Виды односоставных предложений. Портал образования особенности сказуемого в безличных предложениях

Виды односоставных предложений. Портал образования особенности сказуемого в безличных предложениях

03.04.2022

Класс: 8

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление.
  • Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
  • Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Лингвистическая разминка (задания проецируются на доску )

1. В каких словосочетаниях есть числительные?

  1. Пятый элемент
  2. Учиться на пятерки
  3. Современное пятиборье
  4. Пятеро друзей

– В чем особенность употребления последнего словосочетания?
– С какими существительными употребляются собирательные числительные?

2. Найдите глаголы совершенного вида:

1) пятиться
2) спрятаться
3) задумавшись
4) решенный
5) решить

– Какой частью речи являются слова «задумавшись» и «решенный»? Назовите их суффиксы.
– Почему решенный пишется с двумя Н?

3. Найдите страдательные причастия

1) приехавший
2) построенный
3) гонимый
4) смотрящий
5) поющий

– Назовите суффиксы страдательных причастий.
– Какие их формы вам известны?

3. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока )

– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

– Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

– На что указывает приставка без - ? (На отсутствие чего-либо .)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

Задачи (постепенно открываются):

– значение безличных предложений
– особенности сказуемого в безличных предложениях
– роль в речи безличных предложений

3. Новая тема

(Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева). см. Приложение 3

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

– Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя.

– О чём этот текст?
– Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
– В каком стиле написан текст?
– Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
– Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)
– А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.

(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.

– Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

– Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

– Обратите внимание на главный член в безличных предложениях.

– Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:

1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния.
2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши.
3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать .
4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится.
5. Словами нет: 11. И нет сил.
6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено.
7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.

4. Оформление таблицы.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

  1. Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)
  2. Личным глаголом в безличном значении.
  3. Инфинитивом
  4. Безличным глаголом (с -ся и без -ся)
  5. Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)
  6. Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-
  7. Возвратным глаголом в безличном значении

5. Работа с учебником. Закрепление темы (работа в группах).

– Прочитайте сведения в учебнике на стр. 94–95.
– Перед вами предложения из миниатюр Астафьева. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены. (см. Приложение 2 )

1-я группа

1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.
2. Каплет с черёмух. Завыло , запело вдали густо, пронзительно.
3. Идти дальше некуда. Слов не понять .

2-я группа

1. За окном мутно. На душе было легко и грустно.
2. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.
3. Пора уж разводить костёр и варить уху.

3-я группа

1. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка .
2. В номере было накурено .

6. Проверочный тест по вариантам. (см. Приложение 1)

1 вариант

письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Едем бором, тёмными лесами.
2. Полночь. Снегопад.
3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.
4. От её голоса повеяло теплотой.
5. Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7. В ту ночь никому не спалось.
8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9. В избе жарко натопили.
10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

2 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Что пишут в газетах?
2. Написать ответ товарищу надо сегодня же.
3. Цыплят по осени считают.
4. Можно выполнить задание за два часа.
5. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.
6. Надо требовать от детей аккуратности во всем.
7. Выхожу из дому рано утром.
8. Друга узнают в несчастье.
9. Встань, весь край мой поруганный, на врага.
10. Красная площадь. Народ.

3 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3. Москва. Царские палаты.
4. Будем вместе служить.
5. Мне не хватает нежности твоей.
6. Установились морозные дни.
7. Береги честь смолоду.
8. Уже совсем рассвело.
9. Сообщили о резком похолодании.
10. У меня нет уверенности.

7. Итог урока

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

8. Задание на дом (по выбору уч-ся)

1) Упр. 199 или упр. 204.
2) Выпишите безличные предложения из «Капитанской дочки» Пушкина (8 предложений) (для сильной группы). Укажите способ выражения сказуемого.

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.

Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.

Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».

Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и A.M. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет. По-видимому, в очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными, типа Мороз морозит, Вечер вечереет. Свет светает. Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились и в современном русском языке (гром гремит, ветер веет. Формирование безличных конструкций - это результат абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. По образцу этого типа создаются затем безличные предложения со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср. Град побил посевы. - Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. - Ветром свалило дерево). А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.

Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю. Все это способствует широкому распространению безличных конструкций именно в разговорной речи и в языке художественной литературы.

Главный член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2) личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.

По своему строению безличные предложения могут быть различными:

а) главный член не требует дополнительных слов: Вечереет; Рассвело; Морозит;

б) главный член требует дополнения в родительном падеже: Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума; Продуктов хватит ненадолго;

в) главный член требует дополнения в дательном падеже (при необходимости обозначить субъект): Мне нездоровится; Ему не сиделось дома;

г) главный член требует дополнения в творительном падеже: Повеяло сыростью; Потянуло холодом;

д) главный член требует прямого дополнения: Взорвало плотину; Тарантас толкнуло.

1. Безличные глаголы в роли главного члена безличного предложения светает, морозит, вечереет, моросит, знобит, тошнит, нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. имеют форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - с формой среднего рода единственного числа (светало, знобило, смеркалось, вечерело, нездоровилось и т.д.). Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л. Т.); Уж сильно завечерело (М. Г.); Вечереет. В окно смотрит голубая весна (Пришв.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); У меня на сердце захолонуло (Т.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); Его лихорадило (Вирта); И в зале дышится легко (Сим.); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он почему-то чувствовал, что говорит не так, как бы следовало (Л. Т.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.).

2. Безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном значении, довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет; Ветер воет. - В трубе воет; Солнцу пригревало землю. - В полдень пригревало.

Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать явления природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Все небо заложило (Н. Остр.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое и физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У батюшки даже в глазах зарябило (С.-Щ.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-С.); В глазах у меня потемнело (Л.); А день-то свеж, а кости ломит (Сим.); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); явления, приписываемые судьбе, или действия нереальной силы: Бывает, моего счастливее везет (Гр.); Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.); Надоумило меня сходить туда; действие неизвестной силы посредством какого-либо орудия: И ветром наконец то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); ...Жду, когда он зарастет или затянет его илом (Ч.); В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу (Ч.); Всю грудь обдало холодом, залило чувством радости, восторга (Ч.); Жгучим морозом опаляет лицо (Фурм.).

3. Довольно распространены и безличные предложения, главный член которых выражен безлично-предикативным словом. Некоторые из этих слов выступают в качестве главного члена только в сочетании с инфинитивом. Значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.

Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); В небесах торжественно и чудно (Л.); В нашем доме на Большой Дворянской было темно (Ч.); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л..); Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели (Т.); Голова его закружилась; и с ним сделалось дурно (Л. Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); значение долженствования, необходимости, возможности и др. модальные оттенки: На этом деле можно в момент свернуть голову (Шол.); Нам должно жить! (Брюс.); Ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать (П.); Чего тебе надобно, старче? (П.); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно (Т.).

Примечание . Безлично-предикативные слова данной группы часто употребляются с инфинитивом, например: Мне трудно дышать; Стыдно слушать эти речи; Вам вредно курить. Такие предложения при изменении порядка слов могут терять значение безличности. Инфинитив в препозиции (особенно с последующей длительной паузой) легко приобретает функцию подлежащего, например: Дышать - трудно; Слушать эти речи - стыдно; Курить - вредно.

То же наблюдается и в предложениях с некоторыми словами, заключающими в себе модальное значение (нужно, невозможно). Ср.: Невозможно было ехать. - Ехать - невозможно.

Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, недосуг, лень, охота, неохота), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, - куда уж лучше быть, - да все, бывало, недосуг мне с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.).

4. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксами -н-, -ен; -т-.

Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).

В составе главного члена при кратком причастии может быть инфинитив, называющий конкретное действие. Например: Петрушке приказано было оставаться дома (Г.); Нынче не велено кусаться (Ч.).

5. В безличном предложении главным структурным элементом может быть отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. Например, отрицательное слово нет, нету: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); ...Там счету нет столетьям(Щип.); Нет ни ржи, ни тропки (Щип.); безличная форма глаголов быть, стать с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Не было сил перенести это; Прошло несколько дней с тех пор, как его не стало; существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: Кажется, кто-то там... - Никого (Ч.).

Газизова Гульнара Маратовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НРМОБУ "Салымская СОШ № 1"
Населённый пункт: пос. Салым Нефтеюганский район Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Безличные предложения"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: среднее образование

Урок русского языка в 8 классе на тему

«Безличные предложения»

Цели:

использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о

безличных предложениях.

Задачи учения:

находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;

употреблять безличные предложения;

использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

Задачи обучения:

формировать понятие о безличных предложениях;

выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;

определить роль безличных предложений в тексте.

Ход урока

Организационный этап.

Этап актуализации ранее изученного материала.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в

конце урока, и художественный текст В.П.Астафьева)

Какое сырое утро!

За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он

медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…

Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.

Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать.

Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть…

ведь

заработал

право

полежать?

мало

чего

заработал!

подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!

Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и

стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к

ферме – он везёт вонючий силос.

Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева.

(чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником. Анализ текста

В каком стиле написан текст?

О чём этот текст?

Почему он так называется? Какова основная мысль текста?

Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)

Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

А по составу, какие предложения в тексте? Назовите.

Учитель: Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.

Какие предложения по своей структуре использует автор для

передачи основной мысли текста?

На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти

предложения и распределите их в таблице.

Двусоставные

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-

личные

Окна залеплены серым

Полежу ещё маленько,

чуть-чуть.

В деревне уже выходят

на работу.

За окном мутно.

Он медленно сползает

по стеклу, лепится к

рамам, набухает.

Каплет с крыши.

Как болят кости!

Надо вставать.

Наступило утро.

И мне надо работать.

3 этап. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)

Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-

личные предложения?

Что характерно для предложений, составляющих другую группу?

Какие это предложения?

Каково их общее грамматическое значение? (все они простые,

распространённые, односоставные)

Учащиеся: (учитель должен подвести их к определённому ответу) Это

тоже односоставные

предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано

лицу, выраженному подлежащим.

Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме

именительного падежа, кто производит действие или кто

испытывает состояние, названное в предложении?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?

(Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо )

Учитель: Возьмите оценочные листы и укажите, что вы знаете или не знаете на начало урока. Это

нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются)

- значение безличных предложений

- особенности сказуемого в безличных предложениях

- роль в речи безличных предложений

Что обозначают безличные предложения?

Безличные

предложения

наиболее

употребительная

односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство

миниатюру

В.П.Астафьева,

почувствуете,

богатыми

возможностями

выражения

обладают

безличные

предложения.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях? (При работе с

текстом вам поможет учебник-теория В.Бабайцевой параграф 183,

На доске должно появиться

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

1. Личным глаголом в значении безличного. Каплет с черёмух.

2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека). За окном мутно.

3. Возвратным глаголом в безличном значении. Мне не хочется работать.

4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно,

нельзя). Надо вставать. Встать.

Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных

предложениях? Обратитесь вновь к тексту.

5.Безличным глаголом.

6.Неизменяемой глагольной формой нет

7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее

задание в учебнике, если останется время.)

Задание: Составьте предложения, чтобы сказуемое в них было бы выражено отрицательным

словом, кратким причастием, безличным глаголом

Этап первичного закрепления.

(Выполняется дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)

1 группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполните

синтаксический разбор одного из них.

2 группа - Выписать односоставные предложения. Определить их вид. Переконструировать

одно односоставное предложение в двусоставное.

3 группа – Выпишите из текста все односоставные предложения. Подчеркнуть основы

предложений.

Проверка выполненной работы.

Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке

Астафьева.

Какова роль безличных предложений в речи?

Чем можно объяснить это?

(На доске появляется)

Роль в речи:

Выразительность предложений

Лаконичная форма

Используется для описания пейзажей, обстановки

Лиричное повествование

Оттенок стихийности

(С помощью безличных предложений

можно дать выразительную характеристику

физического

нравственного

состояния

человека.

Часто

безличные

предложения

Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для

выражения

различных

оттенков

необходимости,

возможности

Безличные

предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно

придать оттенок стихийности.)

Подведение итогов урока

О чём вы узнали на уроке?

Как вы думаете, почему для данного урока я взяла текст

В.П.Астафьева?

Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда

надо обратить внимание на действие, усилить его)

Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)

Учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что

получилось

выполнить

предстоит

поработать.

Насколько

достигнуты те задачи, которые мы ставили на начало урока?

(Заполнение оценочных листов)

Домашнее задание (дифференцированное)

3 группа – Учебник «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

2 группа - Из произведения «Ася» И.С.Тургенева (учебник литературы) выписать

односотавные предложения, указать вид односоставных предложений,

выполнить синтаксический разбор безличного предложения.

1 группа - Текст из 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений.

Указать способ выражения сказуемого.

Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

Н а х о д и т ь

д в у с о с т а в н ы е

предложения

Н а х о д и т ь

о д н о с о с т а в н ы е

предложения

О т л и ч а т ь

о д н о с о с т а в н ы е

предложения от двусоставных

Определять

односоставных

предложений

Н а х о д и т ь

о д н о с о с т а в н ы е

безличные предложения

Определять

признаки

По форме главного члена
односоставного
предложения
делятся на две основные группы:
с главным членом – сказуемым,
с главным подлежащим.
Сравните: Вечереет. Вечер.
Односоставные предложения могут
быть нераспространёнными и
распространёнными.
Например: Морозит.
С утра
морозит. Вечер. Тихий вечер.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

Предложения
определённоличные
Предложения
неопределённоличные
Обобщенно-личные
Безличные предложения

Предложения определённо-личные

Сказуемое-глагол в форме
1-го лица ед. и мн. ч.
2-го лица ед. и мн. ч.
изъявительного
или
повелительного наклонения
(можно подставить
местоимения я, ты, мы, вы)

1) Люблю грозу в начале мая
2) Уходим завтра в море.
3) Не из Москвы ли будешь?
4)Чему
смеётесь?
Над
собой
смеётесь!
5) Выберите себе книгу по вкусу.
6) Пойдёмте в сад.
7)Давайте поработаем.
Определённо-личные
предложения
встречаются в живой разговорной речи.

Предложения неопределённо-личные

Сказуемое – глагол в форме
3-го лица множественного числа
настоящего или будущего времени
в
форме множественного числа прошедшего
времени
Например:
1) Что новенького в газете пишут?
2) В дверь постучались.
В таких предложениях важно само действие,
а не лица, которые его производят. Они мыслятся
неопределённо. Поэтому в таких предложениях
не бывает подлежащего.

Предложения обобщенно-личные

имеют значение обобщенного лица, т. е.
указывают
на
то,
что
действие
производится
всеми,
любим
лицом,
например:
1) Цыплят по осени считают
2) Бездонную бочку водой не наполнишь
3) Каких только птиц не увидишь в
весеннем лесу!
Особенно часто это значение имеют
сказуемые, выраженные глаголом в форме
2-3го
лица.
Многие
пословицы
представляют собой такие предложения.

Безличные предложения

Безличные предложения – это
односоставные
предложения
со
сказуемым, при котором нет и не может
быть подлежащего, например:
1) Уже совсем стемнело.
2) Скоро светать будет.
3) На дворе было тихо.
Сказуемое в безличном предложении
выражается следующими способами:

Простое глагольное сказуемое, выраженное

1) Безличным глаголом
2) Безличной формой
личного глагола
(прошедшее время
средний род)
3) Безличной формой
глагола быть в
отрицательных
предложениях; словом
нет
4) Неопределённой формой
глагола
Вечерами работалось
особенно хорошо. На
дворе вечереет.
Пахнет сеном над
лугами. (Майк.) Зажгло
грозою дерево (Н.)
Герасима уже не было на
дворе. (Т.) Сегодня же
меня здесь не будет. (Т.)
У меня нет линейки.
Вам не видать таких
сражений. (Л.) Быть
грозе великой. (П.)

Составное сказуемое, выраженное

ГЛАГОЛЬНОЕ
Безличным
вспомогательным
глаголом +
неопределённая форма
глагола
ИМЕННОЕ
Глаголом-связкой в
безличной форме +
именная часть (наречие
или краткое
страдательное причастие
в форме среднего рода)
1) Над вашим
предложением стоит
подумать.
2) Алёнке спать не
хотелось.
1) В этот час было совсем
тихо. (Л. Т.)
2) В избе жарко
натоплено.

Безличные
предложения
сообщают о различных состояниях
природы или людей и животных,
например: 1) На улице холодно. 2)
Мне холодно.
В
последнем
случае
в
предложении
обычно
бывает
дополнение в форме дательного
падежа, указывающего, кто именно
испытывает то или иное состояние.

Назывные предложения

Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, которые
имеют один главный член –
подлежащее.
Они сообщают о том, что какое-нибудь
явление или предмет существует
(имеется) в настоящем, например:
1) Лес. Просека. 2) Весна!
С частицами вот,вон назывные
предложения
приобретают
указательное значение: Вот парадный
подъезд. (Н.)

Назывные
предложения
употребляются
преимущественно
в
художественной
литературе (поэзии и прозе), в газетных и
журнальных очерках и статьях. С их помощью
писатели и журналисты обычно в начале
своих произведений (или глав, частей) очень
лаконично и точно рисуют место и время
действия, пейзаж, обстановку, например:
1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле.
2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

Тренировочные упражнения.

1. Укажите, какие утверждения неверны.
а) В односоставных предложениях грамматическая основа
состоит из подлежащего или сказуемого.
б) В определенно-личных предложениях главный член
предложения выражен глагольной формой 1-го или 2го лица.
в) Безличными называются предложения, в которых
отсутствует подлежащее.
г) Определенно-личные и неопределенно-личные
предложения могут иметь обобщенное значение.

2. Укажите односоставные
предложения.
а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.
б) Кругом все молчало.
в) Встречайте трепетную весну, люди земли.
г) Синее бездонное небо.
д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений:
а) определенно-личное;
б) неопределенно-личное;
в) безличное;
г) обобщенно-личное;
д) назывное.
1. После драки кулаками не машут.
2. Ярмарка. Крещенский мороз.
3. От пруда потянуло холодом.
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного
птичьего гнезда.
5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных
вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5.
Найдите
предложение,
строение
которого соответствует схеме: [безл.], и
[двусост.].
а) Спокойно дышит грудь и на душу находит
странная тревога. (И.Тургенев)
б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и
что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)
в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником
сухим.
г) Приближался конец мая и нас с сестрицей
перевели из детской в так называемую
столовую. (С.Аксаков)
(Знаки препинания не расставлены.)

Упражнение
1.
Перепишите
предложения,
найдите
грамматическую основу, определите тип односоставных
предложений, укажите, чем выражен главный член
предложения.
1.Стоном горю не поможешь.
2.Горит восток зарёю новой.
3.Зал украсили цветами.
4.Работаем не покладая рук.
5.Поёт зима, аукает.
6.Положи книгу на полку.
7.Вечерами нам рассказывают сказки.
8.Нет предела совершенству.
9.Утренняя свежесть.
10.С вечера всё спится.
11.Опять зима.
12.Хорошо бы сделать снежную горку.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины