Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила. Еще несколько мыслей об этом самоучителе по ораторскому искусству Занятия по риторике

Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила. Еще несколько мыслей об этом самоучителе по ораторскому искусству Занятия по риторике

20.11.2021

Ораторское искусство – навык, необходимый каждому современному человеку. В современном обществе люди постоянно пользуются красноречием: в переговорах на работе, публично выступают перед сотрудниками или слушателями, ведут прямые трансляции в социальных сетях. Современное общество построено на основах риторики: дикторы, начальники, журналисты, друзья постоянно пытаются в чем-то убедить, маркетологи убеждают в необходимости приобрести товар или услугу. Для убедительности речи все используют факты, доводы, аргументы и причины.

Ораторское мастерство характеризуется умением оратора публично подавать свою речь, грамотно излагать мысль, увлекая слушателя, защищая свою точку зрения. Ораторское искусство включает в себя сочетание психологии, риторики и .

Цель ораторской практики – изложить свою позицию перед слушателем (оппонентом), с помощью подготовки устной речи и отработанных техник риторики. Ораторское искусство, как социальное явление, появилось вместе с необходимостью публичного обсуждения проблем и решения общественных вопросов.

Риторика – это наука, которая занимается изучением красноречия и мастерства публичных выступлений. – необходимый навык, который можно развить, натренировать и постоянно совершенствовать. Умение красиво и правильно доносить свою мысль может пригодиться в любой ситуации. Настоящие ораторы могут рассуждать на любые темы и аудитория готова слушать их часами.

Понятие об ораторском искусстве имеет три определения:

  • достижение высокой степени мастерства публичных выступлений, качественной речи и владения живым словом;
  • ораторское искусство, также понимают, как науку и учебную дисциплину о красоте слова;
  • ораторство – это сложная смесь навыков, которая выливается в творчество публичной речи.

Отечественная риторика выделяет несколько направлений красноречия:

  1. (выступления на политические, экономические темы);
  2. духовное (религиозные публичные выступления, проповеди);
  3. академическое (выступления лектора в учебных заведениях);
  4. социально-бытовое (повседневные, застольные, поминальные речи);
  5. (речи, произнесенные участниками судебного процесса).

Современная риторика занимает прочное место среди программы гуманитарного обучения.

Преподносить речь так, чтобы аудитория не только ее запомнила, но и приятно провела время и стремилась после выступления передать слова оратора всем вокруг. Ораторское мастерство и искусство речи не имеют четких правил, которые необходимо заучивать, для публичной речи важно соблюдать последовательность.

Необходимая последовательная структура ораторской речи:

  1. введение (здесь важно найти внимание слушателя, привлечь его интерес);
  2. главная идея выступления;
  3. центральная часть речи (здесь открываются главные тезисы и пункты);
  4. заключение (вывод речи, подведение итогов).

Искусство оратора, главным образом, состоит в том, чтобы найти контакт с аудиторией. Основы красноречия, некоторые , лучше всего перенимать у ораторов, имеющих большой опыт в выступлениях.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Публичное выступление требует не только знания правильного построения речи, но и других ценных качеств лектора:

  • знания и умения – прежде всего, оратор должен быть развит интеллектуально, иметь широкий кругозор и уметь поддерживать множество тем для разговора, уметь грамотно отвечать на вопросы;
  • важным пунктом в умении красиво говорить является практика;
  • психологическая подготовленность оратора (он не должен бояться провала или неудачного выступления, должен обладать собой и не выводиться на провокации публики);
  • важно понимать психотип своей аудитории, чтобы уметь сразу произвести на нее впечатление. Все должно быть уместным и подходящим к теме выступления.

Для того чтобы публика не потеряла интерес, можно применять некоторые секреты:

  1. постоянно менять темп речи, уместным будет замедлять ее при подходе к какой-то ключевой идее;
  2. делать паузы (известный всем прием привлечения внимания);
  3. менять интонацию речи и тон.


Приемы опытных ораторов

Искусство ораторского мастерства лучше постигать, глядя на опытного оратора, на то, как он работает, завлекает слушателя, какие приемы использует. Можно учиться и перенимать опыт на практике.

Основные приемы и хитрости, которыми пользуются все опытные ораторы:

  • сравнение – данный прием позволяет разбавлять абстрактные описания, так как информация легче запоминается и структурируется, когда в сознании создается образная проекция;
  • повтор – необходимо повторять ключевые фразы, которые крепко засядут в памяти у слушателей;
  • некоторые лекторы обращаются к приему аллегории, риторическим вопросам, во многих речах есть место иронии, что располагает аудиторию;
  • нельзя использовать сложноподчиненные предложения. Лучше разбить их на короткие фразы и легко воспринимающиеся;
  • важно знать свою аудиторию, изучить ее и разговаривать на ее языке.

Многие ведущие делают комплименты своей публике, что значительно повышает их привлекательность в глазах аудитории.

Уровни ораторского мастерства

Успех ораторской речи, определяют следующие уровни мастерства оратора (всего их 3):

  1. владение материалом (сюда входит грамотная подача, словарный запас и композиция речи);
  2. владение собой (поведение, манера речи, интонация, сила голоса, техника речи и умение находить контакт со слушателем);
  3. образ оратора (внешний вид, поза).

Внешний вид оратора должен совпадать с темой речи, то есть, если диктор проводит семинар на тему «как стать успешным», он не может стоять перед аудиторией в дешевом костюме и нечищеных ботинках.

Тренировка для усовершенствования ораторского мастерства

Для важна практика и тренировки, в домашних условиях можно выполнять следующие несложные упражнения:

  • работа со словарем – каждый день необходимо запоминать по 10 новых слов и их значений, при этом записывая в свой карманный маленький словарик. При выполнении данного упражнения развивается лексикон, память и интеллект, что очень важно для успешности публичных выступлений;
  • пересказ – простые пересказы газетных статей или страниц из книг, с каждым разом нужно увеличивать объем текста и его сложность;
  • на развитие дикции существует множество упражнений, например, выговаривать с забитым орехами ртом до тех пор, пока дикция не станет четкой и понятной всем окружающим;
  • важно часто выполнять различные упражнения на дыхание – они помогут справиться с силой голоса, понять правильность тембра, научат понимать себя и свою внутреннюю силу.

Необходимо пробовать произносить тексты дома перед зеркалом, искать свою удобную, но не вызывающую позу, учиться красиво держать руки, а не засовывать их в карман или теребить края рубашки. К тому же, такие «зеркальные» тренировки помогут раскрепоститься и закрепить навык управления своей мимикой.

Новая страница 1

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, начиная с США и заканчивая Японией, специальная речевая подготовка включена в систему обязательного образовательного минимума. Именно в этих странах известное утверждение Наполеона «Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает» давно и основательно проверено жизнью. И если в Древней Греции за обучение речевому мастерству учителя риторики получали обычную плату, то в наше время такой известный предприниматель, как Джон Рокфеллер, считал необходимым «за умение общаться платить гораздо больше, чем за любой другой товар». Иными словами, владеть искусным Словом сегодня уже не только престижно, но и экономически выгодно. Такое Слово наряду с хорошей профессиональной подготовкой – основа делового и личностного успеха. И если для вас карьера, успех, амбиции не просто набор слов, а конкретные целевые установки и осознанные устремления, – уроки риторики помогут вам в осуществлении планов.

Наш первый урок, как любое введение, будет посвящен знакомству с содержанием курса в целом. Необходимо четко представлять тот круг вопросов, изучив которые, вы овладеете искусством слова и сможете стать победителем в речевом состязании со своим оппонентом. Основными опорами в нашем движении к вершинам речевого мастерства будут рекомендации профессионалов в области риторического знания, данные современных гуманитарных наук, опыт великих мастеров Слова. А эпиграфом мы изберем известное выражение Цицерона: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Цицерон не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Что же такое речевое общение ? Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так: «Любая речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». Поэтому начиная с классического периода Древней Греции и до настоящего времени обучение речевому мастерству осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:

1) подготовка хорошо говорящего человека;

2) подготовка речевого произведения, т.е. умение составлять хорошую речь на заданную тему;

3) подготовка хорошего слушателя.

Понятно, что в реальном речевом общении говорящий и слушатель, как правило, постоянно меняются местами, создавая подчас общее речевое произведение.

Как происходит передача речевого сообщения от одного собеседника к другому? Отвечая на этот вопрос, современная риторика прежде всего опирается на данные современной психологической науки. Мы коротко остановимся на тех из них, которые имеют принципиальное значение для понимания сути речевого взаимодействия.

Когда человек начинает говорить, а его собеседник слушать, между ними происходит обмен двумя видами информации. Первый вид – это всегда сознательно передаваемая информация. Она оформлена в тех или иных суждениях или утверждениях, например: «Сегодня хорошая погода», «Курение вредит вашему здоровью», «Уроки риторики помогут вам достичь профессионального успеха» и т.д. При передаче этого вида информации все внимание инициатора общения сосредоточено на вопросе «Что я хочу сказать, чтобы меня правильно поняли?». В то же время помимо этой, сознательно передаваемой информации, от говорящего к слушателю идут такие речевые сигналы, на которые он обычно не обращает внимания. Сегодня хорошо известно, что практически все особенности характера человека, его образование, социальный, этнический, психологический, возрастной, профессиональный статус проявляются в его речевых характеристиках. Поэтому древнеримский ритор Квинтилиан утверждал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», подчеркивая уникальное значение речи в жизни любого человека. Таким образом, второй вид информации – это всегда информация о личности самого говорящего человека. Для чего мы так подробно охарактеризовали эти два вида информации? Для того, чтобы подчеркнуть их различную роль при передаче сообщения и при его восприятии. Дело в том, что при восприятии речевого сообщения слушатель в первую очередь реагирует на личность говорящего и только после этого воспринимает смысл сообщения. И если оценка говорящего человека положительная, то и его рациональные доводы воспринимаются быстрее и легче. Если же оценка собеседника отрицательная, то нежелание соглашаться с его логическими утверждениями практически неизбежно. Отсюда первое правило грамотного поведения в речевом общении: чтобы в чем-либо убедить собеседника, необходимо сначала вызвать у него желание общаться с вами как с приятным и обаятельным человеком.

Как этого достичь? Это возможно только в том случае, если все речевые сигналы, которые вы будете посылать своему слушателю, будут в первую очередь позитивно оценены на уровне его подсознания. Почему именно подсознание слушателя играет решающую роль при оценке личности говорящего? Потому что сегодня уже достоверно известно, что до 80 % получаемой извне информации человек воспринимает без контроля своего сознания. Но именно эта информация в значительной мере, а иногда и полностью (при использовании специальных манипулятивных технологий), определяет наши, как нам кажется, рациональные и осознанные оценки и поступки. Именно на уровне подсознания у вашего собеседника должно возникнуть желание общаться с вами как с приятным человеком, которое вы сами и сформируете речевыми сигналами, подаваемыми риторически грамотно. Поэтому так важно разобраться в том, какие сигналы и как должны воздействовать на сферу подсознания слушателя, чтобы гарантировать формулирование в отношении вас положительной оценки.

Первая группа таких сигналов обеспечивает звуковое оформление речи и при оценке мастерски звучащего слова определяется как благозвучие. Комфортное для слушателя звучание речи, а значит, и положительная оценка собеседника в целом, достигается такими характеристиками голоса говорящего человека, как мелодичность, звучность, четкая артикуляция, хорошее произношение, спокойный, лишенный раздражения тон, умеренный темп речи.

Сделаем несколько важных пояснений. Голос – это инструмент. И как любой музыкальный инструмент перед началом звучания необходимо настраивать, такой же настройки требует и наш голос. Поэтому не может быть плохого голоса от природы. Если нет каких-либо патологических отклонений, любой голос можно правильно настроить, «воспитать». Конечно, это непростая работа. Достаточно сказать, что в театральных вузах постановка голоса занимает не один семестр. А поскольку наша оценка начинается с нашего звучания, необходимо овладеть некоторыми приемами, позволяющими приобрести благозвучность речи.

Ваш голос будет звучным, гибким, красивым только в том случае, если развито правильное речевое (фонационное) дыхание. Для этого с помощью специальных тренировок необходимо выработать смешанный или диафрагмально-реберный тип дыхания. Наиболее близок к нему мужской тип дыхания. Неслучайно большинство выдающихся ораторов прошлого были мужчинами. Они уже от природы имели необходимую для овладения ораторским искусством основу дыхания. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. При речевом дыхании выдох специально организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: здесь вдох в 10–15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 полновесных порций. Почему мы так подробно останавливаемся на этих характеристиках речевого дыхания? Потому что речь – это озвученный выдох воздуха. При формировании речи звуки образуются на выдохе. Воздух проходит через гортань и заставляет вибрировать голосовые связки. Возникающие при этом звуки усиливаются резонаторами – природной акустической системой - и затем уже воспринимаются слушателем. Поэтому главное в «воспитании» красивого голоса – это тренировка длинного выдоха и умелое использование усилителей звука.

Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего нужно проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит, диафрагма опустилась и работает правильно. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (т.е. за диафрагмой). Если рука во время вдоха остается неподвижной, значит диафрагма действует вяло и следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений. Такие упражнения содержатся во всех учебных пособиях по технике речи, поэтому на нашем уроке мы ограничимся только теми из них, которые можно легко освоить самостоятельно.

Упражнение «Выдох через соломинку» позволяет приобрести необходимую опору для звука – «речевой пояс». Представьте себе, что вы выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собрали «хоботком», выдыхаете с усилием, так что начинает ощущаться движение мышц брюшной полости и спины. Продолжая выдыхать «через соломинку», напойте свою любимую мелодию, чтобы еще сильнее активизировать мышцы диафрагмы и брюшной полости.

Повторите это упражнение несколько раз. Кому-то из вас эти упражнения могут показаться неинтересными, скучными и даже ненужными. Но как невозможно построить красивое здание без прочного фундамента, так и человек не сможет уверенно, убедительно и красиво говорить без хорошей и прочной речетехнической основы. Вот почему обучение речевому мастерству всегда начинается с такого раздела риторики, как техника речи.

Только отработав и закрепив навыки речевого дыхания, можно приступать к «воспитанию» голоса.

Самым информативным качеством «воспитанного» голоса является его тембр. От того, насколько выразительна тембровая окраска голоса, зависит легкость восприятия слушателем смысла высказывания. С помощью тембра может быть передана самая разнообразная информация о говорящем: пол, возраст, состояние здоровья, уровень образования и т.д. Как утверждают специалисты, по тембральной окраске слушатель, даже не видя говорящего, может практически безошибочно представить себе его мимику. А это значит, что именно тембр голоса среди всех звуковых сигналов наиболее точно отражает истинные ощущения человека, что воспринимается слушателем на подсознательном уровне. В речетехническом отношении тембровая окраска голоса зависит от объема резонаторов, формы и объема трахеи, от плотности смыкания голосовых связок. Сделаем еще несколько важных пояснений. Глотка, лицевые пазухи, купол твердого неба, черепная коробка, то есть то, что расположено в нашей природной акустической системе над связками, называется верхней системой резонаторов. Полости, расположенные под связкам, и в первую очередь грудная полость, представляют собой нижнюю систему резонаторов. Если звук направлен в нижние резонаторы, то включается грудной регистр голоса, придающий голосу бархатистость, теплоту и очарование. Если звук направлен в верхние резонаторы, то голос приобретает звонкость, резкость и нередко крикливость. При очень низком звучании голоса следует использовать верхний (головной) резонатор, а при излишне резком, высоком тоне – нижний (грудной) резонатор. Только в этом случае голос приобретет комфортное для уха слушателя звучание.

Следующие несложные упражнения позволят значительно разнообразить палитру звучания вашего голоса и тем самым обеспечить его благозвучие.

Упражнение «Цоканье» позволяет увеличить объем верхних резонаторов, что придает звучанию голоса звонкость, звучность, хорошую слышимость и полетность.

1. Пощелкайте языком, имитируя звонкое цоканье копыт. Делайте это упражнение в течение 10–15 секунд, меняя положение губ от собранных в трубочку до раскрытых в широкой улыбке. Следите за изменениями окраски щелкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. Можно выполнять это упражнение, используя мелодию известных песен «Тачанка», «Песня о Щорсе».

2. «Похвала – хула». Проговорите шепотом любые фразы, но сначала как похвалу чему или кому-либо, а затем как нарекание. Известно, что положительные эмоции способствуют увеличению объема резонаторов, а отрицательные приводят к его сокращению. Поэтому в первом случае, при похвале, шепот приобретает «теплое» звучание, и объем резонаторов – наибольший. Во втором случае нарекание произносится «холодным» тоном с наименьшим объемом резонаторов.

Наряду с правильным фонационным дыханием и тембровой окраской голоса для создания эмоционально активной и убедительной речи большое значение имеет четкость и ясность в произношении звуков речи – дикция. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, поэтому формирование навыков правильного произношения, создание наилучших условий для свободного и четкого звучания речи мы рассмотрим на следующем уроке.

Завершая наш первый урок, хочется вспомнить высказывание известного специалиста в области изучения ораторского искусства Фрэнка Снелла: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас». Современная риторика поможет вам достичь этой цели.

Есть тезис, с которым я полностью согласен:

Успешный человек – это оратор.

  • Потому что речь – это важный инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.
  • Каждый из вас, уверен, приобретает мобильный телефон с максимальным количеством полезных функций: чтобы он мог не только звонить , но и фотографировать, снимать видео. Так? И это уже не кажется излишеством.
  • Так и любой работодатель хочет нанимать сотрудников с максимальным количеством полезных функций . Умение выступать , делать презентации , доклады полезная функция работника , согласны?

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

На мои курсы Ораторского Искусства записываются разные люди. И уверенные в себе люди и неуверенные. Но спустя время – это уже хорошие ораторы.

Причем стопроцентно.

Поэтому я знаю, что научиться ораторскому искусству легко. Любому человеку с любыми данными.

Не верьте тем людям, которые Вам скажут, что обучиться риторике сложно.

  • Это так же сложно и одновременно легко, как научиться ездить на велосипеде, плавать или готовить на кухне.
  • Долго верил своим друзьям, что научиться играть на гитаре удается лишь избранным. До 18 лет верил. А потом купил гитару и уже через месяц играл вполне сносно. Еще через пол года был одним из лучших (пусть не самым), в своем общежитии.

А еще я слышал, что оратору нужны какие-то врожденные данные и способности. Например, харизма или уверенность в себе

Да, не помешают.

Это все хорошо. Но ко мне чаще всего приходят люди без этих качеств. Но… они делают уроки, выполняют упражнения (самостоятельно или с тренером) … И получают отличные результаты в ораторском искусстве.

Приобретая попутно и харизму и уверенность

Нужны данные. Но другие. Хотя бы легкое чувство самолюбия и слегка самодисциплины.

А еще полезно вспомнить, что – это не самое главное в жизни.

Можно ли обучиться ораторскому искусству по самоучителю?

В знаменитой пословице говорится, что “осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться”.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и осмысленнее овладеть практикой .

Без практики (без уроков и упражнений) обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи , которые постепенно забываются . Попеременно получая знания и закрепляя их на практике , мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.


Овладение риторикой требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом .
  • Можно – упражнения перед видеокамерой .

Но в этом случае полезно периодически самостоятельно находить практику выступлений: на работе, на собраниях, на вечеринках.

Один из способов организовать практику – самому собрать группу друзей. Возможно, им будет тоже интересно овладеть ораторским искусством совершенно бесплатно.

Так часто и происходит. Опрашиваются друзья или коллеги, которые хотят обучиться урокам ораторского мастерства бесплатно. Желающие обучиться риторике всегда находятся. А после первой встречи слухи о полезном досуге приводят и малознакомых людей. И все уроки и упражнения из этой книги можно делать вместе.

Можно обучаться вдвоем с другом .

Делать практические упражнения вдвоем.
И, попеременно, быть требовательным учителем и талантливым учеником.

Очень приветствуется собирать семейные вечера , и выполнять упражнения в кругу семьи.

Это интересный и полезный семейный досуг. Вы увидите, что эти уроки по ораторскому искусству понравятся всем членам вашей семьи.

Но если Вы, все же, будете риторикой заниматься самостоятельно – это тоже хорошо. Ведь многие практические упражнения можно делать самостоятельно.

Итак, с чего нужно начать?

1. Теория.

2. Практика.

Урок №1.



Начнем с простого упражнения. Прочитайте любую из этих притч:

Станьте перед зеркалом и расскажите своими словами любую из них.

Если перед зеркалом уже получается хорошо – включите видеокамеру.

Веб-камеру, например, или видеокамеру на смартфоне.

Когда и это получится хорошо – расскажите эту притчу кому-нибудь из друзей.

В следующий раз то же самое можно проделать с любой историей (новостью) из Интернета.

Вот пример.

  • Самая обычная история рассказанная самым обычным человеком:

Думаю, полезно один раз обучиться ораторскому искусству, чтобы потом пользоваться всю жизнь.

Впрочем, предисловие затянулось – пора переходить к следующим главам.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины