Биографические методы. Раздел iv. методическое обеспечение психологических исследований жизненных ситуаций

Биографические методы. Раздел iv. методическое обеспечение психологических исследований жизненных ситуаций

21.09.2019

2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического функционирования являются показателями функционирования адаптационного процесса в целом и могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных.

Событийно-биографический подход начал формироваться с 70-х годов ХХ века. В его русле ведутся исследования личности и ее патологии. Подход подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а так же необходимость превращения психологии развития в личности в психологию жизненного пути, такого, что, «основой его периодизации становятся не психофизиологические сенситивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные жизненные (биографические) события, в которых эти процессы переживаются личностью». (Кон И.С. ,1987).

Способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности. Одним из наиболее удачных способов изучать взаимоотношение личности и события, считается биографический метод (биодромальной теории личности - Ржичан П.; life-span -Балтес, и др.).

В отечественной психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как «жизненный путь личности» (Рубинштейн С., Ананьев Б., Абульханова-Славская К., А. Кроник, Е. Головаха, В. Лановой и др.).

В данной работе использована новая психодиагностическая методика исследования жизненного пути личности Коржовой Е.Ю «Психологическая автобиография» (Коржова Е.Ю., 1994).

Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных событий в жизни человека. Называя значимые события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности восприятия ситуаций, особенности психологической среды или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.

Данная методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анамнеза. Но, несмотря на внешнее сходство с другими автобиографическими методиками, она существенно отличается от них. Так, в отличие от каузометрической методики

(Головаха Е., Кроник А. или ее компьютерный вариант life line), количество событий не задается заранее; отличается техника проведения исследования; параметры обработки и интерпретации данных.

2.2 КАРТИНА МИРА

Под картиной мира мы понимаем реальную картинку, которую мы воспринимаем всеми каналами ощущений, многомерно. Т.о., вот здесь, где слово вижу - картина мира, реальность, данная нам в ощущениях. Вот здесь, под словом знаю - описание мира - весь комплекс известных нам законов, объектов, воззрений, оценок, установок, представлений и психологических комплексов.

Сенсорное пространство становится патогенной системой с того момента, когда человек начинает в нем жить. Когда он абсолютизирует, жестко закрепляет плоскость своего восприятия, приписывая всем формам определенные значения. В патогенной системе каждая форма соответствует определенному смыслу. Сенсорное пространство становится жесткой системой верований, незыблемой и соответственно неуправляемой. В этой ситуации действует закон: " Практика - критерий истины". Потому, что нет никакой другой истины, кроме той, которая существует в данной плоскости. Просто ничего другого нет. Тогда человек, попадая в определенную систему, в этой системе начинает лечиться, получать информацию, обучаться, болеть, воевать, умирать, защищаться. Он начинает в ней жить.

Если человек помнит и осознает, что его восприятие иллюзорно, не забывает, что это описание мира - лишь один из вариантов, который он выбрал для какой-то конкретной работы, только тогда он работает с инструментом. Сознание должно на что-то опираться. А индивидуальное сознание, отделенное от целого, традиционно опирается на ощущения, которые как раз в точности и являются нашей иллюзией по той простой причине, что наше восприятие всегда опосредовано нашим же описанием мира. Картина мира всегда опосредована описанием. Между миром и картиной мира всегда находится описание. Если бы все пространства восприятия были инструментальны, т.е. человек мог бы растождествиться с этим своим процессом, не нужно было бы воевать и спорить, кто правильно воспринимает, а кто нет. Нет никакого правильного и неправильного восприятия. В этом смысле существует колоссальное многообразие.

В понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. (При этом, однако, нельзя абстрагироваться от общественно-исторического смысла ценностей, ради которых живет и борется личность.) На одном полюсе - жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе - жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями - событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности - это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью - жизнью

“Клеточкой” внутренней жизни является переживание. В “Основах общей психологии” С. Л. Рубинштейн отмечал всеобщий характер этого явления, считал его личностным, субъективным аспектом сознания в целом. “Переживание, - отмечает С. Л. Рубинштейн, - это первично прежде всего психический факт, кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер... Переживания человека - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности” (С.Л. Рубинштейн, 1946). В этом, втором смысле слова переживания можно назвать биографическими переживаниями. В самом деле, их предметом являются события биографии, отраженные в процессах памяти, мышления, воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности, и, наконец, сами они могут стать событиями жизни.

Переживания существуют в форме эмоционально насыщенных процессов, например мнемических, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти - воспоминания. Как всякое биографическое переживание, воспоминание включено в жизнедеятельность личности. В связи с жизнедеятельностью память изучена гораздо меньше, чем в связи с более частными видами деятельности, скажем с учением. Законы запечатления, сохранения, забывания и воспроизведения в системе исторической памяти имеют свою специфику, определяемую жизненной значимостью запечатленных событий. Так, в отличие от простых форм памяти в воспоминаниях есть такие образы, которые обладают сверхдолговременностью, сверхпрочностью вследствие неповторимости событий. Причем важна не столько эмоциональная окраска образа, сколько его содержание, жизненная значимость. “Неприятное сохраняется особенно долго и прочно потому, что оно постоянно переживается не как известное страдание, но как известный “урок жизни”. Приятное сохраняется как известный момент продвижения жизни вперед” (Б.Г.Ананьев, 1940). Это давнее предположение Б. Г. Ананьева подтвердилось в экспериментах П. В. Симонова. “Воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угашению при повторном воспроизведении, объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой... категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент” (П.В. Симонов, 1981).

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще 3. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую “ткань” ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. “Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности. доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти, и притом именно этого, “исторического” ее аспекта” (С.Л. Рубинштейн, 1946). Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни. овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь - в мечтах, надеждах, предвидениях - имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл “защиты”. Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама в конце концов истощается. “Для того, чтобы пережить, нужно, прежде всего, жить. От полноты и силы жизни, от общественного бытия человека зависит характер человеческих переживаний, их глубина и правдивость - соответствие жизни” (Б.Г. Ананьев, 1945).

Переживания несомненно имеют и мыслительный компонент. Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение стратегии поведения. Точка зрения на жизнь человека как на цепь задач, типичных для определенного возраста или возникающих при столкновении с различными обстоятельствами, предполагает включение интеллекта в структуру личности. Определение линии поведения или даже линии всей жизни - творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.

Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения. В том и другом случае есть своя подготовительная фаза, момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения. Причем роль “подсказки” может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека, стали событиями.

Рефлексивные черты характера - это устойчивые свойства самосознания, которое в личностно-биографическом плане выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу - уникальную, неповторимую, единственную. В самосознании соотносятся, с одной стороны, жизненные планы и потенциалы личности, с другой - реальные достижения в творчестве, в карьере, личной жизни. Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим.

Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного.

Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления. Предпосылками для возникновения представлений о жизненном пути является накопление целостной личностью достаточно обширного жизненного опыта; активнейшая работа подсознания по профилактике уровня нервно-психического напряжения. Жизненный опыт по мере своего накопления постепенно теряет субъективную обозримость и быстроту.

И поэтому каждый человек оказывается перед необходимостью упорядочить все пережитое. Это выстраивание предположительно проходит в несколько этапов:

1) Отбор наиболее значимых событий прошлого; выстраивание их в формально-временной последовательности вплоть до настоящего.

2) Дополнение ее образом своего будущего, совмещение всех трех времен личностного бытия: прошлого, настоящего и будущего. Главной ценностью этого этапа становится перенос ведущих мотиваторов поведения из настоящего в устойчивое и подчиненное человеку будущее.

3) Радикальным, истинно взрослым в совершенствовании картины жизненного пути следует считать ее дополнение образом собственной смерти.

4) Осознание неслучайности прожитого. В реализации этого и последующих этапов становления образа жизненного пути ведущая роль переходит от подсознания к сознательной субличности.

5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни - завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.

Осознание картины жизненного пути значимо для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Опросник «Картина мира» позволяет с помощью ряда вопросов определить:

Насколько у данной личности сформирована его личная картина мира;

Абсолютную и относительную истину, свою личную правду и позицию человека в этом мире;

Предназначение человека на земле и его видение смысла жизни;

Тезисы, которые возможно влияют на формирование жизненного пути;

Работы с кадрами как инструмент реформирования государственной службы // Вестник ПАГС. 2004. №6. 5. Долгий В.И., Марченко О.И. Кадровый потенциал государственной службы: проблемы оценки и развития // Актуальные проблемы экономики России: Межвуз. Науч. Сб. Саратов, 2005. 6. Кадровый менеджмент: Практ.рук-во для руководителей и специалистов кадровых служб /О.Ю.Артёмов и др. - М.: ...

Наибольшая удаленность стены с востока - 750 м, считая от середины восточной стены главного бугра. Южный участок вала сохранился плохо. Здесь территория городища распахана. На аэрофотоснимке направление вала демаскируется светлой полосой. На юг городище протянулось на 500 м, если считать от въезда до наиболее удаленной точки внешнего вала. С западной стороны наружный вал почти не разрушен. От...

И целенаправленная работа, связанная с отработкой орфографических навыков в процессе ежедневного повторения.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование проблемы «Роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка» убедило нас в том, что она имеет свои сложности. Эти сложности вызваны тем, что младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его...

1. Наименование документа размещается в середине строки и пишется заглавными буквами: АВТОБИОГРАФИЯ. После слова "автобиография" точка не ставится.

2. Текст автобиографии пишется от руки.

Я, (фамилия, имя, отчество), родился(ась) (указать день, месяц и год рождения) в (указать точное место рождения - город, республику, область, район, населенный пункт) в семье (рабочих, колхозников, служащих). При смене фамилии указать место, время и причины смены фамилии.
В (указать год) поступил(а) и в (указать год) закончил(а) (наименование и местонахождения учебного заведения) по специальности (окончившим высшие и средние специальные учебные заведения - указать квалификацию). По такой же форме приводятся сведения о законченном или незаконченном (с указанием причины) обучении в других учебных заведениях. Перечисляются в хронологическом порядке все учебные заведения высшего и среднего профессионального образования.
Для проходивших последипломное обучение и/или повышение квалификации необходимо указать его виды, сроки, тематику; полученные в результате специальности, квалификации. При их наличии указать ученые степени, звания, тему и год защиты диссертации; количество и тематику опубликованных научных работ.
К судебной ответственности я и мои ближайшие родственники (родители; супруги, в том числе бывшие; дети; братья и сестры) не привлекались. Если привлекались, укажите, когда и за что.
Для участвовавших в выборных органах указать, когда и в какие органы избирался.
Для имеющих правительственные награды указать, какие и когда получены.
Проживаю в городе (указать) по адресу: (привести подробный адрес с указанием почтового индекса и района прописки и реального места жительства; домашний телефон).
Кратко описать трудовую деятельность с момента ее начала с указанием мест работы, занимаемых должностей, круга служебных обязанностей, причин увольнения.
Для имеющих стаж по предполагаемой трудовой деятельности, указать предприятия (организации), в которых работали, занимаемые должности, служебные обязанности и характер работы, годы работы.
Последнее место работы: (указать полное наименование учреждения/организации, его адрес, занимаемую должность).
Подробно описать круг служебных обязанностей; при наличии административных функций описать полномочия и ответственность, указать количество подчиненных подразделений/работников; фамилию, имя, отчество, должность и телефон непосредственного руководителя. Неработающие в настоящее время указывают дополнительно причину и дату увольнения.
Семейное положение: (холост, не замужем, женат, замужем, разведен(а), вдова(ец), состою в гражданском браке - отметить нужное).
Сообщаю следующие сведения о родственниках:(пример) жена- (приводятся фамилии (с указанием девичьей фамилии), имя, отчество, дата рождения, место проживания и место работы или учебы). По приведенной схеме сообщаются сведения о всех живых родственниках: супругах (включая бывших), детях, родителях, родных братьях и сестрах. Для неработающих родственников вместо места работы указывается: пенсионер, инвалид, домохозяйка, безработный или иное.

Вы можете сообщить дополнительно к перечисленным любые другие сведения о себе, какие сочтете необходимыми.

3. Подпись составителя (справа).

4. Дата написания автобиографии (также справа). Число, месяц и год пишутся цифрами.

В автобиографии как деловой бумаге неуместны эпитеты, лирические отступления, разговорная лексика. Автобиография должна быть выдержана строго в официально-деловом стиле.
Литературные автобиографии пишутся по-другому. Ав¬тор литературной автобиографии свободен в выборе материала и языковых средств. Здесь может быть нарушена хронологическая последовательность изложения событий, уме¬стны лирические отступления, воспоминания.

Языковые правила оформления места рождения, обучения, работы

При написании автобиографии мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о том, как правильно написать: родился в городе Москва или в городе Москве? в городе Нижний Новгород или в городе Нижнем Новгороде? в городе Нежине Республики Украина или в городе Нежин Республики Украины?

Запомните следующие правила:

1. Названия городов, сел, деревень, поселков, выраженные склоняемым существительным, как правило, согласуются в падеже с определяемым словом, например: в городе Москве, в городе Смоленск, в городе Саратове, в городе Горьком, в деревне Ивановке, на хуторе Коробовке, в селе Ильинском.
2. Не согласуются вышеприведенные названия, если они выражены:
а) словосочетанием: в городе Кривой Рог, в селе Чистый Ключ, в деревне Холодный Родник, в городе Нижний Новгород;
б) формой множественного числа: в городе Мытищи, на хуторе Горячие Угли, в поселке Серебряные Пруды, в городе Минеральные Воды;
в) именами собственными, род которых не совпадает с основным понятием: в городе Ровно, в деревне Бородино, в селе Углич, в поселке Апрелевка;
г) именами собственными на -ово (-ёво), -ыно (ино): в городе Одинцово, в поселке Пушкино, в районе Свиблово, в деревне Малино.
3. Официальные названия республик обычно согласуются со словом республика, если имеют форму женского рода, оканчивающуюся на -ия и -ея: в городе N Республики Словакии, Республики Кореи.
Не согласуются, если имеют форму мужского рода или форму женского рода, оканчивающуюся на -а и без окончания: в Республике Куба, в Республике Вьетнам, в Республике Беларусь, в Республике Украина (родиться в городе Нежине Республики Украина).

Образец написания автобиографии №1

Автобиография

Я, Наталья Сергеевна Епифанова родилась в г. Павловске 5 января 1968 года.
Проживаю г. Москва ул. Берсеневская наб.12, кв. 43.
В 1985 окончила среднюю школу №4 г. Павловска и поступила в Городское техническое училище №1 по специальности «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры». В 1988 г. закончила училище с красным дипломом.
В июле 1988 поступила в Московское Высшее Техническое Училище (МВТУ) им. Баумана (ныне Московский Государственный Университет им. Баумана) по специальности Проектирование и технология радиоэлектронных средств (200800).
С октября 1993 по сентябрь 1994 год находилась в академическом отпуске в связи с рождением ребёнка. В апреле 1995 году закончила Университет.
С мая 1995 по декабрь1996 год находилась в отпуске по уходу за ребёнком.
В январе 1997 года поступила на работу во Второй московский часовой завод на должность инженера-проектировщика третьей категории отдела проектирования электромеханических часов.
В настоящее время работаю там же на должности заместителя начальника отдела.
Замужем за Епифановым Дмитрием Леонидовичем 1965 года рождения с марта 1992 года. Девичья фамилия – Фунтикова, сменила фамилию 17.04.1992 в связи со вступлением в брак. До этого фамилию не меняла и в других браках не состояла. В браке имею сына Епифанова Андрея Дмитриевича 19.10.1993 года рождения. Проживаю вместе с мужем и ребёнком в квартире мужа по адресу: Москва ул. Бакунинская д. 5, кв. 38. С нами проживает отчим мужа - Воронцов Николай Ильич 1934 г.р.
Другие родственники:
Родители мужа: Мать мужа – Епифанова Маргарита Евгеньевна 1934 года рождения умерла в 2001 году. Отец Епифанов Леонид Иванович 1933 года рождения погиб в 1967 году во время службы в воздушно десантных войсках.
Мои родители: мать – Фунтикова Елена Анатольевна 1949 г. р.; отец - Фунтиков Сергей Николаевич 1947 г.р. Оба проживают в г. Павловске по адресу: г. Павловск, ул. Стахановского прорыва 3, кв. 6.
Брат Фунтиков Антон Сергеевич 1972 г.р. мичман военно-морского флота РФ, служит на северном флоте в г. Мурманск, ВЧ № 7312.
В августе 2000 года я окончила курсы сестер милосердия «Берегиня» при Красном кресте.
Веду занятия в Клубе второго часового завода, руковожу творческой студией художественного шитья для детей. Являюсь членом попечительского совета Фонда народных художественных промыслов РФ, с членами Фонда регулярно ездим в детские дома для обучения девочек художественному шитью и организации мастерских.

Дата Подпись

Образец написания автобиографии №2

Автобиография

Я, Иванов Игорь Иванович, родился в семье рабочих 24 февраля 1972 года в посёлке Воргашор города Воркуты Коми АССР.
Родители: Иванов Иван Васильевич (1949 года рождения) и Иванова (в девичестве, Васильева) Василиса Ивановна (1950 года рождения). Отец работал мастером в кислородном цехе Воркутинского механического завода комбината "Воркутауголь". Мать работала бригадиром швей-мотористок на Воркутинской швейной фабрике. В 2000 году мать вышла на пенсию по старости, а с 2004 года на пенсию вышел отец.
В 1979 году я поступил в первый класс средней школы № 40 города Воркуты. Во время учёбы в школе нёс различную общественную нагрузку: был командиром отряда, участвовал в школьной самодеятельности, был редактором стенгазеты класса, участвовал в школьных олимпиадах по физике и математике, был комсоргом и политинформатором. Окончил школу в 1989 году с серебряной медалью.
В июле 1989 года устроился на работу корректором в Воркутинскую городскую типографию.
В апреле 1990 года был призван на действительную воинскую службу в ряды Вооружённых сил Советской Армии. Службу проходил в гвардейской дивизии ракетных войск СССР в городе Бийске Алтайского края. В октябре 1990 года окончил сержантскую школу, и командованием воинской части был назначен командиром взвода. За годы службы в армии приобрёл воинские специальности: командир ракетного расчёта, метеоролог, переводчик (английский и китайский языки). Награждён нагрудными знаками "Отличник военной подготовки 1 степени", "Воин-спортсмен 1, 2 и 3 степеней. В ноябре 1991 года приказом Министра обороны СССР был награждён почётной грамотой за отличие, проявленное на учениях. Демобилизовался со службы в мае 1992 года в звании старшины Советской Армии.
В июне 1992 года поступил на учёбу в Институт Экономики и Права города Балашиха Московской области. Был старостой группы, участвовал в студенческой самодеятельности и в спортивных соревнованиях (бег, пулевая стрельба и шахматы). Окончил институт в 1997 году с отличием ("Красный диплом", средний балл диплома: 4,95).
В июле 1997 году устроился на работу заместителем по правовым вопросам Генерального директора ОАО "Лавр" (г. Москва). В этой должности проработал до августа 2001 года, после чего был назначен в должность директора по экономической безопасности. За время работы в ОАО "Лавр" был неоднократно поощрён руководством организации ценными подарками, почётными грамотами, благодарственными письмами и денежными премиями. Уволился из компании по собственному желанию 21 августа 2004 года.
В августе-сентябре 2004 года в учебном центре при Московском государственном университете дружбы народов прошёл курсы английского языка (с экономическим уклоном) для лиц, хорошо им владеющих.
С сентября 2004 года и по декабрь 2007 года работал в ОАО "Консалтинговая группа МОС" в должности директора по организационным вопросам. За годы работы в компании был многократно отмечен поощрениями руководства. Уволился из компании в декабре 2007 года по собственному желанию (по семейным обстоятельствам, в связи с переездом в город Санкт-Петербург). При увольнении получил рекомендательное письмо, в котором высоко оценивается моя работа в компании и рекомендуется продолжать работу в юридической сфере любого крупного российского либо совместного предприятия.
В декабре 2007 года вступил в законный брак с Ивановой (в девичестве, Петровой) Ольгой Ивановной.
Дата Подпись

Образец написания автобиографии №3

Автобиография

Я, Сергеева Елена Анатольевна, родилась 25 июня 1984 года в г. Люберцы Московской области.
В 1991 году была зачислена в 1-ый класс средней общеобразовательной школы №123 г.Москвы. В 2001 году окончила эту школу с серебряной медалью. В этом же году поступила в Московский государственный областной университет на экономический факультет, специальность - «Менеджмент организации». В 2006 году окончила университет и получила диплом специалиста.
После окончания университета работала оператором в ОАО "Билайн". С августа 2007 года работаю менеджером по логистике в ООО «Ремеер».
Семейное положение – не замужем.
Отец, Сергеев Игорь Владимирович, родился 19 июня 1960 года в г. Москве. Работает главным инженером в ЗАО "ИнженерЭнергоПроект" в г. Москве. Проживает по адресу: г. Москва, ул. Пушкина, 23, кв.35.
Мать, Сергеева Мария Васильевна, родилась 22 сентября 1963 года в г. Чехове Московской области. Работает главным экономистом в ООО "Востокхимволокно" в г. Москве. Проживает по адресу: г. Москва, ул. Пушкина, 23, кв.35.
Брат, Сергеев Иван Денисович, родился 29 октября 1987 года в г. Москве. На данный момент обучается на 5-ем курсе Московского государственного областного университета. Проживает по адресу: г. Москва, ул. Пушкина, 23, кв.35.
Ни я, ни мои ближайшие родственники под судом или следствием не находились.
За пределами СНГ родственников нет.

Дата Подпись

Помощь в написании автобиографий

Популярные материалы этого сайта

  • Образец резюме по специальностям
  • Образец сопроводительного письма по специальностям
  • Образец рекомендательного письма по специальностям
  • Образец служебной характеристики
  • Образец Джоб оффер
  • Собеседование: Правильные ответы на Кейсы
  • Собеседование: Психологическое тестирование

Глава 8. <Психологическая автобиография> как методика психодиагностики жизненных ситуаций

§ 1. Общая характеристика методики

<Психологическая автобиография> принадлежит к числу ситуационных психодиагно-стических методик. Ситуационная психодиагностика, относящаяся к психоди-агностике адаптационных возможностей личности, направлена на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути (см. гл. 4) - одного из показателей функционирования адаптационного процесса. Мы полагаем, что компоненты внутренней картины жизненного пути могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных. Систему таких показателей следует выделять в соответствии с концепцией измеренной индивидуальности (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова), согласно которой личность в процессе психодиагностического исследования предстает прежде всего как индивидуальность. При этом возникает особая форма описания личности - измеренная индивидуальность. Теория измеренной индивидуальности относится к теориям <среднего уровня > (theories of middle-range, термин введен P. Мертоном (R. Merton) в 1947 г. в ходе полемики с Т. Парсонсом (Т. Parsons)) - мостам между эмпирическим материалом и общей теорией.Теоретические модели представляют собой опосредованное знание, тогда как теория измеренной индивидуальности <вырастает> из непосредственно наблюдаемых результатов психодиагностического исследования.

<Психологическая автобиография> была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности.

Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека. Это особые ситуации, тесно связанные с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое <Я>. Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, по Р. Барке-ру (R. Barker), или особенности восприятия ситуаций, по Д. Магнуссону (D. Magnuason), или субъективных ситуаций, по Р. Стеббинсу (R. Stebbine), в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести <Психологическую автобиографию> к методикам событийно-биографического подхода (см. гл. 1, §3), тогда как пути создания методики, а также, соответственно, предлагаемые для анализа количественные параметры (1 - 4А) во многом созвучны традиционным приемам проведения исследования широко распространенного за рубежом событийного направления, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого (см. гл. 1, §4). Таким образом, <Психологическая автобиография> основана на двух главных подходах к исследованию ситуаций и может служить наглядным примером их взаимодействия.

Как правило, сбор психологического анамнеза предшествует любому психодиагностическому исследованию. При этом он обычно носит характер свободной беседы либо полуструктурирован-ного интервью и позволяет ориентироваться в жизни испытуемого. В исследовательских целях биографический подход применяется довольно редко (например, в исследованиях Б.Г. Ананьева, Е.И. Головахи и А.А. Кроника, В. Зикмунда (W. Zikmund), Н.А. Логиновой, И. Руткай-Недецки (1. Ruttkay-Nedeck3)). Данная методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анамнеза и в то же время позволяет обобщить результаты исследования значительного количества испытуемых и вывести групповые закономерности. Получаемые данные можно анализировать как в исследовательских целях, так и в качестве предваряющего дальнейшее обследование психологического анамнеза, облегчающего контакт с испытуемым.

Несмотря на внешнее сходство с другими Отлжчже <Психологхче-автобиографическими методиками, <Пси-ской>втов1огр<фи> хологическая автобиография>, описанная ДРУГ" в настоящем пособии, существенно отли-мтобиогр>ф1гавскжх чается от них, и прежде всего - выражен-*"^"T* ной проективностью вследствие акцента на неопределенности, неоднозначности несущих на себе отпечаток личности ответов испытуемых. Как отмечает Л.Ф. Бурлачук в монографии по психодиагностике, ответы-реакции испытуемых приобретают смысл не столько в связи с их объективным содержанием, сколько с личностным значением, которое придает ответу испытуемый. На первый план выступает личностное значение ответов - как содержательных характеристик называемых событий (тип и вид, частота встречаемости), так и их формальных особенностей (количество, <вес>, указываемая степень значимости, время свершения события), что позволяет отнести <Психологическую автобиографию> к экспрессивным проективным методикам. Сочетание событийно-биографического подхода и направления исследования событий, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого, позволило при разработке методики выделить показатели, отличающиеся от обычно анализируемых в результате применения автобиографических методик. Сходство заключается лишь в направленности на изучение особенностей жизненного пути с помощью событийного анализа. Так, в отличие от каузометрической методики Е.И. Го-Психоммряческие характеристики ловохи, А.А. Крокика (или ее компьютерного варианта ), наиболее известной в нашей стране среди автобиографических методик, количество событий не задается заранее; отличается техника проведения исследования, параметры обработки и интерпретации данных; отсутствует причинно-целевой анализ событий. В <Психологическом автобиопроекте> П. Ржичана количество событий заранее не задается, как и в нашей методике, но в нем отсутствуют четкие критерии анализа.

Нормативные данные. Получены для контингента соматически здоровых и соматически больных с различной нозологической спецификой, а также для двух профессиональных групп соматически здоровых лиц.

Всего обследовано 119 соматически здоровых испытуемых в возрасте от 23 до 60 лет. 27 из них обследовано в качестве контрольной группы при исследовании соматически больных. В изучении особенностей восприятия жизненного пути лицами, относящимися к различным профессиональным группам, участвовали 20 педагогов (преподавателей и мастеров производственного обучения ПТУ) от 23 до 55 лет, средний возраст 42 года. Преподаватели и 60 % мастеров имели высшее образование, 40 % мастеров - среднее техническое образование. В обследовании приняли участие также 26 инженерно-технических работников НИИ (инженеров и техников), сопоставимых с педагогами по полу, возрасту и образованию. Данные обследования 46 педагогов рассматривались в связи с эффективностью их профессиональной деятельности.

Среди соматически больных обследовано 110 больных с приобретенными пороками сердца преимущественно ревматической этиологии в возрасте от 22 до 60 лет (56 мужчин и 54 женщины). Среднее или среднее специальное образование имели 80 человек, высшее - 30. Распределение больных по диагнозам в целом соответствует обычному распределению в кардиохирургической клинике. Обследованы также 24 больных, перенесшие острый инфаркт миокарда, 29 больных хроническим пиелонефритом. Все больные обследованы во время стационарного лечения в клиниках.

Надежность. Ситуативная обусловленность ответов не позволяет говорить о надежности в ее классическом понимании. Главное достоинство методики как раз и состоит в предоставляемой ею возможности <улавливать> тончайшие нюансы в актуальном психическом состоянии испытуемого. Поэтому надежность методики можно понимать лишь как возможность выявлять те или иные особенности, т.е. как аспект валидности.

Валидиость. Сопоставление указанных выше подвергшихся обследованию групп испытуемых, а также их подгрупп показало, что методика характеризуется высокой текущей валидно-стью (достоверность различий по всем показателям, как правило, от р<0,05 до р<0,001) и может применяться как при обследовании соматически здоровых, так и соматически больных. Косвенно о конструктной валидности методики можно судить по данным исследования с помощью <Психологической автобиографии> групп педагогов, характеризующихся разным уровнем субъективного контроля, измеренным с помощью оп-росника уровня субъективного контроля УСК (см. гл. 7). Из-за ограниченности объема выборки испытуемых достоверность различий в данных не вычислялась, поэтому о полученных закономерностях можно судить пока лишь приблизительно. Тем не менее, данные свидетельствуют в пользу эффективности применения методики в практике психодиагностики. Достоверность различий между показателями методики, выявленными у наиболее типичных групп больных с приобретенными пороками сердца, также косвенно позволяет узнать о конструктной валидно-сти методики, т.к. <кластерные группы> выделялись на основе исследования той же выборки больных с помощью репертуарной ранговой решетки <Ролевые позиции - личностные качества>. Корреляционный анализ показателя эффективности профессиональной деятельности (как характеристики успешности адаптации), полученного с помощью экспертного оценивания, с показателями <Психологической автобиографии>, свидетельствует в пользу критериальной валидности методики.

§ 2. Техника проведения обследования

  1. При групповых обследованиях, когда отсутствует возможность уделить значительное внимание каждому испытуемому, методика применяется на начальных этапах обследования с целью сбора предваряющего исследование анамнеза жизненного пути. При индивидуальных обследованиях желательно предлагать методику на заключительных этапах. К этому моменту после довольно длительного общения с лицом, проводящим обследование, у испытуемых при положительном отношении к психодиагностической ситуации снижается эмоциональная напряженность, вызванная необычной для них деятельностью. При этом испытуемые проявляют большую откровенность.
  2. Предлагается перечислить самые важные, с точки зрения испытуемого, события прошедшей и будущей жизни для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значимыми сферами жизни (подобный прием используется, например, в исследованиях Н.А. Логиновой, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, П. Ржичана, но с другими целями). Количество событий не ограничивается.
  3. Испытуемого просят дать количественную оценку каждому событию и указать его примерную дату.
  4. Данные вносятся в бланк обследования, включающий инструкцию испытуемому.
  5. Обработка данных осуществляется в соответствии со специальными таблицами. Таблица 1 служит для определения количества радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. С помощью таблицы II можно осуществить более детальный событийный анализ, выявляя суммарный <вес> радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. В таблицу III вносят данные о количестве событий, различающихся по силе воздействия. В таблицу IV заносят сведения о среднем времени антиципации и ретроспекции, характеризующих время осуществления событий. С помощью таблицы V можно осуществить содержательный анализ событий, внеся в нее <вес> событий с учетом их содержания. Определяется <вес> радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом по каждому виду, <вес> событий различных типов.

Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные - от -1 до -5. Отметьте на бланке примерные даты событий.

§ 3. Основвые параметры ивтерпретации данных

В соответствии с полученными количественными показателями мы можем охарактеризовать следующие параметры: продуктивность воспроизведения образов жизненного пути, оценку событий испытуемым (значимость доя него тех или иных жизненных событий, нх жедатедьиость-нежедатедьиость, степень их влияния, среднее время антиципации и ретроспекции), а также дать содержательную характеристику событий (тип и вид значимых событий, их частоту встречаемости (<оригинальность> - <популярность> и <силу> - <слабость>). Рассмотрим подробно каждый из параметров.

Определяется по количеству названных событий. Во многих событийных исследованиях учету количества событий уделяется особое внимание. Как в первоначальных работах, так и в последующих идея взаимосвязи количества событий недавнего прошлого и последующего физического или психического состояния оставалась центральной. При изучении жизненного пути в целом учет количества событий приобретает иное значение. Определенная проективность методики предполагает рядоположность интерпретации количества указываемых испытуемыми событий с интерпретацией количества ответов по тесту Роршаха, связывающей этот количественный параметр с психологическими характеристиками, выражающими продуктивность испытуемого. При этом учитывается богатство образов, легкость их актуализации, психическое состояние, а также условия обследования, социальные, культурные различия.

А. Значимость жизненных событий. Опреде-Оцавм тебытвй ляется по <весу>, которым наделяет испытуемый то или иное событие.

В ряде событийных исследований указывается на недостаточность учета только количества событий. Оценка событий позволяет определить значимость для личности данного события по сравнению с другими. Поэтому необходимо учитывать т.н. <вес> событий, характеризующего особенности восприятия испытуемым каждого события. Часто подчеркивается желательность выделения двух основных показателей - количества и <веса> событий. Дело в том, что в событийных исследованиях учет при анализе событий только общего их взятого в совокупности <веса> (например, в работах Т. Холмса и Р. Раз), означающего степень выраженности переживания, не дает информации о составляющих общего <веса>. Так, общий большой <вес> может быть как при одном большом событии, так и при множестве малых.

Б. Желательность - нежелательность событий. Во многих исследованиях утверждается о неспецифичности влияния событий на здоровье, т.е. их стрессогенности вне зависимости от желательности событий. В других работах речь идет о преимущественном влиянии негативных событий; предпринимаются попытки дифференциации событий на позитивные и негативные. Таким образом, вопрос еще не решек. Бели при анализе событий акцентировать внимание на степени их значимости, то, возможно, подобная дифференциация событий не становится особенно необходимой: если событие называется, ясно, что оно значимо. С другой стороны, однако, может возникнуть следующий вопрос: какие события более значимы - негативные (грустные, нежелательные) или позитивные (радостные, желательные)? Поэтому, вероятно, учет желательности - нежелательности все же целесообразен.

В. Степень влияния событий. Данный показатель конкретизирует предыдущие. X. Тарлов (Н. Thurlow) предложил классифицировать события на <значительные> и <незначительные> с точки зрения оценивающего их испытуемого. При обработке результатов, полученных в результате применения <Психологической автобиографии>, предлагается выделять по степени влияния на испытуемого события, оказывающие значительное влияние (4-5 баллов), умеренное (3 балла), малое (1-2 балла). Согласно данным психодиагностического исследования, проведенного автором, более достоверные различия между <Психологическими автобиографиями> обнаруживаются по более общим показателям (<значительная>, <умеренная>, <малая> степень влияния), чем по более дробным (<значительные радостные события>, <значительные радостные прошедшие события> н т.п.). Поэтому при использовании методики целесообразнее учитывать более общие параметры.

Для получения показателя среднего време-Средвее время ретрос-ни ретроспекции событий следует суммиро-пекцхя и лвтицммщи вать время, прошедшее после каждого указанного события, и разделить полученную сумму на общее количество событий прошлого. Подобным же образом вычисляется среднее время антиципации (предвосхищения) событий: это суммарное время удаленности событий в будущее, деленное на общее количество событий будущего. При анализе этих показателей возможно использовать положения Е.И. Головахи, А.А. Кроника. С учетом специфики настоящей методики они будут выглядеть следующим образом:

  1. Чем больше удаленность событий в прошлое (среднее время ретроспекции), тем больше степень их реализованности.
  2. Чем больше удаленность событий в будущее (среднее время антиципации), тем больше степень их потенциальности.

А. Тип и вид значимых событий. Существует множество попыток классифицировать события по содержанию. В данной методике предлагается классификация X. Риза и М. Смайера (Н. Reese, М. Smyer) в модифицированном виде. Эта классификация предоставляет возможность проведения подробного содержательного анализа и побуждает исследователя к тщательному выяснению того, что стоит за каждым указываемым испытуемым событием, для которого определяются тип и вид.

Типы событий:

1. Биологический (например, травма, рождение ребенка).

П. Личносгно-психологический (например, выбор жизненного пути, события, связанные с использованием свободного времени).

III. Тип событий, относящихся к изменениям физической среды (например, землетрясение, полет).

IV. Тип событий, относящихся к изменениям социальной среды (например, вступление в брак, продвижение по службе).

По виду события могут относиться к следующим жизненным сферам:

  1. Родительская семья.
  2. Брак.
  3. Дети.
  4. Место жительства.
  5. Здоровье.
  6. <Я>.
  7. Общество.
  8. Межличностные отношения.
  9. Материальное положение.
  10. Учеба, повышение квалификации.
  11. Работа.
  12. Природа.

Виды событий <дружба> и <социальные отношения> были объединены в <межличностные отношения>. События вида <столкновения с законом> не были характерны для обследованных автором групп испытуемых, и потому этот вид событий был исключен из таксономической решетки. Взамен <сметанных событий> был включен пункт <природа> с тем, чтобы как можно полнее были представлены различные сферы жизни. Включение вида <сметанное событие> в решетку вряд ли целесообразно: если мы считаем, что события можно отнести к двум видам одного типа, то условно относим к каждому из двух видов по <0,5 события>; к трем видам - к каждому из трех по <0,33 события>; к четырем - к каждому из четырех по <0,25 события>. Так же поступаем, если событие можно отнести к одному или нескольким видам разных типов. Например, возьмем событие <потеря любимой работы по состоянию здоровья>. <Код> события 1-5, II-II. В <клеточку> таксономической решетки 1-5 заносим число <0,5>, в <клеточку> П-II - также <0,5>. Вели событие кажется настолько смешанным, что может быть отнесено более чем к четырем <клеточкам> таксономической решетки, то имеет смысл <разбить> событие на несколько и каждое из образовавшихся событий характеризовать по типу и виду. Нередко отнесение события к смешанному происходит в результате беседы, когда уточняется, что имел в виду испытуемый, называя то или иное событие. При анализе содержания сметанных событий особенно важно учитывать вносимые в бланк ответов примечания, необходимые для более точного определения типа и вида.

Б. Частота встречаемости событий различного содержания (<оригивальность> - <популярность> событий). Достаточная проективность методики привела к мысли о том, что при выявлении частоты встречаемости разных событий возможно оценивать их <оригинальность> и <популярность> аналогично определению таких показателей при анализе данных испытуемых, обследованных по тесту Роршаха. Так, следует считать оригинальным Ориг событие в том случае, если оно встречается не более 1-2 раз в 100 протоколах испытуемых; популярным Поп - не менее чем в 30 % протоколов. Однако толкование оригинальности - популярности в данном случае будет иным. Т.к. испытуемые отмечают лишь наиболее важные (значимые) для них события, то популярность определенных ответов (событий) будет означать, что они имеют наибольшую значимость для исследуемого контингента испытуемых. Оригинальность событий будет характеризовать в большей степени индивидуальные вариации ответов, по которым можно составить представление о своеобразии восприятия жизненного пути отдельными испытуемыми. На первый взгляд, логичнее всего предположить, что <оригинальность> события, в противоположность <популярности>, указывает на меньшую значимость события; однако это имеет смысл лишь при сопоставлении типа и вида индивидуальных ответов с групповыми.

Определение <оригинальности> - <популярности> событий конкретизирует данные анализа событий по типу и виду.

В реакциях на сильные ситуации отмечаются незначительные вариации, т.е. при этом большую роль играют ситуационные переменные, нежели личностные; реакции на <слабые> ситуации весьма разнообразны, что означает большую роль личностных переменных. Нами использовалась гипотеза В. Мишеля (W. Mishel). Вели в данной методике под реакцией на ситуацию понимать оценку, которую испытуемый дает называемому им событию, то, анализируя такие оценки, можно попытаться выяснить, в каких случаях личностно-ситуационного взаимодействия сама ситуация заставляет реагировать на нее определенным образом, а в каких случаях нам важно знать личностные особенности испытуемых.

Принимается только в том случае, если это событие указывают не менее 15 % испытуемых, т.к. небольшое количество ответов не позволяет сделать какие-либо определенные выводы. Событие обозначается как <сильное>, если оценка его различными испытуемыми одинакова, и как <слабое>, если оценки различаются. В случае <сильной> ситуации указывается ее <знак>, т.е. отмечается желательное (позитивное, радостное) ато событие (С И) или нежелательное (негативное, грустное) (С"И). В случае <слабой> ситуации отмечается, какие реакции (оценки) преобладают: (С^Л) - со знаком <+> или (С Л") - со знаком <->, или же указывается, что имеются в равной степени оценки с различным знаком (С^Л"). Ситуации СЛ" следует относить к <слабым> в первую очередь.

На заключительном этапе обследования возможно построение <линии жизни> с учетом выделенных показателей.

§ 4. Норматяпные <Псяхологические автобиография>

Применение психодиагностической методики в любой прикладной сфере предполагает наличие нормативных данных. Вместе с тем, естественно, что эти данные варьируют в зависимости от многих факторов.

Данные конкретного испытуемого могут выходить за пределы нормы в силу разных причин, в том числе связанных с конкретной ситуацией обследования. Кроме того, данная методика достаточно проективна, и количественные показатели могут иметь значение (особенно при индивидуальном обследовании) лишь как ориентир для интерпретации. Ниже перечислены основные характеристики показателей <Психологической автобиографии>, которые можно считать <нормативными>. Эти характеристики приводятся на основании данных обследования 27 соматически здоровых лиц различных профессий в сопоставлении с данными обследования соматически больных; 26 ИТР и 66 педагогов, а также двух групп педагогов, различающихся по адаптационным уровням (см. гл. 3).

  1. Должно быть указано достаточное количество жизненных событий. В целом, чем больше событий называет испытуемый, тем выше его общая продуктивность, характеризующая, как правило, богатство психологического времени, т.е. богатство и легкость актуализации образов прошлого и будущего, а также адекватность психического состояния и социальную адаптированность. Особенно важный признак - наличие ответов о будущих событиях (особенно грустных), грустных событий прошлого и грустных событий в целом. Чем меньше таких ответов, тем больше беспокойство за будущее, вытеснение беспокоящих событий и психотравмирующих событий прошлого. Независимо от соматического здоровья для ответов характерно преобладание прошедших событий над будущими, что согласуется и с данными другах исследователей (например, А. Вреденхил (Н. Vreu^denhil) и соавт. сообщают о том, что при назывании жизненных событий наиболее неуверенно называются будущие события). Это закономерность, которую не изменяет соматическое заболевание. Она отражает большую роль прошлого опыта и естественную для человека опору на радостные события. Однако нетрудно заметить, что здоровые чаще всего указывают несколько событий будущего, от которых <зависит все остальное> (первый вариант), т.е. небольшое количество событий в данном случае обусловлено своеобразным <обобщением> будущей жизни. Вторым вариантом является стремление <спланировать всю жизнь до конца>. Вместе с тем, чрезмерно высокая продуктивность, проявляющаяся в большом количестве называемых событий, может означать стремление преодолеть беспокойство, <разложив ID полочкам> свою жизнь.
  2. Достаточно большой <вес> значимых событий. Чем больше <вес> жизненных событий, тем выше значимость тех или иных событий (желательных или нежелательных, <значительных> и <малозначительных>, прошедших и будущих, а также событий, принадлежащих к различным типам и видам). Этот показатель тесно связан с предыдущим и уточняет его и, возможно, является более <строгим>. Наибольшее значение имеет суммарный <вес> событий.
  3. Степень влияния событий. Рассмотрение особенностей степени влияния указываемого события осуществляет дальнейшую конкретизацию закономерностей, выявленных ранее. Обычно, независимо от наличия заболевания, предпочтение отдается более высоким оценкам событий. Называются главные события жизни и ясно, что они оказывают значительное влияние. Достоверные различия между здоровыми и соматически больными указывают лишь на различия в количестве называемых событий и, следовательно, в их <весе>.
  4. Ретроспекция и антиципация событий. Наиболее важный диагностический показатель - удаленность называемых событий в прошлое. Чем она меньше, тем больше человек открыт опыту настоящего. Соматически здоровые лица склонны называть в числе основных событий происшедшие недавно (это согласуется с имеющимися в литературе данными, например, Н.А. Логиновой). <Нормативна> определенная <психологическая молодость> испытуемых. Чем больше потенцн-альность и меньше реализованность событий, тем больше <психологически молод> человек.
    При сопоставлении степени удаленности событий в прошлое и будущее оказалось, что вне зависимости от наличия заболевания существует склонность называть более отдаленные прошедшие события и более близкие будущие. Это связано со значимостью прошлого опыта и сложностью предсказания будущего.
  5. Тип и ввд событий. На первом месте у соматически здоровых - изменения социальной среды и личноствые изменения, охватывающие очень широкий спектр различных событий и, вероятно, наиболее непосредственно характеризующие особенности социальной адаптации (табл. 12). На втором месте - изменения так называемого <биологического> типа, в основном за счет событий, касающихся детей. Наименее значимы изменения физической среды.
    Если рассматривать ввды событий, то следует указать, что на первом месте по значимости - события, связанные с учебой, повышением квалификации, на втором - события, связанные с детьми (вне зависимости от наличия заболевания, события, связанные с рождением и воспитанием детей, высоко значимы), на третьем месте - работа и события в родительской семье. Наименее значимы события, касающиеся здоровья, а также общественных изменений. Такие данные получены без учета профессионального состава испытуемых. При рассмотрении же отдельных профессиональных групп данные о событиях различного типа согласуются с описанными выше данными, тогда как распределение событий по виду несколько иное (см. гл. 9): наиболее значимы события, связанные с детьми, на втором месте у педагогов - события в родительской семье, учеба и работа, у инженерно-технических работников - те же события и события, относящиеся к браку. ,
  6. Частота встречаемости событий. Нормативные данные, характеризующие частоту встречаемости событий различного содержания (<оригинальность> - <популярность>, <силу> - <слабость> событий) для соматически здоровых в настоящем пособии не приводятся, во-первых, по причине относительно небольших размеров выборки испытуемых, во-вторых, <оригинальность> - <популярность> в данных, полученных с помощью <Психологической автобиографии>, не являются признаком <нормы> или <патологии>, а лишь степени значимости тех или иных событий. Ясно, что для различных категорий испытуемых эти данные будут существенно различаться.

Пример 1. Испытуемый 3., 24 года, студент последнего курса мединститута. Обследован 12.12.1988. Соматически здоров. С готовностью откликается на предложение заполнить бланк методики. К обследованию относится положительно. Заполняя бланк, комментирует записываемые события, радуясь возможности побеседовать о себе и своей жизни.

Результаты обследования показывают, что испытуемый 3. назвал 19 событий, больше, чем в <норме>. Характерна очень высокая продуктивность воспроизведения образов своей жизни, легкость их актуализации, разнообразие и нестандартность ответов. Это касается как прошедших, так и будущих событий.

Называется больше радостных событий, но отмечены и грустные, что указывает на открытость испытуемого, адекватность его психологических защит. Количество прошедших событий несколько преобладает над количеством будущих, что соответствует <норме>. Большое количество событий может указывать на некоторую тревогу испытуемого. <Психологическая автобиография> 3. относится ко второму типу <нормативных> ответов, когда налицо стремление <разложить по полочкам> всю свою жизнь. По ответам 3. можно судить о том, что это человек, которому свойственны размышления о жизни, разносторонний, рефлексирующий, обладающий чувством юмора и не чуждый житейских радостей. <Вес> указанных событий согласуется с данными об их количестве: <вес> событий (радостных, грустных, прошедших, будущих и событий в целом) выше, чем в<норме>, что указывает на высокую насыщенность значимых переживаний. Больше и значимость событий, оказавших различное влияние, т.е. испытуемый хорошо дифференцирует события по степени их влияния. Среднее время антиципации сходно с <нормативным>, а среднее время ретроспекции несколько меньше, т.е. меньше реализованность событий, что указывает на несколько меньшую значимость прошлого опыта по сравнению с будущим.

По типу событий первое место с большим отрывом занимают события личностно-психологического типа, следовательно, высока сосредоточенность на себе, своем внутреннем мире (даже чрезмерна). На втором месте события, связанные с изменениями социальной среды. Конкретизация содержания событий по их виду подтверждает, что испытуемый много внимания уделяет своему <Я> (наиболее высокая значимость событий, относящихся к сфере <Я>), на втором месте (с большим отрывом) - события, связанные с работой, затем - события, связанные с учебой. Указаны также события, относящиеся к сферам <межличностные отношения> и <брак>. Таким образом, эти жизненные сферы имеют для 3. наибольшее значение.

График <линии жизни> 3. наглядно демонстрирует, что в восприятии жизни 3. чередуются <слады> и <подъемы>, что подтверждает адекватность восприятия образов жизненного пути. Наиболее насыщены событиями ближайшие прошлое и будущее, следовательно, они наиболее значимы для 3., что соответствует нормативным даттньтм. Отношение к будущему, возможно, слишком оптимистично, т.к. график заканчивается наиболее высоким плато. Возможно, здесь имеет место психологическая защита от будущих проблем и неопределенности. Последовавшая за обследованием беседа с 3. позволила подтвердить это предположение.

Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные -от-1 до-5. Отметьте на бланке примерные даты событий.

Пример II. Больная П., 51 год, штукатур. Инвалид П группы с 1985 г., в момент обследования не работала. Поступила в клинику 30.06.1989 г. Диагноз - митральный порок с преобладанием стеноза IV стадии, недостаточность трикуспидального клапана. Порок с 1985 г., ХНК ПА. Рекомендована операция протезирования митрального клапана. Обследована 4.07.1989 г. К обследованию отношение положительное, задание выполняет охотно, однако замечает: <Какие события и вообще жизнь, если все четыре года только по больницам>. Долго рассказывает о своей болезни, лечебных процедурах. После перенесенного <на ногах> гриппа четыре года назад заболела, с тех пор <только на уколах и держалась>. Решительно настроена на операцию: <Я на все согласна - что будет, то и будет>.

Результаты обследования показывают, что испытуемая П. выделяет в своей прошедшей жизни два периода: 1) отдаленный период радостных событий, связанный с семейной жизнью; 2) недавний период преимущественно грустных событий, связанный с ухудшением состояния здоровья, влияющий на негативное восприятие жизни в целом. Будущее определяется слабо; тесная связь его со вторым периодом прошлого обусловлена сильным беспокойством за свою жизнь. По количеству преобладают прошедшие события над будущими, радостные над грустными, что свойственно всем испытуемым независимо от наличия заболевания. Соответственно характеризуются события и по <весу>. По сравнению с <нормой> (здоровые) обращает на себя внимание отсутствие указаний на грустные события будущего (защитная реакция вследствие боязни предстоящей операции); радостные события менее удалены в будущее (меньшая потенциальность событий). Тенденция к высоким оценкам радостных событий и низким - грустных также характерна для больных с приобретенными пороками сердца, как и профиль <Психологической автобиографии> по типу и виду: первое место занимают события <биологического> типа; преобладающий вид событий - изменения в состоянии здоровья, на втором месте - события вида <дети>, на третьем и четвертом - <родительская семья> и <брак>. Представлены <популярные> события, подтверждающие типичность протокола, а также <ориТинальные>, характеризующие своеобразие восприятия жизненного пути испытуемой П. Присутствуют как <сильные>, так и <слабые> ситуации.

Резюме

<Психологическая автобиография> является новой методикой исследования восприятия жизненного пути личности и может рассматриваться как экспрессивная проективная методика диагностики переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни.

Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести <Психологическую автобиографию> к методикам событийно-биографического подхода, тогда как пути создания методики, а также ряд предлагаемых для анализа количественных параметров во многом созвучны широко распространенному за рубежом событийному направлению, ориентированному на анализ событий недавнего прошлого.

К формальным показателям <Психологической автобиографии> относятся продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего, значимость для личности данного события по сравнению с другими, желательность, степень влияния события, время антиципации или ретроспекции.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  2. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев, 1979.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности: Понятийный аппарат и методы исследования. Дис. в форме науч. докл. ... д-ра психол. н. Киев, 1989.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  6. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Международные конгрессы по тесту Роршаха и проективным техникам // Вопр. психол. 1991.№4.
  7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике // Вопр. психол. 1994. № 5.
  8. Головажа Е.И., Кроник ЛА. Психологическое время личности. Киев, 1984. ^/Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. &. 1987. № 4.
  9. Коржова Е.Ю. Особенности восприятия жизненного пути личности (на материале приобретенных пороков сердца) // Пси-хол. наука: Проблемы и перспективы: Тез. Всесоюз. конф. Ч. П. Киев, 1990.
  10. Коржова Е.Ю. Методика <Психологическая автобиография> в психодиагностике жизненных ситуаций. Киев, 1994.
  11. Логинова HJL Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопр. психол. 1985. № 1.
  12. Ржичан П. Возможности биодромальной диагностики лично* сти // Психодиагностика в соц. странах: Психодиагностический бюллетень. 1983. Т. 1. Вып. 8.
  13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  14. Amiel-Lebigre F. Ь. йуипетеп ^, un facteur ou un marquer de risque? // Acta paychlatr. Belg. 1985. V. 86.
  15. Barker R.G. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, 1968.
  16. Birley J.L.T., Connolly J. Life events and physical illness // Modern Trends in Psychosomatic Medicine. London etc. 1976. V. 3.
  17. Burlachuk L.F., Korzhova E.Yu. Projective approach to personality study in soviet psychology: A summary of research // Rorschachiana XIX. Yearbook of the International Rorschach Society. Guttingen, 1994.
  18. Byrne D.G., Rosenman R.H. The type A behavioral pattern as a precursor to stressful life-evente; A confluence of coronary risks // Brit. J. Mod. Psychol. 1986. V. 59.
  19. Chiriboga DJL Life event weighting systems: A comparative analysis // J. Psychosom. Res. 1977. V. 21.
  20. Dressler D.M., Donovan Z.M.. Geller RA. Life stress and emotional crisis: the idiosyncratic interpretation of life events // Compr. Psychiat. 1976. V. 17.
  21. Endler N.S., Okada M. A multidimensional measure of trait anxiety: The S-R Inventory of General Trait Anxiousness // J. Consult. Clin. Psychol. 1975. V. 43.
  22. Endler N., Magnusson D. Interactional Psychology and Personality. New York, 1976.
  23. Fergusson L.W. Personality Measurement. New York etc., 1952.
  24. Flannery R.B. Major life events and daily hassles in predicting health status: Methodological inquiry // J. Clin. Psychol. 1986.V. 42.
  25. Holmes T.H., Rahe R.H. The social readjustment rating scale // J. Psychosom. Res. 1967. V. II.
  26. Jensen J. Pain in non-psychotic psychiatric patients: Life events, sympthomathology and personality traits //Acta Psychiatr. Scand. 1988. V. 78.
  27. Lerner R.M. The history of philosophy and the philosophy of history: A view of the issues // Developmental Psychology:Historical and Philosophical Perspectives. New Jersey, London, 1983.
  28. Lerner R.M., Tub man J.G. Conceptual issues in studying continuity and discontinuity in personality development across life // J. Pers. 1989. V. 57. № 2.
  29. Magnusson D. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психол. ж. 1983. №2.
  30. Mischel W. Introduction to Personality, 3rd ed. New York etc., 1984.
  31. Payhel E.S. Methodological aspects of life events research // J. Psychosom. Res. 1983. V. 27.
  32. Plapp J.M., Rey J.M., Stewart G.M etc. Ratings of psychosocial stressors in adolescents using DSM-III axis IV criteria // J. Amer. Acad. Child Adol. Psychiat. 1987. V. 26.
  33. Pugh W.M., Erikson J" Rubin R.T. etc. Cluster analysis of life changes. II. Method and replication in many subpopulations // Arch. Gen. Psychiat. 1971. V. 25.
  34. Rahe R.H. Subjects, resent life changes and their nearfuture illness susceptibility // Adv. PSychosom. Med. Basel, 1972. V. 8.
  35. Rahe R.H., Romo M., Bennett L., Siltanen P. Recent life changes, myocardial infarction and abrupt coronary death // Arch. Int. Med. 1974. V. 133.
  36. Reese R.H., Smyer MA. The dimensionalization of life events // Life-span Developmental Psychology: Nonnormative Life Events. New York, 1983.
  37. Roff M. Some problems in life history research // Life History Research in Psychopathology. Minneapolis, 1970.
  38. Ruttkay-Nedecka 1., Zihmund V. Psychobiograficka rozbor zivotopisu. Bratislava, 1957.
  39. Stebbins ДА. A theory of the definition of the situation // The Psychology of Social Situations. Oxford: Pergamon, 1981.

Автобиография – это небольшой рассказ о себе, который позволяет узнать общую информацию о человеке. Используется во многих ситуациях: при приеме на работу, поступлении в ВУЗ и т.д. В представленной статье мы расскажем, как правильно оформлять данную информацию, чтобы составить о себе положительное впечатление.

○ Что такое автобиография?

Автобиография – это документ, в котором указывается подробная информация о человеке, написанная им собственноручно. Иначе говоря, это краткое жизнеописание, в котором указываются основные сведения об учебе и трудовой деятельности.

○ Основные правила написания автобиографии.

Чтобы автобиография максимально помогла вам получить желаемую работу или место в учебном заведении, важно учитывать тонкости составления документа. Посмотрим, на что именно нужно обращать внимание.

Содержание автобиографии.

Закон не устанавливает строгую форму составления данного документа. С одной стороны, это дает определенную свободу, позволяя писать в произвольной форме, а с другой осложняет написание автобиографии – ведь не все знают, какие факты нужно указывать и как именно это делать.

Вот минимум сведений, которые вы должны прописать в документе:

  • ФИО полностью.
  • Дату рождения и/или возраст.
  • Место рождения и/или проживания (если не совпадают).
  • Полученное образование: нужно указать, как базовое, так и специальное, в том числе курсы повышения квалификации.
  • Трудовая деятельность: где, в какой период и кем трудились, причины смены работы.
  • Семейное положение и краткая информация о ближайших членах семь (муже/жене, родителях, детях).
  • Увлечения, достижения, награды и т.д.

Вы можете добавить какие-то пункты на свое усмотрение, но надо учитывать, что информация должна подаваться в сжатой форме. Расписанное на несколько страниц сочинение вряд ли вызовет положительные эмоции у работодателей.

Порядок заполнения.

При оформлении автобиографии нужно придерживаться хронологического порядка. Также не нужно забывать, что это официальный документ, поэтому информация должна подаваться лаконичными предложениями.

Придерживайтесь следующего порядка:

  1. В верхней части документа посередине пишется название, после которого точка не ставится, а следующее предложение начинается с нового абзаца.
  2. Автобиография пишется от первого лица, единственного числа. Начинается с местоимения «Я», после которого ставится запятая и прописывается ФИО полностью.
  3. Указываются дата и место рождения, можно написать род деятельности родителей (родился в семье врачей, учителей и т.д.).
  4. Далее сведения о полученном образовании, начиная со школы. Пишется название образовательного учреждения, напротив – годы обучения и присвоенная квалификация. Не забудьте указать все курсы, тренинги и семинары, которые вы посетили в формате название/дата.
  5. Опыт трудовой деятельности (при наличии): начинается с первого места работы с указанием периода пребывания на данном месте и краткого описания своих обязанностей. Также указываются и остальные места работы, каждое начинается с новой строчки.
  6. Научные работы, публикации иные достижения с указанием названия и года осуществления.
  7. Дополнительные обязанности (при наличии). Например, указать, что успешно исполняли обязанности своего руководителя, пока он пребывал в отпуске (на больничном), написать, чего смогли достичь за этот период.
  8. Хобби, особенно, если оно связано с профессиональной деятельностью и по нему имеются достижения.
  9. Информация о личной жизни: семейное положение, наличие/число имеющихся детей, род занятий мужа/жены.

Сведения должны быть четко поделены на информационные блоки, каждый из которых начинается с красной строки. В конце делается отступ вниз, слева дата (число год цифрами, месяц – словами), справа подпись составителя документа.

○ Автобиография на работу.

Общий принцип составления документа при приеме на работу стандартный. Но здесь следует сделать акцент на следующих пунктах:

  • Пропишите личные качества, которые требуются для работы, на которую устраиваетесь – это не только сэкономит время при обработке документа, но и позволит максимально объективно оценить вас как кандидата.
  • Уделите внимание проектам, над которыми работали – это покажет ваше умение работать в команде.
  • Опишите полученное образование, но основное внимание уделите профессиональным успехам.
  • Отразите свои пожелания к работе: форма осуществления трудовой деятельности (например, если любите работать самостоятельно, напишите об этом), желаемый размер заработной платы, возможность командировок и т.д.

Примеры автобиографии.

Так как установленной формы составления документа нет, можно использовать прилагаемый пример в качестве образца. Все другие автобиографии можно писать подобным образом, отличие будет состоять только в том, на что делать акцент: достижения и профессиональный опыт у всех разный.

Как составить автобиографию студенту?

Общие правила составления документа такие же, как при приеме на работу. Но так как профессиональных достижений в данном случае не имеется, следует делать упор на багаже знаний, накопленных за время обучения (успешное прохождение практики, участие в семинарах на разных уровнях, окончание дополнительных курсов, владение иностранными языками и т.д.).

Как составить лицу, которое ищет работу впервые?

Если у вас нет профессионального опыта, нужно сделать максимальный упор на своих личных качествах, которые походят для работы, на которую вы хотите устроиться. Следует учитывать, что если сможете представить все в выгодном свете, это будет характеризовать вас особым образом и отсутствие опыта не будет препятствием для приема на работу.

Формализованная биографическая анкета

Биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т. п.). Иногда в них включают и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т. д.).

В качестве примера сошлемся на анкету, разработанную Н. В. Логиновой, участвовавшей в 1976 г. в комплексном лонги-тюдном исследовании студентов, проводимом психологами Ленинградского госуниверситета, и кратко представленную в . Анкета, понятно, с тех пор видоизменялась, т. е. адаптировалась к нынешним социальным, экономическим, политическим и культурным условиям России.

В анкете отражаются следующие основные группы биографических данных:

1) данные жизненного пути;

2) ступени социализации (ясли, детсад, школа, вуз, трудовыеколлективы и т. д.);

3) среда развития (место жительства, учебные учреждения,производственные организации);

4) интересы и любимые занятия в разные периоды жизни;

5) состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Заполнению анкеты обычно предшествует инструктаж опрашиваемого, где предписывается давать исчерпывающие, точные и откровенные ответы. На основании данных анкеты возможно составление хронологической таблицы личностного развития, в которой в хронологическом порядке указываются жизненные события человека и связанные с ними его переживания. Интерпретация результатов (и анкеты, и таблицы) предполагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Психологическая автобиография собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой – устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.



Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше.

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржо-вой, предложенную в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности . Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (т. е. смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики – тип и вид значимых событий; их «оригинальность-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для кон-тингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.


Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины