Смотреть что такое "Внешняя торговля" в других словарях. Внешняя торговля России. Состояние и перспективы

Смотреть что такое "Внешняя торговля" в других словарях. Внешняя торговля России. Состояние и перспективы

23.09.2019

1. Понятие внешнеэкономической политики


Внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей отечественной экономики. Она включает в себя внешнеинвестиционную, валютную, таможенную, миграционную и внешнеторговую политику. Внешнеинвестиционная включает в себя политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта национальных инвестиций. Валютная состоит из дисконтной, девизионной политики, валютного субсидирования и диверсификации валютных резервов. Деятельность миграционной политики состоит в контроле за эмиграцией и миграцией в нашей страны. Таможенная политика позволяет проследить все грузопотоки, также таможенные органы устанавливают различные методы регулирования мировой торговли.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемые между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Смысл включения в международный товарообмен заключается в том, что международная торговля обуславливает продолжение процесса реализации продукции для внутреннего рынка. Вывозя за границу товары, страна находит дополнительные рынки сбыта, обеспечивая полную реализацию созданной продукции.

При этом экспорт может обеспечивать даже больший доход, чем реализация данной продукции на внутреннем рынке. Экспортируя продукцию за рубеж, страна получает за это оплату в валюте, которая составляет материальную базу для закупок каких-либо товаров в других странах.

Импорт товаров из-за границы дает возможность получать продукцию совсем не производимую в стране, либо ту продукцию, внутренние затраты на производство которой превышают затраты, связанные с оплатой импорта. Импорт товаров прямо влияет на физический объем и структуру национального дохода страны.

Внешняя торговля в той или иной степени обеспечивает дополнительный эффект для развития любого национального хозяйства. Поэтому все страны вовлечены в международное разделение труда и товарообмен, но степень включения национальной экономики в международную торговлю разная.

Теории внешней торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным условиям и целям конкретной страны и оказывающей значительное воздействие на международный бизнес; развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков.

Теория меркантилизма: богатство страны измерялось владением ценностями, обычно в виде золота (экспорт превышал импорт). В настоящее время по отношению к странам,которые явно пытаются иметь активный торговый баланс, употребляется термин неомеркантилизм.

Современные теории международной торговли ведут свое начало от теорий А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие (теория абсолютного преимущества ).

Некоторые современные исследования, имеющие в основе теорию абсолютного преимущества, оформились в теорию размера страны , которая учитывает различие стран по их производственной специализации и помогает объяснить, в каком объеме и какого типа продукцию нужно вовлечь в торговлю.

Д. Рикардо принадлежит теория относительного преимущества . Он доказал не только возможность, но и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов: эта страна получит выигрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного.

Современной модификацией теории сравнительных издержек является теория соотношения факторов производства. Если страна в избытке обеспечена каким--либо фактором, например, трудом с относительно более низкой заработной платой, то трудовые товары, производимые в данной стране, будут обходиться более дешево. Эту модель часто называют моделью Хекшера-Олина-Самуэльсона.

В соответствии с моделью классификации рабочей силы в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля.

Ведущее место среди неоклассических теорий международной торговли занимает модель альтернативных издержек Г. Хаберлера. Для каждой страны он предлагает кривые производственных возможностей, показывающие, в каком соотношении каждая страна может производить два товара при использовании всех ресурсов и наилучшей технологии.

Согласно теории жизненного цикла (ЖЦТ) Реймонда Вернона, некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость,упадок), а их производство перемещается в международном плане в зависимости от этапа цикла.

Согласно теории подобия стран , большая доля объема внешней торговли сегодня приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, потому что в них имеются схожие сегменты рынков.


2. Структура торговли

2.1 Экспорт


Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, но в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов нашей федерации.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие:

1.Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта.

2.За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов немного сократилась. Тем не менее, продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3.Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4.Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебаний цен на мировых товарных рынках.

5.Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6.Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств.

С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта. Основными торговыми партнерами России являются страны СНГ (Белоруссия-6,5%; Украина-6,3%), ЕС. Среди дальнего зарубежья лидирующие позиции занимают ФРГ -9,7%; Италия- 5,7%; Нидерланды-5,2%; Швейцария-3,3%; Финляндия-3,2%. Важными торговыми партнерами России являются Китай-6,1%; Польша-3,3%; США-3,7%.

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них из них являлась "Федеральная программа развития экспорта" от 08.02.96 г., ориентированная на обрабатывающие отрасли и предполагавшая рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 году. Исполнение программы при острой нехватке в бюджете необходимых финансовых ресурсов сразу же зашло в тупик. В год утверждения программы из бюджета на предусмотренные в ней цели было затрачено чуть более 110 млрд. руб. вместо намеченных 900 млн. долл. В 1997 году на стимулирование и поддержку экспорта бюджетные средства вообще не выделялись, а последствия финансового кризиса 1998 года фактически перечеркнули возможность дальнейшей реализации программы. Но срыв Федеральной программы развития экспорта объясняется не только отказом государства от ее финансирования. Главная причина в том, что в стране, как и в советское время, не решались задачи общеэкономического характера, связанные с перестройкой деформированной структуры народного хозяйства, его техническим перевооружением на базе достижений научно-технического прогресса и повышением конкурентоспособности производства.


2.2 Импорт


Ситуация в импортном секторе РФ также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции:

1.Основными статьями являются машины и оборудование, продовольственные товары, продукция химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, товары массового спроса (одежда, обувь и т. д.) и прочее.

2.Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

3.Нерационален и импорт по статье "Продовольствие": располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

4.Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.

Характеризуя географическую структуру, следует отметить, что на долю индустриально развитых стран приходится более половины российского импорта, развивающихся стран-13%; стран бывшего СЭВ-8,5%; СНГ-12%.

В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами: подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 года).


2.3 РФ на мировом рынке технологий


Международный обмен научно-техническими знаниями для российских предприятий и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности росийского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей.

Интеллектуальный потенциал нашей страны признан как один из самых высоких в мире.

Бесспорными преимуществами РФ на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде всего это относится к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбардировщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортными самолетами АН-124, танкам.

Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними.

На современном этапе можно выделить три главных направления научно-технического сотрудничества РФ со странами Запада:

1.Многостороннее межгосударственное сотрудничество. Сегодня наша страна участвует в таких международных научно-технических программах, как "Коперник", "Эврика", "Интас" совместно с комиссией ЕС; в программе, проводимой ЕЭК ООН,- "Энергосбережение и энергоэффективность".

2.Двустороннее сотрудничество-главная форма научно-технического сотрудничества. Наиболее развита договорно-правовая база отношений с США, среди которых "Акустическая термометрия океанского климата", "Изучение фундаментальных свойств материи" и т.д. Наибольший объем научно-технических программ реализуется с Германией, США, Италией.

3.Почти все научно-технические контакты в нашей стране базируются на прямых связях: институт-институт, лаборатория-лаборатория, ученый-ученый, ученый-заказчик. Из-за этого существует "утечка мозгов". За рубеж уезжают, как правило, наиболее квалифицированные, одаренные ученые.

Кроме того, помощь развитию российской науки оказывают различные организации и фонды. Так, в начале 90-х годов были специально созданы две международные организации:

1.Брюссельская ассоциация по стимулированию сотрудничества с учеными СНГ, созданная в июле 1993 года, занимается поддержкой фундаментальных исследований при помощи системы гарантов.

2.Техническое содействие странам СНГ(TACIC, учреждена в 1994 году) финансируется из бюджета ЕС. ТАСИС обеспечивает консультационную помощь, экспертные оценки, передачу "ноу-хау" и т. п.

В то же время США, Германия, Франция, Япония и другие промышленно развитые страны организовали различные фонды, стимулируя научно-техническую деятельность в России и привлекая для исследований ведущих российских специалистов.


3 . Методы регулирования внешней торговли


Государство во все времена стремилось регулировать отношения на внешнем рынке, использовать их в политических целях, сопрягая их с задачами внешней политики. Объективные законы развития рынка используются в конкретных социально-политических условиях. С помощью государства вырабатывается такая экономическая политика, которая непосредственно служит интересам определенных общественных сил. Её органической составной частью является внешнеторговая политика как система мер государства по регулированию и управлению внешнеторговой деятельностью.

Существует два основных типа внешнеторговой политики:

1.Фритрэдэрство.

2.Протекционизм.

Политика фритрэдэрства означает, что государство использует такую систему торгово-политических мероприятий, которые допускают свободный экспорт и импорт товаров. Но это не означает отсутствие регулирующей роли государства. Государством проводится сознательная политика по созданию благоприятных условий на внутреннем рынке для ввозимых без значительных ограничений импортных товаров. Сторонники рыночного консерватизма отстаивали свободу торговли, т. к. в ней воплощены все законы рыночной экономики в первозданном виде, саморегуляция экономических отношений. Свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополизм. Свобода импорта продукции из-за рубежа- мощная конкуренция собственному производству, заставляющая производителей снижать издержки производства, всесторонне использовать достижения научно-технического прогресса.

В противоположность фритрэдэрству существует другая разновидность внешнеторговой политики- протекционизм.

Он характеризуется наличием существенных импортных ограничений и направлен на защиту национального производства от конкуренции со стороны более дешевых иностранных товаров.

Основные причины, побуждающие следовать протекционистской политике:

1.Сохранение необходимых государству отраслей, обеспечивающих военно-политическую и экономическую безопасность страны.

2.Защита молодых отраслей производства от разрушительных последствий иностранной конкуренции.

3.Обеспечение стабильной занятости в национальной экономике.

Выбор типа внешнеэкономической политики должен активно способствовать усилению позиции страны в системе мирохозяйственных связей. Именно этой задаче сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей России. Следует обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и протекционизма с учетом специфики состояния ее экономики и потенциальных возможностей мирохозяйственных связей.

Опыт последних лет показал, что трактовка свободы торговли как ускоренной либерализации (именно так она рассматривается в ходе российских реформ) может привести и уже приводит к негативным последствиям: снижению отечественного промышленного потенциала; разрушению отраслей и отдельных предприятий; консервации диспропорций в структуре народно-хозяйственного комплекса; усилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран; снижению "качества" структуры отечественного экспорта и импорта; потере национальными производителями части внутреннего рынка и т. д.

При либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за ослабления стимулов к развитию как импортозаменяющих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но могущих зависеть от процессов либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не может сразу компенсировать ее падение в других сферах. Предприятия экспортного направления не успевают поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритрэдэрской модели в чистом виде в переходных экономиках затруднена. Постсоциалистические страны вступили в конкуренцию на мировом рынке в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии являются сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Однако надо отметить, что ослабление протекционизма в этих странах, выразившееся в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в более эффективное производство. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона после начала реформирования экономики, либерализации внешней торговли ежегодный прирост ВВП составил 5-6 %, а внешней торговли-9-10 %.

Для регулирования внешней торговли государство использует методы, которые можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Протекционизм часто осуществляется для пополнения доходов государственного бюджета. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт. Однако, чем эластичнее спрос, тем больше возрастают доходы государства при ослаблении протекционизма. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответную реакцию со стороны других. Экономические противоречия между странами могут обостриться и привести к отрицательным последствиям для каждой из них, в частности, к ухудшению платежного баланса той или иной страны.

В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным- квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.

Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью чрезмерно высоких барьеров (таможенных или иных), оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.

Наглядным примером может служить ситуация, сложившаяся на ВАЗе. Введение осенью 1993 г. практически запретительных пошлин на импортные автомобили позволило автостроителям поднять цены на свою далеко не лучшего качества продукцию до критической величины. Одновременно завод экспортировал автомашины по ценам ниже внутренних, получая значительную прибыль в условиях постоянного обесценивания рубля, которая, однако, не была направлена ни на реконструкцию производства, ни на выпуск новых, конкурентоспособных моделей, образцы которых выставлялись в автосалонах. Рост курса рубля, а позже и введение валютного "коридора" привели к тому, что мнимые преимущества были потеряны, а ВАЗ оказался в чрезвычайно трудном экономическом положении и вынужден был временно приостановить производство.

Усиление протекционизма отрицательно сказывается на развитии производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах, комплектующих изделиях. От повышения пошлин выигрывает в конечном счете небольшая часть отечественных производителей, которые, становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества. Защищаемые отрасли теряют стимул к совершенствованию производства. Все это ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.

Современная торговая политика имеет, кроме защитного, и наступательный арсенал- меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно-конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним и т. п. Именно сюда сместился центр тяжести во внешнеэкономической политике развитых государств: содействие правительственных организаций расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государства в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.

В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей. Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены лишь в 1995 году.

Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью "пожарных", часто непродуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента. Применение таких непродуманных мер часто приводит к резким шагам со стороны государств-контрагентов.


4. Перспективы развития внешней торговли РФ


Нынешнее российское правительство к идее перестройки внешнеэкономической специализации страны интереса не проявляет. Министр финансов А.Кудрин, например убежден, что в течение ближайших 50-100 лет в отечественном экспорте будут превалировать природные богатства.

В долгосрочных прогнозах Министерства экономического развития и торговли тем не менее обозначено, что к 2015 году доля отраслей ТЭК в отечественном экспорте должна снизиться до 43%.

Анализ состояния и прогнозов развития отдельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что изменить характер участия России в мирохозяйственных связях незначительны. Но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую специализацию можно будет диверсифицировать, опираясь на природные факторы (лес, плодородные земли и т. д.). Также определенный вклад могли внести бы высокие технологии в оборонной промышленности, фундаментальной науке и др. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.

Качественное состояние внешней торговли обусловлено тем, что экономика страны находится на стадии развития конкуренции. В этой связи России жизненно необходимо расширить источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Износ основных фондов в промышленности составляет 52,7%, а коэффициент их обновления-1,7%. Располагая такими фондами, очень сложно выпускать конкурентоспособную продукцию.

Одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности - опережающий рост инвестиций в обрабатывающие отрасли и аграрный сектор. Для модернизации экономики требуется громадный объем капитальных вложений - более 2 трлн. долл. в течение ближайших 20 лет. Хотя в последние годы объем инвестиций увеличился на 10,6% в год, но этого не достаточно.

Весьма важным представляется налаживание механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капиталов. Чисто теоретически мобилизация ресурсов для инвестиций и их перераспределение могут осуществляться целиком или в определенной доле через три институциональные структуры - государство (при соответствующем уровне налогообложения), крупные финансово-промышленные группы и финансовые рынки. Очевидно, что государство не может сейчас доминировать в трансформации сбережений в инвестиции, поскольку мобилизует для централизованного распределения лишь часть имеющихся в экономике ресурсов. Крупные отечественные ФПГ в принципе способны к масштабному привлечению средств инвесторов, но не могут взять под контроль весь объем сбережений, охватить все категории вкладчиков, прежде всего население, которое относится к олигархическим структурам со стойким недоверием.

Теоретически ФПГ могли бы стать инструментом межотраслевого перелива капитала, однако на практике такую возможность по существу перечеркивают принципы, которые преобладают в деятельности российских корпораций. Эти принципы заключаются в извлечении максимальной прибыли из имеющихся материальных активов в максимально короткие сроки и использовании меньшей части этой прибыли на поддержание производства, а большей части- на трансформацию в финансовые активы и дивиденды.

Кроме того, следует учитывать, что переливу капитала препятствует более низкий уровень доходности в финишных отраслях по сравнению с добывающими и отраслями первичной переработки. По официальным данным, рентабельность продукции и активов в добывающих отраслях кратно превосходит доходность в обрабатывающей промышленности. При столь различных уровнях доходности предприниматели более рентабельных отраслей, в которых сегодня и сконцентрирован главным образом отечественный капитал, не имеют стимулов к инвестированию в другие отрасли и вложению средств в реализацию проектов, которые окажутся менее прибыльными.

Финансовые рынки в России - кредитный и фондовый, к сожалению, еще недостаточно развиты: первый из-за слабости банковской системы, второй- в связи с малочисленностью хорошо работающих компаний, акции которых могли бы представлять интерес для вкладчиков капитала. Поэтому укрепление финансовых рынков - важнейшее условие решения задачи сближения объемов сбережения и накопления. В целях активизации инвестиционного процесса одни полагают необходимым по примеру других стран наладить деятельность государственных банков развития. Эти банки могли бы финансировать вложения в основной капитал за счет сконцентрированной в них подавляющей части внутренних сбережений либо кредитных ресурсов Центрального банка. Другие экономисты видят инвестиционный ресурс в использовании денежной эмиссии, привязанной к объемам государственных заимствования на внутреннем рынке. Направлять эти средства они предлагают только в высокотехнологичные отрасли, в основном в военно-промышленный комплекс.

Не исключено, что эти меры могут первоначально дать определенный толчок увеличению объему инвестиций. Кроме того, как показывает практика освоения российскими предприятиями иностранных кредитов, велика вероятность того, что заемщики будут стремиться избегать возврата полученных ссуд и перекладывать долговые выплаты на плечи государства. Поэтому более рациональным было бы стимулировать частный сектор к производственным вложениям в высокотехнологичные отрасли посредством предоставления инвестиционных льгот и субсидирования ставок банковского кредитования.

Не менее важной задачей является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития научно-технической сферы. Россия имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, фундаментальную науку и конструкторские разработки. При этом экспорт ноу-нау должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов такого направления должно стать активное внедрение на рынки развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики.

Наконец, возможен переход к принципиально новой модели экспорта, когда будущий экспорт из нашей страны станет финансироваться партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в сферу НИОКР, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий могут обеспечить будущий экспорт результатов деятельности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сложившаяся экономическая структура и внешняя торговля России должны стать толчком к обеспечению новых методов развития, так как старые не были результативными. Наша страна будет переживать замедление экономического роста, если и далее будет отставать от других государств в области эффективного производства и научно-технического прогресса. Это может привести к ухудшению благосостояния населения, а также отсутствию предрасположенности страны к самостоятельному развитию.

Стоит узнать, что представляет собой внешняя торговля России, статистика которой способна рассказать о многом. Но для начала стоит ознакомиться с понятием мировой торговли.

Международная торговля является процессом купли-продажи услуг и товаров, которые совершаются между продавцами, покупателями, а также их посредниками из разных стран. Она содержит в себе импорт и экспорт товаров. Соотношение между ними представляет собой торговый баланс, а сумма - товарооборот.

Под воздействием НТР и МРТ изменяется товарная структура мировой торговли. Благодаря данному условию мировая торговля становится главным фактором не только экономического, но и политического, и общественного развития. Наиболее сильной движущей составляющей мирового развития экономики является внешняя торговля.

Источники повышения эффективности

Участие в международной торговле обеспечивает для страны получение возможности увеличить уровень удовлетворения общественных потребностей. Стоит назвать следующие источники повышения эффективности:

  • Увеличение конкуренции на внутреннем рынке.
  • Экономия, достигаемая благодаря увеличению масштабов производства.
  • Возможность использования и получения ресурсов за пределами страны.
  • Применение принципа «сравнительного преимущества».

Принципы международной торговли

Международная торговля, осуществляемая в современных условиях, обладает следующими принципами:


Кроме того, стоит отметить, что развитые страны и международные учреждения обязуются обеспечивать повышение притока технической и финансовой помощи для оказания поддержи тем государствам, которые находятся на стадии развития. При этом необходимо учитывать их потребности в области развития.

Внешняя торговля РФ. Проблемы и причины их возникновения

Россия длительное время являлась для мирового рынка поставщиком сырья и полуфабрикатов. Отечественная обрабатывающая промышленность находилась вдали от лидирующих позиций в международном экспорте. Главные проблемы внешней торговли России по обеспечению конкурентоспособных сфер обрабатывающей промышленности заключались в длительной закрытости СССР от внешних рынков.

Высокая степень милитаризации экономики в сочетании с небольшим объемом финансовых ресурсов привели к фактическому разделению экономики на две части. Первая представляла собой развитый и обеспеченный комплекс оборонных отраслей. Вторая часть являлась технически отсталой сферой, состоящей из гражданских отраслей. Достаточно важен тот факт, что преимущественное количество продукции машиностроительного комплекса было направлено в развивающиеся страны, которые имели политическую связь с СССР.

В нынешнее время в отечественном экспорте также преимущественную часть занимают сырьевые товары. Этим условием обусловлена существенная зависимость государства от рынков с отсутствием устойчивой конъюнктуры. При этом регулярные колебания цен препятствуют обеспечению стабильного поступления валюты в страну. В этой ситуации регулирование внешней торговли России должно совершаться на высоком уровне.

Также негативным можно назвать то обстоятельство, что значительную часть отечественного экспорта составляет продукция экологически вредных производств. К ним относятся целлюлозно-бумажная, химическая и металлургическая отрасли промышленности.

Товарная структура экспорта и импорта РФ

В товарной структуре отечественного экспорта сохранилась сырьевая направленность, в которой преобладают энергоносители. Об этом свидетельствует динамика внешней торговли России. Половина суммарного экспорта страны состоит из топливно-энергетической продукции. Затем следуют металлы, химические товары, драгоценные камни и изготовленные из них изделия.

Об уровне конкурентоспособности государства свидетельствует внешняя торговля машинами и техникой. В России она занимает всего лишь десятую часть суммарного экспорта.

Неблагоприятная товарная структура внешней торговли России может объясняться неконкурентоспособностью преимущественного количества видов готовой продукции. Этот показатель в отношении импорта является достаточно стабильным.

Географическая структура

Данная структура внешней торговли России подверглась серьезным изменениям еще в 90-е годы. Изначально ее торговыми партнерами были бывшие социалистические страны, на долю которых приходилось около 67% товарного оборота. Взаимная торговля между ними сократилась до 10% к концу прошлого века из-за изменения условий сотрудничества.

В Российской Федерации резко возросла доля экспорта стран с развитой промышленностью. На данный момент на эти рынки поставляется существенная часть сырья и продуктов его прямой переработки. Доступ готовых изделий для развитых стран затруднителен. Это объясняется тем, что по отношению к отечественным экспортерам применяются различные методы для препятствия реализации ими конкурентных преимуществ.

Внешняя торговля России с государствами, которые развиваются, обладает высокой нестабильностью. РФ имеет активно развитые внешнеторговые отношения со странами СНГ и заинтересована в их сохранении. К тому же через территории большинства из них пролегают важные коммуникации России для осуществления внешней торговли. В частности, это автомобильные и железнодорожные магистрали, а также нефте- и газопроводы.

Современные тенденции развития экспорта и импорта России

Стоит отметить, что Российская Федерация имеет следующее тенденции развития экспорта:


Данные тенденции позволят улучшить степень развития, которым отличается внешняя торговля России, и позволят ей занять более высокие позиции на международном рынке.

Стратегия развития экспорта РФ

Для развития торговли страны необходимо увеличить в экспорте долю товаров с высоким уровнем обработки, и в первую очередь - готовой продукции. При этом следует усилить диверсификацию географического распределения международной торговли. России стоит возвратиться на рынки развитых стран и увеличить долю стран-членов СНГ. В дальнейшем требуется развитие импортозамещения. Следовательно, внешняя торговля России начнет постепенно развиваться.

Альтернативой для сырьевого экспорта страны может стать сосредоточение его потенциала не в машиностроительной сфере, а в отраслях с более высокой конкурентоспособностью, например, ядерной энергетике, высоких технологиях и программировании.

Оприделение

Преимущества участия в международной торговле

Современные теории международной торговли

Меркантилизм

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Теория Хекшера-Олина

Парадокс Леонтьева

Жизненный цикл продукта

Теория Майкла Портера

Теорема Рыбчинского

Теория Самуэльсона и Столпера

территория;

Приобретённые преимущества:

технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве продукта, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит дохода обеим странам, даже если абсолютные затраты производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует продукт, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется каких-либо факторов;

развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспортирования товаров перемещением самих факторов между странами.

Внешняя торговля (Foreign trade) - это

Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости продукта значительно ниже, чем в экспортных поставках США . Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой эффективностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках . Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики Америки. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспортирования.

Жизненный цикл продукта

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

разработка продукта. Организация находит и воплощает в жизнь новую идею продукта. В это время объем продаж равен нулю, издержки растут.

Экспорт

Экспорт (англ. export) в экономике — вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.

К экспортированию относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране (реэкспорт) и др. Косвенный экспорт — экспорт с участием посредников.

Источники

wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия

glossary.ru - Глоссарий.ru


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Внешняя торговля" в других словарях:

    Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. По английски: Foreign trade См. также:… … Финансовый словарь

    Внешняя торговля - торговля какой либо страны с другими странами. Международная торговля совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля система международных товарно денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.… … Википедия

    ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ - торговля одной страны с другими странами, составная часть внешнеэкономических связей. Подразделяется на экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров. Сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот. Внешняя торговля базируется на международном … Большой Энциклопедический словарь

    ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ - (foreign trade) См.: торговля (trade). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт… … Экономический словарь

О текущей ситуации в экономике Российской Федерации

в январе 2019 г.

(в части внешнеэкономической деятельности)

В январе 2019 года средние мировые цены на ключевые сырьевые товары демонстрировали разнонаправленную динамику - ценовые котировки на нефть и никель увеличились по сравнению с декабрем 2018 года, цены на алюминий и медь, напротив, снизились к прошлому месяцу.

Средняя цена на нефть в январе 2019 г. составила 59,8 долл./барр. (средняя цена по данным агентства Аргус) , увеличившись на 4,2 % к декабрю 2018 года. По сравнению с январем 2018 г. цена снизилась на 12,8 %. Ключевыми причинами роста цен на нефть являлось соблюдение странами формата ОПЕК+ договоренностей о снижении объемов добычи, а также сложная геополитическая ситуация в Венесуэле.

Ставка экспортной пошлины на нефть, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 276 и изменениями, внесенными в него в ноябре 2014 года, с 1 февраля 2019 г. составила 80,7 долл. США за тонну, снизившись на 9,3 % относительно января 2019 года (89,0 долл. США за тонну).

Цены на алюминий в январе 2019 года по отношению к декабрю 2018 г. снизились (по данным Лондонской биржи металлов) на 3,5 % до 1 854 долл./т., медь - на 2,2 % до 5 939 долл./т. Цены на никель демонстрировали умеренный рост к предыдущему месяцу на 6,3 % до 11 523 долл. за тонну. По сравнению с январем 2018 г. цены на алюминий снизились на 16,1 %, медь -на 15,9 %, никель - на 10,4 процента.

Фактором, корректирующими цены вниз, в прошедший период являлись общие слабые темпы роста как мировой экономики, так и Китая (опубликованная статистика ВВП Китая за 2018 год показывает замедление ее темпов роста). Для алюминия дополнительным фактором к снижению цен стало снятие американских санкций с компании РусАл, увеличившее предложение на мировом рынке.

Вместе с тем цены на никель в январе увеличились под влиянием снижения складских запасов металла, а также сокращения части производственных мощностей бразильской компанией Vale .

Средние цены на сырьевые товары в январе 2019 года

Цена Темп прироста
январь 2019 г. к предыдущему месяцу к соответствующему месяцу предыдущего года
Нефть - Urals 59,8 долл./барр . 4,2% -12,8%
Алюминий 1 854 долл./т -3,5% -16,1%
Никель 11 523 долл./т 6,3% -10,4%
Медь 5 939 долл./т -2,2% -15,9%

Источники: Лондонская биржа металлов, Аргус медиа, Всемирный банк.

По итогам января-декабря 2018 года внешнеторговый оборот составил 687,5 млрд. долл. США, увеличившись на 17,5 % к январю-декабрю 2017 года. Экспорт товаров вырос на 25,6 % до 449,3 млрд. долл. США, импорт - на 4,7 % до 238,2 млрд. долл. США.

В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз (42,8 % российской торговли или 294,2 млрд. долл. США в январе-декабре 2018 года). Товарооборот с ЕС увеличился на 19,3 %, при этом прирост экспорта составил 28,3 %, импорта -2,7 процента.

Второй группой по объему внешнеторгового оборота в январе-декабре 2018 г. являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (31,0 % российской внешней торговли или 213,2 млрд. долл. США). Торговый оборот со странами АТЭС увеличился на 19,8 %, в том числе экспорт - на 34,7 %, импорт - на 5,7 процента.

Товарооборот со странами СНГ увеличился на 10,8 % до 80,8 млрд. долл. США, в том числе со странами ЕАЭС - на 9,0 % до 56,1 млрд. долл. США.

Сальдо внешней торговлиРоссии со всеми странамиувеличилось на 62,1 % до 211,2 млрд. долл. США.

Коэффициент несбалансированности внешней торговли (отношение сальдо к обороту) в январе-декабре 2018 г. увеличился до 30,7 % по сравнению с 22,3 % в январе-декабре 2017 года.

По итогам января-декабря 2018 года положительное сальдо наблюдалось в торговле России с большинством важнейших групп стран. На уровне отдельных государств значительное отрицательное сальдо у России было в торговле с Францией (‑1,9 млрд. долл. США), Вьетнамом (‑1,2 млрд. долл. США), Таиландом (‑1,1 млрд. долл. США) и Испанией (-1,0 млрд. долл. США).

Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-декабре 2018 года
(январь-декабрь 2017 года)
(по данным таможенной статистики, в процентах)

Экспорт товаров по итогам января-декабря 2018 года составил 449,3 млрд. долл. США и увеличился на 25,6 % по сравнению с январем-декабрем 2017 года.

Сырьевой экспорт в январе-декабре 2018 г. увеличился к 2017 г. на 33,0 % до 214,3 млрд. долл. США, что обусловлено увеличением как контрактных цен на углеводороды (на нефть сырую - на 34,3 %, природный газ - на 22,5 %), так и физических объемов поставок (природного газа - на 3,7 %, сырой нефти - на 2,9 %). В результате стоимостные объемы поставок нефти выросли на 35,7 млрд. долл. США, природного газа (в газообразном состоянии) - на 10,5 млрд. долл. США.

Несырьевой экспорт в январе-декабре 2018 г. составил 235,0 млрд. долл. США, увеличившись на 19,5 % по сравнению с 2017 годом. Наибольший рост стоимостных объемов наблюдался в отношении экспорта нефтепродуктов - на 19,9 млрд. долл. США (+34,1 %).

Несырьевой неэнергетический экспорт в январе-декабре 2018 г. по сравнению с 2017 годом увеличился на 11,7 % до 149,4 млрд. долл. США. Наибольший рост был зафиксирован в отношении полуфабрикатов стальных - на 1,9 млрд. долл. США, пиломатериалов - на 0,6 млрд. долл. США, чугуна - на 0,5 млрд. долл. США, рафинированной меди - на 0,48 млрд. долл. США, целлюлозы древесной - на 0,4 млрд. долл. США, плоского стального проката горячекатаного - на 0,38 млрд. долл. США.

В январе-декабре 2018 года для всех групп стран была характерна положительная динамика российского экспорта. Так, объемы поставок в страны Европейского союза увеличились на 28,3 процента до 204,9 млрд. долл. США, в том числе в Польшу (+42,0 %), Германию (+32,5 %) и Нидерланды (+22,1 %) - в результате увеличения стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов, сырой нефти, природного газа и каменного угля.

Экспорт в страны АТЭС увеличился в январе-декабре 2018 года по сравнению с 2017 годом на 34,8 %, в том числе в Китай (+44,1 %) - за счет роста поставок сырой нефти и рафинированной меди, в Республику Корея (+44,8%) - нефтепродуктов и природного газа, в Японию (+19,5 %) - природного газа и сырой нефти.

Темпы прироста российского экспорта в страны СНГ по итогам 2018 года составили 13,5 % (до 54,6 млрд. долл. США). Наибольшее увеличение объемов российских поставок характерно для экспорта в Украину (+19,9 %) - из-за роста поставок нефтепродуктов, каменного угля, тепловыделяющих элементов (топлива
для АЭС), в Беларусь (+17,2 %) - за счет увеличения экспорта сырой нефти, нефтепродуктов.

В товарной структуре экспорта продолжают преобладать топливно-энергетические товары, их доля в январе-декабре 2018 г. увеличилась по сравнению с 2017 годом
на 4,5 процентных пункта до 63,8 %. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился на 35,2 % до 286,7 млрд. долл. США. Положительная стоимостная динамика обусловлена как увеличением средних контрактных цен (на каменный уголь - на 14,5 %, нефть сырую - 34,3 %, нефтепродукты - 32,6 %, газ природный в газообразном состоянии - на 22,5 %), так и физических объемов поставок каменного угля - на 10,0 %, природного газа - на 3,7 %, сырой нефти - на 2,9 %, нефтепродуктов - на 1,1 процента.

Основу российского экспорта, помимо топливно-энергетических товаров, составляют металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и каучук, на долю этих трех групп в январе-декабре 2018 года суммарно приходилось 79,7 % стоимостного объема российского экспорта. Наибольший рост (по стоимости) наблюдался в отношении аммиака (+56,9 %), углеводородов ациклических (+52,1 %), чугуна (+32,2 %), стальных полуфабрикатов (+31,9 %), смешанных удобрений (+23,8 %), азотных удобрений (+19,2 %), рафинированной меди (+13,1 %).

Стоимостной объем российского импорта по итогам 2018 года продемонстрировал положительную динамику и составил 238,2 млрд. долл. США, что на 4,7 % выше, чем в 2017 году. Наиболее сильный рост наблюдался в отношении импорта отдельных видов машинно-технической продукции, в частности, компьютеров и их блоков, телефонных аппаратов электрических, легковых автомобилей и их частей, самолетов, а также новых шин, отдельных видов фруктов.

Импорт потребительских товаров в январе-декабре 2018 г. увеличился по отношению к 2017 году на 2,4 млрд. долл. США (или +3,9 %) до 63,8 млрд. долл. США.
Импорт санкционных товаров в январе-декабре 2018 г. по сравнению с предыдущим годом в стоимостном выражении снизился на 2,5 % до 13,7 млрд. долл. США.

По итогам 2018 года по сравнению с 2017 годом импорт России из стран ЕС увеличился на 2,7 %, АТЭС - на 5,7 %, СНГ - на 5,4 процента.

Главной статьей российского импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства, закупки которых по итогам 2018 года по отношению к 2017 году увеличились на 2,0 % до 112,6 млрд. долл. США, удельный вес данной товарной группы в структуре отечественного импорта составил 47,3 процента. В том числе импорт кузовов моторных транспортных средств увеличился на 33,1 %, компьютеров и их блоков - на 16,6 %, частей моторных транспортных средств - на 12,9 %, электрических телефонных и телеграфных аппаратов - на 12,4 %, легковых автомобилей - на 8,4 процента.

Основу российского импорта кроме машин, оборудования и транспортных средств составляют продукция химической промышленности и каучук, продовольственные товары и с/х сырье, доля этих трех товарных групп в январе-декабре 2018 года в структуре российских закупок составила 78,0 процента.

В стоимостном выражении импорт продовольственных товаров увеличился на 2,4 %, химической продукции - на 8,1 %, в том числе оксида, гидроксида алюминия - на 44,0 %, полиэфиров простых и смол - на 23,4 %, яблок и груш - на 20,6 %, сывороток и вакцин - на 10,6 %, шин новых - на 10,6 процента.

Страны дальнего зарубежья являются главными торговыми партнерами России. По итогам 2018 года их доля в товарообороте составила 88,2 %, в экспорте - 87,8 %, в импорте - 89,0 процента.

Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в январе-декабре 2018 г. составил 606,6 млрд. долл. США и относительно 2017 года увеличился
на 18,4 процента. Экспорт вырос на 27,5 % до 394,7 млрд. долл. США, импорт - на 4,6 % до 211,9 млрд. долл. США.

Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза занимают Германия, Нидерланды (в значительной мере за счет больших объемов реэкспорта российских углеводородов) и Италия, на долю которых приходится 45,5 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.


Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, США, Япония и Республика Корея, на долю которых по итогам 2018 года пришлось 84,1 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.

По итогам 2018 года Китай - крупнейший внешнеторговый партнер России (15,7 % торгового оборота России или 108,3 млрд. долл. США). Российский экспорт в Китай составил 56,1 млрд. долл. США, увеличившись на 44,1% к 2017 году.

Доля других крупнейших партнеров России в 2018 году составила 8,7 % для Германии, 6,9 % для Нидерландов, 3,9 % для Италии, 3,7 % для Турции.


Внешнеторговый оборот России со странами СНГ по итогам 2018 г. увеличился на 10,7 % до 80,8 млрд. долл. США. Экспорт России в страны СНГ вырос на 13,5 % до 54,6 млрд. долл. США, а импорт России из стран СНГ - на 5,3 % до 26,2 млрд. долл. США. Со всеми странами СНГ в 2018 году сложился профицит торгового баланса.

Санкционные товары - товары, запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации из США, ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, Украины, Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778.

Для любого государства экономика внешней торговли имеет огромное значение. Ни одной стране еще не удавалось сформировать собственную здоровую систему хозяйствования без участия в мировом товарообороте. Рассмотрим далее, что собой представляет внешняя (международная) торговля.

Общие сведения

Развитие внешней торговли началось задолго до образования мировой хозяйственной системы. Товарообмен между странами сформировал условия для становления машинного производства, которое во многих случаях могло расширяться только на базе массового зарубежного спроса и импортного сырья. Внешняя торговля выступает одновременно в качестве предпосылки и следствия мирового разделения труда. Она является важнейшим фактором создания и функционирования международного хозяйства. Ее исторический путь начинался от единичных сделок. С течением времени торговые отношения развивались, перерастая в крупномасштабное долгосрочное международное сотрудничество.

Теоретический аспект

Проблемы внешней торговли исследовались политиками и учеными еще в то время, когда другие направления науки были недостаточно развиты. С 16 по 18 век существовала доктрина меркантилизма. В тот период мировое разделение труда было ограничено преимущественно двух- и трехсторонними соглашениями. По мнению меркантилистов, государству следует продавать как можно больше любой продукции на внешнем рынке, а приобретать как можно меньше товаров. Однако если все страны будут следовать этой идее, то внешняя торговля будет абсурдной.

Принцип преимущества

Автором этой теории был Смит. Его идея основывалась на "прибыльности" внутреннего производства и реализации продукции другим странам, в которых выпуск сопряжен с большими затратами. Принцип сравнительного преимущества основывается на различиях в потраченном рабочем времени на изготовление одного товара.

Теория сравнительных издержек

В общем виде внешняя торговля выступает в качестве средства, с использованием которого государства могут развить специализацию, повысить производительность собственных ресурсов, увеличив, таким образом, общий производственный объем. За счет этого суверенные страны, так же, как и отдельные их регионы и предприятия, могут выиграть на изделиях, которые они могут выпускать с относительно высокой эффективностью, а также на последующем их обмене на товары, которые изготавливать сами не могут. Важнейшим эффектом растущих издержек выступает формирование границ специализации. В этой связи нередко товары, произведенные собственными предприятиями страны, прямым образом конкурируют с аналогичными или такими же импортными изделиями.

Свободный товарооборот

Благодаря торговле, основывающейся на принципе сравнительных затрат, мировая хозяйственная система может достичь более рационального размещения ресурсов и высокой степени материального благосостояния. Уровень, на котором находятся технологические знания государств, и структура их резервов различны. Из этого следует, что каждая страна должна производить ту продукцию, издержки на выпуск которой в ней ниже относительно других. Если государства будут поступать так, то мир может использовать преимущества географической специализации в полной мере. В качестве побочной выгоды от свободного товарооборота выступает стимулирование конкуренции и ограничение монополии. Высокая производительность иностранных предприятий заставляет многие местные компании переходить на технологии с более низкими издержками. Кроме того, это вынуждает фирмы вводить новшества и следить за техническим прогрессом, повышая качество товаров, используя научные достижения и разработки, вкладывать капитал в исследования.

Современное состояние института

В настоящее время активное участие стран в международной торговле обусловлено рядом факторов. В первую очередь сотрудничество на мировом уровне позволяет использовать ресурсы, имеющиеся в государствах, более эффективно. Внешняя торговля способствует приобщению к мировым достижениям техники и науки. Участие в мировом товарообороте позволяет сократить время на структурную перестройку хозяйственной системы страны, более разнообразно и полно удовлетворить нужды населения. Указанные возможности и перспективы, в свою очередь, способствуют усилению интереса к механизму, посредством которого обеспечивается регулирование внешней торговли. Эта проблема имеет особое значение для стран, вставших на путь формирования рыночной системы, нацеленных на участие в мировом сотрудничестве.

Динамика внешней торговли

Мировой товарооборот выступает в качестве центрального звена в сложной системе межправительственных связей. Он представляет собой комплекс внешней торговли государств. Его объем, таким образом, определяется суммированием показателей экспорта каждой страны. Под влиянием НТР в мировом товарообороте происходят различные структурные сдвиги, кооперируется и специализируется промышленное производство. Все это усиливает взаимосвязи национальных хозяйств. Объем мирового товарооборота увеличивается быстрее производственного. Это доказывает статистика внешней торговли. Так, на каждые 10% увеличения мирового производственного объема приходится 16% товарооборота. Внешняя торговля, таким образом, формирует предпосылки для развития промышленности. Вместе с этим при сбоях в товарообороте замедляются производственные темпы.

Ограничения внешней торговли

В пользу свободного товарооборота эксперты выдвигают множество аргументов. Однако, несмотря на их убедительность, на практике формируется множество барьеров. К основным ограничениям относят:

  • пошлины (протекционистские в том числе);
  • импортные квоты;
  • нетарифные барьеры.

Эти препятствия выступают в качестве средств реализации протекционизма в сфере мирового товарооборота. Рассмотрим их отдельно.

Пошлины

Эти акцизные налоги на импортную продукцию вводятся для получения прибыли государством либо для обеспечения защиты внутренних производителей. Фискальные пошлины, как правило, используются относительно изделий, которые не выпускаются на предприятиях страны. К примеру, для США такими товарами являются бананы, кофе и так далее. Ставки таких пошлин обычно небольшие. Основная их цель – обеспечение налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Протекционистские пошлины

Они вводятся для защиты местного производителя от иностранных конкурентов. Размер протекционистских пошлин не позволяет полностью прекратить импорт зарубежной продукции. Тем не менее, такие налоги ставят иностранных производителей в весьма невыгодное положение в процессе их торговой деятельности на внутренних рынках.

Импортные квоты

С их помощью устанавливается максимальный объем того или иного товара, который может быть ввезен на внутренний рынок за определенный промежуток времени. Зачастую импортные квоты являются более эффективным инструментом, посредством которого сдерживается внешняя торговля, чем пошлины. Несмотря на высокий налог, определенная продукция может ввозиться в сравнительно большом количестве. Но при этом низкая импортная квота полностью запрещает поставку товара сверх установленного объема.


Нетарифные барьеры

Под ними следует понимать систему лицензирования, создания неоправданных стандартов и норм качества продукции, ее безопасности либо просто бюрократические ограничения при таможенных процедурах. К примеру, Япония и ряд европейских государств требуют от импортеров получения разрешительных документов. Ограничив выпуск лицензии, можно эффективно сдерживать импорт.

Анализ защитных мер

Оценка предложения и спроса показывает, что политика протекционизма приводит к повышению цен и снижению объемов продукции, на которую распространяются пошлины. В этой связи продажа иностранных товаров существенно сокращается, а местные производители получают прибыль за счет роста цен и увеличения реализационного объема. Пошлины, таким образом, приводят к менее эффективному распределению мировых и внутренних ресурсов. В ряде случаев наиболее убедительными аргументами в пользу политики протекционизма выступают ссылки на необходимость расширения оборонных отраслей и неразвитость промышленного сектора. Большая часть остальных доводов являются эмоциональными призывами, полуправдой или неверными утверждениями, подчеркивающими, как правило, незамедлительный эффект от введения ограничений, игнорирующими долгосрочные последствия.

Состояние отечественного института в начале столетия

Внешняя торговля России в начале века была очень активной. Так, в 2003 году она оставалась интенсивно формирующимся сектором, стимулирующим хозяйственную и социальную деятельность внутри страны. В силу сочетания ряда благоприятных факторов внешняя торговля России в начале столетия отличалась высокими темпами роста. При этом после двухгодичного перерыва экспортные показатели в долларовом выражении стали превышать импортные. Так, в 2003 году оборот РФ был 210,8 млрд. долл. Это на четверть больше, чем в предыдущем, 2002 году. В декабре 2003 года внешнеторговый оборот достиг рекордной за 15 лет величины – 22,3 млрд. долл. В основе роста экспорта лежали исключительно благоприятные показатели цен на нефть и прочие энергоносители. В следующем, 2004 году, конъюнктура рынков сохранилась. В январе экспорт составил 11 млрд. долл.

Анализ состояния товарооборота в 2015 г.

В начале года отмечалось резкое падение курса рубля и цен на нефть, введение новых санкций зарубежными странами. Пострадала от этого и внешняя торговля РФ. Снижение показателей товарооборота ощутили на себе простые потребители. На январь 2015 года объем составил 38 млрд. руб., снизившись на 34%. Экспорт уменьшился на 29%, а импорт – на 41%. Такие спады в первую очередь обусловлены низким курсом национальной валюты. Статистические органы подсчитали, что стоимость экспортируемой продукции снизилась на 6,3%, а импортируемой – на 7,2%. Цена за баррель нефти упала до 47 долл. Эта цифра сравнима с кризисными показателями 2008 года. Кроме этого, по информации Минэкономразвития, наблюдался значительный спад инвестиций в строительство, основной капитал, уменьшились темпы обрабатывающего производства. Это, в свою очередь, оказало влияние на объемы выпуска товаров, импорта и экспорта.

Таким образом, внешнеторговые показатели на январь 2015 г. оказались самыми низкими за последние 4 года. Значительно сократился объем закупок оборудования и машин, товаров химической и металлургической промышленности. Снижение показателей отмечалось и в течение 2014 года. Оно усилилось к осени в связи с введением санкций в отношении РФ. Существенно уменьшилось инвестирование, предоставление кредитов отечественным компаниям иностранными финансовыми организациями. Кроме того, некоторые санкции коснулись ввоза и вывоза продукции из ряда стран. На снижение показателей импорта также повлияло введение Россией продуктового эмбарго.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины