© Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос. Космонавт Шкаплеров: они прилетели из космоса и поселились на МКС Почетные звания и награды

© Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос. Космонавт Шкаплеров: они прилетели из космоса и поселились на МКС Почетные звания и награды

01.03.2024


Ш каплеров Антон Николаевич – лётчик-космонавт РФ, 111-й космонавт России и 524-й космонавт мира, космонавт-испытатель отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», полковник.

Родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь (Крым). В 1989 году окончил среднюю школу № 30 в Севастополе. В 1989-1992 годах учился в Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков. В 1994 году окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, в 1997 году – факультет «Летательные аппараты» Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в 2010 году – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция».

В 1997-1998 годах проходил службу в строевой части ВВС в Калужской области, в посёлке Шайковка. В 1998-2003 годах старший лётчик-инструктор пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС, затем командир эскадрильи авиационного полка ВВС в посёлке Кубинка Московской области. Освоил самолёты Як-52, Л-39, МиГ-29. Общий налёт более 500 часов. Выполнил свыше 300 прыжков с парашютом. С августа 2012 года полковник А.Н.Шкаплеров ‒ в запасе.

Ещё в 1995 году, во время обучения на втором курсе Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в течение двух недель проходил медицинскую комиссию в рамках 12-го набора в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК). 12 сентября 2002 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной медицинской комиссии.

29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки. С 16 июня 2003 года приступил к общекосмической подготовке, которую завершил 28 июня 2005 года, сдав государственные экзамены в ЦПК с оценкой «отлично». На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В июле 2008 года появились сообщения о его назначении в дублирующий экипаж 22-й экспедиции на Международной космической станции (МКС-22, до июля 2008 года обозначалась как МКС-20В). Согласно планам экипаж основной экспедиции должен был стартовать на корабле «Союз ТМА-17» в ноябре 2009 года. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Федерального космического агентства (Роскосмос) плане полётов на МКС.

В июле 2009 года появилась информация о его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции на МКС (МКС-27, старт на корабле «Союз ТМА-21» 31 марта 2011 года) и о возможности его назначения в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС (МКС-29, старт на корабле «Союз ТМА» 30 сентября 2011 года). А 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В ноябре 2009 года прошёл клинико-физиологическое обследование и 19 ноября был признан годным к космическому полёту. 19 декабря 2009 года Межведомственной комиссией был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17» и члена 22/23-й основных экипажей МКС. Во время старта корабля «Союз ТМА-17» 20 декабря 2009 года был дублёром командира корабля.

В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с А.А.Иванишиным и Даниэлом Кристофером Бёрбанком (США) участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».

4 марта 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ (тренажёр корабля «Союза ТМА»). 5 марта 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. Комиссия ЦПК оценила работу экипажа в ходе комплексной двухдневной тренировки на «отлично». 11 марта 2011 года Межведомственной комиссией в ЦПК был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». 4 апреля 2011 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». Во время старта корабля «Союз ТМА-21» 4 апреля 2011 года был дублёром командира корабля.

22 августа 2011 года на заседании Государственной медицинской комиссии в ЦПК был признан годным к космическому полёту в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22». 1 сентября 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 2 сентября 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ. 12 ноября 1011 года на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов был утверждён в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22».

Свой первый полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-22» и бортинженера 29-й и 30-й основных экспедиций на МКС с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года. Стартовал вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком. 16 ноября 2011 года «Союз ТМА-22» успешно пристыковался к МКС, а 27 апреля 2012 года отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в 88 км северо-восточнее города Аркалык. Общая продолжительность полёта составила 165 суток 7 часов 31 минуты 34 секунды. Во время полёта совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 15 минут.

20 декабря 2012 года решением Межведомственной комиссии назначен в основной экипаж экспедиции МКС-42/43 (командир ТК «Союз ТМА-15М» (планируемая дата старта – 30 ноября 2014 года) и МКС-43, бортинженер МКС-42) и в дублирующий экипаж МКС-40/41 (командир ТК и МКС-41, бортинженер МКС-40). С 31 января по 1 февраля 2013 года успешно прошёл тренировку в подмосковном лесу по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой в течение 48 часов.

У казом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции, Шкаплерову Антону Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Полковник (30.12.2009), лётчик-космонавт РФ (2013), военный лётчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз. Награждён медалями.

Почётный гражданин города Севастополя Республики Крым (11.09.2012) и города Гагарина Смоленской области (6.03.2013).

Космонавты МКС

ШКАПЛЕРОВ АНТОН НИКОЛАЕВИЧ

Герой Российской Федерации

космонавт-испытатель 2-го класса (РОСКОСМОС, Россия)

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 111-й космонавт России/521-й мира

ПОЛЕТЫ: 2

НАЛЕТ: 364 суток

ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 2

СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 14 час. 27 мин

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат. В семье двое детей. Родители, Николай Иванович и Тамара Викторовна Шкаплеровы, проживают в г. Севастополе.

ОБРАЗОВАНИЕ:

  • В 1989 году окончил среднюю школу в г. Севастополе и поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков.
  • В 1992 году перевелся в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил с отличием по специальности «Командная тактическая авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер» в 1994 году.
  • После окончания училища был зачислен на первый курс в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского и окончил ее в 1997 году по специальности «Испытание летательных аппаратов» с присвоением квалификации «летчик-инженер-исследователь».
  • С 2006 года по 2010 год проходил обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и окончил ее с отличием по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».
  • В 2014 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

ОПЫТ РАБОТЫ:

  • После окончания академии имени Н.Е. Жуковского проходил службу в частях ВВС на должностях летчика, старшего летчика. С 1998 года служил старшим летчиком-инструктором авиационной группы высшего пилотажа «Небесные гусары» Центра показа авиационной техники ВВС на авиабазе Кубинка Московской области. Освоил самолеты ЯК-52, Л-39, МиГ-29. Общий налет составляет более 500 часов. Выполнил более 300 прыжков с парашютом.
  • Военный летчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

  • В 2003 году был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.
  • С июня 2003 года по июль 2005 года проходил общекосмическую подготовку. В июле 2005 года А.Н. Шкаплерову была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
  • С июля 2008 года по ноябрь 2009 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-22/23 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.
  • С декабря 2009 года по март 2011 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-27/28 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.
  • С апреля по сентябрь 2011 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-29/30 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС.
  • С января 2013 года по май 2014 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-40/41 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.
  • С июня по ноябрь 2014 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-42/43 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.
  • С октября 2016 года по март 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-54/55.
  • С марта по сентябрь 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-53/54 в качестве командира ТПК «Союз МС-06» и бортинженера МКС.

    С сентября 2017 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-54/55 в качестве командира ТПК «Союз МС-07», бортинженера МКС-54 и командира МКС-55.

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ:

  • 1-й космический полет А.Н. Шкаплеров совершил с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-22» и бортинженера МКС-29/30. В ходе полета выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 15 минут. Продолжительность полета составила 165 суток.
  • 2-й космический полет совершил с 24 ноября 2014 года по 11 июня 2015 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-15М» и бортинженера МКС-42/43. В соответствии с программой полета А.Н. Шкаплеров выполнил работу с российскими транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-М» и европейским ATV, встретил ТПК «Союз ТМА-16М». В период деятельности на борту МКС космонавт провел около 50 научно-прикладных исследований и экспериментов, выполнил бортовые фото-, видеосъемки. Продолжительность полета составила 199 суток.
  • Находится в 3-м космическом полёте.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:

  • Герой Российской Федерации, медаль «Золотая Звезда»;
  • почетный знак «Летчик-космонавт РФ»;
  • орден «За заслуги перед отечеством» IV степени;
  • медали Министерства обороны Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» I, II и III степени, «За службу в Военно-воздушных силах».
  • Почетный гражданин города-героя Севастополя и города Гагарина Смоленской области.

УВЛЕЧЕНИЯ: теннис, футбол, бадминтон, гольф, рыбалка.

Российский космонавт-испытатель

Полковник ВВС РФ

24.11.2015

Записали: Алена Гурьева, Зоя Бобылёва

Фото: Алексей Астахов

Собрать бы всех глав государств и политиков, да оправить в космос – пусть посмотрят, какая наша Земля прекрасная. Я думаю, у них сразу поменяется мировоззрение: не будут спорить за территории. Это всё общее, надо вместе работать и сохранять всё это для наших детей.

Когда мы проводим свои эксперименты, в том числе по экологии, наблюдаем за Землей при помощи фото- и видеоаппаратуры, особенно за местами, в которых было зафиксировано отрицательное воздействие человека на природу, то видим разливы нефти, следы применения военной техники и многое другое. К сожалению, это сопровождается колоссальными загрязнениями. У людей, совершающих такого рода преступления, другие задачи, и они не задумываются о вреде, нанесенном окружающей среде. Всё же мы должны сохранить планету такой, какой она нам досталась.

Мы действительно выращиваем растения, наблюдаем за животными и затем возвращаем обратно в лаборатории. По сути, мы выполняем космические эксперименты – те, которые невозможно сделать на Земле.

Каждому космонавту разрешено с собой взять 1кг личных вещей. Естественно, не колющиеся, небьющиеся предметы. Я с собой принес список этих вещей, это конверты, игрушка (индикатор невесомости), вымпелы, флажки, футболка вашего вуза и тому подобное.

Человек, даже если он не достаточно подготовлен физически, всё равно через 2 недели адаптируется к невесомости. Через месяц уже и не задумываешься, что ты находишься в космосе. Просто живешь, работаешь, привыкаешь к тому, как надо обращаться с предметами. Да и после полета мы недолго потом возвращаемся обратно в обычное состояние. Я уже примерно через неделю самостоятельно управляю машиной.

В моей практике случались внештатные ситуации на МКС, но они были не трагические. Нам на пути встречался космический мусор, но мы вовремя уклонялись от него, изменяя высоту полета. Во время второго полета прошел сигнал – загрязнение атмосферы станции аммиаком, а это одна из самых опасных нештатных ситуаций, которая может произойти в космосе. При большой его концентрации в атмосфере достаточно 2-3 вдоха, чтобы сжечь себе органы дыхания. После обнаружения этого превышения мы всё бросаем, закрываем люки между российским и американским сегментами, а далее действуем по отработанному алгоритму, согласуя свои действия с Землей. Позже выяснили, что это сбой компьютера.

Рано или поздно всем странам нужно будет объединиться, так как полеты на далекие расстояния и другие планеты требуют дорогостоящей техники, совместных ресурсов и знаний.

Мы выращиваем растения не для того, чтобы есть их. Ученые пытаются найти такие представители флоры, которые будут использоваться в длительных полетах на другие планеты. Выращивали пшеницу, капусту, огурцы и многое другое – целая оранжерея, она небольшая, но она есть. Иногда, конечно, хоть один листочек космической капусты, но съешь. Ты же ее выращивал! Да и не хватает свежих земных овощей.

NASA на своем странице в Instagram любит сравнивать нынешние разработки скафандра для полета на Марс со скафандром, представленным в фильме «Марсианин».

Я всю жизнь стараюсь учиться, чего и ребятам желаю. Давно мечтал получить юридические образование – хотел разобраться в российских и международных законах для своей деятельности в будущем. Когда-то я уже не буду летать в космос, перейду на новую работу, на какой-то новый уровень. Эти знания будут помогать мне впоследствии. Может быть, в политике или в управлении какой-то организацией. Я уже защитил кандидатскую работу и в будущем думаю о докторской.

Действительно, уже сейчас намечается такая космическая задача, как колонизация, если ее можно так назвать. Может быть, это будет колонизация Марса. Но перед тем как полететь туда, необходим промежуточный этап по отработке транспортировки и посадки различных систем на Луне, либо на каком-то астероиде.

У нас не бывает межнациональных конфликтов. В космосе мы все занимаемся общим делом, и ни от каких санкций ничего не зависит. Например, сейчас всех космонавтов к МКС только наш «Союз» доставляет.

Иногда можно в товарищей «покидать» еду, поскольку без юмора в замкнутом пространстве долгое время сложно находиться, но в компьютерные игры, конечно, никто не играет. Все дорожат тем временем, которое проводят в космосе, стараются как можно больше сделать полезного, а уже на Земле отдыхать, читать книги и тому подобное.

Организм наш изменяется при длительном нахождении в невесомости, вдобавок влияет повышенная радиация. Мы отправляем ученым измеренные данные, связанные с работой нашего организма, а они их затем изучают в институтах и лабораториях. Стараются выработать такие методы, которые позволят исключить пагубное влияние космоса на организм, чтобы в дальнейшем человек мог совершать длительнее полеты, высаживаться на другие планеты и изучать их без вреда для здоровья.

Невесомость – это как раз одно из самых интересных явлений, которое так привлекает космонавтов. Нет ограничений в направлении передвижения – куда захотел, как захотел – так и движешься.

Фильм «Марсианин» мне понравился, он больше научный, его постарались наиболее приближенно сделать к книге, а автор в свою очередь хорошо изучил космическую биологию и смежные науки. В принципе всё, что описано и снято в фильме – оно реально – выращивание растений, сама жизнь. Единственное – герой передвигается по Марсу, словно по Земле, спокойно ходит - на Марсе же притяжение поменьше, поэтому он должен был свободно бегать, прыгать. Но это уже мелочи.

Приметы у нас действительно есть, а вот у наших иностранных коллег-космонавтов почему-то своих нет. Весь экипаж, например, за два дня перед стартом обязательно смотрим фильм «Белое солнце пустыни». Были случаи, когда кто-то не смотрел, а потом старт по какой-то причине откладывался. Фильм идет на русском языке, но титры есть и на японском, и на немецком, и на английском. В зависимости от того, кто в экипаже. Юмор есть в фильме, иностранцы любят цитировать: «Абдула – поджигай!» и другие знаменитые фразы.

Еще обязательно «присядем на дорожку». Перед отлетом на Байконур по традиции у нас праздничный завтрак. С нами собираются начальники, ветераны, родные, всего может на полчаса, чтобы сказать важные слова, напутствия, и после всего этого обязательно «присесть» нужно. Стульев иногда может не хватать, поэтому садятся даже на подоконники. Так посидят 3-5 секунд, ну и всё – в путь-дорожку. Так что традиции стараемся соблюдать.

С каждым годом количество людей на Земле всё больше, к 2030 году нас уже может быть около 12 миллиардов, и прокормиться будет сложно, поэтому и стоит вопрос о колонизации других планет, которая уже не является фантастикой. Учеными открыто более 200 систем, похожих на нашу Солнечную и в которых в той или иной форме жизнь наверняка существует. Поэтому постепенно необходимо вырываться из Солнечной системы и осваивать космос.

На МКС я предпочитаю свободное время проводить с фотоаппаратом, делать снимки разных городов, могу из космоса позвонить кому-нибудь, бывает, просят поздравить с Днем рождения кого-нибудь – звоню.

Здоровье для космического туриста, конечно, надо иметь. К примеру, 100 лет назад думали, что на самолетах летают люди, у которых нереально крепкое здоровье, а сейчас все спокойно покупают билет и летят, никто же не спрашивает у вас медсправку. Возможно, то же нас ожидает и с космосом.

Космическим туристам проще в получении допуска на полёт. Но не всех врачи пропускают, никто на себя риск брать не будет, ведь в таком случае никакие деньги не помогут.

В начале космической эры кандидатов отбирали очень тщательно, только среди военных летчиков, а сейчас требования всё же уменьшаются. Со мной два бортинженера летали – оба в очках, это уже значит, что у них не идеальное здоровье, и ничего! Врачи называют это особенностями организма.

В космосе меняется мировоззрение, становится более широким. Посмотришь на нашу планету со стороны, и уже многие проблемы – не проблемы вовсе.

Единственное, что мы сейчас точно понимаем: любые контакты с другими цивилизациями, если мы их встретим, должны быть дружественными.

Общаются на МКС сразу на нескольких языках – барьера нет. Официально принятый язык на станции – английский, потому что большинство людей нашей отрасли этот язык всё-таки знают. Но когда ты летишь на российском космическом корабле, все должны знать русский. «Русинглиш», так называемый. Предложение мы можем начать на одном языке, закончить на другом. Всё зависит от того, о чем разговариваешь. Тяжело, конечно, японцам или итальянцам – им дополнительно 2 языка приходится знать, помимо родного.

Космонавт Шарипов сказал: «Если бы люди увидели Землю из космоса, не было бы войн». Салижан Шакирович у нас восточный человек, поэтому, конечно, глупость не мог сказать – опытный, командиром летал. Действительно, как я уже говорил, надо взглянуть на нашу планету со стороны, она очень красивая. Ее не зря называют «голубой планетой» - ведь 70 процентов Земли покрыто водами Мирового океана, и, когда она подсвечивается Солнцем, она действительно нежно-голубая. Да и горы красивые, и пустыни. Куда ни посмотри – везде красиво.

Никаких шлангов и проводов в открытом космосе за нами не тянется, мы просто передвигаемся в специальном скафандре с отдельной системой жизнеобеспечения внутри. Еды в скафандре нет, да и неудобно это. Вода есть, но я не пил, она мне не пригодилась ни разу.

На Луне открыли новый вид топлива Гелий-3. Очень интересное ископаемое, но, к сожалению, нет пока установок, которые бы с ним работали. На других планетах, к примеру, сможем углеводороды добывать и перерабатывать. Не думаю, что появление промышленной космонавтики – дело далекого будущего.

Полет производится на гептиле, токсичное топливо. Сейчас целое семейство новых ракет «Ангара» мы имеем. Они работают на водороде и кислороде – экологически чистом топливе.

Нет, никто меня не останавливает перед полётом в космос, не спрашиваю разрешения – ставлю в известность. Я не могу отказываться от полетов, тем более это моя любимая работа, и мне нравится готовиться к запускам и летать. Я нахожусь на своем месте, и это приносит мне хорошие плоды. Следующий полет у меня запланирован на май 2018 года, вся семья с воодушевлением восприняла эту новость. Будем готовиться к полетам в космос дальше.

Никаких странных явлений в космосе я не встречал. Всё, что попадалось до этого, можно было объяснить наукой. Может быть, в следующем полете?

Самому пожилому американскому астронавту было 78 лет. Я думаю, в будущем многие из вас слетают в космос, а может даже и не один раз.

"Три вещи непостижимы для меня и четыре я не понимаю: пути орла в небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к сердцу женщины", - признавался мудрец Соломон. Позвольте продолжить: "Я не понимаю бесконечности Вселенной, бессчетности звезд и почему на Земле рождаются люди, для которых естественным состоянием является полет, словно у них за плечами невидимые крылья". Кто объяснит, отчего балаклавский мальчишка, любивший летом нырять со скалы в море, душою жил небом, бескрайним, высоким, голубым океаном? Почему был готов идти за линию горизонта навстречу крылатой, дерзкой мечте? Ведь поначалу, кроме детской мечты, ничего у Антона Шкаплерова не было. Взрослые улыбались, когда на вопрос "Мальчик, а кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" он отвечал: "Космонавтом".

Однажды с женой мы забрали сына из детского садика и повезли погулять в Комсомольский парк на аттракционы, - вспоминает Николай Иванович Шкаплеров, отец летчика-космонавта. - Повстречали знакомую, которая работала библиотечным коллектором. В шутку она спросила Антона: "Кем ты будешь?", и сын серьезно ответил: "Сначала летчиком, а потом - космонавтом". Спустя какое-то время женщина передала нам книгу о космосе. Мы почитали. Позже я стал покупать еще книги на космическую тему, видя неподдельный интерес сына. Антона увлекало все, что было связано с авиацией. Карманные деньги он тратил, например, на приобретение конструктора для сборки разных авиамоделей. Вся его комната была завешана самолетами, потом и вся лоджия. Это "богатство" по сей день хранится у меня в гараже, - говорит с улыбкой отец.

А ведь следуй Антон семейной традиции, быть бы ему сейчас моряком. Николай Иванович Шкаплеров флотскую службу нес на подводной лодке. Как-то раз, когда заболела и внезапно попала в больницу жена, Тамара Викторовна, пришлось отцу семейства брать сына с собой на дежурство.

Срочно надо было заступать. Антошка - рядом, одного не оставишь. Когда прошел развод, я незаметно пронес его в каюту, уложил спать. Ночью - проверка. Дежурный по бригаде увидел ребенка и просто обалдел: "Кто это?" Кое-как объяснился. Зато утром Антон с удовольствием перископ крутил. Романтика!

В закрытой на тот период времени Балаклаве праздники было принято отмечать дружно. Семьям моряков разрешалось посещать воинские части, и Антон чувствовал себя комфортно в этой среде. Мальчишек угощали в дни открытых дверей тем же, чем кормили моряков срочной службы в столовой. Будущему покорителю космоса нравились макароны по-флотски и компот. Это "меню" он требовал и дома.

С большой теплотой Николай Иванович перебирает детские фотографии сына, который в этот момент на Международной космической станции со скоростью 9 км в секунду проносится над Землей. Вздыхает:

Конечно, у меня не было возможности проводить с Антоном столько времени, сколько хотелось бы. Все-таки я военный человек. Но иногда я брал с собой его и друзей, таких же мальчишек. Мы уходили в горы, жгли костры, смотрели на море... Знаю, что Балаклава занимает особое место в сердце Антона. Это для него не просто точка на географической карте. Это среда, в которой он вырос. Одним словом - Родина.

В неспешной беседе выяснилось, что корни у семьи Шкаплеровых белорусские. Родители будущего "небожителя" родом из Быховского района Могилевской области.

Я родился в деревне Кипячи. Сегодня уже нет населенного пункта с таким названием. А вот лес, уверен, стоит, который мы высаживали с отцом-лесником, - продолжает рассказ Николай Иванович. - Обучение в школе мне давалось легко, но местные условия позволяли окончить только 8 классов. В 16 лет родственники забрали меня в другой город. В Кургане я пошел работать на военный завод, где были великолепные мастера, мои учителя. На подводной лодке я ведь тоже служил механиком. И пускай кто-то называл нас "маслопупами", благодаря технической грамотности я чувствую себя востребованным всю жизнь. В любом механизме разберусь, включая электронику...

- Вы рассказываете, а я невольно вспоминаю биографию первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина.

Он тоже был родом из деревни. Так же за образованием поехал в большой город - родственники помогли. Первая специальность была рабочая - формовщик-литейщик. Из Саратовского индустриального техникума пришел в аэроклуб. То поколение советской молодежи буквально бредило небом...

Да я ведь тоже летать хотел! Надеялся поступить в Курганское летное училище летчиков-штурманов. Но на медкомиссии недоразумение вышло. Это я сейчас понимаю, а тогда отступил. Зато когда настал черед Антона и история с медкомиссией едва ли не повторилась, я уже по-другому отреагировал. Потребовал перепроверки, и оказалось, был прав. Антон здоров без всяких замечаний!

- В одном интервью журналисты спросили Антона Николаевича, человеком какой национальности он считает себя. Космонавт ответил, что корни, дескать, белорусские. Родился и вырос в Севастополе, когда существовал Советский Союз. Но прежде всего он российский офицер и служит России. Думается, что не без вашего личного примера сын выбрал профессию военного.

Я вам больше скажу. Когда Антон поступил в Черниговское высшее военное летное училище, мы с женой и дочерью Леной присутствовали на принятии присяги. Позже курсантам предложили переприсягнуть на верность Украине. Это было начало 90-х годов. Антон встревоженный позвонил домой, и я сказал: "Сынок, я уже был у тебя на присяге. Больше не приеду". Он правильно понял меня. Переприсягать отказался, и его отправили в Россию по собственному желанию, где он поступил и окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков в Волгограде.

В семье вспоминают: права на управление самолетом Антон получил в школьные годы, то есть намного раньше, чем водительские права. Будущий космонавт дни напролет проводил на летном поле Севастопольского ДОСААФ. Вот как он сам вспоминает тот период жизни:

Моим инструктором был Михаил Федорович Дудатин. Вначале у меня не все получалось. Но к концу вывозной программы (полеты до первого самостоятельного вылета) я вкусил кайф от полета на самолете. Вылетел в числе первых. Далее еще второй год полетов был. Так вот, к концу учебы в школе мои одногруппники, ребята из Качи, не могли приезжать на аэродром. Они усиленно готовились к выпускным экзаменам в школе. Я же упор сделал на самолеты. Чтобы не простаивала авиатехника, я под прикрытием Михаила Федоровича летал под чужими позывными, немного меняя интонацию голоса.

Бывали дни, когда я один из группы летал целый день, как у летчиков говорят, не вылезая из кабины. Количество переходило в качество, и к концу обучения я летал уже как молодой спортсмен. Тогда-то я и решил непременно связать свою жизнь с небом! Сейчас я поддерживаю связь с начальником Севастопольского аэроклуба Олегом Анатольевичем Охонько. В мое время он был инструктором в соседней авиагруппе. Сейчас он старается сохранить аэроклуб в новых, российских рамках. Надеюсь, что аэроклуб подготовит еще много будущих летчиков ВВС России и космонавтов "Роскосмоса". Я с удовольствием в следующий приезд в Севастополь загляну на аэродром в Юхариной балке и, возможно, полетаю на маленьком винтовом самолете, как 25 лет назад...

После окончания Качинского высшего военного авиационного училища летчиков А.Н. Шкаплеров был зачислен на первый курс в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1997 году по специальности "испытание летательных аппаратов" с присвоением квалификации "летчик-инженер-исследователь". В 2014-м в этой же академии он защитил диссертацию с присвоением ученой степени кандидата технических наук. В 2003 году А.Н. Шкаплеров был зачислен в отряд космонавтов и в течение нескольких лет проходил общекосмическую подготовку. Квалификация "космонавт-испытатель" была присвоена ему в 2005-м. Дважды Антон Николаевич проходил подготовку в составе дублирующих экипажей. Наконец, в сентябре 2011-го состоялся его первый космический полет.

Балаклава с нетерпением ждала возвращения космонавта. Его визит в родную школу N 30 в 2012 году произвел фурор. На встречу с А.Н. Шкаплеровым пришли многие: преподаватели, бывшие одноклассники, дети и их родители. Всех интересовал путь обычного балаклавского мальчишки к звездам, и для многих школьников памятными стали такие слова:

Мне есть что сказать. Возможно, для кого-то мой успех станет живым примером того, что к мечте нужно идти, несмотря ни на что! Если кто-то вам скажет, что то, что вы задумали, невозможно, не верьте. Я всегда говорю: "Если сильно захотеть, можно в космос полететь!" Вы сейчас в том возрасте, когда нужно ставить себе жизненную цель. Нет ничего невозможного!

20 февраля Герой России, летчик-космонавт севастопольского происхождения А.Н. Шкаплеров встретит на околоземной орбите 43-й день рождения. Это будут 88-е сутки его второго по счету космического полета. Коллектив газеты "Слава Севастополя" присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые обязательно прозвучат в этот день. Искренние, теплые пожелания мы постараемся передать в космос от всех наших подписчиков и читателей.

До встречи на Земле!

На снимке: семья Шкаплеровых, конец 80-х.

Фото из семейного архива.

Антон Николаевич Шкаплеров (род. 20 февраля 1972) - российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», полковник ВВС РФ.

Казачий полковник Московского областного казачьего округа Союза Казаков России.

Образование

  • С 1989 по 1992 год учился в Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков (ВВАУЛ).
  • В 1994 году окончил с отличием Качинское ВВАУЛ.
  • В 1997 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского по специальности «лётчик-инженер-исследователь».

В 2010 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Юриспруденция»

Опыт работы

С 1997 по 1998 год - служба в строевой части ВВС в Калужской области.

С 1998 года - старший лётчик-инструктор пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС, затем - командир эскадрильи авиаполка ВВС в городе Кубинка Московской области. Летает на самолетах Л-39 и МиГ-29. 29 мая 2003 года решением Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки.

С 16 июня 2003 года по 28 июня 2005 года прошел курс общекосмической подготовки и 5 июля 2005 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В июле 2008 года появились сообщения об его назначении в дублирующий экипаж 22-й экспедиции на МКС. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Роскосмоса плане полётов на МКС.

В июле 2009 года появилась информация об его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции и о возможности его назначения в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС. 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено НАСА (пресс-релиз № 09-233).

В ноябре 2009 года прошёл клинико-физиологическое обследование и на заседании ГМК 19 ноября 2009 года был признан годным к космическому полёту. 19 декабря 2009 года Межведомственной комиссией утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17» и члена 22/23-й основных экипажей МКС.

Во время старта ТК «Союз ТМА-17» 21 декабря 2009 года был дублёром командира корабля. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина».

Назначен в долговременные экипажи МКС-29 и МКС-30.

Полёты

Первый раз стартовал 14 ноября 2011 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-22» и бортинженера экипажа МКС по программе 29-й и 30-й основной космической экспедиции. Полёт завершён 28 апреля 2012 года - спуск ТПК «Союз-ТМА» .

Второй раз стартовал 24 ноября 2014 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-15М». Полет завершён 11 июня 2015 года - спуск ТПК «Союз-ТМА»

Семейное положение

Женат, в семье 2 дочери: Кира и Кристина.

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 января 2017) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции.
  • Герой Российской Федерации (Указ Президента России от 2 ноября 2013 года)
  • Лётчик-космонавт Российской Федерации
  • Медали Вооружённых Сил Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» I, II, III степени, «За службу в Военно-воздушных силах».
  • «Почётный гражданин города-героя Севастополя» (11.09.2012)
  • С 9 марта 2013 года почётный гражданин г. Гагарин «за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность, продолжение звёздного подвига Юрия Алексеевича Гагарина».

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины