Пространственное восприятие методика совмещения вырезов. Научно - познавательное

Пространственное восприятие методика совмещения вырезов. Научно - познавательное

01.11.2019

Научно - познавательное

Пояснительная

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Занятия ориентированы на интересы и возможности детей, предполагают максимальную гибкость содержания. Содержание занятий отобрано исходя из потребностей изучения тем по обязательной программе по предметам, с учетом особенностей познавательных интересов и возможностей детей. Поэтому структуру программы представляют три блока: блок по развитию кругозора (русский язык , математика, окружающий мир, литературное чтение), блок по развитию интеллектуальных способностей, блок по развитию творческого потенциала личности ребенка. На занятиях дети приобретают мыслительные и исследовательские умения. Дети учатся:

    анализировать сравнивать рассматривать проблему с разных сторон доказывать проверять вести диалог работать в малых группах, парах составлять план собирать информацию

В первый год развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, творчества проходило преимущественно в игровой деятельности детей. Игра – основной вид деятельности детей первого года обучения в школе.

В дальнейшем занятия направлены на развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой . Учащиеся привлекаются к исследовательской, творческой и проектной деятельности . Формируется аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Цели работы

    создание благоприятных условий для развития детей в интересах личности, общества и государства;

· выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления.

Задачи

· предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу:

· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности:

· установление сотрудничество детей, родителей и педагога в развитии творческих способностей учащихся.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

1 год

Диагностика восприятия у младших школьников.

    Подвижные игры и упражнения для развития слухового восприятия, внимания, памяти, восприятия пространства, координации движений.
    Методика «Совмещение вырезов»

Диагностика внимания у младших школьников.

    Подвижные игры и упражнения для развития внимания, быстроты реакции, ориентационных способностей, зрительно-моторной координации у младших школьников.

Игры «У кого мяч?», «Нос, пол, потолок», «Лесные игры», «Волшебное слово», «Буква заблудилась», «Закончи рисунок», «Соедини точки» и др.

    Методики «Треугольник», «Найди и вычеркни»

Диагностика памяти у детей 7-8 лет.

    Подвижные игры и упражнения для развития памяти, внимания, совершенствования двигательной, моторной памяти у детей 7-8 лет.

Игры «Скопируй позу», «Отгадай и запиши», «Вернись на место», «Продолжи закономерность», «Запомни и повтори» и др.

    Методика «10 слов»

Диагностика мышления у младших школьников

    Подвижные игры и упражнения для развития мышления у младших школьников.

Игры «Рыбы, птицы, звери», «Веселая олимпиада», «Существительное, прилагательное, глагол», «Буквы, цифры, слова – невидимки», «Успей хлопнуть!», «Грамматическая арифметика», «Вставь заплатку» и др.

Методика «Матрица Равенна»

Диагностика воображения

    Подвижные игры и упражнения для развития воображения, логического мышления, выразительности движений

Игры «Угадай», «Представь себе», «Замри», «Придумай и покажи», «Классный театр», «Мохнатая азбука» и др.

    Методика «Предложения»

Тренировочные занятия по включению детей в исследовательскую деятельность .

Темы занятий:

    «Секреты русского языка», (шарады, кроссворды, метаграммы) «Мир чисел» (установи закономерность, числовые головоломки).

Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты. Математические игры

· «Мир фантазии». Придумывание историй.

· «Тайна растений» Викторины по окружающему миру

Олимпиада эрудитов

Самостоятельные учебные исследования

Темы исследований:

    «Лексика и фразеология», «Речевое творчество». Палиндромы. Чайнворды. Ребусы. «В мире задач». Группирование по одному и нескольким признакам. Экология. В мире животных. Сказочные дебри. Придумывание сказок.
    Мир линий. Долина знаков

· Лексика и фразеология .

    Я – частичка природы
    Веселая грамматика Прибаутки, потешки, побасенки

Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты:

    Здоровье Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Классификация по одному и более признакам. Сравнение предметов (сходство и отличие)

Исследовательская практика.

· Как устроены слова.

· Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей).

· Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами.

· Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение.

Интеллектуальный марафон

Исследовательская практика.

· Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни.

· Числовые головоломки. Числовые лабиринты. Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты.

· Выражение. Построение сообщения по алгоритму.

Фантастические исследования

· Если бы …

Наблюдения, эксперименты, исследования

· Детское словотворчество.

· Способность рассуждать.

Оформление мультимедийных презентаций

Защита проектов и исследований

Интеллектуальный марафон

Технологические основы выполнения и анализа интегрированных работ

· Способность комбинировать.

· Способность анализировать.

· Речевое творчество. Мир фантазии.

· Тренинг мышления и памяти.

· Тренинг внимания.

· Детское творчество

Ожидаемый результат

Выпускник начальной школы, обладающий

· устойчивым вниманием,

· развитым воображением,

· способностью исследовать и анализировать информацию,

Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

Андронникова Е.А. Заика Е.В

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ:

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

УДК 159.9(37+52+53) ББК 88.3 К 88

Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов./Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161 с.

ISBN 978-966-2411-02-7

Печатается по решению ученого совета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина.

В данном пособии приведены основные методы исследования и диагностики восприятия, внимания и памяти. В него включены как классические, так и современные методы. Приводятся процедуры исследования, экспериментальный материал, инструкции испытуемым, способы фиксации и обработки данных. Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и для практических психологов, работающих в области общей, возрастной, педагогической, медицинской и инженерной психологии.

Рецензенты:

Дусавицкий А.К. - д.психол.н., проф. кафедры психологии Харьк. нац. ун-та им. В. Н. Каразина Кузнецов Н.А. - д.психол.н., проф. кафедры практич. психол. Харьк. нац. пед. ун-та им. Г.С. Сковороды

Репкина Г.В. – канд.психол.н, доц., г. Луганск

РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.....................................................

Общие методы исследования восприятия.............................................................................

Методика изучения ведущей сенсорной системы человека......................................................

Методика изучения линейного глазомера...................................................................................

Методика изучения наблюдательности (перцептивного внимания) ........................................

Методика изучения восприятия пространственных признаков «Компасы» .........................

Методика «Совмещение вырезов».............................................................................................

Нейропсихологические методы исследования восприятия.............................................

Зрительный гнозис.......................................................................................................................

Акустический гнозис...................................................................................................................

Соматосенсорный гнозис............................................................................................................

Патопсихологические методы исследования восприятия...............................................

Детские методы исследования восприятия.........................................................................

Методика «Эталоны» ..................................................................................................................

Методика «Перцептивное моделирование»..............................................................................

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках» ................................................................

РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ.......................................................

Общие методические указания по психодиагностике внимания...................................

Исследование объема внимания............................................................................................

Методика исследования объема внимания при восприятии простейших объектов.............

Исследование переключаемости внимания........................................................................

Методика « Таблицы Шульте»....................................................................................................

Методика Горбова «Красно-черная таблица» ..........................................................................

Методика « Черно-красная таблица Горбова-Шульте» ............................................................

Исследование избирательности внимания.........................................................................

Методика Мюнстерберга............................................................................................................

Методика Торндайка...................................................................................................................

Исследование устойчивости внимания...............................................................................

Методика счет по Э. Крепелину.................................................................................................

Методика Умственная работоспособность по Э. Крепелину без бланков...........................

Методика «Найди и вычеркни»..................................................................................................

Методика «Переплетенные линии Рея» ....................................................................................

Исследование концентрации внимания..............................................................................

Методика корректурная проба Бурдона....................................................................................

Методика корректурная проба Бурдона-Анфимова.................................................................

Методика корректурная проба Ландольта................................................................................

Методика корректурная таблица Бентона.................................................................................

2.7 Исследование способностей распределения внимания.....................................................

Методика отыскания чисел........................................................................................................

Методика отсчитывание по Блейхеру.......................................................................................

РАЗДЕЛ 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ..............................................................

3.1 Общие методические указания по психодиагностике памяти........................................

3.2 Классические методы исследования памяти......................................................................

Метод однократного предъявления...........................................................................................

Метод фиксированного числа предъявлений...........................................................................

Метод заучивания........................................................................................................................

Метод уравнивания.....................................................................................................................

Метод узнавания..........................................................................................................................

Метод сбережения.......................................................................................................................

Метод парных ассоциаций..........................................................................................................

Метод антиципации.....................................................................................................................

Метод реконструкции.................................................................................................................

Метод измерения объема кратковременной памяти................................................................

Дополнение к разделу классические методы исследования памяти...................................

Первичная диагностика развития памяти..............................................................................

3.3 Методы исследования произвольной и непроизвольной памяти................................

Методика определения объема кратковременной памяти.....................................................

Методика исследования оперативной памяти........................................................................

Методика заучивания цифр......................................................................................................

методика исследования слуховой оперативной памяти на числа.........................................

Методика заучивание 10 слов..................................................................................................

Методика исследования зрительной и слуховой памяти......................................................

Методика исследования динамики процесса заучивания. ....................................................

Методика иссл. непроизвольного запоминания и условий его продуктивности................

Методика иссл. продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания...........

Методика иссл. непосредственного и опосредованного запоминания. ...............................

Методика сравнения процессов активного воспроизведения и узнавания. ........................

Методика «Двойная стимуляция со свободным выбором»...................................................

Методика исследования ассоциативной памяти...................................................................

Методика исследования опосредованного запоминания «Пиктограмма»...........................

Методика целенаправленный анализ числового ряда............................................................

Методика исследования памяти с помощью текстов.............................................................

Методика исследования зависимости запоминания от установки личности. .....................

Методика «Предъявление организованных последовательностей».....................................

Методика «Составление связного текста из отдельных высказываний».............................

Методика «Упорядочивание геометрических фигур»...........................................................

Методика «Предъявление сходных фигур вперемежку» ......................................................

Методика «Придумывание арифметических задач»..............................................................

Методика «Варьирование задач на раскладку карточек»......................................................

Методика «Варьирование принципов выбора слов» .............................................................

Методика «Накладывание фигурок на схему» ......................................................................

Литература....................................................................................................................................

РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии отощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное,слуховое, осязательное,вкусовое иобонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, иликинестетические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестетические ощущения, сопровождающиедвижения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использованиеречи. За счет словесного обозначения возникает возможностьабстрагирования иобобщения свойств предметов.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность,константность,категориальность,апперцепция.

Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

Приведенные методы диагностики восприятия делятся по разделам: общие методы диагностики восприятия, нейропсихологические методы, патопсихологические методы и детские методы диагностики восприятия .

1.1 Общие методы исследования восприятия

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей

сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал

восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет

большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи

информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения,

совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.

Для определения

ведущей сенсорной

применяется

методика

«Ведущий

чувств» (ВОЧ),

предложенная польскими

психологами

(перевод Ефремцевой) .

Оборудование. Испытуемым предлагается стандартный бланк с

вопросами (табл. 1).

Инструкция испытуемым. Внимательно прочитайте вопросы и в

опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.

Обработка и интерпретация данных. Подсчитайте результаты,

начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.

Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов,

определяет ведущую сенсорную систему.

Таблица 1. Бланк методики "Ведущий орган чувств"

1. Люблю наблюдать за

длительной

37. У меня неплохая

облаками и звездами

старую мелодию, ко мне

стереоаппаратура

возвращается прошлое

прихожу в себя

Часто напеваю себе

потихоньку

время еды

мне говорит о человеке

такт ногой

3. Не признаю моду,

поговорить

значение

39. На отдыхе люблю

которая неудобна

по телефону

одеваться у

осматривать

памятники

архитектуры

28. Люблю потягиваться,

склонность к полноте

расправлять конечности,

беспорядок

разминаться

В автомашине

Предпочитаю

синтетических

значение

который кто-то читает,

постель для меня мука

6. Узнаю по шагам, кто

плохого дня

вошел в помещение

организм

удобную обувь

атмосфера

напряжении

помещении

от освещения

развлекает

смотреть

подражание диалектам

фотографирую

теле- и видеофильмы

концерты

Внешнему

20. Долго помню, что

32. Узнаю когда-либо

серьезное

приятели

виденные

значение

или знакомые

через годы

говорит о

личности

нравится

21. Легко отдать деньги

Люблю ходить под

45. Охотно посещаю

принимать массаж

за цветы, потому что они

дождем, когда

галереи и выставки

украшают жизнь

стучат по зонтику

22. Вечером люблю

46. Серьезная

свободное

принять горячую ванну

когда говорят

дискуссия

люблю наблюдать

интересно

23. Стараюсь записывать

заниматься

чувствую,

свои личные дела

подвижным спортом или

прикосновение

наслаждаюсь

выполнять

какие-либо

движением

двигательные

значительно

упражнения,

чем словами

потанцевать

24. Часто разговариваю с

Когда близко тикает

48. В шуме не могу

витрине, знаю, что мне

будильник,

сосредоточиться

будет в ней хорошо

Ключ для обработки результатов

Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО ГЛАЗОМЕРА

Оснащение. Стандартный лист бумаги, на котором нарисованы два отрезка 1 - 108 мм, 2 - 150 мм; 3 - прямая, ограниченная слева; 4 - прямоугольная ось ординат длиной 126 мм и отрезок - 21 мм; 5 - окружность диаметром 30 мм (размеры испытуемому не сообщаются). Объекты расположены таким образом, чтобы начало каждого отрезка находилось в различных точках листа (рис. 1, уменьшенный в 3 раза). Линейка.

Рис.1 Материал для изучения линейного глазомера.

Инструкция испытуемому. Вам необходимо выполнить, не используя линейку, следующие задания:

1. Разделить первый отрезок на 4 равные части.

2. Разделить второй отрезок на 3 равные части.

3. Отметить от точки вправо отрезок длиной 45 мм.

4. Отложить по осям ординат отрезки, равные по длине расположенному

в правой нижней части листа.

5. Поставить точку в центре круга.

Обработка результатов: Измерьте величину ошибок (отклонений от заданных параметров в мм). Вычислите суммарную величину ошибок в мм, которая является показателем успешности. Проведите сравнительный анализ

успешности (точности линейного глазомера) у студентов группы. Для этого необходимо составить таблицу всех показателей, вычислить среднее значение по группе .

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ (ПЕРЦЕПТИВНОГО ВНИМАНИЯ)

Перцептивное внимание заключается в умении быстро и точно заметить, выделить существенные детали объекта, окружения, внешнего облика человека. Это свойство является очень важным для врачей, психологов, всех работающих с людьми. В специальных исследованиях была установлена прямая корреляционная зависимость успешности перцептивного внимания и успешности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Самым непосредственным образом перцептивное внимание влияет на успешность диагностической работы рентгенолога. Как правило, для изучения перцептивного внимания испытуемым предлагают картинки с недостающими деталями и просят в ограниченное время определить, каких деталей не достает; либо предъявляют два одинаковых рисунка, отличающихся отдельными элементами. Мы предлагаем второй вариант.

Оснащение. 2 картинки, отличающиеся в деталях (рис. 2), секундомер.Инструкция испытуемому. Внимательно рассмотрите картинки и

назовите все замеченные несоответствия. Для того, чтобы сделать работу более динамичной, можно ограничить время, например - 20 или 30 с.

Обработка результатов. Показателем наблюдательности является количество элементов, правильно названных испытуемым.

Рис. 2. Картинка для изучения наблюдательности.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ «КОМПАСЫ»

Методика предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора.

Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.

Время выполнения задачи - 5 мин.

Инструкция: ―Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север сверху, юг внизу, восток справа, запад слева (показать на демонстрационном плакате). На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 5 мин. Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали! ... Стоп!‖

Обработка результатов

Результаты обследования обрабатываются по ключу. Определяются следующие показатели:

общее число просмотренных компасов - производительность (Р);

время выполнения задания (Т);

число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п);

относительная частота неправильных ответов (п/Р);

скорость работы (комп./мин)

Оценка выводится по таблице 2.

- 1.38 Мб

индивида

1) Методики диагностики внимания

Корректурная проба Бурдона.

Предназначение методики: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Особенности методики: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Стимульный материал имеет взрослый (В-1 и В-2) и детский (Д-1 и Д-2) варианты.

Корректурная проба Ландольта

Предназначение методики: исследование устойчивости и распределения внимания.

Особенности методики:

Методика представляет собой модификацию корректурной пробы Бурдона. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Каждый бланк включает 22 строки колец, в каждой из которых 30 колец.

Испытуемый должен отыскивать и зачеркивать в каждой строчке указанные в инструкции кольца. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка, где его застала эта команда.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

При оценке распределения внимания инструкция, которую в этой методике получают испытуемые, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Однако в этом случае им предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим. Эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Стимульный материал

Корректурная проба «Черно-красные таблицы»

Предназначение методики: определение переключаемости и устойчивости внимания. Методика также позволяет выявить инертность психических процессов, а при проведении хронометража отдельных этапов работы обследуемого – установить наличие повышенной истощаемости.

Особенности методики: Методика является модификацией таблиц Шульте. Для исследования используется таблица, разделенная на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке расположены черные и красные цифры. Числа черного ряда – от 1 до 25, красного ряда – от 1 до 24.

Согласно инструкции, обследуемый должен вначале отыскать указкой черные числа в возрастающем порядке, а затем последовательно, в убывающем порядке показать красные числа. Регистрируется затраченное на это обследуемым время. Затем дается другая инструкция: показывать черные и красные числа попеременно и в ином порядке: 1 – черное и 24 – красное, 2 – черное и 23 – красное, 3 – черное и 22 – красное и т.д. Как правило, время на поиск чисел при необходимости переключения внимания оказывается большим, чем то, которое затрачивается на отыскание их по порядку. Этот показатель и характеризует состояние способности к переключению внимания у обследуемого.

Стимульный материал

Методика изучения уровня внимания у школьников

Предназначение методики: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

Особенности методики:

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Текст: «Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

При обработке данных подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0-2 – высший уровень внимания, 3-4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.

Исследователь также должен обратить внимание на качество ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

2) Методики диагностики восприятия и воображения

Методика изучения яркости-четкости представлений

Предназначение методики: определение яркости-четкости возникающих у индивида представлений. Методика также позволяет выявить инертность психических процессов, а при проведении хронометража отдельных этапов работы обследуемого – установить наличие повышенной истощаемости.

Особенности методики: Испытуемому даются задания представить то или иное во внешности друга, как выглядит знакомый магазин, ландшафт и т.д. Человек должен оценить четкость и яркость представления по 5-балльной шкале. Затем баллы суммируются.

Стимульный материал и обработка данных

Методика “Компас”

Предназначение методики: исследование восприятия пространственных признаков.

Особенности методики: обследование испытуемого проиводится с помощью таблицы, на которой схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем определить, который из 5 компасов показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на первой строке указано искать Ю-З. Это № 2 и № 3.

Инструкция: “Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север сверху, юг внизу, восток справа, запад слева (показать на демонстрационном плакате). В бланке представлены схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом того, что компасы эти перевернуты или наклонены. Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. Эти компасы надо подчеркнуть. Время на работу 10 мин. Приготовиться! Начали!”

Оценка выставляется по таблице 1.

Таблица 1

Оценка восприятия пространственных признаков

Оценка в баллах

Количество правильных ответов


Стимульный материал

Методика “Совмещение вырезов”

Предназначение методики: исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия.

Особенности методики: исследование проводится с помощью таблицы, которая может предъявляться также в виде плаката. На таблице сверху изображены 15 фигур с вырезами, а внизу на второй ее половине также 15 фигур с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами. Оценка производится по количеству правильных ответов за 6 мин. Чтобы исключить запоминание соответствия фигур, необходимо иметь несколько вариантов (менять рисунки местами, менять номера).

Стимульный материал

3) Методики диагностики мышления

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices)

Предназначение методики: изучение мышления путем решения испытуемым задач по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

Особенности методики: тест относится к числу невербальных тестов интеллекта. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

В черно-белом варианте тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы.

Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Цветной вариант интеллектуального теста Равена состоит из трех серий: А, АВ, В по 12 матриц в каждой серии.

В серии А обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

Дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

Идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

В серии АВ процесс решения заданий заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

При работе с матрицами серии В испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной продуктивности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическими показателями.

Стимульный материал: черно-белый вариант (серии A, B, C, D, E), цветной вариант (серии Aц, Bц, ABц).

Тест структуры интеллекта

Предназначение методики: тест разрабатывался в первую очередь для оценки уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимается Р. Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Особенности методики: Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время.

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Http://dll.botik.ru/educ/PSYCHOLOGY/welcome.ru.html Психология личностных конструктов Келли. Собран весь возможный материал об использовании личностных конструктов Дж.Келли. http://www.ipat.com – Институт Тестирования личности и Способно- стей (Р. Кеттелла). www.keirsey.com Тест Кейрси. http://www.rozmisel.irk.ru Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI. http://www.gesher.org/Myers-Driggs/GW_Test.html Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI. www.lusher-color.com – авторизованный сайт Макса Люшера. www.lusher.ru – Институт Макса Люшера (Москва). http://www.phil.gu.se/fu/ro.html Классический Роршах. Сайт, посвя- щенный Г. Роршаху. http://www.rorschach.com/rorschachiana.html Роршахиана Интерна- ционального общества Роршаха. Сайт, посвященный Г. Роршаху. http://www.queendom.com/ Очень хорошо сконструированный сайт общедоступного тестирования (англ.). http://charlies-playhouse.ch/scientology/tests Сайт, где дается профес- сиональное описание методик, но не предлагается само тестирование (нем.). SociometryPlus Компьютерная социометрия (на английском языке) 171 8. Практические занятия по психодиагностике Методические указания к практическим занятиям При изучении каждой психодиагностической методики необходимо знать следующие положения. 1) Автор, название методики, ее модификации. 2) Теоретическая основа методики; ее автор(ы). 3) Варианты методики (возрастные; формы А, Б и т.п.). Для каких групп испытуемых предназначена методика. 4) Психологическое содержание шкал или субтестов методики. 5) Психометрические показатели: валидность, надежность, репрезен- тативность. 6) Области использования. Основные преимущества данной методики в этих областях. 7) Недостатки и ограничения методики. 8) Особенности проведения обследования и предъявления методики, фиксация результатов, особенности обработки и представления результатов. 9) Особенности интерпретации результатов. 10) Прогностические возможности методики. Практическое занятие № 1. Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств Оценка точности восприятия времени. Методики «Компасы» и «Часы» для оценки ориентации в пространстве. Тест Торндайка для оценки избирательности восприятия. «Кубики Коса» для оценки особенностей пространственного воспри- ятия. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Соколов А.С., Фадеева Т.В. Кубики Кооса. СПб.: ИМАТОН, 2002. 172 Практическое занятие № 2. Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций «Корректурная проба» Бурдона для оценки устойчивости и концен- трации внимания. «Таблицы Шульте» и «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, умст- венной работоспособности. «Перепутанные линии» Рисса для оценки устойчивости и концентра- ции внимания. «Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамиче- ских характеристик внимания. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004. Практическое занятие № 3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспо- собности, внимания. «Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации. «Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и со- образительности. «Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти. «Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. 173 Практическое занятие № 4. Психодиагностика мышления «Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять су- щественные признаки. «Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. «Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абст- рактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности. «Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способно- сти к установлению логических взаимосвязей. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Практическое занятие № 5. Психодиагностика воображения «Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов, мысленному анализу их формы и размера. «Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального вооб- ражения. Литература Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: психодиагности- ческие методики. М.: Книголюб, 2004. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1977. Практическое занятие № 6. Диагностика интеллекта Тест интеллекта Д. Векслера для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных способностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным за- 174 пасом, сообразительности, способности к логическому обобщению, вни- мания и памяти, арифметических способностей, пространственного вооб- ражения, зрительно-моторной координации и др.). Взрослый и детский ва- рианты теста. Тест Прогрессивных матриц Дж. Равена и Словарные Шкалы для из- мерения двух главных компонентов общей способности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандарт- ные задачи, включающие много зависимых переменных; и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоминание и извлечение известных знаний или опыта. Тест «Структуры интеллекта» Р. Амтхауэра для оценки общего уров- ня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способностей, внимания, памяти, объема знаний. Тесты интеллекта Г. Айзенка. Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка. Двухфакторная модель интеллекта Р. Кеттелла: «флюидный» и «кри- сталлизованный» интеллект. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла для измерения врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возможности адаптации человека и успешность любой деятельности. Краткий отборочный тест (КОТ) Р. Вандерлика для диагностики об- щих способностей. Литература Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Ко- строма: Ай Кью, 1993. – 170 с. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.: Смысл, 1992 (1998). Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж. Продвинутые прогрессивные мат- рицы Равена. М.: Когито-центр, 2003. Собчик Л.Н. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2002. Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2003. 175 Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2003. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (взрослый вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 7. Диагностика креативности Тест Е.Торренса для оценки вербальной и образной креативности, от- дельных креативных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться привыч- ным стереотипам. Литература Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМАТОН, 1998. Практическое занятие № 8. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла Опросники Р. Кеттелла для диагностики разных аспектов личности: особенностей коммуникативной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения, степени социальной адаптации, склонности к асоциальному по- ведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала. Взрослый (16PF) (16 факторов), подростковый (HSPQ) и детский (CPQ) (12 факторов) варианты опросника. Литература Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию. СПб.: ИМАТОН, 2000. 176 Практическое занятие № 9. Диагностика межличностных отношений Л.Н.Собчик Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучека и «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Соб- чик для определения восьми ведущих форм социального поведения лично- сти. Изучение структуры «Я», семейных проблем, структуры малых групп с помощью ДМО. Литература Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 10. Клиническая психодиагностика MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных спо- собов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адап- тивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и профессиональных способностей. Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик. Литература Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методика исследования личности. СПб.: Речь, 2002. Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руково- дство. СПб.: ИМАТОН, 2002. Практическое занятие № 11. Диагностика акцентуаций личности Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у подростков, склонности к делинквентному поведения, алкоголизации. 177 Литература Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994. Практическое занятие № 12. Диагностика темперамента и свойств нервной системы Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4 наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности, темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаи- модействия. Литература Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивиду- альности: методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1992. Практическое занятие № 13. Фрустрационный тест С. Розенцвейга Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой- чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного взаимодействия. Взрослый и детский вариант теста. Литература Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 14. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и Детский апперцептивный тест (САТ) Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности, внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения и другая информация. 178 Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов, содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов, наличия психических нарушений. Литература. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998. Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 15. Проективная методика «Рисунок семьи» Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива- ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це- лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар- моничных семейных отношений в восприятии ребенка. Литература Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, Речь, 2003. Никольская И.М. Рисунок семьи // Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. С. 37-49. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как методика изучения детско- родительских взаимоотношений // Альманах психологических тестов. Ри- суночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 272-285. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагно- стика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206-220. 1995. 179 Практическое занятие № 16. Методика «Рисунок несуществующего животного» Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и жизненных си- туаций при рисовании несуществующего животного и структурированном рассказе о нем. Графический и содержательный анализа рисунка. Литература Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующе- го животного» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 4. С. 56-57. Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 54-73. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 17. Методика «Дом. Дерево. Человек» Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз- наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин- ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и потребностях. Литература Бук Дж. Тест «Дом, Дерево, Человек» (ДДЧ) // Проективная психоло- гия. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 260-344. Бук Дж. Методика «Дом – Дерево – Человек» // Альманах психологи- ческих тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 5-266. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 18. Диагностика агрессивности и поведения в конфликте Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негати- визму, обиде, подозрительности, чувству вины. 180

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины