Разновидности объектов политической карты мира. Главные объекты политической карты мира. Как проводятся морские границы

Разновидности объектов политической карты мира. Главные объекты политической карты мира. Как проводятся морские границы

26.09.2019

Политическая карта географическая карта земного шара, материка или региона, на которой отражено территориально-политическое деление. Основные элементы содержания карты – границы государств и зависимых территорий, столицы, крупные города, иногда на политической карте отображаются пути сообщения, границы автономных образований в составе государств с федеральным устройством, столицы и центры единиц административно-территориального деления.

В современном мире насчитывается более 250 стран . Они разнообразны по месту в международном разделении труда и в международных отношениях, по уровню экономического развития, по размеру территории, по численности населения, по его этническому и национальному составам, по географическому положению и по многим другим показателям. 193 государства являются членами Организации Объединенных Наций (на 01.01.2018 г.) и 2 государства-наблюдателя : Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина.

Многообразие стран современного мира.

Страны мира группируются по разным признакам. Например, выделяются суверенные , независимые страны (около 193 из 250) и зависимые страны и территории. Зависимые страны и территории могут носить разные названия: владения – термин «колонии » не употребляется с 1971 г. (их осталось очень мало), заморские департаменты и территории, самоуправляющиеся территории. Так, Гибралтар является владением Великобритании; остров Реюньон в Индийском океане, страна Гвиана в Южной Америке – заморские департаменты Франции; островная страна Пуэрто-Рико объявлена «свободно присоединившимся к США государством».

Группировка стран по размерам территории:

  • очень большие страны (территория более 3 млн кв.км): Россия (17,1 млн кв.км), Канада (10 млн кв.км), Китай (9,6 млн кв.км), США (9,4 млн кв.км), Бразилия (8,5 млн кв.км), Австралия (7,7 млн кв.км), Индия (3,3 млн кв.км);
  • крупные страны (имеют площадь более 1 млн км2): Алжир, Ливия, Иран, Монголия, Аргентина и др.;
  • средние и небольшие страны : к ним относится большинство государств мира – Италия, Вьетнам, Германия и др.
  • микро-государства : Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. К ним же относится Сингапур и островные государства Карибского моря и Океании.

По численности населения выделяют 10 крупнейших стран мира : Китай (1318 млн чел.); Индия (1132 млн чел.); США (302 млн чел.); Индонезия (232 млн чел.); Бразилия (189 млн чел.); Пакистан (169 млн чел.); Бангладеш (149 млн чел.); Нигерия (144 млн чел.); Россия (142 млн чел.); Япония (128 млн чел.). Численность населения стран постоянно изменяется, поэтому эта «большая десятка» также изменяется. Большинство стран мира относятся к средним по численности населения государствам (менее 100 млн чел.): Иран, Эфиопия, Германия и др. Самые маленькие по численности населения страны – микро-государства. В Ватикане, например, живет 1 тыс. человек.

Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

Страны мира также различаются по формам правления и по формам территориально-государственного устройства .

Выделяют две основные формы правления : республики , где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству (США, ФРГ), и монархии , где власть принадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, Великобритания).

Большинство стран мира имеет республиканскую форму правления. Выделяют президентские республики, где президент возглавляет правительство и имеет большие полномочия (США, Гвинея, Аргентина и др.), и парламентские республики, где роль президента меньше, а главой исполнительной власти является назначаемый президентом премьер-министр. Монархий в настоящее время насчитывается 29 .

Среди монархий выделяют конституционные и абсолютные. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и деятельностью парламента: реальная законодательная власть принадлежит обычно парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх при этом «царствует, но не правит», хотя его политическое влияние довольно большое. К таким монархиям относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Япония и др.

При абсолютной монархии власть правителя ни чем не ограничена. Государств с такой формой правления сейчас в мире всего шесть: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ватикан.

Особо выделяют так называемые теократические монархии , т. е. страны, где глава государства одновременно является его религиозным главой (Ватикан и Саудовская Аравия).

Есть страны, которые имеют специфическую форму правления. К ним относятся государства, входящие в так называемое Содружество (до 1947 г. оно называлось «Британское Содружество наций»). Содружество – объединение стран, в которое входят Великобритания и многие ее бывшие колонии, доминионы и зависимые территории (всего 50 государств). Изначально создавалось Великобританией для сохранения ее экономических и военно-политических позиций в ранее принадлежавших территориях и странах. В 16 странах Содружества главой государства формально считается британская королева . К наиболее крупным из них относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия. В них глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, а законодательный орган – парламент.

мира » (диск, проецируем на доску). Картосхема «Формы государственного устройства стран мира » (диск...
  • Приказ № от 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр и. Н. Ищук (6)

    Пояснительная записка

    На карте мира . Многообразие стран на политической карте мира . Государство - главный объект политической карты . Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй . Формы государственного ...

  • Приказ № от 20 г Рабочая программа по географии для 10 общеобразовательного класса среднего (полного) общего образования

    Рабочая программа

    ... этих проблем. Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира », знакомящей с дифференциацией стран современного мира , с многообразием форм государственного устройства...

  • Рабочая программа по предмету география за курс 11 класса

    Рабочая программа

    ... . Тема 6. Австралия и Океания (1 час) Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта . Государственный строй ...

  • Рабочая программа по учебному курсу «Экономическая и социальная география мира» класс: 10 11

    Рабочая программа

    ... мира Тема 1. Политическая карта мира (2 часа) Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира . Государственная территория и государственная ...

  • 1. А. В какой части света находится больше всего монархий?

    Б. Чем можно объяснить тот факт, что абсолютные монархии почти все расположены в Азии, а конституционные – в Европе?

    Азиатские страны очень консервативны, поэтому неохотно идут на попытки ограничить единоличную власть монарха, тогда как европейские государства более динамичны в развитии, в том числе и в части формы правления.

    2. Как проводятся морские границы?

    Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Граница территориального моря при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается по соглашению между ними.

    3. Какие существуют формы правления в современных государствах?

    На современном этапе развития общества и государства различаются монархии двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти меищу монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, законодательная - у парламен¬та. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

    Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентской монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями.

    В парламентских монархиях, являющихся наиболее распространен¬ными формами монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающий большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.

    При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов.

    Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

    В зависимости от названных и иных особенностей республиканских форм современные республики разделяются на два вида: парламентарные и президентские.

    Отличительными чертами парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

    Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента и форми-рования правительства; ответственность правительства перед президентом; сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

    4. Какие формы государственного устройства вам известны? Почему они имеют прямое отношение к территориальной организации государства?

    Потому что формируются на основе территориального соотношения частей к целому. Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

    5. Каким странам чаще всего присуща федеративная форма государственного устройства и почему?

    Федеративная форма государственно-территориального устройства предполагает, что такие – локальные – субъекты передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов. Таким образом, здесь фактически существует два уровня государственного аппарата: высший – федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации – она распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. Подобным образом и законы могут разделяться на те, которые подлежат обязательному выполнению лишь в пределах ограниченных территорий субъектов (как в американских штатах), и на всеобщие - федеративные. Федеративная форма государственно-территориально устройства преобладает, как правило, в странах, этнически неоднородных (Бельгия), странах, возникшим путем объединения ранее независимых территорий (как Швейцария, Германия, США), а также имеющих очень масштабную территорию или большое количество населения (например, по этой причине в России тоже федеративная форма государственного территориально-политического устройства).

    6. Какие страны относятся к унитарным? а) Япония б) Индия в) Финляндия г) США

    Япония, Финляндия

    7. К федеративным государствам относятся: а) Бразилия б) Венгрия в) Россия г) Франция

    Бразилия, Россия

    8. Установите соответствие: 1) монархия 2) республика а) США, Аргентина б) Испания, Дания в) Франция, Бразилия г) Бахрейн, Катар

    2-а, в, 1- б, г.

    9. Приведите примеры двух-трех европейских стран, чьи государственные границы и территории в 20 веке претерпели большие изменения. Чем это объясняется?

    Югославия - в 90-е образовалась Сербия, Черногория, Босния, Хорватия и т. д. Чехословакия – Чехия и Словакия Австро-Венгрия – по итогам ПМВ перестала существовать, разделилась на два государства.

    10. Как вы считаете, почему на политической карте республик больше, чем монархий?

    Республиканская форма правления более гибка по сравнению с монархиями, власть в которых не зависит от демократического волеизъявления.

    Зачет № 1

    Политическая карта мира

    Государственный строй стран мира


    1. Главный объект политической карты мира - это...

    1. В конце XX века количество стран и территорий достигло:
    а) 120

    1. Политически независимыми государствами называются:
    а) колонии

    Б) суверенные

    В) метрополии

    Г) «ключевые» страны

    4. Расставьте следующие страны по мере убывания площади:

    А) Канада

    Б) Австралия

    В) Россия

    Е) Бразилия

    5. К микрогосударствам Европы относятся:

    А) Ватикан

    Б) Монако

    В) Бруней

    Г) Португалия

    6. Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения:

    А) Китай, Индия, США

    Б) Индия, Бразилия, Китай

    В) Китай, США, Индонезия

    7. Приморское положение имеют страны:

    Б) Швеция

    В) Швейцария

    Г) Афганистан

    8. Страны-архипелаги - это:

    А) Индонезия

    Б) Япония

    В) Исландия

    Г) Шри-Ланка

    9. Полуостровное положение имеют страны:

    А) Франция

    Б) Италия

    В) Греция

    Г) Норвегия

    10. Страны Зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю:

    А) Швейцария

    Б) Венгрия

    Г) Швеция


    1. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции , выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется…

    2. В «большую семерку» не входит страна:
    а) США

    Б) Канада

    В) Япония

    Г) Франция

    Д) Россия

    13. К «ключевым странам» не относится:

    Б) Бразилия

    в) Республика Корея

    Г) Мексика

    14. К НИС относятся страны:

    А) Сингапур

    Б) Тайвань

    В) Таиланд

    Г) Республика Корея

    15. Нефтеэкспортируюшие страны расположены в районе:

    А) Персидского залива

    Б) Бенгальского залива

    В) Средиземного моря

    Г) Аравийского моря

    16. Россия относится к странам:

    А) «ключевым»

    В) странам с переходной экономикой

    Международные отношения.

    Политическая география и геополитика

    1. Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?

    А) республика

    Б) монархия

    В) федерация

    Г) унитарная республика

    2. Какой континент не имеет монархий?

    А) Европа

    Б) Африка

    В) Южная Америка

    3. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?

    А) Великобритания

    Б) Ватикан

    В) Финляндия

    Г) Бангладеш

    4. Какая страна является абсолютной монархией?

    А) Норвегия

    Б) Бельгия

    В) Саудовская Аравия

    Г) Венгрия

    5. Теократической монархией является:

    А) Монако

    Б) Румыния

    Г) Ватикан

    6. В какой части света в конце XX века появилось наибольшее количество новых государств?

    А) в Африке

    Б) в Азии

    В) в Европе

    Г) в Северной Америке

    7. Частью какого государства в XX веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?

    Б) России

    8. Форма административно-территориального устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется

    А) монархией

    Б) федерацией

    В) республикой

    Г) унитарным государством

    9. Федеративным государством не является:

    А) Франция

    Б) Бельгия

    В) Россия

    10. К НИС относится:

    А) Сербия

    Б) Россия

    В) Сингапур

    11. Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:

    4. Индонезия

    5. Япония

    А. ДжакартаБ. Вашингтон

    В. Пекин Г. Токио Д. Дели

    12. Укажите варианты , в которых неверно указана столица государства

    А) Индия - Бомбей

    Б) Великобритания - Манчестер

    В) Италия- Рим

    Г) Польша – Краков

    13. Какие из перечисленных стран являются развитыми государствами с федеративной формой правления?

    А) Италия

    Б) Германия

    Г) Бельгия

    Часть 2

    В1 . Установите соответствие между страной и ее столицей


    Страна

    Столица

    1) Турция

    А) Каир

    2) Перу

    Б) Анкара

    3) Египет

    В) Ла-Пас

    Г) Лима

    Запишите в таблицу буквы

    1

    2

    3

    В2. Установите соответствие между страной и ее столицей.

    Страна

    Столица

    1) Канада

    А) Тегеран

    2) Иран

    Б) Багдад

    3) Ирак

    В) Анкара

    Г) Оттава

    Запишите в таблицу буквы , соответствующие выбранным ответам.

    1

    2

    3

    В3 . Установите соответствие между государством Центральной Америки и буквой , которой оно обозначено на политической карте.

    Государство

    Буква

    1) Панама

    А) А

    2) Ямайка

    Б) Б

    3) Гондурас

    В) В

    Г) Г

    Запишите в таблицу буквы , соответствующие выбранным ответам.

    1

    2

    3

    В4 . Установите соответствие между государством зарубежной Европы и буквой , которой оно обозначено на политической карте


    Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.


    1

    2

    3

    С1 . Определите страну по ее краткому описанию
    Эта полуостровная страна по форме правления является конституционной монархией (королевством). По структуре хозяйства это – аграрная страна с интенсивно развивающейся промышленностью, доля которой в ВВП составляет почти треть. Приоритетные отрасли промышленности: электронная, легкая промышленность ; развиваются высокие технологии. Замечательные морские побережья, заповедные острова, дворцы и буддийские храмы привлекают многих иностранных туристов.

    Ответ:______________

    С2 . Определите страну по ее краткому описанию.

    Эта страна-архипелаг по форме правления является конституционной монархией. Однородное по национальному составу население этой страны отличается большой численностью: она входит в первую десятку крупнейших по численности населения стран мира. Страна обладает очень крупным и самым современным морским торговым флотом , так как 9/10 используемого сырья и топлива импортируется

    Ответ:______________

    Зачет №1

    10 класс

    Практические работы.


    1. По картам атласа и учебнику составить классификацию стран (по 5):

      • Величина территории,

      • Численность населения,

      • Особенности географического положения ,

      • Социально-экономическому развитию.

    1. Составить таблицу стран с разными формами государственного строя (по 5):

    Итоговая контрольная работа.


    1. В чем заключается многоликость современного мира?

    2. Перечислите основные типы стран.

    3. Новый этап международных отношений и его отражение на современной карте мира.

    4. Основные формы правления и административно-территориального устройства.
    5. Группировка нефтеэкспортируюших стран.


    6. Организация Североатлантического договора.

    7. Страны, добившиеся огромного скачка в развитии в 80-х и 90-х годах, их называют «азиатскими драконами».

    8. Показатель социально-экономического развития, применяемый в последнее время ООН.
    География 10 класс

    Зачёт №2 10 класс

    «Природные ресурсы мира»


    Содержание зачёта

    Вопросы для собеседования.

    Природные ресурсы и окружающая среда.

    1. Роль природных ресурсов в жизни общества.

    2. Дать определение географической среде.

    3. Размещение ресурсов и обеспеченность ими

    Минеральные ресурсы.

    1. Размещение полезных ископаемых.

    2. Топливные полезные ископаемые.

    3. Рудные и нерудные полезные ископаемые.

    4. Проблема истощения минеральных ресурсов и пути их решения.

    Земельные ресурсы.

    1. Структура земельного фонда.

    2. Сокращение и расширение площади обрабатываемых земель.

    Содержание зачёта

    Вопросы для собеседования.

    Водные ресурсы.

    1. Соотношение ресурсов солёной и пресной воды.

    2. Мировое водопотребление.

    3. Проблемы пресной воды (пути преодоления дефицита).
    Лесные ресурсы.

    1. Запасы и размещение.

    2. Лесопользование.

    3. Рациональное использование лесных ресурсов.

    Ресурсы Мирового океана.

    1. Роль океана в жизни человека.

    2. Биологические ресурсы.

    3. Минеральные ресурсы.

    4. Энергия вод Мирового океана.

    Зачет № 2

    ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

    Часть 1

    А1. Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым возобновимым?

    1) энергия приливов

    2) солнечная энергия

    3) биологические

    4) энергия ветра

    A 2 . Примером почерпаемых невозобновимых природных ресурсов является


    1. гидротермальная энергия

    2. ядерная энергия

    3. каменный уголь

    4. морская вода
    A3. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым?

    1. солнечная энергия

    2. нефть

    3. энергия ветра
    А4. Основная часть разведанных ресурсов природного газа находится в странах

    1) Северной Америки

    3) Северной Африки

    4) Юго-Восточной Азии

    А5 . Крупные месторождения алмазов в России сосредоточены в Республике


    1. Коми

    2. Северная Осетия

    3. Саха (Якутия)

    4. Алтай
    А6 . Какая из перечисленных стран Латинской Америки обладает наибольшими лесными ресурсами

    1. Бразилия

    2. Перу
    3) Аргентина

    А7 . Какая из перечисленных стран обладает наибольшими лесными ресурсами?

    1) Канада

    2) Аргентина

    3)Австралия
    4) Великобритания

    А8. К горючим полезным ископаемым относятся:

    А9. Какие из указанных стран входят в первую десятку стран по запасам нефти:

    В) Саудовская Аравия

    Г) Канада

    А10. Какой регион имеет самые крупные запасы нефти?

    А) Зарубежная Азия

    Б) Африка

    В) Европа

    Г) Северная Америка

    А11. Самые крупные запасы нефти имеет страна:

    Б) Саудовская Аравия

    Г) Россия

    А12. Первое место по запасам газа занимает:

    Б) Россия

    А13. Мир в целом лучше всего обеспечен:

    Б) нефтью

    А14. В первую тройку стран по запасам угля входят:

    А) Австралия, Индия, ФРГ

    Б) США, ЮАР, Украина

    В) США, Китай, Россия

    А15. «Медный пояс» мира расположен в регионе;

    А) Андские страны

    Б) Центральная Африка

    В) Юго-Восточная Азия

    А16. Страна, имеющая самую большую обеспеченность пашней:

    Б) Австралия

    В) Япония

    Тема урока . Государство – главный объект политической карты .

    Цели урока. 1. Совершенствовать знания о политической карте мира. 2. Познакомиться с основными формами правления государств, формами государственного устройства. 3. Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

    Тип урока : комбинированный урок.

    Оборудование : политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.

    Методический комментарий . На уроках обществознания учащиеся уже знакомились с формами государственного устройства и формами правления. Целесообразно учащимся дать задание повторить перед уроком данную тему. В связи с этим темп урока должен быть достаточно быстрым.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    - Приветствие;

    - выявление отсутствующих учеников.

    2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

    Изменения на политической карте мира происходят и в настоящее время. Вспомните, какими могут быть изменения по характеру? Приведите примеры на конкретных странах. Ответ:

    1. Количественные изменения – связаны с изменением территорий государств (распад Советского Союза, распад Югославии, распад Чехословакии, присоединение Крыма к России…) 2. Качественные сдвиги – приобретение независимости, введение нового государственного устройства, образование новых союзов и т.д. (провозглашение суверенитета Южной Осетией, образование СНГ, Евросоюза…) 3. Какие изменения происходят чаще: качественные или количественные? Объясните. 4. Что такое «политическая карта мира»? Ответ : изображение государств, их границ…

    3. Актуализация знаний и определение новой темы.

    Ребята, действительно, на политической карте мира мы можем увидеть конфигурацию государства, т.е. его территорию, границы государства, страны – соседи. Так что же является главным объектом политической карты? Ответ : государство . Верно.

    На доску выводится слайд с темой урока «Государство – главный объект политической карты» ( слайд 1) . Тема записывается в тетрадь учащихся. – Сегодня мы с вами выясним, что такое территория государства, государственные границы, какие бывают формы правления, формы государственного устройства.

    На доску выводится план урока и записывается в тетрадь. (слайд 2) 1. Территория и границы государств.
    2. Формы правления.
    3. Формы государственного устройства.

    4. Изучение нового материала.

    Ребята, посмотрите на доску. (слайд 3) Я не случайно выбрала именно эту карту. Также на доске вы видите два термина: территория государства и границы государства . Попробуйте самостоятельно дать определения этим терминам, опираясь на карту. Можете записать свои определения в тетрадь. Зачитайте получившиеся определения.

    А теперь посмотрим на доску с правильными определениями (слайд 4). Вы молодцы. В географии есть название территории – анклав (Объяснение термина учителем). А в нашей стране есть анклав? (Калининградская область)

    Ребята, в мире насчитывается более 200 государств. Формирование политической карты происходило на различных этапах развития общества. Но любая страна характеризуется формой правления и формой государственного устройства (слайд 5) .

    Учитель объясняет различия между формами правления. Приводит примеры государств. Обращает внимание на слайд 6.

    Как вы думаете, государств с какой формой правления больше? (с республиканской). На всех ли континентах есть монархии? (нет в Америке, Австралии)

    Учитель объясняет различия между формами государственного устройства. Приводит примеры государств. Обращает внимание на слайды 7,8.

    Как выдумаете, какая форма государственного устройства преобладает в мире? (Унитарное государство)

    5. Первичное закрепление изученного материала. Работа в парах.

    1) Географический диктант. На слайде термины по теме урока. Учитель зачитывает краткое определение, учащиеся подбирают термины из предложенных на слайде 9 . Задание выполняется устно.

      Форма государственного устройства, при которой отдельные территории, составляющие государство, обладают определенной самостоятельностью (федерации).

      Форма государственного правления, при которй избираются органы власти на определенный срок (республика).

      Линии, определяющие пределы государственной территории (границы государства).

      Форма государственного устройства, при которой страна не имеет автономий, обладает одной конституцией, одним правительством… (унитарное государство).

      Форма государственного правления, при которой власть передается по наследству (монархия).

      Часть планеты, находящаяся под суверенитетом какой-либо страны (территория государства).

    2) Задание . С помощью параграфа учебника заполнить таблицу «Государственный строй стран мира». Каждой паре выдаётся таблица.

    конституционная

    6. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание учащихся.

    Что нового узнали на уроке? Как полученные на уроке знания могут вам пригодится?

    7. Домашнее задание. Домашнее задание по вариантам. На контурной карте отметить: 1 вариант – страны - монархии, подписать их названия, выделить границы; 2 вариант – страны – федерации, подписать их названия, выделить границы.

    Дополнительное задание (по желанию): подготовить презентацию о стране с монархической формой правления.

    © 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины