормозного процесса. При преобладании возб-я появляется двигательное беспокойство, при преобладании торм-я - сонливость, двигательная активность ограничивается.

Сущность невроза заключается в понижении работоспособности нервных клеток, в появлении хаотического характера условнорефлекторной деятельности и поведения.

Особый интерес привлекают т.н. экспериментальные неврозы. Они представляют собой патологическое состояние коры больших полушарий, возникающее при отсутствии каких-либо анатомических повреждений н.с. или других органов организма. Э.н. является функциональным нарушением, или нервным срывом ВНД, возникающим при трудных условиях деятельности головного мозга, вызывающих перенапряжение нервных процессов.

Патологическое состояние ВНД часто наступает вследствие угрожающей жизни ситуации. В этом отношении показателен случай э.н., который наблюдал Сперанский у собак, содержавшихся в Институте экспериментальной медицины и переживших наводнение в 1924 г. в Ленинграде. У животных возникли нарушения нормальной условно-рефлекторной деятельности, которое заключалось в исчезновении всех условных рефлексов и в отказе от еды во время окота. Относительно нормальное состояние ВНД восстановилось через 1,5 месяца. Однако стоило после этого пустить в кабину струю воды, и снова возникало нарушение условных рефлексов.



По происхождению выделяют следующие э.н.

1. Э.н. при перенапряжении тормозного процесса - нарушается дифференцирование раздражений, запаздывание условных рефлексов.

2. Э.н. при перенапряжении возбудительного процесса - уменьшается величина условных рефлексов.

3. Э.н. при перенапряжении подвижности нервных процессов - проявляется или в их инертности, застойности, или в чрезмерной подвижности.

Может быть вызван слишком быстрыми и частыми переделками значения положительных и отрицательных условных раздражителей или ломкой стереотипов (переоценка взглядов человека, коренное изменение образа жизни).

4. Э.н. «сшибка» - это столкновение возбуждения и торможения. Развивается при слишком быстрой смене или одновременном действии раздражителей противоположного значения.

Первые э.н. в лабораториях И.П.Павлова были получены именно таким путем при выработке пищевого рефлекса на сигнал болевого раздражителя, вызывающего оборонительную реакцию. В дальнейшем пользовались разными способами, в том числе применением кормушки под током.

Невротический срыв легче вызвать у людей слабого типа и безудержного типа нервной системы, в первом случае страдает чаще возбудительный процесс, во втором - тормозной.

Функциональные неврозы могут приводить к патологическим изменениям в других органах (напр., выпадение волос, нарушение деятельности ж.-к.т., почек, желез внутренней секреции).

Экспериментальный невроз имеет несколько фаз развития:

1. Уравнительная фаза - раздражители разной силы начинают вызывать примерно равный рефлекторный ответ.

2. Парадоксальная фаза - сильные условные раздражители вызывают слабый, а слабые - сильный эффект.

3. Накротическая фаза - резко падают эффекты как сильных, так и слабых - усл. раздражителей.

4. Ультрапарадоксальная фаза - положительные условные раздражители дают тормозной эффект, а тормозные - вызывают положительную условную реакцию.

Нарушения ВНД могут наблюдаться в течение различного срока, и глубина неврозов зависит от причины и типа ВНД. Они могут приводить и к патологическим изменениям в других органах.

Отдых, лекарственные вещества, бромистый Nа - усиливают процессы торможения, кофеин - процесс возбуждения.

ВНД в дошкольном возрасте.

Этот возраст характеризуется высокой стабильностью всех видов внутреннего торможения. Угашение и дифференцирование отдельных сигналов вырабатываются быстрее и длительнее становятся периоды удерживания тормозного состояния. Увеличивается точность движений, уменьшается количество “лишних” движений. Преобладают прямые временные связи. Например, дети затрудняются или совсем не могут вести обратный счет (6,5,4,3,2,1). Обратные связи возникают позднее прямых. Интенсивно формируются аналитико-синтетические механизмы, вырабатываются условные рефлексы на сложные раздражители. Типичны бурные проявления эмоций, которые имеют не стойкий характер. Начиная с 6 летнего возраста дети в состоянии управлять своим поведением на основе предварительной словесной инструкции.

Анализ и синтез раздражений в коре головного мозга

Многочисленные раздражители внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, поступающих в кору больших полушарий. В коре поступившие импульсы анализируются, различаются, синтезируются, соединяются, обобщаются.

Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, их дифференцировать и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга. С аналитической деятельностью коры головного мозга связана ее синтетическая деятельность, которая проявляется в объединении, обобщении возбуждения, возникшего в различных ее участках от действия различных раздражителей. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков.

Анализ и синтез неразрывно связаны между собой.

Внешний мир действует на организм системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию системности или динамического стериотипа, в деятельности коры головного мозга.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (тормозных, неподкрепляемых) условных раздражителей.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, приобретения навыков и умений.

Хотьба, бег, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, письмо – все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий. Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы трудно поддаются переделке.

Анализ и синтез раздражителей, иррадиация, концентрация и взаимная индукция процесса возбуждения и торможения в коре больших полушарий.

Иррадиация нервных процессов.

Нервные процессы -- возбуждение и торможение -- постоянно взаимодействуют в коре больших полушарий. Как возбуждение, так и торможение не всегда ограничиваются нейронами определенного центра, они могут распространяться по коре, захватывая соседние участки. Такое «разлитое» состояние процесса в коре называют иррадиацией. Процесс иррадиации -- общее свойство нервной системы. Например, маленький ребенок при виде матери сучит ножками, размахивает ручками, громко смеется, нетерпеливо тянется к ней.

Еще пример: старший дошкольник после просмотра мультфильма, рассказывая товарищам захватывающий эпизод, как бы разыгрывает роли его героев. При этом быстро сменяются и выражение лица рассказчика, и его интонации. Органической частью рассказа становится оживленная жестикуляция.

Иррадиировать может не только возбуждение, но и торможение. Примером иррадиации торможения может служить угнетенное состояние дошкольника, который не смог выполнить задание воспитателя. Торможение, развившись в одном участке коры головного мозга, разлилось по коре и вызвало потерю аппетита, апатию, нежелание заниматься какими-либо делами.

Концентрация нервных процессов. Индукция.

Концентрирование процессов возбуждения или торможения связано с явлением индукции. И. П. Павлов, наблюдая за процессами иррадиации и концентрации возбуждения и торможения, установил, что при локализации их в первоначальном очаге, в соседних участках коры устанавливается противоположное состояние. Это явление и было названо им индукцией. Индукция может быть одновременной, когда вокруг очага сильного возбуждения в коре устанавливается торможение окружающих участков, и, наоборот, вокруг очага торможения возникают возбужденные участки. Индукция может быть и последовательной: возбуждение, развившееся в каком-либо центре, сменяется торможением, а торможение -- возбуждением. Когда вокруг очага возбуждения развивается торможение, имеет место отрицательная индукция, в тех же случаях, когда вокруг очага торможения развивается возбуждение, происходит положительная индукция.

Когда ребенок глубоко заинтересован рассказом взрослого, в коре его головного мозга развивается сильный очаг возбуждения. Тогда посторонние раздражители в силу торможения, развившегося вокруг этого очага, не воспринимаются ребенком. Захваченный рассказом, он не фиксирует внимания на посторонних раздражителях. Это пример отрицательной индукции. Наоборот, при скучном изложении взрослым материала занятия в центрах, связанных с рассказом, развивается торможение. Вследствие этого в окружающих участках коры возникают очаги возбуждения и ребенок легко отвлекается от содержания занятия многочисленными посторонними раздражениями. Это пример положительной индукции. Положительная индукция наблюдается и тогда, когда по окончании занятия у воспитанников проявляется усиленная мышечная деятельность. В данном случае имеет место последовательная индукция. В процессе обучения особенно большую роль играет воспитание торможения, что способствует концентрированию внимания дошкольников на изучаемом материале.

Воспитанники со слабыми тормозными процессами не обладают выдержкой, не умеют соблюдать этические нормы социального поведения, не умеют целеустремленно мыслить, не могут подавлять все посторонние влияния, мешающие концентрации внимания и целенаправленной деятельности. Особенно важно тренировать торможение в старшем дошкольном возрасте, когда возбуждение легко иррадиирует в коре. Следствием такой тренировки является все большая концентрация процессов возбуждения и торможения, что благоприятно сказывается как на познавательной деятельности, так и на поведении воспитанников.

Анализ и синтез.

Важную роль в организме играет способность вычленять из множества раздражений те, которые в данный момент имеют для него наибольшее значение. Такое различение носит название анализа раздражений. Анализ раздражений начинается уже в рецепторах, поскольку каждый вид рецептора воспринимает специфические для него раздражения. Анализ раздражений продолжается и в низших отделах центральной нервной системы. Но тонкое различение раздражений -- это одна из основных функций коры больших полушарий. Известно, что импульсы от рецепторов каждого вида поступают в определенные зоны коры. В зависимости от силы раздражения и длительности его действия оказываются различными и количество клеток, участвующих в реакции, и частота импульсов в них. Это способствует анализу раздражений. Наконец, очень важным фактором анализа раздражений является дифференцировочное торможение.

Наряду с анализом раздражений в коре непрерывно совершается их синтез, т. е. объединение возбуждений, которые возникают в разных участках коры, благодаря чему происходит взаимодействие между нервными процессами, протекающими в различных ее зонах.

Синтетическая деятельность коры проявляется в выработке условных рефлексов, которая основывается на образовании временных связей между группами клеток, располагающихся в разных зонах коры.

Анализ и синтез связаны между собой неразрывно и являются физиологической основой таких проявлений психической деятельности, как категории логического мышления.

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий

Анализи синтез раздражении. Бесчисленные, непрерыв­но возникающие изменения в окружающей среде и в самом орга­низме, действуя как раздражители на соответствующие рецепторы,. становятся источником импульсов, поступающих в кору больших полушарий. В коре не только осуществляются ранее выработанные условные рефлексы, но также образуются все новые и новые поло­жительные и отрицательные условные связи. Кора подвергает тон­чайшей обработке всю массу действующих на организм раздражи­телей. Они синтезируются, т. е. соединяются, обобщаются и вместе с тем подвергаются анализу, иными словами, различению.

Синтезирующая деятельность коры больших полушарий прояв­ляется прежде всего в образовании новых положительных услов­ных рефлексов на те или иные раздражители, которые почти всегда

оказываются комплексными, т. е. обладают несколькими признака­ми, действующими на рецепторы различных органов чувств. Кроме того, синтез проявляется в обобщении реакции на сходные раздра­жители. Если, например, у собаки выработан условный рефлекс на 60 ударов метронома в минуту, то обычно такая же реакция получается при первом же применении другой частоты колебаний (например, 30 или 100) и даже при ударах карандашом по столу.

Процесс иррадиации, лежащий в основе обобщения, или, как говорит Павлов, генерализации условных рефлексов, всегда в той или иной степени оказывается избирательным. В каждом отдель­ном случае 0"еобенности иррадиации, т. е. направление, по которым она развивается, зависят от ранее выработанных положительных и отрицательных условных связей, иными словами, от предшест­вующего жизненного опыта.

Обобщение раздражителей имеет огромное биологическое зна­чение, ибо в жизненной обстановке наличие безусловного раздра­жителя, например пищи или опасности, сигнализируется не какими-либо отдельными, определенными раздражителями, а множеством разнообразных, но в том или ином отношении сходных раздражи­телей. Звуки и запахи, сигнализирующие о близости врага, в каждом отдельном случае отличаются по своей интенсивности, по направлению, откуда они исходят, и по различным другим призна­кам. Избирательное обобщение раздражителей обеспечивает свое­временную реакцию организма в каждой данной конкретной обста­новке, всегда несколько отличной от обстановки, встречавшейся раньше.

Образование дифференцировок. Действительное, полноценное приспособление к условиям среды требует не только синтеза, но и анализа раздражении. Сходные звуковые, запаховые и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных со­бытиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обес­печит правильные реакции животного. Различение, или дифферен­цирование, сходных условных раздражителей вырабатывается пу­тем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители.

Предположим, что у собаки выработан условный рефлекс на 60 ударов метронома в минуту (Мео). Первое применение метро­нома с частотой 100 ударов в минуту (Мюо) обычно должно вы­звать уменьшенную реакцию. Если, например, на Мео выделялось 10 капель слюны, то на Мюо выделится 4 или 6 капель. Это объяс­няется тем, что новый раздражитель (Мюо) оказывает двоякое действие: во-тервых, как раздражитель, сходный с положительным, он вызывает условный рефлекс вследствие иррадиации возбужде­ния, приводящей к явлению обобщения; во-вторых, как раздражи­тель, отличающийся от положительного, а следовательно, в извест­ной мере новый, он вызывает ориентировочную реакцию, которая


сопровождается развитием в коре индукционного торможения, что и ведет к ослаблению рефлекса.

При повторных предъявлениях Мюо (разумеется, каждый раз без подкрепления) сначала реакция может даже увеличиться, так как ориентировочная реакция и связанное с ней индукционное торможение снижаются, а условное торможение вследствие непод­крепления еще только начинает образовываться. В дальнейшем условное торможение (угасание) развивается все сильнее и нако­нец реакция на Мюо полностью исчезает-дифференцировка обра­зовалась.

Таким образом, дифференцировочное торможение развивается постепенно и представляет собой один из случаев условного тор­можения.

Как правило, у собак дифференцирование очень сходных, мало отличающихся друг от друга раздражителей происходит с боль­шим трудом: требуется очень большое количество проб дифферен-цировочного раздражителя, да и то далеко не всегда удается вы» работать дифференцировку.

Важнейшими функциями коры больших полушарий головного мозга являются анализ и синтез раздражений.

Анализ раздражений состоит в дифференцировании разных воздействий на организм. Он начинается уже в рецепторах анализаторов: окончательный анализ производится в коре больших полушарий.

Синтез раздражений заключается в объединении возбуждений, возникающих в разных областях коры. Анализ и синтез тесно связаны. В результате такого взаимодействия производится оценка биологической значимости воздействующих раздражителей. На этой основе формируется ответная реакция организма, положительные или отрицательные рефлексы, программы поведения.

Синтетическая деятельность коры находит выражение в определенной системности протекающих в ней процессов, которая называется корковым динамическим стереотипом. Он вырабатывается под влиянием систематически и последовательно повторяющихся раздражителей. Динамический стереотип – это определенная последовательность и интенсивность возникающих в коре процессов возбуждения и торможения.

Динамический стереотип облегчает работу коры. Он лежит в основе привычки и автоматических действий (режим дня, техника выполнения физических упражнений).

§12. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОРКОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Иррадиация нервных процессов. Нервные процессы – возбуждение и торможение – постоянно взаимодействуют в коре больших полушарий. От того, как они протекают, какой из них и в какой части коры доминирует, зависит индивидуально-психологические особенности человека.

Как возбуждение, так и торможение не всегда ограничиваются нейронами определенного центра, они могут распространяться по коре, захватывая соседние участки. Такое «разлитое» состояние процесса в коре называют иррадиацией. Процесс иррадиации – общее свойство нервной системы. Например, маленький ребенок при виде матери сучит ножками, размахивает руками, громко смеется, нетерпеливо тянется к ней.

Еще пример: младший школьник после просмотра кинофильма, рассказывая товарищам захватывающий эпизод, как бы разыгрывает роли его героев. При этом быстро сменяются выражение рассказчика, и его интонации. Органической частью рассказа становится оживленная жестикуляция.

Иррадиировать может не только возбуждение, но и торможение. Примером иррадиации торможение может служить угнетенное состояние ученика, получившего двойку. Торможение, развившем в одном участке коры головного мозга, развилось по коре и вызвало потерю аппетита, апатию, нежелание заниматься какими-либо делами.

Примером иррадиации торможения может служить также сонливость школьника на уроке при монотонном, однообразном рассказе учителя.



Концентрация нервных процессов. Индукция. Хотя процесс иррадиации и захватывает иногда значительные участки коры, но в конце концов он начинает отступать и концентрироваться в первоначальном, определенном ее центре. Концентрированное торможение способствует лучшему восприятию учебного материала. Учащиеся, у которых концентрация процессов возбуждения и торможения хорошо выражена, более сдержанно выражают радость или свое плохое настроение.

Концентрирование процессов возбуждения или торможения связано с явлением индукции. И.П. Павлов, наблюдая за процессами иррадиации и концентрации возбуждения и торможения, установил, что при локализации их в первоначальном очаге, в соседних участках коры устанавливается противоположное состояние. Это явление и было названо им индукцией. Индукция может быть одновременной, когда вокруг очага сильного возбуждения в коре устанавливается торможение в коре окружающих участков, и, наоборот, вокруг очага торможения возникают возбужденные участки. Индукция может быть и последовательной: возбуждение, развившееся в каком-либо центре, сменяется торможением, а торможение – возбуждением. Когда вокруг очага возбуждение развивается торможение, имеет место отрицательная индукция, в тех же случаях, когда вокруг очага торможение развивается возбуждение, происходит положительная индукция.

Когда ученик глубоко заинтересован рассказом учителя, в коре его головного мозга развивается сильный очаг возбуждения. Тогда построение раздражители в силу торможения, развивавшегося вокруг этого очага, не воспринимаются ребенком. Захваченный рассказом, он фиксирует внимания на посторонних раздражителях. Это пример отрицательной индукции. Наоборот, при скучном изложение учителем материала урока в центрах, связанных с рассказом, развивается торможение. В следствии этого в окружающих участках коры возникают очаги возбуждения, и ученик легко отвлекается от содержания урок многочисленными посторонними раздражителями. Это пример положительной индукции.

Положительная индукция наблюдается и тогда, когда по окончанию урока у учеников проявляется усиленная мышечная деятельность. В данном случае имеет место последовательная индукция. В процессе обучения особенно большую роль играет воспитание торможения, что способствует концентрированию внимания школьников на изучаемом материале.

Учащиеся со слабыми тормозными процессами не обладают выдержкой, не умеют соблюдать этические нормы социального поведения, не умеют целеустремленно мыслить, не могут подавать все посторонние влияния, мешающее концентрации внимания и целенаправленной деятельности. Особенно важно тренировать торможение в младшем школьном возрасте, когда возбуждение легко иррадиирует в коре. Следствием такой тренировки является большая концентрация процессов возбуждения и торможения, что благоприятно сказывается как на познавательной деятельности, так и на поведении учащихся.

В коре больших полушарий наблюдается постоянная смена очагов возбуждения и торможения. Такое чередование процессов называется функциональной мозаикой. В кору больших полушарий непрерывно поступают нервные импульсы, ведущие к образованию многочисленных условных рефлексов и к их торможению.

В связи с этим И.П.Павлов называл кору больших полушарий «грандиозной мозаикой, грандиозной сигнальной доской».

Подвижность и изменяемость функциональной мозаики коры больших полушарии обеспечивает тонкое приспособление организма непрерывно изменяющимися условиям окружающей среды.

Анализ и синтез. Важную роль в организме играет способность вычленять из множества раздражений те, которые в данный момент имеют наибольшее значение. Такое различие носит название анализа раздражений. Анализ раздражения начинается уже в рецепторах, поскольку каждый вид рецепторов воспринимает специфические для него раздражения. Анализ раздражений продолжается и в низших отделах центральной нервной системы. Но тонкое различие раздражений – это одна из основных функций коры больших полушарий. Известно, импульсы от рецепторов каждого вида поступают в определенные зоны коры. В зависимости от силы раздражения и длительности ее действия оказываются различными и количество клеток, участвующих в реакции, и частота импульсов в них. Это способствует анализу раздражений. Наконец, очень важным фактором анализа раздражений является дифференцировочнное торможение.

Наряду с анализом раздражения в коре непрерывно совершается их синтез, т.е. объединение возбуждений, которые возникают в различных участках коры, благодаря чему происходит взаимодействие между нервными процессами, протекающие в различных ее зонах.

Синтетическая деятельность коры проявляется в выработке условных рефлексов, которая основывается на образовании временных связей между группами клеток, располагающиеся в различных зонах коры.

Анализ и синтез связан между собой непрерывно и являются физиологической основой таких проявлений психической деятельности, как категории логического мышления.

Доминанта. Принцип доминанты был открыт А.А.Ухтомским. он заключается в том, что в центральной нервной системе есть доминирующий, господствующий очаг возбуждения, который как бы подчиняет себе деятельность других нервных центров, привлекая импульсы из других отделов нервной системы и усиливаясь за их счет.

Значительная часть других центров при наличии доминирующего очага возбуждение находится в заторможенном состоянии, а нервные импульсы, поступающие в них, вызывают ответную реакцию, не адекватную этим центрам, а соответствующую доминирующему. Благодаря доминанте осуществляется координированная деятельность центральной нервной системы.

Доминантный очаг обладает рядом свойств: повышенной возбудимость, стойкостью возбуждения, способность суммировать слабые возбуждения из других очагов. Кроме того, после окончания действия раздражителя, вызвавшего доминанту, возбуждение продолжает удерживаться. Так, особой прочностью обладают доминанты, возникающие в стволе головного мозга и в других низших отделов центральной нервной системы. При наличии в этих отделах мозга учеников доминантных очагов возбуждения учителю на уроке трудно добиться образование доминанты в коре их головного мозга. Так, когда дети голодны, это становится доминантой, определенной нервной системе учащихся. Это препятствует образованию других доминант, необходимых для процесса обучения. Мало того, попытки учителя создать такие доминанты лишь усиливает чувство голода у детей. Вот почему важно следить за тем, чтобы школьники получали завтрак в установленное время.

Динамический стереотип. Последовательная цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющиеся в строго определенном, Закрепленном во времени строгом порядке, называется динамическим стереотипом. Вся жизнь и поведение человека представляет собой сложную динамическую целостную систему. Все навыки, привычки, эмоции, составляющее поведение человека, есть не что иное, как более или менее сложный динамический стереотип. Примером динамического стереотипа является привычный уклад жизни ребенка, режим дня, а также приобретенные навыки (катание на коньках, лыжах, велосипеде и т.д.).

Физиологической основой динамического стереотипа является наличие связей между корой больших полушарий и подкоркой. Чем чаще подкрепляется эта связь, тем прочнее динамический стереотип. Смена стереотипа происходит с большим трудом и зависит от индивидуально-типологических особенностей ребенка. Иногда эта смена на столько непосильна для головного мозга, что она может привести к «срывам» высшей нервной деятельности. Особенно критической является ломка динамического стереотипа для детей со слабым типом высшей нервной деятельности. Примером перестройки динамического стереотипа может служить изменение деятельности при поступлении ребенка в школу. Облегчить этот процесс можно при условии чуткого отношение к детям, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины