Надовражино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь рождества божией матери Риси богослужение дер надовражино

Надовражино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь рождества божией матери Риси богослужение дер надовражино

23.03.2024

Пятнадцать лет назад, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, мы, сотрудники и авторы журнала и телепрограммы «Русский Дом», и местные жители собрались на освящение новой церкви в деревне Надовражино Истринского района Московской области.

Стоял солнечный осенний день, разукрашенный клёнами. Белоснежный красавец храм с голубыми куполами, как древний русский воин, твёрдо и основательно стоял на земле, как бы приглашая всех под свою святую защиту.

В прежние времена, когда русские люди основывались на новом месте, они прежде всего строили храм. Мы создали телепрограмму «Русский Дом», журнал «Русский Дом», и вот в ответ на нашу посильную веру Господь даровал нам возможность построить храм. В Надовражино (упоминается в писцовой книге 1623 года как пустошь Надовражная), где мы купили участок для строительства своего дома, храма не было. Как потом выяснилось, его разрушили в тридцатые годы. Мы не знали, где он стоял, да и спросить было не у кого: постоянных жителей было человек пять, да и те поселились здесь после войны, остальные, как сегодня говорят, дачники.

Администрация сельского совета пошла нам навстречу: мы приобрели свободный участок земли (в те годы земля стоила ещё дёшево) среди дачных домиков. Получили благословение Святейшего Патриарха Алексия II. Наместник московского Сретенского монастыря архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов) освятил землю и после молитвы выбрал место для будущей церкви. Какова же была наша радость, когда строители, сооружая фундамент, алтарной частью наткнулись на основание стоявшего здесь когда-то храма (часть этих кирпичей мы вмуровали потом в стену церкви).

Со второй половины XVIII века здесь стоял каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с Никольским и Димитрия Ростовского приделами. Стоял до прихода безбожной советской власти.

Моя бабушка говорила, что каждой церкви покровительствует ангел, и даже если церковь разрушена, то она не исчезает. Просто сокрушается над нашим святотатством. А если церковь восстанавливается, то тогда ангелы поют на небесах.

С помощью Божией и не без помощи ангела церкви все трудности строительства были преодолены (см. фото храма на обложке журнала). Храм сооружён по проекту известного архитектора Андрея Анисимова. А расписывал храм замечательный художник-иконописец Андрей Орехов.

И когда при освящении престола зажглась первая свеча от руки отца Тихона, а от неё уже другие свечи, призывая всех к общей молитве, мне вспомнились слова Иисуса Христа, которые сказал Он Своим ученикам – апостолам и всем нам, верующим в Него: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

У нашего храма есть своя святая. В 1897 году в селе Надовражное в семье крестьянина Алексея Фомичёва родилась дочь Татиана. В этом храме её крестили. В 1916 году она поступила послушницей в монастырь. После революции инокини и послушницы закрытых монастырей поселялись неподалёку от обителей, зарабатывали на пропитание, подобно древним пустынникам, рукоделием, а молиться ходили в ближайшую приходскую церковь. Вместе с ними жила и Татиана. Её не раз арестовывали, сажали в тюрьму. 26 ноября 1937 года Татиана была снова арестована вместе с настоятелем храма отцом Владимиром Медведюком и своей сестрой во Христе, тоже бывшей послушницей Борисоглебского монастыря, монахиней Марией. На допросах все они отказались подтвердить предъявленные им клеветнические обвинения, никого не предали и не оговорили.

Протоиерей Владимир Медведюк был расстрелян, а послушницы снова отправлены в лагеря. Татиана попала в лагерь в Казахстане, претерпела множество лишений и приняла мученическую кончину от голода. Вместе с новомучениками Бутовскими она причислена Русской Православной Церковью к лику святых.

Каждую службу горят, не сгорая, свечи у аналойной иконы преподобномученицы Татианы, начавшей своё духовное возрастание в этом храме.

По Промыслу Божию несколько лет совершал богослужения в нашем храме клирик Аносинского Борисоглебского монастыря иерей Вадим Бащук из Твери, а в церковном хоре пели его матушка Любовь, сын Василий (они и сейчас поют) и благочестивая юная дочь Татиана. Батюшка и его дочь являли собой пример истинно христианского жития и служения Богу.

Прихожане храма радовались тому, что преподобномученица Татиана (Фомичёва) как бы прислала им своё благословение в лице чистой голубицы из старинного священнического рода в четвёртом поколении – Татианы Бащук. Но в 2007 году отец Вадим и его дочь Татиана трагически погибли. Господь призвал их в Свою Небесную Церковь, чтобы они были молитвенниками о нас. Татиана удостоилась иерейского чина отпевания, т. к. хоронили её вместе с отцом. И символично, что упокоились они на кладбище Аносина Борисоглебского монастыря, там, где была послушницей Татиана Фомичёва. Взяла преподобномученица нашу Танечку под своё небесное покровительство – от суеты, соблазнов и смуты земной жизни. Это явная милость Божия. И прихожане храма верят, что в Небесных обителях ныне уже две Татианы молятся о нас, грешных.

А приход наш живёт. Всенощные и литургии, молебны, крещения, венчания, отпевания... Какая бы ни была погода, подтягиваются потихоньку к началу службы «наши активисты», как говорит батюшка – протоиерей Валентин Васечко. Идут, поддерживая друг друга, рабы Божии Анна, Людмила, Аграфена, Раиса, Евгения, Нина... Раб Божий Геннадий помогает по хозяйству. Чистоту и порядок в церкви и вокруг неё поддерживает ктитор Ирина. Матушка Люба – врач, и всегда находит время выслушать жалобы прихожанок на здоровье и дать совет. Всегда в курсе дел владыка Тихон (Шевкунов) (храм приписан Сретенскому монастырю). Многие вам лета, дорогие мои братья и сестры!

За эти годы вокруг нашей церкви выросли большие коттеджные посёлки. Храм, можно сказать, пришёл к самому крыльцу обитателей этих особняков, и как мне их жаль, что они не видят к нему дорогу, не слышат его колокольного звона. Господь о таких говорил: «Ибо похищен свет его, и облечен он во тьму».

Старцы отмечали, что многое может молитва одного праведника – тому немало примеров в истории, но ещё больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий.

Вот уже 15 лет в храме Рождества Богородицы совершаются таинства, вот уже 15 лет Христос зовёт всех, предлагая Тело и Кровь Свою, вот уже 15 лет Христос очищает нас от грехов в покаянии, быть в единстве с Ним в Евхаристии, исцеляться от болезней в Елеосвящении.

Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас!

Александр КРУТОВ, алтарник

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №9, 2016г.

РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Д. 1362. Л. 33. Чудов монастырь, дела об антиминсах. 1840 год:
№1568. Кафедральный Ризничий имеет ветхий на сгибах Антиминс, принять для хранения и вместо онаго выдать новый. Его Преосвященству Преосвященному Виталию, Епископу Дмитровскому, викарию Московскому и разных орденов кавалеру Звенигородской округи села Никольскаго Надовражное тож церкви Рождества Пресвятыя Богородицы священника Феодора Ильина. Всепокорнейшее прошение. Означенной нашей Богородице-Рождественской церкви, при которой имеется два придельных престола: Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Димитрия Ростовскаго Чудотворца, в настоящем храме святый Антиминс, освященный Преосвященнейшим Митрополитом Грузинском Афанасием в 1768 году, на сгибах ветх. Сей ветхий Антиминс представляя при сем к Вашему Преосвященству на благоразсмотрение, всепокорнейше прошу выдать святый Антиминс, и о сем моем прошении учинить милостивейшую вашу архипастырскую резолюцию. 1840 года мая дня. К сему прошению села села Никольскаго Надовражное тож священник Феодор Ильин руку приложил.

РГИА. Ф. 804. Оп. 1. Д. 214. Л. 594-595. Состояние причтов сельских церквей. 1845 год (не дословно):
Л. 594: Примерные штаты церквей Звенигородскаго уезда, отнесенные к 4 классу, для которых полагается число лиц причта 4: священник, дьячек, пономарь, просфирня. Л. 595: 21. Богородице-Рождественская церковь в Никольском-Надовражине. В приходе 359 душ. Причт 3 человека, а полагается 4. Жалования всем 256 рублей серебром.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 364. Л. 87об. Журнал Московской Духовной Консистории. 1863 год:
Пункт 1. О дозволении причту села Надовражнаго погребать на старом кладбище при церкви некоторых из прихожан там усопших с платою три рубля серебром в церковь.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1149. Л. 456. Общая опись дел Московской Духовной Консистории. 1868 год:
Об устройстве деревянной колокольни в селе Надовражино Звенигородского уезда. Начато: 6 ноября 1868 года. Окончено: 17 декабря 1868 года. Шесть листов. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 444. Д. 5. Л. 1, 5-6. Постройка новой деревянной колокольни в Надовражине. 1869 год:
Л. 1: №4083. 6 ноября 1869 года. №7331/1734. Его Преосвященству Высокопреосвященнейшему Леониду Епископу Дмитровскому Викарию Московскому и разных орденов кавалеру, Звенигородскаго уезда Богородицерождественской села Надовражина церкви священника Николая Разумовскаго и старосты церковнаго покорнейшее прошение. При нашей Богородицерождественской церкви находится деревянная колокольня о четырех 12-ти аршинных столбах с небольшим тесовым шатром вверху. В настоящее время эта колокольня очень ветха. Посему покорнейше прошу Ваше Преосвященство Милостивейшаго Архипастыря и Отца дозволить старую колокольню сломать и построить подобную же новую в одних со старой размерах и такой же формы. О чем и учинить Милостивейшую Архипастырскую резолюцию 1969 года октября дня. Церковной суммы имеется 90 рублей серебром. Материал и работа будут стоить приблизительно 60 рублей серебром. Л. 5-6: № 4585. №782. 1869 года ноября 28 дня по указу Его Императорскаго Величества Московская Духовная Консистория слушали дело об устройстве новой деревянной колокольни при селе Надовражине Звенигородскаго уезда. Из дела видно: 1. Священник и церковный староста села Надовражина в прошении объяснили, что при их Богородицерождественской церкви находится деревянная колокольня о четырех 12 аршинных столбах не с большим тесовым шатром вверху. В настоящее время эта колокольня очень ветха. Посему просят дозволить старую колокольню сломать и построить подобную же новую в одних со старой размерах и такой же формы. Церковной суммы имеется 90 рублей серебром. Материал и работа будут стоить приблизительно 60 рублей серебром. 2. По справке в Консистории оказалось: по клировой ведомости за 1867 год о церкви Богородицерождественской, состоящей в селе Надовражине Звенигородскаго уезда между прочим показано: построена в 1767 году тщанием коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурново, зданием каменная, крепка. Колокольни при ней нет. Приходских дворов при сей церкви 103, душ мужеска пола 345 и женска 396. Посему учинить следующее: Поелику 1. Предполагаемая к постройке в селе Надовражине колокольня будет тех же размеров и формы, как и существующая, то есть о четырех 12 аршинных столбах с небольшим тесовым шатром вверху. 2. Устройство ея будет стоить 60 рублей, а сумма церковной имеется 90 рублей, то I. Согласно прошению священника и церковнаго старосты села Надовражина дозволить им при церкви того села устроить новую колокольню. II. О сем для объявления кому следует послать указ местному благочинному. Но не приводя сего определения в исполнение представить оное на благоусмотрение и решение Его Преосвященства.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 369. Л. 427об. Журнал Московской Духовной Консистории. 1869 год:
1869 года декабря 1 дня. Об устройстве в Надовражине новой деревянной колокольни. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Д. 1396. Л. 25. Чудов монастырь, дела об антиминсах. 1876 год:
Генваря 27. Св. антиминс принять, а новый (не раборчиво) выдать. Его Преосвященству Преосвященнейшему Леониду, Епископу Дмитровскому, викарию Московскому и разных орденов кавалеру Звенигородскаго уезда села Надовражина, Богородицерождественской церкви священника Николая Разумовскаго Всепокорнейшее прошение. Представляя при сем Святый Антиминс по ветхости неудобный для Святаго Богослужения всепокорнейше прошу Ваше Преосвященство Милостивейшаго Архипастыря удостоить выдать удобнейший Святой Антиминс для Святаго Богослужения. Января дня 1876 года. К сему прошению священник Николай Разумовский руку приложил.

РГИА. Ф. 804. Оп. 1. Д. 72. Л. 19об. Расписание приходов и причтов Московской епархии. 1876 год (не дословно):
Звенигородский уезд. 6. Рождественский-Надовражинский, а) Христо-Рождественская церковь, б) Богородице-Рождественская в 7 верстах, в) приписанная к ней Садки (206 душ мужского пола). 966 душ мужского пола в 3 селах и 12 деревнях, от 1 до 6 верст. Настоятель 1, помощник 1, псаломщик 2.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 454. Д. 1. Л. 1а. О постройке каменной колокольни церкви в Надовражине. 1884 год:
1884 года февраля 28 дня. В Консисторию на разсмотрение с приложением планов. №2301/486. 1 марма 1884 года. Его Преосвященству Преосвященнейшему Михаилу, Епископу Можайскому викарию Московскому и кавалеру Звенигородского уезда Богородице-Рождественской церкви села Надовражина священника Георгия Раевскаго и церковнаго старосты крестьянина Ильи Герасимова прошение. В означенном селе нашем храм существует 120 лет, не имея и прежде не имел ни притвора, ни ограды и без колокольни, а если же и есть колокольня, то в стороне от храма на четырех деревянных столбах повешен звон. На собранныя и сбереженныя церковным старостою 1700 руб серебром и при пособии благотворителей мы желаем построить каменную колокольню, по чину представляя при сем план и фасад, почтительнейше имеем честь просить Вашего Архипастырскаго благословения февраля дня 1884 года. К сему прошению села Надовражина Богородице-Рождественской церкви священник Георгий Раевский подписался. Староста оной же церкви Илья Герасимов Ефимов по безграмоству его расписался Александр Митрофанович Миронов... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 141. Д. 1. Л. 187, 188-188об, 198. Постройка каменной колокольни церкви в Надовражине. 1884 год:
Л. 187: Августа 2 дня 1884 года. Документ Консистории (прошение) №5183 (1 экспедиция, 2 стол). В строительное Отделение при Московском Губернском правлении. Вследствие отношения оного отделения от 16 апреля сего года за №410 Консистория препровождает при сем в исправленном виде планы на постройку каменной колокольни при Богородицерождественской села Надовражина церкви Звенигородскаго уезда для дальнейших со стороны Строительнаго Отделения распоряжений. Л. 188: Пояснительная записка к проекту каменной колокольни при церкви села Никола-Надовражье Звенигородскаго уезда Московской губернии. Вместо существующей колокольни на столбах при церкви, существующей 120 лет, села Никола-Надовражье предполагается построить каменную согласно прилагаемого при сем проекту, состоящему из фасада, плана и разреза. В колокольне каменная кладка идет, считая от цоколя на вышину с главою до 12 саженей. Первый ярус вышиною от цоколя 3 сажени 1 аршин, имеет толщину стен в 4,5 кирпича. Этот ярус разделен потолком на два с устройством внизу помещения для сторожа. Второй ярус и вместе третий вышиной 5 саженей 2 аршина имеет толщину стен в 3,5 кирпича. Первый ярус может быть покрыт сферическим или краеугольным сводом толщиною в замке в 1,5 кирпича с забученными пазухами в нем, в середине в верхней части должно быть сделано отверстие или кольцо для прохода в следующий ярус. Также проектировано покрытие сводов (не разборчиво) толщиной в замке в 1 кирпич, такое же с забученными пазухами до вершны свода. Вверху его по надобности можно сделать отверстие для прохода в главу колокольни. Л. 188об: Но в таком случае в отверстие должна быть вставлена чугунная рама, иначе же свод нужен сферический. Под стенами колокольни цоколь (не разборчиво) против стен на пол кирпича с каждой стороны. Вершина цоколя от земли средняя в 1 аршин. Фундамент частью из бутоваго камня и кирпичного щебня из железняка предполагается сделать не менее 3 аршин, если по местным условиям не потребуется углублять еще более. Ширина фундамента против стен должна быть на 4 вершка с каждой стороны. Архитектор Добрынин. Л. 198: Проект колокольни при церкви Чудотворца Николая в селе Никольском, Надовражино тож.

ИИМК. Ф. Р-III. Д. 3535. Л. 1-14. Метрика Богородицерождественской церкви села Надовражино. 1887 год:
№698. Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмов Божиих, зданий и художественных предметов. I. История церквей, монастырей и их местоположение. 1). Во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с двумя приделами – во имя Святителя Николая и Святителя Димитрия Ростовскаго Чудотворца. 3). Церковь основана в 1767 году, что усматривается из клировых ведомостей, других документов нет. 4). Каменная... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 775. Д. 853. Л. 80. Опись дел Московской Духовной Консистории. 1889-1891 годы:
Дело №442. Сделать нужные исправления в утвержденном проекте на постройку каменной колокольни в селе Надовражино Звенигородскаго уезда. Начато: 10 августа 1890 года. Окончено: 26 октября 1890 года. Девять листов. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2833. Ведомость расхода денег церквей Звенигородского уезда. 1897 год.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 775. Д. 882. Л. 27. Опись дел Московской Духовной Консистории. 1896-1901 годы:
О ремонте и переустройстве церквей за 1898 год: Дело №5655. О ремонте церкви села Надовражина Звенигородскаго уезда. Начато: 29 мая 1898 года. Окончено: 31 июля 1898 года. Три листа. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 385. Л. 148. Журнал Московской Духовной Консистории. 1898 год:
Дело №3330. Журнал Московской Духовной Консистории по 1 экспедиции. 1898 года июля 15 дня. Прошения священноцерковнослужителей и церковных старост о разрешении им произвести ремонт по церквям: №2169. Пункт 2. Богородицерождественской села Надовражина церкви Звенигородскаго уезда – окрасить масляной краской крышу. Отметка об исполнении: №5655, 31 июля 1898 года.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 775. Д. 882. Л. 114об. Опись дел Московской Духовной Консистории. 1896-1901 годы:
О ремонте и переустройстве церквей за 1901 год: Дело №2136. О ремонте церкви села Надовражина Звенигородскаго уезда. Начато: 26 августа 1900 года. Окончено: 19 марта 1901 года. Восемь листов. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ОПИ ГИМ. Ф. 465. Д. 123. Л. 7. Скворцов Н. А. Звенигородский уезд. Черновик неизданной книги. 1897-1899 годы:
Звенигородский уезд. Воскресенской округи село Надовражное церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменная во всякой исправности. Священник Михаил Петров, дьячек Иван Иванов. Село господина Ивана Петрова Архарова. Священнику 100 рублей, дьячку 40 рублей. Приходских 41 двор, 149 мужчин, 149 женщин (клировая ведомость 1788 года). В Никольском-Надовражном деревянная церковь Николая Чудотворца с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери сгорела вся без остатка 31 октября 1766 года со всею утварью. Вотчинница – вдова коллежскаго советника Ивана Иванова Дурново Пелагея Павловна 6 ноября 1766 года просила о постройке деревянной же церкви. Дозволение было дано и церковь выстроена во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и Димитрия митрополита Ростовского. Эта церковь сгорела 6 января 1778 года... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 155. Д. 14. Л. 35-37. Постройка ограды при церкви в селе Надовражино. 1901 год:
Л. 35-35об: Московская Духовная консистория (1 экспедиция, 2 стол). Февраля 7 дня 1901 года. № 932. В Строительное Отделение при Московском Губернском правлении. Московская Консистория, препровождая планы на двух листах на постройку в каменных столбах с деревянною решеткою ограды при храме села Надовражина Звенигородскаго уезда покорнейше просит уведомить, можно ли по означенным планам разрешить предполагаемыя работы.Л. 36: Для доклада господину Московскому губернатору, Московскаго губернскаго правления по Строительному Отделению. Протокол. Разсмотрев препровожденный Московской Духовной Консисторию при отношении №932 проект на постройку деревянной в каменных столбах ограды при храме села Надовражина Звенигородскаго уезда, Строительное Отделение нашло этот проект составленным правильно и постройка ограды согласно онаго, в техническом отношении может быть допущена, с тем только, чтобы 1) работы производились с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, имеющего на то законное право и 2) не были нарушены определенные обнесения ограды границы земли. В виду сего Отделение полагает: означенный проект утвердить и, по надлежащим засвидетельствовании возвратить в Московскую Духовную Консисторию. Февраля 13 дня 1901 года. Л. 37: Проект вновь предполагаемой деревянной ограды с воротами и калитками в каменных столбах при храме находящемся в селе Надовражина Московской губернии Звенигородскаго уезда. Детальный чертеж деревянной ограды с воротами и калитками в каменных столбах. Снято с натуры 1900 года декабря 5 дня.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 421. Л. 268-269об. Протоколы заседаний Московской Духовной Консистории. 1901 год:
Л. 268: Московская Духовная Консистория (1 экспедиция, 2 стол). 17 марта 1901 года. №1105. Утверждается. 1901 года февраля 27 дня по указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: Прошение священника Богородицерождественской села Надовражино Звенигородскаго уезда Георгия Раевскаго, в коем объяснил, что при приходском их храме не имеется основательной ограды. Если же и огражден сей храм, то жердями, которыя довольно часто меняются. В настоящее время им изыскана благотворительная жертва в количестве пятисот рублей, Л. 268об: и им желательно оградить храм в таком виде: поставить каменные столбы и между оных поставить деревянные решетки и окрасить оныя масляной краской. На сем прошении резолюция Его Преосвященства: «На разсмотрение Консистории». Отношение Строительнаго Отделения от 14 февраля 1901 года за №437 при коем препроводило в Консисторию для зависящаго распоряжения утвержденный проект на двух форматах (чертежей в деле нет) на постройку деревянной на каменных столбах ограды при храме села Надовражина Звенигородскаго уезда. Справка. По клировой ведомости за 1900 год о церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, состоящей Звенигородскаго уезда села Надовражина значится: построена в 1767 году, колокольни при ней не было. В 1890 году старанием местнаго священника Георгия Раевскаго на Л. 269: доброхотныя пожертвования вновь сооружена. План и фасад на оныя имеются. Зданием каменная. Престолов в ней три. Утварью достаточна. Приказали: Так как проект на постройку деревянной на каменных столбах ограды при храме села Надовражина Звенигородскаго уезда Строительным Отделением в техническом отношении утвержден, то Консистория полагает: на основании 52 статьи Устава Духовной Консистории, дозволить местному священнику Георгию Раевскому согласно прошению на изысканныя им пожертвования в количестве 500 рублей, не касаясь сумм церковных, устроить при названном храме Л. 269об: деревянную в каменных столбах ограду с тем, чтобы работы были под надзором техника, имеющаго на то законное право, и наблюдением благочиннаго, причта и старосты церковнаго. О чем и послать указ благочинному.

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 159. Д. 18. Л. 82, 105-106. Устройство духового отопления в церкви села Надовражина. 1905 год:
Л. 82: Московская Духовная консистория (1 экспедиция, 2 стол). Июня 27 дня 1905 года. № 5763. В Строительное Отделение при Московском Губернском правлении. Московская Консистория, препровождая планы в двух экземплярах на устройство духоваго отопления и на расширение трех арок в церкви села Надовражина Звенигородскаго уезда просит уведомить, можно ли по означенным планам разрешить предполагаемыя работы. Далее из дела видно, что проект попросили дополнить. Л. 105-105об: Московская Духовная консистория (1 экспедиция, 2 стол). Августа 23 дня 1905 года. №7616. В Строительное Отделение при Московском Губернском правлении. Вследствие отношения от 7 минувшаго июля за №1449 Консистория препровождает дополненные чертежи в двух экземплярах на предполагаемое устройство духоваго отопления и на расширение арок в церкви села Надовражина Звенигородскаго уезда. К сему Консистория присовокупляет, что церковь в означенном селе построена в 1767 году тщанием коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурново. Зданием каменная.Л. 105а: Август 1905 года. №1890, №7616. В Московскую Духовную Консисторию Устройство духового отопление и расширение арок в церкви села Надовражина Звенигородскаго уезда, если к тому не встречается препятствий со стороны Императорскаго Московскаго Археологическаго Общества в техническом отношении может быть допущено с тем только, чтобы работы проводились (не разборчиво) под наззором техника, получившим на то законное право. Чертеж на 3 формах возвращен. Л. 106: Чертежи каменнаго храма села Никольскаго, Надовражина тож, Звенигородскаго уезда Московской губернии с показанием предполагаемого расширения трех арок и устройством центрального отопления.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 425. Л. 308. Протоколы заседаний Московской Духовной Консистории. 1905 год:
Московская Духовная Консистория (1 экспедиция, 2 стол). Утверждается. 1905 года ноября 7 дня по указу Его Императорскаго Величества, Московская Духовная Консистория слушали: Прошение причта, старосты и прихожан Богородицерождественской села Надовражино Звенигородскаго уезда о разрешении им устроить духовое отопление, так как в зимнее время в храме очень холодно вследствие того, что нет настоящих печей, а согревается храм одной небольшой железной печью с такими же трубами, от которой кроме угара и сырости... Полный текст

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 775. Д. 915. Л. 12, 53об. Опись дел Московской Духовной Консистории. 1905-1907 годы:
Л. 12: О ремонте и переустройстве церквей за 1906 год: Дело №7795. О ремонте церкви села Надовражина Звенигородскаго уезда. Приведен лишь заголовок, самого дела нет. Л. 53об: О ремонте и переустройстве церквей за 1905 год: Дело №10489. Об устройстве духового отопления и расширении арки в церкви села Надовражина Звенигородскаго уезда. Приведен лишь заголовок, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 393. Л. 274об, 365. Журнал Московской Духовной Консистории. 1906 год:
Л. 274об: Дело №2487. Пункт 19. Ремонт Богородицерождественской, села Надовражина, Звенигородскаго уезда, церкви (построена в 1767 году) – росписать внутренния стены храма священными изображениями и сделать на них уборку на жертвуемые средства. Отметка об исполнении: №7795, 9 августа 1906 года. Приведено лишь краткое описание, самого дела нет. Л. 365: №хх55. Пункт 8. Ремонт Богородицерождественской села Надовражина Звенигородскаго уезда церкви (построена в 1767 году) – в среднем приделе в честь Рождества Пресвятыя Богородицы – устроить новый иконостас с оставлением всех икон настоящаго, а настоящий иконостас среднего придела переделать и поместить вместо иконостаса в обновленном в честь Димитрия, Митрополита Московскаго, а сей последний в виду сильной ветхости уничтожить, иконы же того и другого иконостаса реставрировать на жертвуемые суммы московским купцом Т. Стуловым. Отметка об исполнении: №10414, 19 октября 1906 года. Приведено лишь краткое описание, самого дела нет.

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 767. Д. 334. Л. 36, 48. Страхование от пожара церквей Звенигородского уезда. 1910 год:
Л. 36: Страховая карточка. Нижеуказанные строения, принадлежащия Богородице-Рождественской церкви в селе Надовражине третьего благочинническаго округа Звенигородскаго уезда Московской епархии, приняты на страх по страховой оценке, произведенной 5 августа 1910 года. 1. Церковь каменная (в том числе иконостасы 3000 рублей и 1000 рублей), оценочная сумма 11 000 рублей. Л. 48: Выписка. Страховая карточка. Нижеуказанные строения, принадлежащия Богородице-Рождественской церкви в селе Надовражине 3-го благочинническаго округа Звенигородскаго уезда Московской епархии, приняты на страх по страховой оценке, произведенной 5 августа 1910 года. 1. Церковь каменная (в том числе иконостасы 3000 рублей и 1000 рублей), оценочная сумма 11 000 рублей.

ЦГАМО. Ф. 660. Оп. 1. Д. 46. Л. 85. Протоколы изъятия ценностей из церквей Воскресенского уезда. 1922 год:
Протокол изъятия ценностей из Христо-Рождественской при селе Надовражино Еремеевской волости Воскресенского уезда Московской губернии церкви 29 апреля 1922 года на основании Постановления ВЦИК от 23 февраля сего года и согласно мандата за №783 от 19 апреля сего года представителями: член комиссии по изъятию церковных ценностей Воскресенского уезда А. Морозова и С. Гаврилова и в присутствии представителей общины верующих священника М. Казанского, старосты Е. Петрова, членов церковного совета С. Осипова, (не разборчиво) . Изъяты для передачи в Горхран в фонд помощи голодающим ценности, согласно имеющейся при общине описи заверенной и при сем прилагаемой, при чем при приеме оказались следующие несоответствия... Полный текст

ОПИ ГИМ. Ф. 402. Д. 983. Л. 15об. Выписки Кислякова П. В. из «Указателя М. И. Александровского». 1932 год:
524. Никольское-Надовражна, 38 верст. В 1589 году значится сельцом за дьяком Иваном Андреевым. В 1623 году было пустошью, принадлежащею Григорию Пушкину. В 1646 году показана деревня Надовражная П. Д. Протасьева с одним двором крестьянским. В 1748 году Надовражное перешло от Протасьевых к Ф. Елагину. В 1750 году владелицей была П. П. Дурново, в 1786 году владел И. П. Архаров, в 1824 году Кокошкин (?). В 1852 году село Никольское-Надовражье показано за М. Ф. Козловой. В 1731 году Протасьева построила в сельце Надовражеве деревянную церковь Николая Чудотворца с приделом Софьи, Веры, Надежды и Любви... Полный текст

ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 1183. Л. 87. Протоколы заседаний Мособлисполкома. 1934 год:
Постановление №2077 Московского Областного Исполнительного Комитета Советов Р. К. и К. Д. от 8.09.1934 года. Ходатайство Истринского РИКа о закрытии церкви в селе Надовражино. Принимая во внимание, что 1) церковь в с. Надовражино не функционирует три года и здание ее, находясь в безнадзорном состоянии, приходит в ветхость, 2) на расстоянии 2-х километров имеется другая действующая церковь (с. Козино), 3) необходимые средства для переоборудования здания в наличии имеются Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 года постановляет: Разрешить Истринскому РИКу церковь в селе Надовражино закрыть, а здание использовать для культурно-просветительных целях. С предметами культа поступить согласно того же постановления ВЦИК и СНК от 08.04.1929 года. Настоящее постановление объявить группе верующих, разъяснив порядок обжалования в двухнедельный срок Президиум ВЦИК через Мособлисполком. Предложить Истринскому РИКу не производить закрытия церкви впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома о вступлении в силу настоящего постановления.

Дополнительные архивные данные:

ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 16. Д. 756. Земли села Никольское (Надовражино).

ЦИАМ. Ф. 520. Оп. 1. Д. 66, 67, 67а. Метрические книги церкви села Надовражино.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Надовражино притаилась среди деревьев, и найти ее непросто. Но тот, кто приложит усилия, будет вознагражден. Богородицкая церковь очень красивая. Выбеленная, приземистая, увенчаная бирюзовыми куполами, похожими на шлемы богатырей. Смотришь на нее, и не веришь, что построена нашими современниками в начале 2000-ых. Уж очень напоминает она древние постройки Пскова и Новгорода. И действительно, строители обратились к традициям псковско-новгородской архитектуры и дополнили их мотивами русского модерна начала XX века. Слева от входа, в небольшой нише - деревянный поклонный крест. Окна полукруглые, вытянутые.

Интересно, что на этом месте стоит уже не первый храм. Первая надовражинская церковь была сооружена в 1730 году из дерева и носила имя Святителя Николая Мирликийского. Чуть позже добавили теплый придел в честь Казанской Богородицы. В 1766 году вся постройка сгорела в пожаре. А через десять лет погиб в огне другой деревянный храм, возведенный на этом же месте.

В конце 18 века в Надовражине построили каменную церковь Рождества Богородицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. Сохранилось описание здания - квадратного, из тяжелого обожженного кирпича. Храм имел зеленую шатровую кровлю на четыре ската, деревянный без резьбы иконостас и простые выбеленные стены. Зимой внутри было очень холодно, небольшая железная печь больше коптила, чем грела. Тем не менее, и летом, и в стужу верующие из соседних деревень собирались на службы. К сожалению, до наших дней церковь не сохранилась. В 1922 году из храма изъяли всю ценную утварь и разместили там магазин. Вскоре после войны здание разобрали, а кирпич пошел на восстановление разрушенных деревенских домов.

Современную Богородицкую Церковь построили на фундаменте старой, и она так же имеет придел в честь святого Николая Чудотворца. Чин освящения провел 1 сентября 2001 г. настоятель московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алекси́я II. В стене нынешнего храма можно увидеть кирпичи его предшественника 18 века.

Можно много говорить о красоте и истории Богородицкой церкви, но лучше один раз все увидеть своими глазами. Добраться до деревни Надовражино Истринского района в Подмосковье удобнее всего на автомобиле. Сначала по Волоколамскому шоссе до города Талицы Истринского района, повернуть на 1-ый Волоколамский проезд и далее мимо села Турово в Надовражино. У небольшого пруда, напротив дома 7 на Запрудной улице и стоит церковь Рождества Богородицы. Храм действующий, он открыт в выходные и праздничные дни.

Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Надовражине.

Село Надовражное в 1623 г. пустошь Московского уезда Горетова стана, принадлежавшая Григорию Пушкину. В переписных книгах 1646 г. написано: «за Петром Даниловичем Протасьевым деревня Надовражная, а в ней двор крестьянский, людей в нем 2 человека». По смерти П. Протасьева этой деревнею владел сын Дмитрий Петрович Протасьев, при котором Надовражное в 1678 г. было поселено вновь крестьянами, перевезенными из других вотчин Дмитровского и Ярославского уездов, и названо сельцом, в котором находилось в 1704 г. двор вотчинников, дворы скотный, конюшенный и 6 дворов крестьянских, всего в них 65 человек.

В 1720 г. сельцо Надовражное принадлежало жене М. А. Протасьева, вдове Фекле Афанасьевне с дочерью Любовью Михайловной. Вдова Ф. А. Протасьева 19 мая 1729 г. подала прошение в Синодальный казенный приказ и в прошении писала: «в Московском уезде, в Горетовом стану, имеется у меня вотчина сельцо Надовражное, в котором имеется крестьянских моих 20 дворов, а оное сельцо обретается от других церквей в дальнем расстоянии… крестьянам моим имеется немалая нужда, а именно многие крестьяне без исповеди и без причастия помирают, а родильницы бывают долгое время без молитв, а младенцы без крещения; а ныне я обещаюсь в упомянутом сельце построить церковь Божию деревянную во имя Николая Чудотворца, а под тое церковь и под кладбище, и попу с причетниками под селидьбу и на прокормление уступаю из своих дач поместья пашни 15 четвертей, сена 20 копен, также в тое церкви всякие потребы отправлять буду без всякой остановки, и чтобы повелено было о строении в сельце Надовражеве вновь церкви дать указ».

Вследствие сего прошения в Синодальном казенном приказе от 3 сентября 1729 г. определено: «вышеописанной просительнице вдове Фекле Протасьевой обещанную к означенной церкви под церковное и под кладбище, и будущим священно-церковно-служителям под селидьбу земли против своего прошения из своих дач к той церкви в вотчинной коллегии справить, о том из коллегии в Синодальный приказ представить промеморию, в вотчине ее, в сельце Надовражном, вновь деревянную церковь во имя Николая Чудотворца построить по указу, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием и о том дать ей указ, в котором прописать, ежели она против своего прошения земли и сенных покосов не справит, а церковь хотя и построит, то об освящении той церкви указу ей не дастся». Того же года 11 сентября из Синодального приказа выдан Протасьевой указ о строении церкви.

В 1730 г. 7 августа она же вдова Фекла Протасьева входила в Синодальный казенный приказ с новым прошением сделать при новопостроенной церкви Николая Чудотворца для служения в зимнее время придел теплый во имя св. муч. Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любови, и о том строении дать указ. По этому делу последовала резолюция: «1730 года 18 августа о строении церкви придельной дать указ». Того же года 7 сентября из Синодального казенного приказа выдан Протасьевой указ о строении придела в Николаевской церкви.

12 февраля 1731 г. вотчинная коллегия уведомила казенный приказ, что вследствие прошения вдовы Феклы Афанасьевны и ее дочери Любови Михайловны Протасьевых, в новопостроенной церкви Николая Чудотворца на пропитание попу с причетниками утверждено вотчинною коллегию из дач сельца Надовражного пашни 15 четвертей и сенных покосов 20 копен.

19 марта 1731 г. в Синодальном приказе по прошению вдовы Феклы Протасьевой об освящении церкви Николая Чудотворца с приделом, определено: «об освящении той новопостроенной церкви с приделом Большого Успенского собора протопопу с братиею послан указ, и для освящения антиминсы выдать, оную церковь платежом данных денег вписать в окладную книгу Загородскую десятину…». 22 марта того же года из Синодального казенного приказа выдан указ протопопу Большого Успенского собора Иоанну Максимову об освящении новопостроенной церкви во имя Николая Чудотворца с приделом.

В приходных книгах казенного приказа 1732-40 гг. новопостроенная церковь писалась под Загородскою десятиною: «церковь Николая Чудотворца с приделом св. мучениц Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови в селе Надовражном, дани рубль, 20 коп.», при церкви находился священник Петр Никитин.

В 1748 г. жена Петра Афанасьевича Юшкова Любовь Михайловна, урожденная Протасьева, село Никольское-Надовражное заложила Федоту Никитичу Елагину, за которым оно и утверждено отказною книгою.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Село Надовражино.

Надовражино известно с XVII в. В 1730 г. вдова владельца села, стольника Протасьева, Любовь Михайловна, построила в Надовражино деревянную церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца . Позднее к храму пристроили тёплый придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии .

В 1767 г. новая владелица села, коллежская советница Пелагея Павловна Дурново, построила каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Никольское-Надовражино, вотчина надворной советницы Марьи Федоровны Козловой.

Построена в 1767 г. тщанием коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурновой по плану губернского архитектора Борисова. Каменная, с такой же колокольней .

В 1798 г. ней приписана была церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Служение в ней было в храмовый день, в светлые недели, во вторник, во вторую неделю Святой четыредесятницы, в день Пророка Илии и по приглашению помещика. Построена была в 1783 г. тщанием полковника Алексея Даниловича Дурнова по плану губернского архитектора Борисова в с. Хаванском, владелец - коллежский советник и кавалер Александр Николаевич Васильчиков. Была деревянной, колокольня каменная.

В 1847 г. причт Никольской церкви состоял из священника, дьячка и пономаря. Дома причта деревянные, помещичьи, на церковной земле. Доходы причта порядочны.

Священник Стефан Борисович Любимов, 27 лет, сын пономаря Московской губернии, обучался в Московской духовной семинарии Святому Писанию, богословским и словесным наукам, философии, патристике, гомилетике и археологии, физике и математике, истории церковной и гражданской, языкам - греческому и немецкому.

В 1842 г. окончил семинарию с аттестатом ученика богословия 2-го разряда, в 1843 г. рукоположен во священника в с. Надовражино. Жена Авдотья Федоровна - урожденная Победоносцева>, 33 лет, дочь Мария, 1 год. Дьячок Константин Степанович Волков, 40 лет, пономарь Николай Михайлович Зерцалов, 43 лет. Сиротствующие: вдова священника Феодора Ильича Победоносцева, Ирина Николаевна, 56 лет, дочь, девица Мария Феодоровна, 28 лет, жили на содержании священника Любимова.

В 1890-е гг. вдова о. Стефана Авдотья Фёдоровна Любимова жила в Надовражном, в домике на краю села. С ней жили три незамужние дочери Авдотья, Александра и Екатерина. Житель соседнего Дедова, Сергей Михайлович Соловьев часто бывал здесь: «На краю леса - маленький ветхий дом, заросший кустами смородины и лопухами.

В нем доживает свой век вдова священника Евдокия Федоровна Любимова с тремя незамужними дочерьми. Я рано полюбил этот дом и привык путешествовать к старой матушке ежедневно, быстро перебегая лесок, отделявший Дедово от села Надовражного. Когда выйдешь из густого елового парка, открывается желтенькая церковь с синей главой, усыпанной золотыми звездами; стоит она на краю пруда.

С берега видна даль синеющего леса, и на горизонте ~ белый храм. Село расположено на дне оврага, и оно много красивее нашего бедного Дедова. Крестьяне дедовские живут грязно, кругом их изб почти нет зелени; крестьяне надовражские живут хуторками, домики их тонут в зелени и яблочных садах. Между жителями Дедова и Надовражного - всегдашний антагонизм; здесь сказалось и их различное происхождение, И те и другие - переселенцы, но Дедово населяют бывшие рязанцы, а Надовражное - бывшие хохлы. Жители Дедова - с картофельными лицами, грубоваты и прямы; жители Надовражного - часто черные и востроносые, они похитрей и польстивее; среди них много скопидомов и кулаков, людей, начитанных в Писании; девушки своими ужимками и опрятным видом смахивают на келейниц.

Князь (с 1880 г. имение при с. Надовражино принадлежало действительному статскому советнику и камергеру, князю Владимиру Михайловичу Голицыну (1847-1832 гг.), московскому вице-губернатору, с 1887 г. - гражданскому губернатору, с 1896 по 1905 г. - московскому городскому голове), которому принадлежит Надовражное, никогда в нем не бывает. Громадный парк, с толстыми липами и дубами, совершенно пустынен; только на берегу пруда стоит сторожка лесника. Под обрывом, где кончаются пруды, весело раскинулась поповская слободка. Здесь живет молодой дьячок Александр Николаевич с женой-красавицей; доживает свой век вдова дьячка с многочисленными дочерьми; гордо высится дом батюшки, окруженный ельниками и яблонями, и с самого края ютится хижина старой вдовы-матушки.

В 1884 г. архитектор Вячеслав Францевич Жигардлович (1862-1909) спроектировал новую колокольню и трапезную Никольской церкви с. Надовражино. Это была одна из первых работ архитектора, окончившего Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и в том же 1884 г. получившего звание неклассного художника архитектуры. Ещё будучи студентом училища он, в 1883 г., спроектировал императорский павельон для коронационных торжеств на Ходынском поле.

Никольский храм в Надовражино был разрушен в 1930-х гг.

В 1897 г. в селе Надовражное в семье крестьянина Алексея Фомичева родилась дочь Татиана. В 1916 г. она поступила послушницей в монастырь и после революции была на послушании в Борисоглебском монастыре. В 1928 г. власти закрыли монастырь, и она переехала к родителям в село Надовражное.

В 1931 г. власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей. Многие из них, несмотря на закрытие обителей, старались придерживаться в своей жизни монастырского устава. Некоторые поселялись неподалеку от обителей, зарабатывали на пропитание, подобно древним пустынникам, рукоделием, а молиться ходили в ближайшую приходскую церковь.

В начале 1931 г. ОГПУ создало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря, расположенного рядом с селом Лукино Подольского района. До революции в Крестовоздвиженском монастыре подвизалось около ста монахинь.

После революции монастырь был закрыт, но монахини добились разрешения на открытие в стенах обители сельскохозяйственной артели, состоящей из бывших монастырских сестер. Таким образом монашеская жизнь продлилась здесь до 1926 года, когда монастырь был окончательно упразднен, а в его корпусах разместился дом отдыха имени Карпова. Двенадцать сестер обители и тогда не ушли отсюда, частью устроившись работать в доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешеве Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей.

Среди других в хоре пели послушницы Мария Брянцева и Татьяна Фомичева. 18 мая 1931 года послушницы Мария и Татьяна были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Всего тогда было арестовано семнадцать монахинь и послушниц из различных обителей, поселившихся вблизи от закрытого Крестовоздвиженского монастыря... Хозяйка дома в селе Лемешево, где жила послушница Татьяна, показала, что послушница занимается рукоделием, которое продает крестьянам соседних деревень, и что она настроена против мероприятий советской власти. Одна из лжесвидетельниц показала, что послушница Татьяна является ярой церковницей и ведет активную антисоветскую деятельность. Другой свидетель показал, что послушница Мария говорила крестьянам: «Зачем вам нужны колхозы и зачем идти в них, когда там делают насилие над крестьянами. Сейчас вы, крестьяне, загнаны в такой хлев, в котором никакие законы не писаны». И крестьяне будто бы закричали в ответ на слова одной из послушниц: «Правильно говорят матушки, они все же больше нашего знают».

На допросе послушница Мария сказала: «К советской власти я отношусь с презрением. Советская власть нас задушила. На Церковь коммунисты устроили гонения, закрывая храмы и требуя уплаты больших налогов. Виновной в антисоветской агитации я себя не признаю».

29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушниц Марию и Татьяну к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Освободившись в 1934 году, Мария поселилась в селе Высоково, а Татьяна - в деревне Шелудьково Волоколамского района, и стали помогать в Троицком храме протоиерею Владимиру. Они были арестованы в 1937 году вместе с ним. Допрошенные 26 ноября 1937 года, послушницы категорически отказались подтвердить обвинения, возводимые на них следователями, и не согласились никого оговаривать. 28 ноября следствие было закончено, и на следующий день тройка НКВД приговорила протоиерея Владимира к расстрелу, а послушниц Татьяну и Марию - к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Протоиерей Владимир Медведюк был расстрелян 3 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой . Послушница Мария Брянцева после окончания срока заключения вернулась домой, а послушница Татьяна Фомичева приняла смерть в заключении.

21 сентября 2001 г. в Надовражино настоятелем Сретенского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) освящён новый каменный храм Рождества Божией Матери с приделом святителя Николая Мирликийского. Он построен «Русским Домом» и находится в ведении Сретенского монастыря , ктиторами являются Александр, Ирина и Николай Крутовы.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины