Основным признаком зпр является. Определение зпр у детей: симптоматика и методика лечения. Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР

Основным признаком зпр является. Определение зпр у детей: симптоматика и методика лечения. Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР

03.03.2020

Сегодня мы попытаемся разобраться в одном сокращении, которое наводит страх на многих родителей. ЗПР - что это такое? Поддается ли это состояние коррекции?

В медицине это обозначается как гиперактивность: ребенок вертится, не может устоять на месте, не в состоянии дождаться очереди в игре, отвечает, не дослушав вопрос до конца, у него не получается говорить или играть тихо.

Нарушения при ЗПР

Что это такое - теперь понятно. ЗПР часто выражается и в темпах речевого развития. Как правило, ребенок с данной проблемой в общении уделяет больше внимания жестам и интонации, имея ограниченный словарный запас. Нарушения при этом носят обратимый характер, поддаваясь коррекции. С каждым годом ребенок все больше догоняет своих сверстников, преодолевая речевую недостаточность.

Наблюдается у таких детей и отставание во всех формах мышления (анализ, обобщение, синтез, сравнение). Они не могут выделить, например, основных признаков при обобщении. Отвечая на вопрос: «Как можно назвать одним словом платье, брюки, носки, свитер?» - такой ребенок скажет: «Это все нужное для человека» или «Это все лежит у нас в шкафу». При этом дополнить предлагаемую группу предметов дети с ЗПР могут не затрудняясь. При сравнивании предметов этот процесс проводят по случайным признакам. «Чем отличаются люди от зверей?» - «Люди ходят в пальто, а звери - нет».

Проблемы коммуникативной адаптации детей с ЗПР, что это такое

Отличительной чертой детей с ЗПР является проблематичность межличностных отношений для них как со сверстниками, так и со взрослыми. Потребность в общении у таких детей снижена. В отношении взрослых, от которых они зависят, у многих обнаруживается повышенная тревожность. Новые люди таких детей привлекают гораздо меньше, чем новые предметы. При появлении проблем ребенок скорее прекратит свою деятельность, чем обратится за помощью к кому-либо.

К «теплым» отношениям со сверстниками дети с ЗПР, как правило, не готовы, сводя их к чисто «деловым». Причем в играх учитывается интерес лишь одной стороны, а правила всегда имеют жесткий характер, исключающий любые вариации.

Каждый малыш индивидуален. С этим известным высказыванием трудно не согласиться. На самом деле психическое и физическое развитие каждого малыша может протекать по-разному. Однако, когда процесс формирования и развития крохи существенно не соответствует установленным стандартам, это может беспокоить родителей. В таких случаях некоторые родители решают обратиться за помощью к специалисту.

При тщательном и подробном исследовании ребёнку может быть поставлен диагноз "задержка психического развития". Что подразумевается под этим диагнозом и каковые его главные особенности?

Что такое зпр?

Задержка психического развития - это видимые отставания в развитии маленького человека. Другими словами, несоответствие определённым, общепринятым нормам. Задержке психического развития наблюдается у детей школьного и дошкольного возраста. Существуют способы, помогающие откорректировать и в некоторой степени привести в норму психическое развитие ребёнка. О них речь пойдёт немного позже . Сейчас давайте познакомимся с основными причинами возникновения зпр у детей.

Почему может возникать задержка психического развития?

На сегодняшний день известно несколько основных причин, способствующих возникновению зпр у детей школьного и дошкольного возраста. Условно эти причины делят на две группы: биологические и социальные.

Вначале узнаем биологические факторы появления задержки развития. Итак, таковыми факторами являются:

Первая группа причин тесно связана с внутриутробным развитием ребёнка, когда проблемы со здоровьем появляются ещё при формировании маленького человека.

К социальным причинам появления детей с зпр:

Большинство социальных причин появления проблем в развитии у детей с зпр связаны с воспитательным процессом. На психическое благополучие также влияют отношение чада с родителями. Если педагогическое влияние оказывается без учёта индивидуальных особенностей развития ребёнка, это увеличивает риск возникновения и дальнейшего развития такой патологии, как задержка психического развития. В некоторых случаях задержку психического развития одновременно вызывают два фактора как биологический, так и социальный. Важно отметить, что социальный при таких обстоятельствах оказывает дополнительное негативное воздействия. Он способствует дальнейшему развитию биологических нарушений, с которыми, безусловно, стоит активно бороться.

Чтобы вести борьбу с зпр правильно , необходимо определить основные симптомы патологии. Поэтому далее речь пойдёт об основных симптомах задержки психического развития у детей.

Задержка психического развития у детей: симптомы

Далее мы обсудим какие возникают при зпр у детей симптомы. Специалисты выделяют несколько основных симптомов, показывающих на наличие зпр у детей. Все они, так или иначе затрагивают действие психических функций:

Определить наличие этой патологии помогут не только симптомы, но и знание видов зпр. Всего выделяют четыре основных вида задержки психического развития. Обратим пристальное внимание на каждый существующий вид.

ЗПР с церебрально- органическим генезом . Первый вид психических нарушений связан с поражением жизнедеятельности центральной нервной системы организма. Во время такого поражения частично нарушаются некоторые функции организма. Само поражение носит органический характер. В то же время такая задержка психического развития не способствует появлению умственной неполноценности. Вот главные симптомы зпр с церебрально- органическим генезом:

  • Замедленное формирование мышления.
  • Замедленное созревание эмоционально-волевого уровня.
  • Ярко выражены проблемы с познавательной деятельностью.

ЗПР с конституционным генезом . Следующий вид носит наследственный характер (наследственный инфантилизм). Одновременно затрагиваются разные функции организма ребёнка, а именно психологическую, физическую и психическую. Волевая сфера развития в этом случае соответствует уровню развития малыша дошкольного возраста. Хотя биологический возраст ребёнка может быть на порядок выше. У детей с таким видом задержки психического развития наблюдается повышенное эмоциональное поведение. Пребывая в хорошем настроении, ребёнок легко поддаётся переживаниям. Но все переживания носят поверхностный характер и довольно неустойчивы.

Задержка психического развития с психогенным генезом .

Этот вид в отличие от предыдущих носит больше социальный характер. Развитию психогенного генеза способствуют постоянны стрессы, а также удручающие и травмирующие психику ребёнка ситуации. Вначале страдают вегетативные функции, а затем патология оказывает негативное воздействие и на эмоционально- психическое развитие ребёнка. Дети с подобными проблемами полностью зависимы от внешней среды и её положения.

Задержка психического развития с соматогенным генезом. А вот данный вид зпр возникает по биологической причине. Таковыми причинами являются инфекционные заболевания и соматические патологии. Нередко проблемы с развитием обусловлены заболеваниями матери малыша. Основными симптомами или особенностями этого вида зпр считают:

Как снижение психического тонуса, так и появление страхов негативно сказываются на отношениях малыша с окружающими людьми и миром в целом.

Профилактика и лечение зпр

С задержкой психического развития необходимо бороться в обязательном порядке. Зачастую такой диагноз ставится ребятам дошкольного возраста (примерно в 5– 6 лет). В некоторых случаях зпр возникает уже в процессе школьного обучения. Во время возникновения подобных проблем следует как можно быстрее определиться с использованием методов борьбы. Обычно провидится ряд педагогических и психологических процедур, помогающим справиться с задержкой психического развития. Все процедуры должны проводиться своевременно (важно не упустить момент) и что не менее важно - грамотно.

Где получить такую помощь?

В большинстве случаев работа с этими детками проводится в специальных санаториях и учреждениях. Лечением одновременно занимается несколько опытных специалистов. В этом случае не обойтись без помощи логопеда, психолога и психиатра. Чтобы лечение принесло желаемый результат, специалисты должны вместе с родителями стать единой командой, каждый член которой вносит максимальный вклад для скорейшего достижения поставленной цели. Цель лечения и помощи докторов - помочь дошколёнку приспособиться к окружающему миру и научится ладить с людьми.

Из каких этапов будет состоять подобная реабилитация? Вот два главных этапа лечения задержки психического развития у детей школьного и дошкольного возраста:

Лечебная терапия

В первую очередь проводятся лечебные процедуры . Такие процедуры зачастую включают в себя:

Корекционно - педагогическая помощь . Заключается в мероприятиях, направленных на коррекцию процесса развития. Главным фактором, определяющим методы реабилитации, является возраст и другие индивидуальные особенности малыша. На данный момент известно несколько способов устранения задержки психического развития. Обратим на них внимание:

Оздоровительная методика . Такая методика позволяет улучшить и поддержать физические и психологические процессы формирования малыша на определённом возрастном этапе. Оздоровительная методика включает в себя одновременное выполнение нескольких важных задач, а именно:

Сенсорно - моторная сфера. Эта методика чаще используется при работе с детьми школьного возраста, у которых наблюдаются отклонения в сенсорных процессах, а также имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Основная задача этого лечения - это формирование сенсорно-моторной сферы. Благодаря этой методике возможно выявить и постепенно развить творческие способности у детей с задержкой психического развития.

Работа с эмоциональной осведомлённостью. Основная задача - повысить эмоциональную осведомлённость у ребёнка с подобными умственными патологиями. Повышая осведомлённость малыша, специалисты помогают ему воспринимать и понимать чувства окружающих людей (в том числе и своих сверстников). Детей обучают правильно реагировать на посторонние эмоции, а также помогают научиться самостоятельно контролировать собственные чувства. Этой методикой принято пользоваться при разных степенях и видах задержки психического развития.

Корекционно-компенсаторный способ. Этот вид лечения одновременно может включать в себя несколько нейропсихологических методик. Используемые нейропсихологические методики позволяют выровнять и успешно отточить такие жизненно необходимые навыки, как умение писать, читать и выполнять арифметические действия. Без этих навыков школьнику , как известно, трудно усвоить школьную программу. Кроме того, эти методики улучшают познавательные навыки детей, страдающих задержкой психического развития. Корекционно-компенсаторная работа позволяет ребёнку развить в себе такое необходимое качество, как целенаправленность.

Работа с познавательной деятельностью ребёнка. На сегодняшний день наиболее действенной в этом виде лечения считают систему психологического воздействия, которая сочетается с педагогической помощью. Цель обсуждаемой методики - выровнять и устранить имеющиеся дефекты психических процессов.

Каждая методика используется с индивидуальными особенностями развития ребёнка. В лечении должны принимать активное участие не только специалисты, но и сами родители. Только в таком случае можно достичь максимально высоких результатов. Если лечение получает ребёнок школьного возраста, то по истечении всех процедур, методико- психологическо-педагогический консилиум должен принять решение, может ли ребёнок после полученного лечения учиться в обычной общеобразовательной школе или ребёнку будет лучше получать образование на дому или в специальном учреждении.

Диагноз задержки психического развития ставится детям с медленным развитием некоторых функций мышления, внимания, памяти, эмоциональной и волевой сферы, которое не дотягивает до общепринятых норм определенного возраста. Первые симптомы ЗПР проявляются в развитии дошколят и ребят младших классов.

Скорее всего, задержка психического развития диагностируется при прохождении тестов перед поступлением в первый класс. У ребенка преобладают детские игровые интересы , ограничено объективное представление, нет положенных для его возраста знаний, мышление отличается незрелостью, мозг интеллектуально обеднен, заторможена его работа.

Задержка психического развития ребенка

Синдром характеризуется замедлением психомоторных и психических функций, недостаточной скоростью их созревания. Эти нарушения способствуют медленной зрелости личности , неразвитым эмоциям, воли и памяти. Отставание развития проявляется в недостаточном развитии мыслительных процессов, неспособности анализировать информацию, обобщать полученные сведения, классифицировать, абстрагировать, синтезировать представления. Нарушения могут компенсироваться и развиваться в обратном направлении.

ЗПР у детей приводит к тому, что ребенок вместо интереса к новым знаниям стремится к получению удовольствия от игр, имеет неустойчивый интерес, в развлечениях предпочитает перемены. Часто такие дети имеют завышенную самооценку и считают себя лучше других, что не соответствует действительности.

На занятиях в группе детского сада или в школе такие ребята не контролируют внимание , часто переключаются с одного предмета на другой, утомляются быстро. Логические задачи доставляют значительные трудности в решении, при анализе не могут определить причины и следствия какого-нибудь действия. При описании и характеристике предметов не выделяют существенные признаки, что не дает им элементарного представления о вещах и стандартных явлениях.

В самостоятельных или групповых играх отсутствует умение организовать процесс без помощи со стороны. Младшие школьники в большинстве случаев страдают гиперактивностью, агрессивностью, тревожным мышлением. Задержка психического развития – это иначе рассматривается как инфантилизм, характеристикой которого служит физическая и психическая незрелость.

Диагноз ЗПР можно рассматривать как первопричину или вторичное следствие ранее проявленного нарушения одной из функций организма , например, расстройства речи. ЗПР - это тот фактор, который может возникнуть в комплексе синдрома дефицита внимания и гиперактивности или представлять собой психоорганический или церебрастенический синдром, причем проявления задержки психического развития могут сочетаться или выступать в качестве одиночной первопричины.

Распознавание и диагностика

Поставить диагноз задержки психического развития можно только в результате комплексного сбора сведений от психологического, педагогического, логопедического, психотерапевтического, дефектологического обследования. Для распознавания ЗПР оценивается стадия развития психических процессов, двигательных возможностей, анализируются ошибки при решении задач из математики, упражнений письма и устного рассказа, определяется уровень развитости моторики рук. При возникновении даже небольших отклонений в указанных областях развития у ребенка родители должны обратиться к специалисту для выявления истинного положения вещей.

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности , утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы.

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Снижается уровень познавания новой информации, искажается письмо и речь, молодому человеку с некорректированной задержкой развития трудно найти подходящую профессию и освоить простые рабочие приемы. Чтобы избежать мрачного прогноза родителям следует выявлять отклонения своевременно и проводить лечение после появления первых признаков отставания.

Причины появления задержки умственного отставания в развитии

Появление замедления психического развития зависит от различных причин, которые подразделяются на две категории:

  • органического характера, наследственных причин;
  • зависимости от социального окружения, неправильного педагогического влияния, эмоциональной депривации.

Органические причины

ЗПР возникает по причинам локальных изменений в мозговых зонах, произошедших во время внутриутробного развития. Это могут быть последствия материнских заболеваний токсической, соматической, инфекционной формы. Иногда такие поражения происходят вследствие асфиксии ребенка при прохождении по родовым путям.

Немаловажным фактором может стать генетика, в соответствии с законами которой у ребенка появляется природная предрасположенность к задержке созревания мозговых систем. В большинстве случаев болезнь имеет неврологическую основу с симптомами дистонии сосудов, нарушением иннервации черепно-мозгового участка, гидроцелией. Все нарушения деятельности мозга, приводящие к замедлению развития, отлично прослеживаются на энцефалографии, характерным проявлением заболевания является активность дельта-волн и полное затухание альфа-ритмов.

Первичное замедление развития влечет вторичную задержку, которая отличается нарушением функций памяти, речи, объективного восприятия действительности, остановки внимания на требуемом предмете.

Социальные причины замедления развития сознания

Эти причины приводят к ЗПР, если ребенок находился и воспитывался с раннего возраста в неприемлемых условиях. К таким обстоятельствам относятся:

Очень часто в формировании замедленного развития принимают участие две группы факторов – природная и социальная. Ребенок, имеющий предрасположенность, попадает в неблагоприятные условия развития, и его наследственность начинает проявляться.

В результате страдают не только механизмы мозгового развития, но и подключаются психотравмирующие факторы , которые приводят больного пациента к остановке развития. Если происходит плотное сочетание причин из двух категорий, то ликвидировать ЗПР становится труднее в зависимости от величины поражения. В большинстве такое неблагоприятное сочетание приводит личность к полной дезадаптации в социуме.

Разновидности задержек психического развития

Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:

  • конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
  • соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
  • психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
  • церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.

Характеристика признаков задержки в зависимости от причины возникновения

Конституционная задержка развития

Ребенок, отнесенный к такой категории, останавливается не только в психологическом плане, но и физиологические параметры также не дотягивают до нормы , такие дети имеют маленький вес, недостаточный рост. Характерным является интерес ко всему новому, дети немного инфантильны, уживчивый нрав становится причиной, по которой многие из ребят находят друзей в своем окружении. Индивидуумы такой категории обычно ласковые, с положительными эмоциями, на уроке много разговаривает и не умеет концентрировать внимание на одном предмете.

ЗПР по причине соматогенного происхождения

Дети этой категории приобретают задержку развития в результате вмешательства в функции мозга извне. У таких детей сохранен интеллект , но дисфункция мозга приводит к психическому виду инфантилизма и стойкой астении. Такие личности постоянно нуждаются в поддержке, скучают по близким людям, постоянно находятся в плаксивом расположении духа, затрудняется адаптация в социуме. Отличаются отсутствием инициативы, беспомощностью, пассивностью, нелепыми поступками.

Психогенные причины задержки развития

В таких случаях абсолютно здоровые дети в физическом плане воспитываются в неблагоприятных условиях. Это может быть детский дом или безнадзорность в семье. Эмоциональные переживания , связанные с недостатком материнского тепла, отцовской поддержки, повторение однообразных контактов в ограниченном коллективе приводит к отставанию развития ребенка. Неблагополучная социальная обстановка, в которой воспитывается малыш, становится причиной задержке психогенного и интеллектуального развития.

Психотравмирующие обстоятельства перерастают в педагогическую запущенность. У ребят из таких социальных групп наблюдается инфантильность, несамостоятельность, они ведомы, пассивны, не анализируют поступки. Поведение отличается повышенной агрессивностью, в случае проявления чужого давления, наоборот, раболепное подчинение, покорность, приспособленчество к грубому обращению.

Церебрально-органические причины задержки развития

ЗПР вызывается органическими поражениями мозга из-за инфекционных заражений в первые месяцы жизни, патологических изменений во время беременности или травм во время тяжелых родов. Сопутствует этому астения, церебральная недостаточность, что ведет к замедлению работоспособности, нарушает память, внимание, ребенок отстает в изучении программы школы. Примитивное мышление не позволяет детям различать хорошее и плохое, различать «нужно» и «хочу», вязкое мышление приводит к повышенной возбудимости или тревожности и медлительности.

Принципы лечебной терапии

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей в наше время встречается достаточно часто. По статистике, около 80% случаев неуспеваемости учеников в начальной школе, так или иначе, связаны с отставанием в психическом развитии.

В этой статье мы рассмотрим механизмы развития ЗПР у детей, симптомы, лечение, методы диагностики и профилактики данного состояния.

Почему не все дети развиваются «правильно»?

Причины данного явления очень многообразны.

  1. Хромосомные патологии (генетическая причина). Например, дети с синдромом Дауна всегда отстают от своих сверстников, хотя проявляться это может по-разному: от легкой степени до серьезной умственной отсталости. Кроме синдрома Дауна, встречаются другие хромосомные нарушения, которые также влияют на формирование интеллекта и приобретение новых навыков.
  2. Родовые травмы. Многие дети во время беременности и родов испытывают острый или хронический недостаток кислорода, от которого, в первую очередь, страдает головной мозг.
  3. Влияние негативных факторов во время беременности. Работа на вредном производстве, прием серьезных медикаментов, алкоголизм, табакокурение, наркотики, перенесенные будущей матерью инфекции не лучшим образом сказываются на формировании нервной системы плода.
  4. Аутизм и расстройства аутистического спектра. Дети-аутисты имеют большие проблемы в общении с другими людьми, у них нарушено восприятие мира, социальное взаимодействие ограничено или вовсе невозможно (при тяжелых формах расстройства). О причинах аутизма специалисты спорят до сих пор, поэтому его нельзя однозначно отнести ни к заболеваниям психики, ни к генетическим отклонениям.
  5. Другие психические отклонения и заболевания, в том числе и наследственные.
  6. Тяжелая психоэмоциональная обстановка в семье. Для правильного развития дошкольника необходимо, чтобы он рос в любви, получал достаточно внимания от тех людей, которые его окружают. Если в семье существуют серьезные проблемы (отсутствие средств, жилья, тяжело больные родственники, физическое или психологическое насилие, алкоголизм и так далее), это серьезно сказывается на детях. При отсутствии любых заболеваний и отклонений, дети в деструктивных семьях часто имеют все признаки психологических отклонений.
  7. Педагогическая запущенность. Этим термином обозначается ситуация, когда малышом никто особо не занимается, не прикладывает никаких усилий к его развитию и воспитанию. К сожалению, это не исключительная ситуация в современных молодых семьях, где мама с папой зачастую больше заняты гаджетами и компьютерными играми, чем собственными чадами.
  8. Серьезные соматические заболевания. Иногда они влияют на психологическое здоровье напрямую, иногда – опосредованно, ведь если малыш едва ли не с рождения больше лежит по больницам, чем общается и развивается, это не может не сказаться на его психике и навыках.
  9. Нарушение сенсорных функций, таких как слух и зрение. Глухота и слепота уже в первые дни жизни ограничивают младенца в познании мира, в дальнейшем эта ситуация только усугубляется, малышу недостаточно имеющихся в его распоряжении методов взаимодействия с окружающим, поэтому развитие может замедлиться.
  10. Психотравмы. Серьезное потрясение, перенесенное в раннем возрасте, способно «откатить» интеллектуальное развитие далеко назад.

Задержка психического развития у детей – симптомы

Диагностировать отставание психического развития в домашних условиях невозможно, этим должен заниматься врач. Однако особенности детей с ЗПР бросаются в глаза даже внимательным родителям:

  • Трудности в общении, отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми, сложности социализации;
  • Дошкольнику или школьнику сложно удерживать внимание на одном виде занятий, объяснениях педагога, он постоянно отвлекается, с трудом воспринимает учебный материал;
  • Эмоциональная неустойчивость, ранимость, такие дети при любой неудаче обижаются, замыкаются в себе, очень сложно «отходят» от обиды;
  • Малыш с трудом овладевает умениями, обычными для его возраста – одевание, личная гигиена, самостоятельная еда;
  • Излишняя агрессивность, тревожность, необычные страхи или даже мнительность;
  • В раннем младенчестве могут быть заметны отклонения не только в психическом плане, но и в физическом – дети с подобными расстройствами позже начинают держать головку, ползать, стоять, говорить;
  • Любые нарушения речи;
  • Слабо развито либо отсутствует образное мышление, имеются проблемы с логикой, памятью.

Умственная отсталость у детей – симптомы

Многим родителям и даже педагогам кажется, что задержка психического развития и умственная отсталость – это одно и то же. Но это не совсем так.

Об умственной отсталости (УО) специалисты говорят, если ЗПР прогрессирует или не проходит до 4 лет и далее.

При этом дети с ЗПР способны пользоваться помощью взрослых, переносить эти навыки на новые виды деятельности и применять их самостоятельно. Умственно отсталые дети не вникают в суть прочитанного или услышанного, у них отсутствует такая потребность, в отличие от детей с задержкой развития. Психическое и интеллектуальное отставание при УО является практически необратимым, в то время как обычная задержка развития исправляется при достаточном внимании и усилиях со стороны взрослых.

Виды ЗПР

Специалисты по-разному классифицируют виды расстройств психического развития раннего возраста. Чаще всего отечественная медицина пользуется следующей классификацией ЗПР:

  • Конституциональная (обусловленная наследственностью);
  • Соматогенная (возникает в ходе или после перенесенного заболевания);
  • Психогенная (связанная с особенностями климата в семье, отношениями с родителями и другими близкими родственниками);
  • Церебрально-органическая (является следствием нарушений работы мозга).

Каждый из видов имеет не только свои причины, но также отличается симптоматикой, особенностями протекания, методами лечения.

Диагностика

Чаще всего встречается ЗПР у детей дошкольного возраста. В первые годы жизни такой диагноз не ставится, так как младенцы развиваются каждый в своем темпе, поэтому отставание в освоении одного навыка может быть компенсировано в другой области. В то же время стоит обратить внимание на признаки ДЦП у новорожденных , потому что младенец с таким недугом в дальнейшем может отставать физически и умственно от сверстников. А вот перинатальная энцефалопатия, которую очень любят ставить неврологи, далеко не всегда приводит к нарушениям интеллекта.

Признаки ЗПР особенно ярко проявляются после трех лет. Та же задержка речевого развития у детей 3-4 лет должна быть поводом для обращения к специалистам.

Диагноз ставится одновременно несколькими врачами – неврологом, психологом, логопедом, дефектологом (иногда – психотерапевтом). При этом оценивается несколько важных критериев:

  • мышление, память;
  • развитие речи;
  • восприятие, знание предметов, ориентация в пространстве;
  • навыки самообслуживания;
  • творческая, игровая деятельность;
  • способность к социальному взаимодействию.

Кроме того, при диагностике используются различные тесты (в том числе на определение IQ), иногда – результаты ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга.

Лечение и профилактика

Вовремя поставленный диагноз и начатое лечение помогут дошкольнику с расстройством развития догнать сверстников, а затем пойти учиться в обычную, не коррекционную, школу. При этом родители, психолог, логопед, психиатр или психотерапевт должны стать «одной командой». Довольно часто при подобных состояниях применяется медикаментозная терапия и гомеопатия.

Но самая большая нагрузка ложится все-таки на плечи родителей. Им необходимо принять своего малыша таким, какой он есть, не пытаясь подогнать его под стандарты, но в то же время мягко помогая ему адаптироваться в коллективе, научиться справляться с заданиями специалистов и освоить навыки самообслуживания. Без доброжелательного участия семьи дошкольнику с задержкой психического развития не помогут ни лекарственные препараты, ни самые лучшие специалисты.

То же самое касается и профилактики. Как бы ни ругали порой раннее развитие детей , в разумных дозах и в свое время оно совершенно необходимо, в том числе для профилактики зпр у детей. Симптомы и лечение этого расстройства во многом зависят от того, как будут вести себя мама и папа, сколько уделять своему малышу времени и сил.

В медицине и педагогике нет четкой дифференциальной диагностики проблемы ЗПР, ЗРР и ЗПРР. Родителям предлагают усредненные рекомендации, которые должны быть пригодными для коррекции диагнозов ЗПР, ЗРР и ЗПРР у всех детей. Но на практике получается далеко не так, и лечение помогает не всегда. В чем причина ЗПР, ЗРР и ЗПРР у ребенка и как возможно снять диагноз, читайте в этой статье.

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

  • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций - мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
  • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
  • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР - это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание.

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

  • Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

  • Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей: симптомы и признаки

К симптомам ЗПР, ЗРР и ЗПРР относятся:

  • Бедность или отсутствие самостоятельной речи с 3 лет;
  • Ребенок плохо понимает и не выполняет простые задания;
  • Медленно приобретает новые навыки;
  • Неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • Невротические реакции (ночной энурез, плаксивость, страхи);
  • Замкнутость, отгороженность, отсутствие или слабая реакция на обращение к ребенку при сохранном слухе;
  • Аутоподобное поведение;

У ребенка с ЗПР, ЗРР или ЗПРР могут быть отдельные симптомы или все вышеперечисленные признаки.

Проблема классификаций симптомов ЗПР, ЗРР и ЗПРР в том, что они не учитывают индивидуальные особенности малыша, уравнивают разных детей и подгоняют их под общепринятые нормы. В чем причина задержки психического и речевого развития у определенного ребенка? Разберемся в этом с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Психические особенности детей с диагнозами ЗПР, ЗРР и ЗПРР

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рождается обладателем определенных векторов. У каждого вектора свои свойства, непохожие на другие, и свои психофизические особенности.

Знание векторов ребенка позволяет правильно его развивать. Ведь то, что норма для одного - может быть патологией для другого. У детей с диагнозами ЗПР, ЗРР и ЗПРР причины их появления кроются в нарушении развития в одном или нескольких из нижеперечисленных векторов.

У ребенка со звуковым вектором особая чувствительность к звукам и словам других людей. Это они - дети, которые долго молчат, а потом сразу начинают говорить предложениями. Когда ребенок не обращается к взрослым, мало стремится к общению, не говорит, но все понимает и делает, что ему говорят - это может быть малыш со звуковым вектором. Если звуки снаружи неприятны для его чувствительного уха, то психика защищается. Ребенок «уходит в себя», нарушается его взаимодействие с окружающей средой. Такое может быть, когда в семье ссоры, скандалы, шумы, громко работают бытовые приборы и тому подобное. Резкий голос мамы и даже нежелательные слова тихим голосом, которые она говорит невзначай, могут быть причиной задержки психоречевого развития у детей со звуковым вектором. Когда внешние условия слишком травматичны, у такого ребенка могут диагностировать аутоподобное поведение и детский аутизм .

Это тяжелое расстройство коммуникации и поведения с частичной или полной утратой способности различать смысл речи окружающих при сохранности слуха. Ребенок не может развиваться дальше, потому что его психика сворачивается в клубок внутри его самого. Ему нужно помочь «выйти наружу». Для этого должны соблюдаться правила звуковой экологии дома. Близким людям, в первую очередь маме, необходимо знать особенности таких детей . Ребенок со звуковым вектором устроен не так, как все. А чем сложнее психика, тем более она хрупкая, тем легче ее нарушить, даже не желая этого.

Дети с анальным вектором медлительные и обстоятельные. Для них жизненно необходимо закончить начатое дело до конца, будь то сидение на горшке или застегивание пуговиц. Такому ребенку психологически важно поставить точку в любом деле.

Если его торопить или прерывать, то он начинает упрямиться и обижаться . Как реакция на стресс может появляться ступор - малыш останавливается и не может продолжить начатое. При хроническом стрессе в анальном векторе мышление становится чрезмерно медленным, начинается застревание на несущественных деталях. Внимание переключается с трудом, малыш не может усваивать знания, не приобретает новых навыков. Отставание в развитии у ребенка с анальным вектором появляется из-за несоответствия темпа его психической деятельности с требованиями окружения. Может возникать заикание. Следует отличать анальный вектор от других и создать ребенку оптимальные условия для развития .

Кожный вектор противоположен по свойствам анальному вектору. Ребенок с кожным вектором шустрый, гибкий, способен быстро переключаться с одного на другое. Хвататься за несколько дел и не доводить их до конца - это про него. При неправильном воспитании такого ребенка у него может возникать задержка психического развития с синдромом дефицита внимания и гиперактивности .

Тогда ему трудно обучаться и приобретать навыки из-за отвлекаемости и неусидчивости. Такому малышу более других необходима дисциплина и адекватная система запретов, потому что в кожном векторе самоограничение имеет особый смысл. Родители, раздражаясь на поведение ребенка, начинают резко хватать его, шлепать, ругать. Этого делать нельзя - унижение, причинение боли, битье малыша с кожным вектором затормаживает его развитие .

Дети со зрительным вектором обладают самой большой эмоциональностью и склонны к перепадам настроения. Воспитать их чувственность - задача родителей. Если ребенок со зрительным вектором не научен сопереживанию к другим людям, то он может испытывать страхи , закатывать истерики , плакать и раздувать из мухи слона по любому поводу. Когда у ребенка формируется привычка получать эмоции таким способом, это нарушает его взаимодействие с другими людьми. Возникает страх общения, и тогда разговорчивый дома малыш молчит и боится незнакомых людей, может появляться заикание.

Роль чувства защищенности и безопасности у ребенка в развитии ЗПР, ЗРР и ЗПРР

Мама - самый близкий человек для ребенка, и самый важный. Она дает ему чувство защищенности и безопасности . Это является обязательным условием для развития психики малыша. Мама сохраняет его жизнь и психологический комфорт. Тогда ребенок способен развить свойства в своих векторах максимально.

Потеря чувства защищенности и безопасности чревата для него остановкой в развитии. Тогда в ребенке начинают проявляться еще незрелые свойства векторов, некоторые из которых распознаются как симптомы и признаки ЗПР, ЗРР и ЗПРР.

До 6-7 лет бессознательная связь ребенка с мамой абсолютна - он перенимает ее внутреннее состояние без слов. Если мама раздражена, подавлена, расстроена, сама подвержена частым стрессам, то и ребенок не будет чувствовать себя защищенным. Когда мама приводит свою психику в порядок, состояние малыша улучшается. Спокойная, уравновешенная мама способна не совершать ошибок в воспитании, правильно реагировать на любое поведение ребенка и не срываться на него.

Когда мама узнает, что ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР и ЗПРР, ее накрывает волной страха за его будущее. Нарастает внутреннее напряжение, чувство вины. Она стремится дать ему самое лучшее, и если результата нет, наступает отчаяние. Такое тревожное состояние мамы влияет на ребенка негативно. Маме необходимо знать, что делать, обрести уверенность в своих действиях, повысить стрессоустойсивость .

Получить знания на тренинге «Системно-векторная психология» - лучший совет, какой можно дать в этой ситуации.

Педагогическая и социальная запущенность - следствие незнания правил воспитания

Когда ЗПР, ЗРР или ЗПРР у ребенка появляется вследствие неправильных методов воспитания и воздействия неблагоприятных условий, таких как унижение, физическое и психологическое насилие, гиперопека или беспризорность в семье, отсутствие воспитания эмоциональной сферы, трудовых, гигиенических навыков и неумение преодоления лени - говорят о педагогически запущенном ребенке.

Часто это социально неблагополучные семьи, но даже в примерных семьях находятся педагогически запущенные дети.

Когда к человеку применяют то, что противоречит его природе, когда не знают особенностей его психики - это вопрос психологической грамотности родителей.

Каждый рождается с определенными задатками, которые можно как развить, так и погубить. Любого малыша легко вовлечь в ту деятельность, которая предназначена ему природой, если знать, к чему он склонен.

Диагнозы ЗПР, ЗРР и ЗПРР включают в себя много состояний, каждое из которых имеет свою векторально обусловленную причину возникновения. Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР, это не приговор. Как снять диагноз ЗПРР - необходимо знать, какой ребенок с диагнозом ЗПРР . Разобравшись в особенностях психики ребенка, получится правильно его развивать .

Если Вы мама маленького сына или дочери с диагнозом ЗПР, ЗРР или ЗПРР, приходите на бесплатные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Смотрите и читайте

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины