Особенности размещения мирового авиастроения. Авиационная промышленность

Особенности размещения мирового авиастроения. Авиационная промышленность

26.09.2019

Одной из отраслей российского машиностроения является авиационная промышленность. Российская Федерация является страной, которая выпускает большое количество самолетов, вертолетов и других видов воздушного транспорта. Поэтому можно отметить, что авиационная промышленность России находится на высоком уровне, а предприятия, работающие в этой сфере деятельности, выпускают транспорт, который обладает высокими характеристиками и свойствами, поэтому является востребованным во всем мире.

Предприятия, занимающиеся созданием авиационной техники, тесно сотрудничают с другими отраслями, такими как радиотехническая промышленность, а также электронная. К основным задачам авиационной промышленности можно отнести проектирование авиационной техники, ее создание и испытание, а также ремонт и утилизация. Следует отметить, что в этой сфере деятельности задействовано огромное количество специалистов, которые используют в процессе работы исключительно высококачественные, надежные и модернизированные технологии, технику и оборудование. Поэтому авиационная промышленность России является развитой и известной во многих странах.

В Российской Федерации существуют специализированные центры автомобилестроения, которые известны во всем мире. К ним относится НИАТ (национальный институт авиационных технологий) и ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт), а также множество других центров, которые постоянно внедряют в процесс создания авиационной техники инновационные технологи, методы и способы.

Авиационная промышленность относится к приоритетным сферам деятельности, поэтому ей уделяется большое внимание со стороны государства. Поэтому в 2005 году была принята специальная стратегия Стабилизации, направленная на развитие этой отрасли. Заканчивается этот проект в 2015 году, в результате чего авиационная промышленность России выйдет на принципиально новый уровень.

К основным проблемам данной отрасли можно отнести то, что в процессе создания авиационной техники возникает необходимость в использовании только новейших и точных технологий, а также дорогостоящего специализированного оборудования, что ведет к необходимости крупных финансовых вложений со стороны государства. Также возникает необходимость в создании специальных исследовательских центров, чтобы авиационная промышленность в РФ никаким образом не отставала от промышленности других стран.

Чаще всего компании, которые специализируются на создании авиационной техники, располагаются рядом с металлургическими базами, чтобы все комплектующие изделия транспортировались оперативно и в нужном размере. Поэтому приходится много денег затрачивать на создание инфраструктуры, а также на строительстве заводов в отдаленных районах страны.

Сам процесс создания техники считается трудоемким, поэтому работать на таком предприятии смогут только высококвалифицированные специалисты, что приводит к тому, что необходимо привлекать в эту сферу деятельности профессионалов, требующих высоких заработных плат.

На основании стратегии Стабилизации авиационная промышленность в будущем будет современной, качественной и развитой. Это обусловлено тем, что будет завершено соединение различных отраслей, будет определен продуктовый ряд, сформирован особый портфель заказов, а также все предприятия выйдут на конкретный уровень рентабельности, а также будут постоянно разрабатываться новые программы и мероприятия, создаваться уникальные центры и предприятия. В результате авиационная промышленность в РФ на сегодняшний момент находится на высоком уровне, а в будущем ситуация будет только улучшаться.

«Сделано в России» – развитие авиационной промышленности, видео

Авиастроение в России начало формироваться в рамках оборонного комплекса. Именно поэтому в настоящее время данная отрасль считается высокомилитаризованной. Военное авиастроение в России формировалось в соответствии с объемом постоянных госзаказов и возможностями экспорта техники в большую часть стран мира. Выпуск самолетов для обычных перевозок пассажиров не такой стабильный. Рассмотрим далее, как создавалось авиастроение в России, в каких городах существовали основные производственные предприятия этой отрасли.

Историческая справка

В советское время гражданское авиастроение занимало всего 20% от общего промышленного объема в отрасли. При этом страна полностью обеспечивала потребности собственных ВВС и осуществляла экспорт машин в разные государства. В мире существовало на тот момент два крупных поставщика техники – Советский Союз и США. С 1961 г. самолеты СССР были экспортированы в 60 стран. До 90-х годов Советский Союз обеспечивал техникой 40% воздушных парков мира.

Годы СССР

Научные достижения советской эпохи обеспечили успехи отрасли. В стране начали формироваться крупнейшие центры авиастроения. В России сегодня одним из ведущих является КнААПО. В советское время были организованы ставшие впоследствии всемирно известными конструкторские бюро Яковлева, Ильюшина, Туполева. В стране сформировалась многоотраслевая промышленность. Она выпускала самолеты как для гражданских перевозок, так и для ВВС. В СССР, кроме этого, был разработан комплекс эффективных методов и моделей организации производства. В авиастроении было занято больше миллиона работников. Но в рамках советской экономической школы не велась разработка маркетинговых методов, и это при том, что на рынках техники существовала достаточно жесткая конкуренция.

Упадок производства

С распадом Советского Союза возникло несколько независимых и конкурирующих друг с другом предприятий. Многие из них оказались за границами России. Это привело к разрушению установившихся ранее внутрихозяйственных взаимодействий. В результате была нарушена целостность отраслевого комплекса. Процесс перехода страны к новым экономическим условиям существенно ограничил возможности осуществлять прямое управление работой хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, потребовало создания новых подходов к вопросу госрегулирования отрасли. Кроме этого, появились проблемы, связанные с корпоративным управлением предприятиями, реструктуризацией, привлечением инвестиций в развитие авиастроения в России. Существенно сократились заказы оборонного комплекса, закупки пассажирской техники. Все это привело к упадку производства. Между тем в стране созданы все условия для создания самолетов, которые успешно конкурировали бы с продукцией производителей других государств.

Ключевые элементы отрасли

Фундамент, на котором стоит авиастроение в России, - заводы и конструкторские бюро. Большая их часть объединена в ОАО "ОАК". Опытно-конструкторскими бюро являются научные организации, осуществляющие разработку новой техники. К наиболее развитым следует отнести КБ, которые сохранились после развала СССР. Именно на них фактически держится гражданское авиастроение в России.

ОКБ Илюшина

Это конструкторское бюро считается одним из ведущих в стране. К проектам последних лет следует отнести такие самолеты, как Ил 96-300/400, Ил-114, Ил-62, Ил-112. Конструкторское бюро считается основным разработчиком проектов широкофюзеляжных самолетов. В настоящее время ОКБ в качестве приоритетного направления выбрало разработку образцов военно-транспортной техники.

КБ Туполева

За время работы этого конструкторского бюро было создано более 300 проектов разных видов летательных аппаратов, аэросаней и малых воздушных судов. Около 90 из них были реализованы в металле, а порядка 40 производились серийно. По проектам было изготовлено 18 тыс. самолетов. Сегодня конструкторское бюро преобразовано в акционерное общество открытого типа "Туполев". Оно включено в состав ОАК. К проектам пассажирских лайнеров последних лет следует отнести Ту-214, Ту-444, Ту-330, Ту-204-100/-200, Ту-334. ОАО "Туполев" считается отечественным лидером по производству среднемагистральных самолетов. На сегодняшний день на предприятии ведется разработка новейших образцов техники, соответствующей всем современным стандартам. ОАО ставит перед собой цель расширять пассажирское авиастроение в России.

ОКБ Яковлева

За весь период своей работы конструкторским бюро было создано более 200 модификаций и типов летательных аппаратов, в числе которых больше 100 – серийные. ОКБ включено в состав ОАК. Среди проектов последних лет стоит отметить Мс-21, Як-40, Як-42. В конструкторском бюро ведется разработка ближнемагистральных самолетов. Свои основные заказы ОКБ получает от ВС РФ. В этой связи приоритетным направлением считается создание образцов техники военного назначения. Вместе с этим в течение последних лет идет работа над созданием проектов перспективных среднемагистральных лайнеров.

ОКБ Сухого

Это предприятие считается сегодня одним из ведущих в стране. В течение многих десятилетий в конструкторском бюро было создано порядка 100 типов и модификаций самолетов. Из них больше 60 были направлены в серийный выпуск. Общее количество произведенных самолетов – больше 10 тыс. Свыше 2 тысяч машин было экспортировано в 30 стран. На самолетах, произведенных по проектам ОКБ, было установлено больше 50 мировых рекордов. В начале 2000-х гг. было сформировано предприятия ЗАО "Гражданские самолеты" для разделения пассажирских и оборонных программ. К проектам последних лет относится Sukhoi Superjet 100.

Авиастроение в России: факторы размещения

Важнейшими условиями существования отрасли выступают наличие квалифицированных специалистов, потребности в продукции, собственного производства либо возможности получения конструкторских материалов. Выпуск сложной техники, отвечающей современным требованиям, концентрируется в районах, отличающихся высокоразвитой научно-исследовательской базой. Особое значение имеет близость к металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся выпуском высокоточной аппаратуры. Авиастроение в России – одна из самых трудоемких отраслей. В ней работают высококвалифицированные специалисты. Предприятия, выпускающие самолеты, располагаются преимущественно в регионах с высокой плотностью населения, особенно там, где нет недостатка в инженерно-технических кадрах.

Производственные площадки

В качестве них выступают специализированные авиастроительные заводы. К крупнейшим производственным предприятиям относят:


Предпосылки для объединения предприятий

Кризис 90-х гг. затронул все экономические отрасли, в том числе и авиастроение. В России многие КБ и производственные площадки оказались в крайне сложном положении. В экономике страны начиналась новая эра, по законам которой предприятиям только предстояло учиться работать. Последствия кризиса очень быстро отразились на состоянии отрасли. Значительное снижение госзаказа привело к уменьшению объема выпуска, повышению себестоимости техники и уменьшению прибыли. Заводам пришлось искать способы снижения издержек. Это привело к старению и сокращению рабочих кадров, износу оборудования, уменьшению затрат на НИОКР и так далее. На сегодняшний день авиастроение в России считается одной из самой устаревшей отрасли. Каждый год списывается более 100 самолетов.

Пополнение парка при этом практически не осуществляется. С 90-х гг. промышленностью было выпущено только 36 лайнеров 1-3 класса. Отечественные предприятия функционируют сегодня в условиях сниженной нагрузки мощностей (около 30%). При таком объеме производства весьма проблематично обеспечивать даже простое воспроизводство собственной технической базы. Негативно отразилось на состоянии отрасли общее снижение качества жизни населения. Поскольку доходы граждан уменьшились, они стали пользоваться более дешевым железнодорожным и автомобильным транспортом. В результате отрасль оказалась раздробленной и не могла больше конкурировать с западными производителями. Программа по объединению всех КБ и заводов должна способствовать восстановлению авиастроения в России.

Заключение

Следует признать, что в настоящее время авиастроение в России переживает далеко не лучшие свои времена. Во многом на это повлиял распад СССР, а затем переход к рыночным условиям хозяйствования. Парк пассажирских самолетов сегодня очень устарел. При этом выпускается крайне мало новой техники. Вместе с тем продолжает развиваться военное авиастроение. Это происходит за счет постоянных госзаказов, усиления обороноспособности государства. Тем не менее созданные еще в советское время предприятия продолжают функционировать, хоть и работают далеко не на всю мощность. Конструкторские бюро разрабатывают новые проекты, создают образцы современной техники. Хотелось бы верить, что такая крупная отрасль сможет восстановиться и Россия вновь будет одним из лидеров авиастроения в мире. Для этого необходимо выработать соответствующую программу, обновить оснащение конструкторских бюро и производственных площадок, привлечь инвестиции.

Решить кроссворд по географии срочно надо. По вертикали: Крупное газовое месторождение на территории России (11 букв). Крупное нефтегазоконденсатное

месторождение на территории России(10 букв). Река, в верхнем течении которой располагается самая мощная в России ГЭС (6 букв). Город, прославившийся своими оружейными предприятиями и производством пряников (4 буквы). Город, в котором начинается транссибирская магистраль,крупный центр чёрной металлургии (9 букв). Один из важнейших магистральных газопроводов (6 букв).

1) Выберете город - центр передельной металлургии

а) Магадан;
б) Нижневартрвск;
в)Магнитогорск;
г) Комсомольск- на- Амуре;
д) Череповец.
2) Укажите город, в котором находиться наиболее мощный металлургический комбинат
а) Череповец;
б) Магнитогорск;
в) Липецк;
г) Новокузнецк;
д) Москва;
е) Комсомольск- на- Амуре.
3) Укажите город, в котором находиться единственный в России
электрометаллургический комбинат
а) Череповец;
б) Нижний Тагил;
в) Магнитогорск;
г) Старый Оскол;
д) Электросталь;
е) Владивосток.
4) Укажите крупнейшую по выпуску металлургическую базу России
а) Центральная;
б) Уральская;
в) Сибирская.
5) Крупнейший центр добычи медной руды и выплавки меди
а) Медногорск;
б) Кировоград;
в) Норильск;
г) Удокан.
5) Производство готового алюминия тяготеет
а) к районам добычи сырья;
б) к потребителю;
в) к источникам воды;
г) к крупным электростанциям.

1.По какому показателю Россия занимает I место в мире?А) численность населения; Б) площади территории;В) уровню жизни; Г)

естественному приросту населения.2. Какие народы не имеют своих национально-территориальных образований в России (республики или округа)?А) корейцы; Б) адыгейцы; В) коми; Г) чуваши.3. Самая высокая доля горожан в:А) Центральном; Б) Северо-Западном; В) Центрально-Черноземном районе.4. Какой из перечисленных городов имеет наибольшее население?А) Волгоград; Б) Мурманск; В) Владивосток; Г) Воронеж.5. На Северном Кавказе проживают:А) карачаевцы; Б) коми; В) буряты; Г) татары.6.Буддизм широко распространен среди:А) марийцев; Б) татар; В) калмыков; Г) чеченцев.7.Башкортостан входит в Федеральный округ:А) Приволжский; Б) Уральский; В) Центральный; Г) Сибирский.8. Выберите верное утверждение о топливно-энергетическом комплексе России:А) по добыче газа Россия занимает первое, а по добыче нефти – второе место в мире;Б) крупнейшими запасами газа обладает Центральный экономический район;В) нефть используется в сыром виде;Г) бурый уголь превосходит каменный уголь, т.к. имеет в 2 раза больше теплоту сгорания.9. Ведущей отраслью растениеводства России является:А) картофелеводство; Б) кормопроизводство; В) зерновое хозяйство; Г) садоводство.10. Ко второму звену АПК относится:А) производство сельскохозяйственной техники; Б) растениеводство и животноводство;В) пищевая и легкая промышленность.11. Металлургический комбинат полного цикла расположен в:А) Челябинске; Б) Ставрополе; В) Петрозаводске; Г) Магадане.12. Более половины тканей в России выпускается в:А) Костромской обл. Б) Ярославльской; В) Владимирской; Г) Ивановской.13. Крупнейший центр медно-никелевого производства в Заполярье:А) Мурманск; Б) Анадырь; В) Архангельск; Г) Норильск.14. К техническим культурам относятся:А) сахарная свекла; Б) озимая пшеница; В) подсолнечник; Г) овес; Д) лен-долгунец; Е) рис.15. Буроугольными бассейнами являются:А) Печорский; Б) Подмосковный; В) Кузнецкий; Г) Канско-Ачинский; Д) Ленский.16.Центром атомного машиностроения в России является:А) Хабаровск; Б) Омск; В) Волгокамск; Г) Волгодонск.17. Российская « лесопилка» - город Архангельск расположен в:А) Северо-Западном; Б) Центральном; В) Северном; Г) Уральском районе.18. Самый большой экономический район в России по количеству субъектов:А) Дальний Восток; Б) Северо-Кавказский; В) Уральский; Г) Центральный.19. В Северный экономический район не входит:А) Республика Карелия; Б) Архангельская обл.; В) Мурманская; Г) Калининградская.20. Старейший завод «Красное Сормово», производящее речные суда находится в городе:А) Тольятти; Б) Самаре; В) Нижнем Новгороде; Г) Уфе.

1. Место и роль Авиационной промышленности в экономике России

Авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.

Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Слюсарь Юрий Борисович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил: "Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть, авиация - это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики"…

Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)

Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.

В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.

2. Основные места размещения

Главные факторы размещения производственных предприятий - удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение - КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.

Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.

    Предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск)

    Авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск)

    Вертолетостроительные (Москва, Казань, Ростов)

Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 - промышленные, 102 - НИИ и Оборонные конструкторские бюро. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности - более 411 тыс. человек.

3. Основные факторы размещения предприятий авиационной промышленности:

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии:

    Наукоемкость. Производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

    Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

    Трудоемкость. машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

4. Проблемы и перспективы авиационной промышленности

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:

    Острую нехватку финансовых средств.

    Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа.

    Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,

    Ослабление кадрового потенциaлa и т.д.

Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров

Авиастроение подразумевает под собой конструирование и создание полноценного летательного транспорта и его комплектующих. Немногочисленная и очень дорогостоящая продукция в последующем используется как для гражданских, так и для военных целей.

 

Нет сомнений, что самым удобным для путешествий транспортом является самолет. О значимости летательных аппаратов в делах обороны страны и говорить не приходится. Все это возводит в приоритет отрасль авиастроения и выделяет в особую категорию крупнейшие авиастроительные компании мира.

Гиганты авиастроительной сферы

В авиастроительной индустрии сегодня используется практически вся машиностроительная продукция. Кроме того, несомненное применение в ней находят все инновационные научно-технические процессы. Логично предположить: если государство в состоянии расположить на своей территории такой производственный комплекс, это означает его финансовую состоятельность, возможность показать себя надежным деловым партнером.

Непосредственная аренда самолетов может стать интересной идеей для стартапа. Яркий пример такого бизнеса описан .

Постоянное развитие отрасли предполагает использование сверхновых информационных технологий (речь идет не только об изготовлении самолетов, но и составляющих частей для них). С экономической стороны это, конечно же, определенные и очень серьезные финансовые вложения. С другой стороны, в авиационной отрасли нуждается каждое государство. Эта постановка вопроса делает необходимой помощь таким предприятиям со стороны государства.

Ниже представлен список десяти самых больших авиастроительных компаний мира. В основу рейтинга Forbes легла рыночная стоимость предприятий, которая и «расставила» их по местам в топ-10.

Таблица 1. Рейтинг топ-10 крупнейших авиастроительных компаний

Место в общем списке Форбс

Наименование организации

Страна местонахождения

Рыночная стоимость за 2016 год, млрд долларов

Rolls-Royce Holdings

Великобритания

Великобритания

Northrop Grumman

General Dynamics

Нидерланды

The Boeing Company

10-е место: начинаем с Rolls-Royce Holdings

Подразделение компании с громким именем специализируется на выпуске двигателей для гражданской авиации. Организация работает в сфере aircraft с 1904 года. За более чем столетнюю историю корпорация заслужила мировое признание и желание сотрудничать с ней иностранных заказчиков. В этом плане не отстает и Россия: именно Rolls-Royce предлагает поставлять свои двигатели для будущего российско-китайского авиалайнера дальнемагистрального назначения.

На предприятии трудится 54100 человек. Годовой доход за прошлый год составил 20,18 млрд долларов.

9-е место: французская компания Thales

20,6 млрд капитальной стоимости этой компании заслуженно обусловлены добросовестной работой, которая берет свое начало в 1918 году. Сегодня организация занята выпуском информационных систем аэрокосмического значения. Среди продукции компании - компоненты для военной авиации, электроника для истребителей.

Организация носит имя Фалеса Милетского, древнегреческого философа. Офисы находятся в более чем 50 странах мира, а общий штат всех работающих в ней сотрудников доходит до 68 000 человек. Выручка от продаж за 2016 год составил 16,5 млрд долларов.

8-е место: британская компания BAE Systems plc

BAE Systems — по сути дела, оборонная британская компания, продвигающая свою продукцию в аэрокосмической сфере. С иностранными заказчиками (в основном с США) работает через дочернюю организацию BAE Systems Inc. Непосредственно с аэрокосмической средой работает подразделение British Aerospace (BAe).

Организация активно лоббирует свои интересы и в бывших советских республиках. Например, с 2001 года ей принадлежит 49% национального казахстанского перевозчика Air Astana.

По последним данным, в работе организации занято 88200 человек по всему миру. Сама штаб-квартира находится в Лондоне. Теперь о финансовой составляющей: за 2016 год выручка корпорации составила 24 млрд долларов.

7-е место: французская корпорация Safran

Аэрокосмическое и авиационное оборудования являются одними из нескольких направлений этого французского промышленного конгломерата. В основном специализация идет на коммерческие и военные двигатели, а также восстановление и ремонт реактивных моделей двигателей. Есть и турбонаправление - турбовальные двигатели для вертолетов и турбины для ракет. Кроме того, изготавливаются и другие компоненты для самолетов и двигателей.

Всего на предприятии трудятся 57495 человек. Выручка за 2016 год составила 18,23 млрд долларов.

6-е место: Northrop Grumman Corporation (NOC)

Эта корпорация организована в 1994 году и объединила в себе «Northrop Corporation» и «Grumman Corporation». Авиация и космос - не единственные направления её деятельности. В качестве техники для этого компания выпускает военные истребители и даже дирижабли (Airlander 10).

Northrop Grumman Corporation получила доход за 2016 год в эквиваленте 24,51 млрд долларов. Всего в этой организации занято 67000 человек.

5-е место: Raytheon

Пятерка лучших начинается с американского производителя, который более 90% своих доходов получает именно с оборонных заказов. Продукция носит довольно специфичный характер - это радиоуправляемые ракеты и системы наведения, составляющие космических систем, технологии наведения.

Интересно переводится название Raytheon - «Божественный луч», что связано с первоначальным производством лучевых трубок с 1922 года. В предприятие, имеющее отношение к авиации, Raytheon переквалифицировалась уже во время Второй мировой войны. Проектом стала разработка защиты от нападений японских камикадзе, что и развернулось в крупномасштабное производство.

На сегодняшний день на предприятиях корпорации Raytheon трудятся 63 000 человек. Выручка за 2016 год составила 24,07 млрд долларов.

4-е место: американец General Dynamics

Один из гигантов по производству военного и аэрокосмического технического арсенала является пятой на планете по заключению контрактов, связанных с поставкой именно воздушных суден для оборонных нужд.

Организация является поставщиком мощнейших информационных систем, в число которых входят межконтинентальные ракеты, системы обработки спутниковых данных и тому подобная техника. Продолжительное время General Dynamics сотрудничала с NASA.

Кроме аэрокосмической продукции, компания занята еще в производстве морских и боевых систем. Ведущая роль здесь заключается и в разработке информационных технологий. Всего в организации трудится 98 800 сотрудников, которые обеспечили выручку в 31,35 млрд долларов за прошедший 2016 год.

3-е место: бронзовый голландец Airbus Group (бывшая EADS)

Организация сегодня больше известна под наименованием Airbus Group. Она является крупнейшей корпорацией в Европе, занятой в сфере аэрокосмоса, со штаб-квартирами не только в столице Голландии, но и Париже и Оттобрунне.

Компания относительно молодая, образована слиянием других крупных профильных организаций в 2000 году. Переименование EADS в Airbus Group произошло только в 2013 году. Вместе с этим руководство объявило о реконструктуризации, после которой предполагается три подразделения: Airbus займется направлением коммерческого самолетостроения, Airbus Helicopters будет специализироваться на производстве вертолетов, а Airbus Defence & Space станет площадкой для выпуска военной и космической техники.

Выручка компании за 2016 год составила 73,7 млрд долларов. На благо Airbus Group трудятся 133 000 человек.

2-е место: серебряный призер Lockheed Martin

Lockheed Martin Corporation является глобальной компанией, которая специализируется на оборонном и космическом сегменте рынка. Среди ярких примеров производства - истребители-бомбардировщики (5-е поколение F-35) и модели истребителей класса F-22.

Основным клиентом компании является родное американское правительство, которое приносит примерно 82% выручки. Остальную часть обеспечивают международные контракты (работа по программе продаж вооружения). Число коммерческих заказов - всего 1% выручки. Полный показатель прибыли компании за 2016 год составляет 79,9 млрд долларов.

Всего же в этой организации занято 97 000 человек. Штаб-квартира располагается в американском штате Мэрилэнд, в городе Бетесда.

1-е место: несомненный лидер Boeing

Штаб-квартира этого крупнейшего мирового производителя находится в Чикаго. Специализация - выпуск авиационной, военной и даже космической техники. Военным арсеналом занимается подразделение Boeing Integrated Defense Systems, а гражданское направление находится под крылом Boeing Commercial Airplanes.

Кроме этого, одна из самых больших авиастроительных компаний мира выпускает большой спектр техники военного назначения (в число которых входят и вертолеты) и участвует в широкомасштабных космических программах (примером является CST-100, космический корабль).

Капитализация компании составляет 108,9 млрд долларов, а выручка за прошедший год равна 94,6 млрд долларов. Сегодня в этой структуре занято 150 500 человек. Заводы работают в 67 странах мира, а поставка товара идет в 145 стран. И это еще не все цифры: партнерами организации являются более 5200 поставщиков из 100 стран.

Особенности авиастроительной отрасли

Изначально авиастроение формировалось как отрасль, носящая военный характер. О выпуске гражданских объектов стали задумываться позже. Это сделало авиастроительную сферу монетиризированной и придало определенные специфичные особенности:

  1. Производство военной продукции определяется военными заказами собственного государства и возможностями экспортных мировых поставок.
  2. Выпуск самолетов гражданского назначения целиком и полностью зависит от поступления национальных и мировых заказов. Естественно, эти показатели могут сильно колебаться в зависимости от спроса.

Производство авиалайнеров вполне может стать программой отечественного импортозамещения. Узнать более подробную информацию можно в этой статье .

Отдельного вопроса касается и сама стоимость продукции. Может удивить тот факт, что еще в середине 90-х годов ее оценивали в 4 раза меньше, чем автомобильную, т. е. всего в 250 млрд долларов. Все объясняется просто: самолеты нельзя назвать массовым товаром, это производство штучное. Ежегодный выпуск объектов гражданской авиации едва ли превышает объем в 1000 штук, у военной структуры цифры могут быть и того меньше, всего 600 штук в год.

Ситуацию немного спасает налаженное производство так называемых легких самолетов. Большой спрос на них обусловлен еще и доступной ценой — от 20 до 80 тыс. долларов. Чаще всего такая продукция используется для учебных, спортивных или деловых целей.

Большое значение имеет еще и высокая наукоемкость всего процесса. Обычно на разработку любого самолета (как военного, так и гражданского значения) может уходить от 5 до 10 лет. Высокие цены на конструирование и создание авиаобъектов настолько велики, что подобную деятельность могут позволить себе немногие фирмы мира:

Положение на российском рынке

Лидером отечественного авиастроения является Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Она была создана в 2006 году и объединила в себе все ранее существовавшие авиаконструкторные организации страны.

Выручка корпорации составляет 295 млрд рублей. За время работы было поставлено более 200 самолетов. Особый акцент в последние годы идет на развитие ближнемагистральной линии Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Только за 2016 год состоялось 34 поставки этой модели воздушного судна. На сегодняшний день эксплуатируется более 50 подобных машин, а 13 из них используются за пределами России.

Авиастроение в России вполне можно рассматривать, как объект венчурного бизнеса. Подробнее об этом понятии читайте .

Еще одно перспективное направление ОАК — это среднемагистральные авиалайнеры нового поколения марки МС21, первые летные испытания которых состоялись в прошлом году. Спрос на них есть: уже сразу после испытаний поступило 175 заказов и заявок на изготовление такой техники. В планах ОАК выпускать 72 таких авиалайнера в год.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины