Федеративное государство европы с монархической формой правления. Страны монархии

Федеративное государство европы с монархической формой правления. Страны монархии

15.10.2019

Неограниченная монархия.

А) Абсолютная монархия.

Абсолютная монархия – монархия, при которой вся полнота верховной власти юридически и фактически принадлежит одному лицу – монарху, который имеет право единолично издавать законы, назначать и смещать министров по своему усмотрению, вершить правосудие и т.д.

При абсолютизме нет правовых актов, ограничивающих полномочия монарха, нет избираемого народом парламента, участие которого в издании законов и контроле над управлением было бы обязательным.

Абсолютная монархия существует и по сей день, например, в Саудовской Аравии и Омане, Катаре.

Ограниченная монархия.

Б)Сословно-представительная (дуалистическая) монархия.

Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVI–XVII вв. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан, Кувейте.

В дуалистической монархии законодательной властью обладает парламент, а монарх, являясь главой государства, одновременно исполняет и исполнительную власть – формирует правительство и руководит его деятельностью. В дуалистической монархии существует два политических учреждения – монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть.

Основные черты дуалистической монархии:

1) Власть монарха передается по наследству;

2) Монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) Вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

4) Монарх обладает правом отклонить закон (право вето), принятый парламентом, и правом роспуска парламента.

В)Конституционная (парламентарная) монархия.

Конституционная (парламентарная) монархия – монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством, законодательная власть в такой монархии принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое формируется парламентом и возглавляется премьер-министром, также назначаемым парламентом.

К государствам с такой формой правления относятся: Великобритания, Испания, Япония, Дания, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Таиланд и др.

Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер, победившей на выборах партии, становится премьер-министром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;

5) монарх не может принимать участие в деятельности правительства, хотя и считается главой государства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);

7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.

Республика.

Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (Франция, США), смешанного типа (Россия), суперпрезидентские (страны Латинской Америки).
А) Парламентская республика.

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

Б) Президентская республика.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парла-ментом.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых выбо-ров или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства (например, в США).

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

В) Смешанный тип.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент избирается населением, т.е. без участия парламента и назначает правительство.

2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку.

3. Президент обладает широкими полномочиями, в том числе и по руководству исполнительной властью, но правительство он не возглавляет.

4. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое возглавляет премьер-министр (или председатель правительства). Оно формируется президентом, но при этом правительство должно пользоваться доверием парламента.

Г) Суперпрезидентская республика.

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.

Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку.

3. Президент без согласования с парламентом может объявить о проведении референдума.

4. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстранения президента от должности.

Переходные формы от монархии к республике.

А) Выборная монархия.

Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Аналогично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выполняет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет.

Б) Монократическая республика.

С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой – имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя пожизненным президентом с неписаным правом передачи власти по наследству. Такими республиками являются, например, Тунис, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея.

123456Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Значение термина Конституционная Монархия в Энциклопедии Юриста

Конституционная Монархия — форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. Конституционная Монархия принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической(дуализм — двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх — исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко.

В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение. имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства;если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. Такой монарх характеризуется словами «царствует, но не правит». Монарх назначает правительство или главу правительства, однако в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Мо-нарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию («совету») правительства. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. В то же время не следует рассм. атривать монарха в парламентарной монархии только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие монархии считается одним из факторов внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность, В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии — Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др. " . Авакьян С.А.

Рядом со словом Конституционная Монархия в Энциклопедии Юриста

Статья про Конституционная Монархия была прочитана 2988 раз

Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет монарх. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху.

Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром.

Абсолютная монархия

В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией.

Великобритания - самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. Япония - практически единственная империя в мире. Император страны - символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -- глава церкви. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство - такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований.

Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. В других же странах, например ФРГ и США, - с историко-географическими особенностями. В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств.

И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств. Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических». Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы.

Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом».

В Англии монархия

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

А теперь немного о особенностях монархии по-африкански. Как бы то ни было, они по-прежнему присутствуют в разных странах, и с этой реальностью необходимо считаться. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).

Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.

Сословная монархия

Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие - конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Таким образом, существующие в наше время абсолютные монархии являются абсолютистско-теократическими. По своему социальному характеру современные абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства.

Государства монархии

В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией.

Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими.

Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет.

Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом. Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Существуют две основные формы правления: республика и монархия. Примером теократической монархии является Ватикан.

Читайте также:

НижнийЯичко permalink

Отличительные признаки унитарного государства

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства.

Виды унитарных государств

Простое унитарное государство - в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта,Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Сложное унитарное государство - имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

Территориальная автономия - определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

Экстерриториальная автономия - право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

Централизованное унитарное государство - строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия,Таиланд, Индонезия).

Децентрализованное унитарное государство - органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Федерация (от лат.

«foederatio» - объединение, союз) - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственнымсуверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру - верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Виды федераций

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) - федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

Национальная федерация - федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) - федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация - федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан,Индия).

Договорная федерация (союзная) - федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) - государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») - временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объдинённой Арабской Республикой иСенегамбией).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

63. Фо́рма госуда́рственного правле́ния - элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании

Форма правления показывает:

как создаются высшие органы власти в государстве,

их структуру,

какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,

в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий

Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

Ограниченная монархия - государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

Сословно-представительная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

Дуалистическая монархия - государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентарная монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

«План государственных преобразований» М. Сперанского

1. Конституционная традиция в России

Виды монархий в современном мире

2.2 Конституционная монархия

Буржуазно- демократические революции в XVII-XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютной монархии, стремились создать умеренные формы правления…

Германское буржуазное право ХІХ века

1.1 Конституционная история Германии

Германия — государство в Центральной Европе. Граничит с девятью государствами.

Площадь страны составляет около 357 тыс. кв. км, население — 81,9 млн человек (2002 г.). Религия в этой стране занимает далеко не последнее место…

Конституционная аксиология

4. Конституционная аксиология

Конституционализм является одним из основных элементов системы права, определяющим смысл и назначение Конституции Российской Федерации, и формирует представление о том, «что должно происходить, хотя, быть может, никогда и не происходит»…

Конституционные обязанности и конституционная ответственность граждан РФ

2. Конституционная ответственность в Российской Федерации

Определяя установки для надлежащего социального и личного отношения гражданина к интересам государства и общества, основные обязанности носят характер правовых категорий…

Конституция Российской Федерации

4. Конституционная ответственность

Конституционное право характеризуется наличием собственного потенциала обеспечения действенности своих норм, т.е. собственного института юридической ответственности…

Монархия как форма правления

Глава 3. Конституционная монархия

Как видно из содержания предыдущей главы, абсолютная монархия, хотя и продолжает действовать в качестве формы правления в некоторых государствах Востока, все-таки постепенно вырождается…

Монархия как форма правления: история и современность

2.1 Конституционная монархия Англии

Англия как пример современной монархии была выбрана мной не случайно, а по ряду причин. Во-первых, это наиболее яркий и традиционный пример конституционной монархии на сегодняшний день. Во-вторых…

Основы конституционного строя Германии

Глава I. Краткая конституционная история

Германия как географическая область встречается в письменных источниках с античных времен. На протяжении Средних веков и Нового времени существовали различные германские союзы и германские государства…

Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

2.2 Конституционная жалоба

Критерии допустимости жалобы. Статья 97 Закона допускает жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле…

Судебная власть в зарубежных странах

4. Конституционная юстиция

судебный конституционный административный прокуратура адвокатура Конституции зарубежных государств обычно устанавливают основы организации, деятельности и правового статуса конституционных судов…

Федеральное вмешательство в РФ

§ 3 Конституционная ответственность

Конституционная ответственность распространяется на всех участников конституционно-правовых отношений, обладающих конституционной правосубъектностью…

Форма территориального (государственного) устройства

3.2 Конституционная модель российского федерализма

Важнейшее значение имело принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации. Вопреки всем скептическим высказываниям она выжила, и вот уже 17 лет Россия живёт по её нормам, постепенно реализую заложенные в ней идеи…

Юридическая ответственность

2.4.6 КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Острые дискуссии вызывает существование конституционной ответственности. Тем не менее…

Юридическая ответственность лица

2.1 Конституционная

Конституция — это «закон законов», обладающий высшей юридической силой и являющийся юридической базой всего текущего законодательства.

Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией…

Понятие «формы государства» включает в себя характеристику форм правления , государственного устройства и государственного режима государств мира.

Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления .

Монархическая форма правления возникла в давние времена, еще в условиях рабовладельческого общества (организацию государственной власти в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. характеризуют термином «восточная деспотия»). При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. Тем не менее, и в настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и одна в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты папское государство Ватикан.

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий - конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.)- Однако политическое влияние монарха бывает весьма заметно.

Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий (АМ). В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии (АТМ). Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них - одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Страны с монархической формой правления

п/п

Регион

Страна

Форма правления

Е В Р О П А

Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии)

Испания (Королевство Испания)

Бельгия (Королевство Бельгия)

Нидерланды (Королевство Нидерландов)

Монако (княжество Монако)

Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)

Швеция (Королевство Швеция)

Норвегия (Королевство Норвегия)

Дания (Королевство Дания)

Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)

Андорра (Княжество Андорра)

Бруней (Бруней Даруссалам)

Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия)

Катар (Государство Катар)

Оман (Султанат Оман)

Кувейт (Государство Кувейт)

Бахрейн (Государство Бахрейн)

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)

Непал (Королевство Непал)

Бутан (Королевство Бутан)

Камбоджа (Королевство Камбоджа)

Таиланд (Королевство Таиланд)

Малайзия (Федерация Малайзия)

Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство)

Марокко (Королевство Марокко)

Свазиленд (Королевство Свазиленд)

Лесото (Королевство Лесото)

Тонга (Королевство Тонга)

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают так называемую президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия). Он же и наиболее известен в политических кругах.

Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.

Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.

Следует отметить своеобразную форму правления - межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth ) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии - около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км 2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества... символом свободной ассоциации независимых государств - его членов». Часть членов Содружества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие - официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества- конференции глав-правительств.

В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности).

Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерные признаки федерации:

    территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Лидии, США; провинций - в Аргентине, Канаде; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей - в России);

    субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

    компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

    каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

    в большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;

    федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

    В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).

Абсолютная монархия - форма правления государством, при котором вся исполнительная, законодательная, судебная и военная власть сосредоточены в руках монарха. При этом возможно присутствие парламента, а также проведение выборов в парламент жителями страны, но он является лишь консультационным органом при монархе и не может никак идти против него.

В мире в строгом понимании существует только шесть стран с абсолютной монархией. Если рассматривать более раскрыто, то дуалистическую монархию также можно приравнять к абсолютной, а это еще шесть стран. Таким образом в мире существует двенадцать стран в которых власть так или иначе сосредоточена в одних руках.

Что удивительно, в Европе (так любящей защищать права человека и с раздражением относящаяся к любым диктаторам) расположено аж две такие страны! Но в тоже время нужно отличать абсолютную и конституционную монархию, так как в Европе очень много королевств и княжеств, но большинство их - это конституционная монархия, в которой глава государства - председатель парламента.

И так, вот эти двенадцать стран с абсолютной монархией:

1. . Маленькое государство на Ближнем Востоке на берегу Персидского залива. Дуалистическая монархия, король Хамад ибн Иса Аль Халифа с 2002 года.

2. (или коротко Бруней). Государство в Юго-Восточной Азии на острове Калимантан. Абсолютная монархия, султан Хассанал Болкиах (Hassanal Bolkiah) с 1967 года.

3. . Город-государство целиком расположенное в Риме. Теократическая монархия, страной управляет папа Римский Франциск (Franciscus) с 2013 года.

4. (полное название: Иорданское Хашимитское Королевство). Расположено на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет король Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими с 1999 года.

5. , государство на Ближнем Востоке, абсолютная монархия, страной управляет эмир Шейх Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани с 2013 года.

6. . Государство на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах с 2006 года.

7. (полное название: Великое Герцогство Люксембург). Государство расположенное в центре Европы. Люксембург - это дуалистическая монархия, страной управляет великий герцог Его Королевское Высочество Анри (Генрих) с 2000 года.

8. (полное название: Королевство Марокко) - государство, расположенное в северо-западной части Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мухаммед VI бен аль Хасан с 1999 года.

9. . Государство на Ближнем Востоке, на берегу Персидского залива. Абсолютная монархия, страной управляет президент Халифа ибн Зайд Аль Нахайян с 2004 года.

10. (полное название: Султанат Оман). Государство на Аравийском полуострове. Абсолютная монархия, страной управляет султан Кабус бен Саид Аль Саид с 1970 года.

11. . Государство на Ближнем Востоке. Абсолютная теократическая монархия, страной управляет король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман аль Сауд с 2015 года.

12. . Государство расположено на юге Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мсвати III (Mswati III) с 1986 года.

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархии – это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной:

Европа

  • Андорра - сокнязья Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилиа (c 2003)
  • Бельгия - король Альберт II (с 1993)
  • Ватикан - папа римский Франциск (с 2013)
  • Великобритания - королева Елизавета II (с 1952)
  • Дания - королева Маргрете II (с 1972)
  • Испания - король Филипп VI (с 2014)
  • Лихтенштейн - князь Ханс-Адам II (с 1989)
  • Люксембург - великий герцог Анри (с 2000)
  • Монако - князь Альберт II (с 2005)
  • Нидерланды - королева Беатрикс (с 1980)
  • Норвегия - король Харальд V (с 1991)
  • Швеция - король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия и Арабские монархии

  • Бахрейн - король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999-2002)
  • Бруней - султан Хассанал Болкиах (с 1967)
  • Бутан - король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
  • Иордания - король Абдалла II (с 1999)
  • Камбоджа - король Нородом Сиамони (с 2004)
  • Катар - эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
  • Кувейт - эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
  • Малайзия - король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
  • Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ - президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)
  • Оман - султан Кабус бен Саид (с 1970)
  • Саудовская Аравия - король Салман ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2015)
  • Таиланд - король Пумипон Адульядет (с 1946)
  • Япония - император Акихито (с 1989)

Африка

  • Лесото - король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990-1995)
  • Марокко - король Мухаммед VI (с 1999)
  • Свазиленд - король Мсвати III (с 1986)

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархии здесь представлены не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-карликах: Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических».

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Современные европейские монархии — это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем, касаемых Европы. Кто-то радуется сохранившимся традициям управления и соответственно стоит горой за монархии в ЕС, а кто-то весьма недоволен и называет царствующие фамилии бутафорией и ничем иным. И вторые во многом правы: монаршие особы позабыли о своих обязанностях.


Александр Закатов: Монарх - как дирижер

В обществе до сих пор идут споры по поводу положения так называемых царствующих монарших особ Европы. Одни утверждают, что европейские монархи нашего времени не имеют никакой реальной власти, являясь фигурами декоративными и олицетворяющими собой только символ национальных традиций и былого величия; другие же считают, что монархи ниспосланы свыше для благих целей.

Количество или качество?

В мире существует более 230 государств. Из них лишь 41 страна имеет монархическую форму правления. Сегодня монархия — это очень гибкая и многоликая система, начиная от родоплеменной формы, действующей в арабских государствах, до монархического варианта демократических стран Европы. Европа занимает второе место в мире по численности монархических государств. Здесь расположено 12 монархий. Монархия здесь представлена в ограниченной форме — в странах, которые считаются лидерами в ЕС (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и др.), а также абсолютной формой правления — в маленьких государствах: Монако, Лихтенштейне, Ватикане. Качество жизни в этих странах разное. Также различно влияние монархов на управление страной.

Монархия: благо или зло?

Монархия — это не только форма правления, это совокупность определенных идей государственного, духовного и общественного порядка. Монархия характерна принципами единоначалия, наследственной власти и первенством нравственного начала. В православии монарха воспринимали как человека, посланного Богом для служения своему народу. К этому можно добавить, что монархия представляет собой универсальную форму организации нации, которая, по сути, может сосуществовать с большинством современных общественно-экономических и социально-политических моделей. Но на протяжении десятилетий либералами и социалистами планомерно проводится мысль, что монархия — это отжившая и устаревшая форма правления, которую должна сменить республиканская, более совершенная форма.

В доказательство этому высказываются различные соображения. Во-первых, многие государства мира уже отказались от монархии или сохраняют её по инерции. Монархи в подобных странах являются только "красивой традицией", не играя никакой существенной роли во внутренней и внешней политике своих государств. Во-вторых, доказательством "регрессивности" монархии служит тот факт, что после её падения не было никаких попыток вернуться к ней. У этих теорий много приверженцев. Но нельзя однозначно сказать, что монархия — это зло, поскольку многие европейские монархии занимают лидирующие позиции в мире.

Нравственная составляющая современных монархов

Некоторые эксперты, обсуждая пользу и вред монархии, приводят в пример Англию, Испанию, Швецию и Норвегию. Эти страны сохранили нормальный монархический режим, а монархи в них не являются только символическими фигурами, действительно управляя государством. Сторонники того, что в этих странах монархи обладают реальным авторитетом, ссылаются на основные законы государств, согласно которым монархи обладают серьезными властными полномочиями. Так, например, королева Великобритании назначает правительство, имеет право распустить парламент, ни один законопроект, который был принят парламентом, не считается действительным без подписи монарха. Их оппоненты заявляют в ответ, что все эти положения — не более чем формальность, поскольку власть в действительности находится в руках партийной олигархии. Монархи же должны нести в народ высокую нравственность и быть авторитетами в обществе.

Отвечают ли современные монархи Западной Европы требованиям нравственного идеала? В большинстве случаев на этот вопрос (исключая Люксембург и Лихтенштейн) следует уверенно ответить — нет. Более того, монархии не только не отвечают нравственным ценностям в сознании народа, но даже потворствуют пропаганде бездуховности. В данных монархических государствах процветает содомия, разврат, нация вырождается, авторитет Церкви достиг самого низкого уровня.

Так, к примеру, в Великобритании вот уже 35 лет по лондонским улицам проходят гей-парады, зачастую при поддержке правительства. Три года назад в лондонском гей-параде приняло участие около полмиллиона человек, а следило за ходом действа примерно 800 тысяч лондонцев. Уже традиционно в параде участвуют организованные колонны сотрудников разных британских министерств, спасательных служб и профсоюзов.

Такая поддержка официальных структур является лучшим показателем отношения британцев к гомосексуалистам. Сами политики-геи сегодня открыто заявляют о своей нетрадиционной ориентации: Бен Брэдшоу, министр культуры, спорта и СМИ; Крис Брайант, замминистра иностранных дел; Ник Херберт, "теневой министр" окружающей среды. Не в лучшем положении находится и англиканская церковь. Активно сдаются в аренду ее залы, причем не только для свадебных мероприятий, но и для языковых курсов, различных спортивных состязаний либо клубов по интересам.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины