Украшение цветами храма на пасху. Христианские ресурсы

Украшение цветами храма на пасху. Христианские ресурсы

Совсем скоро нужно будет украшать храмы к большим праздникам. О том, кто и как подбирает цветы для украшения святыни, читайте и смотрите в фоторепортаже Юлии Маковейчук.

В праздничный день храм преображается, у чтимой иконы букеты, иконостас украшен гирляндами цветочных композиций. За окном метель, снег, жижа под ногами, а внутри - потрясающая живая красота. И создали ее не приглашенные «профи», а сами прихожанки храма - церковные флористы или, по-простому, цветочницы.

Шесть часов поисков

Два дня до престольного праздника - дня памяти святой мученицы Татианы. В большом крытом помещении Рижского рынка в Москве шум, люди выбирают, торгуются, продавцы наперебой предлагают товар:
- Вам для кого? Для солидного мужчины? Для дочки?
- Нам бы что-то нежное, для мамы.
- Здравствуйте! - вдруг замечает нас один из продавцов. - Давно вас не было, взгляните, какие нам сегодня чайные розы привезли. Я вам сейчас заверну, подождите.
Нам аккуратно упаковывают цветы и - просто дарят их. С продавцом мы знакомы давно, он знает, что цветы мы покупаем для храма.

На рынке. Помимо отдельных цветов для украшения надо выбрать букеты гостям: архиепископу Евгению Верейскому и ректору МГУ В. А. Садовничему

В этот раз по рынку ходим втроем - Татьяна Олеговна, матушка Марина и я. За шесть часов (столько времени обычно тратится только на подбор и покупку) уже наизусть выучили сегодняшний ассортимент, цены, исходили вдоль и поперек все ряды десятки раз. Мы с матушкой послушно следуем за нашим авторитетом, Татьяной Олеговной, хотя она сама себя так совсем не воспринимает, все время с нами советуется. Покупаем розы, люпины, орхидеи, гиацинты и несколько видов зеленых веток. Мы с матушкой уже несколько раз ходили с коробками к машине. Несем как драгоценность - на улице зима, все серое.

Паркуемся у дверей храма уже под вечер. Разгружаем заботливо упакованные охапки цветов

Наконец, когда уже все куплено, упаковано, уложено в машину, мы отправляемся в путь по пробкам снежной Москвы. В храме нас уже давно заждались прихожанки, много лет помогающие украшать его к празднику. Все высыпают на улицу, чтобы помочь нам перенести коробки. В притворе кажется, что весь рынок сюда переместился - столько разных цветов! Распаковываем, сортируем, расставляем по большим стеклянным вазам, делимся радостью от «добычи». Когда все цветы разобраны, начинается главное действо.

Готика и колокольчики

Татьяна Олеговна Йенсен занимается цветами в домовом храме мученицы Татианы при МГУ много лет, почти с момента его возрождения. Мы все негласно чувствуем и признаем ее первенство. Началось все с того, что однажды ей просто выдали денег из кассы и попросили купить цветы и украсить церковь к празднику.
- У нас огромный храм, огромный приход, но нет ни одного профессионального флориста. Поэтому мы все - любители, - скромно по­ясняет наш главный флорист с большим опытом.- Я бы с удовольствием окончила специальные курсы, но времени нет. Ведь мы путем проб и ошибок просто велосипеды какие-то изобретаем, когда есть точные методики! Но все равно это занятие мне очень дорого. В детстве я больше всего на свете любила собирать цветы. Лет с пяти искала их на железнодорожных косогорах, понимала, где какие растут, что с чем складывать. И вдруг на старости лет мне такое счастье - я могу украшать храм!
- А как вы выбираете цветы на рынке? У вас есть заранее какая-то концепция?
- Я думаю обо всем заранее и иногда даже вижу композиции во сне! Но рынок может тебе предложить совсем не то, что ты задумал. Окончательно все складывается во время этого бесконечного хождения между прилавками. Главное при выборе - попасть в цвет праздника. Благовещение, Крещение - основной цвет белый, Троица, преподобные - зеленый и так далее. Бывают и проблемы.

Профессор, кандидат физико-математических наук Татьяна Максимилиановна Любимова расставляет привезенные с рынка цветы в ведра с водой

Допустим, белого цвета много, но голубого и синего на богородичные праздники откуда взять? Васильки и колокольчики? Их никто никогда не продает. Для меня, несмотря на большой опыт, составление композиций каждый раз сродни решению ребуса. Ведь даже белые композиции не хочется составлять каждый раз из одних и тех же цветов, всегда думаешь, как бы добавить что-то новое. А с новым из-за царящих на рынке тенденций все непросто. Вот роза покрашена во все цвета радуги, другая переливается фиолетовым. Черная готика, одним словом! Нам это не годится. Такие ненастоящие, грязные оттенки даже не на печаль наводят - они о декадансе, об умирании говорят. Есть и еще одна профессиональная тенденция, и она мне еще больше не нравится - это корпоративный дизайн, как я его называю. Когда все предметы как из глянцевых журналов. Самый яркий пример - модные рождественские елки, больше похожие на ковровые дорожки, украшенные одинаковыми шарами. Ничего живого!

Начали!

Основа для будущей композиции - специальная зеленая губка. Ее нарезают на длинные колбаски. Колбаски помещают в ведра с водой, потом упаковывают в полиэтилен и оборачивают зеленой пластиковой сеткой - за нее удобно подвешивать готовые композиции на крючки над иконами и по верху иконостаса. Так цветы постоянно находятся во влажной среде и достаточно долго остаются свежими. Сначала нужно разместить зелень - разлапистые листья южного растения, нежные листочки и тонкие веточки. Потом рядом аккуратно раскладываются срезанные бутоны в цвет праздника, чтобы их хватило на все колбаски. Смотрим, примериваемся, перекладываем. Вроде все хорошо, подходит. Начинаем постепенно под разным углом втыкать сквозь пленку в набухшую губку цветы.

Отец Павел дает ценные указания, как правильно резать сетку. В нее потом будут заворачиваться цветочные губки, пропитанные водой

У профи, безусловно, все безумно аккуратно и точно, - рассказывает Татьяна Олеговна. - Знаешь, меня однажды одна из флористов спросила: «А сколько у вас цветов на метр уходит?» Для меня это просто шок был. Как - на метр? Сколько там лилий, сколько роз, гвоздик? Я аж язык проглотила. Хотя, если делать по-правильному, нужно рассчитать заранее. Пытаемся быть аккуратными, но так, как они, не можем. Мы же все равно не профессионалы. Но и не отчаиваемся. Ведь что благодаря цветам приносится в церковь? Приносится живая красота! И этим праздник отличается от будничной службы - будто попадаешь в особый мир! Перед началом работы мы обязательно молимся все вместе, потому что для каждого из нас это не формальная процедура. Даже если бы никого не было в церкви, мы бы все равно украшали ее с тем же усердием.

Андрей Максимов и Алена Душка забираются наверх по строительным лесам, чтобы прикрепить цветочные композиции над иконостасом

Сначала составляется главная композиция. Татьяна Олеговна всех приглашает посмотреть, все ли на месте, чего не хватает. И каждый добавляет к еще не завершенной картине собственные мазки.
Сегодня мы решили посчитать, сколько видов цветов использовали. И оказалось, что только в композиции вокруг праздничной иконы их было 15! Это без учета зелени разных сортов, которая обязательно должна быть, чтобы создавать ощущение живого поля. Поля, по которому хочется пробежаться босиком.

С пальмой по Москве

Когда наши гирлянды готовы, мы их очень осторожно переносим на солею и последний раз проверяем: все ли гармонично, нет ли ошибок в раскладке, не нарушена ли симметрия? Советуемся, добавляем последние штрихи: где-то зелени не хватает, где-то желтого цвета. И тут наступает момент, когда все всем нравится, все радостно улыбаются. Мальчики-алтарники заранее приготовили нам пятиметровую строительную конструкцию с площадкой наверху. Андрей и Алена взбираются к карнизу иконостаса. Мы тоже в стороне не остаемся: кто подносит композиции, кто с двух сторон придерживает для устойчивости конструкцию, кто бережно подает гирлянды наверх.

Заканчиваем уже к двум часам ночи. Всех, кто не успел на метро, Татьяна Олеговна ведет к себе ночевать - она живет в двух шагах от храма, в старинной квартире с высоченными потолками. Пьем чай перед сном. Завтра надо будет рано встать, чтобы успеть все доделать перед всенощной.
Когда Татьяна Олеговна только родилась, ее бабушка посадила финиковую пальму - просто съела финик и сунула косточку в пустующую кадку. Пальма вымахала до невероятных размеров, почти до потолка. Я напоминаю Татьяне Олеговне, как лет пятнадцать назад наши алтарники, теперешние священники Игорь и Павел, шли на крестный ход с веточками этой пальмы.

Ты понимаешь, она жила у нас дома больше пятидесяти лет, а храм как раз тогда совершенно нечем было украшать. Срезала листья. Как они шли! Как в самом Иерусалиме - с пальмовыми ветвями!
Утром ранний подъем. Бежим к храму, хочется все доделать, до самых мелочей, чтобы уже первые пришедшие на службу прихожане сразу почувствовали атмосферу праздника.

Матушка Марина Конотопова сосредоточенно отбирает веточки зелени для украшения напольной свечи. Именно эта свеча будет поставлена перед Царскими вратами на Евхаристическом каноне

Люди говорят иногда, что слишком много денег тратится на цветы - зачем, мол, это надо? - спрашиваю Татьяну Олеговну.
- Знаешь, сколько раз меня ругали! Я просто спросила у настоятеля, что делать? Он говорит: тратьте все деньги, которые вам дают. И после этого я успокоилась. Какие деньги дали на цветы, те и тратим. И не мудрствуем лукаво. Я прекрасно понимаю, когда нечем зарплату платить, а тут на цветы… А что, без цветов - разве можно в церкви? Когда начиналось строительство храма Христа Спасителя, в газетах писали: какое безобразие, сколько денег уходит, лучше бы построили детские сады! Но тогда в жизни ничего бы не было! Ни храма Христа Спасителя, ни Кёльнского собора, даже Покрова на Нерли, думаю, не было бы. Где предел? Когда «лишнюю» красоту можно позволить, а когда уже перебор? Не знаю. Наступят другие времена - будем из минимального исходить. Хотя я уверена, что и в самой сложной ситуации перед нашим алтарем обязательно будут живые цветы.

На анонсе Татьяна Олеговна Йенсен собирает букет для праздничной иконы св. муч. Татианы. Фото Юлии Маковейчук

28.04.2016

Близится Великая пятница, когда мы вспоминаем Распятие Христа, Его смерть на Кресте и погребение. В центре храма в этот день полагается плащаница – плат с изображением лежащего во гробе Господа Иисуса Христа. Подобно мироносицам, которые стремились умастить тело Спасителя благоуханными маслами, как это положено при погребении, в христианских храмах обычно украшают плащаницу цветами. Как это делается, корреспонденту портала «Приходы» рассказали в красноярском храме Рождества Христова.

– Подготовка начинается уже в среду, – делится Лариса, занимающаяся оформлением, – именно тогда приобретаются цветы. При этом продумывается орнамент: как цветы будут выложены на Погребальном плате.

В нашем храме сложилась определенная традиция по украшению плащаницы. В основном используются белые цветы, которые закрепляются на поверхности полотна. Для этого отбираются гвоздки, лилии, каллы, хризантемы, тюльпаны, но в основном Погребальный саван Господа украшается белыми розами.


Именно белый фаворский цвет преобладает в оформлении. Настоятель храма протоиерей Максим Смоляков благословил также добавлять в композицию хиперикум (растение с красными ягодками) как небольшие вкрапления, символизирующие капельки крови.

В некоторых храмах есть традиция украшать Плащаницу венками, которые выносятся отдельно, или использовать вазы с цветами. Но у нас традиция пока неизменна.

В четверг Плащаница подготавливается: цветы крепят сначала в специальной флористической губке «оазис», которая может служить основой для цветочных композиций и удерживать необходимую для срезанных растений влагу, а затем по периметру выкладывают на плат, который накрывают оргстеклом во избежание повреждения вышитого образа. Орнамент, которым выкладываются бутоны, от года к году может меняться.


В флористической губке цветы стоят долго. Впрочем, в отдельных храмах специально не используют «оазис», а выкладывают цветы на поверхность Плащаницы – тогда бутоны достаточно быстро увядают, и это рассматривается как определенный символ смерти и погребения. В пятницу оформленная Плащаница уносится в алтарь.

Украшать Погребальный плат Спасителя страшно – в процессе всегда испытываешь особенный трепет, читаешь молитву «Господи помилуй, Господи прости». Это ощущение не покидает до самого момента выноса Плащаницы и крестного хода вокруг храма. Особенно переживаешь, чтобы все украшение держалось хорошо и никакая его деталь не повредилась.

Подготовила Ольга МАРЫШЕВА

Братья и сестры! Начинается набор в группу на обучение декораторскому искусству и флористике в храмах. Украшение Храмов живыми цветами уже стало традицией и неотъемлемой частью проведения богослужений двунадесятых праздников. Как правило, этим занимаются кто-либо из прихожан (хорошо, если это профессионалы), либо кто-то из штатных служащих несет послушание. Предлагаю Вашему вниманию возможность пройти обучение на флориста-декоратора в Тюмени. Профессионально украшенный алтарь, входная группа, двор Храма доставят больше духовной радости Вашим прихожанам. Информация — ниже, во вложении. В стоимость обучения (14000руб.) входит флористический раздаточный материал, оплата преподавателей, кофе-паузы. У всех слушателей будет возможность за время обучения составить индивидуальный проект декора Храма, для которого обучается. В подарок слушателям — фотосессия со своими работами. Зачетная работа — украшение Храма Николая Чудотворца живыми цветами . Данный курс будет особенно интересен для приходов в честь Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время ведутся переговоры с настоятелями Тюменских храмов для прохождения обучения на их базе. Количество мест в группе ограничено тем, что практические занятия нецелесообразно проводить в группе более 10-12 человек.

Беланчук Татьяна.

This slideshow requires JavaScript.

Программа обучения курса « Искусство украшения цветами икон и храмовых праздников »

Всякая форма искусства во время
Богослужения участвует в проповеди.
Н.О. Лосский

Программа курса рассчитана как на начинающих флористов, так и на тех, кто уже имеет опыт работы с цветами. Теоретические и часть практических занятий проходят компактно в офисе АПБ «Радуга Улиц» по адресу г.Тюмень, ул.Широтная 83 оф.3, в течение 5 дней с 10.00 до 17.20 (две кофе-паузы по 10 мин., перерыв на обед 40 мин.), зачетный день - практическая работа по оформлению Храма Николая Чудотворца в г.Тюмени, ул.Моторостроителей д.1а. Общая продолжительность курса составляет 48 ак.часов. (17 часов - теория, 29 часов — практика), 6 дней.


Со времен сотворения мира символом его красоты и совершенства служил райский сад с его великолепными цветами и изумительными плодами. Наши прародители Адам и Ева безмятежно жили в райском саду и после того, как были изгнаны из Рая за грехи, оказались в саду земном. И, возможно, уже в те времена первые люди возносили свои моления ко Господу в окружении цветов и зеленых деревьев.

Исторические исследования подтвердили, что в религиозных ритуалах всех когда-либо существовавших цивилизаций часто использовалось растительное оформление, чтобы подчеркнуть торжественность и красоту церемоний.

Растения - вечные свидетели Божьего устройства мира . Необходимая последовательность того, что производит природа: семя, росток, зеленые ветви, цвет, плод - напоминает человеку о его последовательном восхождении по духовной лествице.

Из многочисленных цветов Палестины в Библии иносказательно упоминаются лилия, роза и нарцисс - символы преходящего, так как они неизменно расцветают каждый год и увядают, являясь тем самым проповедью человеку о временном пребывании на земле: Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой (Ис. 40, 6); Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102, 15-16).

Цель и значение красоты живых растений надо видеть в глубоком духовном воздействии на человека, которое производят на нас овеянные божественной красотой простейшие формы растительного мира и полные силы и величия грандиозные пейзажи.

Храм всегда был тем местом, где величие духа Творца и Созидателя вызывало душевный трепет, поклонение, стремление внести свою лепту в таинство единения Бога и человека. Цветы в православном храме — это древнейшая благочестивая традиция. И мы стараемся по мере сил и возможностей поддерживать ее. Цветочное украшение праздничных богослужений должно гармонично вписываться в сложную архитектуру храма, соответствовать определенным правилам и церковным канонам.

Имея большой опыт флористического оформления храмов, мы передаем свои знания и навыки тем, кто хочет украшать церковь цветами правильно с точки зрения православных канонов и по-настоящему профессионально. Мы научим Вас подбирать ассортимент растений для храма, составлять эскизы, пользоваться разнообразными флористическими техниками и многому другому.

Программа курса охватывает большой объем теоретической и практической информации, необходимой для украшения храма цветами. На занятиях изучаются классические основы флористического мастерства, законы композиции, устройство храма и его символика, православные праздники и традиции, связанные с цветами. На практических занятиях отрабатываются различные флористические техники, выполняется большое количество работ, наиболее часто применяющихся в оформлении храмов к праздничным богослужениям.

Храмовая флористика - часть церковной жизни, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры и дорожки и др. До начала составления эскизов композиций флорист обязан изучить архитектурные особенности украшаемого храма - цветочные композиции должны гармонично вводиться в его облик.

Начинают составление композиций, в первую очередь, с определения цвета праздника: закон православного богослужения - основной принцип украшения. Чаще всего флористическими работами украшаются Царские Врата, иконостас, иконы праздника и особо чтимые иконы, рамки с мощами святых, вход в церковь и надвратные иконы. При оформлении цветами православного храма флористу надо учитывать и традиции русского искусства в использовании форм и цвета- все то, что так ярко проявляет себя в архитектуре и интерьере большинства русских церквей.

Послушание по украшению храма цветами требует непрестанного труда. Необходимо читать много православной литературы, в том числе святоотеческое наследие по христианскому искусству, - не говоря уже о том, что для православного флориста обязательно чтение Священного Писания и исповедование Таинств Церкви. Только с помощью Божией, с молитвой и с приложением больших трудов у флориста получится такая православная композиция, которая станет частью храма, и тогда служба, иконы, голос священника и одеяния священнослужителей, хор, архитектура и интерьер сольются воедино.

Совершенно не важно , обладаете вы необходимыми навыками и опытом флористического дизайна или нет, главное - искреннее желание создавать красоту земную, которая будет воспевать Небесную Красоту. На практических занятиях слушатели под руководством педагога самостоятельно делают большое количество флористических работ, которые лучше всего подходят для украшения интерьера храма. Подробно рассматриваются варианты украшения аналойной иконы, Царских врат, солеи, алтаря, икон на иконостасе, икон в киотах, Плащаниц, выносного креста и Голгофы, мощевиков и рак с мощами, выносных свечей и т.д. Изучается множество техник. В конце каждого занятия проходит подробный разбор работ слушателей. Зачетное занятие проходит непосредственно в Храме.

Хочу написать пост про храмовую флористику и рассказать, как делаются некоторые элементы.
Сложного мало, нужно только купить определенные губки-оазисы в магазине (7 цветов, Азалия, это сеть магазинов, можно найти ближайший) и цветы на оптовом рынке возле метро Рижская. Прямо за метро. К каждой композиции нужна своя губка.
На рынке тоже продаются губки, но только такие


Хорошо подойдут обложить плащаницу.

Как красиво украсить цветами плащаницу:
Губки (фото сверху, лучше брать тонкие и длинные и к ним подложку) намочить (сначала положив вокруг плащаницы и поняв, сколько нужно). Мочить лучше в тазу, как губка утонет, значит она готова к работе.
Можно сделать на рамке, рамка и фото ниже, на рамке проще, так как оазисы крепятся друг к другу непрерывно

Цветы (хризантемы, розы, гипсофилу, зелень для закрытия "голых" мест - лучше салал, он типа нашей березы, отличная зелень забивалка голых мест) нужно обрезать, чтобы оставались стебли от бутона - 10-12 см.
И пихать все это со всех сторон в губку, как цветы напихаете и покажется, что достаточно, в оставшиеся дырки пихайте зелень, она прекрасно их закроет. Можно еще и гипсофилу купить.

Салал

Гипсофила

В конце украшения, у Вас должно получиться вот так

Из таких же губок делают и композиции на иконы, только сначала делают легкую рамку, к ней на хомуты крепят разрезанные вдоль напополам оазисы (можно завернуть их в тонкую пищевую пленку, чтобы не стекала вода, а можно просто поставить и она стечет:

Гирлянда. Гирлянда - это то, что на фото ниже.

Чтобы ее сделать, нужно купить вот такие губки-оазисы - паровозики

И по той же техноголии засовывать в них цветы.

А такую гирлянду делают из тех же оазисов, как и на плащаницу и ставят их близко друг к другу:

В общем, сложного ничего нет, пробуйте, все получится))


Цветы в православном храме не только уместны, но и желательны. Их красота напоминает человеку о совершенстве небесном, о райском саде. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события.

Традиция украшения цветами православных храмов на Руси насчитывает по меньшей мере несколько столетий. Однако формы и приемы цветочного оформления с развитием искусства флористики в последнее десятилетие претерпели значительные изменения.

В наши дни для цветочного оформления применяются современные материалы, позволяющие создавать особенно красивые элементы, идеально гармонирующие со строгим и величественным убранством православного храма. Православная архитектура и декор складывались на протяжении многих веков, и та гармония, которую мы видим, заходя в храм, результат продуманного, сбалансированного решения всех элементов. Цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, ни в коем случае не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий духовный смысл богослужения.

Православные традиции украшения храма цветами

Существуют определенные традиции цветочного оформления храмов, тесно связанные с православной символикой. Украшение храма приурочивается к традиционным православным праздникам или другим значимым событиям. Цветами обычно оформляют царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. В алтаре обрамляют гирляндой архиерейское кресло и орлец. Иногда цветочные композиции размещают у горнего места или возле престола, но так, чтобы они не мешали церемонии богослужения. К праздничному украшению алтаря в православной церкви относятся строго. В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что «алтарь — главная святыня каждого христианского Храма и в различные моменты богослужения знаменует Рай небесный с Древом Жизни, чертог Небесного Царя, Гроб Господень, Сионскую горницу, Скинию завета». Согласно православному канону, женщина не имеет права заходить в алтарь, поэтому его должны оформлять мужчины-флористы. Женщины же могут заниматься украшением этого святейшего места только в особых случаях и со специального благословения священника.

Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства.

Цветы и зелень призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника. Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. И здесь тоже решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы , геликонии , стрелитции , протеи, не используются в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют стилю его архитектуры и внутреннего убранства. К вопросу об использовании даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Нежелательно украшать храмы большим количеством цветов с сильным запахом, который перебивает традиционный аромат кадильниц и может вызвать аллергическую реакцию у прихожан.

В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю. Гораздо лучше обратиться к исконно русским формам и традициям. В прежние времена для украшения храма использовались простые симметричные букеты и гирлянды, сплетенные из цветов. Современные техники позволяют создавать пышные элементы с использованием меньшего количества растений, значительно продлить срок их декоративности.

Технология создания цветочных композиций для украшения храма

Для создания цветочных композиций и гирлянд сегодня применяется оазис. Это искусственный пористый материал с капиллярной структурой, прекрасно впитывающий и долго удерживающий влагу. Его можно приобрести во флористических или цветочных магазинах. Существуют специальные готовые формы на пластиковой основе для создания венков и гирлянд, которые значительно облегчают работу над цветочным оформлением и позволяют легко создавать сложные элементы.

Традиционный цвет оазиса, предназначенного для составления композиций из живых цветов, — темно-зеленый. Это делает кусок оазиса практически незаметным под растениями.

На оазисе можно создавать напольные композиции для размещения при входе в храм, возле иконы праздника, по обеим сторонам от царских врат или в алтаре. Специальные пластиковые формы, заполненные оазисом, удобны для наиболее простого выполнения гирлянд, обрамляющих царские врата, иконы и другие элементы декора храма.

Работать с оазисом очень просто и удобно. Для того чтобы пропитать оазис, его кладут на поверхность воды, налитой в плоский, но достаточно глубокий сосуд. По мере насыщения влагой оазис постепенно погружается в воду. Не рекомендуется поливать флористическую пену водой сверху или надавливать на нее, чтобы ускорить погружение. Повторное использование оазиса для живых цветов также нежелательно, поскольку отверстия от стеблей образуют в нем пустоты, которые будут препятствовать обеспечению новых растений влагой. Увлажненный оазис помещается в сосуд, предназначенный для композиции (например для гирлянды; кстати, в отличие от самого оазиса, пластиковые формы можно использовать многократно), или в специальную форму.

Если оазис ставится в глубокий сосуд, например для создания напольной композиции в высокой вазе, то он просто вырезается строго по размеру емкости. В других случаях оазис необходимо закрепить в сосуде. Для этой цели наиболее часто используется специальная липкая лента «анкор», наклеивающаяся крестообразно поверх куска оазиса и фиксирующаяся на краях вазы. Затем следует подготовка выбранных для композиции растений: удаляются лишние листья и шипы, подрезается на необходимую длину стебель.

В предварительной обработке нуждаются практически все растения. Основная ее цель — создать условия, обеспечивающие максимальный срок жизни срезанных цветов. Срез делается под косым углом, в качестве инструмента предпочтителен острый нож. Чем больше площадь среза, тем свободнее растение сможет поглощать влагу и соответственно сохранять свою свежесть. Чтобы получить ровную поверхность, цветы подрезаются одинаково, в случае сложной ступенчатой композиции длина стеблей зависит от местоположения цветка. Следует помнить, что срезанные цветы боятся сквозняков, прямых солнечных лучей, повышенной температуры и сухости воздуха, резких перепадов температуры. Все эти факторы могут неблагоприятно сказаться на их стойкости. Очередность постановки цветов определяется по принципу — сперва более крупные, затем мелкие. В получившейся композиции не должно быть выраженных пустот.

Перед тем как поместить в оазис цветы, его декорируют зеленью. Для этой цели подойдет практически любая декоративная зелень, наиболее часто используются аспарагус , рускус, листья галакса. Прежде чем приступить к работе над созданием композиции, рекомендуется выполнить на бумаге предварительный рисунок — эскиз. Это позволяет наиболее четко представить внешний вид будущей аранжировки, оценить ее достоинства и избежать многих ошибок при ее выполнении. Пропорции композиции задаются правилом золотого сечения, которое универсально для всех видов искусства: «целое относится к своей основной части, как эта основная часть относится к меньшей части». Руководствуясь этим несложным правилом, легко вычислить, например, необходимую высоту композиции, исходя из параметров вазы. Затем выбирается форма композиции. Это одна из ключевых характеристик, оказывающая огромное влияние на общий вид и впечатление от цветочной аранжировки. Форма композиции определяется ее назначением, характером цветов, формой сосуда.

В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы. Круглая форма хороша в тех случаях, когда нужно, чтобы композиция хорошо смотрелась со всех сторон, например при размещении возле аналоя или у входа в алтарь. Такие композиции, как правило, симметричны, но это не означает, что они однообразны. Материал должен быть распределен так, чтобы букет был красивым со всех сторон, но при этом он может быть необычным и оригинальным. Вертикальную форму можно создать, используя соцветия в виде колоса. Высокие вертикальные композиции хорошо смотрятся возле входа в храм, около икон или по обеим сторонам царских врат. Практически каждый значимый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления.

Цветочное оформление православных праздников

Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет — самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии , хризантемы и гипсофила с добавлением зелени — прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет — символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне — один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз , хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков — розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне . Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье — белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.

Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день.

Светлое Воскресение Христово — важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.

Троица — один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.

На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.

Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале — из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань — кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты — профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины